Объявила неконституционными ограничения избирательных прав по причинам неуплаты налога в сша год

Опубликовано: 17.05.2024

Конституция Соединенных Штатов – высший законодательный акт страны, который регламентирует принципы федерального управления.
Она была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном конвенте в Филадельфии.
Каждый штат считается независимым государством.
Конституция призвана защищать права граждан.

В Преамбуле определены цель и руководящие принципы Конституции:
«Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Наибольший вклад в разработку Конституции внесли Томас Джефферсон и Джон Адамс.
Дедушка Адамса имел фамилию Адамчук, родом со Львова.

В истории США было принято 27 поправок к Конституции США.
Данные поправки затрагивают проблемы и вызовы времени, с которыми сталкивались США в процессе своего развития.
Право толковать понимание положений Конституций и Поправок дано Верховному суду США, как главному органу конституционного правосудия.

Первые десять поправок получили название Билль о правах.
Они были приняты 25 сентября 1789, вступили в силу 15 декабря 1791.
1. Свобода слова, свобода религии, свобода прессы, свобода собраний, право на подачу петиции
2. Право хранить и носить оружие
3. Запрещено размещать солдат в частных домах без согласия владельца
4. Запрет произвольных обысков и арестов
5. Гарантии надлежащего уголовного процесса, запрет повторного привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение, право не свидетельствовать против себя, гарантии при реквизициях
6. Права обвиняемого, в том числе право на суд присяжных
7. Право на суд присяжных в гражданских делах
8. Запрет чрезмерных залогов и штрафов, жестоких и необычных наказаний
9. Перечисление прав в Конституции не должно трактоваться как умаление остальных прав
10. Полномочия, которые Конституция не относит к ведению Соединённых штатов, сохраняются за штатами

11. Судебный иммунитет штатов: иски, поданные против какого-либо из штатов, должны рассматриваться не федеральным судом, а судом этого штата 4 марта 1794
12. Изменение процедуры голосования выборщиков на президентских выборах 9 декабря 1803
13. Отмена рабства 31 января 1865
14. Гарантируется равенство граждан США и запрещается принятие каким-либо штатом дискриминационных законов (в том числе это означает действие Билля о правах на всей территории США); если при выборах какой-либо из штатов ограничивает права какой-либо категории граждан, норма представительства этого штата в палате Представителей должна быть пропорционально уменьшена, запрет занимать должности для участников восстания против США; запрет возмещения гражданам убытков, связанных с их враждебной США деятельностью или освобождением их рабов 13 июня 1866
15. Вводится активное избирательное право для цветного населения и бывших рабов 26 февраля 1869
16. Вводится федеральный подоходный налог, поступления от которого целиком поступают в федеральный бюджет 12 июля 1909
17. Вводятся прямые выборы в сенат (ранее сенаторов избирали законодательные собрания штатов) 13 мая 1912
18. Вводится Сухой закон (отменена Двадцать первой поправкой) 18 декабря 1917
19. Вводится активное избирательное право для женщин 4 июня 1919
20. Установлена дата истечения сроков конгресса и президента 2 марта 1932
21. Отмена 18 поправки; при этом допускаются ограничения на оборот алкоголя на уровне штатов 20 февраля 1933
22. Один и тот же человек может занимать пост президента не более двух сроков 24 марта 1947
23. На Президентских выборах Вашингтон должен быть представлен в коллегии выборщиков таким же числом выборщиков, каким представлен наименее населённый штат 16 июня 1960
24. Запрет ограничения избирательных прав по основаниям неуплаты налога 14 сентября 1962
25. Определяется порядок осуществления полномочий президента при досрочном прекращении полномочий президента (президентом становится вице-президент) 6 июля 1965
26. Вводится всеобщее активное избирательное право с 18 лет на всей территории США 23 марта 1971
27. Закон, которым изменяется жалование сенаторов и представителей, вступает в силу только после переизбрания палаты представителей 25 сентября 1992


За последние 55 лет после 1965 года было принято всего лишь 2 поправки.

За два столетия с рождения Конституции страна Америка значительно увеличилась в размерах и растянулась на весь континент.
Население и экономика разрослись так, что авторы Конституции и помыслить о подобном не могли.
Несмотря на все изменения, Конституция выстояла и адаптировалась.
Конституция США считается самой маленькой и самой устойчивой Конституцией в мире.

Конституционное законодательство США последних семи десятилетий мало затронуло структуру конституционных органов государственного аппарата и их компетенцию и касалось главным образом одного института — президентской власти. Поправки XX (1933 г.), XXII (1951 г.), XXV (1967 г.) определили, в частности, порядок вступления в должность президента, ввели ограничение времени пребывания на посту президента двумя сроками, предоставили право замещения должности президента при соответствующих обстоятельствах вице-президенту.

Более важное политическое значение имели реформы в избирательном праве, проведенные путем принятия трех поправок к Конституции: XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.). Эти поправки привели к демократизации крайне разнообразных норм избирательного права, действующих в штатах, которым отводилась основная роль в правовом регулировании выборов.

Поправкой XIX были предоставлены избирательные права женщинам. Женское избирательное право очень долго ограничивалось в США. Первый прорыв в этой области произошел в штате Кентукки, когда право участвовать в выборах советов школьных округов было предоставлено незамужним женщинам, владевшим собственностью, а в 1869 г. в штате Вайоминг были предоставлены избирательные права женщинам в законодательный орган.

Поправка XXIV отменила ограничения избирательных прав на федеральных выборах “в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога”. Избирательный налог существовал до принятия поправки в 11 южных штатах и, хотя он был небольшим, лишал права голоса около 10 млн. бедняков, в основном негров. В некоторых штатах (Алабама, Миссисипи и др.) этот налог носил кумулятивный характер, при котором человек, решивший принять участие в выборах, должен был заплатить налог за все предшествущие годы.

В 1965 году Законом об избирательных правахдействие поправки было распространено на выборы в штатах, а в 1966 г. Верховный суд признал, что установление налога на выборах в штатах является нарушением конституционного принципа “равной защиты закона”.

Поправка XXVI снизила возрастной избирательный ценз на федеральных выборах до 18 лет, аналогичные изменения имели место во всех штатах.

Принятые поправки и соответствующие законы не смогли, однако, гарантировать труднодостижимого (или просто недостижимого) в силу как объективных, так и субъективных причин всеобщего характера выборов в США. Так, на выборах в американский конгресс применяется мажоритарная система, при которой в каждом округе избирается 1 депутат, причем побеждает кандидат, набравший относительное большинство голосов, больше, чем каждый из его соперников в отдельности. Эта система приводит к тому, что доля мест, полученных той или иной партией в конгрессе, не соответствует числу собранных ею голосов по стране. Недостатки мажоритарной системы усугубляются так называемой электоральной геометрией, при которой “нарезка” неравных по количеству жителей избирательных округов часто проводилась с нарушением принципа: равное количество депутатов от равного количества жителей. Начиная с 60-х гг., стала осуществляться политика устранения электоральной геометрии. В 1962 г. было принято решение Верховного суда (по “делу Бейкер”), в котором подчеркивалось, что избирательные округа должны быть “существенно равными”. Последующий отход Верховного суда Бергера от этой установки, допускающий отступление от требования “один человек — один голос”, в 16,4% способствовал тому, что в конституциях штатов, принятых в последнее время, стали закрепляться нормы представительства с учетом численности населения.

138. Основные изменения в государственном строе США (развитие конституционного принципа разделения властей, эволюция американского федерализма).

С 20-х гг. наметились прогрессивные тенденции, в т.ч. в дальнейшей демократизации избирательной системы. В 1920 г. женщинам было предоставлено право голосовать и быть избранными наравне с мужчинами (19-я поправка к конституции). В 1961 г. избиратели столичного округа Колумбии получили право участвовать в выборах президента и вице-президента (22-я поправка к конституции).

Другая тенденция связана с рассредоточением источников формирования государственной политики. В этой области большую роль начинают играть различные предпринимательские союзы и другие подобные им ассоциации, известные как «группы давления».

Третья важная тенденция связана с централизацией государственной власти. В настоящее время этот процесс приобрел более завуалированные формы. Штаты противодействуют этой тенденции, но ее значение возрастает. Важнейшим проявлением централизации явилось расширение правомочий общефедеральной власти во главе с президентом. Неуклонное расширение и умножение исполнительных функций государства явилось одной из важных причин создания весьма разветвленного аппарата, состоящего из наемных служащих-профессионалов. В этот период в США действовали по меньшей мере 3 типа государственных учреждений.

1. Департаменты, возглавляющие отдельные отрасли управления.

2. Национальные агенства — учреждения, близкие по значению министерствам, но не имеющие статуса таковых.

3. Многочисленные и разнообразные временные комиссии, бюро, советы, коллегии, администрации, создаваемые на время для выполнения определенных задач, подчас имеющих жизненно важное значение для страны.

Существенным стал вопрос о порядке назначения высших должностных лиц. В соответствии с конституцией, президент после предварительного согласия сената может назначать глав департаментов, послов и некоторых других высших должностных лиц. Назначение всех других федеральных чиновников предполагает их последующее утверждение сенатом. Замещение всех второстепенных постов президент проводит самостоятельно. На практике роль президента в этом процессе является более значительной. Еще в ХIХ в. установилось деление аппарата управления на «гражданскую службу» (несменяемые чиновники-профессионалы) и «правительственную службу» (высшие должностные лица, назначаемые вновь пришедшим к власти президентом и уходящим со своих постов вместе с ним). Эти лица несут ответственность только перед президентом. Однако развитию государственного управления были присущи и другие черты. Государственные службы, сконструированные таким образом, оказались вне действительного государственно-правового контроля, что способствовало росту коррупции, некомпетентности, злоупотреблению властью. Это привело к тому, что конгресс занялся его реформированием. По закону «О гражданской службе» (1883 г.) предусматривались открытые конкурсы-экзамены на замещение государственных должностей, запрещение увольнения по политическим мотивам. В стране не сложилось единой государственной службы, т.к. каждый штат имеет свой государственный аппарат управления, но это не означает его фактической разобщенности. Распоряжения президента и глав общефедеральных ведомств выполняются, чему в немалой степени способствуют находящиеся в их распоряжении различные средства давления, в том числе и финансовые. Таким образом, централизация оказалась неразрывно связанной с усилением исполнительной власти во главе с президентом.

Вместе с тем, усиление исполнительной власти не означает чрезмерной подмены ею других властей. Законодательная и судебная власти продолжают оставаться важным звеном в системе сдержек и противовесов. В этом качестве особое значение имеют финансово-бюджетные права конгресса, возможность судебного обжалования административных распоряжений, утверждения сенатом представленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента. Централизация государственной власти проявляется в расширении границ законодательной деятельности и в усилении контроля со стороны федеральной администрации над административной деятельностью штатов за счет их финансовой зависимости от центра (1/3 бюджетов штатов составляют федеральные субсидии).

Вместе с тем, с тенденцией централизации государственной власти по вертикали (от штатов — к федерации) в США четко обозначилась и другая — концентрация государственной власти по горизонтали. Президент выступает не только как глава государства, глава правительства, лидер одной из двух крупнейших буржуазных партий, главнокомандующий, ведущий дипломат страны, но и как главное лицо, ответственное за управление страной в период кризисов, а также в качестве «арбитра» в регулировании отношений федерации и штатов и ведущего координатора экономической и социальной политики США. Значительно возросли военные полномочия президента как главнокомандующего, который без объявления конгрессом может начать военные действия, если нападение было совершено на одного из союзников США по военным блокам (в 1950 г. была начата война в Корее , в 1965 г. — во Вьетнаме , на территории Лаоса и Камбоджи , военная экспансия Гренады ). До настоящего времени США более 200 раз использовали свои вооруженные силы за рубежом, и только в 5 случаях войну объявлял Конгресс.

Укрепление исполнительного аппарата является закономерным явлением государственно-монополистического капитализма, связанным с расширением функций буржуазного государства в экономике, социальной сфере, науке и технике. Президент сам назначает около 1,5 тыс. федеральных должностных лиц.

Наряду с кабинетом, с 1939 г. стал складываться особый административный аппарат при президенте — Исполнительное управление президента (ИУП), который должен был обеспечить большую оперативность и эффективность действий президента в сфере государственного регулирования экономикой (в 1939 г. 70 сотрудников, в н.в. 1700 человек). Этот аппарат имеет трехступенчатую структуру, куда входят сам президент, аппарат Белого дома и аппарат Совета Национальной безопасности . СНБ (создан в 1947 г.) предназначен для координации действий всех ведомств, занятых разработкой внешнеполитических проблем. Высшее руководство деятельностью СНБ осуществляет президент и помощник президента по национальной безопасности. Рекомендации и советы президенту по конкретным вопросам внутренней и внешней политики вырабатываются в региональных и других отделах (отделы России и СНГ, восточно-европейских стран Западной Европы , Африки , Латинской Америки , Азии , Ближнего Востока ).

На протяжении всего XX в. деятельность всех государственных институтов определялась Конституцией 1787 г. Обновление Конституции было незначительным и в большинстве случаев определилось случайными обстоятельствами.

Такая стабильность конституционного права была предопределена, во-первых, юридическими качествами самой Конституции 1787 г. (в которой не было места разного рода политическим декларациям), во-вторых, сложившимся в стране политическим подходом, согласно которому возникающие правовые проблемы вполне возможно разрешить в рамках действующего основного закона или, в крайнем случае, наряду с ним. «Наша конституция, – отмечал президент Ф. Рузвельт, – настолько проста и практична, что можно каждый раз приспосабливать ее к чрезвычайным нуждам посредством изменений акцентов и методов применения без утраты существенной формы. Вот почему наша конституционная система показала себя наиболее устойчивым политическим механизмом, который когда-нибудь был создан в современном мире. ».

Для конституционного строя США XX в. безусловным правилом стало политико-правовое доминирование федерации и федеральных властей. 16-я поправка к Конституции (1913) в особенности закрепила право федерального конгресса взимать подоходный налог из любого источника, игнорируя при этом интересы штатов. Тем самым был окончательно разрешен конституционный вопрос о финансовых прерогативах федерации и о возможности ее вмешательства в торгово-финансовую деятельность внутри отдельных штатов.

Ряд конституционных поправок был посвящен коррективам установившегося порядка избрания исполнительной власти. Наиболее важной была 22-я поправка (1951), в соответствии с которой «ни одно лицо не может быть избрано на должность президента более чем два раза» либо занимать президентскую должность более двух избирательных периодов. Это ограничение было реакцией на чрезмерно длительное пребывание на посту президента Ф. Рузвельта (1933-1945 гг.), что отчасти привело и к чрезмерному усилению вообще президентской власти в реальной политике.20-й поправкой(1933) были уточнены порядок и время вступления в должности президента и вице-президента.25-я поправка (1967) определила конституционный порядок замещения вице-президентом президентского поста в случае чрезвычайной вакансии, а также право президента назначить себе вице-президента (утверждаемого затем Конгрессом) в случае образовавшейся вакансии. Политическая жизнь показала, однако, двойственность внесенных уточнений и возможность обхода основ конституционного права при внешнем следовании сделанным уточнениям: в 1974 г., вследствие цепочки обстоятельств, занял президентский пост Д. Форд только в порядке назначения, никоим образом не будучи избранным (а назначенным ранее прежним президентом Р. Никсоном вместо выбывшего). Законом о преемственности власти (1947 г., в замену прежнего – см. § 57) был заново определен порядок замещения поста президента высшими правительственными лицами: теперь ранее всех министров в экстраординарных случаях пост должен был переходить к спикеру Палаты представителей, а затем – к председателю Сената.

Существенные изменения коснулись избирательного права. После первой мировой войны уже в 15 штатах было предоставлено избирательное право женщинам наравне с мужчинами (и на тех же основаниях). 19-я поправка (1920) признала неконституционными всякие ограничения в избирательных правах по признаку пола; это положение директивно предписывало законодательству штатов устранить многочисленные оговорки на этот счет. В целом, однако, избирательные возможности граждан в США определяются законами и даже традициями штатов, поэтому на протяжении почти всего XX в. сохранялись некоторые, порой существенные, ограничения. Наиболее частыми были возрастной ценз (до 1970-х гг. в 46 штатах избирательный «возраст» устанавливался в 21 г., в 2-х – в 18 лет, на Аляске – 19), грамотность (сохранявшейся в 12 штатах), оседлость (применялся в 33 штатах – продолжительностью от двух месяцев до 1 года), необходимость предварительной уплаты избирательного налога. Сохранялись и возможности лишения избирательных прав. 24-я поправка (1964 г.) объявила неконституционными ограничения избирательных прав по причинам неуплаты какого-либо налога. 26-я поправка (1971) установила единый избирательный возраст по выборам федеральных властей в 18 лет; только в результате этого обновления количество избирателей разом увеличилось на 11,5 млн. Законами 1965 и 1970 гг. об избирательных правах фактически отменен был ценз грамотности; устойчиво сохранился только ценз оседлости (в основном – 1 месяц). Не допускается также участие в выборах лиц, находящихся в тюрьмах. Конституционное законодательство вообще значительно повысило роль Конгресса в регулировании вопросов избирательного права. До 1970 г. цензы и ограничения были в полномочиях законодательных властей штатов. В декабре 1970 г. Верховный суд утвердил безусловное преимущество Конгресса в регламентации вопросов федерального избирательного права.

Демократизация избирательного права была не единственной тенденцией его развития. Уже в первой четверти XX в. в США утвердилась точная привязанность избирательных прав к институту гражданства. До 1928 г. правом избирать обладали и иностранцы, зарегистрировавшиеся в Штатах и подавшие заявление о желании приобрести гражданство. По иммиграционным законом 1921, 1924 гг. предоставление политических прав иммигрантам (до получения действительного гражданства) было исключено. Сокращены были и обшие возможности иммиграции: с этого времени введены квоты по национальности, которые позднее стали использоваться правительством США в т. ч. для политического давления на отдельные страны.

Избирательная система и порядок выборов в основном сохранялись прежними. 17-я поправка (1913) ввела прямые выборы сенаторов населением штатов (вместо прежнего – местными законодательными собраниями). 23-й поправкой (1961) в избирательную систему на общих основаниях был включен федеральный округ Колумбия (Вашингтон). С 1962 г. избирательные округа были сделаны равными (на основании постановления Верховного суда) по численности населения –их количество стало стабильным (535 округов). Кроме того, закрепилось право отзыва местных властей (губернаторов, мэров), появившееся в начале XX в.; проводился отзыв тем же порядком, что и сами выборы.




Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Эволюция американской Конституции определяется её качеством. Об этом президент Франклин Рузвельт сказал следующее: «Наша Конституция настолько проста и практична, что можно каждый раз приспосабливать её к чрезвычайным нуждам посредством изменений акцентов и методов применения без утраты существенной формы… Вот почему наша конституционная система показала себя наиболее устойчивым политическим механизмом, который когда-нибудь был создан в современном мире…».

Устойчивость конституционного строя сохранилась за счёт 10 поправок, принятых в XX в. XVII поправка 1913 г. установила прямые выборы сенаторов населением штатов, избиравшимися ранее местными законодательными собраниями (легислатурами штатов). XVIII поправка 1919 г. ввела «сухой закон», что вызвало гангстеризацию общества, его мафиозные проявления (была отменена XXI поправкой 1933 г.). XIX поправка 1920 г. признала неконституционными всякие ограничения в избирательных правах по признаку пола, благодаря чему в Америке появился женский президент Уоррен Гардинг. XX поправка 1933 г. зафиксировала новые сроки вступления в должность президента (20 января следующего после выборов года, ранее 4 марта) и начало первой сессии вновь избранного конгресса (3 января следующего после выборов года), уполномочила Конгресс принимать необходимые законы, определяющие порядок замещения президентской должности, если кандидаты на должность президента и вице-президента не отвечают конституционным требованиям. XXII поправка 1951 г. ограничила время пребывания на посту президента двумя 4-хлетними сроками. XXIII поправка 1961 г. наделила жителей федерального округа Колумбия (столица Вашингтон) правом участия в выборах президента. XXIV поправка 1964 г. отменила налог на участие в федеральных выборах, т.е. объявила неконституционными ограничения избирательных прав по причинам неуплаты какого-либо налога. XXV поправка 1967 г. установила порядок преемственности поста президента в случае импичмента, смерти или отсрочки, а также временной неспособности: в таком случае президентом становится вице-президент. Если пост вице-президента становится вакантным, то президент назначает нового вице-президента, который утверждается в должности большинством голосов обеих палат Конгресса. XXVI поправка 1971 г. снизила возрастной ценз до 18 лет, в результате чего количество избирателей тогда разом увеличилось на 11,5 млн. человек. Эта поправка закрепляла действие законов об избирательных правах 1965 и 1970 гг., отменивших ценз грамотности и снизивших ценз оседлости до одного месяца. XXVII поправка 1992 г. не позволяет Конгрессу увеличивать свою текущую зарплату. Закон об увеличении вознаграждения конгрессменов вступает в законную силу только после проведения следующих выборов.

Таким образом, американская Конституция остаётся юридически стабильным документом благодаря своей эволюции через институт поправок. На сегодняшний день 7 поправок находятся на стадии ратификации.

Американская правовая система признаётся самой стабильной в мире. (См.: Учебно-методическое пособие по ИГПЗС. С.64). Стратегию её эволюции можно попытаться раскрыть на примере ряда современных законов. В 1957 г. был принят Закон о гражданских правах, который учредил Комиссию по гражданским правам, проводящую политику равноправия. Комиссия по гражданским правам принимала к рассмотрению жалобы и заявления о дискриминации граждан по расовому, религиозному, национальному и другим мотивам. Члены комиссии, назначаемые президентом и утверждаемые сенатом, имеют полномочия оценивать законы и другие нормативные акты, а также политику федерального правительства. Антидискриминационные законы 60-70-80-х гг. привели к «расовому нейтралитету», эмансипации и даже феминизации общества, появлению privacy (правило, по которому государству запрещается вмешиваться в частную, личную жизнь граждан). Граждане имеют право ознакомления со своим личным досье в специальной службе. Верховный суд, начиная с 60-х годов, с председателем Э.Уорреном рассматривает такие дела не в пользу государства, правительства. Однако закон 1970 г. О наследовании заставляет отдать государству до 96% завещанных капиталов, если наследник официально нигде не работает. После 11 сентября 2001 г. понятие privacy («частная жизнь») стало пересматриваться федеральными властями.

В сфере уголовной политики наблюдается тенденция к ужесточению. Закон РИКО (1970) нанёс серьёзный удар по всем видам оргпреступности. Максимальная санкция - 20 лет тюрьмы, 25000 долларов штрафа и конфискация всех видов незаконного дохода и имущества. В большинстве штатов повторное преступление влечёт за собой удвоенный максимум наказания. После четвёртого преступления судьи выносят высшую меру наказания: в зависимости от штата это может быть 50 лет тюрьмы с возможностью условного досрочного освобождения, пожизненное заключение, электрический стул, повешение, газовая камера, укол цианистого калия. Смертная казнь предусматривается в случаях совершения тяжких государственных, воинских, некоторых общеуголовных преступлений. Специальным актом в 1988 г. Конгресс предусмотрел установление смертной казни в случае убийства торговцами наркотиков федерального служащего. Особо строго судьи подходят к преступлениям на сексуальной почве. В некоторых штатах смертная казнь транслируется по телевидению. Официально смертная казнь отменена только в 9 штатах. Есть прецеденты, когда казнили 12-летних подростков.

Правовая система США переходит от доктрины исправления к доктрине общего устрашения.

Тема 19. Новейшие тенденции развития государства и права в Великобритании (4 ч)

Новый курс» - название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта, начиная с 1933 года с целью выхода из масштабного экономического кризиса, охватившего США в 1929-1939. Название «Новый курс» восходит к названию политики популярного в 1901-1909 годах президента США Теодора Рузвельта - «Честный курс». «Новый курс» Франклина Рузвельта продолжал политику ряда президентов эры прогрессивизма (Теодора Рузвельта, Говарда Тафта, Вудро Вильсона), которые последовательно усиливали участие государства в экономической деятельности.
Период Нового курса занимает в истории США особое место. Комплекс реформ (финансово-экономических, социальных, аграрных, административных и др.), проведенных через Конгресс во время первого и второго президентских сроков Рузвельта с целью восстановления экономики и финансовой системы, облегчения положения безработных, с целью предотвращения повторения Великой депрессии, не только вывели страну из кризиса, но и положили начало новой государственно-правовой идеологии сильного демократического государства, способного обеспечить своим гражданам условия для реализации ими основных прав и свобод - «Идея либерализма с ее упорством на свободу индивидуума была дополнена идеей государства благоденствия». Эта идеология стала знаменем демократической партии США. Став партией реформ, она обеспечила себе, начиная с 1930-х гг. ведущую роль, заменив в этом качестве республиканцев. Консервативная Республиканская партия в этот период была расколота, одна часть республиканцев оставалась в оппозиции политике Рузвельта, считая, что она противоречит интересам бизнеса, а другая - частично поддерживала её.
Сторонники реформ сформировали «Коалицию нового курса», выступавшую на выборах единым фронтом до 1960-х годов, но уже с 1938 и по 1964 годы Конгресс контролировала оппозиционная «консервативная коалиция». В результате многие экономические программы «Нового курса», такие как программа трудоустройства безработных, были свернуты к концу Второй мировой войны. Тем не менее, часть нововведений Рузвельта, например, программа социального страхования, Федеральная корпорация по страхованию вкладов и Комиссия по ценным бумагам и биржам действуют до сих пор.

68.Демократизация избирательного права XX века в Англии (Акты о народном представительстве 1918, 1928, 1948, 1969 гг.) и США).Англия. В XX в. было принято несколько избирательных законов, демократизировавших избирательное право. Первая избирательная реформа была проведена не-посредственно после I мировой войны, в 1918-1919 гг. Согласно этому закону, право голоса получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 месяцев) либо владею-щие помещением для деловых занятий. Женщины имели право голоса, если достигали возраста 30 лет и владели недвижимостью с годовым доходом не менее пяти фунтов стерлингов либо состояли в супружестве с лицом, удовлетворяющим последнему условию. Т.о., новый из-бирательный закон вводил всеобщее мужское и час-тичное женское избирательное право. Накануне парламентских выборов 1929г. консерва-тивное правит-во осуществило еще одну реформу изби-рат-го права, предоставив женщинам равные с мужчинами избирательные права. Новый этап в демократизации избирательного права отмечен после II мировой войны. Акт о народном представительстве 1948г., принятый лейбористским правительством, внес изменение в распределение изби-рательных округов и отменил двойной вотум. Отныне никто не мог голосовать более чем в одном округе. На-конец, в 1969 г. лейбористское правительство приняло Акт о народном представительстве, которым возрас-тной ценз был снижен с 21 года до 18 лет. США. Устойчивость констит-го строя США во многом предопределяется конституционными новеллами XX века. Так, XVII поправка 1913 года установила прямые выборы сенаторов населением штатов, ранее избираемых местными законодательными собраниями (легислатурами штатов). XVIII поправка 1919 года ввела «сухой закон», что вызвало появление мафиозных структур в сфере алкогольного бизнеса (эта поправка была отменена XXI поправкой 1933 г.). Начиная с 20г началась про-грессивная тенденция в демократизации избират. системы. XIX поправка 1920 года признала неконсти-туци-онными ограничения в избирательных правах по признаку пола (женщинам было предоставлено право на равнее с мужчинами быть избранными). XX поправка 1933 года зафиксировала новые сроки вступления в должность президента (20 января следующего после вы-боров года, ранее – 4 марта) и начала первой сессии вновь избранного Конгресса (3 января следующего после выборов года). XXII поправка 1951 года ограничила время пребывания одного лица на посту президента двумя сроками. XXIII поправка 1961 года наделила жителей федерального ок-руга Колумбия (столица Вашингтон) правом участия в выборах президента. XXIV поправка 1964 года отменила налог на уча-стие в федеральных выборах, т.е. объявила неконституционными ограничения избирательных прав по причинам неуплаты какого-либо налога. XXV поправка 1967 года установила порядок преемственности поста президента в случае импичмента, смерти или отсрочки. XXVI поправка 1971 года снизила возрастной ценз до 18 лет, избират. права предоставляются всем гр., дос-тигшим 18 лет (в результате чего количество избирателей уве-личилось на 11, 5 млн. человек). Эта поправка закрепляла дей-ствие законов об избирательных правах 1965 и 1970 годов, от-менивших ценз грамотности и снизивших ценз оседлости до 1 месяца. XXVII поправка 1992 года не позволяет конгрессу уве-личивать конгрессменам текущую заработную плату – закон об увеличении вознаграждения конгрессменов вступает в законную силу только после проведения следующих выборов.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: