Основной задачей информационных систем для целей составления налоговой отчетности является

Опубликовано: 15.05.2024

На сегодняшний день нормой для каждой компании, которая официально ведет финансово-хозяйственную деятельность считается необходимым сдавать отчетность в налоговые службы по несколько раз за отчетный период, отправлять декларации, сведения по персонифицированному учету, реестры 2-НДФЛ и прочее.

Развитие информационных интернет-технологий в последнее время дало возможность предоставлять организациям регламентированную отчетность в электронном виде, используя специальные защищенные каналы.

Система электронного документооборота уже подтвердила свою эффективность. Больше половины налогоплательщиков и налоговых инспекций давно используют ее. Кроме того, с 1 января 2014 года плательщики НДС обязаны предоставлять отчетность по телекоммуникационным каналам связи (благодаря внесением изменений в пункт 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ).

Более 60% русских руководителей (налогоплательщиков) уже используют программы для сдачи отчетности в электронном виде. Чтобы упростить процедуры по подключению, получению консультаций и технической поддержке, руководителям рекомендуется использовать специальные сервисы.

Основными преимуществами сдачи отчетности в электронном виде являются:

Процедура сдачи электронной отчетности состоит из следующих процессов: подготовка и отправка налогоплательщиком отчетности в налоговую инспекцию, в ФСС, Росстат или ПФР через оператора специализированной связи. Маркировка документов электронной цифровой подписью (ЭЦП), которая является аналогом собственной. Налогоплательщик получает от государственного органа подтверждение о доставке отчетности. Это подтверждение приобретает юридическую силу, так как фактическим временем получения отчетности инспекцией становится время получения отчета налогоплательщиком.

Рисунок 1 – Схема работы электронной отчетности

Оператор гарантирует корректный документооборот между государственными органами и плательщиком. Оператор в этом случае играет роль электронного нотариата, т. е. при возникновении разногласий оператор связи является третьей стороной, которая имеет право подтверждать факт доставки и отправки документов в инспекцию. Данная система позволяет передавать декларации (расчеты), отчетность и другие документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде без обязательного дублирования в бумажном виде, используя доступ к телекоммуникационным каналам связи, в том числе интернет.

Для упрощения процедуры подключения, получения консультационной и технической поддержки, как уже говорилось ранее, рекомендуется воспользоваться сервисами, такими как: «СБиС++ Электронная отчетность», «Контур-Экстерн», «Такском-Спринтер», «1С:Отчетность» и т. п. Проанализируем их.

Системы сдачи электронной отчетности

Характеристика«Такском-Спринтер» «Контур-Экстерн» «СБиС++»«1С:Отчетность»
Web-система++++
«Толстый-клиент» ++
Гибридный режим+
Информация находится на сервере/компьютере в зашифрованном видеНа сервереНа сервереНа сервере и компьютереНа компьютере и на сервере
Доступ к информации с другого компьютера+++
Наличие синхронизированной локальной и серверной версии++
Необходимость оплаты для доступа к информации ++При наличии подписки ИТС ПРОФ бесплатно
Необходимость высокоскоростного подключения интернет для работы с программой++ Если скорость низкая – отчет отсылается по почтовым каналам без потерь данных
Необходимость оплаты для доступа к информации ++ При наличии подписки ИТС ПРОФ бесплатно
Автообновление системы+ +
Наличие сервиса ИОН ++++
Возможность просматривать карточку лицевого счета вашей компании в базе данных ИФНС Используя выпискуИспользуя выписку или в режиме реального времени Используя выписку или в режиме реального времениИспользуя выписку
Наличие сервиса для обмена комментариями между налогоплательщиком и работниками государственных контролирующих органов++
Возможность проверки контрагентов, партнеров, конкурентов с помощью выписок с ЕГРЮЛ/ЕГРИП ++++
Учет системой специфики предприятия (наличие необходимых форм и бланков, нормативно-правовых актов и документов)++
Наличие календаря сдачи отчетностиИнтерактивный и многофункциональный+
Наличие механизмов анализа корректности заполнения форм++
Наличие справки в системеПлатная служба++
Наличие многопользовательского режима ++
Наличие механизмов оценки риска выездной налоговой проверки+
Программная оценка финансового состояния компании +
Наличие удобного механизма для обмена документацией с партнерами+
Целостность системы+Состоит из двух программ с ограниченным функционалом ++
Возможность интеграции с 1С++++
Необходимость обновления системы перед отправкой отчетности+
Круглосуточная поддержка и обслуживание ++++

Таблица 1 – Анализ систем для сдачи электронной отчетности

Используя любую систему, вы сможете легко и достаточно удобно сдавать регламентированную отчетность. Очень важно при выборе системы кроме технических возможностей и потребностей предприятия анализировать и учитывать дополнительные возможности, которые предоставляет разработчик и наличие бесплатной технической поддержки. Если вы еще не работали с этими системами, то с этого года вам нужно будет начать в любом случае.

Благодаря возможности интеграции 1С с выше проанализированными сервисами, для составления и сдачи регламентированной отчетности компании активно используют типовые конфигурации для 1С:Предприятие: «1С:Бухгалтерия 8», «1С:Зарплата и управление персоналом 8», «1C:Управление производственным предприятием 8», «1С:Комплексная автоматизация 8». Использование данных конфигураций позволяет не только автоматизировать отчетность, соответствующие процессы на предприятии, но и упрощает работу бухгалтеров, так как в программах предусмотрена выгрузка необходимой электронной отчетности и ее отправка в соответствующие органы.

Надеемся, наша статья будет полезна вам при осуществлении выбора программного обеспечения для подготовки и предоставления регламентированной отчетности в электронном виде.

-->

EFSOL Системная интеграция. Консалтинг

Существует два вида отчетности: бухгалтерская и налоговая. К первой относится баланс и приложения к нему, а также отчеты о финансовых результатах, об изменении капитала и движении денежных средств. Налоговая отчетность включает в себя различные декларации, расчеты и справки.

Нормативное регулирование налоговой отчетности организации

Основной документ, регламентирующий состав и сроки отчетности, — Налоговый кодекс. На основании отчетности организации платят положенные налоги, сборы и взносы.

Можно выделить две отчитывающиеся категории: налогоплательщики и налоговые агенты. Юридические и физические лица, которые согласно НК РФ обязаны уплачивать налоги, называются налогоплательщиками. Лица, которым вменена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет, признаются налоговыми агентами.

Помимо Налогового кодекса к нормативным документам относятся:

  • приказы ФНС об утверждении отчетных форм и инструкции по их заполнению;
  • официальные разъяснения ФНС по применению законодательства;
  • внутренние документы компании (учетная политика).

Состав налоговой отчетности организации

Состав отчетности по налогам зависит от системы налогообложения и вида деятельности.

Больше всего отчетов сдают компании на ОСНО. Организации, применяющие спецрежимы, тратят на заполнение деклараций чуть меньше времени.

Условно можно поделить налоговую отчетность на категории:

  • Декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением спецрежима.
  • Декларации по имущественным налогам (транспорт, земля, имущество).
  • Отчетность по НДФЛ.
  • Отчетность по страховым взносам.
  • Декларации по налогам, уплачиваемым на общем режиме.
  • Декларации по налогам, уплачиваемым за пользование ресурсами (например, водный налог).

На спецрежимах сдают декларацию по ЕНВД, декларацию по налогу, уплачиваемому в связи применением УСН или декларацию по ЕСХН.

На ОСНО основные налоговые отчеты — декларации по НДС и налогу на прибыль.

Обратите внимание, что сроки для одной и той же отчетности могут быть разными для ИП и ООО. Например, декларацию по УСН предприниматели сдают до 30 апреля, а компании должны отчитаться на месяц раньше.

Общая налоговая отчетность

Есть отчеты, которые сдаются независимо от режима налогообложения. Это касается отчетов по НДФЛ и страховым взносом. Все компании должны сдавать в ФНС формы 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и расчет по страховым взносам.

Если компания владеет имуществом, по нему сдаются отдельные декларации.

Существует отчет, в котором нет данных ни о доходах, ни о налогах. Ежегодно организации подают в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности работников. Срок отчетности до 20 января включительно. При открытии новой фирмы нужно заполнить и сдать сведения о численности до 20-го числа месяца, наступающего за месяцем регистрации.

Налоговая отчетность ООО

Рассмотрим два популярных режима и особенности формирования отчетности на каждом из них.

ООО на ОСНО

Декларация по налогу на прибыль в общем случае сдается каждые три месяца нарастающим итогом. Сроки: 28 марта (годовая декларация), 28 апреля, 28 июля и 28 октября. Некоторые компании исчисляют налог на прибыль ежемесячно, поэтому раз в месяц должны сдавать налоговую декларацию и отправлять в бюджет авансовый платеж.

При выплате доходов физическим лицам ООО сдает ежеквартально расчет по форме 6-НДФЛ. Сдать форму нужно до 31 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом. Отчет 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом. Раз в год сдается форма 2-НДФЛ (на каждого сотрудника) до 1 марта включительно.

По страховым взносам нужно сдавать в ФНС соответствующий расчет. Сроки сдачи: 30 апреля, 30 июля, 30 октября и 30 января.

Перечисленные отчеты — неотъемлемая часть работы на ОСНО. Если у компании есть транспорт или земля, она должна уплачивать налоги. А вот декларации по этим налогам с 2020 года сдавать не нужно.

Если у ООО на ОСНО есть недвижимое имущество, придется сдать декларацию по налогу на имуществу по итогам года до 30 марта.

ООО на УСН

Упрощенный налог заменяет налог на прибыль, поэтому декларация на прибыль упрощенцами не сдается.

Компании должны сдавать декларацию по УСН. Срок отчетности — 31 марта. При этом состав декларации зависит от выбранного объекта налогообложения. Если компания работает на УСН с объектом «доходы минус расходы», в декларацию следует включить титульный лист, разделы 1.2, 2.2 и раздел 3 (при целевом финансировании). Организации с объектом «доходы» заполняют все разделы декларации, кроме 1.2, 2.1.2, 2.2. Раздел 3 заполняется при наличии соответствующих данных.

При выплате доходов физическим лицам ООО на УСН сдает ежеквартально расчет по форме 6-НДФЛ. Сдать форму нужно до 31 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом. Отчет 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом. Раз в год сдается форма 2-НДФЛ (на каждого сотрудника) до 1 марта включительно.

По страховым взносам упрощенцы, как и все компании, сдают расчет. Сроки сдачи: 30 апреля, 30 июля, 30 октября и 30 января.

Декларацию по налогу на имущество нужно сдать при наличии недвижимости.

Представление налоговой отчетности на бумажном носителе

Все больше компаний и ИП переходят на электронную отчетность. Во-первых, это удобно. Во-вторых, немногие налогоплательщики имеют право сдавать отчеты на бумаге.

Дата представления отчетности равна дате отправки письма или дате вручения ее инспектору при личном визите.

Представление налоговой отчетности в электронном виде

Плюсы представления налоговой отчетности по ТКС:

Налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме при наличии одного из факторов (п. 3 ст. 80 НК РФ):

  • среднесписочная численность работников превышает 100 человек;
  • обязанность отчитываться электронно предусмотрена для конкретного налога.

Только в электронном формате принимается декларация по НДС. Численность роли не играет.

Способ сдачи отчетов по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ зависит от численности. Компании, в которых доходы получили 10 и менее человек, имеют право отчитаться по налогу на бумаге. Остальные организации сдают эту отчетность в электронном виде (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Хранение налоговой отчетности

Налоговую отчетность нужно хранить в течение нескольких лет. Сроки хранения документов налогового учета установлены в п. 1 ст. 23 и п. 3 ст. 24 НК РФ. Сроки хранения налоговой отчетности зафиксированы в Приказе Росархива от 20.12.2019 № 236.

Налоговые декларации и расчеты необходимо хранить пять лет. Для ИП есть оговорка: все декларации за 2002 год и ранее нужно хранить 75 лет. Расчет по страховым взносам хранится 50 лет с момента его составления.

Чтобы не тратить время на визиты в ИФНС, не стоять в очередях на почте — отправляйте отчетность через интернет. Система Контур.Экстерн поможет сдать любую налоговую отчетность в электронном виде. Заходя в систему, у вас всегда будут только актуальные формы, соответствующие законодательству. Вам останется выбрать нужную декларацию и заполнить ее. Система проверит соблюдение контрольных соотношений и подскажет, какие строки отчета нужно заполнить обязательно. Вы увидите весь цикл движения отчетности: от отправки до принятия налоговым органом. Если декларация по каким-то причинам не пройдет, в Контур. Экстерне появится уведомление, а также понятное разъяснение причин отказа и рекомендации по исправлению ошибки. Также можно создать и заполнить отчетность в учетной программе и выгрузить в Экстерн уже готовую форму.

Model.Article.Title

Взаимодействие с государством активно переводится в интернет. Это не только упрощает многие процессы, но и накладывает определенную ответственность на пользователей, так как большинство государственных информационных систем обрабатывает персональные данные.

Защита ГИС — не равно защите персональных данных

В РФ существует порядка 100 государственных информационных систем, они подразделяются на федеральные и региональные. Организация, работающая с какой-либо из этих систем, обязана выполнять требования к защите данных, которые в ней обрабатываются. В зависимости от классификации, к разным информационным системам предъявляются разные требования, за несоблюдение которых применяются санкции — от штрафа до более серьезных мер.


Работа всех информационных систем в РФ определяется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (27 июля 2006 г.). В статье 14 этого закона дается подробное описание ГИСов. К операторам государственных ИС, в которых ведется обработка информации ограниченного доступа (не содержащей сведений, составляющих государственную тайну), предъявляются требования, изложенные в Приказе ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах».

Напомним, что оператор — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Если организация подключена к государственной информационной системе, то приказ ФСТЭК № 17 обязывает аттестовать систему, а для защиты информации должны применяться только сертифицированные средства защиты информации (имеющие действующие сертификаты ФСТЭК или ФСБ).

Нередки случаи, когда оператор информационной системы ошибочно относит ее к ГИСам, в то время как она таковой не является. В итоге к системе применяются избыточные меры по защите. Например, если по ошибке оператор информационной системы персональных данных классифицировал ее как государственную, ему придется выполнить более жесткие требования к безопасности обрабатываемой информации, чем того требует закон. Тем временем требования к защите информационных систем персональных данных, которые регулирует приказ ФСТЭК № 21, менее жесткие и не обязывают аттестовать систему.

На практике не всегда понятно, является ли система, к которой необходимо подключиться, государственной, и, следовательно, какие меры по построению защиты информации необходимо предпринять. Тем не менее план проверок контролирующих органов растет, планомерно увеличиваются штрафы.

Как отличить ГИС от неГИС

Государственная информационная система создается, когда необходимо обеспечить:

  • реализацию полномочий госорганов;
  • информационный обмен между госорганами;
  • достижение иных установленных федеральными законами целей.

Понять, что информационная система относится к государственной, можно, используя следующий алгоритм:

  1. Узнать, есть ли законодательный акт, предписывающий создание информационной системы.
  2. Проверить наличие системы в Реестре федеральных государственных информационных систем. Подобные реестры существуют на уровне субъектов Федерации.
  3. Обратить внимание на назначение системы. Косвенным признаком отнесения системы к ГИС будет описание полномочий, которые она реализует. Например, каждая администрация Республики Башкортостан имеет свой устав, который в том числе описывает полномочия органов местного самоуправления. ИС «Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Республики Башкортостан» создана для реализации таких полномочий администраций, как «принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального района», и является ГИС.

Если система подразумевает обмен информацией между госорганами, она также с высокой долей вероятности будет государственной (например, система межведомственного электронного документооборота).

Защитить информацию в ГИС и провести аттестацию помогут специалисты
Контур-Безопасность.

Это ГИС. Что делать?

Приказ ФСТЭК 17 предписывает проведение следующих мероприятий по защите информации к операторам ГИС:

  • формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе;
  • разработка системы защиты информации информационной системы;
  • внедрение системы защиты информации информационной системы;
  • аттестация информационной системы по требованиям защиты информации (далее — аттестация ИСПДн) и ввод ее в действие;
  • обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации аттестованной информационной системы;
  • обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации аттестованной информационной системы или после принятия решения об окончании обработки информации.

Организации, которые подключены к государственным информационным системам, должны выполнить следующие действия:

1. Провести классификацию ИС и определить угрозы безопасности.

Классификация ИС проводится в соответствии с пунктом 14.2 17 приказа ФСТЭК.

Угрозы безопасности информации определяются по результатам

  • оценки возможностей нарушителей;
  • анализа возможных уязвимостей информационной системы;
  • анализа (или моделирования) возможных способов реализации угроз безопасности информации;
  • оценки последствий от нарушения свойств безопасности информации (конфиденциальности, целостности, доступности).

2. Сформировать требования к системе обработки информации.

Требования к системе должны содержать:

  • цель и задачи обеспечения защиты информации в информационной системе;
  • класс защищенности информационной системы;
  • перечень нормативных правовых актов, методических документов и национальных стандартов, которым должна соответствовать информационная система;
  • перечень объектов защиты информационной системы;
  • требования к мерам и средствам защиты информации, применяемым в информационной системе.

3. Разработать систему защиты информации информационной системы.

Для этого необходимо провести:

  • проектирование системы защиты информации информационной системы;
  • разработку эксплуатационной документации на систему защиты информации информационной системы;
  • макетирование и тестирование системы защиты информации информационной системы.

4. Провести внедрение системы защиты информации информационной системы, а именно:

  • установку и настройку средств защиты информации в информационной системе;
  • разработку документов, определяющих правила и процедуры, реализуемые оператором для обеспечения защиты информации в информационной системе в ходе ее эксплуатации (далее — организационно-распорядительные документы по защите информации);
  • внедрение организационных мер защиты информации;
  • предварительные испытания системы защиты информации информационной системы;
  • опытную эксплуатацию системы защиты информации информационной системы;
  • проверку построенной системы защиты информации на уязвимость;
  • приемочные испытания системы защиты информации информационной системы.

5. Аттестовать ИСПДн:

  • провести аттестационные испытания;
  • получить на руки аттестат соответствия.

Существует распространенное мнение, что для прохождения проверки контролирующих органов достаточно наличия организационно-распорядительных документов, поэтому операторы ГИС зачастую пренебрегают внедрением средств защиты. Действительно, Роскомнадзор уделяет пристальное внимание именно документам и реализации организационно-распорядительных мер по защите ПДн в организации. Однако в случае возникновения вопросов к проверке могут быть привлечены специалисты из ФСТЭК и ФСБ. При этом ФСТЭК очень внимательно смотрит на состав технической защиты информации и проверяет правильность составления модели угроз, а ФСБ проверяет реализацию требований, касающихся использования средств криптографической защиты информации.

Олег Нечеухин, эксперт по защите информационных систем, «Контур-Безопасность»

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

1. создание информационной системы бухгалтерского учета для формирования полной, достоверной, своевременной и актуальной информации о различных сторонах хозяйственной деятельности организации, необходимой для подготовки управленческих решений, а также выдача регламентированных форм отчетности для внешних пользователей ;

2. контроль над законностью и целесообразностью осуществления хозяйственных операций – внутренний аудит;

3. выявление резервов повышения эффективности деятельности организации.

Таким образом, информационная система бухгалтерского учета должна удовлетворять следующим требованиям:

• правильная методическая основа построения планируемых (прогнозных) и учетных показателей;

• охват учетом всех хозяйственных процессов и операций;

• достоверность, полнота, точность учетных данных, оперативность выполнения учетных операций;

• эффективность организации бухгалтерского учета.

При заполнении форм документов бухгалтерского учета, а также для подготовки отчетных данных используют классификаторы и кодификаторы технико-экономической информации различной сферы действия:

локальные (внутрисистемные);

отраслевые;

региональные (республиканские, городские, областные);

общероссийские;

международные.

Бухгалтерский учет предъявляет высокие требования к качеству классификаторов и кодификаторов: по полноте номенклатуры, правильности кодов и наименований классификационных группировок.

Локальные классификаторы применяются в двух случаях:

• отсутствует аналогичный классификатор более высокого уровня действия;

• аналогичный классификатор более высокого уровня действия обладает избыточностью или не содержит необходимого набора призначных реквизитов.

В информационных системах бухгалтерского учета применяются следующие общероссийские классификаторы.

1. Управленческая документация (ОКУД ). Объекты классификации общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) Российской Федерации, входящие в унифицированные системы документации.

2. Органы государственной власти и управления (ОКОГУ). Объекты классификации – органы государственной власти и управления (федеральные, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, объединения предприятий и организаций, добровольные объединения (ассоциации) экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации, межгосударственные органы управления).

3. Объекты административно-территориального деления (ОКАТО). Объекты классификации – республики и края, области, города федерального значения; автономные области; автономные округа; районы; города; внутригородские районы, округа города; поселки городского типа; сельсоветы; сельские населенные пункты.

4. Формы собственности (ОКФС). Объекты классификации – формы собственности, установленные Конституцией РФ, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

5. Организационно-правовые формы (ОКОПФ). Объекты классификации – организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов (юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, хозяйственные товарищества и общества, полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью).

6. Информация о населении (ОКИН ). Используется для представления демографической, социальной и экономической информации о населении применяется совместно с другими общероссийскими классификаторами: Общероссийский классификатор специальностей по образованию, Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения и др.

7. Виды экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП ). Объекты классификации – виды экономической деятельности, продукция и услуги. При создании классификатора использованы:

• Международная стандартная отраслевая классификация (International Standard Industrial Classification of all Economic Activities – ISIC)

• Международный классификатор основных продуктов (Central Products Classification – CPC).

Коды ОКДП используют в первичных документах, квартальных и годовых формах финансово-бухгалтерской отчетности, классификационный признак – функциональный, дополненный конструктивно-технологическими характеристиками.

8. Основные фонды (ОКОФ ). Классификатор предназначен для применения на территории Российской Федерации взамен Общесоюзного классификатора основных фондов. Объекты классификации – основные фонды, состоящие из материальных и нематериальных основных фондов. Группировки объектов в ОКОФ образованы по признакам назначения, вида деятельности, продукции и услуг. При его создании использованы:

• Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК);

• Международный классификатор основных продуктов;

• Стандарты Организации Объединенных Наций по международной системе национальных счетов, положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, ОКДП.

9. Услуги населению (ОКУН ). Объекты классификации – услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и частными предпринимателями, использующими различные формы и методы обслуживания.

10. Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды (ОКПДТР ). Объекты классификации – профессии рабочих и должности служащих. Профессии рабочих соответствуют Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессиям рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики. Должности служащих разработаны на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике.

11. Валюты (ОКБ ). Построен на основе Международного стандарта ИСО 4217-94 «Коды для представления валют и фондов», используется при учете валютных поступлений и платежей в бухгалтерском и статистическом учете, оперативной отчетности по операциям, связанным с международными расчетами, контроле за соблюдением договорной и платежной дисциплины. Объект классификации – национальные валюты, денежные единицы стран мира и территорий.

12. Отрасли народного хозяйства и виды экономической деятельности. Отрасль – совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или совокупность учреждений, организаций, связанных с выполнением определенных общественных функций.

Классификационная единица — состоящее на самостоятельном балансе предприятие, учреждение, организация (структурные подразделения предприятий и организаций, не выделенные на самостоятельный баланс, Учитываются по основной деятельности этих предприятий, учреждений и организаций). Отрасли народного хозяйства разделяют на сферу материального производства и непроизводственную сферу. К сфере материального производства относятся виды деятельности, создающие материальны блага в форме продуктов, энергии, перемещения и хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.

Предприятия могут вести разнообразные виды экономической деятельности, отраслевая классификация предприятий выполняется по ведущему виду деятельности.

Первоначально созданный Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), утвержденный Госкомстатом СССР и Госпланом СССР в 1976 г. и переработанный в 1999 г., в настоящее время заменен в соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), который состоит из следующих разделов:

Раздел А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.

Раздел В. Рыболовство, рыбоводство.

Раздел С. Добыча полезных ископаемых.

Раздел D. Производство.

Раздел Е. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Раздел F Строительство.

Раздел G. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

Раздел Н. Гостиницы и рестораны.

Раздел I. Транспорт и связь.

Раздел J. Финансовая деятельность.

Раздел К. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.

Раздел L. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение.

Раздел М. Образование.

Раздел N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг.

Раздел О. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Раздел Р. Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства.

Раздел Q. Деятельность экстерриториальных организаций.

13. Промышленная и сельскохозяйственная продукция (ОКП ). Вся продукция делится на классы, внутри класса – на подклассы, далее на группы, подгруппы и виды продукции. Коды ОКП используются для статистического анализа, маркетинговых исследований и снабженческо-сбытовых операций видов продукции.

14. Единицы измерения (ОКЕИ ). Классификатор разработан на основе:

• международной классификации единиц измерения Европейской экономической комиссии ООН «Коды для единиц измерения, используемых в международной торговле»;

• товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);

• международных стандартов ИСО 31/0—92 «Величины и единицы измерения. Часть 0. Общие принципы»; ИСО 1000—92 «Единицы СИ и рекомендации по применению кратных единиц и некоторых других единиц».

Под формой бухгалтерского учета понимается определенное сочетание построения и взаимосвязи учетных реестров, а также порядок и способы регистрации и группировки в них учетной информации. Применяются различные формы бухгалтерского учета, ориентированные на ручной и автоматизированный вариант выполнения учетных работ. По характеру содержащейся учетной информации регистры делятся на хронологические (регистрация учетных данных строго в хронологическом порядке) и систематические (учетные данные подобраны по определенному признаку).

В неавтоматизированном варианте бухгалтерского учета учетные регистры представляют собой бумажные бланки, заполняемые вручную или с помощью оргтехники (пишущих машинок). Автоматизация бухгалтерского учета на начальном этапе сводилась к сокращению трудозатрат на ведение учетных регистров, которые формировались с помощью компьютера. В настоящее время в компьютерных системах бухгалтерского учета используется база данных реляционного типа, которая содержит данные нормативно-справочного характера и учетного вида и позволяет сформировать в виде отчетов различные формы учетных регистров.

Система документов для бухгалтерского учета включает в себя первичные учетные и выходные отчетные документы. Для их заполнения необходимо использовать унифицированные системы документации. В частности, существуют следующие УСД.

1. Организационно-распорядительной документация (код 02000002).

2. Первичная документация по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, кассовых операций, материалов и т.п. (код 03000001).

3. Банковская документация по безналичным расчетам через банки, эмиссионно-кассовым и бюджетным операциям банков, кредитным операциям банков, контролю над расходованием средств на оплату труда и выплатами социально-трудовых ресурсов, операциям банков, связанным с международными расчетами, депозитарным операциям банков, по безналичным расчетам через банки, эмиссионно-кассовым и бюджетным операциям банков, контролю над расходованием средств на оплату труда и выплатами социально-трудовых льгот (на потребление), по денежному обращению, кредитным операциям банков (код 04000008).

4. Финансовая, учетная и отчетная бухгалтерская документация бюджетных учреждений и организаций (код 05000000).

5. Отчетно-статистическая документация, в том числе документация по статистике национальных счетов и экономических балансов, научно-технического потенциала и инновационного прогресса, труда, материальных ресурсов, финансов, социальной статистике, статистике промышленности, сельского хозяйства и заготовок сельскохозяйственной продукции, капитального строительства, внешнеэкономических связей, потребительского рынка и его инфраструктуры, транспорта и связи, наблюдения и регистрации изменения цен и тарифов (код 06000000).

6. Учетная и отчетная бухгалтерская документации предприятий, в том числе отчетная бухгалтерская документация, регистры бухгалтерского учета, первичная учетная документация (код 07000000).

7. Документация по труду, в том числе документация по состоянию рынка труда, трудовым отношениям, повышению квалификации работников и др. (код .08000005).

8. Документация Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе документация по учету и распределению средств, планово-экономической деятельности, контрольно-проверочной деятельности (код 09000007).

9. Внешнеторговая документация, в том числе оперативно-коммерческая, товаросопроводительная, расчетная внешнеторговая, страховая внешнеторговая, документация, оформляемая при ввозе (вывозе) товара, транспортная, экспедиторская внешнеторговая документация (код 10000001).

Все хозяйственные операции оформляются оправдательными документами, которыми являются первичные учетные документы. Формы первичных учетных документов должны соответствовать альбомным формам УСД по учету.

В унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций) можно вносить дополнительные реквизиты при сохранении всех реквизитов унифицированных форм. При изготовлении бланков первичных учетных документов допускается внесение изменений в части расширения и сужения граф и строк с учетом размерности показателей, включение дополнительных строк, вкладных листов для удобства размещения и обработки информации.

Если форма документа отсутствует в этих альбомах, возможна разработка новых форм. Новые формы документов должны содержать следующие обязательные реквизиты:

• наименование документа;

• дата составления документа;

• наименование организации, от имени которой составлен документ;

• содержание хозяйственной операции;

• измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

• наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

• личные подписи указанных лиц.

В бухгалтерском учете большое значение придается юридической силе документа. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы на оформление хозяйственных операций с денежными средствами подписываются руководителем организации и главным бухгалтером.

По возможности, первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции либо непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, достоверность содержащихся в документах данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается; в остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляют сводные учетные документы на бумажных и машинных носителях информации.

Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бух¬галтерская отчетность хранится в течение регламентированных сроков. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных хранятся не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

К типовым формам бухгалтерской отчетности относятся следующие.

1. Бухгалтерский баланс (форма 1).

2. Отчет о прибылях и убытках (форма 2).

3. Отчет об изменениях капитала (форма 3).

4. Отчет о движении денежных средств (форма 4).

5. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5).

6. Отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6).

7. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации (если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту).

8. Пояснительная записка.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Годовая бухгалтерская отчетность предоставляется учредителям, участникам организации или собственникам имущества, территориальным органам государственной статистики по месту регистрации . Квартальная бухгалтерская отчетность предоставляется в течение 30 дней по окончании квартала, годовая – в течение 90 дней по окончании года. Бухгалтерская отчетность должна быть публичной.

от 14 марта 2016 года N ММВ-7-12/134@

В целях систематизации основных подходов к созданию, развитию, сопровождению и использованию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы

1. Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") (далее - Положение) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России, генеральным директорам организаций, подведомственных ФНС России, в дальнейшем руководствоваться требованиями Положения.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
приказом ФНС России
от "__" _______ 2016 года N _______

Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет назначение и задачи автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - АИС "Налог-3"), структуру и основные функции АИС "Налог-3", пользователей АИС "Налог-3", порядок обеспечения доступа к АИС "Налог-3", правовой статус программно-технических средств АИС "Налог-3", правила информационного взаимодействия АИС "Налог-3" с иными информационными системами.

II. Назначение и задачи АИС "Налог-3"

2. АИС "Налог-3" представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в действующей редакции, далее - Положение о ФНС России), в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.

3. АИС "Налог-3" создана с целью повышения эффективности реализации полномочий и решения задач, определенных в Положении о ФНС России.

4. АИС "Налог-3" направлена на решение следующих задач:

а) обеспечение "открытости" налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;

б) создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;

в) гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;

г) снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;

д) совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

е) обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику ("досье" налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;

ж) обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности Федеральной налоговой службы со стороны руководства налоговых органов;

з) повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;

и) повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов.

К дополнительным задачам относятся:

а) снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;

б) снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;

в) снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;

г) переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;

д) обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

III. Пользователи АИС "Налог-3"

5. Пользователями информационных ресурсов АИС "Налог-3" являются:

а) центральный аппарат ФНС России, территориальные налоговые органы - управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее - налоговые органы);

б) организации, подведомственные ФНС России.

Пользователями информации и сведений АИС "Налог-3" также являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями, далее - внешние пользователи).

IV. Основные принципы построения и функции АИС "Налог-3"

6. Основными принципами построения АИС "Налог-3" являются:

а) систематизация сбора, хранения и использования информации при выполнении налоговыми органами полномочий, возложенных на ФНС России;

б) предоставление информации внешним пользователям, а также исключение повторных запросов информации, содержащейся в АИС "Налог-3", у источника информации;

в) актуальность и достоверность информации, содержащейся в АИС "Налог-3";

г) адаптируемость состава информации, содержащейся в АИС "Налог-3", к изменяющимся требованиям пользователей и законодательства;

д) открытость для интеграции АИС "Налог-3" с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единой системы справочников, классификаторов и единых стандартов информационного взаимодействия;

е) единство используемых в АИС "Налог-3" терминов, нормативно-справочной информации, системы показателей и регламентной отчетности;

ж) единство стандартов, технологий, форматов всех элементов АИС "Налог-3";

з) исполнение требований обеспечения информационной безопасности;

и) открытость и доступность информации, содержащейся в АИС "Налог-3", за исключением информации ограниченного доступа.

7. АИС "Налог-3" обеспечивает автоматизацию деятельности ФНС России по выполняемым функциям, определяемым Положением о ФНС России, и представлена компонентами, выполняющими функции по:

а) сбору, систематизации, обработке, хранению данных и предоставлению информации, содержащейся в АИС "Налог-3", осуществлению форматно-логического контроля данных, выявлению несогласованности и расхождения данных, поступивших из различных источников, и проведению гармонизации информации, содержащейся в АИС "Налог-3", а также для обеспечения интеграции с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, информационные ресурсы которых предназначены для принятия управленческих решений, и информационными ресурсами иных информационных систем, необходимость интеграции с которыми определяется функциональными требованиями;

б) внешнему взаимодействию с налогоплательщиками физическими и юридическими лицами (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями);

в) централизованному ведению и предоставлению доступа к реестрам, справочникам и классификаторам, используемым в АИС "Налог-3", и формированию данных, необходимых для выполнения функций, возложенных на налоговые органы, и принятия управленческих решений;

г) сопоставлению и анализу информации, содержащейся в АИС "Налог-3", а также обеспечению информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений, в том числе с использованием средств мониторинга, оценки и контроля информации, содержащейся в информационных ресурсах налоговых органов;

д) обеспечению свободного доступа к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере государственного управления в части полномочий, возложенных на ФНС России, посредством портала (сайта) ФНС России, являющегося публичным информационным ресурсом.

V. Компонентный состав АИС "Налог-3"

8. К основным компонентам АИС "Налог-3" относятся:

а) централизованные компоненты, размещаемые на федеральном уровне (сегменты для оперативной и аналитической работы);

б) децентрализованные компоненты.

VI. Внешнее информационное взаимодействие АИС "Налог-3"

9. Информационное взаимодействие АИС "Налог-3" и иных информационных систем осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Под информационным взаимодействием АИС "Налог-3" и иных информационных систем в настоящем Положении понимается совокупность информационных процессов, направленных на получение и использование АИС "Налог-3" информации, содержащейся в иных информационных системах, и использование такой информации в электронной форме в АИС "Налог-3", а также на получение и использование пользователями иных информационных систем информации, содержащейся в АИС "Налог-3".

10. Информационное взаимодействие АИС "Налог-3" и иных информационных систем осуществляется с использованием технических и программных средств АИС "Налог-3" на основании обмена электронными документами (информационными запросами и информационными сообщениями), направляемыми участниками информационного взаимодействия.

При организации взаимодействия АИС "Налог-3" и иных информационных систем применяется в том числе инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

11. Информационное взаимодействие АИС "Налог-3" с иными информационными системами осуществляется с обеспечением следующих требований:

а) защита передаваемой информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий с момента передачи этой информации из иной информационной системы и до момента ее поступления в АИС "Налог-3";

б) организация доступа к информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) фиксация даты, времени и участников всех действий и операций, осуществляемых в рамках информационного взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю информационного взаимодействия;

г) незамедлительное информирование владельцев информационных систем, взаимодействующих с АИС "Налог-3", о сбоях и нарушениях в работе АИС "Налог-3" и иных информационных систем, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления и (или) получения информации, а также о нарушении требований обеспечения информационной безопасности, определенных настоящим Положением;

д) незамедлительная реализация мер по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования АИС "Налог-3" и случаев нарушения требований обеспечения информационной безопасности;

е) подтверждение достоверности и актуальности информации, передаваемой из АИС "Налог-3" в иные информационные системы, а в случае установления недостоверности информации - обеспечение ее актуализации и информирование об этом изменении и о случаях выявления недостоверности информации заинтересованных участников информационного взаимодействия;

ж) подписание с использованием электронной подписи информации, передаваемой в иную информационную систему.

12. Технологические средства АИС "Налог-3" обеспечивают единство нормативно-справочной информации, содержащейся в АИС "Налог-3", включая справочники и классификаторы, используемые АИС "Налог-3".

Перечень справочников и классификаторов, используемых в АИС "Налог-3", а также порядок их формирования и ведения в АИС "Налог-3" устанавливаются ФНС России.

Размещение и ведение справочников и классификаторов, используемых в рамках АИС "Налог-3", осуществляется в специализированных средствах ведения нормативно-справочной информации.

13. Технические и программные средства АИС "Налог-3" обеспечивают техническую защиту информации, содержащейся в АИС "Налог-3", посредством:

а) аутентификации и авторизации пользователей АИС "Налог-3", осуществляющих формирование, размещение, изменение и удаление информации, а также действий по техническому и организационному сопровождению АИС "Налог-3";

б) ведения электронных журналов учета операций, выполненных с помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации, фиксировать точное время, содержание изменений и сведения о пользователе, осуществившем изменения;

в) применения средств обеспечения бесперебойного питания, резервирования, восстановления и дублирования (зеркалирования) информации, обеспечивающих возможность восстановления информации;

г) защиты информации от несанкционированного копирования, распространения, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий;

д) сохранения копий информации и электронных журналов учета операций в соответствии с регламентами резервного копирования, установленными в ФНС России.

Читайте также: