Оказание услуг нерезиденту на территории рф налогообложение

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Российская организация на территории РФ оказывает консультационные услуги в области внешнеэкономической деятельности непосредственно иностранной организации (Турция), не зарегистрированной и не осуществляющей деятельности на территории РФ. Будут ли данные услуги облагаться НДС? Если да, то в случае, если российская организация, в свою очередь, будет приобретать указанные консультационные услуги у другой иностранной организации, НДС будет начисляться со всей их стоимости или только с суммы вознаграждения? Какие виды услуг, фактически оказанных российской организацией на территории РФ для иностранных организаций, не облагаются НДС?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При оказании в данном случае консультационных услуг иностранной организации у российской организации не возникает объекта налогообложения НДС и обязанности по его начислению и уплате. В качестве примеров видов услуг, фактически оказанных российской организацией на территории РФ для иностранных организаций, которые не облагаются НДС, можно привести иные услуги, поименованные в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, а также подпадающие под действие норм ст. 149 НК РФ.

Обоснование вывода:
Операции по оказанию услуг признаются объектом налогообложения НДС в случае, если местом их реализации признается территория РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Место реализации услуг для целей исчисления НДС определяется в соответствии с правилами, установленными ст. 148 НК РФ.
Так, на основании пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ в целях главы 21 НК РФ местом реализации консультационных услуг признается территория РФ, если их покупатель осуществляет деятельность на территории РФ. В противном случае местом реализации консультационных услуг территория РФ не признается (пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Фактическое место оказания консультационных услуг при этом значения не имеет. Наряду с этим пп. 4 п. 1 ст. 148 установлено, что местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае его фактического присутствия на территории РФ на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги приобретены через это постоянное представительство), места жительства физического лица (за исключениями, не актуальными в анализируемой ситуации).
Таким образом, учитывая, что в данном случае консультационные услуги оказываются непосредственно иностранной организации, не зарегистрированной и не осуществляющей деятельности на территории РФ, местом их реализации для целей главы 21 НК РФ территория РФ не признается (смотрите также письма Минфина России от 17.03.2020 N 03-07-08/20120, от 17.05.2019 N 03-07-08/35644, от 08.11.2017 N 03-07-14/73525, от 09.09.2016 N 03-07-08/52800). Соответственно, у российской организации-исполнителя в связи с реализацией таких услуг не возникает объекта налогообложения НДС и, соответственно, обязанности по начислению и уплате данного налога (п. 1 ст. 38 НК РФ).
Приведенный вывод справедлив и в случае, если российская организация с целью реализации указанных консультационных услуг будет приобретать консультационные услуги у другой иностранной организации. Однако заметим, что ситуация изменится, если российская организация будет выступать посредником при реализации консультационных услуг одной иностранной организацией другой иностранной организации. В таком случае оказанные российской организацией посреднические услуги будут считаться реализованными на территории РФ (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 148 НК РФ, письма Минфина России от 22.01.2015 N 03-07-08/69579, от 02.12.2011 N 03-07-08/339), что приведет к возникновению у нее объекта налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ) и к необходимости начисления НДС на сумму своего посреднического вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ).
Что касается вопроса о видах услуг, фактически оказанных российской организацией на территории РФ для иностранных организаций, которые не облагаются НДС, то в качестве примера можно привести иные услуги, поименованные в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, например, услуги по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации (за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ). Также не будут облагаться НДС услуги в адрес иностранных организаций, местом реализации которых будет признаваться территория РФ, подпадающие под действие норм ст. 149 НК РФ.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Место реализации НИОКР, консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг и т.п. для целей НДС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Реализация услуг, наряду с передачей прав собственности на товары или результатов выполненных работ, является объектом обложения НДС. Однако данное правило действует лишь в том случае, если местом их реализации признается территория нашей страны. Между тем «география» услуг может быть весьма обширна, особенно если они предоставляются иностранцу.

Платить или не платить?

Заключая сделки с иностранным контрагентом, российская компания неизбежно сталкивается с вопросом, платить ей в бюджет НДС или нет. Особую актуальность этот вопрос приобретает, если предметом контракта между фирмами является оказание услуг.

Законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога на добавленную стоимость с фактом продажи услуг на территории России. Иными словами, местом реализации услуг должна быть территория РФ – только тогда возникнет объект обложения НДС. Если местом продажи услуг наша страна не признается, то и «добавленный» налог уплачивать не нужно.

Стоит отметить, что если продавцом услуг выступает иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в России, а местом реализации услуг признана российская территория, в результате обязанность уплатить НДС в бюджет перекладывается на отечественную фирму-покупателя. На это указывается в статье 161 Налогового кодекса.

Может сложиться и так, что продавец – российская фирма, а покупатель – иностранная компания, не имеющая в РФ постоянного представительства; вполне вероятно, что при этом уплачивать налог и вовсе не придется.

Дело в том, что в отношении некоторых видов услуг территория России признается местом реализации только при условии, что покупатель осуществляет деятельность непосредственно в нашей стране. Если же у фирмы-«иностранца» нет постоянного российского представительства, то данное требование не соблюдается, а значит, и налог уплачивать не придется. На это указали сотрудники Минфина в письме от 8 мая 2009 года № 03-07-08/107.

Таким образом, решающим фактором в вопросе уплаты НДС при заключении сделок по продаже услуг с иностранным партнером является определение места их реализации.

«Услужливое» место

Прежде всего, хотелось бы определиться, что же представляет собой такой специфический «товар», как услуги. Налоговое законодательство определяет услугу как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе ее осуществления (п. 5 ст. 38 НК).

При определении места реализации услуг существует ряд правил, которые следует применять по отношению к большинству из них. Так, по общему правилу местом реализации услуг следует считать территорию РФ, если организация, их оказывающая, осуществляет свою деятельность в нашей стране (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК).

Под указанными фирмами понимаются компании, имеющие государственную регистрацию в России. Если же таковая отсутствует, то местом деятельности организации будет считаться место, указанное в учредительных документах, либо место управления организацией, местонахождение постоянно действующего исполнительного органа фирмы или местонахождение постоянного представительства в Российской Федерации (п. 2 ст. 148 НК).

Кроме «общего правила», в налоговом законодательстве предусмотрен и ряд своего рода исключений. В зависимости от вида реализуемой услуги в Кодексе установлен особый порядок определения места реализации для некоторых из них.

Так, например, местом «продажи» услуг, которые носят вспомогательный характер, является место реализации основных услуг (п. 3 ст. 148 НК). Если же речь идет об оказании услуг в отношении объектов недвижимого имущества или движимого (за исключением сдачи последнего в аренду), то местом их реализации будет признаваться местонахождение того объекта имущества, в отношении которого эти услуги осуществляются (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК).

Для услуг, оказываемых в сфере культуры, спорта, искусства, образования, туризма и отдыха, местом их «продажи» следует считать непосредственно место «выполнения» услуги (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК).

Для некоторых видов услуг местом их реализации считается место деятельности покупателя. Речь идет о консультационных, юридических, рекламных и маркетинговых услугах, а также об услугах по предоставлению персонала и аренде движимого имущества (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК).

Особый порядок определения места «продажи» предусмотрен и для транспортных услуг. Они считаются оказанными на территории России, если их продавцом выступает отечественная компания или индивидуальный предприниматель, а также если пункт отправления или пункт назначения находится в нашей стране. Причем оба вышеуказанных условия должны выполняться одновременно (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК).

Во всех остальных случаях действовать будет общий порядок определения места реализации услуг.

Особенности определения налоговой базы

Если все же местом «продажи» услуги, оказываемой российской фирмой иностранцу, признается территория Российской Федерации, наш соотечественник должен будет исчислить и уплатить в бюджет НДС. Для этого ему необходимо подсчитать налоговую базу по рассматриваемому налогу.

Тот факт, что одной из сторон сделки является иностранец, может накладывать отпечаток и на порядок расчета налоговой базы по НДС. Так, например, договором может быть предусмотрено, что заграничный покупатель оплачивает оказанные ему услуги в иностранной валюте. В этом случае сумму выручки придется пересчитать в рубли по курсу Центрального банка, действующему на дату определения налоговой базы в соответствии со статьей 167 Налогового кодекса.

В указанной норме днем определения базы предлагается считать наиболее раннюю из дат: либо день оказания услуги, либо день ее предоплаты, в том числе и частичной.

Если имел место факт предоплаты услуг, то налоговую базу продавец с указанной суммы должен исчислить в момент поступления аванса. А затем, после оказания услуги, НДС, начисленный с суммы предоплаты, подлежит вычету на основании пункта 8 статьи 171 Налогового кодекса. Такое мнение выразил Минфин в письме от 26 августа 2008 года № 03-07-08/205.

В этой статье мы рассмотрим основные вопросы налогового учета по договорам оказания услуг. Речь пойдет о контрактах, одной из сторон (заказчиком) которых является иностранная компания, а другой - российская фирма.

Чтобы правильно посчитать налоги по этой операции, необходимо определить место реализации данных услуг. Если им признается Россия, то с полученной выручки следует заплатить НДС. Причем сумму входного налога по ценностям, которые израсходованы при оказании таких услуг, принимают к вычету в обычном порядке. Если услуги реализованы вне России, то платить НДС не нужно.

Соответственно суммы входного налога включают в расходы и к вычету не принимают. Место реализации услуг определяют по тем правилам, которые установлены статьей 148 Налогового кодекса. Так, считается, что они оказаны в России, если:

1. Услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), которое находится на территории Российской Федерации. Это, например, строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде. Допустим, фирма оказывает услуги иностранной компании по реконструкции офисного здания в г. Оренбурге. Поскольку эти работы связаны с недвижимостью, находящейся на территории России, место их реализации — Россия. Следовательно, оказание услуг подпадает под обложение НДС;

2. Услуги связаны с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, которые находятся на территории Российской Федерации. Это, например, работы, связанные с монтажом, сборкой, переработкой, обработкой, ремонтом и техническим обслуживанием. К примеру, компания оказывает услуги по ремонту компьютеров. Ремонтная мастерская фирмы находится в г. Смоленске. Поскольку данные услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории России, место их реализации — Россия;

3. Услуги фактически оказываются на территории России в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта. Например, российская фирма оказывает услуги по обучению иностранных специалистов. Обучение проходит в России. Следовательно, местом реализации этих услуг является Россия. А раз так, их реализацию облагают НДС;

4. Покупатель услуг ведет деятельность на территории Российской Федерации. Это правило распространяется:

на передачу, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав;

на услуги по разработке программ и баз данных для ЭВМ, в том числе работы по их адаптации и модификации;

на консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также НИОКР;

на услуги по подбору персонала, который в дальнейшем будет работать в месте деятельности покупателя;

на услуги по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением автомобилей и другого наземного автотранспорта;

на услуги агента, привлекающего исполнителя для оказания перечисленных выше услуг.

К примеру, российская фирма оказывает консультационные услуги. Организация проконсультировала иностранную компанию, которая в России не зарегистрирована и своего представительства не имеет. Поскольку покупатель ведет свою деятельность вне территории России, местом реализации Россия не является. Следовательно, реализацию НДС не облагают.

В отдельную группу выделены услуги по перевозке (подп. 4.1, 4.2 ст. 148 НК РФ). С 1 января 2006 года местом реализации таких услуг признается Россия, если пункт отправления или назначения находится на ее территории. Отметим, что по статье 164 кодекса оказание некоторых транспортных услуг облагают НДС по ставке 0 процентов. Это услуги:

по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых и импортируемых товаров;

по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;

по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт назначения или отправления расположен за пределами России.

Допустим, российская организация оказывает услуги по перевозке пассажиров и грузов морским транспортом между портами городов Санкт-Петербурга и Калининграда. Пункты отправления и назначения находятся в России. Значит, местом реализации этих услуг является российская территория, и их реализация облагается НДС.

В заключение напомним, что документами, подтверждающими место оказания услуг, являются:

контракт, заключенный с инокомпанией;

акты их сдачи приемки;

документы о госрегистрации иностранного юридического лица.

Юрист М.И. Дмитриева

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному партнеру (п.4 ст.173 и п.4 ст.174 НК РФ).

Если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании работы или услуги, то обязанности налоговых агентов по НДС возникают при выполнении одновременно двух условий:

  • Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;
  • Иностранные лица (налогоплательщики) не состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Исключение составляют иностранные компании, зарегистрированные на сайте ФНС РФ в качестве плательщиков НДС при оказании «интернет-услуг» физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст. 83 НК РФ, п.2 ст.161 НК РФ). Перечень таких услуг приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ.

При приобретении «интернет-услуг» российские покупатели не являются налоговыми агентами только в том случае, если услуги оказываются через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ, т. е. когда иностранная компания «физически» зарегистрирована в российской налоговой инспекции.

Если же иностранная компания (нерезидент) зарегистрирована только на сайте ФНС РФ, организации и ИП, приобретающие у нее «интернет-услуги», до 1 января 2019 года, придется исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.161 и п.9 ст.174.2 НК РФ).

С 1 января 2019 года иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, должна будет встать на учет на сайте ФНС РФ не только в случае оказания «интернет-услуг» физическим лицам, но и юридическим лицам (п.4.6 ст. 83 НК РФ в ред. Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ с 01.01.2019). Т. е. с 01.01.2019 г. она сама будет уплачивать НДС в бюджет и предъявлять его своим покупателям.

Такие поправки внесены в ст. 161 и 174.2 НК РФ Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, если работы (услуги) приобретаются у представительств иностранных компаний, зарегистрированных в налоговых органах на территории РФ, российский покупатель НЕ является налоговым агентом по НДС.

Если же работы и услуги приобретаются у компании — нерезидента, российская организация (или ИП), приобретающая такие услуги (работы) должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (Ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Для услуг, связанных с недвижимостью:

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Для услуг, связанных с движимым имуществом:

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта:

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Для услуг иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС):

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, в т. ч. через Интернет. (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ, в т. ч. через Интернет (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.

Для услуг иностранных посредников (агентов, комиссионеров):

Территория РФ не является местом реализации услуг таких посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП, а также приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени. Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола).

Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить и уплатить в бюджет НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты и (или)
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств при работе с иностранными партнерами.

Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ).

Когда исчислить?

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 18/118 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 18% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 118 евро (100 евро + 100 евро x 18%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@@) - данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

в строке 5 - номер и дату «платежки» на перечисление НДС в бюджет. (п. п. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно).

в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

в строке 2б (ИНН/КПП продавца) ставится прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 18/118. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 18%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и 8) (См. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в день перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (п. п. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137, Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-07-11/73742). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Многие российские бизнесмены работают с иностранными контрагентами. В этом случае им часто приходится перечислять налоги не только за себя, но и за своего партнера по сделке. Рассмотрим, как нужно платить НДС при покупке услуги нерезидента на территории РФ.

Понятие налогового агента

Налоговый агент (НА) вообще — это экономический субъект, который должен перечислять обязательные платежи за другое юридическое или физическое лицо. Применительно к теме статьи этим «другим лицом» является иностранная компания, которая работает с резидентами РФ.

Российская организация должна перечислить НДС за иностранного партнера при выполнении следующих условий:

  • услуги оказаны в РФ
  • иностранный контрагент не платит НДС самостоятельно

Налоговым агентом при выполнении указанных условий является любой российский налогоплательщик, даже если он не платит НДС по основной деятельности, например, использует спецрежимы (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Чтобы проверить, зарегистрирован ли нерезидент в ФНС РФ, можно воспользоваться специальным сервисом или же просто запросить у контрагента копии документов.

Как определить, где оказаны услуги

В первую очередь нужно определиться с нормативным документом, которым следует руководствоваться. Дело в том, что межгосударственные соглашения имеют приоритет перед НК РФ (ст. 7).

В приложении № 18 к договору об ЕАЭС от 29.05.2014 говорится о месте реализации услуг. Поэтому, если речь идет о работе с компаниями, зарегистрированными в странах ЕАЭС, то следует пользоваться нормами приложения № 18.

При сделках с резидентами других государств работает ст. 148 НК РФ. В большинстве случаев нормы НК РФ и приложения № 18 совпадают.

Например, если услуги нерезидента резиденту связаны с имуществом, то они считаются оказанными по месту нахождения объектов (п. 1 и 1.1 ст. 148 НК РФ, пп. 1-2 п. 29 приложения № 18).

А вот при заказе транспортных услуг необходимо учитывать страну, где зарегистрирован исполнитель. В общем случае, если начальная и конечная точки маршрута находятся в России, то РФ и будет местом реализации (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ)

Но если перевозчик относится к одной из стран ЕАЭС, то транспортная услуга, независимо от маршрута, считается оказанной на территории этой страны (пп. 5 п. 29 Приложения № 18).

Нюансы «электронных» услуг

Особая ситуация возникает при реализации т.н. «электронных» услуг (ст. 174.2 НК РФ).

К ним относятся, например, реклама в интернете, услуги хостинга и т.д. А вот консультационные услуги, оказываемые по электронной почте, в этот список не входят.

До 01.01.2019 года отечественные компании и ИП, покупающие электронные услуги, оказываемые нерезидентом, должны были перечислять за него НДС. Но в новом 2019 году обязанность платить НДС при оказании услуг через интернет полностью возложена на их иностранных поставщиков.

Если права на компьютерные программы передаются по лицензионному (сублицензионному) договору, то платить НДС не нужно вообще (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина РФ от 01.02.2016 № 03-07-08/4141). Способ передачи прав («физически» или через Интернет) в данном случае роли не играет.

Как исчислить и уплатить НДС по сделке с иностранцем

Чаще всего нерезиденты указывают, что цена контракта не включает российские косвенные налоги, или вообще не упоминают НДС в договоре.

В этих случаях для определения базы НДС нужно начислить на стоимость контракта «сверху». Затем сумму налога, выделенную по расчетной ставке, следует перевести одновременно с оплатой иностранному партнеру. Если не будет платежки на перечисление НДС, то банк не проведет и основной платеж.

Обычно расчеты с нерезидентами проводятся в иностранной валюте, но платить налоги в бюджет РФ необходимо в рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ). Следовательно, нужно определиться, по какому курсу пересчитывать базовую сумму контракта для исчисления НДС. По мнению чиновников, в этом случае необходимо использовать курс на дату платежа (п. 3 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина РФ от 21.01.2015 № 03-07-08/1467).

ООО «Альфа» заказывает услуги по перевозке по РФ у финской транспортной компании. Услуги на сумму 1000 евро оказаны в январе 2019 года и оплачены в феврале 2019 года. Курс евро на дату оплаты — 75 руб.

Налоговая база: 1000 + 1000 х 20% = 1200 евро.
Сумма НДС: 1200 / 120 х 20 = 200 евро.
К уплате в рублях НДС: 200 х 75 = 15 000 руб.

Вычет НДС и его отражение в декларации

Если НА платит НДС, а купленные «иностранные» услуги используются в облагаемой деятельности, то он может поставить уплаченный налог к возмещению.

Но для этого необходимо не только уплатить налог, но и фактически воспользоваться услугой и получить подтверждающие документы (п. 3 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

НА при заполнении декларации по НДС «добавляет» к своим обычным листам раздел 2. Взятый к вычету «иностранный» НДС отражается в строке 180 раздела 3.

Если НА сам не платит НДС, то он, кроме титульного листа, может использовать только разделы 1 и 2.

Резюме

Если иностранные поставщики оказывают на территории РФ услуги российским бизнесменам, то в общем случае получатели услуг должны платить НДС за своих контрагентов.

Однако из этого правила есть и немало исключений. Они связаны как с предметом договора («электронные» услуги), так и с особыми условиями, отраженными в межгосударственных соглашениях.

Расчет налогов в любой сложной ситуации, а также построение системы учета, которая максимально эффективна для достижения бизнес-целей, — одно из направлений работы нашей компании.

Читайте также: