Особенности организации бухгалтерского учета в компаниях применяющих специальные налоговые режимы

Опубликовано: 17.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отраслевой учет


Налоговый кодекс предусматривает ряд упрощенных способов расчета налогов (в основном, ими пользуются малый и средний бизнес) — специальные налоговые режимы:

  • упрощенная система налогообложения;
  • единый налог на вмененный доход;
  • единый сельскохозяйственный налог;
  • патентная система налогообложения.

Применение специальных режимов имеет ряд преимуществ относительно общей системы налогообложения (налог на прибыль для ООО и налог на доходы физических лиц для ИП).

Плюсы

1. Освобождение от уплаты налога на прибыль, НДФЛ, НДС, налога на имущество

Основным преимуществом специальных режимов является то, что ООО и ИП, применяющие специальные налоговые режимы, освобождены от уплаты:

  • налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов по акциям, накопленного купонного дохода по государственным и муниципальным облигациям, доходов от контролируемых иностранных компаний);

В отношении таких доходов установлены специальные налоговые ставки (ст.284 НК РФ):

— доходы в виде дивидендов по акциям — 0%,13%,

— доходы в виде накопленного купонного дохода по государственным и муниципальным облигациям — 0%, 9%, 15%,

— доходы от контролируемых иностранных компаний — 20%.

  • налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость);

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества:

1) административно-деловые центры и торговые центры и помещения в них;

2) нежилые помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности этих иностранных организаций в РФ через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств

В отношении таких объектов налог на имущество необходимо уплачивать несмотря на применение спецрежима!

  • НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ);

ООО и ИП, применяющие специальные налоговые режимы, признаются налоговыми агентами по НДС (ст.161 НК РФ),в частности, если:

1) приобретают товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ;

2) арендуют, покупают федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и (или) муниципальное имущество у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления;

Налоговые агенты, даже не будучи сами плательщиками НДС, обязаны начислять, удерживать и уплачивать в бюджет суммы НДС, отражать суммы НДС в книгах продаж и налоговых декларациях.

Основные отличия систем налогообложения:

Система налогообложения

Налоговая база

НДС

Налог на имущество организаций

Номинальная ставка

Зависимость налоговых платежей от эффективности деятельности

Налог на прибыль организаций (ОСНО, если бизнес организован в виде юридического лица)

НДФЛ (ОСНО, если бизнес организован в виде ИП)

Описание файла

Файл "ВКР" внутри архива находится в следующих папках: Особенности организации бухгалтерского учета при специальных режимах налогооблажения, Сафонова. Документ из архива "Особенности организации бухгалтерского учета при специальных режимах налогооблажения", который расположен в категории "готовые вкр 2017 года". Всё это находится в предмете "дипломы и вкр" из восьмого семестра, которые можно найти в файловом архиве ДВГУПС. Не смотря на прямую связь этого архива с ДВГУПС, его также можно найти и в других разделах. .

Онлайн просмотр документа "ВКР"

Текст из документа "ВКР"

1 Теоретические основы применения специальных систем

Специальные режимы налогообложения, их сущность…………………. ….7

Ведение бухгалтерского учета при специальных системах

Нормативно-законодательное регулирование бухгалтерского и налогового

учета при специальных системах налогообложения………………………….…26

Практика налогообложения и ведения бухгалтерского учета на ООО

Технико-экономическая характеристика ООО «Аквариус». Оценка

Организация бухгалтерского учета в ООО «Аквариус»…………………….40

Учет доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете……………..51

3 Мероприятия по совершенствованию бухгалтерского и налогового учета ООО «Аквариус»………………………………………………………………..….60

3.1 Выбор оптимального режима налогообложения для ООО «Аквариус»……60

3.2 Рекомендации по устранению недостатков в бухгалтерском учете………. 64

3.3 Совершенствование организации бухгалтерского учета.……………………70

Список использованных источников…………. …………………………………79

Приложение А. Бухгалтерский баланс ООО «Аквариус»…………………. …..84

Приложение Б. Отчет о финансовых результатах………………………………..86

Приложение В. Перечень доходов для расчета ЕСХН…………………………..88

Приложение Г. Перечень расходов для расчета ЕСХН……………………. ….89

Приложение Д. Графический материал к ВКР…………………………. ………91

В экономической системе современной России малому бизнесу отведена одна из главных ролей. Несмотря на массу преимуществ, которые предоставляет экономическому субъекту статус малого предприятия (мобильность, способность в кратчайшие сроки адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры), именно малый бизнес в нашей стране очень уязвим. И сильная зависимость от государственной экономической политики – важнейшая тому причина. Вот почему для него так важна поддержка государства, одним из ключевых элементов которой в современных экономических реалиях стало введение ряда специальных режимов налогообложения.

В целом налоговые послабления российскому малому бизнесу – явление в нашей стране уже устоявшееся: еще в 1995 году был принят федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в рамках которого субъекты малого бизнеса получили уменьшенную налоговую нагрузку и упрощенный бухгалтерский учет. А уже в 2013 году система налогообложения малых предприятий претерпела серьезные метаморфозы, вследствие которых и появились специальные налоговые режимы. Малые предприятия в рыночной экономике занимают особое место. Во многих развитых странах результаты деятельности малых предприятий определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, занимая до 60-70% его общего объема.

Особенностями малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, гибкость и оперативность в принятии решений, относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление, более низкая потребность в первоначальном капитале, а также более высокая оборачиваемость собственного капитала.

Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предпринимателей, выпускает специальные товары и услуги. Кроме того, немаловажен вклад малых предприятий в создание валового внутреннего продукта страны и в формировании федерального и региональных бюджетов. Малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства, он играет большую роль в становлении конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения общества в товарах, работах, услугах. Несмотря на достигнутые успехи в развитии малого предпринимательства, на сегодняшний день существует значительный потенциал для роста этого сектора экономики. Поэтому изучение данной темы особенно актуально на современном этапе развития рыночных отношений в России.

Целью данной работы является изучение теоретических и практических знаний по организации бухгалтерского учета при специальных системах налогообложения, разработка мероприятий, направленных на совершенствование бухгалтерского и налогового учета в ООО «Аквариус».

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

- определить понятие и сущность специальных налоговых режимов;

- рассмотреть нормативно-законодательное регулирование бухгалтерского и налогового учета при специальных системах налогообложения;

- изучить ведение бухгалтерского учета при специальных системах налогообложения;

- рассмотреть организацию бухгалтерского учета на ООО «Аквариус»;

- изучить особенности учета доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете ООО «Аквариус»;

- выявить мероприятия по совершенствованию бухгалтерского и налогового учета в ООО «Аквариус».

Предметом изучения являются особенности организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии.

Объектом исследования данной работы выбрано ООО «Аквариус». Данное предприятие применяет такой специальный режим налогообложения, как единый сельскохозяйственный налог.

Дипломная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются теоретические основы применения специальных систем налогообложения: понятие специальных налоговых режимов и их сущность, ведение бухгалтерского учета при специальных режимах налогообложения, а также нормативно-законодательное регулирование. Во второй главе работы рассмотрена практика налогообложения и ведения бухгалтерского учета на примере ООО «Аквариус»: дана краткая характеристика предприятия, проведен анализ основных технико-экономических показателей деятельности общества, рассмотрена организация бухгалтерского учета и особенности учета доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. В третьей главе рассмотрены мероприятия по совершенствованию бухгалтерского и налогового учета в ООО «Аквариус», а именно: выбор оптимальной системы налогообложения, рекомендации по устранению недостатков в бухгалтерском учете и по совершенствованию организации бухгалтерского учета.

В ходе написания дипломной работы были изучены законодательные и нормативные акты по организации деятельности малого бизнеса, его бухгалтерского учета, налогообложения и отчетности, отчетные материалы ООО «Аквариус» за 2014-2016 года.

Теоретической и методической основой дипломной работы послужили труды ведущих ученых страны: Абрютиной М. С., Астахова В. П., Шеремет А. Д., Селютиной С. В. и многих других.

В ходе исследования использовались следующие методы: наблюдение, сравнение, проведение и систематизация анализа.

1 Теоретические основы применения специальных систем

1.1 Специальные режимы налогообложения, их сущность

Специальные налоговые режимы являются особенностью налоговой системы России, которые представляют собой особый установленный Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. Указанные налоговые режимы нацелены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования организаций, относящихся к сфере малого и среднего предпринимательства. Они предусматривают освобождение от обязанности по уплате отдельных видов налогов и сборов при соблюдении определённых условий, а также особый порядок определения элементов налогообложения 40].

Общим для всех специальных налоговых режимов является единый налог, взимание которого не освобождает налогоплательщиков от обязанности уплаты некоторых налогов, которые невозможно либо нецелесообразно заменить единым налогом из-за специфики, значимости и особой целевой направленности данных налогов [22].

К таким налоговым платежам можно отнести:

- взносы на обязательное государственное пенсионное страхование;

- налоги, которые уплачиваются физическими лицами с личного или иного имущества, не связанного с производством и реализацией товаров, работ и услуг;

- налоги, имеющие экологическую направленность и др.

Введенная в 1995 г. упрощенная система налогообложения для малых предприятий стала первым образцом специального налогового режима в России. В 1999 г. на территории отдельных регионов был введен единый налог на вмененный доход. Применения этих режимов налогообложения уже в первые годы выявили целый ряд проблем и недостатков, которые требуют разработки научного обоснования этого понятия, раскрытия его экономического содержания и характеристики основных параметров [32].

Налоговое регулирование с помощью специальных налоговых режимов может быть выражено в виде упрощения общей системы налогообложения и снижения налоговой нагрузки. В рамках специального налогового режима должен формироваться особый порядок налогообложения, который направлен на определенный круг налогоплательщиков. Так, в России существуют налоговые режимы для отдельных сфер деятельности и групп налогоплательщиков.

Специальные налоговые режимы можно охарактеризовать рядом параметров: цель создания и вид режима; объекты; субъекты; условия применения, выражающиеся в ограничениях на вход и выход из режима налогообложения; продолжительность применения; число и виды уплачиваемых налогов; наличие специфического налога, присущего данному налоговому режиму и механизм его расчета [41].

Если говорить о специфических особенностях специальных налоговых режимов, то можно отметить позитивные и негативные последствия их применения.

К позитивным последствиям можно отнести:

- снижение налоговой нагрузки на приоритетные сферы предпринимательской деятельности;

- повышение собираемости налогов в сферах применения специальных налоговых режимов;

- уменьшение теневого оборота;

- упрощение процедур налогового администрирования;

- повышение инвестиционной активности населения и малого бизнеса;

К негативным последствиям можно отнести:

- создание новых схем уклонения от уплаты налогов с использованием специальных налоговых режимов;

- уменьшение поступлений взносов во внебюджетные фонды и налога на прибыль в бюджеты;

- подмена видов деятельности более выгодными видами для предпринимателей;

- затруднение проведения налоговых проверок и т.д.

Существует ряд принципов, на основе которых должны формироваться специальные налоговые режимы:

- принцип упрощения системы налогообложения – достигается уменьшением общего количества налогов и может быть обеспечен путем упрощения механизма исчисления и уплаты единого налога;

- принцип добровольности, то есть специальные налоговые режимы применяются налогоплательщиками на добровольной основе;

- принцип налогового благоприятствования - специальный налоговый режим должен быть более мягким для основной массы налогоплательщиков, чем общий режим налогообложения. Несоблюдение этого принципа лишает введение специального налогового режима экономического смысла;

- принцип приоритетности и избирательности - субъектный состав ограничен определенными видами деятельности, отраслями и категориями налогоплательщиков. В противном случае, это будет не специальный, а общий налоговый режим;

- принцип замещения единым налогом других платежей - количество заменяемых единым налогом платежей может корректироваться в зависимости от вида специального налогового режима;

- принцип сосуществования единого налога и части других общеустановленных налогов и сборов - конкретный перечень сопутствующих налоговых платежей зависит от особенностей специального налогового режима;

- принцип максимально возможного учета особенностей условий хозяйствования - максимальный учет особенностей условий хозяйствования плательщиков единого налога, путем использования различного рода корректирующих коэффициентов и установления конкретного перечня других налогов.

Следование и неукоснительное соблюдение названных принципов является настолько важным, что отклонение или отступление от них лишает специальные налоговые режимы своей целесообразности [44].

В 2002 г. понятие специальных налоговых режимов появилось в ст. 18 НК РФ и вместе с этим был введен во вторую часть НК РФ раздел о специальных налоговых режимах и соответствующие им главы [1].


Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит

Дата публикации: 07.08.2014

Статья просмотрена: 504 раза

Библиографическое описание:

Ункова, О. Г. Особенности организации бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства — юридических лицах, выбравших специальные налоговые режимы / О. Г. Ункова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 88-89. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6066/ (дата обращения: 20.05.2021).

С 01 января 2013 года, согласно Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 г., все субъекты малого бизнеса обязательно должны осуществлять бухгалтерский учет своей финансово-хозяйственной деятельности. При этом юридические лица — субъекты малого бизнеса, выбравшие специальные налоговые режимы, осуществляют ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме, а предприниматели без образования юридического лица могут не вести бухгалтерского учета, но обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также иных объектов налогообложения.

На практике организация учета и отчетности в субъектах малого бизнеса — юридических лицах, выбравших специальные налоговые режимы, требует наличия единых методологических основ ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями закона «О бухгалтерском учете», ПБУ.

Важную роль при этом играет Учетная политика субъекта предпринимательства, которая должна обеспечить ведение бухгалтерского учета рационально, в полном объеме, с учетом особенностей ведения малого бизнеса и его размеров. Основным документом для составления бухгалтерской учетной политики является ПБУ 1/2008. Документ утвержден приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н. При составлении Учетной политики необходимо учитывать:

- правила учета основных средств и нематериальных активов, которые субъект малого бизнеса применял в прошлом году и может оставить в новом отчетном году. При этом необходимо помнить, что нельзя осуществлять переоценку основных средств и нематериальных активов в бухгалтерском учете;

- нельзя создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание);

- нельзя отражать в учете оценочные и условные обязательства, условные активы;

- выбрать метод учета доходов и расходов. Субъекты малого бизнеса использую кассовый метод. Организации, применяющие кассовый метод, определяют выручку от реализации товаров (работ, услуг) исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги);

- отразить порядок оценки финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется (то есть по стоимости приобретения);

- отражать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров полностью в отчетном году в качестве расходов по обычным видам деятельности;

- отражать все расходы по займам в составе прочих текущих затрат организации. Субъекты малого бизнеса могут отнести на расходы по УСН проценты по займу или кредиту. Разрешено учитывать лишь определенную норму процентов. Рассчитать норматив нужно по правилам, которые установлен для плательщиков налога на прибыль, а именно в статье 269 НК РФ;

- разработать рабочий план счетов бухгалтерского учета. В качестве примера для организации учета можно использовать один счет бухгалтерского учета, который будет обобщать сведения по нескольким схожим объектам учета. Например:

· счет 10 «Материалы» предназначается для сбора и обобщения данных по материальным запасам, оборудованию к установке, животным на выращивании и откорме;

· затраты на производство и реализации продукции, работ, услуг субъекта малого бизнеса можно учитывать без подразделения на виды затрат на счете 20 «Основное производство»;

· учет готовой продукции, работ, услуг, а также учет товаров следует вести с помощью счета 41 «Товары»;

· учет дебиторской и кредиторской задолженности организуется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»);

· для учета денежных средств в банках необходимо использовать счет 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»);

· учет собственного капитала осуществляется на счете 80 «Уставный капитал», где необходимо обобщить сведения по резервному и добавочному капиталам;

· учет финансовых результатов в субъектах малого бизнеса можно организовать на счете 99 «Прибыли и убытки», минуя счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».

Субъекты малого бизнеса составляют бухгалтерскую отчётность в сокращенном объеме. При этом субъекты малого предпринимательства сдают только баланс и отчет о финансовых результатах. Если требуется, то необходимо приложить пояснительную записку. При составлении отчетности необходимо использовать упрощенные формы баланса и отчета о прибылях и убытках, которые утверждены приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н. Однако, при желании субъект малого бизнеса может отчитаться по общим формам отчетности, которые также утверждены приказом Минфина № 66н.

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)

Model.Article.Title

Зачастую малому бизнесу выгоднее применять не общую систему налогообложения, а специальные налоговые режимы. Какие условия должны соблюдаться, чтобы компания могла перейти на УСН, ЕНВД или ЕСХН? Можно ли совмещать разные режимы? От чего зависят ставки налога? Об этом и многом другом рассказывает замначальника отдела налогообложения юридических лиц УФНС по г. Севастополю Инна Валентиновна Лебах.

Понятие специальных налоговых режимов прописано в ст. 18 НК РФ. Они предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кто может применять спецрежимы

УСН, ЕНВД и ЕСХ могут применять как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а вот патент предназначен только для предпринимателей. Если общая система налогообложения (ОСНО) распространяется на всех налогоплательщиков, то для применения спецрежимов должны соблюдаться определенные критерии.

Спецрежимы ориентированы в основном на малый бизнес. Относится ли компания к малым или микропредприятиям, зависит от ряда параметров: структуры уставного капитала, средней численности персонала, некоторых показателей (основные фонды, выручка, размер помещений и пр.).

Организация может применять УСН, если выполняются следующие условия:

  • Компания не является бюджетным или казенным учреждением, участником соглашения о разделе продукции, банком, страховщиком, ломбардом, профучастником рынка ценных бумаг, инвестиционным фондом или НПФ.
  • Компания не занимается игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, а также добычей полезных ископаемых.
  • Доля участия других организаций в ее уставном капитале в совокупности не превышает 25 %, бухгалтерская остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн рублей.
  • Средняя численность сотрудников за год не превышает 100 человек.
  • Доходы за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организация собирается начать применять УСН, не превышают 45 млн рублей без НДС с учетом коэффициента-дефлятора, в 2015 году — 51,615 млн рублей (45 млн × 1,147). Общая сумма доходов за каждый год, в котором организация применяет УСН, не должна превышать 60 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. За весь период применения УСН в 2015 году это 68,82 млн рублей, а в течение 2016 года выручка компании (предпринимателя) не должна превысить 79,74 млн рублей (60 млн × 1,329).

ЕСХН предъявляет особые требования к выручке предприятий: доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70 %. При этом пределов ни по выручке, ни по численности нет. Исключение — рыбохозяйственные организации, для которых численность работников не должна превышать 300 человек.

При использовании ЕНВД, в отличие от УСН, нет ограничений по величине выручки. Но есть другие условия:

  • Если компания занимается розничной торговлей через магазин или павильон, площадь торгового зала не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Средняя численность за предшествующий календарный год не может превышать 100 человек.

Кроме того, ЕНВД, в отличие от УСН, применим к строго ограниченному перечню видов деятельности (см. п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

От чего зависит ставка УСН?

Налогоплательщики на УСН вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения и ставку:

  • доходы по ставке 6 %;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов, по ставке 15 %.

Первый вариант отличается простотой учета. Датой получения доходов считается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Во втором варианте доходы определяются также по кассовому методу. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы должны быть документально подтверждены и строго соответствовать закрытому перечню согласно ст. 346.16 НК РФ.

При применении УСН 15 % учитывается минимальный налог 1 % от суммы поступивших доходов. Он уплачивается в том случае, когда рассчитанная сумма налога 15 % в итоге получается меньше суммы рассчитанного минимального налога 1 % от суммы доходов.

Бухгалтеру на заметку

Низкая ставка с оборота выгодна при высокорентабельной деятельности. Ставка же 15 % с разницы между доходами и расходами предпочтительна для менее рентабельных видов деятельности. Целесообразность применения спецрежимов также зависит от количества наемных сотрудников и их фонда оплаты труда. Подробнее

Особенности перехода на спецрежимы

Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков — с даты постановки на учет. ЕНВД можно начать применять с любого момента.

Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). При этом если организация применяет УСН, перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД она может только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.

А вот совмещение общей системы и УСН запрещено нормой (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Нельзя также одновременно применять общую систему и ЕСХН (п. 3 ст. 346.1 НК РФ), а также совмещать УСН и ЕСХН (пп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет изменить объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Региональные особенности

Практически все спецрежимы имеют свои региональные особенности. Так, для севастопольских налогоплательщиков Законом города Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС на 2015–2016 годы установлены налоговые ставки УСН в размере 3 и 7 % соответственно, для плательщиков ЕСХН — в размере 0,5 %.

Для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 01.01.2015 установлена налоговая ставка в размере 5 % (Закон г. Севастополя от 14.11.2014 № 77-ЗС), для патентной системы налогообложения — в размере 1 % (Закон г. Севастополя от 14.08.2014 № 57-ЗС). Ставки для спецрежима в виде ЕНВД прописаны в Законе г. Севастополя от 26.11.2014 № 85-ЗС.

Все вышеперечисленные законы можно найти в региональном блоке сайта ФНС. Информация управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации является составной частью разделов федерального уровня. Чтобы ознакомиться с информацией по своему региону, необходимо выбрать его в «шапке» официального интернет-сайта «Ваш регион», например, «92 город Севастополь». После этого на главной странице сайта в адресной строке отразится www.nalog.ru/r92/. В этом случае налогоплательщику будет доступна к просмотру не только информация федерального уровня, но и информация, имеющая региональные особенности.

В соответствующих разделах сайта можно ознакомиться с новостями, региональными особенностями налогового законодательства, с графиками проведения семинаров, а также справочной информацией, касающейся работы районных инспекций, и найти много другой полезной информации. На сайте функционирует 39 электронных сервисов — как информационных, так и интерактивных и транзакционных. Обратившись к ним, можно не только ознакомиться с действующим налоговым законодательством, но и проверить надежность контрагентов, получить доступ к «Личному кабинету», подать отчетность, задать вопрос, относящийся к компетенции службы, провести сверку по налоговым обязательствам.

Предпочтения севастопольских налогоплательщиков при выборе системы налогообложения

По состоянию на 1 сентября 2015 года в ЕГРЮЛ по г. Севастополю включено 8,8 тысячи юридических лиц. Среди них соотношение предпочитающих общую систему налогообложения и спецрежимы — примерно 50 на 50. А вот «спецрежимники» в основном выбирают для себя УСН. ЕНВД в Севастополе не пользуется популярностью, на сегодняшний день эту систему налогообложения применяют 166 юридических лиц. Из общего числа организаций, перешедших на спецрежимы, ЕСХН выбрали только 19.

Универсального способа для определения самого выгодного налогового режима нет. Каждый налогоплательщик самостоятельно делает выбор и просчитывает экономический эффект с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому прежде чем перейти на спецрежим с общей системы налогообложения либо избрать специальный налоговый режим с даты постановки на учет, я рекомендую ознакомиться с положениями НК РФ, а также использовать информацию, размещенную на официальном сайте ФНС России в разделах «Действующие в РФ налоги и сборы» и «Специальные налоговые режимы».

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

11 МИН

Как выбрать систему налогообложения для ООО

После регистрации компании нужно выбрать систему налогообложения. От неё зависит размер платежей, их график и способ ведения бухгалтерского учёта. Рассказываем, какие системы существуют и как выбрать самую выгодную для конкретного типа бизнеса.

Что учесть при выборе системы

Большинство режимов налогообложения имеют ограничения. Вот от каких параметров собственного бизнеса стоит отталкиваться при выборе:

Вид деятельности организации

Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН) доступны не каждому бизнесу. Подробно разбираем ограничения режимов ниже.

Количество сотрудников и сумма дохода

Некоторые системы устанавливают лимиты по доходу и численности персонала. Если нарушите их, «слетите» с режима на ОСНО.

Контрагенты и специфика бизнеса

Подумайте, хотите ли работать с плательщиками НДС, открывать филиалы или менять поле деятельности. Выбирайте систему налогообложения с учётом планов на будущее.

Общую систему налогообложения (ОСНО) назначают автоматически после регистрации ООО. И если вы не уведомили налоговую службу о выборе специального режима, придётся платить такие налоги:

  • Налог на недвижимое имущество организации. Ставка зависит от региона РФ, но не превышает 2,2 % от кадастровой (по оценке государства) или остаточной (с учётом износа) стоимости имущества (ст. 380 НК РФ).
  • Налог на прибыль. Ставка налога — 20 %, из которых 3 % идут в федеральный бюджет, а 17 % — в региональный. В некоторых регионах ставка может быть снижена до 12,5 % на усмотрение местных властей. Сумма налога рассчитывается с разницы между доходами и расходами.
  • Налог на добавленную стоимость (НДС). Ставка — 20 %. НДС облагается выручка от реализации продукции.

Плюсы системы

На ОСНО нет ограничений по размеру прибыли, количеству сотрудников и арендуемым площадям для ведения бизнеса. Кроме того, это выгодная система для организаций, которые сотрудничают с компаниями — плательщиками НДС. При использовании ОСНО ваши партнёры могут уменьшить сумму выплат в бюджет на сумму НДС от полученных от вас работ, услуг и товаров.

Минусы системы

ОСНО — непростая система налогообложения из-за сложности расчётов, строгости налоговой службы к выплатам НДС, большого количества отчётности (к примеру, нужны отдельные ежеквартальные декларации по прибыли компании, книги учёта всех продаж и покупок) и высокой налоговой нагрузки.

Упрощённая система налогообложения (УСН) — режим, специально созданный для предприятий малого и среднего бизнеса. Его ещё называют «упрощёнкой», потому что вместо трёх налогов, как на ОСНО, нужно платить один, а сдавать отчётность по налогу — раз в год. Налог перечисляется авансовыми платежами за первый квартал, 6 месяцев текущего года, 9 месяцев и итоговым платежом за весь год (за вычетом авансовых).

Для использования УСН есть ряд ограничений:

  • По виду деятельности. Банки, страховые организации, нотариусы, инвестиционные фонды и некоторые другие виды бизнеса не могут применять «упрощёнку» (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
  • По размеру сети. Если у вашей компании есть филиалы или представительства в других населённых пунктах, УСН тоже не для вас.
  • По количеству сотрудников — не более 100 человек.
  • По размеру годового дохода — не более 150 млн рублей.
  • По остаточной стоимости основных средств — не более 150 млн рублей.
  • По доле участия других юрлиц— не более 25 %.

УСН бывает двух видов: «доходы» и «доходы минус расходы». Если объект налогообложения — доходы, ставка будет 6 %. Если объект — доходы, уменьшенные на величину расходов, то ставка — 15 % (все расходы нужно подтверждать документально).

Комбинировать или менять ставку по УСН в течение года нельзя. Изменить тип УСН или перейти на другую систему налогообложения можно один раз в год. Для этого нужно подать уведомление в ФНС до 31 декабря текущего года.

Чтобы выбрать тип УСН, посчитайте, чего в организации меньше: доходов или расходов. Если расходы сложно подтверждать документами или они меньше доходов на 60 %, выгоднее выбрать объектом налогообложения доходы и ставку 6 %. В противном случае выбирайте тип «доходы минус расходы» и 15 %-ю ставку.

Плюсы системы

На УСН проще платить налоги и отчётность не сложная. Кроме того, можно выбрать удобный для деятельности компании объект налогообложения — тип УСН, от которого будет зависеть налоговая ставка.

Минусы системы

УСН могут использовать не все компании, а для режима «доходы минус расходы» устанавливается обязательная минимальная ставка — 1 % от доходов. Его придётся платить, даже если расходы превысили доходы.

Применять единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) могут только компании, занимающиеся растениеводством, животноводством, выращиванием рыб, сельским и лесным хозяйством, и компании, которые оказывают услуги сельхозтоваропроизводителям.

Ставка налога — 6 %, но в регионах она может быть снижена до 0 %. С 2019 года предприятия на ЕСХН признаются плательщиками НДС (п. 4 ст. 8 335-ФЗ). То есть при реализации продукции и оказании услуг, а также при получении аванса от покупателя и заказчика необходимо начислять НДС 20 %, а затем платить этот налог в бюджет.

Но согласно п. 1 ст. 145 НК РФ от уплаты НДС на ЕСХН можно отказаться. Право на отказ имеют организации, которые подали в налоговую уведомление о переходе на ЕСХН и уведомление на освобождение от НДС в течение одного календарного года. При условии, что величина дохода от деятельности компании на ЕСХН без учёта НДС не превысила 90 млн рублей за 2019 год, 80 млн рублей за 2020, 70 млн рублей за 2021, 60 млн рублей за 2022 и последующие годы.

Условие перехода на ЕСХН — доход от сельского хозяйства более 70 %. В бюджет выплачивается авансовый платёж по итогам первого полугодия и сумма налога за год (за вычетом авансового платежа).

Плюсы системы

Основное преимущество ЕСХН — уплата двух налогов вместо трёх при ОСНО. Выплаты в бюджет, авансовый платёж и итоговый, нужно перечислять раз в полгода, отчётность по налогу сдавать раз в год.

Минусы системы

Воспользоваться ЕСХН не смогут фирмы, которые закупают или перерабатывают сельхозпродукцию. Эта система налогообложения предназначена только для производителей товаров и поставщиков услуг в сфере сельского хозяйства.

Ещё один специальный режим — единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Сумма налога зависит от конкретного вида деятельности организации, размера торговых площадей, количества сотрудников и других физических показателей.

Самыми распространёнными сферами, где можно применять ЕНВД, являются общепит (не относящийся к здравоохранению и соцучреждениям), розничная торговля и бытовые услуги.

Согласно ст. 2 178-ФЗ этот налоговый режим действует до 2021 года, позже он может быть продлён или отменён. Кроме того, в некоторых регионах ЕНВД не применяется. Действует в данном регионе «вменёнка» или нет, нужно уточнять на сайтах местных учреждений. В частности, в Москве ЕНВД применять нельзя.

Читайте также: