Объединение налогов в рф

Опубликовано: 15.05.2024

Экономические системы Российской Федерации и Республики Беларусь частично объединятся с января 2021 года. Такое развитие событий предполагает программа экономической интеграции, которая была согласована в начале сентября в рамках встречи премьер-министров стран Дмитрия Медведева и Сергея Румаса. А с 2022 года планируется полное объединение налоговых систем РФ и РБ. Страны готовят единый Налоговый кодекс, единый внешнеторговый режим и единый Гражданский кодекс.

Какие налоги в Белоруссии

В Республике Беларусь установлены следующие республиканские и местные налоги:

1. налог на добавленную стоимость (НДС);

3. налог на прибыль;

4. налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

5. налог на недвижимость;

6. земельный налог;

7. экологический налог;

8. налог на добычу (изъятие) природных ресурсов.

Местными в РБ признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с настоящим Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях. Например, налог за владение собаками. Особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, применяемый в случаях и порядке, установленных Особенной частью Налогового Кодекса или Президентом Республики Беларусь:

1) налог при упрощенной системе налогообложения:

2) единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц:

Какие налоги в России

Всего в России насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. В РФ есть 5 специальных систем налогообложения и обособленно стоит новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

К федеральным налогам в РФ относятся:

  • налог на доход физических лиц (НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), раздел продукции, единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и патентная система налогообложения (ПСН).

Основные различия между налоговыми системами РФ и РБ

К различиям налоговых систем двух стран стоит отнести разные ставки налога на прибыль – 20% и 18% в РФ и в РБ соответственно. Есть различия в НДС, который идет к возмещению. В Республике Беларусь вычеты сумм налога, уплаченных налогоплательщиком при приобретении (ввозе) им товаров (работ, услуг) для производственных целей, производятся в фактических размерах, но не более сумм НДС, исчисленных по оборотам по реализации товаров (работ, услуг). Кроме того, при наличии в отчетном налоговом периоде реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке, вычету подлежат суммы налога (кроме сумм налога, уплаченных при приобретении/ввозе основных средств и нематериальных активов), определенные пропорционально стоимости этих товаров (работ, услуг) и общей стоимости товаров (работ, услуг), реализованных в отчетном налоговом периоде, за исключением стоимости товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения.

В РБ отсутствует режим ПСН, который положительно проявил себя в РФ. ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев. Также в РБ отсутствует режим налогообложения самозанятых лиц, который в РФ считается прогрессивным и на который возлагаются большие надежды. При всех различиях системы налогообложения РФ и РБ схожи и, при желании руководства двух стран, могут быть объединены и унифицированы.

В России предложили ввести единый оборотный налог
Ai825 / Depositphotos.com

Минэкономразвития России ежегодно формирует проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (п. 5-6 Правил проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83). Соответствующий проект на 2021 год 1 ведомство представило на обсуждение вчера.

При формировании проекта указанного плана были рассмотрены все предложения заинтересованных лиц независимо от формы их представления. Одним из предложений, включенных в план, предусмотрено внесение поправок в Налоговый кодекс – в главы 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ. Рассмотрим его подробнее.

Предпосылки внесения поправок

Разработку инициативы ее авторы связывают с проблемами реализации в правоприменительной практике принципа равенства налогообложения, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ. Он означает, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению.

Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. "Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование", – подчеркивается в документе.

Может ли решение налогового органа стать основанием для уплаты налога в большем размере, чем установлено законом? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ . Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Разработчики инициативы указывают, что в соответствии с главами 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ налогоплательщики на общеустановленной системе налогообложения при прочих равных условиях начисляют и уплачивают следующие дифференцированные налоги и взносы: НДС (по ставке 20% к выручке), налог на прибыль (20% к прибыли), НДФЛ (13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Причем в зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций из сфер строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения составляет примерно 24-27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из ТЭК и ритейла в 2-4 раза меньше (6-14% к выручке).

Это подтверждается не только анализом функционала, но и тем, что в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ налоговые нагрузки отраслей (без учета НДПИ и акцизов), находящихся на общеустановленной системе налогообложения, варьируют в пределах от 5% до 30%. Такое соотношение нагрузок приводит к неравенству, возникающему из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей. Кроме того, материало- и фондоемкие отрасли получают экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а трудо- и наукоемкие отрасли имеют сверхвысокую нагрузку по тем же налогам, отмечается в обосновании инициативы.

"В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт)", – считают авторы предложения. В связи с этим они предлагают кардинально перестроить систему налогообложения в России.

Суть инициированных поправок сводится к введению единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке, вместо четырех основных налогов и сборов – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ. По замыслу разработчиков, признаки и элементы нового налога будут выглядеть следующим образом:

  • налогоплательщик – организация или ИП, на чей расчетный счет поступают доходы от реализации товаров (работ, услуг) покупателям;
  • объект налогообложения – реализация товаров, работ или услуг организацией или ИП путем передачи на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг;
  • налоговая база – выручка организации от реализации;
  • налоговый период – каждое событие, связанное с реализацией;
  • налоговая ставка – 6,2%;
  • порядок исчисления налога – произведение налоговой ставки на налоговую базу.

Предусмотрены и особенности уплаты налога, а именно – безакцептное изъятие суммы налога при каждом поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей. То есть безналичное списание суммы налога при каждом поступлении денег на расчетный счет организации или ИП от покупателей, заказчиков или при инкассации наличных денег в ритейле. По мнению авторов идеи, упрощенному сбору данного налога будут способствовать современные банковские технологии.

В числе предполагаемых результатов введения единого оборотного налога указаны следующие:

  • оптимизация системы налогообложения за счет замены одним налогом четырех других – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ;
  • обеспечение реализации принципа равенства налогообложения;
  • устранение налоговой дискриминации;
  • избавление от такого явления, как теневая зарплата;
  • обеспечение максимальной простоты налогового администрирования и защиты от уклонения от уплаты налогов;
  • построение профицитного пенсионного бюджета, который позволит снять с повестки дня вопрос повышения пенсионного возраста;
  • восстановление инвестиционной активности и построение гармоничной отраслевой структуры экономики.

Реализация предлагаемой инициативы, по мнению ее авторов, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.

Позиция заинтересованных органов

Стоит отметить, что идея введения единого оборотного налога выдвигалась уже давно. Так, позиция Минфина России по этому вопросу была озвучена еще в 2006 году в ответах на вопросы интернет-конференции Президента России Владимира Путина. Тогда в целях упрощения налоговой системы России предлагалось оптимизировать налоговую систему, исключив из нее лишние налоги. Речь шла о сохранении только двух налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и введении третьего – единого оборотного налога при условии корректировки порядка распределения между бюджетами разных уровней доходов от их уплаты. Минфин России отметил, что налоговая система РФ включает в себя совокупность налогов, применяемых во многих странах мира с развитой экономикой, и предлагаемый переход на три налога может создать неоправданные трудности с наполнением доходными источниками бюджетов различных уровней. А значительные различия в налогооблагаемой базе по субъектам и муниципалитетам потребуют применения более сложного механизма перераспределения между ними собираемых налоговых доходов, подчеркнули в ведомстве. "Кроме того, произойдет неоправданное выпадение из налоговой системы имущественных и других видов налогов", – отмечалось в ответе.

Что касается ФНС России, то она не высказала свою позицию по рассматриваемому вопросу, подчеркнув в своем письме от 17 мая 2019 г. № СД-3-3/4898@ "О рассмотрении обращения", что служба не наделена правом законодательной инициативы, которым обладает Минфин России.

НК РФ находится в числе лидеров среди федеральных законодательных актов по числу ежегодно вносимых в него поправок. Помимо корректировки норм, касающихся конкретных налогов и сборов, совершенствуется и сама налоговая система страны. Так, если в момент принятия НК РФ в 1998 году было установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов, то в настоящее время их насчитывается 9, 3 и 3 соответственно (ст. 13-15 НК РФ). Однако заданный курс на оптимизацию системы налогообложения не означает, что государство готово к таким радикальным мерам, как исключение традиционных и устоявшихся в российской системе НДС, налога на прибыль, страховых взносов, НДФЛ и замена их единым оборотным налогом. Даже если законодатель посчитает такую корректировку целесообразной и возможной к осуществлению, потребуется немало времени для подготовки необходимых законодательных решений и анализа всех возможных последствий их принятия.

Согласно проекту плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2021 год рассматривать возможность внесения предлагаемых поправок в НК РФ будет Минфин России. Обсуждение проекта плана продлится до 26 августа.

1 С текстом Проекта Плана проведения ОФВ НПА на 2021 год и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 05/16/07-20/00106559).

Виды налогов и сборов в РФ включают в себя 3 категории.

Структура налогов и сборов

Организованная на понятных и прозрачных принципах система налогов и сборов служит существенным подспорьем в исполнении гражданами и юридическими лицами своих обязанностей по внесению обязательных платежей.

Ст. 72 Конституции РФ относит установление принципов налогообложения к совместному предмету ведения центра и регионов. В связи с этим обстоятельством, возникают вопросы, касающиеся порядка разграничения платежей, поступающих в разные бюджеты.

Другой проблемой служит иерархия актов, которые принимают федеральные, региональные и местные власти в налоговой сфере. Основные возможные коллизии разрешаются нормами главы 2 НК.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации включают 3 звена. К ним относятся следующие элементы системы:

  • федеральные обязательные платежи;
  • региональные налоги и сборы;
  • платежи, установленные на территории муниципальных образований.

В число первых входят платежи, установленные на территории всей страны. Ко вторым относятся налоги и сборы, подлежащие уплате проживающими в том или другом регионе лицами. В случае с местными платежами, соответствующая обязанность распространяется на резидентов этого муниципалитета.

Критерием для разграничения выступает не тот бюджет, в который перечисляется платеж, а территория на которой действуют установленные правила, определяющие элементы налога и сбора.

Конкретные виды налогов и сборов, входящих в каждый элемент системы, могут меняться путем корректировки законодательства РФ.

Закон запрещает устанавливать какие-либо дополнительные платежи, кроме предусмотренных в НК. В противном случае, существовал бы риск хаотичного развития системы налогов и сборов. Это бы существенно затруднило реализацию принципов свободы экономической деятельности.

Федеральные налоги и сборы

Обязательные платежи, внесение которых должно осуществляться в бюджет центра, установлены в ст. 13 НК. В их число входят:

  • НДС;
  • все предусмотренные в РФ акцизы;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • сборы, связанные с пользованием объектами животного мира, а также объектами водных биоресурсов;
  • все виды госпошлины.

Все эти платежи отнесены к общенациональному уровню по причине того, что решения по их установлению связаны с реализацией федеральной фискальной и экономической политики. Предполагается, что централизация позволит добиться наиболее эффективного управления в указанных сферах.

Главным принципом этой части системы налогов служит единство правил на всей территории государства. Субъекты, проживающие на территории любого региона или муниципалитета в России, вносят обязательные платежи, основные элементы которых (ставка, объект налогообложения, расчетный период, база, порядок расчета, а также уплата и ее сроки) имеют идентичные характеристики.

Из этого правила существует единственное исключение. Они касаются системы специальных налоговых режимов для лиц, соответствующих определенным критериям. Их перечень приведен в ст. 18 НК. К таким режимам относится единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, патенты, а также соглашения о разделе продукции.

Региональные налоги и сборы

Перечень налогов, отнесенных к региональному уровню системы, включает налог на прибыль организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес. Все эти платежи отличает то, что их отдельные элементы отражают специфику субъектов РФ.

Хорошим примером служит налог на игорный бизнес. Действующий закон разрешает осуществление такой деятельности только в отдельных регионах. По этой причине, нет необходимости закреплять правила налогообложения для таких лиц на территории остальной страны.

Транспортный налог также связан со спецификой регионов. Им предоставлено право самостоятельно решать вопрос о количественных показателях налогообложения. Это объясняется различной плотностью транспортного потока, а также степенью развития альтернативных способов перемещения в субъектах РФ.

Местные налоги и сборы

К числу платежей, устанавливаемых решениями органов власти на местном уровне, относят торговый сбор, земельный налог, а также налог на имущество физических лиц.

Как и в случаях с региональными налогами и сборами, критерием для передачи их на локальный уровень служит близость объектов налогообложения. Экономическое положение каждого муниципалитета может существенно отличаться.

В частности, критерием для размера земельного налога и налога на имущество физических лиц выступает кадастровая стоимость участков и недвижимости. Она связана с рыночной ценой. Поэтому считается, что местные власти гораздо более точно и быстро примут соответствующие обстановке решения. А если соответствующие правомочия оставить у государственной власти, то процесс регулирования существенно усложнится.

Полномочия органов государственной и муниципальной власти по установлению обязательных платежей

Действующее законодательство устанавливает основной принцип, по которому принимаются акты, устанавливающие обязанности уплаты налогов. Это возможно только на основании соответствующих решений представительный органов муниципальной и государственной власти.

Для этого есть 2 основные причины. Первая является политической и заключается в том, что члены представительных органов получают мандат доверия от граждан на выборах. Второй причиной служит важность обеспечения простой и прозрачной системы налогов, чему помешало бы большое число ведомственных актов, устанавливающих эти платежи.

В отличие от общей иерархии актов, которая предусматривает подчинение региональных актов федеральным, а муниципальных региональным, НК вводит 2-звенную структуру.

Особенностью такой системы является определение базовых параметров платежей на федеральном уровне, а остальных - на региональном и местном.

При этом, законодательство субъектов РФ и решения муниципалитетов по налоговым вопросам не предусматривают подчинение последних первым.

Полномочия федеральных органов власти

Несмотря на то, что основы системы налогов в России предполагают разделение по уровня, центр обладает весьма широкими полномочиями. Помимо установления всех элементов федеральных платежей, ему предоставлено право принимать базовые нормы, касающиеся налогов и сборов на остальных уровнях.

Обязательным основанием для возникновения обязанностей по их уплате является включение последних в налоговый кодекс. В базовом документе определяется часть обязательных элементов налогов и сборов (все не отнесенные к полномочиям региональных и местных властей).

Все законы, принимаемые Государственной Думой, должны носить характер поправок в НК.

Полномочия региональных и местных органов власти

Региональным парламентам (думам, законодательным собраниям и др.) предоставлено право принимать законы по налоговым вопросам в рамках, которые предусматривает НК.

По общему правилу, представительные органы в субъектах РФ вправе принимать решения о налоговых ставках, а также о порядке и сроках их внесения в бюджет, если такие положения не были установлены нормами НК. Кроме того, региональным парламентам может предоставляться право установить льготы и особенности определения налоговой базы. При этом, должны соблюдаться рамки, заданные НК.

Если в субъекте РФ отсутствует деление на муниципалитеты (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), вопросы, касающиеся местных налогов, решаются представительными органами регионов.

Решения об установлении местных налогов и сборов принимается представительным органом муниципалитета, на основании требований НК. На этом уровне решению подлежат вопросы, аналогичные для региональных налогов и сборов.

Предполагается, что налог на недвижимость должен заменить два налога - на имущество и на землю. Законопроект устанавливает основные элементы налога: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставка, минимальная необлагаемая сумма, которая может быть увеличена решением местных властей. Законопроект предполагает приближение оценки недвижимости к рыночной (кадастровой) стоимости с применением массовой оценки.

Отметим, что предложенная максимальная ставка налога - 2 процента от кадастровой стоимости. Сейчас налог на имущество рассчитывается по ставке не более 2,2 процента от среднегодовой стоимости имущества (конкретную ставку устанавливают субъекты Федерации). Налоговой базой налога на землю признается кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Конкретные размеры налоговых ставок устанавливаются представительными органами муниципальных образований.

Сегодня налоги на имущество и земельный обеспечивают всего 7 процентов бюджетных доходов, подчеркивалось на слушаниях в Совете Федерации. Собираемая сумма этих налогов не покрывает расходные обязательства региональных и муниципальных бюджетов, отметили сенаторы. Отчасти это связано со значительными налоговыми льготами, которые предоставляются на федеральном уровне как организациям, так и физическим лицам. В результате региональные бюджеты лишаются значительных доходов.

Несовершенен и нынешний порядок определения налоговой базы для исчисления налогов на имущество как юридических, так и физических лиц. Проводимые налоговые проверки показывают, что, несмотря на многолетний опыт налогообложения имущества, имеется много объектов, налогом не облагаемых. Это и подтвердил эксперимент в Великом Новгороде. По данным налоговых органов этого города, сплошная инвентаризация и учет объектов недвижимости позволили увеличить налоговую базу по этому налогу на 30 процентов.

Эта тема приобрела особую актуальность после того, как Владимир Путин в Бюджетном послании обратил внимание на этот налог. Правда, в выступлении президента речь шла о налоге на имущество граждан. "Необходимо принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне", - заявил президент. Он подчеркнул, что этот налог должен обеспечивать более справедливую систему налогообложения имущества.

Более подробно о том, каким будет новый налог, рассказал заместитель министра финансов Сергей Шаталов в интервью газете "Известия". "Наша идея в том, - пояснил замминистра, - чтобы перейти к налогообложению на основе стоимости, приближенной к рыночной, резко уменьшив при этом ставки налога". Напомним, что сейчас налог рассчитывается на основе оценки БТИ.

Опасения, что новый налог сделает московские квартиры "золотыми", безосновательны, утверждает Сергей Шаталов. Местные власти смогут предоставлять различные льготы для пенсионеров, военных, инвалидов и других категорий граждан. "При этом будет предусмотрена система необлагаемого минимума, - говорит С. Шаталов. - Например, 15 метров на человека не облагается налогом, а все, что сверх этой суммы, облагается". При этом замминистра не уточнил, имеется в виду жилая или общая площадь квартиры.

Что касается ставки налога, то, по словам Сергея Шаталова, они должны быть значительно снижены по сравнению с действующими и составлять сотые доли процента. Конкретный размер необлагаемого минимума также еще только подлежит определению на местном уровне.

Законопроект о едином налоге на недвижимость будет внесен в Госдуму не ранее 2009 года. Учитывая длительность процедуры принятия и невозможность ухудшать положение налогоплательщиков задним числом, он начнет действовать только в 2010-м или 2011 году, подчеркивает минфин.

Эксперты тем не менее высказывают опасения, что для многих жителей центра Москвы (а возможно, и Санкт-Петербурга) и других престижных районов и такой налог окажется непосилен. Председатель налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина заметила, что было бы несправедливо проводить рыночную оценку жилья в условиях, когда "все расходы на строительство завышены". Кроме того, непродуманный налог на недвижимость может стать дополнительным препятствием для развития ипотеки. Процесс приватизации жилья, по мнению депутата, тоже может замедлиться из страха перед налогом.

На повестке дня важный документ о дополнительных планах ФНС России. Я уже я уже рассказывал вам про Планы ФНС России на 2021 год, про АИС «Налог-3». Сегодня поговорим о «дополнениях».

Приказ ФНС России от 05.03.2021 №ЕД-7-1/173@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2021 — 2023 годы»

Господин Егоров в своих многочисленных выступлениях объявил нам следующее:

  • налоговые органы превратятся в цифровую компанию по обслуживанию налогоплательщиков;
  • налогоплательщики смогут спокойно работать и зарабатывать деньги, не связываясь ни с какой отчетностью. Налоговики смогут контролировать каждый рубль, они самостоятельно будут считать за налогоплательщика, какие налоги он должен заплатить. А уже на следующем этапе государство сможет взыскивать налоги буквально с каждой транзакции. Это уже объявлено;
  • объявлено, чтобы налоговые органы стали работать таким образом, что они были даже незаметны для налогоплательщиков;
  • сервисы должны быть очень простыми для всех налогоплательщиков как для физических лиц, так и для юридических лиц. Чтобы можно было без проблем отчитаться, зарегистрироваться, вести деятельность и прочее. То есть чтобы не было никаких препятствий на пути к тому, чтобы деньги в бюджет поступали беспрепятственно;
  • введена отдельная программа, которая должна приучить налогоплательщиков платить налоги и сделать так, чтобы они согласились, что это нормально. Именно этому посвящена налоговая система «Налог на профессиональный доход», где налоговые ставки низкие, а зарегистрироваться можно за 5 минут.

Какие цели преследуют налоговики?

1.Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.

2.Снижение издержек государственного управления.

3.Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.

Например, «задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов». Чтобы все взыскивалось с вас в автоматическом режиме.

«Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы «Налоговые расходы». Зачем она нужна? Ты деньги потратил? Вау! А где ты их взял? А почему налоги не заплатил, уважаемый «физик», ИП-шник или организация? Вот для чего нужна эта подсистема.

«Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования «под ключ» (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества)». Тут Россия впереди планеты всей, и она готова делиться своим опытом.

«Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля».

Разрабатывается целая платформа, чтобы узнать и контролировать, как ты, бизнесмен, работаешь и как ты платишь налоги, и как ты там осуществляешь транзакции и правильно ли ты ставишь НДС к вычету.

«Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота».

Чтобы все было стандартизировано. И в качестве первого шага будут полностью стандартизированы счета-фактуры, которые будут только в электронном виде. Вы понимаете, к чему это приведет.

Вернемся к целям.

4.«Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры».

Егоров заявил, что от них ничего никуда не уйдет.

5.«Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса».

Что значит, равные условия ведения бизнеса? И здесь тоже процитирую задачи.

«Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России».

Все малое и среднее предпринимательство уравняют, все будет хорошо. И еще будут поддерживать.

«Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики».

И тут тоже будут взиматься налоги. НДС вы с этого платить не будете, но налог на прибыль и НДФЛ — будете. Условия для развития блокчейн-технологий будут созданы в 2021 году.

«Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра».

Это отдельная тема. Все нормально, вся биометрия уже законами предусмотрена.

Давайте углубимся в цели Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы.

«Создание цифровой платформы оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России»

В качестве критериев оценки будут использоваться:

«Количество кредитных организаций — участников информационного взаимодействия в режиме онлайн в целях сокращения издержек бизнеса для оценки риска при оказании налогоплательщикам финансовых услуг и предоставления мер поддержки».

Что будет сделано в 2021-2023 годах

Естественно, у налоговиков все будет как на ладони. В 2021 году все будет разработано, в 2022 году будет введено в опытную эксплуатацию, а с 2023 года — в промышленную. Во время опытной эксплуатации 60 коммерческих банков будет охвачено этим делом, при введении в промышленную эксплуатацию — 100. Поэтому ждем начала 2022 года.

Будет усовершенствована процедура регистрации ИП-шников. Я уже сказал, что налоговики сделают все возможное, чтобы налоговые органы стали незаметны для вас. Чтобы вы могли быстро зарегистрироваться, быстро платить налоги с каждой транзакции и чтобы вы могли спокойно работать и зарабатывать деньги. Государство эти деньги взыщет с вас самостоятельно. Вам со временем больше ни о чем не придется беспокоиться.

Отдельно будет введена в промышленную эксплуатацию система по борьбе с преднамеренным и умышленным банкротством. Эта система будет введена в опытную эксплуатацию уже в этом году. А начиная с 2022 года, она будет введена в промышленную эксплуатацию.

Также вводится система по так называемому налоговому мониторингу. Налоговики будут погружаться во «внутренности» компаний, и, что называется, отслеживать каждую операцию, каждую транзакцию по следующим критериям:

  • по НДС;
  • по акцизам;
  • по налогу на прибыль;
  • по НДПИ.

Короче, по абсолютно всем критериям.

Пока под эту раздачу попадут только крупные компании. У которых совокупные налоги составляют больше 300 млн рублей, оборот больше 3 млрд рублей и активов тоже больше 3 млрд рублей. И даже среди таких компаний под контроль в 2021 году попадут только 9 %, в 2022 — 10 %, в 2023 году — 11 % налогоплательщиков.

Но Егоров в своем интервью на 1 канале объявил, что в будущем налоговики, когда все это заработает, научатся взыскивать налоги с каждой транзакции по каждому бизнесмену.

В апреле этого года будет запущен супер-сервис «Рождение ребенка». Это хороший сервис, на самом деле. Также будет запущен хороший сервис, когда вы взяли кредит в банке на покупку квартиры, налоговики должны будут возвращать вам НДФЛ в автоматическом режиме. Там тоже поэтапная трехфазная программа разработана.

Запланировано много всего, эти планы расписаны на 90 страницах. Давайте еще кое-какие вещи вам расскажу.

На базе АИС «Налог-3» будет создана платформа, где вся бухгалтерская отчетность будет систематизирована и автоматизирована. И будет еще одна платформа, которая позволит иметь доступ ко всей информации, собранная на нас с вами, и на нашу бухгалтерскую отчетность другими ведомствами и министерствами, чтобы они могли посмотреть, как мы там живем.

Создан сервис предоставления банками сведений по начисленным процентам на банковские вклады, который заработает с апреля 2021 года. И налоговики смогут видеть, какие проценты по банковским вкладам вы получили и взыскивать с вас налоги в автоматическом режиме.

Про Единый реестр населения и унификацию налогоплательщиков

Это совершенно замечательный сервис. Потому что, с точки зрения налоговых органов, это пойдет нам во благо. Они будут видеть все о нас. Всех поставят в равные условия, с точки зрения налоговых органов. Нам от этого будет только хорошо.

Все эти системы планируется использовать во благо. Но вы, наверное, догадываетесь, как их можно использовать еще и во вред. Поэтому посмотрим, как это все будет происходить. Единый реестр населения заработает уже в этом году.

По ИП-шникам будут активно разрабатывать единый портал. Также разработают единый налоговый счет для всех налогоплательщиков. И с 2023 года все юридические лица смогут иметь единый налоговый счет. Можно заранее загонять туда деньги, а налоговики сами будут платить все налоги. Этот сервис окончательно заработаете в 2023 году. Запускать этот сервис будет Управление по работе с заложенностью, а законопроект подготовлен Минфином России и направлен на рассмотрение Правительства.

Также у нас потихонечку вводится прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ. Сейчас это запускается в опытную эксплуатацию, а с 1 апреля 2022 года все это ПО по автоматическому взиманию НДФЛ и по автоматическим расчетам прогрессивной шкалы, будет запущено в промышленный оборот.

Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@

Будет резко расширено международное взаимодействие. И наши налоговики будут делиться успешным опытом с другими странами. Будет осуществляться автоматический обмен данных с органами правопорядка, в том числе с ФСБ. И в опытную эксплуатацию это будет запущено в 2021 году. А в 2022 году система обмена данными с правоохранителями будет запущена в промышленную эксплуатацию, в том числе в части, касающейся регулирования валютного рынка.

Речь идет о соглашении об информационном обмене между ФНС России и ФСБ России. И самое главное, что будут побеждены схемы. Вот, по мнению налоговиков, является главным в борьбе за деньги налогоплательщиков. И здесь, в части, касающейся того, как победить схемы, налоговики ссылаются на Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@. И в 2021 году запускается в опытную эксплуатацию прикладное ПО аналитических инструментов для целей контрольной работы в рамках единой информационно-аналитической подсистемы АИС «Налог-3». И здесь будет введено несколько, а конкретно, 5 технологических процессов.

  1. «Взаимодействие налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в отношении потенциальных участников схем».
  2. «Анализ налоговой отчетности и окружения налогоплательщика в целях выявления кооперации, подконтрольности, согласованности действий».
  3. «Управление рисками контрольно-надзорной деятельности».
  4. «Управление типологией схем уклонения от уплаты налогов».
  5. «Ведение реестра паспортов рисков налогоплательщиков, возникающих в ходе проведения камеральных налоговых проверок».

И весь этот запуск делится на 4 очереди. И, например, в первую очередь входит «Единая информационно-аналитическая подсистема (ЕИАП) в части модуля „Досье проверки“ информационно аналитической системы контрольного блока». То есть автоматическое создание досье на каждого налогоплательщика в части камеральных проверок. Еще выйдет система управления рисками, разработка программного обеспечения с целью создания и тестирования профилей рисков. Визуально-сетевой анализ загрузки основных источников.

Какой будет визуально-сетевой анализ загрузки основных источников?

Первая очередь. АБД — Анализ банковской деятельности. Это то, что происходит у вас в банке, сколько тратите, сколько получаете.

ЦУН — прикладная подсистема «Централизованная система учета налогоплательщиков» АИС «Налог-3». Здесь же будет осуществлена подгрузка ЦУН, ЦСР и НБО.

ЦСР — прикладная подсистема «Централизованная система регистрации» АИС «Налог-3».

НБО — налоговая и бухгалтерская отчетность.

И все это на первом этапе загружается в визуально-сетевой анализ, чтобы потом искусственный интеллект все это типировал, обрабатывал и выдавал налоговикам предположительно схему ухода от уплаты налогов. Не верите? Цитирую:

«- типизация схем уклонения: реализация функций по созданию шаблонов схем (на основе существующих и экспертных);

— реестра рисков: интеграция реестра рисков с результатами расчета рисков в части КНП, интеграция АРМ-методолога и реестра рисков в части КНП».

Мы с вами понимаем, что уже первой очереди достаточно, чтобы мы задумались над необходимостью легальной работы.

Вторая очередь:

  • «досье проверки: чат и форум;
  • система управления рисками: проектирование проверки рисков СУР в „песочнице“ ЕИАП;
  • типизация схем уклонения: поиск схем на основе шаблонов (экспертные правила) в части КНП;
  • визуально-сетевой анализ: разработка части АРМ по управлению связями, в т.ч. оценки их эффективности в ВСА».

Также будет еще и третья очередь. Много всего перечислено. Но один пункт все-таки назову. На каждого налогоплательщика будет создано досье проверки.

«В досье проверки: реализация системы уведомлений пользователей (новое событие, приближается срок исполнения, просрочено); реализация автоматического назначения задания инспектору».

В этом документе 19 страниц и я не вижу ни малейшей возможности это как-то более-менее расшифровать в этой статье. А этот 19-страничный документ расшифровывает только один из пунктов плана, который направлен на борьбу со схемами в 2021-2023 году. В январе 2021 года это введено в промышленную эксплуатацию, потому что приказ от 2020 года.

Про электронный документооборот

Вернемся к ПриказуФНС России от 05.03.2021 № ЕД-7-1/173@. Все счета-фактуры в электронной форме. Это ПО первой очереди будет введено в промышленную эксплуатацию, и в 2021 году 10 % налогоплательщиков перейдут на электронный документооборот. В 2022 году — 20 %, а к 2023 году — минимум 50 %.

Но, зная, как работает господин Егоров¸ я вас уверяю, все это произойдет гораздо быстрее.

Также будет разработана платформа по открытости перед властями и организовано межведомственное взаимодействие. Министерства и ведомства всей этой информацией смогут пользоваться. Чтобы все это заработало, налоговики будут выпускать разъясняющие письма о том, как все эти системы будут работать. И в 2021 году запланировано выпустить не меньше 230 писем ФНС России, в 2022 году — не меньше 240, а в 2023 году — не меньше 250 писем с разъяснениями для налогоплательщиков.

Отдельно будет организовано межведомственное взаимодействие, и разработано соответствующие соглашения с правоохранительными органами в борьбе по неуплате налогов. Я уже говорил про ФСБ, плюс к ним присоединятся и иные правоохранительные органы.

«Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительным и органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Тут несколько блоков написано, что и как будет сделано в 2021-2023 годах с каждым конкретным органом.

Отдельно блок Плана предназначен для полной легализации сельскохозяйственных, транспортных и логистических компаний. Все грузоперевозки будут на 100 % легализованы и взяты под автоматизированный контроль.

Дальше идет раздел про НПД-шников, и что это программа автоматического взыскания налогов будет расширена на дополнительные категории налогоплательщиков, в том числе, всю торговлю и рынки. Петрушку бабушка на рынке продает — с этого тоже собираются брать налоги.

Отдельный бок посвящен легализации криптовалюты на территории России. Точнее, она уже легализована № 259-ФЗ. И в 2022 году вам придется сдавать отчетность и платить налоги с криптовалюты. Но налоговики для себя поставили задачу развития АИС «Налог-3» в части получения сведений от юридических и физических лиц об операциях с цифровой валютой, а также сведений от крпитобирж. И они будут получать сведения от криптобирж, контролировать вход в цифру, выход из цифры, вход в биток, выход из битка, чтобы в автоматическом режиме взыскивать с вас налоги.

Ну и, конечно же, налоговики будут заботиться о повышении качества услуг. В планах написано, что налогоплательщики будут удовлетворены качеством работы налоговых органов не менее чем на 90 %.

Также будет организована работа по повышению престижа государственной гражданской службы в ФНС России среди молодежи, школьников, студентов, выпускников вузов. То есть налоговики будут поднимать престиж работы на государство.

Также будет организована работа по созданию системы управления талантами, и организация мониторинга гражданских служащих в период прохождения гражданской службы. То есть налоговики будут привлекать таланты в свои ряды.

«Организация работы по планированию найма и отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы в налоговых органах».

Короче, благодаря всему этому планируется резко поднять качество работы налоговиков. Ну, разве не шикарный план: организация работы по разработке и внедрению единой корпоративной культуры ФНС России. Вы же не против, чтобы налоговики ввели свои этические стандарты и ввели единую корпоративную культуру? И чтобы мы с вами больше чем на 90% были удовлетворены деятельностью налоговых органов и гордились тем, какая качественная у нас налоговая инспекция.

Вывод

Шутки шутками, а это план. И давайте скажем честно, с точки зрения государства, налоговый орган — это фискальный орган. Что такое налог? Налог — это безвозмездный платеж в пользу государства. То есть государство вам за это ничего не должно, в виде безвозмездно отчуждаемого у вас имущества, денег и всего остального.

И вот в части, касающейся именно фискальной цели, налоговики работают великолепно и работают с каждым годом все лучше и лучше. Любой премьер-министр и президент должны гордиться качеством работы такого ведомства. Цифровизация, ИИ, мгновенное обслуживание, личные кабинеты, единые правила игры для всех налогоплательщиков, контроль каждой копейки и взыскание налогов с каждой транзакции, биткоины под контролем, все электронные деньги под контролем, государство эмитирует электронную валюту, которая будет оцифрована. Все полностью под контролем. Любое государство, конечно, должно гордиться таким налоговым органом. И естественно, мы, как налогоплательщики, тоже должны гордиться нашими налоговыми органами.

Другое дело, что хотелось бы, чтобы кроме налоговых органов и другие министерства и ведомства, которым предписано о нас заботиться, заботились о нас также качественно, как налоговики. Хочется, чтобы у нас была лучшая в мире медицина, лучшие в мире дроги, образование, социальное обеспечение, лучшее в мире отношение к молодым людям, которые получают среднее и высшее образование. Чтобы все было таким же качественным, как взыскание налогов. Хотелось бы, чтобы это было все уравновешено.

Пока мы с вами, по моему мнению, наблюдаем однобокость.

Совершенствуются механизмы контроля, взыскания и наказания, но почему-то государство забывает точно также усовершенствовать механизмы заботы о своих гражданах. И напрочь забывает усовершенствовать механизмы честного распределения бюджетных денег.

Хочется, наверное, чтобы вторая сторона медали тоже была направлена на заботу о нас с вами, а не против нас.

Что вы думаете, о том, что я рассказал? Выскажитесь, пожалуйста, в комментариях.

Читайте также: