Организация расчетов с бюджетом по федеральным налогам

Опубликовано: 14.05.2024

В системе налогообложения РФ действуют три уровня налоговых сборов: региональные, местные и федеральные. Каждый вид налогов обладает определенными особенностями, но основное их разделение осуществляется по месту распространения. Сборы федерального характера взимаются на всей территории России. Устанавливает порядок и особенности их уплаты Налоговый Кодекс РФ. Подробней о внесении федеральных налогов в казну, их перечне и нюансах расчета поговорим сегодня.

Организация расчетов с бюджетом по федеральным налогам

Согласно 12-ой статье Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ), федеральными налогами являются все сборы, взимаемые с субъектов налогообложения на всей территории нашей страны. Вырученные подобным образом деньги поступают в федеральный бюджет РФ и ежегодно расходуются на благо государства по решению Минфина.

Порядок и особенности уплаты федеральных налогов определены одним единственным законодательным актом – уже упомянутым НК. Все положения относительно этих сборов регламентированы именно главным налоговым нормативно-правовым документом. Те же региональные и местные налоги могут регулироваться другими законодательными актами, в чем заключается одно из отличий между сборами разного вида.

По своей сути, федеральные налоги – это наивысший уровень в системе налогообложения РФ. Пополняя одноименный бюджет, данные сборы представляют собой его основной и важнейший наполнитель. Специфичными свойствами федеральных налогов, в отличие от иных уровней налогообложения, считаются:

Федеральные налоги

  • Общеобязательность их внесения в казну, реализуемого в соответствии с НК РФ (за исключением некоторых видов сборов, от уплаты которых освобождены конкретные группы налогоплательщиков).
  • Полное перечисление собранных средств в федеральный бюджет страны (лишь несколько видов сборов распределяются в ином порядке, например: налог на полученную прибыль распределяется между региональным и федеральным бюджетами в соотношении «9 к 1»).
  • Фиксированный и редко изменяемый перечень.

Порядок уплаты федеральных налогов полностью определен НК РФ и зависит от их конкретного вида. В остальных аспектах этот уровень налогообложения реализуется в стандартном для данного понимания порядке и профильных особенностей не имеет.

Перечень актуальных сборов

В целом, сущность федеральных налогов предельна проста. Все они представляют сборы в федеральный бюджет РФ и четко регулируются НК. Основной перечень этих налогов не меняется долгий период времени и представлен:

  1. Налогом на добавленную стоимость (НДС), взимаемым как с физлиц и ИП, так и с компаний. Реализуется данный сбор с налогоплательщиков, которые занимаются оказанием услуг или продажей товаров, а также ввозом таковых через границу в нашу страну. Порядок уплаты НДС регулируют 143, 146 и 164 статьи НК РФ
  2. Акцизными налогами, связанными с процедурами над подакцизными товарами. По аналогии с НДС, акцизы уплачиваются всеми типами налогоплательщиков. Порядок их уплаты определен в 179-ой, 182-ой и 193-ей статьях НК РФ.
  3. Налогом на доход физических лиц (НДФЛ) – сбором, который не требует профильных пояснений. В основном, порядок уплаты этого налога отражен в 207-ой, 209-ой и 224-ой статьях НК РФ.

Виды налогов

Как видите, все федеральные налоги относятся к группе типовых бюджетных платежей. Большинство из них четко обоснованы во 2-ой части Налогового Кодекса, поэтому с сущностью уплаты подобных сборов и особенностях процесса разобраться довольно-таки просто. Достаточно обратиться к соответствующим положениям главного налогового акта в законодательстве РФ.

Виды федеральных налогов, ставки по ним и объекты налогообложения

Перечень федеральных налогов небольшой и имеет фиксированный вид. Несмотря на это, классификация данных сборов поистине широка. Основное подразделение федеральных налогов реализуется по объекту налогообложения. На данный момент выделяют сборы, взимаемые с:

Расчет налогов

  • доходов налогоплательщиков (зарплата физлиц, прибыль ИП и другое)
  • факта использования государственных владений (вода, ресурсы из недр и т.п.)
  • получаемых субъектами налогового права услуг при работе с госорганами (при рассмотрении госпошлин)
  • реализации товаров и услуг (акцизы, НДС)

Налоговая ставка на федеральные налоги – понятие в высшей степени гибкое. Порядок ее определения для каждого вида сбора определен НК РФ и зависит от многих факторов. Фиксированными ставками наделены налоги следующего вида:

  • НДС – 0-18% (164-ая статья)
  • НДФЛ – 13, 30 и 35% (224-ая статья)
  • Сбор с получаемой прибыли организаций – 20% (284-ая статья)

У остальных федеральных налогов налоговая ставка определяется для каждого субъекта в индивидуальном порядке. Зачастую на итоговый вид ставки влияют:

  • статус и тип налогоплательщика
  • положения НК РФ относительно конкретного сбора
  • вид динамических показателей, учитывающихся при расчете некоторого налога

Налоговая ставка – крайне обширное определение, поэтому рассматривать его в контексте настоящей статьи довольно-таки сложно. При необходимости узнать ставки по сборам следует обращаться к соответствующим статьям НК РФ, отмеченным ранее.

В принципе, наиболее важная информация по федеральным налогам подошла к концу. Данные сборы – основа федерального бюджета РФ, так как ежегодно наполняют его новыми и новыми вливаниями. Надеемся, представленный материал дал возможность всем читателям нашего ресурса понять сущность федеральных налогов, порядок их уплаты и особенности этого процесса.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

  • Операционная работа и международные операции
    • Денежные переводы
      • Переводы в рублях
      • Переводы в иностранной валюте
      • Электронные денежные переводы
      • Платежные карты
      • Безопасность денежных переводов
    • Документарные операции
      • Расчеты по аккредитивам
      • Банковские гарантии
      • Расчеты инкассовыми поручениями и чеками
      • Торговое финансирование
      • Риски документарных операций
    • Валютный контроль
      • Валютный контроль за операциями физлиц
      • Валютный контроль за операциями юрлиц
      • Нарушение валютного законодательства
    • Журналы по расчетам и операционной работе
    • Методические пособия (Операционная работа и международные операции)
    • Статьи из пособий (Операционная работа и международные операции
  • Риск-менеджмент
    • Риски портфелей (продуктов)
      • Риски розничного портфеля
      • Риски корпоративного портфеля
      • Риски портфеля ценных бумаг
      • Риски платежных систем
    • Виды рисков
      • Кредитный риск
      • Рыночный риск
      • Риск ликвидности
      • Операционный риск
      • Нефинансовые риски
    • Журналы по управлению рисками
    • Методические пособия (Риск-менеджмент)
    • Статьи из пособий (Риск-менеджмент)
  • Банковское кредитование и ритейл
    • Розничные продукты
      • Розничные кредиты
      • Банковские карты
      • Наличность и чеки
      • Вклады и драгметаллы
      • Микрофинансирование
      • Private Banking
    • Розничные технологии
      • Технологии продаж
      • Мобильный банкинг
      • Интернет банкинг
      • Платежные терминалы и банкоматы
    • Бизнес-процессы
      • Взаимодействие с контрагентами
      • Обслуживание клиентов
      • Персонал и кадры
    • Кредитный анализ
      • Оценка финансового состояния заемщика
      • Отраслевой анализ
      • Оценка риска заемщика
      • Лимиты кредитования
      • Формирование резервов
      • Оценка кредитного портфеля
    • Кредитные продукты
      • Корпоративные кредиты
      • Кредиты МСБ
      • Кредиты физлицам
      • Долгосрочное финансирование
      • Синдицированное кредитование
    • Обеспечение кредита
      • Залог
      • Гарантия
      • Поручительство
    • Обслуживание кредита
      • Мониторинг выданных кредитов
      • Внесудебное взыскание просроченной задолженности
      • Судебное взыскание просроченной задолженности
      • Кредитное мошенничество
    • Журналы по кредитованию и рознице
    • Методические пособия (Банковское кредитование и ритейл)
    • Статьи из пособий (Банковское кредитование и ритейл)
  • Внутренний контроль, аудит и комплаенс
    • Внутренний контроль и аудит
      • Аудит бизнес-процессов
      • Аудит банковских операций
      • Контроль банковских рисков
      • Контроль за банковскими рисками
      • Обеспечение непрерывности банковской деятельности
    • Финансовый мониторинг
      • Идентификация клиентов и выгодоприобретателей
      • Выявление подозрительных операций
      • Риск вовлечения банка в процессы легализации ПД/ФТ
    • Информационная безопасность
      • Безопасность персональных данных
      • Защита от угроз
      • Риски электронного банкинга
    • Комплаенс - контроль
      • Договорная политика
      • Финансовый контроль
      • Налоговый риск
    • Журналы по внутреннему контролю, аудиту и комплаенс
    • Методические пособия (Внутренний контроль & комплаенс)
    • Статьи из пособий (Внутренний контроль & комплаенс)
  • Бухучет и налогообложение
    • Бухучет и отчетность
      • Организация бухучета и документооборот
      • Порядок учета банковских операций
      • Отчетность по РПБУ
    • Налогообложение
      • Налог на прибыль
      • Налог на добавленную стоимость
      • Налог на доходы физических лиц
      • Имущественные налоги
      • Трансфертное ценообразование
      • Налоговая отчетность
    • Международная отчетность
      • Международные стандарты отчетности
      • Трансформация отчетности
      • Раскрытие информации
      • Аудит международной отчетности
    • Журналы по бухучету и налогобложению
    • Методические пособия (Бухучет и налогообложение)
    • Статьи из пособий (Бухучет и налогообложение)
  • Юридическая работа
    • Правовое регулирование деятельности банка
      • Банковский надзор
      • Правоотношения с контрагентами
      • Административная ответственность
    • Юридическое сопровождение банковских операций
      • Кредитные договоры
      • Обеспечение сделок
      • Уступка прав требования
      • Ценные бумаги; вклады и депозиты
      • Переводы и документарные операции
    • Арбитражная практика
      • Взыскание просроченной и проблемной задолженности
      • Обращение взыскания на залоги
      • Банкротство и исполнительное производство
      • Банковский счет и комиссии
      • Налоговые споры
    • Журналы по юридической работе
    • Методические пособия (Юридическая работа)
    • Статьи из пособий (Юридическая работа)
  • Управление банком
    • Управление капиталом банка
      • Регулирование и надзор (БКБН + ЦБ РФ)
      • Управление банковскими рисками
      • Финансовый анализ
      • Слияния и поглощения
    • Стратегический менеджмент
      • Стратегическое планирование
      • Управление качеством
      • Построение и развитие филиальной сети
      • Инвестиционный банкинг
    • Корпоративное управление
      • Взаимодействие с учредителями и акционерами
      • Финансовое планирование
      • Управление персоналом
    • Журналы по вопросам управления
    • Методические пособия (Управление банком)
    • Статьи из пособий (Управление банком)


Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по региональным налогам версия для печати


Е.М. Яковлева ОАО «Нордеа Банк», управление методологии финансов, учета и отчетности, главный специалист

От основных принципов бухгалтерского учета расчетов с бюджетом кредитной организации по федеральным налогам, рассмотренных в прошлом номере[1], перейдем к порядку бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по региональным и местным налогам, а также страховым взносам. Региональными являются налог на имущество и транспортный, а местным — земельный налог. Каковы же особенности отражения операций по расчету с бюджетом, в том числе особенности ведения аналитического учета?

Напомним, что кредитная организация формирует свою учетную политику согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами, а также Положением Банка России от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». Учетная политика организации.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Виды налогов

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет несколько видов налогов. Налоговая система России включает в себя:

  • федеральные налоги и сборы, идущие в государственный бюджет и обязательные к уплате на всей территории России;
  • региональные налоги, определяемые НК РФ и субъектами РФ, и обязательные к уплате на территории определенного субъекта Российской Федерации;
  • местные налоги, определяемые НК РФ и органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории определенного муниципального образования;
  • специальные налоговые режимы.

Налоговым кодексом РФ регулируется система налогов, их отмена, льготы, формы и способы уплаты, наложение штрафов за неуплату. Федеральные налоги и сборы в России определены Налоговым кодексом для всей территории страны. Их основная роль заключается в формировании финансовых ресурсов государства. Данный вид налогов обязательно уплачивается на всей территории страны. При этом применение специальных налоговых режимов в определенных случаях упраздняет некоторые виды федеральных налогов или корректирует налоговую ставку.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Учет расчетов по федеральным налогам 450 руб.
  • Реферат Учет расчетов по федеральным налогам 220 руб.
  • Контрольная работа Учет расчетов по федеральным налогам 190 руб.

К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • акциз;
  • налог на прибыль;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • государственные пошлины,
  • водный налог,
  • сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Рассмотрим их особенности подробнее.

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость или сокращенно НДС является одним из двух главных видов федеральных налогов. В государственный бюджет перечисляется определенный процент от добавленной стоимости. Добавленная стоимость представляет собой разницу между конечной ценой товара, услуги и материальными затратами на производство и обращение данных товаров, услуг. НДС относится к группе косвенных налогов. Ставка указанного налога рассчитывается как процент от разницы между ценой реализации, отраженной в книге продаж и суммой, перечисленной поставщику и отраженной в книге покупок.

Когда же приобретается товар или иные ТМЦ, то можно возместить налог из бюджета. Правила учета при этом следующие: НДС выделяется из общей суммы покупки и учитывается на 19 счете «НДС по приобретенным ценностям». Проводки в бухгалтерском учете делаются следующие:

  • отражение НДС по приобретенным ценностям:
    • Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»
    • Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • НДС предъявлен к вычету:
    • Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
    • Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Начисление НДС от продажи активов, работ или услуг отражается следующей записью:

  • Дебет 90 «Продажи»
  • Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Таким образом, возмещаемый НДС консолидируется в дебете 68 счета. В итоге формируется сумма налога к перечислению в бюджет, определяемая как разность между дебетовым и кредитовым оборотом по счету 68. Если кредитовый оборот больше дебетового, то необходимо разницу перечислить в бюджет, а если наоборот — разницу должно возместить государство.

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц или сокращенно - НДФЛ относится к прямым налогам. Данный налог взимается со всех резидентов Российской Федерации. Это процент с совокупного дохода налогоплательщика. Законодательством в отношении НДФЛ предусмотрены некоторые налоговые льготы, так называемые, имущественные вычеты, которые позволяют уменьшить налоговое бремя налогоплательщика. Налоговая ставка для данного налога едина на всей территории России и равна 13%.

Работодатель обязан исчислять и уплачивать данный налог за каждого своего сотрудника, являющегося налогоплательщиком. Основные проводки, связанные с НДФЛ, следующие:

начислен (удержан) НДФЛ: Дебет 70 «Ф.И.О. сотрудника» Кредит 68 «НДФЛ»

НДФЛ перечислен в бюджет: Дебет 68 «НДФЛ» Кредит 51 «Расчетный счет»

Акциз

Акцизы относятся к группе косвенных налогов. Фактически их оплачивает покупатель, при покупке определенного товара или пользовании определенной услугой. К подакцизным, как правило, относятся товары, производство которых монополизировано государством: напитки алкогольные, табачные изделия, украшения из драгоценных металлов, автомобили, горюче-смазочные материалы. Акциз рассчитывается обособленно для каждого вида товара, услуги.

Налог на прибыль

Налог на прибыль организаций представляет собой процент, перечисляемый от прибыли налогоплательщика. Прибылью в данном случае считается сумма дохода за минусом материальных затрат на приобретение и производственных расходов. Налог на прибыль - это прямой налог. Налоговая ставка по данному налогу составляет 20% и рассчитывается на основании налоговой декларации. Налоговый период по налогу на прибыль составляет один календарный год. Уплачивается данный налог авансовыми платежами, которые рассчитываются на основании доходов за предыдущий налоговый период.

Налог на прибыль отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:

  • Дебет 99 – Кредит 68 - начисление условного расхода по налогу;
  • Дебет 68 – Кредит 99 - условный доход.

Государственная пошлина

Государственная пошлина относится к сборам, уплачиваемым в государственный бюджет за совершение юридических действий, выдачу документов, разрешений, лицензий при обращении в различные государственные органы. Госпошлина уплачивается до совершения юридически значимого действия физическими лицами и организациями. Сумма пошлины зависит от действия, за которое она уплачивается.

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых или сокращенно – НДПИ носит воспроизводственный характер. Налогоплательщиками данного налога являются пользователи недр земли, получающих от такого использования прибыль. Объектами обложения НДПИ являются полезные ископаемые, которые добыты на территории Российской Федерации. Налоговая база по НДПИ - стоимость полезных ископаемых. Налогоплательщик должен самостоятельно рассчитывать налоговую базу по данному налогу, ориентируясь при этом на расчетную стоимость и цену товара.

Водный налог

Водный налог уплачивают налогоплательщики - предприятия или физические лица, которые осуществляют специальное водопользование, подлежащее налогообложению по законодательству РФ. К таким видам водопользования относятся:

  • забор воды,
  • использование акватории для получения прибыли,
  • использование водных ресурсов для гидроэнергетики или сплава древесины.

Налоговая база по водному налогу рассчитывается отдельно для каждого объекта.

Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами призван обеспечивать приобретение лицензии, позволяющей использовать объекты животного мира и водные биологические ресурсы для получения прибыли. Оплата сбора осуществляется в момент получения лицензии в виде разового или регулярных взносов. Для каждого объекта налогообложения устанавливается определенная налоговая ставка.

  • Операционная работа и международные операции
    • Денежные переводы
      • Переводы в рублях
      • Переводы в иностранной валюте
      • Электронные денежные переводы
      • Платежные карты
      • Безопасность денежных переводов
    • Документарные операции
      • Расчеты по аккредитивам
      • Банковские гарантии
      • Расчеты инкассовыми поручениями и чеками
      • Торговое финансирование
      • Риски документарных операций
    • Валютный контроль
      • Валютный контроль за операциями физлиц
      • Валютный контроль за операциями юрлиц
      • Нарушение валютного законодательства
    • Журналы по расчетам и операционной работе
    • Методические пособия (Операционная работа и международные операции)
    • Статьи из пособий (Операционная работа и международные операции
  • Риск-менеджмент
    • Риски портфелей (продуктов)
      • Риски розничного портфеля
      • Риски корпоративного портфеля
      • Риски портфеля ценных бумаг
      • Риски платежных систем
    • Виды рисков
      • Кредитный риск
      • Рыночный риск
      • Риск ликвидности
      • Операционный риск
      • Нефинансовые риски
    • Журналы по управлению рисками
    • Методические пособия (Риск-менеджмент)
    • Статьи из пособий (Риск-менеджмент)
  • Банковское кредитование и ритейл
    • Розничные продукты
      • Розничные кредиты
      • Банковские карты
      • Наличность и чеки
      • Вклады и драгметаллы
      • Микрофинансирование
      • Private Banking
    • Розничные технологии
      • Технологии продаж
      • Мобильный банкинг
      • Интернет банкинг
      • Платежные терминалы и банкоматы
    • Бизнес-процессы
      • Взаимодействие с контрагентами
      • Обслуживание клиентов
      • Персонал и кадры
    • Кредитный анализ
      • Оценка финансового состояния заемщика
      • Отраслевой анализ
      • Оценка риска заемщика
      • Лимиты кредитования
      • Формирование резервов
      • Оценка кредитного портфеля
    • Кредитные продукты
      • Корпоративные кредиты
      • Кредиты МСБ
      • Кредиты физлицам
      • Долгосрочное финансирование
      • Синдицированное кредитование
    • Обеспечение кредита
      • Залог
      • Гарантия
      • Поручительство
    • Обслуживание кредита
      • Мониторинг выданных кредитов
      • Внесудебное взыскание просроченной задолженности
      • Судебное взыскание просроченной задолженности
      • Кредитное мошенничество
    • Журналы по кредитованию и рознице
    • Методические пособия (Банковское кредитование и ритейл)
    • Статьи из пособий (Банковское кредитование и ритейл)
  • Внутренний контроль, аудит и комплаенс
    • Внутренний контроль и аудит
      • Аудит бизнес-процессов
      • Аудит банковских операций
      • Контроль банковских рисков
      • Контроль за банковскими рисками
      • Обеспечение непрерывности банковской деятельности
    • Финансовый мониторинг
      • Идентификация клиентов и выгодоприобретателей
      • Выявление подозрительных операций
      • Риск вовлечения банка в процессы легализации ПД/ФТ
    • Информационная безопасность
      • Безопасность персональных данных
      • Защита от угроз
      • Риски электронного банкинга
    • Комплаенс - контроль
      • Договорная политика
      • Финансовый контроль
      • Налоговый риск
    • Журналы по внутреннему контролю, аудиту и комплаенс
    • Методические пособия (Внутренний контроль & комплаенс)
    • Статьи из пособий (Внутренний контроль & комплаенс)
  • Бухучет и налогообложение
    • Бухучет и отчетность
      • Организация бухучета и документооборот
      • Порядок учета банковских операций
      • Отчетность по РПБУ
    • Налогообложение
      • Налог на прибыль
      • Налог на добавленную стоимость
      • Налог на доходы физических лиц
      • Имущественные налоги
      • Трансфертное ценообразование
      • Налоговая отчетность
    • Международная отчетность
      • Международные стандарты отчетности
      • Трансформация отчетности
      • Раскрытие информации
      • Аудит международной отчетности
    • Журналы по бухучету и налогобложению
    • Методические пособия (Бухучет и налогообложение)
    • Статьи из пособий (Бухучет и налогообложение)
  • Юридическая работа
    • Правовое регулирование деятельности банка
      • Банковский надзор
      • Правоотношения с контрагентами
      • Административная ответственность
    • Юридическое сопровождение банковских операций
      • Кредитные договоры
      • Обеспечение сделок
      • Уступка прав требования
      • Ценные бумаги; вклады и депозиты
      • Переводы и документарные операции
    • Арбитражная практика
      • Взыскание просроченной и проблемной задолженности
      • Обращение взыскания на залоги
      • Банкротство и исполнительное производство
      • Банковский счет и комиссии
      • Налоговые споры
    • Журналы по юридической работе
    • Методические пособия (Юридическая работа)
    • Статьи из пособий (Юридическая работа)
  • Управление банком
    • Управление капиталом банка
      • Регулирование и надзор (БКБН + ЦБ РФ)
      • Управление банковскими рисками
      • Финансовый анализ
      • Слияния и поглощения
    • Стратегический менеджмент
      • Стратегическое планирование
      • Управление качеством
      • Построение и развитие филиальной сети
      • Инвестиционный банкинг
    • Корпоративное управление
      • Взаимодействие с учредителями и акционерами
      • Финансовое планирование
      • Управление персоналом
    • Журналы по вопросам управления
    • Методические пособия (Управление банком)
    • Статьи из пособий (Управление банком)


Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по региональным налогам версия для печати


Е.М. Яковлева ОАО «Нордеа Банк», управление методологии финансов, учета и отчетности, главный специалист

От основных принципов бухгалтерского учета расчетов с бюджетом кредитной организации по федеральным налогам, рассмотренных в прошлом номере[1], перейдем к порядку бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по региональным и местным налогам, а также страховым взносам. Региональными являются налог на имущество и транспортный, а местным — земельный налог. Каковы же особенности отражения операций по расчету с бюджетом, в том числе особенности ведения аналитического учета?

Напомним, что кредитная организация формирует свою учетную политику согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами, а также Положением Банка России от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». Учетная политика организации.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение учета расчетов по федеральным налогам. Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические основы и правовое обоснование учета расчетов с бюджетом по федеральным налогам.
2. Оценить организацию учета расчетов с бюджетом по федеральным налогам на исследуемом предприятии.
3. Выявить основные проблемы налогообложения предприятия.
4. Рассмотреть порядок синтетического и аналитического учета расчетов с бюджетом.
5. Дать рекомендации по совершенствованию учета расчетов.

Вложенные файлы: 1 файл

введение.doc

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она признана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др. функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги. Следовательно, тема организации ведения учета расчетов с бюджетом по федеральным налогам является актуальной.

Предметом исследования в данной работы является процесс организации учета по федеральным налогам.

Цель работы – изучение учета расчетов по федеральным налогам. Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:

1. Изучить теоретические основы и правовое обоснование учета расчетов с бюджетом по федеральным налогам.

2. Оценить организацию учета расчетов с бюджетом по федеральным налогам на исследуемом предприятии.

3. Выявить основные проблемы налогообложения предприятия.

4. Рассмотреть порядок синтетического и аналитического учета расчетов с бюджетом.

5. Дать рекомендации по совершенствованию учета расчетов.

Объектом исследования является охранное предприятие «Щит-1». Вид деятельности заключается в том, что данное охранное предприятие предлагает комплексные услуги по физической охране, пультовой охране магазинов, квартир, офисов, складов, СТО и обеспечению безопасности предприятий и фирм в городе Чите Забайкальского края Российской Федерации.

Период исследования длился с 15 июня 2011 года по 1 июля 2011года.

Структура курсовой работы состоит из трех глав:

Глава 1 – теоретические основы, в которых раскрывается роль и сущность федеральных налогов, нормативное регулирование, учет расчетов с бюджетом.

Глава 2 – практическая, в которой говорится о характеристике и структуре деятельности организации, документации, синтетическом и аналитическом учете расчетов по налогам и сборам.

Глава 3 – рекомендательная по совершенствованию учета расчетов по федеральным налогам.

А также курсовая работа состоит из введения, заключения, приложений, списка использованной литературы.

Глава 1 Теоретические основы организационных расчетов по налогам и сборам

Роль и сущность федеральных налогов

Налоги - обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства.

Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э. Немногим позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения Адам Смит говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает - признак не рабства, а свободы. Налоговые отношение – отношения перераспределительного характера, поэтому от их развития также зависит общественный прогресс.

Как известно, налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры - федеральных налогов, региональных налогов (налогов республик в составе Российской Федерации, налогов краев, областей, автономной области, автономных округов) и местных налогов и сборов.

Налоговая система любого государства представляет собой:

  1. взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
  2. систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей;
  3. систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты.

Могут устанавливаться специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать специальные федеральные налоги, не указанные в общем перечне настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в общих перечнях.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

К федеральным налогам Российской Федерации относят НДС, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенную пошлину, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц и некоторые другие.

Основным налоговым источником доходов консолидированного бюджета России является НДС. Второй по значимости и масштабам поступлений для консолидированного бюджета - налог на прибыль. На третьем месте по значимости и объемам поступлений - подоходный налог с физических лиц (с 2001 г. - налог на доходы физических лиц). Этот налог играет весьма существенную роль в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации.

Обложение НДС охватывает как товарооборот на внутреннем рынке, так и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговой деятельности России со странами ближнего и дальнего зарубежья. В Законе РФ № 1992-1 этот налог определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства, обращения и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.

Нормативное регулирование федеральных налогов

Нормативное регулирование осуществляется при помощи норм, т.е. общих вариантов, моделей поведения. Признаки норм определяют основные характеристики нормативного регулирования. Во-первых, оно характеризуется неперсонифицированностью адресата воздействия, т.е. носит общий характер, адресовано заранее неопределенному кругу лиц. Во-вторых, нормативное регулирование рассчитано на неограниченно долгое применение во времени. В-третьих, нормативное регулирование рассчитано на множество однотипных жизненных ситуаций. Нормативное регулирование отражает типичное в общественных отношениях, оно не учитывает особенности и специфику конкретных ситуаций, поэтому в реальной жизни обобщенные предписаний норм дополняются индивидуальным регулированием.

Налоговая система Российской Федерации является важной составной частью государственной системы Российской Федерации в целом.

Согласно ст. 8 Налогового Кодекса РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных разрешений.

Согласно ПБУ 18/ 02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации» (Утверждено приказом Минфина РФ от 11.02.2008 №23н) устанавливаются правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций. Положение предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством РФ.

Также, к нормативным документам, регулирующим расчеты с бюджетом по налогам и сборам, относится «План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций». Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 №94н (в ред. от 07.05.2003№38н, 18.09.2006 №115н).

Налог на прибыль в соответствии со ст. 247 НК РФ рассчитывается с суммы прибыли, полученной в отчетном периоде. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено исчисление:

1. Налога на прибыль за налоговый период;

2. Квартальных авансовых платежей по налогу на прибыль;

3. Ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль.

Налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет в отчетном периоде, называется текущим налогом на прибыль. Способ определения текущего налога на прибыль закрепляется в учетной политике организации.

Налог на добавленную стоимость взимается на всех стадиях производства и распределения и представляет собой универсальный косвенный налог на потребление. Налоговый период устанавливается как календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров без учета НДС, не превышающими 1 млн. руб., налоговый период устанавливается как квартал. Налоговая база по НДС определяется как наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки товаров или день оплаты (п.1 ст.167 НК РФ). Согласно п.3 ст. 169 НК РФ, налогоплательщик обязан составить счет – фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов – фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению в соответствии со ст.149 НК РФ.

1.3 Учет расчетов с бюджетом по федеральным налогам

НДФЛ рассчитывается посредством прогрессивных ставок. Для сокращения суммы уплачиваемого налога могут использоваться определённые налоговые кредиты.

Налоговый кредит — это форма изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль организации с последующей уплатой суммы кредита и процентов. Он предоставляется на срок от года до 5 лет по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Проценты на сумму кредита определяются по ставке, не менее одной второй и не превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка России.

Прогрессивные ставки, применяемые на федеральном уровне с 2012

с суммы свыше 42 707 $ (от 42 707$ до 85 414 $)

Читайте также: