Обязательные элементы закона о налоге

Опубликовано: 16.05.2024

2.1 Элементы налога и способы взимания налогов

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

  • субъект налогообложения;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • льготы по налогу;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».

Субъект налога , или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

  • прибыль;
  • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
  • совокупный доход физических лиц;
  • транспортные средства;
  • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы.

За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

  • необлагаемый минимум;
  • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
  • снижение налоговых ставок;
  • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

Существует несколько способов уплаты налогов.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Для каждого налога существует свой порядок уплаты .

Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.

Определение понятия "элементы налогообложения" прямо не закреплено в законодательстве. Однако сам термин используется в Налоговом кодексе РФ. Через описание элементов налогообложения осуществляется законодательное установление налогов. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 3 ст. 3 НК РФ).

Налоговое законодательство выделяет обязательные и факультативный элементы налогообложения. К обязательным элементам ст. 17 Налогового кодекса РФ относит следующие:

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

Факультативным элементом являются налоговые льготы. Указанный перечень актуален в полном объеме лишь для налогов. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам (п. 3 ст. 17 НК РФ). Иными словами, общего перечня элементов обложения сборами в законодательстве не существует.

Значительную роль в становлении современных положений об элементах налогообложения сыграл Конституционный Суд РФ. В своих постановлениях и определениях, принятых еще до вступления в силу Налогового кодекса РФ, он прямо указывал, что "налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства" [3].

Фактически вопрос об элементах налогообложения поднимался в связи с необходимостью определения требований к установлению налогов.

В настоящее время порядок установления налогов определен в ст. 12 Налогового кодекса РФ. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Региональные и местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и соответственно законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Применительно к региональным и местным налогам субъекты Российской Федерации и муниципальные образования определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения по региональным и местным налогам полностью определяются Налоговым кодексом РФ.

Определенные требования к установлению налогов и сборов были сформулированы Конституционным Судом РФ, который указывал, что "установить налог можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными, Конституция Российской Федерации исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти; установить налог - не значит только дать ему название, необходимо определение в законе существенных элементов налоговых обязательств [1-7; 17, с. 145-146]. Кроме того, Конституционным Судом РФ обращалось внимание на необходимость полного и определенного закрепления всех элементов налогообложения в законодательстве [8].

В научной литературе об элементах налогообложения писали еще дореволюционные авторы, среди которых А.А. Исаев [11, с. 489-490], И.И. Янжул [21, с. 247] и др. В начале ХХ в. систематизирует учение об элементах А.А. Соколов [16, с. 117].

В советские годы, несмотря на некоторый спад интереса к вопросам налогового права, встречались исследования, в которых авторы обращались к элементам налогообложения. Так, С.Д. Цыпкин сформулировал понятие налогового метода изъятия доходов, основываясь на понятии и отдельных элементах налогообложения. Он указывал, что "применяя данный метод, государство использует специальные юридические конструкции - субъект налога, объект обложения, единицу обложения, ставку налога, необлагаемый минимум и т.д." [20, с. 43].

Актуализировались вопросы элементного состава налогов в начале 90-х гг. ХХ в., что было связано с возрастанием роли налогов. Здесь основы современного понимания элементов налогообложения были заложены С.Г. Пепеляевым в его работе "Закон о налогах: элементы структуры", в которой он писал, что "налог должен быть точно определен. Хотя число налогов велико, и структура их различна, тем не менее слагаемые налоговых формул - элементы закона о налоге - имеют универсальное значение" [19, с. 5-6].

Ученые отмечали, что выделение в составе налогового обязательства его элементов является "понятийным инструментарием", "анатомией налога" [12, с. 13, 38], его внутренним строением [17, с. 103].

В литературе встречаются различные подходы к определению элементов налогообложения. В частности, указывается, что "юридический состав налога включает совокупность элементов налогообложения, необходимых и достаточных для исчисления и уплаты налога" [9, с. 172], "предлагается рассматривать их как законодательно формализованные, пространственно-временные, физические, стоимостные, фактические и иные характеристики обстоятельств и предметов материального мира, а также порядок исчисления, документальной фиксации и внесения лицом конкретной суммы налога" [14, с. 229; 18]. Элементы налога могут быть определены, как внутренние исходные функциональные единицы, которые в своей совокупности составляют юридические конструкции соответствующих налоговых платежей [14, с. 230].

Следует отметить, что помимо законодательного термина "элементы налогообложения" в специальной литературе и в судебных актах встречается множество близких, а иногда идентичных по содержанию понятий, например, "правовой механизм налога", "юридический состав налога", "элементный состав налога", "структура налога", "анатомия налога", "элементы закона о налоге", "элементы юридического состава налога", "элементы правового механизма налога", "элементы налогового обязательства", "элементы налога" и т.п. [14, с. 229].

Отдельные ученые возражают против отождествления терминов "элементы налогообложения" и "элементы налога". По мнению И.И. Кучерова, "состав элементов налогообложения много шире, поскольку, помимо налогов со всеми их элементами, включает также целый ряд других составляющих. К примеру, налогооблагающий субъект как публичное территориальное образование, в пользу которого уплачиваются обязательные налоговые платежи, безусловно, относится к элементам налогообложения, однако элементом налогов не является" [14, с. 231]. Кроме того, отмечается нелогичность использования понятия элемента закона о налоге для описания элементов налогообложения, так как "теория права не предусматривает иного элемента закона, чем правовая норма, состоящая, как правило, из гипотезы, диспозиции и санкции" [15, с. 530]. Одновременно предлагается использовать термин "элементы правового налогового механизма" [15, с. 530].

В.Н. Иванова предлагает рассматривать термин "юридическая конструкция налога" в двух аспектах: "во-первых, "юридическая конструкция налога" - это модель, которая используется законодателем при установлении конкретных налогов. Ее содержание раскрывается через совокупность правовых норм части первой Налогового кодекса РФ и является относительно неизменным. Словосочетания "юридическая конструкция налога как модель" и "модель юридической конструкции налога" используются автором как равнозначные. Во-вторых, "юридическая конструкция конкретного налога" - это совокупность элементов, которые законодатель использует при конструировании конкретного налога, закрепляя специфические характеристики этих элементов в нормах отдельных глав второй части Налогового кодекса РФ, а также региональных законах и решениях муниципальных образований о налогах" [10].

В научных исследованиях, так же как и в налоговом законодательстве, выделяют различные группы элементов налогообложения. Экономисты выделяют обязательные и факультативные элементы. Обязательные элементы налога - это совокупность регламентированных налоговым законодательством данной страны слагаемых налогового обязательства, определяющих порядок исчисления и уплаты налога, без раскрытия которых это обязательство не может считаться установленным [16, с. 118]. Факультативные элементы налога - это совокупность дополнительных слагаемых налогового обязательства, раскрытие которых при установлении налога возможно, но отсутствие которых не может приводить к ситуации, когда это обязательство будет считаться неустановленным [16, с. 119].

Отдельные авторы предлагают разграничивать атрибутивные (нормативные) и вспомогательные (доктринальные) элементы налогообложения [9, с. 172].

Существуют иные перечни элементов налогообложения, например, наряду с теми, которые сейчас закреплены законодательно, называют налогово-правовую норму, налогоплательщика, предмет налогообложения, масштаб налога, единицу налога, бухгалтерский (налоговый) учет, источник налога, получатель [17, с. 106].

Существует еще один подход, в соответствии с которым выделяют основные, дополнительные и факультативные элементы, где к основным относятся субъект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога; к дополнительным - предмет налога, масштаб налога, единицу налога, источник налога, налоговый оклад и получатель налога. К факультативным причислены налоговые льготы [14, с. 236]. Близкий подход используется Н.П. Кучерявенко, который называет обязательные (основные и дополнительные) и факультативные элементы. При этом к основным он относит плательщика налога, объект налогообложения и ставку налога, к дополнительным - предмет, базу, единицу налогообложения; источник уплаты налога; методы, сроки и способы уплаты налога; особенности налогового режима; бюджет или фонд поступления налога (сбора); особенности налоговой отчетности. К факультативным - налоговые освобождения, льготы [15, с. 533].

Кроме того, на основе системного подхода выделяют те элементы, из которых собственно сложен налог (статические элементы налога) и элементы, определяющие его функционирование (динамические элементы налога). К статическим относят субъект и объект налога, налоговую базу, масштаб налога, налоговый период и налоговую ставку, к динамическим - порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, порядок зачета и возврата переплаченного или излишне взысканного налога [15, с. 237].

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 г. N 9-П.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.1997 г. N 3-П.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 г. N 16-П.

4. Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 г. N 170-О.

Налог считается установленным только в том случае, когда точно определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Понятие установления налогов и сборов

Принято считать, что введение в действие налогов и сборов связано лишь с процессом их будущего взимания, а государство обладает правомочиями и не несет каких-либо обязанностей, за исключением процессуальных.

Однако такое мнение ошибочно, поскольку существует определенный порядок установления налогов и сборов. Обязанность по их внесению возникает у граждан и организаций только после того, как государство, а в некоторых случаях и муниципалитеты, соблюли эти правила.

Прямое понятие установления налогов и сборов в Федеральных законах отсутствует. Однако можно использовать особенности, присущие ему. Общие условия установления налогов и сборов определены в ст. 17 НК и, наряду с другими базовыми нормами служат основой для определения понятия установления обязательных платежей. Раскроем следующие принципы установления налогов:

1. Происходит на основании принятых решений уполномоченными органами. Они устанавливаются законодательными органами Российской Федерации, а также субъектами РФ. Наряду с ними, решения принимают представительные муниципальные органы. При этом, субъекты Федерации и местные власти имеют производные полномочия.

2. Конституция РФ и НК предполагают введение налогов и сборов при условии, если каждое действие, входящее в процесс, соответствует определенным правилам. Их несоблюдение служит одним из доказательств для признания таких норм противоречащими Основному закону. Необходимость повышенных требований связана с соблюдением баланса интересов частных и публичных лиц и образований.

3. Принятое решение, предполагающее введение налогов или сборов, должно соответствовать требованиям правовой формы. Она определена в НК РФ. Это сделано в целях обеспечения единства законодательства.

4. К содержанию решения тоже предусмотрены определенные требования. Оно должно содержать все необходимые части налога или сбора. В противном случае, оно даже не потребует отмены, поскольку отсутствие хотя бы одной обязательной части влечет автоматическую недействительность акта и не потребует доказательств в суде. Методы расчетов должны позволить исчислить сумму обязательств.

Исходя из указанных характеристик, условия установления налогов и сборов, можно определить, как особый процесс принятия решений уполномоченными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципалитетов, итогом которого становится принятие соответствующего всем требованиям акта, содержащего все необходимые элементы обязательного платежа.

Юридический состав налогов и сборов

Элементы налогов и сборов делятся на обязательные и необязательные. В соответствии со ст. 17 НК РФ, при установлении налогов должны быть определены следующие элементы: объект налогообложения, его база, налоговый период, ставка налога, порядок его исчисления, а также порядок и сроки уплат налога.

Особенности таких платежей связаны с необходимостью максимально четко определить обязанности субъектов налогообложения.

Отсутствие хотя бы одного из них создаст правовую неопределенность. Поэтому оно послужит основанием для отмены или изменения акта, устанавливающего налог. При установлении налогов учитывается фактическая способность вовлеченных в их расчет и уплату лиц исполнить все необходимые обязанности.

В случае со сборами, их юридический состав значительно меньше. Должен быть определен круг субъектов налогообложения (в случае с госпошлиной плательщиком средств выступает лицо, обращающееся за получением госуслуг), а остальные элементы зависят от предмета платежа.

Если речь идет о том, чтобы получить сведения из ЕГРП или ЕГРЮЛ, то пошлина предусматривает размер, не требующий порядка исчисления. В случаях, когда лицо обращается в суд, присутствует как размер, так и порядок исчисления. Используется как один из этих элементов, так и оба.

Другой особенностью является то, то уплата пошлины предшествует появлению объекта налогообложения. Без доказательств первого, не может возникнуть второй.

Особенности обязательных элементов налога и сбора

Методы формирования законодательства выразились в том, что каждый обязательный элемент того или иного налога выделен в самостоятельную статью НК РФ. В качестве примера, можно рассмотреть положения 2-й части этого документа, регулирующие НДФЛ.

Под ними понимаются все юридические и физические лица. В случае с НДФЛ речь идет только о последних.

2. Объект налогообложения.

Он состоит из юридических фактов, с возникновением которых закон связывает обязанность уплаты налогов и сборов налогоплательщиками. В случае с НДФЛ таким основанием является получение дохода, в частности, от продажи недвижимости или автомобилей.

3. Налоговая база.

Под ней понимаются стоимостные характеристики объекта налогообложения, выраженные в рублях. В ситуации с НДФЛ, ей является размер заработной платы. А при определении налога на имущество – кадастровая стоимость недвижимости, принадлежащей налогоплательщику.

4. Налоговый период.

В качестве него рассматривается календарный год, либо иной промежуток времени, в рамках которого определяется показатель налоговой базы. В случае с НДФЛ, речь идет о календарном годе, а в ситуации уплаты акцизов – 1 месяц.

5. Налоговая ставка.

Она представляет собой величину отчислений по налогам на единицу измерения налоговой базы. Она может быть, как фиксированной в рублях, так и выражаться в процентах. Первый случай встречается при транспортном налоге, а второй при уплате НДФЛ. Комбинированный тип ставки предусмотрен при подаче судебных исков, где предусматривается твердая сумма платежа и процент от суммы исковых требований.

Если этот элемент выражается в процентах, то выделяют пропорциональный (стабильный), прогрессивный (возрастающую с увеличением налоговой базы ставку), а также регрессивный (уменьшающуюся ставку, если база растет) метод регулирования ставки.

6. Порядок исчисления налога.

Это набор правил, который определяет то, на кого возложена обязанность расчета, подлежащего уплате денежных обязательств в бюджет. Сведения об этом порядке содержат соответствующие нормы НК. По общему правилу, налогоплательщик самостоятельно исчисляет количество подлежащих уплате денежных средств. Правила могут отличаться даже в рамках 1-го вида платежей. В случае с получением оплаты по трудовому договору, это делает работодатель, а при продаже недвижимости или автомобиля исчисление НДФЛ проводится самим субъектом налогообложения.

Возможны и случаи, когда размер подлежащих оплате денежных средств определяется налоговой инспекцией. Примером служит транспортный налог, квитанции об уплате которого она присылает.

7. Порядок и срок уплаты налога.

Что касается сроков внесения налога, то они могут быть указаны в виде календарной даты, либо исчисляться временными периодами (год, квартал, месяц). В НК представлены все варианты.

Помимо сроков, необходимо наличие порядка уплаты налога. Он состоит из характера действий, которые могут состоять во внесении нескольких платежей авансового типа, либо единовременной оплате всей суммы. Также должен указываться способ уплаты. Под ним понимается внесение наличных денежных или безналичных средств и учреждение, через которое происходит оплата.

Необязательные элементы налогов и сборов

В число этих элементов входят налоговые льготы и основания для их применения.

В качестве примера можно рассмотреть случаи опеки или утраты трудоспособности. Для граждан, осуществляющих ее над детьми, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ. При этом, речь не идет об автоматическом их применении.

Установление налоговых льгот предполагает представление налогоплательщиком соответствующих доказательств.

Также потребуется заявление. В качестве таковых могут выступать договоры опеки. В случае утраты трудоспособности потребуются документы уполномоченного органа. Только после изучения предусмотренных документов инспекция примет решение об применении льгот.

Помимо опеки, можно рассмотреть случаи льгот при взимании сборов. Примером служат дела, рассматриваемые судами по вопросам установления алиментов. В этих случаях, заявление не требует оплаты госпошлины.

Особенности процедуры установления налогов и сборов

Федеральные налоги устанавливаются законами, принимаемые Государственной Думой в форме поправок или дополнений в НК и действуют на всей российской территории. Региональные и местные налоги действуют на части российской территории, находящейся в пределах их административных границ. Последние могут приниматься по вопросам, находящимися в их ведении.

Согласно ст. 12 НК РФ, происходит разграничение полномочий при установлении местных налогов, а также при установлении региональных налогов. Согласно этим правилам, все указанные платежи должны быть составной частью НК. При этом, регулированию на местах подлежат налоговые ставки а также порядок и сроки уплаты налогов. Примером служит транспортный налог, ставка которого в каждом регионе своя.

Также к числу вопросов, решающихся на региональном и муниципальном уровнях относятся особенности определения налоговой базы, а также льготы, включая основания и порядок их использования (заявление или автоматическое применение), если такие вопросы находятся в ведении регионов и муниципалитетов.

Законодательными органами субъектов РФ принимаются решения об установлении налогов в форме законов. При установлении местного налога представительными органами муниципалитета, используется форма акта, предусмотренная его уставом.

Сведения о новом акте, включая его текст, должны публиковаться в официальных изданиях.

Порядок вступления в действие таких актов предполагает определенные сроки. Они не могут применяться ранее следующего налогового периода. Другим ограничением служит невозможность вступления в действие даже в следующем налоговом периоде, в случаях, когда сведения об акте, включая его текст, были опубликованы менее, чем за месяц до его начала.

021515 1628 1 ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПЕРВОЙ ЧАСТЬЮ НК РФ
Налог имеет свой определенный состав, который предопределен самой сутью налога. Составные части налога, описанные в правовых актах, принято именовать «элементы налога». Установление налога предполагает не только обозначение вида налога, но и определение его элементов.

Элементы налога – это регламентированные налоговым законодательством составные части налога, определяющие условия его применения.

Каждый налог представляет собой комплекс элементов. Элементы налога подразделяются на основные (сущностные), дополнительные (факультативные) и специфические.

Основными элементами налога считаются те, отсутствие или не определенность которых, делает налог неустановленным.

Налоговый кодекс предусматривает, что «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налога; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога» 1 .

Таким образом, налогоплательщики (субъекты налога) не включены в перечень элементов налога. Однако согласно всем имеющимся теоретическим воззрениям по поводу перечня элементов налога, налогоплательщики входят в этот перечень, будучи обозначенными в нем термином «субъект налога». И это представляется совершенно правильным.

К числу дополнительных (факультативных) элементов Налоговый кодекс относит налоговые льготы, указывая при этом, что «в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком» (п. 2 ст. 17 НК).

Отсутствие дополнительных (факультативных) элементов налога не является его дефектом и не освобождает налогоплательщика от обязанности по его уплате.

Специфические элементы налога могут быть свойственны каким-то конкретным видам налогов. Например, при косвенных налогах предусматривается такой их элемент, как источник выплаты налога, который заключается в том, что налогоплательщик обязан включить в цену товара специальную надбавку, предназначенную обеспечить этого налогоплательщика денежными средствами, необходимыми для уплаты налога.

Элементы налога имеют важное значение, так как именно они формируют условия налогообложения. Именно эти элементы определяют содержание конкретного налогового обязательства, а именно: субъекта налога, круг его обязанностей, связанных с уплатой налога, и пределы права государства на получение данного налога.

Пункт 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает следующее: «При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».

Данный принцип основывается на положениях статьи 57 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что лишь законно установленный налог порождает обязательство по его уплате. Налог, по которому не определены все элементы налогообложения, считается неустановленным.

Установление порядка, в соответствии с которым само наличие налога (федерального, регионального или местного), который может существовать на территории Российской Федерации, определяется Государственной Думой с одобрения Совета Федерации и фиксируется непосредственно в Налоговом кодексе Российской Федерации, вытекает из принципа возникновения налогового обязательства лишь на основе законно установленного налога, который был рассмотрен выше. В рассматриваемом же принципе речь идет о том, кто и посредством какого правового акта устанавливает элементы налога. В связи с этим возникает также вопрос: допустимо ли расщепленное (поэтапное) установление налога, когда одни элементы налога устанавливаются, скажем, представительными органами, а другие — исполнительными.

В конечном счете все элементы всех видов налогов (федеральных. региональных и местных) устанавливаются только теми правовыми актами, которые входят в состав особой разновидности законодательства — законодательства о налогах и сборах.

В заключение данного принципа отметим, что, как отмечается в литературе, «отсутствие хотя бы одного элемента означает, что обязанности налогоплательщика по уплате налога не установлены. Следовательно, налогоплательщик вправе не платить данный налог» 1 .

В то же время статья 17 самого Налогового кодекса, где говорится, что налог считается установленным (подчеркнуто нами — авт.) лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. К этим элементам Налоговый кодекс относит объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Следовательно, обозначение налога в Налоговом кодексе путем включения его в перечень налогов и сборов, применяемых в Российской Федерации, еще явно недостаточно, чтобы признать данный налог установленным. Необходимо еще определить налогоплательщика и все другие элементы налогообложения.

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Таким образом законодатель требует, чтобы при исчислении налогов для налогоплательщика были определены все элементы налогообложения, включая объекты, которые следует облагать налогом, порядок определения налоговой базы по таким объектам, ставки налогов по каждому объекту налогообложения, алгоритм расчета налога, подлежащего взносу в бюджет и т.п.

В п. 1 ст. 17 НК РФ подчеркивается, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

—порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

Объект налогообложения и налоговая база

Согласно НК РФ объект налогообложения является обстоятельством, порождающим обязанность налогоплательщика уплатить налог, при этом каждый налог должен иметь самостоятельный и прямо названный в соответствующей главе объект налогообложения. Однако для того, чтобы исчислить налог, недостаточно просто определить объект налогообложения, для этого необходимо знать его стоимостную (количественную или физическую) характеристику, то есть налоговую базу.

Таким образом, налоговая база в отличие от объекта налогообложения не порождает обязанности налогоплательщика уплатить налог, она необходима только для исчисления и уплаты в бюджет конкретных сумм налога.

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений вышеуказанной статьи.

Согласно ст. 247 НК РФ с 1 января 2002 г. объектом налогообложения по налогу на прибыль признается полученная организацией прибыль, при этом понятие «прибыль» различно для разных категорий налогоплательщиков (см. табл. 1).

Объект налогообложения в зависимости от статуса организации

Статус организации в соответствии с положениями Налогового кодекса

Порядок определения прибыли

полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства

полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

Иные иностранные организации

доход, полученный от источников в Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. 309 НК РФ.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ в отношении каждого налога.

До вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ согласно действовавшему до конца 2001 г. Федеральному закону от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» налоговая база определялась по данным бухгалтерского учета, после чего корректировалась в целях налогообложения согласно законодательству.

С 1 января 2002 г. в соответствии с п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Причем определять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики должны по данным налогового, а не бухгалтерского учета.

Налоговая ставка и порядок исчисления налога

Каждый налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ).

В общем случае сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 286 НК РФ).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ) и устанавливается НК РФ в отношении каждого федерального налога.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом (п. 2 ст. 53 НК РФ).

С введением в силу 25 главы НК РФ изменилась величина налоговой ставки (см. Таблицу 1.2). Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ с 1 января 2002 г. для всех российских организаций и иностранных организаций, получивших прибыль через свои постоянные представительства в Российской Федерации, установлена единая ставка налога на прибыль, максимальная величина которой составляет 24 процента (кроме отдельных видов доходов). При этом налог на прибыль уплачивается в три бюджета:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.

Налоговый и отчетный периоды

Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (по итогам которых уплачиваются авансовые платежи).

Вводимая в действие с 1 января 2002 г. глава 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль» определила налоговый период по налогу на прибыль как календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), то есть по сравнению с действовавшим до конца 2001 г. Федеральным законом от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» налоговый период не изменился. Как и прежде, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).

Таким образом каждый налоговый период — календарный год (с 1 января по 31 декабря) – включает в себя четыре отчетных периода (1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год), при этом налог на прибыль исчисляется по итогам каждого отчетного периода нарастающим итогом.

Налоговым кодексом РФ (глава 26.3) предусмотрено 3 корректирующих коэффициента базовой доходности:

К1 — корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения, а также места расположения внутри населенного пункта, определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности налогоплательщиком к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной Государственным земельным кадастром для данного вида деятельности. Порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земли устанавливается Правительством Российской Федерации;

К2 — корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности (определяется субъектами Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 346.26 главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законами субъектов РФ определяются: 1) порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; 2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 настоящей статьи; 3) значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 настоящего Кодекса. При этом согласно пункту 7 статьи 346.29 значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков субъектами Российской Федерации на календарный год и могут быть установлены в пределах 0,01 до 1 включительно. Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода. Настоящим Кодексом установлено, что налоговым периодом по единому налогу признается квартал;

К3 — коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор публикуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) определено, что корректирующий коэффициент базовой доходности К1, предусмотренный статьями 346.27 и 346.29 Налогового кодекса РФ, в 2003-2004 годах при определении величины базовой доходности не применяется. Коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), в 2003 г. был равен единице.

В соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 11.11.2003г № 337 «Об установлении коэффициента-дефлятора на 2004 год», зарегистрированным в Минюсте РФ 25.11.2003г за № 5262, на 2004 год установлен коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, равным 1,133.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, начиная с первого налогового периода 2004 года (декларации за 1 квартал 2004года) наряду с коэффициентом К2 должны применять и коэффициент К3.

Учитывая изложенное, при исчислении налоговой базы (величины вмененного дохода) следует значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности умножить на физические показатели, характеризующие данный вид деятельности в каждом месяце налогового периода, и умножить на корректирующие коэффициенты К2 и К3.

Статьей 2 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 531-КЗ (в редакции Закона от 30.05.2003 № 577-КЗ) «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» установлено, что при определении величины базовой доходности налогоплательщиками Краснодарского края используется корректирующий коэффициент К2, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности. Значения корректирующего коэффициента К2 установлены в таблице указанной статьи.

Кроме того, настоящей статьей Закона определено, что в случае, если в рамках одного вида деятельности налогоплательщиком осуществляется торговля несколькими группами товаров либо оказываются несколько видов бытовых услуг, для которых установлены различные значения коэффициента К2, при расчете налога по данному виду деятельности по каждому объекту используется наибольшее по размеру значение коэффициента К2.



1. Уплата налогов (сборов) является конституционной обязанностью лиц, выступающих в налоговых прароотношениях в качестве налогоплательщи­ков или плательщиков сборов. В ст. 57 Конституции РФ, в частности, гово­рится: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы".
Содержание обязанности по уплате налогов и сборов заключается в нали­чии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности уп­латить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор.
2» Не всякий налог (сбор), установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально-административного образования (например, субъекта РФ или муниципалитета), порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанность уплатить такой налог (сбор).
Важнейшим критерием выступает законность установления нового налога или сбора. Еще в 1997 г. КС РФ отметил, что "налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства"55. Конституционный принцип уплаты только законно установленных налогов (он же ­основной принцип налогового права - законности и определенности налогового обязательства) развивается:
• в п. 1 ст. 17 НК РФ, где перечислены элементы налогообложения, при определении которых в совокупности налог может считаться установ­ленным законодателем;
Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 года № 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11 прим 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации" в ред. от 19 июня 1997 года" // СЗ РФ. 1997, № 46. Ст. 5339.
• в п. 6 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым "при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения", а также "ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сбо­ры, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов и сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федера­ции, либо установленные в ином порядке, чем это определено Налого­вым кодексом Российской Федерации".
Налог считается установленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, то есть когда в совокупности определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения:
объект налогообложения; налоговая база; налоговый период;
налоговая ставка; порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
При установлении сборов в качестве обязательных элементов должны быть определены:
плательщики сборов; объект обложения; облагаемая сбором база; ставка сбора.

Таким образом, если законодатель не установил или не определил хотя бы один из перечисленных обязательных элементов налогообложения, налог не должен считаться установленным, и обязанность по его уплате не возникает.
3. Помимо вышеперечисленных существенных (или обязательных) элемен­тов налогообложения существуют и дополнительные (или факультатив­ные) элементы юридического состава налога. Так, в необходимых слу­чаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
4» Исполнение налоговой обязанности обеспечивается силой государствен­ного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необ­ходимых случаях - и органами налоговой полиции. За неисполнение рас­сматриваемой обязанности налогоплательщик несет ответственность, вплоть до уголовной. С учетом системообразующего характера и значе­ния обязанности налогоплательщиков (или плательщиков сборов) уча­ствовать в расходах государства отдельные авторы кратко именуют обя­занность по уплате налога (сбора) общим термином "налоговая обя­занность". Это узкий подход к определению понятия "налоговая обязан­ность налогоплательщика или плательщика сбора".
Поэтому следует помнить, что рассматриваемая обязанность является главной, конституционной, но не единственной налоговой обязанностью налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Иные обязанности указанных лиц, предусмотренные, в частности, нормами ст. 23 НК РФ, также являются налоговыми по своей сути, так как проистекают из налоговых правоотношений и установлены действующим налоговым законодательством. К ним, например, относятся:
обязанность встать на учет в налоговых органах, если такое требование содержится в НК РФ;
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объек­тов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законода­тельством о налогах и сборах;
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном поряд­ке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны упла­чивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о на­логах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и т. д.

Эти обязанности носят по отношению к основной конституционной обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов - обязаннос­ти по уплате налогов (сборов) - производный и обеспечительный ха­рактер. Поэтому понятие "налоговая обязанность налогоплательщика или плательщика сбора" включает в себя как обязанность по уплате налогов (сборов), так и иные обязанности участников налоговых правоотноше­ний, установленные налоговым законодательством.
5. Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекра­щается при наличии определенных оснований, которые устанавлива­ются НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может осуществляться добровольно и принудительно.
Обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возникает у налого­плательщика и плательщика сбора с момента появления у него объекта налогообложения, которым могут являться: имущество, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую ха­рактеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодатель­ство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по упла­те налога (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ). При этом:
стоимостная характеристика объекта налогообложения означает, что он может выражаться в денежной сумме;
количественная - характеризует объект налогообложения количеством вещей, объединенных определенным родовым признаком (например, послевоенный налог на плодовые деревья на приусадебных участках, взимавшийся в зависимости от количества таких деревьев);
физическая - используется, к примеру, при установлении и взимании транспортного налога, когда за основу расчета подлежащего уплате на­лога берется мощность двигателя транспортного средства, исчисляемая в лошадиных силах, либо объем двигателя, исчисляемый в кубических сантиметрах.
Под основными видами объектов налогообложения понимаются:
имущество;
• деятельность налогоплательщика по реализации товаров, работ, услуг;
экономические результаты такой деятельности, в частности: прибыль, доход;
иные объекты. Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Объекты фе­деральных, региональных и местных налогов определяются исключи­тельно федеральным законодателем. Это одна из гарантий недопущения

многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагает­ся несколькими налогами одновременно. Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов осуществля­ется в отношении налогоплательщиков - физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а принадлежащих им денежных средств - недостаточными для исполнения указанной обя­занности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по реше­нию налогового органа. При принятии в установленном порядке реше­ния об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения (п. 3 ст. 51 НК РФ).
Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается при наступлении хотя бы одного из нижеуказанных юридических фактов:
уплаты налога (сбора) - своевременного и в полном объеме исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) своей налоговой обязан­ности путем перечисления исчисленной в установленном порядке сум­мы налога в соответствующий бюджет;
смерти налогоплательщика или признания его умершим в порядке, уста­новленном гражданским законодательством (исключение из данного общего правила: задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах сто­имости наследственного имущества);
ликвидации организации-налогоплательщика после проведения ликвида­ционной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фонда­ми) за счет оставшихся денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества;
наступления иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (л. 3 ст. 44 НК РФ):
- удержание суммы налога (сбора) налоговым агентом (ст. 24 НК РФ);
- уплата налога за налогоплательщика поручителем (ст. 74 НК РФ);
- взыскание налога (сбора) налоговым органом в бесспорном порядке денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии достаточных денежных средств на счете (ст. 46 НК РФ);
- погашение налоговой обязанности посредством обращения налоговым органом (в отношении налогоплательщиков-организаций или налого­вого агента - организации) или судом (в отношении физического лица) взыскания на имущество налогоплательщика (статьи 47 и 48 НК РФ);
- исполнение обязанности по уплате налогов (сборов) реорганизован­ного юридического лица его правопреемником (ст. 50 НК РФ);
- исполнение обязанности по уплате налогов и сборов за физическое лицо, признанное судом безвестно отсутствующим лицом, упёлномо­ченным органом опеки и попечительства управлять имуществом нало­гоплательщика (ст. 51 НК РФ);
- списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 НК РФ);
- погашение налоговой обязанности по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа (в спорных случаях - по решению суда) с помощью зачета соответствующей суммы по другому излишне упла­ченному или излишне взысканному налогу (п. 5 ст. 78, ст. 79 НК РФ).

Если иное не предусмотрено налоговым законодательством, налогопла­тельщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате нало­га. Уплата налога за третье лицо (друга, мужа, сослуживца или тещу) не допускается. Естественно, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством (не возбраняется и досрочная уплата налога).

Читайте также: