Особенности постановки на учет в налоговом органе отдельных категорий налогоплательщиков

Опубликовано: 27.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Минфина России от 22 марта 2019 г. № 47н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 85н” (не вступил в силу)

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2003, № 23, ст. 2174; № 52, ст. 5037; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 31, ст. 3436; 2010, № 31, ст. 4198; № 32, ст. 4298; № 40, ст. 4969; 2013, № 23, ст. 2866; № 30, ст. 4049, 4081; № 40, ст. 5038; № 44, ст. 5645; 2014, № 45, ст. 6157; № 48, ст. 6660; 2016, № 7, ст. 920; № 27, ст. 4176, 4177; № 49, ст. 6842, 6844; 2017, № 49, ст. 7307; 2018, № 31, ст. 4819, 4821; № 45, ст. 6828) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 85н «Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2005 г., регистрационный № 6834).

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г. Силуанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 апреля 2019 г.
Регистрационный № 54529

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 22.03.2019 № 47н

Особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков

1. Постановка на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, уполномоченной осуществлять контроль за соблюдением такой организацией законодательства о налогах и сборах (далее - уполномоченный налоговый орган).

Уполномоченный налоговый орган осуществляет постановку на учет организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, в соответствии с перечнем организаций, отнесенных к категории крупнейших налогоплательщиков (далее - Перечень крупнейших налогоплательщиков), и графиком постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, определенных ФНС России.

2. Не позднее 20 числа месяца, указанного в графике постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, уполномоченный налоговый орган направляет в налоговый орган по месту нахождения российской организации (месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации), подлежащей постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, запрос о предоставлении доступа к сведениям о такой организации, содержащимся в Едином государственной реестре налогоплательщиков и иных информационных ресурсах налогового органа по месту нахождения российской организации (месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации) (далее - сведения об организации).

Доступ к сведениям об организации предоставляется в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

3. Уполномоченный налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня получения доступа к сведениям об организации осуществляет постановку на учет такой организации в качестве крупнейшего налогоплательщика с присвоением кода причины постановки на учет, первые четыре знака которого - код уполномоченного налогового органа, 5 и 6 знаки - значение 50 (признак отнесения организации к крупнейшим налогоплательщикам), и выдает (направляет) организации уведомление о постановке ее на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2003, № 52, ст. 5037; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 31, ст. 3436; 2010, № 31, ст. 4198; № 48, ст. 6247; 2011, № 30, ст. 4593; 2012, № 27, ст. 3588; 2013, № 30, ст. 4081; 2014, № 45, ст. 6157; 2016, № 7, ст. 920; № 27, ст. 4176, 4177; № 49, ст. 6842, 6844; 2017, № 49, ст. 7307; 2018, № 31, ст. 4819).

Датой постановки на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика в уполномоченном налоговом органе является дата получения этим налоговым органом доступа к сведениям об организации.

4. Если полномочия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах организацией, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, переданы от межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам другому уполномоченному налоговому органу, направление этим уполномоченным налоговым органом запроса о предоставлении доступа к сведениям об организации и предоставление ему такого доступа осуществляется в соответствии с пунктом 2 настоящих Особенностей.

Межрегиональная (межрайонная) инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, полномочия которой по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах организацией, состоящей на учете в качестве крупнейшего налогоплательщика, переданы другому уполномоченному налоговому органу, в течение трех рабочих дней со дня предоставления уполномоченному налоговому органу доступа к сведениям об организации осуществляет снятие ее с учета в качестве крупнейшего налогоплательщика и выдает (направляет) такой организации уведомление о снятии ее с учета в этом налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации.

Датой снятия с учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по основанию, указанному в настоящем пункте, является дата предоставления уполномоченному налоговому органу доступа к сведениям об организации.

5. В случае, указанном в пункте 4 настоящих Особенностей, постановка на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика в уполномоченном налоговом органе осуществляется в соответствии с пунктом 3 настоящих Особенностей.

Датой постановки на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика в уполномоченном налоговом органе по основанию, указанному в настоящем пункте, является день, следующий за днем снятия с учета этой организации в качестве крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, полномочия которой по контролю за соблюдением такой организацией законодательства о налогах и сборах переданы уполномоченному налоговому органу.

6. В случае исключения организации, состоящей на учете в уполномоченном налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика, из Перечня крупнейших налогоплательщиков этот налоговый орган осуществляет снятие с учета этой организации в качестве крупнейшего налогоплательщика в течение одного месяца с даты получения указанного Перечня крупнейших налогоплательщиков и в тот же срок выдает (направляет) этой организации уведомление о снятии ее с учета в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обзор документа

Налоговые органы ставят крупнейших налогоплательщиков на учет в соответствии с графиком и перечнем соответствующих организаций.

Не позднее 20 числа месяца, указанного в графике, уполномоченная межрегиональная инспекция направляет в налоговый орган по месту нахождения организации запрос о предоставлении доступа к сведениям о ней из ЕГРН и иных информресурсов. После получения доступа уполномоченная инспекция ставит организацию на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика и присваивает ей новый КПП.

Приказ вступает в силу в течение месяца со дня его официального опубликования.

Документ полезен? 0 m n 0

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2003, N 23, ст. 2174; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 31, ст. 3436; 2010, N 31, ст. 4198; N 32, ст. 4298; N 40, ст. 4969; 2013, N 23, ст. 2866; N 30, ст. 4049, 4081; N 40, ст. 5038; N 44, ст. 5645; 2014, N 45, ст. 6157; N 48, ст. 6660; 2016, N 7, ст. 920; N 27, ст. 4176, 4177; N 49, ст. 6842, 6844; 2017, N 49, ст. 7307; 2018, N 31, ст. 4819, 4821; N 45, ст. 6828) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 85н "Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2005 г., регистрационный N 6834).

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

1. Постановка на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, уполномоченной осуществлять контроль за соблюдением такой организацией законодательства о налогах и сборах (далее - уполномоченный налоговый орган).

Уполномоченный налоговый орган осуществляет постановку на учет организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, в соответствии с перечнем организаций, отнесенных к категории крупнейших налогоплательщиков (далее - Перечень крупнейших налогоплательщиков), и графиком постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, определенных ФНС России.

2. Не позднее 20 числа месяца, указанного в графике постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, уполномоченный налоговый орган направляет в налоговый орган по месту нахождения российской организации (месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации), подлежащей постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, запрос о предоставлении доступа к сведениям о такой организации, содержащимся в Едином государственной реестре налогоплательщиков и иных информационных ресурсах налогового органа по месту нахождения российской организации (месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации) (далее - сведения об организации).

Доступ к сведениям об организации предоставляется в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

3. Уполномоченный налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня получения доступа к сведениям об организации осуществляет постановку на учет такой организации в качестве крупнейшего налогоплательщика с присвоением кода причины постановки на учет, первые четыре знака которого - код уполномоченного налогового органа, 5 и 6 знаки - значение 50 (признак отнесения организации к крупнейшим налогоплательщикам), и выдает (направляет) организации уведомление о постановке ее на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2003, N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 31, ст. 3436; 2010, N 31, ст. 4198; N 48, ст. 6247; 2011, N 30, ст. 4593; 2012, N 27, ст. 3588; 2013, N 30, ст. 4081; 2014, N 45, ст. 6157; 2016, N 7, ст. 920; N 27, ст. 4176, 4177; N 49, ст. 6842, 6844; 2017, N 49, ст. 7307; 2018, N 31, ст. 4819).

Датой постановки на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика в уполномоченном налоговом органе является дата получения этим налоговым органом доступа к сведениям об организации.

4. Если полномочия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах организацией, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, переданы от межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам другому уполномоченному налоговому органу, направление этим уполномоченным налоговым органом запроса о предоставлении доступа к сведениям об организации и предоставление ему такого доступа осуществляется в соответствии с пунктом 2 настоящих Особенностей.

Межрегиональная (межрайонная) инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, полномочия которой по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах организацией, состоящей на учете в качестве крупнейшего налогоплательщика, переданы другому уполномоченному налоговому органу, в течение трех рабочих дней со дня предоставления уполномоченному налоговому органу доступа к сведениям об организации осуществляет снятие ее с учета в качестве крупнейшего налогоплательщика и выдает (направляет) такой организации уведомление о снятии ее с учета в этом налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации.

Датой снятия с учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по основанию, указанному в настоящем пункте, является дата предоставления уполномоченному налоговому органу доступа к сведениям об организации.

5. В случае, указанном в пункте 4 настоящих Особенностей, постановка на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика в уполномоченном налоговом органе осуществляется в соответствии с пунктом 3 настоящих Особенностей.

Датой постановки на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика в уполномоченном налоговом органе по основанию, указанному в настоящем пункте, является день, следующий за днем снятия с учета этой организации в качестве крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, полномочия которой по контролю за соблюдением такой организацией законодательства о налогах и сборах переданы уполномоченному налоговому органу.

6. В случае исключения организации, состоящей на учете в уполномоченном налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика, из Перечня крупнейших налогоплательщиков этот налоговый орган осуществляет снятие с учета этой организации в качестве крупнейшего налогоплательщика в течение одного месяца с даты получения указанного Перечня крупнейших налогоплательщиков и в тот же срок выдает (направляет) этой организации уведомление о снятии ее с учета в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно.

Понятие учета организаций и физических лиц

Налоговый учет организаций и физических лиц представляет собой одну из правовых форм постоянного контроля деятельности данных налогоплательщиков и соблюдения ими установленных налоговых норм, порядка и правил, касаемо процедур учета, налогообложения, расчетов и т.д.

В соответствии с правилами налогового законодательства РФ, учет должен распространяться в отношении абсолютно всех физических, либо юридических лиц, а также на индивидуальных предпринимателей, так как они тоже получают определенные доходы и являются полноправными налогоплательщиками.

Учет занимает важнейшее место в системе современного налогового права. Именно он обеспечивает регулярный рост бюджета государства, позволяет отслеживать текущее состояние экономики и допускает возможность корректирования тех или иных аспектов расчетов в целях максимального повышения эффективности.

Налоговый учет осуществляется только отдельными лицами, имеющими соответствующие полномочия – сотрудниками налоговых учреждений и инспекций. Его положения, порядок и особенности регламентируются статьей 83 действующего НК РФ, а также иными законами и нормативно-правовыми актами.

В случае возникновения споров между участниками данных правоотношений во время непосредственного осуществления налогового учета и расчетов, они подлежат разрешению в судебных органах – арбитражных судах, к чьей компетенции относится ведения данных дел.

Цели учета организаций и физических лиц

Налоговый учет физических лиц и организаций был разработан с одной главной целью – постоянный сбор сведений об участниках налоговых правоотношений, а также проверка целесообразности их деятельности, регулярного соблюдения существующих налоговых норм, ведение постоянного учета новых участников.

К дополнительным целям налогового учета физических лиц и организаций можно отнести следующие:

  • регулярное проведение различных мероприятий по налоговому контролю, дальнейшее составление отчетности в соответствии с полученными результатами;
  • постоянный сбор актуальной информации о текущем состоянии налогообложения, с целью повышения его эффективности и внедрения более продуктивных способов контроля и учета;
  • своевременное предоставление налогоплательщикам необходимой информации о налогах и сборах, как по их заявлению, так и автоматически;
  • быстрая и качественная обработка, а также проверка и сверка документации, регулярно поступающей от налогоплательщиков, включая налоговые декларации, справки и иные формы отчетности за определенные налоговые периоды;
  • предоставление имеющейся статистической информации в вышестоящие инстанции с целью осуществления полноценного контроля налоговой деятельности и соблюдения всех установленных норм, правил и порядка;
  • иные цели, которые направлены на максимальную эффективность при исполнении своих обязательств как налогоплательщиками, так и сотрудниками налоговых инспекций.

Постановка на учет организаций и физических лиц

Действующие нормы налогового законодательства РФ предусматривают, что физическое лицо, либо организация, должна быть поставлена на налоговый учет с момента ее регистрации.

Организации ставятся на учет по месту их непосредственной регистрации, либо по месту расположения их филиалов, а также обособленных подразделений. Постановка на учет физических лиц осуществляется по месту их жительства, либо регистрации.

При этом данными лицами должны быть предоставлены следующие документы и сведения:

  • ФИО;
  • дата и место рождения;
  • данные о месте проживания;
  • сведения о паспорте;
  • сведения о гражданстве.

Все эти сведения указываются в специальном письменном заявлении, которое будущий налогоплательщик должен передать в налоговый орган. Постановка на учет должна быть осуществлена в 5-ти дневный срок с того момента, как налоговым органом было получено официальное заявление от налогоплательщика.

Постановка на налоговый учет юридического лица - организации и порядок данной процедуры требуют предоставления большего пакета документов. Сюда входит:

  • заверенный устав организации;
  • сведения о его непосредственной деятельности и уставном капитале;
  • данные о руководстве;
  • данные о наличии либо отсутствии филиалов, а также официальных представительств и т.д.

Постановка физических лиц либо организации на налоговый учет должна быть подтверждена специальным свидетельством, которое выдается налоговым органом в установленный срок.

Только после получения данного документа лицо становится официальным налогоплательщиком и может начинать определенную деятельность, предусмотренную его уставом, либо иными положениями.

Условия постановки на учет организаций и физических лиц

Постановка на учет, как физических лиц, так и организаций, может быть осуществлена только в том случае, если данными лицами были соблюдены все необходимые условия и порядок, предусмотренные нормами действующего налогового законодательства.

К основным условиям можно отнести: достижение необходимого возраста, полная дееспособность, наличие всех необходимых документов у физических лиц либо организаций.

Юридическими лицами также обязательно должен быть представлен и полный порядок произведенных расчетов, а также иные бухгалтерские документы, которые потребует уполномоченный представитель налогового органа.

После получения необходимого пакета документов, налоговый орган проводит сверку представленных данных и осуществляет их максимально внимательную проверку.

Нередко документы возвращаются обратно на руки заявителя для исправления каких-либо ошибок и неточностей, а также для указания дополнительных сведений, которых не имелось в представленных бумагах.

Постановка организации на учет будет осуществлена только в том случае, если будущий налогоплательщик сможет верно и грамотно заполнить все необходимые документы, своевременно собрать требующиеся справки и предоставить иную информацию, если такая необходимость появится. В противном случае требования заинтересованного лица о постановке его на налоговый учет могут быть отклонены с указанием конкретных причин.

Порядок учета организаций и физических лиц

Действующий порядок налогового учета физических и юридических лиц устанавливается налоговым законодательством, в частности, статьей 83 НК РФ. Первоначальным этапом учета является обращение заинтересованного лица в налоговый орган, расположенный по месту его учета, либо нахождения организации, и подача письменного заявления по установленному образцу.

Юридическими лицами, помимо заявления, должны быть поданы и дополнительные документы, список которых предварительно можно получить в налоговом органе.

Все документы будущего налогоплательщика принимаются уполномоченным сотрудником, о чем делается соответствующая пометка и дается расписка. Далее идет проверка всех представленных документов.

Постановка на учет должна быть осуществлена не позднее, чем через 5 дней после получения заявления уполномоченными лицами. В этот же срок налогоплательщику должно быть отправлено соответствующее уведомление о том, что постановка на учет осуществлена.

В непосредственный момент постановки, физическому, либо юридическому лицу присваивается индивидуальный идентификационный номер налогоплательщика.

Данный номер предназначен для обеспечения максимально точного учета и контроля процедуры налогообложения физических и юридических лиц. Этот номер будет содержать в себе все важнейшие сведения – налоги, которое платит лицо, наличие, либо отсутствие задолженностей, порядок расчетов, даты предыдущих налоговых выплат, список официальных обращений лица в налоговые органы и иные данные.

В дальнейшем, процедуры внесения изменений в какие-либо данные расчетов и учета, либо постановка на учет дополнительных объектов налогообложения, будет начинаться с главного и обязательного этапа – обращения в налоговый орган и подачи соответствующего письменного заявления заинтересованными лицами.

Особенности учета иностранных организация и физических лиц

Иностранная организация подлежит обязательной постановке на учет уполномоченными лицами в том случае, если на это имеются правовые основания.

В отношении сроков учета – для иностранных организаций действуют абсолютно такие же правила, как и для российских – постановка должна быть осуществлена в течение 5 дней со дня получения налоговым органом соответствующих документов для расчетов и письменного заявления.

Форма заявления для иностранной компании будет несколько отличаться от обычной. Данное заявление, а также необходимые для расчетов документы могут быть отправлены заинтересованными лицами по почте, с обязательным уведомлением о получении.

Помимо этого, пакет документов должен содержать заверенную копию документа, удостоверяющего личность того лица, которое, в полной степени, берет на себя ответственность за полноту, грамотность и верность представленных сведений и расчетов.

Также представитель иностранной компании должен представить правовые основания, которые подтвердят необходимость ее постановки на учет в российском налоговом органе.

Налоговый учет иностранных организаций представляет собой отдельную ветвь налогообложения. Она характеризуется некоторыми особенностями при установлении порядка расчетов налогов, а также иными нюансами, предусмотренными действующим законодательством РФ.

1.Учет налогоплательщиков представляет собой совокупность мер регис­трационно-мониторингового характера, направленных на обеспечение эффективности проведения налоговыми органами налогового контроля. Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах является обязательной и осуществляется для целей проведения налогового конт­роля, а точнее, для повышения его эффективности.
Учет налогоплательщиков регулируется НК РФ и подзаконными актами Правительства РФ и МНС РФ (например, приказами МНС РФ: "Об утверждении Порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций" от 31.08.2001 № БГ-3-09/319; "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" от 07.04.2000 № АП-3-06/124; "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" от 27.11.98 № ГБ-3­12/309 (с измен, на 24.12.99) и др.
2. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах (посредством подачи заявления о постановке на учет):
соответственно по месту нахождения организаций, месту нахождения их обособленных подразделений, месту жительства физических лиц, а также по месту нахождения принадлежащих им налогооблагаемого не­движимого имущества и транспортных средств;
независимо от наличия обстоятельств, с которыми связывается воз­никновение обязанности по уплате того или иного налога. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, а также в собственности которых находится подле­жащее налогообложению недвижимое имущество, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщика в двух налоговых органах одновре­менно - по своему месту нахождения и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, недвижимого имущества и транс­портных средств.

Постановка налогоплательщика на учет осуществляется соответству­ющим налоговым органом в течение 5 дней со дня подачи им всех не­обходимых документов и в тот же срок оно обязано выдать соответству­ющее свидетельство. Постановка на учет и снятие с него осуществляются бесплатно. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной.
3. При постановке на первичный учет каждому налогоплательщику при­сваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе под­лежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную грани­цу, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который может быть изменен в случае снятия налогоплательщика с учета в одном налоговом органе и последующей постановки его на первичный учет в другом налоговом органе. При реорганизации налого­плательщика-организации, вновь образованной организации присваи­вают новый номер. В случае ликвидации налогоплательщика-организа­ции ИНН признается недействительным.
Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законода­тельством.
Этот номер состоит из 10 цифровых знаков - для организаций и 12 цифровых знаков - для физических лиц.
С МНС РФ, его территориальные органы ведут Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), который представляет собой сис­тему государственных баз данных учета налогоплательщиков. Порядок его ведения определен Постановлением Правительства РФ "О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" и ут­вержденными им "Правилами ведения Единого государственного реес­тра налогоплательщиков" от 10.03.99 № 266.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 с 1 июля 2002 года полномочия по государственной регистрации юридических лиц переданы МНС РФ. С помощью Единого государствен­ного реестра юридических лиц можно найти любое юридическое лицо, зарегистрированное в стране. В реестре представлены не только назва­ние и местонахождение фирмы, но и список учредителей, данные на руководителей и бухгалтеров, данные о перечне утраченных паспортов, а также данные по взаимосвязям организации (например, по ее фили­алам). Последнее обстоятельство имеет большое значение для повыше­ния эффективности налогового контроля, и в целом - контроля за со­блюдением налогового законодательства.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Информационное сообщение

Письмо ФНС России от 19.10.2007 № СК-6-09/798@
О порядке постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 01.10.2007 № 03-11-02/249 «О порядке постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (далее – письмо Минфина России № 03-11-02/249).

Одновременно сообщается следующее.
Приказ МНС России от 19.12.2002 № БГ-3-09/722 "Об утверждении форм документов и порядка постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности" (зарегистрирован в Минюсте России 08.01.2003 № 4097) (далее - приказ № БГ-3-09/722) применяется в части установления форм № 9-ЕНВД-1 "Заявление о постановке на учет организации - налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход" и № 9-ЕНВД-2 "Заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя - налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход".

Письмо МНС России от 10.04.2003 № ММ-6-09/421 «О порядке постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» не применяется.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителей) Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить:
- доведение настоящего письма до нижестоящих налоговых органов и применение его в работе;
- информирование налогоплательщиков о порядке постановки на учет, приведенном в письме Минфина России № 03-11-02/249.

Приложение: письмо Министерства финансов Российской Федерации от 01.10.2007 № 03-11-02/249 «О порядке постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» - на 4 л.

Письмо Минфина России от 01.10. 2007 г . N 03-11-02/249
О порядке постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

В связи с поступающими запросами о порядке постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.

1. В соответствии с п. 2 ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - единого налога на вмененный доход), введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

В связи с этим указанные налогоплательщики подают (направляют по почте с уведомлением о вручении) в налоговые органы заявление о постановке на учет организации - налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, или заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя - налогоплательщика единого налога на вмененный доход (далее - Заявление о постановке на учет) по формам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее пяти дней с начала осуществления предпринимательской деятельности.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход, осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории нескольких районов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или городских округов, на территории которых действуют разные налоговые инспекции, производится в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход, осуществляющих: развозную торговлю; разносную торговлю; распространение и (или) размещение наружной рекламы; распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, производится в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

2. Одновременно с заявлением о постановке на учет организация - налогоплательщик единого налога на вмененный доход, не состоящая на учете в данном налоговом органе по какому-либо основанию, установленному Кодексом, представляет копии заверенных в установленном порядке документов:

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

свидетельства о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51001 или свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., по форме N Р57001, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

3. Одновременно с заявлением о постановке на учет индивидуальный предприниматель - налогоплательщик единого налога на вмененный доход, не состоящий на учете в данном налоговом органе по какому-либо основанию, установленному Кодексом, представляет копии заверенных в установленном порядке документов:

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61001 или свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г., по форме N Р67001, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, а также документа, удостоверяющего личность.

4. В случае представления заявления о постановке на учет законным или уполномоченным представителем налогоплательщика одновременно с подачей документов, указанных в п.п. 2 и 3 настоящего Письма, представляются копии заверенных в установленном порядке документов, на основании которых он осуществляет свои полномочия в соответствии с законодательством о налогах и сборах и гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Налоговый орган, осуществивший постановку на учет налогоплательщика единого налога на вмененный доход по месту осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению указанным налогом, выдает ему (направляет по почте) уведомление о постановке на учет по форме N 1-3-Учет или по форме N 2-3-Учет, утвержденным Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

6. Снятие с учета налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению указанным налогом, производится при прекращении осуществления видов предпринимательской деятельности, установленных нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на основании поданного (направленного по почте с уведомлением о вручении) организацией или индивидуальным предпринимателем заявления о снятии с учета (в произвольной форме с указанием даты прекращения предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход).

О снятии с учета налоговый орган уведомляет налогоплательщика по форме N 1-5-Учет или по форме N 2-4-Учет, утвержденным Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

7. Налоговые органы по месту осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем видов предпринимательской деятельности, установленных нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, обязаны в трехдневный срок с момента постановки на учет или снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя уведомить об этом факте налоговые органы по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д. ШАТАЛОВ.

Читайте также: