Особенности налогообложения кредитных и страховых организаций

Опубликовано: 20.09.2024

Раздел 3. Налогообложение кредитных организаций

Тема 1. Система налогов и сборов в Российской Федерации

Тема 2. Особенности уплаты налога на прибыль кредитными организациями

Тема 3. Особенности уплаты кредитными организациями налога на добавленную стоимость (НДС)

Тема 4. Налог на имущество кредитных организаций

Тема 5. Прочие виды налогов и сборов, уплачиваемых кредитными организациями

Тема 6. Единый социальный налог

Тема 7. Налог на доходы с физических лиц

Тема 8. Контрольная работа налоговых органов

Тема 1. Система налогов и сборов в Российской Федерации

Определение налога и сбора. Функции налогов: фискальная, регулирующая, контрольная. Планирование и прогнозирование налоговых платежей. Сущность налогов. Основные принципы налогообложения. Роль налогов в регулировании экономики.

Налоговая политика в условиях рыночной экономики. Налоговый кодекс Российской Федерации и основные направления совершенствования налогообложения. Налоговые льготы. Объект налогообложения и налоговая база. Налоговый период.

Состав и структура налоговой системы Российской Федерации и ее эволюция.

Основные виды налогов: прямые, косвенные.

Классификация налогов по уровням государственного управления: федеральные, региональные и местные.

Распределение налогов между федеральными, региональными и местными бюджетами. Налоги закрепленные и регулирующие.

Налогообложение юридических и физических лиц. Права и обязанности налогоплательщиков. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.

Виды санкций за нарушение налогового законодательства. Налоговый кодекс Российской Федерации о новых формах взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Контроль кредитных организаций за соблюдением клиентами налогового законодательства.

Обязанности и функции кредитных организаций как самостоятельных налогоплательщиков. Виды налогов, уплачиваемых кредитными организациями.

Роль и функции кредитных организаций как налоговых агентов.

Ответственность кредитных организаций за совершение налоговых правонарушений.

Тема 2. Особенности уплаты налога на прибыль кредитными организациями

Методика определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль кредитными организациями. Доходы и расходы, формирующие финансовые результаты деятельности банков, и их влияние на налоги банков. Расходы, включаемые в себестоимость оказываемых банками услуг, и иные расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль. Методика исчисления налога на прибыль коммерческого банка.

Состав доходов, включаемых в облагаемый оборот. Необлагаемые доходы по налогу на прибыль.

Ставка налога на прибыль кредитных организаций. Льготы по налогу на прибыль, условия их применения.

Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль кредитной организации.

Тема 3. Особенности уплаты кредитными организациями налога на добавленную стоимость (НДС)

Методика определения объекта обложения и налоговой базы по НДС.

Перечень банковских операций, освобождаемых от уплаты налога на добавленную стоимость. Ставка налога, сроки уплаты в бюджет.

Методика исчисления и уплаты НДС кредитными организациями.

Тема 4. Налог на имущество кредитных организаций

Методика определения налоговой базы при исчислении налога на имущество кредитных организаций.

Ставки налога, порядок и сроки уплаты его в бюджет.

Тема 5. Прочие виды налогов и сборов, уплачиваемых кредитными организациями

Методика определения транспортного налога. Ставка, порядок уплаты. Методика определения налоговой базы при исчислении земельного налога. Ставка налога, порядок его уплаты, льготы.

Методика исчисления налога на операции с ценными бумагами. Методика определения налогообложения доходов по ценным бумагам. Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы по ценным бумагам.

Налог на рекламу. Порядок исчисления и уплаты. Ставка налога. Льготы по налогу.

Тема 6. Единый социальный налог

Порядок уплаты кредитными организациями единого социального налога. Ставка налога. Перечень выплат, на которые не начисляется ЕСН.

Тема 7. Налог на доходы с физических лиц

Методика определения налоговой базы при исчислении налога на доходы с физических лиц. Ставка налога и порядок его уплаты. Система вычетов. Порядок декларирования доходов граждан.

Особенности заполнения декларации о доходах физических лиц.

Особенности обложения доходов физических лиц, полученных в виде материальной выгоды.

Тема 8. Контрольная работа налоговых органов

Виды, формы и направления контрольной работы налоговых органов.

Задачи камеральной проверки.

Регламент выездных проверок, методика их ведения.

Оформление результатов выездных проверок.

Порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.


>
Финансы кредитных организаций: менеджмент и анализ
Содержание
Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит кредитных организаций.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Особенности определения доходов банков (ст. 290 НК РФ)

К доходам банков относятся следующие доходы от осуществления банковской деятельности:

1) в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;

2) в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов (включая иностранные банки - корреспонденты), и осуществления расчетов по их поручению, включая комиссионное и иное вознаграждение за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие операции, оформление и обслуживание платежных карт и иных специальных средств, предназначенных для совершения банковских операций, за предоставление выписок и иных документов по счетам и за розыск сумм;

3) от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов;

4) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в том числе за счет и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями.

Для определения доходов банков от операций продажи (покупки) иностранной валюты в отчетном (налоговом) периоде принимается положительная разница между доходами, определенными в соответствии с пунктом 2 статьи 250 НК РФ, и расходами, определенными в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

5) по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;

6) от операций по предоставлению банковских гарантий, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

7) в виде положительной разницы между полученной при прекращении или реализации (последующей уступке) права требования (в том числе ранее приобретенного) суммой средств и учетной стоимостью данного права требования;

8) от депозитарного обслуживания клиентов;

9) от предоставления в аренду специально оборудованных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей;

10) в виде платы за доставку, перевозку денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов (кроме инкассации);

11) в виде платы за перевозку и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;

12) в виде платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля;

13) по операциям купли-продажи коллекционных монет в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения;

14) в виде сумм, полученных банком по возвращенным кредитам (ссудам), убытки от списания которых были ранее учтены в составе расходов, уменьшивших налоговую базу, либо списанных за счет созданных резервов, отчисления на создание которых ранее уменьшали налоговую базу;

15) в виде полученной банком компенсации понесенных расходов по оплате услуг сторонних организаций по контролю за соответствием стандартам слитков драгоценных металлов, получаемых банком у физических и юридических лиц;

16) от осуществления форфейтинговых и факторинговых операций;

17) от оказания услуг, связанных с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем "клиент-банк";

18) в виде комиссионных сборов (вознаграждений) при проведении операций с валютными ценностями;

19) в виде положительной разницы от превышения положительной переоценки драгоценных металлов над отрицательной переоценкой;

20) в виде сумм восстановленного резерва на возможные потери по ссудам, расходы на формирование которого были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьей 292 НК РФ;

21) в виде сумм восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьей 300 НК РФ;

22) другие доходы, связанные с банковской деятельностью.

3. Не включаются в доходы банка суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков, а также страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, в пределах суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам и начисленным процентам, погашаемой (прощаемой) банком за счет указанных страховых выплат.

Особенности определения расходов банков (ст. 291 НК РФ)

1. К расходам банка относятся также расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности.

2. К расходам банков относятся расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности, в частности, следующие виды расходов:

договорам банковского вклада (депозита) и прочим привлеченным денежным средствам физических и юридических лиц (включая банки-корреспонденты), в том числе иностранные, в том числе за использование денежных средств, находящихся на банковских счетах;

собственным долговым обязательствам (облигациям, депозитным или сберегательным сертификатам, векселям, займам или другим обязательствам);

межбанковским кредитам, включая овердрафт;

приобретенным кредитам рефинансирования, включая приобретенные на аукционной основе в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации;

займам и вкладам (депозитам) в драгоценных металлах;

иным обязательствам банков перед клиентами, в том числе по средствам, депонированным клиентами для расчетов по аккредитивам.

Проценты, начисленные в соответствии с настоящим пунктом, по межбанковским кредитам (депозитам) со сроком до 7 дней (включительно) учитываются при определении налоговой базы исходя из фактического срока действия договоров;

2) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию в порядке, установленном статьей 292 НК РФ;

3) комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, включая расходы по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, открытию им счетов в других банках, плату другим банкам (в том числе иностранным) за расчетно-кассовое обслуживание этих счетов, расчетные услуги Центрального банка Российской Федерации, инкассацию денежных средств, ценных бумаг, платежных документов и иные аналогичные расходы;

4) расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в том числе за счет и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями и расходы по управлению и защите от валютных рисков.

Для определения расходов банков от операций продажи (покупки) иностранной валюты в отчетном (налоговом) периоде принимается отрицательная разница между доходами, определенными в соответствии с пунктом 2 статьи 250 Налогового Кодекса, и расходами, определенными в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 265 Налогового Кодекса;

5) убытки по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;

6) расходы банка по хранению, транспортировке, контролю за соответствием стандартам качества драгоценных металлов в слитках и монете, расходы по аффинажу драгоценных металлов, а также иные расходы, связанные с проведением операций со слитками драгоценных металлов и монетой, содержащей драгоценные металлы;

7) расходы по переводу пенсий и пособий, а также расходы по переводу денежных средств без открытия счетов физическим лицам;

8) расходы по изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств (пластиковых карточек, дорожных чеков и иных платежно-расчетных средств);

9) суммы, уплачиваемые за инкассацию банкнот, монет, чеков и других расчетно-платежных документов, а также расходы по упаковке (включая комплектование наличных денег), перевозке, пересылке и (или) доставке принадлежащих кредитной организации или ее клиентам ценностей;

10) расходы по ремонту и (или) реставрации инкассаторских сумок, мешков и иного инвентаря, связанных с инкассацией денег, перевозкой и хранением ценностей, а также приобретению новых и замене пришедших в негодность сумок и мешков;

11) расходы, связанные с уплатой сбора за государственную регистрацию ипотеки и внесением изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке, а также с нотариальным удостоверением договора об ипотеке;

12) расходы по аренде автомобильного транспорта для инкассации выручки и перевозке банковских документов и ценностей;

13) расходы по аренде брокерских мест;

14) расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;

15) расходы, связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций;

16) расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями;

17) комиссионные сборы (вознаграждения) за проведение операций с валютными ценностями, в том числе за счет и по поручению клиентов;

18) положительная разница от превышения отрицательной переоценки драгоценных металлов над положительной переоценкой;

19) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, расходы на формирование которого учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьей 292 настоящего Кодекса;

20) суммы отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг, расходы на формирование которых учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьей 300 настоящего Кодекса;

20.1) суммы страховых взносов банков, установленных в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

20.2) суммы страховых взносов по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, в которых банк является выгодоприобретателем, при условии компенсации данных расходов заемщиками;

21) другие расходы, связанные с банковской деятельностью.

3. Не включаются в расходы банка суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций.

К организациям финансового сектора экономики относятся коммерческие банки, страховые организации и различные инвестиционные компании, осуществляющие операции на фондовом рынке и являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Специфика финансово-хозяйственной деятельности указанных организаций, перечень осуществляемых ими операций, сделок и предоставляемых услуг обусловливают особенности налогообложения данной категории налогоплательщиков: по исчислению налогооблагаемой базы по ряду налогов, по освобождению от косвенного налогообложения значительного перечня операций и услуг, по предоставлению льгот, формированию доходов и затрат.

Рассмотрение специфики налогообложения банков начнем с изложения особенностей их косвенного налогообложения. Налогом на добавленную стоимость не облагаются банковские операции, за исключением операций по инкассации.

Не подлежит налогообложению также реализация:

- монет из драг.металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой РФ или иностранных государств;

- долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форварды, фьючерсы, опционы).

Льготируется также оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме. Перечисленные операции не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Остальные банковские сделки и услуги подлежат налогообложению.

У банков имеются различные варианты исчисления НДС:

1) Банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций, суммы налога, уплаченные доставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

2) Банк, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), освобождаемые от налогообложения, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган.

3) Так как банком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, он может вести раздельный учет таких операций. То есть сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет банками и кредитными учреждениями за отчетный период, должна определяться как разница между суммами налога, полученными по облагаемым данным налогом операциям и услугам, и суммами налога, уплаченными предприятиям и организациям по товарам (работам, услугам), стоимость которых включается в состав расходов банка (кредитного учреждения) по основной деятельности в части, приходящейся на облагаемые обороты.

4) В случае частичного использования банком приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, а частично — в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от налогообложения, суммы налога, предъявленные продавцом указанных приобретенных товаров (работ, услуг), включаются в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций (налога на доходы физических лиц), или подлежат налоговому вычету в той пропорции, в которой указанные приобретенные товары (работы, услуги) используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения). Указанная пропорция определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный налоговый период. Таким образом, для банков по-прежнему остается возможность возмещения НДС, исходя из удельного веса облагаемых сделок и услуг.

ЦБ освобожден от налога на прибыль при операциях, связанных с денежно-кредитным обращением, не платят налог на имущество.

17. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства (МП = ИП + небольшие организации) в РФ.

- существует право перехода на более простую систему налогообложения

- есть льготы оп НДС = если выручка за квартал не более 1млн.руб, то НДС можно не платить

- есть льготы по налогу на прибыль организаций

- если выручка не более 10млн.руб в квартал, можно платить налог ежеквартально

- вменённая система стала добровольной

- патентная система = добровольная.

Особые режимы для МП:

1) ЕСХН = система налогообложения для с/х производителей. Организации при этой системе освобождаются от уплаты налога на прибыль и на имущество организаций, НДС. ИП освобождаются от уплаты налога на доходы физ.лиц, на имущество физ.лиц, НДС.

Режим вводится уведомлением налогоплательщиком налогового органа о переходе на ЕСХН; в уведомлении содержатся данные о доле дохода от с/х деятельности; подать на след.календарный год необходимо до 31.12.

Объект налога = прибыль

База налога = денежное выражение прибыли (доходы минус расходы)

Налоговый период = 1год

Отчётный период = полугодие

Налоговая ставка = 6%

Исчисление налога = не позднее 25-ого числа след.месяца за отчётным периодом

Уплата налога и предоставление налоговой декларации = до 25.07 и до 31.03.

2) Упрощенная система налогообложения(УСН) = уплачивается один налог, заменяющий налог на прибыль, на имущество, ЕСН, НДС (если товар не перемещает через таможню).

Условия применения УСН:

- средняя численность наемных работников за налоговый период не более 100человек

- остаточная стоимость амортизируемого имущества не более 100млн.руб

- доля непосредственного участия др.организаций в данной организации не более 25%

- если по итогам 9месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход не превысил 15млн.руб (не могут применять банки, страховщики, ломбарды, негос.пенс.фонды и др)

Для перехода на УСН необходимо подать заявление с 1.10 по 30.11 того года, который предшествует году, начиная с которого налогоплательщик переходит на УСН.

Объект = доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов

Налоговая база = денежное выражение доходов или денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов

Налоговый период – календарный год

Отчетный период – квартал, полугодие и девять месяцев календарного года

Налоговая ставка: если объект - доходы, то 6%; если объект – доходы, уменьшенные на величину расходов, - 15%

Законами субъектов РФ м.б. установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах 5-15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Отчётный период = налоговые декларации ежеквартально не позднее 26-ого числа след.месяца за кварталом и не позднее 31 марта следующего года за год (для ИП до 31апреля).

3) Единый налог на вмененный доход.

Вмененный доход =потенциально возможный доход за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемых с учетом факторов, влияющих на получение такого дохода.

Плательщики ЕНВД – МП, занимающиеся определенными видами деятельности:

- оказание бытовых услуг населению

- ремонт, мойка автотранспорта

- размещение наружной рекламы и др.

Принципиальное отличие налогообложения с помощью ЕНВД = налоговая база определяется не на основе фактических результатов фин.деятельности субъекта, а на основе расчетных показателей доходности различных видов деятельности.

Объект = вмененный доход = базовая доходность по опр.виду деятельности умножить на корректирующие коэффициенты (ранжируются в зависимости от количества сотрудников, места расположения точки и др)

Налоговый период = квартал

Налоговая ставка = 15%

Декларация подается до 20 числа месяца, следующего за кварталом

Уплата налога = не позднее 25 числа следующего месяца за кварталом.

Вопрос:По условиям кредитных договоров, заключаемых с физическими лицами, банку предоставлено право в одностороннем порядке без обращения в суд отказаться от исполнения договора в случае существенного нарушения заемщиком условий кредитования. Для целей исчисления налога на прибыль вправе ли банк прекратить начисление процентов по кредиту с даты направления заемщику уведомления об отказе от исполнения договора?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11.08.2008 № 03-03-06/2/100

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу прекращения начисления доходов в виде процентов при расторжении договора и, исходя из содержащейся в письме информации, сообщает следующее.

Как следует из письма банк, исходя из условий кредитного договора, намерен расторгнуть договор в одностороннем порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Согласно п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются ст. 290 Кодекса).

Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам установлен ст. 328 Кодекса.

Пунктом 4 данной статьи определено, что налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде.

Исходя из изложенного, основанием для начисления в налоговом учете доходов в виде процентов является наличие долгового обязательства, обусловленного рамками кредитного договора.

При этом при расторжении кредитного договора или прекращении долгового обязательства по нему иным способом начисление процентов в налоговом учете, по нашему мнению, прекращается.

Основания расторжения договора в одностороннем порядке предусмотрены ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, согласно п. 2 указанной статьи по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Кроме того, п. 3 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Таким образом, после расторжения кредитного договора по решению суда или в одностороннем порядке по инициативе кредитора в соответствии с условиями договора начисление процентов по кредитному договору прекращается.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

О статусе информационных материалов, размещаемых на сайте Управления:
- письмо ФНС России от 14.09.2007 № ШС-6-18/716@ «О порядке применения разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;
- уведомление о статусе информации на сайте УФНС России по Пермскому краю.

Современная финансовая система России представлена совокупностью кредино-финансовых учреждений, деятельность которых регулируется действующим законодательством и обеспечивается соответствующей инфраструктурой. В области укрепления и развития национальной финансовой системы, перед органами государственной власти РФ стоят две прямо противоположные задачи: с одной стороны, необходимо обеспечивать рост показателей эффективности функционирования разных отраслей экономики и повышать их инвестиционную привлекательность, что достигается либерализацией налогового законодательства. С другой стороны, учитывая объем государственных бюджетных и социальных обязательств, необходимо обеспечивать налоняемость бюджетов разных уровней и государственных внебюджетных фондов налоговыми и неналоговыми поступлениями.

Деятельность страховых компаний, как элемента финансовой системы так же регулируется нормами права, а проводимая государством бюджетная и налоговая политика оказывает определенное влияние на показатели эффективности страхового дела в РФ.

Страховая отрасль в РФ, по нашему мнению, имеет существенный потенциал развития. Главным сдерживающим фактором развития страхового рынка в России является недостаточный спрос на страховую защиту. Недостаточный спрос обусловлен как отсутствием страховой культуры, так и отсутствием экономического интереса, и низкой платежеспособностью потенциальных клиентов.

Налоговая политика РФ в части организации налогообложения страховых операций может стать одним из факторов государственной поддержки развития страхования в РФ [4].

Вопросам сущности налоговой политики, в том числе и в отношении страховых организаций, посвящено множество исследований. Проблема носит многоаспектный характер, поэтому существуют научные труды, непосредственно посвященные заявленной теме, кроме этого, ряд исследований связан с развитием теоретических, методологических и практических аспектов налогообложения страхового сектора в целом.

Проблемы налогообложения страховой деятельности освещены в работах ведущих российских ученых А.С. Бакаева, В.А. Буланцевой, Н.Э. Маркарова и т.д. А также в научных работах О.Ю. Ворожбит [8], А.В. Корень [9].

Отмечая значимость научных результатов, полученных вышеуказанными авторами, необходимо отметить, что теоретические аспекты налогообложения страховых организаций, направления его совершенствования, позволяющие оптимально сочетать стимулирующую и фискальную функции налогообложения, недостаточно полно исследованы.

В данной статье рассмотрим особенности налогообложения страховых компаний.

Современное общество невозможно представить без страхования как особого вида экономических отношений. Страхование выступает разновидностью предпринимательской деятельности, но осуществляемой в специфической отрасли экономики. Связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития страхования очевидна. Организация эффективной системы налогового планирования в российских страховых учреждениях выступает связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования экономического субъекта, как тактического, так и стратегического [6].

Политика государства в области налогообложения включает в себя налогообложение самих страховых организаций и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат [7]. Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы налоговая нагрузка не была выше, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности. При регулировании налогообложения страховых организаций необходимо учитывать защитную функцию страхования для экономики в целом.

Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств (страховых премий), чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. Деятельность страховой организации в рыночных условиях предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли. Страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховых операций (этим нарушается принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя). Более того, в страховании термин «прибыль» применяется условно, поскольку страховые организации не создают национального дохода, а лишь участвуют в его перераспределении. Под прибылью от страховых операций понимается такой положительный финансовый результат, при котором достигается превышение доходов над расходами по обеспечению страховой защиты.

Как и все налогоплательщики, страховщики несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты всех налогов. Налогообложение деятельности страховых организаций осуществляется в соответствии с действующим Налоговым Кодексом.

В таблице представлена сравнительная характеристика налогов уплачиваемые страховыми организациями и юридическими лицами.

Из данной таблицы следует, что страховые организации уплачивают меньше налогов чем юридические лица. В частности, страховые организации освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов. Это связано с налоговым законодательством, устанавливающим особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики [5].

Во-первых, так как страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты НДС. При этом входной налог на добавленную стоимость страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Налоговые ставки СО

Ставки налогов по общей системе налогообложения

Читайте также: