Информационный ресурс со сведениями о налоговых разрывах

Опубликовано: 07.05.2024

Последние полгода наши клиенты активно задают вопросы, в которых, так или иначе, упоминается Хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции - Хартия АПК .

При этом, вопросы поступают, как не странно, не только от тех, кто занимается сельскохозяйственным бизнесом.

Торговцы спецодеждой, профессиональными моющими средствами, перевозчики также столкнулись с необходимостью присоединения к Хартии, чтобы не потерять постоянных клиентов.

Как же такое случилось? Разбираемся вместе.


Для чего создана Хартия

Инициаторами Хартии АПК выступили налоговые органы (источник - https://www.nalog.ru/rn48/news/activities_fts/7211004/). Новые участники Хартии присоединяются к ее условиям на официальном сайте. Казалось бы, процедура довольно формальная, тем не менее, вступление в Хартию предполагает неукоснительное следование ее условиям. Главное - подписание со всеми своими контрагентами специального соглашения, которое может быть включено в текст основного договора без выделения отдельного документа.

В настоящее время, согласно сведениям официального сайта Хартии АПК, она насчитывает более четырех тысяч участников. Основной миссией Хартии АПК декларируется восстановление добросовестной конкуренции на всём сельскохозяйственном рынке и формирование нетерпимого отношения к компаниям, нарушающим налоговое законодательство РФ.

Обязательства, которые принимает на себя участник Хартии:

Обеспечить предоставление такого же согласия своими контрагентами-поставщиками/исполнителями, что обеспечивается путем включения данного условия в коммерческие правила выбора/оценки контрагентов компаний-участников рынка или включение данного условия в договоры с контрагентами

В условия договоров с контрагентами или в форме отдельного письменного документа контрагента включать оговорку о раскрытии сведений коммерческой и налоговой тайны в части признаков налоговых разрывов.

Для обеспечения возможности возмещения убытков и имущественных потерь, понесенных вследствие налоговых разрывов по взаимоотношениям с поставщиками/исполнителями включать в договоры Особые условия, обязывающие поставщиков/исполнителей возмещать такие убытки.

На первый взгляд, такой комплекс мер должен защитить компанию от претензий налоговых органов по всей цепочке поставщиков исполнителей. Но, принимая решение о присоединении к Хартии АПК, необходимо анализировать и понимать не только благоприятные последствия таких действий, но и риски, которые могут возникнуть у предпринимателя.

Риски участника Хартии АПК, в связи с принятием поставщиками на себя обязательств по возмещению убытков и имущественных потерь вследствие налоговых разрывов по взаимоотношениям с поставщиками

Многие предприятия предполагают, что подписывая соглашение на условиях Хартии АПК, они принимают на себя лишь риски возмещения убытков в связи с уклонением от уплаты налогов прямых контрагентов. Тем не менее, условия соглашений возлагают на поставщика не только риски от прямых его контрагентов, но и возникшие разрывы в дальних звеньях цепочки поставщиков.

Причиной возникновения налоговых разрывов могут быть как сознательные действия по уклонению от уплаты налогов, так и несвоевременная подача налоговой отчетности или проблемы с ее оформлением, выявление замечаний к оформлению документов по цепочке сделок, а также банкротство организации-поставщика. Появление поставщика с такими проблемами в цепочке влечет для всех поставщиков цепочки риски возмещения убытков и имущественных потерь.

При этом, условия соглашения таковы, что возмещение происходит в счет взаимных расчетов, и обращение в суд при этом совсем не обязательно. В таких условиях наиболее подвержены дискриминации мелкие поставщики, затраты на обращение в суд для которых превышают риски от потери покупателя.

Так, условие об убытках в связи с налоговыми разрывами опирается на содержащиеся в Особых условиях (их должны включать в договоры участники Хартии АПК) гарантии и заверения о добросовестном поведении контрагентов и предпринятых мерах по их проверке. Вот, что говорит законодательство:

«Сторона, которая при заключении договора либо до, либо после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обязательствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящиеся к предмету заключения договора, полномочиями на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию., либо относящихся к третьему лицу), обязана возместить другой стороне по его требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку. Предусмотренная этой статьей ответственность наступает, если сторона, предоставившая недостоверные заверения, исходила их того, что другая сторона будет полагаться на них, или имела разумные основания исходить из такого предложения». П. 1. ст. 431.2 Гражданского кодекса К РФ

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» разъяснено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержаться от совершения определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1 статьи 307 Гражданского кодекса). Следует иметь в виду, что исчерпывающий перечень действий, совершение которых, либо воздержание от совершения, может быть предметом обязательства, статьей 307 Гражданского кодекса не установлен. В случаях, предусмотренных законом или вытекающих из существа обязательства, на сторону может быть возложена обязанность отвечать за наступление или ненаступление определенных обстоятельств, в том числе не зависящих от ее поведения, например в случае недостоверности заверения об обстоятельствах при осуществлении предпринимательской деятельности (пункт 4 статьи 431.2 Гражданского кодекса).

Достаточно стабильно суды взыскивают убытки в виде пени и штрафа по актам налоговой проверки в ситуации, когда непосредственный поставщик не оплатил НДС (например, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.06.2017 № Ф08-2428/2017 по делу № А53-22858/2016, решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.01.2019. по делу № А45-31548/2018, решение Арбитражного суда Кемеровской области от 26.03.2019. по делу № А27-7380/2018, решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.09.2018. по делу № А63-3992/2018 и др.).

В тех случаях, когда налогоплательщик самостоятельно устранил налоговый разрыв, подав уточненную налоговую декларацию, суд может сделать вывод о том, что такое поведение налогоплательщика исключает причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и возникшими у истца убытками, что исключает возмещение убытков с поставщика (решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.08.2018. по делу № А63-3992/2018).

Таким образом, у участника Хартии, который не является конечным потребителем в цепочке поставок, есть 2 выхода:

- либо добровольно восстановить НДС с риском не получить возмещения убытков со своего поставщика

- либо дождаться решения налогового органа, потребовать возмещения убытков со своего поставщика, но попасть под угрозу прекращения с ним отношений дальнейшими покупателями, как минимум в тот период, пока НДС не восстановлен.

И здесь возникает еще одна интересная тенденция. Одна из позиций налоговых органов такова: если НДС не был восстановлен путем подачи уточненной налоговой декларации, то при наличии в цепочке поставщиков недобросовестного налогоплательщика (НН), покупатель получает отказ в учете расходов и вычетов, а поставщику вменяется недополученная выручка в размере разницы между ценой, по которой купил товар НН и ценой последующей реализации от НН к покупателю. Как нетрудно догадаться, бюджет при этом получает гораздо больше, чем получил бы от обычной уплаты НДС и налога на прибыль (дело № А40-206114/2017 — отказано в передаче для рассмотрения в ВС РФ, решение Арбитражного суда города Москвы от 21.03.2019. по делу № А40-32793/17, принятое после возврата Верховным судом РФ дела на повторное рассмотрение, но отмененное апелляционной инстанцией 06.06.2019, что не исключает его дальнейшего обжалования).

Таким образом, говорить о сложившейся правоприменительной практике как в отношениях с налоговыми органами, так и в части возмещения убытков/имущественных потерь пока преждевременно.

Основанием для возмещения имущественных потерь своему покупателю участники Хартии АПК признают наличие решение налогового органа о привлечении/отказе в привлечении Покупателя к налоговой ответственности или постановление о возбуждении уголовного дела по ст. 159, 199, 199.1. УК РФ.

Вызывает здоровые опасения введение в гражданский оборот такого основания возмещения имущественных потерь, как постановление о возбуждении уголовного дела. Напомним, что к уголовной ответственности привлекаются исключительно физические лица, можно ли говорить, что такое основание возмещения убытков/имущественных потерь касается только поставщиков — ИП, а юридические лица в более выгодном положении? Ответа на эти вопросы документы Хартии АПК не содержат. Но, главное, решение о виновности лица в уголовном преступлении в нашей стране пока может принять только суд, до решения которого действует презумпция невиновности (ст. 49 Конституции России).

Риски участника Хартии АПК в связи с предоставлением согласия на признание части сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными

Общедоступность информации предполагает возможность её предоставления ФНС России по запросам заинтересованных лиц. Следовательно, информация о контрагенте по сделке станет возможной к предоставлению на основании простого запроса, либо будет предоставляться доступ к определенным программным ресурсам. Основные риски в данном случае касаются правильности предоставляемой таким образом информации и дальнейшей ее интерпретации и распространения. Так, распространение полученной однажды негативной информации всегда трудно остановить, даже если впоследствии налоги уплачены, задолженности погашены, и претензий к налогоплательщику нет. Возможны и акты недобросовестной конкуренции.

Информация о наличии признаков несформированного источника возмещения НДС представляет собой сведения о неисполнении лицом, являющимся звеном цепочки контрагентов, налоговой обязанности по уплате НДС в бюджет.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 102 НК РФ, сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения являются общедоступными. Т.е. информация о неисполнении налоговой обязанности по уплате НДС является общедоступной, не образует налоговой тайны. Более того, таковая активно размещается ФНС России в открытом доступе.

Указанные сведения не образуют также коммерческой и иных видов тайн.

Информация такого рода не образует какую-либо тайну стороны договора, согласие на её распространение не требуется в принципе.

Однако, при получении такого согласия путем подписания особых условий, предлагаемых Хартией АПК, имеется существенный имиджевый риск при упоминании в привязке к недобросовестным поставщикам, например: «ООО «Х» является участником отношений, в которых выявлены признаки несформированного источника для принятия к вычету сумм НДС». Опровергнуть такое заявление при наличии соглашения практически невозможно, даже если ООО «Х» не имело прямых взаимоотношений с такими поставщиками, а лишь был 10-м в цепочке.

При признании части информации, составляющей налоговую тайну, общедоступной речь идёт о сведениях под кодом «1100» - сведения из налоговых деклараций (расчетов) и «1400» - иное (Приказ ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@). Форма декларации по НДС утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. Разделом 8 закреплена форма заполнения книги покупок, разделом 9 – книги продаж. При этом в строке 130 и строке 100 форм надлежит указывать сведения (ИНН) о продавце и покупателе соответственно.

Общедоступность информации предполагает возможность её предоставления ФНС России лицам по запросам заинтересованных лиц. Следовательно, информация о контрагенте по сделке станет возможной к предоставлению на основании простого запроса, либо будет предоставляться доступ к определенным программным ресурсам. Здесь надо понимать, что такой информацией можно злоупотреблять, получая сведения не в качестве защиты от недобросовестных поставщиков, но и в части поиска базы поставщиков и покупателей, имеющей коммерческую ценность на рынке конкурентов. На сегодня говорить о предотвращении такого риска преждевременно.

То же относится к информации о наличии у организации определённого имущества, сведения о котором подлежат отражению в налоговой декларации по налогу на имущество организаций (раздел 2 Приказа ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@) и др.

Получение аналогичного согласия от поставщиков/исполнителей существенно отягощает процедуру заключения договоров, особенно при закупках в малоконкурентной среде. Таким образом, с одной стороны, это условие дисциплинирует участника Хартии и может облегчить мотивацию требования расширенного пакета документов от контрагентов, с другой стороны, существенно сокращает выбор поставщиков/исполнителей, если они уже не являются участниками Хартии АПК.

Официальные позиции государственных органов

На сайте Хартии АПК размещена ссылка на письмо антимонопольного органа, не нашедшего признаков ограничения конкуренции. но если ознакомиться с текстом самого документа (можно скачать на сайте Хартии АПК), то можно узнать, что антимонопольный орган анализировал только проект Хартии и не исключает привлечение к ответственности при выявлении фактов недобросовестной конкуренции.

Также на сайте Хартии содержится указание на то, что Информационный ресурс Хартии «не является источником критериев самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов и не содержит запретов/рекомендаций по совершению/не совершению/расторжению сделок с включенными в него лицами».

Позиция налоговых органов: сама по себе ссылка на то, что договор заключен с участником Хартии АПК не освободит от обязанностей, установленных ст. 54.1. Налогового Кодекса РФ. В Письме от 11 апреля 2018 г. № ЕД-2-2/747@ ФНС России указывает, что «участие в Хартии является добровольным волеизъявлением, не дает преференций над компаниями, которые не являются подписантами, а также не запрещает любые виды договорных взаимоотношений на зерновом рынке». ФНС России участником Хартии не является. Вместе с тем отмечает, что проводимая на с/х рынке работа приводит к увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет, не влияя при этом на объем экспортной и внутренней выручки участников рынка. В случае выявления схем необоснованной налоговой оптимизации ФНС России будет применять к нарушителям меры реагирования, предусмотренные НК РФ.

Таким образом, участники Хартии АПК, с одной стороны, принимают на себя обязательства по взаимному контролю за добросовестной уплатой налогов своими контрагентами по всей цепочке поставщиков, с другой стороны, принимают на себя риски такой неуплаты в объеме, превышающем установленные законодателем санкции.

Налоговая призывает участников рынка АПК тщательней проверять контрагентов, чтобы избежать штрафов

Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области распространило пресс-релиз о работе платного сервиса, созданного Ассоциацией добросовестных участников рынка АПК на сайте Хартия-апк.рф. За 10 тысяч рублей в год информационный ресурс даёт возможность проверить контрагентов – есть ли у тех разрывы по НДС – и так обезопасить себя от доначислений налогов, пеней и административной ответственности.

В 2017 году Налоговый кодекс был дополнен новой статьёй 54.1. Она ввела, по сути, «круговую поруку» – ФНС снимает у закупающей компании НДС к вычету и налог на прибыль в том случае, если при продаже товара в цепочке посредников кто-то из них не платит НДС (такими неплательщиками, как правило, являются фирмы-однодневки, созданные специально для отмывания денег). Об этом мы рассказывали в статье «Не раскроешь – не продашь» («Крестьянин» № 7 от 13.02.2019).

Информационный ресурс на сайте Хартия-апк.рф помогает этого избежать и, по сообщению налоговой, «ускоряет процесс проверки контрагентов, способствует формированию надёжной системы внутреннего контроля, минимизации налоговых рисков и профилактике налоговых правонарушений».

Сведения о налоговых разрывах всегда были нужной и важной информацией для бизнесменов. Однако раскрытие этих данных сдерживает положение о налоговой тайне. Интересно, что первый шаг к прозрачности сделала сама ФНС: с 2018 года такие сведения могли предоставляться по запросам в случае, если компания давала своё согласие на раскрытие информации (о такой инициативе налоговой службы сообщала газета «Ведомости», как эта система работает сейчас, нам обещают рассказать представители налоговой службы).

С 2018 года идёт также сбор согласий на раскрытие информации Ассоциации добросовестных участников рынка АПК. В эту ассоциацию входят все крупнейшие зернотрейдеры. При заключении сделок по продаже зерна они в обязательном порядке вписывают в договор пункт о даче согласия. Таким образом, раскрытие информации для участников рынка становится «добровольно-принудительным».

В чём преимущества сервиса Хартия-апк.рф, как он связан с налоговой и почему является платным, рассказала исполнительный директор Ассоциации добросовестных участников рынка АПК Екатерина Роганова.

– Наш информационный ресурс – на сегодня единственный в стране сервис, который даёт информацию о даче компанией согласия о раскрытии налоговой тайны (в т.ч. периоде его действия), а также сведения о налоговых «разрывах». Это не коммерческий сервис, то есть мы не ставим целью извлечение из него прибыли. Да, он платный – 10 тысяч рублей на 12 месяцев. Эти деньги идут на обслуживание сайта и работу ассоциации. При увеличении количества пользователей плата за пользование может быть уменьшена.

Алгоритм формирования информресурса разрабатывался и согласовывался с Федеральной антимонопольной службой. ФАС указала, что вести такой ресурс может только некоммерческая организация.

– Но ведь налоговая говорила, что сведения будут доступны на их сайте?

– Не могу комментировать за ФНС, но я думаю, что налоговая ограничена в оперативности. Такие преобразования, так или иначе, должны совершаться при условии внесения изменений если не в законодательство, то во внутренние регламенты. Относительно нашего ресурса могу сказать: это продукт, созданный по инициативе и с активным участием самих потребителей – отраслевых союзов, подписантов хартии. С привлечением экспертов мы разработали алгоритм информирования, обратились в ФАС за его согласованием и в ФНС с просьбой предоставить доступ к информации о «разрывах». ФНС способствовала, так как для них это тоже уникальный опыт, пилотный проект. До этого их новая система АСК НДС-2 свято хранила тайны своей аналитики от налогоплательщика.

– Какое количество компаний, подавших согласие, и пользователей ресурса вы прогнозируете?

– На сегодня подано 9 642 согласия, эти данные обновляются еженедельно в понедельник. Полагаю, в ближайшее время порог в 10 тысяч мы перешагнём. Количество пользователей зависит от степени понимания и включённости участников рынка в процесс саморегулирования. Заинтересованность есть, но прогнозировать, какое количество мы получим, достаточно сложно. Видите ли, налоговая служба может посчитать количество участников рынка по ОКВЭД. Но это будет цифра, которая мало что нам скажет. Ведь в сферу АПК так или иначе вовлечены и участники других отраслей – фирмы, с которыми сельхозтоваропроизводители сотрудничают. Это перевозчики, строители, продавцы удобрений… К нам обращаются даже турфирмы. Таким образом в систему информирования включаются все НДС-контрагенты.

– Почему этот ресурс актуа­лен именно сейчас и какой вы видите алгоритм его использования?

– Прежде всего, это инструмент, который помогает оперативно и в рамках саморегулирования предотвратить проблемы в сфере налогового контроля. Государство давно нам всем объяснило: для вычета по НДС в бюджете должен быть сформирован источник. Если кто-то в цепочке контрагентов создаёт себе конкурентное преимущество по цене за счёт неуплаты налога, это плохо для рынка, это недобросовестная конкуренция. С июля 2017 года участники рынка АПК приняли хартию и ввели правила честного прозрачного бизнеса. Информресурс помогает практически их реализовать. Я рекомендую использовать сервис для запроса сведений при аттестации контрагентов и заключении договоров.

– Но сведения о разрывах публикуются только при наличии согласия фирмы на раскрытие информации. Какой вывод можно сделать о фирме, которая не дала такого согласия?

– Конечно, если компания дала согласие на публикацию сведений, это большой плюс. Это говорит о том, что она работает в прозрачной сфере. В то же время, если такого согласия нет, вряд ли можно сделать вывод о том, что она является нарушителем. Но, возможно, по цепочке контрагентов у неё могут прослеживаться неустранённые разрывы. Это необходимо учитывать при выборе контрагента. В настоящее время в нашей базе содержатся данные о 36 «разрывных» компаниях. Количество небольшое, так как согласия даются не всеми и они разного срока. Но, думаю, до конца года ресурс наполнится.

– Наверное, этому будет способствовать то, что участники рынка могут сами направлять сведения в отношении своих контрагентов? О такой возможности сообщает налоговая в своём пресс-релизе: «В случае получения от налогового органа письма о неурегулировании тем или иным контрагентом несформированных источников для принятия к вычету сумм НДС участник агропромышленного комплекса имеет возможность самостоятельного наполнения ресурса соответст­вующими сведениями». Как можно подать такие сведения и для чего это?

– Участник рынка направляет в ассоциацию сообщение в отношении своего поставщика о неурегулированном «разрыве» с приложением информационного письма ИФНС и копии согласия поставщика на публикацию в сети интернет соответствующих сведений. Ассоциация анализирует документы, в случае необходимости запрашивает дополнительную информацию и размещает в информресурсе информацию в отношении заявленного поставщика с указанием: наименования, ИНН, календарного квартала, за который выявлен неустранённый «разрыв» по НДС, даты размещения в информресурсе. При запросе сведений о таком лице пользователю помимо указанных сведений будет показана основная информация о компании, содержащаяся в ЕГРЮЛ. Компания, направившая сведения в отношении поставщика, в информресурсе не указывается. Это связано с необходимостью соблюдения коммерческой тайны, ведь факт хозяйственных связей между участниками рынка – это элемент коммерческой тайны.

– Но для чего компаниям сообщать о налоговых «разрывах» своих контрагентов?

– Когда участник рынка заявил вычет по НДС, но получил уведомление от налоговой о том, что источник в бюджете не сформирован, у него есть один месяц на урегулирование несоответствий и исключение своих рисков. Дальше последует налоговый контроль с доначислением налогов, с пенями и штрафами.

Публикация информации на нашем ресурсе должна стать дополнительным побудительным мотивом для компаний, допустивших «разрыв» по НДС, устранить его или провести работу со своими поставщиками, побудить их устранить «разрыв». Компания, попавшая в информресур, не объявляется причинителем «разрыва» или нарушителем налоговой дисциплины, ведь «разрыв» может быть допущен её поставщиком или далее по цепочке. Установить это – сфера полномочий налоговых органов. Мы же даём рынку возможность открыто обмениваться информацией о том, что по взаимоотношениям с конкретным лицом в таком-то квартале имеется признак несформированного источника вычета по НДС. В конце концов, ценность информресурса не в его максимальном наполнении «разрывами», а в самом его существовании и заинтересованности добросовестных участников рынка в него не попадать.

– Получается, нужно внимательно смотреть, с кем подписываешь договор. А насколько оперативно размещается информация о наличии «разрывов»?

– В течение рабочего дня при подтверждении наличия всех необходимых документов.

– Показывает ли ресурс информацию о «разрывах» по всей цепочке?

– Информресур не раскрывает цепочку, то есть связи покупателей и поставщиков, так как это коммерческая тайна. Но отдельно в отношении каждого из поставщиков в связанной цепочке (повторюсь, без прослеживания их связанности), если все они участники информирования, сведения о «разрыве» будут представлены.

– Насколько точны эти сведения, возможны ли ошибки и как с ними работать?

– Сведения, содержащиеся в информресурсе, на 100% отвечают достоверности и актуальности. Случай технической ошибки или опечатки, конечно, не исключён, но это мы оперативно устраним.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 5 марта 2021 г. N ЕД-7-1/173@

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ФНС РОССИИ

НА 2021 - 2023 ГОДЫ

В целях обеспечения актуализации Стратегической карты ФНС России на 2020 - 2024 гг., утвержденной приказом ФНС России от 13.12.2019 N ММВ-7-1/629@, на предстоящий 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, а также системного внедрения подходов стратегического планирования на основе программно-целевого метода приказываю:

1. Утвердить Стратегическую карту ФНС России на 2021 - 2023 годы (далее - Стратегическая карта) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Структурным подразделениям центрального аппарата ФНС России обеспечить ежегодное планирование деятельности по реализации мероприятий и контрольных событий Стратегической карты при подготовке предложений в проекты планов деятельности Федеральной налоговой службы.

3. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) и начальникам (исполняющим обязанности начальника) территориальных органов Федеральной налоговой службы довести настоящий приказ до сотрудников и обеспечить руководство им при осуществлении возложенных полномочий и планировании деятельности.

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ФНС РОССИИ НА 2021 - 2023 ГОДЫ

Миссия - высокое качество услуг и комфортные условия

для уплаты налогов при эффективном противодействии схемам

незаконного уклонения от уплаты налогов для обеспечения

справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса

Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством

Задача 1.1. Развитие сервисов для налогоплательщиков

Задача 1.2. Сохранение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг не менее 90%

Задача 1.3. Развитие ФГИС "ЕГР ЗАГС"

Снижение издержек государственного управления

Задача 2.1. Обеспечение эффективного управления процессами ФНС России.

Задача 2.2. Контроль исполнения параметров бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов

Задача 2.3. Внедрение сервиса электронного взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Задача 2.4. Создание Единого реестра населения.

Задача 2.5. Внедрение института единого налогового счета (ЕНС).

Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации

Задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов.

Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы "Налоговые расходы".

Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования "под ключ" (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества).

Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля.

Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота.

Задача 3.6. Совершенствование системы контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства РФ.

Задача 3.7. Создание системы управления рисками

Задача 3.8. Реализация Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года N 93-р

Задача 3.9. Совершенствование налогового администрирования, совершенствование инструментов, используемых в целях повышения качества налогового контроля и выполнения надзорных функций

Задача 3.10. Обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами при реализации своих полномочий

Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры

Задача 4.1. Обеспечение автоматизированного выполнения процессов управления информационной безопасностью

Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса

Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России

Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики

Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра

Укрепление и совершенствование кадрового потенциала

Задача 6.1. Повышение профессиональных и коммуникативных компетенций сотрудников налоговых органов

Задача 6.2. Развитие внутрикорпоративной культуры

приказом ФНС России

от "__" ________ 2021 года

Стратегическая карта ФНС России на 2021 - 2023 годы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 3 сентября 2010 года N ММВ-27-11/9/37

О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы

(с изменениями на 26 января 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, именуемая в дальнейшем "Росреестр", в лице Руководителя С.В.Васильева, действующего на основании Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, с одной стороны, и Федеральная налоговая служба, именуемая в дальнейшем "ФНС России", в лице Руководителя М.В.Мишустина, действующего на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, с другой стороны, вместе именуемые далее "Стороны", заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

Статья 1

Предметом настоящего Соглашения является обеспечение эффективного взаимодействия между Сторонами в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 2

При организации взаимодействия и координации деятельности Стороны руководствуются следующими принципами:

- использование информационных ресурсов Росреестра и ФНС России в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- строгое соблюдение Сторонами государственной, служебной и иной охраняемой законом тайны с учетом требований статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации;

- обязательность и безупречность исполнения достигнутых Сторонами договоренностей;

- обеспечение защиты информации и контроля доступа к информации.

Статья 3

Взаимодействие Сторон в рамках настоящего Соглашения осуществляется по следующим основным направлениям:

- выработка согласованной позиции при подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внутриведомственных и межведомственных нормативных документов по вопросам организации взаимодействия и координации деятельности;

- разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение законодательства в области кадастрового учета объектов недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в области осуществления учетных действий и в сфере налогообложения имущественными налогами;

- разработка взаимоувязанной нормативно-технической документации и взаимосогласованной нормативно-справочной информации с целью унификации процедуры идентификации объектов недвижимости и их правообладателей;

- разработка совместных инструктивных методологических документов с целью выработки и реализации единых требований к построению и развитию системы взаимодействия Сторон;

- принятие решений, направленных на создание информационных ресурсов Сторон на основе новых информационных технологий.

Статья 3.1

В рамках мероприятия федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013 N 903, предусматривающего, в том числе разработку и внедрение на территориях субъектов Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сервисов по интеграции информационных ресурсов Росреестра с информационными ресурсами ФНС России и создание на их основе информационной системы мониторинга налогообложения недвижимого имущества, Стороны обеспечивают взаимодействие по следующим основным направлениям:

создание сервиса для мониторинга прохождения форматно-логического контроля сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, представляемых в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации;

создание сервиса для верификации сведений о недвижимом имуществе и о владельцах недвижимого имущества, содержащихся в автоматизированной информационной системе, используемой ФНС России для налогового администрирования (далее - АИС), со сведениями Единого государственного реестра недвижимости;

создание сервиса для мониторинга пользователями различного уровня параметров налогообложения недвижимого имущества и прогнозирования поступления соответствующих налоговых платежей.

Выполнение вышеперечисленных мероприятий (в том числе создание программного обеспечения для функционирования сервисов) организуется ФНС России на базе существующей автоматизированной информационной системы, используемой для налогового администрирования, в объёме средств федерального бюджета, выделенных ФНС России на реализацию вышеуказанной федеральной целевой программы (в части соответствующего мероприятия).

Статья 4

В целях эффективной реализации настоящего Соглашения Стороны организуют взаимодействие и координируют свою деятельность в следующих основных формах:

- разработка и утверждение планов совместной работы;

- проведение совместных консультаций, семинаров и совещаний.

Статья 5

Взаимное предоставление сведений в рамках настоящего Соглашения осуществляется на безвозмездной основе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

В рамках настоящего Соглашения Стороны на уровне территориальных органов осуществляют регламентированное информационное взаимодействие, информационное взаимодействие по запросам, а также информационное взаимодействие в рамках эксплуатации сервисов, предусмотренных статьей 3.1 настоящего Соглашения.

Сведения передаются Росреестром по форме, утвержденной ФНС России.

Основные показатели обмена информацией (органы, участвующие в обмене, требования к форматам и структуре файлов, регламент обмена) определяются в порядке информационного обмена, который утверждается совместным приказом Росреестра и ФНС России (далее - Порядок информационного обмена).

В целях идентификации правообладателя в информационных ресурсах ФНС России и Росреестра применяется идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при условии использования средств межведомственного информационного взаимодействия между Росреестром и ФНС России (без дополнительного запроса сведений у заявителей) в части заполнения в справочном порядке данных об ИНН физического лица при ведении информационных ресурсов Росреестра.

Обмен информацией в электронном виде осуществляется с использованием сетей связи общего пользования и сертифицированных по требованиям информационной безопасности средств криптографической защиты информации. При отсутствии таких сетей связи документы могут представляться на электронных носителях.

Информация, передаваемая с использованием сетей связи общего пользования, должна быть защищена от неправомерного или случайного доступа лиц, не участвующих в ее подготовке и обработке в процессе информационного взаимодействия.

Статья 6

Росреестр в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, представляет регламентированную информацию в ФНС России:

сведения о недвижимом имуществе;

сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним;

сведения о владельцах недвижимого имущества.

По соглашениям Сторон, планам мероприятий, согласованным Сторонами, протоколам совещаний и (или) информационного обмена с участием Сторон может предусматриваться дополнительный информационный обмен иными имеющимися у Сторон сведениями с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и исключительно в объеме, необходимом для реализации возложенных на Стороны задач и функций.

Статья 7

Информация, представляемая ФНС России в Росреестр:

на федеральном уровне - сведения о суммах поступлений по местным налогам по уровням бюджетной системы в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации (форма N 1-НМ), при необходимости по запросу;

на федеральном уровне - сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в электронном виде в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.";

Статья 8

Предоставление Росреестром по запросам налоговых органов сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и изданных в соответствии с указанным федеральным законом нормативных правовых актов.

Запросы, направляемые в соответствии со статьей 6 Соглашения в целях уточнения ранее предоставленной информации, а также иные запросы, кроме указанных в абзаце первом настоящей статьи, оформляются в письменном виде на бланке запрашивающей стороны в произвольной форме с учетом требований настоящей статьи и заверяются на федеральном уровне подписью руководителя ФНС России, руководителя Росреестра или их заместителей, на территориальном (региональном) уровне - руководителя (начальника) территориального органа, учреждений, наделенных отдельными полномочиями органа регистрации прав, или их заместителей. Указанные запросы исполняются в течение четырнадцати рабочих дней со дня их поступления, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации.

Запросы, направляемые в соответствии со статьей 6 Соглашения в целях уточнения ранее предоставленной информации, а также иные запросы, кроме указанных в абзаце первом настоящей статьи, должны содержать следующую информацию:

- основание и суть запроса;

- сведения о правообладателе, в отношении которого запрашивается информация (для физических лиц: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства и (или) пребывания, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, ИНН (при наличии); для юридических лиц: полное наименование, ИНН, КПП, ОГРН, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, дата государственной регистрации, наименование органа, осуществившего такую регистрацию);

- сведения об объекте недвижимости (наименование, точный адрес (местоположение), кадастровый номер, площадь (при наличии - инвентарный номер, литер, этаж, номер на поэтажном плане).

Запрос может содержать приложения в электронном виде.

В случае направления запроса должностные лица с разрешения запрашиваемой Стороны имеют право:

- изучать документы и другие данные непосредственно в органе запрашиваемой Стороны с учетом соблюдения требований, установленных для сведений ограниченного доступа;

- получать копии документов, относящихся к исполнению запроса, если это не противоречит действующему законодательству.

Если запрашиваемая Сторона не имеет требуемой информации, или предоставление такой информации не допускается действующим законодательством, или данная информация была ранее предоставлена на плановой основе, то эта сторона информирует о невозможности исполнения запроса.

Налоговый орган на запрос о добросовестности контрагента отвечает (если вообще отвечает) что-то вроде: «проверить благонадежность контрагента можно самостоятельно с помощью официального сайта ФНС России). Однако сами налоговики делают выводы о недобросовестности по своим внутренним источникам информации.

В частности, при проверках широко применяется федеральный информационный ресурс «Риски». Это внутренний ресурс налоговых органов, его базу данных ведут сотрудники ФНС для служебного пользования (приказ ФНС России от 24.06.11 № ММВ-8-2/42дсп@). В арбитражной практике стали попадаться дела, где упоминается этот ресурсс.

ШАГ 1. Перепроверить данные базы «Риски»

Прежде чем разрывать партнерские отношения с контрагентом, попавшим в базу «Риски», стоит проверить его самостоятельно по общедоступным источникам информации.

ФНС России в письме от 16.03.15 № ЕД-4-2/4124 приводит перечень признаков, которые могут свидетельствовать о недобросовестности контрагента. Среди них:

— отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

— регистрация по адресу массовой регистрации;

— отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных, торговых площадей и т. д.

Проверить, есть ли у контрагента такие признаки, можно пользуясь публичными сервисами на сайте ФНС РФ (www.nalog.ru). Они находятся в разделе «Электронные сервисы». Например, в рубрике «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» (письма Минфина России от 15.02.16 № 03-01-11/7857 , от 16.02.15 № 03-01-10/6845 ).

Эти сервисы позволяют получить сведения о лицах, которым запрещено руководить организациями в судебном порядке, выявить лиц, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года, получить иную информацию.

Также компания на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ может обратиться в налоговый орган о предоставлении сведений о контрагенте, которые имеют общедоступный характер. В частности, налоговики могут поделиться сведениями о нарушении контрагентом законодательства о налогах и сборах и о задолженности перед бюджетом (подп. 1 , 3 п. 1 ст. 102 НК РФ, письма Минфина России от 20.08.13 № 03-02-08/33970 , от 16.05.13 № 03-02-07/1/17050 , от 04.06.12 № 03-02-07/1–134 ). Такой информацией инспекторы должны поделиться бесплатно ( п. 2 ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ ).

Если в результате такой самостоятельной проверки компания выявит какие-либо признаки неблагонадежности контрагента, необходимо задуматься о разрыве деловых отношений с ним. Но делать это лишь на основании данных ИР «Риски» не стоит.

ШАГ 2. Добиться, чтобы данные базы «Риски» не разглашали

С одной стороны, суды обоснованно посчитали, что данные внутреннего ресурса налоговиков не могут напрямую влиять на репутацию какой-либо компании. Они недоступны контрагентам компании и любым другим заинтересованным лицам.

Даже если такая информация появилась в акте налоговой проверки, это не значит, что проверяемая компания немедленно обязана прекратить отношения со своим контрагентом. Следовательно, права этого контрагента не нарушены.

С другой стороны, если уж база «Риски» — внутренний информационный ресурс ФНС, то налоговый орган не должен разглашать информацию, предназначенную для служебного пользования. Не следовало включать ее в акт налоговой проверки.

Существует Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в налоговых органах (утв. приказом ФНС России от 31.12.09 № ММ-7-6/728@ , далее — Положение). Документ предусматривает, что к работе с документами с пометкой «для служебного пользования» допускаются только должностные лица налоговых органов, обладающие соответствующими полномочиями ( п. 1.7 Положения ). Следовательно, информация о юридических лицах в базе данных «Риски», имеющей гриф «дсп», не подлежит разглашению.

Схожие споры ранее арбитражными судами не рассматривалась. Разъяснения контролирующих органов по данному вопросу также отсутствуют.

ШАГ 3. Исключить информацию о компании из базы «Риски»

В адрес компании пришло письмо контрагента с приложением акта выездной налоговой проверки. В акте написано, что компания включена в федеральный информационный ресурс «Риски». В связи с этим контрагент отказался от дальнейшего сотрудничества с компанией.

Компания обратилась в арбитражный суд с требованием признать действия ФНС России незаконными и обязать налоговиков исключить сведения о компании из информационного ресурса «Риски».

Суды первых двух инстанций встали на сторону ФНС России и отказали компании в удовлетворении заявленных требований. АС Московского округа также признал судебные акты, принятые судами нижестоящих инстанций, соответствующими закону ( постановление от 28.12.15 № Ф05-18124/2015 ).

В качестве основного аргумента законности принятых судебных актов суд отметил, что ведение информационного ресурса «Риски» осуществляется в соответствии с приказом ФНС России от 24.06.11 № ММВ-8-2/42дсп@ и носит гриф «для служебного пользования». Это свидетельствует о том, что данный ресурс является внутренним (непубличным) информационным ресурсом налоговых органов. Поэтому факт включения юридического лица в базу «Риски» не является основанием для признания ее неблагонадежной.

Суд также указал, что компания не представила доказательств того, что действия ФНС России по включению ее в информационный ресурс «Риски» каким-либо образом повлияли на решение контрагента об отказе в дальнейшем сотрудничестве. Решение налогового органа по результатам налоговой проверки, в отличие от акта, уже не содержало какой-либо информации о компании. На момент вынесения решения судом первой инстанции сведения о компании в базе «Риски» отсутствовали.

Если компания узнала от контрагента, что она есть в базе, в первую очередь подтвердите деловую репутацию перед ним. Подготовьте письмо с объяснениями, почему инспекторы ошибочно внесли вас в базу, подтвердите полномочия директора и подпись на первичке.

Критерии включения в базу «Риски»

По каким критериям налоговики включают компании в базу – закрытая информация. Некоторые причины можно выяснить в результате судебного процесса:

— непредставление отчетности;
— регистрация по массовому адресу;
— массовый директор или учредитель (более чем в 10 компаниях);
— численность компании (менее 3 человек);
— отсутствие основных средств и прочих активов;
— неуплата или уплата минимальных налогов при больших оборотах;
— несоответствие данных в отчетности и декларациях по прибыли и НДС;
— непредставление документов на требование;
— неявка руководителя по повестке.

Внимание! Попасть в базу рискует даже действующая организация, которая ведет деятельность и платит налоги. Причем заносят компании в список автоматически, а система не отлажена.

Читайте также: