Основная задача черных клобуков это выплата налогов в пользу князя

Опубликовано: 22.04.2024

Максим Кузнецов



Древняя Русь в XI веке это водоворот этнических миграций. С севера на юг, в Византию, по русским рекам плывут варяги, а навстречу им, из Дикого поля на Русь едут орды степных кочевников. У недавних повелителей Степи, печенегов и торков, большая беда — на их землях появились половцы, и за какие-то 50 лет Дикое поле превратилось в Поле Половецкое, где нет уже места другим степным народам.

Оставшись без пастбищ, кочевники пришли к русским князьям, как когда-то готы пришли к римлянам, и предложили себя на роль пограничной стражи Руси. Их боевые качества в рекламе не нуждались: только недавно печенеги осаждали Киев, и пили вино из черепа легендарного русского князя-воина Святослава. Князь Ярополк выделил им земли в Поросье, находящимся между Русью и Степью.

Постепенно туда начали стекаться тысячи кочевников, которым не было места в одной степи с половцами. В Поросье уклад жизни кочевников быстро менялся: многие переходили к оседлой жизни, начинали заниматься сельским хозяйством, чувствовать себя частью создающего древнерусского государства, а не песчинкой в бесчисленной орде. У «русских кочевников» Поросья даже строится своя столица — город Торческ.

Поросье надежно прикрыло Русь от Степи — впервые в истории русские князья не опасаются внезапного налета с юга. Успешный опыт берут на вооружения другие князья и кочевников расселяют: значительная группа получает земли на Волыни, а Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский переселяют часть кочевников во Владимиро-Суздальскую землю. Их называют «берендеями» и память об этих людях до сих пор живет в местных названиях (слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др).

Внутри этого «Берендеева царства» перемешиваются разные народы, стирая этнические различия между собой. Через лет 50−70 в Поросье уже нет торков, печенегов и берендеев, теперь все они — новый племенной союз под названием «Черные клобуки» (прозвище дано за высокие черные шапки).

Его политическое значение резко растет. Теперь военная сила Русской земли состоит из трех частей: княжеская дружина, славянское ополчение и кочевая конница. Как складывались отношения русских князей и их степных вассалов? По-разному.

Кочевники понимали свое значение в государстве и смело разговаривали даже с самыми уважаемыми князьями. Например, в 1155 году жившие в нынешней Ярославской области разбили половцев и захватили много пленных. Князь Юрий Долгорукий приказал их отпустить, но нарвался на категоричный отказ:

«Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь, а пленники — наша собственность».

Иногда князья мирились с дерзостью, иногда выгоняли кочевников из Поросья. Впрочем, выгоняли ненадолго, потому что «черные клобуки» были нужны почти всегда — они участвовали во всех походах русских князей в Степь. Только дважды они отказались сражаться против половцев — оба раза в половецкой орде, на которую готовился поход, у них оказывались родственники — «сваты».

В битвах «черные клобуки», которых летописцы ласково называли «своими погаными», шли в бой в первых рядах, отвечали за самые опасные операции — разведку и преследование отступающих — и обычно несли гораздо большие потери, чем варяги и славяне.

Постоянно сражающиеся за Русь кочевники отождествляются врагами с самим государством. В первой половине XII века в летописях незаметно меняется название новообразованного государства: «вся земля Руськая и чорные клобуки».

Похожая история случилась и с самим словом Русь — так, по одной из версий, варяги называли свои дружины, которые славянские города нанимали для защиты своих интересов. Но враги запоминали тех, с кем бились, и переносили их название на всю страну и ее народ, называя ее Русь, а народ «русские».

Позднее монголы также сочли Русь «страной двух народов». Персидский историк Рашид-ад-Дин писал: «Царевичи Бату с братьями… направились походом в страну русских и народа чёрных шапок».

После их прихода история «народа черных шапок» прекращается резко и навсегда. Тумены Батыя рассеивают кочевников в Поросье (их лучшие воины к тому времени уже погибли на Калке и на Сити, при обороне Рязани и Владимира) и сжигают дотла Торческ. Кочевником монголы переселяют в район Волги и включают в состав Золотой Орды, оседлые «клобуки», уцелевшие после Батыева побоища, быстро ассимилируются среди славянского населения.

В XIII веке «черные клобуки» навсегда исчезают из летописей. От «русских кочевников» остается только несколько названий на карте, истинный смысл которых уже почти забыт.

слушай и читай>>

Степная угроза

В Россию вплоть до XVII века постоянно вторгались из Великой Степи. В домонгольский период это ставило страну на грань выживания. Степь IX-XIII века была сильной и главным врагом русских. Степь постоянно исторгала полчища кочевников разорявших все.

Она начиналась сразу за Доном и была рядом. Орды хазар, печенегов и сильнейших половцев ежегодно накатывались, не давая спокойно жить. А монголы Батыя стали финальным аккордом нападений Великой Степи на Русь.

Главной проблемой русских князей было отсутствие желающих жить на границе с дикой степью, быть барьером на пути движения орд кочевников. Русские крестьяне жить там совершенно не хотели, а держать регулярные дружины в крепостях по примеру Древнего Рима было слишком дорого для небольшой страны.

Русская Стена

За сотни лет в приграничных районах Руси была создана целая система лесных засек и преград, сигналов для замедления и предупреждения нападений кочевников. Рубился древний лес, чтобы лесоповал препятствовал движению степной конницы. Дороги закрывались. Огнем костров передавалось до Киева известие о начавшемся движении степных орд. Но помогало слабо.

Подписывайтесь и ставьте 👍 вверх. Если любите Историю Российскую

Поэтому было создано 4 оборонительных линии одна за другой, - русская Великая Стена. Она тянулась на 1 000 километров с юга на север и защищала русские земли. Были созданы крепости, сторожевые заставы и земляные валы с частоколами, которые дополнили раннюю систему засек и сигнальных костров.

Были созданы военные базы для княжеской дружины, чтобы оттуда прийти на помощь быстро. Так возникли Белгород и Переяславль. Сквозь леса стали строить дороги, чтобы быстро перемещать армию. Но границу надо было заселить. Теми, кто будет себя кормить и воевать одновременно.

Русские князья постоянно стремились переселить в приграничные районы со Степью хоть кого-нибудь. С помощью денег или наказания. Владимир Красно Солнышко стимулировал деньгами, соблазняя новгородцев, кривичей и даже неславянскую чудь переселиться добровольно и стать его пограничной службой.

Ярослав Мудрый после победы 1031 года насильно отправил на восток тысячи пленных поляков. Но все это не работало. Славяне разбегались и никак не хотели жить в атмосфере постоянного страха. В итоге и возникла чудесная идея, придуманная еще Древним Римом. Поселить возле границы тех, кто и нападает. Самих варваров - кочевников, из лояльных русской власти.

Черные клобуки

Так и возник пограничный народ, названный «черными клобуками», или «народом черных колпаков», по их высоким черным шапкам. Черные клобуки станут отдельным видом княжеского войска на границе. Они дополнят собой профессиональную дружину великого князя и местное ополчение из крестьян.

Лихие формирования черных клобуков объединят всех подряд. Ковуи, каепичи и турпеи – племена бесследно сгинувшие в истории. Торки, последние печенеги и те самые берендеи, которые после мощных половецких ударов уйдут в леса Севера и создадут там Москву. Дав начало москвичам.

Ратный народ из всего, что водилось в Степи, поселится на русской границе, скрепится мечом и плугом, скрепится крепко. И будет защищать себя и далеких русских, до последнего. Крепость-столица клобуков Торческ (Город торков) встанет на пути 2-го мощнейшего половецкого нашествия в 1093 году.

Будет в одиночку храбро биться с ордами кипчаков Тогукхана. 2,5 месяца осады, пока не кончатся припасы, и киевский князь Святополк не будет разбит в попытке прийти на помощь. Через 147 года лет черные клобуки примут первый удар монгол 1240 года.

Храбрые клобуки погибнут в пограничных сражениях. В последний раз спасая приютившую их Русь. Их крепости будут сожжены. Остатки уйдут к русским или вольются в воинство Золотой Орды, навсегда исчезнув с карты русской истории.

Пройдет еще время и уже московские цари возродят пограничные формирования лихих удальцов. Они начнут расселять на южной границе с Крымским ханством отряды татар распадающейся Золотой Орды, перешедших к ним в услужение. Так и возникнут казаки, наследники черных клобуков.

Подписывайтесь и 👍 вверх. Читайте Живую Историю. © А . Лукинский

Чёрные клобуки́ [1] (тюрк. каракалпак — чёрная шапка) — общее название тюркских вассалов киевских князей, расселенных в Поросье начиная с конца XI в.

Впервые термин «черные клобуки» упомянут в Ипатьевской летописи в 1146 г., в последний раз в 1193 г. По сообщению летописи в состав черных клобуков входили торки, печенеги, берендеи и ковуи. Также по одному разу летопись упоминает турпеев (1150) и каепичей (1160). Последнее упоминание тюркских вассалов киевских князей в летописи относится к 1235 г. и касается торков.

Черные клобуки являлись важной военной силой киевских князей и участвовали практически во всех их вооруженных предприятиях, особенно в русских междоусобицах. Военные силы киевских князей согласно Ипатьевской летописи состояли из трех частей: киевлян, черных клобуков и княжеской дружины. В политическом плане в Киевском княжестве в это время существовало два главных фактора — киевское боярство и черные клобуки. Черные клобуки и киевские бояре совместно принимали решение о приглашении в Киев того или иного князя. О важной роли черных клобуков в политической жизни киевского княжества свидетельствует неоднократно повторяющееся в летописи устойчивое выражение «вся земля Руськая и чорные клобуки».

Персидский историк Рашид-ад-дин (ум. в 1318 г.), описывая завоевание Руси монголами в 1240 г., пишет: «Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа черных шапок и в 9 дней взяли большой город русских, которому имя Манкеркан (Киев)». [2]

Согласно археологическим данным, после монгольского завоевания часть черных клобуков была переселена монголами в Поволжье и Молдавию и включена в военно-аристократическую структуру Улуса Джучи. Однако полуоседлая и оседлая часть черных клобуков осталась в Поросье и со временем была ассимилирована.

Примечания

  1. ↑http://gramota.ru/slovari/dic/?zar=x&word=%EA%EB%EE%E1%F3%EA%E8
  2. ↑ Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды т. II Москва, Ленинград, 1941, с. 37

Литература

  • Плетнева С. А. Древности чёрных клобуков // Свод археологических источников. Москва, 1973.
  • Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. Москва, 1973
  • Ипатьевская лѣтопись
  • Статья в БСЭ

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Черные доски
  • Черные кайманы

Смотреть что такое "Черные клобуки" в других словарях:

ЧЕРНЫЕ КЛОБУКИ — (тюрк. каракалпаки черные шапки) племенной союз остатков тюркских кочевых племен печенегов, торков, берендеев около сер. 12 в. (в основном в бас. р. Рось). Защищали южные границы Руси. После монголо татарского нашествия частью обрусели, частью… … Большой Энциклопедический словарь

ЧЕРНЫЕ КЛОБУКИ — (тюрк. каракалпаки черные шапки) плем. объединение, сложившееся ок. сер. 12 в. в лесостепных р нах Руси (в основном на р. Роси) из осевших там (преим. во 2 й пол. 11 в.) и ставших вассалами ее остатков тюрк. кочевых племен печенегов, торков,… … Советская историческая энциклопедия

Черные клобуки — см. Каракалпаки … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

черные — клобуки название остатков тюрк. племени в бывш. Черниг. и Киевск. губ. в XI–XIII вв. , др. русск. чьрнии клобуци (Пов. врем. лет, неоднократно); см. Барсов (Очерки 136, 254 и др.), который считает их остатками печенегов. Калька тюрк. этнонима… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Черные болгары — Чёрные болгары или чёрные булгары. Расселение булгарский племён VII IX вв Кочевой народ, часть булгарских племён, выделившаяся после распада во 2 й пол. VII века Великой Болгарии. Потомки орды старшего сына Кубрата Бат баяна [1] Обитали в районе… … Википедия

Клобуки черные — см. Каракалпаки … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

чёрные клобуки — (тюрк. каракалпаки чёрные шапки), племенной союз остатков тюркских кочевых племён печенегов, торков, берендеев, сложившийся около середины XII в. (в основном в бассейне р. Рось). Защищали южные границы Руси. После монголо татарского нашествия… … Энциклопедический словарь

ЧЁРНЫЕ КЛОБУКИ — у киевлян общее прозвище племен, прикочевавших к лесостепным границам Киевской Руси после того, как Подонские степи заняли Кыпчаки Половцы. Русские стали так их называть но внешнему виду, чёрным войлочным шапкам. Летописцы часто называют их и… … Казачий словарь-справочник

Каракалпаки — черные шапки , древние черные клобуки упоминаются уже в древней летописи, как помогшие русским отбить половцев. Они были в родстве с узами, печенегами, хазарами; имя их упоминается историками Чингисхана и Тамерлана, как имя народа, жившего по… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Берендеи — (берендичи) кочевой народ тюркского происхождения, назыв. в наших летописях то торками, то черными клобуками. Последнее название, черные клобуки несомненно было родовое по отношению к берендеям и торкам, принадлежавшим к одной и той же семье… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Отец Василько Теребовльского, Ростислав, был первым на Руси князем-изгоем, прав на княжение лишенным, но с этим не смирившимся, и беспокойный характер его доставлял всем Рюриковичам немало хлопот - решениям княжеским он не подчинялся, захватил силой богатую Тьмутаракань и правил там самозванно, при приближении сильной дружины из города уходил, а после со своими людьми вновь город захватывал и ставленника родни своей из него выгонял.

В 1067 году Ростилав был отравлен херсонским катепаном (так звались византийские военачальники), возможно, по наущению или при участии киевского князя, в ту пору очень дружного с императором Византии, и в том же году сыновья его - Рюрик, Володарь и Василько, которому исполнился только год, из Тмутаракани были изгнаны. Так сыновья изгоя сами стали изгоями.

Путей изгоям было два: смириться (уйти в монастырь - вполне естественная судьба по тем временам, в церковной жизни тоже делались карьеры и сколачивались состояния) или беспокоить свою княжескую родню так, чтобы те почли за благо дать им по малому уделу, из которого потом уж, если бог так управит, большой сделать.

Убить их не убьешь - родня, как-никак, и свершать такое - грех страшный, да и мать их - дочь венгерского короля Белы I, на этом тоже можно было нажить неприятностей, а сладить с ними как-то втихую все никак не выходило.

В 1084 году они (Василько уже 18 стукнуло) перешли всякие пределы: накопив силы, захватили Владимир-Волынский , город в ту пору на Руси заметный, и пришлось князьям, дабы большой войны не устраивать и бандитизм прекратить, выделить братьям городки да земли для княжения.

Старший, Рюрик, получил Перемышль , средний, Володарь, стал князем Звенигородским (речь не о подмосковном Звенигороде , а о неплохо укрепленном городке, ныне это село близ Львова), ну а младший, Василько, получил Теребовль.

Надо сказать, что Теребовль до времен Василько был городком вполне себе захолустным - небольшая крепостица, земли вокруг - богатые и плодородные, вот только расположен он был в самом уязвимом для набегов степняков месте - Понизье , что между притоками Днестра и Южным Бугом - то есть получил он земли, на которые особо никто и не претендовал - был его городок расположен посреди того самого коридора, которым кочевники волна за волной обрушивались на Русь.

С его малой дружиной (да хоть бы и с большой) против бесчисленного урагана лихой степной конницы ему было не устоять, и принял Василько мудрое решение (принять которое мог только человек, хорошо и детально знающий, что происходит в Великой Степи): он пригласил в Понизье берендеев и торков, степные племена, некогда великие и могучие, но сейчас ослабевшие и гонимые новой страшной силой Степи - половцами, то есть приветил таких же изгоев, которым еще надавно был он сам.

Теребовль сегодня, остатки крепостных сооружений

Берендеи и торки получали отличные земли - прекрасные пастбища, обильные воды, солончаки - все, что нужно для богатой скотоводческой жизни, причем получали их на законном основании, во владение в обмен на защиту земель, да ещё получали помощь и покровительство небольшого, но довольно воинственного кнжества.

Быстро нашлись от такого соседства и прямые хозяйственные выгоды: Понизье стало местом обмена между скотоводами и земледельцами продуктами своего труда.

Отныне степные хищники стали искать места для проникновения на Русь попроще, а порубежный Теребовль зажил жизнью спокойной, да и не только Теребовль - за спиной его расцвел прикрытый им от набегов Галич , который скоро станет одинм из самых богатых городов на Руси, центром влиятельного и мощного княжества.

Князь Василько в мыслях своих (летописцами записанных) видел уже себя во главе большой конной орды из берендеев, торков да печенегов, грабившим польские земли, к которым он испытывал особую неприязнь, вот только судьба его сложилась иначе - после Любечского съезда князей, где князья крест целовали и клялись друг другу в вечной братской любви, Василько, по наговору волынского князя Давыда, схватили люди Святополка, князя Киевского, и ослепили его. Это драматическое действо подробно описано летописцем - как его прижимали доской к полу двое людей Святослава, а он их сбросил, и навалились на него четверо, а доску схватили побольше, и как доска эта ломала Васильку кости, и как овчар Святополка, торчин Беренда, сначала ножом в глаз Васильку не попал и лицо ему разрезал, а после вынул ему два глаза.

Ослепление князя Василько. Сам сюжет - чрезвычайно популярен у художников, здесь - самое раннее изображение этого преступления (Радзивилловская летопись), где изображено все то действо, что было описано летописцем

Василько, однако, княжество свое вернул, верные ему торки, печенеги и берендеи воевали славно - недруг Давид вынужден был бежать в Польшу , а Василько правил Теребовлем еще больше четверти века и, даже будучи слепым, одержал еще множество побед в войнах, в которых он участвовал, кажется, бесконечно, но для нас сейчас важно, что именно Василько Теребовльский принес на Русь совершенно новый опыт - опыт найма кочевников для охраны порубежья от набегов других кочевников.

Опыт был оценен и киевскими князьями применен уже в их собственных землях, землях Поросья, что между реками Стугной и Росью. Кочевникам здесь было раздолье - все те же прекрасные для скотоводов луга и поля, что и в Понизье , да простора побольше.

Киевские князья не хуже Василько знали, с кем надо дело иметь: они обратили внимание на те же племена, что и князь теребовльский - привечали тех, кому житья не давали новые хозяева степей, половцы.

Летописи сообщают нам о переселенных: племени берендеев, одном из древнейших обитателей степей причерноморья, о торках, племени некогда весьма сильном и многочисленном, не раз уже совершавших совместные с киевскими князьями походы (с времен князя Владимира ), о ковуях - всё это племена огузского происхождения (правда, про ковуев известно немного и, возможно, они из монгольских племен), а еще - о печенегах, которые некогда были главной силой степи и сильно досаждали Руси.

К временам, о которых идет речь, несчастья одно за другим обрушивались на печенегов - в приднепровских степях им стало неуютно за несколько десятков лет до описываемых событий, Ярослав Мудрый , прапрадед Василько, сокрушил их (1036 год), после чего 13 ордами печенеги кочевали между Днепром и Дунаем, и, будучи народом неспокойным, то нанимается на службу к византийцам и венграм, то вторгаются в Болгарию , но, в любом случае, сильно мешают своим соседям.

В 1091 году печенеги почувствовали, что набрали большую силу, и пошли, всей своей ордой, на Константинополь, что, как после выяснилось, это было крайне неудачным решением. Недалеко от Константинополя войско императора Алексея Комнина и союзных ему половцев нанесло печенегам страшный урон, после чего вскоре исчезнет даже само имя печенегов - истреблены были не только печенежские воины, но и вырезаны их семьи, находившиеся в обозе (говорят, что даже половцы были потрясены жестокостью византийцев).

Истребление печенегов византийцами

Немногочисленные спасшиеся либо уходят за восток, где поглощаются другими племенами, либо идут на службу к венграм, и те принимают их, как родню, заставив, однако, креститься, и растворяют их в себе, а некоторые - получают земли от теребовльского, а после и от киевского князей.

Так в истории Руси появляются те, кого летописи будут именовать черными клобуками или - "своими погаными" (в отличии от "чужих поганых") - своими язычниками.

Черными клобуками называют их по конусообразным черным войлочным головным уборам, похожим на монашеские клобуки.

"Поганые", судя по всему, принимают православие, но надолго остаются в летописных записях "погаными".

Черные клобуки стерегут русские рубежи, воюя на стороне русских князей против набегов степи и принимают участие, кажется, во всех русских междоусобицах без исключения, летописцы о них упоминают часто - "вся Русь и черные клобуки" стало устойчивым выражением. Клобуки участвуют даже в выборе киевских князей как сила, с мнением кторой стоит считаться.

Карта основного расселения Черных Клобуков

Вассальное положение их не слишком устраивает, они пробуют добиваться самостоятельности, и частично её получают, в порубежье появляются городки и города. Иногда Торческ - самый большой и известный из них, называют "столицей черных клобуков", что, видимо, неверно, так как каждое из племен имеет свою крепостицу и своих вождей, например, считают, что у берендеев центром был городок Ростовец, причем в городках этих сидела и русская дружина тоже, а еще в качестве "столицы" поминают Канев.

Князьям разделение племен выгодно - объединённые вместе, черные клобуки представляли бы собой слишком уж серьезную силу.

В самом появлении черных клобуков нет ничего исторически нового - известно, что ещё персидские цари переманивали на свою сторону кочевников и заселяли ими пограничные земли, в Риме была практика использования федератов - варваров, нанимаемых Римской империей на службу для охраны границ, в целом позитивный подобный опыт был у византийцев и венгров, а в средние века Священная римская империя отдавала в лён некоторые земли знатным викингам, тем самым сохраняя их для себя и оберегая от других грабителей.

Понятное желание черных клобуков не впадать в рабское состояние, сохранять независимость и говорить с князьями на равных большого понимания, однако, не находило. При этом черные клобуки с охотой шли на любую войну - для кочевников это хороший и привычный способ поживиться.

Междоусобицы, беда Руси того времени. Конечно, "свои поганые" обороняли рубежи, но практически никакие внутренние распри не обходились без их участия

По поводу добычи между черными клобуками и князьями не раз возникали споры. Так случилось, например, когда киевский князь ( Юрий Долгорукий ) наказал берендеям отдать ему пленных половцев, но берендеи с добычей расставаться отказались: "Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь, а пленники - наша собственность".

В 1121 году Владимир Мономах рассорился с берендеями и прогнал их, " а торки и печенези ушли сами", но, видимо, позже состоялось замирение, потому что черные клобуки из русской истории не исчезают.

Ученые считают, что некоторая часть черных клобуков со временем "садится на землю" - земли в их краях и в самом деле замечательные, лучшие черноземы, а земледелие дает куда как более надежный и устойчивый прибыток, чем кочевое скотоводство, да и процесс "оземеливания" кочевников история знает как постоянный и логичный.

На рубеже XI-XII веков черные клобуки пришлись как нельзя кстати и в хозяйственном смысле. Дело в том, что до их появления войско князей составлялось, во-первых, из дружины - профессиональных воинов, во-вторых - из ополчения, в которое собирали подвластных крестьян.

Черные Клобуки. Характерная для степного народа того времени повозка, на которой перевозили скарб и семьи

Но в те же годы на Руси особенно стала сказываться нехватка людей - основной доход княжества получали не с военной добычи, как это было совсем недавно, и не с торговых операций, в проведении которых они по ряду причин испытывали сложности (торговый путь "из варяг в греки" был уже маломощен в связи с тем, что значительная часть течения Днепра и Причерноморье было заполнено кочевниками), а с земли, которой у нас в стране всегда хватало, но вот людей, которые эти земли обрабатывали бы - сильно не хватало.

Земледельцев гнать на войну - нести убытки, причем убытки невосполнимые.

Вот со времен появления черных клобуков ополчение стали собирать только в самых острых случаях.

Замена ополченцам нашлась, причем в лице профессиональных бойцов, которыми были "свои поганые".

В самой среде черных клобуков, при соприкосновении их с Русью и нравами, обычаями и социальными отношениями у славян той поры, начинают бурно развиваться процессы феодализации - археологи считают, что по найденным захоронениям это довольно очевидно.

Вооружение кочевника южнорусских степей

Если к моменту прихода на службу князьям существовало относительное равенство в достатке, то уже через меньше чем через сто лет оно исчезает, появляются свои богачи и свои бедняки (не так уж мало могил с захоронениями "безлошадных", чего раньше почти не наблюдалось).

Все это отражалось и в воинском составе черных клобуков, которое делилось на безлошадных бедняков-пастухов, вооруженных чем придется, которые шли в бой на господских конях, конных воинов-лучников (в летописях называемых "молодь") - собственно, эти две категории и составляли основу войска, наконец, тяжеловооруженную конницу, "лучших мужей", основную ударную силу, и аристократию, которых летописи иногда называют князьями.

Известно так же, что часть берендеев, состоявших на службе Юрия Долгорукого в бытность его киевским князем, со временем перемещена будет во Владимирское княжество (село Берендеево и Берендеево озеро в тех краях, считают исследователи - напоминание об их присутствии).

Сами "черные клобуки" упоминаются в летописях последний раз в 1193 году, но сообщений о тюрках, состоящих на службе русских князей, много, последняя из них датирована 1235 годом, то есть сделана накануне нашествия Батыя.

Есть устойчивое мнение, что черные клобуки смешивались со славянским населением порубежья - возможно, это так, учитывая то, что некоторые из них переходили к земледелию вели близкий славянам образ жизни. Вряд ли это смешивание в те годы было более активным, чем династические браки русских князей с дочками половецких ханов, но это вполне вероятная гипотеза.

Все изменило монгольское нашествие (о котором летописец монголов, персидский историк Рашид-ад-Дин писал, что "Бату с братьями. пошел в поход на страну русских и народа черных шапок".

Торческ был стерт с лица земли, сами черные клобуки либо уничтожены, либо впитаны в себя Ордой, а те из бывших русских "федератов", кто вел оседлый образ жизни, разделили участь русского народа, смешавшись с ним.

Впрочем, какая-то память о тех временах (по большей части легендарная, конечно) сохранилась.

Например, Чолубея, того самого, что, по легенде сразился на поле Куликовом с Пересветом, называют печенегом.

Художник Васнецов представлял себе палаты правителя народа берендеев, царя Берендея, вот так

Летописный свод XV века считает, что "Все Чёрные Клобуки еже зовутся Черкасы", что кажется для некоторых хорошим основанием считать казаков прямыми потомками черных клобуков, хотя исторически, да и логически, это никак и не прослеживается.

В 1873 году свет увидела замечательная романтическая пьеса Александра Николаевича Островского "Снегурочка" (вскоре на этот сюжет Римским-Корсаковым будет написана и знаменитая опера) - изображенный в ней народ берендеев и мудрый их царь Берендей изображены там лубочными славянами, тогда как племя берендеев в действительности имело туркменское происхождение.

Современное мифотворчество (это не история, это исключительно по жанру "фэнтези") слагает сказки о том, что берендеи - оборотни, медведи в людском обличье, и относят и самих оборотней, и берендеев, к "славянским племенам" (возможно, речь все-таки о "берендеях" из сказки).

Впрочем, само название во второй половине XIX века для русского уха уже не звучало чуждо, и небольшая эта неувязка никак не портит ни саму сказку, ни славное прошлое реального народа берендеев, черных клобуков, чья история оказалась вплетена в историю России .

"Краткие эссе об истории экономики"

Не много в мире отыщется стран, в которых народ-создатель, навсегда оставался державообразующим. К примеру, Англию первыми строили не англичане, а британцы, Францию не французы, а галлы. В Китае сменилось несколько титульных наций. Что уж говорить про Америку. А вот Русь создавали русские. О том как Россия стала многонациональной державой – в нашем материале.

Со временем ветра истории привнесли на землю нашу великое множество иных племён. Две сотни народов и народностей приняла Россия-мать в свою семью.

А начиналось всё в стародавние времена древнерусские

Поэтичны названия племён, населявших тогда Русскую равнину. На широких полях – поляне, во дремучих лесах – древляне, в болотах тягучих – дреговичи. По берегам реки Полоты жили полочане, на Вятке – вятичи, а «живущие по Днепру» назывались тиверцами. Вот только о кривичах сразу и не скажешь, почему так прозывались. Зато словене новгородские прямо указывают что славянского роду-племени.

Могучей рукой объединил всех вещий князь Олег. Освободив киевлян от дани хазарской, назвал он Киев – «Матерью городов русских». Почему русских? Говорят варяги-русы привнесли это название. Ан нет.


“Олег у костей коня”,В. М. Васнецов, 1899 г.

Русь – родное имя для тех мест.

Вот и река, впадающая в Днепр, называется Рось. И притоки у неё Роська, Россава. И город здесь стоит Ростовец. Ещё доказательства? Пожалуйста. К северу от Роси протекает река Россь, которая впадает в Неман. Добавьте окончание и получите название нашей страны – Россия. Учёные мужи утверждают, что самыми древними названиями являются водные (гидронимы).

Знаю, слишком «учёные» подвергают всё сомнению и настаивают что имя пришлое. Но мы то видим, что «Русь» – наше родное коренное имя. Мы это чувствуем. Даже без доказательств. Впрочем, и доказательства налицо. Ведь и Неман в стародавние времена порою называли «Русне». А люди, жившие по берегам, назывались «порусами» или «прусами».

Об этом мы ещё поговорим. А пока вот о чём.


Река Рось

Моноэтническая Русь – многонациональная Россия

Сегодня в нашей федерации Российской русские составляют 80 % населения. Опять же, по научному такие государства считаются моноэтническими. Это так. Но суть в том, что Россия при этом по факту является многонациональной страной.

Первыми россиянами не русского племени стали Чёрные клобуки

Кто они такие сейчас смогут сказать, пожалуй, только специалисты. Искать их среди народов безполезно. Потому что это не народ, а … объединение племён. В него вошли печенеги, торки, берендеи и кувои.

Печенеги, кто же их не знает? Слишком много натерпелись русские от этих степных кочевников. Сердце наполняется горечью при воспоминании о трагической гибели славного воителя, победителя хазар князя Святослава.

В 1036 году печенеги почти захватили Киев. Великий князь Ярослав Мудрый не допустил их в старый город и разгромил на улицах столицы.


“Бой русичей с печенегами”, Евгений Емельянов

После этого разгрома печенеги уже не безпокоили русские пределы. Более того, они стали защитниками наших границ. В походе против Византии печенеги были разбиты объединённым византийско-половецким войском. При этом были убиты не только воины, но и все их семьи, включая женщин и детей, прикочевавшие вместе с воинами. Остатки печенегов разбрелись по Европе. Часть из них приняли русские князья, поселив на берегах Роси.

Как такое возможно? Не возможно, если «око за око». Возможно, если «любить врагов своих». Не тех, которые ополчились на тебя с оружием в руках, а тех, которые повержены тобою и не представляют опасности твоим близким.

Поселения печенегов составили поросский оборонительный рубеж.

черные клобуки

Дружинник, ополченец, «черный клобук»
И. Сакуров

Вскоре к ним присоединились торки. Тоже тюрки-кочевники. Тоже безпокоившие русские окраины. Но их довольно быстро успокоили и расселили в том же Поросье. Торки основали город Торческ, который стал столицей Чёрных клобуков, кочевых племён, осевших на исконных русских землях. Эти Чёрные клобуки составляли серьёзную военную силу. Их главной задачей была охрана рубежей. Но и в междоусобные разборки их часто привлекали. Так что со временем некоторые стали называть русские княжества «страной Руси и Чёрных клобуков». К ним присоединились племена берендеев и ковуев. Они быстро оценили преимущества осёдлой жизни под защитой сильной армии от набегов других кочевников.

Почему же Чёрные клобуки? Да потому что они сами себя так называли «каракалпаки». «Чёрные колпаки», или «чёрные шапки» по-русски.

Историк А.И. Фурсов считает их предшественниками казачьих войск, профессиональных воинов, живущих на русских окраинах. Некоторые называли их «черкасами». Это название сохранялось несколько веков. Так называли в средние века казаков Малороссии.

Кстати, имя «берендеев» неожиданно «всплыло» в пьесе Островского «Снегурочка», как воспоминание о далёком прошлом.

Что же заставило наших степняков поменять вольное житьё на оседлую жизнь? Другие кочевники – половцы. Половецкие владения раскинулись от таёжных лесов Иртыша до берегов Дуная. Они тоже были тюрками, но это не мешало им изгонять своих «собратьев» с лучших пастбищ. Теперь уже половцы разоряли набегами русские земли, а печенеги пытались с ними бороться в составе русских войск. Этот исторический парадокс станет законом русской истории.


Те, кто воюет против Руси, неизбежно проигрывает

И тогда остаётся только два пути: становиться частью России или исчезнуть с «лица земли». Первый путь предпочли печенеги и все Чёрные клобуки. На этот путь стали склоняться и половцы. После векового кровавого противостояния, половцы искали союза и даже родства с русскими князьями. Как известно Андрей Боголюбский был сыном половецкой княжны и Великого князя Юрия Долгорукого.

Что же сподвигнуло могущественных половцев раскрыть объятия своим прежним врагам? Во-первых, жестокие поражения, которые они потерпели от русских дружин. А во-вторых, … новая волна кочевников их сибирских глубин. Монгольская конница сметала на своём пути все преграды, включая империи Китая, Персии и тех же половцев. Вот почему половцы искали защиты в союзе с русскими князьями, чьи земли так нещадно разоряли ранее. Но Русь в то время была раздроблена и обезсилена. Волна страшного погрома накрыла всех. Половецкие и русские земли стали Золотой Ордой.

Несколько веков противоборства Руси и Золотой Орды по известному нам историческому закону завершились русской победой. А золотоордынские улусы один за другим вошли в состав Московского Царства.

В России есть ещё один не писаный закон.

Все, кто принял российское подданство, перестают быть врагами


Они становятся своими, законными гражданами Русской Державы. Так было с Чёрными клобуками. Так стало и с золотоордынцами. Все они стали россиянами. При этом сохранили свой язык, обычаи и верования. Это закон русской истории. Не писаный, но неизменный!

Читайте также: