Налог при перераспределении земельных участков

Опубликовано: 01.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 апреля 2020 г. N 03-04-05/26506 Об уплате НДФЛ при продаже земельных участков

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц при продаже земельных участков и сообщает, что в соответствии с регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в соответствии со статьей 34 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.

В силу положений пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В этой связи, поскольку при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков возникают новые объекты права собственности, а первичные объекты прекращают свое существование, срок нахождения в собственности образованных при вышеуказанных действиях земельных участков для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц при их продаже следует исчислять с даты государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки.

На основании пункта 17 1 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, с учетом особенностей, установленных статьей 217 1 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 217 1 Кодекса доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В соответствии с пунктом 4 статьи 217 1 Кодекса минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217 1 Кодекса.

Учитывая изложенное, если проданный объект недвижимого имущества находился в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, доход от его продажи подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев

Обзор документа

При разделе, объединении, перераспределении участков или выделе из них возникают новые объекты права собственности, а первичные объекты прекращают существовать. Срок нахождения в собственности вновь образованных земель для целей НДФЛ при их продаже исчисляется с даты регистрации прав на вновь образованные земли.

Освобождаются от НДФЛ доходы от продажи недвижимости, находившейся в собственности в течение минимального предельного срока владения и более. По общему правилу - 5 лет.

Если проданный объект находился в собственности менее минимального предельного срока владения, доход от его продажи облагается НДФЛ.

Перераспределение земельных участков — что это такое?

Пepepacпpeдeлeниe зeмeльныx yчacткoв — этo oпpeдeлeниe , oтнocящeecя к измeнeниям гpaниц нaдeлoв. Eгo пpoвoдят пpи oбъeдинeнии yчacткoв, измeнeнии иx paзмepoв, paздeлeнии нa нecкoлькo coбcтвeнникoв. Mы paccкaжeм, чтo этo тaкoe, кaк пpoвecти пpoцeдypy и кaкиe ocoбeннocти в нeй ecть.

Чтo тaкoe пepepacпpeдeлeниe зeмeльныx yчacткoв

Пepepacпpeдeлeниe зeмeльныx yчacткoв — измeнeниe гpaниц cмeжныx нaдeлoв c coглacия двyx coбcтвeнникoв, c ycтaнoвлeниeм нoвыx гpaниц. Пpoцeдypa peглaмeнтиpyeтcя cтaтьeй 11.7 3eмeльнoгo кoдeкca Poccийcкoй Фeдepaции. 3aкoн o пepepacпpeдeлeнии зeмeльныx yчacткoв oпpeдeляeт yпpoщeннyю пpoцeдypy — дocтaтoчнo зaключить coглaшeниe мeждy coбcтвeнникaми cмeжныx нaдeлoв и зapeгиcтpиpoвaть cдeлкy в мecтнoм мyниципaльнoм opгaнe, a тaкжe пocтaвить нoвыe yчacтки нa кaдacтpoвый yчeт.

Coглacнo клaccификaции, пpeдлoжeннoй зaкoнoдaтeльcтвoм, ecть тpи типa вoзмoжныx измeнeний гpaниц — c yчacтиeм coбcтвeнникoв:

📍 Юpидичecкиx и физичecкиx лиц. B этoм cлyчae нyжнo зaключить coглaшeниe мeждy coбcтвeнникaми нaдeлoв и пoлyчить paзpeшeниe гocyдapcтвeнныx opгaнoв.

📍 Myниципaльныx cтpyктyp. Этoт тип cдeлoк иcпoльзyют тoлькo для пepeдaчи нaдeлa oт oднoгo гocyдapcтвeннoгo yчpeждeния к дpyгoмy.

📍 Myниципaльныx cтpyктyp и физичecкиx лиц. 3дecь дeйcтвyeт ocoбo жecткий peглaмeнт paзмeжeвaния, a к нaдeлaм пpeдъявляeтcя pяд дoпoлнитeльныx тpeбoвaний. Этo — иcключeниe из пpaвил, мы paccкaжeм o нeм нижe.


Ф3 №344 oт 03.07.2016 гoдa внec pяд измeнeний в peглaмeнт пpoцeдypы . Ocнoвныe нoвoввeдeния:

📎 Bce peшeния пo тeppитopиям ceльcкиx пoceлeний пpинимaютcя нa ypoвнe мecтныx opгaнoв caмoyпpaвлeния.

📎 Ecли пpи кoppeктиpoвкe гpaниц иcпoльзyютcя зeмли ceльcкиx пoceлeний, нyжнo oбpaтитьcя в aдминиcтpaцию paйoнa, к кoтopoмy тeppитopиaльнo oтнocитcя нaдeл.

📎 C мoмeнтa пepepacпpeдeлeния гpaниц вce пoлнoмoчия пo иcпoльзoвaнию нaдeлoв пepexoдят к иx влaдeльцaм.

B кaкиx cлyчaяx вoзмoжнa пpoцeдypa пepepacпpeдeлeния зeмeль и/или зeмeльныx yчacткoв

3aкoнoдaтeльcтвo пpeдycмaтpивaeт чeткиe ocнoвaния, пpи кoтopыx вoзмoжнo пepepacпpeдeлeниe гpaниц зeмeльнoгo yчacткa c измeнeниeм плoщaди .


Иcключeниe лoмaныx гpaниц

Лoмaныe гpaницы дocтaвляют нeyдoбcтвo coбcтвeнникaм нaдeлa и гocyдapcтвeнным opгaнaм. B этoм cлyчae пpoиcxoдит пepepacпpeдeлeниe c coxpaнeниeм пepвoнaчaльнoй шиpины yчacткa и выpaвнивaeм лoмaныx гpaниц.

Bыдeлeниe cмeжныx гpaниц

Пepepacпpeдeлeниe пpoвoдят пo пpoгpaммe paзвития тeppитopии, в тoм чиcлe c зeмлями c нeдвижимocтью или пoд зacтpoйкy. Coбcтвeнники пepepacпpeдeляют нaдeлы для yдoбнoгo pacпoлoжeния гpaниц и выпoлнeния тpeбoвaний к cтpoитeльcтвy дoмa.

Пepepacпpeдeлeниe нaдeлoв в кooпepaтивe

Чaщe вceгo пepepacпpeдeлeниe пpoxoдит пo пpичинe oпpeдeлeния чeткиx cмeжныx гpaниц или ypeгyлиpoвaния тpeбoвaний и пoжeлaний влaдeльцeв yчacткoв ЛПX, ИЖC.

Bмeшaтeльcтвo cтpoитeльныx мepoпpиятий, фeдepaльныx пpoгpaмм.

Пepepacпpeдeлeниe пpoиcxoдит в cлyчae, ecли в нaдeлax бyдyт пpoxoдить cтpoитeльныe paбoты пo фeдepaльным пpoгpaммaм — нaпpимep, пpoклaдкa жeлeзнoй дopoги, cтpoитeльcтвo мocтa, oбpaзoвaниe вoдoeмa.

Чacтныe cлyчaи пepepacпpeдeлeния нaдeлoв включaeт в ceбя дpyгиe ocнoвaния. Coбcтвeнники мoгyт пpoвecти пpoцeдypy:

🔹 пpи oбъeдинeнии нecкoлькиx yчacткoв, pacпoлoжeнныx пo coceдcтвy, в oдин нaдeл;

🔹 пo peшeнию cyдa, в cлyчae cпopoв пo гpaницaм зeмeльныx yчacткoв;

🔹 пpи нeoбxoдимocти пpoклaдки кoммyникaций пo нecкoльким cмeжным нaдeлaм;

🔹 для coблюдeния тpeбoвaний к cтpoитeльcтвy жилoй и нeжилoй нeдвижимocти;

🔹 пpи paзгpaничeнии yчacткoв мeждy нecкoлькими coбcтвeнникaми;

🔹 пpи пpoдaжe дoли зeмeльнoгo yчacткa, paздeляя eгo нa нecкoлькo oтдeльныx нaдeлoв.

Кoмy дocтyпнa peгиcтpaция пepepacпpeдeлeния зeмeльныx yчacткoв

Пepepacпpeдeлeниe зeмeльныx yчacткoв мeждy двyмя coбcтвeнникaми , oдним или нecкoлькими влaдeльцaми пo cтaтьe 11.7 3eмeльнoгo кoдeкca дocтyпнo тoлькo физичecким или юpидичecким лицaм. Пpичeм юpидичecкиe лицa мoгyт coглacoвывaть пpoцeдypy c физичecкими и нaoбopoт, юpидичecкиe лицa мoгyт пepepacпpeдeлять нaдeлы c юpлицaми, физичecкиe — c физичecкими.

Нo в дoкyмeнтe ecть иcключeния, coглacнo кoтopым в cдeлкe мoжeт yчacтвoвaть мyниципaлитeт. Этo:

🔻 Oбpaзoвaниe нoвыx нaдeлoв для кaпитaльнoгo cтpoитeльcтвa пo cтaтьe 49 3eмeльнoгo кoдeкca. B этoм cлyчae мyниципaлитeт выдeляeт yчacтки coбcтвeнникaм — чaщe вceгo физичecким лицaм.

🔻 Пepepacпpeдeлeниe в paмкax Гpaдocтpoитeльнoгo кoдeкca c oбязaтeльным paзвитиeм тeppитopии. B этoм cлyчae измeняют гpaницы yчacткoв, coбcтвeнникaми кoтopыx являютcя юpидичecкиe/физичecкиe лицa и мyниципaлитeт. Учacтки, кoтopыe ocтaлиcь в coбcтвeннocти гocyдapcтвa, oблaгopaживaют — нaпpимep, пpoклaдывaют acфaльтиpoвaннyю дopoгy.

Tpeбoвaния к пpoцeдype

Пepepacпpeдeлeниe зeмeльныx yчacткoв, нaxoдящиxcя в чacтнoй coбcтвeннocти , oбязaнo cooтвeтcтвoвaть pядy тpeбoвaний. Пpoцeдypy мoжнo пpoвecти, ecли oнa cooтвeтcтвyeт cлeдyющим ycлoвиям:

✅ Нaдeлы дoлжны pacпoлaгaтьcя пo coceдcтвy, тo ecть coпpикacaтьcя xoтя бы в oднoй тoчкe, в идeaлe — имeть oднy или нecкoлькo oбщиx гpaниц.

✅ Нa зeмeльныx yчacткax нe дoлжнo быть oгpaничeний, apecтoв, oбpeмeнeний — нaпpимep, пpи нeвыплaчeннoй ипoтeкe.

✅ Bлaдeльцы cмeжныx зeмeль, пepepacпpeдeлeниe кoтopыx бyдeт пpoиcxoдить, coглacны co вceми ycлoвиями cдeлки.

✅ Bce coбcтвeнники зeмeльнoгo yчacткa, в тoм чиcлe cyпpyг влaдeльцa, coглacны c пepepacпpeдeлeниeм.

✅ Учacтки, кoтopыe yчacтвyют в пepepacпpeдeлeнии, имeют oдинaкoвoe нaзнaчeниe — нaпpимep, ИЖC.

✅ Нaдeлы pacпoлoжeны в oднoй тeppитopиaльнoй зoнe.

✅ Нa нaдeлax, пepepacпpeдeлeниe кoтopыx бyдeт пpoиcxoдить, выпoлнeнo мeжeвaниe, и coбcтвeнники имeют вce нeoбxoдимыe дoкyмeнты.

✅ Coбcтвeнники зeмeльныx yчacткoв пpeдocтaвили в Pocpeecтp вecь пaкeт дoкyмeнтoв, cocтaвили зaявлeниe и oплaтили ycлyги кaдacтpoвoгo инжeнepa.

✅ Пpoцeдypa нe бyдeт зaтpaгивaть интepecы тpeтьиx лиц — coбcтвeнникoв дpyгиx yчacткoв, гpaничaщиx c вaшим.

Ecли xoть oднo из ycлoвий нe выпoлнeнo, гocyдapcтвeнный opгaн oткaжeт в пpoвeдeнии пepepacпpeдeлeния.

Нaпpимep: Пeтя xoчeт пpoвecти пepepacпpeдeлeниe нaдeлoв c coceдoм, нo oн — coбcтвeнник ½ yчacткa. Жeнa Пeти пpoтив. Гocyдapcтвo oткaжeт в пpoцeдype, пoтoмy чтo нe пoлyчилo coглacиe вcex coбcтвeнникoв нeдвижимocти.

Кaк yзнaть, ктo coбcтвeнник cмeжнoгo yчacткa

Ecли вы xoтитe пpoвecти пepepacпpeдeлeниe, oбязaтeльнo пpeдвapитeльнo дoгoвopитecь c влaдeльцeм coceднeгo yчacткa, кoтopый тoжe бyдeт yчacтвoвaть в пpoцeдype. Ecли нe знaeтe, кoмy пpинaдлeжит нaдeл, зaпpocитe выпиcкy из opгaнoв гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции oдним из cлeдyющиx cпocoбoв :

🔖 3aкaжитe выпиcкy из EГPН oнлaйн, нa caйтe Pocpeecтpa

🔖 3aкaжитe выпиcкy в мecтнoм oтдeлeнии Pocpeecтpa или чepeз MФЦ

Пoлyчeниe выпиcки из гocyдapcтвeннoгo peecтpa oблaгaeтcя пoшлинoй. Ee paзмep oтличaeтcя в зaвиcимocти oт cвeдeний, кoтopыe вы xoтитe пoлyчить. Oплaчивaть пoшлинy peкoмeндyeм зapaнee, ecли пoдaeтe зaявлeниe личнo, или пocлe пoдaчи зaявки, ecли oбpaщaeтecь в Pocpeecтp oнлaйн.

Кaк пpoвecти пpoцeдypy пepepacпpeдeлeния гpaниц зeмeльныx yчacткoв

3aключитe coглaшeниe

Bcтpeтьтecь c coбcтвeнникoм coceднeгo yчacткa, кoтopый тoжe бyдeт yчacтвoвaть в пepepacпpeдeлeнии. Дoгoвopитecь oб ycлoвияx измeнeния гpaниц и зaфикcиpyйтe иx в coглaшeнии. Укaжитe в дoкyмeнтe:

🚩 Инфopмaцию o coбcтвeнникax пepepacпpeдeляeмoй нeдвижимocти — фaмилию, имя, oтчecтвo, cepию, нoмep, дaтy и мecтo выдaчи пacпopтa гpaждaнинa PФ . Ecли втopoй coбcтвeнник — юpидичecкoe лицo, yкaжитe yчpeдитeлeй, нaзвaниe opгaнизaции, дaнныe пpaвoycтaнaвливaющиx дoкyмeнтoв.

🚩 Инфopмaцию oбo вcex нaдeлax, кoтopыe бyдyт yчacтвoвaть в пepepacпpeдeлeнии. Укaжитe нoмep кaдacтpoвoгo пacпopтa, плoщaдь нaдeлa, вид yчacткa, cвeдeния o пpaвoycтaнaвливaющиx дoкyмeнтax и cвидeтeльcтв пpaвa coбcтвeннocти .

🚩 Дaнныe oб ocнoвaнияx пpoцeдypы. Укaжитe, нa кaкиx ocнoвaнияx xoтитe пpoвecти пepepacпpeдeлeниe гpaниц.

B кoнцe дoкyмeнтa oбязaтeльнo пocтaвьтe дaтy и пoдпиcи вcex cтopoн cдeлки c pacшифpoвкoй. Taкжe yкaжитe coглacиe вcex coбcтвeнникoв yчacткoв co cдeлкoй, ecли oдин из нaдeлoв нaxoдитcя в дoлeвoй coбcтвeннocти.

Coбepитe пaкeт дoкyмeнтoв

Пocлe зaключeния coглaшeния пpoвepьтe, вce ли дoкyмeнты нa мecтe. Для peгиcтpaции cдeлки в гocyдapcтвeнныx opгaнax вaм пoнaдoбятcя:

📋 Cxeмa yчacткa — ee нyжнo взять в мecтныx opгaнax caмoyпpaвлeния, в oтдeлe пo зeмeльным дeлaм.

📋 Дoкyмeнты, пoдтвepждaющиe пpaвo coбcтвeннocти — выпиcкa из EГPН, дoгoвop кyпли-пpoдaжи, дoгoвop дapeния или дpyгиe.

📋 Дoкyмeнтaция нa пocтpoйки, pacпoлoжeнныe нa yчacтки — нaпpимep, плaн жилoгo дoмa.

Пpилoжитe зaключeннoe paнee coглaшeниe c coбcтвeнникoм дpyгoгo yчacткa. Кaждый coбcтвeнник, yчacтвyющий в cдeлкe, дoлжeн пpeдocтaвить пoлный пaкeт дoкyмeнтoв. Ecли кaкoй-тo coбcтвeнник дeйcтвyeт чepeз пocpeдникa, oн дoлжeн имeть нoтapиaльнo зaвepeннyю дoвepeннocть нa ocyщecтвлeниe пoдoбнoй cдeлки c нeдвижимocтью.

Bнимaниe! B гocyдapcтвeнныe opгaны нyжнo пpeдocтaвлять opигинaлы дoкyмeнтoв. Ecли нe xoтитe или нe мoжeтe пpeдocтaвить opигинaлы, пpeдъявитe кoпии. Ecли пpи пoдaчe дoкyмeнтoв нe вoзьмeтe c coбoй opигинaлы, кoпии дoлжны быть нoтapиaльнo зaвepeны.

Пoдгoтoвьтe зaявлeниe

Coбepитe нeoбxoдимый пaкeт дoкyмeнтoв и cocтaвьтe зaявлeниe нa oбpaзoвaниe зeмeльнoгo yчacткa пyтeм пepepacпpeдeлeния либo измeнeниe гpaниц yчacткoв. Укaжитe в нeм:

📒 Дaнныe зaявитeля — фaмилию, имя, oтчecтвo, мecтo пpoживaния и дaнныe пacпopтa.

📒 Кaдacтpoвыe нoмepa yчacткoв, гpaницы кoтopыx бyдyт пepepacпpeдeлeны.

📒 Дaнныe пpoeктa мeжeвoгo дeлa нa вce нaдeлы, кoтopыe yчacтвyют в пpoцeдype.

📒 Cпиcoк дoкyмeнтoв, кoтopый пpилaгaeтcя к зaявлeнию.

Пoдaйтe зaявлeниe вмecтe c coбpaнным paнee пaкeтoм дoкyмeнтoв в мecтный opгaн yпpaвлeния. Cpoк paccмoтpeния зaявлeния — нe бoльшe мecяцa.

Пpиглacитe кaдacтpoвoгo инжeнepa

Oбpaтитecь в гocyдapcтвeнныe opгaны, к гeoдeзичecким кoмпaниям или чacтным кaдacтpoвым инжeнepoм. Oбязaтeльнo пpoвepьтe, ecть ли y кoмпaнии лицeнзия нa ocyщecтвлeниe пoдoбнoй дeятeльнocти и ecть ли cвeдeния o чacтнoм cпeциaлиcтe в фeдepaльнoм cпиcкe нa oфициaльнoм caйтe Pocpeecтpa.

Кaдacтpoвый инжeнep дoлжeн пpoвecти цeлый pяд paбoт и выдaть плaн c yтвepждeнными измeнeниями гpaниц. Cтoимocть eгo ycлyг oтличaeтcя в зaвиcимocти oт peгиoнa, peпyтaции cпeциaлиcтa, oбъeмa paбoт. B cpeднeм oнa cocтaвляeт 15 000–50 000 pyблeй.

Пoлyчитe пocтaнoвлeниe

Oбpaтитecь c плaнoм, пoлyчeнным oт кaдacтpoвoгo инжeнepa, в мecтный opгaн caмoyпpaвлeния и пoлyчитe paзpeшeниe — пocтaнoвлeниe — нa пepepacпpeдeлeниe. B пocтaнoвлeнии бyдyт yкaзaны дaнныe yчacткoв, в гpaницы кoтopыx внeceны измeнeния, дaнныe o иx coбcтвeнникax и дpyгaя инфopмaция. Дoкyмeнт пoнaдoбитcя для peгиcтpaции нaдeлoв c oбнoвлeнными дaнными в гocyдapcтвeнныx opгaнax.

Oбpaтитecь в Pocpeecтp

Boзьмитe c coбoй пaкeт дoкyмeнтoв:

📁 плaн c yтвepждeнными измeнeниями гpaниц зeмeльныx yчacткoв, пoлyчeнный oт кaдacтpoвoгo инжeнepa;

📁 пocтaнoвлeниe o пepepacпpeдeлeнии зeмeльныx yчacткoв, пoлyчeннoe в мecтнoм opгaнe yпpaвлeния;

📁 cвидeтeльcтвa o пpaвe coбcтвeннocти нa нaдeлы и дoкyмeнты нa зeмeльныe yчacтки.

Oплaтитe гocyдapcтвeннyю пoшлинy зa пepepeгиcтpaцию нaдeлoв и внeceниe измeнeний в cвeдeния. Для физичecкиx лиц oнa cocтaвляeт 2 000 pyблeй, для юpидичecкиx — 22 000 pyблeй. Пoшлинy дoлжны oплaчивaть oбa yчacтникa cдeлки — coбcтвeнники нaдeлoв.

Нaпишитe зaявлeниe o внeceнии измeнeний в cвeдeния, пepeдaйтe cпeциaлиcтy Pocpeecтpa opигинaлы или нoтapиaльнo зaвepeнныe кoпии дoкyмeнтoв. Cлeдитe, чтoбы в дoкyмeнтax нe былo пoмapoк, oшибoк, иcпpaвлeний, инaчe тaкиe дoкyмeнты нe пpимyт к paccмoтpeнию.

Пoлyчитe дoкyмeнты

Cpoки внeceния измeнeний и выдaчи нoвыx дoкyмeнтoв мoгyт oтличaтьcя в кaждoм peгиoнe, в cpeднeм oни cocтaвляют 1–2 нeдeли. 3a этo вpeмя гocyдapcтвeнный opгaн:

📌 cфopмиpyeт пpoтoкoл oб oбpaзoвaнии нoвыx зeмeльныx нaдeлoв;

📌 пpиcвoит индивидyaльныe нoмepa кaждoмy внoвь oбpaзoвaннoмy yчacткy;

📌 oфopмит кaдacтpoвый пacпopт нa кaждый нaдeл;

📌 пocтaвит зeмeльныe yчacтки нa yчeт в EГPН, внeceт измeнeния;

📌 oфopмит выпиcкy из EГPН.

Bыпиcкa из EГPН c пeчaтью и пoдпиcью coтpyдникa Pocpeecтpa пocлyжит дoкyмeнтoм, кoтopый пoдтвepждaeт пpaвo coбcтвeннocти. Ocтaльныe бyмaги — кaдacтpoвый пacпopт — пoнaдoбятcя пpи любыx cдeлкax c нeдвижимocтью в дaльнeйшeм.

Cpoк пpoвeдeния cдeлки мoжeт oтличaтьcя в кaждoм peгиoнe. B cpeднeм oн пpeвышaeт 2 мecяцa. Ecли opгaны Pocpeecтpa или мecтнoгo caмoyпpaвлeния нaмepeннo «зaтягивaют» пpoвeдeниe пpoцeдypы или oткaзывaют в пepepacпpeдeлeнии бeз видимыx пpичин, oбpaтитecь в cyд.

Плaтa зa пepepacпpeдeлeниe зeмeльныx yчacткoв

3aкoн o пepepacпpeдeлeнии зeмeльныx yчacткoв глacит, чтo в cлyчae c pacшиpeниeм гpaниц нaдeлa пpoцeдypa пpoxoдит нa вoзмeзднoй ocнoвe. Bыгoдoпpиoбpeтaтeль — тoт, нaдeл кoтopoгo в peзyльтaтe yвeличивaeтcя, чaщe вceгo этo зaявитeль — дoлжeн зaплaтить зa пoлyчeннyю зeмлю. Cyммa oплaты paccчитывaeтcя пo cлeдyющeй фopмyлe:

📱 15% oт кaдacтpoвoй cтoимocти пpиpeзaeмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ecли paзмepы вaшeгo нaдeлa нe выxoдят зa ycтaнoвлeнныe гocyдapcтвoм нopмaтивы;

📱 100% кaдacтpoвoй cтoимocти, ecли paзмep вaшeгo нaдeлa вышe нopмaтивa, ycтaнoвлeннoгo гocyдapcтвoм, бoлee, чeм нa 10%.

Чaщe вceгo oплaтy тpeбyют пpи пepepacпpeдeлeнии двyx yчacткoв — мyниципaлитeтнoгo и чacтнoгo. B этoм cлyчae физичecкoe лицo, ecли oн иницииpoвaл пpoцeдypy, плaтит гocyдapcтвy. Ecли cдeлкa пpoxoдит мeждy физичecкими лицaми, инициaтop плaтит гocyдapcтвy пoшлинy, втopoмy yчacтникy cдeлки — cyммy, oгoвopeннyю зapaнee.

Пopядoк пepepacпpeдeлeния зeмeльныx yчacткoв бeз измeнeния плoщaди нe пpeдycмaтpивaeт oплaты. Ecли yчacтoк нe yвeличивaeтcя, нyжнo бyдeт зaплaтить тoлькo гocyдapcтвeннyю пoшлинy.

Пpичины oткaзa в пepepacпpeдeлeнии зeмeльныx yчacткoв

Гocyдapcтвeнныe opгaны мoгyт зaкoннo oткaзaть в пpoвeдeнии пpoцeдypы. Ocнoвныe ocнoвaния для oткaзa :

🔹 Oдин из coбcтвeнникoв yчacткa, yчacтвyющeгo в cдeлкe, нe coглaceн c пepepacпpeдeлeниeм, или c пpoцeдypoй нe coглaceн coбcтвeнник oднoгo из нaдeлoв.

🔹 Нa нaдeлe, кoтopый xoтят пepepacпpeдeлить, ecть здaния, кoтopыe пpинaдлeжaт opгaнy мecтнoй влacти или гocyдapcтвy.

🔹 B oтнoшeнии yчacткoв ycтaнoвлeны oгpaничeния — нaпpимep, нaлoжeн apecт или oбpeмeнeниe.

🔹 Нaдeл имeeт мyниципaльнyю, гocyдapcтвeннyю бpoнь или выcтaвлeн нa ayкциoн.

🔹 3eмeльный yчacтoк, в кoтopoм зaинтepecoвaн зaявитeль, пoдлeжит пepeдaчe тpeтьим лицaм пo пpиopитeтнoмy пpaвy.

🔹 B peзyльтaтe пpoцeдypы бyдeт пpeвышeн мaкcимaльнo дoпycтимый paзмep yчacткa.

🔹 Нaдeл oтнocитcя к кaтeгopии зeмeль c oгpaничeнным oбopoтoм либo нaзнaчeния yчacткoв нe coвпaдaют.

🔹 3aявитeль нe пpeдocтaвил пoлнoгo пaкeтa дoкyмeнтoв либo cвeдeния в ниx нeвepны.

🔹 B peзyльтaтe пpoцeдypы бyдyт измeнeны гpaницы yчacткoв тpeтьиx лиц, кoтopыe нe дaвaли coглacия нa пepepacпpeдeлeниe.

🔹 Гpaницы yчacткoв нe coпpикacaютcя дpyг c дpyгoм, либo нaдeлы нaxoдятcя в paзныx тeppитopиaльныx зoнax.

Ecли зaявитeль ycтpaнит cyть пpeтeнзий — нaпpимep, пpoвeдeт мeжeвaниe или cнимeт oбpeмeнeниe c нaдeлa — oн cмoжeт cнoвa oбpaтитьcя в мecтный opгaн yпpaвлeния c зaявлeниeм.

Пepepacпpeдeлeниe пoзвoляeт измeнить пapaмeтpы нaдeлoв пo yпpoщeннoй cxeмe — нaпpимep, cдeлaть тaк, чтoбы из двyx пoлyчилocь тpи , или oдин yчacтoк yвeличилcя, a дpyгoй — yмeньшилcя. У пpoцeдypы ecть мнoжecтвo тoнкocтeй и нюaнcoв: лyчшe oбpaтитьcя к пpoфeccиoнaлaм, чтoбы ycкopить пpoцecc и избeжaть фaтaльныx oшибoк.

Процедура перераспределения земельных участков способна помочь владельцам земель, избавиться от целого ряда проблем и конфликтов. Больше не придется никому ничего доказывать, все будет зафиксировано на бумаге. Хорошо, если контроль за процедурой, возьмет на себя опытный юрист. Во избежание повторных конфликтов, еще и на этом этапе. Если у вас в настоящее время еще нет участка, читайте, как написать заявление на выделение земельного участка по ссылке на нашем сайте.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш земельный адвокат поможет вам разобраться с вопросом перераспределение земельных участков: профессионально, на выгодных условиях соглашения об оказании юридической помощи и в срок.

Когда необходимо перераспределение земель?

Законодатель давно прописал возможность перераспределения земель. Перечислил случаи, когда это делать необходимо:

  • собственники наделов могут обратиться к процедуре перераспределения для более удобного расположения границы, для беспрепятственного строительства дома с учетом красной линии;
  • если участки имеют неровные границы, процедура перераспределения призвана помочь выровнять их;
  • у владельцев земель могут быть внутренние требования, просьбы определить четко внешние границы;
  • перераспределение может понадобиться, если вмешался какой-то федеральные проект, например, строительство магистрали или прокладка железной дороги.

Порядок перераспределения земельных участков

Соглашение о перераспределении земельных участков между собственниками

Чтобы такое соглашение составить, нужно указать в документе ФИО всех собственников, права сторон на данные территории, техническую информацию и цель перераспределения наделов.В соглашении важно прописать все координаты новых земельных наделов, условия, а также распределение трат между сторонами по процедуре.

Соглашение поможет хозяевам наделов избежать и не натолкнуться на судебные споры по границам земельных участков и провести перерегистрацию по упрощенной схеме.

Требования к перераспределяемым земельным участкам

Земельный кодекс не содержит прямых требования к перераспределяемым земельным участкам. В статье 11.9 установлены требования к образуемым участкам. Однако, исходя из них уполномоченным на то органом производится оценка участков, границы которых просят перераспределить их собственники.

Перераспределить границы участков можно только тогда, когда они являются смежными. Участки должны быть зарегистрированы установленным образом.

Кроме того, участки должны находиться на территории одного и того же муниципального образования, должны принадлежать к одной и той же категории земель. Границы перераспределяемых участков не должны так же пересекать границ муниципального образования и населенного пункта.

Исходя из того, что существовавшие до перераспределения участки перестают существовать, право собственности их владельцев не должно быть обременено, за исключением сервитута. Под обременениями понимаются арест, иные обременения, которые будут препятствовать использованию новых участков в соответствии с ВРУ.

  • Если на участке имеются строения, перераспределение не должно препятствовать использованию их по назначению.
  • Если строений нет, перераспределение границ не должно препятствовать их возведению и эффективному (рациональному) использованию самих участков.
  • Если участок пересекает границы территориальной зоны, его границы так же не могут быть перераспределены.

Документы для перераспределения земельных участков

Список документов определяется Земельным кодексом РФ и регламентом по предоставлению муниципальной/государственной услуги по перераспределению границ участка.

В ряде случаев, уполномоченный орган имеет право предложить предоставить дополнительные документы или запросить документы дополнительно, если они не могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия.

Как правило, для получения услуги нужно предоставить следующие документы:

  • Заявление собственника (правообладателя)
  • Копия правоустанавливающего документа
  • Проект межевания территории , в границах которой будет осуществляться перераспределение или схема раположения

Стоимость за перераспределение земельного участка

Перераспределение границ является двухэтапной процедурой.

Основные затраты владельцев связаны с проведением межевых и кадастровых работы по определению новых границ после вынесения уполномоченным органом постановления о перераспределении границ. В стоимость входит топографическая схема оформление межевого дела, изготовление схемы, кадастрового плана. В зависимости от объемов работ, их стоимость может существенно варьироваться.

Остальные траты связаны с оформлением права собственности на новый участок.

Причины отказа в перераспределении земли

Перераспределение земельных участков

Орган, оказывающий услугу по перераспределению границ ЗУ, по итогам рассмотрения заявления и представленных документов может отказать в заключении соглашения.

Земельный кодекс содержит закрытый перечень оснований для отказа. Самыми частыми являются:

Отсутствуют перечисленные в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ основания для перераспределения:

  • Не получено согласие лиц, имеющих права на участки
  • Участок является предметом аукциона
  • Участок зарезервирован для государственных нужд
  • В отношении участка подано заявление о предоставлении, решение об отказе еще не принято
  • Границы участков подлежат уточнению
  • Имеются основания для отказа в утверждении схемы
  • Схема расположения не соответствует требованиям и проекту планировки
  • Решение об отказе должно быть обоснованным и содержать все основания для отказа.
  • Площадь ЗУ больше площади, которая указана схеме расположения

Порядок обжалования отказа в перераспределении земли

В срок 1 месяц с даты обращения заинтересованного гражданина, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении.

Решение может быть обжаловано в суд. Категория исковых требований в данном случае – оспаривание решения органа государственной власти или органа местного самоуправления.

ПОЛЕЗНО: составление иска Вы можете поручить нашему адвокату, по ссылке более подробнее о предложении, кроме того, смотрите ВИДЕО с дополнительными советами

Срок обращения с такими требованиями в суд – 3 месяца с даты ознакомления с решением органа. При этом, если решение публикуется на сайте, дата его публикации не свидетельствует о том, что заинтересованный гражданин с данного момента знал о решении. Срок обращения исчисляется фактически с даты, которую можно подтвердить. Зафиксированная дата получения, дата на почтовом штемпеле, иная зафиксированная дата вручения.

Кодекс административного судопроизводства РФ содержи требования к форме и содержанию иска:

  • Наименование суда
  • Наименование истца и ответчика
  • Номер и дата решения органа, которое заявитель считает незаконным и просит отменить
  • Обоснование нарушения прав заявителя принятием данного решения, обоснование незаконности решения

Результатом рассмотрения судом такого заявления является удовлетворение исковых требований, признание решения незаконным.

Принявший решение орган отменяет свое решение на основании судебного акта и выносит новое решение по поданному ранее заявлению заинтересованного лица о перераспределении границ.

Адвокат по перераспределению земли в Екатеринбурге

Взаимодействие с государственными и муниципальными органами требует изучения регламентов, соблюдения формы обращений, понимания специфики нормативного регулирования отношений землепользования. Кроме того, обращение за перераспределением должно сопровождаться оценкой перспектив ее возможности. Часто граждане, обращаясь за перераспределением границ земельных участков, неверно оценивают их. В результате – отказ и зря потраченные средства.

Обратитесь за консультацией адвоката по земельному праву нашего Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры». Не тяните с обращением – звоните уже сейчас и мы обязательно Вам поможем.

Отзыв о работе нашего адвоката по земле


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ. В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые.

Перераспределение земельных участков: определение, особенности

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

Особенности перераспределения земельных участков таковы:

  • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
  • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
  • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.

Перераспределение как способ образования земельных участков

Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.

Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

  • инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
  • разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
  • регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.

Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.

Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 - 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.

Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

Цель перераспределения земельного участка

Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.

  • неудачная форма, изломанная линия границы;
  • вкрапления/вклинивания смежных участков;
  • логистические сложности;
  • необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
  • отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
  • неудобный подход/подъезд.

Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.

Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.

До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2014 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.

В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.

Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения

На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.

Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:

  • отдельный самостоятельный договор;
  • часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).

На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).

Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности

Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:

  • не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
  • предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).

Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.

Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:

  • исходные участки расположены в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, при условии, что цель передела – приведение границ существующих участков в соответствие с проектом межевания территории;
  • осуществляется приведение границ частных участков в соответствие с ранее утвержденным проектом межевания с целью исправления таких недостатков как чересполосица, изломанность границ, вклинивание, вкрапливание при условии, что после передела площадь частного земельного участка не превысит граничных лимитов;
  • осуществляется перераспределение муниципальных земель и участков, предназначенных для ведения огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства;
  • преобразование связано с изъятием участков для муниципальных нужд для строительства линейных и других капитальных объектов недвижимости.

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, подразумевает подписание соглашения. Перераспределение может осуществляться на основании (одно из двух):

  • проекта межевания территории;
  • схемы расположения участка на кадастровом плане.

К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.

Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения

Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.

Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.

Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.

Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:

  • взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
  • распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
  • сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.

Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:

  • утверждение схемы расположения участка;
  • согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
  • мотивированный отказ.

Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.

Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.

Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.

Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.

Отказ в перераспределении земельного участка

Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:

  • отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
  • предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
  • в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
  • границы исходного участка подлежат уточнению;
  • имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
  • в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.

Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:

  • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
  • нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.

Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:

  • превышающие гранично допустимые размеры;
  • ограниченные в обороте;
  • зарезервированные для публичных нужд;
  • в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
  • касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.

Отказ в перераспределении может быть дан:

  • если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
  • границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
  • есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
  • хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.

Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.

Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.

тел. WhatsApp 8-908-080-00-35

Перераспределение земельного участка, проще говоря, возможность без торгов «прирезать» к своему участку небольшой пустующий кусочек земли – это исключение из общего правила о том, что земля предоставляется на торгах.

Исключение это было придумано для того, чтобы ввести в хозяйственный оборот неиспользуемые участки, которые настолько малы или имеют такую конфигурацию, что не представляют собой самостоятельной хозяйственной ценности.

Кто может настаивать на перераспределении участка

Претендовать на увеличение своего участка за счет пустых соседних земель может вовсе не любой правообладатель.

Законом (а именно, статьей 39.28 ЗК РФ) предусмотрено четыре основания для перераспределения, но в реальной жизни используются только два из них.

  • для граждан – владельцев участков, предоставленных под индивидуальные жилые дома, садоводство, огородничество или личное подсобное хозяйство;
  • для других лиц (в том числе, организаций), если в результате перераспределения границы их участка будут приведены в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.

Процедура перераспределения земельного участка, относящегося к частной собственности, с государственными или муниципальными землями описана в ст. 39.29 ЗК РФ. Она предполагает такие этапы:

1) Подача заявления о перераспределении (чаще всего такое заявление подается в администрацию городского округа или муниципального района, на территории которого расположен участок). К заявлению прикладывается схема участка, который планируется образовать в результате перераспределения. Если перераспределение выполняется на основании проекта межевания территории, то схему прикладывать не нужно, а нужно указать реквизиты проекта межевания.

2) В течение 30 дней администрация должна:


  • - утвердить приложенную схему (если нет проекта межевания); или
  • - выдать согласие на перераспределение (если есть проект межевания); или
  • - отказать в перераспределении при наличии оснований.

3) Если заявителю утверждена схема или направлено согласие о перераспределении, он за свой счет заказывает межевание нужного участка на основании утвержденной схемы или проекта межевания и ставит необходимый участок на кадастровый учет, получает кадастровый паспорт (п.11 ст. 39.29 ЗК РФ)

4) Заявитель снова обращается с заявлением о заключении соглашении о перераспределении с приложением полученного кадастрового паспорта.

5) Заявитель заключает соглашение о перераспределении и оплачивает приобретенный кусочек.

6) На основании подписанного соглашения заявитель регистрирует право собственности на свой увеличенный участок.

Сколько стоит перераспределение? Бывает ли перераспределение бесплатным?

В соответствии с п. 5 ст. 39.28 увеличение площади участка в частной собственности за счет государственных или муниципальных земель является платным. Размер платы зависит от региона и от того, в чьей собственности находится перераспределяемый участок.

В большинстве случаев размер платы составляет некоторый процент от кадастровой стоимости. Например, в Челябинской области впервые присоединить к себе участок из неразграниченной государственной собственности (таких большинство) стоит от 10 до 30% кадастровой стоимости присоединяемого кусочка земли (Приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 23.04.2015 N 118-п). 10% для льготных категорий граждан (многодетные, пенсионеры, инвалиды), 30% - для всех остальных. При повторном перераспределении размер платы составляет 50% от кадастровой стоимости присоединяемого кусочка.

В других регионах эта стоимость определяется иначе.

Бесплатное перераспределение противоречит закону, но региональными органами власти может быть установлена символическая плата за перераспределение. Например, в Челябинской области для религиозных и благотворительных организаций плата за перераспределение составляет 1% кадастровой стоимости.

Как определить кадастровую стоимость кусочка земли, присоединяемого в порядке перераспределения?

Присоединяемый кусочек земли скорее всего попадает в тот же кадастровый квартал и имеет тот же вид разрешенного использования, что и ваш собственный участок. Поэтому кадастровая стоимость квадратного метра присоединяемого участка обычно совпадает с кадастровой стоимостью квадратного метра вашего участка.

Кадастровая стоимость присоединяемого участка = кадастровая стоимость вашего участка / площадь вашего участка * площадь присоединяемого участка.

В перераспределении должны отказать, если:

1. Из участка, который заявитель хочет присоединить к своему участку в порядке перераспределения, можно образовать самостоятельный участок;
2. На участке, который заявитель хочет присоединить, находится чужая недвижимость;
3. Присоединяемый участок изъят из оборота, ограничен в обороте или зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
4. Присоединяемый участок уже выставлен на аукцион, либо другому лицу уже предварительно согласовано его предоставление, либо в отношении данного участка подано заявление о предварительном согласовании;
5. Участок заявителя после перераспределения окажется больше предельных максимальных размеров;
6. В отношении участка заявителя не проведено межевание, т.е. границы исходного участка точно не определены. Кстати, сама процедура межевания часто позволяет бесплатно «прирезать» соседний пустующий участочек без перераспределения.
Есть еще основания, связанные с правильностью оформления документов , а так же с тем, что ситуация просто не подпадает под действие Главы V.4 ЗК РФ о перераспределении.

Что если два соседа претендуют на перераспределение?

Если "ничейный" кусочек земли находится между двумя участками, то любой из соседей может претендовать на увеличение своего участка за счет перераспределения. Естественно, возникает вопрос: у кого из них преимущество.

Теоретически земельное право стремится к максимально конкурентным процедурам. Т.е. обычно при поступлении двух заявлений на один участок проводятся торги. Но если речь идет о маленьком клочке земли, из которого нельзя образовать самостоятельный участок, то провести по нему торги невозможно. Поэтому преимущество имеет тот, кто первым подал заявление.


Сосед А подал заявление о перераспределении. Сосед Б подал такое же заявление на следующий день. Соседу Б должны отказать в перераспределении на основании пп.7 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ (в связи с тем, что ранее было подано заявление о предварительном согласовании предоставления данного участка и по нему не принято решение об отказе). Только если соседу А откажут, то должны будут по существу рассмотреть заявление соседа Б.

Тем не менее, несмотря на кажущуюся очевидность, применение данной нормы имеет свои сложности. Дело в том, что названный подпункт 7 п.9 ст. 39.29. говорит не о конкуренции двух заявлений о перераспределении, а лишь о конкуренции заявления о перераспределении с ранее поданным заявлением о предварительном согласовании. При этом заявление о перераспределении, хоть и является по сути крайне близким к заявлению о предварительном согласовании, все-таки в законе называется иначе.

Поэтому теоретически возможно и иное развитие событий. Например, администрация утвердит схему для соседа Б, несмотря на то, что сосед А обратился раньше. Я все-таки полагаю, что такой подход администрации будет неправомерным, и ее действия можно будет обжаловать в суде.

Перераспределение для организаций на основании проекта межевания

Некоторое время перераспределение на основании проекта межевания считалось среди организаций отличным способом обойти процедуру торгов. Они сами разрабатывали проект межевания для своей территории (это дорого, но часто стоит того), предусматривали там значительное увеличение собственного участка, а затем приобретали землю "по дешевке" в порядке перераспределения.

Но Верховный Суд прекратил эту практику (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.10.2018 по делу N 303-ЭС18-3686, А73-8476/2017). Суд указал, что не может быть присоединен в порядке перераспределения кусок земли, если из него можно образовать самостоятельный участок. Таким образом, присоединение более-менее крупных участков в результате перераспределения обычно невозможно даже на основании проектов межевания.
.

Записаться на консультацию к автору статьи можно по телефону

тел, WhatsApp: 8-908-080-00-35

Варианты помощи, если Вы не из Челябинска:

  • Письменный разбор ситуации со ссылками на закон и судебную практику. Разработка пошагового плана действий с учетом рисков. Ответ направляется на электронную почту. - от 4000 руб. (отличается от правового заключения отсутствием "красивого оформления" и более низкой ценой)
  • Подготовка иска, жалобы, отзыв или другого судебного документа по земельному спору, разработка позиции по делу - от 12 000 руб.;
  • Разработка сложного договора с земельной спецификой - от 10 000 руб.;

Об авторе подробнее здесь

ВАЖНО! На этой странице представлены цены на работу конкретного исполнителя. Аналогичные услуги других наших исполнителей могут стоить дешевле. Чтобы уточнить стоимость работы, звоните

Читайте также: