Общехозяйственные расходы уменьшают налог на прибыль

Опубликовано: 25.04.2024

Общехозяйственные расходы (ОХР) – затраты, не связанные непосредственно с производством продукции или другой основной деятельностью. Однако они необходимы для нормального функционирования любой организации. Это косвенные расходы, которые могут распределяться между производствами, видами продукции и списываются с учетом выбранного организацией способа. Состав ОХР, порядок учета, методика их распределения и списания, как правило, определяются видом деятельности хозяйствующего субъекта.

Общехозяйственные расходы в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Что относят к ОХР

Согласно Инструкции по применению Плана счетов (пр. 94н Минфина) к ОХР правомерно отнести:

  • оплату труда АУП центрального офиса с отчислениями в Фонды;
  • амортизацию ОС, НМА, используемых в управленческом процессе;
  • арендные платежи, если здания непроизводственного назначения используются по договору аренды;
  • расходы на содержание непроизводственных зданий, в том числе выплаты коммунальным службам;
  • расходы на охрану труда;
  • оплату командировок АУП;
  • расходы представительского характера;
  • канцелярские, банковские, расходы, на услуги аудиторов и пр.

Исчерпывающего списка ОХР нормативные акты на сегодняшний день не содержат. Главным признаком, позволяющим отнести затраты к этой категории, является тот факт, что они не связаны непосредственно с производством товаров, работ или оказанием услуг.

На заметку! При решении вопроса, считать расходы общепроизводственными или общехозяйственными, например, если у организации имеется филиал, целесообразно, кроме отношения его затрат непосредственно к процессу производства, оценить такой фактор, как участие ответственных лиц филиала в производстве продукции (управлении организацией в целом). В определенных случаях играет роль территориальная удаленность подразделения (филиала) от центрального офиса компании.

Распределение и списание ОХР

Общехозяйственные расходы в производстве по окончании учетного периода должны быть распределены, поскольку носят косвенный характер. Если организация выпускает один вид продукции, все ОХР переносятся на затраты по этому виду продукции целиком, т.е. можно сказать, что они «распределены» на него в полном объеме. Если видов продукции несколько, то ОХР распределяются на них пропорционально.

Базой распределения могут стать:

  • оплата труда работников производства;
  • прямые производственные затраты;
  • выручка от продажи продукции;
  • объем выработанной продукции и пр.

Организация самостоятельно принимает решение о выборе базы распределения ОХР и закрепляет ее в учетной политике. Одним из наиболее распространенных является распределение по заработной плате рабочих, занятых в производстве.

Пример распределения ОХР по базе – по оплате труда на производстве продукции

Распределению ОХР = ОХР периода/производственный ФОТ по периоду, где «период», как правило, — это «год», но могут быть взяты и предыдущий квартал, и полугодие.

Распределение ОХР по видам продукции А, В, С:

ОХР (А) = К * ФОТ (А),
ОХР (Б) = К * ФОТ (Б),
ОХР (С) = К * ФОТ (С).

Расчет: Пусть условно имеется субъект малого бизнеса, чьи непроизводственные затраты минимизированы, по сравнению с производственными. Сумма ОХР за период составила 200000 рублей. ФОТ производства за период – 600000 рублей, по продукции А — 300000, Б — 200000, С — 100000 рублей. Получаем:

  • К распред. ОХР = 200000 / 600000 = 0,3333.
  • ОХР (А) = 0,3333 * 300000 = 100000.
  • ОХР (Б) = 0,3333 * 200000 = 66667.
  • ОХР (С) = 0,3333 * 100000 = 33333.

Зная объем выпущенной продукции по видам, можно путем деления общей суммы затрат по видам на количество единиц соответствующей продукции исчислить ОХР в с/сти единицы изделия.

Аналогично ведется расчет и по другим, выбранным организацией, базам распределения.

Списывают ОХР тремя способами:

  1. С использованием счета 20 «Основное производство», переносом накопленных затрат в дебет этого счета с кредита 26 «ОХР», как об этом говорилось выше: на один вид продукции полной суммой, либо используя распределение по видам продукции.
  2. С использованием счета 90, субсчет «С/сть продаж». Затраты таким образом списывают организации и фирмы, оказывающие различные услуги (бухгалтерское сопровождение, консалтинг и т.п.), ведущие непроизводственную деятельность.
  3. С использованием т.н. метода директ-костинг. Суть его заключается в разделении затрат: на счете 20 собираются все производственные расходные статьи, которые затем подлежат списанию на продукцию, а на счет 90 полной суммой списываются ОХР (см. ПБУ10/99, абз. 2 п. 9).

Вопрос: Может ли РСО при ежемесячном списании общехозяйственных расходов на счета учета затрат на производство распределять их по объектам калькулирования (видам оказываемых услуг) с применением установленных коэффициентов, а не пропорционально сумме прямых затрат на эти услуги? Что должно быть прописано в учетной политике для целей бухгалтерского учета?
Посмотреть ответ

Учет ОХР

Бухучет

Общехозяйственные расходы учитываются на активном счете 26. По окончании периода они переносятся на счет 20 (23) либо на счет 90. Фирмы, чья деятельность носит непроизводственный характер, могут и основные расходы собирать на счете 26, а затем переносить их на счет 90 (кроме предприятий торговли).

  1. Дт 26 Кт 76, 70, 71, 68, 69, 60, 23, 29, 10, 05, 02 и пр.- отражение непроизводственных затрат. Счета 23 и 29 применяются, если в организации есть вспомогательные и обслуживающие производства, которые оказывали услуги непроизводственного характера для АУП.
  2. Дт 20, 23 Кт 26 – списание ОХР на основное и вспомогательное производство (если последнее имеется в организации).
  3. Проводка Дт 20 Кт 26 делается по видам продукции на основании произведенных расчетов или полной суммой, если вид продукции у фирмы один. Распределение ОХР между основным и вспомогательным производствами можно произвести пропорционально их производственным затратам за период.
  4. При использовании счета 90 формируют проводку: Дт 90 Кт 26 по соответствующим субсчетам (2-если фирма оказывает услуги на сторону, 8-если используется директ-костинг).

Аналитика по счету 26 организуется в разрезе статей затрат и подразделений:

  1. Расходы на управление (командировки АУП, представительские расходы, оплата труда с отчислениями АУП и т.д.).
  2. Хозяйственные затраты (оплата труда и отчисления общехозяйственных рабочих и персонала, охрана труда, амортизационные отчисления и т.д.).
  3. Прочие ОХР (коммунальные платежи, канцелярия, почтовые расходы и т.п.).

Приведенный вариант учета — лишь один из возможных.

Налоговый учет

Затраты в НУ, касающиеся производства и реализации, подразделяются на прямые и косвенные (ст. 318-1 НК РФ). При этом перечень внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ) отнести к ним ОХР не позволяет. Порядок отнесения к тем или иным расходам организация может выбрать самостоятельно и закрепить его в учетной политике (ст. 319 -1 НК РФ). Следовательно, ОХР могут для целей НУ учитываться как прямые и как косвенные. Основное отличие в том, что косвенные расходы есть возможность учесть для целей НУ в текущем периоде, в то время как прямые исчисляются с учетом сальдо по незавершенному производству.

Несмотря на относительную свободу в вопросе разделения затрат по категориям, фискальные органы напоминают, что отнесение тех или иных затрат к косвенным законно лишь в случае, если отсутствует реальная возможность учесть их как прямые (письмо ФНС №КЕ-4-3/2952 от 24.02.2011 г. и ряд аналогичных документов).

Фирмы, оказывающие услуги, могут полностью учитывать свои затраты в текущем налоговом периоде.

Можно ли принять к вычету НДС по общехозяйственным расходам, если в налоговом периоде отсутствует реализация по основному виду деятельности?

Госсектор. Распределение общехозяйственных расходов между видами деятельности: как организовать налоговый учет?

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности бюджетного или автономного учреждения, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Группировка расходов, связанных с производством и реализацией, приведена в ст. 253 НК РФ.

Кроме ст. 251 НК РФ ("Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы") глава 25 НК РФ не содержит специальных статей, регулирующих порядок учета конкретных видов расходов при определении налоговой базы бюджетными учреждениями (за исключением отдельных положений п. 2 ст. 256, п. 1 ст. 257, п. 7 ст. 259 НК РФ в отношении амортизации основных средств). Поэтому одним из основных критериев признания расходов бюджетным или автономным учреждением является их связь с приносящей доход деятельностью и оплата за счет доходов от этой деятельности.

Бесспорно учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией, те затраты, которые можно отнести к приносящей доход деятельности "прямым счетом". Например, к ним могут быть отнесены расходы на приобретение за счет собственных доходов материалов, используемых при оказании платных услуг или расходы по выплате вознаграждения физическим лицам за выполненные объемы работ по приносящей доход деятельности.

В то же время достаточно часто понесенные бюджетным или автономным учреждением материальные и прочие расходы равным образом связаны с деятельностью по выполнению государственного (муниципального) задания и с приносящей доход деятельностью и, соответственно, не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности. В отношении таких расходов возможно распределение в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ (см. письмо Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660, письмо Минфина России от 16 марта 2015 г. № 03-03-10/13805, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 января 2015 г. № 03-03-06/4/2051, письмо ФНС России от 9 июля 2015 г. № ЕД-4-3/11983).

Напомним, что согласно абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

До недавнего времени специалисты Минфина России формулировали совсем иное мнение по вопросу распределения затрат по видам деятельности. Ведомство полагало, что для некоммерческих организаций положения главы 25 НК РФ не предусматривают пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью (см. письмо Минфина России от 4 февраля 2015 г. № 03-03-06/4/4305, письмо Минфина России от 5 августа 2013 г. № 03-03-06/1/31298, письмо Минфина России от 18 апреля 2013 г. № 03-03-06/4/13345, письмо Минфина России от 18 мая 2011 г. № 03-03-06/4/47, письмо Минфина России от 20 января 2010 г. № 03-03-06/4/4). Однако уже в письме от 23 января 2015 г. № 03-03-06/4/2051 специалисты финансового ведомства придерживаются совсем иной правовой позиции. Со ссылкой на Определение КС РФ от 24 ноября 2005 г. № 412-О они допускают, что распределение общехозяйственных расходов некоммерческих организаций между разными видами деятельности (включая виды деятельности, осуществляемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, и виды деятельности, осуществляемые за счет доходов от предпринимательской деятельности) может осуществляться в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ.

Некоторые некоммерческие организации, в том числе государственные учреждения, и ранее принимали решение распределять затраты пропорционально доходам согласно п. 1 ст. 272 НК РФ, однако эту позицию зачастую приходилось отстаивать в суде (постановление АС Северо-Западного округа от 30 октября 2014 г. по делу № А42-7699/201, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2013 г. № Ф01-5907/12, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 июня 2011 г. № Ф04-3336/11).

Пункт 1 ст. 272 НК РФ не содержит детального порядка распределения расходов по видам деятельности. Мы полагаем, что с целью уменьшения налоговых рисков его необходимо урегулировать в учетной политике для целей налогового учета, исходя из особенностей деятельности и финансового обеспечения учреждения, в том числе периодичности поступления субсидий из бюджета.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (абз. 1 п. 2 ст. 285 НК РФ), за исключением налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

Вместе с тем, эти нормы, по нашему мнению, не ограничивают возможность налогоплательщика при расчете доли расходов, которые могут быть признаны при налогообложении, определять пропорцию ежемесячно исходя из утвержденного учетной политикой внутреннего регламента по "закрытию" периодов. При проверке налоговых регистров перед составлением квартальной (годовой) налоговой отчетности в случае необходимости в расчет пропорции могут быть внесены соответствующие корректировки, которые могут как уменьшить, так и увеличить долю признаваемых расходов.

При расчете налоговой базы могут быть признаны только фактически понесенные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы (отраженные в бухучете по КФО 2 (код финансового обеспечения, по которому соответствующие операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета бюджетного (автономного) учреждения) (п. 1 ст. 252, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Суммы фактических понесенных расходов определяются по методу начисления (п. 1 ст. 271 НК РФ). Это правило относится к расходам:

  • признаваемым "прямым счетом";
  • признаваемым в части, относящейся к приносящей доход деятельности, исходя из нормы п. 1 ст. 272 НК РФ.

Поэтому нет оснований сравнивать кассовые расходы по КФО 2 за налоговый (отчетный) период с суммой фактических понесенных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли за этот же период. Иными словами, для квалификации расходов в качестве "фактически понесенных" не имеет значения период осуществления соответствующих кассовых расходов по КФО 2 – достаточно факта отражения в бухгалтерском учете денежных обязательств по КФО 2 или факта передачи со склада для использования в приносящей доход деятельности учтенных по КФО 2 материальных запасов.

Работы, осуществляемые в рамках приносящей доход деятельности, выполнены подрядчиком и приняты учреждением по акту в июне, а оплата будет произведена только в следующем (третьем) квартале. При расчете налога на прибыль стоимость принятых работ может быть учтена в составе материальных (прочих) расходов в налоговой отчетности за полугодие.

Как минимизировать налоговые риски при распределении в налоговом учете расходов между видами деятельности?

В настоящее время специалисты финансового ведомства в письменном виде признают возможность распределения согласно п. 1 ст. 272 НК РФ только в отношении "общехозяйственных" расходов (письмо Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660). Понятие "общехозяйственные расходы" в главе 25 НК РФ не определено. С учетом нормы п. 1 ст. 11 НК РФ организация госсектора может установить перечень общехозяйственных расходов (затрат, которые при расчете налога на прибыль не могут быть отнесены к конкретному виду деятельности), основываясь на нормативных правовых актах, определяющих порядок и методику расчета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и содержание имущества.

В составе общехозяйственных расходов, которые учреждение будет распределять в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ, могут быть такие, которые в явном виде согласно существующим в конкретном публично-правовом образовании нормативным правовым актам отдельно включаются в расчет нормативных затрат при определении размера субсидии на выполнение госзадания.

Желательно, чтобы решение о распределении таких расходов было подкреплено аргументацией, обосновывающей невозможность признания этих видов расходов в сумме превышения фактических затрат над нормативными (в сумме "не профинансированных" расходов) в порядке, упоминаемом в письме Минфина России от 28 декабря 2012 г. № 03-03-06/4/124, в письме Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660, а также в письме ФНС России от 14 июня 2013 г. № ЕД-4-3/10699@.

Например, в ходе мероприятий налогового контроля организация может предоставлять документы, подтверждающие, что учредителем расчет нормативных затрат в учреждение не направлялся либо детализация этого расчета и (или) Плана ФХД не позволяет организовать налоговый учет должным образом.

Признание расходов в сумме превышения фактических затрат над нормативными

При налогообложении прибыли не учитываются расходы, фактически понесенные за счет средств бюджетных субсидий (по КФО 4, 5, 6), то есть за счет средств целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Речь идет о расходах (затратах), отраженных (начисленных) в бухгалтерском учете по КФО 4, 5 и 6, кассовое исполнение которых согласно Плану ФХД также уже осуществлено (будет осуществлено) за счет средств бюджетных субсидий.

У органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, истребуется расчет нормативных затрат (с расшифровкой по отдельным позициям), применявшийся при определении размера субсидии на выполнение госзадания.

На основании расчета нормативных затрат по каждой позиции (содержание недвижимого имущества, содержание особо ценного движимого имущества, приобретение услуг связи и т. д.) и утвержденного Плана ФХД определяется сумма превышения фактических затрат (по всем КФО) над нормативными за отчетный (налоговый) период. Доля нормативных затрат, относящаяся к определенному отчетному (налоговому) периоду, может определяться, например, с учетом суммы субсидий, которая согласно соглашениям должна быть перечислена учреждению в отчетном (налоговом) периоде.

ВНИМАНИЕ!

В налоговом учете учреждения группировку расходов (ст. 253 НК РФ) следует максимально сблизить с расшифровкой нормативных затрат, полученной от учредителя, и сравнивать с соответствующими показателями по выплатам, отраженным в Плане ФХД. В противном случае налоговым органом могут быть выдвинуты претензии по поводу несопоставимости показателей, которые учреждение будет использовать при организации налогового учета.

Превышение фактических затрат над нормативными ("не профинансированные" расходы) на основании обоснованного расчета учитывается при налогообложении прибыли в сумме, не превышающей утвержденные в Плане ФХД объемы расходов по соответствующей позиции по КФО 2 на определенный отчетный (налоговый) период.

Как видим, для составления обоснованного расчета желательно, чтобы План ФХД был утвержден с поквартальной разбивкой.

Средства субсидии на выполнение госзадания вовсе не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии с теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (п. 12 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения; письмо Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, письмо Минфина России от 24 июня 2013 г. № 02-13-10/23799, письмо Минфина России от 28 июня 2013 г. № 02-13-11/24924, письмо Минфина России от 31 декабря 2014 г. № 02-01-11/69294, письмо Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030). Соответственно, возможны ситуации, когда по какому-либо направлению расходов учреждение согласно утвержденному Плану ФХД получит право израсходовать за счет бюджетных субсидий сумму, которая будет меньше размера нормативных затрат по этому направлению расходов. Полагаем, что подобные обстоятельства, во избежание разногласий с налоговыми органами целесообразно учитывать при составлении расчета "не профинансированных" расходов.

Бюджетное учреждение в налоговом периоде осуществило за счет средств от приносящей доход деятельности расходы на ремонт особо ценного движимого имущества в сумме 20 000 руб. Имущество использовалось как в деятельности по выполнению госзадания, так и в приносящей доход деятельности. Согласно расчету нормативных затрат, доведенному до учреждения одновременно с госзаданием, при определении размера субсидии на выполнение задания расходы на ремонт особо ценного движимого имущества были учтены в сумме 170 000 руб. Планом ФХД в целях оплаты ремонта особо ценного движимого имущества по виду деятельности "4" предусмотрены расходы в сумме 165 000 руб.

В налоговом периоде (при соблюдении иных условий признания расходов) учреждение может признать расходы на ремонт особо ценного движимого имущества в сумме 15 000 руб. (20 000 + 165 000 - 170 000).

Ольга Монако, эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Дмитрий Кузьмин

Вести финансовый учет и разделять расходы в бизнесе на прямые и косвенные полезно по нескольким причинам. Это нужно для расчета налоговой базы, если в вашем налоговом режиме учитываются расходы. Это помогает сформировать себестоимость — пригодится при планировании финансовой модели и для аналитики. Деление обязательно, если вы должны вести бухучет.

Деление в организациях различных отраслей может отличаться. Учитывайте это, классифицируя расходы.

Какие бывают затраты с точки зрения бухучета

Если ориентироваться на ст. 318 и 319 НК РФ, закон разделяет все расходы на два вида. Причем юридически корректно называть расходы «затратами».

Косвенные затраты

Это деньги, которые нельзя напрямую посчитать в себестоимости конкретного продукта, они формируют себестоимость нескольких продуктов сразу. Но без этих расходов бизнес не сможет производить продукт. Обычно в эту категорию включают оплату аренды и ЖКУ, траты на маркетинг, рекламу, секретариат, бухгалтерию.

Прямые затраты

Это затраты, которые формируют себестоимость конкретного изделия. Например, сюда относят сырье, полуфабрикаты, комплектующие и другие производственные запасы. Прямыми затратами также считаются зарплаты и социальные выплаты, которые занимаются непосредственно производством, и амортизация оборудования.

В прямые затраты добавляют и оплату работ, которые выполняют подрядчики — если они напрямую влияют на себестоимость изделия. Так, если вы заказываете упаковку для изделий, то это прямые затраты. Если подрядчик занимается обслуживанием компьютеров и ремонтом другой техники в вашем офисе, то это, скорее, косвенные затраты, потому что они влияют на весь процесс в целом.

Удобный сервис для разделения расходов на прямые и косвенные

Вы сами должны определять, какие расходы относить к прямым, а какие к косвенным. Если в учетной политике вы не отнесли затраты к прямым, то они будут классифицироваться как косвенные.

Внереализационные расходы

Существует и третий вид затрат — внереализационные. Они не формируют себестоимость продукции как для конкретного изделия, так и целиком, и вообще не имеют прямой связи с производством и реализацией.

Например, внереализационными обычно называют расходы на обслуживание кредита, траты на судебные издержки, неустойки. Подробный перечень содержится в ст. 265 НК РФ.

Другие виды затрат для финансового учета

Для финансового учета расходы разделяют еще на два вида.

  • Постоянные — они не связаны напрямую с объемом продукции. Если выпуск увеличить или уменьшить, постоянные расходы не изменятся. Например, зарплата бухгалтера не изменится, если вы станете производить не 100, а 200 тортов в месяц. Поэтому это постоянная трата.
  • Переменные — зависят от количества выпускаемой или реализованной продукции и меняются пропорционально. Например, если вы увеличиваете производство тортов со 100 до 200 в месяц, то одновременно растет и количество трат на сахар.

Виды затрат можно комбинировать. Обычно прямые затраты влияют на себестоимость, поэтому их относят к переменным. Например, затраты на полуфабрикаты: чем больше производим, тем больше расходуем, поэтому это прямая переменная категория.

Существуют исключения — допустим, расходы на рекламу не отражаются напрямую на себестоимости производства и являются косвенными затратами. Но с помощью веб-аналитики мы можем посчитать, сколько нужно рекламных денег на продажу одной единицы товара — например, с помощью ретаргетинга. Если захотим продавать больше, придется увеличивать бюджет. Поэтому это косвенная переменная трата.

Постоянные и переменные затраты используют обычно для финансового учета и планирования бизнеса — это условные понятия, закон не регулирует и не обязывает вас отслеживать их. Прямые и косвенные нужны для бухучета, они основаны на других критериях. Если вы определяете доходы и расходы по методу начисления, то их нужно отслеживать и определять, это требование закона.

Кто должен вести разделение затрат

Согласно ст. 318 НК РФ делить затраты на прямые и косвенные должны все юрлица на ОСНО, которые работают по методу начисления. Косвенные затраты распределяют на все виды продукции. Для этого выбирают базу, которой могут быть переменные затраты.

В бухгалтерском и налоговом учете под методом начисления понимают метод, когда доходы учитываются в момент документального подтверждения операции. Еще есть кассовый метод — доходы учитываются в момент поступления денег в кассу. Кассовый метод обычно используют организации на УСН, так как он проще и помогает избежать кассовых разрывов.

Если вы на ОСНО и величина средней выручки без учета НДС в каждом из предыдущих четырех кварталов не больше 1 млн руб., вы имеете право вести налоговой учет кассовым методом. Исключения указаны в ст. 273 НК РФ: несмотря на соответствие требованию по выручке, кассовый метод не могут применять банки, кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации, компании, добывающие углеродное сырье и компании, которыми владеют иностранные организации.

Как вести прямые и косвенные затраты в налоговом учете

В бухгалтерском учете разделение на косвенные и прямые затраты важно для формирования себестоимости. Не забывайте, что косвенные расходы нельзя относить напрямую на себестоимость одного изделия. Вместо этого выбирайте обоснованную базу распределения и добавьте отметку об этом в учетную политику.

В налоговом учете затраты тоже разделяют на косвенные и прямые, но с другими целями — они влияют на уменьшение налоговой базы. Здесь важно учитывать, в какой момент конкретные затраты влияют на стоимость продукции.

  • Косвенные расходы уменьшают налоговую базу в том же отчетном периоде, в котором и возникают.
  • Прямые расходы относятся на текущий налоговый период только после того, как вы реализовали продукцию, на стоимость которой они отнесены. Нет реализации — нет и уменьшения. Например, если товар лежит на складе, то прямые затраты на его производство из доходов не вычитывают.

Обратите внимание: размер налогооблагаемой прибыли снизится, если в организации объем косвенных расходов превысит прямые, и затраты будут учитываться раньше. Поэтому нужно внимательно следить за обоснованием ваших решений: если занижать прямые траты или неверно их учитывать, налоговая инспекция может воспринимать это как способ ухода от налогов.

Как списывать расходы

Чтобы избежать путаницы, старайтесь минимизировать отличия в бухгалтерском и налоговом учетах. Отражайте и обосновывайте все расходы в документах, иначе придется доказывать свою позицию налоговой инспекции.

Прямые расходы списывайте в том же периоде, в котором реализовали продукцию, даже если у покупателя есть отсрочка платежа до следующих отчетных периодов. Не списывайте расходы на готовую продукцию на складах. Косвенные расходы в налоговом учете не распределяйте. Их списывают единовременно, в том же периоде, когда вы их произвели. Налогооблагаемую прибыль при этом снижайте.

Чтобы сблизить данные в учетах, постарайтесь уравновесить размер себестоимости в бухучете с прямыми расходами в налоговом учете.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Тем, кто пытается завысить свои расходы за счет манипуляций со списками прямых и косвенных расходов, как правило, это не удается или удается, но до поры до времени. Налоговая с особым вниманием относится к распределению расходов и легко выявляет нарушения. Поэтому лучше идти другим путем: стараться просто не допускать ошибок при разделении расходов на прямые и косвенные.

Зачем делить расходы на прямые и косвенные

При расчете налога на прибыль прямые и косвенные расходы уменьшают налоговую базу, но в разное время.

Поэтому делить расходы на прямые и косвенные нужно для того, чтобы не ошибиться с моментом признания затрат в составе расходов. То есть правильно определить налоговую базу и начислить налог.

Налоговую базу можно уменьшить на сумму прямых расходов только после реализации продукции, в расходах на производство которой они учтены. То есть их сумму за текущий месяц нужно распределить между незавершенным производством и изготовленной в течение месяца продукцией (выполненными работами, оказанными услугами).

Списать можно только ту часть прямых расходов, которая приходится на готовую, отгруженную и реализованную продукцию (ст. 318, 319 НК РФ).

Косвенные расходы списываются на уменьшение налоговой базы в том месяце, в котором они были понесены, то есть без привязки к реализации.

Поэтому иногда возникает искушение максимально расширить список косвенных расходов и сократить список прямых - чтобы платить меньше налога на прибыль. Однако лучше этого не делать, а стараться делить свои расходы на прямые и косвенные так, чтобы потом не пришлось платить больше.

Как безопасно разделять расходы на прямые и кос­вен­ные

Налоговики не придерутся, если в налоговом учете в качестве прямых расходов вы учи­ты­ваете за­тра­ты, ко­то­рые вклю­ча­ют­ся в се­бе­сто­и­мость про­дук­ции (работ, услуг) в буху­чете.

Список затрат, включаемых в себестоимость продукции в бухучете, может включать в себя только прямые затраты. То есть те расходы, которые непосредственно нужны для производства продукции. К ним относят затраты на сырье и материалы, зарплату производственного персонала, амортизацию производственного оборудования и т. д.

Только имейте в виду, что бухгалтерский перечень прямых расходов должен основываться на обычной, а не усеченной себестоимости готовой продукции. В основе формирования усеченной себестоимости лежит распределение затрат на переменные, которые зависят от объема выпускаемых изделий, и постоянные, которые не зависят от него. Получается, что к косвенным затратам относятся те, которые связаны с производством нескольких видов продукции, в том числе расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. Такого подхода инспекция не пропустит (см., например письмо Минфина от 13 января 2014 г. № 03-03-06/1/218).

Прямые и косвенные расходы по НК

Однако не забывайте, что НК РФ для налогового учета тоже дает свои рекомендации.

Перечень рекомендуемых прямых расходов прямо установлен в пункте 1 статьи 318 НК РФ:

  • затраты на сырье или материалы, используемые в производстве товаров, комплектующие изделия, полуфабрикаты;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в производственном процессе и страховые взносы на нее;
  • суммы амортизации основных средств, используемых при производстве.

Расходы, которые напрямую с производством не связаны или согласно техническим регламентам в него не включены, относят к косвенным.

Например, зарплата управленческого персонала и страховые взносы на нее (см. письмо Минфина от 20 сентября 2011 г. № 03-03-06/1/578). Это оплата труда директора, бухгалтерии, кадровой, экономической, финансовой службы.

Но косвенными удастся признать только такие расходы, которые невозможно отнести к прямым. Так, налоговики не примут в составе косвенных расходов затраты на:

  • оплату услуг субподрядчиков или переработчиков давальческого сырья;
  • аренду и коммунальные платежи по производственным помещениям.

Эти расходы связаны с производством, поэтому должны относиться к прямым.

Не забудьте закрепить списки прямых и косвенных расходов в учетной политике компании.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Амортизация

В любой организации имеются оргтехника, компьютеры, мебель, транспорт, предназначенные для управленческих нужд. В производстве продукции они не используются. Амортизацию по таким основным средствам можно смело признать косвенным расходом.

С помещениями не так - нередко и производственные, и непроизводственные располагаются в одном здании. Амортизацию делить нельзя. Поэтому относить ее к прямым или косвенным придется на основании расчетов, например, в зависимости от того, сколько процентов площади занято производственными помещениями, а сколько - непроизводственными.

Если производственные площади занимают меньше половины, то суммы амортизации по всему помещению можно признать косвенными расходами (см. определение ВАС от 16 августа 2012 г. № ВАС-9792/12).

Амортизационная премия

С амортизационной премией вообще ситуация особая.

Для амортизационной премии в налоговом учете действуют свои правила. В отличие от обычной амортизации, ее нужно учитывать как косвенный расход, включая также случаи, когда она применяется при модернизации, реконструкции, достройке (п. 3 ст. 272 НК РФ). Об этом говорится в письме Минфина от 20 августа 2014 г. № 03-03-06/1/41628.

Арендные платежи

При отнесении арендных платежей к прямым или косвенным расходам тоже нужно учитывать прямое назначение предмета аренды. Платежи за станки или компьютеры, которые используются в производстве, нужно отнести только к прямым расходам.

Плату за аренду помещения можно рассматривать с той же точки зрения. Если арендованные объекты задействованы непосредственно в производстве, то и арендные платежи нужно относить к прямым расходам.

Если в арендуемом здании располагаются и производственные, и непроизводственные помещения, то в учетной политике можно прописать способ определения расходов по их доле. Только нужно постоянно следить, чтобы пропорция была актуальной. Если налоговики обнаружат несоответствие, то будет пересчет налоговой базы и доначисление налога (см. Определение ВС РФ от 12 января 2015 г. № 305-КГ14-7150).


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Как не допустить ошибок при расчете налога на прибыль, признавая расходы «прямыми» и «косвенными».

Наполнение бюджета любым способом

Перед налоговой стоит задача – пополнять бюджет. И за последние годы налоговики во многом преуспели. Информационный ресурс ФНС – по разрывам и несоответствиям — ловит «однодневки», бумажный НДС, нарисованные нереальные операции. Схемы с дроблением бизнеса раскрываются по дереву связей.

По большому счету, все эти приемы неумелой оптимизации лежат на поверхности и легко считываются алгоритмами ФНС.

И даже если вы не работаете с однодневками, исключили бумажный НДС и не дробите бизнес – это еще не значит, что вы «в шоколаде» и проверка вам не страшна. Конечно, вы большой молодец, если отказались от порочных схем.

Но казну надо наполнять. И налоговая будет искать для этого все новые способы. Используя углубленное погружение в нормы налогового права. И не только налогового. И за счет неоднозначностей правовых норм. И за счет ошибок.

Не исключено, что бухгалтерам, «клацающим по кнопке», придется изучать методологию расчета налогов, штудировать Налоговый кодекс и копать судебную практику.

Один из показательных вопросов, для решения которого придется вникнуть в методологию учета — распределение расходов на прямые и косвенные.

Анализ расходов: если не прямые — то косвенные

А вот и сигнал прилетел – письмо Минфина от 6 декабря 2018 года № 03-03-06/1/88527 «Об определении и учете прямых и косвенных расходов в целях налога на прибыль».

Основные тезисы этого письма.

  1. В целях налогообложения прибыли расходами признаются затраты 1) экономически оправданные 2)документально подтвержденные 3) направленные на получение дохода.
  2. По способу включения в налоговую базу по налогу на прибыль расходы бывают прямые и косвенные.
  3. Перечень прямых расходов, установленный пунктом 1 статья 318 Налогового кодекса, является открытым: определяется компанией самостоятельно и закрепляется в учетной политике.
  4. Все остальные расходы – за исключением внереализационных – косвенные.
  5. Косвенные расходы для целей налогообложения прибыли списываются когда возникли, в этом же отчетном периоде.
  6. Прямые расходы можно списать в том периоде, когда произошла реализация продукции (или товаров), в стоимости которых эти расходы учтены.

То есть компании, производящие продукцию, выполняющие работы или продающие товары – на конец отчетного периода часть прямых расходов должны учитывать как «незавершенку». Все, кто изучал бухгалтерский учет, это знают. Остальным, кто не очень в курсе – подскажет любой бухгалтер. Даже не главный.

Примерный состав прямых расходов определен Налоговым кодексом. Для производства – это статья 318 -расходы на сырье и материалы, амортизация и расходы на оплату труда. Для торговли – это статья 320 – стоимость приобретения товаров и транспортные расходы, если они не включены в цену приобретения.

У компаний, оказывающих услуги, «незавершенки» не бывает, все расходы признаются в отчетном периоде.

Эта норма существует уже давно. В чем новость? Минфин еще раз напоминает, что перечень прямых расходов открыт. Перечень прямых расходов в статьях 318 для производства и 320 для торговли примерный и очень общий.

Конкретный перечень прямых расходов каждая компания должна закрепить в учетной политике. С учетом специфики своей деятельности, опираясь на технологический процесс и обосновывая экономически.

То есть расходы можно отнести к косвенным только тогда, когда нет реальной возможности отнести их к прямым.

Деление всех расходов компании на прямые и косвенные должно быть максимально обоснованным. Если в учетной политике это не прописывать, а привести ссылки на статьи 318 или 320 Налогового кодекса – вы сильно рискуете.

Помните первый тезис? Про экономическую оправданность расходов? А при наличии убытка – где она, экономическая обоснованность? Готовы к вопросам о происхождении убытка на налоговых комиссиях?

Цель налоговой для увеличения налоговой базы -максимально «запихнуть» расходы в прямые. Часть косвенных расходов переедут в «незавершенку». Тем самым уменьшая ваш убыток. Или даже исключая его.

Уверены, что расходы делить не надо?

Вопрос разделения затрат на прямые и косвенные затронут и в деле, по которому вынесено определение Верховного суда от 21 декабря 2018 г. № 302-КГ18-21175.

Налоговая при проверке уменьшила убыток и доначислила налог на прибыль по причине отсутствия деления расходов на прямые и косвенные. Но в этом деле была еще одна проблема — переквалификация характера деятельности компании.

Суть спора: Компания, выполняющая сейсморазведочные работы, расценила свою деятельность как оказание услуг. И все расходы – для целей налогообложения прибыли признавала сразу – в том периоде, когда они возникли.

Налоговая настаивала на переквалификации характера деятельности компании (из «услуги» в «работу») с выделением прямых и косвенных расходов.

Суд согласился с доводами налоговой:

Налоговое законодательство не содержит точного перечня видов деятельности, которые относятся к работам и которые относятся к услугам. Определяющим является достижение результата в материальном выражении.

Из спорных договоров на проведение сейсморазведочных работ и актов приема-передачи было ясно, что исполнитель передавал заказчику результат сейсморазведочных работ, представляющий собой сейсмограммы, 3D схемы и отчеты на бумажных и электронных носителях.

Суды признали — результат сейсморазведочных работ имеет материальное выражение, поскольку передается заказчику в бумажном и электронном виде. Цель заключения договоров — получение заказчиком результата, выраженного в передаче соответствующей документации.

Поэтому спорная деятельность признана в качестве работы. Это – не услуга. И признание в целях налогообложения прибыли расходов в полном объеме — без учета «незавершенки» – неправомерно.

Из определения Верховного суда и рассмотренных им решений показательно: суды поддерживают подход налоговиков к распределению затрат на прямые и косвенные. И подтверждают переквалификацию характера деятельности компании из «услуги» в «работу».

Резюмируем. И советы:

  1. Пересмотрите свои расходы на предмет «прямых» и «косвенных». Закрепите эти перечни в учетной политике. Ссылок на статьи 318 и 320 Налогового кодекса недостаточно.
  2. Составьте обоснование с учетом специфики производственного процесса и технологических особенностей. Лучше с привлечением «узких» экспертов, оспорить мнение которых затруднительно. Докажите, что вопрос распределения расходов – для вас не новость, все продумано, и с учетом и распределением затрат – все ок!
  3. Проведите экспертизу своих договоров по видам деятельности своей компании – правильно вы определяете характер деятельности компании как услуги? Какой результат исполнения договора вы передаете заказчику? Должны вы оставлять «незавершенку» на конец отчетного периода? Еще раз проштудируйте Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 27.08.2018 N Ф02-3834/2018 по делу N А19-17641/2017, которое поддержал Верховный суд.

Предмет договора — «оказание информационных услуг» — широкая, и зачастую, абстрактная формулировка. Обратите внимание — как оформляется результат исполнения договора? Сейсморазведочная компания тоже считала свои работы – информационными услугами. Но налоговая и суд решили иначе: результаты работ — схемы, проекты, планировки, проекты, согласования – имеют материальное выражение. И это не услуги.

Не рискуйте. Не игнорируйте деление расходов на прямые и косвенные.

Учитесь на чужих ошибках и будьте осторожны.

Читайте также: