Осуществляли военный надзор иногда занимались сбором налогов

Опубликовано: 04.05.2024

Образование Золотой Орды. Золотая Орда - одно из крупных государств, созданное на месте улуса Жошы (Джучи). В период правления сына Жошы - хана Башу (Батыя) территория Орды простиралась от Алтайских гор на востоке до низовий реки Дунай па западе. Вначале столицей был Сарай-Бату, расположенный в нижнем течении Волги. Затем она была пе­реведена в Сарай-Берке. Вначале новое го­сударство в письменных источниках име­новали по-старому - улус Жошы (Джучи).

В русских источниках название Золотая Орда появилось лишь в конце XVI века. В летописи «Шынгыснаме» (XIV в.) о Чингис­хане и его потомках изложена такая ле­генда: в конце жизни Чингисхан разделил владения между тремя внуками от Жошы:

В письменных источниках понятие «го­сударство Золотая Орда» определяется

неоднозначно. В одном случае под Золотой Ордой понимались личные владения Вату и его наследника Берке, то есть Поволжье и Северный Кавказ. В другом - улус Жошы (Джучи) в целом. Название государства, ви­димо, связано с его огромной территорией, ролью и значением его среди других стран, а также могуществом, росту которого спо­собствовали завоевательные походы. Одна­ко Золотая Орда не была единым государ­ством. Она состояла из нескольких самосто­ятельных улусов. Между ними не существо­вало тесных связей.

Хан Вату как создатель и правитель Зо­лотой Орды управлял государством в 1227- 1255 годах.

Как писали в мусульманских источниках, хан Вату был очень справедливым правителем. Он покровительствовал строительству мусульманских мечетей и отправлению различных религиозных обрядов. По этой причине Вату считался защитником мусульман. О справедливости хана Вату персидский историк Джувейни писал: «В его Орду приезжали торговцы из многих стран. Они завозили разнообразные товары. Он (хан Вату) заботился о закупке всех това­ров, к тому же по высокой цене». А в русских летописях имеются сведения о том, что в целях улучшения экономического положения Золотой Орды Вату особое внимание уделял развитию городов.

Усиление Золотой Орды. В письменных источниках не сохра­нилось каких-либо сведений о первых годах правления Вату. Он стал известен лишь после того, когда в 1235 году участвовал в созванном всемонгольском курултае и принял решение о походах на Запад. Эти походы длились 7 лет (1236-1242 гг.). Все они были удачными. Были завоеваны многие страны и границы Золотой Орды расширились в западном направлении.

В результате походов Вату народы Северного Кавказа, Кры­ма, русские княжества, а также некоторые государства Восточной Европы признали свою зависимость от Золотой Орды и вынужде­ны были платить ей дань.

В политическом и экономическом отношениях Золотая Орда бурно развивалась в период правления ханов Берке и Узбека. Так, в годы правления хана Берке укрепились связи между Золотой Ордой и султаном Египта Бейбарысом.

Попавший рабом в Египет из Казахских степей Бейбарыс сумел занять там заметное положение в обществе и стал четвертым султа­ном Мамлюкского государства, созданного в Египте. Он прославился

как очень опытный и искусный военачаль­ник. В период его правления широкое рас­пространение в государстве получила ис­ламская религия. В 1262 году хан Золотой Орды Берке направил к Бейбарысу своего посла для установления дружественных от­ношений. После этого между двумя госу- да рствами развивались военные, торговые, религиозные и культурные связи.

Рост могущества Золотой Орды повлек ап собой отказ хана Берке от зависимости Монгольской империи и нежелание его 111 > и I шмать участие в общемонгольских ку­рултаях. Обособление Золотой Орды нача­ лось после смерти хана Монке, что свидетельствовало об укрепле­нии позиций Золотой Орды как могущественного государства.

В целях дальнейшего усиления Золотой Орды хан Берке при­нял исламскую религию. По его указанию в Азербайджане была построена крупная мечеть. Золотая Орда укрепляла связи с таки­ми крупными центрами ислама в Средней Азии, как Ургенч и Бу­хара. Однако хан Берке не торопился с распространением ислам­ской религии среди всего населения. Он использовал ислам лишь для укрепления связей с мусульманскими странами. В 1266 году хан Берке погиб во время похода на Кавказ. Власть перешла к М смгу-Т емиру (1266-1280 гг.). При нем не произошло каких-либо важных политических событий в жизни народа. Однако Менгу- Темир в 1271 году предпринял поход против Византии, которая препятствовала укреплению отношений Золотой Орды с Египтом. Император Византии, чтобы избежать сокрушительного пораже­ния, заключил с монголами мирный договор. Этот договор способ­ствовал установлению торговых отношений Золотой Орды с горо­дя ми Средиземноморья, что открыло путь для развития связей и с тюркоязычными народно­стями Крыма, куда начала переселяться часть

населения Золотой Орды. Золотоординский вое­начальник Ногай совершал завоевательные по­ходы на соседние народы. Так было положено начало созданию в будущем Ногайской Орды.

В укрепление политической значимости государства Золотой Орды большой вклад внес Тохтыхан (1290-1312 гг.). Он оживил торго­вые связи с Ираном и странами Кавказа. Во время его правления укрепились отношения с египетским Мамлюкским государством. Свое го расцвета Золотая Орда достигла в период правления Узбек хана (1312 —1342 гг.) и его сына Жаныбек хана (1342-1357 гг.). Так, например, Узбек хан важное значение при­давал развитию городов. По его указаниям в Сарай-Берке возво­дились мечети и другие общественные сооружения. Открывая в столице государства медресе, он способствовал более широкому распространению исламской религии. В письме египетскому сул­тану он сообщал, что в его стране осталось мало неверующих. В период правления Узбек хана исламская религия была объявлена государственной.

Ослабление Золотой Орды. Во второй половине XIV века в Золотой Орде усилились междоусобные раздоры. В борьбе за власть с 1357 по 1380 год погибло двадцать ханов. Войска ослабленной из-за таких внутренних междоусобиц Золотой Орды во главе с ха­ном Мамаем в 1380 году потерпели поражение на Куликовом поле от русских дружин князя московского и владимирского Дмитрия Донского. После этого сражения внутреннее положение в Золотой Орде стало еще более нестабильным. Воспользовавшись этим, дру­гой потомок Жошы - Тохтамыш хан захватил власть в Золотой Орде в свои руки. Он совершил походы на русские земли, сжег Москву, вторгся в Мавераннахр и на Кавказ. Воюя с Тохтамышем, правитель Мавераннахра эмир Тимур не раз совершал походы на Золотую Орду и подвергал ее разграблению.

Таким образом, к середине XV века Золотая Орда распалась на Белую и Ногайскую Орды, Сибирское, Казанское, Крымское и Астра­ханское ханства.

Общественный строй Золотой Орды. Он был схожим с систе­мой улусов потомков Чингисхана. Ханская власть передавалась по наследству. В случае смерти хана трон занимал его брат илц сын. Каждый родственник и окружение хана имели право на оп­ределенную часть дани, которую в основном расходовали на со­держание ханского дворца и войска.

После принятия ислама ханы Золотой Орды делопроизводство вели с помощью тюркской и уйгурской письменности. Писарей име­ли правители улусов, эмиры, командующие туменами, тысячами и другие представители знати. Гражданскую власть на уровне го­сударства и улусов осуществляли везиры. Словом, в Золотой Орде была полностью сохранена система государственного управления улуса Жошы. Государство состояло из улусов, а улусы подразде­лялись на более мелкие владения. Гражданская власть более мел­ких владений находилась в руках местных правителей, называе­мых маликами. Для контроля за сбором налогов назначались да- руги , которые также занимались переписью населения, набором людей для военной службы и т.д. Военное руководство было в ру­ках беков.

Система государственного управления в Золотой Орде

Описание: Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\istoria_sredneveko_kazakhstana_7kl_raspoznano.files\image090.jpg

В системе государственного управления в Золотой Орде важ­ную роль играли баскаки. Они, кроме управления местным насе­лением, осуществляли военный надзор за ним, иногда занимались ("бором налогов. По той причине, что Золотая Орда имела огром­ную территорию и управлять ею было очень сложно, она была вы­нуждена содержать огромный чиновничий аппарат из опытных, грамотных и способных умело осущестлять власть людей. Среди них было много буддистов и мусульман. Сами монголы, попав в среду и под влияние тюрков, были сильно тюркизированы, пере­няв их язык, стали принимать исламскую религию. Таким обра­зом, Золотая Орда уже в XIV веке превратилась в мусульманское государство.

1. Когда начала создаваться Золотая Орда?

2. Почему государство было названо Золотой Ордой?

3. Что вы знаете о походах Вату?

4. В период правления каких ханов стала усиливаться Золотая Орда?

5. С какими государствами Золотая Орда имела дружественные от­ношения?

6. В период правления каких ханов население Золотой Орды стало принимать исламскую религию?

7. Что послужило причиной ослабления Золотой Орды?

8. Что вы знаете об общественном строе Золотой Орды?

Вопросы для самопроверки

1. На территории какого улуса было образовано государство Золо­тил Орда?

A. улуса Джучи С. улуса Угедея

B. улуса Чагатая D . улуса Тулуя

2. Кто являлся основателем государства Золотая Орда?

B. Джучи D . Тохты хан

3. В период правления какого хана Золотой Орды ислам был объяв­лен государственной религией?

Золотая Орда - государство, созданное на месте улуса Джучи. В период правления сына Жоши – хана Бату (Батыя) территория Орды простиралась от Алтайских гор до реки Дунай. Вначале столицей был Сарай-Бату в нижнем течении Волги, затем - Сарай-Берке. Вначале го­сударство в письменных источниках име­новали улусом Жоши. В русских источниках название Золотая Орда появилось лишь в конце XVI века. В летописи «Шынгыснаме» ( XIV в.) изложена ле­генда: Чингисхан разделил владения между тремя внуками от Жошы: Бату, Еженом и Шайбаном, которые полу­чили в наследство Золотую, Синюю и Бе­лую Орды.

Золотая Орда состояла из нескольких самосто­ятельных улусов, между ними не существо­вало тесных связей. Создатель Зо­лотой Орды хан Бату управлял государством в 1227-1255 годах. Он покровительствовал строительству мечетей и считался защитником мусульман. Персидский историк Джувейни писал: «В Орду приезжали торговцы из многих стран. Хан Бату заботился о закупке всех това­ров по высокой цене». В русских летописях имеются сведения, что Бату особое внимание уделял развитию городов.

Бату в 1235 году участвовал во всемонгольском курултае и принял решение о походах на Запад, они длились 7 лет (1236-1242 гг.). В результате народы Северного Кавказа, Кры­ма, русские княжества, некоторые государства Восточной Европы признали зависимость от Золотой Орды и вынужде­ны были платить ей дань.

В политическом и экономическом отношениях Золотая Орда бурно развивалась в период правления ханов Берке и Узбека.

В годы правления Берке укрепились связи между Золотой Ордой и султаном Египта Бейбарысом. В 1262 году Берке направил к Бейбарысу посла. Развивались военные, торговые, религиозные и культурные связи.

Обособление Золотой Орды нача­лось после смерти монгольского хана Монке. При Берке Золотая Орда стала независима от Монгольской империи. Берке при­нял исламскую религию, использовал ислам лишь для укрепления связей с мусульманскими странами. В 1266 году хан Берке погиб во время похода на Кавказ. Менгу-Темир в 1271 году предпринял поход против Византии, которая препятствовала отношеням Золотой Орды с Египтом. Византия заключила с монголами мирный договор, который способ­ствовал установлению торговых отношений Золотой Орды с горо­дами Средиземноморья. Золотоордынский военачальник Ногай совершал завоевательные по­ходы на соседние народы. Так было положено начало созданию в будущем Ногайской Орды. Хан Тохты хан оживил торго­вые связи с Ираном и странами Кавказа, укрепил отношения с египетским Мамлюкским государством.

Свое­го расцвета Золотая Орда достигла в период правления Узбека и Жаныбека. В период правления Узбек хана исламская религия была объявлена государственной.

Во второй половине XIV в. в Золотой Орде усилились междоусобицы. В борьбе за власть с 1357 по 1380 год погибло двадцать ханов. Войска Золотой Орды во главе с ха­ном Мамаем в 1380 году потерпели поражение на Куликовом поле от русских дружин князя Дмитрия Донского. Воспользовавшись этим, потомок Жоши - Тохтамыш хан захватил власть в Золотой Орде. Он совершил походы на русские земли, сжег Москву, вторгся в Мавераннахр и на Кавказ. Воюя с Тохтамышем, правитель Мавераннахра эмир Тимур не раз совершал походы на Золотую Орду и подвергал ее разграблению.

К середине XV века Золотая Орда распалась на Белую и Ногайскую Орды, Сибирское, Казанское, Крымское и Астра­ханское ханства.

В Золотой Орде была полностью сохранена система государственного управления улуса Жоши. Ханская власть передавалась по наследству: трон занимал брат или сын. Каждый родственник хана имели право на оп­ределенную часть дани, которую в основном расходовали на со­держание ханского дворца и войска. Для решения важных государственных дел созывался курултай.

После принятия ислама ханы Золотой Орды делопроизводство вели с помощью тюркской и уйгурской письменности. Гражданскую власть на уровне го­сударства и улусов осуществляли везиры. Государство состояло из улусов. Гражданская власть мел­ких владений находилась в руках местных правителей - маликов. Для контроля за сбором налогов назначались даруги, которые также занимались переписью населения, набором людей для военной службы. Военное руководство было в ру­ках беков. Баскаки осуществляли управление местным населением, военный надзор, иногда сбор налогов.

Сами монголы, попав в среду и под влияние тюрков, были сильно тюркизированы, пере­няв их язык, стали принимать исламскую религию. Золотая Орда уже в XIV веке превратилась в мусульманское государство.

  1. Первое крупное государство, созданное на месте улуса Жоши
  2. Преемником Джучи стал один из его сыновей
  3. Хан Батый стал преемником своего отца Джучи в
  4. В 1236 году покорение Восточной Европы возглавил
  5. В 1236 г . возглавил поход на запад
  6. В 1236 г . Батый начал завоевание
  7. Европейские походы Батыя длились
  8. В итоге семилетнего похода 1236-1242 гг. Бату расширил государство
  9. В итоге походов Батыя с 1236-1242 гг. территория Золотой Орды простиралась от
  10. В итоге походов Батыя с 1236-1242 гг. народы Кавказа, Крыма и русские княжества признали свою зависимость от Золотой Орды и
  11. Признали зависимость от Золотой Орды, получали от ее ханов «ярлыки на княжение» и выплачивали дань
  12. Монгольское государство, основанное ханом Бату
  13. Основатель Золотой Орды
  14. Создатель Золотой Орды хан Батый управлял государством в
  15. Создал Золотую Орду, в 1227-1255 гг. управлял государством
  16. Основанное Батыем государство Золотая Орда в письменных источниках называлось
  17. В письменных источниках Улусом Жоши называлось основанное Батыем государство
  18. В низовьях Волги располагалась столица Золотой Орды, город
  19. Столицей Золотой Орды при Бату хане был город
  20. Столица Золотой Орды город Сарай-Бату был основан
  21. Русские летописи пишут, что в целях улучшения экономики Золотой Орды особое внимание развитию городов уделял
  22. Золотая орда стала самостоятельным государством при
  23. Золотая Орда становится независимой от Монгольской империи в период правления хана
  24. Отказался от зависимости Монгольской империи и участия в общемонгольских курултаях хан Золотой Орды
  25. Золотая Орда при Берке-хане
  26. Для укрепления связи Золотой Орды с мусульманскими странами при Берке хане
  27. Берке хан использовал ислам для
  28. При хане Золотой Орды Берке религия ислам использовалась лишь для укрепления
  29. Результатом похода Золотой Орды против Византии в 1271 году, явилось
  30. Результатом похода Золотой Орды против Византии в 1271 году, явилось подписание мирного договора и расширение торговых отношений
  31. Золотая Орда при хане Берке укрепляет связи и развивает дружественные отношения с государством
  32. В 1271 году Золотая Орда предприняла поход против Византии, которая препятствовала укреплению военно-экономических отношений с
  33. При хане Золотой Орды Берке укрепляется связь и развиваются дружественные отношения с султаном Египта
  34. Золотая Орда укрепила связи с султаном Египта Бейбарысом при хане
  35. Золотая Орда достигла своего наибольшего могущества в I половине XIV в. при
  36. Золотая Орда при Узбек-хане и его преемнике Джанибеке
  37. Ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды в 1312 году при
  38. Золотая Орда при Узбек-хане
  39. Золотая Орда при Узбек-хане
  40. Государственная религия Золотой Орды с XIV в.
  41. Узбек-хан правил в период
  42. Золотая Орда при хане Менгу-Темире
  43. В Золотой Орде баскаки иногда занимались
  44. В Золотой Орде управлением местного населения, военным надзором и сбором налогов занимались
  45. Для решения важных государственных дел в Золотой Орде
  46. В борьбе за власть в Золотой Орде с 1357 по 1380 годы погибло
  47. Правитель Золотой Орды Мамай был разбит на Куликовом поле русскими войсками в
  48. Воспользовавшись поражением Мамая на Куликовом поле, власть в Золотой Орде захватил
  49. Тохтамыш-хан, пытаясь военными победами укрепить свою власть в 1382 году
  50. В результате походов войск Эмира Тимура неоднократно был (-а) разграблен (-а)
  51. В конце XIV века совершал походы на Золотую Орду и подвергал ее разграблению
  52. Во второй половине XIV в. наблюдается упадок Золотой Орды в результате
  53. Упадок Золотой Орды как следствие усиления междоусобных распрей наблюдается во второй половине
  54. Золотая Орда распалась на отдельные государства в середине
  55. Монголы в Золотой Орде фактически тюркизировались к

Монгольские завоевания полностью изменили политическую карту региона, оказали влияние также и на этническую карту расселения племен на территории Казахстана. Чингисхан еще при жизни выделил «особые земли, называемые йуртом », каждому из своих сыновей. Территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов. Большая часть – степные просторы севера страны и вся местность от верховьев Иртыша к озеру Ала-Куль и дальше на запад к И ли и Сыр-Дарье входила в состав улуса Джучи . Именно на этой территории складывалась и развивалась собственно казахская государственность. Чингизиды стремились превратить свои улусы в независимые владения. Первым открыто выступил Джучи , что явилось причиной столкновения между отцом и сыном. После смерти Джучи из всех его сыновей второй, Бату (Батый), был признан войсками на западе наследником отца, и этот выбор был утвержден Чингисханом.

В письменных источниках понятие «го­сударство Золотая Орда» определяется неоднозначно. В одном случае под Золотой Ордой понимались личные владения Бату и его наследника Берке , то есть Поволжье и Северный Кавказ. В другом - улус Джучи в целом. Название государства, ви­димо, связано с его огромной территорией, ролью и значением его среди других стран, а также могуществом, росту которого спо­собствовали завоевательные походы. Одна­ко Золотая Орда не была единым государ­ством. Она состояла из нескольких самосто­ятельных улусов. Подчиняясь обычаям, Батый жаловал уделы свои братьям. По преданию, приведенному у Абулгази ( XVII век), Батый после возвращения из семилетнего похода в «северные страны» - Восточную Европу – сказал своему брату Орда- Еджену : «В этом походе ты содействовал окончанию нашего дела, поэтому тебе отдается народ, состоящий из десяти тысяч семейств», в другом переводе добавлено: «в том месте, где жил отец твой», то есть в верховьях Иртыша.

Общественный строй Золотой Орды был схожим с систе­мой улусов потомков Чингисхана. Ханская власть передавалась по наследству. Каждый родственник и окружение хана имели право на оп­ределенную часть дани, которую в основном расходовали на со­держание ханского дворца и войска. Для решения важных государственных дел созывался курултай – общее собрание знати во главе с членами правящей династии. Армией и дипломатическими отношениями с другими государствами ведал беклербек . Во главе дивана – центрального органа исполнительной власти, ведавшего финансами, налогами, внутренней жизнью государства, - стоял везир . Государство состояло из улусов, а улусы подразде­лялись на более мелкие владения. Гражданская власть более мел­ких владений находилась в руках местных правителей, называе­мых маликами. Для контроля за сбором налогов назначались да­руги , которые также занимались переписью населения, набором людей для военной службы. Военное руководство было в ру­ках беков. В системе государственного управления в Золотой Орде важ­ную роль играли баскаки. Они, кроме управления местным насе­лением, осуществляли военный надзор за ним, иногда занимались сбором налогов. Поскольку Золотая Орда имела огром­ную территорию и управлять ею было очень сложно, она была вы­нуждена содержать огромный чиновничий аппарат из опытных, грамотных и способных умело осуществлять власть людей. Среди них было много буддистов и мусульман. Сами монголы, попав в среду и под влияние тюрков, были сильно тюркизированы . Пере­няв их язык, они стали принимать исламскую религию.

Хан Бату как создатель и правитель Зо­лотой Орды управлял государством в 1227-1255 годах. Как писали в мусульманских источниках, хан Бату был очень справедливым правителем. Он покровительствовал строительству мусульманских мечетей и отправлению различных религиозных обрядов. По этой причине Бату считался защитником мусульман. О справедливости хана Бату персидский историк Джувейни писал: «В его Орду приезжали торговцы из многих стран. Они завозили разнообразные товары. Он (хан Бату) заботился о закупке всех това­ров, к тому же по высокой цене». А в русских летописях имеются сведения о том, что в целях улучшения экономического положения Золотой Орды Бату особое внимание уделял развитию городов.

В политическом и экономическом отношениях Золотая Орда бурно развивалась в период правления ханов Берке и Узбека. Так, в годы правления хана Берке (1257-1266 гг.) укрепились связи между Золотой Ордой и султаном Египта Бейбарысом . В 1262 году хан Золотой Орды Берке направил к Бейбарысу своего посла для установления дружественных от­ ношений. После этого между двумя госу­ дарствами развивались военные, торговые, религиозные и культурные связи. Рост могущества Золотой Орды повлек за собой отказ хана Берке от зависимости Монгольской империи и нежелание его принимать участие в общемонгольских курултаях. Обособление Золотой Орды началось после смерти хана Монке . В целях дальнейшего усиления Золотой Орды хан Берке при­нял исламскую религию. По его указанию в Азербайджане была построена крупная мечеть. Золотая Орда укрепляла связи с таки­ми крупными центрами ислама в Средней Азии, как Ургенч и Бу­хара. В 1266 году хан Берке погиб во время похода на Кавказ. Власть перешла к Менгу -Темиру (1266-1280 гг.). Он впервые стал чеканить монеты от своего имени. В 1271 году Менгу -Темир предпринял поход против Византии, которая препятствовала укреплению отношений Золотой Орды с Египтом. Император Византии, чтобы избежать сокрушительного пораже­ния, заключил с монголами мирный договор. Этот договор способ­ствовал установлению торговых отношений Золотой Орды с горо­дами Средиземноморья, что открыло путь для развития связей и с тюркоязычными народно­стями Крыма, куда начала переселяться часть населения Золотой Орды.

Свое­го расцвета Золотая Орда достигла в период правления Узбек хана (1312-1342 гг.) и его сына Жаныбек хана (1342-1357 гг.). Узбек хан важное значение при­давал развитию городов. По его указаниям в Сарай- Берке возво­дились мечети и другие общественные сооружения. Открывая в столице государства медресе, он способствовал более широкому распространению исламской религии. В период правления Узбек хана исламская религия была объявлена государственной.

Таким образом, к середине XV века в нескольких больших улусах утвердились свои ханы, и Золотая Орда перестала существовать. В 20-60-х годах образовались Белая и Ногайская Орды, Сибирское, Казанское, Крымское и Астра­ ханское ханства.

В послемонгольское время на территории Казахстана появились новые государства, созданные местными этническими группами. Одно из них – государство Ак Орда ( Белая Орда) , существовавшее с XIII до нача­ла XV века в Восточном Дешт -и-Кыпчаке. По свидетельству Рашид-ад-Дина ( XIV век) восточную часть улуса Джучи получил один из старших сыновей Джучи Орда- Еджен вместе со своими братьями еще при отце. По свидетельству Абулгази ( XVII век), эти земли выделены Орде Еджену его младшим братом Бату ханом в середине XIII века.

В улус сына Джучи Орда- Еджена первоначально входили земли северо-восточной части Семиречья, Прииртышья , степи до горных массивов Улутау и Кентау . Ставка Орды в середине XIII века была на Иртыше, в районе озера Алаколь . К западу от улуса Орда- Еджена лежали владения Шайбана . О выделении улуса Шайбана сообщает Махмуд ибн Вали: «… Шайбан -хан, сын Джучи -хана, сына Чингисхана, в семилетнем походе при завоевании стран асов, руссов, черкесов и булгар проявил старание и получил от брата Бату-хана в качестве вознаграждения четыре омака » В « Зубдат аль- асар » даны названия этих « омаков » - племен: кошчи , найман , буйрак и карлук . О территории удела Шайбана сообщает Абулгази : « Шайбан кочевал летом на обширном пространстве между предгорьями Урала и реками Тобол, Яик, Иргиз, а зимой – в бассейне Аральского моря, по рекам Чуйсу , Сарысу и в низовьях Сырдарьи». В середине XIV века власть правителей из рода Орда Еджена распространилась и на улус Шайбана , то есть фактически на всю территорию современного Казахстана, кроме Семиречья. Политический центр Ак Орды переместился на юг Казахстана и столицей ее стал город Сыгнак . Столица располагалась в местности, благоприятной для развития земледелия и полукочевого скотоводства. Подножия Алтая, Улытау и Уральских возвышенностей ис­пользовались как летние пастбища. А основными местами зимо­вок являлись Приаралье, среднее и нижнее течение Сырдарьи и нижнее течение Чу. Арыки и пруды, выры­тые от Сырдарьи к городу, а также малые и большие поселения свидетельствуют, что местное население занималось оседлым зем­леделием. Особенно бурно развивалась городская культура в Ак Орде в период правления хана Ерзена . Хан возвел в городах Отраре , Сауране , Дженде и Баршынлыкенте мечети и медресе. Превратил город Сыгнак в главный торговый центр между Средней Азией и Восточным Дешт -и-Кыпчаком. Между городами существо­вали тесные экономические связи.

В научной литературе дискутируется вопрос о времени, обстоятельствах возникновения и географическом местонахождении Ак Орды и Кок Орды. Исследователи истории придерживаются мнения, что термины Ак Орда и Кок Орда означали различные части улуса Джучи .

Таким образом, Ак Орда занимала территорию от р. Урал (Яик) до Западно-Сибирской низменности, а также огромные просторы до среднего и нижнего течений Сырдарьи. На этих землях было создано патриархально-феодальное государство Ак Орда, население кото­рого состояло из тюркоязычных племен. По сравнению с Золотой Ордой этнический состав Ак Орды был однородным. Ее населяли в основном тюркоязычные племена, жившие в этом крае издавна, ко­торые впоследствии составили казахский народ - кыпчаки, конраты , аргыны , алшыны , канлы , кереи , уйсуны , найманы и др. В формиро­вании и зарождении казахского народа важную роль сыграло это го­сударство.

Со второй четверти XIV века Белая Орда окончательно отделяется от Золотой. В 1327-1328 годах My барак хан от своего имени выпускал в Сыгнаке свои монеты. Золотая Орда стремилась поставить Белую Орду в зависимость от себя. Из-за этого между правителем Золо­той Орды Узбек ханом и Мубарак ханом велась постоянная борь­ба. Потерпев поражение, Мубарак хан был вынужден бежать в кыр­гызские земли и далее на Алтай.

Значительно укрепилась Ак Орда при хане Урусе , правившем в 60-70-е годы XIV века. В 1368-1369 годах в Сыгнаке он чеканил свои монеты. В период своего правления он преследовал одну цель - положить конец раздробленности в Золотой Орде и восстановить ее прежнее могущество. В 1374-1375 годах он со­вершил поход в Поволжье, захватил столицу Золотой Орды Сарай- Берке , затем Хаджи-Тархан и подчинил себе камских булгар. Однако Урус хан не смог одержать полной победы над временным правителем Золотой Орды Мамаем. Опасаясь усиления эмира Ти­мура в Средней Азии, Урус хан возвратился в свои присырдарьинские владения. На него пала основная тяжесть борьбы и защиты Ак Орды от агрессии Тимура. Стремясь сломить Золотую Орду, Тимур обрушил меч на ближайших к Мавераннахру соседей – Ак Орду и Могулистан . В 70-80-х годах XIV века Тимур предпринял около десятка набегов на территорию этих государств. В итоге оба государства были ослаблены. Их самостоятельности был нанесен ощутимый удар. В Ак Орде власть захватил ставленник Тимура Тохтамыш . Укрепив свои позиции, Тохтамыш отказался от признания над собой власти эмира Тимура, даже пытался противостоять ему. В 1380 году Тохтамыш завоевал большую часть территории Золотой Орды и ставку хана Мамая.

Таким образом, неоднократные походы эмира Тимура и хана Тохтамыша совершенно ослабили Белую Орду. Последний хан Бе­лой Орды Барак пытался вернуть присырдарьинские города. Он, одержав победу над внуком Тимура - Улугбеком, подчинил себе ряд городов. Однако в 1428 году власть в Восточном Дешт -и-Кыпчаке взял в свои руки Абулхаир хан из династии Шайбанидов . Он завоевал многие земли Белой Орды и создал свое ханство.

Территория Юго-Восточного Казахстана в середине XIV - XVI веков входила в государство Могулистан . Оно образовалось на северо-востоке Средней Азии, в Жетысу и Восточном Туркестане, входивших в монгольское время в улус Чагатая . К середине XIV века улус Чагатая распался. В восточ­ных источниках о происхождении названия государства есть та­кая версия: слова «монгол» и « Монголистан » в Средней Азии писа­лись и, очевидно, произносились как «могул» и « Могулистан ». О территории, занимаемой Могулистаном , Мухаммед Хайдар писал: «. та терри­тория, которая теперь называется Могулистаном , имеет в длину и ширину [протяжен­ность] 7-8 месяцев пути. Восточная окраи­на [ Могулистана ] примыкает к землям калмаков и [включает в себя] Барскуль , Эмиль и Иртыш. На севере его граница проходит по Кокча -Тенгизу (Балхашу), Буму и Караталу; на западе [ Могулистан ] граничит с Туркестаном и Ташкентом; на юге - с вилайетом Фергана, Кашгаром, Аксу, Чалышем и Турфаном», то есть в состав государства входила территория Южного Казахстана и Жетысу .

Государством правил ранее служивший чагатайскому хану знатный эмир Пуладчи ( Поладшы ) из племени дулат . Не имея на­следственного права на занятие трона Могулистана , Пуладчи в 1348 году возвел на трон преданного себе внука Дува хана из потомков Чагатая , восемнадцатилетнего Тоглук -Тимура . Он стал основоположником правя­щей династии, находившейся во главе ханской власти до начала XVI века. Но факти­чески вся политическая власть оставалась в руках эмира Пулад­чи . Основной целью его являлось окончательное отделение Могу­листана от Мавераннахра и создание независимого ханства. Это в конечном итоге вело к укреплению политической власти и господ­ствующей роли представителей знати племени дулат . Ведущая роль вождей племени дулат в улусе Чагатая была известна еще с середины XIV века. Историк Мухаммед Хайдар Дулати писал: «Когда Чагатай -хан разделял свое государство на уде­лы, он дал Уртубу ( Урту -Бараку), деду эмира Пуладчи , [область] Манглай-Субе ». Это была огромная территория от Восточного Тур­кестана до Ферганы. Таким образом, представители знати племе­ни дулат со времен Чагатая оказались в числе господствующих сил в этом регионе. Поэтому, они активно участвовали в создании государства Могулистан .

Тоглук -Тимур хан, придя к власти, в некоторой степени сумел улучшить внутреннее положение в государстве. Подчинив всю территорию ханства единому центру, сто­лицей государства он сделал город Алмалык. Свою власть хан осуществлял по прежде установившейся улус­ной системе управления. Наследственный титул верховного улусного бека - улусбег был закреплен им за главой дулатов . При нем была упорядочена система налогов. Исламская религия была объявлена государственной. Тоглук -Тимур насильственно обращал в ислам население Могулистана . Как писал Мухаммед Хайдар, только за один день было обращено в ислам 160 тысяч человек. По приказу хана лиц, отказавшихся от принятия исламской рели­гии, приговаривали к смертной казни. Таким образом, хан устано­вил в стране жесткий порядок.

В своей внешней политике Тоглук -Тимур пытался восстано­вить на территории Средней Азии свою власть на всех землях быв­шего Чагатайского улуса. В 1360-1361 годах он дважды совер­шил походы в Мавераннахр . Одержав в них победы, на ханский трон Мавераннахра он возвел своего сына Илъяса -Ходжу . После смер­ти Тоглук -Тимура, поневоле признававший его власть над собой эмир Тимур поднялся на борь­ бу против Ильяса-Ходжи. Произошло несколь­ко сражений между ними. Ильяс-Ходжа по­терпел унизительное поражение. После этого он, собрав новое войско в Могулистане , вновь выступил против Тимура. Сражение произош­ло 22 июня 1365 года под Ташкентом и известно в истории как знаменитая Батпактинская битва («Грязевая битва»). Во время сражения начался сильный ливень, затруднивший боевые действия войск. Более привычные к суровому климату Могулистана и лучше экипированные войска Ильяс-Ходжи сумели выстоять в этой битве. Подошедшее свежее могульское войско заставило Тимура повернуть назад. В «панике бегства много людей было затоптано в грязи и глине», «на поле гибели пало около десяти тысяч человек».

После Батпактинской победы могульский хан направился к Самарканду и осадил его. Но население города оказало ожесточенное сопро­тивление. Могульские воины безжалостно уби­вали и грабили местных жителей. Но взять го­род им не удалось: население Самарканда оказало ожесточенное сопротивление. Продолжительная осада обессилила войско. В то же время среди поголовья конницы могулов началась эпидемия конской чумы. Могулам пришлось отсту­пить от города и вернуться в Могулистан . Таким образом, попыт­ка могулов восстановить свою власть на территории бывшего Чагатайского улуса закончилась неудачей. Главной причиной ее были раздоры между представителями могульской знати и последовав­шая за этим феодальная раздробленность ханства. Впоследствии Ильяс-Ходжа сам стал жертвой феодальных распрей.

Когда Могульское ханство было крайне ослаблено внутренними междоусобицами, захвативший в 1370 году власть в Мавераннахре эмир Тимур начал завоеватель­ную войну против Могулистана .

В конце XIV века эмир Тимур неоднократно совершал походы против Могулистана . Первый из них был совершен в 1371-1372 годах. Во время этого похода он дошел до города Алмалык. Не сумев взять город, он разграбил по пути все поселения и захватил много пленников. Очередной завоевательный поход он совершил в 1375-1377 годах. В ходе этого похода через юг Казахстана он до­шел до жетысуйской реки Чарын . В сражении с могульским вое­начальником Камар ад- дином он одержал победу. Набеги войск эмира Тимура в 1380-1390 годах были катастрофически опустошительными для государства, так как общее количество войск Тимура с отрядами его сыновей составляло 120 тысяч человек. Таким образом, в результате неоднократных нашествий войск эмира Тимура Могульское ханство было обескровлено. Оно распа­лось на несколько независимых владений. Хан Хизр -Ходжа при­знал свою вассальную зависимость от эмира Тимура. Лишь после смерти эмира Тимура (1405 г.) в период правления Мухаммед хана - наследника Хизр -Ходжи - Могулистан вновь обрел свою незави­симость. Однако после смерти Мухаммед хана в Могулистане вновь начались раздоры. Воспользовавшись этим, внук Тимура Улугбек возвел на трон Шер-Мухаммеда, внука своего сторонника Хизр хана. Его противники избрали ханом Могулистана второго внука Хизр -Ходжи – Уаиса ( Вайса ). В ответ на это в 1425 году Улугбек совершил поход на Могулис­тан и подве рг стр ану разграблению.

После смерти Уаис хана в 1428 году Могулистан вновь ока­зался раздробленным на части. Междоусобную борьбу за ханскую власть продолжили уже сыновья Уаис хана ( Вайс ) - Жунус и Есен -Буга. При поддержке эмиров племени дулат Есен -Буга занял ханский трон (1433-1462 гг.). Однако Жунус не прекратил свою борьбу за ханскую власть. Он обратился за помощью к потомку Тимура Абу Сайду. Борьба за ханскую власть прекратилась лишь после смер­ти Есен -Буги в 1462 году. Жунус из Жетикента возвратился в Могулистан и объявил себя наследником ханского трона. Распад ханства начался в период правления внука Жунус хана Абд ар-Рашида. Территория Жетысу отошла от Могулистана к Казахскому ханству.

Таким образом, в XIV - XV веках шел процесс формирования казахской народности из различных тюркоязычных и монголоязычных этнических групп, восстанавливалась государственность на местной этнической основе. Борьба народов насильственно включенных в монгольские улусы, за самостоятельное развитие, изменения во внутренней жизни их стран ускорили процесс распада Золотой Орды и государства Чагатаидов , в состав которых входила территория Казахстана во времена монгольского господства.

Глава 2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.

§ 6. Налоги – главный источник государственного бюджета. Историческая эволюция налогообложения.

Налоги – один из наиболее давних финансовых инструментов государства. Известно, что в Древней Греции и Риме существовало около 200 видов налогов, в том числе налог на рабов, а также арендные платежи за использование рабов (в Древней Греции, в частности в Спарте, рабы не находились в частной собственности, а являлись собственностью государства и сдавались в аренду гражданам). В Древнем Риме по́дать (пошлину) собирали с каждой провинции, а также с некоторых городов. Сборщики подати назывались мытарями и считались обманщиками и ворами.

Одним из первых ввёл систему государственных податей царь Дарий – правитель Древней Персии. Все сатрапии должны были платить строго фиксированные денежные пошлины серебром с учётом площади обрабатываемой земли и степени её плодородности. В труде Геродота сохранился подробный перечень этих податей. Согласно этому свидетельству нам известно, что подвластные персидским царям народы платили в общей сложности около 2322 кг серебра, не считая сатрапии, которая вносила пошлину золотым песком. Кроме денежных налогов необходимо было платить подать натурой: зерном, фруктами, вином, скотом, коврами, одеждой, золотыми или серебряными сосудами.

В Месопотамии податями облагалось использование оросительных сооружений, а с купцов брали налог за торговлю товарами. Граждане Рима в мирное время налоги не платили, а в военное платили с учётом их достатка. Сумму налога (ценза) каждые пять лет определяли чиновники-цензоры согласно заявлениям граждан о своём имущественном состоянии и семейном положении. Это заявление – прообраз современной декларации о доходах. По мере превращения в метрополию Рим вводил в колониях коммунальные (местные) налоги, также зависящие от размеров состояния жителей. Римские граждане, проживающие вне Рима, облагались государственными и местными налогами. В случае победных войн налоги уменьшались, а иногда государственный налог полностью отменялся. Необходимые расходы компенсировались взиманием контрибуций с завоёванных земель. Местные налоги всегда взимались регулярно. Во время правления Августа Октавиана (63 до н. э. – 14 н. э.) во всех провинциях огромной Римской империи была проведена реформа налогообложения.

В Византии (Восточная Римская империя) в ранний период (до VIII в.) существовал 21 вид налогов. Основные налоги: подушная подать; поземельный налог; сборы на оснащение армии и рекрутов (для освобождения от воинской службы), покупку лошадей; пошлины на продажу товаров (10–12,5%), выдачу государственных актов; налог «на воздух» (штраф, взимаемый, если размеры построенного здания превышали установленные); сбор за повышение в должности (для сенаторов, чиновников, военных); чрезвычайные налоги (на строительство флота, содержание воинских частей) и др. Налоги разделялись на прямые и косвенные. В Риме к прямым относили поземельный налог (десятина), налог на число фруктовых деревьев, включая виноградные лозы, налоги на недвижимость, «живой инвентарь» (рабы, крупный рогатый скот), ценности. Помимо этого, жителям провинций нужно было платить подушную подать. К косвенным налогам относились налог с оборота (10%), особый налог с оборота при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% рыночной стоимости), налог с наследства (5%) – только для граждан Рима (полученные от него средства направлялись на выплату пенсий профессиональным солдатам).

Во Франции в период правления Филиппа IV (1268–1314) были заложены основы государственной налоговой системы. Филипп обложил налогами всех подданных. Бароны платили налоги в размере1/50 доли своего имущества; мирская знать (включая членов Ордена тамплиеров) – 1/100 доли, а также десятичную пошлину; города – налог с торгового оборота (в виде пошлины «с очага» – 0,33 ливра); итальянские купцы – ломбардийскии налог. Введённый королём косвенный налог с продававшихся в стране товаров назывался в народе «дурным». Непомерно высокие налоги привели к народным волнениям в стране и в подвластной Фландрии.

Когда появились первые налоги на Руси, точно неизвестно. В первом дошедшем до нас литературном памятнике «Повести временных лет» о дани говорится как о чём-то традиционном. Историки считают, что пополнение княжеской казны за счёт сбора налога (дани) с членов племенных союзов (общин) стало систематическим начиная с VIII в.

Князь Олег дань с подвластных племён «мира для» стал собирать после своего утверждения в Киеве. Новгородцы должны были платить Олегу 300 слитков серебра массой по 200 г каждый. Затем Олег обложил данью древлян, которые ранее платили подати хазарам.

Экономическая сущность налогов. Налоги – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с физических лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а также экономические отношения между государством и налогоплательщиком в виде отчуждения налогоплательщиком части получаемого дохода в пользу государства. Налог выражает экономические отношения между государством и налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) по поводу отчуждения части полученного налогоплательщиком дохода в пользу государства. Целью изъятия является формирование государственного бюджета для обеспечения государственных расходов. Уплата налога всегда рассматривалась как проявление добродетели граждан. Так, во времена Великой французской революции люди, уплатившие налог в размере трёхдневного заработка, приобретали политические права и обеспечивали себе гарантии от гильотины.

Налоги выполняют важную социально-экономическую роль. Во-первых, они являются главным источником формирования доходов государственного бюджета, во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению, и, в-третьих, могут влиять на уровень цен и рост инфляции. Кроме того, налоги выполняют активные социальные функции – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоёв населения. Таким образом, налоги выполняют фискальную, экономическую и социальную функции. Фискальная функция налогов предполагает образование государственных денежных доходов для функционирования государства; экономическая – их использование для воздействия на экономику; перераспределительная позволяет в определённой степени выравнять условия жизни населения – богатые платят больше, бедные – меньше.

Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования (табл. 2). Величина социальных налогов жёстко увязана с расходами на заработную плату физическим лицам предприятия, поддаётся количественному измерению и включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды. Необходимость социальных налогов в настоящее время никем не оспаривается, а перспектива их применения зависит от политики государства в области социального страхования и пенсионного обеспечения. Спорной является величина ставки налога (процент от дохода).

Таблица 2

Фонд Какие выплаты осуществляет фонд
Пенсионный Пенсия по старости, по инвалидности, по потере кормильца и др.
Социального страхования Оплата «больничного листа» (пособия по временной нетрудоспособности)
Занятости Пособие по безработице, оплата обучения новой профессии
Обязательного страхования (ОМС) Медицинские услуги, прописанные в особом перечне, например, обслуживание детей в поликлиниках, прививки, профилактические осмотры и др.

Налоговая система объединяет две органично связанные составляющие: систему налоговых платежей и налоговый механизм.

Система налоговых платежей – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на всей территории государства либо на её отдельных территориальных образованиях (субъектах федерации, муниципалитетах) в порядке, утверждённом налоговым законодательством.

Налоговый механизм объединяет совокупность всех средств и методов начисления, взимания и распределения налоговых доходов по бюджетным уровням в соответствии с действующим налоговым законодательством.

С позиции экономической теории налоговая система представляет собой систему экономических отношений между государством, с одной стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, по поводу перераспределения части ВВП в пользу государства.

Использование государством налоговой системы с целью изменения или стабилизации экономической, социальной, политической, экологической, демографической или какой-либо иной ситуации в стране или её внешнеэкономических отношений называется налоговой политикой государства. Посредством изменения системы налоговых платежей и налогового механизма государство формирует новые направления налоговой политики. Благодаря введению новых налогов или отмены действующих, изменению величины налоговых ставок, снятию или расширению налоговых льгот, отсрочке налоговых платежей государство может влиять на развитие процесса инвестиционной предпринимательской активности, стимулировать или ослаблять покупательную способность населения, ограничивать или поощрять ввоз в страну зарубежных товаров. Всё это будет проявлением определённых направлений государственной налоговой политики.

Изменения в государственной налоговой политике реализуются посредством осуществления налоговых реформ – изменения налогового законодательства. В современной мировой практике изменения налоговых ставок и налоговых льгот являются наиболее распространёнными направлениями налоговых реформ.

В основе налоговой политики лежат три главных принципа. Она должна быть нейтральной, справедливой и эффективной. Однако трудно назвать хотя бы одну систему, которая соответствовала бы этим критериям. Нейтральность системы налогообложения проявляется в том, что теоретически налоги носят разумный, логически обоснованный и соразмерный характер.

• фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чём состояла историческая необходимость налогов?

2. Приведите примеры налогов в разных странах в различные исторические эпохи.

3. Какие функции выполняют налоги?

4. Какие принципы лежат в основе налоговой политики государства?

Золотая Орда (середина XIII – середина XV вв.)

В 1235 году на всемонгольском курултае было принято решение о продолжении завоевательных походов на Запад (в Европу). В 1236 году Бату-хан (Батый) – сын Жошы и внук Чингисхана – возглавил поход на запад. Европейские походы Бату-хана длились с 1236 до 1242 года. В итоге похода Бату-хана народы Кавказа, Крыма и русские княжества признали свою зависимость от монголов и выплачивали дань. После этого Бату-хан основал государство Золотая Орда, которое в письменных источниках называлось Улусом Жошы (Джучи). В русских источниках название Золотая Орда появилось лишь в конце XVI века. Земли Золотой Орды простиралась от Алтайских гор до Дуная. В низовьях Волги располагалась столица Золотой Орды город Сарай-Бату. Затем она была переведена в Сарай-Берке. Хан Бату как создатель и правитель Золотой Орды управлял государством в 1227–1255 гг. Он покровительствовал строительству мусульманских мечетей и отправлению различных религиозных обрядов.

О справедливости хана Бату персидский историк Джувейни писал: «В его Орду приезжали торговцы из многих стран. Они завозили разнообразные товары. Он (хан Бату) заботился о закупке всех товаров, к тому же по высокой цене». В русских летописях написано, что в целях улучшения экономики Золотой Орды Бату-хан особое внимание уделял развитию городов.

После хана Батыя к власти пришел Берке (годы правления 1255–1266 гг.) Хан Берке добился независимости Золотой Орды от Монгольской империи, укрепил связи и развивал дружественные отношения с султаном Египта Бейбарсом. При хане Берке религия ислам использовалась лишь для укрепления связи с мусульманскими странами. В 1266 году хан Берке погиб во время похода на Кавказ.

Власть перешла к Менгу-Темиру (1266–1280 гг.). В 1271 году Менгу-Темир предпринял поход против Византии, которая препятствовала укреплению военно-экономических отношений с Египтом. Император Византии, чтобы избежать сокрушительного поражения, заключил с монголами мирный договор.

В укрепление политической значимости Золотой Орды большой вклад внес Тохты-хан (1290–312 гг.). Он оживил торговые связи с Ираном и странами Кавказа. Во время его правления укрепились отношения с египетским Мамлюкским государством.

Своего расцвета Золотая Орда достигла в период правления Узбек-хана (1312–1342 гг.) и его сына Жанибек-хана (1342–1357 гг.). Так, например, Узбек-хан важное значение придавал развитию городов. По его указаниям в Сарай-Берке возводились мечети и другие общественные сооружения. В период его правления в 1312 г. ислам был объявлен государственной религией в Золотой орде.

После смерти хана Жанибека усилились междоусобицы. Период с 1357 г. по 1380 г. вошел в историю как эпоха «великой смуты» в Золотой Орде: в междоусобных войнах погибло 20 ханов.

В 1380 г. войска хана Мамая потерпели поражение от войск Д. Донского на Куликовом поле. Воспользовавшись поражением Мамая, власть в Золотой Орде в 1380 г. захватил Тохтамыш. Он совершил поход на русские земли, сжег Москву, вторгся в Мавераннахр и на Кавказ. В ходе этих походов Тохтамыш столкнулся с эмиром Тимуром.

Эмир Тимур много воевал с ханом Золотой Орды Тохтамышем. Эти походы и усиления междоусобных распрей окончательно ослабили Золотую орду. В середине ХV века государство Золотая Орда распалось.

Общественный строй Золотой Орды был схожим с системой улусов потомков Чингисхана. Ханская власть передавалась по наследству. Каждый родственник и окружение хана имели право на определенную часть дани. Ханы Золотой Орды вели делопроизводство с помощью тюркской и уйгурской письменности. Гражданскую власть на уровне государства и улусов осуществляли везиры. Государство состояло из улусов. Гражданская власть более мелких владений находилась в руках местных правителей, называемых маликами. Для контроля за сбором налогов назначались даруги, которые также занимались переписью населения, набором людей для военной службы и т. д. Военное руководство было в руках беков. В системе государственного управления в Золотой Орде важную роль играли баскаки. Они, кроме управления местным населением, осуществляли военный надзор за ним, иногда занимались сбором налогов.

Монголы, попав в среду и под влияние тюрок, были сильно тюркизированы, переняв их язык, стали принимать ислам. Таким образом, Золотая Орда уже в XIV веке превратилась в мусульманское государство.

Государство Золотая Орда было крупнейшим монгольским государством на Евразийском пространстве. Оно достигло огромных высот в мировой истории. Но из-за междоусобных войн престало существовать.

Золотая Орда (середина XIII – середина XV вв.)

В 1235 году на всемонгольском курултае было принято решение о продолжении завоевательных походов на Запад (в Европу). Бату-хан (Батый) возглавил поход на запад.

Европейские походы Бату-хана длились с 1236 до 1242 года. В итоге народы Кавказа, Крыма и русские княжества признали свою зависимость от монголов и выплачивали дань.

По окончании походов Бату-хан основал Золотую Орду.

Территория Золотой Орды – от Алтайских гор до Дуная, от Иртыша до Днестра.

Столица Золотой Орды – город Сарай-Бату – располагалась в низовьях Волги (вблизи Астрахани), позже была переведена в Сарай-Берке.

Хан Золотой Орды Бату (улус Джучи, или Жошы) управлял государством в 1227–1255 гг.

Золотая Орда в письменных источниках называлось улусом Жошы (Джучи). В русских источниках название Золотая Орда появилось лишь в конце XVI века.

Ханы Золотой Орды.

Хан Бату (1227–1255 гг.)

О справедливости хана Бату персидский историк Джувейни писал: «В его орду приезжали торговцы из многих стран. Они завозили разнообразные товары. Он (хан Бату) заботился о закупке всех товаров, к тому же по высокой цене».

Русские летописи пишут, что в целях улучшения экономики Золотой Орды Бату-хан особое внимание уделял развитию городов.

Берке-хан (1257–1266 гг.)

Хан Берке добился независимости Золотой Орды от Монгольской империи, укрепил связи и развил дружественные отношения с султаном Египта Бейбарсом. При хане Берке религия ислам использовалась лишь для укрепления связи с мусульманскими странами. В 1266 году хан Берке погиб во время похода на Кавказ.

Менгу-Темир-хан (1266-1280 гг.) стал чеканить собственные монеты, в 1271 г. предпринял поход против Византии.

Тохты-хан (129 –1312 гг.)

Он оживил торговые связи с Ираном и странами Кавказа. Во время его правления укрепились отношения с египетским Мамлюкским государством.

Узбек-хан (1312–1342 гг.), Жанибек-хан (1342–1357 гг.)

Золотая Орда достигла наибольшего могущества и расцвета.

В 1312 г. Узбек-хан объявил ислам государственной религией в Золотой Орде. По его указаниям в Сарай-Берке возводились мечети и другие общественные сооружения.

После смерти хана Жанибека усилились междоусобицы. Период с 1357 г. по 1380 г. вошел в историю как эпоха «великой смуты» в Золотой Орде: в междоусобных войнах погибло 20 ханов.

В 1380 г. войска Золотой орды хана Мамая потерпели поражение от войск русского князя Д. Донского на Куликовом поле.

Хан Тохтамыш (1380–1395 гг.)

В 1380 г. Тохтамыш, воспользовавшись поражением Мамая, захватил власть в Золотой Орде. Он совершил поход на русские земли, сжег Москву в 1382 г., вторгся в Мавераннахр и на Кавказ.

Эмир Тимур много воевал с ханом Золотой Орды Тохтамышем.

В 1389, 1391, 1395 гг. совершались опустошительные набеги эмира Тимура на Золотую Орду.

Эти походы и усиления междоусобных распрей окончательно ослабили Золотую Орду. В середине ХV века государство Золотая орда распалось.

Правитель – хан. Гражданскую власть на уровне государства и улусов осуществляли визири.

Диван – центральный орган исполнительной власти, ведавший финансами, налогами, внутренней жизнью государства, во главе которого стоял визир.

Государство состояло из улусов, а улусы подразделяли на более мелкие владения.

Гражданская власть более мелких владений находилась в руках местных правителей, называемых маликами.

В городах и и подчиненных улусах сбором налогов и дани занимались даруги и баскаки, армией и дипломатическими отношениями с другими государствами ведал беклербек.

Монголы, попав в среду и под влияние тюрок, были сильно тюркизированы, переняв их язык, обычаи и традиции, стали принимать ислам.

Читайте также: