Объект налогообложения считается выбывшим не позднее

Опубликовано: 03.05.2024

Новая редакция Ст. 366 НК РФ

1. Объектами налогообложения признаются:

2) игровой автомат;

3) процессинговый центр букмекерской конторы;

4) процессинговый центр тотализатора;

5) процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора;

6) процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы;

7) пункт приема ставок тотализатора;

8) пункт приема ставок букмекерской конторы.

2. В целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки (месту нахождения) этого объекта налогообложения.

Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения должно быть представлено в налоговый орган не позднее чем за пять дней до даты установки каждого объекта налогообложения (открытия пункта приема ставок букмекерской конторы или пункта приема ставок тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы, процессингового центра интерактивных ставок тотализатора или процессингового центра интерактивных ставок букмекерской конторы).

Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (открывается) объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки (месту нахождения) такого объекта налогообложения не позднее чем за пять дней до даты установки (открытия) каждого объекта налогообложения.

3. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объекта (объектов) налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за пять дней до даты установки (открытия) или выбытия (закрытия) каждого объекта налогообложения.

4. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты выдачи налоговым органом свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Объект налогообложения считается выбывшим (закрытым) с даты внесения налоговым органом в ранее выданное свидетельство изменений, связанных с изменением количества объектов налогообложения.

5. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения, заявление о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в формате, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При направлении заявлений по почте днем их представления в налоговый орган считается день отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче заявлений по телекоммуникационным каналам связи днем их представления в налоговый орган считается день их отправки.

6. Налоговые органы в течение пяти дней с даты получения от налогоплательщика заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) при условии его надлежащего оформления выдают свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения или вносят изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

7. Формы документов, указанных в настоящей статье, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Комментарий к Статье 366 НК РФ

Пунктом 1 ст. 366 НК РФ установлено, что объектами игорного бизнеса являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерской конторы. Данный перечень объектов налогообложения закрыт, то есть в него нельзя ничего добавлять (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 8 апреля 2005 г. по делу N Ф03-А37/05-2/475).

Например, организация предоставляет абонентам операторов сотовой связи возможность участвовать в азартных электронных играх с помощью мобильных телефонов. Между мобильным терминалом абонента и аппаратно-программным комплексом происходит обмен SMS-сообщениями. По итогам игры абоненту может выплачиваться сумма выигрыша путем перевода на счет в банке или по почте. Для оплаты выигрыша создается призовой фонд, распределяемый между участниками игры посредством аппаратно-программного комплекса, позволяющего получить всю необходимую информацию о поступивших платежах и последующих выплатах. Должна ли организация в такой ситуации платить налог на игорный бизнес? Нет, не должна. И вот почему.

При проведении азартных игр посредством отправки-приема SMS-сообщений, когда участники игры могут делать ставки денежными средствами, внося их через каналы связи, средства массовой информации, массовых коммуникаций, телерадиовещания и т.д., и принимают участие в игре путем отправки SMS-сообщений с определенными командами, а по результатам игры победитель получает приз денежными средствами, перечисляемыми организатором игры - владельцем аппаратно-программного комплекса на счет участника игры в платежной системе, отсутствует специально оборудованное место, где учитывается сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате, а также отсутствуют иные объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, предусмотренные в ст. 366 НК РФ.

В связи с этим предпринимательская деятельность в сфере проведения азартных игр путем отправки-приема SMS-сообщений гл. 29 НК РФ не регулируется. Следовательно, налогообложение указанной деятельности производится в общеустановленном порядке. Аналогичный вывод сделал и Минфин России в Письме от 19 сентября 2005 г. N 03-06-05-07/28.

Теперь, что касается обязанности постановки на учет в налоговом органе каждого объекта налогообложения налогом на игорный бизнес по месту установки этого объекта, она предусмотрена п. 2 ст. 366 НК РФ. Данная обязанность должна быть исполнена не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

В случае увеличения количества объектов налогообложения налогоплательщик подает в налоговые органы заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес. При этом рекомендуется пользоваться формой, утвержденной Приказом Минфина России от 8 февраля 2004 г. N ВГ-3-22/5 "Об утверждении рекомендуемой формы заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес".

В случае увеличения количества объектов налогообложения налогоплательщик подает в налоговые органы заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес. Налоговые органы согласно п. 6 ст. 366 НК РФ обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения указанного заявления от налогоплательщика выдать ему новое свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес. При этом ранее выданное свидетельство налоговым органом у налогоплательщика изымается.

Для снятия с регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес налогоплательщики должны подать в соответствующий налоговый орган заявление о регистрации изменения количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по рекомендуемой форме, утвержденной Приказом МНС России от 8 января 2004 г. N ВГ-3-22/5.

В течение пяти рабочих дней с даты получения указанного заявления налоговые органы обязаны выписать приложение к ранее выданному свидетельству о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.

Место установки объекта игорного бизнеса с местом учета налогоплательщика может не совпадать. Поэтому с 1 января 2005 г. плательщики налога на игорный бизнес должны регистрироваться в налоговых инспекциях по месту установки объекта налогообложения (п. 2 ст. 366 НК РФ).

Фирма или предприниматель обязаны встать на учет в инспекции по местонахождению объекта игорного бизнеса только при одном условии, а именно: если они не состоят на учете в налоговых инспекциях на территории того субъекта РФ, где устанавливается объект налогообложения.

Порядок такой постановки определен Приказом Минфина России от 8 апреля 2005 г. N 55н. Данный документ определил перечень документов, которые фирмы или предприниматели должны представлять в налоговую инспекцию для постановки на учет в качестве плательщиков налога на игорный бизнес.

Все документы предприниматель должен подать одновременно с заявлением о регистрации объекта налогообложения. Но только в том случае, если налогоплательщик не состоит на налоговом учете на территории субъекта РФ, где им устанавливаются объекты игорного бизнеса.

Если организация или предприниматель уже состоят на учете в этом регионе, то нужно подать только заявление о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес.

До появления Приказа Минфина, устанавливающего порядок постановки на учет объектов игорного бизнеса, ФНС России Письмом от 27 декабря 2004 г. N 09-0-10/5096 сообщила, что постановка на учет должна производиться по заявлению о регистрации объекта игорного бизнеса и документов, подтверждающих создание и постановку на учет налогоплательщика по месту нахождения (месту жительства). Процедура постановки на учет и выдача соответствующего уведомления должна быть завершена в течение пяти дней с даты представления в налоговую инспекцию необходимых документов.

Содержание Приказа Минфина России N 55н, по сути, сводится к перечислению документов, подтверждающих создание и постановку на учет налогоплательщика (свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет, а для индивидуального предпринимателя также данные паспорта). В Приказе подчеркнуто, что заверенные копии таких документов представляются одновременно с заявлением о регистрации объекта налогообложения. Ведь сроки исполнения обязанности по постановке на учет и по регистрации объекта налогообложения совпадают - не позднее чем за два рабочих дня до даты установки объекта налогообложения. Каких-либо иных документов для постановки на учет не требуется.

Уведомление о постановке на учет направляется или выдается фирме (предпринимателю) одновременно со свидетельством о регистрации объекта налогообложения (п. 6 ст. 366 НК РФ).

Отметим, что если количество объектов игорного бизнеса изменяется, то это не создает какой-либо новой обязанности по постановке на учет.

Вместе с тем при выбытии всех объектов игорного бизнеса налогоплательщик подлежит снятию с учета по этому основанию.

Если фирма (предприниматель) встала на учет в инспекцию по одному из предусмотренных Налоговым кодексом оснований, то ответственности за неподачу заявления о повторной постановке по другим основаниям в эту же инспекцию она не несет. Таково решение высших арбитражных судей (Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5).

В противном случае согласно Приказу N 55н фирма или предприниматель нарушат обязанность по постановке на учет, если не подадут заявление о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес. То есть, если они не подали заявление о регистрации таких объектов (пропущен срок подачи заявления), налоговые инспекторы вправе привлечь их к ответственности.

Статья 116 НК РФ применяется за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет (ст. 83 НК РФ). Учитывая, что ст. 83 НК РФ не содержит норм, регулирующих сроки подачи заявления о постановке на учет по месту установки объекта игорного бизнеса, привлечение налогоплательщика к ответственности на основании ст. 116 НК РФ невозможно. Следовательно, может быть применена ответственность по ст. 117 НК РФ. То есть за уклонение от постановки на учет в налоговой инспекции.

Отметим, что гл. 29 НК РФ установила штраф за несвоевременную регистрацию объектов налогообложения, изменение их количества или отсутствие такой регистрации. Он равен трехкратному размеру ставки налога, установленной для данного объекта. Если требования НК РФ будут нарушены повторно, сумма штрафа увеличится вдвое.

В то же время следует отметить, что введение законодателем отдельных оснований для наступления ответственности за нарушение обязанностей налогоплательщика налога на игорный бизнес прямо противоречит общему принципу ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Согласно п. 1 ст. 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение". Этой же главой в силу п. 2 ст. 114 НК РФ устанавливаются и размеры налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов). При этом никаких исключений в отношении налога на игорный бизнес часть первая НК РФ не содержит.

Приведенные нормы закона о возможности возложения на налогоплательщика каких-либо санкций в определенном размере только в силу гл. 16 НК РФ ориентируют на исключительность положений указанной главы как в части определения случаев и оснований для наступления ответственности за нарушение положений налогового законодательства, так и в части установления размеров налоговых санкций.

Устанавливая в гл. 29 НК РФ особую разновидность ответственности за уклонение от регистрации объектов налогообложения или изменения общего количества ранее зарегистрированных объектов налогообложения, законодатель одновременно не уточнил, каким образом следует соотносить положения п. 7 ст. 366 НК РФ с положениями гл. 16 НК РФ.

Такое положение дел приводит к возникновению правовой неопределенности относительно вопроса о допустимости применения рассматриваемых санкций. Сравнение положений п. 1 ст. 107 НК РФ и п. 2 ст. 114 НК РФ с п. 7 ст. 366 НК РФ приводит к появлению неустранимого сомнения в содержании законодательного подхода о принципах и случаях наложения санкций за определенные правонарушения, что в силу п. 3 ст. 49 Конституции РФ, п. 7 ст. 3 НК РФ следует толковать в пользу налогоплательщика.

В то же время практика применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства свидетельствует о допущении в ряде случаев отступлений от норм, установленных гл. 16 НК РФ.

Так, несмотря на наличие п. 1 ст. 107 НК РФ, в части первой НК РФ с момента введения ее в действие содержится гл. 18 НК РФ, посвященная вопросам ответственности банков за нарушение налогового законодательства. Данная глава НК РФ не рассматривается с точки зрения п. 1 ст. 107 НК РФ как дающая основания для привлечения к ответственности за нарушение положений налогового законодательства, однако, тем не менее, активно применяется в правоприменительной практике (п. 21 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Другой комментарий к Ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации

Статья 366 НК играет ключевую роль при решении самых различных вопросов, касающихся налогообложения налогом на игорный бизнес.

Порядок постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес утвержден Приказом Минфина России от 08.04.2005 N 55н.

Приказом Минфина России от 24.01.2005 N 8н утверждена форма заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес, Приказом Минфина России от той же даты N 7н - форма свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес и приложение к свидетельству о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.

Рекомендуемая форма заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес приведена в Приказе МНС России от 08.01.2004 N ВГ-3-22/5@.

По вопросу о применении пункта 2 статьи 366 НК в части определения момента установки игрового автомата необходимо руководствоваться информационным письмом Президиума ВАС РФ от 16.01.2007 N 116.

При этом в Определении КС РФ от 16.10.2007 N 648-О-О указано на то, что на налогоплательщика возлагается обязанность зарегистрировать объект налогообложения (игровой автомат) не только до начала его использования для организации азартных игр, но и до его установки в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 27.08.2008 N 03-05-05-05/17, установка (выбытие) игрового автомата непосредственно связана с появлением новых или изменением общего количества ранее установленных игровых автоматов.

Учитывая, что появление новых или изменение общего количества ранее установленных игровых автоматов ведет к изменению налоговых обязательств по налогу на игорный бизнес, указанные объекты налогообложения подлежат обязательной регистрации налогоплательщиком в налоговых органах не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.

Необходимо учитывать, что объекты налогообложения, указанные в пункте 1 статьи 366 НК, зарегистрированные в игорных заведениях, деятельность по организации и проведению азартных игр которых прекращена в силу частей 6 - 9 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, подлежат снятию с регистрации по решению налогового органа без заявления налогоплательщика с обязательным письменным уведомлением налогоплательщика о принятом налоговым органом решении в течение шести дней (статья 26 Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ).

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Для целей настоящей главы используются следующие понятия:

игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг;

организатор игорного заведения , в том числе букмекерской конторы (далее в настоящей главе - организатор игорного заведения ), - организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе;

организатор тотализатора - организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша;

участник - физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора);

азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора);

пари - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;

игровой стол - специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор;

игровое поле - специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре;

игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения;

касса тотализатора или букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

1. Объектами налогообложения признаются:

2) игровой автомат;

3) касса тотализатора;

4) касса букмекерской конторы.

Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

3. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.

4. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.

5. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.

6. Налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

7. Утратил силу с 1 января 2007 г.

1) за один игровой стол - от 25 000 до 125 000 рублей;

2) за один игровой автомат - от 1 500 до 7 500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 рублей.

2. В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:

1) за один игровой стол - 25 000 рублей;

2) за один игровой автомат - 1 500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25 000 рублей.

1. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ в пункт 2 статьи 370 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

2. Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

3. При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

4. При выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При выбытии объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения, указанных в пункте 1 статьи 366 настоящего Кодекса, не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, в соответствии со статьей 370 настоящего Кодекса.

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Не вправе применять налоговый режим НПД:
422-ФЗ, статья 4, пункт 2

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Не признаются объектом налогообложения доходы:
422-ФЗ, статья 6, пункт 2

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

← Глава 28 Налоговый кодекс Российской Федерации — Глава 29 Глава 30 →

Содержание

  • 1 Глава 29. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС
    • 1.1 Статья 364. Понятия, используемые в настоящей главе
    • 1.2 Статья 365. Налогоплательщики
    • 1.3 Статья 366. Объекты налогообложения
    • 1.4 Статья 367. Налоговая база
    • 1.5 Статья 368. Налоговый период
    • 1.6 Статья 369. Налоговые ставки
    • 1.7 Статья 370. Порядок исчисления налога
    • 1.8 Статья 371. Порядок и сроки уплаты налога

Для целей настоящей главы используются следующие понятия:

игорный бизнес — предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр;

абзацы третий — восьмой утратили силу;

игровое поле — специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников азартной игры и только с одним работником организатора азартной игры, участвующим в указанной игре;

абзацы десятый — одиннадцатый утратили силу.

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес (далее в настоящей главе — налог) признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

1. Объектами налогообложения признаются:

2) игровой автомат;

3) процессинговый центр букмекерской конторы;

4) процессинговый центр тотализатора;

5) процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора;

6) процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы;

7) пункт приёма ставок тотализатора;

8) пункт приёма ставок букмекерской конторы.

2. В целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки (месту нахождения) этого объекта налогообложения.

Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения должно быть представлено в налоговый орган не позднее чем за пять дней до даты установки каждого объекта налогообложения (открытия пункта приёма ставок букмекерской конторы или пункта приёма ставок тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы, процессингового центра интерактивных ставок тотализатора или процессингового центра интерактивных ставок букмекерской конторы).

Налогоплательщики, не состоящие на учёте в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (открывается) объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учёт в налоговых органах по месту установки (месту нахождения) такого объекта налогообложения не позднее чем за пять дней до даты установки (открытия) каждого объекта налогообложения.

3. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объекта (объектов) налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за пять дней до даты установки (открытия) или выбытия (закрытия) каждого объекта налогообложения.

4. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты выдачи налоговым органом свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Объект налогообложения считается выбывшим (закрытым) с даты внесения налоговым органом в ранее выданное свидетельство изменений, связанных с изменением количества объектов налогообложения.

5. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения, заявление о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в формате, утверждённом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При направлении заявлений по почте днём их представления в налоговый орган считается день отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче заявлений по телекоммуникационным каналам связи днём их представления в налоговый орган считается день их отправки.

6. Налоговые органы в течение пяти дней с даты получения от налогоплательщика заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) при условии его надлежащего оформления выдают свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения или вносят изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

7. Формы документов, указанных в настоящей статье, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

По каждому из объектов налогообложения, указанных в статье 366 настоящего Кодекса, налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Налоговым периодом признаётся календарный месяц.

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

1) за один игровой стол — от 50 000 до 250 000 рублей;

2) за один игровой автомат — от 3 000 до 15 000 рублей;

3) за один процессинговый центр букмекерской конторы — от 50 000 до 250 000 рублей;

4) за один процессинговый центр тотализатора — от 50 000 до 250 000 рублей;

5) за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора — от 2 500 000 до 3 000 000 рублей;

6) за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы — от 2 500 000 до 3 000 000 рублей;

7) за один пункт приёма ставок тотализатора — от 10 000 до 14 000 рублей;

8) за один пункт приёма ставок букмекерской конторы — от 10 000 до 14 000 рублей.

2. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по следующим налоговым ставкам:

1) за один игровой стол — 50 000 рублей;

2) за один игровой автомат — 3 000 рублей;

3) за один процессинговый центр букмекерской конторы — 50 000 рублей;

4) за один процессинговый центр тотализатора — 50 000 рублей;

5) за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора — 2 500 000 рублей;

6) за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы — 2 500 000 рублей;

7) за один пункт приёма ставок тотализатора — 10 000 рублей;

8) за один пункт приёма ставок букмекерской конторы — 10 000 рублей.

1. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения, начиная с даты выдачи налоговым органом свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.

2. Налоговая декларация за истёкший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истёкшим налоговым периодом. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учётом изменения количества объектов налогообложения за истёкший налоговый период.

Налогоплательщики, в соответствии со статьёй 83 настоящего Кодекса отнесённые к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учёта в качестве крупнейших налогоплательщиков.

3. При выдаче свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода (включительно) сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При выдаче свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этим объектам за указанный налоговый период исчисляется как произведение количества объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

4. При внесении налоговым органом в ранее выданное свидетельство изменений, связанных с изменением количества объектов налогообложения, до 15-го числа текущего налогового периода (включительно) сумма налога по этим объектам за указанный налоговый период исчисляется как произведение количества объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При внесении налоговым органом в ранее выданное свидетельство изменений, связанных с изменением количества объектов налогообложения, после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший (закрытый) объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения, указанных в пункте 1 статьи 366 настоящего Кодекса, не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, в соответствии со статьёй 370 настоящего Кодекса.

1. Объектами налогообложения признаются:

2) игровой автомат;

3) процессинговый центр букмекерской конторы;

4) процессинговый центр тотализатора;

5) процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора;

6) процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы;

7) пункт приема ставок тотализатора;

8) пункт приема ставок букмекерской конторы.

2. В целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки (месту нахождения) этого объекта налогообложения.

Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения должно быть представлено в налоговый орган не позднее чем за пять дней до даты установки каждого объекта налогообложения (открытия пункта приема ставок букмекерской конторы или пункта приема ставок тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы, процессингового центра интерактивных ставок тотализатора или процессингового центра интерактивных ставок букмекерской конторы).

Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (открывается) объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки (месту нахождения) такого объекта налогообложения не позднее чем за пять дней до даты установки (открытия) каждого объекта налогообложения.

3. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объекта (объектов) налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за пять дней до даты установки (открытия) или выбытия (закрытия) каждого объекта налогообложения.

4. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты выдачи налоговым органом свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Объект налогообложения считается выбывшим (закрытым) с даты внесения налоговым органом в ранее выданное свидетельство изменений, связанных с изменением количества объектов налогообложения.

5. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения, заявление о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в формате, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При направлении заявлений по почте днем их представления в налоговый орган считается день отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче заявлений по телекоммуникационным каналам связи днем их представления в налоговый орган считается день их отправки.

6. Налоговые органы в течение пяти дней с даты получения от налогоплательщика заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) при условии его надлежащего оформления выдают свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения или вносят изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

7. Формы документов, указанных в настоящей статье, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Комментарий к ст. 366 НК РФ

Пунктом 1 статьи 366 Налогового кодекса РФ установлено, что объектами игорного бизнеса являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерской конторы. Данный перечень объектов налогообложения закрыт, то есть в него нельзя ничего добавлять (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 8 апреля 2005 г. по делу N Ф03-А37/05-2/475).

Например, организация предоставляет абонентам операторов сотовой связи возможность участвовать в азартных электронных играх с помощью мобильных телефонов. Между мобильным терминалом абонента и аппаратно-программным комплексом происходит обмен SMS-сообщениями. По итогам игры абоненту может выплачиваться сумма выигрыша путем перевода на счет в банке или по почте. Для оплаты выигрыша создается призовой фонд, распределяемый между участниками игры посредством аппаратно-программного комплекса, позволяющего получить всю необходимую информацию о поступивших платежах и последующих выплатах. Должна ли организация в такой ситуации платить налог на игорный бизнес? Нет, не должна. И вот почему.

При проведении азартных игр посредством отправки-приема SMS-сообщений, когда участники игры могут делать ставки денежными средствами, внося их через каналы связи, средства массовой информации, массовых коммуникаций, телерадиовещания и т.д., и принимают участие в игре путем отправки SMS-сообщений с определенными командами, а по результатам игры победитель получает приз денежными средствами, перечисляемыми организатором игры - владельцем аппаратно-программного комплекса на счет участника игры в платежной системе, отсутствует специально оборудованное место, где учитывается сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате, а также отсутствуют иные объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, предусмотренные в статье 366 Налогового кодекса РФ.

В связи с этим предпринимательская деятельность в сфере проведения азартных игр путем отправки-приема SMS-сообщений главой 29 Налогового кодекса РФ не регулируется. Следовательно, налогообложение указанной деятельности производится в общеустановленном порядке. Аналогичный вывод сделал и Минфин России в письме от 19 сентября 2005 г. N 03-06-05-07/28.

Теперь, что касается обязанности постановки на учет в налоговом органе каждого объекта налогообложения налогом на игорный бизнес по месту установки этого объекта, она предусмотрена пунктом 2 статьи 366 Налогового кодекса РФ. Данная обязанность должна быть исполнена не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

В случае увеличения количества объектов налогообложения налогоплательщик подает в налоговые органы заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес. При этом рекомендуется пользоваться формой, утвержденной Приказом Минфина России от 8 января 2004 г. N ВГ-3-22/5@ "Об утверждении рекомендуемой формы заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес".

В случае увеличения количества объектов налогообложения налогоплательщик подает в налоговые органы заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес. Налоговые органы согласно пункту 6 статьи 366 Налогового кодекса РФ обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения указанного заявления от налогоплательщика выдать ему новое свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес. При этом ранее выданное свидетельство налоговым органом у налогоплательщика изымается.

Для снятия с регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес налогоплательщики должны подать в соответствующий налоговый орган заявление о регистрации изменения количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по рекомендуемой форме, утвержденной Приказом МНС России от 8 января 2004 г. N ВГ-3-22/5@.

В течение пяти рабочих дней с даты получения указанного заявления налоговые органы обязаны выписать приложение к ранее выданному свидетельству о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.

Место установки объекта игорного бизнеса с местом учета налогоплательщика может не совпадать. Поэтому с 1 января 2005 года плательщики налога на игорный бизнес должны регистрироваться в налоговых инспекциях по месту установки объекта налогообложения (п. 2 ст. 366 Налогового кодекса РФ).

Фирма или предприниматель обязаны встать на учет в инспекции по местонахождению объекта игорного бизнеса только при одном условии, а именно: если они не состоят на учете в налоговых инспекциях на территории того субъекта РФ, где устанавливается объект налогообложения.

Порядок такой постановки определен Приказом Минфина России от 8 апреля 2005 г. N 55н. Данный документ определил перечень документов, которые фирмы или предприниматели должны представлять в налоговую инспекцию для постановки на учет в качестве плательщиков налога на игорный бизнес.

Все документы предприниматель должен подать одновременно с заявлением о регистрации объекта налогообложения. Но только в том случае, если налогоплательщик не состоит на налоговом учете на территории субъекта РФ, где им устанавливаются объекты игорного бизнеса.

Если организация или предприниматель уже состоят на учете в этом регионе, то нужно подать только заявление о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес.

До появления Приказа Минфина, устанавливающего порядок постановки на учет объектов игорного бизнеса, ФНС России письмом от 27 декабря 2004 г. N 09-0-10/5096 сообщила, что постановка на учет должна производиться по заявлению о регистрации объекта игорного бизнеса и документов, подтверждающих создание и постановку на учет налогоплательщика по месту нахождения (месту жительства). Процедура постановки на учет и выдача соответствующего уведомления должна быть завершена в течение пяти дней с даты представления в налоговую инспекцию необходимых документов.

Содержание Приказа Минфина России N 55н, по сути, сводится к перечислению документов, подтверждающих создание и постановку на учет налогоплательщика (свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет, а для индивидуального предпринимателя также данные паспорта). В Приказе подчеркнуто, что заверенные копии таких документов представляются одновременно с заявлением о регистрации объекта налогообложения. Ведь сроки исполнения обязанности по постановке на учет и по регистрации объекта налогообложения совпадают - не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки объекта налогообложения. Каких-либо иных документов для постановки на учет не требуется.

Уведомление о постановке на учет направляется или выдается фирме (предпринимателю) одновременно со свидетельством о регистрации объекта налогообложения (п. 6 ст. 366 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что если количество объектов игорного бизнеса изменяется, то это не создает какой-либо новой обязанности по постановке на учет.

Вместе с тем при выбытии всех объектов игорного бизнеса налогоплательщик подлежит снятию с учета по этому основанию.

Если фирма (предприниматель) встала на учет в инспекцию по одному из предусмотренных Налоговым кодексом оснований, то ответственности за неподачу заявления о повторной постановке по другим основаниям в эту же инспекцию она не несет. Таково решение высших арбитражных судей (Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5).

В противном случае согласно Приказу N 55н фирма или предприниматель нарушат обязанность по постановке на учет, если не подадут заявление о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес. То есть, если они не подали заявление о регистрации таких объектов (пропущен срок подачи заявления), налоговые инспекторы вправе привлечь их к ответственности.

Статья 116 Налогового кодекса РФ применяется за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет (ст. 83 Налогового кодекса РФ). Учитывая, что статья 83 Налогового кодекса РФ не содержит норм, регулирующих сроки подачи заявления о постановке на учет по месту установки объекта игорного бизнеса, привлечение налогоплательщика к ответственности на основании статьи 116 Налогового кодекса РФ невозможно. Следовательно, может быть применена ответственность по статье 117 Налогового кодекса РФ. То есть за уклонение от постановки на учет в налоговой инспекции.

Отметим, что глава 29 Налогового кодекса РФ установила штраф за несвоевременную регистрацию объектов налогообложения, изменение их количества или отсутствие такой регистрации. Он равен трехкратному размеру ставки налога, установленной для данного объекта. Если требования Налогового кодекса РФ будут нарушены повторно, сумма штрафа увеличится вдвое.

В то же время следует отметить, что введение законодателем отдельных оснований для наступления ответственности за нарушение обязанностей налогоплательщика налога на игорный бизнес прямо противоречит общему принципу ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Согласно пункту 1 статьи 107 Налогового кодекса РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 Налогового кодекса РФ "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение". Этой же главой в силу пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса РФ устанавливаются и размеры налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов). При этом никаких исключений в отношении налога на игорный бизнес часть первая Налогового кодекса РФ не содержит.

Приведенные нормы закона о возможности возложения на налогоплательщика каких-либо санкций в определенном размере только в силу главы 16 Налогового кодекса РФ ориентируют на исключительность положений указанной главы как в части определения случаев и оснований для наступления ответственности за нарушение положений налогового законодательства, так и в части установления размеров налоговых санкций.

Устанавливая в главе 29 Налогового кодекса РФ особую разновидность ответственности за уклонение от регистрации объектов налогообложения или изменения общего количества ранее зарегистрированных объектов налогообложения, законодатель одновременно не уточнил, каким образом следует соотносить положения пункта 7 статьи 366 Налогового кодекса РФ с положениями главы 16 Налогового кодекса РФ.

Такое положение дел приводит к возникновению правовой неопределенности относительно вопроса о допустимости применения рассматриваемых санкций. Сравнение положений пункта 1 статьи 107 Налогового кодекса РФ и пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса РФ с пунктом 7 статьи 366 Налогового кодекса РФ приводит к появлению неустранимого сомнения в содержании законодательного подхода о принципах и случаях наложения санкций за определенные правонарушения, что в силу пункта 3 статьи 49 Конституции РФ, пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ следует толковать в пользу налогоплательщика.

В то же время практика применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства свидетельствует о допущении в ряде случаев отступлений от норм, установленных главой 16 Налогового кодекса РФ.

Так, несмотря на наличие пункта 1 статьи 107 Налогового кодекса РФ, в части первой Налогового кодекса РФ с момента введения ее в действие содержится глава 18 Налогового кодекса РФ, посвященная вопросам ответственности банков за нарушение налогового законодательства. Данная глава Налогового кодекса РФ не рассматривается с точки зрения пункта 1 статьи 107 Налогового кодекса РФ как дающая основания для привлечения к ответственности за нарушение положений налогового законодательства, однако, тем не менее, активно применяется в правоприменительной практике (п. 21 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Читайте также: