Какой набор элементов является минимально необходимым для того чтобы налог являлся

Опубликовано: 10.05.2024

Налог считается установленным только в том случае, когда точно определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Понятие установления налогов и сборов

Принято считать, что введение в действие налогов и сборов связано лишь с процессом их будущего взимания, а государство обладает правомочиями и не несет каких-либо обязанностей, за исключением процессуальных.

Однако такое мнение ошибочно, поскольку существует определенный порядок установления налогов и сборов. Обязанность по их внесению возникает у граждан и организаций только после того, как государство, а в некоторых случаях и муниципалитеты, соблюли эти правила.

Прямое понятие установления налогов и сборов в Федеральных законах отсутствует. Однако можно использовать особенности, присущие ему. Общие условия установления налогов и сборов определены в ст. 17 НК и, наряду с другими базовыми нормами служат основой для определения понятия установления обязательных платежей. Раскроем следующие принципы установления налогов:

1. Происходит на основании принятых решений уполномоченными органами. Они устанавливаются законодательными органами Российской Федерации, а также субъектами РФ. Наряду с ними, решения принимают представительные муниципальные органы. При этом, субъекты Федерации и местные власти имеют производные полномочия.

2. Конституция РФ и НК предполагают введение налогов и сборов при условии, если каждое действие, входящее в процесс, соответствует определенным правилам. Их несоблюдение служит одним из доказательств для признания таких норм противоречащими Основному закону. Необходимость повышенных требований связана с соблюдением баланса интересов частных и публичных лиц и образований.

3. Принятое решение, предполагающее введение налогов или сборов, должно соответствовать требованиям правовой формы. Она определена в НК РФ. Это сделано в целях обеспечения единства законодательства.

4. К содержанию решения тоже предусмотрены определенные требования. Оно должно содержать все необходимые части налога или сбора. В противном случае, оно даже не потребует отмены, поскольку отсутствие хотя бы одной обязательной части влечет автоматическую недействительность акта и не потребует доказательств в суде. Методы расчетов должны позволить исчислить сумму обязательств.

Исходя из указанных характеристик, условия установления налогов и сборов, можно определить, как особый процесс принятия решений уполномоченными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципалитетов, итогом которого становится принятие соответствующего всем требованиям акта, содержащего все необходимые элементы обязательного платежа.

Юридический состав налогов и сборов

Элементы налогов и сборов делятся на обязательные и необязательные. В соответствии со ст. 17 НК РФ, при установлении налогов должны быть определены следующие элементы: объект налогообложения, его база, налоговый период, ставка налога, порядок его исчисления, а также порядок и сроки уплат налога.

Особенности таких платежей связаны с необходимостью максимально четко определить обязанности субъектов налогообложения.

Отсутствие хотя бы одного из них создаст правовую неопределенность. Поэтому оно послужит основанием для отмены или изменения акта, устанавливающего налог. При установлении налогов учитывается фактическая способность вовлеченных в их расчет и уплату лиц исполнить все необходимые обязанности.

В случае со сборами, их юридический состав значительно меньше. Должен быть определен круг субъектов налогообложения (в случае с госпошлиной плательщиком средств выступает лицо, обращающееся за получением госуслуг), а остальные элементы зависят от предмета платежа.

Если речь идет о том, чтобы получить сведения из ЕГРП или ЕГРЮЛ, то пошлина предусматривает размер, не требующий порядка исчисления. В случаях, когда лицо обращается в суд, присутствует как размер, так и порядок исчисления. Используется как один из этих элементов, так и оба.

Другой особенностью является то, то уплата пошлины предшествует появлению объекта налогообложения. Без доказательств первого, не может возникнуть второй.

Особенности обязательных элементов налога и сбора

Методы формирования законодательства выразились в том, что каждый обязательный элемент того или иного налога выделен в самостоятельную статью НК РФ. В качестве примера, можно рассмотреть положения 2-й части этого документа, регулирующие НДФЛ.

Под ними понимаются все юридические и физические лица. В случае с НДФЛ речь идет только о последних.

2. Объект налогообложения.

Он состоит из юридических фактов, с возникновением которых закон связывает обязанность уплаты налогов и сборов налогоплательщиками. В случае с НДФЛ таким основанием является получение дохода, в частности, от продажи недвижимости или автомобилей.

3. Налоговая база.

Под ней понимаются стоимостные характеристики объекта налогообложения, выраженные в рублях. В ситуации с НДФЛ, ей является размер заработной платы. А при определении налога на имущество – кадастровая стоимость недвижимости, принадлежащей налогоплательщику.

4. Налоговый период.

В качестве него рассматривается календарный год, либо иной промежуток времени, в рамках которого определяется показатель налоговой базы. В случае с НДФЛ, речь идет о календарном годе, а в ситуации уплаты акцизов – 1 месяц.

5. Налоговая ставка.

Она представляет собой величину отчислений по налогам на единицу измерения налоговой базы. Она может быть, как фиксированной в рублях, так и выражаться в процентах. Первый случай встречается при транспортном налоге, а второй при уплате НДФЛ. Комбинированный тип ставки предусмотрен при подаче судебных исков, где предусматривается твердая сумма платежа и процент от суммы исковых требований.

Если этот элемент выражается в процентах, то выделяют пропорциональный (стабильный), прогрессивный (возрастающую с увеличением налоговой базы ставку), а также регрессивный (уменьшающуюся ставку, если база растет) метод регулирования ставки.

6. Порядок исчисления налога.

Это набор правил, который определяет то, на кого возложена обязанность расчета, подлежащего уплате денежных обязательств в бюджет. Сведения об этом порядке содержат соответствующие нормы НК. По общему правилу, налогоплательщик самостоятельно исчисляет количество подлежащих уплате денежных средств. Правила могут отличаться даже в рамках 1-го вида платежей. В случае с получением оплаты по трудовому договору, это делает работодатель, а при продаже недвижимости или автомобиля исчисление НДФЛ проводится самим субъектом налогообложения.

Возможны и случаи, когда размер подлежащих оплате денежных средств определяется налоговой инспекцией. Примером служит транспортный налог, квитанции об уплате которого она присылает.

7. Порядок и срок уплаты налога.

Что касается сроков внесения налога, то они могут быть указаны в виде календарной даты, либо исчисляться временными периодами (год, квартал, месяц). В НК представлены все варианты.

Помимо сроков, необходимо наличие порядка уплаты налога. Он состоит из характера действий, которые могут состоять во внесении нескольких платежей авансового типа, либо единовременной оплате всей суммы. Также должен указываться способ уплаты. Под ним понимается внесение наличных денежных или безналичных средств и учреждение, через которое происходит оплата.

Необязательные элементы налогов и сборов

В число этих элементов входят налоговые льготы и основания для их применения.

В качестве примера можно рассмотреть случаи опеки или утраты трудоспособности. Для граждан, осуществляющих ее над детьми, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ. При этом, речь не идет об автоматическом их применении.

Установление налоговых льгот предполагает представление налогоплательщиком соответствующих доказательств.

Также потребуется заявление. В качестве таковых могут выступать договоры опеки. В случае утраты трудоспособности потребуются документы уполномоченного органа. Только после изучения предусмотренных документов инспекция примет решение об применении льгот.

Помимо опеки, можно рассмотреть случаи льгот при взимании сборов. Примером служат дела, рассматриваемые судами по вопросам установления алиментов. В этих случаях, заявление не требует оплаты госпошлины.

Особенности процедуры установления налогов и сборов

Федеральные налоги устанавливаются законами, принимаемые Государственной Думой в форме поправок или дополнений в НК и действуют на всей российской территории. Региональные и местные налоги действуют на части российской территории, находящейся в пределах их административных границ. Последние могут приниматься по вопросам, находящимися в их ведении.

Согласно ст. 12 НК РФ, происходит разграничение полномочий при установлении местных налогов, а также при установлении региональных налогов. Согласно этим правилам, все указанные платежи должны быть составной частью НК. При этом, регулированию на местах подлежат налоговые ставки а также порядок и сроки уплаты налогов. Примером служит транспортный налог, ставка которого в каждом регионе своя.

Также к числу вопросов, решающихся на региональном и муниципальном уровнях относятся особенности определения налоговой базы, а также льготы, включая основания и порядок их использования (заявление или автоматическое применение), если такие вопросы находятся в ведении регионов и муниципалитетов.

Законодательными органами субъектов РФ принимаются решения об установлении налогов в форме законов. При установлении местного налога представительными органами муниципалитета, используется форма акта, предусмотренная его уставом.

Сведения о новом акте, включая его текст, должны публиковаться в официальных изданиях.

Порядок вступления в действие таких актов предполагает определенные сроки. Они не могут применяться ранее следующего налогового периода. Другим ограничением служит невозможность вступления в действие даже в следующем налоговом периоде, в случаях, когда сведения об акте, включая его текст, были опубликованы менее, чем за месяц до его начала.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №11 «Налоги»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Налоги.
  • Функции налогов.
  • Элементы налогов.
  • Виды налогов.

Глоссарий по теме: налоги, функции налогов, прямые и косвенные налоги, налогоплательщики, налоговая декларация, налоговая инспекция.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Государственная власть всегда нуждалась в средствах для собственного обеспечения. Способы добывания этих средств изменялись с ростом уровня развития общества. С древнейших времен по мере опустошения казны всё сильнее возникала потребность в возникновении повода для объявления войны соседям. Победитель устанавливал либо разовую контрибуцию, либо регулярный сбор дани. В дальнейшем государства начали защищаться от агрессивных соседей, создавая армейские подразделения на регулярной основе, для содержания которых нужны были средства. Так появилось первое обоснование необходимости регулярных платежей государству. Иначе говоря, налоги появились с возникновением государства и по сей день представляют собой один из главных источников доходов государственного бюджета и являются средством оплаты его расходов.

Так как услугами государства пользуются все его граждане, то государство собирает плату за эти услуги со всех жителей страны, и, как уже отмечалось ранее, налоги служат инструментом перераспределения национального дохода, создания благоприятных и конкурентоспособных условий для различных сфер экономики.

Функции налогов

Помимо пополнения госбюджета, налоги выполняют ещё ряд функций. Рассмотрим их подробнее.

  1. Фискальная функция реализует главное общественное предназначение налогов – формирование доходной части госбюджета. ВО ВСЕХ государствах налоги, прежде всего, выполняют эту функцию, т.е. обеспечивают финансирование государственных расходов государства.
  2. Регулирующая функция заключается во влиянии через систему налоговых ставок и льгот на процесс общественного производства в стране: расширение или сокращение развития определённых отраслей, повышение или понижение платёжеспособного спроса населения страны и т.п.
  3. Контрольная функция позволяет контролировать деятельность фирм, учитывать доходы граждан и соизмерять с их расходами. Благодаря данной функции, оценивается эффективность всей налоговой системы, выявляется необходимость во внесении изменений как в налоговую систему, так и в бюджетную политику государства.
  4. Социальная функция связана с перераспределением доходов в обществе с целью снижения степени расслоения в обществе. Она реализуется через установление различных ставок налогообложения и полное или частичное освобождение от налогов отдельных категорий граждан, нуждающихся в соцзащите.
  5. Поощрительная функция отражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом. Например, значительно уменьшается налоговая база по налогу на доходы физических лиц для участников ВОВ, Героев СССР и России, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и т. п.

Элементы налогов

Уплата любого налога представляет собой строго упорядоченный процесс, включающий ряд элементов.

Субъект налога – физическое или юридическое лицо, законом обязанное уплачивать налог.

Объект налога – то, с чего взимается налог.

Налоговая база – стоимостное выражение объекта налога.

Носитель налога – лицо, уплачивающее налог фактически.

Носитель налога может не совпадать с субъектом налога, как, например, в случае с косвенными налогами, о которых будем говорить далее, субъектами налога являются продавцы, а носителями – покупатели, непосредственно оплачивающие налог.

Налоговый период – временной период, за который исчисляется налог.

Источник налога – это доход, из которого уплачивается налог.

Источник может совпадать с объектом налога, например, в случае заработной платы или гонорара, а может не совпадать. Здесь ярким примером может служить вещественный выигрыш в лотерею, например, автомобиля. Объектом налога будет являться автомобиль, его стоимость будет являться налоговой базой, а источником налога – какой-то другой доход, так как пока субъект налога не оплатит налог на выигрыш, он не станет его собственником.

Ставка налога – величина налога в расчёте на единицу налогообложения.

Виды налогов

Теперь рассмотрим основные виды налогов, условно разделив их на группы.

  1. По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно с получателя дохода или с владельца имущества. В случае с прямыми налогами субъектом и носителем налога всегда является одно лицо. К прямым относятся налоги на доходы физических лиц, имущество, автотранспорт, землю, водные ресурсы, прибыль, добычу полезных ископаемых, игорный бизнес.

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются покупателями при покупке этих товаров. Как уже говорили, в случае с косвенными налогами субъект и носитель налога не совпадают. Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы, госпошлины.

2. По способам определения размера налога выделяют пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины), прогрессивные (повышение ставки налога по мере возрастания дохода), регрессивные (предполагают снижение налога по мере роста дохода).

3. По уровням бюджета, в который поступают налоговые отчисления, выделяют федеральные, региональные, местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются правительством на федеральном уровне и зачисляются в федеральный бюджет согласно статье 13 НК РФ.

Региональные налоги находятся в компетенции субъектов федерации. К ним относятся налоги, перечисленные в статье 14 НК РФ.

Местные налоги, перечисленные в статье 15 НК РФ, устанавливаются и собираются в местные бюджеты.

4. По назначению или по порядку использования налоги делятся на общие и целевые.

Общие – обезличенные в процессе взимания налоги в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.).

Целевые – налоги, привязанные к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог и пр.).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В приведённом ниже списке налогов один является лишним. Зачеркните его.

Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

Решение: Все налоги, кроме подоходного, относятся к косвенным налогам. Подоходный налог является прямым налогом.

Ответ: Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

2. Прочитайте название налога. Подставьте в окошечко возле фактора производства порядковый номер налога, соблюдая соответствие: данный вид налога платит владелец этих видов ресурсов. Если номера будут расставлены верно, то в кроссворде откроются названия доходов, получаемых владельцем данного фактора производства.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль

Налог на землю платит владелец природных ресурсов. Значит, в окошечке возле них необходимо поставить цифру 1, и тогда в кроссворде появится доход владельца природных ресурсов – рента.

Аналогичным образом поступаем с остальными налогами и ресурсами. В ответах приведена итоговая таблица с верными ответами.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль


Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил. – С. 145–150.
  2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 120–123.
  3. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие / Л. М. Куликов. – М.: КНОРУС, 2015. – 248 с. – С. 242–246.
  4. Матвеева Т. Ю. Макроэкономика: учебник для вузов в 2-х частях / Т. Ю. Матвеева. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – С. 308–309.
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. – М.: Рольф, 2000. – 416 с. – С. 151, 194, 198, 272.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Ответ: 1) налогоплательщик, объект налога, сумма налога (способ ее исчисления), срок (периодичность) уплаты, получатель платежа.

    Ключ: Минимально необходимый набор элементов должен придавать определенность нормативному акту о конкретном налоге. В этом качестве может быть охарактеризован только такой набор элементов: налогоплательщик, объект налога, сумма налога (способ ее исчисления), срок (периодичность) уплаты, получатель платежа. Прочие наборы либо не содержат необходимого элемента (объект налога), либо содержат элемент, не являющийся необходимым (налоговые льготы).

    131. Юридический состав налога в науке налогового права обычно определяется, как:

    Ответ: 2) система существенных элементов налога, которые минимально необходимы для его однозначного исчисления и уплаты.

    Ключ: В науке налогового права юридический состав налога обычно определяется как система существенных элементов налога, которые минимально необходимы для его однозначного исчисления и уплаты.

    132. Наука налогового права выделяет такой элемент налога, не установленный в НК РФ, как:

    Ответ: 2) предмет налогообложения.

    Ключ: В ст. 17 НК РФ предмет налогообложения как элемент налога не указан (в отличие от объекта и базы). В науке налогового права предмет налога определяется, как явление материального мира, находящееся в определенной связи с налогоплательщиком и обладающее стоимостной, физической или иной характеристикой. Например, в поимущественных налогах предметом являются некоторые виды имущества (оно обладает стоимостной, физической или иной характеристикой), а объектом - юридический факт владения налогоплательщиком данным имуществом на определенном праве.

    133. Предмет налогообложения в науке налогового права обычно определяется как:

    Ответ: 1) явление материального мира, находящееся в определенной связи с налогоплательщиком и обладающее стоимостной, физической или иной характеристикой.

    Ключ: В науке налогового права предмет налогообложения обычно определяется как явление материального мира, находящееся в определенной связи с налогоплательщиком и обладающее стоимостной, физической или иной характеристикой. Например, для транспортного налога предмет - автомобиль (обладает, в частности, такой характеристикой, как мощность двигателя); а объект - факт владения налогоплательщиком автомобилем, зарегистрированным в органах ГИБДД.

    134. Объект налогообложения по федеральному налогу устанавливается:

    Ответ: 1) в федеральных законах.

    Ключ: Объект налогообложения по любому налогу устанавливается только в федеральном законе (Постановления КС РФ от 21.03.1997 N 5-П и от 30.01.2001 N 2-П, п. 2 ст. 12 НК РФ).

    135. Объект налогообложения по региональному налогу устанавливается:

    Ответ: 3) в федеральных законах.

    Ключ: Объект налогообложения по любому налогу устанавливается только в федеральном законе (Постановления КС РФ от 21.03.1997 N 5-П и от 30.01.2001 N 2-П, Определение КС РФ от 05.02.1998 N 22-О, п. 4 ст. 12 НК РФ). При ином подходе данный элемент определялся бы на региональном (местном) уровне произвольно.

    136. Объект налогообложения по местному налогу устанавливается:

    Ответ: 2) в федеральных законах.

    Ключ: Объект налогообложения по любому налогу устанавливается только в федеральном законе (Постановления КС РФ от 21.03.1997 N 5-П и от 30.01.2001 N 2-П, Определение КС РФ от 05.02.1998 N 22-О, п. 4 ст. 12 НК РФ). При ином подходе данный элемент определялся бы на региональном (местном) уровне произвольно.

    137. Объект налогообложения, в соответствии с нормативным определением, это:

    Ответ: 3) реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

    Ключ: В силу п. 1 ст. 38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

    138. Товар, в соответствии с НК РФ, это:

    Ответ: 3) любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

    Ключ: Пункт 3 ст. 38 НК РФ: товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

    139. В соответствии с НК РФ реализацией товаров организацией или индивидуальным предпринимателем является:

    Ответ: 2) передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица.

    Ключ: Пункт 1 ст. 39 НК РФ: реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

    140. Нормативное определение работ в целях НК РФ:

    Ответ: 3) деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

    Ключ: Пункт 4 ст. 38 НК РФ: работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

    141. В соответствии с НК РФ реализацией работ организацией или индивидуальным предпринимателем будет являться:

    Ответ: 3) передача на возмездной основе результатов выполненных работ другому лицу.

    Ключ: Пункт 1 ст. 39 НК РФ: реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

    142. Нормативное определение услуг в целях НК РФ:

    Ответ: 1) деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

    Ключ: Пункт 5 ст. 38 НК РФ: услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

    143. В соответствии с НК РФ организация или индивидуальный предприниматель реализует услуги, если имеет место:

    Ответ: 1) возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

    Ключ: Пункт 1 ст. 39 НК РФ: реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

    144. Налоговая база в науке налогового права обычно определяется как:

    Ответ: 2) количественное выражение предмета налога через масштаб налога и единицу налога.

    Ключ: В науке налогового права налоговая база обычно определяется как количественное выражение предмета налога через масштаб налога и единицу налога. Например, для транспортного налога (гл. 28 НК РФ) автомобиль (предмет налога) количественно выражается через масштаб (мощность двигателя) и единицу (единицы лошадиных сил). В принципе не исключено введение другого масштаба (например, объем двигателя) и соответствующей ему единицы (например, десятки кубических сантиметров). В таком случае ставка налога могла бы выглядеть так: 100 руб. на каждые 10 кубических сантиметров объема двигателя.

    145. Налоговая ставка в науке налогового права обычно определяется как:

    Ответ: 3) размер налога (в рублях) на единицу налога.

    Ключ: В науке налогового права налоговая ставка обычно определяется, как размер налога (в рублях) на единицу налога. Например, в НДФЛ стандартная налоговая ставка составляет 13% от облагаемого дохода (п. 1 ст. 224 НК РФ). В транспортном налоге на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. (ст. 361 НК РФ) максимальная налоговая ставка составляет 25 руб. на одну лошадиную силу мощности двигателя (конкретный размер устанавливается на региональном уровне).

    146. Конкретная налоговая ставка по региональному налогу устанавливается:

    Ответ: 3) в региональных законах, в пределах, установленных в федеральных законах.

    Ключ: Конкретная налоговая ставка по региональному налогу устанавливается в актах регионального органа законодательной власти об этом налоге, в пределах, установленных в федеральных законах (Постановление КС РФ от 30.01.2001 N 2-П, п. 3 ст. 12 НК РФ).

    147. Региональный законодатель установил ставку транспортного налога в размере, превышающем предел, установленный в НК РФ. В этом случае:

    Ответ: 1) применяется предельная ставка, установленная в НК РФ.

    Ключ: Исходя из Постановления Президиума ВАС РФ от 27.01.2009 N 11519/08, если региональный законодатель установил ставку транспортного налога (как, впрочем, и любого иного регионального налога) в размере, превышающем предел, установленный в НК РФ, то применяется предельная ставка, установленная в НК РФ.

    148. Депутат Законодательного Собрания Нижегородской области внес законопроект, снижающий ставку НДС на территории области с 18% до 12% для организаций, осуществляющих обработку (переработку) древесины. Данный законопроект:

    Ответ: 2) не может быть принят, поскольку прав законодательных органов субъектов РФ по регулированию ставки НДС в НК РФ не предусмотрено.

    Ключ: Прав законодательных органов субъектов РФ по регулированию ставки НДС (федеральный налог, полностью зачисляемый в федеральный бюджет) в НК РФ не предусмотрено. Соответственно, такой законопроект не может быть принят.

    149. Конкретная налоговая ставка по местному налогу устанавливается:

    Ответ: 2) в актах местного органа представительной власти об этом налоге, в пределах, установленных в федеральных законах.

    Ключ: Конкретная налоговая ставка по местному налогу устанавливается в актах местного органа представительной власти об этом налоге, в пределах, установленных в федеральных законах (Определение КС РФ от 05.02.1998 N 22-О, п. 4 ст. 12 НК РФ). Региональные законы не могут регламентировать местные налоги.

    150. В соответствии с нормативным определением под налоговым периодом понимается:

    Ответ: 2) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

    Ключ: В силу п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

    151. Налоговый период, с точки зрения науки налогового права:

    Ответ: 1) может отсутствовать в некоторых налогах.

    Ключ: У разовых налогов (в настоящее время не установлены, до 01.01.2006 - налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения), объектом которых являются действия налогоплательщика, по мнению законодателя, совершаемые редко (эпизодически), налоговый период не устанавливается. Срок уплаты разового налога может исчисляться либо от момента появления объекта налогообложения, либо от момента истребования налога налоговым органом (следующим за моментом появления объекта налогообложения).

    152. У налогов, установленных в РФ, максимальный размер налогового периода установлен как:

    Ответ: 1) календарный год.

    Ключ: Максимальный размер налогового периода у налогов, установленных в РФ, - календарный год (часть II НК РФ - в т.ч. у налога на прибыль организаций, у НДФЛ, у всех поимущественных налогов).

    153. Налоговый период всегда устанавливается в налогах:

    Ответ: 1) в качестве объектов которых установлен юридический факт - состояние.

    Ключ: Налоговый период обязателен только для тех налогов, у которых в качестве объектов налогообложения установлены юридические факты - состояния, поскольку в этом случае размер налога должен зависеть от времени нахождения плательщика в налогооблагаемом состоянии (например, размер транспортного налога зависит от того, сколько месяцев в году налогоплательщик владел автомобилем (п. 3 ст. 362 НК РФ)). При исключении налогового периода из норм закона о таком налоге закон утратит определенность. Для налогов, у которых в качестве объектов налогообложения установлены юридические факты - действия, налоговый период в принципе может отсутствовать, что и имеет место в разовых налогах.

    154. В соответствии с НК РФ налоговый период в некоторых налогах может быть разделен:

    Ответ: 2) на отчетные периоды.

    Ключ: В силу п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

    155. В соответствии с правовой позицией ВАС РФ обязанность по уплате конкретного налога возникает у налогоплательщика:

    Ответ: 3) вследствие появления в деятельности налогоплательщика объекта налогообложения по этому налогу и окончания налогового периода (для периодических налогов).

    Ключ: В науке налогового права объект налогообложения определяется как юридический факт (факты), наличие которого установлено в законодательстве о налогах в качестве основания для возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога. В соответствии с п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода.

    1. Налогоплательщик, объект налога, сумма налога (способ ее исчисления), срок (периодичность) уплаты, получатель платежа.

    2. Налогоплательщик, сумма налога (способ ее исчисления), срок (периодичность) уплаты, получатель платежа.

    3. Налогоплательщик, объект налога, сумма налога (способ ее исчисления), срок (периодичность) уплаты, получатель платежа, налоговые льготы.

    131. Юридический состав налога в науке налогового права обычно определяется, как:

    1. Система нормативных правовых актов, регламентирующих уплату этого налога.

    2. Система существенных элементов налога, которые минимально необходимы для его однозначного исчисления и уплаты.

    3. Совокупность юридических фактов, в результате появления которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.

    132. Наука налогового права выделяет такой элемент налога, не установленный в НК РФ, как:

    1. Объект налогообложения.

    2. Предмет налогообложения.

    3. Налоговая база.

    133. Предмет налогообложения в науке налогового права обычно определяется как:

    1. Явление материального мира, находящееся в определенной связи с налогоплательщиком и обладающее стоимостной, физической или иной характеристикой.

    2. Юридический факт (факты), наличие которого установлено в законодательстве о налогах в качестве основания для возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате.

    3. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

    134. Объект налогообложения по федеральному налогу устанавливается:

    1. В федеральных законах.

    2. В федеральных конституционных законах.

    3. В Постановлениях Правительства РФ, принятых на основании федеральных законов.

    135. Объект налогообложения по региональному налогу устанавливается:

    1. В региональных законах.

    2. В актах ВАС РФ - для юридических лиц, в актах ВС РФ - для физических лиц.

    3. В федеральных законах.

    136. Объект налогообложения по местному налогу устанавливается:

    1. В актах местных органов представительной власти.

    2. В федеральных законах.

    3. В приказах ФНС России.

    137. Объект налогообложения, в соответствии с нормативным определением, - это:

    1. Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    2. Деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

    3. Реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

    138. Товар, в соответствии с НК РФ, - это:

    1. Любое имущество, не изъятое из гражданского оборота, а в случаях, предусмотренных НК РФ, - имущество, изъятое из гражданского оборота.

    2. Любое имущество.

    3. Любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

    139. В соответствии с НК РФ реализацией товаров организацией или индивидуальным предпринимателем является:

    1. Передача имущества организацией или индивидуальным предпринимателем другому лицу.

    2. Передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица.

    3. Заключение договора купли-продажи товаров.

    140. Нормативное определение работ в целях НК РФ:

    1. Деятельность, осуществляемая одним лицом в пользу другого лица, за исключением деятельности органов государственной власти и управления.

    2. Деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

    3. Деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

    141. В соответствии с НК РФ реализацией работ организацией или индивидуальным предпринимателем будет являться:

    1. Фактическое выполнение работ для другого лица.

    2. Принятие на себя обязанности по выполнению работ для другого лица.

    3. Передача на возмездной основе результатов выполненных работ другому лицу.

    142. Нормативное определение услуг в целях НК РФ:

    1. Деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

    2. Деятельность, осуществляемая одним лицом в пользу другого лица, за исключением деятельности органов государственной власти и управления.

    3. Деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

    143. В соответствии с НК РФ организация или индивидуальный предприниматель реализует услуги, если имеет место:

    1. Возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

    2. Получение денежных средств от другого лица в качестве предоплаты за услуги.

    3. Заключение договора возмездного оказания услуг для другого лица.

    144. Налоговая база в науке налогового права обычно определяется как:

    1. Явление материального мира, находящееся в определенной связи с налогоплательщиком и обладающее стоимостной, физической или иной характеристикой.

    2. Количественное выражение предмета налога через масштаб налога и единицу налога.

    3. Юридический факт (факты), наличие которого установлено в законодательстве о налогах в качестве основания для возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

    145. Налоговая ставка в науке налогового права обычно определяется как:

    1. Стоимостная, физическая или иная характеристика предмета налога.

    2. Количественное выражение предмета налога через масштаб налога и единицу налога.

    3. Размер налога (в рублях) на единицу налога.

    146. С точки зрения науки налогового права налоговые ставки могут быть:

    1. Обычными, заградительными.

    2. Рублевыми, валютными.

    3. Твердыми, процентными, комбинированными.

    147. Региональный законодатель установил ставку транспортного налога в размере, превышающем предел, установленный в НК РФ. В этом случае:

    1. Применяется предельная ставка, установленная в НК РФ.

    2. Транспортный налог на территории данного субъекта РФ не является установленным.

    3. Вопрос о том, установлен ли транспортный налог на территории данного субъекта РФ, находится в исключительной компетенции КС РФ.

    148. Депутат внес в Законодательное Собрание Нижегородской области законопроект, снижающий ставку НДС на территории области с 18% до 12% для организаций, осуществляющих обработку (переработку) древесины. Данный законопроект:

    1. Может быть принят, но не позднее одного месяца до дня внесения в Законодательное Собрание проекта закона о бюджете области на очередной год.

    2. Не может быть принят, поскольку прав законодательных органов субъектов РФ по регулированию ставки НДС в НК РФ не предусмотрено.

    3. Не может быть принят, поскольку ставка НДС может быть снижена на региональном уровне только до 15%.

    149. С точки зрения науки налогового права налоговые ставки могут быть:

    1. Пропорциональными, а в указанных в Конституции РФ случаях - прогрессивными или регрессивными.

    2. Пропорциональными, прогрессивными, регрессивными.

    3. Только прогрессивными.

    150. В соответствии с нормативным определением под налоговым периодом понимается:

    1. Календарный месяц или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется сумма налоговых льгот.

    2. Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

    3. Период времени применительно к конкретному налогу, в течение которого налогоплательщик осуществлял облагаемую данным налогом деятельность.

    151. Налоговый период, с точки зрения науки налогового права:

    1. Может отсутствовать в некоторых налогах.

    2. Обязательный элемент для любого налога.

    3. Обязательный элемент только для федеральных налогов.

    152. У налогов, установленных в РФ, максимальный размер налогового периода установлен как:

    1. Календарный год.

    2. Календарный месяц.

    153. Налоговый период всегда устанавливается в налогах:

    1. В качестве объектов которых установлен юридический факт - состояние.

    2. Являющихся косвенными.

    3. В качестве объектов которых установлен юридический факт - действие.

    154. В соответствии с НК РФ налоговый период в некоторых налогах может быть разделен:

    1. На расчетные периоды.

    2. На отчетные периоды.

    3. На периоды осуществления предпринимательской деятельности.

    155. В соответствии с правовой позицией ВАС РФ обязанность по уплате конкретного налога возникает у налогоплательщика:

    1. Как результат проведения налоговым органом проверки, доначисления этого налога и последующего истребования путем направления требования об уплате налога.

    2. Вследствие наступления срока уплаты этого налога, а для косвенных налогов - вследствие получения налогоплательщиком с покупателя суммы налога в составе цены товара.

    3. Вследствие появления в деятельности налогоплательщика объекта налогообложения по этому налогу и окончания налогового периода (для периодических налогов).

    Читайте также: