Налоги каскадный эффект это

Опубликовано: 24.04.2024

Речь идет об НДС – налоге, включаемом в цену любого товара или услуги. Узнать, какую сумму с покупки получает казна, можно по чеку, выданному магазином. Налог на добавленную стоимость (именно так расшифровываются три загадочные буквы) выделен в нем отдельной строкой.

Каков процент НДС

Что такое НДС?

Для покупателя налог на добавленную стоимость – это надбавка к цене товара, изымаемая государством. Продавец реализует товар с учетом надбавки. Часть выручки в виде налога он перечисляет в бюджет.

Однако для продавца этого объяснения недостаточно. Дело в том, что в процессе создания блага (товара или услуги) обычно участвуют несколько субъектов. Чтобы продать табуретку, вначале нужно срубить дерево, сделать из него доски, собрать при помощи гвоздей, покрасить, привезти в магазин. НДС уплачивается каждым участником цепочки:

  1. Лесозаготовительное предприятие перечислит НДС в казну при реализации бревен.
  2. Лесопилка – после продажи досок (проценты с разницы стоимости бревен и досок).
  3. Мебельная фабрика – после отправки продукции магазину (проценты с разницы стоимости досок и мебели).
  4. Грузовая компания – получив оплату за перевозку груза и т. д.

Каждый последующий производитель уменьшает сумму налога на добавленную стоимость со своей продукции на размер НДС, уплаченный предыдущими звеньями.

То есть фактически платеж рассчитывается только на ту часть стоимости, на которую увеличивается ценность блага в результате хозяйственной деятельности предпринимателя.

Другими словами, НДС – это налог, изымаемый в бюджет на всех стадиях производства продукции, работ, услуг, по мере их реализации.

Ставки НДС по России

Размер налога установлен статьей 164 Налогового Кодекса РФ. В 2018 году действуют:

  1. основная ставка — 18% на большую часть товаров и услуг;
  2. 10% — ставка для социально значимой продукции (некоторые продукты питания, детские товары, лекарства);
  3. 0% — для экспортеров, для внутренних межрегиональных перевозок.
  4. Есть операции не облагаемые НДС, но в этом случае невозможно его возмещение. Подробности по этому пункту смотрите в приведенном ниже видео.

С 1 января 2019 года планируется повышение НДС с 18 до 20 процентов . Закон об увеличении налога уже принят Государственной Думой и подписан президентом.

Формула и пример расчета налога на добавленную стоимость

Формула расчета налога:

где, S – цена без налога,

18% – действующая до 1 января 2019 года ставка НДС, используемая для большинства товаров, работ, услуг, кроме оговоренных выше.

Обозначим конечную стоимость товара вместе с налогом буквой Т.

Т = S + НДС
Т = S + S * 18/100
Т = S * 118/100

Путем простейших математических преобразований можно вывести формулу выделения НДС из суммы стоимости товара с налогом (Т):

S = Т *100 / 118
НДС = Т *100/118 * 18/100
НДС = Т *18 /118

Если ставка налога – 10%:

НДС = S *10/100
НДС = Т * 10/110

Ставки налога 18/118 и 10/110 называются расчетными.

Пример: как вычислить НДС 18% с продаж в интернет-магазине

Допустим, интернет-магазин продает рубашки по 1500 рублей (количество неважно). Поставщику он платит за продукцию по 1 тыс. рублей. Для удобства расчетов будем считать, что это цены без НДС. Ставка НДС – 18% (напомню, что с начала 2019 года она станет 20%).

Цена рубашки для конечных покупателей на сайте составит:

НДС: 1500*18/100 = 270

Сумма с НДС: 1500 +270 = 1770

Магазин заплатит оптовому продавцу:

НДС: 1000*18/100 = 180

Сумма с НДС: 1000 + 180 = 1180 руб.

Покупатель оплатит НДС в полном размере – 270 рублей. Интернет-магазин перечислит в бюджет 90 рублей (270-180). Показанный процесс называется налоговыми вычетами , и благодаря ему в некоторых случаях даже можно получить деньги из бюджета.

Дело в том, что указанные 180 рублей налога государство получит от предыдущих звеньев цепочки.

В итоге мы получаем, что 90 рублей – это и есть наш налог с увеличения стоимости рубашки именно магазином:

(1500 — 1000) *18/100 = 90

Таким образом, НДС рассчитывается только с добавленной стоимости продукта. Полная его сумма в бюджет государства поступит частями в разное время от разных участников цепочки.

Естественно, что одного примера недостаточно, но и статью расширять до бесконечности не хотелось бы. Выход есть — посмотрите это получасовой видеоролик и только что полученные вами знания твердо улягутся по своим полочкам:


Как снизить бремя НДС для своей компании

Понятно, что для снижения налога на добавленную стоимость (итогового) нужно повышать входящий НДС (который входит в платеж оптовому продавцу в нашем примере). Тогда вычитаться из суммы исходящего НДС (который входит в платеж вашего покупателя) будет большая сумма и итоговый налог снизится.

Для это есть масса способов и один из них это лизинг . Ваша компания, например, может не покупать грузовые или легковые автомобили, а брать их в лизин. По сути, это мало чем отличается от того, как если бы вы покупали эти автомобили в кредит (те же выплаты растянутые на несколько лет и процент за пользование услугой).

Но услуга лизинга включает в своей стоимости НДС , а он для вашей компании будет входящим, а значит снизит налоговое бремя. Любая лизинговая компания подробно вам распишет, сколько именно вы сэкономите на этом деле (именно это и есть их главный козырь, который делает лизинг выгодными предпринимателям с общей системой налогообложения).

Более подробно данный пример описан в этом видео (прям по полочкам разложил автор):


Вообще, при должном подходе такие вещи помогают существенно экономить, а некоторым компанию позволяют выжить в сложные для них времена. Погуглите на тему.

История появления НДС, кто и в каких странах его платит

Налог на добавленную стоимость фактически является модификацией налога с продаж , который взимался со всей выручки. Он уплачивался только с финальной коммерческой сделки. Для покупателя эти виды фискальных платежей не отличаются, представляя собой увеличение стоимости блага из-за взносов в казну.

НДС считается более прогрессивной формой налогообложения. При его расчете учитывается результат предпринимательской деятельности конкретного плательщика, в то время, как выручка – это итог работы всех звеньев цепи, участвующих в создании продукта.

Налог с продаж взимается с финальной коммерческой сделки. Однако из-за недочетов в законах может возникнуть каскадный эффект, когда одна и та же стоимость облагается несколько раз. С НДС такая ситуация минимизирована.

Для государства выгода заключается в том, что от уплаты налога на добавленную стоимость плательщику сложнее уклониться . Если один из участников цепочки не платит НДС, сумма будет получена с последующих торговцев, ибо они не смогут произвести положенные вычеты.

Впервые НДС ввела Франция в 1958 году. Протестировав систему на своей колонии Кот-д’Ивуар, французы признали опыт успешным и распространили на всю страну. В настоящее время налог применяют 137 государств.

В России НДС появился в 1992 году. Вначале его регулирование осуществлялось согласно закону «О налоге на добавленную стоимость. С 2001 года налоговые платежи вносятся в соответствии с 21 Главой НК РФ.

Интересный факт. В 2017 году более трети доходов федерального бюджета получены от взимания НДС. А вот уже без учета нефти и газа – доля этого налога в бюджетных поступлениях около 55%. Более половины всех доходов страны. Вдумайтесь!

Почему НДС нет в США?

Соединенные Штаты Америки считают себя консервативным государством. Они придерживаются политики единства налогообложения на протяжении всего периода предпринимательской деятельности. Нельзя менять условия в процессе игры – основной принцип работы правительства. Поэтому все новшества проходят со скрипом. Все попытки ввести НДС оканчивались провалом.

Также следует учитывать, что взимание НДС возможно только в централизованной налоговой системе. Оно подразумевает бумажную волокиту и большую армию чиновников, контролирующих процесс.

В США нет громоздкой централизованной системы сбора фискальных платежей. На уровне государства здесь взимается только подоходный налог, который требует меньшего администрирования. За счет высоких заработков граждан сборы казны немалые. В других странах, не имеющих высоких зарплат, формирование бюджета только прямыми налогами невозможно.

Кто же в итоге платит налог на добавленную стоимость?

Согласно Налоговому кодексу РФ плательщиками НДС являются юридические лица и предприниматели, занимающиеся коммерческой деятельностью и реализующие товары, работы, услуги на территории России. Также налог должны уплачивать лица, импортирующие товары в страну.

Однако, потребитель оплачивает продавцу стоимость продукции, работ, услуг вместе с НДС, фактически он несет бремя обложения налогом. То есть, по сути, торговец является лишь сборщиком НДС . В экономической литературе налог, сумма которого перекладывается на покупателя путем включения в продажную стоимость, называется косвенным.

Считаем на онлайн-калькуляторе разницу между 18 и 20% НДС

С 2019 года ставка НДС увеличивается с 18 до 20% . Многие люди считают, что их это не касается. Бытует мнение, что больше платить будут предприниматели, а для обычного человека ничего не изменится. На самом деле это не так. Бизнес не работает себе в убыток. Бремя налогообложения ложится на конечного потребителя, то есть на нас с вами.

На каждом этапе производства продукта продавец добавляет налог к рассчитанной стоимости и продает товар по цене, в которую включен НДС. Повышение ставок налога приводит к инфляции (что это такое?). Рассмотрим этот процесс на примере популярного гаджета.

Согласно данным ритейлеров (кто это?), самой покупаемой в России моделью айфона является iPhone SE. В интернет-магазине известной федеральной сети стоимость смартфона с памятью 32 Гб составляет 18490 руб.

Для того чтобы выделить НДС в цене товара воспользуемся онлайн-калькулятором . Таких программ много в сети, можно посчитать по любой. Для расчета в поле «Сумма» указываем общую стоимость телефона – 18490 руб. Во втором поле нужно указать ставку НДС — 18%. Она стоит по умолчанию, так как распространяется на большинство товаров и услуг и действительна для сотовых телефонов. Галочка должна стоять напротив операции «выделить НДС».

Выделить НДС 18 процентов

По окончании ввода нажимаем кнопку «Вычислить». Приложение выдаст результат расчета.

Результаты расчета

Это значит, что без налога цена продавца составляет 15 669,49 рубля. А государство получило с товара 2 820,51 рубля. Если купить один телефон, именно эта сумма должна быть выделена в кассовом чеке.

Теперь изменим ставку НДС на 20%. Такое повышение предусмотрено с 1 января 2019 года. Рассчитаем, сколько будет стоить телефон по новым правилам, если цена продавца (без НДС) не изменится.

Посчитать можно на том же калькуляторе. Только теперь операция будет называться «начислить НДС». В поле «Сумма» укажем цену смартфона без налога – 15 669,49 руб., а ставку изменим на 20%.

Выделить НДС 20 процентов

Кликнув по кнопке «Вычислить», получаем новую цену.

Результаты вычислений налога

Это значит, что при тех же равных условиях покупатели в 2019 году заплатят за iPhone SE на 313 рублей больше. Эту сумму получит бюджет России — 3133,9 рубля вместо 2820,51. Если прибыль продавца оставить неизменной, то в итоге заплатят за повышение покупатели.

Конечно, условия не могут оставаться неизменными. При повышении цен уменьшается спрос, производители снижают рентабельность (что это?), ищут пути сокращения расходов. Возможно, что часть из этой разницы будет таким образом компенсирована. В любом случае, время покажет. Осталось лишь немного подождать.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (4)

Объясните пожалуйста вот как для потребителя один момент: почему налог называется «Налог на ДОБАВЛЕННУЮ стоимость», а рассчитывается он с полной стоимости?

Не было бы логичнее если бы он рассчитывался с суммы т.н. «наценки»?

Т.е. Товар закуплен за 1000р, продан за 1100р, добавленная стоимость 100р, НДС 20р.

Хорошо хоть НДС 10% оставили без изменений, но не удивлюсь, если и его когда-нибудь поднимут. Кстати, раньше НДС уже был 20%, потом снизили до 18%, теперь обратно 20 вернули, это называется — ходить по кругу.

Павел: ну, налог то совсем молодой (двадцать восемь лет прошло только с его появления). Думаю, что еще будет корректировки.

НДС даже запрашивается на балансе мобильного пополнения. % там очень низкий, я его даже не замечала особо никогда.

Ярослав Романчук


фото Photoxpress

Что общего между Дмитрием Медведевым, Юлией Тимошенко и Джорджем Бушем — младшим? Все они в разное время и по разным причинам были и остаются критиками налога на добавленную стоимость (НДС). Изобретение социалистов середины XX века было призвано добавить в экономику справедливости. Хочешь обогатиться, добавлять большую маржу к цене товара — плати больше налогов. Прогрессивность внутри самого налога плюс прогрессивность самих ставок делают этот налог идеальным инструментом в руках распорядителей чужого, то есть политиков и чиновников.

Врожденные дефекты НДС

Издержки и искажения, которые приносит НДС, гораздо больше издержек администрирования и уплаты любых других налогов. Как и любая модель системного равновесия или оптимального распределения, НДС не учитывает мотивацию плательщиков, администраторов и политиков, а также издержки регулирования и непреднамеренных последствий. Когда определенный объем ресурсов забирается у одних, чтобы передать другим под неизменно благовидным предлогом, схема быстро становится источником нерыночного обогащения и дискриминации.

Чтобы определить значимость НДС, нужно сравнить полные издержки на его уплату и администрирование, в том числе коррупционную составляющую, с доходами бюджета, а затем сделать то же самое с его прямым конкурентом — налогом с розничных продаж товаров и услуг. В России поступления по НДС составляют около 6% ВВП, или 16% всех доходов бюджетной системы. ВВП России в 2011 году составил $1850 млрд, в 2012 году прогнозируется на уровне $1920 млрд. Это значит, что оценочно бюджет России в 2012 году получит от НДС $115 млрд. Сумма вычетов при расчете НДС составляет более 90%. При этом совокупные издержки бизнеса и государства от этого налога превышают сумму, поступающую в бюджет.

НДС — один из самых сложных для расчета налог. Он требует от бизнеса больших затрат (бухгалтерия, правовая база, сбор документов, время руководителей, программное обеспечение и т. д.). Оценочно эти расходы составляют

0,8% ВВП. Государство также тратит немало ресурсов на сбор НДС, налоговые проверки, обработку запросов на возврат НДС и т. д. Это людские ресурсы, офисы, транспортные и другие расходы. Оценочно они составляют 0,2% ВВП.

Даже законопослушные европейцы признают, что НДС — один из самых популярных инструментов мошенников и казнокрадов. Лжеэкспорт, фирмы-однодневки, даже целые финансовые структуры создаются под то, чтобы выманивать деньги из бюджета. Возврат НДС стал не только устойчивым бизнесом для незаконопослушных граждан, но и инструментом развращения чиновников. В России же суммарные потери от мошеннических схем, коррупции и злоупотреблений с этим налогом, включая затраты государства на выполнение контрольных функций, отвлечение экономических ресурсов страны на организацию коррупционных схем с НДС, составляют около 6,5% ВВП.

Теоретики НДС заверяют в его нейтральности. На самом деле это один из самых мощных исказителей структуры экономики и системы стимулов для компаний. У него нет единой «плоской» ставки. Импорт дискриминируется по сравнению с экспортом. Выделяются отдельные, «социально значимые» товары. Искажение происходит в том числе по скорости и порядку администрирования и возврата. Большой бизнес, обладающий мощным финансовым и административным ресурсом, не имеет проблем с возвратом НДС, в то время как малый дискриминируется государством. Чиновники заглушают сигналы рынка о совершении производственных и инвестиционных ошибок. Потом перед лицом рецессии распорядители чужого направляют миллиарды долларов на поддержку проблемных секторов под прикрытием так называемых антикризисных мер.

Сторонники НДС в поддержку этого налога представляют усеченный баланс издержек и выгод. Они делают вывод о безальтернативности НДС для России, ссылаясь на объем поступлений, европейский опыт, а также на постоянное улучшение качества администрирования налога.

Но если посмотреть на подробный расклад плюсов и минусов НДС и налога с продаж, легко убедиться, что НДС, обеспечивая доходы бюджета в 6% ВВП, приносит экономике издержки на 10,5% ВВП — и это при весьма консервативной оценке.

Достоинства налога с продаж

Большинство аргументов против налога с продаж к природе этого налога и к той институциональной и правовой среде, в которой он должен работать, не имеет никакого отношения. Аргумент «в России уже был налог с продаж, и он показал свою низкую эффективность» несостоятелен. Этот налог был не вместо, а вместе с НДС и другими налогами, которые толкали коммерческие организации в тень, к сокрытию реального оборота. Когда государство забирает более половины валовой прибыли, естественно, налогоплательщики будут уклоняться от уплаты налогов. Платить взятки проверяющим за игнорирование формальных нарушений дешевле, чем платить все налоги.

Второй аргумент против налога с продаж — «каскадный эффект». Мол, налоговая база уже будет включать другие налоги. Получится удорожание товаров и услуг, а если вводить разного рода исключения, то получится тот же самое, если не хуже, что с НДС. В предлагаемой налоговой системе каскадный эффект минимален. Более того, его гораздо меньше, чем в сегодняшней системе.

Максимальную пользу налог с продаж приносит при следующих условиях:

Во-первых, никакого «соседства» с НДС;

Во-вторых, одновременно с введением налога с продаж отменяется налог на прибыль юридических лиц;

В-третьих, одна плоская ставка на все товары и услуги в рознице без исключений;

В-четвертых, ликвидация всех тех налогов и сборов, которые уплачивают коммерческие организации, не работающие на уровне розницы (налог на недвижимость, землю, экологический и т. д.). В налоговой системе остаются акцизы на производителей алкоголя, табака, металлов, топливных и энергетических товаров (вместо налога на добычу полезных ископаемых). Сбор этих налогов максимально простой, поскольку производителей таких товаров и услуг относительно мало. Второй налог, который будут платить все физические лица на все формы дохода, это единый солидарный налог по плоской шкале (от 10% до 15%). Его будут автоматически начислять и уплачивать у источника дохода (работодатели). Этот налог заменяет налог на доходы физических лиц и страховые взносы.

В-пятых, вместо многочисленных ставок таможенных пошлин вводится единая плоская ставка на импорт всех товаров и услуг (от 2% до 5%).

В-шестых, введение жестких штрафов за уклонение от уплаты налога с продаж. Контролировать уплату одного налога с понятной налоговой базы гораздо легче, чем наводить порядок в существующей системе.

Аксиоматично, что все налоги платят конечные потребители. Предлагаемая система исходит именно из этого постулата. В ней налог с продаж становится центральным элементом.

Основания для обвинений в каскадности отпадут, поскольку будут отменены многие налоги, которые включаются в цену. Можно будет не опасаться подорожания товаров. Причиной инфляции является мягкая денежная политика Центрального банка и монополистические практики правительства, а не изменение структуры цен и места уплаты налогов. Более того, из-за значительного сокращения издержек производителей, выхода из тени розничного оборота (невыгодно будет уходить от налогов, а мотивация платить будет резко усилена) легальный товарооборот резко увеличится.

Заметно сократятся издержки бизнеса по уплате налогов, которые сейчас достигают 15% оборота. Платить единый солидарный налог с начисленной зарплаты будут все физические лица. Даже издержки коммерческих организаций, работающих в рознице, будут минимальными благодаря единой ставке на все без исключения товары и услуги.

Появятся условия для ликвидации структурных искажений экономики, дискриминации по секторам экономики, размеру компаний, наличию административного ресурса. Большая часть налогов будет собираться как раз в том месте, где их платят потребители. Розничный оборот товаров и услуг был, есть и будет. Объем налоговых поступлений будет в гораздо меньшей степени зависеть от внешней конъюнктуры на нефть и газ.

При этом сырьевые компании будут платить только акцизы. Исчезнет дискриминация поставок на внутренний рынок по сравнению с экспортом. Размер акцизов согласовать легче и дешевле, чем сохранять существующую систему налогового фаворитизма для отдельных компаний и секторов.

Новый инновационный налоговый режим приведет к резкому снижению коррупции. С отменой НДС и налога на прибыль ликвидируется львиная доля оснований для возникновения коррупционных сделок. С уходом от уплаты налога с розничных продаж и услуг будет бороться значительно легче ввиду прозрачной, однозначно трактуемой налоговой базы и единой для всех налоговой ставки. Только экономия от ликвидации большого количества коррупционных схем и издержек выполнения налоговых обязательств бизнесом превысит $300 млрд.

Выбор ставки налога с продаж

Расходы органов госуправления в России в 2011 году составили 36,8% ВВП, в 2012-м — 37,3% ВВП. Это очень большой объем для нерыночного сектора. Для выполнения базовых функций государства и социальных обязательств, в первую очередь пенсионных, размер совокупных госрасходов должен быть максимум 25-28% ВВП. Для справки: в Сингапуре и Гонконге — меньше 20% ВВП, в Чили и Южной Корее — меньше 25% ВВП. Доходы органов госуправления при бездефицитном бюджете в инновационной налоговой системе с налогом с продаж в виде центрального элемента должны были быть на уровне $480 млрд.

Розничный оборот товаров и услуг в 2012 году в рамках существующей налоговой системы оценивается примерно в $850 млрд. Включение финансовых услуг под действие данного налога и выход из тени до 30% розничного товарооборота расширяет налогооблагаемую базу до $1400 млрд. Ставка налога с розничных продаж 18% дает нам поступления в объеме $252 млрд. Это почти 53% от суммы всех необходимых государственных доходов. Это гораздо больше, чем сегодня собирается от НДС, налога на прибыль и более мелких налогов. Остальную сумму доходов бюджета будут формировать акцизы, единый солидарный налог и «плоская» импортная пошлина. После становления новой налоговой системы, очищения экономики и органов госуправления от налоговой коррупции и мошеннических схем ставки налога с продаж можно будет снизить до 13-15%.

Таково комплексное предложение по введению в России налога с продаж вместо НДС. Если Дмитрий Медведев хочет найти альтернативу действующей налоговой системы с центральным элементом в виде НДС, ему нужно представить реальный план, а не механическую замену одного налога (НДС) на другой (налог с продаж). Сегодня Запад (ЕС и США) балансируют на грани кризиса в том числе и потому, что имеют очень некачественную налоговую систему. Россия не должна копировать неработающие модели и институты Запада. Ей нужна своя, инновационная модель. Основные ее контуры и положения я здесь описал.

Аргументы типа «правительство России не готово на радикальные налоговые реформы» или «бизнес не поддерживает» несостоятельны. Сначала нужно представить новую налоговую систему, объяснить ее суть, обсудить административные, фискальные и правовые аспекты, а потом делать вывод.

16 июля 2014 г. 08:51

Юрист, партия «Спільна дія»

Спросили недавно мое мнение об идее Балашова 5.10. Я же налоговый юрист, должен понимать. Спрашивали? Отвечаю.

5% – это ставка налога с оборота (с продажи), которым Балашов предлагает заменить все прочие налоги. 10% он предлагает брать с доходов граждан. Оставим пока десять как не особо интересное. Рассмотрим 5%.

Автор идеи предлагает платить 5% от суммы любой продажи (товара, услуги). 5% отсчитываются от всей суммы, которую покупатель платит, а продавец получает. Сколько продавец потратил, чтобы всю эту сумму от покупателя получить, Балашов не учитывает. Вот я как адвокат проконсультировал клиента, и получил за свою услугу 100 гривен. Уплатил 5 гривен балашовского налога. Ощутил прилив счастья – 95 гривен чистыми у меня в кармане. .

Мой друг продает на рынке овощи. Купил на оптовом товара на 50 гривен, привез на машине на рынок, где торгует: 5 гривен на бензин, ТО для автомобиля, стоянку платную, еще 5 уплатил на рынке за место, купил пакетиков, еще там на что-то на 10 гривен (допустим, зарплату продавцу). Продал купленный товар за 100, уплатил балашовского налога 5. Что там в кармане зашуршало? 100–50–5–5–10–5=25. Всего осталось 25 гривен. Чистая прибыль 30, и с нее отдал налога 5, а бессовестный адвокат с прибыли в 100 уплатил те же 5.

Где же справедливость? Хотя какая тут справедливость, если жадный спекулянт рыночный сделал наценку 100%, то есть в 2 раза (помните, купил овощи за 50, а продал за сто)? Те, кто в теме, конечно, знают, что такая сказочная 100% торговая наценка – редкость. Обычные торговые накрутки ниже. А затрат у продавцов намного больше.

Выходит, что применение такого якобы низкого 5-процентного налога для бизнеса, который предполагает затраты, – это просто катастрофа, а для тех, кто продает нематериальные услуги, этот налог – что-то не заметное.

Мне, конечно, как консультанту, 5% налога с оборота нравится. А вот понравится ли он владельцу большого завода, где есть затраты на покупку сырья, газа, электроэнергии, зарплату трудовому коллективу и прочие многочисленные расходы? Или же мелкооптовому торговцу, у которого наценка на товар не превышает 10%? В этом случае он отдаст половину от всей выручки, а его затраты никого не волнуют. При этом, на обычной системе налогообложения, которая сейчас действует в Украине, предприятие платит налог по ставке 18% от чистой прибыли (примитивно, чистая прибыль – это валовая выручка минус затраты). К примеру, если предприятие получило 100 гривен дохода, 90 ушло на затраты, а 10 – это чистая прибыль, то сумма налога на прибыль составляет всего 1,8 гривен.

Особо продвинутые напомнят мне за НДС, который, видите ли, вымывает оборотные средства у бизнеса, и платится вдобавок к налогу на прибыль. Да, есть еще и НДС, но даже он гораздо гуманнее, чем пропагандируемый балашовский бред. Хотите простой расчет, сколько предприятие платит НДС? Давайте, запросто поясню.

Ставка НДС составляет 20%, но при этом из суммы к оплате вычитается НДС, который начислен поставщиками. Выглядит это так: завод продает мыло по цене 120 за единицу. НДС, как вы можете увидеть в кассовом чеке, – 20 гривен, но при этом завод купил соду и жир, из которых это мыло сварено. Соды куплено на 60 гривен, жира – на 30. Всего приобретено сырья на 90, включая НДС. В этих 90 гривнах есть и 15 гривен "входного" НДС (смотрите на чек поставщика), которые уменьшают сумму НДС, которые завод обязан уплатить государству. Выходит, что из 20 гривен начисленного продавцом мыла НДС вычитается 15, которые он уплатил поставщикам, а сам производитель мыла уплатит в бюджет всего 5 гривен НДС от 120, вырученных за весь товар. Бремя налога несет счастливый, чисто вымытый покупатель мыла, так как продавец просто добавляет 20% к продажной цене.

При этом суммы НДС никак не учитываются в расчете налогооблагаемой прибыли. Ставка налога на прибыль сейчас 18%. Сумма прибыли в рассматриваемой операции 120-20-90=10 гривен. Следовательно, налог на прибыль составит все те же 1,8 гривен. Конечно, и эта сумма НДС в 5 гривен не мала, и я тоже считаю, что ставка НДС 20% чрезмерно велика для нашей экономики. Но этот налог – почти единственный, от которого невозможно уклониться хитросделанному украинцу, и при этом он экономически целесообразен и справедлив, в отличие об балашовской уравниловки. Ведь НДС взимается только от реальной наценки, а не от общей выручки.

Об уклонении от налогов я напишу отдельно, а пока я хочу разгромить дотла антиэкономическую балашовскую чушь про 5.10.

Балашов предлагает облагать налогом в 5% каждую операцию по продаже. Представим себе высокотехнологический бизнес, производство сложной техники с системой многоступенчатой кооперации, когда у предприятия, которое осуществляет окончательную сборку товара, есть много поставщиков, а у тех – свои поставщики, и далее по цепочке. То же производство автомобилей, например. Здесь огромное число продаж сырья и комплектующих – производство резины для шин, проводов для электрики, сырья для производства металла для корпуса и деталей (руда, кокс), прокат, химические компоненты и составляющие для краски, текстильное сырье для салона и многое другое. Все это поступает на автозавод через несколько продаж, каждая из которых будет автоматически повышать цену на 5%. Представляете себе, сколько на выходе будет стоить автомобиль?!

Экономисты называют это каскадным эффектом налога с оборота. Само собой, ничего хорошего это не несет. Создать полный и замкнутый цикл производства на одном предприятии – невероятно, поскольку это требует невозможного сосредоточения разнообразных производств в одном месте (от коксохимии и лакокрасок до текстильного производства и пластмассового литья).

Для полноты картины следует сказать, что этот налог с оборота не нашел своего массового применения. Более или менее он использовался в СССР после Второй мировой войны. Думаю, что это не самый лучший пример для подражания, тем более что экономика СССР была не рыночная, и налогообложение, то есть отнимание государством денег у государственных предприятий, было не более, чем перекладыванием денег из одного кармана в другой.

Надеюсь, я доступно изложил. Именно по всем этим причинам никто из образованных людей не воспринимает всерьез это "движение 5.10". А для необразованных оно вообще не понятно.

Глядя на грустную картину теневой украинской экономики, можно предположить, что ступенькой к цивилизованной уплате налогов, в процессе реформирования налоговой системы, можно рассмотреть применение налога с оборота (налога с продаж). Но только как временную меру и только на переходный период, чтобы приучить население к обязательности уплаты налогов и к их неизбежности. Налог с оборота действительно неизбежный, так как его придется платить в любом случае, если деньги прошли по банковскому счету.

НДС тут проигрывает по той причине, что в нем есть еще и коррупционная составляющая. При экспорте (вывозе сырья или товаров за границу) украинские плательщики НДС получают от государства возмещение НДС, который они уплатили своим поставщикам. Такая вот особенность этого налога. Если мыло едет на экспорт по цене 120 долларов за ящик, 20 долларов, которые изготовитель мыла уплатил в цене купленных жира и соды, бюджет должен вернуть.

Учитывая тот факт, что Украина экспортирует огромные объемы металла и кое-что другое, возврату подлежит совсем немалая сумма, которая часто коррупционным путем еще искусственно завышается. Думаю, что вы уже и сами знаете, что для получения сумм возмещения НДС, нужно кому надо хорошо занести.

Налог с продажи лишен этого недостатка. Но его нужно очень аккуратно применять. Должна быть маленькая ставка: не более 1-3%, а для отдельных видов деятельности и того меньше. Ставка налога с продажи должна быть дифференцирована для разных отраслей, в зависимости от уровня затратности. А некоторые продажи сырьевого сегмента и продажи, предназначенные для многоступенчатой кооперации, должны быть вообще освобождены от этого налога. Большая его часть должна взиматься уже с готовой продукции, чтобы именно розничные продажи приносили наибольшие суммы бюджетных поступлений от налога с оборота.

Экономисты должны тщательно рассчитать полезные правила для налога с продаж, поскольку на самом деле у нас такой налог уже давно существует. Имеется в виду так называемый единый налог в системе упрощенного налогообложения. Немало украинских предприятий и предпринимателей давно уже и весьма успешно платят 5% с оборота и считают это вполне для себя приемлемым. Такая система, действительно, очень проста и почти не оставляет места для ошибок и злоупотреблений через двоякое толкование.

А напоследок я скажу, что в процессе унификации законодательства с ЕС нам придется приближаться к европейским принципам налогообложения. Это значит, что НДС таки будет, а упрощенная система – нет.

Подписывайтесь на новости “Киев V ласть” в Facebook

Почему НДС гробит экономику России

Каждый из нас совершает покупки, но мало кто задумывается, что, покупая что-либо, мы платим НДС (налог на добавленную стоимость). Да, именно мы платим НДС, хотя многие думают, что это делают организации. Организации всего лишь агенты, их задача удержать НДС и перечислить его в бюджет.


Ставка налога составляет 18%. А это означает, что с любой покупки мы с вами отдаем государству 18 %! (ставка может быть и 10 % по некоторым товарным группам) своих кровно заработанных средств. Практически невозможно встретить людей, которые бы не слышали, что такое НДС или, в крайнем случае, не видели. Когда вам выдают кассовый чек в магазине или на заправке, когда вы платите за электричество или коммунальные услуги то, как правило, там всегда есть надпись «в том числе НДС». А тем, кто ездит за границу, хорошо знакома система "TAX FREE" , когда российские туристы имеют право на возврат части НДС с покупок, которые они вывозят из иностранных государств.

И тут невольно нужно обратить внимание на то, что кроме зарплатных налогов, составляющих примерно 45% от вашего заработка, вы еще отдаете 18% со всего, что покупаете. Без покупок в современном мире вряд ли обойдёшься.

НДС – это значимая часть бюджета любой семьи, любого гражданина России. Его платят все, и дети, и бабушки, когда покупают конфеты или лекарства. Система уплаты НДС закамуфлирована и сложна, и то, что вы видите в чеке, это лишь небольшая часть громадного айсберга, где все остальное скрыто под толщью темных вод. Но об этом наши граждане даже и не задумываются. Вернее им не дают такого шанса, так как разобраться без специальной подготовки с НДС невозможно.

Думать, что это случайность, является глубоким заблуждением. Кто же отдаст на волю случая практически половину налогового бюджета РФ? В 2011 году поступления от НДС составили 39%, а в 2012 году - 36,5% от всех налоговых поступлений.

Я не утверждаю, что НДС, как и любой налог, это зло. Однако, понимая скрытые причины странного существования самого запутанного налога, приходишь к удивительному выводу, что наличие НДС никогда и ни при каких условиях не даст развиваться российской экономике.

Откуда взялся НДС и что это такое?


Изобретателем налога на добавленную стоимость считается немец Вильгельм фон Сименсон. Новый налог назывался «Veredelte Umsatzsteuer» - «облагороженный налог с оборота». Была лишь небольшая проблема - каждая перепродажа товара увеличивала сумму налога и цену этого товара, вызывая«каскадный эффект

Чтобы его устранить, в 1948 году Франция ввела систему раздельных платежей: каждая компания, реализовавшая товар и заплатившая налог, могла принять к вычету налог, уплаченный поставщику при приобретении этого товара.
Откуда взялся НДС и что это такое?

В современном виде налог на добавленную стоимость появился во Франции 10 апреля 1954 года. Внедрил его французский финансист Морис Лоре (директор по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции).


НДС начисляется на всех этапах производства продукции, поэтому налоговое бремя ложится на всех участников цепочки. Но в отличие от налога с продаж (оборота), при котором налоговое бремя также ложится на всех участников цепочки, происходит зачет налогов: налога, который покупатель компенсирует продавцу при покупке его товара, и налога, который покупатель платит, являясь уже продавцом своего товара.

Очевидно, что такой налог, в отличие от налога с продаж, от которого трудно уклониться и, поощряет спекуляцию, а также коррупцию, так как сложность процедуры начисления налога используется налоговыми органами для давления на бизнес.

«Каскадный эффект» налога с продаж – это всего лишь маленький недочёт, который можно даже не заметить по сравнению с процедурой возмещения НДС и теми проблемами, которые сваливаются на бизнес и налоговую службу.

Прежде чем ввести новый налог на территории Франции, налог «проверяли на жизнеспособность» на территории французской колонии в африканском государстве Кот-д`Ивуар до 1968 года, и только после того, как опыт был признан удачным, ввели во Франции. В чем удача, история умалчивает, так как ее в упор не видели аж целых 20 лет.

Очень важно помнить, что было перед 1968 годом во Франции. А было вот что. В 1967 году де Голль решил поменять американские доллары, которые были обеспечены золотом, на золото и вывез несколько десятков тонн этого металла из США. И вот, по странному совпадению, уже в мае 1968 года случилась стихийная студенческая «оранжевая революция». Все золото было вывезено обратно в США так же, как это было во время развала СССР.

А на проигравшей территории были приняты законы, якобы положительно влияющие на экономический рост страны. И с этого момента НДС зашагал по миру! Уже в 70-е года он распространился практически во всех европейских странах, и к 1982 году налог с продаж навсегда покинул Европу. Но только не в самих США, где вместо него до сих пор действует налог с продаж по ставке от 3 % до 15 %.

А чтобы НДС не покинул нас, он всячески поддерживается различными негосударственными и, конечно, независимыми международными организациями. В частности, в 2011 году Международная Налоговая Ассоциация (International Fiscal Assosiation) объявила приз имени Мориса Лоре за исследования в области косвенного налога.

Зачем, скажите, пожалуйста, Франции нужно было вводить налог, который будет поощрять коррупцию, усложнять процедуру сбора налога, уменьшать ее в физической величине и плодить тысячи налоговых схем ухода от налога?

НДС – это одно из наказаний, которое постигло Францию за удар в самое уязвимое место США, «ахиллесову пяту» доллара.


Современный НДС в России
В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», а с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.


В России НДС был введен правительством Валентина Павлова, того самого Павлова, который в 1991 году публично заверял население, что денежной реформы проводиться не будет, и практически на следующий день подписал распоряжение об изъятии банкнот в 50 и 100 рублей и замену их на купюры нового образца. При его правлении с 1 января 1990 года на всей территории Советского Союза действовал налог с продаж, который по методологии был близок НДС.


А в 1992 году правительством Егора Гайдара был принят закон «О налоге на добавленную стоимость». Из книги Егора Гайдара: «Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998–2002.» М.: Дело, 2003. «Принятые в 1991 г. законы были подготовлены в течение всего нескольких месяцев и потому не отличались глубиной проработки, а их юридическая доработка производилась, по существу, уже после принятия законов до их официального опубликования. Сформированная в конце 1991 г. налоговая система во многом напоминала налоговые системы Франции и Италии».


Что мы имеем сейчас?

1. Благодаря введению НДС мелкий бизнес отстранили от больших денег. Все крупные предприятия отказываются работать с теми, кто находится на специальных налоговых режимах или не является плательщиком НДС. НДС сделал мелкий бизнес неконкурентоспособным.

2. Проблема возмещения налога. Кроме того, что возместить из бюджета крайне сложно, для этого нужно подготовить соответствующей пакет документов. Он является, можно сказать, одним из источников вымывания денег из бюджета и коррупционной составляющей, настоящее «хлебное место». Чего стоит только дело Ольги Степановой, руководителя ИФНС по Москве № 28, известной по скандалу с незаконным возмещением НДС с миллиардными суммами (по информации в прессе речь идет около 80 млрд. рублей). И это только один случай. Все известные дела по НДС редко бывают меньше десятка миллиона рублей и приводят к мысли о «параллельном коррупционном бюджете» России.

3. Запрещая возмещать НДС из бюджета различными способами, налоговая служба теряет из бюджета миллиардные суммы. «Россия недополучила в бюджет почти 6,5 млрд рублей за 2010-2012 годы в связи с несовершенством системы возмещения налога на добавленную стоимость (НДС)», - сообщает Счетная палата России. «Недостатки администрирования возмещения НДС ведут к росту расходов федерального бюджета на выплату процентов за несвоевременный возврат НДС (прямых потерь), сумма которых составила на 1 января 2011 года 2,82 млрд. рублей, на 1 января 2012 года - 2,22 млрд. рублей, на 1 ноября 2012 года - 1,42 млрд. рублей», — говорится в сообщении на сайте ведомства. Хочу обратит внимание, что общая сумма собранного НДС в 2012 году составила 1 886 млрд. рублей. Вот где резервы!

Самое важное, что они это заявляют официально и на полном серьезе, нарушая Конституцию РФ и права граждан, тем самым подрывая доверие к власти.

Что требовать от руководителя налоговой службы, Михаила Мишустина, он всего лишь солдат, он должен заполнить бюджет. Вот что он говорит: "Объем возмещений может создать трудности для исполнения бюджета. Компании создают добавленную стоимость, то есть строят инвестиционные объекты в течение нескольких лет, а предъявление к возмещению производится в течение одного месяца. Если все придут одновременно и предъявят вычет, что случится? Кассовый разрыв. Для решения проблемы ФНС предлагает обязать компании заранее уведомлять налоговую службу о планах по заявлению на возмещение." По его словам, налоговое ведомство в рамках своих полномочий по администрированию налогов уже координирует такие планы компаний с представителями государства в советах директоров.

"У нас сейчас налоговая служба будет выстраивать целую систему, препятствующую неправомерному возмещению налога на добавленную стоимость", - сказал Министр финансов РФ Антон Силуанов, в недавнем своем выступлении. «Во всем мире НДС признан более эффективным налогом, чем налог с продаж. С другой стороны, мы уже знаем, как работать с уклонением от уплаты этого налога, с неправильным возмещением налога на добавленную стоимость", - отметил он (информация взята с сайта Минфина РФ).

В каком мире? В США, в Австралии нет НДС! Если он имеет в виду Запад, то эффективность в экономике вовсе не связаны с налоговой системой, сверх трудолюбием или демократическим устройством Европы, а напрямую связаны с перераспределением мировых ресурсов, доходов других стран и народов в их пользу, НДС тут ни причем.

Надо так и сказать, вернее признать, что пока мы слабы, налоговый кодекс РФ написан не нами, а победителем в последней холодной войне стала США. И мы не сможем отменить НДС, вернее нам никто не даст этого сделать.

А пока будет НДС, будет все то, что написано сверху. Пока нам остается только разрабатывать различные методы администрирования, ужесточать их, увеличивать штат налоговой (ошибочка, сейчас деньги идут на "эффективное" программное обеспечение, а налоговиков пытаются сократить), говорить, что нам известны схемы оптимизации налогов, ловить коррупционеров. А с коррупционерами проблем не будет, НДС - будет исправно их поставлять.

Это будет хотя бы честно перед налогоплательщиками! И будут объяснимы, казалось бы нелепые и противоречащие законам, на первый взгляд, действия Минфина вместе с Налоговой службой. Так бы и сказали: Собирать налоги по современному налоговому кодексу честно - невозможно, а деньги нужны, поэтому собирать мы их будем "по понятиям . "

Что такое каскадный налог?

Каскадный налог или каскадный налог относится к системе, которая взимает налоги с продаж на продукты на каждом последующем этапе цепочки поставок от сырья до покупки потребителями. Каждый покупатель в цепочке поставок платит цену, основанную на его стоимости, включая предыдущие налоги или налоги, которые были начислены.

Ключевые выводы

  • Каскадный налог взимается повторно на каждом этапе продвижения продукта по цепочке поставок.
  • Каскадный налог приводит к завышению цены продукта из-за совокупного воздействия налогов на налоги. Это приводит к тому, что реальная ставка налога выше официальной.
  • Альтернативы каскадному налогу включают налог на добавленную стоимость или налог на товары и услуги.

Понимание каскадного налога

Каскадный налог – это, по сути, налог поверх налога. Каскадный налог имеет сложный эффект, когда продукты, которые имеют несколько этапов производства, облагаются все большим и большим налогом по мере продвижения по цепочке поставок к конечному пользователю. Это приводит к тому, что реальный налог с продаж превышает официальную ставку налога с продаж.

В целом, страны с каскадными налогами могут бороться за сохранение конкурентоспособности на внешних рынках. Это связано с тем, что такая налоговая система приводит к росту цен по сравнению с ценами международных конкурентов.

Пример того, как работает каскадный налог

Например, рассмотрим бизнес по производству подарочной упаковки. Все начинается с дерева, которое срубают и продают бумажной фабрике. Завод измельчает древесину, выравнивает ее, сушит и разрезает на листы и рулоны. Эти рулоны закупает компания, которая разрабатывает и печатает модную бумагу большими партиями и продает их оптом. Затем оптовый торговец продает его в розничные магазины по всей стране для продажи в отдельных рулонах. В конце концов, это покупает потребитель.

Каждая из этих передач права собственности является налогооблагаемой транзакцией, и каждая транзакция включает налог с продаж. Общая стоимость транзакции основана на совокупных коммерческих расходах, включая сумму всех налогов, взимаемых за каждую предыдущую транзакцию.

Как каскадные налоги складываются

Как уже упоминалось, каскадный налог имеет комплексный эффект, который создает более высокие налоговые поступления, чем одноэтапный налог. Это то же математическое сложение, которое мы видим при инвестировании, но на самом деле этот тип в конечном итоге вредит потребителю.

Например, предположим, что правительство взимает каскадный налог в размере 2% со всех произведенных и распространенных товаров. Компания продает каменную плиту за 1000 долларов по цене с учетом налогов в размере 1020 долларов (1000 долларов + 2%) художнику. Художник создает скульптуру. Он надеется получить прибыль в размере 2000 долларов от продажи его арт-дилеру. Это означает, что арт-дилер заплатит 3020 долларов плюс налог с продаж, в результате чего стоимость составит 3080 долларов (3020 долларов + налог 2%). Арт-дилер хочет заработать 5000 долларов за скульптуру, поэтому цена в художественной галерее составляет 8 080 долларов плюс налог с продаж, на общую сумму 8 242 доллара.

В итоге правительство собрало налоги в размере 20 + 60 + 162 доллара = 242 доллара, что на самом деле является эффективной налоговой ставкой 242 доллара / 8000 долларов, или 3,025%.

Альтернативы каскадному налогу

Основной альтернативой каскадному налогу является одноэтапный налог, такой как налог на добавленную стоимость (НДС), также называемый налогом на товары и услуги (GST). Это налог, который взимается только с той стоимости, которую последний продавец добавил к продукту. Таким образом, налог основан не на полной стоимости продукта, а на стоимости, которая была добавлена ​​к нему последним бизнесом в цепочке.

Чистый результат налога на добавленную стоимость – более низкие общие налоги, чем сопоставимые ставки, взимаемые в каскадной системе. Налог на добавленную стоимость не увеличивает стоимость готовой продукции.

Около 160 стран используют систему налога на добавленную стоимость.В частности, страны-члены Европейского Союза взимают налог на добавленную стоимость.По состоянию на 2021 год этот налог составлял минимум 15%, и странам-членам разрешалось добавлять к нему.

Противники НДС утверждают, что это регрессивный налог, который ложится тяжелым бременем на население с низкими доходами. Некоторые страны попытались отреагировать на эту критику, исключив покупку товаров, которые считаются необходимыми, таких как покупка продуктовых магазинов и аптек.

Как работает налог GST

Когда страна вводит налог GST, а не налог на добавленную стоимость, она объединяет несколько налогов в один единый налог. Сюда могут входить центральные налоги, такие как налог с продаж, акцизный налог и налог на услуги, а также налоги на уровне штата, такие как налог на развлечения, входной налог, трансферный налог и налог на роскошь. Они становятся единым налогом.

Таким образом, когда продукт продается, каждый продавец в цепочке поставок может вычесть уплаченный налог из собранных налогов и перечислить его правительству.Независимо от того, сколько раз товар переходил из рук в руки, конечный потребитель платит полную налоговую ставку, но не кратную ей.В Канаде есть налоги GST, а в Мексике – НДС.

Налоговые методы в США

В Соединенных Штатах нет федерального налога с продаж. Налоги с продаж взимаются штатами по ставкам, устанавливаемым ими индивидуально. Они также могут быть введены городами, которые могут взимать 1% или 2% сверх государственной ставки на некоторые или все приобретенные товары.

Краткий обзор

Покупатель в Делавэре не будет платить налог с авокадо из Калифорнии, но авокадо, возможно, неоднократно облагался налогом во время своего путешествия от фермы к оптовику и супермаркету.

Законы штата также определяют детали. Штат может взимать налог с продаж с одежды, но не с продуктов питания, за исключением конфет, жевательной резинки или сладких напитков.

В пяти штатах нет налога с продаж.По состоянию на февраль 2021 года это Аляска, Орегон, Делавэр, Монтана и Нью-Гэмпшир.Самый высокий налог с продаж штата взимался в Калифорнии – 7,25%, хотя Индиана, Миссисипи, Род-Айленд и Теннесси были рядом с 7% -ными ставками.  Если принять во внимание местные налоги, комбинированные налоги с продаж в большинстве штатов будут выше, чем налог на уровне штата.

Конечным результатом является то, что покупатель в Делавэре не будет платить налог с продаж при покупке авокадо в Калифорнии, но цена авокадо может отражать повторяющиеся транзакции с налогом с продаж во время его пути от фермы к оптовому продавцу в супермаркет.

Читайте также: