Органы налоговой службы относятся к внешним пользователям которые

Опубликовано: 16.05.2024

Бухгалтеры организаций ежегодно сдают финансовую отчетность. В список отчетов входит баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях капитала. Разберемся, какие виды финансовой отчетности бывают и как заполнять формы.

Что такое финансовая отчетность

Стандартный пакет финотчетности коммерческой организации включает бухбаланс, отчет о финрезультатах, отчет о движении денежных средств и об изменениях капитала. Эти формы составлены на основе бухгалтерского учета и нужны для анализа информации о деятельности организации и планирования дальнейшего развития. В них отражается информация о финансовом положении компании, прибыльности или убыточности ее деятельности, о направлениях расходов и источниках доходов, а также о движении капитала.

Дополнительно организации готовят пояснения, а также вместе с отчетностью сдают аудиторское заключение, если подлежат обязательному аудиту.

Виды финансовой отчетности

Финансовую отчетность можно разделить на следующие виды:

1. Годовая и промежуточная отчетность

Промежуточная отчетность отличается от годовой тем, что охватывает меньший период. Ее составляют раз в месяц, квартал или полугодие. Сдавать такую отчетность в налоговую не надо, так как большинство организаций составляют ее по своему желанию и для себя или определенных внешних пользователей.

В состав промежуточной отчетности входит баланс и отчет о финансовых результатах. Промежуточные формы не утверждены законодательно. Организация может взять за базу годовые отчеты и доработать их под промежуточные.

2. Полная и упрощенная отчетность

Упрощенная отчетность доступна организациям, которые могут вести бухучет по упрощенной схеме. Это субъекты малого предпринимательства и «сколковцы».

В состав годовой упрощенной отчетности в обязательном порядке входят баланс и отчет о финрезультатах. Необходимость в остальных отчетных формах зависит от того, содержат ли они сведения, без которых нельзя объективно оценить финансовое положение и результаты деятельности организации. То есть включать их не обязательно.

Формы баланса и отчета о финрезультатах отличаются от стандартных. В них входят показатели только по группам статей без детализации.

3. Отчетность коммерческих и некоммерческих организаций

У коммерческих и некоммерческих организаций отличается состав отчетности. Так, коммерческие организации обычно отчитываются по всем формам, которые перечислены выше, а для некоммерческих есть особенности.

НКО могут не сдавать в налоговую никаких отчетов, кроме бухбаланса и отчета о целевом использовании средств, если для остальных форм нет информации. Однако в состав отчетов рекомендуется дополнительно включать отчет о финрезультатах в случаях, когда НКО получала существенный доход от предпринимательской деятельности и данных в целевом отчете недостаточно для формирования достоверного представления о результатах деятельности организации.

4. Первичная и сводная консолидированная отчетность

Первичную отчетность организации составляют по данным текущего учета. Она включает данные об одной конкретной организации.

Консолидированную отчетность составляют по группе взаимосвязанных организаций. В ней капитал, обязательства, доходы и расходы представлены как общие. Сводная отчетность показывает финансовое положение и финансовые результаты всей группы, а не каждой отдельной организации.

Правила подготовки финансовой отчетности

Правила составления отчетности утверждены в ПБУ 4/99. Из основных требований:

  • русский язык;
  • валюта РФ;
  • данные в тысячах рублей без десятичных знаков;
  • нет подчисток и помарок;
  • показатели с отрицательным значением указываются в скобках;
  • отсутствующие показатели заменяются прочерком;
  • баланс включает показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин;
  • данные отчетности за отчетный период должны быть сопоставимы с данными отчетности за прошлые периоды.

По каждому числовому показателю отчетности, кроме отчета за первый год, должны приводиться данные минимум за два года — отчетный и предыдущий.

Отчетность считается составленной после того, как ее подпишет руководитель, главбух или иное должностное лицо, ответственное за ее подписание.

Годовую отчетность нужно утвердить на общем собрании участников (акционеров). Срок для проведения собрания определяется в уставе. Он должен попадать в период:

  • для ООО — с 1 марта по 30 апреля;
  • для АО — с 1 марта по 30 июня.

Решение об утверждении отчетности оформляется протоколом общего собрания. В нем должны быть указаны номер, дата, место проведения, повестка, сведения об участниках и результатах голосования.

Если в ООО один участник, для утверждения отчетности достаточно его решения, оформленного в произвольном порядке.

Так как срок для утверждения отчетности больше, чем срок для ее подготовки. В ФНС можно сдавать и не утвержденную отчетность.

Порядок представления отчетности

Порядок представления годовой финансовой отчетности и аудиторского заключения утвержден Приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@.

Организации должны сдать отчетность в налоговую по месту своего нахождения. Срок на это — 3 месяца после окончания отчетного периода. В 2021 году крайняя отчетная дата — 31 марта.

В органы статистики отчетность за 2020 год сдавать не нужно. Эта обязанность осталась только у организаций, отчетность которых содержит сведения государственной тайны, а также в случаях, установленных Правительством РФ.

Форма представления отчетности — исключительно электронная. С 2020 года все организации не могут сдавать формы на бумаге.

Формы финансовой отчетности

Бухгалтерская отчетность составляется и представляется по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Рассмотрим содержание и порядок заполнения основных форм годовой бухгалтерской отчетности коммерческой организации.

Бухгалтерский баланс

Форма баланса утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. Он характеризует финансовое положение предприятия.

Баланс делится на два раздела — активы и пассивы. Главный принцип баланса заключается в том, что между ними должно сохраняться равенство.

Активы, в свою очередь, делятся на оборотные и внеоборотные. Оборотные включают запасы, НДС, задолженность дебиторов, финвложения и деньги. Внеоборотные — НМА, основные средства, имущество для передачи в лизинг или прокат и прочее.

Пассивы включают три раздела: капитал и два вида обязательств — сроком меньше и больше 12 месяцев. В раздел капитала также входит нераспределенная прибыль или непокрытый убыток.

Отчет о финансовых результатах

Он описывает результаты деятельности организации за год. Показывает причины, по которым образовались прибыль или убыток. Данные в отчете показываются за прошедший и предшествующий год.

Выручка в отчете отражается за вычетом НДС, акцизов и прочих обязательных платежей. Уменьшив ее на себестоимость продаж, можно получить валовую прибыль. Она показывает прибыль (убыток) от продаж после уменьшения на коммерческие и управленческие расходы. Для выявления чистой прибыли (убытка) дополнительно учитываются проценты, прочие доходы и расходы, налог на прибыль, изменения ОНО и ОНА.

Показатель чистой прибыли должен быть равен конечному сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки», которые при реформации баланса списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Отчет об изменении капитала

Капитал — это вложения собственников и прибыль, накопленная за все время работы предприятия. Отчет об изменениях капитала состоит из трех разделов: движение капитала, корректировки и чистые активы.

Первый раздел содержит информацию об изменениях величины собственного капитала. К нему относятся уставный, добавочный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль.

Второй раздел заполняют, если в отчетном году организация исправляла ошибки прошлых лет с использованием счета 84 или если в отчетном году изменилась учетная политика. Суммы за прошедшие годы нужно откорректировать, чтобы сопоставить величину капитала прошлого и позапрошлого года с отчетным.

В третьем разделе приводится информация о чистых активах за три года — 31 декабря отчетного года и двух предыдущих.

Отчет о движении денежных средств

Этот отчет представляет собой обобщение данных о деньгах компании и их эквивалентах. В нем раскрываются данные о том, какими суммами располагало предприятие на начало года и сколько осталось на конец. Отчет характеризует три вида движения денег: в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

По своей сути отчет о движении денежных средств является пояснением строки 1250 бухбаланса. В ней должно быть указание на его наличие.

Пояснения к балансу и отчету о финрезультатах

Пояснения раскрывают сведения, которые относятся к учетной политике организации. А также они содержат дополнительную информацию, которая не входит в баланс и отчет, но нужна пользователям финотчетности для понимания процессов и состояния организации.

Пояснения раскрывают дополнительные данные:

  • о нематериальных активах;
  • основных средствах;
  • финансовых вложениях;
  • дебиторской задолженности;
  • изменениях в капитале;
  • акциях, выпущенных акционерным обществом;
  • резервах предстоящих расходов и платежей, оценочных резервах;
  • кредиторской задолженности;
  • объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и рынкам сбыта;
  • затратах на производство;
  • и прочих составляющих деятельности организации.

Эта информация представляется в виде отдельных отчетных форм и в виде пояснительной записки. Статья отчетности, к которой даны пояснения, должна иметь указание на их наличие.

Инструменты для работы с отчетностью

Чтобы сделать работу с отчетностью проще, создано множество специальных сервисов и программ. Они автоматизируют расчеты, помогают оптимизировать задачи и тратить на отчетность меньше времени.

Самый базовый инструмент — учетная программа. Сейчас осталось мало компаний, которые ведут учет и формируют отчетность вручную. Крупные предприятия уже давно перешли на специальные программы, которые позволяют нескольким бухгалтерам работать вместе и выполнять все свои задачи: вести учет первичных документов, сводить данные по подразделениям, формировать отчетность, готовить аналитику по любым параметрам и многое другое. К таким программам относится Контур.Бухгалтерия Актив.

Малый бизнес часто выбирает онлайн-сервисы, которые помогают выполнять базовые бухгалтерские операции и сдавать отчетность: Контур.Бухгалтерия или Контур.Эльба.

Еще один незаменимый инструмент — пакет программ Microsoft Office. Например, Excel часто используют финансовые директоры и экономисты для формирования внутренней аналитики, нестандартных подсчетов, составления специальных таблиц. Все это помогает руководству принимать верные управленческие решения.

Сдавать бухгалтерскую отчетность теперь можно только в электронном формате. Для этого можно использовать электронный сервис ФНС или подключить специальную систему для онлайн-сдачи отчетности — Контур.Экстерн.

Как сдать финансовую отчетность через Экстерн

Экстерн — система для подготовки и сдачи отчетности через интернет. Она позволяет отчитываться в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, ФСРАР и РПН. Все отчетные формы обновляются автоматически.

Кроме сдачи отчетов пользователи Экстерна могут:

  • проводить сверку с контрагентами и контролирующими органами;
  • проверять потенциальных партнеров;
  • заказывать неограниченное количество выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • пользоваться справочно-правовой системой;
  • смотреть вебинары и читать экспертные статьи об учете и отчетности.

Протестируйте все возможности сервиса бесплатно по акции «Тест-драйв».

Пользователи бухгалтерской отчетности – это юридические или физические лица, заинтересованные в информации об организации (ПБУ 4/99).

При этом, учитывая открытость бухгалтерской отчетности, ее пользователем может стать любое юридическое или физическое лицо (п. 42 ПБУ 4/99).

Отметим, что организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Каким пользователям представление бухгалтерской отчетности обязательно к исполнению

Предприятия всех организационно-правовых форм в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ представляют бухгалтерскую отчетность следующим пользователям:

собственникам предприятия (участникам, учредителям, акционерам) в соответствии с учредительными документами;

органу государственной налоговой службы по месту регистрации предприятия;

территориальным органам государственной статистики по месту регистрации предприятия (только годовую отчетность);

государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом;

другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям в соответствии с законодательством.

Для каких пользователей представляет интерес бухгалтерская отчетность организации

Интерес, проявляемый к бухгалтерской отчетности организации, бывает различного рода.

В первую очередь, потенциальных и реальных инвесторов, собственников бизнеса, которые заинтересованы в непрерывном и прибыльном функционировании компании; поставщиков и покупателей, которые ожидают своевременного и полного выполнения обязательств по хозяйственным договорам. Относят к пользователям и аудиторские компании, банки, различного рода объединения (в т.ч. профессиональные), государство, к примеру, в лице налоговых органов, и т.д. Руководство организации для верных решений ежедневно пользуется информацией о хозяйственной деятельности предприятия.

К пользователям бухгалтерской отчетности можно отнести и работников организации, которые должны быть уверены, что организация как работодатель будет способна оплачивать их труд. Так, работникам организации интересна информация, которая позволяет им оценить способность предприятия выплачивать заработную плату своевременно и в полном объеме, предоставлять социальные льготы.

Собственники предприятия путем анализа бухгалтерской отчетности оценивают финансовые перспективы предприятия в будущем и возможность дальнейшего получения доходов. Инвесторы, предоставляющие собственный капитал, хотят получить представление о размере причитающихся дивидендов, о возможных рисках, которые связаны с инвестиционными вложениями. Кредиторам и заимодавцам необходима достоверная информация, которая позволяет им оценить возможность предприятия вовремя погасить долг по кредиту или займу и выплатить причитающиеся проценты по кредитам и займам в полном объеме.

Контрагенты организации (покупатели и поставщики) заинтересованы в налаживании деловых связей. Поставщиков интересует своевременная и полная оплата за поставку своей продукции, оказание услуг или выполнение работ. Покупателей интересует информация о возможностях компании выполнять свои договорные обязательства.

Налоговым и финансовым органам необходима информация для проверки правильного исчисления налоговой базы и для контроля за своевременным перечислением в бюджет налогов и сборов.

Правительственным органам также нужна достоверная информация для того, чтобы регулировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий, формировать политику в налоговой сфере.

Внешние и внутренние пользователи бухгалтерской отчетности

Все пользователи отчетности делятся на внешних и внутренних пользователей бухгалтерской отчетности.

При этом собственники предприятия, администрация в лице руководителей компании и работники организации обычно именуются внутренними пользователями бухгалтерской отчетности, а все остальные пользователи относятся к внешним пользователям бухгалтерской отчетности.

К внешним пользователям бухгалтерской отчетности относятся, например, инвесторы, кредиторы предприятия, поставщики, клиенты, общественность и т.д.

Внешние пользователи бухгалтерской отчетности осуществляют свою деятельность вне организации, и их можно разбить на такие группы:

пользователи, имеющие прямой финансовый интерес;

пользователи, имеющие косвенный финансовый интерес;

пользователи, не имеющие финансового интереса.

Пользователи с прямым финансовым интересом

К пользователям, имеющих прямой финансовый интерес, можно отнести участников (собственников) предприятия, настоящих и потенциальных инвесторов и кредиторов (в том числе поставщиков), а также банки, выдающие кредит предприятиям, которые на основе информации из бухгалтерской отчетности разрабатывают возможные варианты предоставления кредитов, просчитывают вероятность и сроки погашения выданных кредитов.

Прямой финансовый интерес заключается в анализе пользователями бухгалтерской отчетности результатами деятельности предприятия. Предметом анализа является анализ финансового положения компании, результатов ее деятельности, ликвидности бухгалтерского баланса.

Пользователи с косвенным финансовым интересом

К пользователям с косвенным финансовым интересом можно отнести налоговые и финансовые органы, обслуживающие организацию банки, страховые и лизинговые компании, профсоюзы и т.д. В эту группу пользователей бухгалтерской отчетности также можно включить заказчиков, которые интересуются информацией о перспективах дальнейшего существования организации. Косвенный интерес заключается в заинтересованности в успешном функционировании организации в настоящем и будущем.

Пользователи без финансового интереса

К пользователям без финансового интереса можно отнести органы статистики, арбитражные суды, аудиторские компании, биржи. Пользователи этой группы проявляют интерес к бухгалтерской отчетности для:

проверки соответствия совершаемых операций действующему законодательству (арбитражные суды, аудиторские компании);

получения необходимой статистической информации для пополнения данных на макроуровне путем обобщения показателей отчетности отдельных организаций (федеральная служба государственной статистики).

Требования к бухгалтерской отчетности

Учитывая множественность пользователей и их интересов одно из главных требований при составлении бухгалтерской отчетности – это ее нейтральность.

При этом все пользователи бухгалтерской отчетности заинтересованы в полной и достоверной бухгалтерской отчетности, сформированной с учетом этих требований. Ведь отчетность должна давать пользователям возможность реально оценивать финансовое положение организации, ее финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении а, следовательно, и принимать на основе такой бухгалтерской отчетности обоснованные решения.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.


Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ)

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29

Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22

Общества взаимного страхования

Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5

Организации - организаторы торговли

Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3

Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22

Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Пользователей, заинтересованных в информации о деятельности организации, можно условно разделить на две категории: внутренние и внешние.

К внутренним пользователям относят управленческий персонал, который принимает решения производственного и финансового характера.

Внутренними пользователями финансовой отчетности являются:

•нынешние и потенциальные собственники организации — для

определения увеличения или уменьшения доли собственных

средств, оценки эффективности использования ресурсов руководством. Им важно знать, каковы будут отдача от вложенных

средств, прибыльность и рентабельность, уровень экономического риска, возможность потери своих капиталов;

руководители и специалисты экономических служб — для определения путей повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Невозможно руководить и принимать

хозяйственные решения, не зная финансового состояния организации. Для финансовых менеджеров важной является

оценка эффективности принимаемых ими решений, используемых в хозяйственной деятельности ресурсов и полученных

финансовые менеджеры различных уровней — для определения

потребности в финансовых ресурсах, оценки правильности

принятых инвестиционных решений, эффективности структуры капитала, основных направлений дивидендной политики,

составления прогнозных форм отчетности, осуществления

предварительных расчетов финансовых показателей будущих

периодов, оценки возможности слияния с другой фирмой или

ее приобретения, структурной реорганизации;

профсоюзы — для определения требований в отношении заработной платы, условий трудовых соглашений, оценки тенденций развития отрасли в целом;

юристы — для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате

дивидендов, определения условий пенсионного обеспечения;

служащие — для определения уровня заработной платы и

оценки перспектив работы в данной организации.

Среди внешних пользователей отчетности выделяются пользователи как непосредственно заинтересованные в деятельности организации, так и опосредованно заинтересованные в ней. В зарубежных странах отчетность, доступная внешним пользователям, называется отчетностью общего пользования (в отличие от специальной отчетности — налоговых деклараций, справок для кредитных организаций).

Внешними пользователями отчетности являются:

органы государственного управления — для оценки экономического положения отрасли и региона, контроля над деятельностью местных организаций и иногородних филиалов, выработки финансовой политики;

государство в лице органов, которые проверяют правильность

составления документов, расчета налогов, определяют налоговую политику;

регистрирующие и другие государственные органы, принимающие решения о регистрации организаций, приостановке

деятельности организаций, оценивающие необходимость изменения методов учета и составления отчетности;

• налоговые, правоохранительные и контролирующие органы -

для контроля над соблюдением действующего законодательства, выполнением обязательств по налогам и сборам;

• потенциальные инвесторы • - для обоснованного принятия

решений по поводу возможности приобретения акций конкретных организаций, выбора инвестиционных решений, возможности реализовать инвестиционную программу;

• деловые партнеры — для решения вопросов о целесообразности заключения договоров (сделок), оценки оплаты постав

ленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

• банки -для определения условий кредитования и оценки

возможности возврата выданных кредитов;

• арбитражные суды и федеральное управление по делам неплатежеспособности, принимающие решения о банкротстве и на

значении процедур санации;

аудиторские службы, проверяющие данные отчетности на соответствие законодательству, общепринятым правилам учета и

отчетности в целях защиты интересов различных субъектов;

консультанты по финансовым вопросам - для выработки рекомендаций клиентам относительно помещения их капиталов

в ту или иную организацию;

пресса и информационные агентства — для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности организаций и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;

торгово-производственные ассоциации — для проведения статистических обобщений сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;

поставщики и покупатели, определяющие деловые связи с

Важнейший элемент информационного обеспечения процесса управления финансами — финансовая отчетность.

Ответственность потока информации между организацией и финансовыми рынками несут финансовые менеджеры. Информация, которую получат внешние пользователи, влияет на принимаемые управленческие решения. Решения внешних пользователей при прочих равных условиях принимаются на основе ограниченного круга показателей финансовой отчетности. Эти показатели находятся в центре внимания финансового менеджера и являются завершающей точкой в ходе оценки влияния принятых управленческих решений на финансовое положение организации.

По степени доступности к информации выделяют следующие группы пользователей:

субъекты неограниченного доступа. Они имеют доступ ко всей

информации, включая элементы планирования, прогнозирования, которые составляет коммерческую тайну, или ноу-хау

(например, собственники, отдельные представители персонала, руководство, финансовые менеджеры);

субъекты формального доступа. Это лица, имеющие право

доступа ко всей информации, относящейся к бухгалтерскому

учету и отчетности. Они лишены права разглашения информации, к которой имеют доступ (например, заимодавцы, на

логовые органы, аудиторские фирмы, консультанты);

субъекты внешнего доступа. Они имеют доступ к финансовой

отчетности, а также к информации, публикуемой и оглашаемой только с разрешения руководящих органов организации

(например, клиенты, пресса и т.д.).

Разработаны принципы и стандарты финансового учета и отчетности, на основе которых происходит регистрация организаций. Национальные стандарты призваны обеспечивать поток информации между организацией и финансовыми рынками. Учет и отчетность российских организаций находятся в стадии трансформации применительно к условиям рыночной экономики. В ряде случаев отчетность, построенная по стандартам плановой экономики, не дает возможности непосредственно получать всю финансовую информацию без предварительной ее корректировки для принятия финансовых и управленческих решений. При рыночных отношениях круг пользователей отчетности значительно шире, чем в условиях планово-административной системы, где единственным внутренним и внешним пользователем отчетности выступало государство либо в форме вышестоящих звеньев управления (министерства, налоговые органы, статистические службы), либо в лице руководства, которое было ориентировано на выполнение государственных планов и заданий.

Бухгалтерская информация – итоговая финансовая информация, получаемая из отдела бухгалтерии, согласно требованиям предоставления.

Бухгалтерские документы

Вся финансовая информация заложена в бухгалтерских документах, которые обладают неотъемлемыми критериями актуальности и объективности. К основным составляющим бухгалтерских документов относят:

  • Первичные учетные документы
  • Учетные регистры, книги, журналы
  • Бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств, налоговые декларации, прочие
  • Материалы инвентаризации

Информация, представленная в бухгалтерской отчетности, - самый полный и достоверный источник данных об организации и ее жизнедеятельности. Обладая ею, профессионалы имеют возможность оценить любые ресурсы компании, успешность ее политики, а также расходы на всевозможные нужды.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации 480 руб.
  • Реферат Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации 280 руб.
  • Контрольная работа Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации 200 руб.

Пользователем бухгалтерской информации является конкретное лицо, как физическое, так и юридическое, которое заинтересовано в получении информации о деятельности организации, и, конечно подразумевается, что данное лицо имеет право получать информацию и ее изучать. Выделяют 2 вида пользователей внутренние и внешние. Следует отметить, что интересы внешних и внутренних пользователей могут не совпадать, а иногда и противоречат друг другу.

Внутренние пользователи бухгалтерской информации

Под понятием «внутренние пользователи» бухгалтерской информации понимают работников данного предприятия, которые, получая данную информацию, принимают управленческие, административные и прочие решения или используют ее в личных целях.

Обычно у внутренних пользователей бухгалтерской информацией есть доступ к ней. Это означает, что пользователями в данном случае являются:

  • Все прочие, помимо отдела бухгалтерского учета, отделы организации - узнают о факте поступления денег от покупателей за проданные товары, оказанные услуги; о факте оплаты поставщику по полученным оригиналам документов; о выставленном счете покупателю и т.п.
  • Руководители организации изучают результаты деятельности всего предприятия; утверждают бухгалтерскую отчетность; принимают стратегические управленческие решения на ее основе
  • Работники финансовых, планово-экономических, сметных отделов – в большинстве своем они используют данные бухгалтерского учета как основу своей работы, анализов, планирования
  • Работники внутреннего контроля, аудита – их основная обязанность проверять ведение бухгалтерского учета на предприятии и следование утвержденным внутренним политикам, нормативам и предписаниям
  • Любой сотрудник предприятия может запросить и получить данные о своей задолженности перед работодателем по авансам полученным, проведенным авансовым отчетам по командировке или представительских расходах; о начисленной \ удержанной заработной плате, прочих компенсациях и выплатах; о перечисленных компанией средствах в пенсионные и налоговые органы только за самого себя

Внешние пользователи бухгалтерской информации

Внешние пользователи бухгалтерской информации - лица, не работающие на предприятии, но заинтересованные в получении данных бухгалтерского учета. Часть этих пользователей не имеют интереса к бухгалтерским отчетам предприятия, но они обладают правом доступа к ней с целью выполнения своих трудовых обязанностей.

К внешним пользователям бухгалтерской информации относятся:

  • Покупатели и поставщики, банки – сверка расчетов с контрагентами
  • Аудиторы (внешние) – для проведения аудиторских проверок
  • Налоговые, статистические органы, фонды страхования – получение и обработка данных бухгалтерского учета, согласно нормам законодательства. Налоговые органы непосредственно видят первичные бухгалтерские документы во время камеральных и выездных проверок
  • Потенциальные инвесторы – для принятия решения о целесообразности вложений

Таким образом, видно, сколько заинтересованных сторон появляется и оказывается в получении данных бухгалтерского учета.

Читайте также: