Основные направления налоговой политики на 2009

Опубликовано: 26.04.2024

date image
2020-01-14 views image
48

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов», проводилась во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Основными направлениями, одобренными в 2009 году, предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

а) совершенствование налога на прибыль организаций;

б) совершенствование налога на добавленную стоимость;

в) совершенствование акцизного налогообложения;

г) совершенствование налога на доходы физических лиц.

д) введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц;

е) совершенствование налога на добычу полезных ископаемых;

ж) совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;

з) совершенствование налогового администрирования;

и) урегулирование вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей;

к) отмена единого социального налога;

л) совершенствование государственной пошлины;

м) совершенствование транспортного налога;

н) совершенствование налога на имущество организаций.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 6288,3 млрд. рублей, что на 20,9% меньше, чем за 2008 год. В декабре 2009 г. поступления в консолидированный бюджет составили 635,9 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 33,4%.[15]

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2009 г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,5%, налога на прибыль организаций - 20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 18,7%, налога на добычу полезных ископаемых - 16,8% (Приложение Б). [15] Поэтому рассмотрим основные изменения, произошедшие в 2009 г, по следующим налогам:

а) В положения Кодекса, регулирующие налог на доходы физических лиц, были внесены следующие изменения.

1) Для упрощения декларирования доходов физическими лицами в Кодекс были внесены изменения, позволяющие не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов.

С учетом внесенных изменений уже в 2010 году налогоплательщики, получившие доход от реализации в 2009 году имущества, которое находилось в их собственности более трех лет (например, автомобили, квартиры, иное имущество) не будут обязаны представлять налоговую декларацию.

Также в рамках рассматриваемых изменений была исключена необходимость подачи налогоплательщиком отдельного документа - заявления на получение налоговых вычетов при представлении в налоговый орган налоговой декларации, в которой уже заявлено право на получение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.

2) В рамках реализации концепции создания в Российской Федерации международного финансового центра был внесен ряд изменений в Кодекс, направленных на оптимизацию порядка налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.

б) Налог на прибыль организаций.

Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» реализован комплекс мер, направленных на совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.




Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) указанным Федеральным законом, предусматривают следующее:

1)Глава 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса дополнена новой статьей, устанавливающей особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль при осуществлении операций займа ценными бумагами.

2) Урегулирован порядок удержания налога на прибыль организаций с доходов, перечисляемых организации-нерезиденту в рамках договора РЕПО, договора займа ценными бумагами или договора доверительного управления имуществом.

3) Уточнен порядок определения налоговой базы налоговым агентом по доходам от долевого участия для организаций, получающих доходы от долевого участия в российских организациях. С 2010 года при определении суммы налога учитывается общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей дивидендов, а не только налогоплательщиков – получателей дивидендов.

4) В рамках совершенствования налогообложения торговых организаций с 1 января 2010 г. определен порядок оценки излишков товарных и материально-производственных запасов.

5) В целях сближения бухгалтерского и налогового учета отменена переоценка полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте в налоговом учете.

6) В рамках реализации концепции создания в Российской Федерации мирового финансового центра был снижен барьер для предоставления освобождения от налогообложения налогом на прибыль организаций доходов «стратегических» акционеров, получаемых в виде дивидендов. В частности, из Кодекса исключено ограничение в 500 млн. рублей, которое было необходимо до 1 января 2010 года как условие для применения нулевой ставки налога на прибыль организаций при налогообложении дивидендов, получаемых российскими «стратегическими» акционерами, то есть лицами, владеющими более 50 процентами акций организации, выплачивающей дивиденды.

в) За прошедший период в отношении налога на добавленную стоимость были осуществлены следующие изменения.

1) В целях совершенствования процедуры возмещения налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в Кодекс внесены изменения, направленные на сокращение сроков возмещения налога.

Вступившими в силу изменениями установлен заявительный порядок возмещения НДС, представляющий собой осуществление зачета (возврата) суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 миллиардов рублей.

Кроме того, право на применение заявительного порядка возмещения НДС получили налогоплательщики, представившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично.

2) В целях снижения издержек налогоплательщиков по исполнению законодательства о налогах и сборах в Кодекс были внесены изменения, устраняющие неблагоприятные последствия при незначительных нарушениях правил заполнения счетов-фактур. Так, ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, более не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.

3) В качестве меры, направленной на совершенствование налогообложения операций, связанных с эксплуатацией жилого фонда, уточнен порядок применения НДС управляющими организациями и товариществами собственников жилья (далее – ТСЖ).

Учитывая, что коммунальные услуги, реализуемые управляющим компаниям и ТСЖ, организациями коммунального комплекса, а также поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, от налогообложения НДС не освобождены, а управляющие организации и ТСЖ являются по существу сборщиками платы за коммунальные услуги, с 1 января 2010 г. предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения коммунальных услуг, в том числе с НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, освобождено от налогообложения НДС.

Аналогичный порядок применения освобождения от налогообложения НДС установлен по работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

4) Кроме того, с 1 января 2010 г. в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями и ТСЖ, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. [14]

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и повышению определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Особое значение настоящий документ приобретает в условиях завершения реализации срочных антикризисных действий и перехода к устойчивому развитию экономики.

В трехлетней перспективе 2011-2013 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика ближайших лет впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Вместе с тем Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе.

С учетом отмены с 1 января 2010 года единого социального налога и введения страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также принимая во внимание, что указанные взносы в настоящее время составляют существенную часть фискальной нагрузки на фонд оплаты труда в экономике, основные направления налоговой политики содержат предложения в области исчисления и уплаты указанных страховых взносов.

В процессе реализации налоговой политики следует также обращать внимание на анализ практики применения и администрирования налоговых льгот, содержащихся в налоговом законодательстве. Принятие решений по вопросам сохранения применения тех или иных льгот необходимо осуществлять по результатам такого анализа, при этом введение новых льгот следует производить на временной основе, с тем чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа результативности. [11,14]

КОЛЛЕГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 10 сентября 2008 года N 288

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2009-2011 ГОДЫ

В целях содействия социальному и экономическому развитию Орловской области с учетом критериев эффективности и результативности бюджетных расходов, а также в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 83 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 г. N 724-ОЗ "О бюджетном процессе в Орловской области" КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2009-2011 годы согласно приложению.

2. Заместителю Председателя Коллегии, руководителю Департамента финансовой политики Орловской области (Щипкова В.Г.), заместителям Председателя Коллегии по курируемым направлениям обеспечить составление проекта бюджета Орловской области с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2009-2011 годы.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований области обеспечить разработку проектов местных бюджетов с учетом Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2009-2011 годах" и основных направлений бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2009-2011 годы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора и Председателя Коллегии Орловской области В.А. Кочуева и первого заместителя Губернатора и Председателя Коллегии Орловской области, руководителя Департамента имущественной, промышленной и информационной политики области Ю.В. Коростелкина.


Приложение
к постановлению
Коллегии Орловской области
от 10 сентября 2008 г. N 288

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2011 ГОДЫ

Основные направления бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2009-2011 годы сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2009-2011 годах", а также с учетом положений ключевых глав Налогового кодекса Российской Федерации.

Бюджетная политика разработана в целях обеспечения социальной стабильности, динамичного развития экономики и инвестиционной активности, решения комплекса задач по повышению уровня жизни населения Орловской области, повышения качества и доступности социальных услуг, а также при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов, стимулировании развития налогового потенциала, повышение долгосрочной устойчивости бюджета.

1. Основные направления бюджетной политики в 2009-2011 годах

Главной задачей бюджетной политики остается обеспечение долгосрочной сбалансированности областного и местных бюджетов и выполнение органами власти взятых на себя бюджетных обязательств, реалистичность бюджета с точки зрения его выполнимости и сокращение дефицитности областного и местных бюджетов Орловской области.

Основными направлениями бюджетной политики являются:

1) создание условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности областного бюджета и местных бюджетов на основе разграничения доходных полномочий и расходных обязательств и их упорядочения в долгосрочном периоде;

2) удлинение горизонта бюджетного планирования;

3) решение социальных задач, реализация экономически значимых программ и мероприятий, направленных на повышение жизненного уровня населения Орловской области;

4) формирование бюджета на основе действующих и с учетом вновь принимаемых расходных обязательств;

5) усиление роли среднесрочного финансового планирования;

6) совершенствование форм и методов социальной поддержки населения, в том числе обеспечение соответствующих денежных выплат взамен натуральных льгот;

7) усиление предварительного, текущего и последующего контроля за целевым использованием средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области, укрепление финансовой дисциплины;

8) дальнейшее расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, прежде всего, путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качества управления государственными финансами на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины;

9) применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов;

10) обеспечение прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд, совершенствование механизма государственных и муниципальных закупок, направленного на рациональное и эффективное расходование бюджетных средств;

11) переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;

12) повышение результативности бюджетных расходов, недопущение увеличения количества принимаемых обязательств, препятствующего сопоставлению и выбору наиболее эффективных направлений;

13) повышение качества управления государственными финансами в бюджетном секторе;

14) выполнение принятых бюджетных обязательств;

15) обеспечение эффективного управления государственным и муниципальным долгом.

2. Основные направления налоговой политики Орловской области

Налоговая политика в 2009-2011 годах и на долгосрочную перспективу формируется исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике региона на основе качественного улучшения налогового администрирования, совершенствования управления государственной собственностью, совершенствования регионального налогового законодательства.

Приоритетными задачами в области налоговой политики определены:

1) по налогу на имущество организаций - проведение работы по дальнейшему сокращению перечня льгот с целью эффективного использования имущества;

2) земельному налогу - завершение работ по межеванию земель, их регистрации и определению собственников;

3) транспортному налогу - создание достоверной и полноценной базы данных налогоплательщиков, минимальное предоставление льгот, увеличение ставки налога;

4) налогу на прибыль - обеспечение эффективного налогового администрирования налогоплательщиков;

5) налогу на доходы физических лиц - продолжение работы по легализации заработной платы, создание условий для роста фонда оплаты груда в регионе;

6) обеспечение эффективного управления государственным и муниципальным имуществом.

3. Первоочередные задачи и направления бюджетной политики в области расходов

Особенностью бюджетной политики па 2009-2011 годы является планирование бюджета Орловской области на среднесрочный период. Основным акцентом при планировании бюджета на период 2009-2011 годы является переход на программный метод планирования, что подразумевает определение расходов бюджетов (в том числе на обеспечение деятельности учреждений) в соответствии с областными целевыми программами и принятыми обязательствами.

Основными приоритетами бюджетных расходов на 2009-2011 годы является финансовая обеспеченность социальных программ и реформ, прежде всего в области здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта и социальной защиты населения, а также дальнейшее участие Орловской области в реализации приоритетных национальных проектов.

Основными направлениями бюджетной политики в области расходов являются:

1) планирование и финансирование расходов бюджета исключительно па основании законности с учетом разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

2) сохранение социальной направленности бюджета области;

3) обеспечение достаточности и своевременности финансирования бюджетных учреждений при одновременном соблюдении режима экономии;

4) применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов;

5) переход на отраслевые системы оплаты труда;

6) поэтапное достижение и опережение минимального размера оплаты труда уровня прожиточного минимума, установленного в области;

7) повышение социальной защищенности работников бюджетной сферы;

8) принятие решений и разработка законодательных и иных нормативных и правовых актов только при наличии финансовых ресурсов для их реализации с учетом последствий для бюджетной системы области;

9) повышение качества и доступности предоставляемых бюджетных услуг;

10) создание условий для активного привлечения негосударственных инвестиций в социальную сферу;

11) финансирование социально значимых услуг па основании областных целевых программ;

12) активное участие в реализации приоритетных национальных проектов;

13) усиление финансового контроля.

Основополагающими задачами формирования расходной части консолидированного бюджета области в 2009-2011 годах являются:

1) сокращение неэффективных бюджетных обязательств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования;

2) содействие в осуществлении мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и формированию единой политики установления норм расходов и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;

3) оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, направленной на их финансовое оздоровление и на повышение качества жизни сельского населения.

В 2009-2011 годах продолжится устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере. Будут увеличены фонды оплаты труда в связи с установлением с 1 января 2009 года минимального размера оплаты труда в сумме 4 330 рублей в месяц и поэтапным переходом па отраслевые системы оплаты труда, отличные от применяемой в настоящее время Единой тарифной сетки, предусматривающие более тесную увязку оплаты труда с результатами деятельности работника и учреждения в целом.

Для обеспечения основных задач бюджетной политики необходимо:

1) обеспечить переход к бюджетному планированию, ориентированному на результат, разграничению действующих и принимаемых обязательств, безусловное исполнение действующих обязательств, реализацию уже принятых решений. В случае принятия решения о прекращении или реструктуризации действующих расходных обязательств необходимо своевременное внесение изменений в нормативные правовые акты, определяющие эти обязательства и их объемы, до представления проекта закона об областном бюджете в Орловский областной Совет народных депутатов.

Решения по увеличению действующих или установлению новых расходных обязательств должны приниматься только в пределах имеющихся для их реализации финансовых ресурсов в рамках установленных бюджетным законодательством ограничений.

2) обеспечить финансирование в полном объеме расходов на реализацию областных целевых программ;

3) продолжить практику предоставления адресной социальной поддержки населению с целью обеспечения реализации социальных гарантий, предусмотренных действующим федеральным и областным законодательством, с учетом изменения расходных полномочий;

4) главным распорядителям средств областного бюджета обеспечить контроль за принятыми обязательствами подведомственными бюджетными учреждениями;

5) устанавливать тарифы на содержание, ремонт жилья и оплату коммунальных услуг исходя из необходимости 100-процентного возмещения экономически обоснованных затрат организаций па предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с использованием всех источников, включая платежи граждан;

6) главным распорядителям осуществлять контроль за соблюдением бюджетными организациями лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов;

7) продолжить практику привлечения дополнительных финансовых ресурсов на сезонное кредитование сельских товаропроизводителей и малого бизнеса путем субсидирования процентных ставок за счет средств областного бюджета;

8) продолжить в 2009-2011 годах политику, направленную на улучшение структуры государственного долга, обеспечение экономической и бюджетной эффективности государственных заимствований и исполнение обязательств по погашению и обслуживанию долговых обязательств Орловской области;

9) продолжить совершенствование форм и методов финансового контроля в системе исполнительной власти, усилив предварительный, текущий и последующий финансовый контроль, в том числе путем усиления контроля за бюджетными обязательствами бюджетных учреждений, проведения регулярных проверок рационального и целевого использования бюджетных средств областными учреждениями и муниципальными образованиями;

10) осуществлять кассовое обслуживание исполнения областного и местных бюджетов через Управление Федерального казначейства по Орловской области;

11) проведение эксперимента на бюджетах нескольких муниципальных образований но переходу на обслуживание через единый счет, открытый финансовому органу.

За счет средств федерального бюджета будут финансироваться расходы, связанные с передачей полномочий органов государственной власти Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки в оплате жилищно-коммунальных услуг согласно федеральным законам "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О ветеранах" (для федеральных льготников), "О донорстве крови и ее компонентов", с повышением денежного довольствия сотрудников и заработной платы работников органов внутренних дел.

В 2009-2011 годах продолжится реализация приоритетного национального проекта "Образование".

Основными направлениями политики в сфере образования на этот период будут являться: ускорение модернизации образования, стимулирование повышения доступности качественного образования (повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественною общего образования; развитие современной системы непрерывного профессионального образования), обеспечение развития инновационного характера образования, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг в целях создания условий для повышения качества "человеческого капитала" и конкурентоспособности области.

Целью политики в сфере здравоохранения на 2009-2011 годы будет являться повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего, в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности здравоохранения.

Кручинина Евгения Ильинична
Агапова Анна Александровна

1. факультет экономики и права,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
2. к.э.н., доцент, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

Kruchinina Evgeniya Ilyinichna
Agapova Anna Alexandrovna

1. Faculty of Economics and Law,
Plekhanov Russian University of Economics
2. Ph.D., Associate Professor, Department of Accounting and Taxation
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation

Аннотация: Для преодоления последствий пандемии многие страны используют различные инструменты поддержки экономики, в том числе бюджетные меры. Это неудивительно, поскольку значительная часть предприятий переживает падение спроса на свои услуги и, как следствие, резкое снижение прибыли. На фоне экономических проблем гибкое управление налоговыми обязательствами становится одной из важнейших задач любой компании. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В частности, если в начале 2020 года, до начала эпидемии COVID-19 в России, ожидался рост экономики на 1,9%, то к 2021 году увеличение должно составить не менее 3,1%. Вместе с тем приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла.

Abstract: To overcome the consequences of the pandemic, many countries use various tools to support the economy, including budgetary measures. This is not surprising, since a significant part of enterprises is experiencing a drop in demand for their services and, consequently, a sharp decline in profits. Against the backdrop of economic problems, the flexible management of tax liabilities becomes one of the most important tasks of any company. Given the macro-forecast prepared by the Ministry of Finance of Russia is fundamental, with great uncertainty due to the unpredictability of the abolition of quarantine measures, but does not take into account the measures currently included in the Economic Recovery Plan. In particular, while at the beginning of 2020, before the beginning of the coronavirus epidemic in Russia, the economy was expected to grow by 1.9%, by 2021 the increase should be at least 3.1%. At the same time, the priority of the national economic recovery plan is to increase citizens' incomes, restore effective employment and restart the investment cycle.

Ключевые слова: налогоплательщики, офшорные государства, инвестиции, налогообложение, государственная политика, налоговое планирование, корпорации

Keywords: taxpayers, offshore states, investment, taxation, government policy, tax planning, corporations

Введение. Необходимость регулирования процедуры налогового аудита сейчас как никогда актуальна. В Налоговом кодексе только 15 статей (статьи 87-101 НК РФ) посвящены налоговым проверкам и, соответственно, различным процессуальным действиям при их проведении. Регулировать все имеющиеся нюансы, появляющиеся при осуществлении налоговых проверок, с помощью пятнадцати статей для налогоплательщиков является очень затруднительно [1, 2]. В связи с этим существует необходимость совершенствования действующего налогового законодательства и определения процессуальных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Выездная налоговая проверка — это серьезная проверка для налогоплательщика, которую можно преодолеть, зная, в каких случаях налогоплательщик включен в план проверки, какие полномочия предоставляются налоговым органам, что происходит после завершения проверки [3, 4].

При этом по действующему законодательству налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, и предоставляет контролирующим органам право проводить выездные мероприятия. В этом случае выездная проверка является наиболее «проблемной» для налогоплательщика, так как связана с присутствием должностных лиц налоговой службы на территории налогоплательщика и представлением первичных документов [5, 6].

Целью исследования является изучение сущности налоговой политики РФ с учетом влияния карантинных мер. В качестве объекта исследования является действующая налоговая политика государства. Предметом исследования является сущность и роль налоговой политики государства, с учетом влияния на экономику по причине влияния COVID-19. Для решения поставленной цели были решены следующие задачи: раскрыть понятие и сущность налоговой политики, выявить основные проблемы и сложности ее проведения с учетом влияния на экономику CОVID-19, определить степень влияния пандемии на рабочее население и государство в целом, с учетом сведений статистических данных.

Основная часть. Налоговая политика является неотъемлемой частью бюджетной политики государства, направленной на формирование такой налоговой системы, которая будет способствовать накоплению и рациональному использованию национального богатства страны, способствовать гармонизации экономических и социальных интересов и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Основными целями проводимой налоговой политики являются:

  1. Меры, направленные на снижение уровня инфляции [7].
  2. Факторы, способствующие увеличению национального дохода [8].
  3. Меры, направленные по решению проблем с безработицей в целях выравнивания экономических колебаний [9].

В этой связи целями налоговой политики для снижения инфляции могут достигаться за счет следующих факторов.

  1. Фискальный факторы, с помощью которых для удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, осуществляется достижение заданных параметров экономической и социальной политики государства, с учетом управленческих функций государства.
  2. Экономическое взаимодействие, которое способствует более эффективному участию государства в регулировании экономики страны, а также способствует поддержанию заданных параметров экономического роста [10, 11]. При данном подходе в большей степени ликвидируется действующее неравенство в социальном аспекте, а также стимулируется накопление инвестиций, направленных на увеличение капитала.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства в отношении полученных доходов между категориями групп населения. При этом в большей степени направлено на защиту социальных слоев населения.
  4. Экологические — содействие охране окружающей среды и рациональному использованию природных биоресурсов, с учетом порядка сохранения природного наследия.
  5. Международные — контроль за устранением двойного налогообложения, устранить возможность уклoнeния oт уплаты налогов, унификация налоговых систем национальных экономических систем разных стран [12, 13].

Вместе с тем в текущем налоговом периоде из-за ограничительных мер во многих странах мира и, в частности, в России, экономическая сфера терпит значительные убытки (табл. 1).

Ограничительные меры, связанные с CОVID-19 в мировой экономике на август 2020г.


Составлено по данным https://interfax.by/news/policy/raznoe/1273122/

При этом, чтобы понять, необходимо составить список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии: торговля ВЭД, транспорт (воздушный, автомобильный), туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, oфф-лайн услуги и развлечения (парикмахерские, фитнес, спортивные, театральные, кино и т.д.). Однако можно выделить и сферы экономики, в которых наблюдаются положительные тенденции: электронная торговля, продукты питания и готовые блюда, онлайн-развлечения, производство и реализация лекарственных товаров и медикаментов, медицина, особенно дистанционная медицина. При этом особенно примечательна нефтяная промышленность, которая вступила в зону турбулентности после неудачных переговоров в странах ОПЕК, когда влияние CОVID-19 начало распространяться на территории стран ЕС и США. Падение общемирового спроса более, чем на 20% привело к серьезному кризису перепроизводства, заполнив все возможные пробелы складских мощностей и полному использованию всех имеющихся танкеров. Продление этой ситуации на три-шесть месяцев приведет к вынужденному закрытию большого количества скважин, а не только битумных сланцев [14]. Но это также грозит заморозкой инвестиций в новые проекты, приостанавливая существующие, что может вызвать гораздо большие проблемы, чем просто переизбыток поставок нефти. Как следствие, многие малые и средние предприятия могут не выжить в текущем кризисе.

План восстановления экономики. Приоритетом плана восстановления национальной экономики является увеличение доходов и сокращение расходов, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла, по мнению Минфина России. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути цифрoвизации и дистанционной работы. Нет сомнений, что борьба с кoронавирусом — благородная и очень дорогая задача, однако решая ее, государство корректирует правила в экономике. Было установлено, что в какой-то ситуации — это возможно, для того, чтобы сохранить ежедневную работу бизнеса до очень благородных целей, ограничивать свободное передвижение товаров и людей по одним и тем же основаниям, изменить налоговую систему, которая формировалась на протяжении многих лет и расширить почти всю экономическую деятельность, находящуюся в состоянии неизвестности и неустойчивости, не дожидаясь возвращения к нормальной жизни.

В этой связи устойчивая бизнес-модель кризиса будет основана на близости к государству. Можно предположить, что крупнейшая российская компания совместно с ОАО «Газпром» и Сбербанком станет универсальным рынком («государственные услуги» условно), на котором можно будет сконцентрировать большую часть жизненно важных услуг и обеспечить население наиболее востребованными — сначала услугами, а затем и товарами. Выход из кризиса представляет собой комплекс мер, которые должны быть приняты в среднесрочной перспективе. Между тем важно понимать, что на макроэкономическом уровне кризисные явления в экономике 2020 года являются решающей проверкой качества и количества как науки, так и всей инновационной сферы экономики, а также способности государством объединить общие усилия для преодоления сложившейся ситуации. Прежде чем обсуждать необходимость принятия каких-либо мер по смягчению последствий и восстановлению, важно понять, какими ресурсами и инструментами государство располагаем. С начала 2020 года в стране накоплены значительные денежные средства в виде резервов, управляемых Банком России. При этом сбалансированные показатели бюджета страны наблюдается на протяжении последних нескольких лет. Полным ходом идет работа по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности. Показатель инфляции достиг своего многолетнего минимума. Низкий уровень безработицы и рост реальных доходов населения. Сформирована и развивается независимая от государства информационная среда. Таким образом в стране имеются финансовые и нематериальные ресурсы.

Вместе с тем важно скорректировать для формирования новой структуры – антикризисной политики государства, которая способна скоординировать деятельность всех структур, связанных с эпидемией. При этом сформированная структура должна привлечь, включая сообщество экспертов и использование кадровых резервов для повышения эффективности работы гос структур. Многие эксперты и профессионалы, аналитики и предприниматели, по разным причинам не связанные с государственными органами, откликнутся на призыв и примут участие в борьбе с угрозой, которая нависает над обществом в целом. Таким образом, для снижения отрицательного воздействия на экономику важно в среднесрочной перспективе:

  1. Пересмотреть бюджет на 2020 год и разделить его на периоды, с возможностью немедленного перераспределения финансовых ресурсов., посредством осуществления вливания денежных средств в экономику.
  2. Восстановить в полном объеме величину денежной массы.
  3. Строго контролировать действующие операции, связанные с иностранной валютой и ее регулированием.
  4. Борьба с безработицей — субсидирование работодателей, в период действия антикризисных мер, части налогов, не превышающей один вид льгот, для новых работников, имеющих официальный статус безработного свыше двух месяцев.
  5. Вовлечение трудоспособного населения, получившего статус безработного, в сезонные или иные работы [15].

Следует отметить, что по мнению большинства экономистов безработица в России в 2020 году будет самой высокой с 2011 года и вырастет до 5,7%. В среднесрочной перспективе уровень безработицы начнет снижаться: в 2021 году он составит 5,4%, в 2022 году — 4,9%, в 2023 году — 4,7%. При этом реальные располагаемые доходы уменьшатся на 3,8% в конце этого года, а затем начнут увеличиваться на 2,8% в 2021 году, на 2% в 2022 году и на 2,6% в 2023 году. По данным Росстата, во втором квартале реальные доходы населения сократятся на 6%, без антикризисных мер поддержки населения снижение составит 7,5% (рис. 2).


Рисунок 2. Динамика безработицы в России на рынке труда за 2020 год.

Вместе с тем актуальный макропрoгноз является базовым и подготовлен в условиях высокой неопределенности из-за непредсказуемости снятия карантинных мер, поэтому министерство уточнит его параметры в августе — сентябре. Кроме того, макропрoгноз не учитывает мер, которые закладываются сейчас в план восстановления экономики. В январе, до начала эпидемии корoнавируса в России, МЭР прогнозировало рост экономики в 2020 году на 1,9%, в 2021 — на 3,1%. По данным Минэкономразвития, российская экономика не вернется на докризисный уровень до первой половины 2022 года. «Ключевым фактором снижения ВВП в этом году является внутреннее ограничение, по сути, второй квартал и постепенный выход из него. К 2021 году мы все еще ожидаем восстановления экономики на уровне 2,8%. Если говорить в годовом исчислении, то выход на докризисный уровень — это все равно первая половина 2022 года», — сказал Решетников журналистам на брифинге, добавив, что министерство ожидает отмены карантинных ограничений в августе-сентябре [16, 17]. По оценкам Минэкономразвития, самое большое падение ВВП в этом году ожидается во втором квартале, когда из-за карантина экономика замедлилась — на 9,5% по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что в третьем и четвертом кварталах падение замедлится до 6,3% и 5,2% соответственно. Отмечено, что с ослаблением карантинных ограничений активная фаза восстановления начнется в четвертом квартале и продолжится в 2021 году. В последующие годы рост российской экономики составит 2,8% в 2021 году, 3% в 2022 году и 3,1% в 2023 году (табл. 3).

Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации.


Составлено по данным http://news.sarbc.ru/main/2019/07/29/235674.html

Поскольку в первом полугодии 2020 года стало ясно, что обычные способы не работают, на данный момент государство применяет ряд налоговых мер для минимизации уровня безработицы, в частности, к ним отнесены:

  • снижение ставок страховых взносов. Совокупная ставка взносом на социальное страхование малых и средних предприятий снижена с 30 до 15%. Сниженная ставка применяется к той части заработной платы работника, которая превышает минимальную заработную плату за календарный месяц [18, 19].
  • Отдельные категории плательщиков вправе уплачивать ежемесячные авансовые платежи по НДФЛ с апреля до конца 2020 года на основе фактически полученной прибыли. Соответствующий подход должен быть изложен в учетной политике и доведен до сведения налогового органа.
  • Введен особый порядок налогообложения федеральных субсидий для малых и средних предприятий, субсидии, освобождаемых от НДФЛ. Величина расходов, понесенных в связи с субсидиями, не учитываются при расчете налога на прибыль.
  • Поощрительные надбавки к определенным специальным условиям труда и дoпoлнитeльнaя нагрузка для работников медицины, оказывающих квалификационную и качественную помощь в связи с повышенной заболеваемостью СОVID-19, освобождаются от НДФЛ.
  • С апреля 2020 года был разработан третий пакет мер по поддержке экономики и бизнеса в условиях пандемии СОVID-19, в частности, предусмотрены дополнительные условия для таких категорий организаций по получению задержки или выплате [20].

Заключение. В соответствии с поставленной целью в исследовании были решены следующие задачи: раскрыто понятие и сущность налоговой политики в том числе в условиях влияния CОVID-19, выявлены основные проблемы в экономике. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, однако не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В январе, до начала эпидемии кoрoнaвируca в России, ожидался рост экономики на 1,9% в 2021 году — 3,1% в 2020 году. Определено, что задачи плана восстановления национальной экономики России в ближайшее время будут представлены правительству сотрудниками министерства экономического развития.

Следовательно, приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути оцифровки и дистанционной работы. Очевидно, что экономика имеет больший запас прочности, чем это может показаться в один из моментов 2020 года.


От успешного проведения налоговой политики во многом зависит качество налоговой системы и состояние экономики страны в целом. Создание оптимальной соответствующей макроэкономической политике страны налоговой системы является ключевой макроэкономической задачей любого государства.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно она является рычагом, с помощью которого государство оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.

С одной стороны, налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы для правительственной деятельности (расходы на военные, экономические и социальные программы); экономическое регулирование (т.е. налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определенных целей экономической политики); выравнивание доходов (т.е. с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения, а также систем трансфертных платежей бедным, безработным, инвалидам и т.п.).

С другой стороны осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, степень прогрессивности, а также структура расходов и трансфертов не ослабляли стимулов к сбережению, предпринимательской и трудовой деятельности.

Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе имеет несколько характерных черт, в числе которых:

1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия – ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.

2. Запутанность нормативной базы и сложность расчета налогооблагаемой базы. Некоторые статьи Налогового кодекса РФ весьма спорны, из-за чего предприятиям приходится обращаться в суд, чтобы отстоять свое толкование тех или иных статей;

3. Отказ некоторых предприятий платить налоги в полном объеме. Из-за непомерных ставок многие предпочитают уходить в тень и скрывать часть полученных доходов и понесенных расходов, в частности, на фонд оплаты труда. Решение этой проблемы видится в снижении налоговых ставок и перераспределении налогового бремени между низкодоходными и высокодоходными отраслями.

Основные направления современной налоговой политики:

– обеспечение бюджетной устойчивости путем создания стабильной налоговой системы;

– повышение предпринимательской активности;

– развитие человеческого капитала.

Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» одобрены Правительством РФ01.07.2014,проанализировав данные табл. 1.

Из данной таблицы видно, что величина налоговых доходов (рассчитывается как сумма всех налоговых поступлений, поступлений сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное социальное государственное страхование и прочих платежей), характеризуемая как доля ВВП, на протяжении последних шести лет снизилась на 3,2 процентных пункта: с 36,5 % к ВВП в 2007 году до 33,3 % к ВВП в 2013 году.

При анализе уровня налогового бремени по отдельным группам налогов в России необходимо обратить внимание НДПИ и вывозные таможенные пошлины (нефтепродукты, на нефть и газ), так как в России по-прежнему существенную долю бюджетных доходов составляют доходы, получаемые от этих видов налогов (табл. 2).

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2007–2013 гг. ( % к ВВП)

Персональный блог Аркадия Брызгалина

вторник, 6 октября 2020 г.

Обнародованы Основные направления налоговой политики на 2021-2023 гг. (+ Коммент от А.В. Брызгалина)


Комментарий от А.В. Брызгалина: Честно признаться, давно я не видел более бессодержательного и пустого документа о плановых налоговых показателях на среднесрочное будущее. Идей никаких, одни перепевки того, о чем говорилось несколько лет назад. Почти половина из налоговой тематики – уже принятые нормы и внедренные институты. Зачем они в «Основных направлениях…» - не понимаю.

Во-первых, у меня такое впечатление, что готовился этот документ в уверенности, что никто его особо читать не будет. Ну, якобы, вот должен быть такой «докУмент», сейчас напишем, а что там написано, уже не особо и важно.

Во-вторых, очень много в документе «отчетной» информации о том «что сделано». Может быть это, конечно, и надо записывать в «плановых документах», но мне кажется, что «отчет о проделанной работе» более уместнее размещать не в «Основных направлениях…», а в каком-то другом специальном документе.

Свои главные заслуги в «налоговой политике» 2020 года Минфин видит в стимулировании инвестиционной активности (ну да, ведь 1 апреля был принят Федеральный закон № 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в РФ"), а также в расширении специального налогового режима для самозанятых – налога на профессиональный доход (НПД) (с 1 июля 2020 года «НПД» может применяться на всей территории России). Так, В «Основных направлениях. » указывается, что этот режим пользуется особой популярностью у населения и по состоянию на конец сентября 2020 г. в качестве действующих налогоплательщиков НПД зарегистрировано более 1,1 млн. человек, а суммарный доход действующих плательщиков НПД превысил 150 млрд. рублей (с введения в 2019 г.).

Еще Минфин отмечает заслуги по вопросам создания комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей: введен институт «авансовой» уплаты налогов для физлиц ( «единый налоговый платеж»), сокращено количество предоставляемой отчётности по имущественным налогам организаций (ну это со следующего 2021 г.).

Что касается налоговой политики будущего, то в документе по этому поводу применен не совсем понятный мне термин « Структурный маневр в налоговой системе», который подразумевает под собой манёвр по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет:

· повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти;

· повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых;

· снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения «оффшорного» капитала).

Иными словами, снижение фискальной нагрузки за МСП будет проводиться за счет ресурсных налогов.

Так, «повышение эффективности льгот при добыче нефти» включает в себя:

· отмену льгот по добыче с выработанных участков недр с предоставлением права перехода соответствующих участков в режим НДД;

· отмену льгот по добыче и экспорту вязкой/сверхвязкой нефти и льгот по экспорту нефти с отдельных участков недр;

· предоставление новых льгот в целях развития добычи на отдельных месторождениях (с заключением инвестиционных соглашений).

Что касается «повышение справедливости распределения природной ренты», то оно подразумевает повышение ставок НДПИ при добыче отдельных твердых полезных ископаемых, где уровень распределяемой в пользу граждан (бюджета) ресурсной ренты ниже аналогичных уровней в других странах или по другим твердым полезным ископаемым в РФ.

«Снижение степени регрессивности в налогообложении доходов», включает в себя повышение ставки налога на прибыль с выплат доходов (в виде процентов и дивидендов) в оффшорные юрисдикции до 15% с соответствующим пересмотром условий соглашений об избежании двойного налогообложения с «транзитными юрисдикциями» (в т.ч. Кипр, Мальта, Люксембург, Нидерланды).

Интересно, кстати, было прочитать в «Основных направлениях…» пассаж о том, что з а прошедшее десятилетие наблюдалось как увеличение общего объема льготируемой добычи, так и расширение категорий/типов льгот:

· только с 2013 года доля льготируемой добычи нефти возросла с 26,7% до 46,3% (в 2019 г.) ;

· объем соответствующих выпадающих доходов федерального бюджета увеличился более чем втрое: с 0,4 трлн. рублей в 2013 году до 1,4 трлн. рублей в 2019 г.

При этом вышеуказанные меры, внимание, почти цитата, не привели к значимым изменениям в динамике объема добычи и инвестиций в отрасли.

Вот это вывод! Выходит все льготы были представлены нефтяникам напрасно?

Не обходят «Основные направления…» и налоговую поддержку МСП, которая предусматривает:

· снижение страховых взносов для МСП в рамках структурных изменений налоговой системы;

· расширение области применения патентной системы налогообложения (ПСН) на виды предпринимательской деятельности, где сейчас применяется режим ЕНВД: обеспечит комфортный переход индивидуальных предпринимателей (ИП) с ЕНВД на ПСН;

· продление до 2024 г. права регионов вводить «налоговые каникулы» в виде нулевой ставки (УСН, ПСН) для впервые зарегистрированных ИП (для деятельности в производственной, социальной, научной сферах, и в сфере бытовых услуг населению);

· исключение обязанности представления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику.

Если в двух словах, то ничего нового и ничего конкретного. Всё это мы уже слышали раньше. Даже не понятно, так будет сохранен ЕНВД или всё-таки нет? Но судя по тому, что они не пишут категорично «об отмене ЕНВД», можно предположить, что Минфин сохраняет этому спецрежиму шанс.

Таким образом, свежих налоговых идей у Минфина для МСП нет.

И это при том, что все органы власти, начиная с марта месяца были буквально завалены предложениями о снижении налоговых ставок, о точечной настройке налоговых аспектов бизнеса и т.д. (я сам написал и подготовил их несколько штук, а уполномоченный по защите прав предпринимателей и деловых объединения передавали их в Правительство буквально пачками).

Что касается мер повышения инвестиционной активности, то там примерно та же картина:

· введение налогового вычета по акцизам на сырье для новых производств нефтегазохимической промышленности (введенных с 2022 г.), в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки этана;

· переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающего заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ;

· уточнение параметров режима НДД в целях повышения бюджетной эффективности режима и действенности стимулов к эффективным инвестициям в добычу;

· повышение эффективности деятельности институтов развития;

· реализация механизма СПИК 2.0 и запуск механизма СЗПК.

Ясность появилась? Лично у меня нет.

Отдельный раздел «Основных направлений..» посвящен анализу применения режима НДД в 2019-2020 гг. и предложениям по повышению его бюджетной эффективности, но в основном речь там идет об ужесточении контроля за применением льготных механизмов по этому режиму.

Отдельный раздел в «Основных направлениях …» касается «деофшоризации российской экономики»:

· пересмотр СИДН в целях пресечения практики ухода от уплаты налога на доходы с использованием «транзитных юрисдикции»;

· введение права уплачивать НДФЛ в отношении доходов в виде прибыли КИК в фиксированном размере (5 млн. рублей; без декларирования таких доходов) в целях упрощения администрирования и привлечения в РФ налоговых резидентов из числа лиц с высокими доходами;

· сокращение возможности уклонения в сфере международного налогообложения : развитие концепции фактического права на доход, формирование правил определения статуса постоянного представительства иностранных организаций, уточнение перечня доходов от источников в РФ и другие меры по совершенствованию законодательства;

· приведение законодательства о международном автоматическом обмене информацией в полное соответствие Единому стандарту отчетности ОЭСР (Common Reporting Standard) и повышение эффективности обмена финансовыми данными (в т.ч. посредством совершенствования порядка взаимодействия компетентных органов);

Из относительно «нового» я обратил внимание на два обстоятельства:

· пресечение злоупотреблений по применению налоговых льгот международными холдинговыми компаниями, осуществляющими деятельность в рамках САР (хотя это можно считать проявлением текущей работы налоговых органов).

· урегулирование вопросов налогообложения цифровой валюты и налогового контроля за ее оборотом.

Из раздела «повышения качества налогового администрирования» тоже ничего примечательного:

· развитие налогового мониторинга, в том числе посредством уменьшения пороговых требований вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг;

· введение института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платёжным поручением с последующим зачетом в счёт имеющихся у налогоплательщика обязательств;

· включение контроля за применением ККТ в систему налогового контроля (отмена в качестве самостоятельной формы государственного контроля);

· расширение возможностей информационного взаимодействия между налоговыми органами, Банком России и кредитными организациями в рамках осуществления налогового и банковского контроля/надзора (может это намёк на то, что налоговики получат упрощенный доступ к информации о банковской деятельности физических лиц, о чем писал уже РБК);

· внедрение института электронной банковской гарантии в целях повышения доступности и безопасности использования банковских гарантий (в т.ч. при возмещении НДС в заявительном порядке);

· определение закрытого перечня случаев/критериев непредставления налоговой декларации в целях пресечения злоупотреблений по неисполнению обязанностей по уплате налоговых платежей и защиты прав добросовестных налогоплательщиков;

· введение обязанности предварительного информирования о предстоящем приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках и переводов его электронных денежных средств за непредставление налоговой декларации;

· развитие электронного документооборота в налоговой сфере;

· увеличение срока хранения документов, необходимых для расчета налогов, с 4 до 5 лет.

Ну и, конечно, по-прежнему Минфин работает над вопросом определения эффективности налоговых льгот, в частности, будет обеспечена методологическая поддержка оценки эффективности налоговых расходов на региональном уровне, в том числе посредством формирования «лучших практик» управления налоговыми расходами

Иными словами, вот и все «Основные направления…»… А может быть это и есть та самая «стабильность», о которой так мечтали налогоплательщики?


Feedback
Задать вопрос или написать автору
____________________________________________

Читайте также: