Налоговые преобразования в административно командной системе

Опубликовано: 14.05.2024

Административно-командная система экономики – это концепция управления, в которой основная роль отводится распределительно-командным методам, а власть принадлежит центральным органам правления.

Характерным является централизм хозяйственной деятельности, а также идеологический метод правления, господствующая партийно-государственная бюрократия и полное отсутствие демократии.

Основные моменты

  • административно-командная;
  • традиционная;
  • рыночная;
  • смешанная.

административно командная экономика

Каждому развитому государству присущ определенный вид. Административно-командная экономика называется еще и чистой или плановой. Ее суть заключается в том, что управление происходит исключительно с помощью политических решений.

Центральные или органы местного самоуправления принимают все решения об использовании ресурсов самостоятельно. Именно они определяют, какого качества и в каком количестве нужно заказывать сырье для предприятий, какие цены ставить на ту или иную продукцию. При этом учитываются как экономико-технические факторы, так и социально-политические.

Характерные черты

Административно-командная экономика характеризуется:

  • государственной собственностью на большинство экономических ресурсов;
  • монополизацией и бюрократизмом;
  • централизованным, директивным, экономическим планированием как основой хозяйственного механизма;
  • иерархией;
  • несбалансированностью спроса и предложения, показатели которой увеличиваются с каждым годом;
  • расцветом теневой экономики, черного рынка;
  • чрезмерным ростом цен, эмиссией денег;
  • развалом общенационального рынка;
  • разгулом центробежных сил;
  • заменой товарно-денежных отношений на бартерный обмен;
  • отсутствием у потребителей права выбора товарной единицы;
  • деформацией экономических интересов (например, приоритетом торговцев становится не "продать", а "припрятать").

Преимущества

Главным плюсом этой системы является возможность исключить явную безработицу (во всяком случае, с теоретической точки зрения). Для этого разработано специальное управление ресурсами, при нем все получают работу. Благодаря этому режиму возможен тотальный контроль над расходами и желаемое распределение доходов.

Недостатки

Основные недостатки такой модели хозяйствования:

  • административно-командная экономика не способна обеспечить эффективную хозяйственную деятельность;
  • производственные монополии не внедряют новые технологии и технические новинки;
  • полностью отсутствуют необходимые материальные и человеческие резервы, которые могут понадобиться в случае нарушения баланса народного хозяйства;
  • для системы характерен низкий уровень удовлетворения потребностей;
  • риск появления скрытой безработицы;
  • дефицит ресурсов;
  • недостаточное количество предметов потребления;
  • «уравниловка».

Концепция Попова

Впервые термин «административно-командная экономика» был использован Гавриилом Харитоновичем Поповым. Он противопоставляет ее рыночной, делая акцент на том, что первая является пирамидой, в которой приказы идут сверху, а вторая ориентирована на среднее звено. Согласно его теории, это уровень директоров заводов, над которыми практически отсутствует приказное управление.

административно командная система экономики

Поповым делается акцент на том, что данная система настолько централизована, что не способна в сжатые сроки ответить на целый ряд вызовов. Он убежден, что функции экономики имеют большой диапазон, но при этом их слабые места весьма открыты.

В целом экономист критикует данную теорию, говоря о том, что переход к рыночной системе – благо для человечества, потому что она больше соответствует реальным потребностям общества.

Исследователи считают публикацию статьи Попова весьма значительным вкладом не только в развитие экономики, но в исторические события СССР. Именно в ней впервые во времена перестройки была провозглашена мысль о восстановлении частной собственности.

Особенности

Административно-командная и рыночная экономика – это два разных режима, которые по-разному действуют на развитие государства и жизнь социума. Для первой основной чертой является директивное планирование. Это значит, что все организации и предприятия должны действовать в соответствии с плановыми заданиями правительственного аппарата. Центральным органам управления принадлежит вся полнота власти.

условия экономики

Исследователи подчеркивают, что административно-командная экономика опирается на тоталитарный или авторитарный режим. Она противоречит демократическим принципам управления и не принимает конкуренцию, свободный рынок или предпринимательство.

Плановая экономика

Управление экономикой исключительно посредствам принятия центральных решений – трудная задача.

Плановая экономика сталкивается с трудностями во время внедрения новых технологий или новинок техники. Все потому, что предприятия не имеют возможности проводить какие-либо эксперименты из-за того, что у них нет прав на это. Плановая экономика подразумевает неограниченную власть в органах управления.

Различные потребители самостоятельно решают, какие товары им покупать, а вот предприятия не имеют права голоса. Они вынуждены производить согласно государственному плану, использовать определенные технологии, закупать сырье, материалы и выполнять специальные задания.

административно командная и рыночная экономика

Централизованно-плановая экономика – это концепция, которая основывается на общественной собственности, директивном руководстве и контроле над всеми сферами жизни социума.

Условия экономики таковы, что свободный рынок потребительских товаров сочетается с жестким регулированием предприятий. Это является причиной порождения проблем. Это привело к тому, что страны с плановой экономикой постепенно переходят к рыночной системе, для того чтобы позволить спросу управлять производством.

Господство государства

Административно-командная система встречается во многих странах. Основы экономики заключаются в том, что государство покровительствует крупнейшим предприятиям. Главная отличительная черта – владение всеми ресурсами: землей, недрами, полезными ископаемыми, учреждениями, народным хозяйством и, конечно, финансами. Основы экономики рынка полагаются на спрос, в этом же случае центральные органы власти решают, сколько и кому продукции выпускать.

В таких условиях неминуемо рождается монополия и бюрократия, а это, в свою очередь, значительно снижает стимул к развитию. Из позитивных моментов у административно-командной системы остается свободное медицинское обслуживание, доступ к образованию и хорошее развитие социальной сферы.

виды экономики

Механизм данной системы отличается рядом особенностей. Во-первых, управляет всеми предприятиями государственный аппарат, а точнее, его высшие эшелоны, это сводит на ноль самостоятельность любых хозяйственных субъектов. Во-вторых, исключаются все рыночные связи, отсутствует и классическая связь спроса с предложением, выпуск продукции контролируется центральными органами.

И наконец, в-третьих, государственным аппаратом производится любое руководство при помощи административно-командных методов, а это снижает материальный интерес к результатам труда.

Административно-командная модель экономики в мире

Каждой стране присущи разные виды экономики. Где-то ярко выражены одни, а где-то несколько синтезируют друг с другом и создают один – совершенно новый.

Бывшие социальные страны, в том числе и экономика России, относились к административно-командной системе. На сегодняшней день ею пользуется КНДР и Куба.

В этих странах происходит равномерное распределение потребительских благ, а в таких сферах, как образование или система здравоохранения, действуют элементы уравниловки (перед силой закона все равны).

основы экономики

Еще одна характерная черта – это узкий слой правящей государственной номенклатуры, у которого имеются привилегии в доступе к потребительским благам, например к жилью, санаториям, дефицитным продуктам и др.

Центральная власть выступает и в роли собственника такого важного ресурса, как знание. За счет этого уровень общего, профессионального и технического образования в странах с административно-командной экономической системой достаточно высок. Сюда же можно отнести и всю рабочую силу.

Экономика России

Ядро административно-командной экономики – это СССР. Система сложилась в начале 30-х годов двадцатого века. Этому явлению предшествовали два события: Октябрьская революция, годы военного коммунизма (1917-1920 гг.) и период под названием "новая экономическая политика" (1921-1928 гг.).

Функции экономики того времени сводились не только к государственному контролю за всеми сферами жизнедеятельности общества, но и к созданию производственных кооперативов. В сельском хозяйстве благодаря этому режиму образовывались колхозы.

экономика россии

В Российской Федерации в последние годы осуществилось немало реформ, которые напрямую связаны с разгосударствлением, переходом к рыночным отношениям, приватизацией имущества, демонополизацией. Это привело к возникновению современной системы экономики. Однако полностью перейти на новый режим сразу не удается ни одному государству. Потому в России действует синтез из элементов административно-командной системы и рыночной экономики со свободной конкуренцией.

Хозяйственной жизни присущ главным образом переходной характер. Он может затянуться на десятилетия. Окончательный вариант складывается из многих факторов. Так, современная модель рыночной экономики России зависит от:

  • соотношения политических сил в государстве;
  • характера проводимых реформ;
  • масштаба и эффективности поддержки преобразований международными сообществами;
  • исторических традиций.

В связи с тем, что за период с 1949 по 1960 г. закупочные цены выросли в 11-27 раз, возникла необходимость денежной реформы. Деноминация рубля по соотношению 10 : 1 была проведена 01.01.1961 г. Вводились денежные знаки образца 1961 г. достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 руб., а также монеты достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 20, 50 коп. и 1 руб. Все старые бумажные деньги в течение января-марта 1961 г. были обменены на новые. Не обменивались только разменные монеты достоинством в 3, 2 и 1 коп. Был произведен пересчет вкладов, заработной платы, государственного долга и устанавливаемого государством паритета рубля в отношении к иностранным валютам. Журнал "Крокодил" порадовал читателей веселой картинкой, на которой советский рубль нокаутировал американский доллар и подбирался к испуганному фунту стерлингов. Однако в действительности для такого оптимизма не было никаких оснований. Ни к какому укреплению курса рубля дорогостоящая денежная реформа не привела.

Конечно, государство не могло обойтись без того, чтобы при изменении масштаба цен не произвести округления в свою пользу. Цены на отдельные виды товаров несколько повысились. Так, почтовая открытка по старым ценам стоила 25 коп., а по новым - 3 коп., разговор по телефону-автомату по старым ценам стоил 15 коп., а по новым - 2 коп. Повысились также цены на спички, иголки, конверты для писем и т.д. Одновременно государство предприняло ряд мер, от которых население получило выигрыш. Так, были отменены плата за почтовые и телеграфные бланки, надбавка к ценам на марки, открытки и конверты при продаже их вне почты, дополнительная покилометровая оплата в городах за пользование телефоном, снижены цены на устанавливаемые в автомобилях радиоприемники и др. В большинстве случаев государство также выигрывало от этих мер.

Сразу же вслед за денежной реформой началось падение курса рубля. Это было связано с нарушением баланса между товарной и денежной массой в обстановке сохранившейся старой системы финансирования и дотаций. Наиболее серьезным было положение в сельском хозяйстве. Переданные ему миллиарды новых рублей способствовали росту денежных доходов населения, но не привели к увеличению сельскохозяйственного производства и снижению производственных издержек. Более того, убыточными стали не только отдельные предприятия, но и целые отрасли. Так, себестоимость одного центнера крупного рогатого скота в 1961 г. составляла 88 руб., а закупочная цена - 59,1 руб. Себестоимость центнера свинины - 118 руб., а закупочная цена - 82,3 руб. Себестоимость птицы - 133,5 руб., а закупочная цена - 82,2 руб. В связи с этим в 1962 г. закупочные цены на мясные продукты были подняты на 35%, а розничные цены - на 30%. В 1963 г. было решено поднять цены на уголь на 37-38%, на нефтепродукты - на 5%, на пиломатериалы - на 13%. Однако этим был только дан импульс развязыванию инфляции: новые цены на сельскохозяйственные продукты и топливо автоматически вели к нерентабельности легкой промышленности. Поэтому в январе 1964 г. пришлось пересмотреть и цены на продукцию легкой промышленности, с тем чтобы устранить нерентабельность производства.

Падение покупательной силы рубля поставило под сомнение его платежеспособность в международных расчетах. Это привело к резкому сужению сферы действия рубля как средства обращения внутри страны и за рубежом. Для выезжавших из СССР граждан были введены ограничения по обмену рублей на иностранную валюту. А внутри страны стал действовать т. н. "березовый" рубль - чеки Внешпосылторга, использовавшиеся при расчетах в сети магазинов "Березка". Разумеется, и ограничения по обмену рублей, и создание параллельного рубля не могли не вызвать создания нелегальной сферы частных услуг, преследуемой государством с чрезвычайной жестокостью. При этом репрессии часто выходили за рамки закона.

Но, конечно, меры, принимаемые властями к тем, кто менял рубли на иностранную валюту, превосходили всякое воображение. Еще Н.С. Хрущев был возмущен слишком либеральным приговором в отношении "валютчиков" (до 15 лет с конфискацией) и собственноручно приказал заменить его расстрелом. Такого наказания за обмен валюты Уголовный кодекс не предусматривал, но приговор был приведен в исполнение.

К концу 1970 - началу 1980-х гг. "товарный социализм" окончательно зашел в тупик. Ни в торговле, ни в промышленности, ни на транспорте не была возможна никакая деятельность без тех или иных нарушений этических норм, инструкций, а то и статей Уголовного кодекса. Скажем, рядовой работник магазина не мог получить ходовой товар без взятки товароведу базы или начальнику цеха. Получив товар, он не мог доставить его в магазин и разгрузить без взятки грузчикам. Разгрузив товар, он не мог реализовать его без обвешивания или продажи по завышенным ценам, ибо часть этого товара уже ушла на сторону или была израсходована на взятки. Система изжила себя.

В данной статье вы рассмотрите модели экономических систем, а также особенности командно-административной экономики.

  1. Основные моменты
  2. История образования
  3. Характерные черты
  4. Преимущества
  5. Недостатки
  6. Командная экономика в жизни граждан
  7. См. также
  8. Пример командной экономики
  9. Концепция Попова
  10. Командная экономика против рыночной и смешанной
  11. Особенности
  12. Список литературы
  13. Примеры подобной экономической системы в истории мира
  14. Господство государства
  15. См. также
  16. Административно-командная модель экономики в мире

Основные моменты

  • административно-командная;
  • традиционная;
  • рыночная;
  • смешанная.

административно командная экономика

Каждому развитому государству присущ определенный вид. Административно-командная экономика называется еще и чистой или плановой. Ее суть заключается в том, что управление происходит исключительно с помощью политических решений.

Центральные или органы местного самоуправления принимают все решения об использовании ресурсов самостоятельно. Именно они определяют, какого качества и в каком количестве нужно заказывать сырье для предприятий, какие цены ставить на ту или иную продукцию. При этом учитываются как экономико-технические факторы, так и социально-политические.

История образования

Командная экономика – это система, которая появилась в результате ряда социалистических революций, что состоялись под марксистским идеологическим знамением. Окончательная её модель в современном понимании была разработана коммунистическими вождями: сначала В. И. Лениным, а затем И. В. Сталиным. На пятидесятые – восьмидесятые годы прошлого века припал период наибольшего рассвета социалистического лагеря. Тогда во входящих в его состав странах проживало более тридцати процентов жителей планеты. В связи с этим неудивительно, что, по мнению многих учёных, командная экономика – это самый большой экономический эксперимент на Земле в истории человечества. При этом многие из исследователей забывают, что начался он с жёсткого подавления малейших гражданских свобод, а его реализация повлекла за собой огромные жертвы.

черты командной экономики

Характерные черты

Административно-командная экономика характеризуется:

  • государственной собственностью на большинство экономических ресурсов;
  • монополизацией и бюрократизмом;
  • централизованным, директивным, экономическим планированием как основой хозяйственного механизма;
  • иерархией;
  • несбалансированностью спроса и предложения, показатели которой увеличиваются с каждым годом;
  • расцветом теневой экономики, черного рынка;
  • чрезмерным ростом цен, эмиссией денег;
  • развалом общенационального рынка;
  • разгулом центробежных сил;
  • заменой товарно-денежных отношений на бартерный обмен;
  • отсутствием у потребителей права выбора товарной единицы;
  • деформацией экономических интересов (например, приоритетом торговцев становится не “продать”, а “припрятать”).

Преимущества

Главным плюсом этой системы является возможность исключить явную безработицу (во всяком случае, с теоретической точки зрения). Для этого разработано специальное управление ресурсами, при нем все получают работу. Благодаря этому режиму возможен тотальный контроль над расходами и желаемое распределение доходов.

Недостатки

Основные недостатки такой модели хозяйствования:

  • административно-командная экономика не способна обеспечить эффективную хозяйственную деятельность;
  • производственные монополии не внедряют новые технологии и технические новинки;
  • полностью отсутствуют необходимые материальные и человеческие резервы, которые могут понадобиться в случае нарушения баланса народного хозяйства;
  • для системы характерен низкий уровень удовлетворения потребностей;
  • риск появления скрытой безработицы;
  • дефицит ресурсов;
  • недостаточное количество предметов потребления;
  • «уравниловка».

Командная экономика в жизни граждан

Командная экономическая система не учитывает потребности населения. Если рассматривать упрощённый до двух действий процесс этой структуры, то получится приблизительный алгоритм кругооборота товаров в обществе:

  1. Органы власти решают, как в соответствии с отраслевыми долями необходимо производить продукцию.
  2. Произведённые товары распределяются по всей территории страны, предполагая равномерное потребление в каждом регионе, как продуктов питания, так и лекарств и даже бытовой техники согласно выпущенным объёмам.

Необходимо понимать, что такой подход не совсем корректен. Может быть, в южных областях страны не нужны новые телевизоры, а требуется больше моющего средства для посуды, а на севере люди больше нуждаются в тёплых носках. Но в этом заключаются реалии командной экономики, более или менее успешно процветающей определённое время во многих сильных государствах.

Касательно общего благосостояния граждан, при командной экономике каждому человеку даётся возможность зарабатывать пропорционально объёму выполненной работы. Однако, несмотря на это, средний оклад по стране остается достаточно низким.

См. также

  • Государственный капитализм
  • Плановая экономика
  • Государственная собственность
  • Экономика

Пример командной экономики

Командная экономика была характерна для Советского Союза и коммунистических стран Восточного блока, и их неэффективность была одним из факторов, которые способствовали падению коммунизма в этих регионах в 1990–91 годах. Почти все оставшиеся коммунистические страны (кроме Северной Кореи) в той или иной степени включили рыночные элементы в свою экономику, сохраняя однопартийное правление. Командная экономика была классно раскритикована как неосуществимая в начале 20-го века двумя экономистами австрийской школы, Людвигом фон Мизесом и Ф. А. Хайеком.

Концепция Попова

Впервые термин «административно-командная экономика» был использован Гавриилом Харитоновичем Поповым. Он противопоставляет ее рыночной, делая акцент на том, что первая является пирамидой, в которой приказы идут сверху, а вторая ориентирована на среднее звено. Согласно его теории, это уровень директоров заводов, над которыми практически отсутствует приказное управление.

административно командная система экономики

Поповым делается акцент на том, что данная система настолько централизована, что не способна в сжатые сроки ответить на целый ряд вызовов. Он убежден, что функции экономики имеют большой диапазон, но при этом их слабые места весьма открыты.

В целом экономист критикует данную теорию, говоря о том, что переход к рыночной системе – благо для человечества, потому что она больше соответствует реальным потребностям общества.

Исследователи считают публикацию статьи Попова весьма значительным вкладом не только в развитие экономики, но в исторические события СССР. Именно в ней впервые во времена перестройки была провозглашена мысль о восстановлении частной собственности.

Командная экономика против рыночной и смешанной

Командная экономика — полная противоположность рыночной. Она также существенно отличается от смешанной экономики.

Рыночная экономика — это экономическая структура, в которой государство выступает в роли арбитра, а взаимодействие спроса и предложения решает вопрос распределения ресурсов.

Рыночная экономика, как правило, более эффективна, чем командная, и стимулирует инновации и экономический рост; однако она потенциально может привести к неравенству доходов и богатства, монополизму, растрате ресурсов и тому подобному.

Смешанная экономика, которая является третьим типом экономической организации, пытается совместить лучшее из обоих моделей.

Она допускает свободный рыночный механизм для принятия решений о распределении ресурсов (особенность рыночной экономики), а также позволяет правительству играть большую роль в сдерживании буйства рыночных сил (особенность командной экономики).

Особенности

Административно-командная и рыночная экономика – это два разных режима, которые по-разному действуют на развитие государства и жизнь социума. Для первой основной чертой является директивное планирование. Это значит, что все организации и предприятия должны действовать в соответствии с плановыми заданиями правительственного аппарата. Центральным органам управления принадлежит вся полнота власти.

условия экономики

Исследователи подчеркивают, что административно-командная экономика опирается на тоталитарный или авторитарный режим. Она противоречит демократическим принципам управления и не принимает конкуренцию, свободный рынок или предпринимательство.

Список литературы

  1. Шульга О.А. Социально-экономические противоречия развития аграрных отношений в административно-командной экономической системе// Экономический вестник университета. — 2017. — № 32. — с. 193—203.
  2. Джалавян В.Б., Савенкова В.И. Экономические системы: их особенности и типы // Наукапарк. — 2016. — № 5. — с. 44—47.
  3. Гречина А. И. Специфика российской модели рыночной экономики// Достижения науки и образования. — 2017. — № 7. — с. 33—37.

Примеры подобной экономической системы в истории мира

К странам, которые используют командный способ управления экономикой, относятся Куба, Ливия, Иран, Северная Корея, Мьянма. Существуют яркие примеры классических плановых систем из истории. Власти Индии и Китая до 90-х годов ХХ века придерживались такой стратегии развития государства. Корейская Народно-Демократическая Республика также существовала по принципам командной экономики. Интересы населения представляло суверенное социалистическое государство, в котором власть принадлежала рабочему классу и интеллигенции.

В годы существования СССР также сохранялись принципы командной экономики, когда предприятия выполняли планы, составленные центральным органом власти, наблюдался дефицит товаров, а ценные ресурсы направлялись в большом объеме на обеспечение военного потенциала страны.

Господство государства

Административно-командная система встречается во многих странах. Основы экономики заключаются в том, что государство покровительствует крупнейшим предприятиям. Главная отличительная черта – владение всеми ресурсами: землей, недрами, полезными ископаемыми, учреждениями, народным хозяйством и, конечно, финансами. Основы экономики рынка полагаются на спрос, в этом же случае центральные органы власти решают, сколько и кому продукции выпускать.

В таких условиях неминуемо рождается монополия и бюрократия, а это, в свою очередь, значительно снижает стимул к развитию. Из позитивных моментов у административно-командной системы остается свободное медицинское обслуживание, доступ к образованию и хорошее развитие социальной сферы.

виды экономики

Механизм данной системы отличается рядом особенностей. Во-первых, управляет всеми предприятиями государственный аппарат, а точнее, его высшие эшелоны, это сводит на ноль самостоятельность любых хозяйственных субъектов. Во-вторых, исключаются все рыночные связи, отсутствует и классическая связь спроса с предложением, выпуск продукции контролируется центральными органами.

И наконец, в-третьих, государственным аппаратом производится любое руководство при помощи административно-командных методов, а это снижает материальный интерес к результатам труда.

См. также

  • Плановое хозяйство
  • Госплан СССР
  • Госснаб СССР
  • Госкомцен СССР
  • Госстрой СССР
  • Министерство финансов СССР

Административно-командная модель экономики в мире

Каждой стране присущи разные виды экономики. Где-то ярко выражены одни, а где-то несколько синтезируют друг с другом и создают один – совершенно новый.

Бывшие социальные страны, в том числе и экономика России, относились к административно-командной системе. На сегодняшней день ею пользуется КНДР и Куба.

В этих странах происходит равномерное распределение потребительских благ, а в таких сферах, как образование или система здравоохранения, действуют элементы уравниловки (перед силой закона все равны).

основы экономики

Еще одна характерная черта – это узкий слой правящей государственной номенклатуры, у которого имеются привилегии в доступе к потребительским благам, например к жилью, санаториям, дефицитным продуктам и др.

Центральная власть выступает и в роли собственника такого важного ресурса, как знание. За счет этого уровень общего, профессионального и технического образования в странах с административно-командной экономической системой достаточно высок. Сюда же можно отнести и всю рабочую силу.

О финансах и не только…

Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика) — экономика, основанная на общественной собственности на средства производства, централизованном планировании и директивном руководстве всеми сферами жизни общества.

Административно-командная (или командно-административная) система — экономико-управленческий термин, обозначающий способ организации общественных отношений, для которого характерны:

  1. жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности;
  2. использование внеэкономических, в частности, идеологических методов управления;
  3. господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.

Главная черта административно-командной экономики — господство государственной собственности практически над всеми экономическими ресурсами (земля, недра, предприятия, финансы и т.п.). Соответственно, народное хозяйство представляется единой «фабрикой», а центральные планирующие органы решают что, как и для кого производить, т.е. определяющим фактором является предложение товаров и услуг, а не спрос, как в рыночной системе. Такие условия неминуемо порождают монополию и бюрократию, что снижает стимулы к развитию. Однако у административно-командной экономики есть и положительные моменты: развитие социальной сферы, свободный доступ к образованию, медицинскому обслуживанию и др.

К странам с административно-командной экономикой относились бывшие социалистические страны, теперь — КНДР. Ядром административно-командной экономики являлась экономика СССР. Она сложилась в начале 30-х гг. XX в., ее образованию предшествовали два периода после Октябрьской революции: годы так называемого военного коммунизма в условиях интервенции и гражданской войны (1917-1920) и период новой экономической политики (нэп, 1921-1928).

Для военного коммунизма была характерна система конфискаций, реквизиций, продовольственной разверстки («продразверстки») и запрета рыночной торговли. В период нэпа в СССР было 5 экономических укладов:

  1. социалистический, в который включались государственная собственность на землю, национализированные промышленные предприятия и банки, железнодорожный и водный (кроме лодочного) транспорт;
  2. мелкотоварный уклад, охватывающий многочисленных в то время зажиточных крестьян, именуемых середняками — они считались «центральной фигурой земледелия»;
  3. частнокапиталистический уклад, представленный хозяйствами крестьян-кулаков в деревне, частных торговцев, частных предпринимателей в мелкой и средней по объему промышленности;
  4. государственный капиталистический уклад в форме концессий, аренды, смешанных государственно-частных предприятий с долевым участием;
  5. патриархальный уклад, представленный крестьянами, производившими продукцию для личного и внутрихозяйственного потребления, и редко прибегавшими к рынку.

В годы нэпа продовольственный налог (продналог), сменивший жесткую продразверстку, оставлял часть произведенной продукции для реализации на рынке. Он имел дифференцированный характер в зависимости от имущественного положения крестьян.

В 30-е гг. многоукладное хозяйство перестало существовать, рыночные элементы были полностью вытеснены. 1929 год вошел в историю советской экономики как «год великого перелома». Партийные и государственные органы провели «сплошную» коллективизацию деревни путем создания колхозов.

Однако при этом были «ликвидированы как класс» кулаки и зажиточные крестьяне, чьи хозяйства имели высокую товарность. В результате, начиная с 30-х гг. в структуре сельского хозяйства главенствовали колхозы — коллективные хозяйства, совхозы — имеющие государственный характер; МТС — машинно-тракторные станции, являвшиеся государственной собственностью (как и совхозы, они находились на хозяйственном расчете). Совхозы получали доход от сдачи своей продукции в фонд государственных заготовок. При выполнении плана заготовок они имели право реализовать сверхплановую продукцию на колхозном рынке по ценам, складывающимся на нем в зависимости от спроса и предложения. МТС при сверхплановой обработке земли получали право на дополнительную оплату в натуре и также реализовывали продукцию на рынке по свободным ценам.

Процесс форсированной индустриализации страны, осуществленный в эти же годы, существенно изменил структуру ее экономики. Во-первых, в рамках всего народного хозяйства резко возросла доля производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления. В 1927-1928 гг. производство средств производства составило 49%, а производство предметов потребления 51%; в 1937 г. соответственно 57% и 43%.

Во-вторых, в том же направлении изменилось соотношение в рамках промышленности. В 1927-1928 гг. производство средств производства для тяжелой промышленности составляло 39,5%, а для легкой — 60,5%, в 1937 г. — соответственно 57,8% и 42,2%.

Введенные в 30-е гг. в эксплуатацию новые промышленные предприятия строились главным образом за счет государственного бюджета и являлись государственной собственностью. Поэтому процесс индустриализации сопровождался значительным ростом государственной собственности, которая именовалась социалистической.

Доля государственных предприятий в основных фондах промышленности СССР составляла в конце 30-х гг. около 90%. Это служило фундаментом административно-командной экономики. Важную роль в данной системе играло государственное директивное планирование. В экстремальных условиях, вызванных войной, разрухой, голодом и другими массовыми бедствиями, применение административно-командной экономики вполне оправданно, поскольку позволяет быстро сосредоточить материальные, финансовые и людские ресурсы на решении жизненно важных для общества задач.

Административно-командная экономика основана на распределении имеющихся ресурсов и полученных с их помощью доходов. Распределение производится на основе определенной программы, принимающей форму плана, в котором очень детально расписываются все направления распределения ресурсов и получения доходов. Этот план носит директивный характер и обязан к исполнению, поэтому административно-командная экономика именуется зачастую как директивная экономика.

Хозяйственная самостоятельность предприятий и организаций в административно-командной экономике в значительной мере ограничена. Действуют плановые задания, которые детально определяют доводимые до каждого предприятия в виде подробной росписи натуральные и стоимостные показатели. Распределение материально-технических средств (машин, оборудования, сырья и материалов) и реализация готовой продукции также строго регламентированы.

В целом административно-командная экономика — хозяйство малоэффективное, трудно реформируемое и характеризуется постоянным дефицитом производственных ресурсов и товаров для потребления населения. Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

Налоговая реформа 1992 г.Формирование в России новой бюджетно-налоговой политики началось с реформы 1992 г. Ее смысл сводился к замене ряда действовавших налогов (характерных для административно-командной системы и фиксированных цен), созданию равных условий деятельности для всех видов хозяйства независимо от форм собственности, превращению налогов в стимул производственной деятельности (особенно в отраслях, создающих товары народного потребления, в малых предприятиях и предприятиях, связанных с научно-техническим прогрессом). В то же время налоговая система должна была препятствовать тем экономическим действиям, в которых общество не заинтересовано. Налоговая политика приобретала юридическое оформление, создавалась налоговая инспекция, которая несла ответственность за выполнение принятых законов.

С января 1992 г. в России введены налог на прибыль предприятий, НДС, акцизы, налог на имущество, подоходный налог с физических лиц. Налог на прибыль предприятий взимается по ставке 35%, но существуют льготы по нему. Они распространяются на прибыль, направленную на техническое перевооружение, расширение производства, проведение природоохранных мероприятий, содержание объектов здравоохранения, детских учреждений, жилищного фонда, на индивидуальное и коллективное жилищное строительство, благотворительные цели. Однако общая сумма льгот не должна уменьшать сумму налога на прибыль более чем на 50%.

НДС введен вместо налога с оборота и налога с продаж. Он взимается при каждом акте купли-продажи (начиная со стадии производства и до продажи конечному потребителю) с той части стоимости, которая добавляется каждым последующим производителем к стоимости сырья, материалов, товаров, услуг. Были установлены две ставки: 10% — по продовольственным товарам и товарам для детей и 20% — по остальным товарам (первоначальная ставка налога по закону 1991 г. составляла 28%).

Акцизы уплачивают предприятия, реализующие производимые ими товары. Средняя ставка акцизов в 1992 г. составляла 43%. Налог на имущество взимается по ставке 2% стоимости имущества предприятия. Налог с физических лиц (подоходный налог) исчислялся, исходя из совокупного годового дохода. Значительно расширились рамки налогообложения: фактически все граждане привлекаются к уплате налога. Налогообложение осуществлялось по четырем ставкам — 12, 20, 30 и 40%.

Налоговая реформа 1992 г. отражала условия функционирования отечественной экономики того периода. Во-первых, она объективно соответствовала условиям высокой инфляции. В результате в налоговой системе несущественными являются такие налоги, как налог на землю, на капитал; относительно узка база налогообложения, завышены льготы предприятиям. Во-вторых, радикально изменив структуру налоговых поступлений, реформа 1992 г. не смогла коренным образом повлиять на практику взимания налогов, так как основные правовые принципы функционирования налоговой системы и налоговой службы сложились еще в недрах административно-командной экономики. Основную тяжесть налогового бремени несут крупные промышленные предприятия, деятельность которых наиболее открыта и подконт^^ь-на государству. При этом под налогообложение попадает вся прибыль предприятия. Если бы предприятия могли за счет собственной прибыли создавать различного рода резервы, то это позволило бы им использовать их для расширенного воспроизводства, а также на другие цели.

С другой стороны, слабый контроль за сбором налогов создает возможность для уклонения от их уплаты, что не только уменьшает налоговые поступления, но и стимулирует перелив капитала в торгово-по-среднические сферы, а также способствует развитию криминального предпринимательства. По оценкам экспертов, из-под налогообложения уводится до 40% всех поступлений фирм. Не дают должного эффекта и действующие налоговые стимулы. Налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производства и, следовательно, росту производительности труда — главной цели рыночных преобразований.

В-третьих, недостаток нашей налоговой системы — ее усложненность. На сегодня в России насчитывается вместе с местными более 100 видов налогов. Громоздкость налоговой системы выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе имеет значение не то, в какой бюджет зачисляется платеж, а то, органом какого уровня государственного управления введен и регулируется порядок уплаты данного налога.

В-четвертых, не способствуют эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего правила экономической игры. В условиях, когда ставки налогообложения меняются по нескольку раз в год, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна, так как Государство выступает ненадежным экономическим партнером.

Наконец, многие недостатки налоговой системы вызываются несовершенством законодательства, противоречивостью и запутанностью нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствием оперативной связи исполнительной и законодательной властей. Так, на существующую разветвленную систему Федеральной Госналогслужбы РФ с подчинением нижестоящих структур вышестоящим органам возложен весь контроль за поступлением всех налогов, включая региональные и местные. У региональных же и местных властей отсутствуют законодательные возможности реально влиять на деятельность территориальных налоговых инспекций.

Отмеченные недостатки отечественной налоговой системы вовсе не означают, что налоговый сюртук всегда не впору. Рыночные преобразования в экономике приводят к эволюционному реформированию налоговой системы, т. е. внесению в налогообложение определенных коррективов, соответствующих происходящим в экономике процессам. В 1996 г. были отменены спецналог и налог на куплю-продажу ценных бумаг, а также упразднено обложение сверхнормативного превышения фонда заработной платы. НДС на оборудование можно списывать на расчеты с бюджетом сразу, а не в течение шести месяцев с момента его покупки, как это было раньше. Также принят закон о существенном упрощении налогообложения малых предприятий: вместо всех основных налогов (федеральных, региональных и местных) налогоплательщик обязуется уплачивать единый налог.

Сегодня отечественная налоговая система по общей структуре, принципам построения и перечню обязательных налоговых платежей в основном соответствует наиболее распространенным в рыночной экономике системам налогообложения. Все действующие в России налоги делятся на три группы: федеральные, региональные и местные. По объекту налогообложения существующие платежи условно разделяют на налоги с доходов (выручки, прибыли), имущества (предприятий и граждан), с определенных видов операций, сделок и деятельности (операции с ценными бумагами). По экономическому содержанию существуют следующие основные группы налогов: косвенные (акцизы, налог на добавленную стоимость), налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество, на наследование и на дарение), налоги, связанные с использованием природных ресурсов.

Однако отечественная налоговая система имеет и свои особенности.

Особенности современной налоговой системы России.Структура налогов в России по сравнению со структурой налогов в развитых странах характеризуется более низкой долей подоходного налога с физических лиц (12,3% — Россия и 29,7% — страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в объеме налоговых поступлений 1995 г.) и высокой долей налога на прибыль предприятий (34,3% — Россия и 7,3% — страны ОЭСР в объеме налоговых поступлений 1995 г.). Такая ситуация не способствует расширению производства и развитию предпринимательской активности. К тому же груз налогового давления между различными плательщиками распределен неравномерно.

Преувеличенное внимание уделяется у нас налоговым льготам как средству достижения тех или иных общественных целей. На практике это приводит к искажению экономических приоритетов, сужению доходной базы бюджета и создает дополнительные возможности ухода от налогов.

Особенность российской налоговой системы — чрезмерное преобладание в ней ярко выраженной фискальной направленности. Это проявляется, в частности, в достаточно высоких ставках по некоторым налогам: ставка налога на добавленную стоимость составляет 20%, налога на прибыль — 35%. Проявлением фискальной направленности существующей налоговой системы является также высокий уровень штрафных санкций, что ведет к укрывательству налогов многими налогоплательщиками. Слабо проявляется социально справедливое перераспределение доходов юридических и особенно физических лиц. Регулирующая функция налогов ограничивается в основном стимулированием инвестиций.

Остра проблема собираемости налогов. Сегодня в российской экономической практике введен специальный показатель "собираемость налогов", которого нет ни в одной цивилизованной стране. В настоящее время он составляет около 74%. А это означает, что налогоплательщики вносят в государственную казну на четверть меньше налогов, чем они сами обязались внести.

Более сложное, но эффективное направление пополнения государственной казны — получить в полном объеме налоги с тех налогоплательщиков, кто не хочет их платить, нарушая действующие законы. Для этого прежде всего необходимо решительно выводить на свет так называемую теневую экономику.

В стране сложилась парадоксальная ситуация, когда половина налогоплательщиков вообще не платит налогов, а с другой половины государство пытается взять финансовые ресурсы, включая и не полученные с первой половины. Отсюда огромный налоговый гнет, усиление репрессивных мер в обложении тех, кто не может или не хочет уйти в тень.

В целях реформирования налоговой системы предстоит отменить ряд нерыночных налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (например, транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда), а также налоги с целевым направлением (налог на пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание милиции и др.). Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежи за право пользования природными ресурсами и акцизы на минеральное сырье). В результате общее число налогов может сократиться в несколько раз. Основным источником доходов для местных бюджетов должны стать имущественные налоги. Вместо действующих сейчас имущественных налогов предполагается ввести единый налог на недвижимость. В уточнении и корректировке нуждается региональный аспект налоговой системы в связи с усилением позиций регионов и ростом их притязаний на финансовые ресурсы.

Однако налоги, их число и размеры ставок, налогооблагаемая база есть следствие бюджетной политики государства. Уровень налогов определяется прежде всего размером государственных расходов. Непомерно раздутая расходная часть, широкая практика лоббирования в пользу той или иной отрасли, вне зависимости от ее нужности в рыночной экономике, искусственно созданные неплатежи — вот главные пружины, сжимающие налоговый пресс, не позволяющие налоговой системе стать нормой цивилизованной рыночной экономики.

Современные тенденции налоговой политики.На сегодняшний день наблюдаются следующие тенденции в бюджетно-налоговой политике:

1. Сохраняется высокая доля поступлений от косвенных налогов.

2. Возрастают в доходах федерального бюджета доля и объем налогов на внешнюю торговлю.

3. В структуре акцизов увеличивается доля акцизов на газ.

4. Снижается в доходах федерального бюджета доля прямых налогов, и прежде всего налога на прибыль.

5. Уменьшается в доходах федерального бюджета сумма подоходного налога с физических лиц.

К настоящему времени в России созданы правовые гарантии осуществления предпринимательской деятельности, пять лет действует Гражданский кодекс, введена в действие (с 1 января 1999 г.) первая часть Налогового кодекса. С принятием второй части Налогового кодекса будут решаться общие вопросы налоговой реформы: упрощение и изменение налоговой системы, выравнивание условий налогообложения вследствие отмены неэффективных и необоснованных налоговых льгот, ослабление номинального налогового бремени.

Экономическое содержание налоговой реформы должно состоять в том, чтобы распределить налоговое бремя среди налогоплательщиков относительно равномерно, чтобы в налоговом законодательстве России начал действовать сформулированный А. Смитом принцип справедливости налогообложения. Реформа налоговой системы должна быть комплексной, т. е. все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме. Для этого надо принять два принципиальных политических решения: существенно (примерно на треть) уменьшить налоговую нагрузку, в основном путем снижения налоговых ставок, в первую очередь для товаропроизводителей; одновременно с этим обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.

Нынешние приоритеты и направления налоговой политики требуют создания единой и согласованной налоговой системы. Целью совершенствования налоговой системы должно быть построение стабильной налоговой системы в границах России, развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Налоговая система должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов. Она должна содействовать развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.

Государственный долг как инструмент воздействия на российскую экономику.К середине 90-х гг. в России был создан развитый инструментарий финансирования государственного долга, в основном соответствующий требованиям не только национального, но и международного финансовых рынков. Прежде всего это государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), государственные долгосрочные обязательства (ГДО), золотые сертификаты (ЗС), казначейские обязательства (КО), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). Со второй половины 1995 г. основным источником финансирования дефицита бюджета стали ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, а также внешние кредиты международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР и др.).

Становление рынка государственных ценных бумаг происходит в условиях переходной экономики, сложности которой (низкая продуктивность производства, недостаточная конкурентоспособность, общая инфляционная ситуация) сказываются на его формировании. Прежде всего наблюдается монополизация финансового рынка. Рынок государственных облигаций как крупнейший и единственно ликвидный в 1995— 1998 гг. стал монополистом на финансовом рынке (ГКО и ОФЗ), порождая серьезные диспропорции в развитии всего финансового рынка. Произошел усиленный отток инвестиций из реального сектора в более доходные и менее рискованные операции на рынке государственных ценных бумаг. Высокий уровень доходности гособлигаций инициировал повышение общего уровня цен заемных средств, в том числе банковского кредита. Все это препятствовало перетоку инвестиций в реальный сектор экономики России. Реальные инвестиции вытеснились государственным долгом.

Допуск иностранных инвесторов на рынок ГКО и ОФЗ открыл для российского правительства новые возможности привлечения дополнительных средств в бюджет. Однако размещение внешних займов влияет на рост внешнего долга России, представляющего реальную угрозу для экономики, так как внешний долг по истечении срока заимствования должен быть реально возвращен вместе с процентами. В 1998 г. внутренний долг России составил 33,0%, а внешний долг — 19,3% ВВП. В результате девальвации рубля в августе 1998 г. государственный долг вырос с 52 до 120% ВВП. Высокое долговое бремя государства порождает бюджетные трудности. Это выражается в росте расходов государства на погашение долга. Если в 1996 г. на это пошло 16% бюджетных расходов, то в 1997 г. — 31, а в первом полугодии 1998 г. — 36%. Подобная ситуация означает долговой кризис, так как государство несет большие обязательства как перед внутренними, так и перед иностранными кредиторами. Кроме того, через высокодоходные государственные ценные бумаги (ГКО и ОФЗ) государство способствовало росту размеров фиктивного капитала, оторванного от реального сектора экономики, который играет решающую роль в народном хозяйстве (определяет рост экономики или спад, улучшение благосостояния или нищету населения).

Растущий государственный долг России связан не с государственным регулированием экономической конъюнктуры и стремлением обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства, а с кризисными явлениями в экономике. Вследствие этого становится проблематичным использование в настоящее время в России дефицитного финансирования в качестве инструмента ускорения экономического развития.

В целом бюджетная политика государства в России сегодня малоэффективна, основной причиной чего является низкая эффективность налоговой системы, безынфляционное финансирование дефицита государственного бюджета, а также неудовлетворительная работа всех ветвей власти федерального уровня по совершенствованию и использованию законов. Неэффективность государственной политики присуща подавляющему большинству стран с переходной экономикой.

Читайте также: