Объясните почему инфляционный налог равен дефициту государственного бюджета

Опубликовано: 09.05.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово - экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.

Целью данной курсовой работы является детальное изучение бюджетного дефицита и инфляционного налога.

Содержание

Глава 1. Понятие бюджетного дефицита ……………………………………….4

1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения ………..4

1.2. Виды Бюджетного дефицита ………………………………………………..9

1.3. Концепции государственного бюджета …………………………………..11

1.4. Источники финансирования бюджетного дефицита …………………….13

Глава 2. Сущность инфляции и инфляционного налога ……………………. 16

2.1. Понятие, причины инфляции и инфляционного налога …………………16

2.2. Формы и виды инфляции …………………………………………………..17

2.3. Социально- экономические последствия инфляции ……………………..21

Работа содержит 1 файл

эконом. теория.rtf

Уровень инфляции выражает процентное изменение цен и определяется по формуле:

Индекс цен текущего периода - индекс цен прошлого периода

индекс цен прошлого периода

Индексы цен - это относительные показатели, характеризующие изменение среднего уровня цен за определенный период.

Процесс, противоположный инфляции, проявляющийся в общем падении цен, называют дефляцией (от лат. deflatio - сдувание). Под дезинфляцией понимают замедление темпов роста цен. Причины инфляции весьма разнообразны. Самым общим основанием инфляции является несоответствие денежной и товарной массы. Инфляция может быть вызвана как внешними, так и внутренними причинами.

К внутренним причинам относятся:

* деформация структуры экономики, проявляющаяся в существенном отставании отраслей, производящих потребительские товары;

* рост государственного долга, подрывающий покупательную способность национальной валюты, обостряющий дефицит госбюджета;

* необоснованная денежная эмиссия;

* опережающий рост заработной платы по сравнению с производительностью труда;

* диспропорции в экономике, имеющие место в ходе экономического цикла;

* повышение налогов, процентных ставок, что уменьшает стимулы к инвестициям;

* монопольное положение на рынке крупных производителей, устанавливающих монопольно- высокие цены;

* повышение цен в целях компенсации ожидаемых убытков;

К внешним причинам инфляции можно отнести:

* колебания цен на мировом рынке: рост мировых цен на импортируемые товары «импортирует» инфляцию, снижение мировых цен на предметы экспорта уменьшает поступления от внешней торговли;

* ухудшение условий международной торговли (торговая дискриминация);

* сокращение поступлений от внешней торговли;

* отрицательное сальдо платежного и внешнеторгового баланса.

2.2. Формы и виды инфляции

В зависимости от степени государственного регулирования цен различают открытую и скрытую инфляцию. Открытая инфляция имеет место в условиях свободных цен, которые формируются под влиянием рыночных факторов. Она характеризуется постоянным повышением цен.

Подавленная или скрытая инфляция возникает в условиях жесткого регулирования государством цен и доходов. Она проявляется не в повышении цен, а в появлении и обострении товарного дефицита, сопровождающегося снижением качества продукции, скрытым повышением цен и спекуляцией, увеличением производства дорогих товаров в ущерб дешевым товарам повседневного спроса. Измеряется скрытая инфляция соотношением государственных цен с ценами рынка (легального и теневого), объемом вынужденных сбережений (отложенным спросом) и пр.

В зависимости от факторов, вызывающих инфляцию, различают инфляцию спроса и инфляцию издержек. Инфляция спроса вызывается превышением совокупного спроса над предложением товаров, что вызывает повышение цен. (Рис. 1)

Инфляция издержек - это инфляция со стороны предложения. (Рис.2) Она возникает в результате увеличения средних издержек на единицу продукции. Рост издержек может быть вызван разными причинами:

* удорожанием сырья и топлива;

* повышением заработной платы;

* увеличением косвенных налогов, акцизов.

Хозяйствующие субъекты пытаются предвидеть изменение основных макроэкономических показателей, в частности, динамику цен. Предполагаемые уровни инфляции, основываясь на которых производители и потребители строят свою денежную и ценовую политику, называют инфляционными ожиданиями. В зависимости от точности инфляционных ожиданий выделяют ожидаемую (прогнозируемую) и непредвиденную (непрогнозируемую) инфляцию. Инфляционные ожидания являются важным фактором развития инфляции и могут сами вызвать или затормозить ее рост.

Сочетание инфляции спроса, инфляции издержек и инфляционных ожиданий порождает инфляционную спираль. Раскручивание инфляционной спирали показано на рис.3. Допустим, что экономика находится в равновесии в точке Е0 в условиях полной занятости. Стимулирование экономики со стороны государства (при помощи кредитно-денежных или бюджетных методов) вызовет смещение кривой совокупного спроса вправо в положение AD2 и установление равновесия в точке Е1. Повышение уровня цен вызывает инфляционные ожидания, в соответствие с которыми хозяйствующие субъекты строят свое экономическое поведение. Увеличение ставок заработной платы по требованию наемных работников вызывает увеличение средних издержек. Кривая AS сдвинется вверх, а новое равновесие установится в точке Е2. Этот процесс может продолжаться далее, все увеличивая инфляцию.

В зависимости от темпов различают следующие виды инфляции:

1) Умеренная (ползучая) инфляция означает повышение цен не более 10% в год. Такая инфляция не сопровождается кризисными явлениями. Считается, что она стимулирует производство, является предсказуемой и контролируемой. Вместе с тем, цены обычно растут быстрее, чем заработная плата.

2) При галопирующей инфляции среднегодовой рост цен составляет от 10 до 100% или несколько выше. Она свидетельствует о серьезных диспропорциях в экономике страны, нарушении денежного обращения, неадекватной денежно-кредитной политике.

3) Наиболее опасной и даже разрушительной считается гиперинфляция, при которой темпы роста цен выше 50% в месяц, а в среднегодовом выражении достигают четырехзначных цифр. Она может возникнуть в результате серьезных социально-экономических потрясений, длительных войн. Опасность гиперинфляции заключается в том, что она становится неуправляемой, выходит из-под контроля, действуя разрушительно на экономику. Гиперинфляция подрывает доверие к деньгам, вызывает частичный возврат к натуральному обмену, оказывает сильное влияние на перераспределение богатства.

2.3 Социально - экономические последствия инфляции

Социально-экономические последствия инфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляции и от способности хозяйственных субъектов прогнозировать инфляцию. Главное последствие инфляции - это перераспределение доходов. Даже ожидаемая инфляция означает значительное перераспределение богатства. Она порождает так называемый «инфляционный налог», не санкционированный законодательно, но навязанный государством частному сектору. Его автоматически уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он является регрессивным: с большей тяжестью он ложится на более бедных людей.

Под влиянием инфляции фактически меняются ставки налогообложения. Рост цен обычно сопровождается увеличением номинальных доходов индивидов. При прогрессивной системе налогообложения они вынуждены уплачивать налоги по более высоким ставкам. В то же время, поскольку существует временной лаг между начислением и уплатой налогов, реальная величина налоговых поступлений снижается, уменьшая реальные доходы государственного бюджета и возможность осуществления государством экономической и социальной политики.

Обесцениваются амортизационные отчисления, основанные на первоначальной стоимости. В результате растет налоговое бремя фирм, и уменьшаются их инвестиционные возможности. Перераспределение доходов в пользу государства осуществляется также путем государственной эмиссии денег. Доход от эмиссии денег называется сеньеранжем. Он равен разнице между суммой номиналов дополнительно выпущенных бумажных денег и затратами на их печатание.

Стремясь защититься от «инфляционного налога» и ожидая дальнейшего повышения цен, население стремится скорее потратить деньги на приобретение товаров длительного пользования, вложить их в необесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.

Цены и ставки заработной платы изменяются в различной степени, что означает изменение относительных цен и перераспределение доходов между различными группами населения.

Значительно повышаются так называемые «издержки меню» - расходы фирм на смену ценников, прейскурантов, каталогов, перенастройку счетчиков, торговых и телефонных автоматов.

В конечном итоге, понижается эффективность экономики в целом. У производителей снижаются стимулы к инвестированию в результате роста ссудного процента. Уменьшается заинтересованность в выпуске товаров высокого качества, растет выпуск низкокачественных товаров. Вместе с тем сокращается производство относительно дешевых товаров. У работников снижаются стимулы к труду в результате постоянного обесценения заработной платы.

В реальной действительности население не в состоянии осуществлять точные прогнозы инфляции. Она часто бывает неравномерной. Наблюдаются частые и существенные колебания цен. Инфляция становится непредвиденной. Непредвиденная инфляция усиливает перераспределительные процессы в экономике.

Перераспределяется доход и богатство между различными слоями населения, что обусловлено различиями в активах и пассивах, которыми они владеют. Идет перераспределение доходов от кредиторов к заемщикам, потому что долг отдается обесценившимися деньгами. Это касается как частного сектора, так и государства. При низких процентных ставках и высокой инфляции правительство может сократить реальный размер неоплаченной части государственного долга, так как фактически реальные ставки выплачиваемого процента становятся отрицательными. В роли кредиторов и держателей номинальных активов чаще выступают пожилые люди. В результате происходит перераспределение доходов от старших к более молодым группам общества.

Происходит снижение реальных доходов населения, особенно тех его слоев, которые получают фиксированные доходы (получатели пенсий, стипендий, пособий, работники бюджетной сферы). В то же время могут увеличить свой реальный доход получатели нефиксированных доходов - прибыли, дивидендов. Выигрывают продавцы товаров и услуг, занимающие монопольное положение на рынке.

Обесцениваются сбережения населения хранящиеся на руках населения, а также и на счетах в банках, поскольку проценты по вкладам обычно меньше темпов роста цен и не возмещают уменьшение реальных размеров сбережений.

Происходит снижение эффективности государственных социальных программ, поскольку снижаются реальные размеры социальных выплат бедным слоям населения.

Следствием подавленной инфляции является появление черного рынка, двойных цен на одни и те же товары, гигантских очередей и спекуляции. Исчезает равнодоступность товаров для различных слоев населения при одинаковых размерах дохода. В целом ухудшается социально-психологическая атмосфера в обществе.

Высокая инфляция порождает не только экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальная напряженность, подрывается политическая стабильность общества. Весьма характерно, что многие восстания и революции XIX - XX веков произошли в моменты чрезвычайного роста цен.

Инфляция является одной из форм макроэкономической нестабильности рыночного хозяйства, вызывающей ряд нарушений в экономических взаимосвязях и оказывающей разрушительное воздействие на производство, распределение и обмен, на мотивацию работников, на функционирование всего рыночного механизма.

Возникновение инфляции связано с изменением природы и роли денег в экономике -- переходом от товарных денег, роль которых на протяжении длительного исторического периода выполняли благородные металлы, к кредитным деньгам, появившимся с переходом к капитализму. В отличие от товарных денег, имевших свою внутреннюю ценность, кредитные деньги приобретают ценность (покупательную способность) непосредственно на основе соотношения с товарной массой. Если денег в экономике становится больше, чем товаров, ценность денежной единицы падает, что вызывает рост уровня товарных цен, процентных ставок, курсов акций и облигаций и т. п. В командной экономике, где цены контролируются государственными и административными органами, падение покупательной способности денег проявляется в дефиците материальных благ.

Инфляционный налог. Кто его платит и почему

Этот "налог" не описан в Налоговом кодексе и его ставку не устанавливает парламент. Однако его платят все — и население, и бизнес.

Что такое инфляционный налог и как государство зарабатывает на печати денег .

Инфляционный налог (inflation tax, IT) — это потери экономических субъектов (населения или компаний) от снижения покупательной способности денег, находящихся в их распоряжении (на счетах или наличных) в результате повышения общего уровня цен, то есть инфляции.

По сути, "ставка" инфляционного налога равен размеру инфляции, сообщает Деловая столица.

Например, если вы разместите на банковском депозите 100 грн по ставке 12% годовых, то через год будете считать, что у вас в активе 112 грн. Это действительно так, но только отчасти, потому что за это время инфляция съест часть этого актива. При инфляции в 7% годовых покупательная способность ваших денег будет не на уровне 112 грн, а только 105 грн, поскольку 7 грн — это и будет инфляционный налог, который "откусит" от ваших денег часть их стоимости.

От инфляционного налога больше всего страдают бедные и средний класс, поскольку они чаще всего хранят свои ценности именно в денежной форме, они также получают доходы в фиксированной форме — в виде зарплат или пенсий, которые индексируются несвоевременно, и поэтому их покупательская способность "съедается" инфляцией.

Многие экономисты называют инфляционный налог репрессивным, поскольку он не определен ни в каких законодательных актах.

Формула инфляционного налога

Размер инфляционного налога (IT – inflation tax) подсчитывается по формуле:

IT = C х инф + D (инф — деп)

С — денежная наличность в обращении;

инф — темп инфляции;

D — денежные средства на депозитах;

деп — номинальная ставка процента по депозитам.

Например, в обращении у вас находится 1000 грн, еще 3000 грн вы разместили на депозите по ставке 12% годовых, а темп инфляции за год составил 10%. Тогда инфляционный налог составит:

IT= 1000 грн x 0,1 + 3000 грн (0,1 — 0,12) = 100 грн — 60 грн = 40 грн.

Происхождение инфляционного налога

Первопричиной инфляции и, следовательно, инфляционного налога является, как правило, дефицит государственного бюджета. Этот дефицит правительство покрывает путем эмиссии денег, включая "печатный" станок. В результате количество денег в экономике возрастает, они частично обесцениваются и при этом держатели денежных знаков (население и бизнес) теряет в покупательной способности , "уплачивая" инфляционный налог. В то же время правительство — получает доход в виде напечатанных денег, поскольку в результате эмиссии вся новая валюта поступает в государственную казну.

Сеньораж

Сеньораж — это доход государства, поступающий от выпуска денег в обращение. Эмитируя деньги, государство зарабатывает на этом, тогда как население и бизнес оплачивает инфляционный налог, возникающий именно по причине появления новых порций денег в экономике.

Сеньораж высчитывается как разница между номинальной стоимостью денег и затратами на их изготовление и поддержание обращения. Например, если затраты на печать, обеспечение оборота, изъятие и утилизацию уже ветхой купюры номиналом в 100 грн составляют 1 грн, то сеньораж украинского центробанка равен 99 грн.

Если валюта какого-либо государства имеет широкое обращение в других странах (например, в сфере торговли или как резервная), то сеньораж этого государства увеличивается в разы. Поэтому, например, широкое использование американского доллара в качестве резервной валюты во многих странах и в международной торговле приносит США большую прибыль.

Поскольку сеньораж — это источник дохода для государства, который появляется при включении печатного станка, то правительства разных стран используют его, но в разной степени. Например, в 1979-1985 гг. в Германии доход государства от сеньоража составлял только 3,8% от всех доходов государства, тогда как в Перу с помощью сеньоража власти получали треть государственных доходов. А наибольшая доля сеньоража в совокупном доходе государства была зафиксирована в Боливии, где он поставлял для государственного сектора больше ресурсов, чем все остальные источники доходов. Однако для властей Боливии это обернулось большой проблемой — выпустив слишком много денег (и, соответственно, получив от этого доход) они вызвали гиперинфляцию.

Виды инфляции.

В зависимости от темпов:

· Ползучая инфляция характеризуется повышением цен не более чем на 3-5% в год (не сопровождается кризисными потрясениями, может использоваться для стимулирования экономического роста);

· Галопирующая инфляция трудноуправляема, среднегодовой рост цен 10-50% (характерна для стран с трансформационной экономикой или кризисных ситуаций, прекращается экономический рост);

· Гиперинфляция начинается с началом месяца, в течение которого цены впервые выросли более чем на 50%, а заканчивается месяцем, в котором цены не достигают этой величины плюс ещё один год (практически неуправляема).

В зависимости от способа ценообразования выделяют:

· Открытую (возникает в странах с рыночной экономикой и представляет собой рост общего уровня цен;

· Подавленная (возникает в странах с директивной экономикой, выражается в возникновении дефицитов, очередей, спекуляций различными товарами).

По сфере распространения выделяют:

· Локальную (рост цен в одной стране);

· Мировую (охватывает группу стран или всю глобальную экономику).

По степени сбалансированности роста цен выделяют:

· Сбалансированную (цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными);

· Несбалансированную (цены различных товаров изменяются по отношению к друг другу в различных пропорциях).

По степени ожидания выделяют:

· Ожидаемую (спрогнозирована на какой-либо период, или «запланирована» правительством);

· Неожидаемую (характеризуется внезапным скачком цен (инфляционный шок), что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения. В такой ситуации, если в экономике уже существовали инфляционные ожидания, внезапный скачок цен моет спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстёгивать рост цен. Однако если внезапный скачок цен происходит в экономике, где инфляционные ожидания ещё не набрали силу, поведение населения и его реакция на рост цен могут быть иными: потребители будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. В результате экономика вновь возвращается в состояние равновесия. Такое явление называется «эффект Пигу» (эффект реальных кассовых остатков). Однако данный эффект действует только в условиях гибких цен и %ставок и отсутствия инфляционных оиданий.

Для понимания механизма инфляции можно обратится к двум её типам: стр.191-193.

Бюджетный дефицит и инфляция.

Как известно, бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами.

Между бюджетным дефицитом и инфляцией наблюдается двусторонняя взаимосвязь. Известно, что в некоторых случаях бюджетный дефицит может привести к росту инфляции, но существует и другой механизм, посредством которого инфляция может увеличивать бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит может привести к росту инфляции, если правительство покрывает дефицит госбюджета за счет инфляционных методов, в первую очередь денежной эмиссии (монетизация долга).

Правительство может при определенных условиях финансировать дефицит за счет денежной эмиссии. В этом случае ЦБ увеличивает денежную базу (эта операция называется сеньораж). Через денежный мультипликатор сеньораж приводит к увеличению предложения денег и, как следствие, к усилению инфляции.

Рост инфляции провоцируют и займы правительства под ценные бумаги и долговые обязательства, которые оно получает от центрального банка. Однако если правительство распространяет заем среди населения, предпринимательских кругов, то это в значительно меньшей степени влияет на инфляцию. Но содействует инфляционным процессам, так как такого рода займы истощают финансовые ресурсы частного сектора, что ведет к росту процентных ставок, которые в свою очередь могут снизить инвестиционную активность. Сжатие инвестиционного процесса приведет к нежелательному сокращению потенциального производства, что в дальнейшем не может не сказаться на предложении товаров и услуг, а следовательно, и ценах.

Наглядным примером такой ситуации в России могут служить государственные краткосрочные обязательства (ГКО), рынок которых к середине 1995 г. достиг 165 трлн руб. Чрезмерное развитие этого рынка при растущем дефиците федерального бюджета требовало все новых и новых выпусков ГКО, так как необходимо было не только финансировать расходы бюджета, но и платить по старым долгам, включая и огромные проценты. Невиданная доходность на рынке ГКО (до 187% годовых) обусловила то, что этот рынок, подобно водовороту, стал всасывать денежные ресурсы всех секторов экономики, «обескровливая» их. Мало того, бюджетные деньги,

направляемые через банки для кредитования реального сектора экономики, использовались для приобретения ГКО. В конечном счете все это легло непомерной ношей на плечи населения, экономику в целом, что не могло не провоцировать инфляционные процессы.

Влияние инфляции на размер государственных обязательств неоднозначно. Можно выделить по крайней мере три направления влияния:

· эффект Оливера—Танци. Согласно эффекту Оливера—Танци между бюджетным дефицитом и инфляцией существует положительная связь: бюджетный дефицит увеличивается по мере роста цен. Это происходит вследствие того, что моменты начисления налогов и их поступления в государственную казну не совпадают. Существование лага между начислением налогов и их фактической выплатой обесценивает в условиях инфляции налоговые доходы государства и поэтому увеличивает величину дефицита.

· инфляционный налог. С позиций концепции «инфляционного налога» между инфляцией и дефицитом имеет место отрицательная связь. При неожиданном росте цен происходит сокращение реального процента по заимствованиям, следовательно, инфляция облегчает выплату государственного долга и уменьшает реальную величину бюджетного дефицита. Получается, что, принимая за ориентир номинальную величину дефицита, можно завысить его значение на величину инфляционного налога с держателей государственных обязательств, реальная стоимость которых постоянно снижается, и кредиторы правительства поэтому понесут убытки.

· эффект Дона Патинкина. Согласно эффекту Дона Патинкина, американского экономиста, представителя монетаризма, инфляция уменьшает величину бюджетного дефицита. Этот эффект имеет место в странах с нестабильной экономикой, где принята прогрессивная система налогообложения, а бюджетная система приспособлена к тому, чтобы государство могло осуществлять фискальные функции в условиях инфляции. В таких странах в период инфляции с ростом номинальных доходов экономические агенты попадают в более высокие доходные группы и облагаются по более высоким налоговым ставкам. Другими словами, происходит рост налоговых доходов, непропорциональный росту цен, при неизменных номинальных расходах правительства, поэтому дефицит бюджета уменьшается.

Кроме того, можно выделить еще несколько факторов, побуж­дающих правительство избегать низкой инфляции для сокращения дефицита бюджета: в периоды высокой инфляции правительство обычно задер­живает выплату заработной платы государственным служащим, что сокращает размер реальных расходов; при планировании бюджета часто предусматривается индек­сация налоговых доходов в соответствии с инфляцией. Расхо­ды же обычно формируются исходя из предпосылки о более низкой инфляции, чем в действительности; при сокращении инфляции реальная ставка процента увели­чивается, а следовательно, инвестиционный климат в стране ухудшается. В результате доходы государства сокращаются, что ведет к увеличению дефицита бюджета

Виды инфляции.

В зависимости от темпов:

· Ползучая инфляция характеризуется повышением цен не более чем на 3-5% в год (не сопровождается кризисными потрясениями, может использоваться для стимулирования экономического роста);

· Галопирующая инфляция трудноуправляема, среднегодовой рост цен 10-50% (характерна для стран с трансформационной экономикой или кризисных ситуаций, прекращается экономический рост);

· Гиперинфляция начинается с началом месяца, в течение которого цены впервые выросли более чем на 50%, а заканчивается месяцем, в котором цены не достигают этой величины плюс ещё один год (практически неуправляема).

В зависимости от способа ценообразования выделяют:

· Открытую (возникает в странах с рыночной экономикой и представляет собой рост общего уровня цен;

· Подавленная (возникает в странах с директивной экономикой, выражается в возникновении дефицитов, очередей, спекуляций различными товарами).

По сфере распространения выделяют:

· Локальную (рост цен в одной стране);

· Мировую (охватывает группу стран или всю глобальную экономику).

По степени сбалансированности роста цен выделяют:

· Сбалансированную (цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными);

· Несбалансированную (цены различных товаров изменяются по отношению к друг другу в различных пропорциях).

По степени ожидания выделяют:

· Ожидаемую (спрогнозирована на какой-либо период, или «запланирована» правительством);

· Неожидаемую (характеризуется внезапным скачком цен (инфляционный шок), что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения. В такой ситуации, если в экономике уже существовали инфляционные ожидания, внезапный скачок цен моет спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстёгивать рост цен. Однако если внезапный скачок цен происходит в экономике, где инфляционные ожидания ещё не набрали силу, поведение населения и его реакция на рост цен могут быть иными: потребители будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. В результате экономика вновь возвращается в состояние равновесия. Такое явление называется «эффект Пигу» (эффект реальных кассовых остатков). Однако данный эффект действует только в условиях гибких цен и %ставок и отсутствия инфляционных оиданий.

Для понимания механизма инфляции можно обратится к двум её типам: стр.191-193.

Бюджетный дефицит и инфляция.

Как известно, бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами.

Между бюджетным дефицитом и инфляцией наблюдается двусторонняя взаимосвязь. Известно, что в некоторых случаях бюджетный дефицит может привести к росту инфляции, но существует и другой механизм, посредством которого инфляция может увеличивать бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит может привести к росту инфляции, если правительство покрывает дефицит госбюджета за счет инфляционных методов, в первую очередь денежной эмиссии (монетизация долга).

Правительство может при определенных условиях финансировать дефицит за счет денежной эмиссии. В этом случае ЦБ увеличивает денежную базу (эта операция называется сеньораж). Через денежный мультипликатор сеньораж приводит к увеличению предложения денег и, как следствие, к усилению инфляции.

Рост инфляции провоцируют и займы правительства под ценные бумаги и долговые обязательства, которые оно получает от центрального банка. Однако если правительство распространяет заем среди населения, предпринимательских кругов, то это в значительно меньшей степени влияет на инфляцию. Но содействует инфляционным процессам, так как такого рода займы истощают финансовые ресурсы частного сектора, что ведет к росту процентных ставок, которые в свою очередь могут снизить инвестиционную активность. Сжатие инвестиционного процесса приведет к нежелательному сокращению потенциального производства, что в дальнейшем не может не сказаться на предложении товаров и услуг, а следовательно, и ценах.

Наглядным примером такой ситуации в России могут служить государственные краткосрочные обязательства (ГКО), рынок которых к середине 1995 г. достиг 165 трлн руб. Чрезмерное развитие этого рынка при растущем дефиците федерального бюджета требовало все новых и новых выпусков ГКО, так как необходимо было не только финансировать расходы бюджета, но и платить по старым долгам, включая и огромные проценты. Невиданная доходность на рынке ГКО (до 187% годовых) обусловила то, что этот рынок, подобно водовороту, стал всасывать денежные ресурсы всех секторов экономики, «обескровливая» их. Мало того, бюджетные деньги,

направляемые через банки для кредитования реального сектора экономики, использовались для приобретения ГКО. В конечном счете все это легло непомерной ношей на плечи населения, экономику в целом, что не могло не провоцировать инфляционные процессы.

Влияние инфляции на размер государственных обязательств неоднозначно. Можно выделить по крайней мере три направления влияния:

· эффект Оливера—Танци. Согласно эффекту Оливера—Танци между бюджетным дефицитом и инфляцией существует положительная связь: бюджетный дефицит увеличивается по мере роста цен. Это происходит вследствие того, что моменты начисления налогов и их поступления в государственную казну не совпадают. Существование лага между начислением налогов и их фактической выплатой обесценивает в условиях инфляции налоговые доходы государства и поэтому увеличивает величину дефицита.

· инфляционный налог. С позиций концепции «инфляционного налога» между инфляцией и дефицитом имеет место отрицательная связь. При неожиданном росте цен происходит сокращение реального процента по заимствованиям, следовательно, инфляция облегчает выплату государственного долга и уменьшает реальную величину бюджетного дефицита. Получается, что, принимая за ориентир номинальную величину дефицита, можно завысить его значение на величину инфляционного налога с держателей государственных обязательств, реальная стоимость которых постоянно снижается, и кредиторы правительства поэтому понесут убытки.

· эффект Дона Патинкина. Согласно эффекту Дона Патинкина, американского экономиста, представителя монетаризма, инфляция уменьшает величину бюджетного дефицита. Этот эффект имеет место в странах с нестабильной экономикой, где принята прогрессивная система налогообложения, а бюджетная система приспособлена к тому, чтобы государство могло осуществлять фискальные функции в условиях инфляции. В таких странах в период инфляции с ростом номинальных доходов экономические агенты попадают в более высокие доходные группы и облагаются по более высоким налоговым ставкам. Другими словами, происходит рост налоговых доходов, непропорциональный росту цен, при неизменных номинальных расходах правительства, поэтому дефицит бюджета уменьшается.

Кроме того, можно выделить еще несколько факторов, побуж­дающих правительство избегать низкой инфляции для сокращения дефицита бюджета: в периоды высокой инфляции правительство обычно задер­живает выплату заработной платы государственным служащим, что сокращает размер реальных расходов; при планировании бюджета часто предусматривается индек­сация налоговых доходов в соответствии с инфляцией. Расхо­ды же обычно формируются исходя из предпосылки о более низкой инфляции, чем в действительности; при сокращении инфляции реальная ставка процента увели­чивается, а следовательно, инвестиционный климат в стране ухудшается. В результате доходы государства сокращаются, что ведет к увеличению дефицита бюджета

2. Дефицит и профицит бюджета

Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета.

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений совпадает с суммой правительственных закупок. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается, возникает бюджетный дефицит. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток (профицит). При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.


Рис.8.1. Циклическое балансирование госбюджета

Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.

Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит = Расходы – Доходы.

Чистые налоги = Налоговые поступления – Социальные выплаты.

В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим образом:

Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг – Чистые налоги.

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.

Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).

Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y = 0 налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государственным расходам (200 единиц). При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т.д.

Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.

Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.

Если в государственном бюджете имеется избыток, т.е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП.

Напротив, если госбюджет испытывает дефицит, т.е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.

Таким образом, бюджетный дефицит – это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.

Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют:

1) структурный дефицит;

2) циклический дефицит.

Структурный дефицит бюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:

где Встр – структурный дефицит государственного бюджета;

Yf – ВВП при условии полной занятости;

t – ставка подоходного налога.

Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

где Вцикл – циклический дефицит госбюджета;

Y – фактический ВВП за данный год.

В период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов. Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.

Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:

Известно, что изменение бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых поступлений t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:

Таким образом, прирост государственных расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (Т) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1:

В период экономических спадов государство допускает увеличение дефицита государственного бюджета. При анализе зарубежными экономистами стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное влияние на совокупный спрос в стране – в зависимости от того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса. Это явление открыл лауреат Нобелевской премии Т.
Хаавельмо. Оно получило название теоремы Хаавельмо. Суть его состоит в следующем.

Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1.

В механизме действия изменения налогов на уровень ВВП налоговый мультипликатор показывает чистое влияние на величину ВВП роста налоговых сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение налогов сопровождается обычно изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное влияние на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:

1. Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению совокупного спроса (dAD) на такую же величину;

2. Прирост налогов (dT) сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину ( с учетом МРС), падение совокупного спроса с учетом располагаемого дохода будет равно МРС (Y-dT) + a = MPC * Y(1 – t) + a.

Попробуем вывести значение мультипликатора математическим способом.
Представим функцию совокупного спроса в виде

AD = Y = MPC * Y + a + I.

Введем в ее формулу математические значения G, T, TR, характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны. При этом чистые налоги равны T – TR (налоговые поступления минус социальные бюджетные выплаты), а государственные закупки G равны государственным расходам минус транcфертные платежи TR:

Y = MPC (Y – T + TR) + G + a + I.

Раскроем скобки и представим налоговые поступления в бюджет как

Т = Y*t, при условии, что это – пропорциональные налоги:

Y = MPC*Y – MPC*t*Y + MPC*TR + G + a + I.

Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, обозначим их А
(автономное потребление в экономике):

Y – MPC*Y + MPC*Y*t = A + I, где А = МРС * TR + a + I;

Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов давно применяется в макроэкономическом моделировании, в частности в модели делового цикла Хикса–Самуэльсона. Смысл этой модели состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов
(неокейнсианский подход).

Существует три способа для финансирования бюджетного дефицита:

1) путем дополнительной эмиссии денег;

2) за счет кредитов ЦБ;

3) посредством заимствований у населения и фирм.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

Существуют три концепции балансирования бюджета:

1. Концепция ежегодного балансирования (рикардианство). Экономические субъекты исходят из убеждения, что любые долги надо рано или поздно отдавать. Они прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, т.к. другого, кроме налогов, источника доходов у государства нет. Государственное бюджетное ограничение:

Тнаст. + Тбуд./ (1 + i) = Gнаст. + Gбуд./ (1 + i).

Концепция отрицает положительные эффекты стабилизационной фискальной политики. Так, рост госрасходов не приводит к стимулированию совокупного спроса вследствие эффекта вытеснения инвестиций. Снижение налогов не приводит к росту потребительских расходов, а приводит к росту сбережений, так как субъекты должны быть готовы к повышению налогов в будущем.

2. Концепция циклического балансирования. Утверждается допустимость балансирования бюджета в ходе экономического цикла. Дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов – сдерживать «перегрев» экономики. Такая политика позволяет сгладить амплитуду колебаний цикла на 30 – 35%.

3. Концепция функциональных финансов. Проблема сбалансированности бюджета рассматривается как второстепенная, на первый план выдвигается задача стабилизации экономического развития. Поддержание высокой занятости имеет приоритет. Рост госдолга не приведет к угрозе банкротства государства при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия к государственным институтам.

Читайте также: