Особый налог на определенные промышленные изделия

Опубликовано: 29.04.2024

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ, в кон. XIX и 1-й трети XX в. – налог за право ведения предпринимат. деят-ти. Крупнейший прямой налог России нач. XX в. (см. Налоги).

В законодат-ве понятие «промысловый налог» появилось в результате реформы 1898, однако осн. черты этого налога сформировались раньше. Его предыстория начинается с тамож. пошлин в средневековой Руси, взимавшихся за право торговли внутри страны. В 1753–54 внутр. таможни были отменены. Манифест 17 марта 1775 установил для купцов особую систему обложения. Вместо подушной подати с них стали взимать налог в 1 % с добровольно объявляемого ими капитала. Для каждой из 3 гильдий установили мин. капитал: 500, 1000, 10 тыс. руб. Запись в более высокую гильдию поощрялась особыми правами: 3-я гильдия – торговля в пределах города и уезда, 2-я – торговля по всей стране, 1-я – зарубеж. торговля. Как правило, купцы заявляли мин. капитал; т. о., процент. гильдейский сбор стал на деле не налогом с капитала, а сбором твердого размера за право торговли.

Гильдейская система 1775 относилась только к купцам и ограничивала торговлю крестьян. Положение изменил Павел I, к-рый установил для торгующих крестьян твердый сбор: 25 или 100 руб. в год в зависимости от размера торговли. Развивая эту линию, Александр I в 1812 установил для крестьян такую же систему, что для купцов: их обязали выбирать крест. торг. свидетельства, заявляя капитал и платя с него налог. За свидетельство 1 рода (капитал 50 тыс.) взималось 2,5 тыс. руб., 2 рода (25 тыс.) – 1 тыс., 3 рода (8 тыс.) – 400, 4 рода (2 тыс., с 1821 – 4 тыс.) – 2, позднее – 5 %. Эта шкала отличалась от купеческой только наличием 4 разряда.

Постепенный рост гильдейских сборов (до 6–7 % с капитала) привел к тому, что мн. купцы воспользовались возможностью перейти в мещане. Право последних на производство «мелочного торга» оплачивалось только подушной податью. Отдельно торгующие дальние родственники или даже не родственники стали заявлять «семейный капитал». Доход от гильдейского сбора упал с 15,2 млн руб. ассигнациями в 1813 до 9,5 млн в 1824.

В ответ 14 нояб. 1824 вышло «Дополнительное постановление об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний». Оно более четко определило права различ. групп торговцев и увеличило их число. Крест. свидетельства первых 4 разрядов (всего – 6) оказались дороже соотв. купеческих и мещанских: 2,6 тыс., 1,1 тыс., 400, 150 руб. против 2,2 тыс., 880 и 220 руб. для купцов (гильдейский сбор не только формально, но и фактически приобрел твердый размер). Мещан. свидетельства (2 разряда) стоили от 40 до 120 руб. (в зависимости от города). Появились свидетельства (от 40 до 80 руб.) и для прежде не облагавшихся приказчиков (торговцев, не имеющих капитала и работающих по найму). Важным новшеством реформы 1824 стало появление, помимо сборов за свидетельства, «билетов» на лавки. Купцы и крестьяне первых 3 разрядов получили право на 3 бесплатные лавки (за дополнительные приходилось платить от 50 до 100 руб. в зависимости от местности); мещане и крестьяне 4-го разряда – по 1 лавке; 5 и 6 крест. разряд обходились без лавок. Начав переносить налог с личности торговца на его дело, положение 1824 способствовало более точной оценке платежеспособности предпринимателей.

Рост торг. сборов в 1825 сменился новым упадком. Очеред. реформа воплотилась в Положении о пошлинах за право торговли и других промыслов от 1 янв. 1863 (уточнено 9 февр. 1865). Принципы обложения сохранились: патент плюс билет. Но существовавшие прежде 3 параллельные шкалы патентов (для купцов, крестьян и мещан) свелись к одной. Купеч. гильдий осталось две: 1-я отныне обеспечивала право только опт. торговли по всей стране; 2-я – рознич. торговли в пределах города и его уезда. Оклад по 1-й гильдии остался единым (265 руб. серебром), по 2-й гильдии установили 5 разрядов в зависимости от местности (от 25 до 65 руб.). Крест. свидетельства уступили место промысловым: на мелочной торг (те же 5 разрядов от 8 до 20 руб.), на развозной торг мануфактур. и колониал. товарами (повсеместно 15 руб.), разносный торг ими же (6 руб.) и мещан. промыслы. Приказчичьи свидетельства 2 разрядов стоили от 5 до 20 руб. (только в местностях 1–3 классов). От класса местности зависела и цена билета на отд. заведения (от 2 до 30 руб.).

Ослабив сословный принцип в торг. обложении, реформа 1863–65 сохранила неравномерность обложения. Патент. система, с ее безразличием к размеру дохода, оказывалась для мелких предпринимателей гораздо тяжелее, чем для крупных. Билеты эту неравномерность не устраняли, т. к. плата за них составляла меньшую часть общего налога. В ответ 15 янв. 1885 появился закон «О дополнительном обложении промышленных и торговых предприятий сборами процентным и раскладочным». Процент. сбор (3 % с прибыли, с 1893 – 5 %) взимался с «отчетных» предприятий. В эту группу входили акцион. об-ва, обязанные каждый год публиковать отчеты и вести легко проверяемую бухгалтерию. Раскладочный сбор относился к «неотчетным» предприятиям, прибыль к-рых точно не устанавливалась. Общая сумма раскладочного сбора по империи утверждалась пр-вом каждые 3 года и распределялась между губерниями в зависимости от числа выбранных в них патентов, а также «по сумме производства фабрик и заводов». Между отд. предприятиями оклады разверстывались пропорционально предполагаемым прибылям. Этим занимались спец. присутствия, состоявшие в осн. из выборных представителей плательщиков. Их работой руководили податные инспектора, появившиеся по закону 30 апр. 1885 (на деле в Сибири – с 1893). Отталкиваясь от заявления плательщика, присутствие могло и повысить указанный им размер прибыли. Изначально раскладочному сбору подлежали только гильдейские предприятия, с 1889 – также и более мелкие. В 1893 сумма раскладки с негильдейских предприятий достигала 1,7 % их предполагаемых прибылей, с гильдейских – 2,3 %.

Своего рода дополнением к реформе 15 янв. 1885 стало введение 20 мая 1885 сбора с доходов от ценных бумаг и банковских вкладов (в размере 5 %). Т. о., обложив прямой доход от пром. предприятий, гос-во обложило и доход, получаемый через посредство банков. Облагаемая база не включала доход с акций и паев торгово-пром. тов-в, т. к. доход от торгово-пром. предприятий уже облагался доп. процент. сбором.

Подоход. составляющую, заложенную реформой 1885, существенно укрепило «Положение о государственном промысловом налоге» от 8 июня 1898. Процент. сбор с прибыли отчетных предприятий из пропорционального превратился в прогрессивный: по мере роста прибыли ставка налога возрастала с 3 до 5 %. Кроме того, в доп. налоге с отчетных предприятий появился новый сбор: налог с капитала (0,15 %). Еще одна составляющая появилась и в доп. сборе для неотчетных предприятий: процент. налог «с излишка прибыли». Если вычисленная раскладочным присутствием прибыль превышала 30-кратную стоимость выбранного промысл. свидетельства, то с каждых 30 руб. этого «излишка прибыли» 1 руб. уходил в казну. Т. о., новый закон гарантировал, что ни одно предприятие не заплатит налога менее 3 %. Нововведения 1898 обеспечили значит. рост сборов доп. П. н.

Корен. реформированию подвергся в 1898 и осн. П. н. Он по-прежнему уплачивался выборкой патента, но все они теперь назывались промысл. свидетельствами. Цена свидетельства зависела от определяемого по разным признакам размера предприятия и его отрасли (5 разрядов для торг. предприятий, 8 – для пром.), а также от местности (4 разряда). Кроме того, завершился процесс переноса промысл. обложения с личности предпринимателя на его предприятие: свидетельства теперь выбирались не на отд. купца, а на отд. заведение (1 заведение – 1 патент). Система билетов на предприятия стала излишней, ее отменили. Исчезла и зависимость торг. прав от сослов. принадлежности. Желающие носить купеч. звание с 1898 стали выбирать отд. купеч. свидетельства только на звание, к-рые никак не влияют на их предприятие.

В следующие 20 лет на высш. уровне постоянно обсуждались проекты реформирования П. н. в сторону дальнейшего усиления подоход. принципа, однако изменения ограничились временным (постоянно продлевавшимся) законом 1906. Для отчетных предприятий закон увеличил прогрессию доп. процент. сбора (высш. ставка – 14 % со всей чистой прибыли плюс еще 1/10 часть суммы, превышающей 20 % прибыли), повысил налог с капитала (до 0,2 %). Для неотчетных – увеличил ставку сбора «с излишка прибыли» (5 % с части прибыли, превышающей в 20 раз оклад осн. П. н.). Кроме того, под обложение прогрес. налогом подпала зарплата управляющего звена отчетных предприятий.

Как правило, законы о предпринимат. налогах распространялись на всю страну одновременно, однако не все сиб. предприятия сразу подпали под действие Положения 1898. На 3 года сохранилась прежняя система обложения для золотопром. предприятий (до 1901 Мин-во финансов прорабатывало подробности применения нового закона в этой особо важной отрасли). В Акмолинской и Семипалатинской обл., а также ряде др. окраин Сибири и Кавказа в первое время П. н. сохранил искл. патент. форму ввиду языковой и хоз. обособленности мест. населения. Т. о., обложение здесь оказалось льготным для круп. предприятий. После того как выяснилось, что круп. предприниматели соседних р-нов пользуются этим для ухода от налогов, последовал закон 1914 о дальнейшем распространении Положения 1898. Урезанный П. н. сохранился лишь в Якутской (за пределами Якутска), Сахалинской и Камчатской обл.

Предлагавшаяся дорев. Мин-вом финансов корен. реформа П. н. (отмена патента с сохранением лишь платежей, зависящих от капитала и прибыли) произошла 28 дек. 1918. Однако в след. 2 года по мере расстройства товарно-ден. отношений роль П. н. снизилась, взимание его было прекращено. Возрожденный Положением 26 июля 1921, он вновь состоял из 2 частей – твердого патент. сбора и «уравнительного налога» в процентах от оборота. Изначально от П. н. освобождались кооп. и гос. предприятия. С 1922 они тоже оказались в числе плательщиков, однако по сравнению с частн. предпринимателями им предлагались льгот. ставки. Усилению регулирующей роли П. н. способствовало установленное в 1923 правило об обязат. ведении торг. книг частн. предприятиями (кроме самых низших разрядов).

В 1926 состоялась реформа П. н., имевшая целью установить шкалу, более точно учитывающую платеж. способности предприятий, чтобы повысить общий размер сбора. В результате пром. предприятия оказались разбиты на 15 разрядов (вместо 12 по предыдущему Положению), торговые – на 6 разрядов с 88 подразрядами (вместо 5 разрядов с 55 подразрядами). Ставки патент. сбора для всех разрядов были повышены. При этом в зачет «уравнительного сбора» принималось не 100 %, как раньше, а 50 % стоимости патента. Ставка самого «уравнительного сбора» колебалась от 0,5 до 12 % оборота в зависимости от отрасли и формы собственности – частн., гос., кооп. (последние 2 имели существ. преимущество).

2 года спустя налог реформировали в обратном направлении. Сложную шкалу сменила разбивка на 16 категорий с колебанием ставок от 1,6 до 17,15 % в зависимости от оборота предприятия, его отрасл. принадлежности и формы собственности. Для всех предприятий (не считая мелкой торговли и личных промыслов) патент отменили, остался лишь «уравнительный сбор». Реформа 1928 была связана с целенаправленной политикой пр-ва по искоренению частн. предпринимательства.

Наиболее существ. стала реформа П. н. 1930 в рамках перестройки всей налог. системы. Из-под действия налога оказались выведены гос. предприятия, а большинство остальных попало под действие твердых ставок. Налог в виде процента от оборота сохранился лишь для частн. предприятий, имевших больше 3 наемных рабочих. Твердые ставки устанавливались с таким расчетом, чтобы вынуждать частн. предпринимателей к ликвидации дел. П. н. сохранил гл. обр. регулирующее значение; финанс. его роль после 1930 незначительна. Средства гос. предприятий стали изыматься в бюджет посредством налога с оборота при помощи гос. регулирования цен. Окончат. отмена П. н. произошла в 1940.

Лит.: Марьяхин Г.Л. Налоговая система СССР. М., 1952; Он же. Очерки истории налогов с населения в СССР. М., 1964.

Налогоплательщики, занимающиеся сельским хозяйством, имеют право на нулевую ставку по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса или на применение специального налогового режима в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в соответствии с главой 26.1 НК РФ. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.

Сельскохозяйственные производители – кто они?

Сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей применения главы 25 НК РФ признаются организации, отвечающие критериям, приведенным в статье 346.2 НК РФ:

  • организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), реализующие эту продукцию;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

При этом должны быть соблюдены определенные условия: в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукты ее первичной переработки, произведенные ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.

В налоговых целях сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

  • градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
  • сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы)).

При этом указанные организации должны удовлетворять следующим условиям:

  • в общем доходе от реализации доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых их на основании договоров фрахтования.

Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), то им не нужно подтверждать статус сельхозпроизводителя 70-процентной долей дохода от реализации сельхозпродукции, поскольку оно уже является таковым по закону. Об этом сказано в Письме Минсельхоза России от 19 сентября 2016 г. № 14/232.

КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и им в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Таким образом, КФХ, как признанный по закону сельхозпроизводитель, сразу имеет право на льготное налогообложение прибыли. Но, чтобы применять режим ЕСХН, соответствовать установленным критериям об удельном весе (70% и более) доли доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации нужно и КФХ.

Особенности налогообложения сельскохозяйственных производителей

Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ плательщики ЕСХН не уплачивают:

  • налог на прибыль для организаций и НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;
  • НДС;
  • налог на имущество.

Те, кто предпочел нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ), имеют возможность предъявлять НДС покупателям – плательщикам НДС. Хотя по многим видам сельхозпродукции применяется пониженная ставка НДС в размере 10%. Также они платят еще и налог на имущество.

Нулевая ставка по прибыли

Итак, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность выбора. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной или собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Данные налогоплательщики должны отвечать критериям, установленными пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ (для сельского хозяйства), или критериям, приведенным в подпункте 1 или 1.1 пункта 2.1 той же статьи (для рыболовецких организаций).

А именно: доля выручки от реализации произведенной продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.

На какие доходы распространяется нулевая ставка

Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельхозпроизводителей ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 0% только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. В отношении деятельности, не связанной с сельхозпроизводством, применяется общая ставка 20%.

Заметим, что, в отличие от образовательных или медицинских организаций, у сельскохозяйственных производителей нет права выбора, какую ставку – общеустановленную (20%) или специальную (0%) – применять при исчислении налога с прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. Эта прибыль должна облагаться только по ставке 0%.

В отношении же доходов по иным видам деятельности сельскохозяйственные производители применяют налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ. При этом они должны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 НК РФ).

Следует обратить на то, что в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ говорится не просто о реализации сельскохозяйственной продукции, а о деятельности, связанной с такой реализацией. Поэтому это могут быть любого рода доходы, даже внереализационные, если они напрямую связаны с основной сельскохозяйственной деятельностью. Тогда к ним может быть применена ставка 0 процентов на основании пункта 2 статьи 274 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой не по ставке 20 процентов, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные.

Исходя из этого, такие расходы, к примеру, как возмещение ущерба, понесенного в результате падежа животных из-за некачественного корма, может рассматриваться в качестве внереализационных доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. А значит, в отношении указанных доходов можно применять ставку налога на прибыль 0 процентов. На это обратил внимание Минфин России в письме от 12 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/7737.

Этот вывод может распространяться и на другие подобные доходы, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в процессе своей деятельности.

Таким образом, доходы и расходы (в том числе внереализационные доходы и расходы) должны учитываться раздельно для целей налогообложения по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам.

Как перейти на ЕСХН

Сельскохозяйственные товаропроизводители могут не использовать общий режим налогообложения, а перейти на уплату ЕСХН. Не вправе перейти на уплату ЕСХН организации и предприниматели:

  • у которых в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг доля дохода от реализации сельхозпродукции и (или) рыбы (включая продукцию первичной переработки) составляет менее 70%. Этот показатель определяется по итогам работы за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН;
  • занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

Перейти на уплату ЕСХН можно, подав соответствующее уведомление в свою налоговую инспекцию. Лица, оказывающие услуги сельхозпроизводителям в области растениеводства и животноводства и изъявившие желание перейти на применение ЕСХН с 1 января 2017 года, уведомляют налоговую инспекцию о переходе на этот режим не позднее 15 февраля 2017 года.

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, а отчетным – полугодие. Декларации по итогам полугодия предоставлять не нужно, но нужно платить авансовые платежи по ЕСХН. Годовую декларацию фирма должна представить в инспекцию до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма декларации по ЕСХН и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 28 июля 2014 года №ММВ-7-3/384@ (в редакции Приказа ФНС России от 1 февраля 2016 г. № ММВ-7-3/51@).

Если статус сельхозпроизводителя утрачен

Пункт 1.3 статьи 284 НК РФ и глава 26.1 НК РФ устанавливают только условие соответствия статусу сельхозпроизводителя, чтобы применять ставку 0% по деятельности, связанной с реализацией сельхозпродукции. Налоговые последствия невыполнения этого условия в виде пеней и штрафов нигде не оговорены.

Однако в пункте 4 статьи 346.3 НК РФ прописан алгоритм действий налогоплательщика при утрате им статуса сельскохозяйственного производителя. А именно: если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение. В связи с этим налогоплательщик в течение месяца по окончании соответствующего налогового периода (то есть в течение января) должен:

  • пересчитать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль за год с применением ставки 20%;
  • уплатить в бюджет начисленные авансовые платежи по налогу;
  • представить уточненные декларации.

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Промысловый налог относится к числу сложных налогов в силу ряда причин. В статье рассмотрены особенности промыслового налога как налоговой формы и его становление в Российской империи. История промыслового налога интересна не только сама по себе, но и сегодня полезна для совершенствования обложения малых предприятий.

Ключевые слова: ремесленники, труд, промышленность, умение, доход, гильдия, разряды.

Долговое время доходы от земледелия лидировали в доходах государственной казны. В XVIII-XIX вв. налоги от мануфактурной промышленности, горного дела, профессиональных занятий, торговли неуклонно растут, а со временем стали преобладать. Впервые это произошло в Англии. В России до Петра I система промысловых сборов отличалась сложностью, запутанностью и неопределенностью. Благодаря его настойчивым усилиям, русская промышленность приняла довольно обширные размеры. Промышленный переворот в России завершился в 1880-х годах XIX века.

Для выяснения особенностей промыслового налога обратимся к одному из основателей теории налогообложения, немецкому экономисту К.Г. Рау [1792−1870]. Ученый указывает, что налогообложение промыслов представляет собой трудную задачу в сравнении с установление налога на землю и дома. Эти трудности проистекают вследствие разнородности промыслов, из которых каждый имеет разнородные издержки, вследствие сильного влияния факторов времени, размещения, различия доходов на капитал, различия способности предпринимателей и т.д. Промысловая подать должна рассматриваться как оценочная подать (1, с.85). В основе оценки – чистый доход, поэтому не имеет значение, что производит промысел. Таким образом, чистый доход является тем общим знаменателем, позволяющий сравнивать налогоспособность хозяйствующих субъектов.

Для удобства оценки К.Г.Рау выделяет следующие виды деятельности:

− земельные работы: добыча минеральных веществ, сельское хозяйство с его различными отраслями, рыболовство;

− промыслы: ремесла, фабрики, строительные предприятия, трактиры;

− торговля и вспомогательные к ней занятия: извозничество, судовой и корабельный промысел, пароходные общества, банкирские дома, банки, общества каналов и железных дорог;

− служебные промыслы и такие, которые касаются употребления предметов, например, содержание наемных экипажей, омнибусов, театров, зверинцев, купален, промысел парикмахеров и т.д.

− смешанные промыслы, например, содержание питейных заведений;

− промыслы, при которых извлекается прибыль от принятия на себя рисков: страхование от огня, страхование жизни и др.

Аренда в то время не рассматривалась как самостоятельный вид деятельности. Если промысел отдается в арендное содержание, пишет К.Г. Рау, то это не делает никакой разницы в окладе налога и сторонам предоставляется право условиться, кто должен нести подать (1, с. 96). К.Г. Рау считает, в силу большого разнообразия промыслов, возможным составление промыслового кадастра передать на усмотрение сведущих и знакомых с местностью оценщиков. Пока же существующие законы весьма несовершенны. К.Г. Рау рекомендует следующие правила для наложения промысловой подати (1. с. 98):

1) подготовительная работа по статистике промыслов;

2) обязать законом подачу сведений предпринимателями о числе работников, машин, других сведений;

3) разбить промыслы на классы в зависимости от числа работников. капиталов, выявить пригодные признаки доходности;

4) для каждого разряда промыслов установить правила, как должны повышаться оклады налогов сообразно с численность и качеством работников;

5) установить для каждого разряда (классов) известный оклад налога. Но при этом сохранить индивидуальные обстоятельства, так, чтобы налогоплательщик имел свободу выбора между многими главными и второстепенными классами;

6) оценку всех отдельных плательщиков должна производить комиссия, выбираемая из числа граждан, отчасти промышленников, при содействии кадастровых чиновников;

7) раскладку налога можно производить самим обществом плательщиков, «так как они наилучшим образом знают промышленные отношения друг друга».

К.Г.Рау также отмечает, что в некоторых странах промысловую подать разлагают на две части, учитывая различие природы дохода (промысловая прибыль и процент на капитал).

И.И.Янжул [1846−1914] рассматривая промысел как объект налогообложения, отмечает, что промысел есть понятие относительное, которое можно понимать в широком и тесном смысле слова. В широком смысле промысел – это занятие, имеющее своею целью создание материальных ценностей или достижение вещественных благ в противоположность так называемым лицам свободных профессий. В узком смысле слова под промыслом понимается хозяйственное предприятие, в котором в качестве производительных элементов участвуют личные способности предпринимателя и капитал. Но оба элемента присутствуют в разной степени и мере. В труде ремесленника, единолично работающего, капитал занимает низшее место, а личный труд – первенствующее. В этом случае невозможно определить, какая часть своего дохода ремесленник получил в качестве промышленно прибыли, а что в качестве заработной платы. В крупном коммерческом и торговом предприятии капитал имеет наибольшую важность, в дивиденды акционеров входит промысловая прибыль, «хотя тут же присутствует и просто процент на затраченный капитал (2, с. 286).

Лица либеральных профессий облагаются не промысловым, а подоходным налогом. Что касается простой работы по найму, то И.И.Янжул ставит это в зависимость от тяжести косвенного налогообложения. Поэтому, заключает И.И.Янжул, под промыслом должно разуметь лишь такое занятие, которое производится с помощью капитала, которое дает доход, отчасти зависящий от затраченного капитала. В этом ограниченном смысле промысловый налог есть налог на предпринимательскую прибыль (2, с. 287). Отсюда следует, что труд ремесленный, без найма рабочей силы составляет отдельную группу налогоплательщиков. Это лица, говоря современным языком, ведут индивидуальную трудовую деятельность, их доход является смешанным доходом, без разделения на прибыль и заработную плату. Но капитал в крупных и малых предприятиях играет разную роль. И.И.Янжул приводит точку зрения экономистов, различающих три вида промыслового налога: 1) налоги на предприятия, в которых доминирует капитал как фактор дохода, 2) собственно промысловый налог, где капитал и труд являются равнодействующими факторами, 3) налог на прибыль от занятий, производимых личным трудом без капитала (2, с.287). Такое разделение промыслов сохраняет свою ценность, на наш взгляд, и сегодня.

И.И.Янжул указывает те же трудности определения точной величины промыслового налога, что и К.Г.Рау. Поэтому промысловый кадастр должен основываться не на специальном изучении точного экономического положения каждого промышленника, а на ознакомлении с доходностью каждого вида промыслов по их общим признакам. Открыть эти зависимости доходности от ряда факторов и составляет задачу финансовой науки и законодательной практики. После установления этой зависимости остается разгруппировать промыслы по известным классам и назначить этим классам соответствующие оклады налога.

И.И.Янжул выделяет внешние и внутренние признаки промыслового дохода. Внешние факторы носят объективный характер. Всем известно различие доходности (средней) видов промыслов, значит, возникает задача классификации видов промыслов так, чтобы обеспечить их равновесие, пишет И.И.Янжул. Расположение плательщика также является внешним, независимым фактором. К внутренним признакам промыслового дохода относятся размеры, например, оборотного капитала; производительность машин, число работников и т.д. Последовательность классификации может быть такой. Сначала предприятия разделяются по широте сбыта, затем по внутренней доходности, затем по объему предприятия, с возможным привлечением коэффициентов. Практика установления промыслового налога в Европе, различалась от страны к стране, по-разному комбинируя известные факторы.

Петр I Великий [1682−1725] взял курс на создание регулярного общества, что наложило свою печать на методологию налогообложения. При Петре I были установлены гильдии и цехи, но прежде всего как полицейско-государственный, а не финансовый институт. Дело в том, что купцы платили, наряду с другими неслужилыми сословиями, подушную подать. Однако Петр приказал провести особую перепись, характер которой позволяет предположить о его намерении установить промысловый кадастр. Было приказано произвести перепись городских жителей – купцов, посадских и слободских людей, с указанием характера промысла и ремесел, объема промыслов и размеров наемной платы за помещение. (Во Франции существовал налог на личные доходы лиц либеральных профессий в размере 1/15 с квартирной платы). В 1775 г. купцы были освобождены от частных промысловых сборов и подушной подати. Гильдии получили, таким образом, фискальное значение. К первой гильдии относились те, кто объявлял свой капитал более, чем 10 000 руб.; ко второй – от 1000 руб. до 10 000 руб., к третьей – от 500 до 1000 руб. Никакие доносы на утайку имущества не принимались. В 1785 г. были более точно определены права торгового класса, закрепленные в «Городском положении». В 1885 г. были приняты «Правила об обложении торговых и промышленных предприятий добавочным капиталом». Новый государственный промысловый налог был введен в 1898 г. Таков общий ход событий, остановимся на деталях.

Важнейшую часть промыслового обложения составляли так называемые пошлины за право торговли. Все торгово-промышленные действия разделялись на две категории: производимые без платежа и на производимые с платежом. Для всех торгово-промышленных действий, не освобожденных законом от налогообложения, предприниматели обязаны были брать особые свидетельства и билеты с определенной платой в пользу казны за те и другие. Свидетельства были двух родов: купеческие или гильдейские и просто промысловые. Гильдий с 1865 г. осталось две. К первой гильдии относилась оптовая торговля, включая иностранными товарами. Кроме того, свидетельства первой гильдии были обязаны выбирать и для ведения некоторых видов промыслов (с особой доходностью). Сюда входили банки, страхование, транспорт и т.п. предприятия. Плата за свидетельство первой гильдии составляло 565 руб. Промысловые свидетельства выдавались на содержание заводских, фабричных и ремесленных заведений на мелочную и развозную торговлю и т.д. Вторая форма пошлин за право торговли и промыслов выражалась в обязательном взятии билета на каждое отдельное торговое или промышленное заведение.

Недостатком описываемой системы была неравномерность налогообложения. Крупные предприятия пользовались незаслуженными привилегиями, не оправданные ни фискальными, ни экономическими, ни политическими соображениями, отмечает И.И.Янжул. Так, кредитные учреждения с капиталом более 50 000 тыс. руб. обязаны были выкупать свидетельства первой гильдии. В результате одинаковую сумму налога платили единоличные предприниматели, общества взаимного кредита с капиталом 50−60 тыс. руб., акционерные банки с капиталом несколько млн. руб. (3, с. 210).

В 1885 г. принимаются новые правила обложения торговых и промышленных предприятий. Был введен дополнительные сборы. Первый сбор был процентным, взимался с чистой прибыли в размере 3-х, а с 1899 г. – 5- ти процентов. Процентный сбор взимался с акционерных обществ и товариществ на паях и других видов товариществ. Второй сбор был раскладочным, сбор взимался со всех остальных предприятий. Первоначально заводы и фабрики не являлись плательщиками сбора, они платили акцизы, но с 1892 года раскладочный сбор распространился и на них (2, с. 303). Раскладочный налог был призван учесть местные особенности в условиях ведения предпринимательской деятельности, учитывая специфику промыслового налога. Достоинства раскладочного налога также в том, указывает И.И.Янжул, что он дает возможность достигнуть необходимого разнообразия в размере дополнительного обложения, сопряженного с необходимою уравнительностью (2, с. 303). Законом от 15 января 1885 года податные присутствия получили право освобождать от дополнительного налога предприятия, находящиеся в затруднительном положении по незначительности оборотов и другим причинам. Правда, эти освобождения падали на других плательщиков в силу неизменности величины раскладки.

8-го июня 1898 г. утверждается новый закон о промысловом налоге. Государственный промысловый налог состоит из основного и дополнительного. Основной промысловый налог уплачивается посредством выборки промысловых свидетельств, за исключением некоторых, специально указываемых предприятий. Территория страны разделена на четыре класса, сообразно развитию степени промышленности и торговли. Сами предприятия и промысловые занятия распределяются на разряды. Для торговли было установлено пять разрядов, а промышленности – восемь разрядов. Дополнительный промысловый налог взимается по-разному. Акционерные и другие предприятия, обязанные публичной отчетностью, уплачивают налог с капитала и процентного сбора с прибыли. Налог с капитала взимался в размере 15 коп. с каждой сотни рулей основного капитала. Процентный сбор с прибыли взимался в пределах 3−6 %, смотря по размеру прибыли. Другие предприятия уплачивают налог в виде: раскладочного сбора и процентного сбора с прибыли, превышающие определенный законом размер (2, с. 308).

В среднем за последующий четырехлетний период общие поступления промыслового налога составили 68 млн. руб. (в год). В том числе:

− основной налог, взимавшийся за промысловые свидетельства, составивший 34 млн. руб.;

− дополнительный налог с акционерных и других обществ – 18,5 млн. руб.;

− дополнительный налог с прочих предприятий – 15,5 млн. руб. (9 млн. руб. в виде раскладочного налога; 6,5 млн. руб. процентного сбора с излишков прибыли).

В последующие годы в законодательство о промысловом налоге вносились изменения. В 1900 году лица, имевшие несколько заведений, получи право отчитываться по совокупности дохода. В 1901 на 1,5 млн. руб. были уменьшены платежи в целях развития добычи золота и платины. В 1902 г. была установлена уголовная ответственность за искажения публичной отчетности. И.И.Янжул по этому поводу замечает, что впервые введена уголовная ответственность за обман казны, который, по понятиям большинства, не считается даже грехом (2, с. 311).

По закону, налог пересматривается каждые пять лет. Новый налог дал положительные результаты, увеличились доходы казаны, при этом возросла равномерность налогообложения. И.И.Янжул высказывает пожелание по данному налогу в части развития мелкого промысла, «от которого кормится значительная часть не только городского, но сельского населения».

История налога интересна и поучительна. Видно, как росло мастерство финансовой службы. Сложный объект налогообложения, но путем дифференцированного подхода удалось создать эффективную систему налогообложения. Тем не менее, фискальные возможности промыслового налога не были использованы в полной мере. Этому «послужили» такие причины:

− низкая налоговая дисциплина основной массы налогоплательщиков. Широко практиковалось уклонение от налога через завышение разного рода затрат и т.д. Многие акционерные общества вели тройную бухгалтерию (годовые финансовые отчеты формировались для директоров правления, акционеров и казенной палаты) (3, с. 216).

− экономическая и кредитная политика правительства. Только при Павле I (1796-1801) и в последующие годы стали приниматься решения в пользу крестьян, но они так и не стали равноправными предпринимателями, а освобождение крестьян было проведено не в их пользу. Основная часть банковских ссуд направлялась на кредитование дворянских хозяйств на льготных условиях, а на кредитование промышленности и торговли шли ничтожные суммы (4. с.114);

− несовершенство правил налогообложения и налогового контроля. Фабриканты признавались, что «вывести по правилам бухгалтерии можно какую угодно чистую прибыль» (3, с. 217), а контроль отличался своей лояльностью.

На фоне истории промыслового налога в России отчетливо выступают проблемы налогообложения предпринимательской деятельности в современных условиях. В настоящее время действуют общий и специальный налоговый режимы. Существует ли соразмерность налоговых форм? Можно ли признать удобным существующий порядок исчисления налога на доходы индивидуальных предпринимателей, принимающих общий режим налогообложения? В какой мере учтены факторы, определяющие результаты предпринимательской деятельности в рамках различных специальных налоговых режимов? Эти и другие вопросы ждут своих исследователей.

Список литературы

1. Рау К.Г. Основные начала финансовой науки. Перевод с пятого немецкого издания / под ред. В.Лебедева. − С.Петербург, 1868. 374 с.

2. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. 4-е изд., изм. и дополн. – С.-Петербург, 1904. 405 с.

3. История налогов в России IX – начале XX века. / Захаров В.Н. [и др.]. − М.: РОХСПЭН, 2006. 296 с.

4. Тимошина Т.М. Экономическая история России: учеб. пособ. / Под ред. М.Н.Чепурина. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юстицинформ», 2003. 416 с.

Смотреть больше слов в « Экономике и праве »

Смотреть что такое ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ в других словарях:

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ

IПонятие П. налога обнимает собой не только налог на промышленность, но и налог на торговые промыслы. Довольно трудно установить какое-либо единообразн. смотреть

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ

Сбор за право торговли и промыслов, руб.

Дополнительный % сбор, руб.

Раскладочный сбор, руб.

Итого сборов, руб.

Сумма прибыли, руб.

Не учитываются вовсе на прибыль, как не подлежащие ни процентному, ни раскладочному сборам

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ

налог на торгово-промышленное предприятие; объектом (предметом) обложения государственным промысловым налогом по действующему в СССР законодательству. смотреть

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ прямой реальный налог на промышленные, торговые, кустарные предприятия, существовавший еще в средние века как государственный сбор з. смотреть

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ

Промысловый налог Промысловый налог - устаревш. - прямой налог на промышленные, торговые, кустарные предприятия, существовавший в средние века как го. смотреть

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ

- прямой налог на промышленные, торговые, кустарные предприятия, артели ит.п., существовавший в средние века как государственный сбор за право заниматься определенными видами торгово-производственной деятельности. В России П.н. введен в конце XVIII в. в форме гильдейского сбора. В РФ в настоящее время не используется, но практикуется в странах Западной Европы.
. смотреть

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ

Gewerbekapitalsteuer, Gewerbesteuer, Erwerbsteuer

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ

imposta sugli scambi

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ (ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ)

Промысловый налог (дополнение к статье) — Законом 5 июня 1900 г. внесены в положение о государственном П. налоге 8 июня 1898 г. следующие главнейшие изменения: расширены права торговых предприятий по скупке и перепродаже сырых, сельскохозяйственных и лесных произведений в отношении содержания контор, складочных помещений и загонов без оплаты налогом; торговым предприятиям IV разр. и лицам, торгующим по свидетельствам на развозный торг, дозволено содержать по одному наемному приказчику, кредитным установлениям с основным капиталом до 10 тыс. руб. — по 2 приказчика; право содержать странствующих приказчиков (коммивояжеров) предоставлено всем торговым и промышленным предприятиям, уплачивающим не менее 150 руб. основного П. налога; к платежу налога привлечены лица, входящие в состав правлений, советов, наблюдательных комитетов и ревизионных комиссий некоторых из предприятий, освобожденных от налога (железные дороги, судостроительные верфи и др.). Законом 12 марта 1901 г. положение о П. налоге распространено на предприятия, добывающие золото или платину, с некоторыми лишь изъятиями (см.). Для рассмотрения дел по дополнительному П. налогу с золото- и платино-промышленных предприятий образованы при казенных палатах особые присутствия, в состав которых входят 6 лиц, избираемых съездами золотопромышленников. Законом 10 июня 1902 г. установлены взыскания (денежный штраф, арест или тюремное заключение) за некоторые нарушены правил положения о П. налоге. Законом 2 января 1906 г. временно, сроком на 2 года, повышены многие ставки П. налога, а некоторые предприятия впервые привлечены к процентному сбору с прибыли. Налог с капитала для подотчетных предприятий, чистая прибыль которых свыше 3 %, повышен до 20 коп. с каждой сотни рублей основного капитала. Процентный сбор с прибыли этими предприятиями уплачивается в следующих размерах:

Получившие чистую прибыль свыше:
3 % до 4 % 3 %
5 " 6 5
6 " 7 5,5
7 " 8 6
8 " 9 6,5
9 " 10 7
10 " 11 7,5
11 " 12 8
12 " 13 8,5
13 " 14 9
14 " 15 9,5
15 " 16 10
16 " 17 11
17 " 18 12
18 " 19 13
19 " 20 14
Получившие чистую прибыль свыше 20 % на их основной капитал — 14 % со всей суммы полученной на него чистой прибыли и сверх того 10 % с той суммы чистой прибыли, которая превышает 20 % на означенный капитал. Процентный сбор с предприятий, не обязанных публичной отчетностью, взимается с той части исчисленной для обложения раскладочным сбором прибыли, которая превышает 20-кратный (прежде 30-кратный) оклад основного П. налога, уплаченного за данное предприятие или личное П. занятие, в размере 1 рубля с каждых 20 рублей этого излишка прибыли. К процентному сбору с прибыли привлечены: а) оптовые склады вина и спирта, а также фабрики и заводы, выделывающие оплачиваемые акцизом продукты, и б) торговые предприятия III разр. и промышленные предприятия VI разр. в местностях IV разр. С должностных лиц подотчетных предприятия (см.) основной П. налог взимается за каждые 100 рублей вознаграждения в следующих размерах:
При вознагражд. в сумме до1000 р. 1 %
" " свыше 1000 " 3000 " 2 %
" " " 3000 " 5000 " 3 %
" " " 5000 " 10000" 4 %
" " " 10000 " 15000 " 5 %
" " " 15000 " 20000 " 6 %
" " " 20000 7 %
Сбор за сословное купеческое свидетельство по 1-ой гильдии повышен до 75 руб., по 2-ой до 30 руб. в год. Поступления П. налога в 1896 — 1904 гг. выразились в следующих цифрах (в тыс. рублей):
1896 г. 40686 1901 г. 68824
1897 " 46617 1902 " 65934
1898 " 48167 1903 " 67590
1899 " 61073 1904 " 67027
1900 " 69840
По государственной росписи на 1906 г. доход от П. налога определен в 68152 тыс. руб. Законом 18 июля 1900 г. установлен в Пруссии специальный налог на универсальные магазины (Waarenhaussteuer), не исключая и потребительных обществ, в размере 2 % с оборота, в видах облегчения конкуренции с этими магазинами (см.) мелких и средних торговцев. Налог с крупных магазинов дает общинам около 2 млн. марок в год. Литература. П. Гензель, " П. обложение в России. Опыт критического исследования " (1900); E. С. Филимонов, " К вопросу об определении оборотов и прибылей торгово-промышленных предприятий " (Пермь, 1901); А. Еропкин, " Государственный П. налог " (" Нар. Хоз. ", 1901, VI); его же, " Из практики раскладочного сбора " (ibid., 1902, П); H. Хлебников и И. Пекарский, " Положение о государственном П. налоге " (1902); А. Веснин, " Некоторые пробелы в нашем П. обложении и в обложении доходов от денежных капиталов " (" Русское Эконом. Обозр. ", 1903, III);" Материалы к пересмотру положения о государственном П. налоге " (3 т., 1 904); " Материалы по пересмотру положения о государственном П. налоге " (2 т., и прилож., 1904 — 1905); В. И. Селитренников, " К вопросу о пересмотре нашего П. обложения " (" Нар. Хоз. ", 1904, I); E. Розов, " Государственный основной П. налог с неподотчетных предприятий " (ib., 1904, III); M. Л.-Кушин, " К вопросу об изменении положения о государственном П. налоге 8 июня 1898 г. " (" Вестн. Права ", 1905, V); И. Х. Озеров, " Основы финансовой науки " (вып. I, М., 1905; имеются указания на литературу); M. v.-Heckel, "Das Problem der Waarenhäuser und der Waarenhaussteuer" (Др., 1902); M. Biermer, "Die Mittelstandsbewegung und das Waarenhausproblem" (Гиссен, 1905). Н. Ив — ко.

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ (ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ)

— Законом 5 июня 1900 г. внесены в положение о государственном П. налоге 8 июня 1898 г. следующие главнейшие изменения: расширены права торговых предприятий по скупке и перепродаже сырых, сельскохозяйственных и лесных произведений в отношении содержания контор, складочных помещений и загонов без оплаты налогом; торговым предприятиям IV разр. и лицам, торгующим по свидетельствам на развозный торг, дозволено содержать по одному наемному приказчику, кредитным установлениям с основным капиталом до 10 тыс. руб. — по 2 приказчика; право содержать странствующих приказчиков (коммивояжеров) предоставлено всем торговым и промышленным предприятиям, уплачивающим не менее 150 руб. основного П. налога; к платежу налога привлечены лица, входящие в состав правлений, советов, наблюдательных комитетов и ревизионных комиссий некоторых из предприятий, освобожденных от налога (железные дороги, судостроительные верфи и др.). Законом 12 марта 1901 г. положение о П. налоге распространено на предприятия, добывающие золото или платину, с некоторыми лишь изъятиями (см.). Для рассмотрения дел по дополнительному П. налогу с золото- и платино-промышленных предприятий образованы при казенных палатах особые присутствия, в состав которых входят 6 лиц, избираемых съездами золотопромышленников. Законом 10 июня 1902 г. установлены взыскания (денежный штраф, арест или тюремное заключение) за некоторые нарушены правил положения о П. налоге. Законом 2 января 1906 г. временно, сроком на 2 года, повышены многие ставки П. налога, а некоторые предприятия впервые привлечены к процентному сбору с прибыли. Налог с капитала для подотчетных предприятий, чистая прибыль которых свыше 3 %, повышен до 20 коп. с каждой сотни рублей основного капитала. Процентный сбор с прибыли этими предприятиями уплачивается в следующих размерах:

Получившие чистую прибыль свыше: 3 % до 4 % 3 % 5 " 6 5 6 " 7 5,5 7 " 8 6 8 " 9 6,5 9 " 10 7 10 " 11 7,5 11 " 12 8 12 " 13 8,5 13 " 14 9 14 " 15 9,5 15 " 16 10 16 " 17 11 17 " 18 12 18 " 19 13 19 " 20 14

Получившие чистую прибыль свыше 20 % на их основной капитал — 14 % со всей суммы полученной на него чистой прибыли и сверх того 10 % с той суммы чистой прибыли, которая превышает 20 % на означенный капитал.Процентный сбор с предприятий, не обязанных публичной отчетностью, взимается с той части исчисленной для обложения раскладочным сбором прибыли, которая превышает 20-кратный (прежде 30-кратный) оклад основного П. налога, уплаченного за данное предприятие или личное П. занятие, в размере 1 рубля с каждых 20 рублей этого излишка прибыли. К процентному сбору с прибыли привлечены: а) оптовые склады вина и спирта, а также фабрики и заводы, выделывающие оплачиваемые акцизом продукты, и б) торговые предприятия III разр. и промышленные предприятия VI разр. в местностях IV разр. С должностных лиц подотчетных предприятия (см.) основной П. налог взимается за каждые 100 рублей вознаграждения в следующих размерах:

При вознагражд. в сумме до1000 р. 1 % " " свыше 1000 " 3000 " 2 % " " " 3000 " 5000 " 3 % " " " 5000 " 10000" 4 % " " " 10000 " 15000 " 5 % " " " 15000 " 20000 " 6 % " " " 20000 7 %

Сбор за сословное купеческое свидетельство по 1-ой гильдии повышен до 75 руб., по 2-ой до 30 руб. в год. Поступления П. налога в 1896 — 1904 гг. выразились в следующих цифрах (в тыс. рублей):

1896 г. 40686 1901 г. 68824 1897 " 46617 1902 " 65934 1898 " 48167 1903 " 67590 1899 " 61073 1904 " 67027 1900 " 69840

По государственной росписи на 1906 г. доход от П. налога определен в 68152 тыс. руб. Законом 18 июля 1900 г. установлен в Пруссии специальный налог на универсальные магазины (Waarenhaussteuer), не исключая и потребительных обществ, в размере 2 % с оборота, в видах облегчения конкуренции с этими магазинами (см.) мелких и средних торговцев. Налог с крупных магазинов дает общинам около 2 млн. марок в год.

П. Гензель, " П. обложение в России. Опыт критического исследования " (1900); E. С. Филимонов, " К вопросу об определении оборотов и прибылей торгово-промышленных предприятий " (Пермь, 1901); А. Еропкин, " Государственный П. налог " (" Нар. Хоз. ", 1901, VI); его же, " Из практики раскладочного сбора " (ibid., 1902, П); H. Хлебников и И. Пекарский, " Положение о государственном П. налоге " (1902); А. Веснин, " Некоторые пробелы в нашем П. обложении и в обложении доходов от денежных капиталов " (" Русское Эконом. Обозр. ", 1903, III);" Материалы к пересмотру положения о государственном П. налоге " (3 т., 1 904); " Материалы по пересмотру положения о государственном П. налоге " (2 т., и прилож., 1904 — 1905); В. И. Селитренников, " К вопросу о пересмотре нашего П. обложения " (" Нар. Хоз. ", 1904, I); E. Розов, " Государственный основной П. налог с неподотчетных предприятий " (ib., 1904, III); M. Л.-Кушин, " К вопросу об изменении положения о государственном П. налоге 8 июня 1898 г. " (" Вестн. Права ", 1905, V); И. Х. Озеров, " Основы финансовой науки " (вып. I, М., 1905; имеются указания на литературу); M. v.-Heckel, "Das Problem der Waarenhäuser und der Waarenhaussteuer" (Др., 1902); M. Biermer, "Die Mittelstandsbewegung und das Waarenhausproblem" (Гиссен, 1905).

Читайте также: