О налоговом учете расходов на содержание транспорта

Опубликовано: 17.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Основные средства

Письмо Министерства финансов РФ от 20.06.2006 № 03-03-04/1/530 [О НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ТРАНСПОРТА]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Расходы на содержание служебного транспорта, согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

В составе расходов на содержание служебного транспорта можно учесть в том числе расходы, связанные с оплатой мойки служебных автомобилей.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в т. ч. таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Система налогового учета по налогу на прибыль организаций установлена статьей 313 Кодекса, согласно которой основанием определения налоговой базы по налогу на прибыль являются данные первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  1. первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  2. аналитические регистры налогового учета;
  3. расчет налоговой базы.
Согласно положениям пункта 1 статьи 11 Кодекса, понятие “первичные учетные документы” следует определять в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В соответствии со статьей 9 “Первичные учетные документы” Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Первичные учетные документы, составленные с учетом вышеизложенных требований, являются подтверждающими документами для налогового учета.

Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И. Иванеев

Автомобиль есть сегодня практически у каждой фирмы. А значит, вопросы учета расходов на содержание и эксплуатацию автотранспорта являются актуальными всегда.

Расходы на содержание автомобиля.

Купив автомобиль, фирма вынуждена нести немалые расходы в будущем. Львиную их долю будут составлять затраты на покупку горюче-смазочных материалов (ГСМ). Кроме того, как и любая техника, автомобиль нуждается в ремонте. Причем необходимость в нем может возникнуть внезапно (например, в результате аварии), а сами ремонтные работы оказаться весьма дорогими. С определенной периодичностью фирме придется оплачивать расходы на техосмотр. Ведь эксплуатировать автомобили, которые его не прошли, запрещено. Машину необходимо где-то хранить. Если у фирмы нет собственного гаража, появятся и затраты по его аренде. Другой выход из положения – оплачивать услуги охраняемой автостоянки. Ну и, конечно, как справедливо отмечено в письме, одной из составляющих затрат на содержание транспорта являются расходы на его мойку. Рассмотрим порядок налогового учета таких затрат подробнее.

. и их налоговый учет

При расчете налога на прибыль включать в расходы можно лишь документально подтвержденные и экономически оправданные затраты (п. 1 ст. 252 НК РФ). Как выполнить это условие? Ответ на данный вопрос будет зависеть от вида затрат на содержание и эксплуатацию служебного транспорта.

Мойка автомобиля

Затраты на мойку служебных автомобилей можно учесть при расчете налога на прибыль как расходы на содержание транспорта. Экономическая обоснованность данных трат сомнений не вызывает. По поводу же их документального подтверждения финансисты в опубликованном письме не сказали ничего конкретного. Они лишь напомнили, что такие расходы подтверждают первичные документы, которые составлены по унифицированным формам или содержат все обязательные реквизиты. Перечень этих реквизитов есть в пункте 2 статьи 9 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Если расходы были оплачены по безналу, то проблем с их документальным подтверждением не будет. Ведь в таком случае на руках у бухгалтера фирмы будет акт об оказании услуг и счет-фактура.

Однако за мойку автомобиля водитель обычно платит наличными. Для этого ему выдают деньги под отчет. В такой ситуации документальным подтверждением будут авансовый отчет водителя и оправдательные документы, например кассовый чек, который подтверждает оплату услуг по мойке. Если в чеке не будет наименования приобретенной услуги, то потребуется документ, который бы подтвердил, что автомобиль был вымыт. Однако, по мнению столичных налоговых специалистов, этого недостаточно. Чтобы подтвердить расходы по мойке автомобиля, в чеке, помимо прочего, должны быть указаны марка и государственный регистрационный номер машины, которая была обслужена (письмо УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 № 20-12/29007).

Расходы на ГСМ

Наиболее значительная статья затрат по содержанию и эксплуатации транспорта – расходы на покупку топлива и ГСМ. Их фирмы учитывают в составе прочих расходов, связанных с содержанием транспорта.

Фирма может покупать ГСМ как за наличный расчет, так и в безналичном порядке. Если ГСМ куплены за наличные, то водителю следует сдать в бухгалтерию авансовый отчет и кассовый чек. Чек должен, в частности, содержать информацию о сумме покупки и сведения о марке и количестве отпущенных нефтепродуктов (п. 35 раздела 3 приложения 3 к письму ГМЭК России от 28.11.94 № АО-7-272). Если же в кассовом чеке такой информации нет, то к нему должен быть приложен товарный чек с указанием цены и вида топлива.

При безналичном расчете фирма приобретает талоны или топливные карты на бензин. Они являются эквивалентом приобретенного топлива. Уже после оплаты талонов (карты) оно считается собственностью фирмы и находится на ответственном хранении у АЗС. Фирма-покупатель выдает талоны и топливные карты водителям, по которым последние и заправляют автомобили. При этом ежемесячно фирма получает акт о фактически отпущенном количестве топлива.

Независимо от способа оплаты для документального подтверждения расходов на ГСМ потребуется еще и путевой лист. Именно он позволяет определить, сколько горючего было фактически израсходовано, в то время как кассовые чеки, талоны, карты подтверждают лишь количество приобретенных ГСМ. Формы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. Однако они обязательны только для автотранспортных организаций. Все остальные фирмы вправе самостоятельно разработать форму путевого листа. Главное, чтобы он содержал все необходимые реквизиты первичного документа. Такие разъяснения дает Минфин России в письмах от 20.09.2005 № 03-03-04/1/214 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129. Составлять путевые листы можно даже раз в месяц, если они позволяют судить об обоснованности списанных расходов. Поэтому в документе обязательно необходимо указывать маршрут передвижения машины. Если такой информации не будет, инспекторы могут посчитать расходы на ГСМ необоснованными.

Обратите внимание: Налоговый кодекс нормировать расходы на топливо не требует. Однако финансисты при решении вопроса об обоснованности затрат на горючее предлагают руководствоваться Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными Минтрансом России 29.04.2003 (руководящий документ № Р3112194-0366-03). А в отношении автомобилей, для которых нет нормативов, – данными технической документации (письмо Минфина России от 04.05.2005 № 03-03-01-04/1/223). Если фактический расход бензина существенно отличается от установленных норм, фирме можно предложить для обоснования затрат произвести контрольные замеры. Полученные значения следует утвердить приказом директора в качестве нормативов.

Оплата автостоянки

Если фирма арендует для своего автомобиля гараж (отдельный бокс в гараже), то сумму арендной платы она будет включать в состав прочих расходов. Проблем с документальным подтверждением таких расходов быть не должно. Специалисты ФНС России в письме от 05.09.2005 № 02-1-07/81 указали, что акты оказания услуг для этого необязательны. Ведь сам договор аренды и подписанный акт приема-передачи гаража уже свидетельствуют о том, что услуга по аренде оказывается. Однако Минфин России считает иначе. По мнению финансистов, такие акты должны быть (письмо Минфина России от 07.06.2006 № 03-03-04/1/505. Обратите внимание: договор аренды здания (сооружения) или нежилого помещения, заключенный на год и более, подлежит обязательной регистрации.

Часто фирмы предпочитают оставлять автомобиль на платной стоянке. Такие расходы тоже считаются связанными с содержанием транспорта. Услуги автостоянки фирма оплачивает, как правило, наличными через водителя. Какие бумаги он должен приложить к авансовому отчету, чтобы расходы считались документально подтвержденными? По мнению финансистов, в этой роли может выступать кассовый чек или бланк строгой отчетности (письмо Минфина России от 27.04.2006 № 03-03-04/ 1/404). Речь в данном случае идет о квитанции за парковку. Ее форма утверждена письмом Минфина России от 24.02.94 № 16-38.

Обратите внимание: этот бланк нельзя использовать после 1 января 2007 года. Причем, если новый документ Минфин так и не утвердит, со следующего года все автостоянки должны будут при расчетах наличными применять ККТ.

Каких-либо требований к содержанию кассового чека и бланка строгой отчетности финансисты в упомянутом письме не предъявили. Но, учитывая, что в квитанции за парковку указываются сведения о марке и номерном знаке автомобиля, можно предположить, что инспекторы захотят увидеть такую же информацию и в чеке за парковку.

Еще одно требование инспекторов, к которому нужно быть готовым при документальном подтверждении затрат на автостоянку. Статья 887 Гражданского кодекса и Правила оказания услуг автостоянок, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 795, предусматривают заключение договора хранения машины в письменной форме. Но в то же время это требование считается выполненным при выдаче стоянкой квитанции, расписки или другого документа, который подтверждает получение имущества.

Техосмотр

Все автомобили должны проходить техосмотр. Причем с определенной периодичностью. Так, например, легковые автомобили, с года выпуска которых не прошло семи лет, должны проходить техосмотр каждые два года. Более же старый транспорт необходимо отправлять на осмотр ежегодно.

Владелец автомобиля должен оплатить проведение осмотра. Размер платы определяют власти региона. Кроме того, необходимо перечислить госпошлину за выдачу техталона в сумме 30 рублей. Она является федеральным налогом, поэтому организация может учесть пошлину в составе расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Плата за проведение техосмотра считается прочими расходами, связанными с содержанием автомобиля.

Ремонт

Владельцу автомобиля не обойтись без расходов на ремонт. Проводить его организация может как собственными силами, так и в автомастерской. В налоговом учете данные расходы списывают в том периоде, когда они фактически возникли. Однако это может быть невыгодно фирме, если ремонт дорогостоящий.

Для равномерного списания подобных затрат можно создавать резерв под предстоящий ремонт. Сумму резерва на конкретный год фирма должна определять, исходя из первоначальной стоимости основных средств, введенных в эксплуатацию, на начало года, и самостоятельно рассчитанных нормативов отчислений (п. 2 ст. 324 НК РФ). Последние зависят от предполагаемой периодичности проведения ремонта и его предполагаемой сметной стоимости. Отчисления в резервный фонд будут уменьшать налоговую базу равномерно в течение всего года. Ремонтные расходы фирма станет покрывать за счет резерва.

Если по итогам года окажется, что средств фонда недостаточно, сумму превышения можно включить в состав прочих расходов. А вот неизрасходованный остаток резервного фонда необходимо в конце года включить в состав внереализационных доходов.

Резерв на оплату ремонта фирма может создавать как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Причем в бухучете лучше всего делать это по тем правилам, которые установлены Налоговым кодексом. В таком случае расхождений между данными двух учетов у вас не будет.

Как учитывать расходы на платную парковку, мойку, оплату автомобиля за пребывание на штрафной стоянке? Ответы на эти и другие вопросы дал «Расчету» Тенгиз Бурсулая, ведущий аудитор ООО «МауэрГрупп».

Для начала разберемся в бухучете трат на парковку. Если стоянку оплачивает водитель самостоятельно, то ему на эти цели выдают под отчет необходимую сумму, в учете бухгалтеру необходимо сделать следующие записи:

Дебет 71 Кредит 50
– выданы средства подотчетному лицу.

Стоимость услуг можно включить в расходы только после того, как водитель сдаст авансовый отчет и его утвердят. Именно в этот момент с сотрудника списывается задолженность и делается запись по дебету счетов затрат:

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 71
– списана задолженность по подотчетным суммам.

Если же организация заключила с автостоянкой договор возмездного оказания услуг, то, как правило, сначала деньги перечисляются за хранение машины владельцу парковки, что отражается записью:

Дебет 60 или 76 Кредит 51
– перечислены деньги за хранение автомобиля.

Далее, на момент получения акта об оказании услуг, затраты включаются в состав стоимости услуг по содержанию автомобиля на платной стоянке по дебету счетов затрат:

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 60 или 76
– отражены затраты по содержанию автомобиля на платной стоянке.

Теперь о налоговом учете этих трат. Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся затраты на содержание служебного транспорта, в том числе по оплате автостоянок, поэтому такие издержки можно учесть при расчете прибыли. При этом понесенные расходы обязаны удовлетворять условиям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, а именно: они должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (Письмо Минфина от 27 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/404).

На 19,4 процента в августе 2015 года упали в России продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей

Если автомобиль используется в деятельности компании и у нее нет места для его стоянки, то расход экономически обоснован, и его можно учесть при исчислении налога на прибыль организаций (Письмо Минфина от 11 января 2006 г. № 03-03-04/2/1). Таким образом, затраты на платные автостоянки относятся к расходам на содержание служебного транспорта и уменьшают базу по налогу на прибыль. При методе начисления они признаются на дату: утверждения авансового отчета, если стоянка оплачена сотрудником или получения акта об оказании услуг в случае заключения договора с парковкой.

Документальное оформление

Теперь разберемся, какие бумаги нужно оформить, если фирма арендует место для стоянки служебного автомобиля. Как известно, в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться «первичными» оправдательными документами. Их формы определяет руководитель компании по представлению должностного лица, на которое возложено ведение учета. Напомню, что вся «первичка» должна содержать следующие обязательные реквизиты: название; дату составления; наименование экономического субъекта, составившего бумагу; содержание факта хозяйственной жизни, величину его натурального или денежного измерения с указанием единиц измерения; название должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, либо должности ответственных за оформление свершившегося события; подписи с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации сотрудников.

Для того, чтобы у ревизоров не возникло претензий и вопросов по подтверждению расходов, в документе на оплату стоянки должна быть информация об автомобиле, который фирма держит на платной парковке, его марка и регистрационный номер. Так компания сможет документально подтвердить обоснованность расходов, то есть доказать, что именно это транспортное средство организация ставит на стоянку в условленные сроки и за плату.

Необходимыми оправдательными документами для учета расходов на платную парковку являются (Письма Минфина от 27 апреля 2006 г. № 03- 03-04/1/404, УФНС России по г. Москве от 12 апреля 2006 г. № 20- 12/29007): акт об оказании услуг; кассовый (если организация, предлагающая парковку, использует ККТ) и товарный чек; бланк строгой отчетности (если деловой партнер кассу не использует).

Расходы, понесенные в связи с пребыванием ТС на штрафной стоянке, не связаны с получением доходов от осуществления предпринимательской деятельности. В связи с этим можно сделать вывод, что организация не вправе учесть такие траты при исчислении базы по налогу на прибыль.

Как правило, акт об оказании услуг по парковке составляется при долгосрочной аренде машиноместа. Кроме того, с автопарковкой составляется договор, в котором указываются существенные условия: количество ТС и их характеристики, время заезда-выезда и т. п. Таким образом, когда организация заключает контракт на оказание платных услуг автостоянки, подтверждающим документом будет являться акт с указанием марки и регистрационного номера машины. Если в бумаге нет упоминания о конкретном транспортном средстве, то подтверждающим документом может быть перечень автомобилей, которые хранятся на автостоянке в соответствии с договором. Такой список обычно является приложением к контракту.

Напомню, что кассовый и товарный чеки выдаются при оплате наличными через подотчетных лиц. В случае если предприятие подтверждает услуги платных автостоянок с помощью кассового чека, то необходимо дополнительно к этому документу приложить товарный чек с указанием в нем марки и регистрационного номера автомобиля.

В Приказе Минтранса России от 24 июня 2014 года № 166 «Об утверждении форм бланков документов, используемых при оказании услуг по предоставлению парк вок (парковочных мест) на платной основе» приведены две формы парковочного чека: на случай оплаты наличными и для расчетов пластиковой картой. Обе бумаги являются документом строгой отчетности и применяются фирмами и ИП при расчетах за предоставление платных услуг парковок.

В парковочном чеке отражают такие сведения, как: кем он выдан (в этой графе указывают наименование, местонахождение и ИНН фирмы или ИП); зона машиноместа; номер и адрес паркомата; номер автомобиля; время начала и окончания парковки; размер платы за один час стоянки; итоговая сумма к оплате; номер платежной карты (если оплата производится с использованием карточки).

Затраты на мойку

Еще одна статья расходов для компании – мойка автомобиля. В соответствии с пунктами 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н, расходы по содержанию основных средств, в рассматриваемом случае затраты организации на мойку ТС, являются расходами по обычным видам деятельности. Они принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, определяемой исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком услуги (п. 6 ПБУ 10/99).

Расходы на парковки и штрафстоянки служебных автомобилей особенно актуальны для компаний, работающих в крупных городах. В столице без таких затрат просто не обойтись. С 10 августа 2015 года на некоторых улицах Москвы введен дифференцированный тариф: начиная со второго часа, платить приходится больше.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина от 31 октября 2000 года № 94н, расходы по мойке автомобиля, являющиеся управленческими, не связанными непосредственно с производственным процессом, могут отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» или счета 44 «Расходы на продажу».

Теперь о налоговом учете затрат на мойку. Они включаются в состав расходов на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Против такого подхода Минфин не возражает (Письмо от 20 июня 2006 г. № 03-03-04/1/530).

Если оплата была произведена по безналичному расчету, то по итогам отчетного периода фирма и организация, осуществляющая мойку, подписывают акт об оказании услуг. Однако, как правило, водители обычно рассчитываются наличными. В этом случае подтверждать расходы будет кассовый или товарный чек. При этом в нем обязательно должно быть написано, за что деньги приняты – за услуги по мойке автомобиля. Кроме того, в чеке необходимо указать марку ТС и его государственный номер (Письмо УФНС России по г. Москве от 12 апреля 2006 г. № 20-12/29007).

Штрафная стоянка

Расходы на штрафную стоянку служебного автомобиля в целях бухгалтерского учета относятся к тратам по обычным видам деятельности на основании пунктов 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н, как расходы по содержанию и эксплуатации основных средств. Для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом, предназначен счет 26 «Общехозяйственные расходы» или счет 44 «Расходы на продажу».

Согласно части 1 статьи 27.13 при нарушениях правил эксплуатации и управления ТС применяется задержание автомобиля, включающее его перемещение на специализированную стоянку и хранение на ней до устранения причины задержания.

В случае нарушения правил дорожного движения, в частности при неправильной парковке автомобиля, машину могут задержать. Расходы, понесенные в связи с пребыванием ТС на штрафной стоянке, не связаны с получением доходов от осуществления предпринимательской деятельности, то есть они не могут быть признаны экономически обоснованными. В связи с этим можно сделать вывод, что организация не вправе учесть такие траты при исчислении базы по налогу на прибыль. В бухгалтерском учете возникают постоянная разница и соответствующий ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н). Бухгалтерская запись по отражению ПНО производится в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов, и отражается следующей проводкой:

Дебет 99 Кредит 68/ПНО
– отражено ПНО в размере: сумма понесенных затрат по оплате услуг по хранению служебного автомобиля, умноженная на 20 процентов.

Помогайте вашему бизнесу развиваться


Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>

Дороги – необходимые коммуникации, важность которых не нуждается в обоснованиях. Строительство, поддержание в нужном состоянии, обслуживание, ремонт дорожного покрытия – это довольно затратные статьи расходов федерального бюджета. Для частичного покрытия этих расходов и одновременно улучшения качества передвижения часть путей сделаны платными для водителей.

Как организован в России и за рубежом сбор за движение по платным магистралям? Как регулирует эту сферу закон? Каким образом взимается оплата? От чего зависит сумма? Куда и каким способом требуется ее вносить? Как отражается эта операция в налоговом и бухгалтерском учете? В статье – вся необходимая информация о проезде по платным трассам.

Платная услуга проезда по магистралям

Платная автомобильная магистраль – это трасса или ее участок, за движение по которой с водителей взимается определенная сумма согласно утвержденным тарифам. Цель взимания платы:

  • покрытие части затрат на постройку трассы;
  • частичная компенсация расходов на эксплуатацию дороги;
  • пополнение местного бюджета за счет «транзитных» водителей.

Как правило, параллельно с платной трассой существует возможность добраться в точку назначения бесплатно. Но такой путь обычно отличается большей протяженностью и худшим качеством дорожного покрытия, а часто и загруженностью и отсутствием необходимой инфраструктуры.

СПРАВКА! На сегодня в РФ единственным оператором платных дорог является государственная компания «Автодор».

Оценим плюсы и минусы

Для получателя средств преимущества платных магистралей очевидны, а какие плюсы платного проезда для самых пользователей – водителей? Рассмотрим ожидаемые и реальные преимущества платных дорог.

  1. Лучшее дорожное покрытие – по сравнению с «бесплатными» магистралями, во многом ставшими «притчей во языцех», на платных за качеством покрытия следят и своевременно ликвидируют наиболее вопиющие недостатки.
  2. Меньшая загруженность – на таких автобанах водителям предоставляется больше полос для движения, на некоторых трассах это может быть 5-6 полос в одном направлении.
  3. Большая разрешенная скорость – не некоторых магистралях она превышает среднее значение для аналогичных бесплатных трасс.
  4. Быстрое реагирование спецслужб – если что-то произойдет на платной дороге, например, авария, затор, гололед и т.п., службы приедут и выполнят свой долг значительно быстрее. Оператором дороги предоставляется бесплатный эвакуатор до места стоянки и возможность находиться там в течение суток.
  5. Большая безопасность – достичь пункта назначения можно не только с большим комфортом и скоростью, но и с меньшей вероятностью аварии.
  6. Исключение возможности пробок – все условия в совокупности делают пробки на платных трассах весьма малореальным явлением.
  7. Развитая инфраструктура – помимо самой дороги, оборудуются объекты, значимые для водителей, расположенные не слишком далеко один от другого (заправки, площадки для отдыха, кафе, ремонтные базы и т.п.).

Для автотранспорта предприятий к этим преимуществам добавляются дополнительные:

  • увеличение скорости доставки груза;
  • меньшее время занятости водителей;
  • экономия топлива, ГСМ, запчастей;
  • более редкие ремонты автомобилей вследствие меньшего износа;
  • повышение экономической эффективности грузоперевозок.

Наконец, лучшие дороги автоматически ведут за собой развитие и других отраслей: прежде всего, туризма, торговли, промышленности, сельского хозяйства и др., каждая из которых, в свою очередь, развиваясь, поднимает благосостояние нации.

Что не понравится на платной дороге

Конечно, никто не будет в восторге от самого факта необходимости оплаты. Огорчают пользователей устанавливаемые тарифы: на сегодня стоимость проезда по платным магистралям РФ является одной из самых дорогих в европейской зоне.

Еще один недостаток, который, к сожалению, проявляется в РФ, — это то, что в некоторых случаях платной дороге нет нормальной альтернативы. Законодательно нельзя взимать плату за проезд, если не существует бесплатной аналогичной дороги. Но на практике, далеко не все существующие бесплатные дублеры трасс «удобоваримы» для проезда.

Наконец, неприятно может быть расположение некоторых платных дорог. Например, трасса М-11 «Петербург – Москва», в настоящее время еще не оконченная, проходит очень близко от жилого района, жители которого не в восторге от такого соседства.

Кто платит за проезд

Вносить деньги за право ехать по такой дороге должны только водители:

  • легковых автомобилей, в том числе такси;
  • междугородних автобусов;
  • грузовых авто.

Бесплатное движение на платных дорогах предусмотрено исключительно для специального и общественного транспорта, а именно:

  • карет скорой помощи;
  • полицейских машин;
  • пожарных;
  • всех видов общественного транспорта, кроме такси, междугороднего и международного.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Пешеходы, велосипедисты, водители гужевого транспорта освобождены от обязанности оплачивать проезд по такой магистрали, но, как правило, они ею практически не пользуются.

Способы взимания оплаты с водителей

На сегодня функционируют три системы взимания оплаты за движение по магистралям:

  1. Открытый способ оплаты. При такой системе пункт внесения средств располагается прямо на трассе и перекрывает движение. Проезжают через него только оплатившие дальнейшее движение автомобили. Минусы такой системы:
    • дополнительные затраты на организацию пунктов сбор пошлины и оплату труда сборщиков;
    • возможные заторы в пунктах пропуска;
    • возможность для водителей уклониться от оплаты, объезжая пункты сбора по другим дорогам или бездорожью.
  2. Закрытая система дорожного сбора. Пункты приема средств ставятся только при въезде на дорогу или при выезде. Плату берут только в одном конце дороги либо водители покупают право въехать на магистраль, подтверждаемое билетом, а на выезде производится окончательный расчет. За утерянный билет платится максимальная сумма. Недостатками являются те же дополнительные расходы на организацию.
  3. Автоматическая система оплаты полностью нивелирует недостатки первых двух. Она подразумевает установку в автомобиль специального устройства – транспондера. В нем содержится информация о счете водителя, внесении и расходовании им средств за проезд. Электронные системы оплаты считывают информацию с транспондера даже на большой скорости автомобиля, поэтому для внесения денег не нужно останавливаться и производить отдельные операции.

На трассах удобно комбинируются разные системы оплаты. С автомашин, оборудованных транспондерами, она считывается автоматически, остальные могут внести средства в операторских кабинках либо в терминалах.

Водители могут оплатить проезд по трассе разными способами:

  • наличными;
  • кредитной картой;
  • бесконтактной смарт-картой;
  • посредством специального терминала;
  • обратившись к агенту по приему дорожного сбора.

На многих платных трассах существует фото- и видеофиксация номеров и самих водителей: если у них нет транспондера, а мимо операторской кабинки они проехали «зайцем», квитанция на дородный сбор им придет по почте.

От чего зависит сумма дорожного сбора

Максимальную стоимость проезда определяет правительство, а варьирует оплату региональная власть. В РФ за проезд 1 км той или иной платной трассы придется выложить от 3 до 10 руб. Сумма определяется рядом факторов:

  • классом транспорта;
  • его весом;
  • габаритами;
  • количеством колесных осей;
  • временем движения (дневным или ночным);
  • особенностями трассы.

Некоторые категории транспорта на определенных участках могут пользоваться специальными льготами и скидками. Подробно о них информирует официальный сайт «Автодора».

Законодательное регулирование платных дорог

Законы о плате за проезд по магистралям появились раньше, чем открылись такие участки дорог. Существует несколько законодательных попыток урегулировать этот вопрос.

  1. «Первой ласточкой» был указ Б. Ельцина «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе» от 08.12.1992 г.
  2. Им же был подписан указ «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования» от 27.06.1998 года, где вводились правила создания платных дорог.
  3. Современная законодательная процедура опирается на подписанный В.Путиным 08.11.2007 года Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» № 257-ФЗ, частью которого является регламент пользования платными путями сообщения.
  4. Правила, согласно которым взимается оплата за движение, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 18 от 19.01.2010 г.
  5. Особенности налогового учета платного проезда регламентированы в письме УФНС РФ по г. Москве № 13-11/050285 от 07 июня 2012 г.

Как появились платные трассы в РФ

Первый опыт по взиманию платы с водителей был осуществлен в России в 1999 году – платным был сделан проезд на участке трассы М-4 «Дон» протяженностью в 20 км, расположенный в Липецкой области, а через год длину платного проезда увеличили до 50 км.

Далее проект платных дорог практически не реализовывался вплоть до 2010 года, когда согласно ФЗ № 257, к вышеуказанному участку присоединился еще один платный путь – отрезок в 22 км в Московской области. Появляются платные отрезки дорог на других трассах:

  • 4 участка в Псковской области;
  • 5 км внутригородской трассы в Санкт-Петербурге;
  • новый выход на МКАД с трассы М-1 «Москва – Брест».

На 2017 год действует ряд платных участков трасс М-3, М-4 и М-11.

С 2010 года ведется строительство новых платных магистралей:

  • М-10 «Москва – Санкт-Петербург»;
  • Центральная кольцевая автодорога в Московской области;
  • двухполосной скоростной дороги между Кубинским шоссе и трассой «Наро-Фоминск – Васильчиново».

Могут быть объявлены платными некоторые существующие дороги, если им есть бесплатная альтернатива.

К СВЕДЕНИЮ! Объявление платными реконструированных участков старых дорог не бесспорно, так как их строительство уже было профинансировано путем взимания транспортного налога.

Бухгалтерский учет расходов на проезд по платным магистралям

Средства, затрачиваемые на пользование автодорогой, удобнее всего учитывать на счете 26 «Общехозяйствнные расходы» или 44 «Коммерческие расходы». ПБУ и Инструкция по его применению разрешают производить учет на одном из счетов диапазона 20–29, в зависимости от учтенной политики и особенностей деятельности организации.

Если эти затраты несет транспортная компания, их удобнее отражать в связи с определенным объектом калькулирования, то есть тем или иным видом перевозок.

Если оплата вносится автоматически, расходы можно списать так:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 51 «Расчетные счета» – внесение оплаты за проезд по платной дороге;
  • дебет 20 (…–29), кредит 76 – учет оплаты проезда по скоростной магистрали в составе расходов.

Если в организации нет своего транспорта, но для частых поездок ими были приобретены транспондеры для автоматической оплаты проезда, эти расходы также можно отнести к дорожным.

  • дебет 44 «Коммерческие расходы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражение расходов по проезду по платной магистрали;
  • дебет 19 «НДС» – отражение входного НДС;
  • дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» – принятие входного НДС к вычету.

Налоговый учет расходов на платные дороги

Минфин и ФНС в соответствующих документах (письмо Минфина РФ № 03-11-11/57133 от 06 октября 2015 г., письмо УФНС РФ по г. Москве № 13-11/050285 от 07 июня 2012 г.) признают затраты на движение по платным магистралям в составе «Прочих расходов», связанных с производством или продажей, а также затрат на содержание автотранспорта, сборов на право проезда.

Плательщики УСН по системе «доходы минус расходы» прямо не могут учесть такие траты в «минусе», поскольку их нет в соответствующем перечне (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Но если отразить их не как самостоятельные траты, а как часть комплексного расхода, такой путь экономии при уплате налога возможен. Плата за проезд по дорогам при грамотном обосновании может быть сочтена частью:

  • материальных расходов;
  • командировочных;
  • затрат по оплате товаров для дальнейшей реализации;
  • трат по изготовлению или покупке основного средства (например, доставка купленного актива или материалов для него средствами самой фирмы).

Налоговый кодекс разъясняет ряд моментов, касающихся определения затрат на движение по платным трассам как уменьшающих базу налога на прибыль:

  • такие расходы могут быть обоснованы как материальные затраты на содержание автотранспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • если водитель поехал по платной дороге, следуя в командировку или обратно, расходы можно счесть командировочными (подпункт 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • штатные водители в своих разъездах платят за движение по таким магистралям, совершая «материальные расходы на услуги сторонних организаций» (подпункт 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

ВАЖНО! Поскольку, как правило, наряду с платным всегда имеется альтернативный бесплатный проезд, требуется для обоснования таких расходов доказать их целесообразность или производственную необходимость. Руководитель в качестве такого доказательства может расписать экономию времени, ГСМ, оплаты труда водителей, сбережение других ресурсов, подтвердить это статистическими выкладками, сравнительной справкой-расчетом.

Если экономическая обоснованность не будет доказана подтверждающими документами, удовлетворяющими требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и ч. 2 ст. 9 Закона № 402-Ф, налоговая не сможет принять эти затраты для целей уменьшения базы налога на прибыль. Ведь необоснованный с точки зрения экономики дополнительный комфорт передвижения должен обеспечиваться уже после уплаты этого налога.

Расходы на служебный автомобиль
Из статьи Вы узнаете:

1. Какие расходы на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля принимаются в целях налогообложения, а какие – нет.

2. В каком порядке учитываются расходы на ГСМ, ТО, страхование служебного автомобиля и другие для расчета налога на прибыль и при УСН.

3. Как документально подтвердить расходы на содержание служебного автомобиля.

Большинство организаций и предпринимателей в своей деятельности не обходятся без транспортных расходов на доставку товара, на служебные поездки сотрудников и т. д. При этом каждый руководитель решает «транспортный вопрос» по-своему, исходя из потребностей и возможностей бизнеса. В этой статье предлагаю рассмотреть вариант использования служебного автомобиля, принадлежащего организации или ИП и используемого в хозяйственной деятельности. А точнее, разберем порядок учета расходов, связанных с эксплуатацией служебного автомобиля, для целей налогообложения. Как известно, использование автомобиля, а тем более интенсивное, — процесс довольно затратный, поэтому важно понимать, какие из этих затрат уменьшают налоговую нагрузку, а какие нет.

Расходы на ГСМ

Расходы, которых невозможно избежать в процессе эксплуатации автомобиля, конечно, это расходы на ГСМ. При расчете налога на прибыль расходы на содержание служебного транспорта, к которым относятся и расходы на ГСМ, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При применении УСН с объектом «доходы – расходы» налогоплательщик также имеет право учесть расходы на бензин, поскольку расходы на содержание служебного транспорта прямо поименованы в закрытом перечне расходов при УСН (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Расходы для целей налогообложения должны быть подтверждены документально. Поэтому основанием для принятия к учету расходов на бензин для служебного авто служат подтверждающие документы: путевые листы, чеки АЗС, приказ об использовании служебного автомобиля и установлении норм расхода топлива (или другой аналогичный локальный документ, который закрепляет порядок расчета израсходованного топлива).

Частый вопрос, с которым сталкиваются налогоплательщики: по каким нормам нужно рассчитывать расходы на ГСМ, чтобы принять их к налоговому учету. В НК РФ прямо не установлена обязанность нормировать расходы ГСМ для служебного транспорта, учет по нормам предусмотрен только для компенсаций сотрудникам за использование личного транспорта. Кроме того, Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» содержит нормы расхода ГСМ, обязательные для применения только автотранспортными организациями. На основании этого, можно сделать вывод, что налогоплательщик вправе самостоятельно разработать и утвердить нормы расхода ГСМ, при этом он может использовать нормы Минтранса (Письма Минфина РФ от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Самый безопасный вариант – учитывать расходы на ГСМ по нормам Минтранса, однако он не всегда самый выгодный. Поэтому если Вы приняли решение учитывать расходы на бензин по самостоятельно разработанным нормам, максимально приближенным к фактическому расходу, обратите внимание на обоснование этих норм (техническая документация к автомобилю, официальная информация производителя транспортного средства, контрольный замер расхода топлива и т.д.). Применяемые нормы, их обоснование и порядок расчета расходов на ГСМ необходимо закрепить в приказе руководителя и учетной политике для целей налогообложения.

Технический осмотр

Прохождение технического осмотра является необходимым условием эксплуатации автомобиля в соответствии с законодательством РФ (ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Поэтому есть все основания отнести расходы на техосомтр к расходам на содержание служебного транспорта и, соответственно, включить их в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль и УСН. Документами, подтверждающими расходы на проведение технического осмотра, могут служить копия диагностической карты, талона технического осмотра, чек ККТ, платежное поручение или другой документ об оплате услуг оператора технического осмотра. Если по результатам ТО выявлены нарушения, то расходы на их устранение также могут быть учтены для целей налогообложения.

Расходы на ремонт автомобиля

Расходы на ремонт служебного автомобиля учитываются при расчете налога на прибыль в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). В случае применения УСН расходы на ремонт автомобиля также уменьшают налогооблагаемую базу (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ремонт может осуществляться либо своими силами (ремонтного отдела, специалиста по ремонту) либо силами сторонней организации. Каких-либо ограничений по способу проведения ремонта НК не содержит, главное, чтобы в наличии были документы, подтверждающие понесенные расходы. Если ремонт осуществляется сторонней организацией, то необходим договор на ремонт автомобиля, акт выполненных работ, калькуляция или смета затрат. Если ремонт выполняется своими силами, то подтверждением расходов могут служить смета затрат, накладные на внутреннее перемещение материалов (лимитно-заборные карты). Кроме того, обязательным условием учета расходов при УСН является их оплата, поэтому к числу подтверждающих документов добавятся платежные поручения, чеки ККТ или квитанции об оплате.

Расходы на мойку

Несмотря на то, что без мойки эксплуатация автомобиля теоретически возможна, расходы на мойку могут быть учтены в составе расходов на содержание служебного транспорта для расчета налога на прибыль, о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 20.06.2006 № 03-03-04/1/530. Аналогичный вывод можно сделать и относительно учета расходов на мойку при применении УСН. Особое внимание при этом нужно обратить на подтверждающие документы. Если оплата происходит в безналичном порядке, то проблем с подтверждением возникнуть не должно: платежное поручение, акт об оказанных услугах. Однако чаще всего водители рассчитываются за услуги мойки наличными, в этом случае необходимо проконтролировать наличие чека ККТ и правильно оформленного товарного чека или квитанции (если станция автомойки не применяет ККТ). Товарный чек и квитанция должны содержать обязательные реквизиты первичных документов (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), кроме того квитанция, выдаваемая взамен чека ККТ, должна отвечать требованиям, предъявляемым к бланкам строгой отчетности (п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»). Лучше с этими требованиями ознакомить сотрудников, эксплуатирующих автомобиль, чтобы они проверяли правильность оформления документов на месте.

Расходы на услуги платной стоянки

В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик имеет право учесть расходы на платную автостоянку служебного автомобиля в составе расходов, связанных с его содержанием (Письмо Минфина России от 27.04.2006 N 03-03-04/1/404). Таким образом, есть основания учитывать расходы на автостоянку и для расчета налога при УСН. Подтверждающие документы и порядок их оформления в данном случае будут аналогичны рассмотренным в предыдущем пункте.

Расходы на страхование автомобиля

Для отражения в налоговом учете расходов на автострахование большое значение имеет вид страхования: обязательное (ОСАГО) или добровольное (КАСКО).

При расчете налога на прибыль уменьшить налогооблагаемую базу можно на расходы как по обязательному, так и по добровольному страхованию служебного автомобиля (п. 1 ст. 263 НК РФ). Расходы на добровольное страхование служебного транспорта от угона и ущерба учитываются в сумме фактических затрат по договору страхования (Письмо Минфина России от 20.02.2008 № 03-03-06/1/119). А расходы по обязательному страхованию могут быть приняты к налоговому учету только в пределах установленных законодательством РФ тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ). В настоящее время тарифы по договорам ОСАГО установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Расходы по договору страхования служебного автомобиля учитываются в целях расчета налога на прибыль в периоде фактической оплаты страховой премии. Однако если срок страхования охватывает несколько отчетных периодов, а оплата произведена одним или несколькими разовыми платежами, то к налоговому учету такие расходы нужно принимать равномерно в течение всего срака действия договора страхования. Сумма расходов, принимаемая в отчетном периоде, будет рассчитываться пропорционально количеству дней действия договора страхования в этом отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ).

При УСН учесть в налоговых расходах можно только выплаты по договору обязательного страхования ОСАГО (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), поскольку выплаты по договорам добровольного страхования не входят в закрытый перечень принимаемых расходов. При этом расходы по договору ОСАГО уменьшают налогооблагаемую базу по налогу при УСН в том же порядке, что и для расчета налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), то есть в пределах тарифов, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. Страховая премия по договору ОСАГО принимается к учету единовременно в момент оплаты, независимо от срока действия договора; равномерное списание в расходы не допускается (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Штрафы ГИБДД

С одной стороны, штрафы за нарушение Правил дорожного движения не являются необходимым условием эксплуатации служебного транспорта, но, с другой стороны, при интенсивном использовании автомобиля штрафов ГИБДД сложно избежать даже самому опытному водителю. Более того, затраты на оплату «штрафных» квитанций могут достигать весьма значительных сумм. Как же быть: принимать или не принимать такие расходы? Ответ однозначный – штрафы ГИБДД не учитываются ни для расчета налога на прибыль, ни для расчета налога при УСН.

Во-первых, штрафы прямо указаны в числе расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ), а также они не входят в закрытый перечень расходов, учитываемых при УСН. Во-вторых, расходы принимаются к налоговому учету при условии их обоснованности, то есть экономической целесообразности (п. 1 ст. 252 НК РФ). Очевидно, что расходы на оплату штрафов ГИБДД не являются обоснованными, поскольку они не направлены не осуществление приносящей доход деятельности.

Итак, мы рассмотрели основные расходы, которые возникают у налогоплательщиков в связи с эксплуатацией служебного автомобиля. Сейчас предлагаю подвести итог, какие расходы можно учесть для целей налогообложения, а какие нельзя.

Расходы Налог на прибыль УСН
1 Расходы на ГСМ Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
2 Расходы на технический осмотравтомобиля Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
3 Расходы на ремонт автомобиля Учитываются
(пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ)
Учитываются
(пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
4 Расходы на мойку Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
5 Расходы на услуги платной стоянки Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
6 Расходы на страхование ОСАГО Учитываются в пределах тарифов, установленных законодательством РФ
(п. 1 ст. 263 НК РФ)
(п. 2 ст. 263 НК РФ)
Учитываются в пределах тарифов, установленных законодательством РФ
(пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
(п. 2 ст. 346.16 НК РФ)
7 Расходы на страхование КАСКО Учитываются
(п. 1 ст. 263 НК РФ)
Не учитываются
(п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
8 Штрафы ГИБДД Не учитываются
(п. 2 ст. 270 НК РФ)
Не учитываются
(п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

Таким образом, большинство затрат на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля, используемого в хозяйственной деятельности, уменьшают налогооблагаемую базу. В этом состоит главное преимущество использования собственного автомобиля перед, например, использованием личного транспорта сотрудников с выплатой им компенсации, размер которой лишь частично включается в налоговые расходы.

Как Вы считаете, выгодно ли использовать служебный автомобиль?

Какие расходы на его содержание самые значительные?

Пожалуйста, поделитесь в комментариях!

Законодательные и нормативные акты:

1. Налоговый кодекс РФ

2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»

5. Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»

Кодексы, Федеральные законы и Постановления Правительства РФ размещены на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/

6. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

  • УСН «Доходы» в 2021 году: как отчитываться и сколько платить
  • Субсидии на развитие предпринимательства
  • Как уменьшить налог УСН

Справочная / УСН

Расходы на личный автомобиль ИП на УСН «Доходы минус расходы»

Часто ИП на УСН «Доходы минус расходы» используют личный автомобиль в бизнесе. Разберёмся, можно ли учесть расходы на его покупку и содержание при расчёте налога.

Расходы на покупку личного автомобиля

Прежде чем учитывать затраты в расходах УСН, подумайте, как доказать налоговой, что используете автомобиль для бизнеса. Чем дальше ваш вид деятельности от перевозок или разъездов, тем сложнее это сделать.

Случай из жизни: ИП занимается установкой металлопластиковых конструкций и учитывает в расходах стоимость легкового автомобиля, который он, по его словам, использует для «получения заказов, проведения замеров и доставки комплектующих». Налоговая признала это неправомерным, «поскольку предприниматель осуществляет вид деятельности, не относящийся к грузовым и пассажирским грузоперевозкам», доначислила налог, пени и штраф.

Предприниматель начал судиться с налоговой, и суды разных инстанций поддержали его. Запомните ключевые фразы из судебного постановления — пригодятся на случай споров:

  • «Автомобиль приобретен и использовался предпринимателем непосредственно в процессе предпринимательской деятельности, с целью получения дохода от данного вида деятельности, а доводы налогового органа об использовании транспортного средства в личных целях носят предположительный характер».
  • «Налоговое законодательство не содержит ограничений по включению в расходы затрат по приобретению и обслуживанию транспортных средств, приобретенных для осуществления предпринимательской деятельности. В этой связи доводы инспекции о том, что расходы принимаются лишь при осуществлении деятельности, связанной с грузовыми и пассажирскими перевозками, не основаны на законе». (Постановление ФАС Уральского округа от 18 октября 2007 г. по делу № Ф09-8532/07-С3).

Но нельзя надеяться на то, что от налоговой больше не будет претензий. Минфин в письме от 26.03.2008 г. № 03-04-05-01/79 утверждает, что «легковой автомобиль, используемый индивидуальным предпринимателем для поездок в банк, налоговые инспекции, центры технического обслуживания, к покупателям и поставщикам для заключения договоров, не может быть признан основным средством».

Получается, вы рискуете, если учитываете расходы на покупку автомобиля, который необязателен для вашего бизнеса. Доказывать свою позицию, возможно, придётся в суде. Но нет гарантии, что решение суда будет таким же благоприятным.

Ещё раз: сначала решите, сможете ли доказать налоговой пользу личного автомобиля для бизнеса. Для чего вы его используете? Помогает ли он вам получать доходы? Почему вы не можете получать доходы без него? Если вы ответили на эти вопросы и даже отрепетировали ответ вместе с другом-скептиком, можете учитывать расходы на покупку автомобиля в налоге УСН.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба подготовит налоговую декларацию по УСН и рассчитает налоги. Сервисом пользуется 100 000 ИП и ООО. Попробуйте тоже!

Расходы на использование автомобиля

Вы можете включить затраты на эксплуатацию автомобиля — прежде всего, на покупку топлива — в расходы на УСН, если вы ездили на нём по делам бизнеса. Если вы занимаетесь транспортными перевозками, затраты относятся к материальным расходам, а если другим бизнесом — к расходам на служебный транспорт.

Чтобы учесть затраты на покупку бензина, обычных чеков с заправки недостаточно. Нужно подтвердить маршрут поездок — обычно для этого используют путевые листы. Форма путевых листов утверждена только для автотранспортных предприятий. Если у вас другой бизнес, придумайте собственную форму.

Вероятно, что у налоговиков может возникнуть мнение о том, что расходы на топливо ИП должны укладываться в нормы, установленные «Методическими рекомендациями нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утверждёнными распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р. Поэтому ИП лучше ознакомиться с этим документом и соотноситься с его нормами.

Учёт в УСН расходов на бензин отстоять проще, чем затраты на его покупку личного автомобиля, но всё же риск спора с налоговой сохраняется. Однажды арбитражный суд запретил учитывать такие расходы ИП-юристу: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2008 г. № Ф04-1130/2008(973-А45-34. Там речь идёт не о налогоплательщике УСН, но аргументы суда универсальны — автомобиль не является основным средством, поэтому затраты на его использование в расходы включаться не должны.

Другие расходы на эксплуатацию, например, на мойку или охраняемую стоянку, ещё с большей вероятностью могут вызвать вопросы налоговой. Поэтому с ними лучше совсем не рисковать.

Читайте также: