Оплата задолженности по налогам за сотрудника

Опубликовано: 16.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые штрафы
Фото Бориса Мальцева, Кублог

Инициатива налоговой службы о привлечении к сбору налогов работодателей в отношении их работников, имеющих задолженность по имущественным налогам и «личному» НДФЛ, не стала неожиданностью.

Процедурные вопросы взыскания такой задолженности изложены в письмах ФНС России от 21.10.15 г. № ГД-4-8/18401@ и № ГД-4-8/18402@. Проанализируем их.

Физические лица самостоятельно уплачивают имущественные налоги на основании полученного от налоговых органов «единого» налогового уведомления по форме, утвержденной приказом ФНС России от 25.12.14 г. № ММВ-7-11/673@. В этом уведомлении указываются суммы транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц.

Кроме того, в определенных случаях для налогоплательщиков — физических лиц установлена обязанность с 1 января 2015 г. самостоятельно сообщать в налоговую инспекцию сведения о наличии у них объектов обложения названными налогами (п. 2.1 ст. 23 НК РФ, ст. 7 Федерального закона № 52-ФЗ).

Согласно Федеральному закону от 23.11.15 г. № 320-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» срок уплаты имущественных налогов физическими лицами перенесен с 1 октября на 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для повышения собираемости налогов и пополнения бюджета, что является функцией ФНС России, было решено привлечь работодателей к взысканию недоимки по налогам с их работников.

Процедура взыскания недоимки

1. Актуализация данных о месте жительстве должника

После наступления срока уплаты налогов по «единому» уведомлению и проверки информации об этой уплате налоговый орган не позднее 4 рабочих дней направляет в территориальный орган ФМС России запрос о получении актуальных сведений о месте жительства (пребывания) физического лица.

Такой запрос направляется только в отношении должников, имеющих сумму недоимки более 50 тыс. руб., причем направляется в пределах одного субъекта. Если у налогового органа имеются сведения о смене налогоплательщиком места жительства (пребывания), то запрос направляется по новому месту жительства (пребывания).

2. Зачет переплаты

В п. 2 письма ФНС России № ГД-4-8/18401@ налоговым органам рекомендовано на постоянной основе осуществлять анализ данных информационного ресурса местного уровня «Расчеты с бюджетом» о наличии у налогоплательщика излишне уплаченных сумм и задолженности по одному виду налогов, а также о пенях и штрафах с целью выявления излишне уплаченных сумм и проведения зачетов в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ.

На практике распространена ситуация, когда физическое лицо — налогоплательщик оплачивает личные налоги, используя чужую банковскую карту, и считает свою налоговую обязанность исполненной. В письме Минфина России от 14.09.15 г. № 03-02-08/52779 разъяснено, что налогоплательщик должен по закону самостоятельно осуществить прямую обязанность по уплате налога, если в законодательстве о налогах и сборах не предусмотрено иное. Выполнение данной обязанности должно быть подтверждено документально, т. е. налогоплательщику необходимо иметь документ, на основании которого он идентифицируется. А при уплате налога с применением чужой банковской карты такой документ отсутствует.

В настоящее время многие налогоплательщики уплачивают налоги через банки в системе он-лайн, но и в этом случае нельзя идентифицировать налогоплательщика. Финансисты отметили, что лишь в будущем, когда развитие платежной системы позволит обеспечить идентификацию физического лица в случае использования чужой банковской карты, в НК РФ будут внесены необходимые изменения в части исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

3. Формирование документа о выявлении недоимки

Проведя анализ и выявив недоимку у налогоплательщика, налоговый орган не позднее 5 рабочих дней после наступления срока уплаты имущественного налога формирует документ о выявлении такой недоимки — это внутренний документ, который составляется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3.10.12 г. № ММВ-7-8/662@, и хранится в налоговом органе.

4. Направление требования об уплате недоимки

Налоговый орган направляет физическому лицу требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (далее — требование).

Сроки направления требования зависят от суммы недоимки физического лица (табл. 1).

Требование может направляться физическому лицу в электронной форме или иным способом (лично под расписку или по почте заказным письмом) (табл. 2).

Срок исполнения требования рекомендовано устанавливать от 30 до 45 календарных дней (п. 4 письма ФНС России № ГД-4-8/18401@).

5. Информирование должника

После истечения срока исполнения физическим лицом требования налоговый орган должен проинформировать должника (его законного или уполномоченного представителя) об имеющейся задолженности, если ее общая сумма, подлежащая взысканию, составляет более 10 тыс. руб., а для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга — более 50 тыс. руб.

Номер телефона физического лица устанавливается из любых доступных источников (в том числе справочников АТС), при этом налоговым органам рекомендовано звонить гражданам только в рабочие дни с 8 до 20 часов по местному времени и соблюдать положения Федерального закона от 27.07.06 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

6. Информирование работодателя

По истечении срока исполнения требования, но не позднее одного месяца со дня истечения этого срока, налоговый орган информирует работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих недоимку, т. е. работодателю направляется список работников-должников с указанием фамилии и инициалов физических лиц, задолженности (без наименования объекта налогообложения), а также контактных данных налогового органа.

Налоговые органы информируют работодателя письменно не реже одного раза в год по форме, образец которой приведен в приложении № 1 к письму ФНС России № ГД-4-8/18401@.

7. Формирование списка должников для проведения процедуры взыскания задолженности

На основании сформированных списков налогоплательщиков-должников налоговые органы передают в суд заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в течение:

4 месяцев со дня, когда общая сумма недоимки лица превысила 3 тыс. руб. и по которым не были ранее направлены заявления о взыскании в суд общей юрисдикции;

3 месяцев со дня истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки в случае, если такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превышает 3 тыс. руб.

8. Взаимодействие с органами регионального и местного самоуправления

Налоговый орган взаимодействует с органами регионального и местного самоуправления для оказания содействия в информировании физического лица об имеющейся у него задолженности по имущественным налогам. После вступления в законную силу судебного акта о взыскании недоимки за счет имущества физического лица налоговый орган передает сведения о задолженности для дальнейшего отражения справочно в Едином платежном документе (ЕПД).

Таким образом, физическое лицо-должник появляется в справочнике ЕПД.

9. Направление документа работодателю для взыскания задолженности

До направления указанных документов налоговые органы должны запросить в ПФР информацию о страхователе, осуществляющем обязательные платежи (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование).

Если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, процентов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 200 тыс. руб. (для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга — 300 тыс. руб.), контроль за полнотой и качеством процедуры взыскания задолженности с этого налогоплательщика осуществляется управлениями ФНС России по субъектам РФ, если превышает 3 млн руб. — Управлением по работе с задолженностью ФНС России.

Действия работодателя

  • не со всех выплат может быть удержана задолженность работника по налогам;
  • суммы недоимки взыскиваются с учетом ограничения размера удержаний из заработной платы;
  • удержание суммы недоимки должно производиться в соответствии с установленной очередностью.
Так, взыскание задолженности не может быть обращено на некоторые виды доходов работников, перечень которых приведен в п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ, например выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца; выплаты лицам, получившим увечья при исполнении ими служебных обязанностей; выплаты в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде; пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; «детские пособия».

Статьей 138 ТК РФ установлено, что общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50% заработной платы, причитающейся работнику. Если удержания осуществляются по нескольким исполнительным документам, за работником должно быть сохранено 50% заработной платы.

Может возникнуть ситуация, когда у работника помимо «налоговой» задолженности имеется исполнительный лист по другим обязательствам, в частности по алиментам, кредитам, за коммунальные услуги и др. Если с учетом установленного ограничения размера удержаний из заработной платы ее сумма оказывается недостаточной для погашения задолженности по нескольким исполнительным листам, то указанная сумма распределяется между взыскателями в следующей очередности (п. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ):

  1. в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;
  2. во вторую — по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  3. в третью — по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (т. е. «налоговая» задолженность);
  4. в четвертую — все остальные требования.
При распределении каждой удерживаемой с должника денежной суммы требования взыскателей каждой последующей очереди удовлетворяются после исполнения требований взыскателей предыдущей очереди в полном объеме (п. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Удержанную из заработной платы сумму «налоговой» недоимки следует перечислить налоговой инспекции в течение трех дней (п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Ответственность работодателей

  • граждан в размере от 2000 до 2500 руб.;
  • должностных лиц — от 15 000 до 20 000 руб.;
  • юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.
В соответствии с п. 11 письма ФНС России № ГД-4-8/18402@ налоговые органы обязаны информировать службу судебных приставов о работодателях, не исполнивших исполнительный документ (т. е. не перечисливших денежные средства в счет погашения «налоговой» задолженности работников) свыше двух месяцев. Соответственно налагать административный штраф будет служба судебных приставов (п. 1 ст. 23.68 КоАП РФ).

Таблица 1. Сроки направления требования об уплате недоимки

Общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая включению в требование

Срок направления требования физическому лицу

Не позднее 10 календарных дней со дня выявления недоимки

Не ранее 1 месяца, но не позднее 2 месяцев со дня выявления недоимки

Не позднее 10 месяцев со дня выявления недоимки

Таблица 2. Способы направления требования об уплате недоимки

Способ передачи требования

Форма и количество экземпляров требования

Составляется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3.10.12 г. № ММВ-7-8/662@. Информация о подтверждении отправки налогоплательщику требования хранится в налоговом органе

Составляется в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3.10.12 г. № ММВ-7-8/662@. Один экземпляр вручается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю), а второй (с подписью налогоплательщика, подтверждающей вручение, или с документом, подтверждающим дату направления требования по почте заказным письмом), хранится в налоговом органе

Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»

Налоговая задолженность сотрудников

Казалось бы, какое отношение работодатели имеют к налоговой задолженности, которая образовалась по вине самого работника? Но, по мнению налогового органа, работодатель имеет к этому самое прямое отношение. Дело в том, что взыскание налогов налоговым органом производится в том числе с привлечением работодателя.

Налоговые долги сотрудников могут образоваться по различным причинам: сотрудники могут не платить имущественные налоги, транспортный налог. Также у сотрудников может образоваться задолженность по НДФЛ, например, в отношении доходов от сдачи в аренду имущества, при оплате работнику заработка за время вынужденного прогула, а также в связи с получением дивидендов.

Чаще всего у работников возникает задолженность по следующим видам налогов:

  • транспортный;
  • земельный;
  • налог на имущество физических лиц.

И в этом случае используется следующий алгоритм взыскания задолженности.

Алгоритм взыскания задолженности

После наступления срока уплаты по «единому» налоговому уведомлению, направленному налогоплательщику – физическому лицу налоговый орган не позднее 4 рабочих дней направляет в территориальный орган ФМС России запрос в части получения актуальной информации о месте жительства (пребывания) физического лица для направления ему требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов

Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней после наступления срока уплаты имущественного налога, указанного в «едином» налоговом уведомлении, направленном физическому лицу, и в случае неисполнения обязанности по уплате в установленный срок формирует документ о выявлении недоимки у этого налогоплательщика

После истечения срока исполнения физическим лицом требования об уплате налоговый орган до формирования списков информирует должника посредством телефонной связи о наличии у налогоплательщика задолженности

После истечения срока исполнения требования об уплате, но не позднее одного месяца со дня истечения срока его исполнения, налоговый орган информирует работодателя

Подобный порядок сформулирован в письме ФНС России от 21.10.2015 № ГД-4-8/18401@. Но вот сумма, в отношении которой осуществляется взыскание задолженности через работодателя, нигде не определена. В вышеуказанном письме установлено, что информирование физических лиц производится, если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему Российской Федерации, составляет более 10 тыс. руб., а для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга – более 50 тыс. руб. То есть работники с маленькими долгами могут спать спокойно.

Какой срок направления требований?

Срок зависит от суммы задолженности физического лица перед бюджетом.

Срок направления налоговым органом требования со дня выявления недоимки

Превышает 3000 руб.

Не позднее десяти календарных дней

Составляет от 500 руб. до 3000 руб.

Не ранее одного месяца, но не позднее двух месяцев

Не превышает 500 руб.

Не позднее десяти месяцев со дня выявления недоимки

Какая информация направляется работодателю?

Ответ можно найти в письме ФНС России от 26.05.2016 № ГД-4-8/9329. В уведомлении, направляемом в адрес работодателя, указываются:

  • ИНН физического лица, а при отсутствии ИНН – Ф.И.О.;
  • КПП филиала организации.

В какой срок направляется информация в адрес организации?

Налоговые органы после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, но не позднее одного месяца со дня истечения срока его исполнения, информируют работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему.

Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Что сделать работнику в данном случае?

Работник может либо погасить задолженность самостоятельно, либо получить рассрочку, либо задолженность будет взыскана в судебном порядке по исполнительному листу. Если нет возможности уплатить налог, то работнику лучше всего получить рассрочку. В случае если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога, ему может быть предоставлена отсрочка, которая представляет собой изменение срока уплаты налога на срок, не превышающий один год, с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. Решение о предоставлении отсрочки по уплате региональных и местных налогов принимают налоговые органы по месту жительства физического лица (письмо Минфина России от 14.09.2016 № 03-05-06-01/53604).

Понятно, что работодатели не очень рады получить подобную информацию о сотрудниках, да и работники не всегда готовы к раскрытию подобной информации. Ведь фактически работники несут репутационные риски. Но если следовать букве Налогового кодекса, то сведения о задолженности по налогам не охраняются налоговой тайной и не защищаются законодательством о персональных данных. Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения.

Если работодатель узнал, что у работника имеется задолженность, то наложить на него дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора или даже уволить его нельзя. В этом случае нужно взыскать с него денежные средства.

В настоящее время ФНС применяет схему централизованной печати налоговых уведомлений: семь центров печати Федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» ФНС осуществляют автоматизированную печать и конвертование налоговых уведомлений, платежных и иных документов, прилагаемых к налоговому уведомлению и входящих в состав налогового отправления.

Если инспекторы прислали исполнительный лист

Основанием для взыскания денежных средств с работников является исполнительный лист. При этом одно информационное сообщение о наличии задолженности не будет являться основанием для взыскания с работника денежных средств.

Если вы как работодатель получили просто сообщение о наличии задолженности, то целями такого сообщения являются следующие:

  • довести указанную информацию (способ доведения информации может быть избран любой) работодателем до сотрудников-должников в целях исполнения ими обязанности по уплате имущественных налогов (пени, штрафа);
  • проинформировать работодателя о размерах налоговой задолженности работника с дальнейшим возможным (по желанию работодателя) проведением с ним работы разъяснительного характера.

Если вы как работодатель получили исполнительный лист, то необходимо произвести конкретные действия для взыскания задолженности.

Алгоритм взыскания денежных средств

1
Регистрируем исполнительные документы

2
Передаем документы ответственному в бухгалтерии лицу, которое будет осуществлять расчет, выплаты сотруднику и хранение документов

3
Ознакомляем работника под роспись с исполнительным листом

4
Возвращаем специальный «корешок» приставам или в налоговый орган (орган, который направил исполнительный лист)

5
Производим удержание из заработной платы

При осуществлении удержаний налогов и сборов, по которым у работника имеется задолженность, важно учитывать следующие особенности, связанные с удержаниями из заработной платы.

1. Бухгалтеру при работе с документами важно помнить следующее.

Поступившие в организацию постановления судебного пристава-исполнителя и копии исполнительного документа регистрируются в специальном журнале и передаются бухгалтеру по начислению заработной платы под роспись.

В тот же день бухгалтер отправляет судебному приставу-исполнителю обратное уведомление о получении документов. В уведомлении делается отметка о получении исполнительного документа (входящий номер и дата), указывается телефон организации (предприятия), а также ставятся подпись бухгалтера и печать организации (предприятия), получившей исполнительный документ.

Бухгалтеру организации (предприятия) рекомендуем хранить исполнительные документы как документы строгой отчетности (в сейфах).

2. Важно определить размер удержаний из заработной платы.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). То есть заработная плата за месяц определяется тарифной ставкой, окладом (должностным окладом) работника и рассчитывается пропорционально фактически отработанному работником времени (рабочие дни, смены, часы и т. д.).

Ограничение размера удержаний из заработной платы по исполнительным документам варьируется от 20 до 70% заработной платы, причитающейся работнику.

Работодатель, выплачивающий должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязан удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе (письмо Роструда от 11.03.2009 № 1147-ТЗ).

Как понять, какой конкретно размер удержаний возможно произвести в конкретном случае? Ведь на практике может быть целый ряд удержаний, например, алименты, налоги, удержания по невыплаченным банковским кредитам.

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%. Если удержание производится в случаях, предусмотренных федеральными законами, общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 50% заработной платы, причитающейся работнику.

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% заработной платы. Размер удержаний из заработной платы может быть увеличен до 70% при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением.

В случае неисполнения организацией, выплачивающей должнику заработную плату и иные платежи, обязанности по перечислению денежных средств в бюджет налоговый орган направляет в структурное подразделение территориального органа ФССП по месту нахождения работодателя заявление о неисполнении последним судебных актов более двух месяцев.

3. Существует ряд выплат, с которых налоги не могут быть удержаны.

Не допускаются удержания из выплат, на которые не обращается взыскание (ст. 101 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ), в частности:

1) из ежемесячных денежных выплат и(или) ежегодных денежных выплат, начисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (на компенсацию проезда, приобретение лекарств и другое);

2) из компенсационных выплат в связи со служебной командировкой, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

3) из компенсационных выплат в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

4) из денежных сумм, выплачиваемых организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака и др.

4. Все удержания должны быть оформлены документально.

Работника необходимо письменно уведомить об удержании денежных средств из заработной платы по исполнительному листу. Это нужно сделать для того, чтобы избежать судебных споров с работником.

Каким образом проинформировать работника об удержаниях?

Это можно сделать путем выдачи соответствующего расчетного листка.

При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и(или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате (ст. 136 ТК РФ).

Но у многих компаний и предпринимателей может возникнуть желание проигнорировать информацию, полученную из налогового органа, или не исполнять исполнительный лист, ведь, в самом деле, прямой обязанности выступать в качестве налогового агента по взысканию задолженности с работника нет. Однако игнорирование исполнительного листа может привести к штрафным санкциям.

В соответствии с п. 3 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 2000 до 2500 руб.;
  • на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время практика взыскания задолженности по налогам и сборам, которые не уплатил работник, не получила массового развития. Вместе с тем работодателю стоит внимательно относиться к информации, направленной из налогового органа, и не игнорировать исполнительные листы.

Алексей Смирнов

Бухгалтерам приходится удерживать из зарплаты сотрудников не только алименты, но и долги по кредитам, неуплаченные налоги и взыскания от ЖКХ по квартплате. Разберёмся, какие документы имеют силу исполнительных, как быть, если на одного работника поступает несколько исполнительных документов, и как поступать с удержаниями из больничных после перехода на «Прямые выплаты» от ФСС.

Какие документы имеют силу исполнительных

Кроме судебных приказов, исполнительных листов или постановлений приставов в бухгалтерию могут поступать иные документы — заявления работников на удержания или нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов.

Такие документы могут приносить примерные отцы семейств, состоящие в браке и проживающие совместно с супругой и детьми. Делается это, чтобы «заблокировать» удержания из зарплаты по другим исполнительным документам — от банков, налоговой, ЖКХ.

Обязан ли бухгалтер удерживать из зарплаты алименты на основании таких документов или документы госорганов имеют приоритет? Давайте разбираться.

Удержания из зарплаты возможны только в случаях, которые предусмотрены ТК РФ и федеральными законами (ст. 137 ТК РФ). Удержать можно не более 20 %, а в отдельных случаях — не более 50 % зарплаты. Удерживать до 70 % зарплаты можно только в исключительных ситуациях (ст. 138 ТК РФ). Но ограничения действуют только тогда, когда деньги удерживаются по решению работодателя или уполномоченных органов.

Заявление работника об удержании из заработной платы — это не исполнительный документ, даже если там поручается удерживать алименты (ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, далее — Закон № 229-ФЗ).

Если работник пишет заявление об удержании, то это не удержание, а добровольное распоряжение зарплатой, и ограничения по удержаниям тут не действуют.

Отсюда следует два вывода.

  • Раз ограничения не действуют, по заявлению работника можно изымать из зарплаты любые суммы и в любых целях — хоть 100 % зарплаты, но после удержания НДФЛ (Письмо Роструда от 10.10.2019 N ПГ/25776-6-1).
  • Раз заявление — это не исполнительный документ, то деньги по заявлению можно изымать только тогда, когда будут произведены все «официальные» удержания по исполнительным листам и судебным приказам.

Раз по «добровольным» удержаниям никакие ограничения не действуют, работник после всех удержаний вполне может получить «на руки» 1/6, 1/8 и даже 1/10 заработной платы. Никакого нарушения в этом не будет. И всё же при появлении «официального» исполнительного документа мы бы рекомендовали уточнить у сотрудника, сохраняет ли силу его заявление на добровольное перечисление денег.

У Ивана большой долг по налогу на недвижимость: несколько лет он не платил за дом в деревне. Поняв, что скоро его «догонит» исполнительный лист, он написал по месту работы, в бухгалтерию ООО «Радуга», заявление на удержание 80 % зарплаты в счёт алиментов. В тот же месяц на него же поступил исполнительный лист: приставы требовали удержать половину жалования в счёт задолженности по налогам. Бухгалтерия «Радуги» удерживала деньги по постановлению, а уже из оставшейся части вычла деньги по заявлению работника.

Другое дело, если в бухгалтерию поступает не заявление, а нотариально удостоверенное соглашение (или его копия) об уплате алиментов. Это полноценный исполнительный документ (ст. 12 Закона № 229-ФЗ). Он имеет такую же силу, как судебные приказы, исполнительные листы и постановления приставов.

Какой документ важнее

Вопросы возникают, и когда на одного сотрудника поступает несколько исполнительных документов. Нужно ли брать в работу все документы сразу или правильнее организовать «очередь» и начинать исполнения по каждому следующему только после того, как закончено исполнение предыдущего?

Прямого ответа на этот вопрос в Законе № 229-ФЗ нет. Но есть два правила:

  • Начинать удержания надо с даты получения исполнительного документа (ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Это правило действует независимо от того, первый это документ по работнику или нет.
  • Работодатель распределяет взысканные суммы между взыскателями без учёта того, когда какой исполнительный документ поступил (п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Таким образом, не нужно ставить исполнительные документы в очередь: они должны исполняться одновременно. Как только поступает новое постановление, нужно сразу проводить по нему удержания наравне с уже имеющимися исполнительными листами.

Как работники хитрят и что делать бухгалтеру

Итак, дано. Максимальный размер удержания ограничен по ТК РФ. А сами исполнительные документы ранжируются: требования второй очереди удовлетворяются после того, как будут полностью удовлетворены требования первой очереди. Очевидно, что если сумма требований больше лимита, кто-то из кредиторов второй-третьей очереди останется ни с чем.

В какой очерёдности удовлетворяются требования взыскателей (ст. 111 Закона № 229-ФЗ)

Зная это, работники хитрят: приносят в бухгалтерию судебный приказ или нотариальное соглашение об уплате алиментов с суммой взысканий минимум 50 % от зарплаты и блокируют удержания в пользу банков и налоговой. Всё удержанное получает супруга сотрудника в качестве алиментов на детей.

Разводиться для этого не обязательно. Семейный кодекс не связывает право детей на алименты с совместным проживанием и семейными отношениями матери и отца. Супруги могут быть женаты и жить вместе — и в любой момент обратиться за алиментами в суд. Или пойти к нотариусу и заключить соглашение об уплате алиментов. При этом размер алиментов по соглашению может быть больше, чем установил бы суд, — 50 или даже 70 % от заработка.

Это типичное злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ). Но у бухгалтерии нет полномочий переоценивать судебные решения или нотариальные соглашения. А значит, пока они не отменены, бухгалтер имеет полное право не удерживать деньги по исполнительным документам 2-4 очереди, если лимит взыскания (ст. 137 ТК РФ) уже достигнут при удержании алиментов.

Каков максимум для удержания

Несколько взысканий разной очерёдности

В общем случае можно удерживать по исполнительным документам до 50 % зарплаты (ст. 138 ТК РФ и ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Но есть пять ситуаций, когда удержать можно до 70 % заработка (ст. 138 ТК РФ):

  1. Отбывание исправительных работ.
  2. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей;
  3. Возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица;
  4. Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;
  5. Возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Если на одного работника поступило несколько исполнительных документов, в том числе из «льготных» категорий, руководствуемся правилом очерёдности: сначала удовлетворяем требования первой очереди, потом второй и так далее (ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

На работника ООО «Лидер» Василия поступило два исполнительных листа. Один требует взыскать треть заработка в качестве алиментов на двух детей, а второй — половину в счёт задолженности по ЖКХ.

Начинаем с выплат первой очереди: бухгалтер удерживает треть заработка и направляет эту сумму на уплату алиментов. Требование выполнено, а лимит ещё не выбран, значит, можно удовлетворить требование второй очереди.

Требование второй очереди — долг по ЖКХ — удовлетворяется из неизрасходованного лимита, и это ⅙ заработка: ½ -⅓ = ⅙.

Бухгалтерия будет удерживать так деньги каждый месяц, пока не будет выплачен весь долг поставщику коммунальных ресурсов — или пока не прекратится взыскание алиментов (п. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Алименты на детей и взрослых

Алименты могут устанавливаться не только на несовершеннолетних детей, но и на содержание родителей, братьев, сестёр, бывшего супруга (ст. 87, 90, 93 Семейного кодекса РФ). Отличить такие алименты просто: они всегда устанавливаются не в проценте к заработку, а в твердой сумме.

Нюанс в том, что все алименты относятся к первой очереди. Но алименты на несовершеннолетних детей можно взыскивать в пределах 70 % от заработка (ст. 138 ТК РФ, п. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). А алименты на родителей и бывших супругов взыскиваются в пределах 50 % от жалования. Это вызывает проблемы, если с работника надо одновременно удержать оба типа алиментов.

Но поскольку алименты на взрослых всегда устанавливаются в твердой сумме, а на детей чаще всего в виде процента от заработка, то перед началом удержания оба требования надо привести к общему знаменателю — посчитать сумму на каждого из детей в этом месяце с учётом заработка и доли алиментов.

На Ивана Григорьевича имеется три исполнительных документа на взыскание алиментов: на сына в размере ⅙ заработка, на дочь в размере ¼ заработка и на бывшую супругу в размере 5000 руб. ежемесячно. Заработная плата сотрудника составляет 20 000 руб., и он имеет право на стандартный вычет по обоим детям. Рассчитаем удержания.

Сначала определим базу для удержания: деньги удерживаются из суммы, оставшейся после уплаты НДФЛ (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). В нашем случае база составит 17 764 руб. (20000 − (20000 − 1400 × 2) × 13 %).

Теперь начнем расчёт.

  1. Определим твердые суммы, которые причитаются каждому из взыскателей: супруга — 5000 руб., дочь — 4441 руб. (17 764 × 1/4), сын — 2960,67 руб. (17764 × 1/6).
  2. Общая сумма удержания 12401,67 руб. (5 000 + 4 441 + 2 960,67), что больше половины заработка (17 764 × 50 % = 8882).
  3. Удержим половину заработка (8 882 руб.) и распределим эту сумму между всеми тремя взыскателями пропорционально их требованиям:
  • доля супруги: (8 882 / (5 000 + 4 441 + 2 960,67)) × 5000 = 3 580,97 руб.;
  • доля дочери: (8 882 / (5 000 + 4 441 + 2 960,67)) × 4 441 = 3 180,62 руб.;
  • доля сына: 8 882 / (5 000 + 4 441 + 2 960,67)) × 2 960,67 = 2 120,41 руб.
  1. Поскольку дети получили меньше той суммы, которая была определена на первом шаге, то производится дальнейшее удержание в пределах 70 % заработка, т.е. удерживается еще 2 100,64 руб. ((4 441 − 3 180,62) + (2 960,67 − 2 120,41)) из возможных к доудержанию 3 552,8 руб. (17 764 × 70 % − 8882). Данные деньги отправляются только детям.

Итого супруга получит 3 580,97 руб., дочь 4 441 руб., сын 2 690,67 руб. А работнику к выплате причитается 6 951,36 руб. И при этом у него появится задолженность по алиментам в пользу супруги в размере 1 419,03 руб.

Если бы удержанной в пределах 70 % от заработка суммы не хватило для полного расчета с детьми, то соответствующая сумма также делилась бы между ними пропорционально их требованиям.

Лимиты и плата за перевод сумм взыскателю

Иногда с работника взыскивается также плата за перевод денег в пользу взыскателя: банковские и почтовые комиссии (п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Удерживать их в пределах лимитов или сверх того?

Взыскивать эти суммы за пределами лимитов нельзя (ст. 138 ТК РФ). А значит, если работник не согласен добровольно компенсировать стоимость перевода (например, подать заявление на добровольное удержание из зарплаты), то бухгалтеру придётся уменьшить сумму взыскания по исполнительному документу. В результате на стоимость перевода за работником будет образовываться задолженность по исполнительному листу — её нужно будет удержать из последующих выплат.

Удержания из больничных в «пилотных» регионах

С больничных удержания по исполнительным листам тоже проводятся: в перечне исключений — необлагаемых госпособий — пособия по временной нетрудоспособности не значатся (пп. 9 п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ). Вопрос в другом — как удерживать.

Если пособие выплачивает сама организация и принимает потом к зачету при расчётах с ФСС, то проблем не возникает. Но в регионах, где действует пилотный проект ФСС «Прямые выплаты», деньги в оплату больничного поступают работнику и от работодателя (за первые три дня нетрудоспособности), и от ФСС (за остальные дни).

Если строго следовать нормам Закона № 229-ФЗ, бухгалтерия должна удерживать деньги только из тех выплат, которые проводит сама организация (ст. 98 Закона № 229-ФЗ). К удержаниям с «основного» пособия, которое перечисляет ФСС, работодатель никакого отношения не имеет. А значит, рассчитывать удержание нужно только по выплачиваемой сумме — за первые три дня болезни.

Этот вывод подтверждают разъяснения территориальных отделений ФСС. Специалисты ФСС по Тамбовской области поясняют, что ФСС удержит деньги из пособия, если в отделение поступит исполнительный лист, судебный приказ или соглашение об уплате алиментов. Обратиться в отделение Фонда должен получатель алиментов или служба судебных приставов. Работодатель не обязан ни уведомлять ФСС об исполнительных листах, ни пересылать в отделение ФСС их копии.

Если Фонд не проведёт удержание, работодатель не обязан исправлять эту ошибку. Такая обязанность появится, только если в компанию придёт официальный документ от приставов, где будет указано, что по «больничному» за счёт ФСС возникла задолженность и её надо удержать из текущих выплат в пользу работника-должника.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Автор: Дудоладов И. И., заместитель начальника отдела контроля рассмотрения территориальными органами обращений Роструда

Вопрос:

Разъясните основания, по которым работодатель обязан производить удержания из зарплаты работника денежных средств.

Удержания из зарплаты работников производятся на основании ТК РФ (ст. 137, 138, 248) и других законодательных норм, в том числе НК РФ, СК РФ, федеральных законов от 02.10.2007 № 299-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) и от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Учитывая требования действующего законодательства, в перечень обязательных удержаний, производимым работодателем, включаются:

удержание работодателем НДФЛ как налоговым агентом (п. 4 ст. 226 НК РФ);

удержания по исполнительным документам, в том числе алиментов, а также задолженности, например по оплате административных штрафов, прочие удержания в пользу юридических и физических лиц (ст. 109 СК РФ, ч. 3 ст. 98 Закона об исполнительном производстве);

удержание алиментов с работника, обязанного их уплачивать на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов (ст. 109 СК РФ);

удержания из заработной платы осужденных к исправительным работам, принудительным работам, лишению свободы; и др.

Таким образом, некоторые удержания из зарплаты работника являются обязательными в силу законодательных требований (НДФЛ, алименты, иные удержания по исполнительному листу), а также могут производиться на основании заявления работника, например в случае перечисления на счет профсоюзной организации членских профсоюзных взносов (ст. 377 ТК РФ).

Вопрос:

Как поступить работодателю в случае, если в учреждение поступило письмо из ФНС о том, что у его работника имеется задолженность по имущественным налогам (транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество)?

Из пунктов 1 и 8 ст. 45 НК РФ следует, что налогоплательщик должен самостоятельно и в установленный законодательством о налогах и сборах срок исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ. Для взыскания налогов ФНС направляет налогоплательщику требование об уплате налога, в котором налогоплательщик извещается о неуплате соответствующей суммы и об обязанности ее уплатить.

После истечения срока исполнения требования об уплате, но не позднее одного месяца со дня истечения срока его исполнения налоговый орган информирует работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ, с соблюдением положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (п. 6 Письма ФНС РФ от 21.10.2015 № ГД-4-8/18401@). Полученное работодателем сообщение означает, что работнику ранее уже были выставлены налоговое уведомление, по которому он вовремя не уплатил налоги, и требование об уплате налога (и иных налоговых долгов), которое он также вовремя не исполнил.

ФНС доводит до сведения работодателя списки сотрудников с указанием фамилий и инициалов (имена и отчества полностью не указываются) физических лиц, наличия задолженности (без указания наименования объекта налогообложения), чтобы работодатель довел эту информацию до конкретных работников-должников.

Таким образом, полученное работодателем сообщение об имеющейся у работников задолженности по имущественным налогам носит уведомительный характер и не является основанием для удержания налоговой недоимки с работников.

Поэтому работодателю следует разъяснить своим работникам, имеющим задолженность перед бюджетом по имущественным налогам, требования действующего законодательства и проинформировать их о том, что включение должника в такой список является необходимым предупреждением о предстоящем взыскании налоговым органом непогашенных долгов в судебном порядке (п. 1 ст. 48 НК РФ).

В случае если сумма задолженности не превышает 25 тыс. руб., налоговый орган в соответствии со ст. 9 Закона об исполнительном производстве после получения из судебных органов исполнительного листа или судебного приказа, вступивших в законную силу, и информации ПФР о страхователе, осуществляющем уплату обязательных платежей (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование), направляет их не позднее 10 рабочих дней в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, исполнительный документ о взыскании денежных средств (п. 9 Письма ФНС РФ от 21.10.2015 № ГД-4-8/18401@).

Со дня получения исполнительного документа работодатели обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе, в том числе в части погашения задолженности по налогам.

Вопрос:

Обязан ли работодатель информировать налоговые органы о результатах проведенной в учреждении разъяснительной работы с работниками о необходимости уплаты ими имущественных налогов?

НК РФ не устанавливает требования о документальном оформлении факта информирования работодателем своих работников об имеющейся у них задолженности по имущественным налогам.

Поэтому каждый работодатель самостоятельно выбирает способ довести поступившую от ФНС информацию до своих работников.

Законодательство РФ также не содержит обязанности отчитываться перед налоговым органом о проведенном информировании работников.

ФНС России в недавно обнародованных письмах от 21.10.15 № ГД-4-8/18401@ и № ГД-4-8/18402@ поручила налоговым инспекциям привлекать работодателей к процедуре взыскания с физических лиц долгов по имущественным налогам, а также «личной» задолженности по НДФЛ. В частности, работодателям будут рассылаться списки работников, у которых есть долги по налогам. Если признанная судом недоимка работника не превысит 25 000 рублей, то работодателя могут обязать удерживать сумму долга из зарплаты сотрудника. О привлечении работодателей к взысканию инспекторы будут ежеквартально докладывать руководству. Это позволяет предположить, что в ближайшее время работодатели начнут получать исполнительные документы на удержание налоговой задолженности из зарплаты работников. Обязательно ли исполнять такие документы? Какую сумму и из каких выплат можно удерживать? Нужно ли отчитываться перед инспекцией об удержанных суммах? Давайте разбираться.

Вводная информация

Как известно, физлица обязаны самостоятельно платить имущественные налоги, к которым относятся: транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Кроме этого, в отношении некоторых видов доходов физические лица должны сами рассчитывать и перечислять в бюджет НДФЛ. Это требование касается граждан, которые получают доходы от продажи и сдачи в аренду имущества, доходы в виде выигрыша в лотерею и другие виды доходов (ст. 228 НК РФ).

За несвоевременную уплату налогов инспекция может начислить на сумму недоимки пени (ст. 75 НК РФ), а также выписать штраф (ст. 122 НК РФ). Чтобы повысить собираемость налогов с физлиц, ФНС рекомендовала налоговикам на местах использовать различные меры воздействия на должников, в том числе привлекать работодателей для погашения недоимки работников. Рассмотрим эти меры.

Работодателям сообщат о долгах работников по имущественным налогам

Напомним, что обязанность физлиц по уплате имущественных налогов возникает после получения «единого» налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). В нем приводятся расчеты сразу по трех налогам: транспортному, земельному и налогу на имущество физлиц (форма «единого» уведомления утверждена приказом ФНС России от 25.12.14 № ММВ-7-11/673).


Как видим, в форме указываются фамилии и инициалов работников-должников, сведения о наличии у них долгов по имущественным налогам (без обозначения объекта налогообложения) и контактные данные налогового органа. Отметим, что в письме № ГД-4-8/18401@ не ограничивается сумма долга работника, о которой налоговики должны сообщить работодателю.

Что касается действий работодателя, получившего список должников, то ему лишь рекомендовано довести до работников сведения об имеющейся у них задолженности. В письме № ГД-4-8/18401@ не сообщается, каким образом это следует сделать. Видимо, работодатель должен сам выбрать способ такого информирования. Заметим также, что работодатель не обязан отчитываться перед инспекцией о том, что он известил работников о наличии у них долгов по имущественным налогам.

Обратите внимание: работодатель не вправе удерживать из зарплаты сотрудников какие-либо суммы на основании списка работников-должников, поскольку этот документ не является основанием для удержания. Однако налоговики помимо списка должников могут прислать исполнительный документ, на основании которого работодателю придется вычитать из зарплаты работников их долги по имущественным налогам и «личную» недоимку по НДФЛ. О том, что должен делать бухгалтер при получении такого исполнительного документа, мы расскажем чуть ниже.

Когда работодатели должны удерживать налоговую задолженность работников из их зарплаты

Налоговый кодекс позволяет налоговикам в случае неисполнения физлицом требований об уплате налогов, пеней и штрафов обратиться в суд за взысканием долга за счет имущества должника, в том числе денежных средств (п. 1 ст. 48 НК РФ). По общему правилу, заявление в суд может быть подано после того, как общая сумма задолженности гражданина превысит 3 000 рублей. Обратиться в суд за взысканием меньшей суммы инспекторы могут только по долгам, накопленным за три года (п. 2 ст. 48 НК РФ, также см. «Повышен предел налоговой задолженности физлиц, взыскиваемой в судебном порядке»).

Должен ли бухгалтер выполнить предписание, которое содержится в исполнительном документе, полученном от ИФНС? Законно ли удерживать из заработка работника долги по имущественным налогам и «личную» недоимку по НДФЛ? Давайте рассмотрим эти вопросы.

Таким образом, если признанная судом сумма налоговых долгов работника не превышает 25 000 рублей, то инспекция как взыскатель по таким долгам вправе обратиться напрямую к работодателю, минуя службу судебных приставов. Следовательно, бухгалтер на основании исполнительного документа, полученного от налоговиков, будет обязан удерживать из зарплаты работника его налоговую задолженность. В связи с этим напомним некоторые особенности удержания сумм по исполнительным документам (также см. «Как правильно производить удержания из заработной платы»).

Особенности удержания работодателем налоговой задолженности работников

По закону работодатель должен начать выполнять требование исполнительного документа уже на следующий день после его получения (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Из каких выплат производить удержания

Налоговую задолженность можно удерживать из заработной платы и иных выплат в пользу работника, например, отпускных или пособий по временной нетрудоспособности. При этом необходимо учитывать положение части 1 статьи 101 Закона № 229-ФЗ. В нем перечислены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. К ним, в частности, относятся суммы компенсаций командировочных расходов; суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака; «детские» пособия и др.

Ограничение размера удержания

Размер удержания средств по исполнительному документу при каждой выплате работнику не должен превышать 50 процентов от суммы, полагающейся к выплате (то есть от суммы, из которой налоговый агент уже удержал НДФЛ) (ч. 1 и 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ, ст. 138 ТК РФ). Иными словами, с работника-должника может быть удержано не более 50 процентов зарплаты, которую он должен был поручить на руки.

Сроки удержания и перечисления

Налоговую задолженность следует удержать из ближайшей выплаты, полагающейся работнику, а удержанную сумму перечислить по реквизитам налоговой инспекции в течение трех дней (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Если зарплата работника не позволяет за один раз погасить всю сумму долга (с учетом 50-процентного ограничения по размеру удержания), то бухгалтер должен будет удерживать задолженность из последующих выплат работнику, вплоть до полного погашения недоимки.

Очередность удержания

В отношении одного и того же работника может поступить сразу несколько исполнительных документов. Например, помимо налоговой задолженности, работник может иметь задолженность по алиментам и задолженность по банковским платежам. В таком случае бухгалтер должен учесть очередность удержания средств по исполнительным листам из заработка работника (ч. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ):

  • первая очередь — алименты и взыскания, которые связаны с возмещением вреда, причиненного здоровью (либо возмещением ущерба лицам, потерявшим кормильца), а также требования о возмещении морального вреда;
  • вторая очередь — требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • третья очередь — взыскания, связанные с платежами в бюджет и внебюджетные фонды (именно в эту очередь попадают суммы налоговой задолженности);
  • четвертая очередь — все остальные требования.

Информирование работника об удержании

В законодательстве нет нормы, обязывающей работодателя сообщать работнику о поступлении исполнительных документов на удержание задолженности из его зарплаты. Однако Роструд все же рекомендует это делать (письмо от 19.12.07 № 5204-6-0). Кроме того, информацию об удержанных суммах работник сможет узнать из своего расчетного листка (ст. 136 ТК РФ).

Сообщение об увольнении работника

Если работник-должник уволился, работодатель должен незамедлительно сообщить об этом в налоговую инспекцию и вернуть исполнительный документ с отметкой о произведенных удержаниях. Такого требование части 4 статьи 98 Закона № 229-ФЗ. Данную отметку, на наш взгляд, можно сделать на обратной стороне исполнительного листа.

Отчетность перед инспекцией

Отметим, что законодательство не обязывает работодателей отчитываться перед инспекцией о суммах, удержанных с работников на основании исполнительных документов. Также работодатели не должны возвращать налоговикам исполнительные документы, по которым удержание произведено в полном объеме.

Ответственность работодателя за невыполнение исполнительного документа

За нарушение законодательства об исполнительном производстве работодатель может быть привлечен к ответственности по части 3 статьи 17.14 КоАП РФ. В частности, санкции предусмотрены за невыполнение требований исполнительного документа, за утерю исполнительного документа, а также за несвоевременное отправление этого документа (например, за несвоевременный возврат документа в случае увольнения работника-должника). Штрафы могут составить:

  • в отношении организаций — от 50 000 до 100 000 рублей;
  • в отношении работодателей, которые являются ИП, а также должностных лиц (например, руководителя или главного бухгалтера) — от 15 000 до 20 000 рублей.

Отметим, что налагать штрафы по части 3 статьи 17.14 КоАП РФ вправе только служба судебных приставов (ч. 1 ст. 23.68 КоАП РФ). Однако обнаружить нарушения и сообщить о них приставам может налоговая инспекция.

На основании пункта 11 письма № ГД-4-8/18402@ налоговики будут информировать судебных приставов о работодателях, которые не перечисляют денежные средства в счет погашения налоговой задолженности работников свыше двух месяцев. Данное обстоятельство будет расценено как невыполнение требований исполнительного документа. Таким образом, вероятность привлечения работодателей к административной ответственности довольно высокая.

Какие еще меры предпримут налоговики в отношении должников-физлиц

Кроме рекомендаций по информированию работодателей о долгах работников и удержанию недоимки из зарплаты работников, в комментируемых письмах содержатся и другие инициативы ФНС по взысканию долгов с физлиц. Эти инициативы не касаются напрямую работодателей, однако бухгалтеру имеет смысл знать и об этих мерах воздействия, чтобы предупредить работников. Приведем некоторые из этих мер.

Информирование должников по телефону

Если гражданин проигнорировал требование об уплате, а общая сумма налогового долга превышает 10 000 рублей (50 000 рублей — для г. Москвы, Московской области и г. Санкт-Петербурга), налоговики позвонят ему в рабочий день (с 8.00 до 20.00), чтобы сообщить о долге и о последствиях непогашения недоимки (п. 5 письма № ГД-4-8/18401@).

Отражение задолженности в квитанциях

Подтвержденная судебным актом задолженность по имущественным налогам будет включена в качестве справочной информации в Единый платежный документ (то есть в квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг) (п. 8 письма № ГД-4-8/18401@).

Ограничение на выезд из РФ

Если подтвержденная судом сумма задолженности физлица превышает 10 000 рублей, то налоговики направят судебному приставу-исполнителю заявление о временном ограничении на выезд должника из России (ст. 67 Закона № 229-ФЗ, п. 3 письма № ГД-4-8/18402@).

Арест имущества должника

Если сумма задолженности физлица превышает 3 000 рублей, то вместе со вступившим в силу судебным актом о взыскании инспекция передаст в службу судебных приставов ходатайство об аресте имущества должника. Если в течение двух месяцев приставы не вынесут постановление о наложении ареста на имущество, налоговики направят им уведомление о наличии у физлица имущества, зарегистрированного на праве собственности, с целью наложения ареста на имущество либо вынесения постановления о запрете совершения регистрационных действий с имуществом (п. 2, 5 письма № ГД-4-8/18402@). На особый контроль будут взяты меры по аресту и дальнейшей реализации имущества «крупных» должников (то есть тех, кто задолжал по имущественным налогам более 50 000 рублей, а по НДФЛ — более 250 000 рублей) (п. 6-8 письма № ГД-4-8/18402@).

Проведение рейдов в общественных местах

Кроме этого, налоговики намерены совместно со службой судебных приставов и ГИБДД проводить рейды по взысканию с физлиц задолженности по имущественным налогам в наиболее посещаемых общественных местах (аэропорты, крупные торговые точки и т д.). Об этом говорится в пункте 15 письма № ГД-4-8/18402@, однако никаких подробностей этого мероприятия ФНС не раскрывает.

Бесплатно сдать через интернет всю отчетность налогового агента по НДФЛ

Читайте также: