Новый налог на зарплату с 2020

Опубликовано: 30.04.2024

Бусыгина Ю. О.

эксперт Контур.Школы по бухгалтерскому учету, зарплате, кадрам, трудовому праву

С какого периода и по каким ставкам можно платить страховые взносы в пониженном размере? Как считать зарплату в период нерабочих оплачиваемых дней? Как заполнять платежные поручения? Как по-новому считать пособия по временной нетрудоспособности? Разберем на практических примерах

Изменения законодательства по уплате страховых взносов

Субъекты малого и среднего бизнеса, в том числе микропредприятия, могут уплачивать страховые взносы в пониженном размере с 1 апреля 2020 года (Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ). Новый порядок действует с расчета страховых взносов за апрель 2020 года.

Новые ставки по страховым взносам:

  • с зарплаты в размере МРОТ (12 130 руб.) — 30%;
  • с зарплаты свыше МРОТ — 15% (10% — на ОПС, 5% — на ОМС, то есть в совокупности 15%).
  • Обратите внимание: ставки взносов на травматизм остались без изменений.

В расчет следует брать федеральный, а не региональный МРОТ.

Плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с заработной платы за апрель 2020, установленные Федеральным законом № 102-ФЗ (Письмо ФНС России от 29.04.2020 № БС-4-11/7300@).

При этом не важно, какой вид деятельности субъекты МСП осуществляют (письмо ФНС России от 12.08.2020 № СД-4-3/12972@).

Условия: организация или ИП должны быть включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства до 1 апреля 2020 года. В случае исключения из реестра эта возможность теряется с 1-го числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из него.

Пример 1

ООО «Квадрат» — субъект малого предпринимательства — включено в реестр субъектов МСП с января 2020 года. Работнику начислено за апрель 2020 года 13 000 руб. Какую сумму страховых взносов ему следует перечислить?

Разъяснение:

  1. 13 000 руб — начислено.

13 000 – 12 130 = 870 руб. — разница между начисленной суммой и федеральным МРОТ. С суммы 870 рублей можно заплатить страховые взносы по пониженным тарифам:

  • на ОПС 10% — 87 руб.
  • на ОМС 5% — 43,5 руб.
  • на ВНиМ 0% — 0 руб.
  1. С 12 130 руб. страховые взносы будут уплачиваться в стандартном порядке:
  • на ОПС — 2 668,60 руб. (12 130 x 22%),
  • на ОМС — 618,63 руб. (12 130 руб. x 5,1%),
  • на ВНиМ — 351,77 руб. (12 130 руб. x 2,9%).

Субъекты малого и среднего бизнеса исчисляют страховые взносы с выплат, определяемых с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок.

Суммы превышения, облагаемые по пониженным тарифам страховых взносов, определяются исходя из величины МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода (Письмо ФНС России от 29.04.2020 № БС-4-11/7300@).

Вывод: при расчете страховых взносов по пониженным тарифам увеличивать МРОТ на районные коэффициенты и «северные» надбавки не нужно.

Формула исчисления страховых взносов

Январь: база (за 1 месяц) x 30%.

Февраль: база (за 2 месяца) x 30% — страховые взносы, исчисленные за январь.

Март: база (за 3 месяца) x 30% — страховые взносы, исчисленные за январь–февраль.

С 01.04.2020 устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в размере 15%, которые применяются к части выплат в пользу физических лиц, превышающей величину МРОТ:

Апрель: база (за 3 месяца) x 30% + выплаты МРОТ x 30% + (база (за 4 месяца) – база (за 3 месяца) – выплаты МРОТ) x 15% — страховые взносы, исчисленные за январь–март.

Май: база (за 3 месяца) x 30% + выплаты МРОТ за 2 месяца x 30% + (база (за 5 месяцев) – база (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 2 месяца) x 15% — страховые взносы, исчисленные за январь–апрель.

Июнь: база (за 3 месяца) x 30% + выплаты МРОТ за 3 месяца x 30% + (база (за 6 месяцев) – база (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 3 месяца) x 15% — страховые взносы, исчисленные за январь–май.

Июль: база (за 3 месяца) x 30% + выплаты МРОТ за 4 месяца x 30% + (база (за 7 месяцев) – база (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 4 месяца) x 15% — страховые взносы, исчисленные за январь–июнь.

Август: база (за 3 месяца) x 30% + выплаты МРОТ за 5 месяцев x 30% + (база (за 8 месяцев) – база (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 5 месяцев) x 15% — страховые взносы, исчисленные за январь–июль.

Сентябрь: база (за 3 месяца) x 30% + выплаты МРОТ за 6 месяцев x 30% + (база (за 9 месяцев) – база (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 6 месяцев) x 15% — страховые взносы, исчисленные за январь–август.

Октябрь: база (за 3 месяца) x 30% + выплаты МРОТ за 7 месяцев x 30% + (база (за 10 месяцев) – база (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 7 месяцев) x 15% — страховые взносы, исчисленные за январь–сентябрь.

Ноябрь: база (за 3 месяца) x 30% + выплаты МРОТ за 8 месяцев x 30% + (база (за 11 месяцев) – база (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 8 месяцев) x 15% — страховые взносы, исчисленные за январь–октябрь.

Декабрь: база (за 3 месяца) x 30% + выплаты МРОТ за 9 месяцев x 30% + (база (за 12 месяцев) – база (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 9 месяцев) x 15% — страховые взносы, исчисленные за январь–ноябрь.

Пример 2

ООО «Круг» относится к субъектам малого предпринимательства. Один из работников оформлен на 0,5 ставки. За апрель ему начислено 9 000 руб., но оклад составляет — 18 000 руб. Можно ли применять пониженные ставки страховых взносов?

Разъяснение. Если работники работают неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) или неполную рабочую неделю, в том числе с разделением рабочего дня на части) и если ежемесячные начисления выплат (вознаграждений) в отношении них меньше МРОТ (даже при условии, что оклад выше МРОТ), пониженной ставкой страховых взносов воспользоваться нельзя.

Закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ не предусматривает случаи, когда МРОТ можно уменьшить.

Как рассчитать зарплату в период нерабочих оплачиваемых дней

  • Организация работает в обычном режиме, деятельность не приостановлена (например, непрерывно действующие организации, медицинские и аптечные организации, организации, обеспечивающие население продуктами питания).
  • Заработная плата начисляется в обычном порядке на основании табеля учета рабочего времени.
  • Табель учета рабочего времени заполняется в стандартном порядке: работа в дневное время — код «Я», в ночное время — код «Н» и т.д.
  • Организация приостановила деятельность, но перевела работников на удаленную работу.
  • Зарплату за нерабочие дни, установленные для периода с 30 марта по 3 апреля и с 4 апреля по 30 апреля, начисляем так, как будто эти дни были полностью отработаны.
  • Законодательно не урегулировано, как заполнять табель учета рабочего времени. Можно установить локальными нормативными актами организации специальный код, например «НОД» или «НД».
  • Организация приостановила деятельность, но перевести работников на удаленную работу нет возможности, не позволяет специфика деятельности.
  • Заработную плату начисляем в размере, определенном трудовым договором. Снижать заработную плату оснований нет.
  • Законодательно не урегулировано, как заполнять табель учета рабочего времени. Можно установить локальными нормативными актами организации специальный код, например «НОД» или «НД».

Дополнительные рекомендации по оплате нерабочих дней — в Письме Минтруда от 26.03.2020 № 14-4/10/П-2696.

Полный перечень организаций, которые могут продолжать свою деятельность в период с 30.03.2020 по 30.04.2020, поименован в Указах Президента РФ от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239.

Расчет зарплаты. Практические ситуации

Ситуация 1

Оклад работника — 20 000 руб. В марте (с 1 по 29 марта) он отработал все рабочие дни по производственному календарю (19 дней). А 30 и 31 марта стали нерабочими с сохранением заработной платы. Организация не может продолжить свою деятельность, перевести работника на удаленную работу не позволяет специфика деятельности. Работодатель обязан выплатить зарплату, как будто работник продолжает работать.

Разъяснение:

  1. Если работнику установлена повременная заработная плата, нужно начислить полностью оклад 20 000 руб.
  2. Если заработок сдельный:
    • за дни с 1 по 29 марта оплачиваем в соответствии с нормой выработки и с учетом сдельных расценок, установленных этому работнику;
    • за 30 и 31 марта выплачиваем соответствующее вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом работодателя. Это может быть средний заработок или МРОТ. Например, если для расчета взять МРОТ, то за 30 и 31 марта будет начислено по 1/21 МРОТ, так как в марте 2020 года 21 рабочий день по производственному календарю.

Ситуация 2

Выплата зарплаты в организации приходится на 5-е число, и зарплату не выплатили накануне нерабочей недели 27-го числа (выплата производится переводом на банковские карты сотрудников). Можно было ее выплатить 3 апреля (не будет ли это нарушением) или перенести на 6 апреля (как в этом случае можно оформить отсрочку выплаты)?

Разъяснение. Четко данный вопрос не урегулирован. Выплата 3 апреля — это нарушение. И перенос на 6-е число тоже. Выплатить нужно было 27 марта. Это будет соответствовать ст. 136 ТК РФ. При этом сразу возникнет вопрос о том, что месяц еще не отработан и до конца непонятно, например, как посчитать ежемесячную премию или определить другие выплаты.

Вариант: выплатить зарплату в той части, в которой четко работодатель был уверен на 27-е число, а уже в апреле произвести окончательный расчет.

Ситуация 3

В трудовом договоре срок выплаты аванса — 20-е число текущего месяца, срок выплаты зарплаты — 5-е число следующего месяца. Как платить аванс и зарплату за апрель 2020 года, чтобы не нарушать сроки, учитывая, что зарплата за март была выплачена 27 марта 2020 года? Будет ли нарушением выплата аванса 20 апреля 2020 с последующей выплатой зарплаты 30 апреля 2020 (т.к. 5 мая 2020 выпадает на праздничный день)?

Разъяснение. Аванс и заработную плату при окончательном расчете в апреле нужно выплатить в соответствии со сроками, которые предусмотрены локальными нормативными актами организации, но с учетом норм ст. 136 ТК РФ. То есть выплата аванса в апреле будет 20-го числа, а выплата заработной платы при окончательном расчете — 30 апреля, так как дни с 1 по 5 мая нерабочие праздничные.

Расчет среднего заработка

Если в расчетный период при исчислении среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 попадают периоды с 30 марта по 30 апреля, с 6 по 8 мая, 24 июня и 1 июля 2020 года, то порядок расчета средней зарплаты будет зависеть от того, работал работник в указанные дни или нет (письмо Роструда от 20.07.2020 № ТЗ/3780-6-1).

Если работник освобождался от работы, то эти дни и суммы, фактически начисленные за данный период, не должны учитываться при расчете среднего заработка (пп.«е» п.5 Положения № 922).

В ситуации, когда работник не был освобожден от работы и в табеле учета рабочего времени у него указаны рабочие дни (код «Я» или «01»), то указанные дни и начисленные за данный период суммы следует учитывать при расчете среднего заработка.

Пособие по уходу за ребенком до полутора лет

С 1 июня 2020 года увеличен минимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет (ст. 2 Закона от 08.06.2020 № 166-ФЗ). Теперь неважно, о каком по счету ребенке идет речь. Новые размеры пособий:

  • на первого ребенка — 6 752 руб.
  • на второго и последующих детей — 6 752 руб.

Обратите внимание: даже если декретный отпуск начался до 1 июня 2020 года работник уже за июнь может рассчитывать на пособие в увеличенном размере.

Временный порядок расчета больничного

С 1 апреля по 31 декабря 2020 года действует особый порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности.

Если при расчете пособие за полный календарный месяц оказалось меньше федерального МРОТ, то оно должно выплачиваться исходя из минимального размера
(п. 1 ст. 1 Закона от 01.04.2020 № 104-ФЗ).

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности остался прежним.

Чтобы рассчитать средний дневной заработок, делим федеральный МРОТ на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности.

Чтобы исчислить размер пособия, подлежащего выплате, умножаем средний дневной заработок на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце (п. 2 ст. 1 Закона от 01.04.2020 № 104-ФЗ).

Пример 3

Работник был на больничном с 22 по 28 апреля 2020 года. Страховой стаж — 7 лет. При расчете пособие по временной нетрудоспособности оказалось за полный календарный месяц меньше федерального МРОТ. Пособие будет рассчитываться исходя из МРОТ, так как выплаты, произведенные в расчетном периоде (2018–2019 гг.), работник подтвердить не смог.

  1. Определяем средний дневной заработок с учетом страхового стажа.

(12130 х 24/730) х 80% = 319,04 руб.

Обратите внимание: фактический средний дневной заработок работника без учета страхового стажа оказался не меньше среднего заработка, рассчитанного исходя из МРОТ. При этом дневной заработок, умноженный на процент в зависимости от страхового стажа работника, получился в результате расчета меньше. Если ситуация такая, то считать пособие нужно уже исходя из нового порядка расчета, который действует с 1 апреля 2020 года.

  1. Определяем размер дневного пособия по временной нетрудоспособности по новым правилам.

12130 / 30 = 404,33 руб.,

где 30 — это количество календарных дней в апреле.

  1. Сумма пособия составит:

404,33 х 3 = 1 212,99 руб. — сумма пособия за первые три дня болезни, которые оплачиваются за счет средств работодателя;

404,33 х 4 = 1 617,32 руб.

Работнику начислено пособие за семь дней болезни — 2 830, 31 руб. (1 212,99 + 1 617,32).

Учет районных коэффициентов при расчете пособий

С 19 июня 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 08.06.2020 № 175-ФЗ. Если сумма пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам или пособия по уходу за ребенком до полутора лет рассчитывается исходя из МРОТ, то в районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, средний заработок для расчета указанных пособий будет приниматься в размере, равном МРОТ с учетом коэффициентов.

Заполнение платежных поручений

С 1 июня 2020 года изменились коды вида дохода. В платежных поручениях на зарплату и других выплат физическим лицам в реквизите «20» указываем:

1 — выплаты, из которых можно удерживать долги по исполнительным документам: зарплата, премии, отпускные, больничные, выплаты по ГПД.

2 — выплаты, из которых нельзя взыскивать долги: возмещение командировочных расходов, детские пособия, алименты.

3 — выплаты в возмещение вреда здоровью.

  • В платежке по перечислению зарплаты, дивидендов ставим код «1» — это означает, что с сумм зарплаты, дивидендов можно списывать задолженность.
  • При перечислении пособия по уходу за ребенком или алиментов ставим код «2» — это означает, что с этих денег долги списать нельзя.

В платежном поручении может указать только один из кодов вида дохода, установленных Указанием Банка России от 14.10.2019 № 5286-У. Платежное поручение составляется по каждому виду дохода.

При перечислении зарплаты и других доходов, из которых удерживаются суммы по исполнительному документу, удержанную сумму указываем в реквизите «24» платежного поручения (основание — Письмо Банка России от 27.02.2020 № ИН-05-45/10).

Последовательность указания информации о взысканной сумме в реквизите «24»:

символ "//", «ВЗС» (взысканная сумма), символ "//", сумма цифрами, символ "//". Информационное письмо Банка России от 27.12.2020 г. № ИН-05-45/10

При указании суммы цифрами рубли отделяются от копеек знаком дефис «-». Если взысканная сумма выражена в целых рублях, то после дефиса указываем «00».

Например: при удержании по исполнительному документу долга в 2 000 руб. запишем: //ВЗС//2000-00//.

Если же при перечислении денежных средств, не являющихся доходами, в отношении которых ст. 99 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ установлены ограничения или на которые не может быть обращено взыскание, код вида дохода указывать не нужно.

Например: если алиментов нет, то в платежке не нужно указывать код.

Выводы и рекомендации

Бусыгина Юлия Олеговна

Коллеги, возьмите за правило: прежде чем приступить к расчету заработной платы, всегда сначала проверьте, корректно ли заполнен табель учета рабочего времени. Правильное заполнение табеля снимает ряд вопросов: например, какие выплаты включать в расчет среднего заработка или какое количество часов оплатить в выходной день, в который привлекли работника к работе.

В 2020 году сохранен 13-ти процентный НДФЛ с заработной платы. Для малых и средних компаний снижены страховые взносы с ФОТ. В целом, картина по сумме удержаний налогов и взносов из заработной платы сильно не изменилась.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Ставки НДФЛ и порядок его уплаты зависят от налогового статуса работника: резидент или нерезидент.

  • Ставка 13% - применяется к заработной плате работника – налогового резидента РФ.
  • Ставка 30% применяется к доходам работников- нерезидентов РФ.

Сейчас налоговые резиденты РФ – это физические лица, которые фактически находятся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Но, в 2020 году, будет сокращен срок для статуса налогового резидента РФ. На момент публикации этого материалы закон принят в третьем чтении.

Бухгалтеру важно помнить, что если статус работника изменился, нужно изменить и применяемую ставку НДФЛ (либо 13% либо 30%)

Ставки НДФЛ в 2020 году
Статус работника Ставка НДФЛ
Налоговый резидент РФ 13%
Гражданин страны ЕАЭС 13%
Высоквалифицированный специалист – гражданин иностранного государства 13%
Нерезиденты РФ 30%

НДФЛ с зарплаты в 2020 году иностранных работников

Ставка НДФЛ для работников иностранцев – нерезидентов РФ составляет 30%.

Ставка НДФЛ 13% установлена для:

  • высококвалифицированных специалистов граждан иностранных государств,
  • беженцев или лиц, получивших временное убежище в России,
  • граждан стран ЕАЭС,
  • граждан работающих в России по найму на основании патента.

НДФЛ с зарплаты высококвалифицированного специалиста - иностранца

НДФЛ с зарплаты высококвалифицированного специалиста – 13% независимо от налогового статуса.

Но, ставка 13% установлена только с основной зарплаты, то есть с доходов по профилю деятельности. Если такой работник получает матпомощь, подарки, компенсацию расходов на проживание и питание, транспорт - к этим доходам нужно применять ставку 30%. Отпускных высококвалифицированного специалиста-нерезидента также облагаются НДФЛ по ставка 30%.

НДФЛ с зарплаты граждан ЕАЭС

С доходов граждан из стран ЕАЭС, НДФЛ удерживают по ставке 13 % (ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе).

Страны ЕАЭС: Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика.

Страховые взносы в 2020 году

С апреля 2020 года для компаний малого и среднего бизнеса, включенных в реестр МСП, установлена пониженная ставка страховых взносов: 15% (ст. 6 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ). Но, ставка 15% применяется к выплатам работникам свыше МРОТ – 12 130 рублей. Сумма 12 130 рублей – облагается взносами по ставке 30%.

Кроме того, пониженные страховые взносы платят Организации и предприниматели, которые зарегистрированы на территории свободной экономической зоны (СЭЗ), платят страховые взносы по пониженным тарифам с выплат физическим лицам, занятым в реализации инвестиционного проекта.

В отношении начисления взносов по льготным ставкам участники СЭЗ разделяются на получивших этот статус до 01.01.2018 и после 01.01.2018. В первом случае применять льготные тарифы можно в течение десяти лет со дня получения статуса участника СЭЗ. Во втором случае платить взносы по пониженным тарифам можно не ранее чем с 01.01.2020 и до окончания срока существования СЭЗ.

Тарифы страховых взносов для компаний, которые не относятся к МСП

Для взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС) установлены предельные базы, после превышения которых тариф снижается.

Взносы на пенсионное страхование
до 1 292 000 рублей 22%
свыше 1 292 000 рублей 10%
Взносы на социальное страхование
до 912 000 рублей 2,9%
свыше 912 000 рублей 0%
Взносы на медицинское страхование 5,1%

Тарифы страховых взносов для компаний МСП

Предельные базы для начисления пенсионных и страховых взносов в случае применения МСП пониженных тарифов, не «работают». Тариф в размере 10,0% не пенсионное обеспечение применяют, как в рамках предельной величины базы для исчисления страховых взносов, так и свыше предельной базы. При тарифе 0% на соцстрахование предельная база значения не имеет, ведь тариф все равно 0%, а в пределах МРОТ нужно платить 2,9%.


Государственные служащие – это особая прослойка населения, ведь им приходится заниматься довольно специфическими обязанностями, поэтому заработные платы им начисляются по особенной схеме. Они относятся к бюджетникам, соответственно, могут рассчитывать на ежегодный рост доходов.


Однако в прошлом во время кризиса именно на государственных служащих было решено экономить, то есть не поднимать им заработные платы. В связи с этим возникает вполне логичный вопрос о том, будет ли повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2020 году.

Самые последние новости о повышении зарплат налоговикам в 2020 году

Сотрудники налогового ведомства — обычные бюджетники, они относятся к гражданским госслужащим. Разумеется, они не входят в число тех бюджетников, рост доходов которых контролируется майским указом.

Повышение зарплат налоговикам происходит на общих для всех работников бюджетной сферы основаниям.

Процент индексации заработных плат бюджетников не из майских указов в 2020 году — 4,3%. Повышение запланировано на 1 октября.

Таким образом, в октябре 2020 года заработные платы налоговиков будут проиндексированы на 4,3%. До осени повышения окладов в ФНС ждать не стоит.

Предпосылки сокращения штата госслужащих и условия оптимизации

Предпосылки оптимизации кроются в том, что на содержание аппарата госслужбы требуются колоссальные средства из государственного бюджета. Их поступление в сложившейся экономической ситуации никто не может гарантировать.

К тому же из-за раздутого аппарата чиновников их ставки малы и требуют повышения, чтобы хоть как-то вписаться в существующие условия рынка. Для того чтобы решить обе поставленные задачи, в 2020 году пройдёт основной этап оптимизации. В первую очередь, под неё подпадают работники мэрий и муниципалитетов, занимающие следующие должности:

  • бухгалтеров и экономистов;
  • технических специалистов;
  • делопроизводителей.

Для того чтобы запустить процесс оптимизации, был проведён предварительный мониторинг. На основании анализа полученных данных были сделаны выводы:

  1. Реформы по цифровизации системы управления высвобождают возможности для более эффективной работы органов исполнительной власти.
  2. В связи с усовершенствованием единой системы управления и обеспечения существующая нагрузка в расчёте на одного работника, может быть увеличена.
  3. Увеличение планируемой нагрузки на одного работника соответствует нормам СанПИН.
  4. При запланированном сокращении из государственного бюджета может высвободиться порядка 100 миллиардов рублей, которые иначе придётся затратить на увеличение заработных плат сотрудников исполкомов.

Условия оптимизации предусматривают запланированное изменение штата в сторону его уменьшения. Сотрудники будут уволены по сокращению, согласно нормам закона, отражённым в статье 178 ТК РФ. Обязанности специалистов, попавших под сокращение, будут распределены между оставшимися сотрудниками.

Кроме этого, будут удалены лишние звенья в цепочке управления, которые дублируют работу друг друга. Такое дублирование не только не приносит пользу делу, но и вредит ему, ведь на разных уровнях могут формироваться противоречивые законодательные акты, исполнение которых идёт встык с основным планированием.

Налог добровольный или обязательный?

В законопроекте Минфина и Центробанка сказано, что ИПК станет существенной прибавкой к страховым пенсионным выплатам. Новый пенсионный капитал граждане смогут передавать по наследству, а также распоряжаться им даже до наступления пенсионного возраста, например в случае тяжелой болезни. При этом страховая часть пенсии, как сказано в законопроекте, останется без изменений. При этом пенсионные накопления граждан будут застрахованы по аналогии с банковскими вкладами.

Но как быть, если человек не хочет для себя всех этих дополнительных выгод? Оказывается, от нового налога на зарплату можно будет отказаться.

Законопроектом предусмотрено автоматическое подключение к пенсионным накоплениям всех работающих граждан, за которых сейчас работодатель уплачивает страховые взносы. При начислении им заработной платы бухгалтеры организации-работодателя будут обязаны удерживать с зарплаты отчисления в НПФ по установленной ставке и перечислять их в выбранный НПФ. Если работник не хочет копить себе на пенсию, он сможет написать письменное заявление на имя руководителя организации. До получения такого заявления удержания с зарплаты будут осуществлять каждый месяц.

Законопроект должен получить одобрение Правительства РФ, после чего он будет внесен на рассмотрение Госдумы. Эксперты ожидают, что инициатива Минфина будет принята уже в осеннюю сессию, а значит, вступит в силу с 2020 года.

Масштабы предполагаемых сокращений

Процесс сокращения планируется начать с января 2020 года. Начнётся он с увольнения:

  • сотрудников федеральных структур в объёме 10% от их общего числа;
  • сотрудников муниципальных структур в объёме 5% их общего числа.

На этом Правительство не планирует останавливаться, поэтому к своему завершающему этапу и конечному результату система федерального и муниципального управления ещё не подойдёт. Понадобится ещё один последующий этап, который пройдёт в 2021 году. Он будет планироваться на основании мониторинга результатов изменения штата, прошедших в 2020 году. Опыт этого года будет изучен и запущен на завершающий этап. Если система оправдает себя, то произойдёт сокращение ещё 5% государственных служащих. Они будут выбраны в результате мониторинга и анализа эффективности оптимизации, проведённого по отчётам за 2020 год.

Некоторые технические сотрудники будут лаконично и безболезненно заменены автоматизированными системами управления, вновь внедрёнными или усовершенствованными. А их должности будут аннулированы, как морально устаревшие. Основным стержнем оптимизации структуры Министерства финансов будет перевод ряда министерств и ведомств на бухгалтерское обслуживание в Казначейство.

Предполагается, что этот шаг будет особенно эффективным. Ведь он позволит не только экономить средства на содержание аппарата госслужащих, но и создать централизованное управление финансовыми потоками, поступающими в федеральные и муниципальные исполкомы.

Когда вводится?

Законопроект подготовлен, но еще не рассмотрен депутатами Госдумы и не подписан президентом, поэтому точную дату Минфин не называет. Вероятность введения в 2020 году высока.

Окончательного механизма перевода трудоустроенных граждан на новую схему налогообложения пока нет – специалисты профильного министерства рассматривают разные варианты, в том числе автоматический перевод.

Нет и единого решения по поводу обязательности фискального взноса – рассматривается возможность отказа от его уплаты на основании письменного заявления сотрудника.

Переход к новому алгоритму пенсионных отчислений будет поэтапным, с ежегодным увеличением взноса на 1%. Таблица нового налога с зарплаты будет выглядеть следующим образом:

Год %
2020 1
2021 2
2022 3
2023 4
2024 5
2025 6

В общей сложности переход займет 6 лет. Эксперты сомневаются, что введение дополнительного фискального взноса решит проблему пенсионных выплат. Работодатели зачастую умышленно уменьшают официальную зарплату, чтобы сократить обязательные взносы с нее.

Не все сотрудники согласятся, чтобы с их оплаты труда удерживали дополнительные 6% накоплений. Многие откажутся, если государство предоставит им такую возможность.

Российские власти собираются мотивировать трудоспособное население к дополнительным отчислениям предоставлением плательщикам налоговых льгот. Каких именно, пока не ясно.

Изменение заработных плат сотрудников

Зачастую из сокращения логически вытекает, что оставшиеся специалисты смогут получать повышенную заработную плату в сравнении с той, которая выплачивается в текущий момент. Так и здесь – заработок планируется повысить. В текущий момент зарплата государственных служащих составляет 40% Фонда заработной платы. То есть 40% оклада специалисты бухгалтерии и экономических отделов получают фиксировано. Соответственно, 60% заработка складывается из следующего:

  • премий;
  • стимулирующих выплат;
  • иных видов доплат.

Дополнительные выплаты, соответственно, составляют большую часть заработка чиновника. Но именно эта часть носит несистематический характер, что подвергает риску доход госслужащего.

Результатом реформы станет то, что фиксированная часть заработка составит 60% всех полученных им денег. И только 40% будут иметь непостоянную основу. Это не только даст старт повышению заработных плат чиновников, но и стабильность их получения, ориентацию на оклад, а не на премиальный фонд.

По сути, планирующееся сокращение госслужащих выглядит, как прорыв к более смелому использованию инновационных технологий, как развитие, а не угасание системы управления. Поэтому планирующуюся оптимизацию можно назвать реформой в области управления, отлаживанием финансовых потоков государства и надзором за их правильным течением.

НДФЛ и возможные изменения

Все физические лица, получающие доходы, обязаны платить НДФЛ (подоходный налог).

Таблица НДФЛ заработной платы в процентах:

Ставка НДФЛ Виды дохода
13% • заработная плата по трудовым и гражданско-правовым договорам у сотрудников-граждан России;
• заработная плата гражданам стран ЕАЭС;
• оплата высококвалифицированным иностранным специалистам;
• доход граждан, оформивших и работающих в РФ по патенту;
• оплата труда лицам, получившим временное убежище в РФ.
30% • заработная плата сотрудников-нерезидентов Российской Федерации.

В 2020 году в ставках НДФЛ ожидаются изменения. Первый вице-премьер, министр финансов Силуанов считает, что процент удержаний должен быть единым для всех. Соответствующий законопроект уже подготовлен – есть вероятность, что Госдума утвердит его на предстоящей осенней сессии.

Увеличат ли в ближайшее время ставку НДФЛ? Такая возможность обсуждалась, но четких разъяснений по этому поводу нет. В Министерстве финансов пока не планируют таких мер, хотя работа над масштабной налоговой реформой в российском правительстве продолжается.

Ранее независимые эксперты РАНХиГС провели расчеты и пришли к выводу, что сбалансировать бюджет России можно за счет увеличения налога на доходы физлиц на 4% — с 13 до 17%.

В следующем году не исключено повышение ставки до 15% — об этом не раз говорил экономист Аркадий Дворкович. Повышение ставки на 2% обеспечит дополнительные 1,5 триллиона рублей государственному бюджету.

Налогообложение самозанятых

Самозанятым придется легализовать свои доходы уже в следующем году и перечислять в бюджет фискальные платежи. Закон, регламентирующий налогообложение самозанятых лиц, стал одним из самых резонансных в текущем году.

В 2019-м удержания с доходов самозанятых осуществлялись в экспериментальном порядке в четырех субъектах РФ: Москве, Московской области, Татарстане, Калужской области. В конце года эксперимент заканчивается – налоговый режим вводится для всех россиян, подпадающих под категорию самозанятых.

Специальный налоговый режим позволяет работать без регистрации и уплачивать льготные ставки с полученных гонораров:

  • 4% — в случае, если доход получен от физического лица;
  • 6% — в случае поступлений от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Зачастую фрилансеры, блогеры, юрисконсульты и другие категории самозанятых граждан оказывают услуги физическим и юридическим лицам – в таких ситуациях применяются дифференцированные ставки для каждой категории.

Изначально законодатели планировали введение налогообложение для таких налогоплательщиков до 2029 года, но теперь сроки сократились.

Обязательные взносы для работодателей

Есть три страховых взноса, обязательных к уплате, но не являющихся налогами. Это взносы:

  • пенсионного страхования (22%);
  • медицинского страхования (5,1%);
  • социального страхования (2,9%).

Их расчет и перечисление в ФСС – обязанность работодателей.

В следующем году к обязательным страховым отчислениям, возлагаемым на работодателей, может добавиться страховой взнос от банкротства. Его ставка составит 0,02% с Фонда оплаты труда (ФОТ).

Пакет соответствующих законопроектов российские депутаты уже направили в правительство и ждут экспертных заключений по каждому документу. Введение нового вида обязательного страхования защитит сотрудников в случае банкротства компании-работодателя и невыплаты причитающейся зарплаты по этой причине. Общая сумма отчислений с ФОТ увеличится с 30 до 30,02%.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые изменения 2021


С 1 января запланировано вступление в силу масштабных изменений налогового законодательства. Часть федеральных законов, предусматривающих указанные изменения, уже опубликована и вступила в силу. Рассмотрим некоторые из положений, вступающих в действие в 2020 году.

Информирование о задолженности посредством СМС

Упрощение взыскания небольшой суммы задолженности

Упрощение зачета налога

Публикация сведений об обеспечительных мерах

Новые обязанности организаций — плательщиков транспортного и земельного налогов

Изменения по НДФЛ

Сокращение срока сдачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ: с 01 января 2020 года новый срок сдачи указанных форм — до 1 марта (в настоящее время срок сдачи — до 1 апреля, Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Сокращение численности для обязательной сдачи отчетов в электронном виде: с 01 января 2020 года подавать электронные 2-НДФЛ и 6-НДФЛ должны будут работодатели, которые выплатили доходы 10 или более физическим лицам, в настоящее время электронная отчетность обязательна только для тех налоговых агентов, которые выплатили доходы 25 и более лицам.

Отмена декларации 4-НДФЛ: с 01 января 2020 года налогоплательщики не обязаны подавать декларацию 4-НДФЛ, авансовые платежи по НДФЛ они будут рассчитывать самостоятельно (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Новый порядок уплаты НДФЛ, начисленного при проверке: если налоговые органы при проверке обнаружат, что налоговый агент мог удержать НДФЛ с доходов физического лица, но не сделал этого, то организации обязаны будут за счет собственных средств перечислить в бюджет НДФЛ, который им начислили при проверке (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ). При этом, уплаченный налоговым агентом за счет своих средств НДФЛ не будет признаваться доходом физического лица. Данное положение вступит в силу с 01 января 2020 года.

Упрощение отчетности для организаций с обособленными подразделениями: если организация имеет несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, то она сможет выбрать одно подразделение, которое будет платить НДФЛ и отчитываться за все подразделения в этом муниципальном образовании. Для реализации данного механизма организация должна не позднее 01 января представить уведомление в налоговый орган и указать, какое подразделение будет отчитываться (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Изменения по земельному налогу

Изменение срока уплаты налога: срок уплаты налога изменен на 1 марта следующего года (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Новый порядок получения льготы: с 2020 года организация сможет получить льготу по земельному налогу, если представит в налоговый орган заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@ и приложит к нему документы, подтверждающие льготу (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменения по транспортному налогу

Новый порядок для получения льготы: с 2020 года для получения льготы по транспортному налогу организации необходимо подать заявление в налоговый орган (по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@) и приложить документы, подтверждающие льготу (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Новые объекты налогообложения: с 2020 года установлена обязанность оплаты транспортного налога в отношении моторных лодок с двигателем мощностью до 5 л. с. включительно (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменение срока уплаты налога: срок уплаты налога изменен на 1 марта следующего года (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Изменения по налогу на имущество

Отмена авансовых расчетов: с 2020 года организации не будут подавать авансовые расчеты по налогу на имущество (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменение порядка расчета авансовых платежей: при изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости, авансовые платежи по налогу на имущество будут определяться исходя из новой кадастровой стоимости (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменения ПСН

С 1 января 2020 года патентную систему невозможно будет применять при продаже некоторых товаров, подлежащих обязательной маркировке. К ним относятся лекарства, обувь, одежда, шубы и прочие изделия из натурального меха. При этом, даже одна единственная продажа такого товара приведет к автоматической утрате права применять ПСН.

Расширяются полномочия местных органов законодательной власти в части права ограничивать применение ПСН в зависимости от объектов торговли, используемой площади, работающих транспортных средств (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Налог на зарплаты сделают россиян еще беднее.

"Партия власти в надежде на большинство в новом парламенте, уже ведет детальные расчеты.
Похоже, наша фискальная нагрузка на население в скором времени прирастет еще одним немаленьким налогом. Еще летом в недрах "Единой России" родилась идея ввести новый сбор с работодателей, чтобы деньгами налогоплательщиков финансировать помощь потерявшим работу гражданам, армия которых за время пандемии, согласно официальным данным, выросла на 1,2 млн. человек.

"При сокращении производства, например, как это было в период пандемии, работодатель несет ощутимые издержки: он должен еще два месяца содержать персонал, потом начислить им выходное пособие. В случае введения страхования занятости, эта финансовая нагрузка могла бы лечь на службу занятости, предоставив компаниям большую свободу маневра. Да и работники будут уверены, что свои деньги они получат, никто не будет уговаривать их уйти „по собственному желанию“ и лишиться положенных выплат, чтобы сократить свои издержки", — сыпал тогда аргументами один из авторов Трудового кодекса РФ, первый замруководителя думской фракции "ЕдРа" Андрей Исаев.

И вот, спустя три месяца, в конце ноября с.г., идею о внедрении "системы страхования занятости" поддержал сам председатель партии, бывший премьер-министр российского кабмина, нынешний замглавы Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев. Причем не просто одобрил, но и уже поручил детально ее проработать.

"Полностью поддерживаю идею это все обсчитать, провести так называемые актуарные расчеты, провести экспертизы, проговорить это с коллегами, которые представляют работодателей", — заявил функционер, отметив, что это цивилизованный путь решения задачи, который применяется во многих странах, хотя и не всегда привлекательный для самих работодателей.

Интересно, что аналогичную меру озвучивал еще в 2017 году Максим Топилин, занимавший в то время пост главы Минтруда, предлагавший направлять на эти цели 1% с каждой выплачиваемой в стране заработной платы.

Тогда это предложение было очень быстро затерто в информационной повестке. Как предполагают некоторые аналитики — по причине того, что решалась судьба пенсионной реформы, метко прозванной в народе «людоедской», правительство, предвидя мощный социальный взрыв, не решилось усугублять ситуацию. Однако на фоне того, что коронавирус и падение мировых цен на нефть пробили в государственной бюджетной системе солидную «дыру» в 6,6 трлн. рублей, это предложение, вероятно, вновь стало актуальным.

— С социальной точки зрения эта идея выглядит достаточно любопытно, но, на мой взгляд, она совершенно не продумана. Это очередная попытка решить проблемы людей за счет самих людей, а не за счет какой-то оптимизации и повышения эффективности самой государственной системы управления, — выразил консолидированное мнение опрошенных «СП» экспертов аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев. — Все же упирается в то, за чей счет, так сказать, будет проводиться этот банкет. В данном случае платить предлагается самому же конечному потребителю. То есть я сам должен оплачивать себе страховку, которую будет мне отчислять работодатель, на случай, если он меня же и уволит.

«СП»: — Кстати, новый министр труда Антон Котяков тоже раскритиковал эту идею. Напомнив о том, что в свое время подобную страховую систему убрали, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, он подчеркнул — ее возвращение потребует понимания объема дополнительных расходов работодателей. И если не будут созданы рычаги контроля работодателей, то это может привести к появлению неправедных и нечестных схем в трудовых отношениях. Он прав в своей оценке?

— Работодатели, естественно, без особой радости воспримут идею о том, чтобы платить страховку, ведь у них и без того сейчас дела идут неважно. Вы посмотрите, сколько у нас предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, на грани закрытия или банкротства. Добрая четверть, если не треть, всего бизнеса работает в теневой сфере, платя зарплаты в конвертах. Так теперь им еще предлагают откладывать некие деньги, чтобы в случае увольнения сотрудника выплачивать ему страховку. Причем непонятно, насколько долго эту страховку должны получать уволенные? Ведь они могут годами сидеть без работы. Куда в таких условиях деваться работодателям?

«СП»: — Однако Дмитрий Медведев, оценивая идею о налоге на зарплаты, как ее уже успели окрестить в народе, отметил, что новый механизм нужно сделать «привлекательным» для бизнеса. Каким образом этого можно достичь?

— Лично я не имею об этом совершенно никакого представления. Если бы я был работодателем, я не вижу никаких вариантов, которые бы сделали эту новацию для меня привлекательной. Пойти на это, пожалуй, работодателя можно разве что директивно заставить. Как сделали в свое время с отчислениями в социальные фонды, так могут поступить и на этот раз.

Но в этом случае работодателям ничего другого не остается, кроме как понизить конечную заработную плату сотрудников на размер этого отчисления. Ведь платить-то им придется, исходя из размеров фонда оплаты труда, выйти за его рамки не получится. Если его увеличить, то тогда поползут вверх все операционные показатели в расходной части, и предприятие быстрее разориться и обанкротиться. Вот и посчитайте, на сколько упадут размеры зарплат, если отчисления составят хотя бы 10−15 процентов.

«СП»: — Пока, слава богу, «налог на зарплаты» — это всего лишь одно из предположений , и еще не известно, будет ли оно реализовано хоть в какой-то форме. Однако участившееся в последнее время число предложений о введении каких-либо дополнительных акцизов и сборов вызывает тревогу. Под эгидой заботы о здоровье людей недавно предложили ввести налог на сахар и соль вкупе с тортами и пельменями. Под лозунгом развития инфраструктуры звучало предложение ввести побор за движение по рекам, где она модернизируется. Не следует ли нам в 2021 году ожидать усиления налогового бремени?

— Я думаю, не мытьем, так катаньем налоги постараются увеличить. Однако давайте вспомним историю России — в ней были и «соляные бунты», и «медные бунты», каких только не было. Но, видимо, кто-то явно прогуливал школу в свое время и не помнит этого. А надо бы помнить. Ведь начинались-то все эти народные волнения с того же самого — с повышения налогов на то, что людям крайне необходимо.

Принимая во внимание тот факт, что перед «Единой Россией» стоит задача во что бы то ни стало сохранить за собой конституционное большинство в Государственной Думе по итогам предстоящих парламентских выборов, последнее высказывание Алексея Коренева, пожалуй, меняет свой оттенок с ироничного на апокалиптический. Ведь при таком раскладе в ближайшие годы «ЕдРо» получает возможность без оглядки на кого-либо протаскивать через этот законодательный орган любые, самые фантастические законопроекты.

Читайте также: