Организация применяющая упрощенную систему налогообложения для учетной политики должна пересчитать

Опубликовано: 16.05.2024

Никитченко Н. М.

эксперт Контур.Школы по бухгалтерскому и налоговому учету

Что должно быть в учетной политике, какую структуру использовать и где брать информацию. Скачайте образец учетной политики в статье

Учетная политика (УП) — основополагающий документ организации. УП облегчает работу рядового и главного бухгалтера. Формирование УП подчиняется требованиям действующего законодательства, в частности Закону № 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Основное назначение учетной политики — выбрать и описать нормы учета шире, чем в законодательных актах, с целью полностью раскрыть в учете финансово-хозяйственной деятельности.

Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учета, формирования стоимости и т.д., то чем шире этот момент будет описан в УП, тем меньше вопросов задаст налоговая при проверке. Ведь о тдельные хозяйственные операции можно учитывать по-разному. Чтобы предотвратить претензии со стороны налоговой, в учетной политике нужно полностью раскрыть нормы, которые выбрала организация.

Бухгалтерская учетная политика при УСН

Структура учетной политики

Порядок формирования бухгалтерской учетной политики на «упрощенке» не отличается от порядка, который применяют организации на общем режиме налогообложения. Вы спросите, почему? Потому, что от обязанности вести бухгалтерский учет никакая организация действующим законодательством не освобождена. Да, у организации, применяющей УСН, бухгалтерский учет не такой объемный. Ведь применять УСН могут организации при определенных условиях.

При УСН учетная политика может быть не на 48 листов, а на 7 и даже меньше.

В учетной политике нужно описать:

  • формы первичных документов: применяет ли организация унифицированные формы или разрабатывает формы самостоятельно;
  • уровень существенности: как определяется;
  • стоимостной критерий отнесения объектов к основным средствам: они хоть и описаны в ПБУ и в НК РФ, но вдруг вы установите свои критерии. Имеете полное право в рамках действующего законодательства;
  • способ начисления амортизации: нужно выбрать наиболее подходящий именно для вашей организации, и лучше выбрать способ, который бы не порождал разниц между БУ и НУ;
  • метод оценки списания запасов и др.

Учетная политика может состоять из двух частей: описательной части и основной.

1. Описательная часть (можете ее назвать организационная часть или введение)

Следует раскрыть все определения, которые используются в учетной политике, например:

  • «Учетную политику организации формирует главный бухгалтер или иное лицо (указать это иное лицо), на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждает руководитель организации».

Эта информация, как правило, указывается в самом начале УП. Далее можно указать, какие приложения есть к УП, например:

  • «К учетной политике предусмотрены следующие приложения: приложение 1 «Рабочий план счетов», Приложение 2 «Формы первичных документов» (если у вас будут разработанные самостоятельно формы первичных документов), приложение 3 «График документооборота».

Это может быть и перечень должностных лиц, имеющих доступ к данным бухгалтерского учета, нормы выдачи спецодежды, перечень лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет, и т.д.

Количество приложений к учетной политике — величина, которую каждая фирма устанавливает самостоятельно. Число приложений не является величиной постоянной — их можно дополнять или сокращать, когда понадобится.

Необходимо указать, с использованием какой бухгалтерской программы ведется учет. Микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в УП ведение бухгалтерского учета по простой системе, без применения двойной записи.

2. Содержание учетной политики:

  • Общие положения.
  • Основные средства: порядок признания в бухгалтерском учете, порядок формирования первоначальной стоимости, порядок начисления амортизации и списания объекта с учета.
  • Запасы: порядок оценки, признания, единицы учета и т.д.
  • Резерв по сомнительным долгам.
  • Займы и кредиты. Расходы по займам и кредитам.
  • Доходы и расходы.
  • Обязательства и активы, стоимость которых выражена в иностранной валюте и подлежит оплате в рублях.
  • Последствия изменения учетной политики.
  • Исправление ошибок.
  • Бухгалтерская отчетность.

Рекомендация: пропишите также порядок проведения инвентаризации активов и обязательств и порядок отражения результатов такой инвентаризации.

Количество разделов и их наполнение определяет лицо, ответственное за формирование УП в целом по предприятию. Количество разделов зависит от видов деятельности и от операций, которые планирует осуществлять организация.

Эту структуру можно менять, уменьшать, наполнять в зависимости от нужд и специфики деятельности. Вы можете спросить, откуда брать информацию для написания учетной политики. Берем информацию из ПБУ, МСФО, Закона о бухучете. А если там нет нужной информации или есть разночтения, тогда описываем необходимые нам правила в УП так, чтобы не возникло вопросов при прочтении ни у ваших приемников, ни у проверяющих.

Что касается учетной политики по налоговому учету, то тут все проще — берем за основу НК РФ. Об этом читайте во второй части статьи.

  • Скачайте образец учетной политики для целей бухучета при УСН в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

Приложения к учетной политике

Рабочий план счетов

При проработке плана счетов нужно помнить о требованиях, установленных ПБУ и другими нормативными актами. План счетов и инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, содержат полный перечень счетов, которые используются для ведения бухгалтерского учета.

Составление рабочего плана счетов подчиняется нескольким правилам:

  1. Неиспользуемые счета можно не включать в рабочий план счетов.
  2. Имеет значение и количество счетов. Если их будет слишком много, есть вероятность того, что при отражении хозяйственной операции можно неправильно выбрать счет. Если их будет мало, то не будет достигнута необходимая детализация отчетности. Важно найти золотую середину.
  3. Если бухгалтерии нужно составлять какие-либо внутренние отчеты, например для принятия управленческих решений, то это также нужно учитывать в рабочем плане счетов.

График документооборота. Правила

  • Цикл существования документа (оформление или получение, обработка, хранение, уничтожение) — в графике должны найти отражение все этапы «жизни» документа.
  • Форма графика документооборота — традиционно составляется в виде таблицы, что позволяет в краткой форме наглядно отразить большой объем информации.
  • Виды документов, участвующих в документообороте, — здесь требуется комплексный подход, поскольку своевременность отражения информации в учете зависит не только от бухгалтерской и налоговой первички, но и от своевременного получения бухгалтерией иных сопутствующих документов. Например, для своевременного признания доходов и расходов при списании долгов требуются выписки из ЕГРЮЛ, судебные решения и др.
  • Лица, ответственные за каждый этап жизненного цикла документа и сроки, в течение которых документ может задержаться на обработке у ответственного лица на каждом из этих этапов.
  • Скачайте образец графика документооборота в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

Формы первичных учетных документов

Чтобы отразить в бухучете какой-либо факт хозяйственной деятельности, нужен первичный документ, составленный по утвержденной компанией форме. Компания может разработать всю первичку самостоятельно (кроме кассовых документов — их унифицированные формы обязательны при оформлении кассовых операций):

  • в этом случае она вправе предусмотреть в ней любые необходимые компании реквизиты, включая все обязательные — они перечислены в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Если компания решит применять в своей работе и унифицированные, и самостоятельно разработанные формы первички, ей необходимо:

  • проверить унифицированную первичку на наличие в ней всех обязательных реквизитов (если нет — добавить их в форму);
  • в учетную политику включить пункт, посвященный применяемой первичке;
  • все применяемые формы утвердить в качестве приложения к учетной политике.

Формулировка пункта учетной политики, посвященного применяемым первичным учетным документам, может быть, например, такой:

  • «Компания применяет унифицированные формы учетных документов (утвержденные Госкомстатом), а также самостоятельно разработанные нетиповые первичные документы (приложение № ____)».

Как составить налоговую учетную политику при УСН

Примерная структура УП для целей налогового учета

Для «упрощенцев» не может существовать стандартной учетной политики в связи с тем, что принципы налогового учета сильно зависят от выбранного объекта налогообложения.

Для налоговой базы «доходы» учет гораздо проще, чем для базы «доходы минус расходы». Но даже при доходах необходимо описать методы учета амортизируемого имущества, т. к. остаточная стоимость влияет на право применять «упрощенку».

В учетной политике для целей налогообложения «упрощенцы» должны прописать в первую очередь выбранный объект налогообложения: «доходы», «доходы минус расходы». От этого будет зависеть и само содержание данного локального нормативного акта.

  • Право выбора отсутствует у простого товарищества или в случае доверительного управления имуществом: в этих ситуациях можно использовать только второй способ — «доходы минус расходы».
  • Выбранный объект налогообложения указывается в уведомлении, подаваемом в налоговый орган. В налоговой учетной политике можно написать, что применяется упрощенная система налогообложения, с указанием объекта налогообложения, обозначенном в уведомлении, направленном в ИФНС (п. 1 ст. 346.13, п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Доходами для УСН признаются те же доходы, что и при обычном налоговом режиме, а именно доходы от реализации товаров, имущественных прав, а также внереализационные доходы:

  • например, курсовые разницы, возникающие при покупке или продаже валюты, признание должником или судом долга, другие доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ.
  • Важно: доходы при УСН признаются по мере их получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Учтите, что не являются доходами для УСН (п. 1.1 ст. 346.15, п. 8 ст. 346.18 НК РФ):

  • доходы, указанные в ст. 251 НК РФ;
  • доходы организаций, по которым они обязаны уплатить налог на прибыль по ставкам, прописанным в пп. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ;
  • доходы предпринимателей, облагаемые НДФЛ по ставкам, прописанным в пп. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ;
  • доходы, полученные по видам деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД или патентная система налогообложения.

Если выбрана учетная политика УСН «доходы минус расходы», то в УП для целей налогового учета можно написать:

  • «Доходы уменьшаются на перечисленные в ст. 346.16 НК РФ экономически обоснованные расходы, связанные с коммерческой деятельностью или соцвыплатами. Для признания в расходах все издержки должны быть оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ)».

Примерная структура налоговой учетной политики для «упрощенца» с объектом «доходы минус расходы» может выглядеть так:

  • Шапка, содержащая наименование налогоплательщика и реквизиты документа, которым утверждена учетная политика для целей налогообложения.
  • Название документа «Учетная политика для целей налогообложения».
  • Общая часть.
  • Основные принципы и методы учета.
  • Порядок принятия доходов и расходов.
  • Случаи, в которых организация выполняет функции налогового агента.
  • Иные положения.

Скачайте образце учетной политики при УСН.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Образец графика документооборота 670.1 КБ

Образец_Учетная политика для целей бухгалтерского учета при УСН 779.1 КБ

Образец_Учетная политика для целей налогового учета при УСН 662.2 КБ

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учетная политика

Вопрос о том, следует ли хозяйствующим субъектам, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, формировать и раскрывать (утверждать приказом руководителя) учетную политику для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения, является дискуссионным.

Пунктом 3 статьи 4 Закона о бухгалтерском учете установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Кроме того, пунктом 4 статьи 346.11 НК РФ установлено, что для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций. Выполнение данного требования также предполагает организацию учета по универсальным правилам бухгалтерского учета.

Главой 26.2 НК РФ прямо установлена обязанность организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, организовывать и вести налоговый учет - в соответствии со статьей 346.24 НК РФ налогоплательщики, перешедшие на УСН, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином РФ.

Требование о формировании учетной политики для целей налогообложения в главе 26.2 НК РФ отсутствует. Однако по общему правилу, одной из основных целей, которая достигается формированием учетной политики, является закрепление выбора одного из двух или нескольких вариантов учета активов, обязательства или элементов, формирующих налоговую базу. Другими словами, в том случае, когда имеется возможность выбора метода формирования налоговой базы или учета отдельных операций, разработка учетной политики, представляется, как минимум, целесообразной.

По нашему мнению, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, могут разрабатывать учетную политику, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Это обусловлено существованием следующих требований:

  • организация и ведение учета объектов основных средств и нематериальных активов предполагает определение принципов и методов формирования первоначальной стоимости указанного имущества, а также обеспечение списания или восстановления сумм произведенных расходов при переходе на иной режим налогообложения (общий режим, уплату единого сельскохозяйственного налога и т.д.);
  • последними изменениями , внесенными в главу 26.2 НК РФ, организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, предоставлено право оценки товаров, приобретенных для перепродажи по тем же методам, что и хозяйствующим субъектам, использующим общий режим налогообложения (ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости и по стоимости единицы).
Строго говоря, эта норма распространяется только на налоговый учет. Однако система налогового учета не содержит унифицированных форм учета активов и обязательств. Разработка таких форм силами организации вряд ли рациональна. Следовательно, наиболее целесообразным можно считать использование подобных форм, применяемых в бухгалтерском учете. Это обусловливает и использование методов бухгалтерского учета для данного вида активов (например, рекомендованных ПБУ 5/01 или Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н). Данные для формирования налоговой базы при этом будут браться непосредственно из регистров бухгалтерского учета;

всегда существует вероятность того, что в течение очередного отчетного периода организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, утратит право на использование данного специального налогового режима. При этом налоговый (и, следовательно, бухгалтерский) учет должен быть восстановлен с начала того периода, в котором организация утратила право на применение УСН.

Следует подчеркнуть, что формально налоговые органы не имеют права требовать представления учетной политики от организаций, использующих УСН. То есть, учетная политика для организаций, перешедших на УСН, является рабочим документом, целью разработки которого, является, прежде всего, формализация применяемых норм бухгалтерского и налогового учета. При проведении налоговых проверок соответствующий распорядительный документ (которым утверждается учетная политика) может использоваться как вспомогательное средство для обоснования позиции налогоплательщика при возникновении спорных ситуаций.

В учетной политике организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, по нашему мнению, могут быть отражены следующие элементы: выбор объекта налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов);

  • сумма доходов, полученная в предыдущем году (за девять месяцев и за год в целом). Данная цифра должна быть подтверждена выпиской (или копией) соответствующих первичных документов, и отражается в подтверждение права на использование УСН;
  • в случае, если организация ввозит товары на таможенную территорию РФ - перечень таких товаров и операций, связанных с их ввозом, - для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость;
  • порядок ведения кассовых операций - прием и выдача наличных денег, сроки выплат, система материальной ответственности;
  • для организаций, имеющих долю участия в уставном капитале, - для обоснования права использования специального налогового режима (напомним, что организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов, не имеют права перехода на УСН);
  • сведения о численности работников за прошедший налоговый период и порядок ее расчета в каждом отчетном периоде (если средняя численность превысит 100 человек, организация утратит право на использование УСН с начала того квартала, в котором произошло превышение предельной численности работающих);
  • размер остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (амортизируемого имущества - в соответствии с главой 25 НК РФ);
  • факт перевода организации на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности (наряду с применением упрощенной системы налогообложения). Налоговое законодательство допускает подобное сочетание, но при этом устанавливает дополнительные требования к организации и ведению налогового учета;
  • порядок признания процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов). Глава 26.2 не оговаривает возможности выбора метода признания в учете данного вида расходов. Однако из норм главы 25 НК РФ (положения которой могут быть использованы при реализации требований главы 26.2 НК РФ) следует, что уплаченные проценты могут приниматься к учету равномерно - в течение всего срока договора займа или кредита, либо по мере начисления или уплаты процентов в соответствии с условиями договора.

В принципе, организации, перешедшие на УСН, в данном случае права выбора не имеют - использование кассового метода определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) предполагает признание осуществленных расходов в сумме фактически произведенной оплаты. Однако статья 346.17 НК РФ не оговаривает порядка признания в учете именно этого вида расходов. Следовательно, во избежание разногласий с налоговыми органами, уместно закрепить в учетной политике изложенный метод признания подобных расходов;

    порядок учета расходов, принимаемых для целей налогообложения в ограниченных размерах, - расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов; расходы на командировки; плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов и т.п.;

порядок осуществления и признания расходов на бухгалтерские услуги - в случае, если для ведения бухгалтерского учета привлекается специализированная организация;

порядок списания на расходы сумм стоимости объектов основных средств и нематериальных активов , приобретенных до перехода на упрощенную систему налогообложения, - со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения; в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго года - 30 процентов стоимости и третьего года - 20 процентов стоимости; в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет применения УСН равными долями. Расчет конкретных сумм, принимаемых к учету в каждом отчетном и налоговом периоде, целесообразно оформить в качестве отдельного приложения к учетной политике;

метод оценки покупных товаров, приобретенных для дальнейшей реализации - по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара;

наличие задолженности по налогам и сборам на начало налогового периода и порядок ее погашения (в целях реализации подпункта 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ);

порядок переноса на следующие налоговые периоды убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Размер переносимого убытка не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов. Расчет сумм убытка, подлежащего переносу на следующий налоговый период, также целесообразно оформить в качестве отдельного приложения к учетной политике;

  • организация раздельного учета доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам - налогоплательщиками, переведенными по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов. Следовательно, в учетной политике целесообразно определить, каким образом будут распределяться расходы - по данным учета или на основании расчетов (пропорционально).
  • Помимо перечисленных элементов в учетной политике могут быть отражены другие аспекты, которые позволяют однозначно формализовать бухгалтерский и налоговый учет, а также могут использоваться в качестве вспомогательных внутренних нормативных актов, для минимизации трудозатрат по ведению учета - например, сроки уплаты обязательных взносов на пенсионное страхование, сроки уплаты авансовых платежей по налогу, сроки представления налоговых деклараций, порядок зачета сумм ранее уплаченного минимального налога (если в прошедшие налоговые периоды налог уплачивался в минимальном размере) и т.п.

    Федеральным законом РФ от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 262 и 263 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

    Учетная политика — документ, регламентирующий налоговый и бухгалтерский учет внутри компании

    Политика должна соответствовать ФЗ №402-ФЗ от 06.12.2011 года “О бухгалтерском учете” и ПБУ 1/2008 “Основные положения”. Не стоит забывать и про соблюдение Налогового Кодекса РФ. Обязанность по разработке документа возлагается на плечи главного бухгалтера или другого сотрудника, ответственного за бухучет. Утверждает политику руководитель в течение 90 дней после открытия компании.

    В части бухгалтерского и налогового учета закон дает руководителю выбор: как вести учет, какие методы и способы использовать. От выбора зависит финансовый результат и налоговая нагрузка. Учетная политика — это документ, который фиксирует выбранные вами способы учета.

    Политика не сдается в контролирующие органы. Но по первому требованию налоговой вы должны ее предоставить, иначе — штраф. Учетная политика нередко помогает при отстаивании своих интересов в спорах с налоговой.

    Учетная политика на УСН «Доходы» для бухгалтерского учета

    Политика содержит два основных блока — бухгалтерский и налоговый. Допускается составление двух отдельных документов. Бухучет на упрощенке проще чем на общем режиме, так как упрощенцы — это малые предприятия, для составления УП им нужно учесть следующее:

    1. Укажите нормативно-правовые акты, которыми вы руководствуетесь при составлении учетной политики.

    2. Разработайте собственный рабочий план счетов. Рабочий план — это усеченная версия бухгалтерского плана счетов: из него исключены счета, которые вы не будете использовать. Можете добавить собственные субсчета.

    3. Утвердите формы первичных и внутренних документов. Допускается использование унифицированных форм.

    4. Укажите способ ведения бухучета — вручную, с использованием программного обеспечения или на аутсорсинге.

    5. При желании вместо счетов-фактур, накладных, актов оказанных услуг применяйте универсальный передаточный документ (УПД), укажите это в политике.

    Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе.

    6. Укажите должность сотрудника, на которого возлагается обязанность по ведению учета.

    7. Для малых предприятий разрешено выбрать метод определения доходов и расходов — кассовый или начисления. При кассовом методе доходы и расходы признаются в момент расходования денег. Например, компания отгрузила товар 25 мая, а оплату получила только 25 июня. Доход будет признан 25 июня.

    При методе начисления доходы и расходы признаются в момент их возникновения по документам. Дата траты или получения денег роли не играет. То есть в примере выше, при методе начисления доход будет признан 25 мая.

    Кассовый метод очень ограничен даже для малых предприятий— его не могут применять компании с квартальной выручкой более 1 млн рублей без НДС, кредитные и микрофинансовые организации и так далее. У средних и большинства малых организаций выбора нет — им остается только метод начисления.

    8. Выберите, как признавать доходы от сдачи в аренду — в качестве основного дохода или дохода от прочих видов деятельности.

    Установите способы по учету и списанию товаров, управленческих расходов, готовой продукции, основных средств, МПЗ, амортизации и так далее. Это общие моменты, которые одинаковы для упрощенцев и компаний на общем режиме. Прочитать про это можете в статье Учетная политика для целей бухгалтерского учета.

    Важно! Если ИП решил вести бухучет, то он обязан составить учетную политику.

    Учетная политика на УСН «Доходы» для налогового учета

    Учетная политика при УСН Доходы

    На упрощенке «Доходы» налоговый учет довольно прост. Налог на прибыль, НДС и налог на имущество заменяет единый упрощенный налог. Весь учет доходов ведется в КУДиР. Учет доходов уже регламентирован Главой 26.2 НК РФ. Противоречить Налоговому кодексу нельзя, поэтому политика будет содержать выдержки из главы 26.2 НК РФ.

    Для упрощенцев-совместителей, которые применяют одновременно УСН и другой спецрежим, ситуация в корне меняется. В учетной политике расписывайте, как будет организован раздельный учет имущества, обязательств и доходов по налоговым режимам. В бухучете введите субсчета для раздельного учета по налоговым режимам. Узнать про учетную политику при совмещении УСН и ЕНВД можно в нашей статье.

    Важно! ИП не обязаны вести бухучет, следовательно, бухгалтерскую политику им составлять необязательно. А вот налоговый учет для предпринимателей обязателен. Поэтому вопрос составления налоговой политики для ИП также актуален.

    Изменение учетной политики

    Менять учетную политику по собственному желанию нельзя. Законодатель предусмотрел лишь три причины, в случае которых в документ вносятся изменения:

    • изменение законодательства — учетная политика не может противоречить закону;
    • смена деятельности;
    • разработка новых способов организации учета — при условии, что новый способ повышает качество раскрываемой организации.

    Внесение изменений оформляйте приказом. По общему правилу изменения вступают в силу с начала отчетного года. Если внесение правок связано с изменением законодательства или новым видом деятельности, изменения начинают действовать с даты вступления закона в силу.

    Существенные правки, влияющие на финансовые результаты компании, отражаются ретроспективно. При изменении политики вы должны оценить, какое влияние правки окажут на прошлые результаты деятельности с момента создания компании. Это корректировка нераспределенной прибыли и других статей баланса на самую раннюю дату в отчетности, если это можно сделать с достаточной надежностью. Если надежность обеспечить нельзя, применяйте новые положения учетной политики с момента введения правок.

    Подробнее узнать про порядок внесения изменений и дополнений в учетную политику можете в нашей статье.

    Воспользуйтесь готовыми вариантами учетной политики для УСН «Доходы» и совмещения режимов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. В программе удобно вести бухгалтерский и налоговый учет, платить зарплату, сдавать отчетность. Всем новичкам дарим бесплатный пробный период на 14 дней.


    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


    Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Организация (микропредприятие) применяет УСН (объект налогообложения - "доход", налоговая ставка 6%), занимается производством. С 2017 года планирует поменять учетную политику по товарно-материальным ценностям (далее - ТЦМ). Сейчас учет материалов ведется на счете 10.01 с разбивкой по каждому наименованию материала, списание в производство происходит по методу ФИФО по спецификациям.
    Возможно ли будет воспользоваться упрощенным способом ведения учета ТМЦ для микропредприятий? Обязана ли организация применять какой-либо определенный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета?


    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    В данном случае организация, имеющая статус микропредприятия, имеет право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая учет материально-производственных запасов (сырья, материалов, готовой продукции).
    При этом обязанности применять те или иные упрощенные способы у организации нет. Конкретные способы ведения учета (включая упрощенные способы) материалов и их списания при формировании себестоимости продукции выбираются микропредприятием самостоятельно.

    Обоснование вывода:
    Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (включая микропредприятия), не освобождены от ведения бухгалтерского учета и составления (представления) бухгалтерской отчетности (ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), письмо Минфина России от 23.01.2015 N 03-11-06/2/1742).
    В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ субъекты малого предпринимательства, к которым относятся микропредприятия, вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Смотрите также п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". При этом в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ перечислены экономические субъекты, которые не могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее также - упрощенные способы). Например, такой возможности нет у организаций, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ.
    Как мы поняли из вопроса, в данном случае организация, имеющая статус микропредприятия, не относится к субъектам, перечисленным в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, поэтому имеет право на применение упрощенных способов.
    Из п. 10 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ следует, что упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, устанавливаются специальным федеральным стандартом. На сегодняшний день такой стандарт не принят. Поэтому в силу ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения соответствующего стандарта организация, имеющая право на применение упрощенных способов, должна руководствоваться соответствующими правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными до вступления в силу Закона N 402-ФЗ.
    Общие принципы и рекомендации по ведению бухгалтерского учета упрощенными способами изложены, в частности, в:
    - Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 (далее - Информация N ПЗ-3/2016),
    - Информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 (далее - Информация N ПЗ-3/2015);
    - Общих принципах установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета (протокол N 7), 25 ноября 2015 года одобренных экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства, образованной Минфином России (далее - Общие принципы);
    - Рекомендациях для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, изданных в 2013 году НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России" (далее - Рекомендации) и рекомендованных к применению Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства, созданной приказом Минфина России от 28.02.2013 N 67 (письмо Минфина России от 26.02.2014 N 07-01-06/8136);
    - Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н (применяемых с учетом последующих изменений, произошедших в регулировании бухгалтерского учета) (далее - Типовые рекомендации).
    С целью упрощения ведения бухгалтерского учета субъектами, указанными в ст. 6 Закона N 402-ФЗ, приказом Минфина России от 16.05.2016 N 64н (далее - Приказ N 64н) в отдельные положения по бухгалтерскому учету введены дополнительные к имеющимся упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Указанные изменения вступили в силу 20 июня 2016 года, а порядок их применения пояснил Минфин России в информационном сообщении от 24 июня 2016 года N ИС-учет-3 (далее - Информационное сообщение N ИС-учет-3).
    В частности, изменения внесены в ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01), устанавливающее правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах (сырье, материалах, используемых при производстве продукции, готовой продукции, товарах для перепродажи и т.п.) организации. Под готовой продукцией понимается конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством (п. 2 ПБУ 5/01).
    Прежде всего отметим, что п. 3 ПБУ 5/01 предусматривает самостоятельный выбор организацией (даже не имеющей права на применение упрощенных способов) единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. При этом выбор организации должен обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.
    Кроме того, исходя из положений п.п. 13.1-13.3 ПБУ 5/01 и Информационного сообщения N ИС-учет-3 в данном случае микропредприятие может:
    1) оценивать приобретенные материально-производственные запасы по цене поставщика. При этом все иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов (вознаграждения, уплаченные посреднической организации, через которую приобретены запасы; затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования; затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях; суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением запасов; др.), включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены. В таком случае при приобретении материалов, запасов и т.п. в учете организации могут делаться записи:
    Дебет 10 Кредит 60
    - оприходованы материалы по цене поставщика;
    Дебет 20 (25, 26 и др.) Кредит 60 (70, 76 и др.)
    - иные затраты, связанные с приобретением материалов, учтены в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
    2) признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). При применении данного упрощенного способа проводки могут быть следующими:
    Дебет 20 (25, 26 и др.) Кредит 60 (70, 76 и др.)
    - приобретено сырье, материалы и проч.;
    Дебет 90 (99) Кредит 20 (25, 26 и др.)
    - в конце отчетного периода общая сумма затрат списана в состав расходов по обычным видам деятельности.
    Как видим, такой способ учета не предполагает формирование в бухгалтерском учете микропредприятия и отражение в его бухгалтерской отчетности остатков материально-производственных запасов (сырья, материалов, покупных товаров, незавершенного производства, готовой продукции).
    3) признавать расходы на приобретение материально-производственных запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Учет таких запасов будет аналогичен указанному в предыдущем пункте и также не предполагает формирование в бухгалтерском учете и отчетности остатка материально-производственных запасов.
    Отметим, что микропредприятие, имеющее право применять упрощенные способы, может вести бухгалтерский учет по простой системе (т.е. без применения двойной записи) (п. 6.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008), п.п. 4, 8 Рекомендаций). Но в данном случае, как следует из вопроса, организация не намерена отказываться от ведения учета посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета.
    Применение тех или иных упрощенных способов, в том числе бухгалтерского учета материально-производственных запасов (материалов, готовой продукции), является правом организации. Руководствуясь п.п. 4, 6, 7 ПБУ 1/2008, организация самостоятельно, в том числе исходя из условий хозяйствования и величины организации, выбирает допускаемый законодательством способ бухгалтерского учета (либо разрабатывает его), учитывая основные принципы формирования учетной политики. Напомним, это требования полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, а также рациональности.
    В Информационном сообщении N ИС-учет-3 также разъясняется, что решение о применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета принимается организацией самостоятельно; какие-либо обязательные требования по применению таких упрощенных способов Приказом N 64н не вводятся. Малое предприятие имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов ведения бухгалтерского учета осуществляется исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. При этом обращается внимание на необходимость руководствоваться допущениями и требованиями к учетной политике, предусмотренными ПБУ 1/2008, в частности, требованиями полноты и рациональности. Смотрите также п. 1.2 Информации N ПЗ-3/2016, п. 1.2 Информации N ПЗ-3/2015, п.п. 6, 8 Типовых рекомендаций, п. 4 Общих принципов.
    Таким образом, в рассматриваемой ситуации микропредприятие может самостоятельно выбрать тот или иной упрощенный способ ведения учета материалов и их списания при формировании себестоимости продукции, исходя из потребностей (условий хозяйствования) организации (например формировать стоимость материалов по цене поставщика). При этом не видим препятствий для ведения отдельных операций (например, по формированию себестоимости и учету готовой продукции или незавершенного производства) в прежнем порядке.

    К сведению:
    В соответствии с п. 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, и п. 203 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости. Причем определять нормативную себестоимость можно:
    - по затратам, связанным с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другим затратам на производство продукции (полная производственная себестоимость);
    - по прямым статьям затрат (сокращенная себестоимость).
    Выбор одного из двух способов, а также методика расчета нормативной себестоимости, в случае выбора второго способа, должны быть зафиксированы в приказе об учетной политике.
    Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Формирование себестоимости готовой продукции в бухгалтерском учете.

    Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
    - Энциклопедия решений. Учет материалов при УСН;
    - Энциклопедия решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Лазарева Ирина

    Ответ прошел контроль качества

    11 января 2017 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

    Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

    ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

    8-800-200-88-88
    (бесплатный междугородный звонок)

    Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

    Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

    Если вы заметили опечатку в тексте,
    выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Учетная политика является одним из инструментов законного снижения налоговых платежей. Какие основания установлены НК РФ для изменения налоговой учетной политики? Как часто можно менять учетную политику, есть ли ограничения на изменение учетной политики, последствия изменения учетной политики по налогам.

    Требования НК РФ к учетной политике для целей налога на прибыль

    Учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

    Требования к учетной политике по налогу на прибыль содержатся в ст. 313 НК РФ:

    • в учетной политике должен быть прописан порядок ведения налогового учета по налогу на прибыль;
    • учетная политика утверждается приказом (распоряжением) руководителя и применяется последовательно от одного периода к другому;
    • если учетная политика изменяется в связи с изменением законодательства о налогах и сборах, то это происходит не ранее, чем вступают в силу изменения в законе;
    • если учетная политика изменяется в связи с изменением организацией применяемых ею методов учета, то это происходит с начала налогового периода (налоговый период для налога на прибыль — год);
    • если организация начала осуществлять новые виды деятельности, она также обязана определить и отразить в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

    Как сама учетная политика, так и изменения в нее (или дополнения по новым видам деятельности) оформляются приказом руководителя организации-налогоплательщика.

    Порядок налогового учета — способы и методы учета отдельных хозяйственных операций и(или) объектов в целях налогообложения. Положения учетной политики организации не должны противоречить нормам НК РФ.

    В отличие от изменений учетной политики для целей бухучета, последствия которых могут иметь ретроспективное отражение в бухгалтерской отчетности организации, изменения учетной политики для целей налогообложения, как правило, носят перспективный характер. То есть пересчет показателей налогового учета прошлых периодов в связи с изменением положений учетной политики для целей налогообложения не производится (см. например, письма Минфина РФ от 30.04.2014 N 03-06-05-01/20718, ФНС от 27.06.2014 N ГД-4-3/12247).

    Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики — это пересчет показателей бухгалтерской отчетности так, как если бы измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

    Тем не менее, в НК РФ есть положения, обязывающие налогоплательщиков пересчитать данные налогового учета. Например, пересчету подлежит остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (приобретенных до перехода на УСН и не полностью признанных в расходах) при возвращении с УСН на общий режим (см. например, п. 3 ст. 346.25 НК РФ, п. 1.1 письма ФНС России от 09.01.2018 N СД-4-3/6). Однако эти нормы — не элемент учетной политики по налогам (т.е. ситуации в которых у налогоплательщика имеются варианты для выбора), а прямые положения НК РФ, которые налогоплательщик не вправе выбирать по своему усмотрению.

    Судебная практика об учетной политике для целей налогообложения

    Судебная практика исходит из того, что налогоплательщики не вправе по своему усмотрению изменять учетную политику и распространять новый порядок учетной политики на отношения, возникшие в период, предшествовавший внесению в нее изменений (Определение ВАС РФ от 28.02.2013 N ВАС-1483/13 по делу N А62-7945/2011). При этом если изменение учетной политики на протяжении налогового периода не привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль, то это не является самостоятельным налоговым правонарушением (Постановление ФАС МО от 24.09.2013 по делу N А40-99174/12-99-375).

    Судебная практика подтверждает, что исправление налогоплательщиком ошибки в целях приведения учетной политики в соответствие с требованиями законодательства РФ о налогах и сборах, не влекущее отрицательных последствий для налогообложения, допустимо не только с 1 января года, следующего за годом издания приказа об изменении учетной политики (Постановление ФАС СЗО от 28.06.2010 по делу N А66-13314/2009).

    Другое дело, если учетная политика была ошибочной, т.е. нарушала нормы НК РФ. Положения учетной политики организации для целей налогообложения не могут противоречить нормам НК РФ (Определение ВАС РФ от 14.02.2013 N ВАС-649/13 по делу N А45-21996/2011). Учетная политика, нарушающая положения НК РФ и интересы бюджета, приведет налогоплательщика к необходимости доплатить налог в бюджет. Если это сделать самостоятельно, до того, как несоответствия выявит налоговый орган, можно избежать штрафных санкций.

    Например, Минфин и ФНС неоднократно разъясняли, что НК РФ не предусмотрено произвольное исключение имущества из состава амортизируемого, в том числе по критерию временного неполучения дохода. Объясняется это тем, что перечень основных средств, исключаемых из состава амортизируемого имущества, установлен п. 3 ст. 256 НК РФ. В этом пункте не содержится требования о прекращении начисления амортизации в случае отсутствия дохода от использования амортизируемого имущества в какой-либо промежуток времени (см. письма Минфина РФ от 06.06.2019 N 03-03-06/2/41359, от 28.02.2013 N 03-03-10/5834, письмо ФНС от 22.05.2013 N ЕД-4-3/9165@). На практике это означает, что для целей налогового учета недопустимо переквалифицировать ОС в товар или прочее имущество. Если налогоплательщик самостоятельно исключил ОС из состава амортизируемого имущества (т.к. прекратил его использовать в деятельности, приносящей доход), то убыток от продажи такого ОС учитывается при налогообложении прибыли частями, в течение оставшегося СПИ, как это прописано в п. 3 ст. 268 НК РФ, а не полностью в момент реализации, как это допускает НК РФ в отношении прочего имущества и товаров (подпункты. 2 и 3 пункта 1 ст. 268 НК РФ).

    Изменение нелинейного метода амортизации

    Не все способы учета, допустимые для выбора 25 главой НК РФ, налогоплательщик может изменять ежегодно. НК РФ предусмотрено два метода амортизации — линейный и нелинейный. Нелинейный метод позволяет списать в начальный период начисления амортизации бОльшие суммы по сравнению со случаем, когда амортизация начисляется линейным методом (см. ст. 259.2 НК РФ). Применение нелинейного метода амортизации допускается НК РФ по всему амортизируемому имуществу, за исключением (п. 3 ст. 259 НК РФ):

    • зданий, сооружений, передаточных устройств и нематериальных активов, входящих в восьмую — десятую амортизационные группы,
    • амортизируемых ОС, используемых исключительно при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ.

    Выбранный метод отражается в учетной политике, и изменить его можно только с начала очередного налогового периода (п. 1 ст. 259 НК РФ). Переходить с нелинейного метода на линейный можно не чаще чем 1 раз в 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

    Изменение метода формирования стоимости приобретения товара по торговым операциям

    Порядок определения расходов для целей расчета налога на прибыль по торговым операциям установлен статьей 320 НК РФ. Расходы по торговым операциям текущего месяца разделяются на прямые и косвенные.

    К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров.

    Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ), понесенные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

    Таким образом, по торговым операциям у налогоплательщика есть выбор:

    1. сформировать первоначальную стоимость товара с учетом транспортных расходов или
    2. определять остаток транспортных расходов на конец периода по среднему проценту.

    Избранный порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

    Как поступить, если налогоплательщик изменяет учетную политику? После изменения метода транспортные расходы подлежат включению в стоимость товаров. При этом в налоговом учете налогоплательщика будут числиться остатки транспортных расходов, приходящихся на ранее приобретенный товар, в цену приобретения которого не включены транспортные расходы (по прежнему варианту УП транспортные расходы не включались в стоимость товара и рассчитывались отдельно по среднему проценту).

    По мнению Минфина РФ, организация в целях налогообложения прибыли может предусмотреть в налоговом учете обособленный порядок учета товаров, в стоимость которых включены транспортные расходы, и товаров, в стоимость которых данные расходы не включены. Указанный порядок должен быть установлен в учетной политике общества для целей налогообложения прибыли организаций (см. письма Минфина РФ от 30.07.2010 N 03-03-06/1/497, от 13.12.2010 г. N 03-03-06/1/771).

    Изменение состава прямых и косвенных расходов по производству товаров, работ, услуг, порядок формирования остатков незавершенного производства

    Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ). При этом налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). Порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов (п. 1 ст. 319 НК РФ).

    С одной стороны, налогоплательщик не ограничен обязательным перечнем прямых расходов. Статьи затрат, перечисленные в п. 1 ст. 318 НК РФ, содержат слово «в частности». С другой стороны, перед тем, как сокращать список прямых расходов, используя возможности законного уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, внимательно изучите судебную практику. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2019 г. N 876-О сделан вывод, что по смыслу положений ст. 252, 318 и 319 НК РФ, налогоплательщик должен обосновать выбор в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, при том, что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом.

    Следовательно, налогоплательщик вправе отнести отдельные, связанные с производством товаров (работ, услуг), затраты к косвенным расходам, только если нет реальной возможности отнести их к прямым, применив экономически обоснованные показатели (см. письма Минфина РФ от 8 декабря 2017 года N 03-03-06/1/81943, от 5 сентября 2018 года N 03-03-06/1/63428 и др.).

    Как видим, при принятии решения об изменении учетной политики нужно придерживаться принципа «семь раз отмерь — один раз отрежь».

    Читайте также: