Основное назначение цензоров в истории налогообложения заключалось

Опубликовано: 16.05.2024

Вопрос о характере обязанностей любого римского магистрата может рассматриваться в двух плоскостях: с точки зрения объёма полномочий или с точки зрения сроков их исполнения. Почти все исследователи, так или иначе обращавшиеся к изучению истории цензуры (в основном они проводили сравнительный анализ полномочий цензоров и других римских должностных лиц) отмечают гигантский, по сравнению с другими курульными магистратами, объём их власти в сфере potestas, как и то, что цензоров правильнее называть носителями ординарной власти [1].

Кроме того, следует иметь в виду, что "сам по себе годичный срок не есть признак только ординарной магистратуры. не является таковым и коллегиальность. "[2].

Из анналистической традиции нам хорошо известны как видимые побудительные причины учреждения цензуры, так и дата, и обстоятельства основания новой магистратуры: об этом мы подробно говорили выше. Консулы не справлялись с проведением цензов (Liv. IV. 8; Dionys. I. 74; Lyd. Magistr. I. 39, 43-44; Zon. VII. 19), к тому же далеко не каждая их пара удостаивалась наделением соответствующими полномочиями от сената. Эти обстоятельства делали проведение цензов и сопутствующих ему процедур (lustrum, lectio senatus) и обременительным, и малопочётным, второстепенным для cursus honorum занятием. Даже плебейские трибуны, как полагает Л.П.Кучеренко, не уловили серьёзности и масштаба изменений, внесённых сенатом в "конституцию" civitas в 443 г. (Liv. IV. 8) [3].

На наш взгляд, - наоборот, важность консульских полномочий по проведению цензов и магистратов, их осуществляющих, заставили сенаторов в ходе скрытой борьбы с консулами уменьшить их влияние и передать соответствующие функции подконтрольным ему магистратам. (Ведь в первые 60 лет Республики обычай проведения цензов высшими ординарными магистратами уже приобретал черты их "конституционного" права.)

Данные традиции позволяют нам видеть в первых цензорах магистратов ad hoc (на случай), то есть лиц, облечённых доверием сената для проведения определенного мероприятия - ценза. Полномочия люструма и lectio senatus тогда, очевидно, еще не входили в обязанности цензоров. Да и избраны они были из консуляров, не отмеченных никакими успехами ни на военном, ни на гражданском поприще.

Срок полномочий цензоров в 443 г., видимо, еще не был точно определён; однако возможно, что уже в этом году, может быть, одновременно с учреждением магистратуры, был принят специальный закон (более древний, чем lex Aemilia 434 г.), по которому цензорам вручались полномочия по проведению ценза сроком на пять лет (какая-то "lex antiqua" в речи трибуна Семпрония - Liv. IX. 34. 7; cf.: Сic. Leg. III. 3. 7). Таким образом, можно говорить о том, что цензура 443 г. - это некий эксперимент cената c целью распыления власти консулов.

Хотя у нас нет оснований полагать, что цензоры 443 г. справились с поставленной им задачей, - только при второй паре цензоров primum census actus est (Liv. IV. 22. 7), - через восемь лет было решено возобновить функционирование данной магистратуры, существенно ограничив цензорские полномочия полуторагодовым сроком, что и было сделано сенатским протеже диктатором Мам. Эмилием Мамертином в 434 г. (lex Aemilia de censura, первый хорошо известный закон о цензуре).

Тот факт, что теперь цензоры обрели совершенно определённые временные рамки для осуществления своих обязанностей, еще не говорит о включении их в число ординарных магистратов; lex Aemilia подразумевала лишь то, что теперь цензоры фактически выводились из-под контроля консулов и плебейских трибунов, ограниченных годовым сроком полномочий; естественным образом цензура становилась чуть менее почетной магистратурой, чем консулат (Zon. VII. 19), как вследствие длительности сроков полномочий, их экстраординарности, так и по объёму potestas; если, например, lustrum 465 г. проводили ещё консулы по подсказке понтификов (Fasti Capitolini; Serv. Aen. VIII. 183)[4], то в 434 г. эта важная для воинов процедура уже точно была выполнена цензорами (Fast. Cap.; Liv. loc. cit.).

Характерно и то, что реформа цензуры 434 г. была проведена диктатором - представителем экстраординарных магистратур, которые, как убедительно показала В.В.Дементьева, являлись ad hoc исполнительным органом cената. Можно предполагать и альтернативную точку зрения на причины принятия нового закона о цензуре в 434 г. и на роль диктатора в этих событиях: возможно, диктатор выполнял поручение cената, который посчитал необходимым приостановить таким образом срок полномочий цензоров, поскольку последние управились со своими делами (проведением ценза и люструма) за полтора года (напомним, что в 434 г. до н.э. ценз и люструм цензоры проводили впервые с 443 г.). Иными словами, закон 443 г. ещё не устанавливал сроков проведения ценза, предоставляя цензорам возможность самим определиться со временем; когда же это время стало известно, cенат посредством вмешательства диктатора установил, наконец, точный срок цензорских полномочий.

С 434 по 312 гг. цензура, уже будучи (с точки зрения объёма полномочий) экстраординарной магистратурой, наделяется всё большим числом функций за счёт консулов и понтификов: с конца V в. до н.э. мы наблюдаем рост влияния cura morum среди других обязанностей цензоров [5], в IV в. - cura operum locandorum (Liv. VI. 32. 1); тогда же цензоры получают право организации триб (Liv. VIII. 17. 11; IX. 20. 6), а не позднее 312 г. консулы теряют (в пользу цензуры) важнейшую свою функцию в сфере potestas - lectio senatus, превращаясь всё больше в чисто военных специалистов.

Таким образом, к концу IV в. до н.э. цензоры при поддержке cената сконцентрировали в своих руках основные функции исполнительной власти в гражданской области. Теперь полномочия цензоров частично пересекались даже с гражданской potestas консулов и преторов. Пользуясь полномочием по cura morum, они могли не только косвенно, к выгоде cената, повлиять на выборы высших магистратов, занося того или иного кандидата в "чёрный список" ignominiosi, согласно санкции nota censoria, но по той же nota перевести человека в разряд эрариев, сделав его показания в суде, завещания и так далее, - недействительными. Добавим, что уже для первой половины II в. до н.э. у цензоров зафиксировано право юрисдикции при решении вопросов о гражданстве (Liv. XLI. 9. 11). Ряд исследователей (П.Виллемс, Г.Де Санктис) полагали, что это право цензоров имело более древнее происхождение.

Вопрос о периодичности древнеримской цензуры. Уже в историографической обзоре мы обратили внимание на тот факт, что большинство исследователей XIX - первой половины XX вв., некритически оценивая сообщения Варрона, Цензорина и других древних авторов, и следуя устоявшемуся со времён Т.Моммзена мнению, считают, что цензы проходили с периодичностью раз в 5 лет, [6] а отклонение от этой "нормы", навеянной рассуждениями германской историографии о римской "конституции", - либо неточностями в хронологии изложения событий, либо - перипетиями сословной борьбы и внешними причинами [7]. Из монографии в монографию кочуют, без всяких ссылок, как общее место, утверждения о том, что "при сроке полномочий в полтора года цензоры избирались раз в пять лет"; эта же точка зрения принята издателями Советской Исторической Энциклопедии. Подобного рода утверждения, позаимствованные у западноевропейских учёных, приняли в отечественной историографии вид неоспоримо доказанных фактов. Так, в исследовании В.В.Дементьевой о консулярных трибунах опровергается гипотеза Т.Моммзена о том, что численность любой из коллегий этих трибунов не могла превышать шести человек. Приводя аргументы в свою пользу, исследовательница ссылается в том числе и на статью А.Драммонда, ещё раз повторившего тезис о чёткой периодичности ранних цензур. А поскольку самое утверждение А.Драммонда нуждается в доказательствах (а доказать можно лишь обратное) выводы В.В.Дементьевой, на наш взгляд, верные, могут быть поставлены под сомнение.

Для того, чтобы убедиться в том, что точка зрения А.Драммонда и его предшественников не соответствует действительности, достаточно обратиться к исследованиям К.-Ю.Белоха (1926), Р.В.Крэма (1940), Я.Суолахти (1963), Кл.Николе (1976), Я.Ю.Заборовского (1979, 1985) и других учёных, более или менее подробно рассматривавщих эту проблему. При изучении цензорских фастов и данных нарративной традиции, в которой пассажи, относящиеся к истории цензуры представлены вполне удовлетворительно, становится ясно, что сообщения Варрона, Цензорина и других античных авторов о пятилетнем временнум промежутке между цензами - не более чем неверное обобщение.

В итальянской (и не только) романистике (науке, исследующей римское право) представление о пятилетнем периоде цензуры (quinquennalis) сохраняется до сих пор. Однако итальянские правоведы, на наш взгляд, не видят различий между изучением отдельной правовой нормы и историей права как части Истории вообще. И если на западе не могут отказаться от неверного утверждения без того, чтобы не разрушить целостность всей концепции, то мы, в свою очередь, не можем следовать зарубежным теориям развития римских государственно-правовых институтов, если они не только не подтверждены источниками, но и прямо им противоречат.

[1] Исключения: Guarino A. Storia di diritto romano. Milano, 1990. P.111; Suolahti J. The Roman Censors. Helsinki, 1963. P.70; Заборовский Я.Ю. Римские цензы. // ВДИ. 1979. 4. С.41.
[2] Дементьева В.В. Римская магистратура военных трибунов с консульской властью М., 2000. С.89, 95 и 121.
[3] Кучеренко Л.П. Цензоры . // Ярославль, 1993. С.27-28.
[4] Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме. M., 1994. С.66.
[5] Ср.: Кучеренко Л.П. Сura morum римских цензоров // . Сыктывкар, 1996. С.3 и слл.
[6] Понятия quinquennalis (пятилетний) и quinto quoque [anno] (каждый пятый [год]), на которых базируется мнение о том, что цензы проходили раз в пять лет, содержатся у следующих авторов, заметим, не знакомых с реальными событиями V-III вв. до н.э.: Varro VI. 2. 11; Cic. In Pison. V. 10; Cic. Leg. III. 3. 7; Censorin. I. 18. 13; Isid. Orig. V. 37. 3 etc.
[7] Заборовский Я.Ю. Указ. соч., С.53-55.

Два цензора по характеру своих обязанностей были чрезвычайно авто­ритетными и уважаемыми магистратами. Их должность была неответствен­на и называлась sanctissimus magistratus (святейшая магистратура). Со­гласно обычаю, цензоров выбирали из бывших консулов. В предыдущей главе уже было указано, что с 433 г. они выбирались каждые 5 лет, но занимали свою должность только в течение 18 месяцев. Обязанностью цен­зоров было: 1) пересмотр списка сенаторов (lectio senatus), 2) производ­ство переписи граждан (census), 3) надзор за нравственностью граждан (cura morum — попечение о нравах) и 4) руководство государственными имуществами и общественными работами.

Перепись граждан происходила каждые 5 лет. Цензоры путем личного опроса на Марсовом поле каждого главы семейства устанавливали сведе­ния о его имени, возрасте, ближайших родственниках, месте жительства и имуществе. На основании этих сведений цензоры составляли список граж­дан с распределением их по имущественным классам и трибам. В связи с переписью находился и пересмотр списка сенаторов, что цензоры обычно делали сейчас же по вступлении в должность.

Надзор за нравственностью граждан выражался в том, что цензоры ка­рали такие проступки против добрых нравов, которые лежали вне воздей­ствия закона в собственном смысле слова. Сюда относились, например, плохое обращение с детьми, непочтение к родителям, мотовство, пьян­ство, роскошь и т. п. В таких случаях цензоры могли прибегнуть к изда­нию соответствующих эдиктов (edicta censoria), например, против роско­ши, обложить виновного чрезвычайным налогом, исключить из сената или из триб, перевести из сельской трибы в городскую, вынести замечание (nota censoria), ложившееся пятном бесчестия, и т. п. Все эти меры сохраняли силу до тех пор, пока их не отменяли следующие цензоры.

В качестве финансовых магистратов цензоры сдавали с торгов на пяти­летний срок сбор доходов с государственных имуществ (например, аренд­ной платы с общественных земель), сбор таможенных пошлин, налогов с провинций и т. п. Они также сдавали на откуп подрядчикам общественные работы (постройку дорог, водопроводов и проч.) и поставку различных вещей, необходимых государству. Они следили за выполнением всех этих контрактов, заключенных ими самими или их предшественниками.

Цензура и цензоры

Цензура и цензоры Самым глухим и трудным временем для печати было, пожалуй, десятилетие с 1881 по 1891 год, сменившее время «диктатуры сердца» и либеральных веяний, когда печать чувствовала себя относительно свободно. Это жесточайшее время реакции отразилось первым делом на

Цензоры

Цензоры Два цензора по характеру своих обязанностей были чрезвычайно авто­ритетными и уважаемыми магистратами. Их должность была неответствен­на и называлась sanctissimus magistratus (святейшая магистратура). Со­гласно обычаю, цензоров выбирали из бывших консулов. В предыдущей

Мэри НАЙТ ЦЕНЗОРЫ ПРОТИВ ШПИОНОВ

Мэри НАЙТ ЦЕНЗОРЫ ПРОТИВ ШПИОНОВ Во время войны я работала цензором — одной из 15 000 ищеек, которые всюду совали свой нос, вскрывая почту, подслушивая телефонные разговоры и просматривая фильмы, газетные материалы и радиопрограммы перед их выпуском.Поначалу мы сильно

Цензоры

Цензоры Во всяком случае, плебеи если не фактически то принципиально полу­чили доступ к высшей магистратуре. Нужно было ожидать, что скоро им удастся завладеть ею по-настоящему. Поэтому патриции постарались со­хранить за собой максимум прав, связанных с претурой. В 443 г.

Цензоры

Цензоры Два цензора по характеру своих обязанностей были чрезвычайно авто­ритетными и уважаемыми магистратами. Их должность была неответствен­на и называлась sanctissimus magistratus (святейшая магистратура). Со­гласно обычаю, цензоров выбирали из бывших консулов. В предыдущей

Цензоры на том свете

Цензоры на том свете Вторая книга знаменитой поэмы А. Т. Твардовского о Василии Тёркине — «Тёркин на том свете» — проходила в цензурных инстанциях с огромнейшим трудом. 15 августа 1963 года генсек Н. С. Хрущёв отдыхал в Пицунде и был в хорошем настроении. Воспользовавшись

Наталья Патрушева. ЦЕНЗУРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ЦЕНЗОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

Наталья Патрушева. ЦЕНЗУРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ЦЕНЗОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ В отечественной историографии цензурной реформой принято называть принятие Временных правил о печати от 6 апреля 1865 г., положивших начало переходу от предварительной


Что такое цензор? Это слово является устаревшим, поэтому употребляется оно в повседневной жизни редко. Ведь оно относится к выполнению таких служебных обязанностей, которые сейчас хотя и существуют, но называются по-другому. Так, кто это, цензор? Попробуем разобраться.

Что сказано в словаре?

Что значит «цензор»? Определение этого слова в словаре представлено в трех вариантах.

Цензор в сенате

  • Первый из них имеет пометку «историческое» и обозначает существовавшее в Древнем Риме должностное лицо. В его обязанности входила оценка имущества римских граждан, а также контроль поступления налогов и соблюдения нравственных установок в обществе. Пример: «Появление института цензоров в Риме было вызвано необходимостью ограничения произвола консулов, пользовавшихся полной финансовой независимостью от сената. Поэтому введение цензуры стало крупной победой в противостоянии магистратуры и сената, передав в руки последнего основу государственной власти – государственные финансы».

Цензура в действии

  • Во втором значении цензор – это чиновник, работающий в государственном или же церковном учреждении, который осуществляет цензуру. Пример: «Когда Семенов нес пьесу издателю, она была переписана уже в четвертый раз и сильно пострадала от правок, поэтому автор с трепетом ожидал очередных замечаний цензора».

В переносном смысле

Третье значение изучаемого слова – переносное, употребляемое в разговорной речи. Здесь имеется в виду человек, который строго следит и оказывает излишнее давление на кого-либо из своего окружения. Также одноименный термин существует в психологии.

Пример 1: «Не нужно так сильно переживать по поводу отрицательных комментариев на странице, указывающих на низкий нравственный уровень участников диалога, ведь ты не цензор», - деловито высказала Марина свое мнение подруге.

Пример 2: «Зигмундом Фрейдом был введен в психологию такой термин, как «цензор». Таким образом был обозначен механизм, который призван подавлять или изменять неосознанные желания и мысли. Считается, что местом его локализации является суперэго, но Фрейд доказывал, что он присутствует также и в самом эго».

Синонимы и этимология

Для того чтобы лучше разобраться в значении слова, целесообразно ознакомиться с его синонимами и этимологией. Синонимы к слову «цензор» – это:

  • рецензент;
  • эксперт;
  • критик;
  • ценитель;
  • хулитель;
  • судья;
  • аристарх;
  • зоил.

Что касается происхождения изучаемого слова, то оно уходит корнями в глубокую древность. По мнению ученых-этимологов, прародитель его находится в праиндоевропейском языке в виде глагола kens, означающего «объявлять». Далее в латинском языке появился глагол censere в значении «оценивать, определять цену». От него образовалось существительное censura – «суждение», от которого и произошло существительное censor.

Другие значения

Кроме указанных выше, у слова цензор есть и ряд других толкований. К ним относятся такие, как:

  • имя государственного галло-римского деятеля, консула, жившего в середине III века;
  • украинская рок-группа, музыкальным направлением которой является прогрессивный progressive power metal - «прогрессивный силовой металл»;
  • российский фантастический фильм, который относится к малобюджетным, будучи снятым на народные пожертвования.
  • Цензор.нет – название украинского новостного интернет-портала.

В завершение изучения вопроса: «Цензор, это кто ?» рассмотрим подробнее, что означало это слово в древнем Риме.

Функции римских цензоров

Римские цензоры

Должность эта была создана в Риме в V веке до н. э. и включала в себя исполнение таких обязанностей, как:

  • собственно, ценз – перепись граждан с обозначением имеющегося у них имущества с целью определить их положение – социально-политическое, военное, податное;
  • наблюдение за нравами и назначение наказания, издание эдиктов, направленных против роскоши;
  • финансовый контроль отдачи общественных земель на откуп, податей, таможенных пошлин, торговли, поставки вооружений и т. д.;
  • надзор за постройкой, обслуживанием и содержанием общественных зданий и заведений.

Смотреть что такое ЦЕНЗОР в других словарях:

ЦЕНЗОР

(лат. censor, от censeo — делаю опись, перепись) в Древнем Риме одна из высших магистратур (См. Магистратура). Ц. было два, избирались в центури. смотреть

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР, -а, м. Лицо, осуществляющее

ЦЕНЗОР

цензор м. 1) а) Должностное лицо, осуществляющее цензуру (1). б) перен. разг. Тот, кто строго контролирует что-л. 2) Должностное лицо, руководившее цензом (4) в Древнем Риме.

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР (лат. censor, от censeo - делаю опись, перепись), в Др. Риме одна из высших магистратур. Ц. было два, избирались в центуриатных комициях раз в. смотреть

ЦЕНЗОР

• Censor и census (τίμησις см. Πρόςοδοι, Доходы государства, 11, 12. и Solon, 3). Римский Ц. есть учреждение Сервия Туллия, имевшее целью ур. смотреть

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР(лат. censor; этим. см. пред. слово) у римлян: чиновное лицо, которому поручалась оценка имущества граждан и наблюдение за их поведением, также с. смотреть

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР а, м., ЦЕНСОР а, м. censeur m., нем. Zensor < лат. censor расценщик. Кому доверено от правительства цензировать сочиненья, одобрять или запр. смотреть

ЦЕНЗОР

Цензоръ — лицо, просматривающее рукописи до разрѣшенія напечатанія ихъ. Цензура — учрежденіе для просмотра запрещенія или позволенія къ печати рукопис. смотреть

ЦЕНЗОР

лицо, просматривающее рукописи до разрешения напечатания их Цензура — учреждение для просмотра запрещения или позволения к печати рукописей Ср. Ни родс. смотреть

ЦЕНЗОР

ЦЕ́НЗОР, а, ч.1. У Стародавньому Римі – урядова особа, яка оцінювала майно громадян, стежила за надходженням податків, наглядала за звичаями, поведінко. смотреть

ЦЕНЗОР

(лат. censor) -1)римский магистрат, избиравшийся, как правило, каждые пять лет на срок 18 месяцев из числа консуляров (бывших консулов). Основной задач. смотреть

ЦЕНЗОР

в Др. Риме должност. лица, осуществлявшие проведение ценза, надзор над правами и др. функции. Должность Ц. появилась, по антич. традиции, в 443 до н.э. Цензура относилась к разряду ординарных высших культурных магистратур. Первонач. замещалась лишь патрициями, с 351 до н.э. стала доступной плебеям. Впервые Ц. из плебеев был избран в 339 до н.э. Выбирались Ц. в числе двух в центуриат. комициях раз в 5 лет, по окончании к-рых производились очистит. жертвоприношения — «люстр», откуда получил такое же назв. и 5-летний срок между двумя цензами. Практич. Ц. осуществляли обязанности по цензу в продолжение 18 месяцев. В полномочия Ц. входили также составление списка сенаторов и всадников (с кон. 4 в. до н.э.) и контроль над гос. финансами (сдача в аренду гос. земель и доходов, сооружение и содержание обществ. зданий и дорог, поставки в армию и т.д. По-степенно должность Ц. потеряла прежнее значение (при Сулле Ц. были практич. лишены своих полномочий, в 58 до н.э. нар. трибун Клодий ограничил права Ц. по надзору за правами, в 46 до н.э. полномочия Ц. фактич. сосредоточил в своих руках Юлий Цезарь). В императ. эпоху власть Ц. перешла к императорам и должность эта была унич-тожена. смотреть

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР(лат. censor), римский магистрат, который, хотя и не обладал империем, имел важное значение в период существования республики. Раз в 4 года (позднее - раз в 5 лет) в Риме избирались двое цензоров, как правило, из числа бывших консулов, сроком на 18 месяцев. Первой их задачей была оценка имущественного положения граждан, с тем, чтобы приписать каждого к соответствующему цензовому классу и трибе. Цензоры пересматривали также списки всадников и сенаторов. Это и было наиболее важной их функцией, поскольку таким способом цензоры могли непосредственно влиять на состав сената, добавляя новых членов и исключая прежних. Цензоры отвечали за государственные финансы. Они собирали налоги, распродавая или отдавая в аренду общественные земли и распределяя подряды на государственные работы. В качестве стражей общественной нравственности цензоры могли перевести в низший класс лиц, виновных в трусости, злоупотреблении общественными деньгами или жестокости в быту. В период Империи цензоры практически утратили свое значение, однако их функции императоры исполняли сами (так, Домициан сделал себя пожизненным цензором) или возлагали на младших магистратов. смотреть

ЦЕНЗОР

-а, м. 1. В древнем Риме:должностное лицо, ведавшее оценкой имущества граждан, следившее за поступлением налогов и за общественной нравственностью.2. смотреть

ЦЕНЗОР

(от лат. censeo - делаю опись, оцениваю) римский магистрат, проводивший ценз (опись имущества), надзор за поведением граждан и т.д. Первоначально эту. смотреть

ЦЕНЗОР

(лат. censor) -1) в Древнем Риме - магистрат, избиравшийся, как правило, каждые пять лет на срок 18 месяцев из числа консуляров (бывших консулов). Основной задачей Ц. было проведение ценза и ревизия прежнего списка всадников и сенаторов, Ц. имел право исключать из списка имена и вписывать туда новые. Ц., таким образом, брали на себя функцию блюстителей нравственности граждан. Кроме того, в обязанности Ц. входили управление государственным бюджетом (отдача сбора налогов на откуп) и государственным имуществом и надзор за возведением и содержанием государственный построек - улиц, храмов, городских стен и т.д. В императорскую эпоху функции Ц. исполняли сами императоры; 2) лицо, осуществляющее цензуру.
. смотреть

ЦЕНЗОР

(лат. censor) -1) в Древнем Риме магистрат, избиравшийся, как правило, каждые пять лет на срок 18 месяцев из числа консуляров (бывших консулов). Основной задачей Ц. было проведение ценза и ревизия прежнего списка всадников и сенаторов, Ц. имел право исключать из списка имена и вписывать туда новые. Ц., таким образом, брали на себя функцию блюстителей нравственности граждан. Кроме того, в обязанности Ц. входили управление государственным бюджетом (отдача сбора налогов на откуп) и государственным имуществом и надзор за возведением и содержанием государственный построек улиц, храмов, городских стен и т.д. В императорскую эпоху функции Ц. исполняли сами императоры; 2) лицо, осуществляющее цензуру. смотреть

ЦЕНЗОР

(лат. censor), рим. магистрат, избиравшийся, как правило, каждые пять лет на срок 18 месяцев из числа консуляров (бывших консулов). Осн. задаче. смотреть

ЦЕНЗОР

1) Орфографическая запись слова: цензор2) Ударение в слове: ц`ензор3) Деление слова на слоги (перенос слова): цензор4) Фонетическая транскрипция слова . смотреть

ЦЕНЗОР

лицо, осуществляющее цензуруЦЕНЗУРА, система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации; возникла в России в начале XVIII в.; делилась на общую (внутреннюю и иностранную) и ведомственную (духовную, военную, театральную и др.). В 1798 г. был издан указ «Об устроении цензуры при всех портах, о непропуске без позволения онной привозимых книг и о наказании за непредставление цензорам получаемых газет или иных периодических сочинений и за пропуск вредных книг». В XIX в. цензурный режим был существенно смягчен. смотреть

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР (лат. censor) — 1)римский магистрат, избиравшийся, как правило, каждые пять лет на срок 18 месяцев из числа консуляров (бывших консулов). Основной задачей Ц. было проведение ценза и ревизия прежнего списка всадников и сенаторов. Кроме того, в обязанности Ц. входили управление бюджетом (отдача сбора налогов на откуп) и государственным имуществом, надзор за возведением и содержанием храмов, городских стен и т.д. В императорскую эпоху функции Ц. исполняли сами императоры; 2) лицо, осуществляющее цензуру.

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР (лат. censor) - 1)римский магистрат, избиравшийся, как правило, каждые пять лет на срок 18 месяцев из числа консуляров (бывших консулов). Основной задачей Ц. было проведение ценза и ревизия прежнего списка всадников и сенаторов. Кроме того, в обязанности Ц. входили управление бюджетом (отдача сбора налогов на откуп) и государственным имуществом, надзор за возведением и содержанием храмов, городских стен и т.д. В императорскую эпоху функции Ц. исполняли сами императоры; 2) лицо, осуществляющее цензуру.
. смотреть

ЦЕНЗОР

-а, ч. 1) У Стародавньому Римі – урядова особа, яка оцінювала майно громадян, стежила за надходженням податків тощо. 2) Урядова особа, яка здійснює це. смотреть

ЦЕНЗОР

в Древнем Риме должностное лицо, избираемое раз в 5 лет их числа бывших консулов. В его обязанности входили: пересмотр списков сенаторов и всадников с правом исключения и внесения в этот список отдельных имен, контроль за нравственностью граждан, управление государственным бюджетом и государственным имуществом. В императорскую эпоху функции цензора выполняли императоры. смотреть

ЦЕНЗОР

корень - ЦЕНЗОР; нулевое окончание;Основа слова: ЦЕНЗОРВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - ЦЕНЗОР; ⏰Слово Цензор содерж. смотреть

ЦЕНЗОР

-а, ч. 1》 У Стародавньому Римі – урядова особа, яка оцінювала майно громадян, стежила за надходженням податків тощо.2》 Урядова особа, яка здійснює це. смотреть

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР цензора, мн. цензоры и (разг.) цензора, м. (латин. censor). 1. В древнем Риме - должностное лицо, руководившее оценкой имущества граждан, следившее за поступлением налогов и общественной нравственностью (истор.). 2. Должностное лицо, осуществляющее цензуру печатных произведений (устар., загр.).

ЦЕНЗОР

Це́нзор:— старший учень-доглядач у старій школі [IV]— тут :староста класу [21]— у старій школі — учень, що слідкував за порядком у класі, оцінював відп. смотреть

ЦЕНЗОР

(censor) (в психологии) по Фрейду, механизм, подавляющий или изменяющий неосознанные мысли и желания. Обычно принято считать, что цензор локализуется в супер-эго, однако у Фрейда приводятся доказательства того, что он присутствует и в самом это. смотреть

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР (лат . censor), ..1) в Древнем Риме должностное лицо, осуществлявшее проведение ценза, контроль над государственными финансами, надзор над нравами, общественным строительством и пр. 2) Лицо, осуществляющее цензуру.

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР (лат. censor) -..1) в Древнем Риме должностное лицо, осуществлявшее проведение ценза, контроль над государственными финансами, надзор над нравами, общественным строительством и пр

2)] Лицо, осуществляющее цензуру.

ЦЕНЗОР

Rzeczownik цензор m cenzor m

ЦЕНЗОР

цензор [лат. censor] - 1) в др. риме - должностное лицо, ведавшее проведением ценза 1 и следившее за поведением и политической благонадежностью граждан; 2) лицо, осуществляющее надзор за печатью (см. цензура 2).

ЦЕНЗОР

в Древнем Риме должностное лицо, осуществлявшее проведение ценза, контроль над государственными финансами, надзор над нравами, общественным строительством и др. Позже Ц. стали называть лицо, осуществляющее цензуру. смотреть

ЦЕНЗОР

- (лат. censor) -..1) в Древнем Риме должностное лицо, осуществлявшеепроведение ценза, контроль над государственными финансами, надзор наднравами, общественным строительством и пр. 2) Лицо, осуществляющеецензуру. смотреть

ЦЕНЗОР

, ЦЕНЗУРА (censor, censorship) В первых формулировках Фрейда психическая инстанция, ответственная за искажение СНОВИДЕНИЙ и ВЫТЕСНЕНИЕ, была названа цензором. Цензор - это теоретический предшественник СУПЕР-ЭГО. . смотреть

ЦЕНЗОР

це́нзор, це́нзоры, це́нзора, це́нзоров, це́нзору, це́нзорам, це́нзора, це́нзоров, це́нзором, це́нзорами, це́нзоре, це́нзорах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . смотреть

ЦЕНЗОР

рос. цензор 1. У Стародавньому Римі — посадова особа, що здійснювала проведення цензу — контроль над державними фінансами, нагляд за дотриманням правопорядку тощо. 2. Особа, що здійснює цензуру. смотреть

ЦЕНЗОР

лат. censor) 1. В Древнем Риме - должностное лицо, ведавшее проведением ценза и следившее за поведением и политической благонадежностью граждан. 2. Лицо, осуществляющее надзор за печатью. . смотреть

Все государственные должности в Древнем Риме носили общее название магистратур. Они возникли на заре Римской Республики, в конце VI в. до н.э. Человек, занимавший государственную должность, именовался магистратом. За эту работу зарплата не полагалась, на одной должности магистрат мог находиться год. Как правило магистратуры были парными, то есть исполнялись двумя людьми. Единственное исключение — диктатор, который управлял единолично. Но эта должность вводилась лишь в чрезвычайных обстоятельствах.

Все магистратуры в римском государстве делились на ординарные (выборные) и экстраординарные, на которые магистратов назначала одна из ветвей власти. Ординарные магистратуры: консул, претор, цензор. К ним со временем добавились низшие магистратуры: эдил, квестор, народный трибун. Экстраординарные магистратуры: диктатор, командующий конницей, интеррекс, децемвир, военный трибун с консульской властью, триумвир. Последняя должность появилась во время Второго триумвирата и давала такие же чрезвычайные полномочия, как у диктатора. Но, как и следует из названия должности, не одному человеку, а сразу троим.

Высшая военная и гражданская власть в Риме принадлежала консулам. Преторы стояли ступенькой ниже, они также обладали всей полнотой власти там, где не было консулов. А в самом Риме преторы исполняли обязанности городских судей по гражданским делам. Цензоры проводили перепись населения. Но не просто перепись, а с одновременным занесением фамилий в цензовые списки. То есть при этой переписи определялось, к какому сословию относится данный гражданин Рима. У разных сословий были свои права и обязанности, а также уровень налогообложения. Консула всюду должны были сопровождать 12 ликторов, вооружённых топориками и фасциями (пучок прутьев).

Прочими городскими вопросами занимались эдилы. Они обеспечивали ремонт и нормальное функционирование храмов, улиц, рынков. А также отвечали за порядок на этих улицах, то есть были в том числе и начальниками полиции. Квесторами изначально называли помощников консулов, потом это стало отдельной должностью. Квесторы управляли городскими архивами, казначейством и были судьями по уголовным делам. Народные трибуны, как и следует из их названия, должны были защищать интересы плебса. Главной их задачей было доводить до внимания сенаторов и высших магистратов народное мнение по поводу текущей политики.

У диктатора, который назначался консулами в случае необходимости, была вся полнота власти. Диктатора утверждали на срок не более полугода, лишь один Юлий Цезарь был назначен пожизненным диктатором. Должность командующего конницей на самом деле принадлежала помощнику и заместителю диктатора. Такое название она получила в древности, когда диктатор исполнял функции главнокомандующего. Конница была отдельным родом войск, притом служили в ней римские аристократы и неудивительно, что командовал всадниками ближайший помощник главкома. Со временем всё изменилось, конницу стали набирать из союзников Рима, диктаторы решали уже не только и не столько военные вопросы, но название должности осталось тем же.

Должность интеррекса (буквальный перевод этого слова — «между царями») одна из древнейших экстраординарных магистратур. Первый интеррекс был избран после смерти Ромула и с тех пор неизменно избирался между всеми правлениями — сперва царей, а потом консулов. Причём на эту должность избирали не голосованием, а жребием, который тянули десять старших сенаторов. Обязанностью интеррекса было за пять дней созвать комиции (народные собрания) для избрания нового правителя. Если он не успевал, то слагал с себя полномочия, и опять жребием выбирался следующий интеррекс. В республиканский период жеребьёвку отменили и интеррекса стали выбирать сенаторы-патриции.

Децемвиры занимались составлением законопроектов, вносимых в комиции для утверждения. Это название возникло оттого, что в коллегии децемвиров было 10 участников. Кроме законодательной, была судебная коллегия децемвиров, во времена римских царей занимавшаяся гражданскими делами. А также религиозная, занимавшаяся жертвоприношениями.

Последней экстраординарной магистратурой была должность военного трибуна с консульской властью. Просто военных трибунов было по 6 в каждом легионе. А такая необычная должность возникла во время политического кризиса в период ранней Республики. С 444 по 367 г. до н.э. вместо консулов высшую власть в Риме осуществляли три военных трибуна, объединённых в так называемый трибунат. Для этого в 445 г. до н.э. был принят специальный закон о консульском трибунате и последующие 77 лет Римом управлял этот своеобразный триумвират. Потом римляне вернулись к обычной консульской системе правления, формально действовавшей даже во времена Империи. Властные полномочия консулов при этом перешли к императору, а консульство из должности превратилось не более чем в почётный титул.

Читайте также: