Особый государственный налог на продажу вина табака и соли установленный при александре ii

Опубликовано: 13.05.2024

Акцизы - один из древнейших видов косвенных налогов. По су­ществующим письменным свидетельствам обложение акцизами осуществлялось еще в эпоху Римской империи. На территории российского государства акцизы стали впервые взиматься еще в XIV в. Уже тогда этот вид поступлений обеспечивал доходами более 60% потребностей казны в денежных средствах50.
Принято считать, что обложение акцизами имеет регулирующую функцию и призвано сдерживать потребление социально вредных товаров.
Акцизы - вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. В настоящее время акцизы применяются во всех индустри­ально развитых странах. В России акцизами облагаются товары с особенно высокой рентабельностью. Они установлены на ограниченный перечень товаров и, как отмечается многими специалистами, играют двоякую роль: во-первых, как один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, как средство ограничения потребления подакцизных товаров (то есть выс­тупают в роли своеобразного налога на пороки - алкоголь, табак и т. д.).
Как и НДС, акцизы являются косвенным налогом, который включается
в цену товара и поэтому оплачивается потребителем. Правовые основы уплаты акцизов составляют: положения первой части НК РФ, а также гл. 22 части второй НК РФ "Акцизы" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ (с измен, на 24.07.2002); Методические рекомендации по применению гл. 22 НК РФ

an> "Акцизы" (подакцизное минеральное сырье), утвержденные приказом МНС РФ от 09.09.2002 № ВГ-3-03/481; Инструкция о порядке применения таможенными органами РФ акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, утвержденная приказом ГТК РФ от 26.11.2001 № 1127 (с измен, на 30.08.2002).
Налогоплательщиками акцизов являются:
организации; «/ индивидуальные предприниматели;
лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением това­ров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ.

50 См. напр.: Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. С. 600.
Объектом налогообложения являются операции с подакцизными това­
рами и подакцизным минеральным сырьем.
Подакцизными являются товары, перечень которых приведен в табл. на
С. 77 - 78.
К числу основных облагаемыми акцизами операиий с подакцизными товарами и подакцизным минеральным сырьем относятся:
• реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакциз­ных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача по­дакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
*/ реализация организациями с акцизных складов алкогольной продук­ции, приобретенной от налогоплательщиков - производителей указан­ной продукции, либо с акцизных складов других организаций;
• продажа лицами переданных им на основании приговоров или реше­ний судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то госу­дарственных органов конфискованных и (или) бесхозных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых совершен отказ в пользу го­сударства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
%/ передача на территории РФ лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производ­ству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд в уставный (складочный) капитал орга­низаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

i/ передача на территории РФ организацией произведенных ею подакциз­ных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации, а также передача подакциз­ных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имуще­ства, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
• передача произведенных подакцизных товаров на переработку на да­
вальческой основе; i/ ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;
первичная реализация подакцизных товаров, происходящих и ввезен­ных на территорию РФ с территории государств - участников Таможен­ного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве);
реализация природного газа за пределы территории РФ;
реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной основе, природного газа на территории РФ газораспределительным организа­циям либо непосредственно конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья (за отдельными ис­ключениями);
передача природного газа: для использования на собственные нужды (за отдельными исключениями); на промышленную переработку на да­вальческой основе и (или) в структуре организации для изготовления других видов продукции (за отдельными исключениями); в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, вклада по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

Не подлежат налогообложению следующие операции:
%/ передача подакцизных товаров одним структурным подразделением орга­низации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структур­ному подразделению этой организации, а также передача в структуре организации произведенного спирта этилового из непищевого сырья для производства неподакцизных товаров;
• реализация денатурированного этилового спирта из всех видов сырья организациям по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
%/ реализация спиртосодержащей денатурированной продукции организа­циям по специальным разрешениям на ее поставку в пределах выделен­ных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федераль­ными органами исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством РФ;
реализация подакцизных товаров и (или) передача лицом произведен­ных им из давальческого сырья нефтепродуктов собственнику указан­ного сырья (материалов) либо другим лицам, помещенных под тамо­женный режим экспорта, за пределы территории РФ;
первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых совершен от­каз в пользу государства и которые подлежат обращению в государ­ственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
• закачка природного газа в пласт^цля поддержания пластового давления, в подземные хранилища;
*/ направление природного газа на подготовку теплоносителей для нагне­тания в нефтяные пласты и для других методов повышения нефтегазо­отдачи, а также для газлифтной добычи нефти;
использование природного газа на собственные технологические нуж­ды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нор­мативов, утверждаемых Правительством РФ;
реализация (передача) отбензиненного сухого и нефтяного (попутно­го) газа после их обработки или переработки на территории РФ;

t/ реализация на территории РФ природного газа для личного потребле­ния физическими лицами, а также для потребления жилищнострои­тельными кооперативами, кондоминиумами и иными подобными по­требителями;
передача и (или) реализация природного газа для производства (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае его реализации по государственным регулируемым ценам;
ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых совершен отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Перечисленные выше операции освобождаются от налогообложения только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья. Особенности освобождения от налогообложения операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ предусмотрены ст. 184 НК РФ.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объек­том налогообложения) произведенных налогоплательщиком подакциз­ных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:
• как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натураль­ном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых уста­новлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
$/ стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчислен­ная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, без учета акциза, НДС и налога с продаж - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налого­вые ставки;
стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из сред­них цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии, исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС и налога с продаж - по подакцизным товарам, в отношении которых ус­тановлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отно­шении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки
- при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товаро­обменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.
Налоговая база при реализации (передаче) природного газа на внут­реннем рынке определяется как стоимость реализованного (переданно­го) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из при­меняемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом НДС. При оплате услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям стоимость этих услуг и сумма тарифов не включаются в налоговую базу.
Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком сред­ства, не связанные с реализацией подакцизных товаров и подакцизно­го минерального сырья.
Налоговый период по акцизам устанавливается как каждый календар­
ный месяц. Налоговые ставки. Налогообложение подакцизных товаров и подакциз­ ного минерального сырья осуществляется по следующим единым на территории РФ налоговым ставкам:

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах или рублях и копейках за единицу измерения)

Этиловый спирт из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

14 руб. 11 коп. за 1 литр безводного этилового спирта

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция

98 руб. 78 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин)

72 руб. 91 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин)

50 руб. 60 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина (за исключением натуральных)

41 руб. 20 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах или рублях и копей­ках за единицу измерения)

Вина шампанские и вина игристые

10 руб. 58 коп. за 1 литр

Вина натуральные (за исключением шампан­ских, игристых)

3 руб. 52 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно

0 руб. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6 процента включительно

1 руб. 12 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8j6 процента

3 руб. 70 коп. за 1 литр

Табачные изделия: Табак трубочный Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производ­ства табачной продукции Сигары Сигариллы, сигареты с фильтром длиной свыше 85 мм Сигареты с фильтром, за исключением сигарет с фильтром длиной свыше 85 мм и сигарет 1, 2, 3 и 4-го классов по ГОСТу 3935-81 Сигареты с фильтром 1, 2, 3 и 4-го классов по ГОСТу 3935-81 Сигареты без фильтра, папиросы

453 руб. 60 коп. за 1 кг 185 руб. 92 коп. за 1 кг 11 руб. 20 коп. за 1 штуку 84 руб. за 1000 штук 61 руб. 60 коп. за 1000 штук 39 руб. 20 коп. за 1000 штук 11 руб. 20 коп. за 1000 штук

Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 Квт (90 л. с.) включительно

Оруб. за 0,75 Квт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 Квт (90 л. с.) и до 112,5 Квт (150 л. с) , включительно

11 руб. 20 коп. за 0,75 Квт

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 Квт (150 л. с), мотоциклы с мощ­ностью двигателя свыше 112,5 Квт (150 л. с.)

112 руб. за 0,75 Квт (1 л. с.)

Бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно

1512 руб. за 1 тонну

Бензин автомобильный с иными октановыми числами

2072 руб. за 1 тонну

616 руб. за 1 тонну

Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

1680 руб. за 1 тонну

Природный газ, реализуемый (переданный) на территории Российской Федерации

Природный газ, реализуемый (переданный) в государства ­ участники СНГ

Природный газ, реализуемый (переданный) за пределы территории Российской Федерации (за исключением государств ­ участников СНГ)

Кроме того, установлен порядок определения налоговых ставок для
алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% вклю­
чительно и свыше 9%.
Ставки авансового платежа в форме покупки акцизных марок либо региональных специальных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливаются Правительством РФ и не могут превышать 1% установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25%.
Сроки и порядок уплаты акциза при реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья установлены положениями ст. 204 НК РФ. По общему правилу, уплата акциза при реализации (передаче) подакцизных товаров и минерального сырья производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

История косвенного налогообложения

1. Развитие косвенного налогообложения в мире

Считается, что система косвенного на­логообложения наиболее удобна для мобилизации доходов в бюджет, позволяет оперативно и регулярно получать крупные суммы, что в ней заложены возможности воздействия на экономику, т.е. возможности стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направ­лениям, а также возможности регулирования потребления. Вместе с тем система косвенного налогообложения позволяет быстро реаги­ровать на экономические процессы.

До XX в. косвенное налогообложение существовало в виде раз­личных налогов на отдельные предметы потребления. Со временем это перестало приносить достаточно доходов, тем более что техника кос­венного налогообложения не выдерживала конкуренции с налогом на доходы, появившимся в конце XIX в.

Войны начала XX в. требовали компенсации огромных военных расходов государств, и косвенные налоги с политической точки зрения идеально отвечали политическим требованиям военного времени. Косвенные налоги удобны для госу­дарства с политической точки зрения, поскольку они скрыты в цене и население долгое время не замечает постоянного увеличения нало­гового бремени. В то же время для государства невозможно бесконеч­но действовать примитивно, только увеличивая ставку налога или уве­личивая количество аналогичных налогов в налоговой системе.

К началу XX в. наступает кризис в развитии косвенных налогов, по­скольку обложение отдельных товаров приводило к росту числа раз­личных косвенных налогов, неравномерному обложению и каскадно­му эффекту (налог на налог).

Качественно новый этап в развитии косвенного налогообложе­ния начался в начале XX в. и характеризовался следующими особен­ностями.

Во-первых, в это время в мире получает распространение идея свободной торговли. В связи с этим с начала XX в. таможенные по­шлины все чаще рассматриваются не как источник доходов бюджета, а как тарифные меры регулирования международной торговли. Меж­дународные и региональные соглашения но торговым вопросам серь­езно снизили их ставки и сократили область применения. Особый вклад в развитие косвенного налогообложения внесли документы — соглашения по тарифам и торговле и в последующем документы ВТО. В них были заложены принципы ограничения дискриминационной политики в области косвенного налогообложения, а также основные принципы разграничения юрисдикции между государствами.

Во-вторых, новым шагом стало введение и распространение кос­венных налогов с универсальным объектом (универсальных косвен­ных налогов). Сначала в налоговой практике государств появились налоги с оборота, а затем НДС, в котором был устранен каскадный эффект оборотных налогов.

Предложение впервые ввести НДС приписывают Вильгельму фон Сименсу. Прототип НДС, предложенный Сименсом в Германии в 1919 г., назывался облагороженный налог с оборота. В 1921 г. Томас Адаме предложил НДС как замену налогу на доходы корпораций в США. Предложения обоих авторов не возымели большого успеха. Тем не менее к их идеям время от времени возвращались, причем идеи Адамса использовались в англосаксонских странах, в то время как облаго­роженный налог с оборота был признан в Европе. На основе двух мо­делей практически одновременно в штате Мичиган (США) и Европе только в 1953 г. был введен НДС. В Мичигане введены налог на пред­принимателей, прямой налог на предпринимательскую деятельность на основе добавленной стоимости. Во Франции в том же 1953 г. был введен НДС — taxe sur la valeur ajoutee. Практика государств по нало­гообложению не сразу восприняла модель НДС, и промежуточным этапом практически во всех европейских государствах были различ­ные налоги с оборота.

Переход к универсальным косвенным налогам начался в Нидер­ландах с введением в 1934 г. одноступенчатого налога на производите­ля. Налог взимался с помощью марок, которые должны были прила­гаться к счету. Обычная ставка налога составляла 4%, дополнительная ставка на предметы роскоши — 10%. Материалы и товары для перепродажи, за исключением производственного оборудования, при­обретались без уплаты налога при наличии лицензии. Данный одно­ступенчатый налог был принят вместо отклоненного парламентом многоступенчатого 1%-ного налога с оборота по бельгийской модели. Многоступенчатый налог появился в Нидерландах только в 1940 г. после завоевания страны Германией. Многоступенчатый налог 1940 г. повторял немецкий налоге оборота, существовавший в Германии с 1934 г.

В многовеко­вой истории налогового права НДС — сравнительно новый вид косвенного налогообложения. Он действует почти в 90 странах, кроме США, среди них практически все — промышленно развитые. Но и здесь в те­чение последнего времени ведутся дискуссии о замене налога с оборота на федеральный налог на добавленную стоимость. В конце 1980-х — на­чале 1990-х гг. он был установлен в государствах Восточной Европы, таких как Болгария, Венгрия, Чехия, а также в некоторых стра­нах СНГ, например, в Белоруссии, Казахстане, Киргизии.

Схема обложения НДС изобретена в 1954 г. фран­цузским экономистом Морисом Лоре. Он описал метод действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающи­еся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего.

А в начале 1960-х гг., после создания Европейского общего рын­ка, принято решение о переходе на НДС во всех государствах-участ­никах. Так, 1957 г. в Риме, после подписания договора о создании Ев­ропейского экономического сообщества (ЕЭС) страны-участницы должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1977 г. директива Совета ЕЭС провозгла­сила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1982 г.

Тенденцией для всех стран, вводивших НДС, явилось быстрое превращение этого налога в один из главных в налоговой системе. Во Франции на долю НДС приходится 45% всех налоговых поступле­ний в бюджет, в Великобритании и Германии — 50%.

повышение юридических знаний

Автор: EG 20 декабря 2009

19 век

Налогообложение в начале XIX века

В годы царствования императора Александра 1 было издано несколько указов, имеющих большое значение в истории становления налогообложения в России.


8 сентября 1802 г . — «Манифест об учреждении Министерств и создании Министерства финансов, ведавшего всеми источниками государственных доходов, податями и сборами.»


1 мая 1805 г . — «Об учреждении Комитета сенаторов для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии, соразмерно их населению и относительно выгодам».


14 июня 1816 г . — «Об упорядочении земских повинностей по содержанию почт, мостов, перевозов, дорог и присутственных мест» [1] .

XIX век ознаменовался введением некоторых новых налогов. В 1812 г. были введены процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: 1839 г . — табак; 1848 г . — сахар; 1862 г . — соль; 1872 г . — керосин; 1866 г . — дрожжи; осветительные нефтяные масла — 1887 г .; спички — 1888 г .


1883 г. — в городах и поселках вводится государственный квартирный налог.

Росла ставка налога с купцов, и в конце царствования Александра I составляла 2,5% для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий.


В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия — 21-25%, акцизные и таможенные сборы — 20%, поступления от эксплуатации железных дорог — 18-23% государственных доходов.

Налогообложение в период министра финансов Егора Францевича Канкрина

Незадолго до своей кончины Александр I назначил на пост министра финансов известного ученого-экономиста Егора Францевича Канкрина. Наибольшую известность Канкрин приобрел как автор удачной реформы по уничтожению ассигнаций и замене их кредитным рублем. Кроме того, он упорядочил финансовое хозяйство, введя правильную отчетность и составление смет. В других отношениях взгляды и деятельность Канкрина характеризуются следующими чертами: он был сторонником протекционизма и потому очень усилил таможенное покровительство фабричной промышленности, особенно введением общего тарифа в 1841. Канкрин несколько раз пересматривал ставки таможенных пошлин (в 1823, 1826, 1831, 1834, 1836, 1843). Это приносило доход государственной казне и защищало от конкуренции неокрепшую русскую промышленность.

В то же время Канкрин отрицательно относился к развитию кредитных учреждений, не только частных, но и казенных; при нем не было учреждено ни одного нового банка. Ввел правило, согласно которому каждая долгосрочная ссуда промышленного характера должна выдаваться казенными банками не иначе как с разрешения Министерства финансов. В 1829 провел понижение процента, платимого государственными кредитными учреждениями по вкладам, с 5% до 4% и взимаемого по ссудам с 6% до 5%.

Так же отрицательно относился Канкрин к железнодорожному делу. При нем впервые был введен табачный акциз и вместо казенной продажи вина, существовавшей с 1818. Увеличение государственных доходов путем введения новых податей и сборов расценивал как крайнюю необходимость. Восстановил систему винных откупов (1827), ввел уплату подушной подати инородцами (1830), оригинальную систему обложения табака (1838). Снизил налог на соль, отменил внутренние судоходные пошлины (1823). Сумма прямых налогов за время управления Канкрина финансами увеличилась на 10 млн руб. серебром. Канкрин боролся с бюджетными дефицитами также путем сокращения расходных статей, однако успеха не достиг из-за больших затрат на войну с Турцией, подавление польского восстания и войну на Кавказе. Всего за 20 лет пребывания Канкрина на посту министра дефицит составил 160,6 млн руб. серебром.

При этом местная финансовая администрация мало привлекала к себе внимание министра и оставалась весьма неудовлетворительной. В целом, его реформы пополнили значительно бюджет, но оставили недобрую память у населения, поскольку существовавшие ранее налоги не уменьшались, а наоборот, увеличивались и являлись тяжелой ношей для населения, но политика, проводима Конкриным, с другой стороны, защищала промышленность от иностранного импорта.

Налогообложение при Александре II в период реформ Рейтерн Михаила Христофоровича

Во время правления Александра II реформы назрели сами собой. Ликвидация последствий Крымской войны (1853-1856), необходимость перевода феодальной экономики страны на путь капиталистического развития поставили перед правительством задачу поиска путей выхода из тяжелой финансовой ситуации ставили также задачи и реформирования налоговой системы.

Реформы Рейтерн Михаила Христофоровича были основаны на зарубежном опыте. Три года провел Рейтерн в служебной командировке, изучая «финансовый строй» Пруссии, Франции, Англии и Северо-Американских Соединенных Штатов.

В 1858 г. он стал управляющим делами Комитета железных дорог, а в начале 1860 г. – Комитета финансов. Одновременно он занял должность члена Совета министров финансов (1859), и члена Ученого комитета этого министерства (1860) — комиссии по преобразованию государственных кредитных учреждений и системы податей и сборов. Эти назначения позволили ему познакомиться с деятельностью финансового ведомства по широкому кругу вопросов и общими направлениями экономической политики правительства. Экономическая ситуация, в которой находилось российское государство в начале 1860-х годов от М.Х. Рейтерна ждали быстрых и ощутимых успехов не только в сфере государственных финансов, но и в экономике страны в целом. Ему пришлось сразу же предпринять меры по оздоровлению финансовой системы.

В области налогообложения Рейтерном прежде всего была реформирована система обложения спирта. С 1 января 1863 года прекращена отдача на откуп питейного сбора, который заменил питейный акциз. В этом же году мещане была освобождены от уплаты подушной подати и введен налог на недвижимые имущества в городах. В 1863-1865 гг. реформирована система обложения торговли и промышленности. Вышел ряд нормативных документов регулирующих процесс взимания отдельных налогов и сборов. Вместе с тем податное бремя, лежавшее на крестьянском населении, не только не уменьшилось, а напротив значительно возросло, вследствие повышения подушной и оброчной податей и регулярного повышения питейного налога. Вся система налогов зиждилась на трех налогах: подушной подати, питейном налоге и таможенных пошлинах.

При Рейтерне вводится еще один путь наполнения бюджета посредством выкупных платежей, появившиеся как следствие крестьянской реформы. Размер выкупных платежей уплачиваемых одним только классом населения – крестьянством, был весьма значительным и явились еще одним дополнительным бременем для крестьянского населения. За крестьянами постоянно накапливались огромные недоимки. Несмотря на строгость взыскания, недоимки постоянно росли, делая очевидным, что эти платежи, не соответствуют не только доходности земли

Реформы Рейтерна позволили временно наполнить бюджет (во многом засчет выкупных платежей), но не переломили в ситуации в части бедственного положения населения. В конце царствования Александра II факт истощения платежных сил и всеобщего понижения благосостояния населения был признан самим правительством.

Реформы налогообложения, проводимые Николаем Христиановичем Бунге

В 1880-е годы последовала крупная реформа в налогообложении, которую по поручению Александра III , проводил Николай Христианович Бунге (1823-1895 гг.) известный ученый-экономист, педагог, опытный практик-финансист, участник Великих реформ Александра II . В начале 1880-х годов Бунге был призван к участию в государственных делах, занимал пост товарища министра финансов (1880-1881 гг.). В 1881 г. был назначен министром финансов России. Н.Х. Бунге ставил себе задачу на практике осуществить те принципы в сфере налогообложения, которые должны были способствовать развитию экономики страны, при этом, снизив налоговое бремя с крестьянства привлечь к обложению имущие классы. Он стремился обеспечить:

— внедрение прогрессивной шкалы в подоходном обложении;

— опору на самые передовые зарубежные теории налогообложения;

— условия для развития экономического потенциала страны;

— взвешенность в проведении налоговых преобразований.

Н.Х. Бунге принимал участие в разработке крестьянской реформы 1861 г. Н.Х. Бунге последовательно придерживался стратегической линии на общее улучшение экономического положения государства и поднятия народного благополучия. Став министром финансов он стремился создать условия для подъема производительных сил народа, видя в них главный источник государственной мощи и богатства. С отменой подушной подати казна теряла крестьянских платежей на 100 млн. рублей. Значительное уменьшение поступлений в государственную казну было возмещено повышением размеров ранее существовавших налогов и введением новых, причем к более высокому обложению были привлечены и более состоятельные классы общества. Эти меры способствовали более равномерному распределению прямых налогов среди разных классов населения, создавая предпосылки для постепенного перехода к подоходному обложению.

О введении подоходного налога в России стали говорить еще во времена реформ Александра II . Но только Н.Х. Бунге на практике начал осуществлять его постепенное введение. Это стремление Н.Х. Бунге к введению в России подоходного налога оценивалось его современниками как крупнейшая заслуга в области реформирования податной системы.

Кроме всего прочего Н.Х. Бунге принадлежал к той плеяде ученых и общественных деятелей, которые взвешенно, подходили к решению таких сложных проблем, как реформирование налоговой системы государства. Отсталость крестьянского обложения была очевидна, поэтому Н.Х. Бунге целенаправленно боролся с подушиной, которая еще в 1724 г. была введена в систему прямого обложения России.

Указом 18 мая 1882 г. подушина, одновременно с мещанами была отменена и для крестьян, получивших ничтожно малые наделы. Затем законом 28 мая 1885 г. с 1 января 1886 г. она была отменена для бывших помещичьих крестьян Европейской России, а с 1 января 1887 г.- для всех вообще плательщиков того же района. В Сибири подушные сборы отменены законом от 19 января 1898 г.

Однако это не означало, что крестьяне стали меньше платить. Тот же закон устанавливал способы возмещения потерь казны от ликвидации одного из основных налогов. Во-первых, увеличивался возрожденный в 1875 г. поземельный налог, дававший до 1884 г. лишь несколько миллионов прибыли. Увеличив этот налог, Бунге изменил (упорядочил) систему его взимания. Общая сумма поземельного налога определялась в Министерстве финансов и законодательно распределялась по губерниям. Затем она раскладывалась между уездами и внутри уезда (в земских губерниях губернскими и уездными земскими собраниями, в не земских — органами губернского управления). Несмотря на то, что налоговое бремя крестьян практически не снизилось, значимость реформы Н.Х. Бунге прежде всего в отмене подушиной подати, которая со времен Петра Великого составляла краеугольный камень финансовой системы России. Реформа устранила один из существеннейших пережитков феодализма в налоговой системе. При этом замена подушного принципа обложения раскладкой, пропорциональной платежным силам населения, обеспечила большее соответствие системы обложения крестьянского населения принципам капиталистической экономики [2] .

Налогообложение в период назначения министром финансов Сергея Юльевича Витте

При Витте налоги рассматриваются им как главный источник государственных доходов. Под налогами он понимал установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение гocyдарственных нужд. Ключевыми в данном определении являются следующие позиции: налоги должны быть законодательно обоснованы, налоги — это денежные взносы, и налоги должны идти на удовлетворение государственных нужд. С.Ю. Витте был сторонником прогрессивного налогообложения, остро критиковал пропорциональное обложение личных доходов за несправедливое неравномерное обложение. Подчеркивал, что обременение налогом неимущей части населения ведет часто к накоплению недоимки, которая и служит показателем неудовлетворительности оснований налоговой системы или способов ее применения.

С.Ю. Витте скрупулезно анализировал преимущества и недостатки прямых и косвенных налогов. В пользу прямых налогов он выделял их большую равномерность по сравнению с косвенными. Прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежной способностью граждан. В отличии от прямых, косвенные налоги падая большей частью на предметы общераспространенные, потребление которых не находится в прямом соответствии с имущественною состоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко оказываются обратно пропорциональными к средствам плательщиков. Проанализировав преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения, С.Ю. Витте делает правомерный вывод о том, что финансовая система, базирующаяся только на одном виде налогов бесперспективна, не может удовлетворять предъявляемым требованиям.

С.Ю. Витте был сторонником подоходного налога. Выделял два вида подоходного налога: общеподоходный налог, объектом которого является весь совокупный доход данного лица, вне зависимости от источников, специальные подоходные налоги, падающие на отдельные виды доходов (доход от земли, денежных капиталов, промыслов и т.п.).

Из специальных подоходных налогов особое внимание уделял налогу на денежные капиталы. Обложение ссудного капитала было введено в России в 1885 г. и установлено для доходов от разного рода процентных бумаг и вкладов в банковских учреждениях. Ставка налога была установлена в 5% от суммы купонов процентных бумаг, или 5% при заключении периодических счетов по вкладам. Особая роль, по мнению С.Ю. Витте, в налоговой системе принадлежит косвенным налогам, и прежде всего акцизам. При рассмотрении акцизов отмечал, что при выборе объектов акцизного обложения надо согласовывать интересы казны с экономическими интересами страны. С этих позиций наиболее выгодным в тот период было обложение акцизами спиртных напитков, табака, сахара, нефти и т.п. Начиная с 1893 г. постепенно вводилась питейная монополия. Как особо подчеркивал С.Ю. Витте, результаты питейной монополии оказались «благоприятными как с точки зрения финансовой, так и с точки зрения народного хозяйства, народного здравия и общественной нравственности» [3] .

Вместе с тем, апробировались налоги, не свойственные системам налогообложения других стран. Так, в 1883 г. в городах и поселках вводится государственный квартирный налог. Налогообложение киноиндустрии также впервые было введено еще в царской России. Таков был результат бурного успеха первого российского полнометражного фильма «Осада Севастополя». Картина была показана членам императорской семьи и произвела столь внушительное впечатление, что император вечером того же дня повелел обложить «синематограф» налогом.

Но в целом, многие направления налогообложения, введенные Витте не потеряли актуальности и сейчас.

В целом, в XIX веке не было создано идеологических предпосылок для сбора налогов.

Научная мысль в области налогообложения также не была сформирована. Одной из наиболее значительных российских научных работ первой половины XIX века является исследование Николая Ивановича Тургенева «Опыт теории налогов», однако автор уделяет много внимания налоговым системам зарубежных стран. Этот факт сам автор объяснял тем, что писал работу «вне России». Таким образом, при осуществлении реформирования системы налогообложения реформаторы полагались, прежде всего, на идеи зарубежных мыслителей. Но при переложении на российскую почву реформы не всегда давали должный результат.

Налоговая система постоянно подвергалась реформированию. Налогообложение не было основано на принципе справедливости, а вся тяжесть налогообложения была переложена на плечи населения. Законодательно было закреплено неравенство между налогообложением неимущих слоев населения, появившейся промышленности и дворянством. Также отличительной чертой является следование иностранным экономическим идеям в сфере налогообложения. В XIX веке обозначился конфликт бизнеса и власти. Неравноправие в налогообложении послужило в дальнейшем усилению революционных настроений в стране.

[1] Финансы, №10 — 1999г.

[2] Россия в XIX – XX веках. Материалы II Научных чтений памяти профессора В.И. Бовыкина. — М., 2002. – С. 28.

К.Е. ЛУКИЧЕВ
Лукичев К.Е., юрист.
С момента возникновения государства перед обществом встал важнейший вопрос поиска источников формирования государственной казны.
В ходе исторического развития государства методы изъятия доходов на его функционирование изменялись от натуральных сборов до денежных платежей, регулярно, принудительно, индивидуально-безвозмездно взимаемых в прямой либо косвенной форме, получивших название налогов и воплотивших в себе, по словам английского философа Френсиса Бэкона, "экономически выраженное существование государства".
Сейчас невозможно категорически утверждать, какие налоги - прямые или косвенные - возникли раньше. По одной из версий, простейшей, исторически более ранней формой налогообложения явились прямые налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Первые упоминания о взимании на Руси дани - прямого налога (дани), собиравшегося с населения, относятся к эпохе князя Олега (? - 912) . В Киевской Руси дань взималась по количеству печей и труб в домохозяйстве, по количеству пахотной земли и т.д. Первые упоминания о возникновении косвенного обложения в виде различных пошлин относятся к более позднему периоду - концу Х в., когда основным косвенным налогом была дорожная пошлина, взимавшаяся за проезд, провоз груза, прогон скота по дорогам, мостам и переправам. Также в источниках Х в. встречаются упоминания о "медовой дани", "бражной пошлине" с солода, хмеля и меда - первой форме косвенного налогообложения алкогольных напитков .
--------------------------------
Толкушкин А.В. История налогов в России. М.: Юристъ, 2001. С. 17.
Буланже М. Акцизная наклейка на зеленую злодейку // Налоговый вестник. 1998. N 8. С. 123.
Согласно другой версии косвенные налоги были известны уже в государствах Древнего мира. Например, в казну Древнего Рима эпохи народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов (162 - 133 и 153 - 121 годы до н.э.) поступали сборы, взимавшиеся в связи с освобождением рабов (прообраз налога с оборота), сборы с товаров, доставляемых морем в Рим не для собственного потребления (носивших, по сути, характер импортных пошлин). В Древнем Египте в начале второго тысячелетия до н.э. взимался аналог современного акциза - налог на пиво.
В России неким предшественником акциза можно считать так называемый винный откуп. Развитие откупной системы относится к XV - XVI вв.
Вместе с тем имеются упоминания и об акцизе на мясо, введенном в 1574 г., который взимался при убое скота .
--------------------------------
Яковлева Н.В. Акциз и фискальная монополия: история возникновения и перспективы применения. М.: Компания "Спутник+", 2004. С. 17.
Винные откупа являлись системой взимания казной дохода от реализации (продажи) алкогольных напитков. Основу винных откупов составлял кабак "на откупу", при прекращении откупщиком своей деятельности этот же кабак возглавлял "на вере" выборный либо назначаемый кабацким головой "целовальник". На каждый кабак, приписанный к определенной территории, фискальные органы распределяли доходную разверстку, которую население обязано было выполнять.
Правовой основой деятельности винных откупов был контракт, заключаемый на торгах правительственными органами с откупщиком. Контракт регламентировал порядок реализации (продажи) алкогольных напитков (цену, время, условия и т.д.). Откупщик не являлся частным лицом и именовался "коронным поверенным", т.е. доверенным царя с весьма широкими полномочиями.
Доходы, получаемые откупщиком от реализации алкогольных напитков, согласно Уставу о винокурении были собственностью короны, т.е. царя. Откупщики не получали от казны платы за свою деятельность. Легальными источниками их доходов являлись: 1) изготовление и реализация алкогольных напитков пониженной крепости (пива, меда и др.); 2) харчевая продажа (закуски); 3) денежные штрафы с корчемников - лиц, нарушивших закон (изготовлявших и вне кабака продававших спиртные напитки). Однако основные доходы откупщики получали за счет покупателей крепких алкогольных напитков путем обмера, обсчета, фальсификации продукта. В России были нередки случаи поджога и разгрома царских кабаков. Винные откупа порождали взяточничество, коррупцию и должностные преступления среди чиновничества царской России.
Долгое время поступление податей в Российской империи контролировала Казенная палата, учрежденная еще в 1775 г. Надзор со стороны этого ведомства за торговлей и промыслами был слаб. Раз в год генеральную проверку проводили чиновники для особых поручений. Постоянный же надзор возлагался на волостных старшин и выборных торговых депутатов .
--------------------------------
Кучеров И.И. Налоги и криминал. М.: ГМП "Первая Образцовая типография", 2000. С. 81.
Откупная система подвергалась резкой критике как со стороны специалистов в сфере государственного управления и государственных финансов (И.Т. Посошков, А.Н. Радищев, Н.И. Тургенев), так и со стороны многих общественных деятелей. Даже главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии А.Х. Бенкендорф неоднократно обращал внимание на "вредное для народных нравственности и хозяйства влияние откупов" . История методов получения государством доходов от продажи питий стала объектом изучения в работе русского историка и этнографа И.Г. Пражова "История кабаков в России в связи с историей Русского народа".
--------------------------------
Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон, 1890 - 1907. Биографии. Т. 2. С. 83.
Также подробный анализ откупов нашел свое отражение и в статье Н.Г. Чернышевского "Откупная система" . В качестве вредных последствий системы откупов Чернышевский указывал: 1) на истощение тех источников, на которых основываются доходы правительства и его могущество; 2) на взимание с народа суммы гораздо большей, нежели какая получается правительством; 3) на разрушение нравственных убеждений в народе; 4) на ослабление стимулов к честному труду. Кроме того, передавая часть своих прав нескольким частным лицам, государство лишается свободы действий. "Каково бы ни было подчинение откупщика местным властям по формальным условиям откупного контракта, откупщик все-таки имеет свой круг действия, в котором распоряжается он. Интересы правительства всегда связаны с выгодами общества; оно всегда до известной степени сознает эту связь и заботится о национальном благе. Правительство не вчера начало, не завтра кончит свои сношения с обществом, оно считает себя вечным его спутником, потому собственная выгода заставляет его щадить силы общества ныне, чтобы не остаться без средств, если истощит их. Совершенно не таково положение откупщика: до будущности общества ему нет никакого дела, он думает только о том, чтобы как можно больше собрать с общества ныне; завтра оно увидит себя разоренным и с этим вместе беднеет правительство - какая нужда в том откупщику? Он уже кончил свои счеты и знать ни о чем не хочет. Правительство - это хозяин поместья; откупщик - это чеченец, на несколько часов вторгшийся в поместье" .
--------------------------------
Чернышевский Н.Г. Избранные экономические произведения. М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1948. Т. 1. С. 675.
Чернышевский Н.Г. Избранные экономические произведения. С. 673 - 674.
В генеральном годовом отчете о государственных доходах и расходах, утвержденном 20 декабря 1796 г., государственный приход от питейных откупных был самым большим - 18089393,58 рублей. О них М.М. Сперанский говорил следующее: "Трудно решить вопрос о сравнительных выгодах откупа, ныне существующего, и акциза, в других государствах употребляемого. Нет сомнения, однако же, что мало-помалу должно стараться акцизом заменить откуп, а между тем ввести немедленно и не позже как с 1811-го года акциз в тех губерниях, где вольная продажа питей существует. Сие одно составит весьма важную статью доходов" .
--------------------------------
Сперанский М.М. План финансов. В кн.: "У истоков финансового права". С. 54.
В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенными пошлинами. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами.
В государственном бюджете Российской империи в 1890 г. на долю косвенных налогов приходилось 475 млн. рублей, или 45,4% всех доходов . Главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию. В 1906 г. по этим статьям поступило 394 млн. рублей. Значительная сумма в том же году была получена от акцизов на сахар - 92 млн. рублей, табак - 49 млн. рублей, керосин - 27 млн. рублей. Доход от таможенных пошлин составил около 213 млн. рублей. Для сравнения, прямые налоги были собраны в сумме более 148 млн. рублей, что составляло лишь 7% всего бюджета государства.
--------------------------------
Приложение к кн. Вебера А. "Налоги". М., 1906. С. 67.
В конце XIX - начале XX вв. объектами акцизного обложения являлись: 1) свеклосахарное производство; 2) крепкие напитки; 3) табак; 4) осветительные нефтяные масла и 5) зажигательные спички. До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли.
С 1852 г. появляются проекты, составляющие шаг к переходу к акцизной системе, но препятствием к приведению их в исполнение явилась Крымская война.
Как было отмечено профессором И.И. Кучеровым, быстрый рост государственных расходов и переход Российской империи от натурального крепостного хозяйства к денежному во второй половине XIX в. способствовали широкому развитию налогообложения.
В течение 1875 - 1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги.
Акцизы с крепких напитков взимались по Уставу о питейном сборе от 4 июля 1861 г. До этого момента многократно менялась политика государства в сфере взимания питейных сборов .
--------------------------------
Кучеров И.И. Налоговое право России. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2001. С. 13.
По Уставу о питейном сборе 4 июля 1861 г. сбор с крепких напитков состоял из патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены: 1) спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов; 2) спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки; 3) портер, пиво всех родов и мед; 4) брага, приготовляемая на особо устроенных заводах. Дополнительными акцизами облагались напитки, приготовляемые из оплаченного акцизом вина.
Не подлежали обложению: 1) спирт и вино, вывозимые за границу; 2) виноградное вино, уксус и медовый квас; 3) изделия из оплаченного акцизом вина, не принадлежащие к напиткам; 4) осветительный спирт; 5) еврейское изюмное (розенковое) вино.
Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирта из подвалов в продажу.
Каждый вид подакцизных напитков мог приготовляться только на особых заводах, которые должны были устраиваться отдельно один от другого и не иметь никакой связи как между собой, так и с заводами, выделывающими из спирта и вина другие высших сортов напитки или иные изделия (хлебные водки, лак, политуру и проч.). Право винокурения было предоставлено каждому, но устройство винокуренных заводов должно было соответствовать специальным условиям.
Повсеместно, за исключением губерний Иркутской, Енисейской и Якутской области, до начала винокурения заводчик должен был взять патент и уплатить патентный сбор в размере 6 коп. с каждого ведра емкости действовавших на заводе квасильных чанов. В вышеперечисленных губерниях взимался сбор в размере 7,5 копеек.
Также патентный сбор взимался:
с заведений для приготовления прессованных дрожжей: 1) хлебных без винокурения - 10 руб.; 2) пивных прессованных - 18 руб.;
с заводов, выделывающих фруктовый и виноградный спирт: 1) на которых винокурение производится по обыкновенным патентам - с ведра емкости кубов перегонных аппаратов по 10 коп.; 2) имеющих перегонные аппараты непрерывного действия с завода по 15 руб.; 3) патентный сбор с садовладельческих заводов, действующих по садовладельческим патентам взимается: а) за основные патенты - по два рубля с ведра емкости перегонных кубов, за каждый первый срок в одном периоде, а в Артвинском и Батумском округах Кутаисской губернии - по полтора рубля с ведра емкости перегонных кубов независимо от продолжительности винокурения; б) за дополнительные патенты - в двойном, против установленного за основные патенты, размере;
с пивоваренных заводов: 1) в столицах и в Варшаве с заводов, имеющих заторные чаны емкостью в 100 ведер, - 150 руб. и затем за каждое ведро емкости сверх 100 ведер прибавляется по 1,5 руб.; 2) в столицах и в Варшаве с заводов, имеющих заторные чаны емкостью менее 100 ведер за первые 35 ведер, - 55 руб. и затем за каждое ведро емкости сверх 35 ведер прибавляется по 1,5 руб.; 3) в прочих городах, кроме губерний Иркутской, Енисейской и Якутской области, с заводов, имеющих заторные чаны емкостью в 100 ведер, - 50 руб. и затем за каждое ведро емкости сверх 100 ведер прибавляется по 0,5 руб.;
с медоваренных заводов: 1) повсеместно, за исключением губерний Иркутской, Енисейской и Якутской области, с заводов, имеющих котлы емкостью от 10 до 25 ведер, - 10 руб., от 25 до 35 ведер - 20 руб. и затем за каждые 10 ведер емкости котлов прибавляется по 10 руб.;
с водочных и спиртоочистительных заводов: 1) повсеместно, кроме Закавказского края, губерний Иркутской, Енисейской и Якутской области: в местностях I разряда - 600 руб., II разряда - 300 руб., III разряда - 225 руб.;
с заводов, выделывающих лак, политуру, духи и осветительную жидкость: 1) повсеместно, за исключением губерний Иркутской, Енисейской и Якутской области, - 10 руб. 2) в губерниях Иркутской, Енисейской и Якутской области - 13 руб.;
с заводов, выделывающих пейсаховую водку: в губерниях Царства Польского - 25 руб. .
--------------------------------
Гартен О. Записная и справочная книжка для чинов акцизного надзора. Рига: Издание Шнакербурга, 1893. С. 5.
Наименьший размер для винокуренного завода был определен в 270 ведер емкости всех квасильных чанов в совокупности, при трехсуточном брожении, т.е. каждый чан должен быть не менее 90 ведер, наибольший размер соответствовал емкости квасильных чанов в


Путь к извлечению максимальной прибыли из самого пагубного пристрастия народа — пития водки — до боли напоминал русские дороги: он был долгим, ухабистым и, как правило, приводил путников туда, откуда они отправились в свое странное странствие. А место это, в полном соответствии с традициями, находилось на распутье, у камня-указателя. На нем, как водится, говорилось, что путь налево — отдать всю торговлю водкой в частные руки и получать мало, но не знать хлопот. Путь направо сулил передачу продажи спиртного в руки государства, увеличение выручки и много-много забот. Средний же путь соответствовал половинчатому варианту — частное производство и торговля под полным контролем государственных мужей.

Каждый из русских государей вскоре после вступления на престол оказывался перед необходимостью такого выбора. Во времена первых царей династии Романовых предпочтение отдавалось государственной монополии, имевшей своеобразную форму. Для всех городов и уездов устанавливался своего рода план по потреблению хлебного вина, как тогда именовалась водка, где оговаривалось, сколько питий и в какие сроки там должно быть потреблено.

Для исполнения царской воли в городах и весях заводились казенные кабаки во главе с управляющими — кабацкими целовальниками, целовавшими крест в том, что не будут красть государевы деньги. А чтобы клятва не преступалась, из числа наиболее состоятельных жителей избирались кабацкие головы, призванные следить за правильным ходом продажи питий. А чтобы у голов с целовальниками не возникало желания, сговорившись, что-либо украсть, предусматривалась еще и круговая порука всех жителей за выплату в казну кабацких сборов полностью и без утайки.

При этом царский двор не трогало то, что недостача питейных денег могла образоваться из-за каких-либо природных катаклизмов, к примеру пожаров, наводнений или эпидемий — моровых поветрий. Все виновные в недоборе средств отправлялись на "правеж", где при помощи кнута и прочих подручных средств с них выбивались недостающие деньги.

Такая методика питейных продаж не отличалась гуманностью, зато позволила к 1680 году сделать так, что водочные доходы стали составлять четверть всех поступлений в казну. Больше приносили только личные — подушные подати, доля которых доходила до 40%.

Однако питейные доходы казны могли быть значительно больше, ведь редкие целовальники и кабацкие головы не использовали служебное положение в личных целях. Судя по сохранившимся документам той эпохи, после выполнения "питейного плана" ответственные люди начинали усиленно работать над получением собственной выгоды. В число способов ее извлечения входили и изготовление неучтенной водки — тайное корчемство, разбавление ее водой в кабаках, а также контрабандный ввоз спиртного из-за рубежа. Да и воеводы и иные чиновники на местах нередко занимались тайным корчемством. А верховная власть, в свою очередь, искала и находила не менее эффективные, но, как обычно, бесчеловечные способы борьбы с нарушениями государственной монополии. Так, выявленных покупателей противозаконных питий пытали до тех пор, пока они не называли имя продавца. А уличенного сбытчика, который, как правило, был одновременно подпольным винокуром, в первый раз серьезно штрафовали, а во второй били кнутом и сажали в тюрьму. Но вот в периоды, когда распри ослабляли царскую власть, тайное корчемство расцветало буйным цветом, и борьба с ним становилась весьма трудоемким и затратным делом. Именно поэтому после начала самостоятельного правления Петр I оказался на распутье и был вынужден выбирать способ извлечения водочных доходов. Он попытался было провести всеобщую конфискацию перегонных аппаратов, но, убедившись в бесполезности этого метода борьбы с подпольной выгонкой питий, решил отдать водочное производство в частные руки.

А чтобы все-таки не лишаться питейных доходов, Петр обложил винокуров податью, размер которой зависел от объема используемых ими сосудов, а не от количества произведенного хлебного вина, учесть которое было бы достаточно сложно. Новую систему налогообложения лоббировал любимец царя Меншиков, тайно и явно владевший большим количеством винокуренных заводов. После введения новых правил собственными производствами питий начали обзаводиться и многие другие птенцы гнезда Петрова. Так что производство хлебного вина на долгие годы перешло из ослабевших рук государства в крепкие руки государственных мужей.

Государственную монополию на питие возвратила только воцарившаяся в 1741 году Елизавета Петровна. Многие русские историки и экономисты считали, что именно этот ее шаг привел к увеличению доходов казны и нормализации денежного обращения в империи. Однако Семилетняя война с Пруссией оказалась слишком тяжелым бременем для русской казны, и императрица для ее пополнения увеличила цену ведра водки — около 12,3 л — сначала до 1 руб. 88,5 коп., а к 1756 году довела до 2 руб. 23,5 коп. Такая дороговизна вкупе с тем, что армии и чиновникам перестали выплачивать жалованье, привела к новому расцвету тайного корчемства, с которым обедневшие чиновники боролись безо всякого усердия. Так что в итоге на распутье оказался Петр III, а затем и сместившая его Екатерина II.

Вскоре после прихода на трон новая государыня стала склоняться к передаче водочной торговли на откуп. Система откупов существовала исстари и заключалась в том, что власть отдавала сбор налогов, таможню или, к примеру, рыбную ловлю в определенных местах в аренду частным лицам. Довольны были все: князья получали от откупщиков гарантированную ежегодную плату, а откупщики всеми правдами и неправдами старались сделать свой труд не только хлопотным, но и весьма прибыльным.

Правда, в начальный период правления Екатерины II откупная торговля хлебным вином шла параллельно с государственной.

"Питейные сборы при Екатерине,— писал известный русский экономист профессор П. П. Мигулин,— поступали главным образом при посредстве откупов. Вначале их ведала Камер-коллегия и ведала настолько плохо, что даже не могла толком разобраться ни в доходах, ни в расходах от казенной продажи вина. Под надзором камер-коллегии продажа водки в некоторых городах была в заведывании городских магистратов (управлений) и ратуш, в других местах — в заведывании казны через так называемых верных сборщиков, наконец, во многих местах — через откупщиков. При таких условиях царило в этой области множество злоупотреблений, и казна недобирала весьма крупных сумм, ей причитавшихся. Учрежденная для исследования дела комиссия признала в 1766 г. продажу на вере и отдачу винных сборов в заведывание магистратов и ратуш нежелательными и предложила ввести во всей империи откупную продажу питей. Так покончено было с введенной при Елисавете казенной продажей питей".

Тогда же установили и правила откупов.

"Откупами,— писал Мигулин,— возобновляемыми каждые четыре года, ведала сперва та же Камер-коллегия, а затем вновь учрежденные казенные палаты. Продажа на вере казенных питей сохранялась только там, где не находилось желающих взять продажу вина на откуп. При откупах сохранялась исключительная продажа казною, причем казна принимала на себя заготовление вина, которое выкуривалось на частных и казенных заводах, затем свозилось в казенные склады и из них продавалось откупщикам, со своей стороны, заведующим, таким образом, только продажей вина по установленной казною цене. С 1795 г. откупщики уплачивают уже в казну определенную сумму с каждой губернии и обязуются продавать вино не дороже определенной цены".

Откупная система действовала не на всей территории Российской империи. После окончательного присоединения Малороссии оказалось, что там население привыкло к самостоятельному изготовлению спиртного, и потому ломать привычный образ жизни не стали. Также поступили на иных присоединенных к России территориях. Профессор Мигулин писал:

"В губерниях Рижской, Ревельской, Выборгской, Киевской, Полтавской, Черниговской, нынешней Харьковской, Псковской и Могилевской винокурение было свободно, и продажа вина была вольная, но за это платились особые подушные подати. Доходы казны с питей в этих губерниях были ничтожны, хотя, кроме Белорусских губерний, в остальных вольная продажа существовала только в городах, а в сельских местностях введены были откупа".

Однако, как оказалось, откупная система, так же как и государственная монополия, имеет множество изъянов.

"Откупная система порождала также множество затруднений и неудобств,— пишет Мигулин.— Сильно было развито корчемство. Между отдельными губерниями и уездами на дорогах, ведущих к городам и другим населенным пунктам, откупщики ставили надсмотрщиков, наблюдавших за провозимым корчемным вином. Устраивались внутренние заставы, крайне стеснявшие передвижение и создававшие ряд других неудобств".

Впрочем, откупщики гораздо лучше государственных чиновников боролись с тайным корчемством, и повышение цены на водку все-таки приводило к росту доходов казны и откупщиков, а не к росту самогоноварения.

"Цены на вино устанавливались единообразные,— констатировал Мигулин.— В начале царствования Екатерины они составляли 2 руб. 23 коп. за ведро, с 1764 г. были повышены до 2 руб. 54 коп., с 1770 г.— до 3 руб., с 1790 г.— до 4 руб. Сама казна платила за вино в зависимости от состояния урожая в данной местности, развития винокурения и от других обстоятельств от 52 коп. до 1 руб. 3 коп. за ведро в разное время. Чистая прибыль казны от винной торговли определялась в 1763 г. в 4 милл. руб. с небольшим, в 1790-х годах до 9 милл. руб., а в самом конце царствования Екатерины — свыше 15 милл. руб., валовой же сбор превышал 24 милл. руб. Казна вырабатывала на своих заводах всего около четверти производства вина, поступавшего на продажу. В 1790-х годах это производство составляло около 3 милл. ведер".

Мало-помалу откупщики и их приказчики на местах стали превращаться в богатейших людей империи, и оказалось, что они обладают таким неограниченным влиянием, что могут менять не только появившихся при Александре I городничих, но и губернаторов и даже смещать епископов. Естественно, такое перераспределение власти не могло понравиться чиновничеству, и потому в 1819 году произошла новая реформа, отменившая откупы и восстановившая полный государственный контроль за водочной торговлей. Новшеством в ней оказалось то, что государство контролировало оптовую торговлю, отдав розницу — "раздробительную продажу" — частным лицам.

"Министр финансов императора Александра I граф Гурьев,— писал профессор Мигулин,— пытался произвести коренную реформу русских финансов. Он отменил откупную систему обложения питей и ввел казенную продажу вина. По новой системе управление питейными сборами было возложено на казенные палаты и уездные правления. Вино заготовлялось на казенных и частных заводах. Вино продавалось из казенных магазинов и казенных ведерных лавок. Раздробительная продажа вина производилась частными лицами, цена на ведро с 1819 г. была доведена до 7 руб., акциз же с водок был определен в 6 руб. с ведра. Благодаря этой реформе питейные доходы сильно возросли, именно с 53 милл. рублей в 1815-1819 гг. до 77 милл. рублей в 1820 году. Но затем, отчасти вследствие повышения цены на вино до 8 руб. за ведро, а главным образом вследствие злоупотреблений заведующих продажею питей, доход этот в 1826 г. упал до 68 милл. рублей, и казенная продажа питей (уже при преемник Гурьева — Канкрине) была упразднена и заменена снова откупною системою".

Читайте также: