Оптимизация налогов в рб

Опубликовано: 14.05.2024

Сертификат качества аудиторских услуг № 005 от 03.01.2017.


Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Сегодня начинаю делиться с Вами способами законной оптимизации!

И одновременно, я готовлю для Вас семинар на тему «Оптимизации налогообложения» – подробная программа по ссылке

Да-да, оптимизация — это законно!

Мое мнение основано на реальной практике и глубоком знании норм законодательства. Подтверждаю его реальными примерами из практики.

ИСТОРИЯ

Жила-была компания «Мечта», которая работала на рынке более 20 лет, а за это время обзавелась большим количеством недвижимого имущества, прочих активов. Производство, сдача имущества в аренду, оптовая и внешнеэкономическая деятельность, ценные бумаги, вложения в другие бизнесы – все в куче, уже мало управляемо, много налогов и прибыль совсем в небольшой количестве.

После небольшого стресса, который директору устроил ДФР, пришло понимание, что «А ведь могу все потерять?», «С чем останусь на пенсии?», «Как защитить бизнес?».

Вместе с директором мы стали думать над решением задачи – как защитить его от внешних рисков и снизить налоговую нагрузку.

Весь процесс делили на задачи. Некоторые из задач и решений вы получите сейчас и сможете самостоятельно применять на практике (надо же с чего-то начинать!).

Задача 1, которую решаем. Стоимость недвижимого имущества компании «Мечта» — главных активов компании, на которые контролеры слетаются как на мед – есть чем пополнить бюджет – формировалась много лет назад и она объективно не соответствует рыночной стоимости. То есть, данные учета не достоверны, со стоимости имущества платится налог на недвижимость, которые тоже переплачиваем, так как платим с завышенной суммы остаточной стоимости.

Снижаем стоимости недвижимого имущества – экономим на налоге на недвижимость.

Снижение стоимости недвижимого имущества нам будет еще необходимо для других целей – о них в следующих постах.

Как законно снизить остаточную стоимость недвижимого имущества?

Очень просто – на конец года провести переоценку недвижимого имущества методом прямой оценки (я бы рекомендовала с привлечение оценщика) (Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 N 622 (ред. от 16.01.2014, с изм. от 07.08.2015) «О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке».

Что получаем. Таким способом мы приводим оценку недвижимого имущества в соответствие рыночной объективной стоимости имущества на данный момент, снижаем остаточную стоимость, которая является основой для налога на недвижимость.

Законность применяемого способа. Спросите у любого бухгалтера — переоценку делают всегда, это правила, установленные Указом N 622.

Актуальность данного способа оптимизации. Сейчас на дворе октябрь, время близится к закрытию отчетного 2019 года. То есть, самое время начать подготовку в переоценке. Переоценка проводится на 1 января года, следующего за отчетным. Отражаются ее результаты в бухгалтерском учете 31 декабря отчетного года (подп. 1.2 Указа N 622). То есть, Новый год можно начать уже с адекватной рынку стоимостью недвижимости.

Некоторые сейчас начнут «крутить носом» — мне это не подходит.

Вот некоторые правила оптимизации, которые каждый бизнесмен должен знать и понимать.

1) нет универсальных способов оптимизации – для каждого бизнеса свои способы и методы в зависимости от целей и задач.

2) все надо считать на цифрах – с виду очевидная прибыль на цифрах покажет, что нечего даже дергаться – нет смысла.

3) на оптимизацию надо время – некоторые способы и методы носят долгоиграющий характер, планируются на будущее. А то будет как в мультике: «Побежали, там так много вкусного!» А потом уже ничего и не хочется.

С уважением,
директор ООО «БелАудитАльянс» Елена Жугер

Фото с сайта infocopter.ru
Фото с сайта infocopter.ru

В 2019 году в Налоговом кодексе Беларуси было множество изменений. О том, какие риски для бизнеса связаны с уже применяемыми нововведениями и каких изменений в НК стоит ожидать в 2020, рассказала директор и учредитель компании «БелАудитАльянс» Елена Жугер.

— С 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция НК. Многие статьи переписаны, утверждено много новых норм, особенно в части администрирования. Появился ряд новых норм налогового законодательства, которые формируют совершенно иной подход к налоговому планированию и налоговой оптимизации.

Елена Жугер
Директор и учредитель компании «БелАудитАльянс»

Рассмотрим налоговые нормы, принятые в 2019, которые несут основные риски и могут повлечь негативные последствия для вашего бизнеса — в первую очередь финансовые.

Понятия «налоговая выгода» и «деловая цель»

Новая норма НК-2019 — п. 4 ст. 33 НК вводит понятия «налоговая выгода» и «деловая цель». Согласно этой норме каждая совершенная плательщиком сделка или операция должна иметь «деловую цель», а не преследовать «налоговую выгоду». В противном случае налоговая база может быть скорректирована и доначислены налоги. То есть сделка не признается не имеющей юридической силы (как это было по п. 1.10 Указа № 488), а корректируется налоговая база.

НК не содержит определений «деловая цель» и «налоговая выгода». Верховным Судом Беларуси в разъяснении от 25.04.2019 № 14−22/2839 «Об отдельных вопросах применения пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь» применено определение — незаконное уменьшение плательщиком налоговых обязательств.

Это разъяснение — пока единственный документ, который поясняет правила применения 33 статьи. Однако акцентирован он в основном на формирование судебной практики и не является нормативным документом, регулирующим контрольную практику. Таким образом, и у плательщика, и у контрольных органов нет четко сформулированного понятия, что такое «налоговая выгода» и «деловая цель». Это формирует субъективный подход у обеих сторон. Как следствие — плательщику придется идти в суд, чтобы аргументировать свою позицию.

Фото с сайта tony.ru

Фото с сайта tony.ru

Министерство по налогам и сборам Беларуси отказывается формировать критерии для оценки «налоговой выгоды». Но под напором бизнес-сообщества на сайте МНС были приведены некоторые типичные примеры из практики применения п. 4 ст. 33 НК. Очевидно, что под прицелом наиболее простые случаи незаконной оптимизации, применяемые белорусским бизнесом:

  • Сделки с посредниками
  • Сделки с ИП-агентами — взаимозависимыми лицами
  • Сделки с ИП, которые фактически являются штатными работниками (подмена трудовых отношений гражданско-правовыми).

Однако есть практика применения п. 4 ст. 33 НК еще одним контролирующим органом — ДФР КГК РБ, о которой практически ничего не известно. Я такую информацию получаю от плательщиков непосредственно, когда речь идет о подготовке возражений по актам проверки.

Например. Строительная организация (применяет общую систему налогообложения) в рамках выполнения заказа часть работ передала на выполнение другой организации, которая является взаимозависимым лицом и применяет упрощенную систему налогообложения. Таким образом, через дробление бизнеса достигается снижение налогов. Проверяющими ДФР направлено в адрес строительной организации заключение с предложением провести корректировку налоговой базы в рамках п. 4 ст. 33 НК и доплатить в бюджет налог на прибыль.

Очевидно, что введенная новая норма п. 4 ст. 33 НК фактически является основным источником рисков в ближайшие годы, поскольку применяется при проверках за прошлые периоды уже сейчас.

Ведь ранее (до 2019 года) в НК отсутствовала норма, которая напрямую запрещала бы плательщикам оптимизировать налоги.

Понятие «нормируемые затраты»

Новацией НК-2019 стало введение в налоговое законодательство понятия «нормируемые затраты». Фактически ничего нового в этом термине нет — нормируемые затраты и раньше были в составе расходов, участвующих в налогообложении. Но на практике в 2019 году по таким расходам возникло много вопросов. МНС РБ разъясняло их многократно, при этом так и не выработав до настоящего момента четкого однозначного подхода.

Например, наиболее проблемным в 2019 был вопрос отнесения на затраты, участвующие в налогообложении, расходов на топливо. Суть проблемы в следующем: приобретая новый автомобиль, организация обязана разработать на него нормы расходов топлива (величину, в пределах расхода которой топливо относится на затраты) путем обращения в БелНИИТ «Транстехника». Что многие добросовестно и делали.

Но, как оказалось на практике, нормы, разработанные в БелНИИТ «Транстехника», НЕ являются нормами, установленными законодательством.

Как следствие, относить их на затраты, участвующие в налогообложении, — нельзя. Это очевидный «ляп» со стороны как Минтранса РБ, который с 2016 года не утверждал своим постановлением разработанные БелНИИТ «Транстехника» нормы, так и со стороны МНС РБ, который при утверждении нормы в НК-2019 не проработал ее досконально.

К концу года ведомства практически урегулировали ситуацию — утвердив нормы задним числом (!). Но это не значит, что у плательщиков были решены все вопросы. В некоторых случаях нормы, разработанные институтом и утвержденные, — не идентичны, на ряд транспортных средств нормы так и не были утверждены, а на некоторые они в принципе не могут быть утверждены в силу их уникальности. Эти обстоятельства повлекли перерасчет налогов и представление в налоговую уточненных деклараций. Думаю, вы догадались, кто в этой ситуации — крайний.

В 2020 году МНС обещает изменить данную норму. Что ж, будем ждать.

Фото с сайта livemaster.ru
Фото с сайта livemaster.ru

Камеральный контроль

Камеральные проверки были и раньше, но описание камерального контроля как основного вида контроля с описанием правил и процедур появилось только в НК-2019. В его основе лежит риск-ориентированный подход исходя из принципа добросовестности плательщика в части исполнения налоговых обязательств.

И основная задача камерального контроля — предотвратить нарушение на стадии совершения без применения мер ответственности к плательщику.

Таким образом, теперь камеральный контроль — это не просто дистанционная проверка, в ходе которой проверяются выставленные на портал ЭСЧФ, это более широкий процесс, который охватывает деятельность плательщика комплексно, все участки, которые ранее подвергались контролю только в рамках выездной проверки.

Приведу пример одного из направлений контроля — контроль за выплатой зарплаты в конвертах. С 2019 года налоговым законодательством предусмотрен обмен информацией между ФСЗН и МНС Беларуси о размерах выплат в адрес работников. Получение такой информации МНС позволяет оперативно проводить проверки по вопросам начисления зарплаты и обоснованности налоговых платежей.

В 2019 году налоговые органы в ходе камерального контроля были вправе потребовать у плательщика представить для изучения первичные документы (договоры, накладные, акты, экономические обоснования цены для проверки трансфертного ценообразования, прочую информацию).

Очевидно, что в 2020 году камеральный контроль будет развиваться и усиливаться. Такую тенденцию транслируют не только показатели камеральных проверок, но и принятый на I полугодие 2020 года план выборочных проверок КГК РБ, в котором количество выездных налоговых проверок снижено многократно в сравнении с прошлыми годами.

Новые правила администрирования в части камерального контроля заставляют плательщиков быть предельно дисциплинированными при исполнении налоговых обязательств.

Фото с сайта sporter.md

Фото с сайта sporter.md

Налоговые ожидания на 2020 год

2020 год не принесет существенных изменений в налоговом законодательстве. Вот те из них, на которые следует обратить внимание:

  • Традиционно будут проиндексированы​ размеры налоговых вычетов и иные оценочные критерии, применяемые при расчете подоходного налога.
  • Ставки акцизов в 2020 году вырастут за счет повышения и индексации (на крепкий алкоголь — плюс 6% и табачные изделия — плюс 15%). На иные виды подакцизной продукции (за исключением автомобильного топлива) предусмотрена индексация ставок в пределах прогнозируемого параметра инфляции.
  • С 2020 года прибыль, полученная форекс-компаниями, Национальным форекс-центром от деятельности на внебиржевом рынке Форекс, планируется облагать по ставке 25%.
  • Организации, использующие труд инвалидов, для освобождения от налогообложения налогом на прибыль будут применять критерий не менее 30% численности работников вместо 50%.
  • С 2020 года будет урегулирован вопрос нормирования расходов на топливо при списании на затраты для расчета налога на прибыль в рамках подпункта 1.2 ст. 171 НК. Так, в будущем году затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования планируется включать в состав нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, в пределах норм, установленных руководителем организации.
  • Проиндексирован критерий для оценки размера выручки, при превышении которого ИП становится плательщиком налога на добавленную стоимость. Он увеличен и составит 441 000 руб. (около $ 220 тыс.).
  • В 2020 году не будет отсрочки вычета «таможенного» НДС.
  • Для налога по УСН традиционно на 2020 год будут увеличены стоимостные критерии УСН на прогнозный уровень инфляции. ​Аналогично предполагается увеличение критерия выручки и доходов ИП на общем порядке налогообложения для целей признания их в 2020 году плательщиками НДС.
  • В 2020 году планируется увеличение размера кадастровой стоимости земельных участков по всем видам оценочных зон и увеличение ставок налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы применяется их площадь. Размер увеличения при этом не составит более 5% — на прогнозный уровень инфляции на 2020 год.
  • Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, за сбросы сточных вод, а также за захоронение, хранение отходов производства будет производиться по новым ставкам, проиндексированным на прогнозный уровень инфляции.

Как видим, потрясений в налоговых вопросах ожидать не следует.


Наступивший 2020 год без преувеличения можно назвать революционным годом в налоговом законодательстве. При этом указанная революционность для белорусского бизнеса однозначно со знаком плюс. Пожалуй, впервые за последние два десятилетия, государство обошлось без существенных изменений и корректировок налогового законодательства. Соответственно, белорусский бизнес сможет спокойно работать в текущем году по сформированным еще в 2019 году и хорошо знакомым налоговым правилам и ограничениям, закрепленным в Налоговом кодексе.

Разумность налоговой оптимизации

Стабильность налогового законодательства в совокупности с наметившейся в последние годы тенденцией по сокращению количества выборочных проверок изменяет подходы к налоговой оптимизации 2020 года. Основой целью налоговой оптимизации 2020 года можно назвать не столько попытку изобретения новых схем и способов минимизации сумм налоговых обязательств, сколько разумное и экономически обоснованное использование уже существующих и хорошо знакомых способов налогового планирования.

При этом разумность и экономическая обоснованность налоговой оптимизации заключается не столько в суммах налоговой экономии, так как налоги платить все равно нужно, сколько в организации такой работы бизнеса, при которой деятельность конкретного белорусского субъекта предпринимательства не привлекает внимание контролирующих органов. Последнее проявляется в частности в том, что данное конкретное предприятие или индивидуальный предприниматель не включаются в план выборочных проверок на очередное полугодие.

Как известно, любая выборочная проверка в белорусской действительности всегда приводит к выявлению нарушений и дополнительным доначислениям налогов и штрафных санкций. По своей экономической сути любая проверка в Беларуси уже давно является дополнительным налогом на бизнес. В этой связи невключение в план выборочной проверки позволяет избежать этого дополнительного налога, то есть налоговая оптимизация становиться действительно эффективной и разумной.

Законодательством установлен максимальный 5- летний период налоговой проверки. При этом на практике, как правило, проверяется не более 3-х последних календарных лет. В этой связи, чем реже проверяется предприятие, тем больший период выпадает из-под контроля налоговых органов, а значит, тем больше налогов сможет сэкономить предприятия при разумной организации процесса налоговой оптимизации.

Критерии выборочной проверки

Для того, чтобы минимизировать вероятность включения предприятия или индивидуального предпринимателя в план выборочных проверок, необходимо знать критерии оценки степени риска, разработанные государственными контролирующими органами. Так, например, приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 февраля 2018 года № 20 (с учетом изменений и дополнений), утверждены критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки. Знание и применение данных критериев существенно минимизирует вероятность включения предприятия в план выборочных проверок налоговых органов.

Среди наиболее существенных критериев следует выделить следующие:

— отсутствие начисления налогов при наличии сведений о приобретении и реализации организацией товаров, работ, услуг;

— непредставление налоговых деклараций;

— несоответствие заявленной в налоговой декларации выручки фактически имеющимся в налоговых органах сведениям о движении денежных средств по счетам предприятия;

— наличие задолженности по платежам в бюджет;

— учредитель, руководитель или главный бухгалтер являлись учредителем, руководителем или главным бухгалтером организации, которая ранее была признана лжепредпринимательской;

— выручка организации более 80 000 тысяч базовых величин и количество работающих 3 или менее человек;

— наличие существенных сумм возврата НДС;

— использование налоговых льгот;

— сумма расходов предприятия составляет более 95% от суммы доходов предприятия.

Помимо «отягощающих» критериев существуют и критерии риска, которые снижают вероятность включения предприятия в план выборочных проверок. К таковым критериям относятся:

— отсутствие задолженности по налогам и сборам;

— реализация инвестиционного проекта;

— использование социальных налоговых льгот.

Разумное использование критериев

Столь подробный анализ критериев риска необходим для того, чтобы определить основные рекомендации по налоговой оптимизации в 2020 году.

Во-первых, целесообразно своевременно подавать налоговые декларации, а также своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и обязательные платежи в бюджет. Последнее не только является показателем финансовой и платежной дисциплины на предприятии, но и существенно минимизирует риск назначения выборочной налоговой проверки.

Во-вторых, при использовании налоговых льгот целесообразно использовать социальные льготы. Согласно разъяснениям Министерства по налогам и сборам социальными льгота являются льготы, которые направлены, например, на удешевление социально значимых товаров. Необходимо помнить, что любая налоговая льгота является фактором дополнительного налогового контроля, а значит, применение любых налоговых льгот на предприятии, за исключением социальных, должно быть экономически обоснованным.

В-третьих, не стоит заниматься серой налоговой оптимизацией, а именно сокрытием объектов налогообложения при реализации товаров, работ, услуг или не отражать в налоговых декларациях всю сумму полученной выручки. В условиях усиления государственного электронного контроля за движением наличных и безналичных денежных средств, а также товаров, такие серые схемы налоговой оптимизации являются неэффективными и легко раскрываемыми. При этом экономические последствия такой серой налоговой оптимизации для бизнеса всегда будут отрицательными и превысят возможные выгоды.

В-четвертых, любые мероприятия налоговой оптимизации должны учитывать особенности и масштабы бизнеса. Каждая схема налоговой оптимизации имеет свои плюсы и минусы, а также степень уместности в использовании в зависимости от особенностей работы предприятия или индивидуального предпринимателя. Попытка любыми способами минимизировать сумму начисленного налога на практике приводит к дополнительному вниманию со стороны контролирующих органов, которое, как правило, выражается в назначении выборочной проверки, а значит и начислению дополнительных налогов и штрафов для бизнеса.

В-пятых, любое налоговое планирования только тогда является эффективным, когда не имеет долгосрочных или отложенных отрицательных последствий для его учредителей, руководителей или сотрудников. В этой связи важным является правильное завершение любого бизнес-проекта, а именно ликвидация предприятия или индивидуального предпринимателя в рамках действующего законодательства. Только в этом случае учредители, руководители или сотрудники предприятия избегают возможных дальнейших претензий и экономических штрафов и санкций со стороны контролирующих органов. В противном случае предприятие рискует попасть в перечень лжепредпринимательских структур со всеми отрицательными долгосрочными последствиями для его учредителей и руководства.

В Беларуси утверждена и действует программа деятельности Правительства на период до 2025 года. В документе отражены основные направления деятельности Правительства по достижению целей, решению задач и реализации положений Программы социально-экономического развития Беларуси на 2021–2025 годы. Ключевая цель – создание условий, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие, рост благосостояния и уровня жизни населения. «Р» готовит цикл материалов, знакомящих с деталями важного документа. Сегодня – презентация бюджетной и налоговой политики этой пятилетки, о которой нам рассказал первый заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко.

В конце прошлой недели в Министерстве финансов подвели итоги исполнения бюджета за прошлый год и рассмотрели задачи финансовых органов в 2021 году. С учетом недопоступления доходов и дополнительных расходов общий объем дефицита бюджета в прошлом году составил около 2,2 млрд рублей. При этом около 3,5 млрд долларов было направлено на погашение и обслуживание внешнего госдолга страны. Что касается этого года, то бюджет сформирован с дефицитом в размере около 4 млрд рублей. Что важно, сохраняется социальная направленность бюджета. Те задачи, которые были поставлены на Всебелорусском народном собрании, будут безусловно выполняться.

К слову, дорожная карта развития бюджетной и налоговой политики на эту пятилетку – Программа деятельности Правительства на 2021–2025 годы. Предполагается внедрение нормативных методов бюджетного планирования, совершенствование налоговой системы, поддержание долговой устойчивости. В результате, как ожидается, будет обеспечена долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, сокращена долговая нагрузка на экономику и проведена эффективная налоговая политика.

За счет чего это будет достигнуто, в интервью «Р» рассказал первый заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко.

Расстановка приоритетов

Дмитрий Кийко
– Дмитрий Николаевич, какого принципа планирует придерживаться Минфин в бюджетно-налоговой политике в среднесрочной перспективе?

– Если кратко ответить на этот вопрос, то в среднесрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики будут сконцентрированы на обеспечении сбалансированности бюджетов всех уровней, сохранении социально ориентированного бюджета, стимулировании экономического роста, инвестиционной и инновационной активности.

Для этого в отношении налоговой политики в среднесрочной перспективе предполагается реализация трех основных направлений. Это инвестиционное и инновационное стимулирование, расширение налоговой базы и повышение доли участия граждан в финансировании государственных расходов, а также актуализация и адаптация установленных в абсолютных суммах ставок налогов и стандартных налоговых вычетов к инфляционным процессам, социальным стандартам и индикаторам, реальным доходам населения.

Что же касается бюджетной политики в части расходов в среднесрочном периоде, то она в первую очередь будет направлена на сохранение социальной направленности бюджета, повышение благосостояния граждан. В частности, продолжится работа по постепенному повышению оплаты труда в бюджетной сфере. Средний заработок работников бюджетной сферы должен быть не менее 80 процентов к средней заработной плате в экономике.

Кроме того, предполагается усиление социальной поддержки граждан, в том числе за счет максимального обеспечения жильем многодетных семей, совершенствования правил предоставления государственной адресной социальной помощи, а также предоставления супружеским парам возможности проведения бесплатной процедуры ЭКО за счет средств республиканского бюджета.

Также стоит задача повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе путем создания финансовых стимулов, прежде всего в бюджетоемких отраслях социальной сферы. Это предусматривает разработку и внедрение нормативного финансирования.

Еще одно важное направление в бюджетной политике – поддержание долговой устойчивости на безопасном уровне. Это не более 40 процентов к ВВП.

Если говорить о долговой стратегии на 2021 год и среднесрочный период, то она направлена на сокращение государственного долга и снижение нагрузки на бюджет по его погашению и обслуживанию с последующим перераспределением средств на финансирование инвестиционных проектов.

– За счет чего планируется сохранить сбалансированность доходной и расходной частей бюджета? Будут ли повышаться ставки налогов для субъектов хозяйствования?

– Что касается сбалансированности бюджета, то его планируется обеспечить за счет как расходной, так и доходной части. В частности, привлечение дополнительных доходов предполагается обеспечить за счет ежегодной индексации ставок налогов, установленных в белорусских рублях, для их адаптации к инфляционным процессам, оптимизации налоговых льгот, включая их отмену, а также увеличения ставок акцизов на табачные изделия с учетом принятых обязательств в рамках ЕАЭС.

Наряду с этим будут приняты меры, направленные на повышение эффективности налоговой системы. Остановлюсь подробнее. Планируется упорядочить множественность разрозненных преференциальных налоговых режимов, действующих на отдельных территориях либо в отношении определенных направлений. Не исключено, что такие режимы могут быть распространены, например, только на вновь создаваемые организации либо на организации, осуществляющие деятельность на приоритетных территориях, что позволит исключить их применение в схемах ухода от налогообложения. Также предполагается изменить подходы к налогообложению малого бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, для повышения уровня их участия в формировании доходов бюджета.

Для наглядности приведу немного статистики. По итогам 2020 года доля численности субъектов малого предпринимательства в общей численности субъектов хозяйствования составила 83 процента, а доля налоговых платежей от них в общей сумме поступлений сложилась на уровне 29,1 процента. Аналогичные показатели по категории индивидуальных предпринимателей составили 60,2 и 2,4 процента соответственно. При этом более 46 тысяч самозанятых граждан уплатили в бюджет 6,8 млн рублей, или менее 0,025 процента в общей сумме поступлений, контролируемых налоговыми органами.

Приведенные данные свидетельствуют о достаточно низком участии малого бизнеса в формировании источников финансирования государственных расходов. Более того, возможность добровольного выбора режима налогообложения, преференциального по отношению к налогам для организаций, обусловливают вовлечение индивидуальных предпринимателей в схемы налоговой оптимизации и выведение из оборота наличных денежных средств.

Для минимизации этой практики будет рассмотрен вариант четкой градации категорий малого и среднего предпринимательства и установления для них простого налогового режима, при котором сумма налоговых изъятий будет соразмерна получаемым доходам.

В целом планируемые изменения налоговой системы ориентированы на создание конкурентных условий ведения бизнеса вне зависимости от организационно-правовых форм, исключение схем минимизации налоговых обязательств недобросовестными плательщиками, создание понятных условий налогообложения малого бизнеса.

Что касается вопроса о повышении ставок налогов (в первую очередь косвенных – НДС и акцизов), он может быть рассмотрен в случае недостаточности мер бюджетной консолидации, о которых говорилось выше. Однако такой шаг может быть предпринят при одновременном совершенствовании механизма взимания основных налогов (например, поэтапный отказ от ограничений для принятия к вычету НДС, сближение бухгалтерского и налогового учета), что позволит плательщикам высвободить оборотные средства.

Кроме того, предполагается выработка мер по стимулированию предпринимательской активности, исключению налогообложения инвестиций, упрощению и цифровизации налогового администрирования.

При этом принятие любых мер будет осуществляться на основании всестороннего анализа текущей ситуации и возможных последствий их реализации.

Задействовать все резервы

– Какие есть резервы по совершенствованию управления государственными финансами для устранения рисков, которые могут сформироваться для бюджета?

– Отмечу, что в этом году сохраняются высокие риски влияния пандемии на динамику экономического развития. Кроме того, присутствует неопределенность и в части внешних факторов, как конъюнктурных, так и на финансовых рынках.

Именно поэтому при формировании бюджета на текущий год были максимально учтены возможные риски. Доходная база бюджета на 2021 год создана с учетом реализации налогового маневра в Российской Федерации. В основу бюджета заложен целевой сценарий развития экономики. Он предусматривает восстановление уровня экономической активности и выход на значения, которые были до пандемии (то есть на уровень 2019 года), что обеспечит по сравнению с 2020 годом практически двукратное увеличение прибыльности организаций, а соответственно и налога на прибыль. Поступление этих платежей будет зависеть от скорости выхода на целевые параметры. Безусловно, это создает определенные риски. И для их минимизации указанные доходы не будут распределяться на расходы, а будут саккумулированы в дополнительном резервном фонде Главы государства и использоваться только по факту поступления в бюджет. Аналогичные подходы предусмотрены и в местных бюджетах.

Кроме того, для сохранения сбалансированности республиканского бюджета при его формировании на 2021 год учтены фискальные риски государственных предприятий в сумме 1,7 млрд рублей.

Учитывая неблагоприятную эпидемиологическую обстановку, в бюджете предусмотрены меры по поддержке системы здравоохранения как в отношении оплаты труда медицинских работников, так и в оснащении учреждений необходимыми медикаментами и оборудованием. Для понимания приведу одну цифру. На ежемесячные выплаты медицинским работникам за работу в условиях, связанных с инфекциями, в консолидированном бюджете расходы на 2021 год утверждены в сумме около 192 млн рублей.

В то же время в целях совершенствования управления государственными финансами для устранения рисков, которые могут сформироваться для бюджета, будет проводиться работа по переходу на нормативный метод планирования, а также по оптимизации сети, штатов и контингентов в бюджетных организациях.

Вопрос рублем

– Что касается поддержания долговой устойчивости. Какая будет проводиться работа в этом направлении и на какие займы Беларусь может рассчитывать в краткосрочной и среднесрочной перспективах?

– Отмечу, что вопросы поддержания долговой устойчивости четко определены в ряде программных документов. Это Государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка» на 2020 год и на период до 2025 года и Программа деятельности Правительства на период до 2025 года. В данных документах закреплены основные задачи по ограничению новых заимствований и снижению долговой нагрузки на бюджет.

Среди приоритетов – безусловное выполнение всех взятых долговых обязательств. Эта задача будет решаться путем постепенного снижения показателя отношения государственного долга к ВВП до 35 процентов к 2025 году. Также это будет достигаться за счет снижения объема заимствований на цели рефинансирования долга – не более 75 процентов к сумме погашения государственного долга и ограничения привлечения новых внешних связанных государственных и гарантированных государством займов на уровне не более 400 млн долларов в год.

Еще один приоритет – сохранение долговой нагрузки бюджетов регионов на экономически безопасном уровне. Это требует ежегодного установления лимита долга местных органов и ограничений по предоставлению ими гарантий.

В среднесрочных планах рассматривается также возможность использования остатка средств государственного экспортного кредита Российской Федерации, предназначенных для строительства Белорусской атомной электростанции, на реализацию иных инвестиционных проектов, представляющих интерес как для Республики Беларусь, так и для Российской Федерации.

Языком цифр

По состоянию на 1 января 2021 года государственный долг Беларуси составил 57,78 млрд рублей (37,3 процента к ВВП), внешний госдолг – 18,57 млн долларов США (30,9 процента к ВВП), внутренний – 9,88 млрд рублей (6,4 процента к ВВП).

Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 4 марта 2021 г.
(фото – «Рэспубліка»)

Нет такого бизнеса, который не платил бы налоги и не мечтал бы об их оптимизации. В погоне за снижением налогового бремени предприниматели штудируют законодательство, привлекают квалифицированных юристов, открывают компании в других юрисдикциях и, к сожалению, нередко нарушают закон. Случается это, в том числе, непреднамеренно.

Чтобы учесть все нюансы, Виктор Статкевич, советник по налоговым и финансовым вопросам юридической компании REVERA рекомендует всегда держать руку на пульсе законодательства и правоприменительной практики, а в спорных и сложных вопросах прибегать к помощи экспертов с разными мнениями.

Мы поговорили с экспертом о налоговой оптимизации и ее нюансах в ходе бизнес-завтрака «Налоговая оптимизация: миф или реальность?», организованного МТБанком для своих корпоративных клиентов.

Ставки налога вторичны. Основная угроза – правила игры, которые меняются задним числом


С моей личной точки зрения, комфортность налогового законодательства – это не исключительно максимально низкая налоговая нагрузка.

Бизнес должен нести социальную ответственность в государстве, в котором он осуществляет деятельность, платить налоги, и абсолютное большинство компаний в Республике Беларусь являются добросовестными налогоплательщиками, готовы участвовать в финансировании расходов государства на здравоохранение, образование, транспорт и иных отраслей через уплату налогов.

Безусловно, важное значение для бизнеса имеет и налоговая нагрузка, но, как показывает практика, не менее важными критериями являются и другие, прежде всего:

– стабильность налогового законодательства;

– ясность и однозначность понимания налогового законодательства, т.е. четко выработанные в сфере налогообложения «правила игры», максимально исключающие так называемый «субъективный подход» и «субъективную точку зрения» со стороны государственных органов, в том числе контролирующих органов;

– минимальные издержки (как временные, так и финансовые) на администрирование налогов.

Если вести речь о проводимой налоговой политике нашего государства, то стратегически уже достаточно большое количество лет она направлена на повышение стабильности и неизменности налогового законодательства и соблюдение интересов добросовестных налогоплательщиков.

Это показывает сравнение нашей налоговой системы как с соседними странами (ЕАЭС, Прибалтики, Украины и т.п.), так и со странами так называемого «дальнего зарубежья».

Плюсами налогового законодательства любого государства являются как низкая налоговая нагрузка в целом, так и отдельные льготы и преференции, которые можно получить при ведении бизнеса в определенных сферах деятельности и отраслях.

Например, в Республики Беларусь, такими преференциальными факторами является ПВТ, Индустриальный парк «Великий камень», преференции при реализации инвестиционных договоров, льготы при работе в сельской местности и так далее.

Однако,всегда ярко выраженным минусом является кардинальное изменение правил игры и распространение таких изменений на предшествующие периоды, когда бизнес считал свое поведение полностью соответствующим законодательству.

Это четко демонстрирует «нарастающая» практика применения положений п.4 ст.33 Налогового кодекса Республики Беларусь, которая, по мнению многих предпринимателей, «задним числом» ввела понятие «деловой (экономической) цели» сделок. И обосновывать законность своего поведения в прошлых годах приходится все чаще и чаще, и, естественно, делать это приходится самим субъектам хозяйствования.

Платить «лишние» налоги не готов ни малый, ни крупный бизнес

Как показывает наш опыт, любой предприниматель всегда задумывается о «налоговой оптимизации» и никто не готов платить, условно выражаясь, «лишние» деньги.

При этом могу отметить, что малый бизнес, особенно на стадии своего первоначального развития, направлен на минимизацию «стартовых издержек»: собственники более скрупулёзно и тщательно ищут способы экономии, в том числе налоговой. Часто начинающие предприниматели прибегают к простым и лежащим на поверхности алгоритмам не всегда законной налоговой оптимизации (например, в виде экономии на зарплатных налогах, подменяя трудовые отношения гражданско-правовыми, увеличением затратной части услугами сторонних индивидуальных предпринимателей и т.п.).

Крупный бизнес не ставит своей целью прямого снижения (оптимизации) налоговой нагрузки путем применения простых одношаговых вариантов. Как правило, сначала в рамках принятых управленческих стратегических решений вырабатывается какой-то вариант работы с контрагентами, а затем компании с большими оборотами пытаются его «рассмотреть» на предмет наличия потенциальных рисков, которые с первого взгляда не всегда видны.

Для этих целей, как правило, привлекаются независимые специалисты со «своим» профессиональным взглядом и соответствующим опытом.


Оптимизация – это кропотливая работа, которая ведется с момента открытия компании

Говоря о налоговой оптимизации, не совсем корректно и верно будет вести речь о том, что есть какой-то топ успешных кейсов, которые «всем подойдут». Все индивидуально.

Есть стандартные методы абсолютно законной «оптимизации» в рамках налоговых механизмов, предусмотренных налоговым законодательством, например, выбор наиболее подходящей системы налогообложения (общая, УСН и т.п.), применение инвестиционного вычета, различных способов учета курсовых разниц, проведение грамотной амортизационной политики в отношении основных средств и так далее.

Если мы говорим об успешных кейсах оптимизации с точки зрения их масштабности, то в большинстве случаев речь идет о правильном структурировании работы субъектов хозяйствования, как правило, входящих в условную «группу компаний», выстраивание правильных бизнес-процессов коммуникации между ними, учет не только налоговых, но и иных рисков юридического, валютного, организационного характера.

Это достаточно кропотливая и сложная работа, которая ведется на протяжении всего периода финансово-хозяйственной деятельности организации либо группы организаций.

И тут, скорее, надо советовать не какие-либо законные способы, а смотреть, может ли тот или иной способ быть применим к конкретной организации и конкретной ситуации.

Способы оптимизации необходимо искать индивидуально в отношении каждой отдельной компании, так как то, что работает в одном случае, может стать фактором риска или даже повлечь применение мер административной и (или) уголовной ответственности в иных случаях.

Например, в одних случаях реорганизация будет с налоговой точки зрения абсолютно законной, а в другом случае будет истолкована как уход от налогообложения либо необоснованный возврат налогов. В одном случае создание еще одной организации для ведения бизнеса не повлечет рисков, а в другом может быть квалифицировано как процедура «дробления бизнеса», направленная на не совсем обоснованное сохранение возможности применения специальных режимов налогообложения и т.п.

Какие основные подводные камни таит в себе оптимизация?

Наиболее распространенные претензии со стороны контролирующих органов – уклонение от уплаты налогов, которое приводят как к применению административной ответственности к самому юридическому лицу, так и к применению административной или уголовной ответственности к соответствующим физическим лицам (собственникам компании, работникам компании и так далее).

И «подводный камень» здесь заключается в том, что на одни и те же действия «разные стороны» (сама организация и представитель контролирующих органов) смотрят по-разному.

То, что часто считает абсолютно правильным и законным сама организация, не имевшая никакого умысла на занижение своих налоговых обязательств, может по-другому представляться и выглядеть в глазах противоположной стороны.

Читайте также: