Окладные и неокладные налоги

Опубликовано: 30.04.2024

date image
2015-01-07 views image
3107

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Классификация налогов проводится по различным основаниям.

По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением различают налоги:

Общегосударственные (республиканские) налоги устанавливаются в законодательном порядке Парламентом или Президентом Республики Беларусь, действуют на всей территории и подлежат зачислению в бюджеты различных уровней. По действующему законодательству к ним, в частности, относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на доходы и прибыль. Суммы общегосударственных (республиканских) налогов могут зачисляться как в республиканский, так и в местные бюджеты.

Местные налоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на очередной бюджетный год», который определяет перечень данных платежей и правовые основы их взимания, действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц и полностью зачисляются в местные бюджеты (налог на услуги; налог за владение собаками; сбор на развитие территорий; курортный сбор; сбор с заготовителей).

По способу взимания налоги делятся на:

Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и плательщиками налогов устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость.

Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную стоимость.

По субъекту уплаты различают:

· налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц);

· налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности);

· смешанные налоги, которые уплачивают как организации, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог).

В зависимости от характера использования существуют:

· налоги общего назначения;

Налоги общего назначения (абстрактные налоги) используются на общие цели без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость).

Целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий и зачисляются, как правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды.

В зависимости от источника уплаты различают:

· налоги, уплачиваемые с заработной платы (взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь);

· налоги, уплачиваемые с дохода (прибыли) (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций);

· налоги, относящиеся на себестоимость (экологический налог, земельный налог).

Классификация налогов по источникам их уплаты распространяется преимущественно на налоги, уплачиваемые организациями и позволяет с налоговой точки зрения определить эффективность работы предприятия.

По субъекту исчисления налоги делятся на:

При окладных налогах их сумма устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом, и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового сообщения) с указанием исчисленной суммы налога. К числу таких налогов относятся земельный налог и налог на недвижимость с физических лиц.




Неокладные налоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления налога и своевременностью его уплаты. К числу неокладных налогов относят налог на прибыль с организаций, налог на добавленную стоимость, земельный налог с организаций.

В зависимости от метода установления налоговых ставок различают:

· налоги с твердыми (специфическими) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы);

· налоги с процентными (адвалорными) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в процентах от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы).

В Так называемых окладных налогах, рассчитываемых налоговыми органами, к первым двум условиям возникновения обязательства по уплате налога добавляется третье издание и вручение налогоплательщику налоговым органом документа (счета, извещения), устанавливающего размер налогового оклада. НК РФ устанавливает, что в случаях, [c.114]


В так называемых окладных налогах, рассчитываемых налоговыми органами, к первым двум условиям возникновения обязательства по уплате налога добавляется третье издание и вручение налогоплательщику налоговым органом документа (счета, извещения), устанавливающего размер налогового оклада. НК РФ устанавливает, что в случаях, когда налоговую базу рассчитывает налоговый орган, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57). [c.216]

ОБЛОЖЕНИЕ—предусмотренная в законодательном порядке система исчисления и уплаты налогов и сборов. В зависимости от построения ставок налога О. подразделяется на обложение в твердых ставках, пропорциональное обложение, прогрессивное обложение и регрессивное обложение (см.). По способу Исчисления и взимания налогов различаются окладная и раскладочная системы обложения (см. Раскладочные налоги, Окладные налоги и сборы). [c.135]


ОКЛАДНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ —система обложения, при к-рой налоговые платежи исчисляются по ставкам на единицу обложения. Общая сумма причитающихся с данного плательщика платежей определяется в зависимости от размеров прибыли, дохода, оборота или оценки имущества. При О. н. и с. плательщику обычно заранее известна приблизительная сумма оклада, в отличие от системы раскладочных налогов (см.). О. н. и с. существовали уже в XIX в., но широкое распространение получили в первой половине XX в. напр., подоходный налог, взимаемый по окладной системе, был введен в США в 1913 г., во Франции — в 1916 г. В СССР в настоящее время действует система О. н. и с. В первый период Советской власти существовали раскладочные налоги. [c.151]

Окладные налоги и сборы—151 [c.677]

ОКЛАДНЫЕ НАЛОГИ, СБОРЫ - налоги и сборы, величина которых устанавливается по действующим, установленным ставкам на единицу обложения. [c.473]

ОКЛАДНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ — способ налогообложения, при котором налоговые обязательства налогоплательщика исчисляются по действующим ставкам на единицу обложения. [c.317]

Раскладочный метод обложения используется при взимании промыслового, поземельного и других реальных налогов. С развитием прямых личных налогов, особенно подоходного налога с физических, лиц, раскладочные налоги заменяются окладными налогами. [c.387]

В промышленно развитых странах раскладочные налоги не сохранились. В современных условиях они используются в тех развивающихся государствах, где слабо развитый административный налоговый аппарат не позволяет применять окладные налоги. [c.387]

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита определены статьей 67 НК РФ (см. Отсрочка (рассрочка) уплаты налога). НАЛОГОВЫЙ ОКЛАД - см. Окладные налоги. [c.117]


При юридическом определении О.н. выделяются три правила его ограничения по субъекту, т.е. определение налогоплательщика и его статуса по территории возникновения объекта по конструкции самого объекта, т.е. разделении родственных показателей на два налога либо выведения отдельного показателя из-под налогообложения (например, граждане уплачивают один налог на доход, тогда как предприятия имеют два самостоятельных О.н. и уплачивают налог на прибыль и налог на доход — от дивидендов и пр.) Существуют следующие виды О.н. права, действия (деятельность) и их результаты. Права подразделяются на права имущественные, т.е. на имущественные объекты (право собственности на землю, автомобили, имущество предприятия право пользования землей и пр.) и неимущественные права, т.е. неимущественные объекты (право пользования наименованием Россия , местной символикой, право занятия определенным видом деятельности — лицензионные сборы). К действиям относятся, например, вывоз или ввоз на территорию страны товара, реализация товара, операции с ценными бумагами. Деятельность субъекта — добыча полезных ископаемых и пр. Результаты деятельности — прибыль, добавленная стоимость, доход и др. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный период налогообложения. ОКЛАДНЫЕ НАЛОГИ — налоги, по которым обязательство перед бюджетом рассчитывается налоговыми органами по действующим ставкам на единицу обложения (например, подоходный налог, налог на имущество). Обязательным условием уплаты О.н. является создание и вручение налогоплательщику документа (счета, извещения и т.п.), устанавливающего размер налогового оклада. Налоговый оклад — сумма, вносимая плательщиком в определенный бюджет по одному налогу. В отличие от так называемых неокладных налогов (которые самостоятельно рассчитываются налогоплательщиком и обязанность уплаты налога по которым возникает только при наличии объекта обложения, наступлении срока представления декларации или расчета суммы налога и его уплаты), оклад- [c.149]

РАСКЛАДОЧНЫЕ НАЛОГИ — прямые налоги, общая сумма поступлений по которым устанавливается заранее государством для административно-территориальных единиц (области, провинции, штата, земли, департамента, округа, коммуны, района, кантона, города, деревни и т.д.) и затем раскладывается последними между налогоплательщиками. Раскладочные налоги характерны для тех стран, где организация налогообложения находится на низкой ступени развития. Раскладочный метод обложения используется при взимании промыслового, поземельного и других реальных налогов. С развитием прямых личных налогов, особенно подоходного налога с физических лиц, раскладочные налоги заменяются окладными налогами. [c.636]

В России к раскладочным налогам относились подушная подать (подушный налог), введенная Петром I, поземельный налог и некоторые другие. В промышленно развитых странах раскладочные налоги не сохранились. В современных условиях они используются в тех развивающихся государствах, где слабо развитый административный налоговый аппарат не позволяет применять окладные налоги. [c.636]

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. [c.94]

Окончательно Министерство финансов было сформировано к 1811 г. В его функции входило управление финансами, кредитом, государственными имуществами, горными и соляными промыслами. Министерство финансов занималось всеми источниками доходов. Расходами ведало Государственное казначейство — самостоятельное ведомство. Ревизией всех счетов занимался Государственный контролер. Через 10 лет Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента. Структурным подразделением Министерства финансов, ответственным за сбор налогов, первоначально был Департамент податей и сборов, затем — Департаменты окладных сборов и неокладных сборов. В дальнейшем Департамент неокладных сборов был преобразован в Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей. [c.70]

Плательщики, не дожидаясь получения окладных листов, обязаны были внести не позже 1 августа 1917 г. в территориальные казначейства или специальные кассы половину суммы подоходного налога, причитавшегося с дохода, показанного в их заявлениях. По получении же [c.192]

Закон о промысловом налоге устанавливал обязательную регистрацию предприятий и промыслов до начала их деятельности (или до начала окладного года), и за уклонение от этой регистрации предусматривались денежные штрафы. На штрафы приходилась значительная доля поступлений по указанному налогу. [c.234]

В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога— предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы направлена льгота, они могут быть разделены на три группы [c.107]

Под освобождениями понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Окладная сумма (валовой налог)—это результат умножения количества единиц налогообложения, входящих в налоговую базу, на ставку (ставки) налога. В налогах, размер которых определяется путем раскладки между налогоплательщиками общей суммы, намеченной к поступлению (раскладочные налоги), окладная сумма существует как заранее определенная величина. [c.109]

Сокращение окладной суммы (валового налога). Окладная сумма может быть сокращена частично или полностью, на определенное время или бессрочно. [c.110]

ОКЛАДНОЙ ЛИСТ —документ, применявшийся в СССР при проведении с.-х. налога извещал налогоплательщика о сумме подлежащего уплате налога. В О. л. указывались основания для обложения, расчет налога и сроки платежей. В 1934 г. О. л. заменен платежным извещением (см.). [c.151]

В царской России термин окладные сборы применялся для обозначения прямых налогов. К их числу относились поземельный и промысловый налоги, выкупные платежи, земские сборы и др. [c.151]

По платежам в бюджет, обязательному окладному страхованию и самообложению в зависимости от категории плательщика и вида платежа законодательством установлены след, размеры П., взимаемые в процентах с причитающейся суммы платежа а) за просрочку взноса в бюджет платежей (кроме местных налогов и сборов), причитающихся с предприятий, учреждений и организаций, и за несвоевременное перечисление ими налогов, удержанных с рабочих, служащих и др. лиц, — 0,05% б) за неуплату в срок предприятиями, учреждениями и организациями местных налогов и сборов и населением — налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, взносов по самообложению сельского населения и по обязательному окладному страхованию, налога на лошадей единоличных х-в — 0,1% в) за просрочку населением платежей подоходного налога, денежного налога с граждан, имеющих скот в городах, с.-х. налога и местных налогов и сборов — 0,2%. [c.185]

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С КООПЕРАТИВНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ введен в 1923 г. Его уплачивали все кооперативные организации по их облагаемым доходам, размер к-рых исчислялся финансовыми органами по годовым отчетам за операционный год, предшествующий окладному. От налога освобождались организации потребительской кооперации, доход к-рых был не выше пятикратного необлагаемого минимума, установленного для населения, а также все первичные кооперативные объединения рабочих и служащих. Льготы для потребительской кооперации были позднее распространены на первичные объединения инвалидов и промысловые кооперативные артели и несколько расширены с целью стимулирования развития производственной кооперации. После налоговой [c.214]

Еще до Петра I существовали отдельные виды обложения коммерческих промыслов. Прообразом промыслового налогообложения можно считать посошные и подымные подати, взимавшиеся крайне неравномерно и имевшие характер окладных налогов. [c.42]

КВОТАТИВНЫЕ НАЛОГИ — налоги, ставки которых устанавливаются в процентах к единице обложения дохода или имущества в денежном выражении. Квотативные налоги относятся к окладным налогам. В современных условиях применяются в основном следующие [c.137]

Применение окладной системы позволяет налогоплательщику заранее определить объем налоговых обязательств. Окладные налоги и сборы заменили в процессе исторического. развития раскладочные налоги. К окладным налогам относятся подоходный налог, корпораци-онный налог, поимущественные налоги и др. [c.317]

КВОТА НАЛОГОВАЯ — величина налога, взимаемая с определенной единицы обложения вид налоговой ставки, установленный налоговым законодательством процент к единице обложения (обороту, доходу, стоимости имущества и пр.) Показывает долю государства в полученном доходе. К.н. характерны для прямых реальных окладных налогов, личных, НДС, таможенных пошлин и некоторых других (т.н. квотативных налогов). Например, подоходный налог с физических лиц взимается в размере 12 % совокупного годового дохода, который не превышает определенного законодательством верхнего предела (см. Налоговая ставка). [c.35]

Некоторому понижению подверглись и выкупные платежи, которые хотя и заносились в особый отдел росписи, но по существу отличались от прямых налогов только своею срочностью. При Витте были приняты меры к урегулированию судьбы недоимок в выкупных платежах, в огромном количестве накопившихся после неурожаев 1891 и 1892 гг., а также к уменьшению их оклада. Закон 7 февраля 1894 г. предписывал местной администрации разобраться в причинах происхождения недоимок по отдельным селениям и установить для каждого селения ту долю недоимки, которая могла бы ежегодно погашаться совместно с окладом для тех же случаев, когда прибавка их к окладу признавалась невозможной, разрешалось отсрочивать уплату недоимки до того времени, когда срок платежа оклада истечет. Предположения местных властей подлежали утверждению Министерств внутренних дел и финансов. Законы 13 мая 1896 г. и 31 мая 1899 г. имели целью уменьшить тягость оклада выкупных платежей. Достигалось это путем предоставления по ходатайствам крестьян рассрочки непогашенного остатка выкупного долга на новые сроки — в 28, 41 и 56 лет. Производилась, таким образом, конверсия выкупного долга, приводившая к понижению годичного платежа за счет удлинения выкупного периода. Ввиду слабого применения законов 1896 и 1899 гг., размер льгот был увеличен. Законы 1894,1896 и 1899 гг. дали местной и центральной администрации громадную работу, длившуюся много лет, но оказавшуюся бесполезной. Исследования платежной способности и недоимочности отдельных селений производились плохо проверка их в центральном управлении была невозможна. Конверсия выкупного долга не была понятна большинству крестьян. К 1900 г. рассрочка недоимок была почти закончена, но так как недоимки возникали вновь, то работа должна была постоянно возобновляться. Большое значение имело Положение 23 июня 1899 г. о порядке взыскания окладных сборов с надельных земель, дополненное Законом 12 февраля 1903 г. об отмене круговой поруки. [c.126]

Налогообложение прироста прибылей торговых и промышленных предприятий подразделялось на обложение торгово-промышленных предприятий, обязанных публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности (акционерных обществ), и предприятий, облагаемых дополнительным промысловым налогом, если их годовая прибыль составляла более 8% на основной или его заменяющий капитал и при этом превышала среднюю сумму прибылей, полученных в 1913 и 1914 гг. Облагаемый доход исчислялся как разница между фактической прибылью и прибылью, равной 8% на основной капитал. Кроме того, закон разрешал списывать из прибыли повышенные в 3 раза амортизационные отчисления. Обложению налогом на прирост прибыли не подлежали отчетные предприятия, впервые привлеченные к платежу за 1915 окладный год. Для остальных предприятий общая сумма налогов и сборов не должна была превышать 50% прибыли за отчетный год. [c.190]

Исчисленный с плательщика оклад единовременного налога должен был вноситься равными долями к 1 декабря 1917 г., к 1 февраля и 1 апреля 1918 г. Суммы налога, не внесенные в установленные сроки, должны были считаться недоимкой, на которую насчитывалась пеня в размере 1% в месяц. Список недоимщиков передавался казначейством местной полиции для немедленного обращения взыскания общеустановленным бесспорным порядком на движимое имущество и доходы, а затем и на недвижимое имущество недоимщика. Всякого рода запросы податных учреждений, требования, предложения, объявления, извещения, напоминания и окладные листы вручались плательщикам полицией без промедления под расписку1. [c.194]

Совхозы как государственные предприятия платили отчисления от прибыли и не были плательщиками данного налога. Сельскохозяйственный налог, таким образом, превратился в налог с населения, занимающегося сельским хозяйством. Колхозники уплачивали налог с доходов от необобществленного хозяйства, причем по ставкам значительно ниже, чем при обложении единоличных хозяйств. Кроме того, хозяйства колхозников освобождались от уплаты сельскохозяйственного налога с доходов от продуктивного скота, а с 1930 г. и с доходов, получаемых по трудодням. В течение 1933—1939 гг. налог с хозяйств колхозников исчислялся по твердым ставкам с гектара посевов и насаждений. При взимании сельскохозяйственного налога применялся окладной лист — извещение налогоплательщика о сумме и сроке внесения платежа. В окладном листе указывались основания для обложения налогом, сумма годового оклада (размера) налога и сроки уплаты. В 1934 г. окладной лист был заменен платежным извещением. [c.239]

Однако уже в 1719 году утвержден регламент Камер-коллегии, обязанности которой состояли в надзирании и правлении над окладными и неокладными приходами , поэтому именно этот государственный орган можно считать прообразом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. [c.498]

Петр I реорганизовал управление финансами. Вместо многочисленных приказов, ведавших доходами и расходами, были учреждены Камер-коллегия и Штатс-контор-коллегия. Первой из них было поручено надзирать над окладными и неокладными приходами. Окладными назывались доходы, размер которых известен заранее, например, подушная подать. Неокладные — таможенные пошлины, откупа, налог с заводов [c.13]

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИИ— центральный орган финансового управления царского пр-ва (в 1917 г. Временного пр-ва), проводивший финансовую политику в интересах помещиков и крупной буржуазии путем налоговой эксплуатации широких масс трудящихся. М. ф. Р. было создано в 1802 г, окончательно оформилось к 1811г. в результате сосредоточения в своих руках управления финансами, кредитом, государственными имуществами, горными и соляными промыслами. В дальнейшем структура М. ф. Р. претерпевала изменения в частности, в 1837 г. было учреждено мин-во государственных иму-ществ, к-рому было передано заведование государственными имуществами в 1905 г. торговля и пром-сть перешли в ведение мин-ва торговли и пром-сти. Накануне Октябрьской революции структура М. ф. Р. была след. во главе стояли министр и его заместитель (товарищ), подчиненные непосредственно председателю совета министров и царю при министре находилась общая канцелярия и совет министра, не имевший на практике существенного значения. Прямыми налогами ведал департамент окладных сборов, косвенными нало- [c.49]

По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги.

Общегосударственные (республиканские) налоги устанавливаются в законодательном порядке Парламентом или Президентом Республики Беларусь, действуют на всей территории и подлежат зачислению в бюджеты различных уровней. По действующему законодательству к ним, в частности, относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на доходы и прибыль. Суммы общегосударственных (республиканских) налогов могут зачисляться как в республиканский, так и в местные бюджеты

Местные налоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с законом (Закон о республиканском бюджете на очередной бюджетный год), который определяет перечень данных платежей и правовые основы их взимания, действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц и полностью зачисляются в местные бюджеты. С момента вступления Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь в силу перечень местных налогов будет определяться ст. 9 НК (налог с розничных продаж, налог за услуги, налог на рекламу, сборы с пользователей).

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и плательщиками налогов устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость.

Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную стоимость. При косвенном налогообложении юридическим плательщиком выступает продавец товаров (работ, услуг), являющийся посредником между государством и потребителем товаров (работ, услуг). Потребитель, в свою очередь, представляет собой реального плательщика – носителя налога.

По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц); налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности); смешанные налоги, которые уплачивают как организации, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог).

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые.

Налоги общего назначения (абстрактные налоги) используются на общие цели без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Такими являются, как правило, основополагающие налоги, взимаемые на территории определенного государства (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость).

Целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий и зачисляются, как правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. В Республике Беларусь распространена практика применения целевых налоговых платежей, посредством которых формируются доходы государственных целевых бюджетных фондов (республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканский дорожный фонд и др.).

В зависимости от источника уплаты различают налоги, уплачиваемые с заработной платы (взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты аселения Республики Беларусь), дохода (прибыли) (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций), а также относящиеся на себестоимость (экологический налог, земельный налог). Классификация налогов по источникам их уплаты распространяется преимущественно на налоги, уплачиваемые организациями и позволяет с налоговой точки зрения определить эффективность работы предприятия.

По субъекту исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные.

При окладных налогах их сумма устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом, и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового сообщения) с указанием исчисленной суммы налога. К числу таких налогов относятся земельный налог и налог на недвижимость с физических лиц.

Неокладные налоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления налога и своевременностью его уплаты. К числу неокладных налогов относят налог на прибыль с организаций, налог на добавленную стоимость, земельный налог с организаций.

В зависимости от метода установления налоговых ставок можно выделить налоги с твердыми (специфическими) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы) и налоги с процентными (адвалорными) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в процентах от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы).

В историческом аспекте можно говорить о делении налогов в зависимости от формы уплаты на натуральные и денежные. Натуральные налоги уплачиваются в неденежной форме (яркий пример - продналог), а денежные - в форме отчуждения денежных средств.

Налоги можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее распространенными видами налогов являются следующие:

1. Прямые и косвенные налоги

Деление налогов на прямые и косвенные обычно определяют категорией, именуемой «носитель налогового бремени».

В литературе принято считать, что прямой налог – это налог, где его субъект выступает фактическим носителем налогового бремени, Косвенный налог (его еще называют адвалорным) – это налог, где субъект налога перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее фактическим плательщиком данного налога (носителем налога).

2. Реальные и личные налоги

Прямые налоги принято подразделять на реальные и личные.

Реальные налоги [от англ. real – имущество] – это налоги на имущество.

К реальным налогам относятся, например, налог на имущество, налог на транспортные средства, земельный налог.

Личные налоги – это налоги на доходы (прибыль) налогоплательщика.

К личным налогам относятся, например, налог на доходы организаций, налог на доходы физических лиц, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов и т. п.

4. Налоги с юридических лиц и граждан

В зависимости от своего субъекта налоги подразделяются на следующие виды.

Налоги с юридических лиц (организаций) (по западной терминологии – корпоративные налоги).

В России к ним в настоящее время, например, относятся налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций.

Налоги с физических лиц (граждан) (по западной терминологии – индивидуальные налоги).

К числу таких налогов в России относится, например, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц.

Смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица. Последние при этом могут выступать в качестве индивидуальных предпринимателей.

К числу смешанных налогов, применяемых в России, относятся, например, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, земельный налог, единый социальный налог (взнос).

Отметим, основная часть налогов в России относится к категории смешанных налогов.

5. Общегосударственные, региональные и местные налоги

В зависимости от территориального уровня налоги в Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В Российской Федерации деление налогов на федеральные, региональные (налоги субъектов Федерации) и местные налоги, так и перечисление видов налогов, входящих в ту или иную группу, устанавливается непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации.

К федеральным налогам, например, относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог (взнос) и целый ряд других.

Федеральные налоги устанавливаются непосредственно Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

К региональным налогам относятся, например, налог на имущество организаций, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж и ряд других.

Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

К местным налогам относятся, например, земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу.

Местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводятся в действие этими актами и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

7. Общие и целевые налоги

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые.

Налоги общего назначения (абстрактные налоги), будучи зачисленными в бюджет, растворяются там в массе других бюджетных доходов и расходуются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.

Целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий.

Отметим, что целевые налоги обычно устанавливаются в качестве доходного источника специального внебюджетного фонда.

Отметим также, что к данной классификации примыкает деление налогов на обычные и чрезвычайные.

Обычные налоги применятся в условиях нормального функционирования государства.

Чрезвычайные налоги выступают реакцией на некие форс-мажорные обстоятельства, резко повышающие уровень государственных расходов, что соответственно требует дополнительных доходов. Примером могут служить военные налоги, которые вводились во многих воющих странах, включая СССР, в период второй мировой войны.

8. Окладные и неокладные налоги

По субъекту исчисления и способу уплаты налогов они подразделяются на окладные и неокладные.

При окладных налогах его сумма (так называемый «оклад налога») устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом и обязанность уплаты налога возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового уведомления) с указанием исчисленной суммы налога, налоговой базы и сроков уплаты налога.

К числу таких налогов относится, например, земельный налог и налог со строений, взимаемый с граждан.

Неокладные налоги исчисляются и уплачиваются (разумеется, в установленные налоговым законодательством сроки и порядке) налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления налога и своевременностью его уплаты.

Примером неокладного налога является налог на прибыль организаций. Здесь налогоплательщик сам ведет учет объекта обложения, исчисляет налогооблагаемую базу, определяет сумму налога и производит его уплату.

К числу неокладных налогов относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество организаций, социальный налог, налог на транспортные средства, земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 36
Выбрать главу

Прибыль – доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов.

Дивиденд – любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения.

Процент – любой заранее заявленный (установленный) доход, полученный по долговому обязательству любого вида.

Налоговая база определяется законодателем как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, т. е. его измерить.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Налоговые ставки выражаются: 1) в процентах к налоговой базе; 2) в твердой денежной сумме, когда на единицу налогообложения устанавливается фиксированный размер налогового платежа; 3) в комбинированной форме, сочетающей твердую и процентную составляющие.

Налоговый период представляет собой календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Порядок исчисления налога состоит в определении суммы налога, подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен: 1) самим налогоплательщиком; 2) налоговым агентом; 3) налоговым органом.

Порядок и сроки уплаты налога. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

4. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

НК РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12

НК РФ). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые физическими лицами; налоги, уплачиваемые организациями; смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями.

По объекту обложения выделяют: 1) налоги на имущество; 2) налоги на доходы (прибыль); 3) налоги на определенные виды деятельности.

Классификация налогов на прямые и косвенные. Критерием классификации выступает субъект, несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи этот покупатель, в свою очередь, становится налогоплательщиком.

Прямые налоги, в свою очередь, принято классифицировать на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика.

По масштабам применения косвенные налоги с определенной долей условности можно разделить на универсальные и специальные. Универсальным является налог на добавленную стоимость, которым облагается реализация практически любого товара (работы, услуги). Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит лишь узкий, ограниченный перечень товаров.

По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, относятся к неокладным.

Налоги можно классифицировать на целевые и общие (нецелевые). Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.

В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйства или ведомств. Целевым является единый социальный налог, который по установленным нормативам зачисляется в государственные внебюджетные фонды.

Налоги классифицируют на ординарные и чрезвычайные. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.

5. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О НАЛОГАХ И СБОРАХ

Конституцией РФ установлены нормы, регулирующие основы налоговой системы России.

Конституция РФ закрепляет обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы, разграничивает налоговые полномочия между РФ, ее субъектами и местным самоуправлением.

Законодательство о налогах и сборах представляет собой совокупность нормативно-правовых актов законодательных(представительных) органов власти. Законодательство о налогах и сборах не отнесено Конституцией к исключительному ведению РФ. В связи с этим налоговое законодательство включает три уровня правового регулирования – федеральный, региональный и местный, которые имеют свою структуру, закрепленную нормативно.

Налоговое законодательство РФ состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.

Муниципальные правовые акты о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах включают решения муниципальных представительных органов.

Сведения и копии законов, муниципальных нормативных правовых актов об установлении и отмене региональных и местных налогов и сборов направляются органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в ФнС и Минфин России, а также в региональные налоговые и финансовые органы (ст. 16 НК РФ).

Кроме региональных и местных налогов и сборов, субъекты РФ и муниципальные образования вправе регулировать также отдельные элементы федеральных налогов и сборов, а также некоторые общие вопросы налогообложения.

К актам законодательства о налогах и сборах относятся также федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действовавшие на момент вступления в силу отдельных частей НК РФ и прямо не признанные утратившими силу. Указанные акты действуют в части, не противоречащей НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с ним.

Читайте также: