Основы налогового консультирования под ред проф л и гончаренко

Опубликовано: 04.05.2024

1 К 90-летию Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ Под научной редакцией профессора Л.И. Гончаренко Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» МОСКВА 2009

2 УДК 336.1/.5(075.8) ББК я73 Н23 Рецензенты: М.В. Карп, проф. кафедры налогов и налогообложения Государственного университета управления, д-р экон. наук, И.Л. Юрзинова, доц. кафедры экономики и управления Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России, канд. экон. наук, М.В. Каширина, доц. Финансовой академии при Правительстве РФ, Л.К. Чемерицкий, доц. Финансовой академии при Правительстве РФ Налоговое администрирование : учебное пособие / кол. авторов ; под Н23 ред. Л.И. Гончаренко. М. : КНОРУС, с. ISBN Рассматривается основной круг вопросов, освещающих современное состояние налогового администрирования в Российской Федерации: теоретические основы, участники налоговых правоотношений, состав и структура налоговых органов, регулирование и прогнозирование налоговых платежей, повышение эффективности налогового администрирования, контроль исполнения обязанностей по уплате налогов. Исследуется влияние на систему налогового администрирования проведенной масштабной налоговой реформы, направленной на снижение налоговой нагрузки, упрощение и унификацию налогового законодательства. Для студентов экономических вузов, обучающихся по очной и заочной формам обучения по специальностям «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение». УДК 336.1/.5(075.8) ББК я73 Коллектив авторов, 2009 ЗАО «МЦФЭР», 2009 ISBN ЗАО «КноРус», 2009

3 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. 7 Глава 1. Теоретические основы налогового администрирования Налоговое администрирование: содержание, формы и методы. 9 Контрольные вопросы Факторы формирования и принципы налогового администрирования Контрольные вопросы Правовое обеспечение налогового администрирования Контрольные вопросы Глава 2. Налогоплательщики как субъекты налоговых отношений Субъекты налоговых правоотношений, общая характеристика прав и обязанностей Контрольные вопросы Порядок постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах Контрольные вопросы Тесты Крупнейшие налогоплательщики как особые субъекты налогового администрирования Контрольные вопросы Обязанности банков по открытию (закрытию) счетов налогоплательщикам Контрольные вопросы Тесты Глава 3. Налоговые органы Российской Федерации Состав и структура налоговых органов, их правовой статус Контрольные вопросы Тесты Структура Федеральной налоговой службы Контрольные вопросы Тесты Региональные и другие налоговые органы, их задачи и функции Контрольные вопросы Тесты Глава 4. Контроль исполнения обязанности по уплате налога или сбора Условия возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора Контрольные вопросы

4 4.2. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов Контрольные вопросы Тесты Внесудебный порядок взыскания недоимок Контрольные вопросы Тесты Роль банков в обеспечении полноты и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджет клиентаминалогоплательщиками Контрольные вопросы Тесты Налоговая декларация: форма, назначение и содержание Контрольные вопросы Налоговые санкции, порядок их применения и взыскания налоговыми органами Контрольные вопросы Тесты Учет и отчетность по налогам и сборам в налоговых инспекциях Контрольные вопросы Тесты Глава 5. Взаимодействие уполномоченных органов управления по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах Сферы и порядок взаимодействия налоговых инспекций и иных контролирующих государственных структур Контрольные вопросы Взаимодействие налоговых органов с таможенными органами и органами Министерства внутренних дел Российской Федерации Контрольные вопросы Тесты Полномочия налоговых органов по обращению с иском в суд и взаимодействию с судебными органами Контрольные вопросы Тесты Глава 6. Прогнозирование и планирование налоговых поступлений в бюджетную систему Методологические основы прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему Контрольные вопросы Организация планирования налоговых поступлений в бюджетную систему Контрольные вопросы

5 6.3. Информационное обеспечение планирования налоговых поступлений от налогоплательщиков: организаций и физических лиц Контрольные вопросы Анализ налоговых поступлений Контрольные вопросы Налоговый потенциал: понятие, содержание и методы оценки Контрольные вопросы Методика планирования поступлений налогов и сборов от организаций и физических лиц Контрольные вопросы Тесты Глава 7. Налоговый контроль Налоговый контроль: понятие, функции и задачи Контрольные вопросы Виды налогового контроля Контрольные вопросы Формы и методы организации налогового контроля Контрольные вопросы Концепция планирования выездных налоговых проверок Контрольные вопросы Тесты Вопросы формирования и эффективного использования информационной базы о крупнейших налогоплательщиках Контрольные вопросы Глава 8. Внутриведомственный контроль Организация внутриведомственного контроля Контрольные вопросы Налоговый аудит как новая форма внутриведомственного контроля Контрольные вопросы Тесты Глава 9. Регулирование налоговых платежей Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени Контрольные вопросы Урегулирование налоговой задолженности Контрольные вопросы Тесты Глава 10. Повышение эффективности налогового администрирования Направления работы налоговых органов с налогоплательщиками и повышение ее качества Контрольные вопросы

6 10.2. Эффективность налогового контроля и пути ее повышения Контрольные вопросы Перспективы развития налоговых органов Контрольные вопросы Глава 11. Новые технологии налогового администрирования: материал для углубленного изучения Анализ практики администрирования возмещения «входного» НДС по внутренним операциям и при поставках на экспорт и система мер по предотвращению незаконного зачета (возврата) НДС Контрольные вопросы Совершенствование налогового администрирования налога на добавленную стоимость Контрольные вопросы Направления совершенствования действующей системы контроля цен в условиях налогообложения при внутренних поставках и поставках на экспорт Контрольные вопросы Совершенствование форм и методов налогового контроля деятельности вертикально интегрированных компаний в целях противодействия негативным последствиям трансфертного ценообразования Контрольные вопросы Администрирование единого социального налога Контрольные вопросы Администрирование таможенных платежей Контрольные вопросы Ключи к тестам Словарь терминов Приложения Литература АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ Н.П. Мельникова профессор (введение) Л.И. Гончаренко профессор (главы 1.1, 2.4, 4.4, 11.2, 11.4) А.Т. Измайлов ст. преподаватель (главы , 2.3, 5.1, 8, 9, 10.1, 10.3) М.Р. Пинская доцент (главы 2.1, 4.1, 4.5, 7.3) Д.К. Грунина доцент (главы 2.2, 3, , , , тесты) Л.М. Архипцева профессор (главы 6, 7.5) Е.Е Смирнова доцент (главы , 7.4, 10.2) Н.Н. Башкирова доцент (глава 11.1) Н.Г. Вишневская доцент (главы ) И.В. Липатова доцент (глава 11.5) А.А. Артемьев доцент (глава 11.6)

7 ВВЕДЕНИЕ Российская налоговая система базируется на принятых в современной мировой практике принципах налогообложения, организационных основах устройства налоговой системы и состава ведущих налогов. Начало XXI века ознаменовалось проведением в России масштабной налоговой реформы, которая не имела ранее аналогов в истории налогообложения. Началом реформы послужило принятие специальной части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), направленной на снижение номинального налогового бремени, упрощение и унификацию налогового законодательства, преодоление карательного характера налогового контроля. Реализация задачи снижения налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков позволила предпринимательскому сообществу решить ряд насущных практических вопросов, таких как ликвидация барьеров, препятствующих развитию бизнеса, снижение издержек, связанных с исполнением налогового законодательства. Была достигнута определенная прозрачность операций налогоплательщиков, сужены возможности для легального и нелегального снижения налоговых платежей. В ходе проведения реформы была поставлена и в значительной степени решена задача повышения правовой защищенности налогоплательщиков; важным успехом стало и повышение уровня собираемости налогов. Вместе с тем проведение налоговой реформы со всей очевидностью показало значимость и актуальность проблемы дальнейшего развития института налогового администрирования. Снижение налогового бремени должно сопровождаться повышением общего уровня налогового администрирования. Однако сегодня он не устраивает в полной мере ни государство, ни налогоплательщиков. Для государства неприемлема ситуация, когда непрерывно растет статистика сознательного ухода налогоплательщиков от уплаты налогов с применением все более сложных как в экономическом, так и в техническом 7

8 исполнении схем. Правоприменительная практика в отношении норм части первой НК РФ показала, что законодательно провозглашенные права налогоплательщиков имеют слабый механизм реализации. Налогоплательщики часто оказывались совершенно беззащитными перед налоговыми органами, требования которых нередко формально и не противоречили закону, но по существу были практически невыполнимы. Претензии по результатам налоговых проверок могли стать причиной банкротства или падения капитализации даже крупных и динамично развивающихся компаний. Положение налогоплательщиков усугублялось тем, что судебная система была не готова выступить защитником их законных прав. Важным шагом в развитии налоговой реформы стало внесение изменений в часть первую НК РФ. Применение новых норм в практической деятельности налогоплательщиков и налоговых органов показало, что не все существовавшие проблемы решены. Более того, возник ряд дополнительных вопросов, требующих законодательного решения. В связи с этим вопросы качественного совершенствования налогового администрирования остаются в центре внимания налоговой политики государства, ориентированной на среднесрочную перспективу.

9 Учебное издание НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ Учебное пособие Редактор Р.А. Нигматуллина Корректор Н.Н. Цыркова Компьютерная верстка: О.С. Короткова Санитарно-эпидемиологическое заключение Д от г. Изд Подписано в печать Формат 60 90/16. Гарнитура «PetersburgC». Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 28,0. Уч.-изд. л. 23,2. Тираж 3000 экз. Заказ ЗАО «КноРус» , Москва, ул. Большая Переяславская, 46. Тел.: (495) , , Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного электронного оригинал-макета в ГУП «Московская типография 2» , Москва, пр-т Мира, 105.

Рассматривается основной круг вопросов, освещающих современное состояние налогового администрирования в Российской Федерации: теоретические основы, участники налоговых правоотношений, состав и структура налоговых органов, регулирование и прогнозирование налоговых платежей, повышение эффективности налогового администрирования, контроль исполнения обязанностей по уплате налогов. Исследуется влияние на систему налогового администрирования проведенной масштабной налоговой реформы, направленной на снижение налоговой нагрузки, упрощение и унификацию налогового законодательства.

Для студентов экономических вузов, обучающихся по очной и заочной формам обучения по специальностям "Финансы и кредит", "Налоги и налогообложение".

Глава 1 - Теоретические основы налогового администрирования 1

Глава 2 - Налогоплательщики как субъекты налоговых отношений 5

Глава 3 - Налоговые органы Российской Федерации 13

Глава 4 - Контроль исполнения обязанности по уплате налога или сбора 20

Глава 5 - Взаимодействие уполномоченных органов управления по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах 34

Глава 6 - Прогнозирование и планирование налоговых поступлений в бюджетную систему 41

Глава 7 - Налоговый контроль 53

Глава 8 - Внутриведомственный контроль 64

Глава 9 - Регулирование налоговых платежей 68

Глава 10 - Повышение эффективности налогового администрирования 72

Глава 11 - Новые технологии налогового администрирования: материал для углубленного изучения 77

Ключи к тестам 95

Словарь терминов 95

Налоговое администрирование: учебное пособие
Под научной редакцией профессора Л.И. Гончаренко

К 90-летию Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности "Финансы и кредит", "Налоги и налогообложение"

Рецензенты:

М.В. Карп , проф. кафедры налогов и налогообложения Государственного университета управления, д-р экон. наук,

И.Л. Юрзинова , доц. кафедры экономики и управления Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России, канд. экон. наук,

М.В. Каширина , доц. Финансовой академии при Правительстве РФ,

Л.К. Чемерицкий , доц. Финансовой академии при Правительстве РФ

Н.П. Мельникова – профессор (введение)

Л.И. Гончаренко – профессор (главы 1.1, 2.4, 4.4, 11.2, 11.4)

А.Т. Измайлов – ст. преподаватель (главы 1.2–1.3, 2.3, 5.1, 8, 9, 10.1, 10.3)

М.Р. Пинская – доцент (главы 2.1, 4.1, 4.5, 7.3)

Д.К. Грунина – доцент (главы 2.2, 3, 4.2–4.3, 4.6–4.7, 5.2–5.3, тесты)

Л.М. Архипцева – профессор (главы 6, 7.5)

Е.Е Смирнова – доцент (главы 7.1–7.2, 7.4, 10.2)

Н.Н. Башкирова – доцент (глава 11.1)

Н.Г. Вишневская – доцент (главы 11.3-11.4)

И.В. Липатова – доцент (глава 11.5)

А.А. Артемьев – доцент (глава 11.6)

Введение

Российская налоговая система базируется на принятых в современной мировой практике принципах налогообложения, организационных основах устройства налоговой системы и состава ведущих налогов.

Начало XXI века ознаменовалось проведением в России масштабной налоговой реформы, которая не имела ранее аналогов в истории налогообложения. Началом реформы послужило принятие специальной части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), направленной на снижение номинального налогового бремени, упрощение и унификацию налогового законодательства, преодоление карательного характера налогового контроля. Реализация задачи снижения налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков позволила предпринимательскому сообществу решить ряд насущных практических вопросов, таких как ликвидация барьеров, препятствующих развитию бизнеса, снижение издержек, связанных с исполнением налогового законодательства. Была достигнута определенная прозрачность операций налогоплательщиков, сужены возможности для легального и нелегального снижения налоговых платежей. В ходе проведения реформы была поставлена и в значительной степени решена задача повышения правовой защищенности налогоплательщиков; важным успехом стало и повышение уровня собираемости налогов.

Вместе с тем проведение налоговой реформы со всей очевидностью показало значимость и актуальность проблемы дальнейшего развития института налогового администрирования. Снижение налогового бремени должно сопровождаться повышением общего уровня налогового администрирования. Однако сегодня он не устраивает в полной мере ни государство, ни налогоплательщиков. Для государства неприемлема ситуация, когда непрерывно растет статистика сознательного ухода налогоплательщиков от уплаты налогов с применением все более сложных как в экономическом, так и в техническом исполнении схем. Правоприменительная практика в отношении норм части первой НК РФ показала, что законодательно провозглашенные права налогоплательщиков имеют слабый механизм реализации. Налогоплательщики часто оказывались совершенно беззащитными перед налоговыми органами, требования которых нередко формально и не противоречили закону, но по существу были практически невыполнимы. Претензии по результатам налоговых проверок могли стать причиной банкротства или падения капитализации даже крупных и динамично развивающихся компаний. Положение налогоплательщиков усугублялось тем, что судебная система была не готова выступить защитником их законных прав.

Важным шагом в развитии налоговой реформы стало внесение изменений в часть первую НК РФ. Применение новых норм в практической деятельности налогоплательщиков и налоговых органов показало, что не все существовавшие проблемы решены. Более того, возник ряд дополнительных вопросов, требующих законодательного решения.

В связи с этим вопросы качественного совершенствования налогового администрирования остаются в центре внимания налоговой политики государства, ориентированной на среднесрочную перспективу.

Глава 1
Теоретические основы налогового администрирования

1.1. Налоговое администрирование: содержание, формы и методы

Эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития. В современной экономической литературе не встречается четкого определения понятия "управление налоговой системой". Практически произошла его подмена понятием "налоговое администрирование". Однако налоговое администрирование по своему содержанию представляет органичную часть управления налоговой системой.

Управление налоговой системой в широком понимании можно рассматривать как деятельность государства по управлению каждым элементом, входящим в понятие налоговой системы. В отношении первого элемента (совокупность налогов) – это законодательное установление перечня налогов и порядка налогообложения по каждому виду налогов и сборов. В отношении второго элемента – это законодательное (в конституционном, гражданском, налоговом законодательстве) установление компетенции, принципов, процедур, форм и методов организации и деятельности уполномоченных органов власти в налоговой сфере. Наконец, по третьему элементу – это определение функций и задач налоговых органов, обеспечивающих контроль и привлечение к ответственности лиц, нарушающих налоговое законодательство.

Управление налоговой системой в узком понимании представляет собой управление системой налоговых органов.

Таким образом, в основе управления налоговой системой – нормативные правовые акты (налоговое законодательство), организация практической деятельности и контроль.

Налоговое администрирование – одна из частей управления налоговой системой. Его содержание составляет деятельность уполномоченных органов управления в налоговой сфере – Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России), Федеральной налоговой службы (ФНС России), направленная на обеспечение реализации и соблюдения налогового законодательства.

Основные элементы налогового администрирования следующие:

✓ контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов);

✓ контроль реализации и исполнения налогового законодательства налоговыми органами;

✓ организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.

Контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов) – центральный элемент налогового администрирования. Важнейшими формами контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов выступают камеральная и выездная налоговые проверки.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налогового консультирования в Российской Федерации 6
1.1. История, эволюция и современное состояние налогового консультирования в РФ 6
1.2. Зарубежный опыт налогового консультирования 12
Глава 2. Налоговое консультирование как отдельный вид консультирования по управлению 17
2.1. Место налогового консалтинга в деятельности по управленческому консультированию 17
2.2. Организационные основы налогового консультирования 24
Глава 3. Перспективы развития налогового консультирования в Российской Федерации 46
3.1. Перспективы развития налогового консультирования в Российской Федерации 46
3.2. Пути повышения качества деятельности налоговых консультантов 58
Заключение 67
Список литературы 70
Приложение 74

В последние 13 лет в Российской Федерации появилось большое количество разнообразных видов предпринимательской деятельности, в том числе консалтинг и налоговое консультирование.
Сущность консалтинга состоит в производстве специализированных услуг, посредством разъяснения клиенту о том или ином аспект изучаемой проблемы. Осуществляется консалтинг посредством специализированных фирм с привлечением специалистов. Процесс развития рынка консалтинговых услуг в Российской Федерации началось практически сразу после начала приватизации государственной собственности.
Однако в зарубежных странах процесс становления услуг консультирования развивался задолго до появления данного вида деятельности в России. Несмотря на свою молодость, рынок консалтинговых услуг в Российской Федерации весьма высок, т.к. именно в последние годы в процессе реформирования налоговой системы, резко возросла роль налоговой оптимизации в компании для снижения общего налогового бремени, являющегося одним из самых высоких среди мировых стран. Поэтому потребность в налоговом консультировании, как одному из видов консультирования продиктована объективными причинами.
Что же такое налоговое консультирование? Налоговый консалтинг – самая сложная часть налоговой и юридической науки. Услуги налогового консультирования оказывают различные компании и организации. Проблемы налогового консультирования зачастую затрагивают не только социально-экономическую сферу жизни россиян, но и политическую. Актуальность избранной темы обусловлена недостаточной изученностью налогового консультирования в практике деятельности налоговых органов Российской Федерации.
Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей налогового консультирования на современном этапе развития рынка консультационных услуг Российской Федерации.
Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма налогового консультирования в России.
Объектом дипломной работы является рынок налогового консультирования.
Задачами дипломной работы является:
- рассмотрение теоретических основ налогового консультирования в России;
- изучение истории развития налогового консультирования в России;
- изучение зарубежного опыта налогового консультирования;
- анализ организационных основ налогового консультирования;
- исследование перспектив развития налогового консультирования в Российской Федерации и направлений повышения качества деятельности налоговых консультантов.
Информационная база. При написании работы мы опирались на Налоговый Кодекс Российской Федерации, нормативно-правовую базу федерального уровня. Аналитическую основу составили отчетные данные налоговых органов, материалы официальных сайтов. Так же мы черпали информацию из таких периодических изданий как: «Налоговый вестник», «Финансы», «Налоговая политика и практика» и др.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых таких, как Черник Д.Г., Елесина М.В., Клашникова А.В., Маликайдаров Т.Т., Харламов К.О., Ванькина А.П., Гудков Ф.А., Савинова Т.К., и других, посвященные проблемам оптимизации и совершенствования налогового консультирования в Российской Федерации.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе нами рассматриваются основные теоретико-методологические основы налогового консультирования. Также изучаются исторические этапы становления услуг налогового консультирования в России и зарубежных странах.
Во второй главе проводится анализ места налогового консультирования в системе управленческого консультирования. Кроме того в данной главе изучаются организационные основы налогового консультирования. Также в данной главе проводится анализ рынка налогового консультирования в Российской Федерации за последние годы.
В третьей главе исследуются основные направления совершенствования налогового консультирования на основе собственных выводов и наблюдений, а также на основе опыта передовых европейских стран. Кроме того, в данной главе рассматриваются основные направления повышения качества услуг налоговых консультантов.

Целью дипломной работы являлось изучение особенностей налогового консультирования на современном этапе развития рынка консультационных услуг Российской Федерации. В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Налоговое законодательство по-прежнему далеко от совершенства и требует от любого крупного предприятия колоссальных затрат времени и средств на сокращение своего налогового бремени и отслеживания изменений в законодательстве. Принятие решений в такой ответственной области как налогообложение деятельности компании требует досконального знания налогового законодательства, а также сложившейся арбитражной практики и мнений государственных органов. Поэтому, даже для компаний имеющих собственный налоговый департамент, привлечение сторонних практикующих специалистов в области налогообложения позволяет комплексно оценить проблему и принять стратегически правильное решение.
2. Необходимо создавать условия, при которых у налогоплательщика не пропадало бы желание взаимодействовать с налоговыми органами. Эти условия должны основываться, по нашему мнению, на доброжелательном отношении к налогоплательщику, исчерпывающем информировании и полноценном консультировании.
Стратегия развития налогового консультирования должна быть направлена на согласование принципов деятельности и возможностей налоговых консультантов, на обеспечение баланса интересов бюджета и клиентов - участников делового оборота.
Мы считаем, что в настоящее время появилась возможность создать нормативную правовую основу налогового консультирования и возможность развивать ее. Концепция в налоговом консультировании - это выбор пути, первый шаг в будущее.
Деятельность по налоговому консультированию осуществляется в целях содействия в своевременной уплате законно установленных налогов и обеспечения защиты прав и законных интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Сегодня налоговые споры являются самыми сложными по рассмотрению и возможным последствиям категорий дел. Поэтому роль специалиста, именуемого «хороший налоговый консультант», возрастает с каждым днем.
3. Налоговое консультирование - консультирование комплексное. Налоги не существуют изолированно, в отрыве от всей деятельности налогоплательщика, в частности от тех обстоятельств, с которыми законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога. Следовательно, специалист, берущий на себя консультирование, должен, во-первых, обладать достаточной суммой знаний во всех этих областях, а во-вторых, иметь практический опыт работы.
Поэтому, одним из основных способов повышения качества услуг налоговых консультантов является повышение уровня их образования и квалификации.
Но подготовка специалистов не может быть закончена полученным дипломом или квалификационным свидетельством. Качественное налоговое консультирование предполагает постоянное повышение квалификации, как самостоятельное, так и в учебных заведениях, в связи с чем остро встает проблема наличия и пригодности таких учебных заведений, а также учебных программ и преподавателей.
4. Одним из путей повышения качества услуг налогового консультанта является законодательное оформление основ налогового консультирования.
В России до сих пор не принят закон о налоговом консультировании. В законодательстве понятие налоговое консультирование не определено, на практике такие услуги часто оказывают не только специалисты, которые входят в Палату налоговых консультантов, но и обычные юристы, профессиональные бухгалтеры, аудиторы.
Повышению качества услуг налоговых консультантов способствует и участие в профессиональных объединениях налоговых консультантов.
На основе полученных в дипломной работе данных мы выяснили, что для того, чтобы развивалось налоговое консультирование, в настоящее время необходимо:
-развитие внутреннего налогового консультирования, в дополнение к внешнему консультированию;
-появление внутренних налоговых консультантов и налоговых менеджеров;
-статус внутреннего налогового консультанта требует законодательного определения;
-необходимо законодательно определить роль и место налогового консультанта к компании;
-развитие внутрикорпоративного полнофункционального налогового консультирования и контроля (налоговая инспекция внутри).
-продолжение развития рынка услуг по экспертизе налоговых рисков и построению корпоративных структур, учитывающих вопросы налоговой оптимизации.

1. Правовые нормативные акты
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2014. - 39 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая, вторая) (с изм. и доп. от 01.01.2015)
3. Гражданский Кодекс РФ от 30.11.1994г. №51-ФЗ (с изм. и доп. от 01.01.2015)
4. Федеральный закон от 29.11.2012г. №202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
5. Федеральный закон Российской Федерации №379-ФЗ от 29 ноября 2014 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
6. Проект Федерального Закона «О налоговом консультировании» «Российская Бизнес-газета» - Налоговое обозрение №855

2. Учебники, научные труды, монографии
7. Башкирова Н.Н. Основы налогового консультирования: учеб. пособие. М.: Магистр, 2012.
8. Башкирова Н.Н., Сугробова Е.Б. Основы налогового консультирования: учеб.пособие / под ред. Л.И. Гончаренко. - М.: Магистр, 2013.
9. Брызгалин А.В., Головкин А.Н. Из практики налогового консультирования. - М.: Налоговое право, 2012.
10. Буссе Ральф. Налоговое консультирование в современной системе налогообложения: опыт Германии. // Налогообложение: проблемы науки и практики / Научно- исследовательский центр индустриальных проблем развития НАН Украины, Харьковский Национальный Экономический Университет, 2013.
11. Буссе Ральф. Правовое регулирование и организация налогового консультирования в странах Восточной Европы на примере Польши, Чешской Республики и Словакии. М., 2013.
12. Демишева Т.А. Организация и методика налогового консультирования. М.: МФЦ, 2012.
13. Карпасова З.М. Налоговое консультирование в России - трудности становления и перспективы развития. М., 2013.
14. Лесова А. Роль и ответственность налоговых консультантов в России. Опыт международной юридической фирмы. М., 2013.
15. Основы налогового консультирования. Под. ред. проф. Л.И. Гончаренко. - М.: Магистр, 2010.
16. Талаласова Е. А. Обзор состояния российского рынка налогового консультирования / Е. А. Талаласова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. Т. II. - М.: РИОР, 2013.
17. Тильдиков А.В. Основы налогового консультирования Учебно-методическое пособие. - М., 2012.
18. Черник Д.Г. Кирина Л.С., Балакин В.В. Налоговое консультирование Учебное пособие. - Экономика, 2012.
19. Черник Д.Г. Налоговые консультанты всегда будут нужны. // Журнал Налоги и налогообложение. Август 2012 г.
20. Черник Д.Г., Кириенко Л.С. Налоговое консультирование. - М.: Экономика, 2012.

3. Сборники статей, материалы научно-практических конференций
21. Ванькина А.П. Налоговое консультирование: проблемы и перспективы развития в России // Экономика и социум. - 2013. - №2-1.
22. Васильева М.В. Особенности проведения налогового консультирования в налоговой деятельности экономического субъекта // Экономические и гуманитарные науки. - 2014. - №1.
23. Гудков Ф.А. Об организации рынка услуг по налоговому консультированию // Ваш налоговый адвокат. 2012. № 7.
24. Гунина Е. Процесс консультирования: сущность, задачи, этапы. Мир консалтинга. №1, апрель-май, 2013.
25. Елесина М.В. Налоговое консультирование опыт России и зарубежных стран // Наука. Техника. Технологии. - 2014. - №3.
26. Засько В.Н. Каким быть закону о налоговом консультировании // Налоговая политика и практика. - 2013. - №4.
27. Клашникова А.В. Налоговое консультирование: сущность и проблемы становления РФ // Налоги и финансы. - 2013.
28. Коростелкин М.М. Налоговое консультирование как средство ограничения налоговой неопределенности и управления налоговыми рисками // Экономические и гуманитарные науки. - 2013. - №6.
29. Коростелкин М.М. Экономическое обоснование налогового анализа в системе налогового консультирования // Сборник научных трудов вузов России. - 2013. - №33.
30. Кучеров И.И. О законодательном регулировании налогового консультирования. // Ваш налоговый адвокат. №6, ноябрь-декабрь 2013.
31. Маликайдаров Т.Т. Налоговое консультирование в РФ: проблемы и перспективы развития // Вестник КГУ - 2013. - №4-2.
32. Пайзулаев И.Р. Налоговое консультирование как инструмент налогового администрирования // Налоговая политика и практика. - 2012. - №1-1.
33. Развитие профессионального налогового консультирования. / / Вестник палаты налоговых консультантов. N10-11, ноябрь. 2013.
34. Савинова Т.К. Негосударственный налоговый аудит и налоговое консультирование за рубежом: практика и тенденции // Науки и общество. - 2014. - №3.
35. Урман Н.А. Налоговое консультирование: развитие и проблемы // Вестник ТГУ. - 2013. - №4.
36. Харламов К.О. Методические аспекты налогового консультирования как основы формирования налоговой дисциплины // Управленческий учет. - 2013. - №7.
37. Харламов К.О. Особенности применения налогового консультирования в рамках повышения налоговой дисциплины по основным налогам, уплачиваемых промышленным предприятием // Экономические и гуманитарные науки. - 2013. - №8.
38. Шахбанова С.Р. Налоговое консультирование как инструмент повышения налоговой культуры предпринимателей // Актуальные вопросы современной экономики. - 2014. - №3.

5. Интернет-ресурсы
39. http://nashol.com/2013062071987/nalogovoe-konsultirovanie-chernik-d-g-kirina-l-s-balakin-v-v-2009.html
40. Мазурина Л.А. Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию. URL: http://www.nsknalog-consult.ru/ (дата обращения: 05.02.2015).
41. Томсон Том, Бонито Джо. Обзор модели профессиональной компетенции консультанта, http: / / www. cfiN.ru/coNsultiNg/ ccm.shtml

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

Налоговое консультирование, Черник Д.Г., Кирина Л.С., Балакин В.В., 2009.

В учебном пособии обобщены теоретико-методологические основы налогового консультирования; обоснована необходимость использования различных концепций и моделей в процессе оказания консультационных услуг в сфере налогообложения; па основе изучения зарубежного опыта и результатов становления налогового консультирования в России определены концептуальные основы функционирования рынка услуг налогового консалтинга и предложены конкретные организационно-экономические инструменты его дальнейшего формирования и развития. Предназначено для преподавателей и студентов экономических ВУЗов, может быть полезно работникам финансово-экономических служб, налоговым менеджерам и налоговым консультантам в аналитической работе, а также для изучения теории и практики налогового консультирования. Материалы данного пособия могут быть применены в преподавании и освоении следующих дисциплин: «Теория и история налогообложения», «Налоговое консультирование» («Организация и методика налогового консультирования»), налоговыми консультантами — в практике оказания услуг в сфере налогообложения.

Налоговое консультирование, Черник Д.Г., Кирина Л.С., Балакин В.В., 2009

Сущность налогового консультирования.
Прежде чем рассматривать сущность налогового консультирования, необходимо отметить, что в течение последних десятилетий консалтинг оформился в самостоятельную отрасль экономики, без которой фактически немыслимо нормальное функционирование рынка различных видов предпринимательской деятельности. Оказание консультационных услуг превратилось в организованный и технологичный бизнес. В настоящее время практически каждой значимой социально-экономической области соответствует свой вид консультирования.

С точки зрения экономики услуги — это один из весьма распространенных видов работ, экономическая деятельность, результатом которой является изменение качества уже существующих, произведенных вещей. Экономический продукт в виде услуги — это новое качество, возникающее в процессе и благодаря данной экономической деятельности [145].

Следует отметить, что термин «услуга» в литературе используется в самых различных значениях, в зависимости от того, какая область экономических знаний оперирует этим понятием. Рассмотрим ряд определений, характеризующих особенности и специфику услуг с точки зрения маркетинга.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 5
ГЛАВА 1. Развитие консультирования как нового вида бизнеса в нашей стране 9
1.1. Сущность налогового консультирования 9
1.2. История возникновения налогового консультирования в России 38
Контрольные вопросы и задания по главе 1 51
ГЛАВА 2. Зарубежный опыт организации налогового консультирования 52
2.1. Организационно-правовое регулирование налогового консультирования 52
2.2. Подготовка и аттестация налоговых консультантов 65
2.3. Опыт деятельности общественных объединений 72
Контрольные вопросы и задания по главе 2 78
ГЛАВА 3. Основы налогового консультирования в России 79
3.1. Направления и виды налогового консультирования 79
3.2. Оптимизация налоговых платежей 81
3.3. Виды налоговых консультантов 96
З.4. Организационно-экономические инструменты налогового консультирования 111
3.5. Методика процесса налогового консультирования 118
Контрольные вопросы и задания по главе 3 133
ГЛАВА 4. Гражданско-правовые основы деятельности налогового консультанта 135
4.1. Статус налогового консультанта 135
4.2. Роль органов государственной власти и общественных (некоммерческих) объединений в регулировании рынка услуг налогового консультирования 139
Контрольные вопросы и задания по главе 4 160
ГЛАВА 5. Перспективы развития налогового консультирования в России 161
5.1. Стратегия развития рынка услуг налогового консультирования в Российской Федерации 161
5.2. Организационно-экономические аспекты развития рынка услуг налогового консультирования 172
5.3. Институционально-правовые аспекты регулирования деятельности налогового консультанта 206
5.4. Психологические аспекты повышения эффективности налогового консультирования 242
5.5. Подготовка высокопрофессиональных специалистов по налоговому консультированию 257
5.6. Влияние налоговой политики на развитие рынка услуг налогового консультирования 277
Контрольные вопросы и задания по главе 5 295
Заключение 297
Практические задания 300
Тесты для проверки знаний 364
Приложения 386
Литература 424.

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Любовь Гончаренко - Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум краткое содержание

Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Налоги и Налоговая система Российской

Под редакцией профессора Л.И. Гончаренко

Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» (степень – бакалавр) и специальности (профилю) «Налоги и налогообложение»

Авторский коллектив:

Л. М. Архипцева, Н. Г. Вишневская, Л. П. Голубева, Н. С. Горбова, Г. Н. Карпова, М. В. Каширина, И. В. Липатова, Н. П. Мельникова, М. Р. Пинская, Д. А. Смирнов, Е. Е. Смирнова, О. Н. Савина, Л. К. Чемерицки

Рецензенты:

Е.С. Мигашкина, канд. экон. наук, доц.,

Ю.Н. Нуждов, канд. техн. наук

Глава 1. Основы теории налогообложения

1.1. Организация получила прибыль в размере 200 млн руб. (ставка налога – 20 %), налоговые скидки – 21 млн руб. Кроме того, были получены дивиденды по акциям в размере 15 млн руб. (ставка налога – 9 %).

Определите экономическую и законодательные ставки налога на прибыль.

1.2. Организация имеет на балансе имущество стоимостью 500 млн руб., в том числе:

– пожарную башню стоимостью 95 млн руб. (не подлежащую налогообложению);

– строительно-монтажный комплекс стоимостью 105 млн руб. (облагается по ставке 0 %);

– основное здание стоимостью 70 млн руб. (облагается по ставке 1 %).

Определите законодательную и экономическую ставки налога, если основная ставка 2 %.

1.3. Рассчитайте предельную ставку налога при каждом изменении дохода при условии, приведенном в таблице.

Определите метод налогообложения.

1.4. Сумма дохода физического лица за 2007 г. и льготы по доходу поквартально составили:

– доход от предпринимательской деятельности за I квартал – 100 тыс. руб., II квартал – 120 тыс. руб., III квартал – 95 тыс. руб. и в IV квартале – 155 тыс. руб. (налоговая ставка 13 %);

– в результате розыгрыша лотереи в феврале получен выигрыш в 150 тыс. руб. (облагается по ставке 35 %);

– в сентябре получен доход от реализации овощей, выращенных на своем участке, в размере 30 тыс. руб. (не облагается налогом);

– льгота (налоговая скидка) по основному доходу – 3 тыс. руб. ежеквартально. Налоговый период равен году, отчетный период – кварталу.

Определите экономическую и фактическую ставки налога на доходы физического лица.

1.5. Рассчитайте, заполняя таблицу, сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по некумулятивному способу исчисления, если ставка налога составляет 20 %, налоговый период равен одному кварталу, отчетный период – одному месяцу. Покажите развернутую формулу для исчисления налога.

1.6. Доход организации по основному виду деятельности составил:

– в I квартале 15 тыс. руб.;

– во II квартале 30 тыс. руб.;

– в III квартале 120 тыс. руб.;

– в IV квартале 80 тыс. руб.

Кроме того, организация ежеквартально получала дивиденды в размере 6 тыс. руб. (облагается по пропорциональной ставке 9 %). При налогообложении дохода по основному виду деятельности используется приведенный в таблице метод простой прогрессии. Налоговый период равен году, а отчетный период – кварталу.

Определите сумму авансовых платежей, используя кумулятивный способ исчисления налога, и общую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

1.7. Доход организации в I квартале равен 30 тыс. руб., во II – 160 тыс. руб., в III – 70 тыс. руб., а в IV – 5 тыс. руб. При расчете налога используется относительный поразрядный метод расчета (см. таблицу). Налоговый период равен году, отчетный – полугодию.

Определите сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

1.8. Расходы на оплату труда организации составили:

– в январе 150 тыс. руб.;

– феврале – 130 тыс. руб.;

– марте – 170 тыс. руб.;

– апреле – 260 тыс. руб.

Налоговый период равен кварталу, отчетный период – месяцу. Ставка налога установлена по методу относительно-поразрядной регрессии (см. таблицу).

Определите суммы авансовых платежей, используя кумулятивный способ исчисления налога, и общую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

1.9. Расходы по рекламе организации составили 450 тыс. руб., общая сумма налога – около 12 тыс. руб. (+ / – 1 тыс. руб.).

Установите налог на рекламу различными методами налогообложения (по пропорциональной, равной, прогрессивным системе).

1.10. С помощью таблицы рассчитайте сумму налогов, подлежащих уплате организацией, при доходе в 150 единиц, 390 единиц и 600 единиц.

Определите наиболее оптимальный метод налогообложения, при котором выплаты организации будут минимальны.

1.11. Организация заключила договор инвестиционного налогового кредита сроком на пять лет, четыре из которых идет уменьшение платежей, а оплата всей суммы долга и процентов произойдет по итогам пятого года. Сумма кредита составила 40 млн руб.

Валовой доход в первый год составил 200 млн руб., во второй – 150 млн, в третий – 170 млн, в четвертый – 220 млн руб. Прибыль организации, подлежащая налогообложению, соответственно 120, 80, 100 и 150 млн руб. (ставка налога – 20 %).

Определите годовые размеры налога, уплачиваемого организацией, общую сумму выплаченного налога на прибыль и сумму долга (сумму инвестиционного налогового кредита и процентов), которую могла бы получить организация. Поясните решение задачи.

Выберите правильный вариант

1. По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, в федеративном государстве налоги делятся:

а) на федеральные, региональные и местные;

б) общегосударственные и местные.

2. При регрессивном методе налогообложения:

а) для каждого плательщика установлена равная сумма налога;

б) для каждого плательщика установлена равная ставка налога;

в) с ростом налоговой базы налоговые ставки возрастают;

г) с ростом налоговой базы налоговые ставки снижаются.

3. Не относится к принципам А. Смита:

а) справедливость налогообложения;

б) определенность налогов;

в) удобность налогообложения;

г) целевое расходование средств.

4. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта обложения – это:

Читайте также: