Оперативно бухгалтерский учет в налоговых органах

Опубликовано: 16.05.2024

Оперативно-бухгалтерский учет

Оперативно-бухгалтерский учет представляет собой стройную систему учета и отчетности. [1]

Оперативно-бухгалтерский учет материалов имеет большое значение, он служит источником получения оперативной экономической информации об организации снабжения материалами цехов, способствует контролю за сохранностью и правильным использованием материальных ценностей, выявлению и мобилизации в оборот залежавшихся и ненужных материальных ресурсов, ликвидации сверхнормативных запасов. [2]

Ведение оперативно-бухгалтерского учета налоговых платежей налоговыми органами направлено на обеспечение контроля за полнотой и своевременностью поступления начисленных налогов и сборов в бюджеты и внебюджетные фонды. Оперативно-бухгалтерский учет осуществляется путем ведения лицевых счетов, отправляемых ежегодно на каждого налогоплательщика по каждому виду налогов, в которых отражаются суммы начисленных налогов и сборов по данным налогоплательщика и налоговых органов, суммы начислений пеней и тарифных санкций и данные о фактическом поступлении начисленных сумм в бюджет и внебюджетные фонды. [4]

Порядок ведения оперативно-бухгалтерского учета определяется Государственной налоговой службой РФ. Его ведут налоговые инспекции, у которых непосредственно состоят на учете в качестве налогоплательщиков юридические и физические лица. Вышестоящие налоговые органы ведут учет поступлений платежей в целом по регионам, стране по отчетности, поступающей от нижестоящих налоговых органов. [5]

Главное преимущество оперативно-бухгалтерского учета материалов заключается в ведении количественно-сортового учета материалов только на складе. При таком способе учета отпадает необходимость в количественно-суммовом учете материалов в бухгалтерии, который велся на многих предприятиях параллельно сортовому учету на складах. [6]

Связующим звеном в системе оперативно-бухгалтерского учета целесообразно сделать ведомость сводного учета затрат на производство. [7]

Реализация остальных форм налогового контроля ( оперативно-бухгалтерский учет налоговых платежей и учет налогоплательщиков) возлагается на отделы учета и отчетности и информации и учета налогоплательщиков. [8]

В этих условиях контроль за предприятиями достигается посредством ведения в налоговых органах оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов и других обязательных платежей по каждому плательщику. [9]

В компетенцию отдела учета и отчетности входит осуществление налогового контроля в форме оперативно-бухгалтерского учета поступления налоговых и иных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. [10]

VII Учет зачетов и возвратов инструкции Госналогслужбы России О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов , сборов, пошлин и других обязательных платежей, утвержденной приказом от 15 апреля 1994 года, позволяется осуществлять переплату одних налогов другими, по которым имеют место недоп латы. [11]

VII Учет зачетов и возвратов инструкции Госналогслужбы России О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов , сборов, пошлин и других обязательных платежей, утвержденной приказом от 15 апреля 1994 года, позволяется осуществлять переплату одних налогов другими, по которым имеют место недоп латы. [12]

Получение от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документов, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет ( по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов. [13]

Однако в приложении № 2 к Инструкции Госналогслужбы России № 26 О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов , сборов, пошлин и других обязательных платежей, утвержденной Приказом от 15 апреля 1994 г. № ВГ-3-13 / 23, приведен пример, в котором срок установлен 3 ноября. [14]

На основе документов, имеющихся в налоговых органах, в том числе поступивших от предприятий, банков, органов казначейства, финансовых и других органов, ведется оперативно-бухгалтерский учет начисленных сумм налогов , финансовых санкций и их поступлений. [15]

от 15 апреля 1994 года N ВГ-3-13/23

Об утверждении Инструкции о порядке ведения
в государственных налоговых инспекциях
оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов,
пошлин и других обязательных платежей

(с изменениями на 20 ноября 1995 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МНС России от 5 августа 2002 года N БГ-3-10/411
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Госналогслужбы России от 1 сентября 1995 года N ВГ-3-13/59;
приказом Госналогслужбы России от 20 ноября 1995 года N ВГ-3-13/80.
____________________________________________________________________

В целях обеспечения государственными налоговыми инспекциями надлежащего первичного учета и контроля поступления налогов и других обязательных платежей в бюджеты различного уровня

1. Утвердить Инструкцию о порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (прилагается).

Ввести в действие указанную Инструкцию с 15 апреля 1994 года.

2. Государственным налоговым инспекциям по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу обеспечить ведение первичного учета поступления налоговых платежей в соответствии с названной Инструкцией.

3. С введением указанной Инструкции не применять инструкцию бывшего Министерства финансов СССР от 29 марта 1991 года "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов и других обязательных платежей в бюджет".

4. Контроль за исполнением приказа возложить на Управление учета, отчетности и анализа.

Руководитель Госналогслужбы России
государственный советник налоговой
службы I ранга
В.В.Гусев

УТВЕРЖДЕНА
приказом Государственной налоговой
службы Российской Федерации
от 15 апреля 1994 года

ИНСТРУКЦИЯ N 26
о порядке ведения в государственных налоговых
инспекциях оперативно-бухгалтерского учета
налогов, сборов, пошлин и других
обязательных платежей

(с изменениями на 20 ноября 1995 года)
____________________________________________________________________
Утратила силу на основании
приказа МНС России от 5 августа 2002 года N БГ-3-10/411
____________________________________________________________________

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок ведения государственными налоговыми инспекциями оперативно-бухгалтерского учета начисленных и поступивших налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов (в дальнейшем - платежей) в бюджетную систему.

Работниками по учету налогов ведутся реестры, книги учета, лицевые счета плательщиков и другие формы учета и составляется отчетность в установленном порядке.

Кроме того, ведется учет и хранение квитанций по приему налоговых и неналоговых платежей, бланков извещений по налогам, актов описи имущества, актов о нарушении порядка занятия предпринимательской деятельностью гражданами, а также актов описи и оценки конфискованного и бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов.

Работник по учету отвечает за правильность ведения учета и составления отчетности, а также за правильность производимых возвратов средств из бюджета и за сохранность документов.

В тех случаях, когда налоговые органы исполняют функции учета поступлений в государственные внебюджетные фонды, порядок, установленный настоящей Инструкцией, распространяется и на эти платежи.

2. Оперативно-бухгалтерский учет платежей ведется по налогам и другим обязательным платежам, перечисленным в приложении N 1. Составление отчетности должно производиться строго по формам, предусмотренным настоящей Инструкцией.

Все записи в книгах и на бланках учета производятся чернилами или пастой шариковой ручки в хронологическом порядке и на основании соответствующих документов, подтверждающих правильность этих записей. Записи должны вестись аккуратно, помарки и подчистки записей не допускаются. Книги по учету поступлений и возвратов, а также книги лицевых счетов налогоплательщиков, книги сводных итогов по учету налоговых платежей, книги по учету бланков строгой отчетности должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем государственной налоговой инспекции и начальником отдела учета и отчетности и скреплены печатью.

Исправление ошибок производится путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста (так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое) и внесения в соответствующих строках и графах правильных сумм и текста. Одновременно на полях соответствующей строки делается оговорка "исправлено" за подписью лица, производившего исправление.

Для исправления ошибок, обнаруженных в лицевых счетах после записей других операций, которые вызывают изменение последующих сумм, в этой графе лицевого счета производятся красными чернилами сторнировочные записи без зачеркивания ранее записанных сумм.

Например: авансовые взносы налога на прибыль (доходы) по сроку уплаты 15 января при записи операций об исчисленной сумме вместо 5560 тыс.руб. ошибочно записано 5660 тыс.рублей.

В дальнейшем эта ошибка обнаружена и в графе 2 оборотной стороны карточки лицевого счета производится следующая запись: "Сторнируются излишне начисленные платежи по сроку 15 января", а в графе 4 записывается красными чернилами "100 тыс.рублей".

3. Размер и порядок начисления пени на несвоевременно внесенные платежи в бюджет как налогоплательщиками, так и банками определяется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и изменениями к нему, кроме сборов и прочих неналоговых платежей, пени по которым начисляется в прежнем размере - 0,05 процента. Примеры начисления пени на несвоевременно уплаченные суммы платежей в бюджет даны в приложении N 2.

4. По мере оснащения государственных налоговых инспекций средствами вычислительной техники учет, контроль и составление отчетности о поступлении налогов и других платежей в бюджет автоматизируются. В рамках автоматизированной информационной системы налоговой службы (АИС-"Налог") создаются автоматизированные рабочие места (АРМ) работников по учету налогов государственной налоговой службы, которые обеспечивают оперативный учет поступления налогов и других платежей в бюджет, ведение лицевых счетов плательщиков, снабжение справочной информацией по всем предприятиям и организациям-плательщикам, находящимся на территории региона, и составление отчетности. В процессе автоматизации учета должна использоваться безбумажная технология передачи информации между налоговыми, финансовыми и банковскими органами. Сведения о поступлении налогов и платежей передаются на машинных носителях или по каналам связи и вводятся в ЭВМ.

Обязательным требованием к разрабатываемым проектам автоматизации учета и отчетности в налоговых органах является обеспечение защиты от несанкционированного доступа к информации, возможность копирования и восстановления информации, доступа из вышестоящего уровня к базам данных нижестоящего уровня в режиме просмотра.

II. Документы, на основании которых производится учет
налогов и других платежей в бюджет

1. Государственные налоговые инспекции для ведения учета поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет получают выписки из банковских счетов, копии платежных поручений и квитанции об уплате платежей от учреждений банков.

Документы об уплате платежей в территориальные бюджеты для разноски этих данных по лицевым счетам и в сводный реестр по ф. N 25 передаются финансовыми органами в налоговую инспекцию в суточный срок после их получения из учреждений банков. Платежные документы за последний день месяца передаются в налоговую инспекцию в день получения их из учреждений банков. Финансовые органы представляют в налоговые инспекции вместе с копиями платежных поручений плательщиков справки за подписью главного бухгалтера о суммах доходов всего и в том числе в разрезе разделов бюджетной классификации поступивших за день.

Форма справки должна соответствовать выписке из банковского счета о движении средств, т.е. должна содержать в себе следующие данные:

а) входящий остаток средств на счете с начала года всего и в разрезе разделов;

б) поступило, списано со счета за день;

в) исходящий остаток средств на счете с начала года;

г) наименование налога, раздел, код классификации.

Такой порядок представления документов в налоговые инспекции установлен и для органов местной администрации.

Налоговые органы открывают лицевые счета на каждого плательщика по каждому виду налога и платежа в бюджет. В них отражают начисленные суммы налогов и платежей, причитающихся к уплате и фактически поступившие в бюджет и в централизованный фонд социального развития госналогинспекций, а также суммы начисленных и поступивших пени и финансовых санкций.

Лицевая сторона карточки лицевого счета налогоплательщика должна быть заполнена в соответствии с утвержденным Госналогслужбой России Положением от 12.04.93 N ЮУ-4-12/65н "О порядке ведения Государственного реестра предприятий".

Записи о начислении платежей в лицевых счетах плательщиков производятся на основании следующих документов:

справок об авансовых (плановых) платежах в бюджет по налогу на прибыль на текущий квартал или на год с поквартальной разбивкой;

налоговых отчетов, расчетов, деклараций, платежных извещений и других документов плательщиков о платежах в бюджет по фактически полученным прибылям, доходам и имеющимся иным объектам обложения налогами и другими платежами в бюджет;

актов проверок, произведенных работниками налоговых органов, департаментами налоговой полиции и других контролирующих органов.

Представляемые предприятиями и организациями налоговые отчеты, расчеты и справки по начислению платежей предварительно проверяются инспекторами налоговых инспекций, которыми делается письменное распоряжение на этих документах о суммах, подлежащих начислению, с указанием срока уплаты.

По налогам с физических лиц документами, на основании которых в книгах лицевых счетов плательщиков производятся записи о начислении платежей, являются платежные извещения, декларации и расчеты по налогам, а также сводка платежных извещений формы N 17 (приложение N 13).

2. В соответствии с налоговым законодательством отсрочка и рассрочка платежей по налогам в федеральный бюджет Российской Федерации дается Министерством финансов России, а по платежам в территориальные бюджеты - соответствующими финансовыми органами с уведомлением о принятых решениях налоговых органов.

Органам Госналогслужбы России разрешено предоставлять отсрочки и рассрочки штрафов за нарушения налогового законодательства Российской Федерации в тех случаях, когда применение штрафных санкций может привести к прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

Записи о сложении недоимки по предприятиям и организациям всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также по налогам с граждан производятся на основании решений, принимаемых в установленном порядке в соответствии с Инструкцией бывшего Минфина СССР от 12.06.81 N 121 (действующей) "По применению положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей".

При уменьшении или полном сложении исчисленных сумм по налогам с граждан основанием для записи является утвержденная начальником налогового органа ведомость ф. N 18 (приложение N 14).

3. Записи о суммах платежей, поступивших в бюджет, производятся в лицевых счетах, реестрах и в книгах на основании следующих документов:

выписок из лицевых счетов банков по налогам с приложением вторых экземпляров платежных поручений на перечисление средств со счета плательщика на счет бюджета;

извещений ф. N 191 и уведомлений ф. N 430 по приему платежей наличными деньгами, а также извещений сберегательных банков о выполнении приказов вкладчиков по перечислению денег в уплату налогов;

копий квитанций ф. N 24, выданных органами местной администрации плательщикам налогов;

сопроводительных ведомостей ф. N 28, составляемых этими органами для сдачи или пересылки по почте принятых сумм в учреждения банков, и талонов почтовых переводов (при уплате платежей через учреждения связи).

В соответствии с установленным порядком учреждения Центробанка и других банков выдают или высылают налоговым органам:

выписки из лицевых счетов по налогам и доходам и соответствующие приложения к ним (уведомления, копии платежных поручений и других документов) ежедневно или в сроки по согласованию с налоговой инспекцией, с обязательной высылкой или выдачей выписок на 1-е число месяца;

копии платежных документов (одновременно с выдачей выписок из лицевых счетов органов местной администрации) по платежам, администрируемым налоговыми органами (земельный налог, налог на доходы от казино, видеосалонов (видеопоказа), эксплуатации игровых автоматов, ипподромов и других игорных заведений, госпошлина), вместе с лентой подсчета на суммирующей машине.

4. На платежных документах о перечислении средств в бюджет по плательщикам, расчетные счета которых находятся в другом банке, указывается дата списания средств с расчетного счета плательщиков.

5. Копии квитанций ф. N 24, выданных органами местной администрации плательщикам, лицевые счета которых ведутся в налоговых инспекциях, передаются или пересылаются по почте в налоговую инспекцию в порядке, установленном Инструкцией (действующей) бывшего Минфина СССР от 12.03.75 N 21 "О порядке приема от населения и внесения в учреждения Госбанка налоговых и страховых платежей сельскими Советами народных депутатов".

Во всех случаях при сдаче или пересылке по почте в районную налоговую инспекцию копий квитанций ф. N 24, выданных по платежам, по которым лицевые счета плательщиков ведутся в налоговых инспекциях, органы местной администрации должны полностью сдать в отделение банка имеющуюся у них денежную наличность по этим платежам.

Прием от органов местной администрации копий квитанций ф. N 24, выданных плательщикам, лицевые счета которых ведутся в налоговых инспекциях, производится работником по учету, который обязан:

а) проверить соответствие серий сдаваемых копий квитанций сериям квитанций, выданных органами местной администрации;

б) сверить соответствие сумм, показанных в копиях квитанций, с суммами, показанными в описях и сопроводительных ведомостях за соответствующий период, составляемых в соответствии с Инструкцией "О порядке приема от граждан и внесения в учреждения банков налоговых и страховых платежей сельскими Советами народных депутатов";

в) произвести записи по соответствующим графам лицевого счета органа местной администрации ф. N 31 (приложение N 24).

Платежные документы по приему налогов наличными деньгами, составляемые плательщиками и сбербанками (ф. N 191 и N 430), в учреждения банков не пересылаются, а направляются центральными сбербанками непосредственно налоговым инспекциям одновременно с передачей учреждениям банков платежных поручений на перечисление в бюджет принятых сумм. Платежные документы пересылаются в налоговую инспекцию вместе с копиями платежных поручений.

Учреждения банков по получении от сбербанков платежных поручений разносят показанные в них суммы по соответствующим лицевым счетам классификации доходов бюджета и пересылают выписки из этих счетов налоговым инспекциям в установленном порядке.

6. Записи о произведенных зачетах и возвратах переплат, а также выплатах из бюджета производятся на основании выписок из лицевых счетов, полученных от учреждений банков, и копии решения налогового органа на возврат переплат ф. N 21 (приложение N 6).

7. При получении платежных документов (платежных поручений, уведомлений и сопроводительных ведомостей, извещений ф. N 189 по безналичным расчетам, ф. N 191 и N 430 и копий квитанций ф. N 24) работник по учету обязан проверить:

указана ли в них внесенная или перечисленная сумма, которая помимо цифрового обозначения должна быть выполнена прописью;

имеются ли в сопроводительных ведомостях штамп и подпись бухгалтера учреждения банка, подтверждающие прием денег и соответствие их сумм суммам, показанным в полученных от учреждений банков выписках из лицевых счетов.

8. Работник по учету должен проверить правильность зачисления налогов и отнесения выплат на соответствующие подразделения классификации доходов и расходов бюджетов (выписка из Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации приведена в приложении N 30) и распределения уплаченных сумм на недоимку прошлых лет, платежи текущего года, пеню и штрафные санкции.


22 апреля 2021

Налоговый учет: все, что нужно знать руководителю

Валентина Клавдеева

Специалист департамента внутреннего контроля аудиторско-консалтинговой группы «Листик и Партнеры»

Основные аспекты ведения налогового учета в России

Для начала определимся с тем, что такое налоговый учет. Для этого обратимся к главе Налогового кодекса, посвященной налогу на прибыль, а именно – к статье 313. Там дается четкое и развернутое определение понятия налогового учета как системы. Важно понимать, что налоговый учет создан, как и бухучет, на основе первичных учетных документов, но для иной цели – правильно и достоверно исчислить суммы налога для уплаты в бюджет, а также своевременно его уплатить.

Учитывайте тот факт, что налоговый учет ведут не только те, кто находится на общей системе налогообложения и платят налог на прибыль, но и спецрежимники.

Итак, определим основные положения налогового учета в России.

Источники информации

Как правило, это те же регистры, которые применяются при ведении бухучета в организации. Выявили недостаток необходимых данных в таких регистрах? Дополните их недостающими реквизитами. Если же такой недостаток явный и значительный – проще разработать отдельные налоговые регистры с учетом всех потребностей организации для корректного и достоверного ведения налогового учета.

Например, зачастую крупные компании предпочитают формировать и вести самостоятельные регистры налогового учета. Для этого разработанные формы следует закрепить в приложении к учетной политике для налогового учета.

Важно! Учетная политика утверждается ежегодно. Потому, при необходимости, разработанные регистры налогового учета также следует пересматривать каждый год, дополняя или заменяя их актуальными данными (формами).

Интересно! Налоговые инстанции никаким образом не могут утверждать налоговые регистры компаний – их разрабатывает каждая компания самостоятельно, подстраивая под свои нужды и потребности.

Применяемые методы учета операций

Содержатся как раз в учетной политике для НУ. В ней также должны быть описаны все методы и принципы учета хозяйственных операция по всем видам деятельности, которые ведет предприятие. Внесли самостоятельно какие-либо изменения в НУ? Например, изменили применяемые методы учета или хотите дополнить новым разделом? Сделайте это с начала налогового периода, в этом случае и учетная политика на этот год должна содержать актуальные данные.

Но что если изменилось само налоговое законодательство в течение года? В этом случае отследите дату вступления изменений в силу, и с этой даты начните их применять. Учетную политику также придется корректировать в течение года

Важно! Все изменения учетной политике должны быть оформлены приказом руководителя!

Какие функции выполняет налоговый учет на предприятии

Система НУ, организованная в России, определяет три основные (самый важные) функции:

  1. Фискальная – важна в первую очередь для налоговых служб, т.к. обеспечивает своевременную и пополняемость казны для обеспечения работы государственного аппарата.
  2. Информационная – дает представление о финансовом состоянии организации, а также о совокупности уплачиваемых налогов в разные уровни бюджета, о величине налоговых платежей, страховых взносов.
  3. Составление налоговой отчетности позволяет обеспечить правильность налогового учета, путем сопоставления различных показателей/иных данных и проведения сверки с налоговыми органами.

Принципы НУ – кратко

Несмотря на тот факт, что налоговый кодекс позволяет каждой компании самостоятельно выбрать налоговый режим, не регламентирует порядок создания и ведения регистров НУ и вообще предоставляет достаточно большую свободу действий, компании обязаны придерживаться нескольких основных принципов ведения налогового учета в России:

  1. Денежное выражение. Все операции отражаются в рублях. Если операции осуществлялись в иностранной валюте – пересчитайте их по текущему курсу на дату совершения.
  2. Обособленный учет имущества. Компания обязана отдельно учитывать имущество в собственности других юрлиц (и физлиц в том числе).
  3. Непрерывность деятельности означает, что налоговый учет ведется в организации без перерывов с момента ее создания и до самой ликвидации (либо реорганизации).
  4. Принцип последовательного учетеа означает соблюдение хронологического порядка при учете хозяйственных операций.
  5. И самый важный и определяющий принцип – временная определенность всех операций. На практике это означает, что все доходы следуют признавать своевременно, даже если деньги по таким операциям придут в следующем периоде. По учету расходов придерживайтесь такого же принципа – признавайте всегда в том налоговом периоде, в котором понесли. Даже если и оплатили их позже.

Бухгалтерский и налоговый учет – разве не одно и то же?

И ответим – конечно, нет! Ведь помимо того, что у этих двух видов учета совершенно разные цели, так еще и разные пользователи информации. Об этом подробнее в таблице:

Достоверно сформировать налоговую базу, в правильных суммах рассчитать величину налоговых платежей и своевременно их уплатить в бюджет

Составить бухгалтерскую отчетность, при этом определив финансово-хозяйственный результат ведения бизнеса за отчетный период

Кому интересна информация

Внешние пользователи – исключительно налоговые инстанции.

Внутренние пользователи – руководство предприятия

Более широкий круг внешних пользователей – собственники и учредители, кредитные организации, крупные покупатели и конкуренты и т.д.

Круг внутренних пользователей также расширен – учредители. Руководство, руководящий персонал разных уровней,

Федеральный закон №402-ФЗ от 06.12.11

Как мы видим, бухгалтерский и налоговый учеты – это два совершенно разных вида учета. Однако они во многом похожи друг на друга. В связи с этим, следует выделить такие варианты организации и ведения НУ на предприятии:

  1. Обособленный учет БУ и НУ. Уместен для крупных компаний, где организовано специально подразделение по ведению НУ на предприятии.
  2. НУ ведется на базе БУ. В этом случае бухгалтер использует регистры бухучета, дополнив их необходимыми недостающими данными. Если же у компании предусмотрены совершенно отличные от бухучета принципы ведения определенных операций – то для них разработаны специальные формы налоговых регистров.
  3. Налоговый учет настолько схож с бухучетом, что отдельно учитываются только отклонения, возникающие в случаях разницы учетов. В этом случае отражению подлежат только корректировки бухучета в соответствии с принятыми методами налогового учета.
  4. Небольшие и малые компания могут также к плану счетов бухгалтерского учета, открывать спецсчета по учету операций налогового учета.

Доходы и расходы: как учесть в БУ и НУ

Самым основным моментом, когда наиболее четко можно увидеть различия между бухгалтерским и налоговым учетом, является момент определения прибыли, которая подлежит налогообложению (имеется в виду налог на прибыль).

На что стоит обратить внимание при учете прибыли в налоговом учете:

Начнем с основных средств:

  • иногда возникает разница в формировании первоначальной стоимости объектов лизинга в случае его учета у лизингополучателя (если им и являетесь). Если в бухгалтерском учете вы определите эту разницу, как сумму всех лизинговых платежей и выкупной стоимости (без НДС), то в налоговом – по сумме расходов лизингодателя на приобретение этого имущества для передачи в лизинг;
  • способы начисления амортизации разные. Все способы, применяемые в бухучете, раскрыты в ПБУ 06/01 «Учет основных средств» – их на сегодняшний момент 4. А вот в НУ предусмотрено всего лишь два – линейный и нелинейный.

Важно! Приказом Минфина от 17.09.20 утвержден новый стандарт по учету основных средств – ФСБУ 6/2020. Он как раз и заменит так знакомое нам ПБУ 06/01. Согласно ему, в бухучете останется всего 3 способа начисления амортизации. Однако его применять нужно с отчетности за 2022 год. Хотите начать применять раньше? Минфин допускает такую возможность – пропишите его в учетной политике.

  • установили разный лимит по первоначальной стоимости? Возможны различия между БУ и НУ. Применили повышающий коэффициент при расчете сумм амортизации – придете к такому же итогу. Разный срок полезного использования также приводит к разным данным по остаточной стоимости объектов основных средств, и сумм амортизационных отчислений.

Разная классификация доходов и расходов в БУ и НУ. Поясним.

Когда говорим о выручке – мы и в БУ, и в НУ подразумеваем доходы, которые получаем от реализации – товары, имущественные права, работы и услуги. Различия появляются в определении внереализационных доходов – в НУ их перечень закрытый. Так, доходы от участия в капитале других компаний вы должны учесть в качестве внереализационных. Тогда как БУ позволяет относить их иногда и к доходам от обычных видов деятельности. При этом также дата признания некоторых видов доходов отличается – ведь налоговый учет подразумевает как применение кассового, так и метода начисления.

Что касается расходов, то их перечень закрытый в обоих учетах. А вот касаемо распределения на прямые и косвенные – то тут можно наблюдать некоторые различия. Для этого следует обратиться к ст. 318 НК РФ. Для справки – такого разделения нет в бухгалтерском учете. Отсюда и возможные вытекающие разницы.

Формирование резервов. О чем здесь речь:

  1. Если компания определяет, что в налоговом учете также формирует различные резервы, как и в БУ – это не значит, что суммы резервов будут одинаковы. Так, например, резерв под отпуска в НУ формируется исключительно под отпуска работников по текущему году. Поэтому, как правило, на конец года остатки резервов зачастую нулевые. В бухгалтерском учете данный вид резерва практически всегда с остатком.
  2. Методы формирования резерва по сомнительным долгам различны – полностью исключить расхождения при его расчете не получится. Кроме того, помните – создавать данный вид резерва в НУ – это право организации, а не обязанность.

Как учесть все различия – для этого для отражения разницы в данных бухгалтерского и налогового учета применяйте специальное ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

Как вести налоговый учет в компании: особенности каждого режима налогообложения

  1. Начнем с общей системы. Как такового, общего режима налоговый кодекс не выделяет – скорее это совокупность всех описанных в нем налогов. Те, кто применяет общий режим – имеют самую высокую налоговую нагрузку. Что платим:
  2. Налог на прибыль: ставка 20 процентов, отчетность ежегодная, авансы платим ежеквартально или ежемесячно.
  3. НДС: ставка 20 процентов, отчетность ежеквартальная. Платим также – один раз в квартал.
  4. Имущественные налоги (при наличии земли, автомобилей или имущества на балансе) – ставки различные, устанавливаются регионами.
  5. НДФЛ – удерживаем из доходов работников как налоговый агент (ставки разные – от 13 до 30 процентов). Платим ежемесячно.

Упрощенная система УСНО:

  1. Не платим налог на прибыль – этим режимом предусмотрен единый налог на доходы (ставка 6 процентов) либо доходы за вычетом расходов (по ставке 15 процентов).
  2. Придется заплатить НДФЛ за работников на общих основаниях и имущественные налоги при наличии соответствующих видов имущества.
  3. Упрощенцы в основной массе не являются плательщиками НДС, однако налоговым законодательством предусмотрены редкие случаи, когда все же придется отчитаться по этому налогу и уплатить его.

Важно! Начиная с отчетности за 2021 год, такой режим как ЕНВД отменен!

Собираетесь ставить организацию (или филиал) на налоговый учет – учтите следующую информацию

Как выбрать инспекцию? Для организаций – по месту нахождения, а для ИП – по месту жительства. Срок рассмотрения документов налоговиками стандартный для всех, и составляет пять дней.

Соберите полный пакет необходимых документов. Что он должен содержать? Конечно же, учредительные документы – устав, решение учредителя либо протокол собрания участников о создании организации, заполненное заявление по специальной форме, оригиналы (и копии) паспортов тех лиц, кто обращается в налоговые инстанции с этим заявлением.

Важно! Если учредитель один и он обратился в налоговые органы самостоятельно – проблем не возникнет. Также их не будет, если учредителей несколько, и они пришли в полном составе. А вот в противном случае – нужно заверить все предоставляемые документы у нотариуса.

Не забудьте заплатить госпошлину (для бумажной документации – 4 тысячи рублей). Подаете через сайты Госуслуг или ФНС – можете избежать уплаты пошлины.

Подаем документы в регистрирующий орган, ждем, получаем документы о регистрации. Помните – подать документы нужно в ФНС или МФЦ. Ждать – 3 дня – именно в этот срок осуществляется регистрация юрлиц. Пришел отказ в регистрации? Можете подать повторно, на это вам дается срок в три месяца.

Важно! Порядок регистрации филиала – такое же как и при регистрации организации в целом.

Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.

Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ)

Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета. ЦБ может быть организована в нескольких формах:

  • Аутсорсинговая компания.
  • Инсорсинговые услуги.
  • Создание отдельного юридического лица, которое должно объединить решение всего комплекса финансовых вопросов головного предприятия и его дочерних структур.

При аутсорсинге бухгалтерская фирма по договору получает на возмездной основе полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета деятельности других юридических лиц. В случае с инсорсингом учетные функции аккумулируются в головной организации.

КСТАТИ! Отличительная черта централизации бухгалтерских служб в бюджетной сфере: выполнение обязательств реализуется в соответствии с заключенными договорами, но не предполагает оплату таких услуг.

По степени централизации можно выделить такие способы ведения учета:

  • вариант с полной централизацией;
  • форму частичной централизации;
  • контроль деятельности в отдельном сегменте – в сфере централизованных закупок ТМЦ;
  • подготовку сводной отчетной информации – все подопечные организации самостоятельно ведут учет, формируют отчеты, подают их в головной орган, который составляет сводные данные для выявления общей эффективности деятельности компании.

Необходимость создания централизованной бухгалтерии

Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:

  • увеличение степени достоверности учетных данных;
  • возможность применять к разным случаям единую методологию;
  • понижение уровня налоговых рисков;
  • оперативную подготовку всех видов отчетности;
  • обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
  • уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.

ВАЖНО! В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится о праве руководителя хозяйствующего субъекта самостоятельно принимать решение о том, как будет вестись учет в организации: своими силами, третьими лицами или специализированными компаниями на договорной основе (п. 3 ст. 7).

Обязанности централизованной бухгалтерии

Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:

  • приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
  • коллективного договора;
  • положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
  • правил внутреннего распорядка.

Вопрос: Является ли организация, передавшая ведение бухгалтерского учета по договору оказания услуг централизованной бухгалтерии, налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых работникам (п. 1 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:

  • подготовку отчетов;
  • отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
  • проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
  • мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
  • контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
  • реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.

В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.

Преимущества и недостатки

Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:

  • отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
  • управленческие расходы сокращаются;
  • реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
  • единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
  • контролирующие действия унифицированы;
  • использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
  • не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
  • риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.

К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

Как создать централизованную бухгалтерию

Создание централизованной бухгалтерии происходит в несколько этапов:

Правовая форма централизованной бухгалтерии

Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица. В последнем случае ответственность за полноту учета возлагается на директора ЦБ. При варианте с выделением бухгалтерии в отдельное подразделение надо будет вносить в Устав изменения, добавлять в него дополнительный вид деятельности – оказание бухгалтерских услуг.

Организационная структура централизованной бухгалтерии

При разработке оптимальной организационной структуры единого органа необходимо предусмотреть:

  1. Управление по подготовке отчетной документации (руководящий состав).
  2. Планово-аналитический или экономический отдел.
  3. Группа главных специалистов.
  4. Расчетчики для начисления и учета расчетов с наемными работниками.
  5. Учетчики.
  6. Хозяйственное подразделение.

Типовой договор оказания услуг

Форма договора может быть разработана для оказания услуг на безвозмездной или возмездной основах. В документе надо прописать:

  • функции ЦБ;
  • права и обязанности сторон соглашения;
  • меры ответственности за конкретные виды нарушений;
  • указание лиц с правом подписи бухгалтерской документации;
  • сроки предоставления в бухгалтерию первичных документов и их обработки;
  • правила документооборота;
  • особенности организации хранения документов и порядок работы с архивом.

Штатное расписание и персонал

В соответствии с разработанной организационной структурой бухгалтерской службы составляется ее штатное расписание. На вакантные должности подбираются высококвалифицированные специалисты общего направления деятельности и узкой специализации. Выбор работников надо организовывать на конкурсных условиях с возможностью перевода (полного или частичного) персонала дочерних структур в ЦБ. Численность штата рассчитывается с учетом предполагаемых трудозатрат в каждом сегменте учета.

Централизация бухгалтерского учета – оптимальное решение для бюджетных организаций и крупных частных предприятий. Создание такого органа позволяет высвободить дополнительные денежные ресурсы и снизить налоговые риски.

Основы налогового учета

Согласно пп.3 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Данная норма означает, что налогоплательщик обязан обеспечить учет доходов и расходов и объектов налогообложения для целей исчисления налоговой базы по соответствующим налогам.

Если данные бухгалтерского учета дают полную информацию о налогооблагаемых доходах, расходах и объектах, то в составлении дополнительных налоговых регистров нет необходимости. При этом следует четко представлять, что полная информация для исчисления налоговой базы на счетах бухгалтерского учета может быть получена только при должной организации аналитического учета. Перечень аналитических счетов, которые организация применяет в бухгалтерском учете, приводится в Рабочем плане счетов, который является составляющей частью бухгалтерской учетной политики (см. гл.1/§6).

В случае, когда доходы и расходы для целей налогообложения признаются иначе, чем в бухгалтерском учете, организация обязана составлять специальные налоговые регистры и расчеты.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в налоговой учетной политике организации (см. гл.10).

Налоговый учет по налогу на прибыль

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (ст.313 НК РФ).

Цель налогового учета – сформировать налоговую базу по налогу на прибыль за отчетный (налоговый) период. Порядок формирования налоговой базы установлен в ст.315 НК РФ.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

В качестве регистров налогового учета могут использоваться те регистры бухгалтерского учета, которые содержат информацию, достаточную для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

В связи с различиями в бухгалтерском и налоговом учете бухгалтерские регистры должны быть дополнены специальными налоговыми регистрами.

В любом случае и специальные налоговые регистры, и бухгалтерские регистры, которые применяются для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, должны отвечать общим требованиям, установленным ст.313 и 314 НК РФ для аналитических налоговых регистров.

В частности, в ст.313 НК РФ установлен следующий перечень обязательных реквизитов для аналитических регистров налогового учета:

- период (дата) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистров.

Статьей 313 НК РФ установлены также общие правила для ведения налогового учета:

1) система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому;

2) порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения;

3) изменение (или дополнение) порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком:

а) в случае изменения законодательства о налогах и сборах (в порядке, установленном соответствующими законами);

б) при изменении применяемых методов учета (только с начала нового налогового периода);

в) когда налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (с даты начала осуществления новой деятельности).

В соответствии с требованиями ст.313 НК РФ в налоговых регистрах должны быть отражены следующие данные:

1) порядок формирования суммы доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

3) сумма остатка расходов (убытков), подлежащая отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

4) порядок формирования сумм создаваемых резервов;

5) сумма задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Применяемые аналитические регистры налогового учета (специальные налоговые регистры и регистры бухгалтерского учета) должны быть приведены в приложениях к налоговой учетной политике. В налоговой учетной политике также устанавливают порядок отражения в регистрах данных налогового учета и первичных документов. Такие требования содержатся в ст.314 НК РФ.

Налоговый учет по НДС

Налоговый учет по НДС состоит из следующих элементов:

1) ведение журналов регистрации выставленных и полученных счетов-фактур;

2) составление книги продаж и книги покупок;

3) организация аналитического учета на балансовых счетах по учету налоговой базы (в разрезе налоговых ставок);

4) организация аналитического учета на балансовых счетах «входного» НДС;

5) обособленный учет принятого к вычету НДС с авансов уплаченных;

6) организация раздельного учета «входного» НДС при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций и (или) видов деятельности;

7) учет исчисленного НДС, в том числе обособленно – НДС с авансов полученных.

В налоговой учетной политике отражают необходимую информацию о порядке ведения в организации журналов регистрации, книг покупок и продаж, а также о порядке выставления счетов-фактур.

Информация об аналитическом учете на балансовых счетах содержится в рабочем плане счетов, утвержденном в составе бухгалтерской учетной политики.

Порядок раздельного учета НДС является элементом бухгалтерского учета. В связи с этим указанный порядок может быть описан в бухгалтерской учетной политике. В таком случае в учетной политике для целей налогообложения делают ссылку на бухгалтерскую учетную политику. Как правило, порядок учета НДС (в том числе раздельного учета) организации отражают в налоговой учетной политике.

Налоговый учет по налогу на имущество

Для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщику нужна следующая информация:

1) состав основных средств (для выделения необлагаемых основных средств);

2) сведения о первоначальной стоимости и суммах начисленной амортизации по облагаемым основным средствам;

3) сведения по объектам недвижимости, находящимся вне места регистрации организации и ее обособленных подразделений;

4) при совмещении общего режима и ЕНВД: сведения по объектам основных средств, которые:

а) используются только в деятельности, переведенной на ЕНВД;

б) используются для управленческих нужд;

в) используются и в деятельности на общем режиме, и в деятельности на ЕНВД.

Указанная информация отражается в аналитическом учете. Аналитический учет ведут на аналитических счетах бухгалтерского учета и (или) в специальных бухгалтерских регистрах. Сведения об аналитическом учете содержатся в бухгалтерской учетной политике:

а) в рабочем плане счетов;

б) в формах бухгалтерских регистров, которые приводятся в приложениях к учетной политике.

Читайте также: