О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений

Опубликовано: 10.05.2024

Зарегистрировано в НРПА РБ 4 июля 2006 г. N 1/7707

В целях совершенствования регулирования налоговых отношений, обеспечения прав юридических и физических лиц и исполнения ими своих обязанностей, защиты интересов государства в сфере налогообложения:

3. Для целей настоящего Указа:

термины "плательщик налогов, сборов (пошлин)", "налоговый агент", "организация" (за исключением термина "организация" в подпункте 1.1 пункта 1 и подпункте 2.2 пункта 2 настоящего Указа), "налоговая база", "объекты налогообложения" имеют значения, определенные в Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь;

под организацией при применении подпункта 1.1 пункта 1 и подпункта 2.2 пункта 2 настоящего Указа понимаются лица, указанные в пункте 2 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, за исключением юридических лиц Республики Беларусь, постановка которых на учет в налоговом органе осуществляется при их государственной регистрации;

под налогом, сбором (пошлиной) понимаются законно установленные налоги, сборы (пошлины), за исключением таможенных пошлин, таможенных сборов и иных платежей, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь;

под доходами при применении подпункта 1.1 пункта 1 настоящего Указа понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, определяемая как выручка за вычетом документально подтвержденных материальных затрат, связанных с извлечением дохода и устанавливаемых для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с налоговым законодательством;

элементами налогового учета признаются имеющие соответствующие характеристики показатели, учитываемые либо исключаемые при определении размера налоговой базы в соответствии с налоговым законодательством, в том числе доходы и расходы;

днем назначения проверки (кроме камеральной налоговой проверки) является день ознакомления плательщика (иного обязанного лица) или его представителя с предписанием на проведение проверки (ревизии);

при определении размера административного взыскания базовая величина принимается в размере, установленном на день вынесения постановления по делу об административном правонарушении, а в иных случаях - в размере, установленном на день совершения правонарушения (если такой день установить невозможно - на день выявления факта его совершения);

должностными лицами налоговых и таможенных органов, уполномоченными налагать штрафы, являются руководители налоговых и таможенных органов и их заместители.

7. Налоговые и таможенные органы в целях создания условий для взыскания налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени и (или) привлечения к административной ответственности имеют право налагать на имущество плательщика (иного обязанного лица) и (или) правонарушителя арест, который заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им, а при необходимости - в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (его представителю), правонарушителю или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.

Арест имущества может производиться в случаях:

неисполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней;

необходимости обеспечения исполнения решений налоговых и таможенных органов о наложении административных взысканий.

Наложение ареста производится налоговыми и таможенными органами в порядке, установленном в пунктах 5 - 12 статьи 54 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. Арест налагается только на то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, исполнения решений о наложении административных взысканий, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. В случае наличия у плательщика (иного обязанного лица), правонарушителя неделимого имущества, стоимость которого превышает сумму неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, наложенных административных взысканий, и отсутствия иного имущества, достаточного для обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, исполнения решений о наложении административных взысканий, на такое имущество может быть наложен арест.

Решение о наложении ареста на имущество действует с момента наложения ареста до отмены этого решения руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа, принявшего такое решение, либо до отмены его вышестоящим налоговым или таможенным органом либо общим или хозяйственным судом.

Решение о наложении ареста на имущество отменяется руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа, принявшего это решение:

при прекращении налогового обязательства, уплате пеней, наложенных административных взысканий;

если имущество плательщика (иного обязанного лица), правонарушителя, на которое общим или хозяйственным судом обращено взыскание, не реализовано в течение трех месяцев (по недвижимому имуществу - одного года) с момента передачи его на реализацию.

Отмена решения о наложении ареста на имущество по основанию, указанному в абзаце третьем части пятой настоящего пункта, не прекращает налогового обязательства, обязанностей по уплате пени, наложенных административных взысканий.

В случае отмены решения о наложении ареста:

имущество, переданное на хранение другим лицам, подлежит возврату плательщику (иному обязанному лицу), правонарушителю;

на имущество после его реализации (передачи в иное использование) плательщику (иному обязанному лицу), правонарушителю возвращаются денежные средства, поступившие в бюджет от его реализации (иного использования).

8. Признать утратившими силу:

пункты 1 и 1-1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 мая 2003 г. N 185 "О некоторых вопросах применения таможенными органами Республики Беларусь финансовых санкций и признании утратившими силу некоторых указов и положений указов Президента Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 52, 1/4586);

Указ Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 г. N 36 "О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 18, 1/5269);

подпункт 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 мая 2004 г. N 249 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 86, 1/5546);

абзац пятый пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 23 августа 2005 г. N 391 "Об отсрочке уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 137, 1/6726).

9. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок:

обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом;

принять иные меры по реализации данного Указа.

10. Настоящий Указ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, за исключением пункта 9 и настоящего пункта, вступающих в силу со дня подписания Указа.

Пункты 1, 2, 4 - 6 настоящего Указа действуют до вступления в силу законов о внесении изменений и (или) дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года и (или) Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года.

К правонарушениям, совершенным до вступления в силу настоящего Указа, за которые не были применены экономические санкции, применяются положения настоящего Указа, если данные правонарушения предусмотрены в указах Президента Республики Беларусь от 7 мая 2003 г. N 185 "О некоторых вопросах применения таможенными органами Республики Беларусь экономических санкций, наложения ими ареста на имущество и признании утратившими силу некоторых указов и положений указов Президента Республики Беларусь" и от 22 января 2004 г. N 36 "О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений".

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 18 февраля 1998 г. N 205

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ

СТОИМОСТЬ И АКЦИЗОВ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ (УСЛУГ),

ПОСТАВЛЯЕМЫХ В РАМКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ,

ПРИ РАСЧЕТАХ МЕЖДУ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ

ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок применения Положения о порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов по поставкам товаров (услуг) по производственной кооперации при расчетах между хозяйствующими субъектами государств - участников Содружества Независимых Государств (далее именуется - Порядок).

2. Возложить ответственность за подготовку межправительственных соглашений о производственной кооперации, заключение и реализацию двусторонних отраслевых соглашений о производственной кооперации и специализации производства, предусмотренных Соглашением об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств - участников Содружества Независимых Государств, подписанным в г. Ашгабате 23 декабря 1993 г. (далее именуется - Соглашение), и Протоколом о механизме реализации Соглашения, подписанным в г. Москве 15 апреля 1994 г., на заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

3. Комиссии Правительства Российской Федерации по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот обеспечить рассмотрение и принятие решений по согласованным с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Государственной налоговой службой Российской Федерации предложениям федеральных органов исполнительной власти о предоставлении налоговых и таможенных льгот по номенклатуре и объемам поставляемых в рамках производственной кооперации товаров (услуг).

4. Установить, что льготы по оплате налога на добавленную стоимость и акцизов в отношении товаров (услуг), поставляемых в рамках производственной кооперации по двусторонним отраслевым соглашениям о производственной кооперации и специализации производства, заключенным до принятия настоящего Постановления, предоставляются в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим Постановлением.

5. Признать утратившим силу пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 г. N 1190 "О мерах по обеспечению выполнения Соглашения об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств - участников Содружества Независимых Государств и Протокола о механизме реализации этого Соглашения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 27, ст. 2901).

от 18 февраля 1998 г. N 205

ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ

НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И АКЦИЗОВ ПО ПОСТАВКАМ

ТОВАРОВ (УСЛУГ) ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ

ПРИ РАСЧЕТАХ МЕЖДУ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ

ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА

1. Настоящий Порядок действует на основании решения Совета глав правительств государств - участников СНГ от 17 января 1997 г. об утверждении Положения о порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов по поставкам товаров (услуг) по производственной кооперации при расчетах между хозяйствующими субъектами государств - участников Содружества Независимых Государств (далее именуется - решение Совета глав правительств), Постановлений Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 г. N 1190 "О мерах по обеспечению выполнения Соглашения об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств - участников Содружества Независимых Государств и Протокола о механизме реализации этого Соглашения" и от 11 марта 1997 г. N 287 "О дополнительных мерах по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот".

2. Настоящий Порядок применяется государствами, которые приняли унифицированные положения о порядке поставок и таможенного оформления товаров (услуг), поставляемых в рамках производственной кооперации, и ввели их в действие в соответствии с Протоколом о механизме реализации заключенного в г. Ашгабате 23 декабря 1993 г. Соглашения об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств - участников Содружества Независимых Государств, подписанным в г. Москве 15 апреля 1994 г., и решением Совета глав правительств, и распространяется на российские организации независимо от формы собственности, заключившие с хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ контракты (договоры) на основе межправительственных соглашений о производственной кооперации и двусторонних отраслевых соглашений о производственной кооперации и специализации производства.

3. Подготовку межправительственных соглашений о производственной кооперации, заключение и реализацию двусторонних отраслевых соглашений о производственной кооперации и специализации производства с Российской Стороны осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

4. Хозяйствующие субъекты Российской Федерации направляют заинтересованным федеральным органам исполнительной власти предложения с соответствующими обоснованиями по номенклатуре и объемам поставляемых в рамках производственной кооперации товаров (услуг) для включения в межправительственные и двусторонние отраслевые соглашения.

5. Федеральные органы исполнительной власти подготавливают и направляют для рассмотрения в Комиссию Правительства Российской Федерации по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот (далее именуется - Комиссия), образованную Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1997 г. N 287 "О дополнительных мерах по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот", согласованные с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Государственной налоговой службой Российской Федерации предложения хозяйствующих субъектов по форме согласно Приложению для включения в межправительственные соглашения о производственной кооперации и соответствующие обоснования по номенклатуре и объемам поставляемых в рамках производственной кооперации товаров (услуг), подлежащих освобождению от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов.

При внесении предложений федеральные органы исполнительной власти должны исходить из того, что в межправительственные соглашения о производственной кооперации на соответствующий год включаются перечни видов продукции, необходимой для реализации совместных межгосударственных программ, а также по согласованию сторон - перечни важнейших специальных комплектующих изделий и некоторых видов продукции, не производимой в стране - потребителе, используемой для изготовления конечной продукции.

6. Федеральные органы исполнительной власти при получении решения Комиссии об освобождении определенной номенклатуры и объемов продукции от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов направляют в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект межправительственного соглашения о взаимных кооперированных поставках продукции, освобождаемой от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов.

7. Государственная налоговая служба Российской Федерации и Государственный таможенный комитет Российской Федерации производят в установленном порядке оформление освобождений от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов только по номенклатуре и объемам продукции, включенным в межправительственные соглашения, и производят ежегодные выверки по поставкам товаров (услуг) по производственной кооперации с государствами - участниками СНГ в соответствии с разработанными ими по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации методическими нормативными документами.

8. Федеральные органы исполнительной власти при необходимости могут заключать двусторонние отраслевые соглашения с указанием организаций, сохраняющих специализацию производства, а также номенклатуры и объемов поставляемых в рамках производственной кооперации товаров (услуг), подлежащих обложению в установленном порядке налогом на добавленную стоимость и акцизами.

9. Федеральные органы исполнительной власти направляют в установленном порядке копии заключенных межправительственных соглашений о производственной кооперации и заключенных двусторонних отраслевых соглашений о производственной кооперации и специализации производства в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации и Государственную налоговую службу Российской Федерации.

10. Экспорт и импорт газа, нефти и их производных, спирта всех видов, алкогольной продукции, а также поставляемых в рамках производственной кооперации товаров (услуг), в отношении которых действует особый порядок и подпадающих под изъятие из режима свободной торговли, осуществляются в соответствии с законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

11. Порядок применения налога на добавленную стоимость по кооперированным поставкам продукции, предназначенной для производства вооружения и военной техники, а также других специфических товаров, подлежащих нетарифным мерам регулирования, определяется отдельным положением.

к Порядку применения Положения

о порядке применения налога на

добавленную стоимость и акцизов

по поставкам товаров (услуг)

по производственной кооперации

при расчетах между хозяйствующими

субъектами государств - участников

Содружества Независимых Государств

НОМЕНКЛАТУРА И ОБЪЕМЫ

ПРОДУКЦИИ, ПОСТАВЛЯЕМОЙ В РАМКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

КООПЕРАЦИИ В 199_ ГОДУ МЕЖДУ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ

(МИНИСТЕРСТВО, ВЕДОМСТВО) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И (МИНИСТЕРСТВО, ВЕДОМСТВО) ГОСУДАРСТВА - УЧАСТНИКА

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, ОСВОБОЖДАЕМОЙ

ОТ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ

СТОИМОСТЬ И АКЦИЗОВ

Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 18.02.1998 N 205 "О Порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов в отношении товаров (услуг), поставляемых в рамках производственной кооперации, при расчетах между хозяйствующими субъектами государств - участников Содружества Независимых Государств"

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.98 N 205 "О порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов в отношении товаров (услуг), поставляемых в рамках производственной кооперации, при расчетах между хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ" товары, перемещаемые в соответствии с Соглашением и Протоколом, освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов.

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ
НА ОПЛАТУ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

В целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач постановляю:

1. Предоставить руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов право самостоятельно принимать решения о сокращении:

штатной численности работников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и их территориальных органов;

численности лиц рядового и начальствующего состава, работников органов внутренних дел Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, таможенных органов Российской Федерации, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, органов военной прокуратуры, военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, в соответствии с которой определены расходы федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие и оплату труда.

Министру обороны Российской Федерации, Министру внутренних дел Российской Федерации, директору Федеральной службы безопасности Российской Федерации, директору Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующему войсками национальной гвардии Российской Федерации, директору Федеральной службы охраны Российской Федерации, директору Службы внешней разведки Российской Федерации ограничить принятие решений об увеличении фактической численности военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года.

2. Установить, что руководители федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам, вправе принимать решения о сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала этих федеральных служб и федеральных агентств по согласованию с руководителями соответствующих федеральных министерств.

3. Установить, что численность лиц рядового и начальствующего состава, работников и гражданского персонала, названных в абзаце третьем пункта 1 настоящего Указа, в соответствии с которой определены расходы федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие и оплату труда, не подлежит увеличению, за исключением случаев, когда увеличение численности вызвано необходимостью наделения федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа дополнительными функциями и полномочиями либо когда принято решение о поэтапном увеличении соответствующей численности федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа.

4. Осуществлять начиная с 1 января 2007 г. (для федеральных государственных органов с 1 января 2017 г.):

исчисление формируемых за счет средств федерального бюджета фондов оплаты труда работников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и их территориальных органов - исходя из установленной на указанную дату предельной численности работников с учетом принятых решений об увеличении этой численности в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 9 настоящего Указа;

исчисление средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, таможенных органов Российской Федерации и формируемых за счет средств федерального бюджета фондов оплаты труда работников этих органов и Министерства, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований - исходя из численности лиц рядового и начальствующего состава, работников и гражданского персонала, в соответствии с которой определены расходы федерального бюджета на 2007 год (для федеральных государственных органов на 2017 год) на денежное довольствие и оплату труда, с учетом принятых решений об увеличении этой численности в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Указа;

исчисление средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации - исходя из численности работников органов принудительного исполнения Российской Федерации, в соответствии с которой определены расходы федерального бюджета на 2021 год.

5. Установить, что:

при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 г. (для федеральных государственных органов на 1 января 2017 г.) в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, сохраняются на очередной и последующие годы;

размеры средств, выделяемых в 2007 году (для федеральных государственных органов в 2017 году) из федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов военной прокуратуры, военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, сохраняются на очередной и последующие годы. Размеры этих средств подлежат увеличению в случаях увеличения штатной численности военнослужащих в целях наделения соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа дополнительными функциями и полномочиями.

6. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов и могут использоваться ими на цели, предусмотренные пунктом 7 настоящего Указа.

руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов - право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы);

Министру обороны Российской Федерации, Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директору Федеральной службы безопасности Российской Федерации, директору Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующему войсками национальной гвардии Российской Федерации, директору Федеральной службы охраны Российской Федерации, директору Службы внешней разведки Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации - право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов военной прокуратуры, военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Установить, что при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом выплата предусмотренной законодательством Российской Федерации при увольнении компенсации (выходного пособия, единовременной выплаты) осуществляется:

работникам центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и их территориальных органов - в пределах установленных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации фондов оплаты труда работников соответствующих федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов;

лицам рядового и начальствующего состава, работникам органов внутренних дел Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, таможенных органов Российской Федерации, гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, органов военной прокуратуры, военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации - в пределах средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава и фондов оплаты труда работников и гражданского персонала соответствующих федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов.

9. Правительству Российской Федерации:

не принимать решения, приводящие к увеличению установленной по состоянию на 1 декабря 2006 г. предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, за исключением случаев, когда увеличение численности работников вызвано необходимостью наделения соответствующего федерального органа исполнительной власти дополнительными функциями и полномочиями;

ограничить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов и принятие иных решений о наделении федеральных органов исполнительной власти дополнительными функциями и полномочиями, требующими увеличения установленной на 1 января 2007 г. предельной численности работников этих органов;

обеспечить реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом;

проанализировать практику реализации настоящего Указа до 1 июля 2007 г. и при необходимости представить предложения, направленные на дальнейшее совершенствование оплаты труда работников федеральных органов исполнительной власти, в том числе денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации;

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом, при необходимости принять решения, направленные на реализацию настоящего Указа.

10. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять соответствующие решения.

11. Признать утратившими силу пункт 1 и абзац второй пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 сентября 2003 г. N 1115 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 39, ст. 3741).

12. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Автор: Фирфарова Н. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения налогового законодательства, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения может быть принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Осуществление такого права связано прежде всего с получением дополнительных доказательств по обстоятельствам, уже установленным в ходе проверки.

Какова процедура проведения дополнительных мероприятий? Какие действия проверяющих в рамках допмероприятий разрешены законом? Обладает ли налогоплательщик правом оспорить полученные налоговиками результаты? Каковы сроки вынесения решения по проверке с учетом сроков, отведенных на допмероприятия налогового контроля? Какие новшества, касающиеся процедуры проведения мероприятий налогового контроля, ожидают налогоплательщика в ближайшем будущем?

О праве инспекции проводить допмероприятия налогового контроля

Пункт 6 ст. 101 НК РФ наделяет руководителя (заместителя руководителя) налогового органа правом в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах (или отсутствия таковых) вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении допмероприятий излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок и конкретная форма их проведения (Письмо Минфина России от 19.06.2009 № 03-02-07/1-321).

Обратите внимание: указание в решении обстоятельств, вызвавших необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, является обязательным условием начала их проведения.

Об условиях проведения допмероприятий, которые должны соблюдаться контролерами

По мнению Конституционного суда, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля выносится после того, как руководителем (заместителем) налогового органа будет установлено (Определение от 27.05.2010 № 650-О-О):

совершало или не совершало лицо, в отношении которого составлен акт налоговой проверки, нарушение налогового законодательства;

образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения (п. 5 ст. 101 НК РФ).

Дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе проверки правонарушений, но не на выявление новых правонарушений, совершенных налогоплательщиком в проверяемом налоговом периоде (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Иными словами, допмероприятия не должны быть направлены на установление новых фактов, не отраженных в акте налоговой проверки (постановления АС ЗСО от 18.12.2015 № Ф04-27598/2015 по делу № А45-6043/2015, АС УО от 22.09.2015 № Ф09-5057/15 по делу № А34-5436/2014). В противном случае данные факты привели бы к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика (п. 6 ст. 108 НК РФ).

О процедуре и сроке проведения допмероприятий

Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не может превышать одного месяца (два месяца – при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). В этот период налоговый орган в отношении проверяемого налогоплательщика вправе осуществлять:

истребование документов в соответствии со ст. 93, 93.1 НК РФ;

допросы свидетелей (ст. 90 НК РФ);

экспертизу (ст. 95 НК РФ).

Приведенный перечень контрольных мероприятий является закрытым. Однако количество названных допмероприятий в течение срока, установленного п. 6 ст. 101 НК РФ, не ограничено (Письмо Минфина России от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

В этой связи нужно отметить следующее. По правилам, установленным п. 4 ст. 93 НК РФ, в случае отказа лица от представления запрашиваемых документов (или непредставление их в установленные сроки) инспекция вправе произвести выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. Имеется арбитражная практика, в которой суды признавали обоснованной выемку документов при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в целях проведения почерковедческой экспертизы (постановления ФАС СКО от 27.01.2012 № А53-27001/2010 (Определением ВАС РФ от 17.05.2012 № ВАС-5533/12 оставлено в силе),от 02.09.2011 № А63-8481/2010,от 27.01.2012 № А53-27001/2010, ФАС МО от 08.02.2011 № КА-А40/17940-10-2, ФАС СЗО от 18.05.2010 № А56-33713/2009).

При этом, как отмечает ФНС в п. 10 Письма от 23.05.2013 № АС-4-2/9355, основанием для изъятия документов должны являться случаи, перечисленные в п. 4, 8 ст. 94 НК РФ, в том числе:

если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица;

если у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

Как оформляются результаты допмероприятий?

На сегодняшний день Налоговым кодексом не предусмотрен порядок направления лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля.

Кроме того, ст. 101 НК РФ не устанавливает порядок оформления результатов проведенных допмероприятий, а именно, составление акта или справки (Письмо Минфина России от 26.10.2011 № 03-02-08/112).

Обратите внимание: как указывают суды, ст. 101 НК РФ не возлагает на налоговый орган обязанности по составлению акта или справки по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля и вручению ее налогоплательщику (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 № 09АП-60971/2016 по делу № А40-60516/16, ФАС СЗО от 29.05.2013 по делу № А26-4897/2012). Поэтому следует учитывать, что довод налогоплательщика о том, что инспекцией не составлен и не направлен в его адрес акт (справка) по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, будет отклонен судебными органами (Постановление ФАС МО от 16.04.2012 по делу № А40-40384/11-129-180 (Определением ВАС РФ от 03.08.2012 № ВАС-9658/12 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано).

Вместе с тем абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ установлено: лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного п. 6 ст. 100 и п. 6.1 ст. 101 НК РФ для представления налогоплательщиком письменных возражений. Право проверяемого лица на ознакомление с вышеуказанными материалами и подготовку возражений обеспечивается соответствующей обязанностью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (Письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@).

Налоговый орган обязан обеспечить налогоплательщику реализацию указанного права не позднее двух дней со дня подачи им соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется на территории налогового органа путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ.

К сведению: форма протокола ознакомления с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля приведена в приложении 2 к Письму ФНС России от 07.08.2013 № СА-4-9/14460@ «Рекомендации о порядке организации работы налоговых органов».

Как указывает ФНС в Письме от 13.07.2016 № АС-4-7/12625@, по смыслу положений, установленных ст. 101 НК РФ, соблюдение инспекцией норм налогового законодательства направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов.

О праве возразить налоговикам

Пункт 6.1 ст. 101 НК РФ наделяет налогоплательщика правом в течение 10 дней со дня истечения срока проведения допмероприятий, указанного в соответствующем решении налогового органа, представить в инспекцию письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части. (Письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы.)

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Письменные возражения по материалам дополнительных мероприятий налогового контроля подлежат рассмотрению до принятия решений по результатам выездной налоговой проверки.

Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проведена проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает этого налогоплательщика (его представителя) права давать объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (см. также Письмо Минфина России от 26.05.2017 № 03-02-08/32453).

Отложение рассмотрения материалов проверки может быть вызвано объективными причинами.

О сроке, в течение которого выносится решение по проверке

По правилам п. 1 ст. 101 НК РФ акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены налоговым органом.

В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки контролеры выносят решение:

о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанные действия налоговики обязаны осуществить в течение 10 дней со дня истечения срока подачи возражений на акт проверки.

Налоговый орган вправе принять без рассмотрения материалов проверки решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки в последний день 10-дневного срока, указанного выше, и далее принять после рассмотрения материалов налоговой проверки решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (Письмо ФНС России от 13.07.2016 № АС-4-7/12625@).

Срок рассмотрения материалов проверки может быть также продлен налоговиками после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. В этой связи принятие решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения допмероприятий возможно в том случае, если общий срок продления (до и после принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля) не превышает один месяц.

Обратите внимание: после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля рассмотрению подлежат и материалы налоговой проверки, и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Таким образом, максимальный срок для принятия решения, указанного в п. 7 ст. 101 НК РФ, складывается из суммы следующих сроков:

одного месяца, на который может быть продлен 10-дневный срок для рассмотрения материалов налоговой проверки и допмероприятий налогового контроля и принятия по итогам их рассмотрения соответствующего решения;

одного месяца (двух месяцев при проверке консолидированной группы налогоплательщиков) проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Аналогичные разъяснения представлены в Письме Минфина России от 12.09.2016 № 03-02-08/53322.

Что ожидает налогоплательщика в ближайшее время?

Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ безусловным основанием для отмены решения является только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К существенным относятся следующие условия:

обеспечение возможности проверяемому налогоплательщику участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;

обеспечение возможности налогоплательщику представлять объяснения.

В целях обеспечения объективного и всестороннего рассмотрения материалов выездной (камеральной) налоговой проверки законо­творцы предлагают уточнить процедуру рассмотрения материалов, полученных инспекцией в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Соответствующий законопроект 15.08.2017 внесен в Государственную думу (проект Федерального закона № 249505-7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/249505-7)) и нацелен на пересмотр подходов к осуществлению контрольных мероприятий.

Так, предлагается по итогам допмероприятий составлять отдельный акт, в котором проверяющие будут фиксировать суть самих контрольных мероприятий, а также свои выводы, сделанные по их итогам. Налогоплательщик в результате получает возможность ознакомиться с таким актом и подготовить возражения по содержащимся в нем доводам. Это, в свою очередь, позволит повысить объективность выносимого руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по проверке.

В акте о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля предложено указывать даты начала и окончания дополнительных мероприятий, а также раскрывать сущность налогового правонарушения, подтвержденного допмероприятиями и отраженного в акте налоговой проверки.

На вручение указанного акта с приложением полученных в ходе контрольных мероприятий материалов контролерам отводится пять дней со дня окончания проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом документы, полученные от самого налогоплательщика (в ходе истребования документов), к указанному акту не прилагаются.

Акт предлагается вручать налогоплательщику, в отношении которого проводилась налоговая проверка (или его представителю), под расписку. Допускается также его передача иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

В случае уклонения от получения акта по результатам проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля это обстоятельство отражается в акте, причем последний направляется по почте заказным письмом по месту жительства физического лица (в данном случае датой вручения акта считается шестой день со дня отправки заказного письма).

В заключение отметим, что предлагаемый законопроект нацелен на пересмотр подходов к мероприятиям налогового контроля. По мнению депутатов, сделать это необходимо в первую очередь по причине реформирования действующей на сегодняшний день системы регулирования налогового контроля. Она была сформирована более 15 лет назад, а за это время и в экономической жизни страны в целом, и в организационной контрольной работе налоговых органов в частности произошли значительные изменения (внедрение новых инструментов и форм контроля). Так, законопроект (в скором времени планируется его рассмотрение в первом чтении), помимо вышеизложенного, предлагает сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Об итогах работы законотворцев мы обязательно сообщим читателям.

СТ 8 НК РФ.

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Комментарий к Ст. 8 Налогового кодекса

Комментируемая статья посвящена вопросам определения ключевой категории налогового права - налога и разграничению понятий налога и сбора. Она отвечает на два основных вопроса: что представляет собой налог как правовая категория и каковы его основные правовые признаки?

Как известно, с помощью налогов публичная власть в одностороннем порядке изымает у собственников - организаций и физических лиц - часть их собственности, которая затем поступает в централизованные фонды публичных финансов (бюджеты) для финансирования институтов публичной власти - государства и местного самоуправления. Налоги являются основным источником пополнения публичных доходов, из которых формируются бюджеты государства и муниципальных образований.

Суть налогов и налогообложения не раз находила свое отражение в решениях Конституционного Суда РФ (Постановления КС РФ от 17.12.1996, от 11.11.1997).

Право частной собственности, охраняемое Конституцией РФ (ст. 35), как это отмечает в своих решениях Конституционный Суд РФ, не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии с Конституцией РФ (ст. 56) не подлежат ограничению ни при каких условиях. Оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положения Конституции РФ по вопросу ограничения прав человека, и в частности права собственности, соответствуют общепризнанным принципам международного права. Так, согласно Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет обязанности перед обществом и при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы - это обязанность публично-правового характера, обусловленная публично-правовой природой государственной и муниципальной власти. В этом смысле налоговая обязанность не должна рассматриваться с позиции частноправового регулирования, и к ней неприменимы нормы гражданского законодательства, гарантирующие неприкосновенность права собственности.

Налоги являются необходимым условием существования государства, именно поэтому конституционная обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г., не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. При этом взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В обязанности налогоплательщиков, в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица, уплачивать законно установленные налоги и сборы воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому, как замечено в уже упомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ, государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых отношений в целях защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

До принятия Налогового кодекса РФ в российском налоговом праве применялся расширительный подход к определению налога. Под налогом понимался любой обязательный платеж в бюджетную систему Российской Федерации. Приведем в качестве примера ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации": "Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему".

Очевидно, что такой расширительный подход к определению налога не содействовал дальнейшему развитию правового регулирования налоговых отношений. Поэтому в принятой в 1998 г. первой части Налогового кодекса РФ (ст. 8) содержалось уже более точное определение налога, позволяющее отделить налог от иных обязательных публично-правовых платежей в бюджет и, прежде всего, от близкого к нему по своей природе сбора.

Налог определяется законодателем как "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований" (ст. 8 НК РФ).

Таким образом, законодательство о налогах и сборах закрепляет следующие признаки налога:

1) обязательный характер налогового платежа;

2) его индивидуальную безвозмездность;

3) денежную форму уплаты;

4) публичные цели налогообложения.

Обязательный характер уплаты налога обусловлен закрепленной на конституционном уровне обязанностью каждого платить законно установленные налоги.

Этот правовой признак налога отличает его от пожертвований в пользу государства и иных видов добровольных взносов, а также от различных форм кредитования государства и местного самоуправления.

Налог - обязательный платеж, который устанавливается публичной властью в одностороннем порядке. Обязанное лицо уплачивает налог в силу прямого предписания закона. Поскольку налоговая обязанность вытекает из закона, а не из договора, взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговым органом называются налоговой обязанностью, а не обязательством. Обязательство, как известно, вытекает из договора, а "о налогах не договариваются", гласит знаменитая аксиома налогового права.

Устанавливая правовой режим налоговой обязанности, законодатель исходит из того, что налогоплательщик сам добровольно исполняет свою налоговую обязанность в порядке, определенном налоговым законодательством. Если же этого не происходит, то налог взыскивается с налогоплательщика в принудительном порядке.

Конституционный Суд РФ отмечает в одном из своих решений, что в целях обеспечения исполнения публичной обязанности по уплате законно установленных налогов и возмещению ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога), так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права (Постановление КС от 15.07.1999).

Индивидуальная безвозмездность - правовой признак налога, позволяющий отличать его от других обязательных публично-правовых платежей, и прежде всего от сбора. Уплата налога не порождает обязанность государства, в пользу которого налог уплачен, совершить в интересах налогоплательщика конкретные действия: предоставить ему дополнительные общественные блага, наделить его субъективными правами. Иными словами, уплата налога не имеет следствием встречное удовлетворение со стороны государства (встречное удовлетворение, или consideration в англо-американском праве, - принятие одной из сторон договора взаимных обязательств).

В отличие от налога сбор уплачивается в связи с оказанием определенных публично-правовых услуг, совершением юридически значимых действий (выдача лицензий, разрешений, осуществление государственной регистрации и т.д.), в которых плательщик сбора персонально заинтересован. Уплата сбора носит возмездный характер, при этом возмездность сбора следует воспринимать условно: не как буквальную плату за действия, совершаемые государством или муниципальной властью, а как публично-правовой платеж в связи с оказанием публичной услуги, совершением юридически значимого действия.

Индивидуально возмездный характер сбора объясняет ряд особенностей его правового режима: например, соразмерность сбора масштабу, объему публичных услуг, оказываемых его плательщику.

Денежный характер налогового платежа. Несмотря на существование фактов, свидетельствующих о том, что в налоговой практике ряда государств как Востока, так и Запада сохраняются примеры уплаты налога в неденежной форме (это касается различного рода чрезвычайных налогов, сельскохозяйственных налогов и т.п.), денежная форма уплаты налогов остается основной после перехода в XIX веке от натуральных налогов к налогам денежным.

Определяя налог как платеж в форме отчуждения денежных средств налогоплательщика, законодатель оказывает непосредственное влияние и на отношение к зачетным операциям в налоговом праве. В настоящее время применение зачетного механизма в Налоговом кодексе РФ допускается только в случаях излишней уплаты или излишнего взыскания налогов.

Определено отношение налогового права к бартерным и иным торгово-хозяйственным операциям, реализуемым в неденежной форме. Совершение таких операций в неденежной форме не может освобождать налогоплательщика от обязанности по внесению в бюджет такой же суммы налогов, как если бы расчет по операциям совершался в денежной форме (Постановление КС РФ от 20.02.2001).

Публичные цели налога. В определении налога, содержащемся в Налоговом кодексе РФ (ст. 8), закрепляется, что налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги, наряду с таможенными платежами, играют определяющую роль в формировании доходной части бюджетов. Без налоговых поступлений становится невозможным само существование государства, блокируются деятельность органов государственной и муниципальной власти, а также реализуемые ими задачи и проекты.

На публичный характер целей налогообложения как на один из основных политико-правовых признаков налога не раз обращал внимание в своих решениях Конституционный Суд РФ: в конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги "воплощен публичный интерес всех членов общества" (Постановление КС РФ от 17.12.1996); налог представляет собой "основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти" (Постановление КС РФ от 11.11.1997).

Читайте также: