О введении продовольственного налога

Опубликовано: 20.09.2024

Война за хлеб, начинавшаяся в 1918 году введением продовольственной диктатуры, подходила к концу. Она могла закончиться намного раньше, если бы поставки продуктов питания продолжались на минимально необходимом уровне. Вопрос о введении стабильного налогообложения, вместо конфискаций, поднимался уже в апреле 1918 года.

В "Очередных задачах Советской власти", опубликованных 28 апреля 1918 года, В.И.Ленин писал: "Но, чтобы стать сильнее и чтобы прочнее встать на ноги, мы должны перейти к этим последним приемам, мы должны заменить контрибуцию с буржуазии постоянным и правильно взимаемым поимущественным и подоходным налогом, который даст больше пролетарскому государству и который требует от нас именно большей организованности, большего налажения учета и контроля."

Однако эти планы рухнули после захвата противниками Советской власти самых богатых хлебных районов. Вместо правильного налогообложения пришлось прибегнуть к конфискациям. Через полгода после установления "продовольственной диктатуры" была предпринята попытка введения натурального налога.

30 октября 1918 года ВЦИК утвердил декрет "Об обложении сельских хозяев натуральным налогом в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов".

Однако для осуществления этого решения требовался мощный аппарат, для создания которого не было людей. Таким образом, вместо натурального подоходного дохода, 11 января 1919 года была введена продразверстка, которая раскладывалась по губерниям.

На X съезде РКП(б) В.И.Ленин напомнил делегатам: "Закон о налоге датирован 30 октября 1918 года. Он был принят — этот закон, вводящий натуральный налог с земледельцев, — но в жизнь он не вошел. За его объявлением последовало в течение нескольких месяцев несколько инструкций, и он остался у нас непримененным.

С другой стороны, взятие с крестьянских хозяйств излишков означало такую меру, которая в силу военных обстоятельств была нам навязана с абсолютной необходимостью, но которая сколько-нибудь мирным условиям существования крестьянского хозяйства не отвечает."

После многих месяцев ожесточенных боев с белогвардейцами, завершившихся убедительными победами, идея замены продразверстки натуральным налогом была предложена Ю.Лариным и Л.Д.Троцким в феврале 1920 года. Год спустя они с определенной иронией напоминали своим товарищам о своих предложения, которые могли бы предотвратить многие восстания, но в условиях еще незаконченной войны Ленин на эти уступки идти не захотел.

О введении продовольственного налога снова заговорили в феврале 1921 года в разгар многочисленных крестьянских восстаний и петроградских забастовок. Вопрос о замене продразвёрстки продналогом был рассмотрен на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 8 февраля 1921 г. по докладу Н.Осинского (В.В.Оболенского) "О посевной кампании и положении крестьянства".

16 февраля 1921 г. Политбюро решило открыть дискуссию "О замене развёрстки продналогом". Первые статьи на эту тему были опубликованы в "Правде" 17 и 26 февраля. В извещениях о созыве X съезда от 12 и 20 декабря 1920 года никаких упоминаний о продналоге еще не было.

Однако уже при открытии съезда 8 марта 1921 года председательствовавший сообщил об изменении порядка дня: "Пункт 5-й - очередные задачи хозяйственного строительства - мы предлагаем в этой формулировке выбросить, заменив его двумя пунктами: 1) обсуждением вопроса о продразверстке и продналоге и 2) докладом комиссии, избранной ЦК, по вопросу о топливном кризисе."

В отчетном докладе В.И.Ленин разъяснил: "Это дело самое важное для нас. дать крестьянину возможность известной свободы в местном обороте, перевести разверстку на налог, чтобы мелкий хозяин мог лучше рассчитать свое производство и сообразно с налогом устанавливать размер своего производства."

Отвечая на замечания о недостаточной подготовленности отмены продразверстки, Председатель Совнаркома сказал: "Кто-то из ораторов, кажется, Рязанов, упрекнул меня лишь в том, что налог явился будто бы в моей речи откуда-то сразу, не будучи подготовленным обсуждением. Это неправильно. Я удивляюсь только, как перед партийным съездом ответственными товарищами делаются такие заявления. Дискуссия о налоге была открыта несколько недель тому назад в "Правде"."

Ленин не скрывал, что переход к натуральному налогу, расширяет рамки всячески ограничивавшейся частной торговли.

Он говорил: "Можно ли это сделать, теоретически говоря, можно ли до известной степени восстановить свободу торговли, свободу капитализма для мелких земледельцев, не подрывая этим самым корней политической власти пролетариата? Можно ли это?

Можно, ибо вопрос — в мере. Если бы мы оказались в состоянии получить хотя бы небольшое количество товаров и держали бы их в руках государства, в руках имеющего политическую власть пролетариата, могли бы пустить эти товары в оборот, - мы бы, как государство, к политической власти своей прибавили экономическую власть."

В.И.Ленин поставил вопрос не просто о налоговой реформе, но и о частичной денационализации и реформе кооперации. Характерно, что многие оппозиционные группы, спорившие с официальными докладчиками, возражать против замены продразверстки продналогом не стали. По итогам дискуссии были приняты три коротких решения. Отмена разверстки была оформлена в виде соответствующей резолюции из 9 пунктов.

В ней говорилось: "1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельцем своими хозяйственными ресурсами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. 8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота."

С отменой продразверстки была связана резолюция о кооперации, предложенная Лениным: "Ввиду того, что резолюция IX съезда РКП об отношении к кооперации вся построена на признании принципа разверстки, которая теперь заменяется натуральным налогом, X съезд РКП постановляет: Указанную резолюцию, отменить.

Съезд поручает ЦК выработать и провести в партийном и советском порядке постановления, которые бы удучшали и развивали строение и деятельность кооперативов в согласии с программой РКП и применительно к замене разверстки натуральным налогом".

Таким образом, детализация намеченной реформы целиком зависела от правительства. Еще короче была резолюция, предложенная Е.А.Преображенским: "Съезд поручает пересмотреть в основе всю нашу финансовую политику и систему, тарифов и провести в советском порядке нужные реформы".

Официально продразверстка была отменена декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года.

Рамки будущего натурального налога устанавливались согласно резолюции X съезда РКП(б):

"2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения.

Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема по мере того, как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентов или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева - крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом, получают льготы по выполнению натурального налога."

Важным пунктом была отмена круговой поруки, широко использовавшейся в дореволюционном налогообложении и в рамках продразверстки:

"7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется."

28 марта Совнарком принял декрет "О размере продовольственного натурального налога на 1921-1922 гг.", в котором говорилось:

"Вместо 423 миллионов пудов зерновых продуктов, которые должны были быть собраны в 1920 - 21 гг. с территории Республики, не считая Украины и Туркестана, путем государственной разверстки, установить во исполнение Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о замене разверстки налогом (Собр. Узак., 1921, № 26, ст. 147) размер продовольственного натурального налога на 1921-22 гг. в сумме не свыше 240 миллионов пудов зерновых продуктов при среднем урожае.

Совет Народных Комиссаров постановляет в ближайший же срок опубликовать во всеобщее сведение точные ставки налога применительно к урожайности по отдельным губерниям, а равным образом порядок, сроки и способы взимания этого налога."

Вслед за декретами РСФСР были приняты аналогичные решения в других Советских республиках. 27 марта чрезвычайная сессия Всеукраинского ЦИК приняла решение о замене продразверстки продовольственным налогом, а уже 29 марта правительство УССР издало декрет о нормах и размере налога.

В Азербайджане продразверстку отменили в мае 1921 года. Немедленных результатов от реформы никто не ожидал. Крестьянам еще предстояло оценить выгоды новой системы налогообложения по сравнению с продразверсткой.

В разных регионах величина льгот оказалась различной. На Алтае в результате неурожая продналог оказался таким же разорительным, как и продразверстка. В Кабарде натуральный налог получился в три раза меньше продразверстки. Поневоле приходилось корректировать "продналоговую кампанию".

Однако поворот от конфискаций к стабильным налогам был уже необратимым. На смену войне пришел мир, основы которого были заложены в 1917 году.


1. Ю.А.Поляков. К вопросу о содержании и этапах аграрной революции в СССР. Вопросы истории. 1962. № 8.

2. Ю.А.Поляков. Ещё раз о некоторых вопросах истории аграрной революции. Вопросы истории. 1963. № 2.

3. Ю.А.Поляков. Некоторые вопросы перехода к нэпу. Вопросы истории КПСС. 1963. № 12.

4. Ю.А.Поляков. Переход к НЭПу и советское крестьянство. М. 1968.

5. Ю.А.Поляков. 1921 г.: победа над голодом. М. 1975.

6. В.И.Ленин. Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта. ПСС. 5-е издание. Т. 43. С. 70.

7. С.А.Есиков. Переход от развёрстки к налогу. Россия нэповская: политика, экономика, культура. Тезисы Всесоюзной научной конференции (25-27 июня 1991 г.). Новосибирск. 1991.

8. С.А.Есиков. В очередной раз о переходе к нэпу. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. Грамота. 2009. № 2 (3). C. 37-40.

9. Э.Б.Генкина. Переход Советского государства к новой экономической политике (1921-1922 гг.). М. 1954.

10. СССР в период восстановления народного хозяйства. 1921 - 1925 гг. М. 1955.

11. П.В.Карпов. В.И.Ленин об укреплении союза рабочего класса и крестьянства в период перехода Советского государства к новой экономической политике (1921 - 1922 гг.). Труды Ленинградского библиотечного института. Т. 7. Л. 1960.

12. С.П.Трапезников. Ленинизм и аграрно-крестьянский вопрос. В 2-х томах. М. 1967.

13. А.И.Федотов, Д.Н.Ватулин. К вопросу о продналоге и продналоговой политике партии. Вопросы, истории КПСС. 1967. № 5.

14. А.Г.Введенская. Продналоговая политика Советского государства и ее влияние на восстановление производства сельского хозяйства Сибири в начале нэпа. Вопросы истории и философии. Сборник аспирантских работ. Иркутск. Иркутский педагогический институт. 1966.

15. Постановление Президиума ВЦИК о замене разверстки натуральным налогом. 15 марта. Декреты Советской власти. Т. 13. 1 февраля - 31 марта 1921 г. М. 1989. С. 204.

16. Е.М.Хенкин. Очерки истории борьбы Советского государства с голодом (1921—1922). Красноярск. 1988.

17. В.А.Поляков. Российская деревня в 1922 году: апогей голода первый итог продналога. Вестник Челябинского государственного университета. 2009.

18. В.В.Кулин. Переход от продразверстки к продналогу в Тамбовской губернии. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 2-х частях. Ч. II. Тамбов. Грамота. 2014. № 2 (40). C. 112-115.

О продовольственном налоге - работа В.И. Ленина, написанная 21 апреля 1921 года, впервые была опубликована в мае этого же года в Москве, в государственном издательстве. В советские годы печаталась в 43 тому полного собрания сочинений Ленина (стр. 205-245).

Содержание

  • 1 О современной экономике России
  • 2 О продналоге, о свободе торговли, о концессиях
  • 3 Политические итоги и выводы
  • 4 Заключение

О современной экономике России

Госкап был шагом вперёд, по сравнению с ПВК, если бы можно было дать гарантию, что в скором времени восторжествует социализм. Это бы вызвало бурю негодований со стороны единомышленников Ленина. Но всё ли так просто? Экономика России на том этапе была переходной. Из-за великих размеров страны общественно-экономические уклады могут переплетаться. В то время как в стране госкап, преобладает мелкобуржуазная стихия, против которой велась основная борьба большевиков. Буржуазия вместе с капитализмом боролись против госкапа и социализма. Мелкая буржуазия, будучи более наглой, борется против любого вмешательства в свои дела. Основа спекуляции и мародёрства - мелкотоварное производство. Щупальца этого чудовища охватывают и рабочие массы. Во время войны они накопили массу богатств, а во время ПВК спокойно отсиживались. И чтоб они не скинули рабочую власть - сч ними надо бороться. У рабочего класса, взявшего власть в свои руки, есть юридическое право на это. Госкап не только не погубит рабочее дело, но и продвинет страну к социализму. Если в Советской стране обеспечена власть бедноты, то ни что другое на страшно. Социализм невозможен без инноваций, госорганизации и распределения продуктов. Госкапу надо учится у других стран социализму, к которому можно придти только за счёт рабочего контроля за производством, путём проб, ошибок ,попыток. Государственно-монополистический капитализм - тоже шаг к социализму. Маркс говорил, что иногда от буржуазии следует откупится. Для полного подавления буржуазии необходимо полное подавление промышленного пролетариата в населении, превосходство организованного пролетариата в профсоюзах, высокий культурный уровень пролетариата, возможность компромиссов между буржуазией и пролетариатом. Когда всё это будет достигнуто, то можно говорить о революции. Маркс говорил об умении рабочих сохранить крупное производство для облегчения перехода к социализму и заставить капитализм подчинится. Но Россия, в виду своей специфике, к этому не была готова. Излишняя революционность, в данном аспекте, очень вредна, но когда Советская власть достаточно укрепилась, то о компромиссах с буржуазией не может быть и речи.

О продналоге, о свободе торговли, о концессиях

Многие крестьянские бедняки превратились в середняков. От этого усилилась мелкобуржуазная стихия. Гражданская война обескровила страну. Поэтому неотложные меры для спасения именно крестьян стали необходимы. Многие считают это отходом от диктатуры пролетариата, но ведь её задачей является и решение насущных вопросов. В данном случае нужно укрепить производительные силы, путём укрепления рабоче-крестьянского союза. Этого нельзя сделать без продразвёрстки и продналога. Это и есть переход от ПВК к социализму. Из-за катастрофического положения страны с крестьян пришлось брать больше, чем достаточно. Восстановить страну в одночасье невозможно. Для начало нужно поднять лёгкую промышленность, не требующую больших затрат, для развития производительных сил крестьянства. Но из этого вырастит торговля и мелкая буржуазия. Поэтому крестьянам нужно обеспечить условия, например провести электрификацию страны. Глупо бы было запретить любую мелкобуржуазную торговлю. Госкап есть там, где эта торговля присутствует. Его следует сравнить не с социализмом, а с мелкобуржуазным производством. Чтобы прийти к предотвращению госкапа нужно выяснить что он из себя представляет в рамках советской системы. Необходимо было заключить концессии с госкапом против мелкой буржуазии. Из-за кризиса невозможно содержать развитое хозяйство, поэтому нужно привлечь крупных капиталистов, с целью развития крупного производства. Кооперация - вид мелкобуржуазного производства, следовательно враг Советской власти. Свобода кооперации означает свободу капитализма. Его нужно перевести в русло госкапа, тогда он принесёт пользу Советской власти. Кооперативный капитализм, в отличие от госкапа, имеет более мягкие взаимоотношения с капиталистами и государством. Кооперация облегчает объединение людей и развитие крупных производительных сил. Третий вид госкапа - государство привлекает капиталиста, как торговца. Четвёртый вид - государство сдаёт капиталисту в аренду государственную собственность. Переход к социализму возможен только в условиях прогресса, и чтоб его достичь, нужно провести электрификацию. Капитализм - благо относительно средневековья, мелкобуржуазного производства. Чтоб разоблачить коррупцию нужно признать изъяны внутри собственного строя. Экономические корни бюрократизма - это нужна буржуазии в бюрократическом аппарате, раздробленность мелкой буржуазии, в результате Гражданской войны. Разорение мелких собственников должно привести к развитию крупного производства. Если с этим трудно, то надо налечь на восстановление мелкой промышленности, развивая товарооборот, не боясь капитализма. Партработники должны принять меры для развития крестьянских хозяйств и земледелия. Это послужит фундаментом для развития крупной промышленности. Собрать налоги нужно как можно быстрее и рациональнее. Нужно вести учёт налогов. Крестьяне должны взамен получать продукты городского промысла. Таким образом превращение капитализма в госкап приведёт к социализму. Этот механизм поможет улучшить центральный аппарат и борьбу с бюрократизмом. На местах есть отклонения в худшую сторону: буржуазные элементы примазываются к коммунистам, злоупотребляя своими должностными полномочиями. Уклонения в лучшую сторону - это успешная борьба с бюрократизмом, развитие производительных сил, выработка новых кадров. Для улучшения положения людей нужно снимать с центральных постов и отправлять на места. В торговой политике необходимо отстаивать госторговлю и не оставлять спекуляцию безнаказанной.

Политические итоги и выводы

Заключение

Продналог - переход от ПВК к социализму. Его необходимость заключалась в необходимости восстановления крупной промышленности, улучшения положения крестьян, борьбы с буржуазией, бюрократизмом, спекуляцией, уклонением от госконтроля, перехода к госкапу, взаимоотношений между городом и деревней, помощи мелкой промышленности.

Как продолжение традиций дореволюционной России в налоговой системе нэпа разграничивалось налогообложение деревни и города. С весны 1921 г. вплоть до 1923 г. крестьянство облагалось продналогом, включавшим натуральные поставки 18 видов продукции (зерновые, мясо, картофель, сено, гужевой налог и др.). Однако проведение денежной реформы, активизация торговли побуждали крестьянство производить наиболее выгодные виды продукции и продавать их за устойчивые деньги. В результате с 1 января 1924 г. все натуральные и трудовые повинности были отменены, а продналог стал взиматься только в денежной форме. Тем самым еще раз были продемонстрированы возможности и эффективность саморегулирования рыночного хозяйства. [c.103]


Налогообложение сельских хозяев заменяется системой продразверстки (продовольственной разверстки), представлявшей собой способ заготовки сельскохозяйственных продуктов, применявшийся в Советской России до введения продналога, заключавшийся в обязательной сдаче крестьянскими хозяйствами государству всех излишков (сверх установленных минимальных запасов, необходимых для личных и хозяйственных нужд) хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. В период Гражданской войны 1918—1920 гг. продразверстка официально определялась как чрезвычайная мера, вызванная исключительно тяжелым военным и экономическим положением страны. [c.201]

Завершение эпохи военного коммунизма и переход к новой экономической политике были ознаменованы заменой продразверстки продналогом (продовольственным налогом). Продналог — натуральный налог, взимавшийся с крестьянских хозяйств, был введен Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 г. Целью перехода от продразверстки к продналогу было создание у крестьян стимулов к восстановлению и расширению хозяйства, увеличению производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Введение продналога представляло собой важный шаг в переходе к товарно-денежному обмену. Экономический интерес крестьян обеспечивался тем, что после уплаты государству установленного продналога вся остальная часть произведенного хлеба и других сельскохозяйственных продуктов оставалась в их полном распоряжении. Свободный обмен излишков сельскохозяйственной продукции на продукты промышленности содействовал развитию и подъему крестьянского хозяйства. [c.203]


Продналог был значительно меньше продразверстки и устанавливался с таким расчетом, чтобы удовлетворить минимальные потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Мобилизация государством сельскохозяйственной продукции сверх продналога производилась путем обмена на необходимые крестьянам промышленные товары, т.е. на основе товарного обмена между городом и деревней, сельским хозяйством и промышленностью. С восстановлением промышленности и транспорта и расширением на этой основе товарооборота задания по продналогу должны были снижаться. [c.203]

Введение продналога осуществлялось с одновременным установлением платности услуг для населения. В годы военного коммунизма существовала повсеместная практика бесплатных хозяйственных услуг для населения транспорт (в том числе и городской), жилище, почтовые отправления, газеты и т.д. предоставлялись бесплатно. [c.203]

Продналог 1921 г. фактически представлял собой комплекс продовольственных и сырьевых налогов (в 1921/22 г. взимались налоги на хлебные продукты — хлеб, зернофураж, масличные семена, картофель сено молочные продукты мясо яйца птицу мед шерсть льняное волокно пеньку кожевенное сырье пушнину мелкое животное сырье табак и продукты огородничества и бахчеводства), взимавшихся с разных отраслей сельского хозяйства. Это обстоятельство чрезмерно усложнило систему обложения. [c.205]

Декрет ВЦИК от 17 марта 1922 г. установил на 1922/23 г. единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства (разновидность продналога), который исчислялся в единой весовой мере — пуде ржи, а в районах распространения пшеницы — пуде пшеницы, и вносился налогоплательщиками основными сельскохозяйственными продуктами зерновыми (продовольственно-фуражными) хлебами, масличными семенами, картофелем, сеном, маслом и мясом. [c.205]

Новая экономическая политика (нэп) была разработана В.И. Лениным и начала осуществляться в 1921 г. по решению X съезда Российской Коммунистической партии (большевиков) (РКП(б). В число основных мероприятий нэпа входили замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, допущение государственного капитализма в виде концессий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства перевод государственной промышленности на хозрасчет, замена натуральной заработной платы денежной по количеству и качеству труда. Новая экономическая политика обеспечила быстрое восстановление народного хозяйства. С конца 20-х гг. проведение этой политики было прекращено. [c.207]


В сфере сельского хозяйства основным видом налогообложения в начале нэпа выступает продналог. Параллельно осуществляется взимание денежного подворного налога — прямого реального налога, установленного Декретом ВЦИК от 25 мая 1922 г., предоставившим губернским исполнительным комитетам право взимать этот налог в сельской местности дополнительно к другим местным налогам. Предельная сумма налога определялась для каждой губернии СНК по данным губернских исполнительных комитетов. При обложении отдельных хозяйств учитывались площадь пашни, сенокосов, количество скота, а также доходы, не подлежавшие обложению промысловым налогом. Взимание денежного подворного налога прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога. [c.210]

В Советской России в 20-е гг. использовался также единовременный общегражданский налог. Этот налог, относящийся к целевым налогам, впервые был введен Декретом ВЦИК и СНК от 11 февраля 1992 г. для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении. Налогоплательщиками были трудоспособное население (мужчины в возрасте от 17 до 60 лет, женщины — от 17 до 55 лет). Налог взимался по твердым ставкам в размере 50 коп., 1 руб., 1 руб. 50 коп. (в золотом исчислении), устанавливаемым в зависимости от уровня дохода и социального положения плательщика. Освобождались от уплаты красноармейцы, находившиеся на действительной службе, учащиеся, женщины, имевшие детей в возрасте до 14 лет, лица, пользовавшиеся социальным обеспечением. Кроме того, налог не взимался с жителей сельских местностей, освобожденных в 1921 г. от зернофуражного продналога из-за неурожая. [c.213]

С 1921 г. начинается новая полоса экономической политики в русской деревне. Переход от разверстки к продналогу создает повышенные стимулы к расширению площади крестьянских запашек. Потребность в рабочих руках возрастает, а демобилизация армии наряду с нарастающими процессами расслоения деревни поставляет все более широкие кадры наемной рабочей силы для удовлетворения этой возрастающей потребности путем дополнительного найма чужого труда во всех тех хозяйствах, где своего уже не хватает. [c.283]

При распределении прибыли предполагалось полнее использовать принцип продналога, т. е. строить платежи в бюджет не на основе прибыли, а из прибыли платить за ресурсы. [c.459]

В. И. Ленин, просмотрев два экземпляра доклада В. Г. Яковенко, на одном из них сделал пометку в папку о продналоге , на другом Яковенко член ВЦИК, Канского уезда . [c.59]

Во время работы X съезда партии В. И. Ленин получил от И. М. Шера — делегата съезда, руководящего партийного работника Красноярска, сведения о В. Г. Яковенко После решения съезда о замене продразверстки продналогом Владимир Ильич обратил внимание на то, что для успешного проведения в жизнь принятых съездом [c.59]

Важной чертой Н. п. в деревне на первом этапе переходного периода была замена продразверстки продналогом (см.). Серьезной задачей Н. п. являлся переход от натуральных налогов к денежным. В соответствии с постановлением XII съезда партии в 1923 г. был принят декрет о едином с.-х. налоге (натурой и деньгами), в 1924 г. налог стал полностью исчисляться и взиматься деньгами. Бедняцкие [c.82]

ПРОДНАЛОГ (продовольственный налог) — натуральный налог с крестьянского х-ва, введенный декретами Советского правительства в марте—апр. 1921 г. Был установлен на хлеб, картофель, маслосемена, яйца и молочные продукты, шерсть, кожсырье, льняное и пеньковое волокно, табак и т. п. Заменил собой продовольственную разверстку (см. Продразверстка). Явился результатом провозглашения новой экономической политики и изменения государственной продовольственной политики. [c.244]

Финансы в восстановительный период нэпа. Победа над объединенными силами интервентов и внутренней контрреволюции открыла возможность перейти к мирной работе по восстановлению и дальнейшему развитию народного х-ва. X съезд партии принял решение о замене продразверстки продналогом, о переходе к новой экономической политике. Необходимо было восстановить и последовательно проводить принцип материальной заинтересованности, овладеть новыми приемами и [c.536]

X. з., выпущенный на основании постановления ВЦИК от 20 мая 1922 г. на 10 млн. пудов ржи (в переводе на деньги — 3,8 млн. руб.), был первым займом Советского гос-ва. Облигации выпускались на предъявителя достоинством от 1 до 100 пудов ржи. Погашение производилось с 1 дек. 1922 г. по 15 марта 1923 г. X. з., гарантировавший помещенные в него средства от обесценения совзнаков, был успешно реализован. Он был особенно выгоден для крестьянства, к-рое, уплачивая продналог облигациями, не несло расходов на доставку и сдачу своей продукции гос-ву, освобождалось от обязательства сдавать по налогу [c.573]

После окончания гражданской войны и перехода к нэпу товарно-денежные отношения стали быстро развиваться, чему в значительной мере способствовала замена продразверстки продналогом. Перед партией и правительством встала неотложная задача — осуществить стабилизацию рубля. Одним из первых шагов в этом направлении были две деноминации, проведенные в 1921 —1922 гг., в результате к-рых 1 млн. прежних денежных знаков был приравнен к 1 руб. новых денежных знаков. Однако для полной стабилизации рубля [c.358]

Замена продразверстки продналогом означала, что каждый крестьянин заранее знал свои налоговые обязательства перед государством и, выполнив их, остальную часть сельскохозяйственной продукции мог свободно реализовать за деньги по ценам, складывающимся на рынке под воздействием цен государственной торговли. [c.53]

Приобретенные крестьянами за деньги облигации этого займа принимались в уплату продналога, который таким образом пре- [c.60]

Отметив, что переход от продразверстки к продналогу принес значительное облегчение крестьянству и вполне оправдал себя как экономически, так и политически , XII съезд партии (апрель 1923 г.) характеризовал его как первый шаг, который могла сделать Коммунистическая партия по пути к облегчению положения крестьянства и улучшению всей хозяйственной жизни разоренной войной и контрреволюцией страны . Начавшееся общее оздоровление хозяйства, выражающееся, в частности, в оживлении товарооборота, позволяло сделать следующий шаг — освободить крестьянина от обязанности вносить свои платежи государству в натуральном виде и дать ему возможность вносить часть этих платежей в денежной форме . Как указал далее XII съезд партии, это мероприятие облегчает положение крестьянства и дает выгоду крестьянскому хозяйству не только сокращением издержек но взносу налога, но и тем, что предоставляет крестьянину возможность свободно приноравливаться к рынку, избрать наиболее выгодные культуры, направлять свои силы в промысловые занятия и т. д. Вместе с тем эта мера улучшит и общее хозяйственное положение страны, ибо поведет к дальнейшему расширению товарного оборота, послужит путем к ликвидации финансовой разрухи в обеспечит устойчивость денежного обращения 8. [c.75]

Степень реализации принципа демократического централизма на разных этапах развития социалистического общества в силу объективных и субъективных обстоятельств была неодинаковой. В период военного коммунизма в СССР возобладало централизованное руководство, а демократические начала в хозяйственной жизни вследствие чрезвычайной обстановки гражданской войны оказались ограничен ными. Переход от продразверстки к продналогу, осуществление новой экономической политики резко усилили демократизм в хозяйственном управлении. Расширилась самостоятельность трестов и промышленных предприятий, повысилась роль местных органов в хозяйстве. При этом централизация управления приняла новый облик — был образован Госплан СССР, стали разрабатываться и осуществляться годовые планы, предусматривающие в первую очередь экономические методы [c.537]

В. И. Ленин указывает, что в России тогда были налицо политические условия перехода к социализму — диктатура пролетариата, но не было материально-производственных условий— крупного, базирующегося на новейшей технике машинного производства и его планомерной государственной организации. Страна была разорена войной, в экономике преобладало мелкое крестьянское производство. Замена продразверстки продналогом и связанное с этим допущение частной торговли заинтересовывали крестьян в подъеме сельского хозяйства, что способствовало восстановлению промышленности. Одновременно укреплялся союз рабочего класса с крестьянством — основа диктатуры пролетариата. [c.293]

Декретами советской власти в марте — апреле 1921 г. продналог устанавливался на хлеб, картофель, маслосемена, яйца, молочные продукты, шерсть, кожсырье, льняное и пеньковое волокно, табак. Размер налога и сроки сдачи сельскохозяйственной продукции доводились до хозяйств весной до начала полевых работ. Продналог взимался в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов при этом учитывались урожайность, фактическое наличие скота, число едоков. Обложение основывалось на класовых принципах и было прогрессивным наиболее высокие ставки устанавливались для кулацких хозяйств , пониженные — для середняцких беднейшие крестьяне освобождались от некоторых, а в ряде случаев и от всех видов натурального обложения. Предоставлялись льготы крестьянам, увеличивавшим площади посевов, производительность хозяйства. Однако множественность натуральных налогов осложняла их взимание, сдерживала рост товарности хозяйства, не позволяла полностью учесть и использовать все благоприятные для развития хозяйства особенности отдельных районов. [c.204]

В марте 1922 г. на отдельные сельскохозяйственные продукты продналог заменяется единым натуральным налогом. Единый натуральный налог представлял собой вид обложения сельского населе- [c.210]

При переходе к нэпу вместо продразверстки был введен продналог (см.), посредством к-рого у крестьян изымалась только часть излишков продовольствия и с.-х. продукции, а остальной частью они могли распоряжаться самостоятельно. По мере восстановления народного х-ва и укрепления денежного обращения в стране возникла необходимость и возможность перехода от натуральной к денежной форме взимания налогов. Однако форма Н. н. сохранялась еще в первый период взимания единого с.-х. налога, к-рый исчислялся в пудах ржи, пшеницы или мяса и взимался в ряде мест (в основном в р-нах производящей полосы) частично натурой (по желанию плательщиков). Прием взносов натурой в уплату единого с.-х. налога был полностью прекращен с 1 янв. 1924 г. В настоящее время натурой взимаются в Венгрии поземельный налог, а в КНР — с.-х. налог. [c.93]

В годы становления Советской власти и гражданской войны (1917—1920) они осуществлялись в виде продуктообмена и продразверстки, при переходе к мирному строительству— продналога (1921 —1922) и рыночных закупок (1923—1927) в период коллективизации (1928—1932) — контрактации объемов производства и продажи государству по договору части валовой продукции после завершения социалистической перестройки села с 1933 г. — обя-зательских поставок и натуральной платы за работы МТС начиная с 1958 г. —в форме контрактации. [c.38]

Вместо трудовой и гужевой повинности периода гражданской воины в ноябре 1921 г. был установлен трудгужналог, что должно было устранить причины, мешающие проявлению и должному развитию у сельского населения хозяйственной предприимчивости, требующей оставления в, полном и свободном распоряжении сельского населения всего его времени и гужевых средств после того, как им выполнены точно установленные обязательства в пользу государства . Основное назначение этого налога заключалось в обеспечении проведения лесозаготовок и перевозки поступающих по продналогу продуктов рабочей силой и транспортными средствами. [c.73]

Главная задача перестройки заключалась в дальнейшей унификации платежей крестьянства. Различие в системах обложения и сроках предъявления налоговых обязательств, связанное с множественностью платежей, лишало крестьян возможности заранее строить свои хозяйственные расчеты и затрудняло дифференцированное обложение отдельных слоев крестьянства соответственно их социальному положению и платежеспособности. Дело усложнялось тем, что налоги взимались несколькими органами продналог — органами Наркомата продовольствия, трудгужна-лог — наркоматов финансов (в денежной части) и труда (в натуральной части), подворно-денежный налог — местными органами власти. [c.121]

За счет налогов с населения формировалась незначительная часть доходов государственного бюджета СССР. На первом этапе были введены подоходно-поимущественный налог с высокопрогрессивными ставками, чрезвычайные революционные налоги, продразверстка (впоследствии замененная продналогом). К 1985 г. поступления налогов с населения играли второстепенную роль, а платежи по всем видам налогов с населения не превышали 9% доходов государственного бюджета. [c.275]

Смотреть страницы где упоминается термин Продналог

Смотреть главы в:

Финансово кредитный словарь Том 2 (1964) -- [ c.244 ]


Сместив царя и сформировав правительство, коммунистическая власть столкнулась со множеством проблем: растущая армия, требующая продовольствия, уменьшение рабочих мест, надвигающийся голод. Чтобы утвердиться на занятых позициях и не допустить экономического хаоса, а также негодования общества, власти решаются на реформы, которые должны упрочнить их политику.

Продразверстка или продналог?

Это был вопрос, который обсуждался партийным руководством в начале 20-х годов. Взяв курс на индустриализацию и электрификацию России, Ленин не готов был отказаться от такого заманчивого плана. Но чем больше сил было брошено на строительство промышленности, тем меньше людей занималось сельским хозяйством.

Растущая армия требовала хлеба, что и толкнуло новую власть на проведение ряда преобразований, которые должны были обеспечить требуемую норму зерна. Например, на введение продразверстки - принудительного отбора урожая у крестьян. Однако был не учтен тот факт, что большая часть полей, использованных ранее, была заброшена, а чаще крестьянам просто не хватало семян для посева.

продналог это

Были установлены жесткие нормы сдачи продукции по удобной для государства цене, что привело к продовольственной диктатуре и обнищанию аграриев. Так называемая хлебная монополия вынуждала сдавать весь урожай в закрома родины, оставляя небольшое количество, требуемое для выживания хозяйств.

Если изначально продразверстка «высасывала» все запасы зерновых, то к концу 1920 года нормы сдачи появились и на другие продукты (мясо, картофель и т. д.). Недовольство, вызванное таким жестоким потребительским отношением, в скором будущем могло вылиться в крестьянские вооруженные выступления.

На Десятом съезде партии было решено смягчить меры и ввести новые, лояльные методы, способствующие возрождению сельского хозяйства. Был введен продналог и еще несколько сопутствующих мер. Они уменьшали нагрузку на сельское хозяйство и укрепляли экономический рынок страны.

продналог что означает

Формулировка

Значение слова «продналог» становится понятным, если принять во внимание, что оно происходит от двух слов - «продовольственный» и «налог». Таким образом, данное сокращение объясняет значение термина, то есть речь идет о натуральном налоге, которым облагались крестьяне в СССР до 1923 года.

«Мягкая» методика

Что означает продналог для населения? Нормы, которые крестьяне должны были отдавать в казну, имели четкие границы, поскольку учитывалось количество едоков, посевных земель, а также голов скота. Можно отметить, что введения продналога имело свои результаты.

В первый же год были собраны установленные нормы в объеме двухсот сорока миллионов пудов зерна, что было намного меньше, чем при продразверстке, но не критично для хозяйства страны. Исключением стали кулаки, имеющие более зажиточные подворья. Для них устанавливался налог выше, чем для других крестьян.

продналог значение

Значение продналога

Со вступлением в силу нового декрета экономика России стала понемногу выходить из кризиса. Начали возрождаться рыночные взаимоотношения. Излишки продукции, которые оставались после обязательных выплат, население могло продать, а не обменивать, как это было раньше.

Такой поворот событий дал толчок к проведению денежной реформы и появлению стабильной валюты. А снятие моратория на работу мелких частных предприятий, вернуло многим возможность продолжать вести свое дело.

продналог значение слова

Разрешая торговлю внутри страны, а также проведя денационализацию отдельных секторов промышленности, Ленин стабилизировал экономику за счет собственных средств населения, не прибегая к принудительным методам.

Таким образом, можно отметить, что продналог - это не просто фиксированный налог, а хорошо продуманный план новой экономической политики. Способствуя образованию внутреннего рынка страны, власти содействовали созданию оборота между производителем и потребителем, увеличивая тем самым товарооборот больших предприятий.

Люди, ранее не занимавшиеся трудом, вынуждены были отбывать принудительную рабочую повинность. Также появились организации, занимавшиеся трудоустройством населения.

Несмотря на приложенные усилия, новая экономическая политика не успела полностью скорректировать экономику государства. Благодаря продналогу значение приобрел аграрный сектор. Люди, спешившие в светлое коммунистическое будущее, требовали активных действий, следствием которых были бы быстрые видимые результаты.

Ввиду сложившейся ситуации в мае 1921 года Ленин заявил, что продналог – это достаточно приемлемая политика для государства, идущего в ногу со временем. До этого скачки цен на промышленные товары и снижение себестоимости натурального производства заставили жителей страны роптать. Но введение фиксированных норм сдачи сельхозпродукции успокоило население.

Благодаря таким переменам началось оздоровление экономики страны. А послужили толчком к этому продналог и развитие промышленного сектора.

После семи лет Первой мировой и гражданской войны положение страны было катастрофическим. Она потеряла более четверти своего национального богатства. Не хватало самых необходимых продуктов питания.

По некоторым данным, людские потери с начала Первой мировой войны от боевых действий, голо­да и болезней, «красного» и «белого» террора составили 19 миллионов человек. Эмигрировали из страны около 2 миллионов человек, причем среди них – почти все представители политической и финан­сово-промышленной элиты дореволюционной России.

До осени 1918 года огромные поставки сырья и продовольствия осуществлялись, согласно условиям мира, в Германию и Австро-Венгрию. Отступая из России, интервенты вывезли с собой пушнины, шерсти, леса, нефти, марганца, зерна, промышленного оборудования на многие миллионы золотых рублей.

Недовольство политикой «военного коммунизма» все ярче проявлялась в деревне. В 1920 году развернулось одно из самых массовых крестьянских повстанческих движений под руководством Антонова – «антоновщина».

Недовольство политикой большевиков распространилось и в армии. С оружием в руках поднялся Кронштадт – крупнейшая военно-морская база Балтийского флота, «ключ к Петрограду». Большевики приняли экстренные и жестокие меры для ликвидации кронштадтского мятежа. В Петрограде было введено осадное положение. Кронштадтцам был направлен ультиматум, в котором тому, кто готов был сдаться, обещали сохранить жизнь. К стенам крепости были направлены армейские подразделения. Однако предпринятое 8 марта наступление на Кронштадт окончилось неудачей. В ночь с 16 на 17 марта по уже тонкому льду Финского залива на штурм крепости двинулась 7-я армия (45 тысяч человек) под командованием М.Н. Тухачевского. В наступлении принимали участие и делегаты Х съезда РКП(б), направленные из Москвы. К утру 18 марта выступление в Кронштадте было подавлено.

На все эти вызовы советская власть ответила НЭПом. Это был неожиданный и сильный ход.

История.РФ: НЭП, инфографический ролик

СКОЛЬКО ЛЕТ ЛЕНИН ДАВАЛ НЭПУ

Выражение «Всерьез и надолго». Из выступления советского наркома земледелия Валериана Валериановича Осинского (псевдоним В. В. Оболенского, 1887-1938) на X конференции РКП(б) 26 мая 1921 г. Так он определил перспективы новой экономической политики - нэпа.

Слова и позиция В. В. Осинского известны только по отзывам В. И. Ленина, который в своем заключительном слове (27 мая 1921 г.) сказал: «Осинский дал, три вывода. Первый вывод - «всерьез и надолго». А также; «всерьез и надолго - 25 лет». Я не такой пессимист».

Позднее, выступая с докладом «О внутренней и внешней политике республики» на IX Всероссийском съезде Советов, В. И. Ленин сказал о нэпе (23 декабря 1921 г.): «Эту политику мы проводим всерьез и надолго, но, конечно, как правильно уже замечено, не навсегда».

Употребляется обычно в прямом смысле - основательно, фундаментально, прочно.

О ЗАМЕНЕ ПРОДРАЗВЕРСТКИ

Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом», принятий на основе решения Х съезда РКП(б) «О замене разверстки натуральным налогом» (март 1921 г.), положил начало переходу к новой экономической политике.

1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйств в целом, получают льготы по выполнению натурального налога. (. )

7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется.

Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.

8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.

9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создается государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.

10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам. (. )

21 марта, 1921 г.

Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сб. документов. М.. 1957. Т. 1

ОГРАНИЧЕННАЯ СВОБОДА

Переход от «военного коммунизма» к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии 8‑16 марта 1921 г.

В сельскохозяйственной сфере продразверстка была заменена более низким продналогом. В 1923‑1924 гг. было разрешено вносить продналог продуктами и деньгами. Была разрешена частная торговля излишками. Легализация рыночных отношений влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. Был облегчен найм рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли. Однако налоговая политика (чем больше хозяйство, тем выше налог) приводило к дроблению хозяйств. Кулаки и середняки, разделяя хозяйства, пытались избавиться от высоких налогов.

Была проведена денационализация мелкой и средней промышленности (передача предприятий из государственной собственности в частную аренду). Допускалась ограниченная свобода частного капитала в промышленности, торговле. Разрешалось использовать наемный труд, появилась возможность создания частных предприятий. Наиболее крупные и технически развитые фабрики и заводы объединились в государственные тресты, работавшие на хозрасчете и самоокупаемости («Химуголь», «Государственный трест машиностроительных заводов» и др.). На государственном снабжении первоначально остались металлургия, топливно‑энергетический комплекс, частично транспорт. Развивалась кооперация: потребительская сельскохозяйственная, культурно‑промысловая.

Уравнительная оплата труда, характерная для времен Гражданской войны, заменялась новой поощрительной тарифной политикой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов. Была отменена карточная система распределения продовольствия и товаров. «Пайковая» система заменена денежной формой зарплаты. Отменена всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации. Восстановились крупные ярмарки: Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др. Открывались торговые биржи.

В 1921‑1924 гг. была проведена финансовая реформа. Создана банковская система: Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово‑промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков я др. Введены прямые и косвенные налоги (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), а также плата за услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.).

В 1921 г. началась денежная реформа. В конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта – советский червонец, применявшийся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Червонец обеспечивался золотом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям, а на мировом рынке он стоил около 6 долларов. Для покрытия бюджетного дефицита продолжался выпуск старой валюты ‑ обесценивавшихся советских знаков, вскоре вытесненных червонцем. В 1924 г. вместо совзнаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит.

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет «военного коммунизма».

Однако уже на раннем этапе НЭПа признание роли рынка сочеталось с мерами по его упразднению. Большинство руководителей коммунистической партии отнеслось к НЭПу как к «неизбежному злу», опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма.

Охваченные боязнью НЭПа, партийно-государственные верхи принимали меры по его дискредитации. Официальная пропаганда всячески третировала частника, в общественном сознании формировался образ «нэпмана» как эксплуататора, классового врага. С середины 1920‑х гг. меры по сдерживанию развития НЭПа сменились курсом на его свертывание.

НЭПМАНЫ

Так каким же он был, нэпман 20-х годов? Эта социальная группа формировалась за счет бывших служащих торговых и промышленных частных предприятий, мельников, приказчиков - людей, имевших определенные навыки коммерческой деятельности, а также служащих государственных контор разного уровня, совмещавших вначале свою официальную службу с нелегальной коммерческой деятельностью. Ряды нэпманов также пополняли домашние хозяйки, демобилизованные красноармейцы, оказавшиеся на улице после закрытия промышленных предприятий рабочие, «сокращенные» служащие.

По своему политическому, социальному и экономическому положению представители этого слоя резко отличались от прочего населения. Согласно действовавшему в 20-е годы законодательству, они лишались избирательных прав, возможности учить своих детей в одних школах с детьми других социальных групп населения, не могли легально выпускать свои газеты или вести пропаганду своих взглядов каким-либо иным способом, не призывались на службу в армии, не были членами профсоюзов и не занимали должности в государственном аппарате…

Группа предпринимателей, использовавших наемный труд как в Сибири, так и в СССР в целом, была крайне немногочисленной - 0,7 процента от общей численности городского населения(1). Их доходы были в десятки раз выше, чем у рядовых граждан…

Предпринимателей 20-х годов отличала удивительная мобильность. М. Шагинян писала: «Нэпманы разъезжают. Они магнетизируют собой огромные русские пространства, избывая их с курьерской скоростью, то на крайний юг (Закавказье), то на крайний север (Мурманск, Енисейск), часто взад и вперед без передышки»(2).

По уровню культуры и образованности социальная группа «новых» предпринимателей мало отличалась от остального населения и включала в себя самые разнообразные типы и характеры. Большинство составляли «нэпманы-демократы», по описанию одного из авторов 20-х годов, «юркие, жадные, крепколобые и крепкоголовые парни», которым «воздух базара был полезнее и прибыльней атмосферы кафе». В случае удачной сделки «базарный нэпман» «радостно хрюкает», а когда сделка срывается, «с его уст несется сочное, крепкое, как он сам, русское «словцо». Здесь «мать» звучит в воздухе часто и непринужденно». «Нэпманы благовоспитанные, - по описанию того же автора, - в американских котелках и штиблетах с перламутровыми пуговками совершали те же миллиардные сделки в полумраке кафе, где тонкий разговор велся на тонкой деликатности».

Е. Демчик. «Новые русские», годы 20-е. Родина. 2000, №5

Читайте также: