Оптимизация налога на имущество организаций

Опубликовано: 13.05.2024

Управляющий партнер Митсан Консалтинг, член Экспертного совета НОСТРОЙ

специально для ГАРАНТ.РУ

Владельцы бизнеса в России достаточно хорошо знакомы с налоговым законодательством и стараются выполнять его требования в полном объеме. Но кому же не хочется в сложное время всеобщего локдауна снизить налоги? Реально ли это сделать, не преступив закон? Конечно, можно! И закон не только это не запрещает, а даже позволяет, если его правильно читать. Поделюсь с читателями некоторыми лайфхаками, неоднократно апробированными на практике.

Статьей 375 Налогового кодекса регламентирует методику определения налоговой базы по объектам недвижимости. Основное правило – налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Однако, есть ряд объектов, внесенных в ЕГРН, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости. Она применяется с 1 января года налогового периода с учетом особенностей, указанных в ст. 378.2 НК РФ.

Как видно из нормы, в ряд объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, входят административно-торговые центры, нежилые помещения, используемые под офисы, торговые точки, точки общепита и бытового обслуживания или предназначенные для такого использования по сведениям ЕГРН и/или документам техучета (инвентаризации).

Сюда же относятся объекты недвижимости иностранных организаций, ведущие свою деятельность на территории России через свои представительства, а также объекты недвижимости и незавершенного строительства, размещенные на участках земли с назначением "ведение личного подсобного хозяйства", "садово-огородническая деятельность" и (или) "ИЖС".

С полным списком данных объектов можно ознакомиться по ссылке.

В связи с вышеизложенным, становится ясно, что по закону для бизнеса налогообложение ведется двумя способами: налог на имущество организаций рассчитывается либо от кадастровой стоимости, либо от среднегодовой, или балансовой стоимости объектов недвижимости компании.

Как правило, балансовая стоимость ниже кадастровой, поэтому владельцы бизнеса прикладывают все усилия для того, чтобы их объект недвижимости не был включен или был исключен из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень).

Напомним, Перечень существует в каждом регионе и формируется ежегодно согласно указанной выше ст. 378.2 НК РФ с учетом рекомендаций, изложенных в Письме ФНС России от 11 января 2018 г. № БС-4-21/195 "О рекомендациях по отдельным вопросам применения ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации". По ним помещения, находящиеся в здании, оцениваемом по кадастровой стоимости, Минфин России защищает от двойного налогообложения. Но от этого кадастровая стоимость вашего объекта не становится ниже балансовой.

Поэтому, если принадлежащее вам здание или помещение вашей компании расположено в объектах, внесенных Перечень, нужно постараться, при наличии оснований, их оттуда исключить.

Это можно сделать, если ваш бизнес не связан с оказанием бытовых услуг, общепитом, торговлей и сдачей в аренду помещений для офисов. При наличии подтверждающих лицензий, договоров, а также уставных документов с указанными кодами ОКВЭД исключение из списка кадастровых объектов практически гарантирован. Уже есть судебные прецеденты и положительные решения Верховного суда (№ 5-АПГ17-22, № 5-АПГ16-116).

Но владельцам компаний с вышеуказанными видами деятельности, раньше времени нужно не расстраиваться, а следить за обновлением региональных Перечней. Они постоянно актуализируются и очень часто в них попадают объекты, которые там находиться не должны. Поэтому, как только ваш объект появится в Перечне, а у вас есть основания, по которым вы можете доказать, что ваш объект недвижимости занесен в список ошибочно – сразу заявляйте об этом, чтобы исключить из Перечня ваш объект и установить балансовую базу налогообложения.

Необходимо добиваться составления акта очного осмотра объекта недвижимости инспектором, занимающимся формированием Перечня. Также важно знать, что о включении объекта в Перечень владельцам зданий инспекторы сообщать не обязаны.

К примеру, в Санкт-Петербурге более 5 тыс. объектов включены в Перечень, но далеко не у всех есть соответствующие документы. И наоборот: некоторые владельцы какого-нибудь НИИ или администрации промышленного предприятия, то есть здания, не являющегося офисным центром, просто не в курсе того, что их объект включен в Перечень, и продолжают платить налоги по балансовой стоимости. Из-за этого в конце налогового года возникают споры с ФНС России о недоимках.

Изменить базу налогообложения поможет и вид использования земельного участка, на котором располагается объект недвижимости. Ведь зачастую инспекторы заполняют эту графу в акте осмотра объекта, не выезжая на место, а руководствуясь только спутниковыми снимками.

Как мы писали выше, в большинстве случаев балансовая стоимость объектов недвижимости ниже кадастровой. Однако, бывает и наоборот. И собственники таких объектов недвижимости стремятся попасть в Перечень.

Отметим, что для физических лиц в случае, если начисленный им по балансовой стоимости налог на имущество значительно превышает налог, рассчитанный по кадастровой стоимости, есть возможность замены расчета имущественного налога. Данный способ работал, согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации, в районах, где не установлена единая дата применения кадастровой стоимости для расчета налога на имущество физлиц. Более подробные разъяснения в данном вопросе даны в письме ФНС России от 19 февраля 2019 г. № БС-4-21/2825@.

Однако, согласно новеллам законодательства, налогообложение физических лиц ведется в любом случае по кадастровой стоимости и описанный выше способ перестал работать.

Не действует он и для имущества организаций. Самостоятельный "переход в Перечень" и выбор расчета для уплаты налога (по кадастровой или по балансовой стоимости) для имущества юрлиц невозможен. Это другая налоговая позиция, для ее налогообложения применяются другие правила.

Поэтому, если у владельца объекта недвижимости, где балансовая стоимость выше кадастровой, есть основания полагать, что объект не включен в Перечень незаконно, то об этом необходимо немедленно заявить в органы, занимающиеся формированием данного списка, инициировать внеплановое обследование объекта и доказать право включения вашего объекта в кадастровый Перечень. То есть действовать в противовес лайфхаку № 1.

В свою очередь, если вы приняли решение, что хотите продолжать платить налоги, исходя из балансовой стоимости объекта недвижимости, а ваш объект включен в Перечень, то вам, опять-таки, обязательно нужно добиться исключения объекта недвижимости из Перечня. А для большего снижения налогов заняться оптимизацией расходов по балансовой стоимости.

Снизить налог на имущество организаций позволяет кейс разделения объекта недвижимости большой площади на несколько маленьких.

Так, например, на территории Санкт-Петербурга на сегодняшний день налогом, рассчитываемым по кадастровой стоимости, облагаются помещения, включенные в Перечень, но площадью более 1 тыс. кв. м. При этом напомню, что до 2019 года метражный порог составлял 3 тыс. кв. м. Поэтому владельцы крупных объектов недвижимости использовали лайфхак деления больших помещений на малые, избегая таким образом, включения в Перечень.

Однако, после снижения метражного порога в 2019 году, а также учитывая тенденцию снижения площадного ценза, данный способ теряет свою актуальность.

Кроме этого, согласно вступившим в силу новеллам закона Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" оценка земельных участков на территории Российской Федерации должна быть завершена к 2022 году, а объектов недвижимости – к 2023 году. Поэтому эксперты сходятся во мнении, что примерно с 2024 года все объекты недвижимости будут облагаться налогом, рассчитываемым по кадастровой стоимости.

Так что этот лайфхак временный и скоро прекратит свое существование.

Если ваш объект недвижимости все же точно находится в Перечне, вы об этом знаете, и исключить его из этого списка нет возможности, то необходимо очень внимательно отнестись к самой кадастровой оценке объекта недвижимости.

Небольшой пример того, как функциональное использование объекта недвижимости влияет на ценообразование в Санкт-Петербурге, показан в таблице.

Таблица. Зависимость размера коэффициента к кадастровой стоимости от функционального использования объекта недвижимости

Значение фактора Подставляемое значение фактора для расчетов Описание
ПСН 1,0 Свободного назначения
ОФ 0,601 Офисное
СКЛ 0,288 Производственно складское

Из таблицы мы видим, что разница в коэффициентах между объектами ПСН и ОФ составляет 40% (объекты СКЛ пока не облагаются налогом по кадастровой стоимости).

Для того, чтобы понять, какой коэффициент был применен при установлении кадастровой стоимости вашего объекта недвижимости, владельцу необходимо обратиться в Фонд данных государственной кадастровой оценки 1 .

После этого есть смысл ознакомиться с документами технической инвентаризации и кадастрового учета по вашему объекту недвижимости и обратить внимание на заполнение графы "функциональное использование".

При этом важно знать, что прикладываемые к заявлению документы должны иметь дату не позднее даты начала действия ГКО, по итогам которой была определена последняя кадастровая стоимость.

Петербургские объекты должны иметь документы, датированные до 1 января 2018 года.

При соблюдении всех вышеописанных условий, налог на имущество может быть снижен владельцами бизнеса до 40%. И важно понимать, что "функциональное использование объекта недвижимости" не единственный фактор, влияющий на ценообразование, а, следовательно, на налогообложение, за изменением которого необходимо внимательно следить в методике оценки вашего объекта.

Не секрет, что споры вокруг включения / невключения налога на добавленную стоимость в кадастровую стоимость идут давно. Еще при разработке Методических указаний о государственной кадастровой оценке в редакции законопроекта было указано, что "налог на добавленную стоимость при проведении кадастровой оценки не учитывается. Кадастровая стоимость определяется без учета налога на добавленную стоимость".

Но, несмотря на уже сформированную однозначную судебную позицию о том, чтобы не включать в кадастровую стоимость НДС (с результатами судебных разбирательств можно ознакомиться в нашей новости, а также, прочитав ряд кассационных определений по административным делам ВС РФ: № 5-КГ18-307, № 5-КА19-6, № 5-КА19-7, № 5-КА19-15 и № 5-КА19-35), некоторые регионы, в том числе Москва, проводя последнюю государственную кадастровую оценку в 2018 году, все же включили в кадастровую стоимость НДС.

Санкт-Петербург также планировал это сделать в рамках ГКО 2020 года, но, к счастью, это намерение не было утверждено.

В свою очередь профессионалы придерживаются однозначного мнения, что кадастровая стоимость НДС включать не должна, потому что она не является стоимостью обязательной, которая применяется при сделках. Она применяется лишь для целей налогообложения.

При купле-продаже объектов недвижимости коммерческих организаций (да и имущества физлиц), по воле продавца в основном применяется рыночная стоимость, которая никак не привязана к кадастровой. В таких случаях, в момент совершения сделки должен появляться НДС. И это первый довод в пользу невключения налога на добавочную стоимость в кадастровую стоимость.

Второй довод – в том, что в случае включения НДС в кадастровую стоимость и при основном ее использовании для уплаты налога на имущество организаций получается, что владельцы платят налог с налога, что само по себе невозможно.

Возвращаясь к утвержденной практикой позиции судов, проблема включения НДС в кадастровую стоимость продолжает быть актуальной для ряда регионов. При этом практика определения кадастровой стоимости идет различными путями, и региональные ГБУ, занимающиеся государственной кадастровой оценкой, разными способами включают НДС в кадастровую стоимость.

К примеру, в Москве в 2018 году НДС был включен при применении способа "оценка замещения" в стоимость материалов, которые необходимо было потратить для восстановления оцениваемого объекта недвижимости. И, как мы понимаем, стоимость материалов – это не единственный ценообразующий фактор при установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости. В формуле расчета кадастровой стоимости присутствует еще множество.

А вот некоторые регионы просто прибавляют 20% (НДС) ко всей формуле расчета кадастровой стоимости, тем самым увеличивая не только стоимость замещения (восстановления), но и другие ценообразующие факторы, НДС в которых не может быть по определению.

Таким образом, становится понятно, что НДС в составе кадастровой присутствует и присутствует довольно часто.

Поэтому добропорядочному владельцу недвижимого имущества при оплате налога НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ самостоятельно вычитать из кадастровой стоимости 20%. Такой подход будет считаться нарушением требований закона.

В данном случае нужно пойти в ГБУ, ответственное за проведение государственной кадастровой оценки, либо в суд и доказывать необходимость уменьшения кадастровой стоимости путем исключения из нее НДС.

Напомним, что к пятерке лайфхаков, о которых мы рассказали в этой статье, для снижения налога на недвижимость можно добавлять способы, описанные в материале "Снижение налогов на недвижимость скрыто в законе: что нужно знать каждому предпринимателю?". А о том, как уменьшить земельный налог, можно будет прочесть в следующей колонке.

Михаил Кобрин

Плательщики налога на имущество

Как уменьшить налог на имущество

Расчет налога на имущество для ООО и ИП отличается. Рассмотрим каждый вариант. Налог на имущество платят коммерческие и некоммерческие компании, которые владеют основным средством в виде недвижимости, не предназначенной для перепродажи. С 2019 года под налог попадает только недвижимое имущество. Так что если у вас есть только транспорт, оборудование и сырье, то платить налог не нужно.

От налога освобождены компании на спецрежимах: УСН, ЕСХН или ЕНВД. Но есть исключения: например, если имущество облагается налогом по кадастровой стоимости, платить налог все равно придется вне зависимости от режима.

ИП также уплачивают налог на имущество, которое используют в предпринимательской деятельности. На ОСНО налог на имущество платят всегда, на УСН и ЕНВД только в случаях, когда налог рассчитывается по кадастровой стоимости.

Объект налогообложения

Организации платят налог со стоимости имущества, которое отвечает следующим условиям:

  • его используют или планируют использовать в деятельности компании: для размещения производства или офиса, сдачи в аренду и так далее;
  • в перспективе его будут использовать более года;
  • его не будут продавать с целью получения прибыли;
  • оно приносит доход.

Имущество учитывают на балансе на счете 01, даже если в какой-то период оно не используется. Иногда имущество учитывают на счете 03 “Доходные вложения в материальные ценности”, например, если оно предназначено для сдачи в аренду или лизинг. Даже если основное средство не учитывается на счете 01, платить налог нужно.

Важно! Если у вас на балансе есть жилые дома, то с них в любом случае нужно платить налог по кадастру — даже если они учтены как товары для перепродажи, а не как основное средство.

Кроме того, облагается налогом имущество, которое компания:

  • отдала в доверительное управление;
  • предоставила в совместную деятельность в рамках договора товарищества;
  • получила по концессионному соглашению.

С 2019 года движимое имущество налогом не облагается. Также под налогообложение не подпадают арендованные помещения и недостроенные здания, непригодные для эксплуатации.

Ставка по налогу на имущество

Налог на имущество относится к региональным налогам, поэтому ставка в каждом регионе отличается. Федеральное законодательство лишь ограничило верхнюю границу налога — 2,2 %. А для недвижимости, которая подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, максимальная ставка 2 %.

Региональные власти могут устанавливать разные ставки налога в зависимости от вида деятельности, в котором используется имущество.

Налоговая база по налогу на имущество

В соответствии со ст. 375 НК РФ налог считают по среднегодовой стоимости имущества. Эту стоимость организации определяют самостоятельно по итогам каждого отчетного периода.

Но в отношении отдельных объектов база — это кадастровая стоимость имущества, которая внесена в ЕГРН. Перечень таких объектов ежегодно утверждается в регионе и публикуется на официальном сайте регионального правительства.

Бывает так, что компания владеет помещением в здании, а кадастровая стоимость определена только для всего здания целиком. Тогда стоимость помещения считают пропорционально его площади по формуле:

Кадастровая стоимость помещения = Кадастровая стоимость здания * Площадь помещения / Площадь здания

Льготы по налогу на имущество

В ст. 381 НК указано, кто освобожден от уплаты налога:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные организации;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • компании-производители фармацевтической продукции;
  • специализированные протезно-ортопедические предприятия;
  • адвокаты, адвокатские бюро;
  • государственные научные центры;
  • компании-участники “Сколково” и так далее.

Кроме того, есть и региональные льготы. Найти информацию о них можно в сервисе ФНС.

Как уменьшить налог на имущество

Иногда компании приходится платить высокий налог. Чаще всего это происходит, если имущество облагается налогом по кадастровой стоимости. Разберемся, как можно ее уменьшить.

Закон разрешает пересмотреть кадастровую стоимость в следующих случаях:

  • в сведениях о недвижимости, которые использовались при кадастровой оценке, обнаружены ошибки;
  • на дату определения кадастровой стоимости уже установили рыночную стоимость.

Кадастровая стоимость может быть искажена в результате обстоятельств, которые установлены в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28:

  • неправильно указаны сведения в перечне объектов недвижимости, подлежащей государственной кадастровой оценке;
  • оценщик неправильно определил условия, которые влияют на стоимость объекта: месторасположение, назначение, разрешенное использование, аварийное состояние и так далее;
  • неправильно применили данные при расчетах;
  • не использовали сведения об аварийном состоянии объекта оценки.

Для пересмотра кадастровой стоимости запросите у заказчика оценки или самого оценщика сведения о недвижимости, ответ поступит в течение 7 рабочих дней ст. 24.18 ФЗ.

Куда обращаться для пересмотра кадастровой стоимости

Оспорить кадастровую стоимость можно через специальную комиссию или через суд. При этом для юрлиц прохождение комиссии обязательно, а физические лица могут сразу обращаться в суд.

У комиссии есть преимущества перед судебным разбирательством:

  • сроки — комиссия решит вопрос в течение месяца, суд будет идти гораздо дольше;
  • нет судебных издержек — комиссия даже не попросит госпошлину;
  • решение комиссии можно оспорить в суде, если оно вас не устроит.

Росреестр при каждом управлении в регионе создает комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В течение 7 дней после поступления заявления, комиссия назначает дату рассмотрения спора. Заседание является правомочным, если на нем присутствует более половины членов. Комиссия примет одно из следующих решений в зависимости от того, на каком основании вы оспаривали стоимость.

Какие документы нужны для оспаривания кадастровой стоимости

При оспаривании кадастровой оценки заявитель обязан доказать, что при определении стоимости были допущены ошибки, или доказать, что рыночная стоимость была совершенно иной. Поэтому в комиссию нужно предоставить:

  • справку о кадастровой цене объекта недвижимости;
  • копии правоустанавливающих документов на недвижимость;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений, которые были использованы для оценки;
  • отчет об определении рыночной стоимости на дату определения кадастровой (при наличии);
  • одобрение отчета об определении рыночной стоимости от эксперта СРО, в которой состоит оценщик;
  • документы, подтверждающие наличие кадастровой или технической ошибки.

Если решение комиссии вас не устроит, вы можете пойти в суд. Тогда кроме вышеназванных документов, нужно собрать:

  • документы, подтверждающие вручение копии искового заявлениям всем участникам судебного процесса;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины;
  • доверенность на представителя;
  • документы, подтверждающие досудебный порядок урегулирования спора, если заявление подает юрлицо.

Помните, кадастровая оценка проводится массовым методом, поэтому она очень часто не учитывает все особенности конкретной недвижимости и отличается от реальной цены. Доказав, что при оценке допущена ошибка или что кадастровая стоимость не соответствует рыночной, вы сможете сэкономить на налоге на имущество.

Рекомендуем облачный сервис Контур.Бухгалтерия для ведения учета имущества компании и расчёта суммы налога. А встроенный календарь напомнит о сроках уплаты. Также в Бухгалтерии есть учет, зарплата, отчетность через интернет и другие инструменты. Новичкам дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Оптимизация налога на имущество

Статьи

Налог на имущество представляет собой один из главных налогов, уплачиваемых организациями. Обычно он довольно обременителен для экономических субъектов, обладающих высокой фондоемкостью либо материалоемкостью. Поэтому законная оптимизация налога на имущество становится в таких фирмах приоритетной задачей во время налогового планирования.

  1. В чем заключается оптимизация налогов на имущество
  2. Оптимизация налога на имущество: 5 основных способов
  3. Способ начисления амортизации
  4. «Упрощенка»
  5. Лизинг
  6. Использование льгот по налогу на имущество
  7. Переоценка
  8. Оптимизация налога на имущество с помощью переоценки: реальные примеры

В чем заключается оптимизация налогов на имущество

Налоговая оптимизация – это комплекс методов, подходов, направленных на рациональный менеджмент в области финансовых процессов компании, эффективного планирования выплачиваемых государству налогов.

Целью мероприятий по оптимизации налога на имущества организаций является положительная динамика доходной части на фоне снижения налоговой базы. Также при этом не допускается рост налоговых издержек при увеличении доходов компании.

Хотя налоговая оптимизация и планирование преследуют похожие цели, важно различать эти два понятия.

Дело в том, что планирование представляет собой право любого субъекта трудовой либо предпринимательской деятельности применять не противоречащие закону методы, приемы для сведения налоговых обязательств перед государством к минимальным.

Подобные действия могут носить индивидуальный характер, иначе говоря, быть направленными на конкретный субъект хозяйственной деятельности, либо комплексный, учитывающий финансово-хозяйственные интересы некоторого круга лиц.

Оптимизация же считается более широким термином, а планирование или минимизация налогов является ее составленной частью. Помимо перечисленных задач, перед оптимизацией могут стоять и другие, не имеющие непосредственной связи с сокращением налогового бремени. А именно:

Итак, давайте перечислим основные цели планирования и оптимизации налоговой части бюджета компании:

  • оптимизация выплат налогов государству;
  • снижение уровня налоговых потерь по конкретному налогу либо их совокупности;
  • увеличение доли оборотных активов;
  • рост финансовых возможностей молодого предприятия;
  • положительное воздействие на результативность функционирования фирмы.

Чтобы добиться таких задач, требуется искать наиболее выгодные, грамотные и, что очень важно, легитимные способы сокращения обязательств перед государством.

Такой процесс должен быть структурированным, комплексным, состоять из нескольких шагов:

  1. Анализ известных и вероятных рисков для работы компании.
  2. Целенаправленное рассмотрение рабочих проблем, грамотный выбор задач по оптимизации.
  3. Определение существующих инструментов, позволяющих фирме подойти к рационализации расходов.
  4. Формирование рабочих схем оптимизации.
  5. Начало работы по подготовленному плану.

Оптимизация налога на имущество: 5 основных способов

Размер налога на имущество зависит от балансовой стоимости основных средств и способен повышаться при каждой покупке дополнительных активов либо при их модернизации. Из-за этого немалому количеству фирм трудно уплачивать большой налог на имущество в срок, создавая бреши в бизнесе. Оптимизация налога на имущество представляет собой сложность, так как данная выплата является «прямой». Иными словами, этот налог не может быть снижет на суммы определенных вычетов. Также подчеркнем, что список льготников по нему сильно ограничен.

В данном случае налоговые ставки фиксируются законами субъектов РФ, при этом не могут быть свыше 2,2 %. Таким образом, если у компании есть имущество, учитываемое на балансе в виде объектов основных средств (согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета), то соотношение размера налога и стоимости имущества (с учетом амортизации) будет таким:

  • стоимость объекта составляет 100 тысяч рублей – сумма налога на имущество равна 2,2 тыс. рублей в год;
  • стоимость объекта составляет 100 млн рублей – сумма налога на имущество равна 2,2 млн. рублей в год.

Когда в качестве объекта налогообложения рассматриваются транспортные средства, то, помимо налога на имущество, организация должна вносить транспортный налог. А значит, происходит несоблюдение прав налогоплательщиков, связанное с двойным налогообложением одних объектов.

Исходя из всего сказанного, получается, что законная оптимизация налога на имущество организации сегодня оказывается единственным эффективным способом его сокращения.

В этом случае у налогоплательщиков есть несколько возможностей для оптимизации. Благодаря им, любое предприятие способно серьезно снизить налоговый гнет.

Способ начисления амортизации

В бухгалтерском учете амортизация основных средств начисляется одним из нижеперечисленных способов:

  • линейным;
  • уменьшаемого остатка;
  • списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • списания стоимости пропорционально объему продукции.

Чаще всего бухгалтеры прибегают к линейному варианту, поскольку он гораздо проще и дает возможность избежать формирования разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. Но если рассматривать его с точки зрения оптимизации налога на имущество, этот способ оказывается самым неудачным. При коэффициенте 2 обычно гораздо выгоднее будет метод уменьшаемого остатка. Поэтому если вы хотите снизить налог на имущество, просчитайте амортизацию каждым из четырех представленных способов и выберите самый выгодный. Но, конечно, линейный метод стоит исключить, только если найдена большая разница в расчетах.

«Упрощенка»

При работе по упрощенной системе налог на имущество и некоторые иные налоги заменяются единым налогом. Однако большим компаниям обычно невыгодно пользоваться «упрощенкой», даже при условии, что она избавляет от уплаты налога на имущество организаций. В качестве решения этой проблемы могут создаваться специальные фирмы-«упрощенцы», покупающие активы на себя, после чего дающие их в аренду основному юридическому лицу.

Также возможно оформление объектов на предпринимателей. Они не относятся к плательщикам имущественного налога с транспорта, оборудования, а при применении «упрощенки» либо ЕНВД не вносят и налог на сдаваемую в аренду недвижимость. Важно понимать, что нецелесообразно продавать находящиеся в собственности фирмы активы, так как при этом нужно будет заплатить большой НДС. То есть вспомогательную структуру необходимо создать прежде, чем купить дорогие основные средства.

Лизинг

Часто предприятия приобретают основные средства в кредит. Для оптимизации налога на имущество в такой ситуации рекомендуем рассмотреть вариант заключения лизинговой сделки. Дело в том, что у нее есть существенные достоинства по сравнению с банковским займом. Учет объекта на балансе компании, дающей его в лизинг, освободит вас от налога на все время контракта. Если на дату получения прав собственности на актив амортизация окажется полностью начисленной, вам в принципе не придется платить этот налог.

Если объект не полностью амортизирован, он принимается на учет по остаточной стоимости, которая, очевидно, гораздо ниже изначально имевшейся цены. Постановка основного средства на баланс лизингополучателя позволяет использовать ускоренный коэффициент амортизации 3. Эта льгота также относится к объектам, первоначально учтенным у лизингодателя и принятым на баланс по остаточной стоимости по завершении договора.

Использование льгот по налогу на имущество

Данный вариант считается одним из самых трудоемких, поэтому не часто используется для оптимизации налога на имущество. Причина в том, что практически все существующие льготы связаны с наличием у фирмы конкретных (довольно специфических) типов имущества или с принадлежностью данного предприятия к какой-либо отрасли и использованием имущества именно для нее. Получается, что оптимизация должна осуществляться предварительно, еще при создании компании и выборе для нее определенной отрасли.

Также такая оптимизация носит долгосрочный характер, ведь переориентироваться потом будет непросто, дорого, и эта процедура займет много времени. Подчеркнем, что при выборе сферы деятельности приоритетными являются производственные, общеэкономические вопросы, тогда как возможность оптимизации налога – это лишь их дополнение. Но нельзя отрицать, что грамотное применение предложенных государством льгот к бизнесу способно принести серьезную пользу.

Налог на имущество относится к региональным налогам, поэтому органы государственной власти РФ могут вносить льготы в дополнение к установленным ФЗ. О них также важно помнить при оптимизации налога на имущество.

Переоценка

У любой компании есть немало движимых объектов, чья стоимость непрерывно сокращается. Поэтому устаревшие, сильно потерявшие в цене активы переоценивают при помощи экспертизы, чтобы снизить имущественный налог. При этом налоговый учет будет вестись без изменений, сократится лишь отражаемая в балансе стоимость основных средств. Такая процедура осуществляется раз в год в отношении групп однородных основных средств.

Иными словами, в ней должны принимать участие все объекты, входящие в определенную группу, допустим, легковые автомобили. По закону не получится переоценить один из них, сохранив прежнюю стоимость остальных. Фирма сама выбирает конкретную категорию объектов, основываясь на экономической целесообразности. Если цена транспорта сильно снизилась, а у недвижимости выросла, переоценивают лишь автомобили, продолжая учитывать здания без изменений. Более подробно поговорим об этом в следующем разделе.

Оптимизация налога на имущество с помощью переоценки: реальные примеры

Каждая организация может раз в год переоценить группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. Последняя представляет собой объем средств, который фирма заплатит при замене прежнего объекта на такой же новый. Подобная переоценка подходит для оптимизации налога на имущество организации.

Налог на имущество платят в соответствии с его остаточной стоимостью. А значит, цель организации состоит в том, чтобы ее сократить. Тогда задачей главного бухгалтера будет узнать, соответствует ли балансовая стоимость имеющихся основных средств рыночным ценам, определить, не является ли она завышенной. Обсудим четыре ситуации, при которых снижение стоимости имущества экономически обосновано.

Ситуация № 1. Модернизация оборудования либо здания. У предприятия есть цех, который директор решил обновить. С этой целью часть стен убрали, другие добавили, провели стяжку пола, пр. По опыту можно сказать, что после реконструкции общая стоимость имущества превышает ту, в которую оценивался бы аналогичный, построенный с нуля объект. В подобной ситуации переоценка для оптимизации налога ни имущество может проводиться так: необходимо посчитать, сколько будет стоить строительство финальной версии объекта с нуля, после чего рассчитывать налог, исходя из этой рыночной стоимости.

Ситуация № 2. Изменение курса рубля. С этой проблемой столкнулось немало фирм, закупивших зарубежную технику с сентября 2014 по январь 2015 года. Тогда курс валют был максимальным, после чего рубль стал укрепляться. Отметим, что изменение курса рубля тоже может считаться экономически обоснованной причиной для переоценки. Допустим, фирма в декабре 2014 г. купила станок за 10 тыс. евро по курсу 76 руб. Но к весне 2015 г. евро стал стоить 54 руб. Главный бухгалтер может инициировать переоценку техники, чтобы снизить его остаточную стоимость.

Ситуация № 3. Изменение ценовой политики поставщика. Эта ситуация часто встречается, когда фирма покупает легковой автомобиль, а спустя небольшой срок предприятие-изготовитель выставляет в продажу его рестайлинговую версию. После чего предыдущие модели продаются с хорошими скидками. То есть первоначальная стоимость тоже может быть снижена.

Ситуация № 4. На одном животноводческом предприятии в Псковской области первоначальная стоимость объектов основных средств составляла 2,5 млрд руб., амортизационные отчисления – 500 млн руб., остаточная стоимость – 2 млрд руб., а ежегодный размер налога на имущество – 44 млн руб. Большую часть от стоимости основных средств составляли оборудование, автотранспортные средства, здания с расположенными в них производственными мощностями. Отметим, что здания год назад были полностью перестроены: сделана перепланировка, расширена площадь, установлена система отопления нового типа, усилены конструкции под специальное оборудование.

Автопарк компании представлен в основном грузовиками российского производства. Выпуск их рестайлинговых моделей и более гибкая политика скидок завода-изготовителя стали причиной для снижения рыночной стоимости сопоставимых транспортных средств. Поэтому компания решила провести переоценку объектов основных средств. После чего изначальная стоимость сократилась на 30 %. Размер амортизационных отчислений снизился до 350 тыс. руб., а остаточная стоимость – до 1,4 млрд руб. Размер ежегодного налога на имущество стал составлять 30,8 млн руб.

Таким образом, предприятие провело оптимизацию налога на имущество на 13,2 млн руб. в год. Безусловно, пришлось оплатить услуги независимых оценщиков, но эти суммы нельзя сравнивать с полученной выгодой. Подчеркнем, что по действующему законодательству размер оплаты услуг оценщика не может иметь связи с итоговой стоимостью.

Каким образом оформляется переоценка для оптимизации налога на имущество?

Для этого издается приказ о проведении переоценки, важно, что для него не существует отдельного бланка, то есть его составляют в свободной форме. После переоценки формируется специальная ведомость, где указывается:

  1. Наименование основного переоцененного средства.
  2. Его стоимость до и после переоценки.
  3. Сумма уценки.

К ведомости прикладываются бумаги, подтверждающие измененную стоимость основных средств. Это может быть, например, заключение независимого оценщика. Кроме того, результаты переоценки отражаются в инвентарных карточках по учету основных средств (форма N ОС-6 или N ОС-6а).

Есть два метода переоценки для оптимизации налога на имущество:

  • метод индексации;
  • метод прямого пересчета по рыночным ценам.

В настоящее время использовать первый метод нельзя. С 2001 г. Госкомстат перестал публиковать индексы изменения цен на основные средства, по которым производилась переоценка (п. 6 Письма Госкомстата РФ от 9 апреля 2001 г. N МС-1-23/1480).

Для второго варианта необходимо определить рыночную стоимость основных средств. Здесь вам помогут:

  • данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные от ее производителей;
  • сведения об уровне цен из открытых источников: газет, журналов, прайс-листов торговых фирм, Интернета, пр.;
  • заключения независимых оценщиков о стоимости основных средств.

В соответствии с полученными сведениями рассчитывается специальный коэффициент, на который могут уцениваться объекты основных средств.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество


Сэкономить на налогах стремятся все. Вопрос лишь в том, какие методы для этого выбрать. Нарушать закон для этого совершенно не обязательно — ведь существуют абсолютно легитимные варианты, которые прописаны в действующем законодательстве. Более того, ни в коем случае не нарушайте закон — за это предусмотрена уголовная ответственность!

Те, кто умеет правильно читать закон, в любой ситуации чувствуют себя уверенно, поскольку знают, как снизить налоги и таким образом поддержать собственный бизнес в нынешнее непростое время. Сегодня поделюсь с вами лайфхаками, как минимизировать налог на имущество организаций. Налоговый кодекс РФ нам в помощь.

Способ первый: налоговая база — по кадастру или по балансу?

Согласно методике определения налоговой базы по объектам недвижимости, разъяснённой в ст.375 НК РФ, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Но в отношении некоторых объектов, которые внесены в ЕГРН, определение налоговой базы происходит на основе их кадастровой стоимости (отдельные нюансы оговорены в ст.378 НК РФ).

В первую очередь к таким объектам относятся:

  • административно-торговые здания;
  • нежилые помещения, предназначенные для офисов;
  • торговые точки;
  • точки общепита и бытового обслуживания населения;
  • объекты недвижимости иностранных организаций;
  • объекты недвижимости и незавершённого строительства, размещённые на участках земли с назначением «ведение личного подсобного хозяйства», «садово-огородническая деятельность» и (или) «ИЖС».

Очевидно, что, в соответствии с действующим законодательством, в случае с имуществом организаций действуют две схемы налогообложения: исходной точкой расчёта становится либо кадастровая, либо среднегодовая/балансовая стоимость объектов предприятия.

В большинстве случаев кадастровая стоимость оказывается заметно выше балансовой; немудрено, что собственники предприятий отнюдь не стремятся к тому, чтобы имеющиеся у них объекты недвижимости были зафиксированы в Перечне объектов недвижимого имущества, для которых именно кадастровая стоимость является налоговой базой.

Замечу, что такой Перечень ежегодно составляется в каждом регионе РФ. Он формируется с выше упомянутой ч.2 ст. 378 НК РФ. При этом необходимо учитывать рекомендации ФНС России, данные в Письме от 11 января 2018 г. № БС-4-21/195 «О рекомендациях по отдельным вопросам применения ст. 378.2 НК РФ». Согласно этому документу, невозможно применить двойное налогообложение по отношению к помещениям, которые находятся в здании, оценённом по кадастровой стоимости. Однако такая норма не делает кадастровую стоимость объекта ниже балансовой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что собственники зданий/помещений, находящихся в упомянутых в Перечне объектах, при любой законной возможности стремятся исключить их оттуда.

Но как это сделать? «Зелёный свет» — тем, кто не занимается:

  • оказанием бытовых услуг населению;
  • сферой общественного питания;
  • торговлей;
  • сдачей в аренду помещений под офисы.

Чтобы убрать объект из Перечня, нужно иметь лицензии, договоры, а также уставные документы с указанными кодами ОКВЭД, подтверждающие, что вы не занимаетесь перечисленными выше родами деятельности. В этом случае можно не сомневаться, что ваше имущество будет исключено из списка кадастровых объектов. Спорные вопросы, как правило, успешно разрешаются в судебных инстанциях, — уже есть соответствующие прецеденты, подкреплённые положительными решениями Верховного суда РФ (№ 5-АПГ17-22, № 5-АПГ16-116).

Однако собственникам предприятий, чья деятельность подпадает под выше перечисленные виды, не следует опускать руки. Просто следите за регулярным обновлением того Перечня, который актуален для вашего региона — тем более, что никто не обязан извещать вас о включении вашей собственности в этот список. Изменения вносятся постоянно, благодаря чему в список попадают даже те объекты, которые теоретически не должны там находиться. И если вы сможете доказать, что вашему объекту там точно не место, настаивайте на своей правоте. Требуйте исключения объекта из Перечня и перевода на балансовую базу налогообложения.

Чтобы добиться этого, понадобится вызвать специалиста, ответственного за формирование Перечня в вашем регионе. Инспектор должен провести очный осмотр принадлежащего вам объекта недвижимости и составить соответствующий акт.

Приведу такой пример. На сегодняшний день санкт-петербургский Перечень подобных объектов включает в себя более 5 тысяч позиций, однако документы об этом есть далеко не у всех. А бывает и по-другому: собственники какого-нибудь НИИ либо заводского административного корпуса попросту не знают о включении их объекта в пресловутый Перечень — составители Перечня считают эти объекты «офисными». Соответственно, уплата налогов происходит на основании балансовой стоимости имущества. В результате ФНС РФ в конце налогового года начисляет недоимку, что становится неприятным сюрпризом для владельцев.

Способ второй: когда Перечень выгоден

Мы уже говорили о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости, находящихся в собственности у юрлиц, чаще всего оказывается выше, чем кадастровая. Но бывает и наоборот. В таких случаях попадание в Перечень становится желанной целью.

Физлица могли поменять систему расчёта налога на имущество, если налог, начисленный по балансовой стоимости, существенно выше налога, рассчитанного по стоимости кадастровой — если, в соответствии с определением Конституционного Суда РФ, речь идёт о территориях, где единая дата применения кадастровой стоимости для расчета налога на имущество физлиц не была установлена. Нюансы были подробно разъяснены в письме ФНС России от 19 февраля 2019 г. № БС-4-21/2825.

Но в соответствии с законодательными новеллами этот механизм утратил свою актуальность: теперь физлица платят налоги на имущество, исходя из его кадастровой стоимости. Юридические лица тоже не могут самостоятельно становиться на учёт в Перечень и выбирать способ расчёта, по которому они будут платить имущественный налог. То есть это принципиально иная налоговая позиция, и здесь, соответственно, работают другие принципы налогообложения.

Если балансовая стоимость имущества предприятия превышает кадастровую, и в то же время у вас есть причины считать отсутствие вашего объекта в Перечне незаконным, обращайтесь с заявлением об этом в соответствующие структуры и требуйте проведения внепланового обследования объекта. То есть доказывайте, что вы имеет законное право на включение вашей собственности в Перечень.

Способ третий: один большой объект или несколько маленьких?

Одним из вариантов снижения имущественного налога является разделение одного крупного объекта недвижимости на несколько. В частности, в Санкт-Петербурге внесённые в Перечень объекты облагаются налогом, который рассчитывается на основе кадастровой стоимости — но лишь в тех случаях, когда их площадь превышает 1 тыс. кв. м. Кстати, совсем недавно, вплоть до 2019 года, лимит метража был гораздо выше — 3 тыс. кв. м. В такой ситуации собственникам крупных объектов приходилось применять лайфхак по «дроблению» помещений, чтобы не оказаться в Перечне.

Уже к 2022 году, в соответствии с новеллами Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на территории РФ должен быть завершён процесс оценки земельных участков (недвижимости — к 2023 году). И не исключено, что уже в 2024 году предприятия-собственники будут платить имущественные налоги, рассчитанные в соответствии с кадастровой стоимостью. А значит, такой вариант сокращения расходов просто потеряет свою актуальность.

Способ четвёртый. «Функциональное использование объекта недвижимости» — и не только оно

Но вот выяснилось, что принадлежащее вашему предприятию имущество попало в кадастровый Перечень, и при этом убрать его оттуда невозможно. В этом случае советую тщательно проанализировать саму кадастровую оценку данного объекта, которая зачастую оказывается завышенной.

Здесь надо знать, что очень важную роль в вопросе ценообразования играет функциональное использование конкретной недвижимости. Ведь коэффициенты могут существенно различаться; к примеру, между помещениями свободного назначения и офисными такие дифференции составляют, ни много, ни мало, порядка 40%.

Какой именно коэффициент использовался, когда производилась оценка кадастровой стоимости в вашем случае? Чтобы выяснить это, наведите справки в Фонде данных государственной кадастровой оценки. Изучите касающиеся вашего объекта документы технической инвентаризации и кадастрового учёта. При этом особое внимание обратите на содержание пункта «Функциональное использование». Если есть расхождения — сообщите об этом в ГБУ, проводившее государственную кадастровую оценку. В качестве подтверждения справедливости ваших требований предоставьте фотоотчёт, договоры и другие документы, которые могут подтвердить, что по факту помещение используется иначе, чем это было зафиксировано.

Важно, чтобы документы, приложенные к вашему заявлению, которыми подкрепляется ваше заявление, были датированы не позднее, чем дата начала последней кадастровой оценки.

Неукоснительное соблюдение перечисленных параметров может дать собственникам бизнеса снижение имущественного налога на 40%. Но при этом следует помнить: на ценообразование, а значит, и на сумму выплачиваемых налогов, может повлиять не только «функциональное использование объекта недвижимости». Есть великое множество нюансов, которые не стоит упускать из виду.

Способ пятый. «Об НДС замолвите слово»

Дискуссии на тему, включать или не включать НДС в кадастровую стоимость, ведутся не первый год. Когда разрабатывались Методические указания о ГКО, авторы методики обозначили, что при определении кадастровой стоимости объекта не нужно учитывать налог на добавленную стоимость.

На этот счёт существует вполне недвусмысленная судебная позиция (в качестве примеров можно привести административные дела ВС РФ: № 5-КГ18-307, № 5-КА19-6, № 5-КА19-7, № 5-КА19-15 и № 5-КА19-35).

Несмотря на это, в ряде российских регионов (и Москва не стала исключением) в ходе проведения предыдущей ГКО (2018-й год) налог на добавленную стоимость был включён в кадастровую стоимость объектов. Позднее, в 2020-м году, по тому же пути предполагали пойти и в северной столице. Чего, к счастью, не произошло.

Мнение экспертного сообщества сводится к тому, что делать этого не стоит — хотя бы по той простой причине, что кадастровая стоимость не относится к разряду обязательных, использующихся в процессе совершения сделок, а применяется только для исчисления налогообложения.

Общеизвестно, что в процессе купли-продажи недвижимости все и всегда ориентируются на рыночную стоимость, а она никоим образом не связана с кадастровой. Значит, в ходе сделки НДС в любом случае неминуемо актуализируется. И это обстоятельство становится первым «против» в копилке доводов его невключения в кадастровую стоимость.

Вторая причина — если включить НДС в кадастровую стоимость объекта и при этом пользоваться ею при исчислении имущественного налога, то создаётся абсурдная ситуация, когда собственникам приходится платить «налог на налог».

При этом отечественная судебная практика наглядно свидетельствует о том: во многих регионах собственникам по-прежнему приходится доказывать необоснованность включения НДС в кадастровую стоимость. Специалисты ГБУ, ответственные за проведение ГКО, изыскивают самые разнообразные лазейки для того, чтобы всё-таки включить НДС в кадастровую стоимость.

Так, три года назад в Москве, используя способ «оценка замещения», НДС включили в стоимость строительных материалов, которые были израсходованы при восстановлении подлежавшего оценке объекта. Нетрудно догадаться, что стоимость стройматериалов не является единственным фактором, который определяет итоговую кадастровую стоимость. Сама формула расчёта КС подразумевает множество других слагаемых.

Бывает и такое, что регионы идут по ещё более простому и нелепому пути, просто добавляя 20% (НДС) ко всей формуле расчёта кадастровой стоимости. Такая «бесхитростная» уловка не только существенно увеличивает стоимость замещения, — она влияет на прочие факторы ценообразования, где НДС никак не может участвовать.

Оплачивая налог, ни при каких обстоятельствах не вычитайте 20% из кадастровой стоимости недвижимого имущества самостоятельно. Такими действиями вы нарушаете требования закона. Обращайтесь в ГБУ, занимающееся проведением ГКО. Если не удалось «мирным путём» доказать обоснованность снижения кадастровой стоимости путём исключения из нее НДС, для этого есть судебные инстанции.

6.4. Оптимизация налога на имущество организаций

Оптимизация платежей по налогу на имущество организаций – актуальная задача для большинства хозяйствующих субъектов, поскольку это самый неприятный для предприятия налог. Ставка налога на имущество не зависит от деятельности предприятия, и чем больше будет сумма инвестиций в предприятие, тем больше налог.

Действующая глава. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» предусматривает перечень налоговых льгот в виде полного освобождения от уплаты налога, которые предоставляются определенным категориям налогоплательщиков (ст. 381 НК РФ). Этот перечень льгот не исчерпывающий. Поскольку налог на имущество организаций является региональным, законодательство позволяет субъектам РФ вводить дополнительные льготы по налогу в своих регионах. Регионы широко применяют предоставленное федеральным законодателем право и устанавливают различные льготы. Часть льгот поставлена в зависимость от вида имущества, часть – от использования той или иной деятельности, а часть – от вида самой организации собственника.

Кроме того, главы части второй НК РФ, устанавливающие специальные налоговые режимы, также освобождают налогоплательщиков, перешедших на спецрежим, от уплаты налога на имущество.

Отдельные льготы по налогу на имущество организаций, предоставляемые в регионах России[59]





Кроме того, на территории Саратовской области дополнительно льготируются организации – в отношении автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности области; организации в отношении имущества, используемого (предназначенного) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет; областные и муниципальные бюджетные учреждения; органы государственной власти области и органы местного самоуправления; религиозные организации.

Способов оптимизации налога на имущество существует достаточно много – это один из самых «легких» для планирования налогов. Рассмотрим наиболее распространенные способы:

– передача имущества оптимизируемого предприятия структуре, имеющей льготы по этому налогу;

– переоценка основных средств.

Первый способ оптимизации налога на имущество организаций – создание специальной структуры, имеющей налоговые льготы, и передачи ей имущества предприятия.

Оптимизация платежей по налогу на имущество сводится к передаче основных средств на баланс субъекта, который имеет льготы по этому налогу:

· фирмы, применяющие специальные налоговые режимы;

· фирмы, использующие труд инвалидов;

· некоторые фирмы, зарегистрированные в российских оффшорах.

Такой способ более подходит для крупных кампаний холдингового типа, в которых имеется особая фирма на льготном режиме и владеет имуществом оптимизируемого предприятия. Это специально выделенное юридическое лицо, как правило, не ведущее никакой деятельности, кроме сдачи имущества в аренду, переведенное на один из льготных налоговых режимов. При этом он не только обеспечивает оптимизацию налога на имущество, но и используется в планировании других важнейших налогов (на прибыль, ЕСН).

Другим способом оптимизации налога на имущество выступает снижение стоимости основных средств с помощью переоценки. Данный способ является вполне законным и наиболее актуальным с точки зрения эффективной деятельности предприятия. Высокие технологии стремительно развиваются, дорогостоящее оборудование быстро устаревает, а фирма продолжает платить налог с его прошлогодней, уже неактуальной стоимости.

Для использования данного способа предприятие должно издать приказ о переоценке, с указанием групп основных средств для переоценки. При этом, однажды приняв решение о переоценке, необходимо проводить ее регулярно, не чаще чем 1 раз в год (по состоянию на 1 января).

Для осуществления переоценки необходимы документы, подтверждающие новую стоимость имущества. В качестве них законодательство разрешает использовать данные, полученные: от организаций-изготовителей; у органов статистики; у торговых инспекций и организаций; в средствах массовой информации и спецлитературе; по оценкам БТИ; по экспертным заключениям оценщиков. Выбор источников зависит от вида имущества. Так, для переоценки недорогих объектов обычно достаточно иметь прайс-листы производителей или продавцов аналогичного имущества, письмо органов статистики или справочник с указанием цен. Стоимость дорогостоящих основных средств (например, недвижимости или импортного оборудования) пересчитывают с помощью профессионального оценщика.

Результаты переоценки должны быть зафиксированы в специальном документе – бухгалтерской справке, с указанием коэффициента переоценки основных средств, новой стоимости имущества и порядка ее расчета, общей суммы уценки основного средства, суммы, на которую надо уменьшить первоначальную стоимость основного средства, суммы, на которую надо уменьшить начисленную по нему амортизацию.

Важная деталь: после проведения переоценки стоимость основных средств в налоговом учете не изменится, следовательно, амортизацию по ним начисляют в том же порядке и в тех же суммах, что и до переоценки.

До 2006 г. распространенным способом оптимизации налога на имущество выступал лизинг, т. к. основные средства, переданные в лизинг, не облагались налогом на имущество, если они учитываются на балансе лизингодателя. Поэтому все новое имущество покупалось на специальную «лизинговую» компанию, уведомляя продавца, что оно предназначено для сдачи в лизинг. Затем заключался лизинговый договор с основным предприятием, и оптимизируемое предприятие пользовалось всеми преимуществами лизинга. Важно и то, что в этой схеме не терялся «входящий» НДС: все ее участники – плательщики НДС. В последние годы лизинг рассматривался как подозрительная сделка, за которым следила Федеральная служба по финансовому мониторингу (если передаваемое в лизинг имущество стоит 600 тыс. рублей и более). С 2006 г. имущество, переданное в лизинг (аренду), включено в состав основных средств, облагаемых налогом на имущество.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

27. Налог на имущество организаций

27. Налог на имущество организаций Налог на имущество организаций, за исключением денежных средств, начисляется на их собственное имущество. В состав налогооблагаемой базы входят суммы элементов запасов и затрат предприятий. К таким элементам, присущим рыночным

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций Обязывая заплатить налог на имущество, государство как бы говорит организации следующее: «Из-за того, что у тебя есть имущество, у меня появляются дополнительные хлопоты. Мне нужно содержать правоохранительные органы, которые придут на

7.3.3. Обложение налогом на имущество организаций

7.3.3. Обложение налогом на имущество организаций Поскольку имущество, полученное в безвозмездное пользование по договору ссуды, не является собственностью ссудополучателя, налог на имущество организаций с него не

1. Налог на имущество организаций

1. Налог на имущество организаций 1.1. Общие положения по налогу на имущество организацийСогласно ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами

88. Порядок исчисления налога на имущество физических лиц. Общие положения

88. Порядок исчисления налога на имущество физических лиц. Общие положения Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.За строения, помещения и сооружения, находящиеся

120. Порядок исчисления суммы налога на имущество организаций

120. Порядок исчисления суммы налога на имущество организаций Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам

2.2.1. Уплата налога на имущество организаций

2.2.1. Уплата налога на имущество организаций Межбюджетное распределение. В соответствии со ст. 56 БК РФ доходы от налога на имущество организаций подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 100 %.Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом

Глава 30. Налог на имущество организаций (введена Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ)

Глава 30. Налог на имущество организаций (введена Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ) Статья 374. Объект налогообложения 1. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное

57. Налог на имущество организаций

57. Налог на имущество организаций Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК и региональными законами, вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории

2.2. Оптимизация учета расходов вновь созданных и реорганизованных организаций

2.2. Оптимизация учета расходов вновь созданных и реорганизованных организаций В силу п. 3 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо начинает осуществлять предпринимательскую деятельность, то есть приобретает права и несет обязанности, с момента создания.Пунктом 2 ст. 51 ГК РФ

3.1. Оптимизация налога на доходы физических лиц. Общие правила

3.1. Оптимизация налога на доходы физических лиц. Общие правила Налог на доходы физических лиц смело можно назвать универсальным налогом, который уплачивают практически все организации независимо от системы налогообложения.Трудно найти человека, который никогда в жизни

3.4. Оптимизация единого социального налога

3.4. Оптимизация единого социального налога Объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по

19.1. Налог на имущество организаций

19.1. Налог на имущество организаций Налог на имущество предприятий (гл. 30 НК РФ) – это прямой налог, обращенный непосредственно к основным, оборотным средствам и финансовым активам хозяйствующих субъектов.Налог на имущество уплачивают:– предприятия, учреждения,

Пример 29. Нарушение порядка исчислении налога на имущество организации

Пример 29. Нарушение порядка исчислении налога на имущество организации Пунктом 1 ст. 374 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество,

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций Налог на имущество организаций – это налог на движимое и недвижимое имущество, оцениваемое по остаточной стоимости, относится к прямым региональным налогам. Налогооблагаемой базой по налогу является остаточная стоимость основных

6.5. Оптимизация налога на добычу полезных ископаемых

6.5. Оптимизация налога на добычу полезных ископаемых Предприятия – плательщики налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), могут оптимизировать его, используя выгодный метод учета затрат. Оптимизация налоговой базы по НДПИ основывается на одном из вариантов

Читайте также: