Налог на продажу газа

Опубликовано: 16.05.2024

Стремительное падение нефтегазовых доходов и дополнительных нефтегазовых доходов не компенсирует относительно небольшой рост ненефтегазовых доходов.

Москва, 25 фев - ИА Neftegaz.RU. В 2020 г. доля нефтегазовых доходов бюджета России сократилась до 28% с 39,3% в 2019 г.

Об этом сообщается в аналитической записке Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов за 2020 г.

Нефтегазовая игла

Доходы от нефти и газ в бюджете России чрезвычайно важны.
Предусмотрено даже деление на нефтегазовые доходы (в тч, дополнительные нефтегазовые) и остальные (ненефтегазовые) доходы.
Не в каждой стране есть такое деление доходов госбюджета.

В 2019 г. нефтегазовые доходы составляли около 7,924 руб/год, в 2020 г. - около 5,235 трлн руб/год.
То есть сократилась не только доля, но и объем нефтегазовых доходов.
Для любознательных напомним, что в 2018 г. нефтегазовые доходы вообще составили немыслимые ныне 9,018 трлн руб/год.
За 2 года доходы бюджета РФ от нефтегаза сократились почти на 3,8 трлн рублей!
Это очень много, если учесть, что экономика страны пока сидит на нефтегазовой игле.
Восполнить такое падение доходов госбюджета в нынешней ситуации невозможно.

Не порадовали и дополнительные нефтегазовые доходы (доходы с цены выше 42 долл США/баррель, шли в ФНБ по бюджетному правилу).
Вместо дохода 2,334 трлн. руб оказался убыток более 320 млрд рублей.
В 2018 г. дополнительные нефтегазовые доходы составили - более 4, 261 трлн руб/год, в 2019 г. - почти 2,957 трлн руб/год.
Это тоже невосполнимо.

Падение доходов было ожидаемо, поскольку отчеты Счетной палаты за 3 квартала 2020 г. уже семафорили об этом.
Тогда нефтегазовые доходы упали на 35,9% от 13,216 трлн рублей, что составило 64,2% от прогнозируемого на 2020 г. объема.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются:

  • от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья,газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
  • от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • от уплаты вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • от уплаты вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти;
  • от уплаты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку;
  • от уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).

Причины, можно сказать, объективные:

  • падение цен на нефть,
  • снижение добычи в рамках Венского соглашения ОПЕК + ,
  • снижение объемов экспорта природного газа,
  • пандемия коронавируса.

Счетная палата уточнила, что цена на нефть сорта Urals в апреле 2020 г. достигла исторического минимума (16,3 долл. США/барр.).

В целом за 2020 г. цена сложилась более чем на 1/3 ниже, чем в 2019 г. - 41,4 против 63,9 долл.
США/барр.

Есть и другие причины, связанные с изменением налогового и таможенного законодательства в рамках продолжения налогового маневра:

  • повышение ставки НДПИ и снижение ставки вывозной таможенной пошлины,
  • введение возвратного акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку,
  • введение налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья.
По сравнению с 2019 г. доля ненефтегазовых доходов бюджета в 2020 г. увеличилась на 11,3 п.п.

В 2019 г. показатель составлял 60,7% в 2019 г.

Справочно

Базовые показатели бюджета России на 2020 г:

  • 42,4 долл США/барр - цена отсечения за 1 баррель нефти сорта Urals;
  • 67-68 руб/долл США - прогноз по курсу валюты США;
  • 3% - уровень инфляции;
  • 112,863 трлн рублей - объем ВВП;
  • 20,379 трлн рублей - доход в госбюджете РФ;
  • 2,334 трлн. руб - дополнительные нефтегазовые доходы ;
  • 19,503 трлн. рублей - расходы в госбюджете;
  • 876,052 млрд. рублей - профицит госбюджета (что составляет 0,9-1% ВВП);
  • 64,4 млрд. долл США - уровень внешнего долга;
  • 3,323 трлн рублей - секретная часть расходов в госбюджете;
  • более 50 руб/л - стоимость бензина с 1 января;
  • 12 130 рублей - минимальный размер оплаты труда;
  • ≈ 40 тыс руб. - уровень средней заработной платы по РФ.

Леса называют

В последние дни сразу несколько наших министров заявили, что введение Евросоюзом углеродного налога - это очень серьезный вызов для России. А по утверждению президента РАН Александра Сергеева, он вообще может стать таким же судьбоносным для науки, как создание вакцины. Ученые должны помочь стране найти ответ на углеродный вызов. Так чем же он нам грозит?

Станислав Кутузов: Действительно, над нашей экономикой нависла серьезная угроза. Для разных видов продукции, скажем, металлургии, химии, нефти, будут установлены лимиты на выбросы парниковых газов. И если у кого-то они превышены, то при продаже продукции в Европу придется оплатить этот налог. По разным оценкам, сумма может составить 4-5 миллиардов долларов в год.

Многие специалисты считают, что собирать этот налог с России в принципе несправедливо, что в этих расчетах неправильно учитывается вклад нашего леса в поглощение парниковых газов. Ведь российские леса называют легкими планеты. Более того, якобы они убирают из атмосферы больше углекислого газа, чем выбрасывает вся наша промышленность. И мы должны платить? Разве это не очередное ущемление России? Почему мы должны на это соглашаться?

Станислав Кутузов: Да, это известная позиция. Если совсем просто, ее суть в следующем: раз у нас много лесов, нам можно вообще ничего не делать для "чистки" атмосферы от парниковых газов. Это делает наша природа. Но почему вы думаете, что аналогичный аргумент не приведут другие страны? Почему не заявят, что их экосистемы тоже работают на чистку? А значит, им тоже можно сидеть сложа руки. Ситуация с парниковыми газами ставит всех землян в особое положение. Сегодня каждая страна живет не в отдельной квартире, она не может сказать: у меня эти газы в больших масштабах поглощаются, а вы разбирайтесь с вашими. Неважно, где парниковые газы выделяются. В атмосфере они перемешиваются и становятся общей проблемой.

То есть мы все оказались в огромной "углеродной" коммуналке?

Станислав Кутузов: Конечно. И если сегодня концентрация этих газов в атмосфере такая же, как в самые жаркие периоды в истории Земли, то она для всех нас такая. Каждый человек уже испытывает на себе рост температуры на планете, ведь почти каждый год она бьет рекорды. Причина? Антропогенные выбросы не компенсируются их поглощением экосистемами, растет температура воздуха и океана. Если эти тенденции продолжатся, то заложенный Парижским соглашением по климату прирост температуры к концу века в 1,5 градуса будет превышен. Как следствие - засухи, ураганы, затопление береговой зоны, в которой проживают сотни миллионов людей. Отсюда вывод: нельзя сидеть сложа руки, ссылаться на свои леса и другие экосистемы, надо срочно действовать.

Словом, забудьте о легких планеты, а покажите, что конкретно вы делаете для снижения выбросов и увеличения поглощения парниковых газов. Иначе придется платить налог, что сократит доход экспортера. Как бы еще доплачивать не пришлось.

Станислав Кутузов: Ну это вряд ли, но сумма дохода сократится. Насколько конкретно? Сейчас эксперты ЕС этим занимаются. Надо сказать, что ситуация развивается стремительно. Если предполагалось, что налог будет введен с 2025 года, то сейчас уже говорят о 2023-м.

Мы попадаем в жесточайший цейтнот. Давайте представим, что я продаю в Евросоюз металл или газ с большим "углеродным следом". И через два года мне могут выставить за него солидный счет. Какие аргументы надо представить, чтобы убедить европейских чиновников?

Станислав Кутузов: Убедить могут только ваши климатические проекты, которые сокращают выбросы или убирают из атмосферы парниковые газы, и конкретные цифры. Для увеличения поглощения в вашем распоряжении должен быть ассортимент разных мероприятий, скажем, посадка лесов, снижение пожароопасности, обводнение торфяников и т.д. Какое выбрать? Для этого вам нужны конкретные цифры по разным экосистемам. И вот здесь у нас серьезный пробел. Нам практически нечего предъявить. Что ставит страну в очень неприятную ситуацию. Например, по расчетам, финские болота поглощают парниковые газы, а наши в Карелии выделяют.

Хотя болота одни и те же. Но у них есть данные прямых наблюдений и публикации результатов, а у нас нет. Нам нечего предъявить. Ситуацию можно сравнить с расчетом воды в наших квартирах. Если нет счетчика, вам будут считать по средней по всему дому. И крыть нечем, приходится согласиться. По этой же причине у России всегда были трудности на международных конференциях по климату, когда обсуждался вклад каждой страны в углеводородный баланс планеты. У нас крайне мало измерений и конкретных цифр. В связи с этим большая неопределенность и разброс оценок. Чтобы изменить ситуацию, надо создавать систему мониторинга на "карбоновых полигонах", где можно изучать работу конкретных экосистем. Набирать аргументы и цифры, которые можно выложить на стол ЕС.

Фото: iStock

Фото: iStock

О таких полигонах недавно глава минобрнауки Валерий Фальков говорил президенту Путину. Что они из себя представляют?

Станислав Кутузов: Это большие территории с разными экосистемами - лесами, степями, тундрой, водоемами и т.д. Там ученые будут изучать потоки парниковых газов между поверхностью Земли и атмосферой. Задача далеко не тривиальная. Чтобы оценить углеродный баланс, надо вести наземные измерения, съемки с беспилотников, использовать спутниковые данные. Обработка этого огромного объема информации, в том числе и с использованием искусственного интеллекта, позволит усовершенствовать математические модели и оценить реальный углеродный баланс территорий. Кроме того, специалисты смогут понять, как, скажем, посадка леса или изменение землепользования меняет потоки парниковых газов. Зная это, вы с ясными глазами можете выбрать, какой климатический проект беретесь реализовать, чтобы уменьшить свой "углеродный след", а значит, и выплаты.

А где будут размещать такие полигоны? Там, где расположены предприятия-экспортеры, которые могут пострадать от налога?

Станислав Кутузов: Нет. Логика другая. Нам надо покрыть максимальное разнообразие экосистем. На все случаи жизни: смешанные леса, хвойные, широколиственные, степи и сельскохозяйственные земли, вечная мерзлота, болота, торфяники и т.д. Важно, чтобы не осталось белых пятен. Полигоны будут проводить фундаментальные исследования, вести образовательные программы, разрабатывать методики для компаний, которые намерены реализовать климатические проекты, чтобы добиться снижения налога.

Кстати, эти методики могут купить не только российские компании, но и зарубежные. Ведь неважно, где вы реализуете свой проект, можно в любой точке планеты. Например, одна из ведущих наших авиакомпаний решила сделать это, не удивляйтесь, в Перу. Почему? Там есть система учета, а у нас нет. Поэтому надо срочно включаться в эту работу. Вообще здесь у нас свое преимущество, ведь в России поразительное разнообразие экосистем. И мы сможем выставить на рынок целый спектр предложений.

Сколько таких полигонов работает в других странах? И какие планы по их созданию у нас?

Станислав Кутузов: В мире создана сеть мониторинга из около 900 станций. У нас в этом году полигоны должны появиться в Калининградской, Свердловской, Новосибирской, Тюменской областях, Краснодарском крае, на Сахалине, в Чечне. В следующем году подключаются несколько уже существующих площадок на базе институтов РАН и вузов. В перспективе будет около 80-100 полигонов, чтобы полностью закрыть наши потребности.

Россия — богатая природными ресурсами страна. Но гражданам ничего от этого не перепадает. Например, я слышал, что в Норвегии и Саудовской Аравии доходы от продажи нефти идут на личные счета граждан. А у России есть не только нефть и газ, еще золото, медь и другие цветные металлы. Почему государство с нами не делится? Где справедливость?

По данным Worldatlas.com, Россия входит в десятку стран с самыми большими природными ресурсами. Кажется, что россияне станут богаче, если полученные доходы с проданных ресурсов поделить на всех граждан.

Я собрал финансовые результаты всех добывающих компаний в гугл-таблицу и поделил результат на 144,5 млн граждан России. Компании брал из отчета Минприроды — там указаны крупные месторождения и их владельцы.

Получилось не так много — максимум 119 тысяч рублей на человека в год. Это оптимистичный вариант: у предпринимателей придется отнять право на дивиденды, а у государства — налоги на добычу полезных ископаемых, которые тратят на образование, безопасность и другие потребности граждан.

Как считал

Подсчитать все финансовые результаты мелких сырьевых компаний будет трудозатратно, а сильного влияния они на общую картину не окажут. Чтобы быстрее сделать расчет, я использовал отчетность крупных компаний, в которой суммированы результаты всех заводов и дочерних компаний — например, у «Русала», «Норильского никеля», «Газпрома» и других. Минус такого подхода в том, что в нем учтены результаты и иностранных заводов.

А еще компании за время приватизации успели построить перерабатывающие заводы, которые никак не связаны с добычей полезных ископаемых. Их результаты тоже будут учтены. То есть к полученному результату можно прибавить или убавить несколько тысяч — это некритично.

Я считал два варианта. Первый: операционный денежный поток (реально полученные деньги) минус капитальные расходы минус выплаченные дивиденды. Второй: вариант для народа без выплаты дивидендов и налогов по ним, а также с раздачей налогов на добычу полезных ископаемых. В любом случае получившийся результат не такой радужный, как казалось.

Сколько бы получил россиянин с природных ресурсов

Мало: при лучшем раскладе — 28 тысяч рублей за год из расчета на 144,5 млн граждан. Нас слишком много: если бы население России было соизмеримым с населением Саудовской Аравии, то максимальные выплаты в год составили бы 400 тысяч рублей.

Нельзя забывать, что с полученных доходов от продажи природных ресурсов компаниям нужно еще выплатить зарплаты сотрудникам, налоги на добычу ископаемых и проценты по кредитам.

Добывающим компаниям приходится тратить деньги на поддержание текущего производства: закупать технику и модернизировать заводы. Чтобы поддерживать добычу на одном уровне, приходится искать новые месторождения и потом разрабатывать их. Это всё расходы, которые неочевидны для обывателя.

У сырьевых компаний есть проблема: цены на сырье зависят от состояния экономики в мире. Когда все плохо, заводы могут работать в убыток. Так было с российскими стальными компаниями после кризиса 2008—2009 годов . В какие-то годы выплаты могли бы сильно уменьшиться.

Если государство будет забирать все свободные деньги предприятия и не оставлять деньги на дивиденды, то предпринимателям не будет никакого резона повышать эффективность производства. Скорее всего, такие выплаты уменьшались бы из года в год.

Сколько получил бы гражданин с природных ископаемых России за один год

Ресурс Оставим на дивиденды Отдадим все народу
Нефть и газ 9478 Р 16 217 Р
Цветные металлы 3218 Р 6719 Р
Уголь 1314 Р 610 Р
Сталь 616 Р 2702 Р
Удобрения 568 Р 762 Р
Цемент 33 Р 43 Р
Налог на добычу полезных ископаемых 85 433 Р 85 433 Р
Налоги на дивиденды 5551 Р 5551 Р
Итого 106 211 Р 118 037 Р

На самом деле компании делятся

Крупные добывающие компании торгуются на российском фондовом рынке — доли в бизнесе, то есть акции, «Газпрома», «Северстали», «Норильского никеля» и других компаний может купить любой гражданин. Главное — открыть брокерский счет.

Большинство компаний платит дивиденды. Вот несколько примеров:

  1. «Алроса» добывает алмазы. Дивиденды платят дважды в год. За 2018 год всего заплатят 8,97 Р за акцию — это около 9,1% годовых.
  2. «Газпром-нефть» — выплаты дивидендов дважды в год. За 2018 год заплатят 28,69 Р за акцию — доходность около 8,2% годовых.
  3. «Газпром» планирует заплатить за 2018 год 10,43 Р дивидендов — по текущим ценам это 6,6% годовых.

Необязательно разбираться в бизнесе компаний, в инвестиционных планах и корпоративном управлении. Мы подготовили статьи для начинающих инвесторов: с чего начать и на что смотреть.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.



Мне, как и большинству граждан России (я думаю), надоело смотреть и слушать демагогические дебаты об искоренении коррупции во всякого рода обсуждениях, которая разъедает наше общество со страшной силой. Всеобъемлющая коррупция и залоговые аукционы 90-х годов породили такие проблемы жизни людей как: немыслимое расслоение на сверхбогатых и сверхбедных, всеподкупную правоохранительную систему, обособленную, почти коммунистическую, жизнь в обеих столицах за счет остальных территорий страны, нечистоплотность избирательных комиссий, использование административного ресурса и пр.
Совершенно очевидно, что результатом всех этих дебатов о коррупции является пустой выхлоп, так как почти все обсуждающие и руководящие кровно не заинтересованы в решении корневой проблемы - незаконного обогащения. Я считаю, что причиной почти всех бед нашего общества является не коррупция, а отсутствие законодательного запрета на незаконное обогащение, порождающее ее. Только отсутствие этого запрета позволяет утолять неистребимую тягу людей к наживе любой ценой. Поэтому бороться надо не со следствием, а с причиной. В связи с этим без введения в действие положений ст.20 Конвенции ООН о противодействии коррупции (незаконному обогащению) ни о какой борьбе с этим явлением в нашей стране не может быть и речи. Часто упоминаемая нашим президентом фраза о необходимости стабильности в нашем обществе при сохранении возможности тотального воровства отдаляет перспективу справедливой жизни в нем и, как следствие, может привести к серьезным потрясениям. Законодательное введение в действие положений указанной статьи накроет коррупцию (незаконное обогащение) «медным тазом», так как после нескольких показательных судебных процессов над жуликами и ворами по всей стране у остальных хапуг моментально пропадет стимул к такой наживе. И еще. За незаконное обогащение должен отвечать каждый гражданин РФ, а не только чиновники и депутаты. Тогда не нужно будет искать того, на кого жулик оформил свое незаконно приобретенное имущество и тратить кучу времени на обсуждение «роскошных» проблем.
Теперь о госдумах и избирательной системе. Я думаю, что наш народ сегодня уже утвердился в мысли, что такие госдумы ему не нужны. Они дискредитировали себя кучей несоответствий требованиям избирателей (балаганом, «кнопочными скачками», продажей мандатов и т.п.). Последнюю думу нужно распустить с передачей ее полномочий действующему Президенту (вопрос решается референдумом). Избирательная система по партийным спискам тоже дискредитировала себя. Одна купля-продажа мандатов чего стоит. Надо перейти на одномандатные округа. Тогда куча всевозможных партий будет бороться за один единственный мандат. И флаг им в руки.
Об офшорах. Жулики всего мира когда-то объединились и придумали их в качестве лазеек («люки-лазы») для, так сказать, законного воровства, аргументируя это гарантией безопасности нажитого «нелегким» трудом от возможной нестабильности в стране проживания. За такого рода гарантией пусть обращаются к богу или открывают их на Луне. С помощью ООН надо повсеместно ликвидировать эти « раковые образования», а если не получится – законодательно запретить их использование юридическим и физическим лицам РФ.
Несколько слов о реституции. Так называемые ошибки 90-х (залоговые аукционы) надо исправлять. Справедливость надо восстановить по крайней мере в отраслях, связанных с добычей и использованием природных ресурсов. Неплохо было бы, наконец, ввести ренту от их использования на каждого гражданина РФ (как это сделано в некоторых странах). И еще. Как известно, добыча и использование природных ресурсов сопровождается негативным воздействием на флору и фауну. Поэтому все компании, занимающиеся добычей и использованием природных ресурсов, должны регистрироваться по месту своей деятельности. Тогда поступающие от них налоги будут использованы на компенсацию нанесенного природе и человеку ущерба на этих территориях, а не на обогащение далеких от этих мест столиц.
Немного о банковской системе. В ней уже давно требуется проведение чистки (мойки, «зачистки»), т.к. ее львиная доля с самого начала выполняет функцию всероссийской прачечной. Кроме этого эта система специально расширяется выше всяких норм для бесперебойного обналичивания и увода средств в офшоры. Некоторое время назад, после ужесточения требований к процентным ставкам по кредитам, банки (с устойчивой страстью к наживе) решили выдавать кредиты по одному паспорту (но под высокий процент, дабы не потерять привычную доходность). А паспорта имеют граждане РФ с 14-летнего возраста. Среди них есть пьяницы, несмышленыши , психические больные и прочие неадекватные люди. А так называемый регулятор (ЦБ) все это безобразие видит и не реагирует должным образом . Имитация борьбы с так называемыми недобросовестными кредитными учреждениями продолжается и сегодня. Опять спасают некоторых. Иначе (см. начало абзаца) нельзя, это же кровеносная система страны. Только кровь в ней течет с черно-серым оттенком.
Учитывая вышеизложенное, считаю, что ради кардинального улучшения жизни россиян необходимо провести референдум со следующими вопросами.
1.Согласны ли Вы с введением закона РФ о незаконном обогащении в полном соответствии с положениями си.20 Конвенции ООН?
2.Согласны ли Вы с проведением в стране реституции (восстановлении справедливости путем возвращения народного достояния, захваченного с помощью махинаций) и введением ренты на каждого гражданина РФ от использования природных ресурсов?
3.Согласны ли Вы на ликвидацию с помощью ООН офшоров или на законодательное запрещение их использование юридическим и физическим лицам РФ?
4.Согласны ли Вы на роспуск Госдумы и передачу ее законодательных полномочий действующему Президенту РФ?
5.Согласны ли Вы на изменение избирательной системы, исключив из нее выборы по партийным спискам и введя выборы по одномандатным округам?
Предварительно можно было бы провести интернет-референдум зарегистрированных пользователей в России (граждан РФ).
Суконников Е.А.
Г.Самара


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 июня 2009 г. N 03-11-06/3/160 О налогообложении предпринимательской деятельности по реализации газа в розницу

Вопрос: Наша организация занимается розничной торговлей нефтяного сжиженного углеводородного газа (пропан-бутан) через сеть АГЗС. Покупатель осуществляет оплату кассиру через окошко, не заходя в здание операторной, газ отпускается через заправочный пистолет на топливораздаточной колонке на улице.

С 1 января 2008 г. газозаправочная станция квалифицировалась как объект стационарной торговой сети без торгового зала.

При исчислении ЕНВД в 2008 году в отношении розничной торговли газом на заправочной станции под площадью торгового места понимался общий размер земельного участка, занимаемого станцией. Определяется он на основании инвентаризационных документов.

Также обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что развитие сектора розничной реализации СУГ через автогазозаправочные станции - это важный социальный фактор.

Сжиженный газ является более дешевым топливом по сравнению с бензином или дизельным топливом, поэтому он доступен для слоев населения со средним и низким уровнем доходов. Увеличение налоговой нагрузки на газозаправки в связи с новыми правилами исчисления налогов неизбежно приведет к росту цен на данный вид горючего.

В настоящее время выработка и реализация пропан-бутана является одним из способов реализации федеральной программы по утилизации попутного нефтяного газа, который состоит по своей сути из смеси пропан-бутана плюс метан. Данная программа ставит своей целью к 2011 году поднять уровень утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) до 95 %. Продукты сжигания ПНГ наносят непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей. Наиболее же доступные для практического использования способы утилизации ПНГ - это переработка в жидкие углеводородные продукты (пропан-бутан и т.д.), и, соответственно, их реализация через автогазозаправочные станции.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ были внесены определенные изменения в главу 26.3 НК РФ, затрагивающие интересы предприятий, которые осуществляют розничную реализацию газомоторного топлива через автогазозаправочные и многотопливные заправочные станции. В частности:

- из понятия розничной торговли для целей применения единого налога на вмененный доход исключена розничная реализация газа;

- при этом данные изменения вносятся с 1 января 2009 года.

Между тем внесение этих поправок в налоговое законодательство значительно ухудшает положение представителей малого и среднего бизнеса, лишая их возможности применения режима налогообложения в виде ЕНВД с 2009 года, который, по сути дела, являлся льготой для этих предприятий.

При дальнейшем нахождении на ОСН многие предприятия, реализующие пропан-бутан, будут вынуждены закрыться в связи с нерентабельностью.

Просим Вас разъяснить: розничная реализация какого именно газа (метана, который реализует концерн ОАО, или пропан-бутана) исключена из понятия розничной торговли и возможно ли применение иного режима налогообложения нашей организацией, кроме ОСН?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 13 мая 2009 года N 497 по вопросу применения норм главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении, в частности, розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

Согласно статье 346.27 Кодекса под розничной торговлей, в целях главы 26.3 Кодекса, понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, реализация газа, в том числе пропана-бутана.

Таким образом, предпринимательская деятельность по реализации газа к розничной торговле не относится и поэтому налогообложение данной предпринимательской деятельности должно осуществляться в рамках иных режимов налогообложения.

Применение налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения возможно при условии соблюдения положений, установленных главой 26.2 Кодекса.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 июня 2009 г. N 03-11-06/3/160


Поставки газа должны осуществляться без посредников, решили судьи. Об этом свидетельствует налоговый спор, рассмотренный в Высшем арбитражном суде. Прецедент ставит под угрозу все агентские отношения в сфере поставок газа, опасаются юристы.

Президиум ВАС вчера отклонил иск ЗАО «Мальцевский портландцемент» к брянскому терподразделению ФНС на сумму более 7,6 млн руб. Суду предстояло разобраться, могут ли расходы на посредников при приобретении природного газа учитываться в целях налогообложения.

Спор начался в марте 2010 года, когда компания обратилась в арбитраж с просьбой отменить решение налоговиков о доначислении налога на прибыль, НДС и транспортного налога, а также пеней и штрафов, которое инспекция вынесла осенью 2009 года.

Согласно материалам судов, в ноябре 2004 года между компанией, ООО «Брянскрегионгаз» и ОАО «Брянскоблгаз» был заключен договор на поставку газа на весь 2005 год. Договор пролонгировался и на последующие периоды, в том числе и на 2007 год. Возможность использования услуг посредников в этом договоре предусмотрена не была.

В апреле 2007 года между предприятием и ООО «Регионстрой» был заключен агентский договор, по которому «Регионстрой» обязался совершить действия, направленные на приобретение дополнительного объема газа. Договором, в частности, устанавливалась обязанность выбрать поставщиков, готовых осуществить поставку газа по отпускным ценам «Газпрома». Размер агентского вознаграждения за поставленный в 2007 году газ составил 58,5% от оптовой цены голубого топлива.

Фискалы поставили под сомнение реальность оказанных услуг и обязали «Мальцевский портландцемент» заплатить налоги с суммы агентского вознаграждения. Они пытались подкрепить свою позицию тем, что «Регионстрой» имел регистрацию по адресу массовой регистрации юридических лиц, а также тем, что компания не предоставляла налоговую отчетность. С точки зрения инспекторов, об экономической неоправданности понесенных расходов свидетельствовал также и размер агентского вознаграждения. В свою очередь «Брянскрегионгаз» и «Газпром» не подтвердили суду факт своих взаимоотношений с «Регионстроем».

«Мальцевский портландцемент» пытался документально подтвердить реальность понесенных расходов, предоставив судам финансовую отчетность «Регионстроя». Нижестоящие суды, включая апелляцию и кассацию, встали на сторону налогоплательщика, посчитав, что ему это удалось.

Однако коллегия ВАС усомнилась в таком подходе. Передавая дело на рассмотрение президиума, тройка судей в своей предварительной позиции указала, что возможность участия агентов при поставке газа не предусмотрена в силу правил поставки газа, утвержденных постановлением правительства №162 от февраля 1998 года. Судьи сослались на то, что аналогичная правовая позиция была высказана кассационным судом Московского округа в декабре 2010 года, а также в марте 2011 года.

В этом деле судьи ВАС пошли дальше обычного в вопросах обоснования наличия необоснованной налоговой выгоды, комментирует старший юрист компании Sameta Андрей Панфилов. «Они исключили даже теоретическую возможность наличия посреднических отношений в определенной сфере предпринимательской деятельности», — объясняет он. Г-н Панфилов отмечает, что такая правовая позиция может обрести силу прецедента и стать общеобязательной при рассмотрении аналогичных дел.

Суд продемонстрировал странную логику, говорит партнер «Пепеляев Групп» Илья Болотнов. «Правила поставок газа не отменяют Гражданский кодекс и свободу вступать в договорные отношения, — размышляет он. — Тот факт, что правила не предусматривают посреднические отношения при поставках газа, не запрещает сторонам заключать такие договоры». Г-н Болотнов считает, что своим узким толкованием постановления правительства судьи фактически ограничивают 34 статью Конституции, предусматривающую свободу экономической деятельности.

Теперь под угрозой налоговых претензий могут оказаться все агентские взаимоотношения в сфере поставок газа, опасается г-н Панфилов. «Может быть, такого печального сценария и не будет, если президиум ВАС не поддержит столь кардинальный довод судей», — замечает юрист.

Какими именно аргументами руководствовался президиум ВАС, отказывая в иске, неизвестно: мотивировочная часть постановления суда будет изготовлена в ближайшее время.

Читайте также: