Обращение в налоговую по пеням

Опубликовано: 26.04.2024

Заявление в налоговую – это официальное обращение ФЛ или ЮЛ к госоргану. Основание для его составления – потребность в реализации своих прав. Заявление не оформляется, если есть факт нарушения прав заявителя. В этом случае составляется жалоба, которая отличается от заявления и по форме, и по функциям.

Основная информация

Заявление – это документ, позволяющий лицу воспользоваться конституционными правами и свободами. Его рассмотрение регулируется ФЗ №59 «О порядке рассмотрения граждан» от 2 мая 2006 года.

Налоговая – это госорган, а потому обращение в структуру отличается повышенным формализмом. Для заявления требуется бланк. Сведения вносятся в него на основании инструкции.

Требования

Заявление должно соответствовать этим нормам:

  • Сведения, излагаемые в бумаге, должны быть правдивыми. Следует перепроверять достоверность цифр. В частности, нужно правильно указывать коды регионов, действий.
  • В заявлении должна быть «шапка». В ней нужно прописать реквизиты налоговой, которая является получателем документа. Уточнить их можно при помощи сервиса nalog.ru. Для этого нужно ввести в соответствующее поле адрес регистрации.
  • В шапке документа должны быть данные об отправителе: ФИО, адрес, ИНН.
  • При заполнении заявления нужно использовать черные чернила. Писать требуется разборчиво, желательно печатными буквами.
  • Если заявление составлялось в присутствии инспектора, подпись на нем нужно заверять. Если документ отправляется в налоговую почтой, нужна виза нотариуса.

Заявление состоит из частей: «шапка», название документа, «тело», подпись и дата.

Особенности составления разных видов заявлений

В налоговую могут направляться разные виды заявлений. На виды они разделяются в зависимости от цели направления и содержания.

О получении ИНН

Любой плательщик налогов ставится на учет в ФНС. Постановка на учет выполняется в течение 5 дней после направления заявления. Последнее составляется по форме №2-2-Учет, установленной приказом ФНС №ЯК-7-6/488@ от 11 августа 2011 года.

О вычете

Вычет представляет собой сумму, сокращающую расчетную базу при определении налога. Различают эти виды вычетов:

  • Обычные.
  • Вычет на ребенка.
  • На инвестиции.

Возврат налога выполняется на основании заявления. Форма его установлена приказом ФНС №ММВ-7-8/182@ от 14 февраля 2017 года.

О выдаче справки о том, что у плательщика нет долгов

Плательщик может запросить информацию о наличии/отсутствии задолженности по налогам. Для этого нужно запросить справку. Она может понадобиться, к примеру, при получении ипотеки.

Форма заявления не утверждена. То есть, документ может составляться в свободной форме. Однако рекомендуется придерживаться именно стандартной структуры: «шапка», название, текст с сформулированным запросом, подпись и дата.

На возврат или зачет налога, который был излишне уплачен

  • возврат денег;
  • зачет средств в счет следующих выплат.

Заявление нужно подавать в течение 3 лет с момента переплаты. Средства должны быть возвращены на протяжении месяца с момента получения бумаги налоговой. Заявление можно подать в электронном формате. Для этого нужно зайти в личный кабинет ФНС.

Об отсрочке уплаты

Иногда ФЛ или ЮЛ не могут уплатить налог своевременно. В этом случае они могут запросить рассрочку. Суммы, на которые оформляется рассрочка, не могут быть больше стоимости собственности должника, на которую уплачивается налог. Для получения льготы требуется составить заявление по форме, указанной в приложении №1, утвержденном приказом ФНС №ММВ-7-8/469@ от 28 сентября 2010 года.

ВНИМАНИЕ! Если оформляется рассрочка, происходит начисление процентов.

О выдаче льготы

Ряд плательщиков может уменьшить сумму налогов на землю, транспорт и имущество, или же вовсе отменить платеж. В частности, льгота полагается военнослужащим, инвалидам первых и вторых групп, пенсионерам и лицам, заслужившим статус героя РФ. Для получения льгот также понадобится подать заявление.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Глава 12 части 1 НК РФ носит название «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм». Статья 78 указанной главы документа по большей части раскрывает процедуру зачета излишне уплаченных сумм налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, а также регламентирует положения в части их возврата.

А статья 79 закрепляет механизм возврата таких сумм, но уже излишне взысканных. Тем не менее не все знают, как правильно потребовать у налоговых органов возвратить излишне уплаченные и излишне взысканные налоги.

Излишне уплаченный налог

Если данный месячный срок истек, а сумма налога не зачислена на счет налогоплательщика, то согласно пункту 10 статьи 78 НК РФ налоговый орган начисляет на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата из расчета ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата. В случае изменения ключевой ставки в отдельные периоды времени, исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки (смотрите Приказ ФНС от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (далее — Приказ ФНС РФ N ММ-3-1/683@), а также Письмо Минфина от 01.08.2007 N 03-02-07/2-136).

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 11 ст. 78 НК РФ). Если предусмотренные штрафные проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. До истечения установленного срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата (п. 12 ст. 78 НК РФ).

При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет, налоговым органам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.

Излишне взысканный налог

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога, а также заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика (форма решения в Приложении N 3 к Приказу N ММВ-7-8/182@).

До истечения этого срока поручение на возврат суммы излишне взысканного налога подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ). Согласно пункту 4 статьи 79 НК РФ налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 рабочих дней со дня установления этого факта (форма сообщения в Приложении N 2 к Приказу N ММВ-7-8/182@). Данное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Отсчет месячного срока возврата суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов начинается со следующего (после дня отмены решения о взыскании налогов либо дня принятия судом решения о возврате суммы) дня.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ. В случае если указанные проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение 3 дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения указанного срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата. Возврат суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

Зачет при возврате налога

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в целях единообразного разрешения судебных споров, связанных с применением положений НК РФ, разъяснены некоторые вопросы, касающиеся зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) сумм. Так, Пленум ВАС РФ в пункте 32 Постановления N 57 указал, что зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения НК РФ, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов.

В связи с этим не может быть произведен зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней по инициативе налогового органа в следующих ситуациях:

  • зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней не может быть произведен налоговым органом в счет погашения той задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена;
  • не может быть произведен налоговым органом зачет пеней в счет погашения задолженности, которая в силу положений статьи 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.
Пленум ВАС РФ пришел к выводу, что налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченного налога, только если налоговый орган отказал в удовлетворении упомянутого заявления либо если налогоплательщик не получил ответа в установленный срок. Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 г. N 18180/10 по делу N А19-7006/09-18-32.

Особенности зачета или возврата излишне уплаченных сумм пеней налоговым агентом разъяснены в пункте 34 Постановления N 57. Согласно пункту 14 статьи 78 НК РФ определенные данной статьей правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов. В связи с этим, как пояснил Пленум ВАС РФ, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях:

  • если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего;
  • если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.
Налоговый орган может узнать о сумме налога, излишне удержанной налоговым агентом, из представленного налоговым агентом в соответствии с пунктом 1 статьи 231 НК РФ заявления на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога, либо в результате выездной налоговой проверки данной организации (налогового агента). Информацию о том, что налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму НДФЛ, налоговый орган может получить в результате выездной налоговой проверки организации. Указанная информация может быть также получена непосредственно от налогоплательщика (включая налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ) или по инициативе налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках»).

В пункте 35 Постановления Пленум ВАС РФ N 57 указано, что установленные статьями 78 и 79 НК РФ правила об обязательном зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней в счет погашения задолженности распространяются исключительно на случаи возврата излишне уплаченного (взысканного) налога налоговым органом в административном порядке и не подлежат применению при исполнении судебных актов, предусматривающих возврат налогоплательщику из бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней, штрафов.

Таким образом, решение арбитражного суда о возврате налогоплательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм пени подлежит безусловному исполнению налоговым органом. Налоговый орган не вправе самостоятельно производить зачет этой суммы в счет погашения имеющейся задолженности. Разъяснения, касающиеся момента исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет, содержатся в пункте 36 Постановления N 57.

Учет и контроль возврата и зачета налогов

Факт излишней уплаты (излишнего взыскания) устанавливается специалистом отдела по работе с налогоплательщиками, в чьи функции входит сверка с налогоплательщиками. Сотрудником отдела в течение десяти рабочих дней после наступления срока уплаты налога (сбора) формируется список налогоплательщиков, имеющих суммы излишней уплаты (излишнего взыскания).

Излишне уплаченная (взысканная) сумма рассчитывается программными средствами по каждому КБК на основании баз данных деклараций, баз данных налоговых проверок, базы данных ввода расчетных документов и баз данных по зачетам и возвратам. При расчете излишне уплаченной суммы налога исключаются платежи по НДФЛ, уплаченные в текущем году. Данный список передается для согласования в отдел камеральных проверок, аналитический отдел и отдел ввода и обработки данных. После чего список налогоплательщиков, имеющих подтвержденную переплату, передается в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства для проведения мероприятий по зачету подтвержденной переплаты в счет недоимки, задолженности по пеням и штрафам в рамках статьи 78, 79 НК РФ.

После проведения указанных мероприятий отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства список налогоплательщиков, имеющих подтвержденную переплату, передается в отдел работы с налогоплательщиками для формирования извещений об обнаружении факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налога (сбора, пени, штрафа).

Для целей данных методических рекомендаций перед принятием решения о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей, страховых взносов, налоговый орган обязан проконтролировать соблюдение обязательных условий, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, в том числе:

  • налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе, принимающем решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей (за исключением государственной пошлины, возвращаемой по решению суда);
  • суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей фактически зачислены на счета по учету доходов бюджетов (внебюджетных фондов);
  • при принятии решения о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей отсутствует задолженность по налогам, пеням, штрафам соответствующего вида налогов и сборов, страховых взносов. Информацию об отсутствии задолженности в целом по юрлицу собирает налоговый орган, в который поступило заявление о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей, в том числе путем просмотра федерального информационного ресурса «Расчеты с бюджетом», направления соответствующих запросов в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика (его обособленных подразделений). Информация о состоянии расчетов с бюджетом по налогоплательщику, указанному в запросе, направляется в 5-дневный срок со дня поступления запроса;
  • решение о зачете принимается в отношении излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей, страховых взносов, направляемых на погашение задолженности налогоплательщика по налоговым платежам соответствующего вида налогов, сборов, страховых взносов. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена;
  • обеспечено соответствие принятия налоговым органом решения о зачете переплаты по налоговым платежам юрлица как налогоплательщика в погашение задолженности этого же юрлица как налогоплательщика;
  • факт излишнего взыскания налога (сбора, страховых взносов) подтвержден документами о том, что суммы денежных средств, фактически взысканные налоговым органом, превышают сумму налога (сбора, страховых взносов), подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • факт наличия сумм налога, подлежащих возмещению путем зачета и (или) возврата, подтвержден в соответствии с нормами главы 21 и главы 22 НК РФ решением налогового органа, решением вышестоящего налогового органа либо решением суда, вступившим в законную силу.
Оригиналы принятых налоговыми органами решений о возвратах излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей, хранятся в архивном деле соответствующих налоговых органов в течение 5 лет.


ИФНС России по Сысертскому р-ну

УФНС России по Свердловской области

в налоговый орган

Я, … О.Л., прекратила осуществлять деятельность как ИП. Однако, в 2012 году по почте мне стали приходить извещения из налогового органа, содержащие информацию о моей задолженности по налогам и сборам, а также начисленной на них пени и штрафов. Руководствуясь п.5.1, 7 ст. 21 НК РФ, я подавала в налоговой орган налоговые декларации, давала письменные пояснения, к которым прикладывала подтверждающие квитанции об уплате налога, а также справки из Пенсионного Фонда РФ об отсутствии долгов и претензий, но в ответ от налогового органа не получала разъяснений, касающихся начисления суммы задолженности по налогам и сборам, пени и штраф. Полагаю, что образовалась ошибка в налоговой базе, потому что при исключении из ЕГРИП меня как ИП и снятии с учета в налоговом органе проводились проверки моих счетов, которые показали отсутствие задолженности, и данная процедура прошла успешна.

1) По имеющимся данным оперативного учета по состоянию расчетов на 09.08.2012 года мне начислена пеня в размере 6918 (Шесть тысяч девятьсот восемнадцать) рублей 66 копеек на причитающуюся сумму единого налога, уплаченную в более поздний срок по сравнению с установленным законом о налогах и сборах сроком. Сумма единого налога была мною уплачена 18.01.2010 года, что подтверждается квитанцией об оплате. При этом сумма пени, на поздно оплаченную сумму налога, насчитывают вплоть до 17.07.2012 г., да я думаю и продолжают насчитывать до настоящего времени, что неправомерно со стороны налогового органа.

С данной позицией оперативного учета я не согласна и считаю, что сумма пени начислена неправомерно, так как ее начисление должно прекратиться в момент уплаты единого налога. Прошу в соответствии с законом о налогах и сборах пересчитать размер пени, подлежащий уплате.

2) По имеющимся данным оперативного учета по состоянию расчетов на 09.08.2012 года мне начислена сумма недоимки в размере 71118 рублей 00 копеек и пеня в размере 18004 (восемнадцать тысяч четыре) рублей 13 копеек на причитающуюся сумму налога на доходы от осуществления предпринимательской деятельности в качестве ИП, нотариусов, адвокатов и других, занимающихся частной практикой. А также начислена сумма недоимки в размере 60126 рублей 62 копейки и пеня в размере 20909 рублей 48 копеек на причитающуюся сумму налога на доходы лиц от осуществления предпринимательской деятельности в качестве ИП, нотариусов, адвокатов и других, занимающихся частной практикой.

Примечание: данная письмо претензия образец является примером, наши адвокаты готовы составить для Вас свой вариант процессуального документа

Ранее, на основании поданной мной декларации на доходы физических лиц какИП, нотариусов, адвокатов и других, занимающихся частной практикой, я указала сумму налога – около 130000 рублей 00 копейки, после поняла, что исчислила неверную сумму, подлежащую налогообложению и сдала уточнение, с начислением суммы налога — 71118 рублей 00 копеек.

В силу с п.1 ст. 81 НК РФ, с принципами разумности, справедливости и порядочности пересчитала сумму, подлежащую налогообложению и написала исправленную налоговую декларацию на доходы физических лиц как ИП, нотариусов, адвокатов и других, занимающихся частной практикой.

Следовательно, представленные мной декларации уточнили суммы налога подлежащего к уплате, данное право мной реализовано согласно нормам налогового законодательства, и должно было быть учтено при выставлении претензий мне со стороны налогового органа.

Размер причитающегося налога составил 71118 рублей 00 копеек. Я погасила задолженность 18.01.2010 года, что подтверждается квитанцией об оплате.

Претензия в налоговую инспекцию

В связи с чем, с позицией оперативного учета я не согласна и считаю, что сумма налога в размере 60126 рублей 62 копейки, уточненная далее на сумму 71118 рублей 00 копеек, а также пени (как на сумму 60126 рублей 62 копейки, так и на сумму 71118 рублей 00 копеек) начислена неправомерно, а по вопросу пений следует уточнить, что начисление должно прекратиться в момент уплаты налога на доходы физических лиц от осуществления предпринимательской деятельности как ИП, нотариусов, адвокатов и других, занимающихся частной практикой. Считаю необходимым и прошу исключить задолженность в размере 60126 рублей 62 копейки, так как предшествующая декларация должна не действовать при вновь поданной исправленной декларации, а также прошу исключить пени по данным спорным суммам.

3) Кроме того, по данным оперативного учета по состоянию расчетов на 22.08.2012 мне начислена сумма недоимки в размере 1017 (Одна тысяча семнадцать) рублей 60 копеек и пеня в размере 658 рублей 19 копеек на причитающуюся сумму уплаты страховых взносов по вопросу обязательного пенсионное страхования, а также сумма недоимки в размере 394 рубля 64 копейки и пеня в размере 257 рублей 25 копеек на причитающуюся сумму уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Считаю, что данные суммы мне начислены неправомерно, так как задолженности перед Пенсионным Фондом РФ я не имею, что подтверждает справка из Пенсионного фонда РФ от 3.04.2009 №05-2495 и 10.04.2009 № 05-2586.

Прошу исключить из базы налогового органа информацию о наличии задолженности страховых взносов на обязательное страхование и пени. (Примечание: читайте также как правильно написать претензию)

На основании вышеизложенного и в соответствии с п. 1, п.4, п.8, п.9, п. 10, п. 12 ст. 32 и ст. 33 НК РФ

ПРОШУ:

  1. Пересчитать сумму пени в размере 6 918 (Шесть тысяч девятьсот восемнадцать) рублей 66 копеек, причитающиеся уплате с единого налога на момент фактической полной суммы налога на 18.01.2010 года.
  2. Исключить из налоговой базы претензии на сумму недоимки в размере 60 126 рублей 62 копейки, а также пеню в размере 20 909 рублей 48 копеек и пеню в размере 18 004 рублей 13 копеек на причитающуюся сумму налога на доходы лиц от осуществления бизнес-деятельности в качестве ИП, нотариусов, адвокатов и других, занимающихся частной практикой.
  3. Исключить из налоговой базы претензии на сумму недоимки в размере 1017 (Одна тысяча семнадцать) рублей 60 копеек и пеня в размере 658 (Шестьсот пятьдесят восемь) рублей 19 копеек на причитающуюся сумму уплаты страховых взносов по направлению обязательного пенсионного страхования, а также сумма недоимки в размере 394 ( Триста девяносто четыре) рубля 64 копейки и пеня в размере 257 рублей 25 копеек на причитающуюся сумму уплаты страховых взносов.

P.S. Наши специалисты решат для Вас и иной вопрос в сфере налоговлибо иными органами власти, возникшие в ходе осуществления предпринимательской деятельности (адвокат по налоговым спорам всегда найдет ответ и выход из сложившейся ситуации, урегулировать конфликт с налоговой намного выгоднее бизнесу, чем вступление в никому не нужную войну).


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Чтобы вернуть или зачесть возникшую переплату налогов и других платежей, надо составить принятое приказом ФНС от 14-го февраля 2017 № ММВ-7-8/182@ заявление. Однако с 2019 г. в его форму внесены некоторые изменения. Наша статья поможет налогоплательщикам: физлицам и организациям — правильно составить нужные документы.

На практике случаются ситуации, когда в бюджет перечислено налогов, иных взносов, сборов больше, чем была обязанность их уплатить. И как результат — возникшая переплата. Физлица, предприниматели и юрлица, имея на сайте ФНС (nalog.ru) свой личный кабинет, легко могут узнать сумму их излишне уплаченных налогов. Выявив, какая сумма платежей переплачена, необходимо решить: зачесть ее либо вернуть, заполнив при этом письмо и подав его в налоговую. Рассмотрим формы, которые надо составить, как их подать, в какие допустимые сроки, приведем пример заполнения заявления на возврат.

Как распорядиться переплатой по налогам

Пользуясь своим правом по ст. 78 НК РФ, физические лица или компании переплаченные в бюджет налоги (на доходы, прибыль, имущество, НДС и др.) могут зачесть в счет налогов, подлежащих уплате в будущем (или недоимки по другим платежам), или вернуть их из бюджета.

Когда и как заявить о возврате (зачете) излишне уплаченного налога

Обратиться за возвратом/зачетом переплаченного излишне сбора, налога, взноса или штрафа можно лично, по электронной или обычной почте или из своего личного кабинета. Важно сделать это не позднее 3-х лет после уплаты этой суммы.

Чаще на практике, получив обращение с просьбой засчитать или возвратить сумму переплаты по какому-нибудь платежу, ИФНС перед вынесением своего решения делает сверку расчетов.

Само решение «зачесть или вернуть» выносится налоговым органом в течение не более 10-тидневного срока с получения обращения или совместно подписанного акта по итогам сверки налогов, о котором письменно сообщается заявителю. При этом со стороны налоговой инспекции компании может поступить запрос о представлении подтверждающих документов о возникших лишних суммах уплаты налогов.

Принятое ФНС решение служит основанием, чтобы перечислить излишне уплаченную сумму налога: по НК РФ это их обязанность в течение 1-го месяца от получения указанного заявления о возврате.

НК РФ обязывает налоговую информировать вас обо всех случаях излишней уплаты налогов в 10-тидневный срок (п. 3 ст. 78 НК РФ)

Заполняем заявление о возврате из бюджета налога

Предположим, что ООО «Вымпел», оплачивая начисленный по декларации налог на прибыль организаций за 2018 год, совершило ошибку и налог был перечислен на 5 350 рублей больше. Компания подала в межрайонную ИФНС заявление с просьбой вернуть указанную сумму.

На этом примере мы попробуем заполнить необходимую форму документа (заявления) о возврате налога, состоящую из 3-х страниц, которую нужно сдать в налоговую.

ФНС России скорректировала применяемый бланк заявления о возврате/зачете переплаты налогов своим приказом от 30.11.2018 N ММВ-7-8/670@.

Процесс заполнения такого заявления сводится к последовательности следующих действий: оформляем титульный лист (лист 001 формы), лист 002 и лист 003 (при необходимости).

Сначала заполняем титульный лист бланка


В 2-х верхних строках формы указываются ИНН, КПП и номер п/п страницы (001). В приведенном примере заявление составляется от организации, значит в поле ИНН вписываем 10 цифр, а в поле КПП — 9 цифр: соответственно, данные ООО «Вымпел».

Затем в строке «Номер заявления» ставим его номер (если оно первое, то это «1») в этом году. Рядом пишем код налогового органа, в который его адресуем.

Далее расположены строки для указания полного названия организации (ФИО физлица), у нас в примере это общество с ограниченной ответственностью «Вымпел».

В строке «Статус налогоплательщика» выбираем соответствующий однозначный код из предложенных в форме. Все свободные клетки полей бланка необходимо заполнять прочерками.

В строке «На основании статьи» следует указать № статьи в НК РФ, служащей основанием предстоящего возврата переплаченного платежа. При возврате переплаченного налога, взноса это ст. 78 НК РФ, при возврате госпошлины — ст. 333.40 НК РФ, ошибочно взыскала налоговая — ст. 79 НК РФ, возмещаете НДС — ст. 176 НК РФ и др.


В нашем примере это ст. 78 НК, так как требуется возврат переплаченного налога на прибыль.

Ниже, в расположенных друг под другом двух клетках, указываем сведения о том, какая именно переплата и по какому виду платежа, и выбираем соответствующие однозначные коды для данных полей из предложенных в форме. Например, «1» — излишне уплаченный, и «1» — налог.

В строке «в размере» цифрами прописываем сумму запрашиваемой переплаты по налогу, например, 5 350 рублей. Строка «Налоговый (расчетный) период» заполняется следующими кодами для первых двух клеток:

«МС» — если платеж месячный;

«КВ» — если квартальный;

«ПЛ» — если переплата за полугодие;

«ГД» — если годовой.


После точки уточняется выбранный и указанный отчетный период, т.е. проставляется порядковый номер месяца, квартала или полугодия, а для годового платежа здесь ставим «00».

Непосредственно тот год, в котором возникла переплата, указываем после следующей точки в четырех свободных клетках.

В нашем примере: «ГД.00.2018».

Рядом следует указать код ОКТМО, который можно уточнить на официальном сайте ФНС.

Для заполнения заявления о возврате переплаты налога организации могут взять код региона (ОКТМО) из представленной налоговой декларации (в примере это декларация по прибыли), а физлица — указать регион, где платился данный налог: если речь о имущественном налоге, ОКТМО берется по местонахождению этого имущества, транспортный налог — по месту, где прописан владелец автомобиля, НДФЛ — из справки о доходах с работы.

В строке ниже — «Код бюджетной классификации» — заполняется 20-тизначный КБК переплаченного платежа. В нашем примере это КБК налога на прибыль в федеральный бюджет.

Далее записываем количество страниц и приложений в подаваемом заявлении. Помним, что все пустые клетки полей бланка прочеркиваем.

Снизу слева на титульном листе формы предусмотрена часть страницы для отражения информации о заявителе (плательщик/его представитель): ФИО, номер телефона, подпись и дата. Если заявление подается представителем, следует указать реквизиты подтверждающего его полномочия документа и приложить его копию к заявлению.

Я подал в налоговую заявление на вычет. Прошел уже месяц, а они не отвечают. Заявление подавал через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой.

Подскажите, как еще можно повлиять на них?

Андрей, сочувствую. Несколько месяцев назад я оказалась в похожей ситуации: подала документы на имущественный вычет, но деньги долго не приходили. Расскажу, что я делала.

Какие сроки должны быть по закону

Я подавала документы на имущественный вычет за покупку квартиры через личный кабинет налогоплательщика. О том, какие нужны документы и как их подавать, в Т⁠—⁠Ж есть отдельная статья.

ИФНС проверяет декларацию и документы в течение трех месяцев со дня подачи — это называется камеральная проверка. Если нарушений нет и все в порядке, проверка завершается автоматически. В моем случае она завершилась ровно через три месяца. Об этом у меня появилась запись в личном кабинете.

Когда камеральная проверка заканчивается, можно подавать заявление на возврат излишне уплаченного налога. Заявление можно подавать и раньше — вместе с декларацией. Тогда все проходит быстрее: месяц отсчитывают со дня завершения камеральной проверки. Всего по закону от даты подачи до даты возврата должно пройти не больше 40 дней с хвостиком. Но я так не сделала, поскольку образца заявления при подаче декларации не нашла. Поэтому я подала заявление только после того, как закончилась проверка и в моем кабинете появилась информация, что я могу распорядиться переплатой. Заявление в этом случае уже формируется автоматически, и нужно только указать личные данные и счет.

Сумму излишне уплаченного налога налоговая должна была перечислить на счет в течение месяца с того дня, как она получила мое заявление. Заявление через личный кабинет я отправила 20 мая. Я подождала до 10 июля, но деньги на счет не приходили. Тогда я начала действовать.

Что можно сделать, чтобы быстрее получить деньги

Подать жалобу. Я это сделала через портал налоговой службы. Можно составить жалобу по образцу и скопировать нужные куски в ту форму, что есть на сайте. Жалобу должны рассмотреть и отреагировать на нее в течение 30 дней. Мне ответили уже через 20 дней.

Взыскать компенсацию — можно попробовать это сделать, поскольку вы не получили вовремя свой излишне уплаченный налог. Сумма неустойки тут небольшая: за каждый день просрочки в размере действовавшей в эти дни ключевой годовой ставки Банка России. Например, я получила бы в качестве компенсации 1088,94 Р . Для расчетов есть специальный калькулятор.

Компенсацию лучше посчитать самостоятельно и указать в заявлении. Если этого не сделать, шансов получить ее нет. Налоговая не обязана сама считать. Я не стала прикладывать расчет и компенсацию не получила.

Сходить лично в налоговую. В налоговой есть консультанты, а еще часто дежурят инспекторы. К ним можно обратиться и рассказать о проблеме. Они сразу же проверяют вас по базе данных и советуют, как поступить дальше.

В нашей налоговой консультанты записывают на отдельный лист тех, кто обращается лично, и затем в течение двух недель помогают им решить проблему. Если не помогут или если консультантов в вашей налоговой нет, можно сходить на прием к начальнику. Но я до него не дошла.

Этот способ неудобен тем, что приезжать нужно в часы работы налоговой и лучше всего днем, когда меньше людей. Вечером придется долго стоять в очереди.

Жалобу я подала 10 июля. В инспекцию ездила 18 июля. Не знаю, что именно помогло, но деньги мне пришли 1 августа.

Если хотите получать вычет через работодателя

И если при этом вы запросили в налоговой уведомление о праве на имущественный вычет, а она вам его не присылает — вот как решить вопрос.

В этом случае срок ответа налоговой — 30 календарных дней. Но никаких последствий для нее, если она затягивает с уведомлением, в законе нет. Поэтому остается только писать жалобы и ходить лично в налоговую.

Что в итоге

Если подали заявление на возврат излишне уплаченного налога, по закону деньги должны прийти в течение 30 дней.

Лучше всего подавать заявление вместе с декларацией. Для этого нужно отдельно скачать бланк заявления и приложить его к остальным документам.

Если деньги не пришли вовремя, можно написать жалобу.

Лучше всего, как мне показалось, работают личные визиты. Инспектор или консультант может сразу посмотреть документы по базе и все решить.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.


Я в аналогичной ситуации всё-таки добился выплаты, хотя и с существенной задержкой. Бомбил их жалобами через личный кабинет. Но самое удивительное, что ещё удалось получить и компенсацию за задержку. Впервые в жизни не я был должен пеню налоговой, а она мне :)


Спасибо, что рассмотрели мой вопрос!

Думаю, проблема достаточно актуальна. Декларацию подал 27 июня, 27 сентября подал заявление на возврат излишне уплаченного налога. Прошло уже полтора месяца с даты подачи заявления, вычет на мой счет все еще не пришел. Жалоба из личного кабинета отправляется в ту же налоговую, на бездействие которой жалуюсь, в нарушение НК РФ в вышестоящую налоговую жалобу не отправляют (уже имею опыт взаимодействия с моей налоговой). А подать жалобу сразу в УФНС по региону нельзя в силу ч. 1 ст. 139 НК РФ. Замкнутый круг.

Неделю назад сходил на личный прием к курирующему инспектору - просрочку проверки никак не объяснил, пообещал "в кратчайшие сроки урегулировать ситуацию". Через два дня после посещения в личном кабинете наконец появилась информация о том, что "камеральная проверка завершена, сумма вычета подтверждена в полном объеме". Теперь жду деньги. Так что, похоже, единственный действенный способ влияния на налоговую в данном случае - личное посещение.

Wespe, в УФНС напрямую можно подать жалобу заказным письмом по почте, это работает. Через ЛК наша ИФНС тоже ничего в УФНС не передаёт (чего им самим на себя жаловаться то).

Wespe, знакомо! Сначала ждал, что налоговая проснётся. Потом атаковал письмами. На итог написал жалобу начальнику инспекции и отправил заказным с уведомлением. Оплатили, хотя просрочка серьёзная: около 5 месяцев

Wespe, и возможно, смена режима на них бы отлично подействовала. Ещё люди предлагают любого, кто работал в правительстве отправлять в ИВС и уже там их биографии использовать по назначению. Круговая порука быстро превратится во взаимную сдачу подельников.

В 2019 году также столкнулся с такой же проблемой. 23 марта подал документы на возврат и вместе с заявлением на возврат излишне уплаченных. В мае закончилась проверка, немного раньше срока, круто! (узнал через личный кабинет налогоплательщика), в конце июня деньги не перечислены. Конец июня, пишу ещё 2 заявления на возврат через личный кабинет - конец августа, реакции нет. Первые числа сентября, пишу вечером жалобу через тот же личный кабинет в приложении с телефона. На следующий же день ещё до обеда пришёл вычет+сразу же компенсация около 950₽. Это если кратко и по существу.
Ходить в налоговую? Ну хз. Конец июля, 30 дней с момента подачи 2-ого заявления на возврат средств через ЛК прошли, иду в налоговую, там где принимают документы сказали обращаться в отдел камеральных проверок, дали 3 телефона - звоните уточняйте, звонил 3 недели, трубки не берут. Ок, иду туда ногами в ОКП-4 (отдел камеральных проверок), так меня охрана дальше входа не впустила. Показали на стройку при входе, там телефон и справочник, звони отсюда, и разбирайся. Стоит заметить, что с проходной звонил в отдел по короткому, внутреннему номеру. и. они отвечают! Окей, люди мы не гордые, со второго раза узнал кто мой инспектор. Набираю 4 заветных цифры номера телефона. повезло, взяла трубку, спрашиваю: как мои документы? Ответ: всё хорошо, вашу заявку передали на согласование дальше (вроде бы казначеям, телефон шипел, плохо разбирал слова). Отличные новости, но как Вы поняли, до момента написания жалобы (первые числа сентября) деньги не были перечислены.
Выводы: оформляйте через работодателя, либо сразу закидывайте жалобами.

Забыл добавить, 33 налоговая г. Москва.

Андрей, через работодателя та же петрушка, не готовят вовремя уведомление и всё тут. Причем о его готовности чтобы узнать - всё тот же квест, т.к. в личном кабинете об этом не сообщают. После 2х жалоб мне сообщили, что уведомление готово, Но самое смешное, что датировано оно последним днём срока его изготовления по НК (то есть 30 дней), но я точно знаю, что к тому моменту они даже не приступали к проверке. Получается, что налогоплательщик не может вернуть свои деньги в срок, а в ИФНС на бумаге всё ок, никаких нарушений не было. На днях отправила 3ю жалобу 😁


Юлия, а вы повторно получали уведомление или впервые?
Я не знаю, какие суммы указывать в последних строках о расходах и процентах: фактически потраченную, оставшуюся к вычету, максимум 260к или что-то совсем другое?

Читайте также: