Определите к каким видам гос регулирования экономики относятся установление налоговых льгот

Опубликовано: 30.04.2024

-\u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043b\u044c\u0433\u043e\u0442. \u00a0--- \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0435 \u0440\u0435\u0433\u0443\u043b\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435

-\u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435 \u0442\u0440\u0443\u0434\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u043a\u043e\u0434\u0435\u043a\u0441\u0430 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b ---- \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0435 \u0440\u0435\u0433\u0443\u043b\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435

-\u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442\u0430 \u043d\u0430 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0434. --- \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442\u043d\u043e\u0435

-\u043f\u0440\u0438\u0432\u0430\u0442\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f \u0440\u044f\u0434\u0430 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u0439 -- \u043f\u0440\u044f\u043c\u043e\u0435 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435

\u0437\u0430\u043a\u043b\u044e\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443\u043d\u0430\u0440\u043e\u0434\u043d\u043e\u0433\u043e \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0430

\u041d\u0435 \u0432\u0441\u0435 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u044e\u0442, \u0447\u0442\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0440\u0435\u0433\u0443\u043b\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0438 \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u043e \u0434\u043b\u044f \u0441\u0443\u0449\u0435\u0442\u0441\u0432\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u0438 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u044f \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0438 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430.

\u0420\u0435\u0433\u0443\u043b\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u044d\u0442\u043e \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0435 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f, \u043d\u0430\u0447\u043d\u0435\u0442\u0441\u044f \u0445\u0430\u043e\u0441.

\u042f\u0440\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440 \u0442\u043e\u043c\u0443 \u041d\u0414\u041f\u0418 - \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433 \u043d\u0430 \u0434\u043e\u0431\u044b\u0447\u0443 \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u043d\u044b\u0445 \u0438\u0441\u043a\u043e\u043f\u0430\u0435\u043c\u044b\u0445. \u041a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0432 90\u0435 \u043d\u0435\u0444\u0442\u044f\u043d\u044b\u0435 \u0438 \u0433\u0430\u0437\u043e\u0432\u044b\u0435 \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0438 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043f\u0440\u0438\u0432\u0430\u0442\u0438\u0437\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u0438 \u0432\u0441\u044f \u043f\u0440\u0438\u0431\u044b\u043b\u044c \u0443\u0445\u043e\u0434\u0438\u043b\u0430 \u0432 \u0447\u0430\u0441\u0442\u043d\u044b\u0435 \u0440\u0443\u043a\u0438 \u0438 \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u043e\u0444\u0444\u0448\u043e\u0440\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0447\u0435\u0442\u0430 \u0441 \u043d\u0443\u043b\u0435\u0432\u044b\u043c\u0438 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0430\u043c\u0438 \u043f\u0440\u044f\u043c\u043e \u0432 \u043a\u0430\u0440\u043c\u0430\u043d\u044b \u0432 \u0437\u0430\u0440\u0443\u0431\u0435\u0436\u043d\u044b\u0435 \u0447\u0430\u0441\u0442\u043d\u044b\u0435 \u0431\u0430\u043d\u043a\u0438.

\u041f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u0442\u0438\u044f \u041d\u0414\u041f\u0418 \u0432 2001 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u043a\u0430\u0437\u043d\u0430 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0430 \u043f\u043e\u043f\u043e\u043b\u043d\u044f\u0442\u044c\u0441\u044f \u0438 \u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438 \u043d\u0430 \u0437\u0430\u0440\u043f\u043b\u0430\u0442\u044b \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u043d\u0430 \u043f\u043e\u0432\u044b\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0435\u043d\u0441\u0438\u0438, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c \u043d\u0435 \u0431\u044b\u043b\u043e \u0438 \u0442\u0430\u043a \u0434\u0430\u043b\u0435\u0435.

1. Маневрирование учетной ставкой ЦБ является элементом
• корректировки валютного курса

2. Средства, направленные на структурную перестройку экономики, модернизацию и техническое переоснащение приоритетных отраслей национальной экономики, — это государственный(-ые) .
• расходы

3. Повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам — это:
• ревальвация

4. Федеральная таможенная служба РФ не
• занимается контролем за соблюдением законодательства о налогах и сборах

5. Суть стратегического планирования состоит в:
• выборе главных приоритетов развития национальной экономики

6. По жилищно-коммунальным услугам доля государственных предприятий составляет:
• 70,9%

7. Прожиточный минимум на 2005 год составлял:
• 8788 руб

8. Баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (за год) — это:
• государственный бюджет

9. В функции Минфина России в части регулирования внешнеэкономической сферы входит:
• внесение в Правительство РФ предложений об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин

10. Регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капитала и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса — это:
• маневрирование учетной ставкой ЦБ

11. В прогнозировании возможен методический подход:
• генетический

12. Направляющее воздействие государственных органов власти на внешнеэкономическую сферу с использованием определенного инструментария на основе созданной правовой базы — это:
• механизм управления ВЭД

13. Пограничная политика включает в себя
• обеспечение регулирования потоков внешней миграции

14. Суд на основании решения собрания кредиторов и отчета внешнего управляющего может не принять решение о (об):
• изменении налогооблагаемой базы

15. Официальный потолок заимствований является элементом
• политики управления внешним долгом

16. Стимулирующая функция государственных доходов заключается в:
• развитии экономики посредством государственного бюджета

17. Финансовый контроль может быть:
• общегосударственным

18. Общегосударственный уровень целеобразования заключается в:
• политической и социальной стабильности

19. Экономико-математическое моделирование состоит в создании
• образца

20. Корпоративный уровень целеобразования заключается в:
• максимизации прибыли

21. К методам формирования государственных доходов не относится(-ятся):
• инфляция

22. В обязанности Минимущества входит:
• проведение государственной политики в области приватизации

23. Регулируя денежную массу, государство может влиять на:
• инвестиционные проекты и потребление населения

24. В построение бюджетной системы не входит принцип:
• совмещения

25. Из экономических мер наиболее часто используются:
• прогнозирование, планирование и программирование экономики

26. Правительство РФ во внешнеэкономической сфере не
• подписывает международные соглашений

27. Продажа или покупка крупных партий иностранной валюты — это:
• валютные интервенции

28. Совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием децентрализованных денежных фондов в процессе кругооборота производственных фондов и участия в воспроизводстве рабочей силы — это:
• финансы предприятий

29. Урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки, предметом которых являются валютные ценности, — это валютные(-ый) .
• операции

30. Основоположниками классического типа финансовой политики был(-и):
• А. Смит и Д. Риккардо

31. Второй этап (перестроечный) организации управления ВЭД в новейшей истории нашей страны был в:
• 1986-1991 годы

32. Системоутверждающей функцией государственного регулирования ВЭД является(-ются):
• рост уровня и качества жизни

33. Третий этап управления ВЭД (с 1991 г. по настоящее время) характеризуется:
• правом всех юридических лиц осуществлять ВЭД с момента регистрации

34. Задачей государственного регулирования экономики является:
• ориентация на достижение экономической эффективности

35. К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:
• портфельные инвестиции

36. Основным назначением судебной системы применительно к сфере ВЭД являются:
• защита прав и охраняемых законом интересов предприятий и предпринимателей

37. Снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, — это:
• девальвация

38. Функцией административных методов является:
• обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни

39. Целью монополий является:
• ограничение конкуренции для получения монопольно высокой прибыли

40. Коммерческие предприятия в РФ, собственником имущества которых является государство, — это:
• унитарные предприятия

41. Сделки должны утверждаться собранием кредиторов, если их размер превышает ____________________ балансовой стоимости активов.
• 20%

42. Нерезиденты были допущены на российский валютных рынок начиная с года
• 1993

43. К специальным методам государственного регулирования относится метод:
• балансовый

44. Системовоспроизводящими функциями государственного регулирования ВЭД являются:
• упрочение и расширение поля страны в мировом экономическом и политическом пространстве

45. Формирование научных предпосылок принятия управленческих решений в рыночных условиях — это главная функция .
• прогнозирования

46. Основной формой поддержки депрессивных регионов является:
• концентрация методов и механизмов поддержки предпринимательства

47. Решение о банкротстве принимается только
• арбитражным судом

48. Одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее собой комплекс мероприятий, направленных на формирование конкурентной среды, — это политика .
• антимонопольная

49. Изменения в фискальной и денежной политике влияют на:
• инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства

50. К основным функциям государства относятся:
• обеспечение социальной защиты и социальных гарантий

51. Совокупность денежных отношений, проявляющихся в формировании и использовании централизованных денежных фондов в целях удовлетворения общественных потребностей — это:
• финансы государства

52. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает:
• государственно-правовой механизм

53. Регионы, которые характеризуются чрезмерно низкими душевными доходами населения и недостаточным производственным и финансовым потенциалом, — это регионы .
• отстающие в экономическом отношении

54. Первый этап (советский) организации управления ВЭД в новейшей истории нашей страны был в:
• 1918-1986 годы

55. Важнейшей ролью государственного сектора является:
• аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на экономические цели

56. Объем золотовалютных резервов в 2005 году по сравнению с 2004 вырос на:
• 24%

57. Инструментами политики валютных ограничений является:
• запрет свободной продажи валюты

58. Целью управления государственной собственностью является:
• увеличение доходов федерального бюджета и оптимизация структуры собственности

59. Количество чужой валюты за единицу национальной, а также кросс курсы валют — это:
• обратная котировка

60. Совокупность долгосрочных и краткосрочных мер, направленных на создание оптимальных условий функционирования национальной валютной системы, — это:
• валютно-кредитная политика

61. К основным документам, регламентирующим территориальное развитие экономики в стране, относится схема:
• генеральная

62. В функции Управления уполномоченного Минэкономразвития и торговли РФ входит:
• обеспечение мер государственного контроля и регулирования ВЭС в регионе

63. Общегосударственные органы власти в регионе представляет:
• Аппарат Полномочного представителя Президента РФ

64. Цель прогнозирования состоит в:
• создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития экономики

65. Государственный сектор в рыночной экономике активно используется как:
• средство регулирования для достижения многих государственных социально-экономических целей

66. Государственный сектор через Центральный банк выполняет функцию
• определения процентных ставок и оказание воздействия на валютный курс

67. Государственные Минимальные Социальные Стандарты применяется для определения показателя
• прожиточного минимума

68. Нерезиденты — это:
• находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические представительства

69. Для советского этапа управления ВЭД характерна:
• внешнеэкономическая модель плановых взаимосогласованных поставок преимущественно со странами Совета Экономической Взаимопомощи

70. Целью долгосрочной социально-экономической политики Правительства РФ является:
• последовательное повышение уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина

71. Сокращение государственного вмешательства в финансово-кредитную сферу с целью стимулирования рыночного хозяйственного механизма — это:
• дерегулирование

72. Удельный вес организаций государственной формы собственности составляет:
• 73%

73. Государство, используя банкротство, не преследует цель
• роста занятости

74. Снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам — это:
• девальвация

75. Способ обработки и анализа статистических данных на основе равенства целого сумме частей — это метод .
• балансовый

76. Функция заработной платы, служащая основным средством трудовой деятельности рабочей силы определенного профессионального состава относится к функции
• воспроизводственной

77. Управление композицией внешнего долга — это:
• поддержание приемлемой для страны структуры внешней задолженности

78. Целью региональной политики является:
• укрепление экономического единства страны на основе принципов федерализма

79. Федеральная налоговая служба РФ осуществляет:
• учет налогоплательщиков

80. Формирование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и государственных предприятий, — это государственные .
• доходы

81. Устанавливаемые компетентными органами предельно допустимые изменения в природе — в ее элементах, популяциях и др., вносимые людьми в процессе их жизнедеятельности — это:
• экологические нормативы

82. В число основных задач Центрального банка России не входит:
• разработка структурной политики

83. Распределение и перераспределение средств происходит с помощью
• налоговой системы

84. Все валютные операции реализуются:
• через уполномоченные банки

85. Задачей региональной экономической политики является:
• укрепление экономических основ территориальной целостности РФ

86. Система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием субъектов Федерации, а также механизм их реализации — это политика .
• региональная

87. Транзитный валютный счет нужен для:
• зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте

88. Соотношение между двумя валютами, которое вытекает из их курса по отношению к курсу третьей валюты, — это:
• кросс курсы валют

89. Основной задачей региональной политики в сфере занятости является:
• защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий

90. Экономическая система, управление которой предполагает оптимальное сочетание рыночного механизма и государственного регулирования, — это:
• смешанная экономика

91. Для решения комплекса задач регионального развития государственные органы располагают:
• административными мерами ограничительного и поощрительного характера

92. К видам финансового механизма относятся:
• директивный и регулирующий

93. Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на:
• демонополизации экономики

94. Применительно к экономическому регулированию особое значение имеют статистические метод(-ы):
• экстраполяции

95. Управленческий процесс создания и поддержания соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и ситуацией на рынке, а также прогнозирование финансовой деятельности предприятия на длительный период — это:
• стратегическое планирование

96. Государственные Минимальные Социальные Стандарты применяются для определения показателя
• доходов

97. Основным методом регулирования естественных монополий является:
• ценовое регулирование

98. Особенности административных средств регулирования экономики заключаются в том, что они
• не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации

99. Определение размера зарплаты на уровне цены рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять необходимые материальные и духовные потребности, восстановление воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций зарплаты — это:
• главная цель совершенствования оплаты труда в условиях России

100. Официальный потолок заимствований — это:
• предельный абсолютный объем внешней задолженности на год

Достоинства и недостатки экономических систем

Деятельность государства в экономической сфере меняется в ходе развития общества. С усложнением хозяйственных связей более активно стало развиваться и государственное регулирование в экономической сфере. Весь процесс регулирование экономики преследует дну важную цель – повышение уровня благополучие населения государства.
Вмешательство государства в экономические вопросы абсолютно оправдано, ведь оно направлено на решение определенных задач:

  1. Стимулирует экономический рост;
  2. Обеспечение баланса между всеми макроэкономическими показателями. Сюда относится контроль экспорта и импорта и в общем всей внешнеэкономической деятельности;
  3. Контроль показателей инфляции, обеспечение устойчивого положения национальной валюты;
  4. Обеспечение максимальной занятости среди трудоспособного населения;
  5. Поддержка прогрессивной деятельности в регионах и разных отраслях.

Национальная экономика любого государства является сложной многоуровневой системой, которой характерны свои особенности и черты. Любая экономическая система – это комплекс всех процессов в макро- и микроэкономике. Основой экономической системы являются свойственные каждому государству формы собственности, ресурсы, направления хозяйствования, способы регулирования хозяйственной деятельности и т.д.

Эти особенности лежать в основе экономических моделей. Выделяют такие основные модели:

  • Модель чистого капитализма (рыночная экономика в чистом виде);
  • Модель административной (командной) экономики;
  • Традиционная модель;
  • Модель смешанной экономики.

Для модели чистого капитализма характерно наличие частной собственности и права ею распоряжаться, а также наличие собственной свободы для субъектов экономической деятельности. Если присутствует рынок свободной конкуренции, то все вопросы, касаемо регулирования, решаются только через него и ценовую политику. Для современной рыночной экономики характерно активное вмешательство со стороны государства.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К чертам командно-административной экономики относятся:

  • Право общественной собственности на все экономические ресурсы;
  • Присутствие адресного планирования;
  • Централизованное перераспределение экономических ресурсов и капиталовложений;
  • Почти полное отсутствие самостоятельных организаций и предприятий.

Эти все факторы в комплексе приводят к неэффективности функционирования данной модели экономики. Кроме этого на отсутствие положительных показателей влияет отсутствие навыков оперативно адаптироваться к изменениям в экономической сфере и отсутствие развитие технологий. Примером экономики такой модели служит экономика СССР.

Методы ГРЭ и ее формы

Состоит ГРЭ из инструментов управления, способов этого управления, его организации и законодательной базы.

В общем, государственное регулирование представлено такими основными элементами:

  • Социально-экономической составляющей регулирования;
  • Методологической основы регулирования;
  • Организационных аспектов ГРЭ.

Государственная экономическая система является совокупностью отношений в социально-экономической и технико-экономической сферах. Организационный аспект подразумевает взаимное единство в сфере технико-экономических отношений. Проявляется оно в процессе управления сферами и отраслями национального хозяйства. Методологической основой являются принципы, формы и методы, которые задействованы при регулировании и непосредственно инструмент регулирования.

Воздействие государственного субъекта на объект и общие направления этого воздействия называются формой государственного регулирования. Метод – это вариант познания, трансформации объекта, в процессе которого применяются определенные правила и принципы, которые актуальны для процесса регулирования. Методы регулирования напрямую зависят от форм регулирования.


Формы ГРЭ разделяются:

  1. Финансово-кредитная форма
    • Бюджетно-налоговая форма;
    • Кредитно-денежная форма;
  2. Законодательная (правовая) форма;
  3. Административная форма
    • Административно-экономическая форма;
    • Организационно – административная форма.

Все эти формы могут существовать как самостоятельно, так и во взаимодействии. Выбор применяемой формы зависит не только от положения дел в экономике, а и от общественного стоя, основных целей и задач, которые оно преследует на всех этапах своего развития. Наибольшее предпочтение, преимущественно, предоставляется правовой форме регулирования. Ими государственный и общественный строй, обязанности и права хозяйствующих субъектов формируется под действием определенных законом и связанных с их разработкой механизмов.

К инструментам бюджетно-налоговой формы ГРЭ относятся все расходы государства, акцизы и пошлины, субсидии, налоги, льготы. Их применяют соответствующие органы при стимуляции или сдерживании активности в макроэкономике, а также для соблюдения баланса между спросом и предложением. Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная формы находятся в тесной взаимосвязи и включают денежную эмиссию, процесс регуляции ключевой ставки, манипуляции с ценными бумагами государства.

Глобализация и интернационализация в экономике стали причиной повышения роли валютно-финансовой деятельности в процессах ГРЭ. Некоторые исследователи выделяют ее в отдельную сферу. Часто ее относят к экономическим методам регулирования, которые идут в комплексе с административными. Инструментами последней выступают планирование, создание нормативной базы, финансирование и ценообразование.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Объекты и субъекты ГРЭ

Субъекты хозяйствование являются и представителями, и исполнителями хозяйственных интересов. Они же выступают субъектами в хозяйственном регулировании. Между всеми субъектами государственного регулирования существует тесная взаимосвязь (прямая и обратная). Прямая связь реализуется с помощью средств массовой информации, также проявляется в советах и консультациях, судовых исках, преобразование личных интересов в экономике в общенациональные. Прямая связь между субъектами ГРЭ также проявляется путем согласование и коррекцию приватных интересов с интересами разных социальных групп.

Обратной связью называется взаимодействие между представителями государства и государственными органами с субъектами хозяйствования называется обратной связью. Проявляется эта связь, в основном, в эффективном государственном регулировании и поддержке политики, которую реализует государство через союзы и ассоциации. Очень хорошо заметна обратная связь при высоких показателях в социальной и экономической сферах.

К объектам государственного регулирования относится условия экономического и социального функционирования государства, регионы, отрасли, сферы, в которых это проявляется. К объектам относятся:

  • Циклы экономики;
  • Региональные хозяйственные структуры и отрасли;
  • Уровень занятости населения;
  • Платежеспособность государства и внешние связи;
  • Цены, их уровень и оправданность;
  • Достижения научно-технического прогресса;
  • Условия для создания и накопления капитала, конкуренция на рынке.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

guarantees

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

guarantees_shield

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

418 103 оценки star
star
star
star
star
Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 21. Роль государства в экономике

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Роль государства в экономике.
  2. Общественные блага.
  3. Основы денежной и бюджетной политики государства.
  4. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
  5. Государственный бюджет.
  6. Государственный долг.

Внешние эффекты – это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Государственный долг - сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

Кредитно-денежная политика (монетаризм) – экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.

Налогово-бюджетная политика (фискальная) – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016. - С. 80-91.

Бурковский, Петр Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края / Петр Бурковский. - М.: LAP Lambert Academic Publishing,. 2015. – С. 156

Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие / В.В. Мельников. - М.: Омега-Л, 2015. – С. 352

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В передовых странах со смешанной экономической системой влияние государства на функционирование экономики не всегда одинаково.

Участие государства различается по масштабам, формам и методам влияния государства на экономику, по готовности людей мириться и поддерживать такое вмешательство государственных органов в экономическую жизнь.

Эти различия вызваны некоторыми факторами реального состояния дел, а также воздействием традиций и представлений, присущих для данного типа общества, что в настоящее время носит название менталитет.

В целом, роль государства в экономике может быть представлена через следующие экономические функции:

- законодательство в области хозяйственной деятельности, обеспечение правовой базы и общественного климата, которые помогают эффективному функционированию рыночной системы;

- поддержка конкурентной борьбы и гарантия сохранности рыночного механизма;

- перераспределение денежных средств и материальных благ, которое направлено, прежде всего, на выполнение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней разных категорий граждан;

- контроль распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

- стабилизация экономической системы в условиях колебания ситуации на рынке, а также поддержка экономического роста;

- предпринимательская деятельность государства.

Экономическими целями, которые стоят перед государством на современном этапе развития, являются:

- повышение доходов и уровня качества жизни людей;

- обеспечение постоянных темпов качественного экономического подъема;

- улучшение позиций страны и ее регионов в мире по сравнению с конкурентами, обеспечение международной конкурентоспособности страны;

- развитие человеческого капитала, повышение географической и образовательной мобильности населения;

- улучшение ситуации в окружающей среде для сбалансированности экономического развития.

- обеспечение полной занятости

Общественные блага – это блага, используемые людьми независимо от того, оплачивают они их или нет (защита государства, охрана правопорядка, средства массовой информации, дорожное покрытие, метеорологическая служба).

Общественные блага доступны всем, они не находятся в продаже и финансируются из государственного бюджета.

Созданием общественных благ занимается государство, потому что в большинстве случаев это производство невыгодно для частных предпринимателей, а поддержка таких, сфер, как социальная защита, образование, научная деятельность, экология, частные производители не в состоянии обеспечивать самостоятельно.

Для создания общественных благ требуются большие финансовые средства, а у государства они есть, так как оно занимается сбором налогов. Таким образом налогоплательщики участвуют в производстве общественных благ.

Большую роль государство играет в тех сферах, в которых задействованы только частные фирмы, которые функционируют по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы необходимо из-за проблемы внешних эффектов или воздействий.

Внешние эффекты – это сопутствующие производству или потреблению благ расходы и выгоды для третьих лиц.

Хозяйственная деятельность предприятий может быть причиной таких последствий, отражающихся на людях, которые непосредственно не участвуют в производстве и потреблении этих благ.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные эффекты обусловлены появлением издержек у других лиц в результате производства или потребления товара, а положительные – если у данных лиц имеются выгоды, которые не оплачиваются ими производителям.

Реализация экономической политики связано с применение некоторых методов и форм ее регулирования.

В экономической политике государства выделяют два главных вида: стабилизационное и структурное.

Стабилизационная политика работает на оздоровление экономики, а структурная – на обеспечение ее сбалансированного развития.

Первое направление использует такие методы влияния на экономику, как бюджетно-налоговая (фискальная) и кредитно-денежная(монетарная) политика.

Второе направление включает в себя поддержку особо важных для развития всего хозяйства страны сфер, производство общественных благ, передача государственной собственности в частные руки, обеспечение конкуренции, антимонопольные меры и др.

Влияние государства на рыночный механизм может проводиться двумя путями: путем прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование предполагает использование административного ресурса, а косвенное – экономических методов.

Примером прямого регулирования является прежде всего деятельность законодательной власти, увеличение государственных заказов, расширение государственного сектора в экономике.

Регулирование рынка с помощью методов фискальной и монетарной политики называется косвенным регулированием. В рыночной экономике как правило используют именно этот метод.

Монетаризм – экономическая политика государства, в которой решающая роль принадлежит регулированию объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения поэтапного роста государственной экономики.

Центральный банк является главным инструментом денежно-кредитной политики государства, также в этом участвуют и коммерческие банки.

Коммерческие банки получают денежные средства в центральном банке и выдают их своим клиентам за определенную плату, которая называется «процент»

Учетная ставка – это процент, под который коммерческие банки получают кредиты у центрального банка.

Центральный банк может делать кредиты дорогими или дешевыми путем повышения или понижения учетной ставки.

В случае подорожания кредитов, уменьшается количество людей, готовых их взять. Таким образом уменьшается количество денег, находящихся в обращении, а это приводит к снижению инфляции. Но при этом происходит спад производства. Понижая учетную ставку процента и делая кредит более дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство.

Часть средств коммерческих банков должна в виде резервов находиться в центральном банке для обеспечения выплат клиентам, пожелавшим забрать со счетов свои деньги.

Причиной удорожания кредита может быть увеличение нормы обязательных резервов, так как у коммерческих банков остается мало денег на выдачу кредитов. Это приводит к сокращению числа заемщиков и уменьшению денежной массы в обращении.

Роста денежной массы, находящейся в обращении и удешевление кредитов можно добиться уменьшив норму резервирования.

Так, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Через бюджет государство перераспределят созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам.

Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы.

Основные рычаги этого влияния – регулирование налогообложения и государственных расходов. Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организация. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания – продажа государственных ценных бумаг.

Путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику.

Примеры и разбор решения заданий

1. Впишите слово, пропущенное в таблице.

Направлена на оздоровление экономики

На обеспечение сбалансированного развития экономики

Правильный вариант/варианты: структурная политика.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный ____ (А) во взаимодействии с коммерческими банками. Центральный банк выдает денежные средства ____________ (Б) банкам, а последние – своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Учетная ______ (В) – норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредиты более дорогими или более ________ (Г). Если кредиты становятся более дорогими, то сокращается _____ (Д) желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить ________ (Е). Но при этом происходит спад производства.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) дешевый 4) ставка 7) корреляция

2) импорт 5) число 8) кредит

3) коммерческий 6) банк 9) инфляция.

Правильный вариант: банк, коммерческий, ставка, дешевый, число, инфляция.

Государственное регулирование характеризовалось выше в широком плане как государственное управление, а в более узком смысле как управление рыночной экономикой, осуществляемое со стороны государства посредством использования предусмотренных законодательными и другими нормативными актами экономических рычагов, оказывающих воздействие на поведение хозяйствующих субъектов. Вместе с тем еще раз подчеркнем, что между понятиями "государственное управление экономикой" и "государственное регулирование экономики" нельзя провести четкую разграничительную черту, так же как и между прямым и косвенным управлением.

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов.

В странах с централизованной экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляются гораздо значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме в виде директивных планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми, природными и даже трудовыми ресурсами, централизации и централизованного распределения основной массы денежных средств через государственный бюджет и финансовые органы.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. Ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики во многом обусловлена присущим ей разнообразием форм собственности на средства производства – частной, акционерной, коллективной. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.

Отметим, что государственное регулирование экономики может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительной деятельности).

Государственное регулирование направлено на соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

Рассмотрим виды и формы государственного регулирования экономики.

Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по от ношению к предприятиям, организациям, имеющим важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные, энергетические (в особенности атомная энергетика и объекты единой энергетической системы), заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, охраняющие безопасность, выполняющие другие общегосударственные функции. Подобные объекты, предприятия, организации чаще всего находятся в государственной или муниципальной собственности.

Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов. Понятно, что, "изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета, финансовая база социальной политики.

Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком, предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Валютное регулирование предусматривает установление государством методов, видов, форм осуществления операций с иностранной валютой, порядок их проведения. Посредством
валютного регулирования государство воздействует на обращение валюты в стране, на курс национальной валюты по отношению к иностранным, а также проводит контроль за валютными операциями. К функциям государственного валютного регулирования относится установление валютных ограничений, связанных с приобретением, использованием, перевозкой и переводом валютных ценностей.

Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим – меньшие. Кроме того, государство вправе устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулируя таким образом денежное обращение и денежные накопления. Государственное регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета. Бюджетное регулирование распространяется и на перераспределение средств между федеральным и региональными бюджетами.




Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство вправе само определять величину цен на товары. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов.

Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, другим нуждающимся в содействии группам населения, страхования здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий. Это одна из самых тяжелых и сложных функций регулирования экономики государством. Государство не имеет возможности да и не призвано создать социально желаемые условия жизни для всех людей. Оно способно лишь посредством социальной поддержки, системы трансфертов, ограниченного перераспределения национального дохода стремиться не допускать острого социального неравенства, предотвращать социальные конфликты, помогать тем слоям населения, которые лишены возможности обеспечить себя самостоятельно. Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных.

Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний о осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы устанавливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды.

Государственное антимонопольное регулирование направлено па ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма. В России введен специальный государственный реестр предприятий-монополистов.

Государственное внешнеэкономическое регулирование – это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышения эффективности внешнеэкономических связей, обеспечения экономической безопасности. Составной частью внешнеэкономического регулирования является таможенное регулирование в виде прямых и косвенных методов воздействия на экспортирование и импортирование товаров. Таможенные пошлины и сборы, как отмечено выше, являются частью налогового регулирования.

Рассмотренный перечень видов и форм государственного регулирования экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Однако не следует считать, что столь обширное государственное регулирование лишает предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: