Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам 2015

Опубликовано: 16.05.2024

С П Р А В К А

о результатах действия налоговых льгот в 2015 году

Согласно статье 61 Бюджетного кодекса в бюджет поселения зачисляются налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

1) земельный налог – по нормативу 100 процентов;

2) налог на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов;

Оценка эффективности налоговых льгот проводится в целях оптимизации перечня налоговых преференций и обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления поддержки в виде налоговых льгот.

Мероприятия по эффективности установленных налоговых льгот проведены в соответствии с решением Думы города от 18.12.2009 г. №683 «О налоговых льготах в городе Нижневартовске» и постановлением администрации города Нижневартовска от 21.12.2009 № 1835 «О Порядке оценки эффективности установленных налоговых льгот и представлении юридическими лицами информации для анализа эффективности действия льгот по налогам» (с изм. от 01.03.2010 №220).

Источником информации для расчета оценки эффективности налоговых льгот служат данные администратора налоговых доходов МРИ ФНС России №6 по ХМАО-Югре и сведения, представленные льготной категорией налогоплательщиков – юридическими лицами (налоговые декларации по земельному налогу).

Общий объем недополученных доходов местного бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот по местным налогам в 2015 году составил 6 529,70 тыс. рублей. В том числе: по земельному налогу 3 107,70 тыс. рублей, по налогу на имущество физических лиц – 3 422 тыс. рублей.

Оценка эффективности предоставленных льгот

по налогу на имущество физических лиц

Сумма налога на имущество физических лиц, поступившая в бюджет города в 2015 году составила 93 861,21 тыс. руб. По данным отчета №5-НМ, предоставленной Межрайонной инспекцией ФНС России № 6 по ХМАО-Югре, сумма льгот по налогу на имущество физических лиц, установленных нормативно-правовым актом представительного органа муниципального образования, за отчетный период составила 3 422 тыс. руб., воспользовались правом на льготу 11 116 налогоплательщиков. Сумма выпадающих доходов к общему объему поступления налога на имущество физических лиц составила 1,5%.

Льготы по налогу предоставлялись девяти социально-незащищенным категориям населения города, и имели исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности.

Социальная эффективность определена в сумме предоставленных льгот 3 422 тыс. рублей, где:

- 41,2%, или 1 411 тыс. рублей, приходится на несовершеннолетних владельцев долей имущества;

- 27,7% или 949 тыс. рублей – граждане, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет;

- 10,2% или 348 тыс. рублей – отцы, воспитывающие детей без матерей, и одинокие матери, имеющие детей в возрасте до 18 лет;

- 7,8 % или 266 тыс. рублей – бывшие воины, принимавшие участие в военных действиях;

- 7,2% или 247 тыс. рублей – студенты очной формы обучения;

- 5,9% или 201 тыс. рублей – остальные льготные категории (представители коренных малочисленных народов Севера; неработающие инвалиды III группы, выпускники учебных заведений, неработающие лица осуществляющие уход за инвалидами или престарелыми).

По сравнению с прошлым годом, сумма льгот уменьшилась на 3 171 тыс. рублей, в связи со снижением количества обратившихся за льготами налогоплательщиков с 15 878 человек до 11 116 человек.

Учитывая, что льготы по налогу на имущество физических лиц вышеперечисленным категориям граждан имеют общественную эффективность, так как направлены на поддержку социально-незащищенных категорий граждан и позволяют снизить долю расходов на оплату обязательных платежей, социальная эффективность этих налоговых льгот положительная.

Оценка эффективности предоставленных льгот

по земельному налогу

Сумма земельного налога, не поступившая в бюджет города Нижневартовска в 2015 году, в связи с предоставлением льгот отдельным категориям плательщиков составила 3 107,70 тыс. рублей или 2,2% от суммы налога, поступившего в бюджет. Из них по физическим лицам – 1 097,00 тыс. рублей, юридическим – 2 010,70 тыс. рублей.

По данным отчета №5-НМ, предоставленной Межрайонной инспекцией ФНС России № 6 по ХМАО-Югре, правом на льготу по земельному налогу, в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, воспользовался 2 161 налогоплательщик - физическое лицо. Сумма льготы 1 097,00 тыс. рублей рассматривается как форма социальной поддержки, имея исключительно социальный эффект.

Основной льготной категорией (83,2%) являются пенсионеры. Сумма льготы составила 913,00 тыс. рублей.

Сумма льгот, по сравнению с прошлым годом сократилась на 695 тыс. рублей, в связи с сокращением количества обратившихся за предоставлением льготы и отменой льготы для садово-огороднических некоммерческих объединений граждан и гаражных кооперативов, имеющих право на применение налоговой льготы, в части земельных участков, которые расположены на их территории и находятся в пользовании или владении физических лиц, подходящих по определению к льготной категории налогоплательщиков, указанной в пунктах 3.1.2, 3.2.2 и 3.2.3 решения Думы города, на основании копии членской книжки (с указанием площади земельного участка) и документов, подтверждающих льготный статус.

Основной льготной категорией являются организации и учреждения, финансируемые за счет средств бюджета города Нижневартовска. На нее приходится 72,3% от суммы льгот, предоставляемых юридическим лицам, и составляет 1 453,19 тыс. рублей, из них:

- бюджетные и автономные учреждения – 1 396,67 тыс. рублей;

- казенные учреждения – 56,52 тыс. рублей.

Льготы, установленные для муниципальных бюджетных и казенных учреждений, действующих в интересах населения города Нижневартовска, носят социальный характер, и для них рассчитывается социальная эффективность, которая равна сумме предоставленных льгот.

13,4% общей суммы льгот или 269,72 тыс. рублей предоставляются предприятиям, в отношении земельных участков, используемых ими в целях жилищно-коммунального и коммунального хозяйства, а также в отношении земельных участков, на которых расположены сооружения жилищно-коммунального и коммунального хозяйства. Льготы для данной категории установлены с целью развития городского жилищно-коммунального хозяйства, повышения качества, предоставляемых предприятиями ЖКХ услуг населению и имеют социальную эффективность равную сумме предоставленных льгот.

14,3% или 287,79 тыс. рублей - льгота, предоставленная сельскохозяйственному предприятию ООО «Птицефабрика Нижневартовская». В результате роста полученных в 2015 году доходов коэффициент экономической эффективности для данной льготы составил 1,8.

Результатом проведенного анализа налоговых льгот является то, что в основном (на 90,7%) льготы носят социальный характер и направлены на:

- снижение налоговой нагрузки организаций бюджетной сферы;


Финансы и банковские услуги
Налоговая система
Местные налоги
Налоговые льготы

АДМИНИСТРАЦИЯ

МЕРЛИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

КРАСНИНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

В 2015 году на территории поселения действовали налоговые льготы, установленные нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления по следующим местным налогам:

- налог на имущество физических лиц;

- земельный налог с физических лиц.

Оценка эффективности предоставленных налоговых льгот

по местным налогам за 2015 год

Поступления по налогам

Бюджетная эффективность налоговой льготы

Экономическая эффективность налоговой льготы

Социальная эффективность налоговой льготы

Оценка эффективности предоставленных льгот

Налог на имущество физических лиц

От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

-многодетные семьи, имеющие трех и более находящихся на иждивении несовершеннолетних детей, все члены семьи, совместно проживающие по совместной собственности;

- матери – одиночки (кроме, находящихся в разводе и получающих алименты) и несовершеннолетние дети, находящиеся на их иждивении;

- несовершеннолетние дети – сироты, дети оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях на полном государственном обеспечении.

Заявления о предоставлении льготы не поступали

1.Налоговые льготы имеют положительную бюджетную эффективность, так как показатель бюджетной эффективности равен нулю

2. Налоговые льготы имеют отрицательную социальную эффективность, так, как показатель равен нулю

земельный налог с организаций;

Освобождаются от налогообложения:

органы местного самоуправления;

бюджетные учреждения, казенные учреждения, автономные учреждения, финансовое обеспечение функций которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств районного и местного бюджетов на основе бюджетной сметы или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

муниципальные предприятия, учреждения, получающие дотацию на покрытие убытков от основной деятельности и частично финансируемые из местных бюджетов;

Заявления о предоставлении льготы не поступали

1.Налоговые льготы имеют положительную бюджетную эффективность, так как показатель бюджетной эффективности равен нулю

2. Налоговые льготы имеют отрицательную социальную эффективность, так, как показатель равен нулю

Земельный налог с физических лиц;

Освобождаются от налогообложения:

несовершеннолетние дети – сироты, дети оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях на полном государственном обеспечении

Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны на 100% - в отношении только одного земельного участка (по выбору налогоплательщика), находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, предоставленного для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства либо занятого индивидуальным жилым домом или отдельно стоящим гаражом

Заявления о предоставлении льготы не поступали

1.Налоговые льготы имеют положительную бюджетную эффективность, так как показатель бюджетной эффективности равен нулю

2. Налоговые льготы имеют отрицательную социальную эффективность, так, как показатель равен нулю

Краснинского района Смоленской области

01.12.2016 15:39 Результаты по оценке эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам за 2015 год

1. Оценка эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам Ельнинского городского поселения муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области.

1. 1. Реализация полномочий органов местного самоуправления, установленных налоговым законодательством в отношении местных налогов в отчетном периоде

В соответствии со статьей 61.5. Бюджетного кодекса РФ определено, что в бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от местных налогов, а именно:

- Земельный налог – по нормативу 100 процентов;

- Налог на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов.

Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам производится в целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот, обеспечение оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращение потерь местного бюджета.

Для оценки эффективности налоговых льгот используются следующие критерии:

Бюджетная эффективность налоговых льгот. Под бюджетной эффективностью понимается сохранение или превышение темпов роста сумм начисленного налога, подлежащего уплате в местный бюджет, над темпами роста объема налоговых льгот.

Социальная эффективность налоговых льгот. Под социальной эффективностью понимается социальная значимость дополнительного дохода, получаемого в форме налоговой льготы.

Льготы, установленные на местном уровне, по их направленности делятся на две группы:

- поддержка социально незащищенных категорий граждан;

- минимизация налоговой нагрузки учреждений, финансируемых из местных бюджетов.

В первую группу вошли льготы, предоставленные социально незащищенным категориям населения городского поселения, имеют исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности и повышающие покупательскую способность. Сумма таких льгот составила 126,0 тыс. рублей или 12,1,0 процента в общей сумме льгот.

Вторая группа налоговых льгот, предоставленная в целях снижения налоговой нагрузки на учреждения, финансируемые из местного бюджета. Сумма таких льгот составила 914,0 тыс. рублей или 87,8 процентов в общей сумме льгот.

Соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия льгот, установленных представительным органом местного самоуправления, к общему объему поступивших налоговых и неналоговых доходов (15503,5 тыс.рублей) за 2015 год составляет 6,7 процента.

Эти объемы льгот, по сути, нацелены на минимизацию расходов граждан городского поселения и учреждений, деятельность которых не направлена на получение доходов.

В целях повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и устойчивого развития городского поселения, в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, установленных налоговым законодательством, в отношении местных налогов, приняты следующие муниципальные правовые акты:

- решение Совета депутатов Ельнинского городского поселения от 30 ноября 2016 г. № 46 «Об установлении земельного налога на территории Ельнинского городского поселения Ельнинского района Смоленской области и об утверждении Положения о земельном налоге»; от 20 ноября 2014 г. № 41 «Об утверждении Положения о налоге на имущество физических лиц на территории Ельнинского городского поселения Ельнинского района Смоленской области».

Мероприятия по оценке эффективности льгот по налогам, являющимся доходными источниками бюджета Ельнинского городского поселения, закреплены постановлением Администрации муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области от 11.07.2016 № 710 «О порядке проведения оценки эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам Ельнинского городского поселения» (далее порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот).

2. Оценка бюджетной, социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот

В соответствии с Порядком проведения оценки эффективности налоговых льгот и в целях определения целесообразности потерь бюджета, проведена оценка эффективности предоставляемых льгот по налогам и сборам в местный бюджет.

2.1. Проведение инвентаризации предоставленных налоговых льгот

По земельному налогу: Решением Совета депутатов Ельнинского городского поселения от 30 ноября 2016 г. № 46 «Об установлении земельного налога на территории Ельнинского городского поселения Ельнинского района Смоленской области и об утверждении Положения о земельном налоге»:

-органы местного самоуправления

- бюджетные, автономные, казенные учреждения, финансовое обеспечение деятельности которых, в том числе по выполнению муниципального задания, осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований Смоленской области на основании бюджетной сметы или виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным задание муниципальных услуг (выполнением работ);

- граждане, достигшие 75 лет и старше;

По налогу на имущество физических лиц льготы не устанавливались.

2.2. Определение объемов недополученных (выпадающих) доходов бюджета сельского поселения, обусловленных предоставлением налоговых льгот

За 2015 год сумма предоставленной льготы по земельному налогу составила 1040,0 тыс. рублей, в том числе физическим лицам – 126,0 тыс. рублей, бюджетным учреждениям, финансируемым из местных бюджетов сельского поселения - 914,0 тыс. рублей.

3.Заключение по оценке эффективности налоговых льгот.

3.1 Бюджетная эффективность

Согласно Порядка проведения оценки эффективности налоговых льгот бюджетная эффективность не определяется и принимается равной сумме, предоставленных льгот:

По земельному налогу физических лиц – 126,0 тысяч рублей;

Учитывая, что в 2015 году получателями налоговых льгот являлись бюджетные учреждения, финансируемые из местных бюджетов, обеспечивающие выполнение возложенных на них функциональных задач в интересах населения городского поселения, бюджетная эффективность является положительной, так как является разновидностью бюджетного финансирования, поступающего в распоряжение налогоплательщика в ускоренном и упрощенном порядке. Следовательно, бюджетная эффективность от предоставления налоговых льгот здесь проявляется в экономии бюджетных средств, выделяемых на прямое финансирование выполнения социальных задач, сокращении встречных финансовых потоков.

3.2.Социальная эффективность

Социальная эффективность определяется социальной направленностью предоставленных налоговых льгот и признана положительной, так как направлена на достижение следующих целей:

· повышение уровня жизни населения (поддержка малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, повышение покупательской способности населения, снижение доли расходов на уплату обязательных платежей);

· на поддержку осуществления деятельности организаций по предоставлению на территории городского поселения услуг в социально-культурной сферы.

Актуально

Формирования Общественной палаты

Уважаемые жители Кушвинского городского округа! Администрация Кушвинского городского округа объявляет о начале процедуры формирования Общественной палаты на территории Кушвинского городского округа.

30 сентября 2019

Отчет Финансового Управления Кушвинского городского округа от 30.09.2019

30 сентября 2019

Отчет Финансового Управления Кушвинского городского округа от 30.09.2019

11 октября 2018

Отчет Финансового Управления в Кушвинском городском округе от 11.10.2018

11 октября 2018

Отчет Финансового Управления в Кушвинском городском округе от 11.10.2018

16 октября 2017

Отчет Финансового Управления в Кушвинском городском округе от 16.10.2017

16 октября 2017

Отчет Финансового Управления в Кушвинском городском округе от 16.10.2017

30 сентября 2016

Отчет Финансового Управления в Кушвинском городском округе от 30.09.2016

26 октября 2015

Отчет Финансового Управления в Кушвинском городском округе от 26.10.2015

Отчет Финансового Управления в Кушвинском городском округе от 17.03.2015

14 августа 2013

Отчет Финансового Управления в Кушвинском городском округе от 14.08.2013

  • Показывать по:
  • 10
  • Все

  • Общероссийское голосование Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации
    Открытое Правительство Свердловской области Портал "Открытое Правительство" Свердловской области принципиально новая платформой социального партнерства общества и власти, обеспечивающая высокий уровень прозрачности государственной власти и свободный обмен информацией между государством и гражданами. Инвестиционный портал Свердловской области Инвестиционный портал Свердловской области Управление социальной политики по г. Кушва Официальный сайт Управления социальной политики по г. Кушва
    Формируем Инвестиционную стратегию Свердловской области — 2030 С целью определения инвестиционных приоритетов Свердловской области, драйверов социально-экономического развития региона, а также механизмов реализации выбранных приоритетов, ведется разработка Инвестиционной стратегии Свердловской области на период до 2030 года.
    Публичные консультации в рамках ОРВ Все желающие могут принимать участие в обсуждении проектов правовых актов.
    Электронная база данных Кушвинской городской библиотеки Электронные базы данных МУК «Кушвинской библиотечно-информационный центр»
    Программа «Доступная информация» В рамках программы каждый житель Свердловской области может получить по льготной цене комплексный продукт: ПК, ПО, подключение к Интернет.
    Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) Российской Федерации
    Правительство Свердловской области Официальный сайт
    Информационная система органов власти Адресно-телефонная система «Структуры власти» Министерство юстиции Российской Федерации Нормативные правовые акты РФ
    Управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Официальный сайт Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области
    Кушвинская городская территориальная избирательная комиссия Официальный сайт Кушвинской городской территориальной избирательной комиссии
    Министерство по управлению муниципальным имуществом Свердловской области Официальный сайт Министерства по управлению муниципальным имуществом Свердловской области Защита прав потребителей Свердловской области Официальный сайт "Защита прав потребителей Свердловской области", содержащий базу данных результатов проведенных проверок, на предмет нарушения прав потребителя,
    ГУ МЧС России по Свердловской области Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
    Российская общественная инициатива Официальный сайт Российской общественной инициативы Портал малого и среднего предпринимательства Официальный портал малого и среднего предпринимательства
    Памятные даты военной истории России Календарь памятных дат военной истории России
    Доступная среда Свердловской области Автоматизированная информационная система
    Дополняя друг друга! Информационный портал для людей с ограниченными возможностями здоровья
    Федеральная служба по труду и занятости — на защите людей труда! Электронный сервис "Открытая Инспекция Труда" позволяет гражданину обратиться в инспекцию труда, когда его права нарушены, а также получить информацию о других способах выхода из проблемных ситуаций в сфере трудовых отношений. Работа в России Общероссийская база вакансий
    Свердловский областной центр профилактики и борьбы со СПИД Свердловский областной центр по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции Федеральная служба государственной статистики Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
    Всероссийский профориентационный портал Всероссийский профориентационный портал "Траектория успеха". Комплексный центр социального обслуживания населения г. Кушвы Сайт Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения г. Кушвы"
    Единый информационный портал профилактики и борьбы со СПИД Областной СПИД-центр, где каждый житель Свердловской области может получить информацию о том, как узнать свой ВИЧ-статус, где пройти обследование на ВИЧ по областным городам, телефоны доверия по проблемам ВИЧ.
    Общественный информационный Отчет "Органы власти субъектов РФ — навстречу людям!" Сайт последних новостей России, регионов России и мира, деятельность органов власти субъектов Российской Федерации
    Центральный Банк России Официальный сайт Центрального Банка России
    EXPO 2025 Официальный сайт кандидата в борьбе за право стать организатором ЭКСПО 2025
    Оказание бесплатной юридической помощи на территории Свердловской области В соответствии с Федеральным Законом 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" оказание бесплатной юридической помощи осуществляют участники государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи
    Официальный сайт Оргкомитета Организационный комитет по подготовке и проведению празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
    Маркетинговые материалы Репозиторий Портала оперативного взаимодействия участников СМЭВ
    Год Памяти и Славы 2020 Официальный сайт Года памяти и славы. Ресурс содержит информацию об основных акциях и мероприятиях, проводимых в рамках Года памяти и славы по всей России.

    Налоговые льготы
    Для стимулирования отдельных видов экономической активности, поддержки определенных территорий или категорий населения в России широко применяются налоговые льготы. Это ежегодно "обходится" бюджетной системе более чем в 2,5% ВВП выпадающих доходов. В то же время до сих пор не ведется систематическая работа по инвентаризации мер налогового стимулирования, отсутствуют единые подходы к оценке их эффективности.

    Основной функцией налоговой системы традиционно считают фискальную, то есть формирование доходной части бюджета страны или отдельных ее территорий (региона, муниципалитета). Причем российская налоговая система, как подчеркивается в ряде публикаций, является достаточно эффективной в реализации этой функции, что проявлялось как в длительном периоде профицита бюджета в середине 2000-х годов, так и в относительно небольшом бюджетном дефиците в кризисные периоды 2008–2009 гг. и 2014–2016 гг.

    Для стимулирования инвестиций и факторной производительности многие страны применяют налоговые стимулы в рамках своей налоговой политики. В качестве основных аргументов в пользу этого инструмента называются способность налоговых льгот заметно повышать отдачу от инвестиций и сигнализировать об открытости экономики для частных инвестиций, а также их полезность для мобильности капитала. Кроме того, это служит инструментом налоговой конкуренции с другими юрисдикциями. Также считается, что предоставление налоговых льгот – более простое решение, нежели принятие бюджетных программ, направленных на стимулирование деловой активности.

    В то же время налоговые льготы, как и иные освобождения и преференции по налогам и сборам, предусмотренные действующим законодательством, приводят к недополученным бюджетным доходам. Поэтому любые инициативы по налоговому стимулированию должны реализовываться крайне взвешенно и ответственно, а страны, которые испытывают сильные бюджетные ограничения, должны быть особенно осторожны в предоставлении налоговых стимулов во избежание усиления сопутствующих фискальных рисков.

    Примеров относительно успешного предоставления налоговых льгот немного (Коста-Рика, Ирландия, Малайзия, Китай). В большинстве стран эффект от применения налогового стимулирования оказался обратным: широко распространенные налоговые льготы привели к снижению уровня эффективного налогообложения и эрозии налоговых баз, что стало в свою очередь основными фискальными факторами развития кризисных явлений в национальных финансовых системах, особенно это касается стран с низким качеством госуправления. Дело в том, что успешность применения налоговых стимулов зависит от наличия сразу нескольких важных системных факторов: благоприятных макроэкономических условий, стабильности монетарной и налоговой систем, развитой инфраструктуры, мобильного и прозрачного рынка труда, готовности госструктур к партнерскому (взаимовыгодному) сотрудничеству с бизнесом. В противном случае налоговые преференции могут не только подрывать доходную базу бюджета и требовать болезненных налоговых корректировок в виде более высоких налогов на другие субъекты хозяйствования и виды деятельности, сокращения расходов или усиления зависимости от долгового финансирования, но и приводить к серьезным экономическим искажениям, политическим манипуляциям и коррупции.

    В теории налогообложения уже давно сформулированы три принципа оптимальной структуры налогов: эффективность (минимальное налоговое искажение в распределение ресурсов по законам рынка); справедливость (обложение в соответствии со способностью платить налоги); простота (минимальные затраты на администрирование и исполнение налоговых обязательств). Очевидно, что налоговые льготы в целом нарушают эти три принципа оптимального налогообложения, за исключением случаев вмешательства в устранение провалов рынка, налоговой конкуренции за привлечение инвестиционных проектов или формирования налоговых условий для развития экономических агломераций (производственных кластеров). В этой связи наиболее обоснованным налоговым стимулом является установление справедливых и умеренных базовых налоговых ставок.

    В России в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровне существует большое количество налоговых льгот и преференций, при этом общий объем выпадающих доходов бюджетной системы составляет, по оценкам Минфина России, от 2,5 до 2,8% ВВП ежегодно.

    Основной объем налоговых расходов сосредоточен на федеральном уровне – их доля составляет около 85% от общего размера выпадающих доходов бюджетной системы – и в основном касается таких налогов, как налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, НДФЛ. На региональном уровне налоговые расходы в основном формируются благодаря льготам по налогу на имущество.

    Таблица. Распределение налоговых расходов между уровнями бюджетной системы в 2014-2017 гг, млрд рублей

    2014 2015 2016 2017
    Всего налоговые расходы 2190,3 2163,3 2208,8 2448,6
    в том числе:
    налоговые расходы федерального бюджета 1886,5 1835,9 1882,6 2103,0
    налоговые расходы консолидированного бюджета 282,7 302,0 305,8 319,6

    Источник: Минфин России

    В функциональном разрезе доминирующим направлением налоговых льгот является национальная экономика (в среднем 83–85% от всех налоговых расходов), внутри данного раздела наибольший вес имеют воспроизводство минерально-сырьевой базы и сельское хозяйство. В то же время теоретические исследования и эмпирический опыт применения налоговых послаблений указывают, что инвестиции в проекты, неразрывно связанные с конкретным местоположением их реализации (например, инвестпроекты по освоению природных ресурсов или агропромышленные проекты на специально отведенных землях) и не отличающиеся географической "мобильностью", не должны получать специальные налоговые преференции. Более обоснованной формой государственной поддержки их реализации являются бюджетные субсидии.

    Еще одной особенностью российской практики применения налоговых льгот, уже не для бизнеса, а для населения, является их компенсационно-стимулирующий характер. Государство берет на себя часть расходов налогоплательщика на образование, приобретение жилья или медицинское обслуживание, как бы стимулируя потребление отдельных видов социальных услуг или рыночных благ. Напротив, в большинстве развитых стран налоговые льготы предоставляются в виде снижения налоговой нагрузки в обмен на одновременное снижение уровня потребления подобных товаров, работ, услуг. Так, в США гражданам, преимущественно проживающим за пределами страны в течение года и фактически не пользующимся общественными благами или благами с положительными внешними эффектами, финансируемыми из бюджетных средств (например, услугами социальной или транспортной инфраструктуры), предоставлено право исключить из налогооблагаемого по законам США дохода чуть более 100 тыс. долл.

    Будучи прямой альтернативой бюджетным расходам, налоговые льготы в России отличаются преимущественно бессрочным характером, отсутствием адресности, несмотря на формальную нацеленность на решение определенных задач государственной политики, и выведены из-под бюджетного контроля. Как справедливо отмечает Минфин России, подобная практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения ограниченных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния. В этой связи необходимо обеспечить в рамках бюджетного процесса проведение регулярного мониторинга и оценки эффективности налоговых расходов бюджета.

    На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных количественной оценке эффективности налоговых льгот. Но большинство из методик либо не предназначены для всестороннего анализа издержек и выгод, сосредотачиваясь на выявлении отдельных последствий от применения налоговых льгот, либо используют крайне сложное эконометрическое моделирование всех социально-экономических последствий их применения. В силу их сложности и трудоемкости рекомендовать подобные методические подходы для регулярного использования государственными служащими без должной специальной подготовки не представляется целесообразным. Вот почему оценка эффективности налоговых льгот должна сочетать в себе комплексность и всесторонность учета социально-экономических и бюджетных последствий применения налоговых льгот, с одной стороны, и простотой и понятностью алгоритма анализа, с другой.

    На наш взгляд, анализ эффективности налоговых льгот следует осуществлять в два этапа: сначала проверку их соответствия необходимым критериям целесообразности, а затем оценку достаточности показателя результативности их фактического или планового применения, характеризующего эффекты от использования льготы.

    На первом этапе критериями анализа могут быть:

    а) льгота относится к числу налоговых расходов бюджета;

    б) потери доходов бюджета от применения льготы являются существенными (например, больше 100 млн руб. ежегодно);

    в) льгота не носит узкого характера при том, что она применяется в достаточно специфической сфере либо небольшим числом налогоплательщиков по прошествии нескольких лет от начала ее действия. Востребованность льготы рассчитывается как отношение фактического количества ее потребителей к потенциально возможному количеству ее пользователей;

    г) льгота не вызывает сложности администрирования и правоприменения, и/или ее использование не сопровождается злоупотреблениями, и/или ее действие достаточно адресно, и/или имеет соразмерные (низкие) издержки администрирования (издержки администрирования налоговых расходов составляют менее 10% от их общего объема);

    д) для достижения целей, которые преследует льгота, отсутствуют менее затратные альтернативные возможности (например, бюджетные субсидии или реализации проектов на основе государственночастного партнерства).

    Несоответствие вышеперечисленным критериям свидетельствует о недостаточной эффективности льготы, а, значит, она должна быть рекомендована к отмене, либо по крайней мере к разработке предложений по совершенствованию механизма действия льготы (например, для издержек ее администрирования, повышения востребованности льготы и т.п.).

    Результаты анализа на соответствие применяемых сегодня в России налоговых льгот необходимым критериям представлены в приложении. Указанные в нем льготы являются "кандидатами" на отмену.

    На втором этапе (в случае выполнения всех необходимых критериев эффективности) ведомство-куратор льготы либо Минфин России (для общесистемных институциональных льгот, затрагивающих интересы нескольких ведомств) должны провести их оценку на предмет соответствия критериям результативности. В этом случае должна быть проанализирована динамика хотя бы одного показателя (индикатора), на значение которого оказывает влияние рассматриваемая льгота. Очевидно, что цели применения льготы могут быть как социальные (например, повышение доступности социально значимых товаров и услуг для потребителя, поддержка отдельных групп населения, стимулирование занятости отдельных групп населения и т.п.), так и экономические (стимулирование инвестиционной активности, поддержка отдельных видов деятельности, повышение инновационной активности, стимулирование экономического развития определенных территорий и т.п.). Поэтому ведомству-куратору или Минфину необходимо подобрать как минимум один из индикаторов, который наиболее чувствителен к целенаправленному воздействию льготы. Например, это может быть объем потребления отдельных товаров (услуг), охват населения услугами социально значимых организаций, доля расходов населения (или его определенных групп) на социально значимые товары и услуги, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, доля инвестиционных расходов в общих расходах организаций, объем выпуска отдельных видов продукции и т.п.

    При этом достоверность оценки влияния льготы на динамику целевого показателя (индикатора) зависит от соблюдения ряда требований:

    – доступность полной информации о льготе;

    – отсутствие в течение анализируемого периода существенных изменений в законодательстве по порядку применения льготы и расчету налогооблагаемой базы;

    – отсутствие исключительно отрицательной динамики показателя (индикатора) и соответствующих налоговых расходов;

    – отсутствие определяющего влияния иных факторов (помимо налоговой льготы) на динамику значений рассматриваемого показателя (индикатора).

    Формирование механизма оценки эффективности налоговых льгот предполагает ряд мер, в частности, введение в бюджетный процесс процедур регулярного мониторинга и оценки налоговых расходов бюджета; формализацию перечня налоговых расходов, подлежащего ежегодному пересмотру с целью учета изменений нормативных правовых актов, списка государственных программ/проектов и их структуры, а также иных обстоятельств; регламентацию процедуры отмены неэффективных и не соответствующих современным целям государства налоговых льгот; закрепление требований к установлению новых налоговых льгот, в том числе предусматривающих повышение адресности их применения и строгой координации с целями и задачами соответствующих инструментов государственного программно-целевого и проектного управления.

    Получение адекватных результатов применения предлагаемого механизма оценки эффективности налоговых льгот напрямую зависит от остроты таких общесистемных проблем, как высокий уровень коррупции, избыточно волатильный обменный курс, инфляция, неудовлетворительная прозрачность и ритмичность бюджетных расходов, непоследовательность и непредсказуемость государственного управления и других важных институциональных условий.

    Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

    Читайте также: