Нужно ли платить налог на мотоблок

Опубликовано: 19.05.2024

Требуются ли права для управления мотоблока с прицепом

Мотоблок – это садово-огородная техника, используемая в сельскохозяйственной отрасли. Нужны ли права на мотоблок с прицепом –вопрос, который интересует его обладателей. Мы подробно рассмотрим, требуется ли водительское удостоверение и по каким дорогам допустимо передвижение этой техники.

Что такое мотоблок?

Одним из видов сельскохозяйственной техники, которая подразумевает под собой механизированную обработку почвы и перемещение на довольно большие расстояния, является мотоблок. Конфигурацией этого средства передвижения предусмотрено наличие прицепа, в котором могут располагаться различные инструменты либо иные принадлежности. Вопрос,нужны или нет права на управление мотоблоком,стоит особо остро, поскольку в деревнях этот вид средства передвижения иногда может применяться не по назначению.

В соответствии с нормами действующего законодательства,ответ на вопрос, являются ли мотоблоки транспортными средствами – нет, несмотря на присутствие колёсной пары, а также двигателя, приводящего конструкцию в действие. Наличие прицепа никаким образом не влияет на статус техники. Кроме того, Правила Дорожного Движения (далее ПДД), не содержат в себе никаких ссылок и ограничений, относительно езды на данном виде сельхозтехники. Иные чёткие указания по порядку её использования также отсутствуют. Таким образом, ни один нормативный документ не содержит в себе алгоритм вождения этого средства и перечень необходимых бумаг, которые при себе обязано иметь лицо, управляющее мотоблоком. Соответственно на таких людей ПДД не распространяют своего действия.

Несмотря на то, что это оборудование не является транспортным, оно обладает своей мощностью. Так, для не масштабных полевых работ достаточно агрегата с 9 лошадиными силами.

Нужны ли права на мотоблок

Ни один нормативный акт не содержит в себе сведений относительно того,какие нужны права на мотоблок, а также порядка управления этой сельскохозяйственной техникой. Однако паспорт оборудования имеет чёткое ограничение о том, что перемещаться на ней на дорогах общего пользования нельзя. Но до пункта назначения не всегда можно добраться, минуя указанный маршрут, и владельцы такого средства могут вовсе не иметь прав. В этом случае, вполне возможно возникновение конфликта с инспекторами дорожного движения. Но проезд по сельским, лесным и просёлочным дорогам на мотоблоке ни у кого не вызовет никаких вопросов.

Соответственно, вывод напрашивается следующий: даже при наличии всех категорий прав, при выезде на мотоблоке на трассу и дорогу массового пользования, вполне можно нарваться на штраф. Инспекция безопасности дорожного движения обязана контролировать все виды техники в соответствии с ПДД.

Нужно ли водительское удостоверение на мотоблок

Законодательными актами также не определена обязанность по наличию единственной любой категории в правах для управления мотоблоком. Несмотря на это, инспектор может остановить и потребовать от водителя права. Это нужно для того, чтобы управляющее лицо подтвердило знание ПДД, необходимых для выезда на общие дороги и трассы.

На вопрос о том нужны ли права на управление мотоблока с прицепом в России, нет однозначного ответа.Водительское, по сути, не требуется, а вот при выезде на трассу необходимо иметь документ, подтверждающий наличие знаний ПДД (права).

В противном случае на человека может быть наложен штраф, размер которого определён в ст. 12.11 КоАП РФ. Иными словами, управляя мотоблоком на трассе, нарушаются ПДД путём создания препятствий при движении по автомагистрали.

Необходимый минимум документов

Существует определенный перечень бумаг, которые нужно иметь при себе.Для передвижения на мотоблоке по просёлочным, лесным и степным дорогам не нужны ни какие бумаги. Такой техникой может распоряжаться любое лицо, желающее и умеющее с ней работать. Однако даже в этой ситуации рекомендовано внимательно изучить и ознакомиться с ПДД.

Если же требуется выезд на общие дороги или трассу, лицу, управляющему мотоблоком, понадобится следующее:

  1. Изучение ПДД.
  2. Прохождение экзаменов на водительское удостоверение хотя бы на одну из категорий.
  3. Наличие при себе водительского удостоверения.

Если мотоблок сделан своими руками

Ситуация с техникой, которая была сконструирована и собрана собственноручно, обстоит гораздо сложнее.В этом случае передвижение на мотоблоках по дорогам недопустимо, даже при наличии прав со всеми открытыми категориями. Ответственность за данное правонарушение определена в ст. 12.1 КоАП РФ и выражается в управлении незарегистрированным транспортным средством. Размер штрафа варьируется от 500 до 800 рублей, но в случае совершения вторичного нарушения его сумма будет увеличена до 5000 рублей либо возможно лишение прав на срок от одного месяца до трёх.

Права если мотоблок собрал сам

Допустимо проведение длительной процедуры регистрации такой техники, но это сопровождается прохождением ряда экспертиз и наличием определённых требований к конструкции самого мотоблока.

Таким образом, если мотоблок собран вручную, допустимо его использование только в пределах собственного земельного участка без опасений, что сотрудники безопасности дорожного движения обратят на него внимание. А при необходимости проезда через общие дороги, для перемещения такого мотоблока требуется использование специальной техники, предназначенной для перевозки крупногабаритных грузов.

Поэтому, отвечая на вопрос, нужны ли права на управление мотоблока с прицепом, можно пояснить следующее: для перемещения по сельским, лесным, просёлочным дорогам не требуется наличие каких-либо бумаг. А вот если планируется езда по трассе, то необходимо водительское удостоверение с любой из категорий, свидетельствующее о знании ПДД. Выезжать на дорогу на самодельной сельскохозяйственной технике запрещено полностью.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Транспортный налог


НК РФ содержит льготы для транспорта, который используется в сельском хозяйстве. Существуют определенные условия для того, чтобы сельскохозяйственное предприятие могло применять эту льготу.

По специальному сельхозтранспорту транспортный налог не платится

Исходя из ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ.

Объектами обложения транспортным налогом считаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Регистрации подлежит в том числе различная сельскохозяйственная техника, в силу чего изначально она тоже является объектом обложения транспортным налогом.

К сведению:

Согласно п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, государственной регистрации, учету в соответствии с этим документом подлежат, в частности:

  • тракторы (кроме мотоблоков);
  • самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции МВД;
  • номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

Но некоторые виды специальной сельскохозяйственной техники, которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей, в силу пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не признаются объектом обложения транспортным налогом, если они используются на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

К такой специальной технике относятся тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания.

Надо проверить документы на технику

Как явствует из Письма Минфина России от 10.12.2013 № 03-05-06-04/54111, отнесение конкретного транспортного средства к такой специальной технике надо подтверждать документально.

Финансисты указали на то, что в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС). В числе прочего он подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства.

Иначе говоря, тип транспортного средства, прописанный в ПТС, должен соответствовать сведениям из одобрения типа транспортного средства (сертификата соответствия).

Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее — Положение). В пункте 28 Положения обозначено, что в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств.

Эти категории установлены международной Конвенцией о дорожном движении [1] . В приложении 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

К сведению:

Постановление Госстандарта России № 19 утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.04.2020 № 449.

С 01.11.2020 также перестает действовать Постановление Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2019 № 166.

С этой же даты прекращается оформление бумажных ПТС. Это следует из Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».

Соответственно, с 01.11.2020 утрачивает силу и Положение (Приказ МВД России № 135, Минпромторга России № 857, ФТС России № 409 от 18.03.2019).

Минфин обратил внимание: указание какой-либо категории транспортного средства в ПТС (А, В, С, D, прицеп) не говорит о том, каким является транспортное средство, например легковым или грузовым, то есть невозможно так определить принадлежность техники к специальной.

В настоящее время частично эту информацию можно извлечь из строки 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС — в ней отражается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например «легковой», «автобус», «грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран».

Кроме того, в соответствии с ОН «Отраслевая нормаль «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 «Марка, модель ТС» ПТС проставляется условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): например, 1 — легковой автомобиль, 7 — фургоны, 9 — специальные.

Финансисты заключили: если совокупность обозначенных сведений не говорит о том, что используемая для сельскохозяйственных работ автомашина относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на нее не распространяются.

С введением электронных документов доказательства отнесения транспортного средства к специальной технике придется находить по аналогии, кроме того, надо ожидать дополнительных разъяснений чиновников.

В арбитражной практике — по-другому

Впрочем, арбитры обычно критично относятся к информации, которая содержится в ПТС.

Например, в Постановлении ФАС УО от 05.11.2009 № Ф09-2237/09-С2 по делу № А47-7504/2008 говорится: отсутствие в ПТС указания на то, что транспортное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не лишает налогоплательщика права на применение льготы по транспортному налогу, установленной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Судьи предпочитают при определении вида транспортного средства обращаться к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (в настоящее время в качестве такового действует ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст).

В случае обозначения в ПТС автомашины как тягача седельного, даже если она используется только для производства (перевозки) сельскохозяйственной продукции, она не признается специальной и является объектом обложения транспортным налогом (Постановление ФАС ПО от 12.01.2010 по делу № А06-2630/2009 [2] ).

А иногда судьи по факту признают транспортное средство соответствующим условиям пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

В Постановлении ФАС ЦО [3] от 11.03.2014 по делу № А48-1307/2013 тот же тягач седельный признан специальным транспортным средством (скотовозом), поскольку был надлежащим образом переоборудован.

При этом из представленных налогоплательщиком товарно-транспортных накладных следовало, что данные транспортные средства фактически использовались только для перевозки сельскохозяйственной продукции (молодняка свиней).

Кто является сельскохозяйственным производителем в целях применения льготы?

В пункте 2 ст. 346.2 НК РФ имеется определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, но в том же пункте указывается, что оно применяется только в целях гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

Поэтому для использования льготы по транспортному налогу сельскохозяйственному товаропроизводителю надо обращаться к другим отраслям законодательства [4] .

Например, к ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Там указывается, что сельскохозяйственный товаропроизводитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в частности рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции [5] .

Но с 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Это закон более широкого применения, чем Федеральный закон № 193-ФЗ, и, по нашему мнению, следует использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое приводится в его ст. 3, тем более что ранее аналогичным образом высказался Минфин в Письме от 24.12.2007 № 03-05-05-04/08 [6] . Такую же позицию заняли судьи в постановлениях АС ЗСО от 22.11.2016 №Ф04-5171/2016 по делу №А70-932/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 № 15АП-2652/2018 по делу №А53-24381/2015.

То есть сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ [7] , и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации данной продукции составляет не менее 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также следующие организации:

  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

О применении унифицированных форм

На практике сельскохозяйственные предприятия зачастую ведут учет произведенной сельхозпродукции по унифицированным формам первичной учетной документации, приведенным в Постановлении Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».

Но в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 данного закона.

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются в РФ обязательными к применению, кроме тех, которые используются в качестве первичных учетных документов и установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) [8] .

Иными словами, теперь при учете сельскохозяйственной продукции необязательно применять именно унифицированные формы. В то же время согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы такого учета должны быть определены хозяйствующим субъектом и утверждены его руководителем. За основу можно взять все же унифицированные формы, в которых должны иметь место обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 данного закона, а другие реквизиты включать в них по необходимости.

Во всяком случае, использование унифицированных форм по учету сельскохозяйственной продукции для применения льготы по транспортному налогу обязательным условием не является.

На этом не настаивает сейчас и налоговая.

О заполнении декларации

До 01.01.2021 в соответствии со ст. 363.1 НК РФ организации-налогоплательщики по истечении налогового периода обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено указанной статьей, декларацию по транспортному налогу.

Исходя из Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ с 01.01.2021 данная статья утрачивает силу, и, соответственно, налогоплательщики, в том числе организации, не должны будут представлять декларацию по транспортному налогу уже и за 2020 год. Но за 2019 год еще надо было представлять декларацию.

При этом согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложенияпо ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

На основании сказанного можно понять, что организация, владеющая только транспортными средствами, не признаваемыми объектами обложения налогом исходя из пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не является плательщиком транспортного налога и потому не обязана была представлять декларацию и авансовые расчеты по нему (см. Письмо Минфина России от 12.05.2017 № 03-05-05-04/28799). Очевидно, не должна была она представлять и расчет, подтверждающий, что организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

В то же время если помимо подобных транспортных средств у налогоплательщика есть другие (являющиеся объектом обложения транспортным налогом, который он, соответственно, по ним уплачивает), то он должен был представить декларацию. И в этой декларации следовало отразить в том числе транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения. Для иного мы не находим оснований ни в НК РФ, ни в Порядке заполнения декларации по транспортному налогу [9] (далее — Порядок).

В пункте 5.1 Порядка говорится, что разд. 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству» декларации заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, зарегистрированному согласно законодательству РФ. В строках 020 — 060 этого раздела в общем порядке указываются идентификационные данные по транспортному средству, не являющемуся объектом налогообложения, а в строках с 070 по 180 — данные для расчета налога, как если бы он уплачивался по названному транспортному средству.

В том числе в строке 030 должен быть проставлен код вида транспортного средства, определяемый в соответствии с приложением 5
к Порядку. В данном случае это коды 530-01 (тракторы сельскохозяйственные), 530-03 (самоходные комбайны), 590-15 (специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания)).

Но при этом согласно п. 5.20 Порядка в первом поле строки 220 указывается код льготы 20210 (приложение 7 к Порядку). Второе поле, по нашему мнению, тоже надо заполнить, хотя в силу п. 5.20 Порядка она заполняется исключительно в ситуации, если основанием льготы является закон субъекта РФ; в рассматриваемом случае:

Мотоблоки приравняли к транспортным средствам

Нововведение в законодательстве, о котором должен знать любой владелец сельхозтехники.

Теперь такая техника как мотоблок является, с некоторыми оговорками, транспортным средством, на которое необходимы соответственные документы и права управления, сообщает пресс-служба ГИБДД Минусинска.

С наступлением посевных работ и ведения земледельческого хозяйства участились случаи управления по дорогам общего пользования и населенным пунктам мотоблоками, а также участие их в дорожно-транспортных происшествиях с пострадавшими и с материальным ущербом. При этом лица, управляющие такими устройствами, зачастую не имеют навыков управления, не знают Правил дорожного движения, а при наступлении происшествия фактически не несут той значимой юридической ответственности за допущенные ими правонарушения, что порождает совершение новых происшествий с участием таких устройств.

До 2019 года понятие «мотоблок» не было закреплено ни в одном нормативно-правовом акте, вследствие чего управление таким средством подлежало юридической квалификации по статьям 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

12.02.2019 года решением Коллегии Евразийской экономической комиссии за №25 «О классификации мотоблока (мотокультиватора) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» определено понятие мотоблока (мотокультиватора). Данный документ подписан его членами, в том числе Российской Федерацией и вступил в законную силу 17.03.2019 года.

Так, в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 22 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Коллегия Евразийской экономической комиссии решила, что мотоблок (мотокультиватор) представляет собой устройство с возможностью крепления навесного и(или) прицепного оборудования управляемое рядом идущим водителем при помощи рулевого устройства в виде двух рукояток, с одной ведущей осью, двигателем внутреннего сгорания, конструктивные особенности которого предусматривают возможность установки на ведущую ось рабочих органов (фрез) для обработки почвы или колес, имеющее тягово-спецное устройство, и(или) приспособления для крепления навесного оборудования, и шкив или вал отбора мощности, в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1и 6 классифицируется в субпозиции 8701 10 000 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 года №54, в редакции от 19.03.2019 года «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», вступившими в законную силу с 16.05.2019 года определена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в субпозиции 8701 10 000 0, в соответствии с которым мотоблок (мотокультиватор) относится к категории тракторы одноосные.

Всоответствии с изложенным, управление мотоблоком (мотокультиватором) по дорогам общего пользования в настоящее время надлежит квалифицировать по всем статьям главы 12 КоАП РФ, в том числе за управление без соответствующего водительского по статье 12.7 КоАП РФ, а также за управление в состоянии опьянения, с применением мер административного задержания транспортного средства в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ.

В случае, если мощность двигателя такого транспортного средства превышает рабочий объем свыше 50 куб см или максимальную конструктивную скорость (при любом двигателе) свыше 50 км/ч действия водителя подлежат дополнительной квалификации по статьям 12.1 – 12.3 КоАП РФ (управление транспортным средством, незарегистрированным в установленном порядке, без государственных регистрационных знаков, без регистрационных документов и т.д.).

Оплата транспортного налога в Российской Федерации обязательна для всех граждан и юридических лиц, владеющих транспортными средствами, перечень которых внесен в ст. 358 Налогового кодекса РФ.

Нужно ли оплачивать транспортный налог на мотоцикл

В обществе распространено мнение, что мототехника является особенной категорией транспорта, за которую платить в казну не нужно. Эта точка зрения ошибочная: отдельных льгот для мотоциклов не предусмотрено.

Важно отметить: объектом налогообложения является только техника, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ.

Например, не придется платить за транспортное средство, находящееся в розыске по причине кражи. В остальных же случаях выплаты необходимо произвести в установленном порядке.

В том случае, если собственник мотоцикла не оплатит налог в установленный региональным законом срок, ФНС инициирует процедуру принудительного взыскания. Тогда оплатить придется еще и штрафы.

Пени начисляют за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, от суммы задолженности.

Ставка транспортного налога на мототехнику

Сумма налога, уплачиваемая владельцем транспортного средства, определяется законодательными актами, принятыми на региональном уровне. Исходя из ст. 361 НК РФ, налоговая ставка на мотоциклы и мотороллеры колеблется в пределах 1 — 5 рублей с каждой лошадиной силы. Та же статья указывает, что регионы имеют право увеличивать базовую ставку, но не более чем в 10 раз.

Региональные законодательные органы также имеют право устанавливать дифференцированные схемы расчета суммы налога: в зависимости от срока службы ТС, экологического класса.

Чтобы рассчитать сумму налога, владелец мотоцикла может воспользоваться формулой:

Мощность двигателя (л.с.) X Региональная налоговая ставка X Срок владения транспортным средством = Сумма к уплате

Несколько замечаний:

  • Если региональное законодательство не устанавливает налоговую ставку, применяются указанные в ст. 361 НК РФ.
  • Если срок владения мотоциклом менее 1 года, значение рассчитывается как соотношение количества месяцев с момента регистрации к 12 (например, если гражданин зарегистрировал ТС в августе, то коэффициент считаем так: 6/12 = 0,5).
  • В формулу могут включаться региональные повышающие и понижающие коэффициенты, узнать о которых можно на сайте ФНС.
  • Учитываются только целые месяцы владения.

Кто может не платить налог на мотоцикл?

Ряд категорий граждан и юридических лиц освобождаются от уплаты налога, либо имеют право на снижение суммы.

В том случае, если гражданин претендует на получение льготы, он должен обратиться в ФНС с соответствующим заявлением. Также, при возможности, стоит приложить к заявлению документы, подтверждающие факт возникновения права.

Если в налоговом органе отсутствует информация о принадлежности налогоплательщика к льготной категории, сведения об этом будут запрошены у лиц и организаций, располагающих соответствующей информацией.

Льготные категории плательщиков определяются также законодательством конкретного региона. Как правило, в эти списки включаются граждане, получившие статус героев РФ и СССР, а также инвалиды войны, участники боевых действий, опекуны детей-инвалидов и инвалидов детства, пострадавшие от лучевой болезни граждане.

Пример категории, которой льготы положены не во всех субъектах Федерации — многодетные семьи.

Как и когда оплачивать транспортный налог на мотоцикл

Срок уплаты транспортного налога регламентируется законами субъектов государства. Однако оплата не может быть произведена позднее 1 декабря года, следующего за отчетным. Для налогоплательщиков организаций же устанавливается обязанность в течение года вносить авансовые платежи, а окончательный расчет производить по нормам п.2 ст. 362 НК РФ.

Оплата производится на основании налогового уведомления, направляемого по адресу регистрации гражданина. Кроме того, соответствующая информация отражается в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС.

Если уведомление не поступило, налогоплательщик не освобождается от необходимости уплаты налога. Гражданин или представитель юридического лица обязан производить своевременную оплату самостоятельно, без запросов от налогового органа.

Оплату можно произвести как путем перечисления средств на указанные реквизиты через банковскую организацию, платежные сервисы, а также через сайты Госуслуги и nalog.ru.

В том случае, если плательщик в предыдущие отчетные периоды вносил суммы большие, чем требовались, он имеет право распорядиться ими по своему усмотрению: осуществить возврат или зачесть в следующий платеж. Переплата может возникать также вследствие перерасчета.

Каждый владелец самоходного транспортного средства, как физическое, так и юридическое лицо автоматически становится плательщиком налога. Сколько оплачивать, как рассчитать, с помощью каких ресурсов, в какую статью закона заглянуть, а также кому и в каких ситуациях положены льготы по уплате налога в бюджет, рассмотрим в статье.

Правовое регулирование

В соответствии со ст.358 Налогового Кодекса РФ, транспортным налогом облагаются самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, снегоходы, мотосани, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ставки на самоходные машины: тракторы, квадроциклы, снегоходы и иные

Все налоговые ставки устанавливаются ст. 361 НК РФ:

  1. для тракторов и квадроциклов установлена ставка 2,5 рубля с лошадиной силы;
  2. для снегоходов и мотосаней до 50 лошадиных сил включительно – 2,5 рубля, более 50 лошадиных сил – уже 5 рублей.

Так как транспортный налог является региональным, то при расчете необходимо руководствоваться нормативно-правовыми актами конкретного региона:

  • Например, ставка на квадроцикл или трактор в Тюмени в 2019 году составляет 25 рублей за каждую лошадиную силу, на снегоход, мощностью более 50 л.с. – уже 30 рублей (п.1 ст.1 Закона Тюменской области от 19.11.2002 года №93 «О транспортном налоге»).
  • А в Санкт-Петербурге снегоход более 50 л.с. будет стоить уже 50 рублей за лошадиную силу, квадроцикл – 25 рублей (ст.2 Закона Санкт-Петербурга от 04.11.2002 N 487-53 (ред. от 22.10.2018) «О транспортном налоге»).
  • В Приморском крае, ставка налога на трактор составит 15 рублей с лошадиной силы (п.1 ст.5 Закона Приморского края от 23.11.2018 г. №386-КЗ «О внесении изменений в статью 6 Закона Приморского края «О транспортном налоге»).

Как рассчитать размер сбора?

Для расчета транспортного налога будем использовать следующие составляющие:

  • мощность двигателя;
  • дата постановки на учёт;
  • региональная ставка, в зависимости от того, где зарегистрировано ТС.

Сумма тем выше, чем больше у мотора лошадиных сил.

Общая формула для расчёта:

  • ТН – общая сумма транспортного налога в рублях;
  • МД – мощность двигателя в лошадиных силах;
  • НС – принятая в регионе налоговая ставка в рублях;
  • НП – налоговый период в годах (обычно это один год).

Пример. Расчёт суммы налога для уплаты в бюджет за 2018 год для экскаватора-бульдозера с двигателем мощностью 78 л.с. Поставлен на учет в 2015 году в Новосибирской области. Полных месяцев владения в 2018 году – 12.

Стоимость налога составит 25*78=1950 рублей.

Если владение самоходным транспортным средством в отчетном периоде был не полный календарный год, а несколько месяцев, то в расчет берутся именно они.

Пример. Квадроцикл Сокол-ПРО, поставлен на учет 01.06.2018 года (период владения в 2018 году составил 7 месяцев) в Новосибирской области, где ставка составляет 25 рублей с лошадиной силы для данного вида транспорта. Мощность двигателя – 109 л.с. Формула для расчета будет выглядеть так:

(25 * 109) / 12 * 7 = 1590 рублей вам будет начислено для оплаты в бюджет за 2018 год.

О расчете размере транспортного налога мы рассказывали здесь.

Онлайн-калькуляторы для удобного расчёта

Во избежание какой бы то ни было арифметической ошибки при расчёте налога, предлагаем владельцам квадроциклов, снегоходов, тракторов, бульдозеров воспользоваться онлайн-калькуляторами. Эти ссылки помогут вам точно вычислить значение налога, необходимого к уплате в бюджет:

Порядок расчета транспортного налога, формулы и примеры, также как использовать электронный калькулятор, узнайте здесь.

Есть ли льготы?

Льготы тоже есть. Для кое-кого есть возможность не оплачивать транспортный налог, если самоходное средство не зарегистрировано. Это возможно в тех случаях, когда оно используется в бытовых, хозяйственных целях, в производстве, но не для перевозки людей и грузов.

Таким примером служат мобильные мастерские, кухни, передвижные диагностические установки, душевые кабинки, погрузчики (таких полно на складах и мелких производствах), трансформаторные установки, автонасосы, передвижные станции и пр. (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 августа 2007 г. N 03-05-06-04/35 О порядке применения главы 28 Налогового кодекса РФ и об определении понятия «транспортное средство» для целей налогообложения транспортным налогом).

На федеральном уровне льготы имеют те, кто производит сельхозпродукцию:

  • рыбхозорганизации;
  • производители овощей;
  • фруктов;
  • пшеницы и пр.).

В соответствии с п.2 ст. 358 НК РФ к объектам налогообложения не относятся трактора, самоходные комбайны всех марок, спец.автомашины:

  • скотовозы;
  • молоковозы;
  • машины для внесения и перевозки минеральных удобрений, технической помощи.

Но только в том случае, если они официально зарегистрированы на вышеуказанных сельхозпроизводителей и используются при работах, для производства продукции сельского хозяйства. Это обязательное условие освобождения от уплаты налога.

Если трактор получен через органы социальной помощи и принадлежит инвалиду – то налог на него владелец не платит (пп.2 п.2 ст.358 НК РФ).

Владельцы угнанных самоходных транспортных средств, по которым они написали соответствующие заявления в правоохранительные органы, также освобождаются от выплат в бюджет. Все, что надо знать об амнистии по транспортному налогу, узнайте тут.

Сроки и порядок оплаты

  • Если вы – физическое лицо, то точную сумму налога на самоходное транспортное средство, а также срок оплаты за него вы сможете узнать из уведомления, которое придёт от налогового органа по почте (п.3 ст. 363 НК РФ).

Для физических лиц установлен срок оплаты не позднее 1 декабря текущего года за предшествующий налоговый период. То есть до 1 декабря 2019 года необходимо оплатить налог на самоходное транспортное средство за 2018 год.

Если у вас есть личный кабинет на официальном сайте ФНС, то уведомление в бумажном виде уже не поступит. Дважды налоговая не извещает о необходимости оплаты. Так что отслеживать придется самостоятельно, периодически заглядывая в личный кабинет. Для юридических лиц регулирование сроков и оплаты происходит по-другому. В соответствии с п.1 ст. 362 НК РФ, организации рассчитывают налог самостоятельно (о транспортном налоге для организаций мы рассказывали тут). Уплатить в бюджет в установленный срок необходимо разницу между исчисленной суммой налога и суммой авансовых платежей, подлежащих к оплате в течение налогового периода.

Расчет производят после окончания отчетного налогового периода. Срок оплаты устанавливается конкретным субъектом Российской Федерации, но не ранее, чем 01 февраля (п.1 ст.363 НК РФ).

О сроках и порядке уплаты транспортного налога мы рассказывали в этом материале, о сроке давности по взысканию налога и о возможном периоде возмещения ТН читайте тут, а как проверить и оплатить ТН, узнайте здесь.

Отличия сбора на трактор в сельской и городской местностях

Поэтому, если владелец не относится к льготной категории, или трактор не используется при производстве сельскохозяйственной продукции, то расчет транспортного налога на него будет производиться на общих основаниях.

Льготы пенсионерам по старости

Пенсионера по старости могут освободить от уплаты налога, если соответствующий закон принят конкретным субъектом Федерации, в котором зарегистрированы его транспортные средства.

К примеру, в Новосибирской области, на основании Закона Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ, они освобождаются полностью от уплаты налога. А в Москве данной категории граждан подобные послабления не предусмотрены.

Все зависит от региона. Для уточнения своих прав на льготу необходимо обратиться в территориальное отделение налоговой службы по месту постановки на учет транспортного средства.

Для получения льготы необходимо написать заявление с указанием документа, подтверждающим льготу, и транспортного средства, на которое требуется освободить от уплаты налога. Важно, что освобождение предоставляют только на одно ТС по выбору самого пенсионера (п. 2 и 3 ст.2.4 Закона Новосибирской области от 16.10.2003 №142-ОЗ).

Нужно ли платить, если транспортное средство находится долго в ремонте?

Его придется оплачивать, т.к. данное основание не является законодательно обоснованным. Обязанность по уплате налога начинается с того момента, как владелец поставил его на учет. А использовать его или нет – право налогоплательщика (п.1 ст. 358, ст.357 НК РФ).

Не имея льгот, положенных законом, каждый, кто владеет самоходными машинами, должен вовремя оплачивать в бюджет положенную сумму. На разные самоходные средства налог рассчитывается и оплачивается отдельно. Чем большими мощностями обладает ТС, тем большее количество рублей придется заплатить.

Читайте также: