Особенности налогообложения участников вэд в государствах членах еаэс

Опубликовано: 16.05.2024

Если вы работаете с иностранными контрагентами, налоги приходится платить немного иначе. Рассмотрим особенности налогообложения ВЭД по импорту и экспорту товаров и услуг.

Особенности налогообложения

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Новых налогов при ведении внешней торговли не возникает. Вы, как всегда, должны будете уплатить НДС, налог на прибыль и акцизы. Но при ВЭД есть 4 отличия по этим налогам:

  • изменяется порядок исчисления и взимания налогов;
  • право на вычет сохраняется, но изменяется порядок его получения и перечень необходимых документов;
  • вводиться понятие таможенной стоимости, которая является налоговой базой;
  • операции с определенными группами товаров имеют особенности.

Помимо налогов для ввоза или вывоза товара придется уплатить и таможенную пошлину. Таможня — это еще один контролер вашей деятельности помимо ФНС. Она отвечает за валютный контроль операций российских лиц с иностранными партнерами. Рассмотрим каждый налог по импорту и экспорту товаров.

Налог на добавленную стоимость при экспорте

Налогообложение ВЭД

Как и во внутренней деятельности, НДС по ВЭД — самый сложный налог. При экспорте товаров есть несомненный плюс — ставка НДС равняется 0%: экспортные операции налогом на добавленную стоимость не облагаются (подп.1 п.1 ст.164 НК РФ). Не забывайте подтверждать право на применение «нулевой» ставки — предоставляйте в налоговую вместе с декларацией по НДС документы, подтверждающие вывоз товара за территорию РФ:

  • внешнеторговый контракт;
  • таможенную декларацию;
  • копию транспортных и товаросопроводительных документов.

При экспорте товаров в Белоруссию, Казахстан, Армению или Киргизию пакет документов для подтверждения другой:

  • договор, согласно которому в страну ЕАЭС импортируют продукцию;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя;
  • транспортные и товаросопроводительные документы.

Подробно перечень необходимых для подтверждения документов расписан в статье 165 НК РФ. На сбор всех документов у вас есть 180 календарных дней со дня помещения товаров на таможенную процедуру экспорта.

Ставка 0% не освобождает вас от обязанности сдавать декларации по НДС и не лишает права на вычет входящей суммы налога. Просто при заполнении декларации укажите ставку 0%.

Вы имеете право на возмещение или зачет НДС. При успешном возмещении заявленную сумму перечислят на ваш расчетный счет. При зачете сумму к возмещению можно учесть в качестве предстоящих обязательных платежей. Не забывайте пользоваться этим правом — это поможет вам сэкономить. Получив аванс не забудьте начислить на эту сумму НДС. Размер базы определяется в рублях по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки или получения оплаты.

Важно! Законодатель обязывает вести раздельный учет НДС по экспортным и внутренним операциям. Раздельный учет «входного» НДС по товарам или услугам нужен только экспортерам сырьевых товаров (абз.3-4 п.10 ст.165 НК РФ).

Внимательно определяйте момент формирования налогооблагаемой базы по НДС. Это будет самая ранняя из дат:

  • момент отгрузки товаров или услуг или передачи имущественных прав;
  • момент получения полной или частичной оплаты.

Налог на добавленную стоимость при импорте

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Все ввозимые в Россию товары облагаются НДС. Статья 146 НК РФ не щадит никого: уплачивать его должны все импортеры, даже освобожденные от НДС, и лица на налоговых спецрежимах. Но некоторые категории импортируемых товаров налогообложению не подлежат, они перечислены в статье 150 НК РФ.

Ставка НДС по импорту не отличается от внутренней — 0%, 10% или 20%. Основная сложность состоит в определении налоговой базы по НДС. Тут есть два варианта:

  1. Импорт из стран ЕАЭС. Если вы ввозите товар из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии, сложностей с базой по НДС не возникает. Она равна стоимости приобретенных товаров плюс уплаченные акцизы. Момент формирования базы — дата оприходования товара складским учетом. Срок на подачу декларации и уплату НДС — 20 дней по истечении квартала, за который вы отчитываетесь.
  2. Импорт из других стран. Налоговая база — это таможенная стоимость + таможенная пошлина + акцизы. Таможенная стоимость определяется декларантом, но правильность ее формирования контролирует таможня. По своей сути это стоимость товара по договору увеличенная на затраты по доставке груза до таможни, в том числе на страхование, транспортировку, лицензирование. В этом случае НДС уплачивается в момент подачи таможенной декларации или в течение 15 дней с момента поступления товара на таможню.

Особое внимание уделите импорту услуг. Если иностранное лицо оказало вам услугу на территории РФ, то необходимо выступить в роли налогового агента. Удержите сумму НДС из вознаграждения иностранца. Если оказанные услуги подпадают под статью 149 НК РФ, то удерживать ничего не нужно.

Вы имеете право запросить налоговый вычет на сумму уплаченного НДС. Для этого нужно соблюсти следующие условия:

  • ввозимые товары и услуги используются в России и деятельности, облагаемой НДС;
  • груз ввозится для перепродажи;
  • вычет запрашивается в том квартале, в котором товар принят к учету;
  • есть документы, подтверждающие ввоз груза;
  • НДС был уплачен.

Если во внутренней деятельности вы освобождены от НДС или находитесь на спецрежиме, вычет вы не получите. Включите налог в стоимость приобретенных товаров и услуг.

Налог на прибыль при экспорте и импорте

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Прибыль по ВЭД облагается налогом по ставке 20%. Доход — это результат экспорта, так как мы продаем товар иностранному контрагенту. Импорт дохода не приносит — это наши расходы.

При экспорте продукции партнеры будут перечислять вам иностранную валюту. Для целей налогообложения необходимо пересчитать ее по курсу Центрального Банка.

Затраты на импорт — это расходы, которые уменьшают базу по налогу на прибыль, поэтому к их расчету подходите внимательно. Все затраты, связанные с импортом товаров, вплоть до затрат на услуги таможенного брокера, должны иметь подтверждающие документы. Только тогда их можно признать в качестве расходов.

Оплачивать товары и услуги вы будете иностранной валютой. Для расчета налоговой базы пересчитайте все затраты по курсу ЦБ РФ.

При ВЭД будут возникать курсовые разницы,которые могут быть вашим доходом или расходом. Подробнее про курсовые разницы можете прочитать в нашей статье о бухгалтерском и налоговом учете ВЭД.

Акцизы на импортный товар

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Акцизы — это косвенный налог, который уплачивается на таможне. Если товар прибыл из стран ЕАЭС и не подлежит обязательной маркировке, оплачивайте акциз в налоговую. Маркировке подлежит табачная и алкогольная продукция.

Акцизом облагается таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на таможенную пошлину. Уплачивает налог лицо, декларирующее груз. Ставки акциза бывают трех видов: адвалорная, специфическая или комбинированная.

  • Адвалорные. Ставки в процентах от стоимости реализованных товаров. В чистом виде в Российском законодательстве отсутствуют.
  • Специфические (твердые). Ставки в рублях за физическую единицу товара. Это самый распространенный вид. Например, сигары облагаются акцизом в размере 207 рублей за 1 штуку, а табак по ставке 5 808 рублей за 1 кг.
  • Комбинированные. Объединяет специфические и адвалорные ставки. Например, сигареты и папиросы облагаются акцизом по ставке 1 890 рублей за 1 000 штук плюс 14,5% от максимальной розничной цены, но не менее 2 568 рублей за 1 000 штук.

Полный перечень ставок по акцизам изложен в статье 193 НК РФ. На стоимость ввозимого груза с учетом акциза в дальнейшем начисляется налог на добавленную стоимость.

Таможенная пошлина

Пошлина, уплачиваемая на таможне, это не налог, а обязательный платеж в связи с перемещением товаров через границу. Пошлина уплачивается до момента выпуска товара с таможни. Ее размер зависит от ввозимого или вывозимого товара, его количественных и качественных характеристик. Определяется размер пошлины по коду ТН ВЭД — специальному закодированному обозначению импортируемых или экспортируемых товаров. Например, код 0101 21 000 0 — это чистопородные племенные лошади.

Чтобы избежать ошибок в налогах при ВЭД, воспользуйтесь облачным сервисом Контур. Бухгалтерия. С его помощью вы сможете вести бухгалтерский и налоговый учет ВЭД и внутренней деятельности. Первый месяц работы в сервисе бесплатен.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

image_pdf
image_print

Международная торговля — устойчивый тренд последнего времени. Сегодня свою продукцию в соседние и не только страны продают и большие корпорации, и малые компании, и даже частные предприниматели. Поэтому одно из актуальных требований к современному бухгалтеру — знание экспортных операций. О том, какие документы нужно оформлять при реализации в страны ЕАЭС и какие платить налоги, расскажем в сегодняшней статье.

Экспорт по-русски

Подавляющее большинство российских организаций ведет торговую деятельность с нашими ближайшими соседями. Преимущественно это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Перечисленные страны вместе с Россией образуют Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Кроме того Таджикистан является кандидатом на вступление в в ЕАЭС, а Молдавия имеет статус наблюдателя в союзе.

Государства — члены этого союза договорились об установлении единых правил налогообложения экспортных операций. Отметим, что речь идет об НДС — остальные налоги при экспорте компании уплачивают точно так же, как и при реализации в России.

Реализация в страны ЕАЭС и экспорт в прочие государства имеют мало отличий. И в том, и в другом случае применяется ставка НДС 0%, для подтверждения которой налогоплательщик представляет в ИФНС определенный пакет документов.

Что и кто облагается «экспортным» НДС

Сразу отметим, что на налогоплательщиков, применяющих УСН, требование о подтверждении ставки НДС при экспорте не распространяется. Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ, «упрощенщики» признаются плательщиками НДС лишь в отношении товара, который они ввозят на территорию России. Что же касается экспорта, то для компаний и предпринимателей на УСН этот тип операций в части налогообложения не имеет никаких отличий от работы с отечественными покупателями.

А вот организациям, применяющим классическую систему налогообложения (ОСНО), необходимо помнить об особенностях экспортных операций в страны ЕАЭС. И прежде всего о том, что подтверждать ставку НДС 0% нужно по любым товарам, даже по тем, которые в соответствии со статьей 149 НК РФ этим налогом не облагаются. Все дело в том, что в части экспортных операций налогообложение регламентируется нормам международных договоров. И согласно статье 7 НК РФ, такие соглашения имеют приоритет над нормами Налогового кодекса России.

ЕАЭС действует на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14. Нормы, регулирующие порядок налогообложения при экспорте, указаны в пункте 1 статьи 72 этого договора, а также в пункте 3 приложения № 18 к нему «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». Так вот, согласно указанным нормам, для товаров, перечисленных в статье 149 НК РФ, освобождение от обложения НДС по ставке 0% не предусмотрено.

Итак, любой товар, работа или услуга, реализуемая в страны ЕАЭС, для российского плательщика НДС облагается этим налогом по ставке 0%. Это подтверждено письмами Минфина от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40. При этом в счете-фактуре помимо ставки 0% следует указать код вида товара по ТН ВЭД ЕАЭС — этого требует подпункт 15 пункта 5 статьи 169 НК РФ. В соответствии с требованиями подпункта 1.1 пункта 3 статьи 169 НК РФ, составлять счет-фактуру необходимо и в случае реализации на экспорт товаров, поименованных в статье 149 НК РФ.

Что касается вычетов, то больше не нужно отдельно учитывать «входной» НДС по товарам, которые будут реализованы на экспорт, и восстанавливать его при отгрузке. Теперь порядок вычета НДС (коме сырьевых товаров) соответствует обычному. То есть при наличии счета-фактуры «входной» налог по таким товарам принимается к вычету в том периоде, когда они приняты к учету. Такое правило действует с 1 июля 2016 года, когда вступили в силу соответствующие поправки в российский Налоговый кодекс.

Документы для подтверждения нулевой ставки

Перечень документов, которые должен собрать российский экспортер для подтверждения нулевой ставки НДС, приведен в пункте 4 упомянутого Протокола.

В первую очередь, это договор либо контракт. Причем совершенно необязательно, чтобы в качестве покупателя по этому договору фигурировала организация, зарегистрированная в одной из стран ЕАЭС — достаточно, чтобы на территории союза находился грузополучатель.

Следующий пункт — транспортные, товаросопроводительные и иные документы, которые подтверждают факт перемещения товаров из России в страну назначения. Если законодательством участника ЕАЭС не предусмотрено оформление документов, подтверждающих отдельные виды перемещения (включая перемещение без использования транспортного средства), то такие документы для подтверждения нулевой ставки не предоставляются.

Последнее правило подразумевает, что в отдельных случаях (если это соответствует правилам государства ЕАЭС) при перемещении товара с территории одной страны на территорию другой таможенный досмотр может не производиться. Тем не менее на практике трудности с документами, подтверждающими факт пересечения границы, случаются нередко. Например, представители ИФНС требуют приложить к комплекту документов для подтверждения нулевой ставки талон о прохождении пограничного контроля, который выдается в автомобильных пунктах пропуска через границу.

Такой талон не является транспортным либо товаросопроводительным документом, так могут ли налоговики его требовать? Да, вполне, ведь в пункте 4 Протокола сказано и о прочих документах, оформление которых предусмотрено в стране — участнице ЕАЭС и подтверждает факт перемещения товара через границу.

Подобного рода сложности возникают и при отправке документов почтой либо курьерской службой (DHL, Fedex). Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 06.07.04 № 1200/04, иными документами для целей применения нулевой ставки НДС считаются документы, которые равнозначны транспортным и товаросопроводительным по своему содержанию. Они включают информацию о том, каким способом и по какому маршруту осуществлялась доставка груза с учетом его особенностей. Такими документами, например, могут выступать почтовые или багажные квитанции.

Получается, что отправляя товары в страну ЕАЭС через курьерскую службу, российский налогоплательщик для подтверждения нулевой ставки НДС должен представить в ИФНС документы, составленные перевозчиком, из которых было бы понятно, каким способом и по какому маршруту товары попали с территории России на территорию страны назначения. Если же доставка осуществляется почтой, следует также приложить квитанцию, в которой указаны реквизиты получателя отправления.

Третий документ, который необходимо включить в пакет подтверждающих нулевую ставку, — заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. На нем должна содержаться отметка налогового органа того государства, куда осуществлялась реализация, о том, что налоговые обязательства по этому товару исполнены. Документ составляется по форме, содержащиеся в Протоколе ЕАЭС об обмене информацией от 11.12.09.

Последний документ, предусмотренный Протоколом о взимании косвенных налогов, — выписка из банка. Однако она представляется лишь в том случае, если иное не предусмотрено законодательством страны — участницы ЕАЭС. А поскольку в пункте 1 статьи 165 НК РФ банковская выписка не фигурирует, то российские налогоплательщики могут ее не предоставлять.

Порядок подтверждения

Для того чтобы собрать весь пакет документов, у экспортера есть 180 календарных дней с даты отгрузки. Это правило установлено в пункте 5 Протокола о взимании косвенных налогов. Если в установленный срок документы не будут поданы в ИФНС, придется платить обычный НДС по ставке 18 или 10%. Его следует начислить в том периоде, в котором состоялась экспортная операция. Начиная со 181-го дня после отгрузки, при неподтверждении нулевой ставки и неуплате налога будут начисляться пени.

Бывает, что документы все же удается собрать, хоть и с опозданием. В этом случае уплаченный НДС может быть зачтен или возвращен по правилам статьи 78 НК РФ.

Но если подтвердить нулевую ставку никакой возможности нет, стоит знать — уплаченный НДС можно списать на расходы по налогу на прибыль. Это право подтверждено ФНС в письме от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфином в письмах от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045 и от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961. Объяснение простое: в этом случае налог не был предъявлен покупателю, а оплачивался поставщиком из собственных средств, поэтому запрет из пункта 19 статьи 270 НК РФ не действует.

Отчетность по экспорту в страны ЕАЭС

В соответствии с порядком заполнения декларации по НДС, утвержденным Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, операции по экспорту в страны ЕАЭС отражаются в разделе 4 декларации. В качестве приложений пойдут те документы, которыми подтверждалась нулевая ставка. Если же она не была подтверждена, то за тот период, в котором производилась отгрузка, нужно подать уточненную декларацию.

С 2015 года действуют и применяются на практике положения Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) от 29.05.2014, заключенного между Российской Федерацией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией, которая присоединилась к ЕАЭС с 12.08.2015. Напомним, что ЕАЭС пришел на смену ранее действовавшему Таможенному союзу.

При этом порядок взимания НДС при взаимной торговле товарами между хозяйствующими субъектами государств-членов ЕАЭС регламентирован Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением №18 к вышеуказанному Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее – Протокол).

Соответственно с 1 января 2015 года не применяются положения действующих ранее международных соглашений о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенных Россией с указанными государствами.

Общий порядок уплаты НДС при импорте товаров в Россию из стран ЕАЭС

По общему правилу российские организации-покупатели обязаны уплатить НДС по ставке 18 % (либо 10%) при ввозе товаров из стран-участников ЕАЭС, за исключением освобожденных от налогообложения товаров согласно статье 150 НК РФ. Например, не уплачивается НДС при ввозе в Россию технологического оборудования, в том числе комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

При этом обязанность по уплате НДС со стоимости ввезенных товаров распространяется также на тех российских организаций-покупателей, которые применяют специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и др.)

Кроме того, в отличие от общего порядка уплаты НДС при импорте товаров из-за границы, когда «ввозной» налог уплачивается российскому таможенному органу, при ввозе на территорию России товаров из государств-членов ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) НДС подлежит уплате налоговому органу по месту учета российской организации-покупателя.

Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет импортируемых товаров и выступает как цена сделки, подлежащая уплате поставщику по условиям контракта. Причем если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, то российская организация должна пересчитывать валютную стоимость товаров в рубли на дату принятия их к учету.

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных из стран ЕАЭС товаров, российская организация-покупатель должна уплатить НДС в бюджет и представить в налоговый орган специальную декларацию по косвенным налогам. При этом в случае, когда в российской организации за предшествующий календарный год числится 100 и менее работников, такая специальная декларация может быть подана в налоговый орган на бумажном носителе.

Документальное подтверждение российской организацией операций по ввозу товаров на территорию Российской Федерации

Важной особенностью осуществления операций по импорту товаров из стран ЕАЭС на территорию России является то, что вместе со специальной декларацией по косвенным налогам российская организация-покупатель обязана представить в налоговый орган определенный пакет документов, а именно:

  • Контракт, на основании которого российской организацией приобретены ввезенные из стран ЕАЭС товары. При этом в случае, когда товары приобретены через посредника (агента, комиссионера и др.), следует представить в налоговый орган соответствующий договор комиссии (агентский договор).
  • Счета-фактуры, оформленные поставщиком из стран-участников ЕАЭС при отгрузке товаров на территорию Российской Федерации.
  • Товаросопроводительные и транспортные документы в подтверждение перемещения импортируемых с территории государств ЕАЭС товаров (при условии, если указанные документы оформлялись). При этом такими документами могут выступать товарно-транспортные накладные, международные товарно-транспортные накладные (CMR), железнодорожные накладные и др.
  • Выписка банка либо иного документа, свидетельствующие об уплате российской организацией-покупателем «ввозного» НДС в бюджет. При этом, как правило, налоговые органы истребуют платежные поручения с отметкой и печатью банка.
  • Информационное сообщение о приобретении импортируемых товаров (представляется лишь в случаях, указанных в пунктах 13.2.-13.5 Протокола).

Копии вышеприведенных документов могут быть представлены в налоговый орган также в электронном виде.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов(далее – заявление)

Так, российской организации-покупателю необходимо представить в налоговый орган такое заявление в 4-х экземплярах на бумажном носителе и его электронный вариант либо в электронном виде (если оно подписано электронно-цифровой подписью налогоплательщика).

При этом российской организации-покупателю необходимо заполнить раздел 1 заявления (указать сведения о покупателе и поставщике товаров из стран-участников ЕАЭС, о контракте, а также информацию о наименовании, количестве, стоимости товаров, о товаросопроводительных документах и счетах-фактурах и т.п.).

В свою очередь налоговый орган заполняет раздел 2 заявления, где им проставляется отметка об уплате НДС:

  • один экземпляр заявления остается у налогового органа,
  • три других экземпляра передаются российской организации-покупателю (из них два экземпляра передаются продавцу товаров с территории стран ЕАЭС).

Следует отметить, что такое заявление налоговый орган обязан рассмотреть в течение 10 рабочих дней с момента его представления российской организацией вместе с вышеперечисленными документами, и по итогам такого рассмотрения налоговая инспекция либо подтверждает факт уплаты «ввозного» НДС либо мотивированно отказывает в таком подтверждении (Пункт 6 Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов к Протоколу от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».).

Порядок принятия российской организацией НДС к вычету

Суммы НДС, уплаченные (зачтенные) по товарам, ввозимым на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары (пункт 26 Протокола).

Тем самым российская организация-покупатель вправе применить вычет по уплаченному при ввозе товаров НДС при соблюдении общих условий, установленных главой 21 НК РФ, а именно:

  • принятие ввезенных товаров к учету,
  • уплата «ввозного» НДС,
  • приобретение таких товаров для операций, облагаемых НДС.

При этом в периоде декларирования вычета по НДС в соответствующей налоговой декларации налогоплательщик в книге покупок отражает реквизиты соответствующего заявления и платежного поручения, подтверждающего уплату налога (Пункт 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137.).

Важно учитывать, что до настоящего времени в правоприменительной практике неоднозначно решается вопрос о моменте возникновения у налогоплательщика права на вычет по НДС:

  • с момента уплаты организацией «ввозного» НДС и принятия на учет товаров,
  • либо имеется также дополнительное условие – наличие у организации заявления с отметкой налогового органа об уплате налога.

В частности, позиция финансового ведомства заключается в том, что «ввозной» НДС налогоплательщик вправе принять к вычету не ранее квартала, в котором налог уплачен и отражен в декларации по уплате косвенных налогов и заявлении о ввозе товаров (см. Письма Минфина России от 05.09.2012 №03-07-13/01-47, от 17.08.2011 №03-07-13/01-36 и др.).

Мнение финансового ведомства

Для целей принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории государств - членов ЕАЭС, документами, подтверждающими право на вычет указанных сумм налога, являются не только документы, подтверждающие фактическую уплату налога в бюджет, но и заявление с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

В связи с этим право на вычет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении (см. Письмо Минфина России от 02.07.2015 №03-07-13/1/38180).

Между тем, по нашему мнению, подобные выводы финансовых органов не основаны на нормах действующего налогового законодательства, поскольку, прежде всего, статьями 171, 172 НК РФ не предусмотрено в качестве дополнительного условия для применения вычета по НДС представление налогоплательщиком заявления с отметкой налогового органа.

При этом содержащееся в пункте 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137) требование о необходимости регистрации налогоплательщиком в графе 3 книги покупок заявления с отметкой налоговой органа, с нашей точки зрения, не может рассматриваться в качестве дополнительного условия для применения вычета по НДС по следующим основаниям.

Во-первых, в главе 21 НК РФ прямо не указано, что заявление с отметкой налогового органа выступает в качестве документа, подтверждающего вычет по «ввозному» НДС.

При этом в пункте 1 статьи 172 НК РФ под документами, подтверждающими фактическую уплату НДС при ввозе товаров, по нашему мнению, имеются в виду платежные поручения (выписки банка и др.), свидетельствующие об уплате налогоплательщиком НДС таможенному или налоговому органу.

Во-вторых, положения Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137), с точки зрения норм статей 1, 4 НК РФ, не могут дополнять либо изменять содержащиеся в НК РФ нормы (в том числе изложенные в главе 21 НК РФ).

В-третьих, нарушение налогоплательщиком порядка ведения книги покупок (либо ее отсутствие вовсе, либо ее непредставление в ходе камеральной налоговой проверки) не может являться основанием для отказа в вычете по НДС, что подтверждается судебно-арбитражной практикой (См. постановления ФАС Московского округа от 17.01.2013 по делу №А40-40046/12-99-216, от 21.02.2013 по делу N А40-39377/12-107-206, от 19.02.2013 по делу №А40-40052/12-90-210, от 21.02.2012 по делу №А41-34522/10, от 28.12.2011 по делу N А40-13679/11-90-59 и др.).

Иными словами, по нашему мнению, применительно к рассматриваемой ситуации несоблюдение налогоплательщиком условия, касающегося необходимости указывать в книге покупок реквизиты заявления с отметкой налогового органа, не может являться основанием для отказа налогоплательщику в применении вычетов по «ввозному» НДС.

Таким образом, считаем, что российская организация-покупатель вправе применить вычет по уплаченному при ввозе товаров НДС с территории стран ЕАЭС по итогам того квартала, когда указанные товары приняты к учету и суммы налога уплачены в бюджет, без учета того обстоятельства, что отметка налогового органа на заявлении проставлена позже.

Похожей позиции придерживаются арбитражные суды (см. постановления ФАС Московского округа от 25.07.2011 №КА-А41/7408-11 по делу №А41-42597/10, ФАС Центрального округа от 14.02.2012 №А62-2431/2011 и др.). Однако следует отметить, что такая положительная для налогоплательщиков судебно-арбитражная практика имеется лишь в отношении применения ранее действовавших соответствующих международных соглашений, до вступления в силу норм Протокола.

Выводы судов

Довод кассационной жалобы о том, что право на вычет соответствующих сумм налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика не ранее периода, указанного на заявлении о ввозе и уплате косвенных налогов, является несостоятельным, поскольку ни Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», ни положения главы 21 НК РФ не связывают право налогоплательщика на заявленные вычеты с отметкой, проставляемой на заявлении о ввозе и уплате косвенных налогов (см. постановление ФАС Центрального округа от 14.02.2012 №А62-2431/2011).

В этой связи, обращаем внимание, что при таком варианте поведения имеется высокий риск отказа налоговым органом в праве организации принять к вычету «ввозной» НДС, принимая во внимания изложенную официальную позицию финансового ведомства, а также отсутствие судебно-арбитражной практики в разрезе применения положений Протокола. Следовательно, право на указанный вычет с высокой долей вероятности налогоплательщику придется доказывать в арбитражном суде.

Будем рады, как практикующие налоговые юристы, оказать Вам профессиональную поддержку при сопровождении камеральных налоговых проверок, связанных с возмещением НДС из бюджета, в том числе в ситуациях импорта товаров из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии.

Арбитражное адвокатское бюро «Абрамов, Рульков и партнеры»

Звоните: 8 (495) 134 - 32 - 23 (многоканальный)

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС
Фото Михаила Чернова, Кублог

Если ваш будущий поставщик или покупатель находится в государстве, входящем в ЕАЭС, учтите: в отношении совершенных сделок НДС придется исчислять в особом порядке.

В Евразийский экономический союз (ЕАЭС) на данный момент помимо России входят еще Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. По сделкам с контрагентами из данных стран действует особый порядок исчисления и уплаты НДС. Этот порядок установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в г. Астане 29.05.2014).

Поставка товаров в страны ЕАЭС

При экспорте товаров из России на территорию государства – члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС. Это следует из пункта 3 раздела II Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол). Но обоснованность применения нулевой ставки НДС необходимо подтвердить, собрав необходимый пакет документов. Перечень этих документов содержится в пункте 4 раздела II Протокола. Перечислим эти документы:

  • договор на поставку товаров, заключенный с контрагентом из ЕАЭС;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное вашим иностранным покупателем.
Заметим, что в перечне документов, приведенном в пункте 4 раздела II Протокола фигурирует и банковская выписка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера. Однако тут же оговаривается: «если иное не предусмотрено законодательством государства-члена». Положения Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок применения нулевой ставки в отношении «обычного» экспорта, не требуют наличие выписки. Следовательно, можно говорить о том, что «законодательством предусмотрено иное». А значит, в данном случае представлять выписку банка не нужно. Данный подход подтверждается Письмами Минфина РФ от 12.09.12 № 03-07-13/21 и от 16.01.12 № 03-07-15/03. Полагаем, что этими письмами можно пользоваться и сейчас, поскольку нормативное регулирование в этой части существенно не изменилось.

Вкратце рассмотрим особенности представления каждого документа.

В отношении договора обычно вопросов не возникает. Хотим только заметить, что если договор заключен с индивидуальным предпринимателем, проживающим в государстве, входящим в ЕАЭС, то проблем с подтверждением нулевой ставки возникнуть не должно. И чиновники это подтверждают (Письмо Минфина РФ от 26.10.2015 № 03-07-13/1/61251). Проблем не возникнет и в том случае, если договор заключен с филиалом российской компании, осуществляющим деятельность на территории государства-члена ЕАЭС (Письмо Минфина РФ от 04.09.2015 № 03-07-13/1/51100). Но если товары экспортируются в собственный филиал, расположенный за пределами России, то такая передача не должна в принципе облагаться НДС (Письма Минфина РФ от 15.10.2015 № 03-07-08/59083, от 24.08.2015 № 03-07-13/1/48565). Поэтому подтверждать нулевую ставку НДС и собирать пакет документов не нужно.

Что касается транспортных документов, то не всегда они могут быть в наличии у экспортера. Например, если вывоз товара со склада поставщика осуществляется собственным транспортом контрагента из ЕАЭС. Означает ли это, что у поставщика-экспортера в данном случае возникнут проблемы с подтверждением нулевой ставки?

Из Письма Минфина РФ от 19.07.2012 № 03-07-13/01-42 следует, что отсутствие в рассматриваемой ситуации транспортных документов не противоречит законодательству. И налогоплательщик в качестве товаросопроводительных документов может представить товарную накладную ТОРГ-12. Правда, данное разъяснение было выпущено в период действия Таможенного союза, но суть от этого не меняется, ведь и раньше международный документ требовал наличие транспортных документов.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, как мы уже отметили ранее, должно составляться иностранным покупателем. В настоящее время применяется форма заявления о ввозе, утвержденная Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009, с учетом изменений, внесенных Протоколом, подписанным в г. Москве 08.10.2014.

Если заявление оформлено на бумажном носителе, то один из экземпляров данного заявления с отметкой своей налоговой инспекции иностранец должен прислать российскому экспортеру, чтобы тот смог подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС. Если иностранец заполнял заявление в электронном виде, то помимо этого заявления он должен предоставить российскому экспортеру документ в электронной форме о том, что оплата налога подтверждена налоговой инспекцией.

Вместо самих заявлений экспортер может представить в ИФНС перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Письмо Минфина РФ от 07.08.2015 № 03-07-13/1/45758). Данный перечень составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@. Этот документ составляет российский экспортер на основе заявлений, полученных от своего покупателя из ЕАЭС. Представляться документ может в электронном виде по утвержденному вышеуказанным приказом формату или на бумажном носителе, в том числе со штрих-кодом. Но нужно знать: сведения, включенные экспортером в перечень заявлений, будут проверяться в ИФНС на соответствие тем данным, которые получены налоговиками в рамках международного межведомственного обмена информацией.

Срок подачи документов в ИФНС

Все указанные выше документы представляются в ИФНС в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров, о чем прямо сказано в пункте 5 раздела II Протокола.

В то же время факт представления документов приурочен к сроку представления декларации по НДС. Например, если полный пакет документов собран, предположим, в декабре 2015 г., то представить его нужно будет вместе с декларацией по НДС за IV квартал 2015 г., то есть не позднее 25 января 2016 г. Такой порядок применяется, даже если к 25 января уже истечет 180-дневный срок. Главное, что документы были в 180-дневный срок собраны и представлены в ИФНС в ближайшую дату, установленную для подачи декларации по НДС.

Данный вывод подтверждает и судебная практика, и сами чиновники (Письма Минфина РФ от 16 февраля 2012 г. № 03-07-08/41, письме ФНС от 16 февраля 2006 г. № ММ-6-03/171).

С полученных авансов НДС не начисляется

Если компания-экспортер получила от контрагента из ЕАЭС предоплату, то полученную сумму она не должна включать в налоговую базу по НДС. Это следует из пункта 1 статьи 154 НК РФ, согласно которому в налоговую базу по НДС не включается оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые облагаются по нулевой ставке в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ.

Чиновники подтверждают данный вывод, о чем свидетельствует, например, Письмо Минфина РФ от 30.04.2015 № 03-07-13/1/25440.

Вычет и восстановление НДС

Из пункта 3 раздела II Протокола следует, что при экспорте товаров с территории РФ на территорию другого государства-члена российский экспортер имеет право на налоговые вычеты в порядке, который предусмотрен для «обычного» экспорта. Этот порядок прописан в главе 21 НК РФ и согласно нему суммы «входного» НДС, относящегося к товарам, которые экспортируются в ЕАЭС, принимаются к вычету в особом порядке.

Данный порядок установлен положениями пункта 3 статьи 172 НК РФ. Согласно нему право на вычет возникает в момент определения налоговой базы. Это либо по мере сбора документов (если организация успела в 180-дневный срок собрать все необходимые документы), либо по мере начисления НДС (если в течение 180 дней необходимые документы не были собраны).

Бывает, что компания в момент приобретения товаров может не знать, что эти товары будут поставлены в ЕАЭС. Либо предполагает продажу этих товаров на российском рынке, а потом меняет свои планы. Тогда «входной» НДС она может принять к вычету на общих основаниях – в момент принятия товаров к учету. Если это произошло, то впоследствии необходимо восстановить НДС. И чиновники это подтверждают, что видно, например, из Писем Минфина РФ от 19.08.2015 № 03-07-13/1/47919, от 21.10.2015 № 03-07-13/1/6024. Саму сумму восстановленного НДС следует отразить в графе 5 по строке 100 «Суммы налога, подлежащие восстановлению при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов» раздела 3 декларации по НДС (Письмо Минфина РФ от 27.02.2015 № 03-07-08/10143).

Но в какой момент нужно восстановить налог? К сожалению, вышеупомянутые письма финансового ведомства не содержат ответа на этот вопрос. Но из писем, касающихся восстановления НДС в случае «обычного» экспорта, следует, что восстанавливать налог нужно не позднее того налогового периода, в котором производится выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта (Письма Минфина РФ от 28.08.2015 № 03-07-08/49710).

«Экспортные» разделы в декларации по НДС

Отгрузку товары в государства, входящие в ЕАЭС, заносить в декларацию по НДС нужно только в том периоде, в котором будут собраны все необходимые документы. Либо, если экспортер не успел собрать документы в 180-дневный срок, в том периоде, в котором этот 180-дневный срок истекает.

Для отражения «экспортных» операций в декларации по НДС предусмотрены разделы с 4 по 6. Если все необходимые документы собраны в 180-дневный срок, то экспортные операции следует отразить в разделе 4. Там же нужно указать и суммы вычетов, относящихся к экспортным поставкам.

Если же экспортеру не удалось вовремя собрать все необходимые документы, то ему придется начислить НДС со стоимости экспортной поставки. Этот НДС и суммы вычетов следует отразить в разделе 6 декларации по НДС. При этом следует учесть, что исчислять НДС в рассматриваемой ситуации необходимо за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров (п. 5 раздела II Протокола). Соответственно, помимо НДС придется уплатить и пени. Собрав впоследствии нужные документы, российский экспортер сможет вернуть налог, заявив его к вычету, но вот пени ему уже не вернут.

Покупка товаров из стран ЕАЭС

При ввозе товаров из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии российская компания-импортер должна исчислить и заплатить в бюджет НДС. Этот налог должен уплачиваться не в составе цены ввозимых товаров (как при покупке товаров на российском рынке), а отдельно в «российский» бюджет. Причем не важно, на каком режиме налогообложения находится российский импортер. Поэтому обязанность по уплате «ввозного» НДС возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 раздела III Протокола).

Рассмотрим порядок исчисления и уплаты «ввозного» НДС.

Налоговую базу нужно определять на дату принятия товаров к учету. Налоговая база формируется исходя из стоимости приобретенных товаров. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (п. 14 раздела III Протокола).

Если товар приобретается за иностранную валюту, то рублевая стоимость определяется путем пересчета стоимости в иностранной валюте на курс ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 раздела III Протокола). Исчисленную налоговую базу умножаем на ставку НДС (10 или 18 процентов) и определяем сумму налога, подлежащую уплате.

Декларирование и уплата НДС

Уплачивать «ввозной» НДС нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет товаров, ввезенных из государств-участников ЕАЭС. В этот же срок компания-импортер должна представить в ИФНС специальную декларацию по НДС, форма которой согласно пункту 20 раздела III Протокола должна быть установлена законодательством РФ или утверждена компетентным органом РФ. Обновленная форма декларации до сих пор не появилась. Поэтому в настоящее время импортерам из государств ЕАЭС приходится использовать старую форму декларации, утвержденную еще со времен действия Таможенного союза. Она приведена в приложении к Приказу Минфина РФ от 7 июля 2010 г. № 69н. Данный вывод подтвержден и Минфином РФ в Письме от 12.08.2015 № 03-07-13/1/46423.

Обратите внимание, что в отличие от «обычной» декларации по НДС, которая представляется ежеквартально, данная форма представляется за месяц. Поэтому если поставки из стран ЕАЭС возникают регулярно в каждом месяце, то и декларация по НДС по импортированным товарам должна составляться ежемесячно.

Документы на импорт

Вместе со специальной «ввозной» декларацией по НДС импортеру нужно представить в ИФНС ряд документов:

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
  • банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты НДС при импорте;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • счет-фактуру от иностранного контрагента (если таковой имеется);
  • договор или контракт, на основании которого приобретаются импортные товары.
Если товар приобретается комиссионером, то дополнительно необходимо представить и договор комиссии.

Что касается заявления, то с 1 января 2015 года предусмотрено два способа его подачи:

  1. на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  2. в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.
Чиновники из Минфина в своем Письме 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@уточняют, что представление заявления вторым способом осуществляется через оператора электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). По результатам проверки заявления незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки.

Таким образом, если заявление в электронном виде импортер подписывает усиленной КЭП, то он не должен представлять заявление еще и на бумаге. Также в этом случае нет необходимости обращаться в инспекцию для того, чтобы получить свои бумажные экземпляры заявления с проставленными отметками инспекции (для его последующего направления своему иностранного продавцу). В данной ситуации иностранному продавцу российский импортер отправит на бумажном носителе или в электронном виде экспортеру следующие документы:

  • копии составленного им заявления;
  • сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств).
В отношении заявлений, представляемых в налоговый орган с 1 января 2015 г., должен применяться Формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика, утвержденный Приказом ФНС от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@.

Вычет «ввозного» НДС

Если импортер применяет обычный режим налогообложения и не освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ, то уплаченную при импорте из стран ЕАЭС сумму НДС он может принять к вычету (п. 26 раздела III Протокола, п. 2 ст. 171 НК РФ).

Из статей 171 и 172 НК РФ следует, что вычет «ввозного» НДС возможен после принятия товаров к учету и факт уплаты НДС подтвержден документами. Дополнительных условий для принятия НДС к вычету НК РФ не содержит. Вместе с тем, по мнению, чиновников из Минфина, НДС, уплаченный за товары, которые импортированы из стран-членов ЕАЭС можно принять к вычету только после получения из инспекции заявления о ввозе товаров с отметкой об уплате НДС. Такое разъяснение содержится в Письме Минфина РФ от 02.07.15 № 03-07-13/1/38180.

В обоснование своей позиции финансовое ведомство ссылается на Правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137). Из этих Правил следует, что в графе 3 «Номер и дата счета-фактуры продавца» книги покупок нужно зарегистрировать номер и дату заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС.

Однако суды по данному вопросу высказывают противоположную позицию. Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ, суммы НДС, уплаченные при ввозе на территорию России товаров, подлежат вычетам после принятия товаров на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров. Поэтому организация вправе принять уплаченный при ввозе НДС в том квартале, когда товары приняты на учет и налог уплачен в бюджет, даже если отметка на заявлении о ввозе проставлена в следующем квартале (Постановления ФАС Московского округа от 25.07.11 № КА-А41/7408-11 и ФАС Центрального округа от 14.02.12 № А62-2431/2011).

Аннотация: В статье рассматриваются особенности налогообложения в Евразийском экономическом союзе, дается краткая характеристика отдельных видов налогообложения, выявляются проблемы налогообложения, вносятся предложения об унификации правовых норм в сфере налогообложения.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, унификация, международные правовые акты, налогообложение, ставки налога, НДС, акциз.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является самой развивающейся и прогрессивной из всех существующих международных организаций экономической интеграции на восточном направлении. Целью создания ЕАЭС стало обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Взаимоотношения между государствами ЕАЭС по проблемам налогообложения регулируются с помощью Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. [1], а также протоколами, многосторонними соглашениями.

В условиях динамично развивающихся международных экономических отношений, институтов региональной экономической интеграции с каждым годом заключается все больше многосторонних международных договоров, принимается больше иных международно-правовых актов, направленных на унификацию налогового регулирования между странами, входящими в Союз и имеющими различное национальное регулирование налоговой политики.

Гармонизация и унификация налогового регулирования - важные направления развития любого экономического союза. Гармонизация налогового права в рамках ЕАЭС представляет собой процесс сближения национальных систем правового регулирования налоговых отношений, уменьшение и даже в дальнейшем полное устранение различий между ними.

Унификация национальных моделей налогового законодательства предполагает такое их сближение, при котором государства, участвующие в этом процессе, берут на себя определенные международные обязательства в области налогообложения.

Одной из основных проблем на современном этапе является унификация ставок различных налогов, и прежде всего, НДС, так как в настоящее время ставки налогов стран-участниц не совпадают, к тому же взимание отдельных налогов осуществляется в соответствии с принципом страны назначения. Так, например, при импорте продукции будет применена ставка, действующая в стране-импортере, т.е. при ввозе товаров в Россию из стран - участниц ЕАЭС применяются ставки 10% и 18%, которые зависят от вида ввозимого и вывозимого товара. В то же время ставка НДС, например, в Казахстане составляет 12%, а в Республике Беларусь - 20%, в Армении – 20%, в Кыргызской республике - 20% [7, с. 7]. Как справедливо отмечается специалистами, существующие сегодня национальные различия в порядке налогообложения, преференциях и прочее не способствует созданию единого инвестиционного пространства как важнейшего условия повышения инвестиционной привлекательности интегрируемых государств, а оптимальным вариантом решения указанного вопроса является унификация ставок косвенных налогов, применяемых в государствах-членах Союза, с последующим распределением между ними уплаченных сумм налогов [10, с. 188].

Указанная мера будет способствовать созданию равных условий для развития предпринимательства, а упрощение процедуры уплаты НДС в виде установления единых тарифов повысит эффективность администрирования взыскания налогов в границах единой таможенной территории.

Следующим актуальным вопросом является достаточно большая разница в ставках акциза для подакцизных товаров в странах, выполняющих интеграцию, что приводит к нарушению принципа конкурентного равноправия.

Также необходимо указать, что в пределах ЕАЭС необходимо унифицировать налогообложение налоговых резидентов - граждан стран - членов ЕАЭС для того, чтобы при оформлении трудовых отношений с гражданами стран ЕАЭС налогообложение их доходов от выполнения труда по найму в РФ выполнялось на условиях не менее благоприятных, чем налогообложение налоговых резидентов РФ [4, с. 26].

По мнению Е.Г. Петросян, унификация налогового законодательства государств-членов ЕАЭС будет обеспечивать и гарантировать стабильное функционирование единого рынка. Она нужна, прежде всего, для устранения преград для граждан и юридических лиц, которые связаны с трансграничной экономической деятельностью на территории Союза [9, с. 223].

В соответствии с Положением о Консультационном комитете по налоговой политике и администрированию, утвержденным Решением Коллегии ЕЭК от 15.03.2012 г. унификация налогообложения государств-членов ЕАЭС заключается в следующем: формирование единых подходов в проведении налоговой политики государств-членов ЕАЭС по согласованным направлениям; гармонизация налоговых законодательств государств-членов ЕАЭС по согласованным направлениям; совершенствование нормативно-правовой базы ЕАЭС в области налогообложения [2].

В рамках Договора о Евразийском экономическом союзе Стороны приняли на себя обязательства по применению таких условий налогообложения по всем видам налогов и сборов, когда ни в каком из государств-членов ЕАЭС не могут существовать наименее благоприятные условия налогообложения в отношении ввозимых с территории других участников ЕАЭС товаров, чем условия налогообложения в отношении к аналогичным товарам, происходящим со своей территории.

На наш взгляд, для решения проблем унификации налогообложения в государствах ЕАЭС требуется на наднациональном уровне закрепить основные нормы и принципы, регулирующие прежде всего косвенные налоги во взаимной торговле, не двусторонними соглашениями и конвенциями, а единым международным документом ЕАЭС, при этом отдельному виду налогов должен соответствовать отдельный международный договор.

Как считает И.С. Набирушкина, унификация ставок косвенных налогов позволит создать наиболее комфортные условия для формирования единого экономического пространства, в рамках которого государства-члены смогут создать общие равные условия для перемещения товаров, основанные на единых принципах налогообложения и взимания косвенных налогов [8, с. 27].

В рамках ЕАЭС одним из основных вопросов, вызывающим интерес государств, входящих в Союз, является развитие и укрепление сотрудничества в области налогообложения, под которым необходимо считать проведение унификации и приближение основ налогообложения, единых направлений налоговых реформ, согласование налоговой политики членов ЕАЭС.

Помимо гармонизации косвенных налогов стоит задача постепенной корректировки и унификации нормативно-правовых актов пяти стран в области прямого налогообложения. С одной стороны, прямые налоги - на доходы физических лиц и на прибыль организаций - по сравнению с косвенными налогами, не имеют такого существенного влияния на налоговые поступления в бюджеты стран[5, с. 753].

В Российской Федерации все граждане стран ЕАЭС уравнены для целей взимания налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и страховых взносов. Согласно ст. 73 «Налогообложение доходов физических лиц» договора в рамках Евразийского экономического союза с первого дня работы по найму к физическим лицам – нерезидентам должна применяться ставка НДФЛ, установленная для резидентов. Это означает, что для граждан Казахстана, Белоруссии, Кыргызской Республики или Армении при их трудовой деятельности в России работодатели будут удерживать НДФЛ по ставке 13%.

С 2015 г. к иностранным работникам – гражданам стран – членов ЕАЭС, временно пребывающим на территории России, применяются те же нормы, что и к российским работникам [1].

Укрепление международной экономической интеграции говорит о необходимости унификации и сближении налогообложения, единых направлений налоговой политики и национального налогового права разных стран. Как считает А.Н. Козырин, налоговое законодательство государств ЕАЭС претерпевает воздействие как внешних, так и внутренних факторов. Основное направление внешнего воздействия - это гармонизация и унификация налогового законодательства, осуществляемые посредством принятия международных договоров в рамках СНГ и ЕАЭС, в том числе путем принятия решений наднационального регулятора – Евразийской экономической комиссии. Однако данные решения должны приниматься учитывая национальные интересы государств-членов ЕАЭС, в рамках процедур оценки регулирующего воздействия, которые обеспечить качественное и эффективное наднационального регулирование [11, с. 13]. Особое значение для осуществления гармонизации законодательства приобретают модельные налоговые законы, принимаемые Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ [6, с. 41], например Модельный налоговый кодекс для государств - участников СНГ[3].

Таким образом, говоря об унификации налогообложения стран-членов ЕАЭС, в настоящее время необходимо отметить значительный прогресс в вопросах унификации косвенного налогообложения. Унификация прямого налогообложения происходит более медленно и связана с некоторыми сложностями поиска компромисса, так как именно прямые налоги имеет наиболее тесную связь с экономикой государства, его экономическим развитием, социальной политикой и т.д.

Список литературы и источников

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/. (дата обращения – 10.03.2017)

2. Положение о Консультационном комитете по налоговой политике и администрированию, утвержденное Решением Коллегии ЕЭК от 15.03.2012 г. № 13// Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/.(дата обращения – 30.03.2017)

3. Модельный налоговый кодекс для государств-участников СНГ. Общая часть. Принят в г. Санкт- Петербурге 29.11.2013г. Постановлением 39-10 на 39-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // Доступ из Справочно-правовой системы«КонсультантПлюс»

4. Гоголев А.М. Налоговая политика как основополагающий элемент организационно-правового механизма концепции государственного администрирования в области налогов и сборов / А.М. Гоголев // Финансовое право. – 2015. – № 10. – С. 26 - 33.

5. Захарова О.О. Налоговая гармонизация как неотъемлемая часть общеэкономических интеграционных процессов в государствах-членах Евразийского экономического союза / О.О. Захарова // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 750-753.

6. Козырин А.Н. Кодификация налогового законодательства в государствах Евразийского экономического союза // Реформы и право. – 2015. –№ 4. – С. 34 - 41.

7. Малис Н. Актуальные проблемы налогового администрирования НДС / Н. Малис // Налоговый вестник. – 2015. – № 12. – С. 7.

8. Набирушкина И. С. К вопросу об унификации ставок косвенных налогов в условиях функционирования ЕАЭС / И. С. Набирушкина // Налоги. – 2015. – № 2. – С. 26-27.

9. Петросян Е.Г. Пути гармонизации систем налогообложения в странах Евразийского экономического союза / Е.Г. Петросян // Экономическая политика. – 2016. – № 6. – С. 223.

10. Трунина Е.В., Правовое регулирование таможенных отношений в Евразийском экономическом союзе // Евразийство: на пути к «Большой Европе»: учеб пособие / кол. авт.; науч. ред. Ю.Н. Сушкова. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2015. – С. 167-205.

11. Трунина Е.В. К вопросу проведения оценки регулирующего воздействия решений Евразийской экономической комиссии на наднациональном и национальном уровнях / Е.В. Трунина // Евразийский юридический журнал. – 2015. – № 12. – С. 12-14.

Читайте также: