Обстоятельства исключающие изменение срока уплаты налога

Опубликовано: 21.09.2024

Существуют и обстоятельства, служащие основанием для отказа заявителю.

Что входит в обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога или сбора

Процедура, которая предусматривает изменение срока уплаты налога или сбора предусмотрена главой 9 НК. Она предполагает разовое применение в отношении лица, обратившегося в налоговый или иной уполномоченный орган, в связи с определенным основанием на ограниченный период. Форма удовлетворения заявления также должна соответствовать нормам закона.

Перечень оснований, исключающих изменение срока уплаты налога и сбора, носит закрытый характер. Право на его дополнение отсутствует как у региональных, так и у местных властей.

Возбуждение уголовного дела

Решение об отказе является обоснованным только тех ситуациях, когда уголовное расследование проводится по следующим статьям:

  • уклонение граждан от уплаты налога (ст. 198 УК);
  • аналогичные действия, совершенные в отношении уплаты налога или сбора юрлицом (ст. 199 УК);
  • действия, описываемые в ст. 199.1 УК, устанавливающей ответственность налогового агента за аналогичные нарушения;
  • сокрытие имущества ИП или организации, за счет которого должно производиться взыскание задолженности по обязательным платежам в бюджет (ст.199.2 УК).

Соответствующие нормы НК не требуют наличия приговора по таким делам. Достаточно лишь оконченной процедуры возбуждения уголовного дела. Она считается таковой, после как следователем принято решение о возбуждении уголовного дела.

Этот документ оформляется в виде постановления, которое должно соответствовать требованиям ст. 146 УПК.

Такое основание считается отпавшим, если уголовное дело прекращено.

Проведение прочих расследований

К числу таких оснований относятся дела по налоговым правонарушениям. Кроме того, речь идет об административных нарушениях в области налогов, а также нарушения таможенных норм, касающихся внесения сопутствующих обязательных платежей.

Все налоговые правонарушения описываются в главе 16 НК. Достаточно производства по любому из них и решение об изменении срока уплаты налога или сбора будет отрицательным.

В случае с административными нарушениями, значения имеют составы, установленные в ст. 15.3 – 15.6, а также 15.11 КоАП.

Применение в отказе этого основания требует наличия документа, возбуждающего соответствующее производства. К примеру, акта налоговой проверки будет недостаточно.

Прекращение производства по любым основаниям делает эту норму НК неприменимой.

Основания для подозрений в сокрытии облагаемого имущества

Такая формулировка позволяет использовать любую информацию, указывающую на это обстоятельство.

О недобросовестности налогоплательщика могут служить уголовные дела или регулярные расследования, выступающие самостоятельными основаниями.

Кроме того, в качестве них могут рассматриваться установленные случаи нарушений, производство по которым было прекращено в силу истечения срока давности.

Проблемой применения такого основания является широкое административное усмотрение лица, принимающего решение. Оно должно изложить все мотивы отказа.

К таким основаниям приравнивается информация о том, что налогоплательщик намеревается поменять место жительства, уехав за рубеж. Ее источником может быть сам гражданин, снимающийся с налогового учета по этой причине.

Выявленные ранее нарушения условий отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита

Такое основание применяется при одновременном наличии следующих условий:

  • аналогичный режим действовал и был отменен в связи с нарушениями заявителя;
  • со времени отмены прошло менее 3-х лет.

Действие режима КГН

Участники консолидированной группы налогоплательщиков не имею права на изменение сроков по налогу на прибыль.

В части остальных обязательных платежей на них распространяются стандартные правила.

Обжалование отказа

Заявитель вправе обжаловать полученный отказ на общих основаниях, которые предусмотрены главой 19 НК.

Сначала обжалование осуществляется через вышестоящую инспекцию.

Если результат неудовлетворительный, следует обращаться в суд.

Обжалование имеет практический смысл, когда при рассмотрении заявления налогоплательщика в расчет брались субъективные доводы о подозрениях в том, что он скрывает облагаемое имущество. Позиция налогового органа, в этом случае, может быть уязвимой. Однако заявителю придется потрудиться, чтобы доказать необоснованность решения.

Если основаниями выступают уголовные дела, а также другие расследования, то успешное обжалование маловероятно. Наличие таких эпизодов подтверждается документально, поскольку в деле будут присутствовать соответствующие процессуальные акты.

Согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ положения части первой настоящего Кодекса не применяются к отношениям, регулируемым Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 61 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

2. Изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном настоящей главой.

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.

Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 настоящего Кодекса.

3. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

4. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

5. Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, указанных в статье 63 настоящего Кодекса, может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой.

6. Изменение срока уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, производится в порядке, предусмотренном настоящей главой.

7. Утратил силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ статья 61 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

8. Изменение срока уплаты налога и сбора налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

1. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее - заинтересованное лицо):

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

2. При наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица.

Заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном настоящим Кодексом.

1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются:

1) по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3-5 настоящего пункта и пунктом 2 настоящей статьи);

2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи);

3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;

4) по государственной пошлине - органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 настоящего Кодекса совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина;

5) по единому социальному налогу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Об отсрочках (рассрочках) по уплате взносов, предоставленных до введения в действие части второй НК РФ государственными социальными внебюджетными фондами см. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ

2. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов (за исключением государственной пошлины) изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:

бюджеты субъектов Российской Федерации, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;

местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.

4. В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 64 настоящего Кодекса, решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов принимается Правительством Российской Федерации.

1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, утвержден постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Редакции Налогового кодекса (часть первая), опубликованные в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Российской газете", имеют расхождения. Текст предыдущего абзаца приводится в редакции "Собрания законодательства"

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

7. При отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

В случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, принятое в соответствии с настоящей статьей, при наличии соответствующего основания, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления.

9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

При наличии оснований, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющее место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

11. Утратил силу с 1 января 2004 г.

12. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов.

13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Минфином России рассмотрен запрос от 10.03.2021 и сообщается следующее.

По первому вопросу - является ли наличие возбужденного в отношении руководства (бывшего руководства) организации уголовного дела по статье 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - Уголовный кодекс) обстоятельством, исключающим изменение срока уплаты платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), а также возможность предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таких платежей.

Согласно пунктам 2 и 6 статьи 61 Кодекса изменение срока уплаты платежей, регулируемых Кодексом, допускается в порядке, установленном главой 9 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом.

Изменение срока уплаты указанных платежей может быть по решению органов, указанных в статье 63 Кодекса, обеспечено залогом имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса, поручительством либо банковской гарантией, если иное не предусмотрено главой 9 Кодекса (пункт 5 статьи 61 Кодекса).

В силу пункта 2 статьи 62 Кодекса при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 названной статьи, решение об изменении срока уплаты платежей, регулируемых Кодексом, не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

Так, например, возбуждение уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушением заинтересованным лицом законодательства о налогах и сборах, или наличие у налогового органа достаточных оснований полагать, что заинтересованное лицо воспользуется изменением срока уплаты указанного выше платежа для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, являются обстоятельствами, исключающими изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов (подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 62 Кодекса).

В соответствии со статьей 28 Кодекса действиями (бездействием) организации признаются действия (бездействие) ее законных представителей, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов (пункт 1 статьи 27 Кодекса).

Следовательно, действия генерального директора организации и иного должностного лица, исполняющего обязанности генерального директора организации, уполномоченных представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями такой организации.

Сокрытие денежных средств или иного имущества организации, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно производиться взыскание имеющейся у нее недоимки, влечет невозможность исполнения конституционной обязанности по уплате налога и сбора посредством их взыскания, в результате чего бюджетной системе Российской Федерации причинен ущерб.

Учитывая изложенное, полагаем, что возбуждение уголовного дела в отношении законного представителя организации по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 199.2 Уголовного кодекса, по установленному факту сокрытия денежных средств или иного имущества этой организации, за счет которых в установленном порядке должно производиться взыскание имеющейся у этой организации недоимки, является обстоятельством, исключающим предоставление такой организации отсрочки, рассрочки по уплате платежей, регулируемых Кодексом, или предоставление инвестиционного налогового кредита.

По второму и третьему вопросам - о наличии у заинтересованного лица обязанности при обращении с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки и (или) инвестиционного налогового кредита представлять сведения о наличии ранее возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям, в том числе по статье 199.2 Уголовного кодекса, а также о наличии у налогового органа обязанности самостоятельно истребовать сведения о наличии возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям в отношении руководителя заинтересованного лица.

Кодексом не предусмотрена обязанность заинтересованного лица представлять сведения о наличии ранее возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям.

При обращении заинтересованного лица с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате платежей, регулируемых Кодексом, к заявлению прилагаются документы, поименованные в пункте 5 статьи 64 Кодекса и подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты платежей, регулируемых Кодексом, которые установлены пунктом 5.1 статьи 64 Кодекса, в том числе обязательство, предусматривающее на период изменения срока уплаты таких платежей соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки.

Формой обязательства о соблюдении заинтересованным лицом условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки (рассрочки, инвестиционного налогового кредита), утвержденной приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@ "Об утверждении порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами" (зарегистрирован в Минюсте России 20.02.2017 № 45707), предусмотрена обязанность заинтересованного лица в случае наступления оснований, исключающих изменение срока уплаты платежей, регулируемых Кодексом, указанных в пункте 1 статьи 62 Кодекса, незамедлительно известить об этом уполномоченный орган, предоставивший отсрочку (рассрочку, инвестиционный налоговый кредит), и налоговый орган по месту учета заинтересованного лица.

По четвертому вопросу - является ли наличие возбужденного дела о банкротстве в отношении заинтересованного лица обстоятельством, исключающим возможность предоставления отсрочки или рассрочки по уплате платежей, регулируемых Кодексом.

Статьей 62 Кодекса установлены обстоятельства, исключающие изменение срока платежей, регулируемых Кодексом.

Предусмотренные статьей 62 Кодекса обстоятельства не содержат в качестве исключающих изменение срока уплаты платежей, регулируемых Кодексом, наличие возбужденного дела о банкротстве в отношении заинтересованного лица.

Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 64 Кодекса отсрочка или рассрочка по уплате платежей, регулируемых Кодексом, может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти платежи в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом таких платежей возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в подпунктах 2 - 7 пункта 2 указанной статьи Кодекса.

Отсрочка или рассрочка по уплате платежей, регулируемых Кодексом, может быть предоставлена заинтересованному лицу при угрозе возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога (подпункт 3 пункта 2 статьи 64 Кодекса).

Наличие указанного основания устанавливается по результатам анализа финансового состояния заинтересованного лица, проведенного в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382 (далее - Методика) (зарегистрирован в Минюсте России 22.07.2019 № 55338).

Согласно пункту 1 Методики ее положения не применяются в отношении заинтересованного лица, имеющего признаки несостоятельности (банкротства).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 64 Кодекса заинтересованному лицу также может быть предоставлена рассрочка при невозможности единовременной уплаты сумм платежей, регулируемых Кодексом, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 64 Кодекса.

Согласно пункту 5.1 статьи 64 Кодекса рассрочка по основанию, предусмотренному подпунктом 7 пункта 2 статьи 64 Кодекса, не может быть предоставлена в случае, если в отношении организации, физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Таким образом, наличие возбужденного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении заинтересованного лица препятствует получению отсрочки или рассрочки по основаниям, предусмотренным подпунктами 3, 7 пункта 2 статьи 64 Кодекса.

По пятому вопросу - является ли наличие арестов, наложенных судебным приставом-исполнителем на имущество заинтересованного лица, а также наличие отказов уполномоченных органов в возможности получения банковской гарантии и заключения договора поручительства основанием для отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов.

Статьей 62 Кодекса установлены обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты платежей, регулируемых Кодексом.

Предусмотренные статьей 62 Кодекса обстоятельства не содержат в качестве исключающих изменение срока уплаты платежей, регулируемых Кодексом, наличие арестов, наложенных судебным приставом-исполнителем на имущество заинтересованного лица.

В соответствии с пунктом 5.3 статьи 64 Кодекса по требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога (в соответствии со статьей 73 Кодекса), поручительство (в соответствии со статьей 74 Кодекса) либо банковская гарантия (в соответствии со статьей 74.1 Кодекса).

Непредставление указанных документов в соответствии с пунктом 14 Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденного приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@, является основанием для вынесения решения об отказе в изменении срока уплаты платежей, регулируемых Кодексом, в связи с отсутствием необходимых для рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате указанных платежей документов.

По шестому вопросу - являются ли приведенные в запросе публикации в средствах массовой информации о чрезвычайных ситуациях обстоятельствами, подпадающими под действие нормы 111 Налогового кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 111 Кодекса обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикации в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания).

Согласно пункту 6 статьи 108 Кодекса лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, к компетенции Минфина России не относится определение обстоятельств, подпадающих под действие статьи 111 Кодекса.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях.

Следует учитывать, что предусмотренная Кодексом возможность признания налоговым органом тех или иных обстоятельств, свидетельствующих об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения, реализуется с учетом конкретных обстоятельств дела.

Обращается внимание, что в представленном адвокатском запросе не приводятся обстоятельства, указывающие на неисполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, связанных с чрезвычайными обстоятельствами, а также не содержатся документально подтвержденные доводы о наличии причинно-следственной связи между конкретными обстоятельствами, указанными в приведенных ссылках в публикациях средств массовой информации, и обстоятельствами совершенного конкретного нарушения законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Новая редакция Ст. 62 НК РФ

1. Срок уплаты налога, сбора и (или) страховых взносов не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица:

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство;

4) в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога, сбора и (или) страховых взносов, органом, указанным в статье 63 настоящего Кодекса, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога, сбора и (или) страховых взносов.

2. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, решение об изменении срока уплаты налога, сбора и (или) страховых взносов не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица.

Заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. В отношении налога на прибыль организаций, уплачиваемого по консолидированной группе налогоплательщиков, изменение срока уплаты налога не производится.

Комментарий к Статье 62 НК РФ

Настоящая статья устанавливает обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога.

Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение (заинтересованного лица):

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах (гл. 22, 23, ст. ст. 171, 172, 173, 194, 198, 199 УК РФ).

К примеру, может быть возбуждено уголовное дело за лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ), то есть создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству;

2) проводится производство по делу:

- о налоговом правонарушении;

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность (см. ст. ст. 106 - 129 НК РФ и комментарии к ним);

- об административном правонарушении.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом затрагиваются только правонарушения в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (ст. ст. 15.1, 15.2, 15.5, 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ);

3) имеются достаточные основания полагать, что:

- это лицо (заинтересованное лицо) воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств (закрытие им банковского счета и открытие другого, неизвестного налоговым органам, счета с последующим перечислением на него денежных средств и т.п.) или иного имущества, подлежащего налогообложению (путем совершения фиктивных сделок, представления фиктивных документов об уничтожении или утере имущества и т.п.);

- это заинтересованное лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство (установление факта оформления соответствующих документов, визы и т.п.).

При наличии обстоятельств, указанных в п. 1 настоящей статьи, на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога:

- решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено;

- вынесенное решение подлежит отмене. Уполномоченный орган обязан указанное решение отменить, и о его отмене в трехдневный срок письменно уведомить заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица.

Заинтересованное лицо вправе обжаловать указанное решение в порядке, предусмотренном Кодексом (ст. ст. 64 - 68 НК РФ, гл. 19 НК РФ), в вышестоящий орган или в суд.

Другой комментарий к Ст. 62 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 62 Кодекса указаны обстоятельства, при наличии которых срок уплаты налога изменен быть не может. В отношении этих обстоятельств следует отметить следующее.

Возбуждение уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах (подп. 1 п. 1).

Уголовная ответственность за совершение деяний, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, установлена следующими статьями гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" УК:

статья 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица";

статья 198 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица";

статья 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации";

статья 199.1 "Неисполнение обязанностей налогового агента";

статья 199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов".

В соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК РФ о возбуждении уголовного дела публичного обвинения органом дознания, дознавателем или следователем с согласия прокурора, а также прокурором в пределах компетенции, установленной УПК РФ, выносится соответствующее постановление.

Проведение производства по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (подп. 2 п. 1).

Порядок производства по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом, установлен ст. 101 Кодекса (см. комментарий к ст. 101 Кодекса). Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены соответствующими статьями гл. 16 Кодекса.

Административная ответственность за совершение деяний, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, установлена следующими статьями гл. 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг" КоАП:

статья 15.4 "Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации";

статья 15.6 "Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля";

статья 15.7 "Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику";

статья 15.8 "Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)";

статья 15.9 "Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента";

статья 15.11 "Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности".

Административная ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных платежей установлена ст. 16.22 гл. 16 "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)" КоАП.

В соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП;

2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП;

4) оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП протокол об административном правонарушении не составляется.

Наличие достаточных оснований полагать, что лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога, воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство (подп. 3 п. 1).

Представляется, что наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующими документальными доказательствами. Эти доказательства потребуются налоговым органам при рассмотрении в судах дел об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц, в частности, невынесения решения об изменении срока уплаты налога или об отмене уже вынесенного решения.

2. Пункт 2 ст. 62 Кодекса предусматривает следующие последствия установления указанных в п. 1 комментируемой статьи обстоятельств, при наличии которых срок уплаты налога изменен быть не может:

в случае, если указанные обстоятельства установлены на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога, то решение об изменении срока уплаты налога вынесено быть не может;

в случае, если указанные обстоятельства установлены после вынесения решения об изменении срока уплаты налога, то вынесенное решение подлежит отмене.

Согласно п. 2 комментируемой статьи налоговый орган по месту учета заинтересованного лица обязан письменно уведомить это лицо об отмене вынесенного решения в трехдневный срок.

Как указано в п. 2 ст. 62 Кодекса, лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога, вправе обжаловать решение налогового органа об отмене решения об изменении срока уплаты налога. Следует отметить, что заинтересованное лицо вправе обжаловать и бездействие налогового органа по невынесению решения об изменении срока уплаты налога.

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц предусмотрен гл. 19 Кодекса.

Глава 9 НК РФ определяет порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа.

В правоотношениях по изменению срока исполнения налоговой обязанности участвуют три стороны:

В соответствии с принципами налогового федерализма и самостоятельности органов местного самоуправления существует разграничение налоговой компетенции между территориальными органами государства и муниципальных образований относительно принятия решений об изменении срока уплаты налога или сбора.

По общему правилу решение вопросов изменения сроков исполнения налоговой обязанности по федеральным налогам входит в компетенцию Министерства финансов РФ. Относительно изменения сроков уплаты региональных или местных налогов решения принимаются соответствующими финансовыми органами субъекта РФ или муниципального образования.

Так, Федеральным законом от 23.11.2015 N 320-ФЗ срок уплаты имущественных налогов (земельного, транспортного и налога на имущество физических лиц) установлен не позднее 1-го декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Учитывая специфику уплаты налоговых платежей при перемещении товаров через границу РФ, право изменения сроков исполнения налоговой обязанности относительно этих налогов, сборов или причитающейся пени принадлежит Федеральной таможенной службе или уполномоченным ею таможенным органам.

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Срок уплаты налога и (или) сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога и (или) сбора либо ее части (далее в настоящей главе - сумма задолженности) с начислением процентов на сумму задолженности, если иное не предусмотрено настоящей главой.

    • отсрочка;
    • рассрочка;
    • инвестиционный налоговый кредит.
  • отсрочка;
  • рассрочка;
  • инвестиционный налоговый кредит.

Отсрочка по уплате налога представляет собой изменение срока исполнения налоговой обязанности с единовременным погашением налогоплательщиком суммы задолженности.

Рассрочка по уплате налога заключается в предоставлении налогоплательщику возможности изменить срок исполнения налоговой обязанности с последующей поэтапной уплатой суммы задолженности. Погашение налоговой задолженности посредством рассрочки платежа осуществляется частями с установленной периодичностью.

Заинтересованное лицо вправе одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

Изменение срока уплаты налога и сбора может быть по решению органов, указанных в статье 63 НК РФ, обеспечено:

Срок уплаты налога и (или) сбора не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица:

При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, решение об изменении срока уплаты налога и (или) сбора не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица.

Заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном НК РФ.

В отношении налога на прибыль организаций, уплачиваемого по консолидированной группе налогоплательщиков, изменение срока уплаты налога не производится.

Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются:

Если в соответствии с законодательством субъектов РФ региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:

  • бюджеты субъектов РФ, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ;
  • местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.

В случае отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов принимается Правительством РФ.

В случае отсрочки или рассрочки по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам, решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов принимается министром финансов РФ.

Читайте также: