О федеральных органах налоговой полиции

Опубликовано: 03.05.2024

  • +
    –
    Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
    • Статья 1. Федеральные органы налоговой полиции
    • Статья 2. Задачи федеральных органов налоговой полиции
    • Статья 3. Правовые основы деятельности федеральных органов налоговой полиции
    • Статья 4. Принципы деятельности федеральных органов налоговой полиции
  • +
    –
    Раздел II. Система и структура федеральных органов налоговой полиции (ст.ст. 5 - 9)
    • Статья 5. Система федеральных органов налоговой полиции
    • Статья 6. Федеральная служба налоговой полиции
    • Статья 7. Территориальные органы налоговой полиции
    • Статья 8. Полномочия Директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации
    • Статья 9. Взаимодействие федеральных органов налоговой полиции с налоговыми органами и иными государственными органами Российской Федерации
  • +
    –
    Раздел III. Обязанности и права федеральных органов налоговой полиции (ст.ст. 10 - 11)
    • Статья 10. Обязанности федеральных органов налоговой полиции
    • Статья 11. Права федеральных органов налоговой полиции
  • +
    –
    Раздел IV. Служба в федеральных органах налоговой полиции (ст.ст. 12 - 13.1)
    • Статья 12. Сотрудник налоговой полиции
    • Статья 13. Прохождение службы в федеральных органах налоговой полиции
  • +
    –
    Раздел V. Правовая и социальная защита сотрудников налоговой полиции (ст.ст. 14 - 18)
    • Статья 14. Обязательность выполнения законных требований сотрудника налоговой полиции
    • Статья 15. Недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника налоговой полиции
    • Статья 16. Обязательное государственное личное и имущественное страхование и возмещение ущерба в случае гибели (смерти) или увечья сотрудника налоговой полиции
    • Статья 17. Материальное и социально-бытовое обеспечение сотрудников налоговой полиции и членов их семей
    • Статья 18. Бесплатный проезд сотрудников налоговой полиции
  • +
    –
    Раздел VI. Финансовое и материально-техническое обеспечение федеральных органов налоговой полиции (ст. 19)
    • Статья 19. Финансовое и материально-техническое обеспечение федеральных органов налоговой полиции
  • +
    –
    Раздел VII. Ответственность сотрудников налоговой полиции за противоправные действия. Контроль и надзор за деятельностью федеральных органов налоговой полиции (ст. 20-21)
    • Статья 20. Ответственность сотрудников налоговой полиции и право обжалования их противоправных действий
    • Статья 21. Контроль за деятельностью федеральных органов налоговой полиции. Надзор за законностью деятельности федеральных органов налоговой полиции

Закон РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-I
"О федеральных органах налоговой полиции"

С изменениями и дополнениями от:

17 декабря 1995 г.

ГАРАНТ:

См. постановление ВС РФ от 24 июня 1993 г. N 5239-1 "О повторном рассмотрении Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции"

См. постановление ВС РФ от 20 мая 1993 г. N 4990-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции"

Настоящий Закон определяет правовые основы, принципы организации и деятельности, систему и структуру, полномочия федеральных органов налоговой полиции.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

24 июня 1993 года.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции"

Настоящий Закон вводится в действие с момента опубликования

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 15 июля 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г., N 29, ст. 1114

Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 июля 2003 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 199-ФЗ

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ (в редакции Федерального закона от 12 марта 2002 г. N 27-ФЗ, положения которого применяются со дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ)

Действие части четвертой, пятой и седьмой статьи 17 настоящего Закона приостановлено на 2002 год с момента введения нормативными правовыми актами РФ новых должностных окладов, иных условий формирования денежного довольствия и порядка пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 17 декабря 1995 г. N 200-ФЗ

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

Части первая и третья статьи 7 настоящего Закона признаны не действующими и не подлежащими применению в части согласования назначения начальников территориальных органов налоговой полиции с соответствующими органами исполнительной власти

О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях осуществления своей деятельности вправе создавать подведомственные организации в форме государственных учреждений либо унитарных предприятий.

Статья 3. Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Статья 4. Налоговые органы осуществляют свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статья 5. Органы внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

Глава II. ЗАДАЧИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Статья 6. Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы осуществляют также иные функции в случаях, предусмотренных настоящим Законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Статья 6.1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях осуществления полномочий компетентного (уполномоченного) органа в соответствии с правом Евразийского экономического союза в сфере маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками и в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, обеспечивает:

контроль за оборотом товаров, в отношении которых принято решение о маркировке их контрольными (идентификационными) знаками;

функционирование системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками;

координацию деятельности органов исполнительной власти по контролю за оборотом товаров, в отношении которых принято решение о маркировке их контрольными (идентификационными) знаками.

Статья 6.2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях осуществления полномочий уполномоченного органа в сфере прослеживаемости товаров в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, обеспечивает:

создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров;

сбор, учет, хранение и обработку сведений, включаемых в национальную систему прослеживаемости товаров;

обмен сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами;

контроль за операциями с товарами, включенными в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости.

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, и критерии, применяемые при отборе отдельных видов товаров для включения в указанный перечень, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Налоговым органам предоставляется право:

1. В случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы, организации и граждане) проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами, сборами, страховыми взносами, пенями, штрафами, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, в бюджетную систему Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.

Осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе проводить проверки, указанные в абзаце первом настоящего пункта, получать необходимые пояснения, справки, сведения и документы по вопросам, возникающим при проведении таких проверок, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, проводить контрольные закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, запрашивать и получать в банках справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Выносить предписания за нарушения организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Осуществлять контроль за соблюдением платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов, а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение указанных требований.

2. Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

3. Осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

3.1. В целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

4. Обследовать с соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации при осуществлении своих полномочий производственные, складские, торговые и иные помещения организаций и граждан.

5. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указанных требований.

6. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

7. Производить в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений.

8. Выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

9. Взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

10. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

11. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски:

о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

о взыскании сумм задолженности по процентам, начисленным на реструктурированную задолженность по федеральным, региональным и местным налогам, сборам, страховым взносам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

12. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

13. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

14. Утратил силу. - Федеральный закон от 18.07.2005 N 90-ФЗ.

15. Утратил силу. - Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ.

Статья 7.1. Налоговые органы обобщают сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, в налоговые органы в соответствии с федеральным конституционным законом, и результаты обобщения до 30 апреля представляют Президенту Российской Федерации и в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Налоговые органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции представляют имеющиеся у них сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о наличии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и об их реквизитах по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Налоговые органы при наличии согласия работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием представляют в государственные органы имеющиеся у них сведения о размере и об источниках доходов указанных лиц в случаях и порядке, определяемых нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Статья 7.2. Налоговые органы представляют, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, имеющиеся у них сведения о доходах физических лиц по запросам органов субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере социальной защиты населения, в целях, связанных с предоставлением государственной социальной помощи, мер социальной защиты (поддержки), установленных законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Права налоговых органов, предусмотренные пунктами 1 - 7, 15 статьи 7 Закона, предоставляются должностным лицам этих налоговых органов, а права, предусмотренные пунктами 8 - 13, - только руководителям налоговых органов и их заместителям.

Статья 9. Вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

Статья 10. В процессе осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Глава III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Статья 11. Утратила силу. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Статья 12. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статья 13. Утратила силу. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Статья 14. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалоб и принятия решений по ним определяется Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Глава IV. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Статья 15. Порядок обеспечения налоговых органов Российской Федерации служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников жильем устанавливается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 16. Все работники налоговых органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Статья 17. В случае гибели работника налогового органа в связи с осуществлением служебной деятельности семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. При нанесении работнику налогового органа тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц, а также в течение десяти лет - разница между размерами его должностного оклада и пенсией.

При нанесении работнику налогового органа менее тяжких телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти месячных заработков из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Ущерб, причиненный имуществу работника налогового органа (или его близкого родственника) в связи со служебной деятельностью, возмещается в полном объеме из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Статья 18. Руководящим работникам и специалистам налоговых органов присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы классные чины.

Положение о классных чинах работников налоговых органов и размер доплат за классные чины утверждаются Президентом Российской Федерации.

Статья 19. Граждане, назначенные на государственные должности в налоговые органы, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Председатель
Верховного Совета РСФСР
Б.Н.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов РСФСР
21 марта 1991 года
N 943-1

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки

"Но все меняется, когда приходят ОНИ!"
Реклама шоколадного батончика

Зачастую сотрудники налоговой полиции говорят о жестких ограничениях своих полномочий. Мол, это очень мешает находиться на страже государственного бюджета. Действительно, проведение проверок - дело непростое, причем именно в силу ограничений. Однако закон об оперативно-розыскной деятельности настолько развязал полицейским руки, что проверки как таковые им не нужны.

Долой проверки! Да здравствует ОРД!

Согласно этому документу сотрудники налоговой полиции обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия, регламентируемые федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (закон об ОРД).

К тому же летом прошлого года приказом N 285* ФСНП России утвердила Инструкцию о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции (далее - Инструкция). Согласно этому документу проверку можно проводить только после того, как по налогу истек налоговый период (п. 3 Инструкции). Следовательно, полицейские вправе запросить документы только за истекший период. Однако, как отмечает Дмитрий Анисимов, заместитель начальника службы документальных проверок УФСНП РФ по г. Москве, такое положение дел не устраивает столичных полицейских.

Дмитрий Анисимов:

- Разработчиком данной инструкции является Федеральная служба налоговой полиции. С некоторыми положениями документа мы, как московское управление, не совсем согласны. Мы принимаем их к выполнению, но рассматриваем возможность улучшения инструкции.

Все дело в оперативно-розыскных мероприятиях (далее - ОРМ). Вы нигде не найдете статистики по проведенным ОРМ. Все, что касается оперативно-розыскной деятельности налоговой полиции (кроме самого закона об ОРД), покрыто тайной и мраком.

Этот закон заслуживает особого внимания. Бухгалтерам столичных организаций важно понять, что проверки полицейских и оперативно-розыскные мероприятия - это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

В принципе и проверка, и ОРМ проводятся на основании постановления. Но постановление на проверку выписывается начальником федерального органа налоговой полиции (или его замом) только при наличии достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления* (п. 2 Инструкции). Постановление же о проведении ОРМ подписывает начальник территориального отдела на основании оперативной информации, полученной полицейским. Это могут быть сведения как о налоговом преступлении (свершившемся или только готовящимся), так и о преступлениях не налогового характера.

Статья 126 УПК РСФСР предоставляет налоговой полиции право расследовать преступления по 27 статьям УК РФ (полный их перечень см. в таблице 1). Только две из них (ст. 198 и 199 УК РФ) посвящены налоговым преступлениям. Как видите, оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия у налоговой полиции в тринадцать с половиной раз больше, чем для проведения проверки.

Бывший сотрудник налоговой полиции**:

- Самой "продуктивной" является информация, предоставляемая налоговой инспекцией. Ее можно использовать в качестве доказательной базы. Информация же, поступающая от граждан, зачастую является: как бы это помягче сказать: плодом их воображения. Оперативная проверка по таким заявлениям обычно заканчивается рапортом о том, что информация не подтвердилась. Бывают и вовсе анекдотичные ситуации. Однажды полицейский зашел в парикмахерскую. Пока его стригли, он слушал беседу мастеров о методах уклонения от налогообложения этой фирмы.

Более того, сотрудников налоговой полиции обязывают вербовать агентов. Агенты - это граждане, добровольно согласившиеся негласно сотрудничать с налоговой полицией. Они поставляют оперативную информацию, на основе которой проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

Почему люди соглашаются сотрудничать с полицией? По идее полицейские должны выплачивать агентам вознаграждение за предоставление информации. Однако, по заявлению бывшего сотрудника налоговой полиции, на данный момент средств на содержание агентов нет. Поэтому полицейские работают с агентами на "взаимовыгодных" условиях. Например, полицейский вербует директора ресторана. Впредь директор "будет спать спокойно" - налоговая полиция к нему неожиданно не нагрянет. В ответ на эту услугу по охране безопасности труда полиция будет получать от директора сведения о подозрительной деятельности (например, продаже контраффактной алкогольной продукции) известных ему организаций. Стоит ли говорить о том, что заодно полицейский станет и завсегдатаем этого ресторана, причем обслуживать его будут на очень "льготных" условиях.

Дальше схема работы проста. Агент предоставляет оперативнику информацию. Полицейский составляет соответствующий рапорт на имя начальника отдела. В нем говорится о возможном преступлении (Например, в случае, приведенном выше, о предполагаемой торговле контрафактной алкогольной продукцией. Это нарушение подпадает под статью 171.1, подследственную налоговой полиции.). Начальник отдела подписывает постановление на проведение оперативно-розыскного мероприятия. Оперативники выезжают в организацию.љ

Бывший сотрудник налоговой полиции:

- Если оперативник не может указать источник информации, то зачастую он ссылается на своих агентов, которые об этом даже не подозревают.

Другими словами, если, придя в организацию, полицейские предЪявляют постановление об оперативно-розыскном мероприятии (обследовании помещения, исследовании документов или проверочной закупке), это говорит о том, что у них есть только подозрения и они пришли "накопать" компромат на месте. Если же налоговая полиция пришла с проверкой, значит, у нее уже есть серьезные данные о преступлении и осталось только подтвердить их с помощью документов, изЪятых в установленном порядке. В дальнейшем эти документы могут послужить доказательствами вины налогоплательщика в суде.

Бывший сотрудник налоговой полиции:

- Справедливости ради замечу, что "просто так", без оснований, полицейские никуда не ездят, у них и так работы слишком много, а времени мало. Поэтому любая полученная информация предварительно проверяется, и лишь затем оперативники выезжают на место.

В законе об ОРД указано 14 оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, в постановлении на проведение ОРМ указываются следующие: проверочная закупка, исследование предметов и документов или обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

На практике под оперативно-розыскным мероприятием подразумевается поиск фактических данных, которые свидетельствуют о подготовке или совершении преступления.

Самым распространенным видом ОРМ является обследование помещения. Цель - не только осмотреть все помещения фирмы, но и обнаружить, изЪять и исследовать документы и предметы, связанные с преступлением.

В ходе проверочной закупки полиция устанавливает факты несоблюдения правил торговли, искажения бухгалтерских документов, уклонения от уплаты налогов, завышения цен, наличия неучтенного товара и т.д.

Исследование предметов и документов проводится отделами документальных проверок полиции. Как правило, в ходе этого исследования проверяются документы, полученные во время обследования помещения или проверочной закупки. Как отмечает Дмитрий Анисимов, согласно Инструкции в данное время исследование документов проводится исключительно для выявления признаков неналоговых преступлений.

Проблема заключается в том, что в законе об ОРД не только не раскрывается общее понятие "оперативно-розыскное мероприятие", но и не дается определение каждого конкретного ОРМ. Поэтому не стоит наивно полагать, что обследование помещения не предполагает изЪятия документов.

Обследуя помещение, сотрудники налоговой полиции смотрят любую документацию, если нужно, проверяют ККМ, снимают отчеты, сверяют сумму наличных в кассе и указанную в отчетах, исследуют помещение на наличие неучтенного товара и т.д. Благодаря тому что понятие "оперативно-розыскное мероприятие" нигде не истолковано, полицейские действуют по принципу "что не запрещено, то разрешено".

Бывший сотрудник налоговой полиции:

- Вспоминается курьезный случай. Начинающий оперативник потерял постановление о проведении обследования и заставил персонал магазина искать его, угрожая пересажать всех, если документ не найдется.

Для наглядности рассмотрим конкретное оперативно-розыскное мероприятие. В октябре прошлого года сотрудники оперативного отдела управления по Центральному административному округу УФСНП России по г. Москве проводили оперативно-розыскное мероприятие в столичной организации. Основанием для проведения ОРМ послужила оперативная информация о возможном нахождении в офисе организации других фирм, незаконно арендовавших помещения. При обследовании помещения в сейфе бухгалтерии была обнаружена неучтенная валюта. Никаких посторонних фирм в помещении организации так и не нашли, зато по факту найденных денег поставили вопрос о проведении документальной проверки фирмы.љ

Словом, не важно, с чем приходит полиция, важно, что она найдет и чем все это закончится.

Не виноватая я:

Итак, для получения любой необходимой информации полицейские имеют почти неограниченные полномочия, но вместе с тем доказать вину подозреваемого непросто.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов в крупном (особо крупном) размере установлена в статье 199 УК РФ (см. сноску на стр. ***). Применение этой статьи судами разЪяснено в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 4 июля 1997 г. N 8. Из пункта 1 постановления следует, что для обвинения налогоплательщика в уклонении от уплаты налогов полицейские должны доказать "умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы". Да и об искажении бухгалтерских данных о доходах и расходах (обязательной составляющей налогового преступления) можно говорить в суде только тогда, когда будет доказано, что налогоплательщик действовал предумышленно (п. 3 постановления).

Таким образом, перед налоговой полицией, которая изымет документы налогоплательщика в ходе ОРМ и найдет в них что-либо компрометирующее, стоит непростая задача. Полицейские должны доказать, что налогоплательщик не только нарушил законодательство, но сделал это умышленно, то есть заранее планируя обмануть государство.

Часто ли удается доказать умысел? В 2000 году (тогда полицейские провели чуть более 3000 проверок) уголовных дел было возбуждено всего 1 757. При этом не известно, сколько из них дошло до суда и по скольким был вынесен обвинительный приговор.

Следует помнить и о презумпции невиновности налогоплательщика, установленной статьей 49 Конституции РФ*. Вину налогоплательщика обязаны доказывать органы налоговой полиции. Сам же он вправе не помогать в этом, то есть не давать письменных показаний, которые могут послужить доказательствами его вины.

Итак, для судебного рассмотрения уголовного дела недостаточно только фактов, свидетельствующих об искажении данных бухгалтерской отчетности, о неуплате налогов и т.д. Необходимы еще доказательства предумышленного совершения преступления. В связи с этим важно то, что говорят и подписывают руководитель организации и главный бухгалтер, подозреваемые в совершении налогового (или иного) преступления и приглашенные на "свидание" с полицейскими. На таких "встречах" создается "специальная" обстановка, психологически давящая на приглашенных.

Кроме того, любые доказательства (документы, сведения, предметы и т.д.), полученные с нарушением требований закона (например, не верно составленный акт изЪятия) не имеют юридической силы и не будут фигурировать в суде.

Какие последствия повлечет за собой визит полицейских?

Предсказуемые последствия

Полицейские, выявившие налоговое правонарушение в ходе оперативно-розыскного мероприятия или проверки, передают эту информацию в налоговую инспекцию. В случае обнаружения признаков преступления заводится уголовное дело. В процессе расследования проводятся обыски, допросы, экспертизы (судебно-экономическая, почерковедческая и т.д.).

Здесь, кстати, важно напомнить о "деятельном раскаянии". Пункт 2 статьи 198 УК РФ освобождает от уголовной ответственности лицо, впервые свершившее преступление и полностью возместившее ущерб государству. При этом возмещается только доказанный полицией ущерб.

Бывший сотрудник налоговой полиции:

- Руководство налоговой полиции не стремится к тому, чтобы "пересажать" всех нарушителей законодательства, а просто старается возместить как можно больше средств в государственный бюджет.

А. беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения и обследовать их;

Б. выносить предостережения с требованием устранить нарушения законодательства, своевременно и в полной мере уплатить налоги, предоставить отчетную и иную документацию в установленные сроки, вести бухучет в соответствии с законодательством; контролировать выполнение этих требований;

В. проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

Г. вызывать граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения обЪяснений, справок и сведений по вопросам, относящимся к компетенции налоговой полиции;

Д. получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также организаций и физических лиц всю необходимую информацию;

Е. для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении, использовать средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям или общественным обЪединениям.

Бывший сотрудник налоговой полиции:

- Самым распространенным нарушением, за которое полиция накладывает административное взыскание, является отказ от предоставления информации (пункт Д - прим. ред.). Формулировка, записанная в законе, настолько туманна, что позволяет сотрудникам полиции трактовать ее как угодно. Например, недавно одну предпринимательницу оштрафовали за то, что она не предоставила полицейским документы на офисное кресло. Санкции за отказ в предоставлении средств связи или транспортных средств, насколько я помню, вообще не налагались.

Федеральные органы налоговой полиции рассматривают дела по следующим статьям КоАП РФ:

Должностные лица - 30-40 МРОТ

Юридические лица - 300-400 МРОТ

Должностные лица - 30-40 МРОТ (с конфискацией продукции или без таковой)

Юридические лица - 300-400 МРОТ (с конфискацией продукции или без таковой)

Юридические лица - 400-500 МРОТ

Должностное лицо банка - 20-30 МРОТ

О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях осуществления своей деятельности вправе создавать подведомственные организации в форме государственных учреждений либо унитарных предприятий.

Статья 3. Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Статья 4. Налоговые органы осуществляют свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статья 5. Органы внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

Глава II. ЗАДАЧИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Статья 6. Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы осуществляют также иные функции в случаях, предусмотренных настоящим Законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Статья 6.1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях осуществления полномочий компетентного (уполномоченного) органа в соответствии с правом Евразийского экономического союза в сфере маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками и в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, обеспечивает:

контроль за оборотом товаров, в отношении которых принято решение о маркировке их контрольными (идентификационными) знаками;

функционирование системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками;

координацию деятельности органов исполнительной власти по контролю за оборотом товаров, в отношении которых принято решение о маркировке их контрольными (идентификационными) знаками.

Статья 6.2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях осуществления полномочий уполномоченного органа в сфере прослеживаемости товаров в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, обеспечивает:

создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров;

сбор, учет, хранение и обработку сведений, включаемых в национальную систему прослеживаемости товаров;

обмен сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами;

контроль за операциями с товарами, включенными в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости.

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, и критерии, применяемые при отборе отдельных видов товаров для включения в указанный перечень, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Налоговым органам предоставляется право:

1. В случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы, организации и граждане) проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами, сборами, страховыми взносами, пенями, штрафами, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, в бюджетную систему Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.

Осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе проводить проверки, указанные в абзаце первом настоящего пункта, получать необходимые пояснения, справки, сведения и документы по вопросам, возникающим при проведении таких проверок, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, проводить контрольные закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, запрашивать и получать в банках справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Выносить предписания за нарушения организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Осуществлять контроль за соблюдением платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов, а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение указанных требований.

2. Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

3. Осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

3.1. В целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

4. Обследовать с соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации при осуществлении своих полномочий производственные, складские, торговые и иные помещения организаций и граждан.

5. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указанных требований.

6. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

7. Производить в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений.

8. Выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

9. Взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

10. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

11. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски:

о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

о взыскании сумм задолженности по процентам, начисленным на реструктурированную задолженность по федеральным, региональным и местным налогам, сборам, страховым взносам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

12. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

13. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

14. Утратил силу. - Федеральный закон от 18.07.2005 N 90-ФЗ.

15. Утратил силу. - Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ.

Статья 7.1. Налоговые органы обобщают сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, в налоговые органы в соответствии с федеральным конституционным законом, и результаты обобщения до 30 апреля представляют Президенту Российской Федерации и в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Налоговые органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции представляют имеющиеся у них сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о наличии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и об их реквизитах по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Налоговые органы при наличии согласия работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием представляют в государственные органы имеющиеся у них сведения о размере и об источниках доходов указанных лиц в случаях и порядке, определяемых нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Статья 7.2. Налоговые органы представляют, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, имеющиеся у них сведения о доходах физических лиц по запросам органов субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере социальной защиты населения, в целях, связанных с предоставлением государственной социальной помощи, мер социальной защиты (поддержки), установленных законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Права налоговых органов, предусмотренные пунктами 1 - 7, 15 статьи 7 Закона, предоставляются должностным лицам этих налоговых органов, а права, предусмотренные пунктами 8 - 13, - только руководителям налоговых органов и их заместителям.

Статья 9. Вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

Статья 10. В процессе осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Глава III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Статья 11. Утратила силу. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Статья 12. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статья 13. Утратила силу. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Статья 14. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалоб и принятия решений по ним определяется Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Глава IV. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Статья 15. Порядок обеспечения налоговых органов Российской Федерации служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников жильем устанавливается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 16. Все работники налоговых органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Статья 17. В случае гибели работника налогового органа в связи с осуществлением служебной деятельности семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. При нанесении работнику налогового органа тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц, а также в течение десяти лет - разница между размерами его должностного оклада и пенсией.

При нанесении работнику налогового органа менее тяжких телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти месячных заработков из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Ущерб, причиненный имуществу работника налогового органа (или его близкого родственника) в связи со служебной деятельностью, возмещается в полном объеме из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Статья 18. Руководящим работникам и специалистам налоговых органов присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы классные чины.

Положение о классных чинах работников налоговых органов и размер доплат за классные чины утверждаются Президентом Российской Федерации.

Статья 19. Граждане, назначенные на государственные должности в налоговые органы, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Председатель
Верховного Совета РСФСР
Б.Н.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов РСФСР
21 марта 1991 года
N 943-1

Создание федеральных органов налоговой полиции объективно было вызвано политической и социально-экономической обстанов­кой в Российской Федерации в начале 90-х годов. Переход России к рыночным отношениям породил новый вид преступлений — налого­вые. В цивилизованном мире они отнесены к категории тяжких.

Исторически появлению налоговой полиции предшествовало создание Государственной налоговой службы Российской Федера­ции (ГНС России), которая была образована в соответствии с Зако­ном РСФСР от 21 марта 1991 года №943-1 "О Государственной на­логовой службе РСФСР". Закон определил правовые основы, прин­ципы организации и деятельности, систему, структуру и полномо­чия государственных налоговых инспекций.*

* Указом Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 года №1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" Государственная на­логовая служба Российской Федерации преобразована в Министерство Российс­кой Федерации по налогам и сборам.

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года №340 "О Государственной налоговой службе Российской Федерации утвердил Положение о ГНС России. А постановление Правитель­ства Российской Федерации от 8 апреля 1992 года №230 "Вопросы Государственной налоговой службы Российской Федерации" опре­делило структуру, штатную численность и вопросы оперативного уп­равления деятельностью ГНС России и ее инспекций на местах.

Первые же шаги деятельности налоговых инспекций продемон­стрировали их явную неприспособленность к работе в криминогенной обстановке, характерной для России того времени, абсолютную незащищенность их сотрудников от действий криминальных струк­тур. Мировая практика показывает, что эффективно бороться с на­логовыми преступлениями и правонарушениями может только спе­циальная силовая структура государства.

Такая структура в налоговой системе Российской Федерации и была образована Указом Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года * №262 "О создании Главного управления нало­говых расследований при Государственной налоговой службе Рос­сийской Федерации". Приложением к Указу было "Временное по­ложение о Главном управлении налоговых расследований при Го­сударственной налоговой службе Российской Федерации (ГУНР при ГНС России).

* Эта дата официально установлена как день рождения налоговой полиции Рос­сийской Федерации.

Ее комплектование по распоряжению Президента Российской Федерации от 14 июля 1992 года №356-рп "О мерах по формирова­нию подразделений налоговых расследований" осуществлялось пу­тем прикомандирования офицеров Министерства безопасности Рос­сийской Федерации (МБ России) в количестве 450 человек, Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) — 560 человек и Министерства обороны Российской Федерации (МО России) — 3490 человек. По состоянию на 14 декабря 1992 года в Российской Федерации было создано 88 территориальных органов — управлений и отделов со штатной численностью 17 тысяч чело­век, в их числе 464 городских и районных отдела.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года№3181-1 "О внесении дополнений и изменений в Закон Рос­сийской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Рос­сийской Федерации" федеральные органы налоговой полиции были отнесены к числу субъектов оперативно-розыскной деятельности.

24 июня 1993 года Президентом Российской Федерации утвер­жден принятый Верховным Советом Российской Федерации Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой поли­ции" №5238-1, который вступил в действие с 15 июля 1993 года (с момента его опубликования). Закон определил правовые основы, принципы организации и деятельности, а также систему, структуру и полномочия федеральных органов налоговой полиции. В соответ­ствии с ним ГУНР при ГНС России был преобразован в самостоя­тельную государственную правоохранительную структуру на правах государственного комитета Российской Федерации—Департа­мент налоговой полиции Российской Федерации (ДНП России).

Постановлением Совета Министров — Правительства Россий­ской Федерации от 11 октября 1993 года №1037 "Вопросы Департа­мента налоговой полиции Российской Федерации" штатная числен­ность налоговой полиции по состоянию на 1 января 1995 года была установлена в количестве 43 800 человек.

После вступления в действие 27 декабря 1995 года Федерально­го закона Российской Федерации " О внесении изменений и допол­нений в Закон Российской Федерации "О федеральных органах на­логовой полиции" и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" №200-ФЗ, принятого Государственной Думой 15 ноября 1995 года, ДНП России переименован в Федеральную службу налоговой поли­ции Российской Федерации (ФСНП России).

В дополнение к прежним полномочиям федеральным органам налоговой полиции было предоставлено право осуществления пред­варительного следствия и проведения судебно-экономических и свя­занных с исследованием документов криминалистических экспертиз.

Некоторые результаты деятельности федеральных органов на­логовой полиции Российской Федерации за 1993-1998 гг. приведе­ны в таблице:

Таблица 1

Выявлено и пресечено нарушений налогового законодательства

Читайте также: