Нотариус не может быть субъектом налогового преступления

Опубликовано: 15.05.2024

28.3. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ)

Непосредственным объектом преступления является установленный государством порядок совершения нотариальных действий и аудита. Необходимо отметить, что ст. 202 УК РФ охватывает злоупотребления полномочиями частными нотариусами при совершении любых нотариальных действий, а не только действий, связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью. Поэтому включение данного преступления в раздел о преступлениях в сфере экономики носит несколько условный характер.

Деятельность частных нотариусов осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2001 года, согласно которым нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени РФ. Для осуществления этих задач нотариус, занимающийся частной практикой, наделяется широким объемом прав, при осуществлении которых должен строго выполнять возложенные на него обязанности. В случае совершения нотариусом, занимающимся частной практикой, действий, противоречащих законодательству РФ, его деятельность может быть прекращена судом по представлению нотариальной палаты или налоговых органов (ст.17 Основ законодательства РФ о нотариате), а при наличии условий, указанных в ст. 202 УК РФ, он подлежит уголовной ответственности.

Объективную сторону злоупотребления полномочиями частного нотариуса образуют действия, совершение которых запрещено частным нотариусам, в частности: разглашение сведений или оглашение документов, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий; выдача сведений (документов) о совершенных нотариальных действиях иным лицам, кроме тех, от имени и по поручению которых совершены эти действия; совершение нотариальных действий на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков); оказание посреднических услуг при заключении договоров; участие в предпринимательской деятельности субъектов, в отношении которых частный нотариус совершает нотариальные действия, и т. п.

Деятельность аудиторов регламентируется Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14 декабря 2001 года и от 30 декабря 2001 года) и изданным в соответствии с этим Законом постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 года № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации». Согласно этим нормативным актам аудиторская деятельность - аудит - представляет собой лицензируемую предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (ст.1 названного Закона) с целью выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ (ст.3). Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут на возмездной основе оказывать сопутствующие аудиту услуги, перечисленные в ст.6 названного Федерального закона.

В целях обеспечения независимости и достоверности аудиторского заключения, названные Закон и постановление Правительства РФ запрещают проводить аудиторские проверки аудиторам, которые: а) являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями или иными управленцами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоят с указанными лицами в близком родстве или свойстве; б) оказывают данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности. Аудиторам запрещается разглашать содержание документов, полученных или составленных в ходе аудиторской проверки, без согласия проверяемого субъекта; предоставлять полученные в ходе аудиторской проверки сведения третьим лицам без разрешения аудируемого лица; осуществлять аудиторскую деятельность, не предусмотренную лицензией, полученной в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Объективная сторона злоупотребления полномочиями частного аудитора характеризуется невыполнением обязательных для частного аудитора требований объективности, достоверности и конфиденциальности аудиторской проверки. Так, она может выразиться в составлении заведомо ложного аудиторского заключения (ст.11 Федерального закона от 7 августа 2001 года «Об аудиторской деятельности»); в использовании сведений о финансовом состоянии или хозяйственном положении аудируемого лица в собственных интересах или интересах других лиц; в предоставлении полученных в ходе аудиторской проверки сведений или сделанных по ее результатам выводов конкурентам аудируемого лица или иным лицам; в намеренном искажении результатов аудита в ущерб аудируемому лицу и т. д.

Признаком объективной стороны данного преступления является использование частным нотариусом либо частным аудитором своих полномочий не в интересах этой деятельности, а вопреки ее задачам, сформулированным в нормативных актах Российской Федерации и ее субъектов. Состав преступления является материальным, и его объективная сторона включает в качестве обязательного признака причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Содержание этого признака тождественно содержанию последствий, предусмотренных ст. 201 УК РФ. Между противоправным деянием частного нотариуса или частного аудитора и причиненным существенным вредом необходимо установить причинную связь.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью: извлечь личную выгоду или получить материальные либо иные преимущества для себя или для других лиц, либо цель нанесения вреда другим лицам. По своему содержанию эта цель совпадает с одноименным признаком, предусмотренным в ст. 201 УК РФ.

Субъект преступления специальный. Им может быть либо частный нотариус (лицо, сдавшее квалификационный экзамен, имеющее лицензию на право нотариальной деятельности и являющееся членом нотариальной палаты), либо частный аудитор (лицо, имеющее лицензию на занятие аудиторской деятельностью и включенное в государственный реестр в качестве аттестованного аудитора аудиторской организации, индивидуального аудитора, аудитора профессионального аудиторского объединения или аудитора учебно-методического центра (ст.1 Временного положения о ведении государственных реестров в области организации аудиторской деятельности), который занимается аудиторской деятельностью самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве предпринимателя, либо в составе аудиторской фирмы на основании трудового соглашения (контракта).

Квалифицированный состав данного преступления (ч. 2 ст. 202 УК РФ) предусматривает совершение преступления в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного.

Несовершеннолетние и недееспособные нуждаются в повышенной защите своих прав и законных интересов, в том числе и путем совершения нотариальных действий, поэтому недобросовестность частного нотариуса по отношению к ним приобретает более высокую степень общественной опасности.

Этот пост – часть проекта научно-практического комментария к Постановлению Пленума ВС РФ от 26 ноября 2019 г. № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления». Другие части комментария можно найти через оглавление по этой ссылке.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ, является достигшее шестнадцатилетнего возраста физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов, сборов, страховых взносов, по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным. Наряду с другими гражданами субъектом данного преступления может быть индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также адвокат, учредивший адвокатский кабинет, нотариус или иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Комментарий к абз. 1 пункта 6

1. Получателем доходов и, следовательно, налогоплательщиком может быть любое физическое лицо независимо от возраста. Но субъектом уклонения от уплаты налогов с физических лиц может быть только лицо, способное полностью осознавать преступный характер своих действий, т.е. с 16 лет (ст. 20 УК РФ). [6.1]

В отношении лиц юного возраста следует изучать вопросы вины особо тщательно. Все-таки налоговое законодательство – не первое, что интересует молодых людей. К тому же оно довольно сложное и его понимание требует определенной зрелости. [6.2]

В учебных заведениях среднего образования так и не приступили к преподаванию налогового права, хотя введение в учебные программы соответствующего курса было предусмотрено еще 30 лет назад в пп. «в» п. 3 постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». [6.3]

При рассмотрении дела по ст. 198 УК РФ суду необходимо тщательно выяснять, был ли обвиняемый осведомлен о требованиях налогового законодательства относительно представления декларации и включения в нее тех или иных сведений. [6.4]

Если судом установлено, что обвиняемый не был осведомлен о требованиях налогового законодательства, может быть констатирована неосторожная форма вины. Деяния, совершенные с неосторожной формой вины, влекут ответственность лишь тогда, когда это прямо предусмотрено статьей особенной части УК РФ (ч. 2 ст. 24 УК РФ). Ст. 198 УК РФ ответственности при неосторожной форме вины не предусматривает. [6.5]

Однако следует учитывать и действие общего принципа «незнание закона не освобождает от ответственности». Не во всех случаях незнание закона означает неосторожную вину. Каждая ситуация нарушения налогового законодательства по причине неосведомленности о его действительном содержании должна рассматриваться индивидуально. [6.5.1.]

2. Физическое лицо в профессиональной сфере может действовать в особом индивидуальном статусе: индивидуальный предприниматель, адвокат, нотариус, арбитражный управляющий, аудитор, оценщик и др. [6.6]

Уклонение от уплаты налогов физических лиц, действующих в профессиональной сфере, но в индивидуальном статусе, квалифицируется по ст. 198 УК РФ, а не по ст. 199 УК РФ. [6.7]

3. Масштабы деятельности некоторых индивидуальных предпринимателей вполне сравнимы с масштабами компаний. Некоторые состоятельные граждане уплачивают налог на свои доходы в суммах, превышающих налоговые платежи иных компаний. Между тем, размеры недоимок физических лиц, которые могут криминализироваться, существенно ниже, чем для юридических лиц. Это означает расширение сферы криминализируемых недоимок в отношении физических лиц. Представляется, что это конституционно-правовая проблема, которая ждет своего решения. [6.8]

Субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 198 УК РФ, может быть и иное физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поскольку в соответствии со статьями 26, 27 и 29 НК РФ налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов) вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий к абз. 2 пункта 6

1. Речь в данном пункте, прежде всего, идет о родителях несовершеннолетних лиц - налогоплательщиков, осуществляющих представительство в налоговых правоотношениях. [6.9]

Возраст лица не влияет на его статус налогоплательщика. Так, обязанным заплатить налог может быть малолетний ребенок, получивший доход. Такие лица участвуют в налоговых отношениях через законных представителей – родителей, попечителей и др. [6.10]

НК РФ не определяет субъектов, которые признаются законными представителями физических лиц. Ими признаются лица, выступающие в качестве представителей физических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ (п. 2 ст. 27 НК РФ). [6.11]

Помимо представительства по закону, НК РФ допускает и представительно по назначению. [6.12]

Налогоплательщик может уполномочить физическое или юридическое лицо представлять его интересы в налоговых органах и перед другими участниками налоговых отношений. [6.13]

Уполномоченным представителям налогоплательщик должен выдать доверенность. Она оформляется в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Доверенность, выданная физическим лицом уполномоченному представителю, должна быть удостоверена нотариально (п. 3 ст. 29 НК РФ). [6.14]

2. Если налогоплательщик нанимает специалиста (бухгалтера, налогового консультанта) для расчета сумм налога и составления декларации, но без полномочий представителя (доверенность не выдается, налогоплательщик сам подписывает декларацию и представляет ее в налоговым орган), то при определенных обстоятельствах такой специалист может быть привлечен к уголовной ответственности в качестве соучастника уклонения от налогообложения (см. комментарий к п. 7 Постановления). [6.15]

3. Может ли совершеннолетнее лицо, назначив представителя, быть привлеченным к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога? Не может ли назначение представителя быть некой уловкой? [6.16]

Налоговое законодательство никак не регулирует распределение обязанностей и рисков между налогоплательщиком и представителем (бухгалтером, налоговым консультантом). Но представляется, что в случаях, когда налогоплательщик снабжает представителя заведомо ложной информацией, которую последний в неведении использует для составления декларации, ответственность не может лежать на представителе (бухгалтере, налоговом консультанте). [6.17]

В тех случаях, когда лицо, фактически осуществляющее свою предпринимательскую деятельность через подставное лицо (например, безработного, который формально был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), уклонялось при этом от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, его действия следует квалифицировать по статье 198 УК РФ как исполнителя данного преступления, а действия иного лица - в соответствии с положениями части 4 статьи 34 УК РФ как его пособника при условии, если оно сознавало, что участвует в уклонении от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, и его умыслом охватывалось совершение этого преступления.

Комментарий к абз. 3 пункта 6

1. Исходя из принципа «приоритета существа над формой», широко применяемого в налогообложении, для привлечения к ответственности за уклонение от уплаты налога важен фактический получатель дохода, а не номинал, выступающий «фасадом». [6.18]

Концепция фактического права на получение дохода используется при применении международных соглашений в сфере налогообложения в качестве инструмента для борьбы со злоупотреблениями (п. 2 т. 7 НК РФ). [6.19]

Фактически, такой же подход предложен ВС РФ для определения лица, ответственного за неуплату налогов по результатам предпринимательской деятельности. [6.20]

2. Каковы фактические признаки ситуации, о которой можно сказать, что одно лицо «осуществляет предпринимательскую деятельность через подставное лицо»? Что означает «осуществляет … через»? [6.21]

Видимо, здесь необходимо применять те же критерии, которые применяются в отношении фирм-однодневок, выступающих «номиналами», т.е. лицами, не обладающими ни ресурсами, ни полномочиями для ведения деятельности. [6.22]

ВС РФ в качестве примера приводит безработного, формально зарегистрированного предпринимателем. Расчет, видимо, на ассоциативное восприятие этого социального типа: отсутствие образования, предпринимательской инициативы и опыта, ресурсов, связей и т.д. Должно стать понятным, как доказывать или опровергать утверждение что «предприниматель действует в качестве подставного лица»: самостоятельно он не способен реализовать предпринимательский замысел. [6.23]

Видимо, эти же обстоятельства следует учитывать и при доказывании того, «охватывались ли умыслом» подставного лица намерение пособничать в уклонении от налогообложения. Нуждающиеся, не социализированные люди вряд ли думают о налогах вообще, тем более чужих. [6.24]

3. Речь в данном пункте не идет о случаях совместного ведения группой лиц предпринимательской деятельности. [6.25]

Как быть в ситуации, когда предпринимателем зарегистрировался один гражданин, а фактически к его услугам прибегают несколько человек? [6.26]

При соучастии совершается одно, общее для всех преступление. Следовательно, не предусматривается деление дохода по числу соучастников. Но в данной ситуации речь идет не о соучастии, а о множественности преступлений, объединенных одним механизмом исполнения. [6.26.1]

Каждое из таких лиц является самостоятельным налогоплательщиком. [6.26.2]

Если полученный доход делится между ними, то у каждого из них возникает своя налоговая обязанность, поэтому отвечать за уклонение от налогообложения должен каждый индивидуально, «за свое». Соответственно, криминальный предел недоимки устанавливается не к общей сумме полученного дохода, а к каждой распределенной части. [6.27]

Действие виновного, занимающегося незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налоги и (или) сборы с доходов, полученных в результате такой деятельности, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ. При этом имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате совершения этого преступления, в соответствии с пунктами 2 и 2.1 части 1 статьи 81 УПК РФ признаются вещественными доказательствами и в силу пункта 4 части 3 статьи 81 УПК РФ подлежат обращению в доход государства с приведением в приговоре обоснования принятого решения.[1]. [6.28]

[1] Пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве».

Правовое положение и деятельность частных нотариусов регламентируются Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Основным нормативным актом, определяющим аудиторскую деятельность, являются Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации 1993 г.

Нотариат в РФ призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законом нотариальных действий. Нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственных конторах, и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Действие ст. 202 распространяется только на нотариусов, занимающихся частной практикой.

Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, являются государственными служащими и допускаемые ими злоупотребления влекут ответственность по статьям гл. 30 УК. Виды нотариальных действий, которые осуществляют частные нотариусы, определены в лицензии (разрешении) на занятие такой деятельностью. В случае совершения частным нотариусом действий, противоречащих законодательству РФ, в зависимости от наступивших последствий деятельность нотариуса может быть прекращена по решению суда на основании представления нотариальной палаты либо налоговых органов. Если же незаконные действия причинили существенный вред, частный нотариус может быть привлечен к уголовной ответственности.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других обязательств и требований предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов, а также по оказанию аудиторских услуг организациям. В целях обеспечения независимости и достоверности аудиторского заключения установлены определенные ограничения при проведении аудиторских проверок. Запрещается проводить аудиторские проверки:

  1. аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями проверяемой организации;
  2. аудиторами, которые одновременно оказывают проверяемой организации услуги по ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.

Аудиторам запрещено разглашать содержание финансовых документов, составленных в ходе аудиторской проверки, осуществлять аудиторскую деятельность не предусмотренную лицензией. Непосредственным объектом данного преступления является установленный порядок совершения нотариальных действий и осуществления аудита. Объективную сторону образуют действия, совершение которых запрещено частным нотариусам и частным аудиторам.

Частным нотариусам запрещено, например, разглашать сведения или оглашать документы, которые им стали известны в связи с совершением нотариальных действий; выдавать документы о совершенных нотариальных действиях иными лицами, кроме тех, от имени и по поручению которых совершены эти действия и т. п.

Объективная сторона злоупотребления полномочиями частного аудитора характеризуются как действиями, так и бездействием. Неправомерными будут его действия, совершаемые вопреки установленного законом запрета, либо бездействие в случае невыполнения обязательного для частного аудитора требования. Обязательным признаком объективной стороны данного преступления является злоупотребление полномочиями вопреки задачам, стоящим перед частными нотариусами и частными аудиторами.

Состав преступления является материальным. Преступление считается оконченным при условии наступления общественно опасных последствий - причинения существенного вреда правам и законным интересам общества или государства. Существенный вред, причиненный противоправными действиями частного нотариуса или частного аудитора, устанавливается по каждому конкретному делу с учетом обстоятельств, то есть вредных последствий для потерпевшего (имущественный вред, упущенная выгода и др.).

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Преступление совершается с прямым умыслом. Виновный сознает, что использует свой полномочия вопреки определенным в законе задачам своей деятельности, что это повлечет или может повлечь существенное нарушение прав и законных интересов физических и юридических лиц либо охраняемых законом интересов общества и государства и желает наступления таких последствий.

Обязательным признаком субъективной стороны является специальная цель. Противоправные действия совершаются частным нотариусом или частным аудитором с целью извлечения личной выгоды или получения выгод ц преимущества для других лиц. Целью преступления может быть также нанесение вреда другим лицам. Субъект преступления - лицо, наделенное специальными полномочиями: частный нотариус или частный аудитор, то есть квалифицированные специалисты, имеющие лицензию на занятие такой деятельностью.

Часть 2 ст. 202 предусматривает квалифицированный состав преступления, который включает два квалифицирующих признака:

  1. совершение преступления в отношении заведомо несовершеннолетнего и недееспособного;
  2. совершение преступления неоднократно.

Несовершеннолетние и недееспособные не могут быть субъектами экономической деятельности, поэтому в отношении их не может осуществляться аудиторская деятельность. Поэтому первый из указанных признаков относится только к частным нотариусам. Неоднократность характеризуется совершением более 2 преступлений в течение срока давности привлечения к уголовной ответственности либо в течение срока погашения судимости.

06.06.2019 7253
Фото: supcourt.ru

Пленум Верховного суда РФ 6 июня рассмотрел проект постановления о практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления.

В документе разъясняются сложные вопросы рассмотрения судами дел по ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ. Речь идет об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов, неисполнение обязанностей по их исчислению, удержанию или перечислению в бюджет и за сокрытие средств или имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки.

– Об актуальности принятия проекта свидетельствуют статистические данные о судимости по ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, – сообщил представивший документ судья ВС РФ Владимир Кулябин. – Так, в 2016 году по данным статьям Уголовного кодекса было осуждено 579 лиц, в 2017-м – 583 лица, в 2018-м – 605 лиц. При этом более половины таких лиц были осуждены по ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов, преимущественно совершенное в особо крупном размере.

По словам Кулябина, аналогичное постановление было принято пленумом ВС в конце 2006 года. С тех пор как уголовное, так и налоговое законодательство существенно изменились. В частности, был расширен предмет налоговых преступлений – под это понятие стали подпадать и страховые взносы. Поэтому решено было не вносить изменения в прежнее постановление, а принять вместо него новое. При этом в документе сохранены разъяснения из прежнего варианта документа, которые соответствуют законодательству и не вызывают вопросов у судов.

В п. 1 постановления обращено внимание судов на общественную опасность уклонения от уплаты налогов, в п. 3 разъясняется, что следует понимать под уклонением. Важное, по словам докладчика, разъяснение дано в третьем абзаце п. 3. Согласно этому положению преступления по ст. 198 и 199 УК РФ следует квалифицировать как оконченные с момента неуплаты налогов в установленный срок. При этом, с учетом того, что данные преступления являются длящимися, сроки давности уголовного преследования исчисляются с момента фактического погашения недоимки.

– В отличие от действующего постановления здесь указывается длящийся характер преступлений, предусмотренный ст. 198, 199 УК РФ, и выделяются различающиеся фактический и юридический моменты их окончания, – указал Кулябин. – Уточнение направлено на формирование единообразной практики исчисления сроков давности уголовной ответственности.

Два варианта текста, касающиеся сроков давности, были подготовлены и с разъяснениями к ст. 199.1 УК РФ, субъектом преступления по которой могут быть, в частности, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет. Как выяснилось впоследствии, эти положения постановления наиболее оживленно обсуждались при подготовке документа.

Иначе, по сравнению с ныне действующим постановлением пленума, изложен п. 4 проекта – из него предлагается исключить перечень «иных» бухгалтерских документов, с помощью которых лицо уклонилось от уплаты налогов.

– Перечень их наименований не является неизменным, – объяснил это новшество судья ВС.

Внесение изменений в закон о бухучете в конце 2011 года стало поводом для изложения в п. 6 проекта новой позиции пленума о субъекте налоговых преступлений.

– Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписи ее руководителем организации, независимо от наличия подписи главного бухгалтера. Разъяснено, что субъектом может быть лицо, уполномоченное подписывать документы и представлять в налоговые органы организации. К числу субъектов могут также относиться лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя организации, – сказал Кулябин.

Подчеркивается, что уклонение от уплаты налогов возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты. При этом все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика. Иначе, в связи с изменениями в законодательстве, изложен п. 18 о субъектах преступления по ст. 199.2 УК РФ. Дополнен п. 23 проекта о доказательствах по делам о налоговых преступлениях – указано, что судам необходимо учитывать решения иных судов, имеющие значение по делу, однако фактические обстоятельства, установленные в таких судебных решениях, сами по себе не предопределяют выводы о виновности или невиновности лица.

Обращается внимание, что по уголовным делам о налоговых преступлениях, связанных с деятельностью организаций, виновное физическое лицо может быть привлечено в качестве гражданского ответчика лишь в случаях, когда отсутствуют основания для удовлетворения налоговых требований за счет самой организации или лиц, отвечающих по ее долгам в предусмотренном законом порядке. Например, если у организации есть признаки недействующего юридического лица или если установлена невозможность удовлетворения требований об уплате обязательных платежей с учетом рыночной стоимости активов организации. При этом была учтена позиция Конституционного суда РФ, изложенная в постановлении конца 2017 года (о рассмотрении этого дела в КС читайте на Legal.Report здесь).

– Есть даже шутка, что налоговое законодательство создало больше преступников, чем любой другой законодательный акт, – вспомнил, отмечая актуальность темы постановления, сменивший на трибуне судью-докладчика Максим Беляев, зампредседателя ВС Татарстана.

Беляев, сообщив, что ряд предложений судей Татарстана был учтен при подготовке текста, все же предложил внести некоторые корректировки в проект. Например, глубже раскрыть в п. 5 определение «другого лица», занимающегося частной практикой. Можно, по его мнению, более подробно разъяснить механизм реализации правомочий суда при определении размера возмещения вреда, причиненного бюджету физическим лицом, – в частности, учитывать его имущественное положение, степень вины, характер уголовного наказания. На это, по словам судьи, ориентирует все то же постановление КС РФ.

Профессор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Олег Зайцев начал свою речь со своего рода «лирического отступления».

– Сегодня ехал в машине – уже по радио говорят об этом документе как о свершившемся факте, – поделился он своим удивлением с коллегами. – Что Верховный суд разработал постановление пленума, дают характеристику этого документа. Было интересно это услышать!

По словам Зайцева, при подготовке проекта между участниками обсуждения возникали серьезные дискуссии.

– Много дискутировалось относительно момента окончания преступлений данной категории, субъекта налогового преступления, особенностей доказывания данной категории дел. Приходилось разнимать даже некоторых ораторов! – сообщил он и уточнил: — Но до драки не дошло! Реально важный документ и очень много споров!

Как сказал профессор, многие представители научных учреждений, участвовавшие в обсуждении проекта документа, остались недовольны тем, что их идеи не прошли.

– Но невозможно все учесть! – подытожил Зайцев. – Как будет работать данный документ – покажет практика!

Ряд предложений по изменению проекта документа высказал замминистра юстиции Вадим Федоров. Заместитель генпрокурора РФ Леонид Коржинек предложил дополнить постановление разъяснениями о разрешении судьбы гражданского иска по уголовному делу в случае передачи его на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства, доработать положения об определении крупного и особо крупного размера неуплаченных налогов. В итоге проект постановления пленума был направлен на доработку редакционной комиссией.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариусы действуют от имени Российской Федерации.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации:

1) получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

2) имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет;

3) достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет;

4) сдавший квалификационный экзамен.

Нотариусом в Российской Федерации не может быть лицо:

1) имеющее гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

2) признанное недееспособным или ограниченное в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;

3) состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

4) осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление;

5) представившее подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность нотариуса;

6) ранее освобожденное от полномочий нотариуса на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным настоящими Основами, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинарных проступков или нарушением законодательства (за исключением случаев сложения нотариусом полномочий в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья).

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.

Сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, вносятся в реестр нотариусов в течение десяти рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением сдачи квалификационного экзамена

Порядок сдачи квалификационного экзамена устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации.

Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, но не приступившее к работе в должности помощника нотариуса, или к замещению временно отсутствующего нотариуса, или не назначенное на должность нотариуса в течение трех лет с момента сдачи экзамена либо имеющее перерыв свыше пяти лет в работе в должности нотариуса (после сложения полномочий), помощника нотариуса или в замещении временно отсутствующего нотариуса, допускается к конкурсу на должность нотариуса, к работе в должности помощника нотариуса или к замещению временно отсутствующего нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена.

Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами.

Нотариус не вправе:

заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности;

оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, — в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.

О должности

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен. Порядок проведения конкурса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

1) осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;

2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Сложение полномочий нотариуса по достижении им семидесятипятилетнего возраста осуществляется без решения суда. Порядок и сроки сложения полномочий нотариуса, проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность определяются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Присяга

Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания:

«Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку».

Законодательством субъектов Российской Федерации может быть предусмотрен иной текст присяги нотариуса.

Права нотариуса

Нотариус имеет право:

совершать предусмотренные настоящими Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;

составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы (в том числе содержащие персональные данные), необходимые для совершения нотариальных действий;

представлять в установленных федеральным законом случаях и порядке заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и получать свидетельства о государственной регистрации прав и иные документы, выдаваемые этим органом;

получать бесплатно в форме электронного документа сведения из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Законодательством субъектов Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права.

Обязанности нотариуса

Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с настоящими Основами, законодательством субъектов Российской Федерации и присягой. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам.

Нотариус обязан сообщать в налоговые органы о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения.

Нотариусы обязаны также соблюдать Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, в котором установлены требования к профессиональной этике нотариуса и лица, его замещающего, а также основания возникновения дисциплинарной ответственности нотариуса, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности и меры дисциплинарной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего.

Ответственность нотариуса

Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона, если иное не установлено настоящей статьей.

Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за реальный ущерб, причиненный неправомерным отказом в совершении нотариального действия, а также разглашением сведений о совершенных нотариальных действиях.

Вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица возмещается за счет страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, или в случае недостаточности этого страхового возмещения — за счет страхового возмещения по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариуса, заключенного нотариальной палатой, или в случае недостаточности последнего страхового возмещения — за счет личного имущества нотариуса, или в случае недостаточности его имущества — за счет средств компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.

Государство несет ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нотариус несет дисциплинарную ответственность за нарушения, предусмотренные Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.

Страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой

Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор или договоры страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности со страховой организацией, аккредитованной Федеральной нотариальной палатой.

Нотариус не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия без заключения указанного договора страхования гражданской ответственности.

Нотариальная палата субъекта Российской Федерации в целях обеспечения имущественной ответственности нотариусов - членов нотариальной палаты заключает договор страхования ответственности нотариусов - членов нотариальной палаты субъекта Российской Федерации

Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности нотариусов - членов нотариальной палаты производится в случае недостаточности страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса.

Для осуществления компенсационных выплат в связи с возмещением вреда, причиненного нотариусами при осуществлении ими нотариальной деятельности, нотариальные палаты обязаны участвовать в формировании компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.

Выплата из компенсационного фонда осуществляется, при наличии одновременно следующих условий:

1) недостаточность денежных средств, полученных в возмещение причиненного нотариусом вреда по договору страхования гражданской ответственности нотариуса;

2) недостаточность денежных средств, полученных в возмещение причиненного нотариусом вреда по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариусов - членов соответствующей нотариальной палаты;

3) невозможность исполнения решения суда о возмещении причиненного нотариусом вреда за счет личного имущества нотариуса.

Финансирование деятельности нотариуса

Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, согласно закону, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину, а нотариус, занимающийся частной практикой, нотариальный тариф, по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Государственная пошлина, получаемая за совершение нотариальных действий государственными нотариусами, поступает в бюджет Российской Федерации.

Читайте также: