Остаток по переплате по налогам отражается в бухгалтерском балансе по статье

Опубликовано: 02.05.2024

Давние переплаты по налогам, которые висят в балансе и портят гладкую картинку, списать можно. Но с осторожностью и не всем. Разберемся, чего следует опасаться.

Откуда может взяться кредиторка по налогам

Причиной появления кредиторской задолженности по налогам бывают, к примеру, не доведенные до логического завершения действия бухгалтера и «везучесть» фирмы.

Что касается первого, то может случиться такая ситуация. Бухгалтер обнаружил ошибки при исчислении налогов и самостоятельно их доначислил. Вот только не заплатил ни налоги, ни пени и уточненные декларации не сдал.

Что касается везения, то о нем можно говорить в случае, когда инспекция с проверками за период доначисления не приходила, а срок исковой давности, применяемый при налоговых проверках, истек.

При стечении этих обстоятельств кредиторскую задолженность по налогам можно списать. Но сначала нужно взвесить все за и против.

При списании кредиторки по налогам нужно подстраховаться

В общем случае внереализационным признается доход в виде сумм кредиторской задолженности, списанной, в частности, в связи с истечением срока исковой давности (п. 18 ст. 250 НК РФ).

Исключением являются суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Как же воспользоваться общим правилом списания кредиторки, если это кредиторка по налогам?

Вообще без обращения в налоговую инспекцию это сделать не получится.

Чтобы убедиться, что инспекция не списывала вашу кредиторку и не ждет от вас никаких платежей (а ведь она и с проверкой не приходила, и требование об уплате не выставляла), закажите акт сверки расчетов. Если в нем не будет недоимок, то долг, который числится у вас в балансе, можно будет списать в отчетном периоде.

Списанную кредиторку нужно будет отразить в составе внереализационных доходов по налогу на прибыль.

Если вы пойдете другим путем и признаете, что ошибочно не подали в прошлые налоговые периоды уточненные декларации по налогам и подадите их, предварительно перечислив в бюджет задолженность по налогам и пени, вам придется представлять в налоговую инспекцию уточненку.

А это уже повлечет проверку этой уточненной декларации. Потому что в правилах о трехлетнем ограничении по времени проведения выездной налоговой проверки есть исключение. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, находящийся за пределами 3 лет, предшествующих году, в котором представлена уточненная налоговая декларация, налоговая проверка может быть назначена.

Когда еще трехлетний срок на период проверки не действует

Есть еще случаи, когда инспекция может провести выездную проверку за пределами общего трехлетнего срока.

  1. По капитальныым вложениям в соответствии с региональным инвестиционным проектом. Они должны быть осуществлены в срок, не превышающий 5 лет со дня включения организации в реестр участников этих проектов. Поэтому и период проверки – не более 5 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).
  2. Проверка инвестора или оператора по соглашению о разделе продукции – она может быть назначена на любой период в течение срока действия соглашения (п. 1 ст. 346.42 НК РФ).
  3. Проверка резидента, исключенного из единого реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области, по вопросам налога в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта, и имущества, созданного или приобретенного в рамках этого проекта (п. 10 ст. 288.1, п. 7 ст. 385.1 НК РФ).
  4. Четвертый случай (на самом деле, его нужно было поставить в списке первым) – это случай представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, находящийся за пределами 3 лет, предшествующих году, в котором он подал уточненную налоговую декларацию.

Тем не менее, если вы не относитесь к плательщикам налога по первым трем пунктам, и не подавали уточненную декларацию при условии, что инспекция не выставляла вам никаких требований по налогам, что подтверждается актом сверки, кредиторскую задолженность по налогу можно списать в общем порядке.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

Для примера скан странички «Личный Кабинет налогоплательщика» (ЛК ИП) на сайте ФНС России:


В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Налоговые органы ведут «внутренний» учет налоговых обязательств в интерактивном информационном ресурсе «карточка РСБ» (КРСБ).
В следующих статьях будет представлена более развёрнутая информация об Автоматизированной Информационной Системе ФНС России (АИС «Налог-3»), ключевой подсистемой которой является информационный ресурс Карточка «Расчеты с бюджетом местного уровня» (карточка РСБ, КРСБ). Именно в карточках РСБ агрегируется юридически значимая информация по налоговым обязательствам в разрезе каждого налога.

Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на 2-й, 3-й день после банковской операции налогоплательщика. А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно «обнулит» сальдо) только по окончании «декларационной кампании» — то есть примерно через три-пять месяцев после получения налоговым органом декларации налогоплательщика. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится «положительное» сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как «переплата». Данное положение нисколько не смущает Министерство Финансов России (МФ РФ), которое "ничтоже сумняшеся" сообщает об этом налогоплательщикам в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 (извлечение):

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.

Вот как это выглядит в информационном ресурсе «Личный кабинет налогоплательщика — ИП»:


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Правовое и функциональное содержание термина «переплата» в налоговом праве.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

В настоящее время АИС «Налог-3» (подсистема «информационный ресурс «Камеральные налоговые проверки») такие ошибки выявляет в автоматизированном режиме. Программа самостоятельно формирует протокол ошибок, на основании которого налоговый инспектор в соответствие с п. 3 ст. 88 НК РФ обязан предложить налогоплательщику уточнить данные налоговой декларации.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Смею предполагать, что методисты ФНС России столкнулись с проблемой адаптации программного обеспечения (управляющего Информационным ресурсом «КРСБ») к нормам Налогового Кодекса России. Этой «системной» проблеме посвящена отдельная статья: Сверка с налоговой: "подводные камни" и "засады".

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Первое и главное: факт переплаты (в части "излишне уплаченной суммы налога") может быть установлен и документально подтвержден только по итогам или взаимной сверки расчетов, или камеральной налоговой проверки. Юридически значимыми документами, подтверждающими факт (и сумму) переплаты, являются – в первом случае акт сверки расчетов; во втором – налоговая декларация, прошедшая без замечаний камеральную налоговую проверку. А вот факт «излишне взысканной суммы налога» подтверждается вступившим в законную силу решением вышестоящего налогового органа или судебным актом.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.

Следует иметь ввиду, что установленные ФНС России правила формирования информационных ресурсов (эти вопросы будут более подробно освещены в следующих статьях) полностью соответствуют положениям Налогового Кодекса России. При их соблюдении по результату декларационной кампании в КРСБ может появиться только недоимка, подтверждённое вступившим в законную силу решением по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Соответственно наличие в КРСБ некоторое время (межпроверочный период) «переплаты» не имеет никакого значения.
Вот только повальное игнорирование территориальными налоговыми органами этих обязательных для применения правил стало "типовой" причиной нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков. Описанное выше нарушение (неправильное истолкование термина «переплата») является одним из элементов в «схемах», используемых налоговиками в ущерб законным интересам налогоплательщиков.

Например, вот такой.
Сначала формируется «недоимка» — отрицательное сальдо во внутреннем учете налогового органа без надлежащего оформления процессуальных документов (один «выдающийся» правоприменитель даже придумал новый термин — «текущая недоимка»). Соответственно Требование об уплате налога в адрес налогоплательщика не направляется.
А после того, как налогоплательщик во исполнение текущей налоговой обязанности перечислил авансовый платеж (сумма которого в КРСБ до получения налоговой декларации отражается как «переплата»), налоговики её «списывают» в счёт погашения «отрицательного» сальдо прошедшего налогового периода. Естественно, налогоплательщику об этой операции «автоматического» зачета «переплаты в счет недоимки» не сообщается. Но уже в новом налоговом периоде возникает задолженность перед бюджетом. Которую уже можно оформить более-менее «правильно».

Данный способ активно использовался для лишения налогоплательщиков права на признание «безнадёжными к взысканию и подлежащих списанию» налоговых задолженностей, образовавшихся до 01.01.2015, в соответствие с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ.

Как директору читать бухгалтерский баланс

Балансом и другой бухгалтерской отчетностью занимается финансовая служба компании. Однако и руководитель должен уметь разбираться в отчетных формах. Расскажем о том, зачем директору читать бухгалтерский баланс, анализировать бухгалтерскую отчетность и как это сделать.

Зачем директору разбираться в бухгалтерской отчетности

Руководитель отвечает за все, что происходит в его компании, в том числе и за бухгалтерский учет. Хотя составляет отчетность главбух или другой финансовый специалист, но заверяет ее именно директор. В действующей на сегодня форме баланса вообще не предусмотрена вторая подпись.

Естественно — руководитель должен понимать, что он подписывает и уметь выявлять сомнительные места в отчете.

Кроме того, на стол к директору нередко попадают и бухгалтерские балансы других организаций. Дело в том, что при подписании договора с новым партнером бизнесмены обычно запрашивают подробную информацию о нем, которая включает и бухгалтерскую отчетность.

Конечно, отчеты контрагентов сначала будут анализировать финансисты компании. Но последнее слово при заключении контракта в любом случае остается за директором. Он должен взвесить все факторы, в том числе и самостоятельно изучить отчетность потенциального партнера, не полагаясь лишь на мнение подчиненных.

Рассматривать методику анализа будем на примере упрощенных форм бухгалтерской отчетности.

Действующая форма бухгалтерского баланса показывает данные на три даты: начало и конец отчетного, а также – начало предыдущего года. Форма № 2 также включает информацию за два года. Поэтому можно увидеть, как показатели изменяются в динамике

Бухгалтерский баланс (форма №1)

Бухгалтерский баланс (форма №1)

Отчет о финансовых результатах (форма №2)

Отчет о финансовых результатах (форма №2)

Актив баланса

Начнем рассматривать баланс с актива. В этом разделе отражены ресурсы компании, которые она может использовать для ведения бизнеса. Активы расположены в порядке убывания ликвидности, т.е. возможности их быстро реализовать и получить деньги ( лат. liquidus — «перетекающий).

Внеоборотные активы или основные средства (стр. 1150) – недвижимость, оборудование, транспорт и т.п.

Если ваше предприятие не покупало и не продавало основные средства за два предыдущих года, то этот показатель будет незначительно (в среднем на несколько процентов в год) снижаться за счет амортизации. Именно такой вариант рассмотрен в примере.

Если же такие покупки были, то показатель внеоборотных активов на последнюю отчетную дату должен быть выше, чем за предыдущие.

Если вы рассматриваете баланс сторонней компании, то наличие существенных основных средств – это один из показателей, которые говорят о надежности потенциального партнера.

Конечно, это не значит, что с контрагентами, у которых показатели по строке 1150 — небольшие или нулевые, вообще не надо работать. Например, немало вполне успешных торговых или транспортных компаний активно пользуются арендованными помещениями или автомобилями.

Нематериальные активы (стр. 1170) — патенты, лицензии и т.п. Они также подлежат амортизации и отражаются в балансе по тем же правилам, что и основные средства. В нашем примере их нет, потому что мы рассматриваем баланс малого предприятия, для которого этот вид активов не очень характерен.

Запасы (стр. 1210) включают в себя товары, готовую продукцию, сырье, незавершенное производство.

Их рост в динамике не должен превышать темпов роста выручки, иначе это говорит о том, что эффективность использования ресурсов компании снижается.

Чтобы определить среднегодовой размер запасов, нужно сложить данные на начало и конец года и разделить сумму на 2. Таким же образом определяются среднегодовые показатели и по другим статьям баланса.

Конечно, для более точного определения среднегодовых цифр лучше использовать значения на начало каждого месяца. Но мы сейчас говорим об анализе по данным стандартного баланса, а в нем помесячной информации нет.

Пример

З2018 = (1820 + 1650) / 2 = 1735 тыс. руб.

З2019 = (1650 + 1800) / 2 = 1725 тыс. руб.

З2019 / З2018 = 1725 / 1735 = 99%

В2019 / В2018 = 28000 / 20000 = 140%

Выручка существенно выросла, а запасы остались практически на одном уровне. Это говорит о том, что компания стала использовать их намного более эффективно.

Дебиторская задолженность (стр. 1230) – это долги перед компанией. В первую очередь речь идет о покупателях, но также могут быть и другие виды задолженностей, например:

  • поставщиков по выданным авансам;
  • бюджета по переплате налогов;
  • персонала по подотчетным суммам.

Лучше всего – когда «дебиторка» снижается. Если же она растет, то темпы роста должны быть ниже, чем у выручки.

Также желательно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую (стр. 1520).

Пример

ДЗ2018 = (1300 + 1500) / 2 = 1400 тыс. руб.

ДЗ2019 = (1500 + 1400) / 2 = 1450 тыс. руб.

КЗ2018 = (1900 + 260 + 1820 + 216) / 2 = 2098 тыс. руб.

КЗ2019 = (1820 + 216 + 1580 + 40) / 2 = 1828 тыс. руб.

Дебиторская задолженность растет, но незначительно (1450 / 1400 — 1400 = 4%). Это намного меньше темпов роста выручки (40%). Кроме того, она существенно ниже кредиторской задолженности. Это говорит о том, что система управления долгами в компании работает эффективно (при условии, что кредиторская задолженность гасится без просрочек).

Денежные средства (стр. 1250) – это очень быстро меняющийся показатель. Многие компании практически полностью расходуют все поступающие деньги, поэтому и цифра по этой статье может быть небольшой. Но если организация своевременно рассчитывается по своим обязательствам, то минимальный остаток на счете на конец периода не говорит о проблемах с финансами компании.

Пассив баланса

В пассиве баланса перечислены те источники средств, за счет которых компания финансирует свои активы.

Статья «Капитал и резервы» (стр. 1300) для большинства ООО состоит из двух частей:

  1. Уставный капитал – это средства, которые учредители вложили при создании бизнеса. По закону для ООО он должен быть не меньше 10 тыс. руб., а для публичного акционерного общества – не меньше 100 тыс. руб. Чем больше уставный капитал – тем надежнее компания в глазах контрагентов, банков, инвесторов и т.п.
  2. Нераспределенная прибыль – это та часть прибыли компании, которую учредители решили оставить в обороте.

Если уставный капитал не менялся , и владельцы компании не получали дивидендов, то разность между показателями по строке 1300 на начало и конец года будет равна финансовому результату. Именно такой случай рассмотрен в нашем примере

Изменение капитала за 2018 и 2019 годы

К2018 = 2024 – 1640 = 384 тыс. руб.

К2019 = 2480 – 2024 = 456 тыс. руб.

Эти суммы равны чистой прибыли компании по форме № 2 за 2018 и 2019 годы соответственно.

Статья «Долгосрочные заемные средства» (стр. 1410) включает в себя все кредиты и займы, полученные на срок более года.

Статья «Краткосрочные заемные средства» (стр. 1510) объединяет «короткие» кредиты и займы, т.е. полученные менее, чем на год.

Само по себе наличие заемных средств и рост их суммы еще не говорит о том, что у предприятия появились проблемы. Однако если долги по кредитам растут, а выручка — остается на месте или даже падает, то это должно вызвать беспокойство. Скорее всего, в этом случае деньги банка не вкладываются в развитие, а идут на «затыкание дыр».

В нашем примере выручка растет, а сумма задолженности по кредитам – снижается. Это говорит об эффективном использовании заемных средств.

В статье «Другие долгосрочные обязательства» (стр. 1450) также перечислены долги компании со сроком погашения более года. Но здесь речь идет обо всех других подобных задолженностях (кроме банков), например – по долгосрочным контрактам с поставщиками.

Статьи «Кредиторская задолженность» (стр. 1520) и «Другие краткосрочные обязательства (стр. 1550) включают в себя все «небанковские» долги организации с коротким сроком погашения.

Здесь представлены не только задолженности перед контрагентами, но и текущие долги по налогам, зарплате, подотчетным суммам и т.п.

Краткосрочная кредиторская задолженность должна быть не ниже «дебиторки» и не должна расти более быстрыми темпами, чем выручка. В нашем примере «кредиторка» даже снижается, а выручка – растет.

Анализ финансовых коэффициентов

Чтобы сделать выводы о финансовом положении компании, нужно не только проанализировать абсолютные показатели, но и рассчитать соотношения между ними, т.е. – коэффициенты. Их, как и абсолютные цифры, тоже надо изучать в динамике, чтобы сделать вывод о тенденциях развития бизнеса. Рассмотрим основные финансовые показатели, которые можно получить на основе данных бухгалтерской отчетности.

  1. Рентабельность – отношение чистой прибыли к выручке или активам. Для ее расчета используют не только баланс, но и другую основную бухгалтерскую форму — отчет о финансовых результатах.

Если компания работает успешно, то у нее должны расти не только выручка и чистая прибыль, но и процент рентабельности.

Пример

Из таблиц видно, что, хотя абсолютная прибыль и выросла, но процент рентабельности продаж несколько снизился. Руководству компании нужно обратить внимание на структуру затрат.

А вот рентабельность активов существенно увеличилась, т.е. эффективность использования ресурсов компании в целом – растет.

  1. Структура капитала. Ее характеризует коэффициент автономии — отношение собственного капитала к активам.

В упрощенной структуре баланса собственный капитал – это строка 1300 «Капитал и резервы». Активы – это итог баланса, т.е. значение строки 1600.

Иногда в экономической литературе можно встретить указание на то, что нормативное значение КА не должно быть ниже 0,5. Т.е. владельцы бизнеса должны финансировать компанию за счет собственных средств не менее, чем наполовину.

Однако такой подход во многих случаях напоминает измерение «средней температуры по больнице». Многое зависит от специфики бизнеса, в первую очередь – от сферы деятельности.

Если речь идет о торговой фирме, то КА может быть и ниже, достигая 0,3. Такие компании часто арендуют помещения и оборудование, а товар берут под реализацию.

Для сложных высокотехнологичных производств ситуация будет обратной. Владельцы подобных компаний обычно стараются приобрести оборудование и производственные помещения в собственность. Ведь в такой ситуации любые проблемы с арендодателями и необходимость переезда могут надолго парализовать бизнес.

Но в любом случае не следует слишком завышать КА – до 0,7 — 0,8 и более. Это, конечно, повышает финансовую стабильность, но лишает компанию потенциального дохода от использования заемных средств.

Пример

Из таблицы видно, что КА стабильно растет и достигает на последнюю отчетную дату усредненного нормативного значения.

  1. Платежеспособность. Основной показатель, который характеризует способность компании рассчитываться по своим обязательствам – это коэффициент общей ликвидности. Он равен отношению оборотных активов к краткосрочным пассивам

Оборотные активы – это сумма запасов, дебиторской задолженности и денежных средств.

ОА = стр. 1210 + стр. 1230 + стр. 1250

Краткосрочные пассивы – это сумма всех краткосрочных задолженностей предприятия.

КП = стр. 1510 + 1520 + стр. 1550

Норматив КЛо может меняться от 1 до 2,5. Т.е. даже в самом крайнем случае долги с коротким сроком погашения должны полностью покрываться за счет ликвидных активов.

И здесь тоже многое зависит от направления работы компании. Торговые фирмы могут допускать снижение КЛо до величин, немного превышающих 1, т.к. их товарные запасы обычно легко продать в случае необходимости.

Производственным предприятиям реализовать остатки на складе обычно сложнее, поэтому и КЛо для них должен быть выше, примерно в диапазоне 1,5 – 2,5. Но слишком увеличивать этот коэффициент тоже не нужно, т.к. при этом ресурсы компании «замораживаются» в запасах.

Пример

КЛо стабильно увеличивается и достигает на последнюю отчетную дату 1,73. Такой показатель позволяет обеспечить платежеспособность для компании из любой сферы деятельности.

Вывод

По результатам анализа бухгалтерской отчетности можно составить комплексное представление о финансовом положении компании.

Это важно, как для понимания состояния собственного бизнеса, так и для принятия решений о сотрудничестве с новыми контрагентами.

При изучении отчетности нужно обращать внимание, как на абсолютные показатели, так и на их соотношения – финансовые коэффициенты.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какими бухгалтерскими проводками отразить зачет налоговым органом излишне уплаченных сумм налога на прибыль в счет НДС, если переплата возникла в 2018 году вследствие того, что сумма перечисленных в течение года авансовых платежей по итогам налогового периода превысила необходимую к уплате сумму налога (зачет произведен и отражается в 2019 году)?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете учреждения зачет излишне уплаченных сумм налога на прибыль в счет уплаты НДС может быть отражен по дебету счета 2 303 04 831 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" и кредиту счета 2 303 03 731 "Расчеты по налогу на прибыль организаций".

Обоснование вывода:
По желанию налогоплательщика сумма излишне уплаченного налога может быть зачтена в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому налогу или иным налогам (п. 1 ст. 78 НК РФ).
Для этого налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту своего учета заявление в письменном виде либо в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет (п. 4 и п. 6 ст. 78 НК РФ).
О принятом решении налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в течение пяти рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).
Принятие налоговым органом решения о зачете излишне уплаченных сумм налога на прибыль в счет НДС является новым фактом хозяйственной жизни учреждения и подлежит отражению в его бухгалтерском учете.
Учет расчетов по налогам бюджетного учреждения осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н).
В учете бюджетных учреждений расчеты по НДС отражаются на счете 0 303 04 000 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость", а по налогу на прибыль - на счете 0 303 03 000 "Расчеты по налогу на прибыль организаций" (п. 259 Инструкции N 157н).
В указанной ситуации у учреждения числится дебетовый остаток по счету 0 303 03 000, который подлежит зачету в дебет счета 0 303 04 000. Инструкцией N 174н не предусмотрено проводок по зачету между видами налогов, соответственно, такую корреспонденцию учреждение вправе разработать самостоятельно, согласовав в порядке, определенном п. 4 Инструкции N 174н.
По нашему мнению, в такой ситуации допустимо отражение зачетной операции прямой корреспонденцией:
1. Дебет 2 303 04 831 Кредит 2 303 03 731
- отражено решение о зачете излишне уплаченных сумм налога на прибыль в счет уплаты НДС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

23 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

В 2018 году, по результатам выездной налоговой проверки налоговым органом доначислен налог на прибыль за 2015 год вследствие неправомерного включения в состав расходов 2015 года затрат на капитальный ремонт, относящихся к 2016 году. Кроме того, наложен штраф за несвоевременную уплату налога и начислены пени на образовавшуюся недоимку. Как в 2018 году в бухгалтерском учете организации отразить операции по налогу на прибыль, относящиеся к 2015 и 2016 годам согласно решению по проверке?

При отражении в бухгалтерском учете доначислений налогов, штрафа и пени датой обнаружения ошибки будет считаться дата вступления в силу решения налогового органа по проверке, на которую необходимо осуществить все исправительные проводки. Данный документ будет служить основанием для внесения исправлений в учет (статья 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В бухгалтерском учете начисленные пени и штрафы по налогу на прибыль на дату вступления в силу решения по проверке отражаются записью по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Инструкция по применению Плана счетов, Приложение к Письму Минфина России от 28.12.2016 № 07-04-09/78875).

На порядок отражения записей по счетам бухгалтерского учета, в части отражения суммы налога на прибыль будет влиять также то, насколько существенна допущенная ошибка.

Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период.

Существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и из характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (п. 3 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утвержденного Приказом Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н).

Критерии, по которым устанавливается уровень существенности, экономическим субъектом закрепляются в его учетной политике.

Если ошибка несущественная, то исправительные записи будут следующие (п. 14 ПБУ 22/2010):

Дебет 99 Кредит 68 субсчет по налогу на прибыль — доначислена сумма налога на прибыль за 2015 год, признаваемая несущественной.

При доначислении налога на прибыль, величина которого существенна, ис­поль­зу­ет­ся счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (п.9 ПБУ 22/2010).

Исправительные записи в бухгалтерском учете будут следующие:

Дебет 84 Кредит 68 субсчет по налогу на прибыль — доначислена сумма налога на прибыль за 2015 год, признаваемая существенной.

Кроме того, необходим также ретроспективный пересчет ошибочных показателей бухгалтерской отчетности за прошлые годы (п. 9 ПБУ 22/2010).

Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).

В случае если существенная ошибка была допущена до начала самого раннего из представленных в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год предшествующих отчетных периодов, корректировке подлежат вступительные сальдо по соответствующим статьям активов, обязательств и капитала на начало самого раннего из представленных отчетных периодов.

Так как ошибка относится к 2015 году, то в годовой отчетности за 2018 год показатель чистой прибыли за 2016 год должен быть приведен с учетом выявленной ошибки по налогу на прибыль за 2015 год.

Если организация имеет обоснования для включения расходов по ремонту, фактически произведенных в 2015 году, в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли в 2016 году, в таком случае организации необходимо подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2016 год (статья 81 НК РФ).

Исправления в бухгалтерском учете так же будут проведены в 2018 году на дату обнаружения ошибки. Отражение исправлений в бухгалтерском учете будет зависеть от существенности допущенной ошибки.

Если ошибка несущественна, то уменьшенный налог на прибыль за 2016 год отражается в учете записью: Д68 субсчет налог на прибыль К99 субсчет по налогу на прибыль (уменьшен налог на прибыль в связи с завышением налога в 2016 году).

Если ошибка существенная, то уменьшение налога на прибыль за 2016 год будет отражаться проводкой Д68 субсчет налог на прибыль К84 (уменьшен налог на прибыль в связи с завышением налога в 2016 году).

Исходя из вышеизложенного следует, что если организация, будет отражать исправления по налогу на прибыль за 2015 год (увеличивать сумму налога на прибыль) и одновременно отражать исправления по налогу на прибыль за 2016 год (уменьшать сумму налога на прибыль), то на соответствующие показатели отчетности за 2018 год указанные исправительные записи не повлияют, как не повлияют и на показатель чистой прибыли и величину дебиторской/кредиторской задолженности за 2016 год, отражаемые в отчетности 2018 года.

В отчете о финансовых результатах за 2018 год суммы начисленных пеней и штрафа по налогу на прибыль отражаются по строке 2460 «Прочее» (п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина ПФ от 29.07.1998 № 34н, Инструкция по применению Плана счетов) Если ошибка признана не существенной (доначисление налога за 2015 год отражено записью Д 99 К 68 субсчет по налогу на прибыль) и исправления в декларацию за 2016 год не внесены, то в отчете о финансовых результатах за 2018 год сумма доначисленного налога так же войдет в показатель строки 2460 «Прочее». (п. 22 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н).

Если организацией отражены исправления по налогу на прибыль за 2015 год (увеличена сумма налога на прибыль) и одновременно отражены исправления по налогу на прибыль за 2016 год (уменьшена сумма налога на прибыль), то в отчете о финансовых результатах в составе показателя строки 2460 «Прочее» отражаются только пени и штрафы по налогу на прибыль.

Читайте также: