Органы внутренних дел участвуют в проводимых налоговыми органами мероприятиях налогового контроля

Опубликовано: 02.05.2024

1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Комментируемая статья регулирует порядок осуществления полномочий органов внутренних дел в сфере налоговых правоотношений, закрепляя право органов внутренних дел участвовать в выездных налоговых проверках, проводимых налоговыми органами.

Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 утвержден порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.

Данным Приказом, в частности, также утверждена форма запроса налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке.

ФНС России в письме от 24.08.2012 N АС-4-2/14007@ поручила нижестоящим налоговым органам в обязательном порядке инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки ("миграция" организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-"однодневок", используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам, и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

В письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 указано, что в случае проведения выездной налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел в соответствии с пунктом 1 статьи 36 НК РФ и подпунктом 28 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" порядок действий налоговых органов регламентируется Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009.

В целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям законодательства о налогах и сборах, повышения эффективности совместной работы рекомендуется инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки ("миграция" организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-"однодневок", используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам, и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Запрос об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) проверке может быть направлен как до начала проверки, так и в процессе ее проведения.

В случае, если выездная (повторная выездная) налоговая проверка проводится или ее проведение предполагается с участием сотрудников органов внутренних дел, необходимо провести рабочее совещание с сотрудниками органов внутренних дел по следующим вопросам:

выработка и согласование основных направлений проведения предстоящей проверки;

составление аналитической схемы выявления предполагаемых правонарушений, по которым имеется соответствующая информация;

организация и тактика осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Как отмечено в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 N А41-22718/08, НК РФ не запрещает участие органов внутренних дел в налоговых проверках (совместных проверках) по запросам самих органов внутренних дел, а также не запрещает использовать полученные от таких органов документы, связанные с деятельностью налогоплательщика при проведении налоговых проверок, в том числе документы, полученные органами внутренних дел раньше начала проведения налоговой проверки.

Объяснение, полученное в порядке, установленном Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", не может служить надлежащим доказательством фактов, указанных в акте проверки и решении налогового органа. Сведения, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, должны быть подтверждены мероприятиями налогового контроля в порядке, установленном статьями 90 - 99 НК РФ.

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в Определении от 04.02.1999 N 18-О, и с учетом статей 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции РФ результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", могут стать доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем.

На это указано в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 N А41-44551/11.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 30.10.2012 N А35-104/2012 суд пришел к выводу о том, что действующим налоговым законодательством предусмотрено участие сотрудников органов внутренних дел только в рамках проведения выездной налоговой проверки (статья 89 НК РФ), о чем в обязательном порядке указывается в решении налогового органа о проведении выездной проверки, как это предусмотрено положениями Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказами от 30.06.2009 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 495 и Федеральной налоговой службы N ММ-7-2-347.

Как отметил суд, протокол обследования помещений, сооружений, зданий, участков местности, транспортных средств и изъятия документов проведен вне рамок выездной налоговой проверки, составлен работником УМВД России по субъекту РФ, который не является должностным лицом налогового органа.

С учетом изложенного суд указал, что данный протокол не может быть принят судом в качестве доказательства события совершенного налогоплательщиком правонарушения, поскольку в силу части 3 статьи 64 и статьи 68 АПК РФ является недопустимым доказательством.

В Постановлении ФАС Московского округа от 17.07.2012 N А41-24972/10 отмечено, что оперуполномоченный УФСИН России по субъекту РФ допрашивал гражданина на основании запроса налогового органа, что не нарушает норму закона.

В Постановлении от 09.10.2012 N Ф09-9203/12 ФАС Уральского округа, оценив объяснения и показания работников, полученные сотрудником органов внутренних дел и сотрудниками налогового органа, признал их допустимыми доказательствами. Объяснения работников, полученные сотрудником органа внутренних дел, включенным в состав проверяющих лиц, получены в рамках проведения мероприятий налогового контроля, а не в рамках проведения оперативно-розыскной деятельности.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 32, 82, 36 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», положениями Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.03.2010 № 249 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий сооружений.

Суд первой инстанции по настоящему делу, отказывая в удовлетворении заявленного требования, руководствовался, в частности положениями статьи 36 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности от 12.08.1995 № 144-ФЗ и исходил из того, что порядок привлечения к участию в проведении выездной налоговой проверки сотрудника органов внутренних дел инспекцией соблюден.

требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь подпунктом 3 пункта 1 статьи 21, подпунктом 11 пункта 1 статьи 31, статьей 33, пунктом 1 статьи 36, пунктом 2 статьи 56, пунктом 3 статьи 82, статьями 89, статье 95, 100, 101, статьей 113, 120, 122 подпунктом 22 пункта 3 статьи 149, статьей 253 Налогового кодекса Российской Федерации.

Полномочия органов внутренних дел и следственных органов как субъектов налогового контроля определены НК РФ.

Правовая характеристика полномочий и функций следственных органов и органов внутренних дел в реализации налоговых правоотношений

В соответствии с налоговым законодательством сотрудники следственных органов, равно как и представители органов внутренних дел и прокурор вправе принимать участие в осуществлении налоговых мероприятий, в частности проверок, по запросу должностных лиц налоговой службы.

В случае выявления нарушений налогового законодательства сотрудники ОВД РФ и прокурор, участвовавший в проверке или контролирующем мероприятии, обязаны сообщить о факте несоблюдения норм закона в соответствующие налоговые структуры.

На уведомление налоговых органов отводится срок в 10 дней. В свою очередь сотрудники налоговой службы обязаны принять законное решение относительно выявленного правонарушения в виде привлечения виновного лица (лиц) к юридической ответственности.

Случаи обязательного привлечения сотрудников ОВД, прокурора или следственных органов к рассмотрению налогового правонарушения

Федеральная налоговая служба РФ определила ряд случаев, когда привлечение сотрудников ОВД или прокурора к проведению налоговых действий является обязательным.

К таким случаям относятся:

  • выявление обстоятельств, которые свидетельствуют о неправомерном возмещении НДС, акциза;
  • выявление неправомерных действий налогоплательщиков во время осуществления процедуры признания лица банкротом;
  • подозрение на преднамеренное или фиктивное банкротство плательщика налогов;
  • выявление преступных схем, разработанных неблагонадежными плательщиками налогов с целью уклонения от их оплаты;
  • осуществление налогоплательщиком действий, направленных на уклонение от проверок, произошедшие после того, как нарушитель узнал о намерениях сотрудников налоговых органов провести контролирующие мероприятия. Как правило, под уклонением от проверок подразумеваются попытки нарушителя выехать за пределы страны, сменить руководителя или учредителей, провести реорганизацию предприятия или даже его ликвидацию. Во избежание подобного исхода, позволяющего правонарушителю избежать ответственности, привлечение сотрудников ОВД и следственных органов неизбежно.

Основные функции и задачи ОВД

Органы внутренних дел – система структурных подразделений, деятельность которых направлена на противодействие преступности и борьбу с нарушениями законодательства, включая налоговое. Основной функцией ОВД является обеспечение общественного порядка и гарантия безопасности граждан.

Что касается налоговых правоотношений, то в перечень основных функций и задач сотрудников органов внутренних дел входит:

  • оказание содействия должностным лицам, а также другим сотрудникам налоговых органов в реализации их правомерной деятельности;
  • проведение необходимых уголовно-процессуальных действий и обеспечение их законности.

Функции Департамента экономической безопасности в налоговых правоотношениях, его структурные звенья

Во главе системы ОВД России стоит МВД РФ. Полномочия по выявлению правонарушений в сфере налогового законодательства возложены на специальный Департамент, основной задачей которого является обеспечение экономической безопасности государства (ДЭП МВД РФ).

ДЭП – это самостоятельное структурное подразделение, являющееся частью центрального аппарата Министерства Внутренних Дел.

Основные характеристики Департамента, его функции и задачи:

1. Оперативное подразделение криминальной милиции;

2. Наделен полномочиями для проведения оперативно-розыскных работ;

3. Включает такие структурные подразделения: оперативно-розыскные бюро, специальные центры по проверке плательщиков налогов.

Наряду с Департаментом экономической безопасности, полномочиями для выявления налоговых нарушений наделены региональные отделения криминальной милиции, специализирующиеся на раскрытии налоговых преступлений.

Полномочия органов внутренних дел в налоговых правоотношениях

Перечень задач, функций и полномочий, присущих должностным лицам органов внутренних дел, а также следователю во время участия в осуществлении налоговых действий, установлен специальным нормативно-правовым актом, законом РФ «О милиции». Так, во время выездных проверок сотрудники ОВД вправе:

  • обеспечить доступ сотрудников налоговой службы на территорию, принадлежащую правонарушителю, в установленных законодательством случаях;
  • произвести осмотр помещения правонарушителя в соответствии с предписаниями процессуального законодательства;
  • принять все меры, чтобы воспрепятствовать совершению административного проступка либо преступного деяния как со стороны лица, нарушившего налоговое законодательство, так и со стороны сотрудников налоговых органов;
  • провести проверку документов, удостоверяющих личность участников правоотношений;
  • обеспечить законность проведения личного досмотра и досмотра автомобиля правонарушителя;
  • проверить документы налогоплательщика, имеющие отношение к делу, при необходимости произвести их изъятие;
  • провести проверку лицензионных и других разрешительных документов;
  • произвести ревизию деятельности налогоплательщика-правонарушителя;
  • опросить участников налоговых правоотношений.

Налоговые полномочия сотрудников следственных органов, в частности следователя

При расследовании дел о нарушениях налогового законодательства, за совершение которых предусмотрена административная или уголовная ответственность, сотрудники следственных органов (следователь), а также прокурор вправе:

  • вызывать в отделение милиции граждан или должностных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении налогового правонарушения, если их дела находятся в производстве данного подразделения;
  • оказывать содействие налоговым органам в осуществлении принудительного привода лиц, нарушивших налоговое законодательство, в случаях, предусмотренных материальными и процессуальными нормами права, и в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов, в частности при таких обстоятельствах, когда налогоплательщики отказываются добровольно явиться в органы налоговой службы или ОВД РФ;
  • следователь вправе проводить уголовно-процессуальные действия, такие как обыск, выемка, личный досмотр и т. д., а также обеспечивать правомерность данных мероприятий и соблюдение норм закона при их осуществлении;
  • производить задержание нарушителей налогового законодательства, которые подозреваются или обвиняются в совершении преступного действия, а также обеспечивать их содержание под стражей в установленный судебными и другими нормативно-правовыми актами срок.

Кроме этого, сотрудники следственных органов (следователь) вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, выполнение которых необходимо для полноценного рассмотрения дела и выявления допустимых и относимых доказательств.

Основания для привлечения сотрудников ОВД и следственных органов для осуществления выездных налоговых мероприятий

Привлечение сотрудников органов внутренних дел, прокурора и следователя осуществляется на основании запроса, направленного в ОВД из налоговых органов. Запрос направляется в случаях, предусмотренных законодательством.

Существует ряд обстоятельств, наступление которых требует обязательного привлечения сотрудников органов внутренних дел к расследованию нарушения налогового законодательства.

Задачи и полномочия руководителя следственного органа, а также его сотрудников, в частности следователя и должностных лиц ОВД, установлены законодательством, а именно законом РФ «О милиции». Права и полномочия прокурора определены законом «О прокуратуре РФ».

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки

Кому надо знать: собственнику, руководителю, юристу

Ни для кого не является секретом, что налоговый орган, проводящий выездные налоговые проверки, вправе включить в состав проверяющей группы сотрудников внутренних дел (далее будем их называть сотрудниками Управления по налоговым преступлениям (УНП).

Для того, чтобы упорядочить отношения ФНС и МВД в ходе проведения совместных проверок, не так давно указанными ведомствами был разработан приказ ММ-7-2-347 от 30.06.2009 г. "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений". Указанным документом были утверждены три инструкции, посвященные кооперации структур в ходе выездной налоговой проверки, а также передаче материалов из органов внутренних дел налоговикам, и, наоборот, из налоговых инспекций в подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями.

Как узнать, что в налоговой проверке будут принимать участие оперативники УНП?

Посмотрите решение о назначении выездной налоговой проверки, в котором должен быть отражен состав проверяющей группы. Однако не стоит расслабляться и в том случае, если в решении о назначении проверки вы не увидели имен работников милиции, поскольку пока проверка не окончена, в решение всегда можно внести изменения относительно персонального состава ревизоров.

Конечно, более оперативно о появлении милиции можно попытаться узнать из такого документа налоговой инспекции, как запрос об участии органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке, однако, как вы понимаете, данное обращение является внутренним документом налогового органа, знакомить налогоплательщика с содержанием которого у проверяющих нет обязанности.

Что послужило причиной привлечения сотрудников УНП к проведению налоговой проверки?

Всем, конечно же, хотелось бы узнать об истинных причинах появления оперативников в ваших стенах, но из уже названного выше запроса об участии органа внутренних дел Вам удастся выяснить лишь формальное объяснение визита УНП. Тем не менее, анализ запроса будет особо полезен, если налоговая инспекция запросила помощи УНП, располагая информацией о предполагаемом налоговом правонарушении. Суть же данного нарушения (форма, характер, содержание) должна быть описана в запросе.

Чем руководствуются сотрудники УНП при проведении совместной проверки?

Прежде всего Законом РФ «О милиции» и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Предполагаемый ход совместных проверочных действий. Как о нем узнать?

К сожалению, легально получить данную информацию не представляется возможным. Однако результат планирования контрольных мероприятий должен найти свое отражение в протоколе заседания рабочего совещания сотрудников ФНС и УНП, а также в аналитической схеме выявления нарушения налогоплательщиком, о котором у проверяющих имеется соответствующая информация.

Каким образом УНП узнает о результатах выездной налоговой проверки?

Могут ли попасть материалы налоговой проверки в УНП, если работники последнего не принимали участия в проверке?

Во-первых, никогда нельзя исключать поступления информации из налогового органа по неофициальным каналам.

А, во-вторых, если налоговой инспекций проведена не просто проверка, а такая, которая дает основания предполагать, что налогоплательщик совершил налоговое преступление, и последний в течение 2 месяцев после того, как окончился срок добровольной уплаты начисленных ему налогов, не погасил недоимку или сделал это частично, да так, что неуплаченная сумма налоговой задолженности достаточна для возбуждения уголовного дел, то налоговики просто обязаны передать материалы проверки в УНП для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Могут ли быть материалы налоговой проверки доступны для сотрудника УНП до того, как будут официально переданы налоговым органом?

Да, причем для этого предусматривается специальная процедура предварительного ознакомления сотрудника УНП с материалами налоговой проверки, которые содержат в действиях руководителей проверенного (проверяемого) налогоплательщика признаки преступления.

Необходимо отметить, что по результатам ознакомления с материалами проверки оперативник УНП вправе дать проверяющим рекомендации по осуществлению неотложных действий по установлению и закреплению доказательственной базы. По нашему мнению, данные рекомендации, как правило, будут реализовываться только в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.

Может ли налоговая проверка быть инициирована подразделением УНП?

Конечно же. Причем не только выездная налоговая проверка, но и камеральная. Для этого со стороны УНП лишь требуется выявить обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, а полномочия у налоговых органов достаточно большие. Причем отказать налоговая инспекция в проведении проверки имеет право лишь в таких случаях, как наличие уже проведенной проверки за предлагаемый УНП период, выход предлагаемого к проверке периода за пределы трехгодичного периода, за который может быть проведена проверка.

Как видим, приказ ММ-7-2-347 от 30.06.2009 г. внес определенную ясность в отношения УНП и ФНС, сделал более прозрачным большинство ранее скрытых для налогоплательщика процедурных моментов, а, значит, вооружил последнего действенными инструментами для защиты своих прав.

Может так случиться, что ознакомившись с решением о проведении выездной налоговой проверки в отношении Вашей организации, Вы заметите, что в состав проверяющей группы включен сотрудник полиции. Имеет ли на это право налоговая инспекция, влечет ли это к каким-то особенностям в проведении выездной проверки, и что все это значит для Вашей организации. Читайте об этом в настоящей статье.

Мотивы налоговой инспекции на привлечение полиции

1. Необходима помощь полиции в проверке данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

2. Выездная (повторная выездная) проверка назначена на основании материалов о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, полученных из полиции в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ.

3. Необходима помощь полиции в проведении конкретных мероприятий налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.).

4. Необходима помощь полиции в обеспечении безопасности налоговых инспекторов, проводящих проверку.

Перечень составлен по степени убывания полномочий полицейских. Меньше всего полномочий у полицейских, которые обеспечивают безопасность инспекторов. У полицейских, участвующих в конкретных мероприятиях налогового контроля чуть больше прав. Их действия ограничены поставленной задачей. Полицейские могут участвовать в выездной проверке и на равных правах с налоговыми инспекторами (пункты 1. и 2.).

Привлечь сотрудников полиции к участию в выездной проверке налоговые органы могут как с начала выездной проверки, так и в процессе ее проведения. При этом Вам должно быть представлено на ознакомление Решение о проведении проверки с изменениями в части, определяющей состав контролеров. Отмечу, что к участию в камеральных налоговых проверках сотрудники полиции привлекаться не могут.

Оперативно-розыскные мероприятия

Особенность совместных выездных проверок налоговых инспекторов и сотрудников полиции в том, что полицейские в рамках своей компетенции вправе пользоваться всеми средствами и методами контроля, которые предоставлены им Законом о полиции, а также Законом об оперативно-розыскной деятельности.

К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Проведение таких мероприятий позволяет существенно повысить эффективность выездной налоговой проверки. Тем не менее, Вы должны знать, что применяются они не всегда. ФНС России в своем Письме от 24.08.2012 г. N АС-4-2/14007 выделила три случая обязательного привлечения к выездной налоговой проверке сотрудников полиции и использования ими оперативно-розыскных мероприятий:

1. При обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении или предъявлении к возмещению налога на добавленную стоимость либо акциза, а также о необоснованном зачете или возврате иного налога.

2. При выявлении схем уклонения от уплаты налогов с признаками налоговых преступлений, предусмотренных ст. 198–199.2 Уголовного кодекса РФ (например, "миграция" организации, использование в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок»и т.п.).

3. При выявлении признаков неправомерных действий при банкротстве, а также преднамеренного и фиктивного банкротства (ст. 196 Уголовного кодекса РФ).

В итоге

В целом, выездная налоговая проверка при участии сотрудников полиции проводится и оформляется в том же порядке, что и обычная (ст. 100 НК РФ). Налоговые инспекторы составят три экземпляра акта. Акт должен быть вручен Вам под роспись в течение 5 рабочих дней с момента его составления. Его подписывают все проверяющие (за исключением оперативников, которые участвовали в проведении конкретных действий или работали телохранителями). Первый экземпляр акта хранится в ФНС, второй - в полиции, а третий остается у Вас. При этом Вы имеете право в течение 15 рабочих дней после получения акта обжаловать его в общем порядке. Решение по результатам проверки принимает руководитель ФНС или его заместитель.

  • Налоговый кодекс РФ (часть 1), Глава 14 «Налоговый контроль».
  • Федеральный закон РФ «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 25.06.2012).
  • Федеральный Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ.
  • Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утв. Приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 г. N 495/ММ-7-2-347 (Приложение №1).

от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12837@

О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками

(с изменениями на 15 января 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе территориальных налоговых органов настоящие рекомендации, подготовленные в целях обеспечения единообразия процедур проведения мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).

1. Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на проведение мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов (далее - налогоплательщиков).

1.2. Мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные Кодексом формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 82 Кодекса). Мероприятиями налогового контроля также являются формы деятельности налоговых органов предусмотренные международными договорами Российской Федерации, содержащими положения, касающиеся налогообложения и сборов, (статья 7 Кодекса).

Мероприятия налогового контроля проводятся в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля (мероприятия налогового контроля, связанные с налоговыми проверками). Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных Кодексом, могут проводиться вне рамок налоговых проверок.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93_1 Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся в соответствии с пунктом 6 статьи 101 Кодекса и согласно настоящим Рекомендациям.

Цель проведения мероприятий налогового контроля соответствует цели проведения налогового контроля (целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах).

1.3. При проведении мероприятий налогового контроля должностные лица налоговых органов руководствуются Кодексом, иными нормативными правовыми актами, настоящими рекомендациями, а также иными методическими документами ФНС России.

1.4. Настоящие рекомендации не распространяются на следующие мероприятия налогового контроля, проводимые в соответствии с иными специальными рекомендациями ФНС России:

получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

сообщение налогоплательщику о выявленных камеральной налоговой проверкой ошибках в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (пункт 3 статьи 88 Кодекса).

1.5. При проведении мероприятий налогового контроля в автоматизированной информационной системе налоговых органов (далее - АИС "Налог") формируются формы документов, упоминаемые в настоящих рекомендациях, а также формы документов, прилагающиеся к настоящим рекомендациям, при этом заполняются информационные ресурсы местного, регионального и федерального уровней, согласно порядкам их ведения.

1.6. При производстве действий по осуществлению налогового контроля налоговые органы вправе применить технические средства для производства фото- и киносъемки, видеозаписи хода проведения мероприятий налогового контроля, копировально-множительную технику, иные технические средства. Факты применения технических средств отражаются в соответствующих протоколах, составленных при производстве действий по осуществлению налогового контроля, к ним приобщаются материалы, полученные в результате применения технических средств (фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы).

Технические средства применяют в случаях, когда:

объем фиксируемой техническими средствами информации является значительным;

фиксирование информации техническими средствами позволяет более объективно зафиксировать необходимую информацию;

фиксирование информации техническими средствами позволяет получить более наглядную информацию;

иными средствами фиксация информации невозможна (например, применение съемных электронных носителей при выемке информации из компьютерной техники налогоплательщика).

1.7. При производстве действий по осуществлению налогового контроля вправе участвовать сотрудники органов внутренних дел, включенные в состав проверяющих на основании и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 36 Кодекса, и в соответствии с Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2/347 от 30.06.2009 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" (далее - Приказ N 495/ММ-7-2/347).

В соответствии с частью третьей статьи 11 Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы в рамках Инструкции о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения, утвержденной Приказом N 495/ММ-7-2/347, в ходе проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в которых органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами, а также в рамках предусмотренного пунктом 3 статьи 82 Кодекса информирования органами внутренних дел об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях.

При использовании налоговыми органами результатов оперативно-розыскной деятельности при реализации ими полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах в качестве доказательств по делу о налоговом правонарушении, налоговым органам необходимо учитывать, что если данные результаты не отвечают требованиям, предъявляемым арбитражным процессуальным законодательством и гражданским процессуальным законодательством к доказательствам, необходимо их закрепление в надлежащей форме путем проведения соответствующих мероприятий налогового контроля, так как в этом случае данные результаты являются лишь сведениями об источниках соответствующих фактов, а не доказательствами (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.02.99 N 18-О, от 25.11.2010 N 1487-О-О, от 25.01.2012 N 167-О-О и др.).

1.8. (с 30.07.2013) Адреса, которые, используются налоговыми органами при направлении налогоплательщикам корреспонденции по почте, указаны в пункте 5 статьи 31 Кодекса.

В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом:

налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц;

налогоплательщику - иностранной организации - по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

До утверждения ФНС России формы заявления о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, рекомендуется принимать такие заявления в произвольной форме.

1.9. Налоговым органам при проведении мероприятий налогового контроля в целях исполнения запросов компетентных органов иностранных государств необходимо учитывать следующие принципы предоставления информации:

при выполнении запросов налоговые органы руководствуются законодательством о налогах и сборах;

при выполнении запросов налоговые органы представляют либо имеющуюся информацию (в том числе полученную ранее при осуществлении налогового контроля) или проводят мероприятия налогового контроля в рамках проводимых ими камеральных или выездных налоговых проверок.

В части документов возможность истребования с 30.07.2013.

2. Вызов налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений

2.1. Налоговые органы на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений:

в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов;

в связи с налоговой проверкой;

в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Форма Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) приведена в приложении N 1 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

2.2. Вызов налогоплательщиков может осуществляться в следующих случаях (но ими не ограничивается):

1) если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы . Сведения, включаемые в Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в этом случае приведены методических рекомендациях ФНС России по данному вопросу;

Настоящие рекомендации не распространяются на работу комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы. Приведено справочно.

3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении документов (информации), справка о проведенной выездной налоговой проверке, акт налоговой проверки, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, иные документы ). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документом и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;

Настоящие рекомендации не распространяются на процедуру привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, но под иными документами могут также пониматься документы, принимаемые в рамках и по результатам данной процедуры. Приведено справочно.

4) в иных случаях.

2.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

3. Инвентаризация имущества

3.1. Инвентаризация имущества налогоплательщика осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденным приказом Минфина России и МНС России от 10.03.99 N 20н/ГБ-3-04/39.

3.2. Под имуществом согласно пункту 2 статьи 38 Кодекса в целях проведения инвентаризации понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу (за исключением имущественных прав) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

К имуществу с учетом пункта 2 статьи 38 Кодекса и в соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество.

В целях проведения инвентаризации к имуществу налогоплательщика относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы (пункт 1.3 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10.03.99 N 20н/ГБ-3-04/39).

3.3. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

3.4. Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов.

Читайте также: