Облагается ли грант налогом

Опубликовано: 05.05.2024

"Бюджетный учет", 2011, N 1

О налогообложении грантов, полученных от организаций-грантодателей, пойдет речь в данной статье.

Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством РФ порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Гранты могут быть учреждены как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Они выделяются на конкурсной основе учреждениям для проведения различных программ, мероприятий, исследований. Порядок и условия их выделения утверждаются соответствующими нормативными актами.

С участниками, победителями конкурса заключаются договоры, условиями которых предусматриваются направления использования средств гранта.

К договору прилагается смета доходов и расходов, составленная соискателем гранта. Смета должна быть обоснована. Кроме того, к договору необходимо принять приложения, в которых указывают:

  • тему научных исследований (техническое задание): цель, задачи и исходные данные для проведения работы, основные требования к ее выполнению и так далее;
  • план работ, в котором отражается наименование этапов и указывается, чем они заканчиваются, то есть что получается в результате прохождения этапа, срок выполнения и объем финансирования по каждому этапу.

Налогообложение грантов Налог на прибыль

Для учреждений-грантополучателей предусмотрены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, позволяющие не учитывать в составе доходов средства в виде полученных грантов.

Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

Для того чтобы средства грантов не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, их передача должна удовлетворять условиям, установленным Налоговым кодексом (ст. 251 НК РФ):

  • гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;
  • гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Грантополучатель в обязательном порядке представляет отчет о расходовании средств грантодателю.

Не освобождаются от налогообложения гранты, рассматриваемые как безвозмездно полученные средства (в том числе денежные), предоставленные:

  • не входящими в определенный Правительством РФ Перечень иностранными, международными организациями и объединениями;
  • на не указанные в пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса цели;
  • на условиях, не определенных грантодателем;
  • без представления грантополучателем грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Такие гранты учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество на основании п. 8 ст. 250 Налогового кодекса.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Операции по передаче денежных средств не относятся к операциям по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в связи с чем передача денежных средств у передающей стороны (грантодателей) не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В случае если денежные средства не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав), то данные средства не учитываются при определении налоговой базы и, следовательно, не облагаются у стороны, их получающей.

Также на основании ст. 154 Налогового кодекса не облагаются НДС денежные средства, полученные налогоплательщиками в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), которые в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса освобождены от обложения НДС.

Кроме того, не подлежат налогообложению денежные средства (гранты), получаемые некоммерческими организациями на осуществление конкретных целевых программ и мероприятий, связанных с ведением ими основной уставной деятельности.

Страховые взносы

Учреждение является страхователем и плательщиком страховых взносов в соответствии со ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Выплаты и вознаграждения, начисленные учреждением в пользу работника за счет средств полученных грантов, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке. Они включаются в базу для начисления страховых взносов в полном объеме на дату их начисления (ст. 11 Закона N 212-ФЗ).

Кроме страховых взносов, установленных Законом N 212-ФЗ, на заработную плату начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Если суммы грантов выплачиваются студентам, то такие выплаты не облагаются страховыми взносами на обязательные виды социального страхования ввиду отсутствия объекта обложения данными взносами. Это объясняется следующим.

Объектом обложения страховыми взносами в соответствии с Законом N 212-ФЗ признаются:

  • выплаты и иные вознаграждения, начисляемые бюджетным учреждением в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
  • выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

А выплаты студентам производятся не по трудовым и гражданско-правовым договорам. Кроме того, студенты не подлежат обязательному социальному страхованию в соответствии с Законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые он получил как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Налогового кодекса.

В ст. 217 Налогового кодекса определен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ. Любые доходы, не указанные в данном перечне, включаются в налоговую базу по НДФЛ.

Так, на основании п. 6 ст. 217 Налогового кодекса не облагаются НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ.

Следовательно, данная льгота распространяется только на гранты, предоставленные организациями, являющимися грантодателями, непосредственно налогоплательщикам - физическим лицам.

Если грантополучателем является юридическое лицо, то действие льготы по НДФЛ, предусмотренной в п. 6 ст. 217 Налогового кодекса, на суммы грантов не распространяется, и суммы НДФЛ с выплат, производимых физическим лицам из средств гранта, удержанные и уплаченные в бюджет юридическим лицом, не являются излишне удержанными и возврату не подлежат (Письмо УФНС России по г. Москве от 19 января 2010 г. N 20-15/3/003707@).

Перечень российских организаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 602 "Об утверждении Перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению" (далее - Постановление N 602).

Перечень международных и иностранных организаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. N 485 "О Перечне международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов" (далее - Постановление N 485).

Выплаты в виде грантов от организаций, не поименованных в Постановлениях N N 485 и 602, облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке.

Разъяснены правила учета региональных грантов в целях НДС и налога на прибыль
vectorspoint / Depositphotos.com

Нормами налогового законодательства установлено, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов спецназначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса). Денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, в налоговую базу не включаются. Поэтому, как указываем Минфин России средства, полученные в виде субсидий из бюджета на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), не учитываются при исчислении НДС (письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 февраля 2021 г. № 03-03-06/1/12530). При этом, стоит учесть, что не подлежат вычету и суммы НДС уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) за счет субсидий. В случае получения субсидий на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг), суммы НДС, ранее принятые к вычету, следует восстановить.

Однако, как указывает Министерство, если документами о предоставлении субсидий на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг) предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) без включения в состав таких затрат предъявленных сумм НДС, то налогоплательщик может принять к вычету (не восстанавливать) суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет таких субсидий, полученных с 1 января 2019 года.

Если же субсидии были получены налогоплательщиком не на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), а в качестве оплаты реализуемых им товаров (работ, услуг), то НДС в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету.

Что касается налога на прибыль, то полученные бюджетные субсидии учитываются в составе внереализационных доходов по мере осуществления и признания данных расходов. Также они могут учитываться единовременно, если к моменту их получения они будут произведены и признаны в налоговом учете.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Для того, чтобы не учитывать гранты при определении налога на прибыль они должны быть отнесены к средствам целевого финансирования и должны представляться безвозмездной и безвозвратной основах НКО или иностранными и международными организациями и объединениями по утверждаемому перечню. Они должны быть направлены на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физкультуры и спорта (кроме профессионального), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина и прочее. Также грант должен быть представлен на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением ему отчета о целевом использовании средств. При невыполнении вышеуказанных условий полученные денежные средства или иное имущество не будут признаваться грантами для целей налога на прибыль.

Те налогоплательщики, которые получили такие гранты обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета, средства должны быть учтены для целей налогообложения с даты их получения.

Автор: Зобова Е., эксперт журнала

Вопрос

Что понимается под грантами для целей исчисления налога на прибыль?

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

В целях применения гл. 25 НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в областях образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а в случае предоставления грантов Президента РФ – на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента РФ;

гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Вопрос

Иностранные и международные организации и объединения могут предоставлять гранты российским организациям на осуществление конкретных программ (например, в области образования). Может ли грантополучатель не учитывать суммы данных грантов для целей исчисления налога на прибыль?

Гранты предоставляются организациям на безвозмездной и безвозвратной основах, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями, на осуществление конкретных программ, в том числе в области образования. Но не все полученные гранты не облагаются налогом на прибыль. Этот вопрос решается в зависимости от того, кто предоставляет грант.

Не подлежат обложению налогом на прибыль гранты, полученные от иностранных и международных организаций, которые входят в перечень таких организаций, утверждаемый Правительством РФ (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Данный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 485[1]. В перечень входит всего 13 организаций, фондов и объединений.

В случае если иностранная организация, предоставившая налогоплательщику денежные средства на безвозмездной и безвозвратной основах, не входит в указанный перечень организаций, полученные средства не признаются для целей налогообложения прибыли грантами и согласно п. 8 ст. 250 НК РФ подлежат учету коммерческими организациями в составе внереализационных доходов (Письмо Минфина России от 15.12.2011 № 03-03-06/4/147).

Вопрос

Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602[2] утвержден перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению. Должна ли российская некоммерческая организация входить в данный перечень, чтобы предоставленные ею гранты не учитывались для целей исчисления налога на прибыль грантополучателем (при выполнении прочих условий)?

Из положений пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ следует, что гранты, полученные от иностранных и международных организаций и объединений на осуществление конкретных программ в областях, указанных в данном подпункте, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль получателей грантов при условии включения организаций-грантодателей в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 485. При получении грантов на осуществление конкретных программ в областях, указанных в данном подпункте, от российских некоммерческих организаций такого условия не предусмотрено.

В соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ Правительство РФ Постановлением от 15.07.2009 № 602 утвердило перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в РФ, не подлежат налогообложению. Данная норма применяется только в отношении грантов, предоставленных грантодателями налогоплательщикам – физическим лицам, и не применяется для целей налогообложения прибыли.

Соответственно, гранты, полученные от российских некоммерческих организаций на осуществление конкретных программ в областях, указанных в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций – получателей грантов вне зависимости от включения российской некоммерческой организации в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602 (Письмо Минфина России от 19.03.2010 № 03-03-06/4/23).

Вопрос

Какие условия должны быть выполнены при получении грантов, а также средств целевого финансирования на осуществление научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, чтобы полученные средства не надо было учитывать в доходах для целей исчисления налога на прибыль?

При выполнении условий, установленных пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, доходы в виде грантов могут быть отнесены к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении облагаемой базы по налогу на прибыль.

Так, для целей расчета налога на прибыль организаций грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций на осуществление конкретных программ в областях образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;

гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

При этом на налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Из приведенных норм следует, что для признания в целях расчета налога на прибыль полученных средств грантами необходимо соблюдение вышеперечисленных условий, в частности:

  • средства должны быть получены на осуществление конкретных программ в перечисленных областях только от российских физических лиц, некоммерческих организаций, а также от иностранных и международных организаций, в случае если такие организации включены в перечень организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 485;
  • данные средства должны быть получены на безвозмездной и безвозвратной основах.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 13.01.2020 № 03-03-06/1/554, от 14.04.2020 № 03-03-07/29697.

Вопрос

После окончания выполнения научных исследований за счет грантов, предоставленных организации российскими организациями – грантодателями, специальное оборудование, предназначенное для выполнения научных исследований, приобретенное организацией за счет средств грантов, остается в организации, грантодателю не передается и используется для осуществления организацией уставной деятельности. Возникает ли в данном случае у организации – получателя гранта доход в виде стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта?

При определении объекта обложения налогом на прибыль налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Пунктом 8 ст. 250 НК РФ установлено, что к внереализационным доходам налогоплательщика относятся доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

В статье 251 НК РФ предусмотрен перечень доходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль. Данный перечень доходов является закрытым. Согласно положениям пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде грантов отнесены к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении базы по налогу на прибыль, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования.

При этом одним из условий для отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования является их предоставление на безвозмездной и безвозвратной основах.

Соответственно, имущество, полученное в виде гранта, а также имущество, приобретенное за счет денежных средств, полученных в виде грантов, на осуществление конкретных программ, перечисленных в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, возврату не подлежит, в том числе в случае, если договор гранта ограничен определенным сроком (Письмо Минфина России от 06.10.2017 № 03-03-06/3/65440).

Соответственно, если условия, при которых полученные денежные средства или иное имущество признаются грантами, соблюдены (в частности, были использованы по целевому назначению), то у налогоплательщика не возникает дохода в виде стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта.

Вопрос

Должна ли организация учитывать для целей налогообложения прибыли грант, выделенный некоммерческой организацией (фондом) на осуществление конкретных программ в области науки, предназначенный физическому лицу (сотруднику организации), если денежные средства поступили на счет данной организации?

При определении объекта обложения налогом на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении базы по налогу на прибыль, установлены ст. 251 НК РФ. Данный перечень доходов является закрытым.

Согласно положениям пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к таким доходам отнесены доходы в виде полученных грантов.

Из приведенных норм следует, что если получателем гранта, выделенного некоммерческой организацией (фондом) на осуществление конкретных программ в области науки, является физическое лицо, то денежные средства в виде гранта, перечисленные на счет организации для указанного физического лица, не могут рассматриваться в качестве налогооблагаемого дохода организации (письма Минфина России от 12.12.2016 № 03-03-06/1/73834, от 08.12.2015 № 03-03-06/4/71724).

Отметим, если организация удерживает из средств гранта денежные средства в связи с оказанием услуг грантополучателям – физическим лицам по предоставлению им условий для выполнения научных, научно-технических проектов, то данные средства на основании ст. 249 НК РФ следует рассматривать у организации в качестве выручки от реализации услуг в общем порядке.

Вопрос

Организация получила грант, но раздельный учет доходов и расходов по этому гранту не вела. Обязательно ли в этом случае учитывать средства гранта в доходах для целей исчисления налога на прибыль?

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ средства целевого финансирования не учитываются для целей расчета налога на прибыль при выполнении всех условий, установленных указанной нормой. Одним из таких условий является обязательное ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. Если раздельный учет отсутствует, то налогоплательщик, получивший средства целевого финансирования, в том числе гранты, должен учесть их в доходах для целей исчисления налога на прибыль с даты их получения.

Вопрос

В каком разделе декларации по налогу на прибыль нужно отражать полученные гранты?

Данные о полученных грантах отражаются в декларации по налогу на прибыль[3] – в листе 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования», который включается в состав декларации согласно п. 14 ст. 250 НК РФ.

Организация выбирает соответствующие видам полученного имущества наименования и коды из приложения 3 к порядку заполнения декларации и переносит в графу 1 отчета: для грантов установлен код 010.

В отчет переносятся данные предыдущего налогового периода по полученным, но не использованным грантам, срок использования которых не истек, а также по тем, по которым не имеется срока использования. Далее в отчете приводятся данные о грантах, полученных в налоговом периоде, за который составляется отчет.

Отчет включается в состав налоговой декларации за налоговый период – календарный год. Такое требование установлено п. 14 ст. 250 НК РФ: налогоплательщики, получившие целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации.

Вопрос

Организация, получившая грант в рамках целевого финансирования, использовала часть средств не по назначению. В какой момент нужно учесть в доходах указанную сумму денежных средств?

Согласно п. 14 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.

Соответственно, средства гранта, использованные не по назначению, нужно учесть в качестве внереализационных доходов.

Если организация применяет метод начисления, то датой получения внереализационного дохода в данном случае является дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись. Такое правило применяется для доходов в виде имущества (в том числе денежных средств), названных в п. 14 и 15 ст. 250 НК РФ, в том числе грантов (пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Если организация применяет кассовый метод, то по общему правилу датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также день погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом (кассовый метод). Отдельного порядка для признания внереализационных доходов НК РФ не установлено. Соответственно, логично предположить, что при нецелевом использовании средств гранта доход признается на дату использования данных средств с нарушением условий, на которых он предоставлен. Это объясняется тем, что оснований считать указанные средства облагаемым доходом на дату получения гранта нет.

[1] «О перечне Международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов».

[2] «Об утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению».

[3] Утверждена Приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

  • налогообложение
  • субсидии государства


Начинающие предприниматели, выигравшие конкурс на получение субсидии по программе государственной поддержки в виде грантов малому бизнесу, часто сталкиваются с вопросом налогообложения полученных денежных средств. Вопросы возникают потому, что начинающего предпринимателя вводит в заблуждение сама формулировка, указываемая в договоре, предоставления субсидии. Там указывается, что это грант, и что он используется строго по целевому назначению, т.е. на возмещение затрат на приобретение основных средств. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, а в частности со статьей 251, не учитываются в составе доходов полученные гранты, как средства целевого финансирования. Исходя из этого, начинающие предприниматели решают, что полученные средства не нужно включать в налогооблагаемую базу. Как раз в этом и заключается заблуждение.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового Кодекса РФ к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.
Вот это «в том числе в виде полученных грантов» и толкает предпринимателя на то, чтобы считать эти полученные средства как необлагаемые налогом, ведь деньги же получены от государства, зачем их облагать налогами.

Однако следует разъяснить, что же такое есть грант, который может не облагаться налогами. В целях гл. 25 Налогового Кодекса РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество, предоставляемое на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления – СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.

Соответственно ни о каких субсидиях на поддержку малого бизнеса Налоговый Кодекс РФ указаний не дает, и поэтому средства получаемые предпринимателями по программам поддержки малого бизнеса облагаются налогами по полной программе, в соответствии с системой налогообложения, принятой начинающим предпринимателем. Предприниматель, получивший субсидию по программе поддержки развития малого бизнеса, обязан включить полученные средства во внереализационные доходы и уплатить с этих сумм налоги в соответствии со своей системой налогообложения. Это такая же ситуация как и с субсидиями по программе самозанятости населения.
Эта ситуация также подтверждается и официальным разъяснением Министерства Финансов РФ в письме от 12 мая 2011 г. N 03-11-11/120.

Сумма субсидии довольно приличная, и значит, сумма налога тоже может получиться не маленькая. Если предприниматель находится на обычной системе налогообложения, то и сумма налога на прибыль с 300 000 рублей получится 60 000 рублей, а ведь это живые деньги.
И помните, бесплатно в нашем государстве ничего не бывает, чуть-чуть бесплатно бывает, а чтобы полностью – никогда.

Дата публикации 25.02.2019

Сотрудник бюджетного учреждения выиграл грант Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) на выполнение научной работы. Денежные средства РФФИ для грантополучателя поступают на лицевой счет учреждения в органе Федерального казначейства. Как эти средства отразить в бухгалтерском учете? Облагается ли вознаграждение исполнителей НДФЛ и страховыми взносами?

Порядок выполнения работ по проектам, которые поддерживаются Российским фондом фундаментальных исследований, и порядок использования гранта размещены на сайте фонда http://www.rfbr.ru/rffi/ru/financial_support/o_1917171.

Практически во всех случаях, когда проект на конкурс РФФИ подают физические лица, в нем указана организация, которая предоставит условия для выполнения проекта. При этом не имеет значения, состоят исполнители проекта в трудовых отношениях с организацией или нет. Трудовые отношения у организации с получателем гранта в связи с выполнением работ по проекту не возникают. Даже если исполнители являются сотрудниками организации, работы по проекту выполняются в нерабочее время и отношения в связи с выполнением проекта между получателем гранта и организацией являются гражданско-правовыми:

    • организация является исполнителем – обеспечивает условия для выполнения проекта, производит расчеты по поручениям руководителя проекта, заключает договоры с третьими лицами;
    • получатель гранта является заказчиком работ (услуг) организации.

Трехсторонний договор получателя гранта, организации и фонда позволяет получателю гранта распорядиться денежными средствами (грантом), которые находятся на счете организации:

    • получить все денежные средства или часть на свой счет или наличными (в зависимости от возможностей организации);
    • поручить организации заключить и оплатить за счет гранта договоры на поставку оборудования, выполнение работ и оказание услуг с третьими лицами.

Денежные средства, перечисленные фондом на счет организации, являются денежными средствами получателей гранта. Только получатели гранта в лице руководителя проекта имеют право распоряжаться этими денежными средствами. Для организации это средства во временном распоряжении, которые она имеет право и обязана направлять только на цели, указанные руководителем проекта.

Согласно письмам Минфина России от 25.06.2018 № 02-06-10/43614, от 25.01.2016 № 02-07-10/2899, от 19.01.2016 № 02-07-10/1601 средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, учитываются по коду вида деятельности 3 "Средства во временном распоряжении", поскольку не являются доходами учреждения.

В соответствии с порядком применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам или доходам учреждений (в т.ч. поступление, выбытие средств во временное распоряжение), отражаются с применением статьи 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" (610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов") КОСГУ.

Статьи 730 "Увеличение прочей кредиторской задолженности", 830 "Уменьшение прочей кредиторской задолженности" КОСГУ детализированы подстатьями в зависимости от вида кредитора. В рассматриваемом случае грант – это, по сути, долг организации перед грантополучателем до тех пор, пока она не передаст эти средства получателю гранта или не израсходует их по его поручениям. Передавая грантополучателю денежные средства по его поручению, организация фактически возвращает получателю гранта принадлежащие ему средства. Какие бы цели при этом не были указаны руководителем проекта в его поручении, эта операция для организации с позиции ее отнесения к КОСГУ всегда одинакова. Такие разъяснения даны РФФИ. Поэтому полагаем, что при расчетах следует использовать подстатьи 737 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами", 837 "Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами" КОСГУ.

Поступление денежных средств во временное распоряжение бюджетного учреждения учитывается по дебету счета 3 201 11 510 и кредиту счета 3 304 01 737 (п. 135 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее – Инструкция № 174н).

Перечисления (выплаты из кассы) учреждением за счет гранта по поручению владельца денежных средств (грантополучателя) на цели, предусмотренные проектом, отражаются записями (п. 136 Инструкции № 174н):

Дебет 3 304 01 837 Кредит 3 201 11 610 – перечислены средства с лицевого счета по поручению грантополучателя;

Дебет 3 304 01 837 Кредит 3 201 34 610 – выданы из кассы наличные деньги по поручению грантополучателя.

Учреждение вправе при формировании учетной политики предусмотреть ведение учета поступления и расходования грантов (в т.ч. по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета, чтобы отчитываться перед фондом о потраченных средствах.

В силу п. 34 инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) операции по коду вида финансового обеспечения 3 не отражаются.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

В статье 217 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ. В соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в России международными, иностранными и (или) российскими организациями. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602 (далее – Перечень). В него включен и Российский фонд фундаментальных исследований.

Таким образом, если выплаты осуществляются физическим лицам – грантополучателям, они не облагаются НДФЛ в соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ. Если за счет гранта выплаты осуществляются иным физическим лицам (не грантополучателям), из них следует исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ по общему правилу. При этом расходование гранта должно соответствовать его целевому назначению (письма Минфина России от 28.03.2018 № 03-04-06/19786, от 14.08.2015 № 03-04-06/46982).

Вопрос о начислении страховых взносов на выплаты физлицам за счет гранта разъяснен в письмах Минфина России от 27.11.2018 № 03-15-06/85479, 02.11.2018 № 03-15-05/79163, от 24.07.2018 № 03-15-06/51708, от 02.03.2018 № 03-15-07/13341, от 05.04.2017 № 03-15-06/20178, № 03-15-06/20103, ФНС России от 24.07.2017 № БС-4-11/14443@. По мнению Минфина России, если организация производит выплаты физлицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг, суммы выплат (независимо от источника их финансирования, в т.ч. за счет гранта) облагаются страховыми взносами. Исключение составляют выплаты, перечисленные в ст. 422 НК РФ.

Учитывая, что согласно п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанность по начислению и уплате страховых взносов с выплат за счет гранта возникает у организации. По мнению Минфина России, страховые взносы с сумм таких выплат, осуществляемых по поручению грантополучателя, могут уплачиваться за счет гранта. Если между грантополучателем и исполнителем заключен договор гражданско-правового характера, в силу пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ суммы вознаграждения, выплачиваемые физлицам по таким договорам, не облагаются страховыми взносами, подлежащими уплате в ФСС РФ.

Если выплаты за счет гранта производятся организацией (в данном случае бюджетным учреждением) в пользу грантополучателя-физлица, которое не состоит с организацией в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, объектом обложения страховыми взносами такие суммы не признаются.

Позиция Минфина России не бесспорна. По мнению РФФИ, в отношениях организации и грантополучателя обязательств по начислению и уплате страховых вносов нет ни у одной из сторон. Организация не является заказчиком работ по проекту. Наоборот, получатель гранта является заказчиком услуг организации. Денежные средства, выдаваемые организацией по распоряжению грантополучателя для распределения между физическими лицами - участниками научного коллектива, не являются заработной платой. Фонд полагает, что выплаты страховых взносов, если они осуществляются организацией в рамках отношений, оформленных документами фонда, не могут быть признаны обоснованными. Однако такую позицию, принимая во внимание многочисленные разъясняющие письма Минфина России, учреждению с большой долей вероятности придется отстаивать в суде.

Верховный суд РФ по вопросу начисления страховых взносов на суммы выплачиваемых грантов ранее вставал на сторону организации, считая, что такие выплаты не подлежат обложению. См. например, определения Верховного Суда РФ от 18.08.2016 № 306-КГ16-10328 по делу № А06-11484/2015, от 26.03.2015 № 305-КГ15-1084 по делу № А40-19509/14. Эти определения были вынесены в период действия Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Вместе с тем, в настоящее время нормативно-правовое регулирование в отношении страховых взносов согласно гл. 34 НК РФ не претерпело существенных изменений, поэтому вероятно, суды по-прежнему будут поддерживать организации в подобных спорах.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Читайте также: