Нормативное обоснование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Опубликовано: 04.05.2024

ФакторыОбщий режимУСНВедение бухгалтерского учета Обязательно в полном объеме Обязательны ведение кассовых операций и бух. учет основных средств и нематериальных активов;

Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Бухгалтерский учет и аудит

Другие дипломы по предмету

. Правовое и теоретическое обоснование организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

.1 Нормативное обоснование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

.2 Теоретические основы организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

.3 Анализ основных направлений оптимизации налогообложения юридических лиц

. Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ООО «Система»

.1 Организационная и финансово-экономическая характеристика предприятия

.2 Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятии

.3 Организация учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

. Основные направления по совершенствованию организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ООО «Система»

.1 Основные направления совершенствования организации бухгалтерского учета на предприятии

.2 Совершенствование организации учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

.3 Оптимизация системы налогообложения на предприятии

Список используемой литературы

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов и предприятия. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности. В соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета на предприятии большое значение имеет разработка плана его организации. При выборе формы учета организации обязаны руководствоваться указаниями и инструкциями по этому вопросу, учитывать конкретные условия работы организации, хорошо знать преимущества и недостатки действующих форм бухгалтерского учета.

Несомненно, проблема грамотного ведения учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам наиболее актуальна для российских предприятий. Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Следить за правильностью исчисления и уплаты налогов обязан бухгалтер предприятия, а для этого и необходима грамотная правовая и экономическая организация учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам.

Для субъектов хозяйственной деятельности эффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия, что обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и обеспечением общей безопасности как самой организации, так и ее должностных лиц. Одна из целей организации - выработка оптимальных решений в производственной и хозяйственной деятельности, что позволяет осуществлять легальные операции с минимальными налоговыми потерями. Оптимизация налогообложения - это система различных схем и методик, позволяющая выбрать оптимальное решение для конкретного случая хозяйственной деятельности организации. Оптимизация налогообложения, осуществляемая законными методами, и прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации на рынке, поскольку позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности. Можно выделить следующие возможные пути оптимизации объемов налоговых платежей:

выбор соответствующей организационно-правовой формы;

использование возможностей хозяйственных договоров (комбинирование);

грамотное и юридически безупречное ведение бухгалтерского учета;

использование наиболее экономичных способов защиты нарушенных налоговых прав.

Предмет исследования в выпускной квалификационной работе - процесс организации учета налогов и сборов на предприятии. Объект исследования - ООО «Система».

Цель работы - систематизируя теоретические основы практики бухгалтерского учета, рассмотреть сущность организации учета расчетов по налогам и сборам на современных предприятиях и проблемы ее совершенствования для оптимизации налоговых платежей предприятия на примере ООО «Система».

Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:

1. Изучить теоретические основы и правовое обоснование учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам в современных условиях.

2. Оценить организацию учета расчетов по налогам и сборам на исследуемом предприятии.

. Выявить недостатки учета и проанализировать основные пути совершенствования бухгалтерского учета и расчетов по налогам и сборам на предприятии.

Достижение конечных результатов работы обусловило необходимость использования таких научных методов и методик исследования как: анализ экономических, правовых, статистических источников литературы; эмпирический, экономико-математический метод, метод коэффициентов (относительных показателей) и другие.

Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов Н.П. Кондракова, В.Г. Панскова, И.Н. Соловьева, А.Д. Шеремета, Т.Ф. Юткиной, Р.С. Юрмашева и др.

Информационной базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области налогообложения, финансов, налогового менеджмента. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по налогам, финансам, бухгалтерскому учету, аудиту, налоговому менеджменту, экономической теории, монографии и научные статьи в периодических изданиях, а также учредительные документы, финансовая отчетность за 2007-2009 г. предприятия ООО «Система».

Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, включающих 9 параграфов, 13 таблиц, 8 рисунков и схем, приложений.

В первой части работы рассмотрены теоретические основы организации учета отечественных предприятий по расчетам по налогам и сборам. Во второй части проводится оценка организации бухгалтерского учета на предприятии ООО «Система». В третьей части выпускной квалификационной работы рассматриваются основные направления совершенствования учета расчетов по налогам и сборам на предприятии.

1. Правовое и теоретическое обоснование организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

.1 Нормативное обоснование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можно представить в виде следующей системы:

-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;

-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность. К первому уровню системы следует также отнести Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 г. №222-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. №208-ФЗ, постановление Правительства «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98 г. №283 и др.

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном учете - положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учету и отчетности; из них особенно важным является ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.

Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

Порядок учета расчетов по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных нормативных актов и документов.

Самым главным законодательным актом является Налоговый кодекс Российской Федерации, который состоит из двух частей: первая из которых общая, а вторая специальная (особенная).

Налоговый Кодекс – универсальный законодательный акт, содержащий в себе все нормы и правила, необходимые к соблюдению в процессе реализации налоговых отношений (виды налогов, их функции и классификация, а также объекты и субъекты налоговых отношений).

Перечень нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в РФ

№ п/п Название документа Примечание
Первый уровень нормативного регулирования
Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая и вторая Устанавливает основные элементы налогообложения и льготы по налогам, а также основания для их использования
Гражданский кодекс Российской Федерации Устанавливает порядок перехода права собственности на товары
Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» Устанавливает все основные требования и допущения бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Второй уровень нормативного регулирования
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ Устанавливает требования и принципы ведения учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 Устанавливает порядок формирования суммы налога на прибыль в бухгалтерском учете
Третий уровень нормативного регулирования
План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению Предусматривает синтетические счета для учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Приказы Минфина РФ «Об утверждении форм налоговых деклараций» Устанавливают формы деклараций по налогам и сборам и инструкции по их заполнению
Четвертый уровень нормативного регулирования
Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета и налогообложения Устанавливается момент определения налоговой базы, порядок ведения раздельного учета, сроки представления декларации и уплаты налогов в бюджет

Первый уровень – законодательный – устанавливает единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учёта. Документами данного уровня являются кодексы РФ, Федеральные законы РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учёта.

Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 г. № 402 – ФЗ является основным документом первого уровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учёта, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчётности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учёт и предоставлять финансовую отчётность. К первому уровню также относят Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.

Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте» занимает центральное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности и определяет юридический статус норм бухгалтерского учёта для коммерческих и некоммерческих организаций, закрепляет обязанность юридических лиц по ведению бухгалтерского учёта, определяет ответственность за организацию учётной работы. Законом определяются объекты бухгалтерского учёта, обозначены задачи бухгалтерского учёта, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учёте.1

В Федеральном Законе изложены требования к ведению бухгалтерского учёта, к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учёта, оценке имущества и обязательств, к порядку проведения инвентаризации, к составлению бухгалтерской отчётности, определены состав, правила оценки статей бухгалтерской отчётности, порядок её представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчётности и порядок хранения документов бухгалтерского учёта.

Второй уровень – нормативный – регулирует общие принципы организации и ведения бухгалтерского учёта, правила и порядок учёта отдельных объектов бухгалтерского учёта. Нормативную базу данного уровня составляют положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ), утверждённые Минфином РФ. Учётные стандарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учёте и рассматривают отдельные методологические вопросы учёта конкретных операций.

Третий уровень – методический – объединяет нормативные документы рекомендательного характера: инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств, указания, конкретизирующие общие методологические положения в соответствии с отраслевой спецификой.

Четвёртый уровень – локальный (учётный) – определяет выбор форм и методов ведения учёта исходя из специфики деятельности хозяйствующего субъекта. Четвёртый уровень регулирования включает в себя внутренние рабочие документы хозяйствующего субъекта, которые разрабатываются в развитие нормативных актов перечисленных уровней. Например, приказ об учётной политике для целей бухгалтерского и налогового учёта; концепция ценообразования; положение о документообороте; коллективный договор; положение о премировании; нормативно – справочная, распорядительная документация.

Начисление налогов и их уплата отражается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для более удобного учета счет 68 разбивается на несколько субсчетов, на каждом из которых учитываются разные налоги. Такое разделение позволит сделать учет более прозрачным и даст понять, по какому налогу какая задолженность перед бюджетом, а по какому бюджет должен организации. Аналогичным образом на субсчета разбивается счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». В статье мы поговорим об особенностях учета по счету 68, а также рассмотрим типовые проводки и примеры операций с налогами и сборами.

Счет 68: особенности использования

Счет 68 используется для отражения операций по начислению и перечислению налогов и сборов, которые организация уплачивает в бюджет федерального и регионального уровней. Как правило, на счете 68 предприятия проводят суммы обязательств по налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на прибыль (НнП), налогу на имущество и т.п.

Начисление сумм налога отражается по К68, при перечислении средств в бюджет и при принятии налога к вычету используют Д68.

Субсчета счета 68

68.1 – предназначен для отражения расчетов по НДФЛ.

68.2 – отражает сведения по начислению и уплате НДС.

68.3 – предназначен для учета акцизов.

68.4 – для начисления и уплаты налога на прибыль.

68.7 – субсчет может быть использован владельцами транспортных средств, уплачивающих транспортный налог.

68.8 – отражаются данные по начислению и уплате налога на имущество.

В зависимости от особенностей деятельности и применяемого налогового режима могут открывать дополнительные субсчета, например:

Дебет счета 68 предназначен для учета оплаченных сумм налогов и сборов, перечисленных в бюджет. Также по дебету указывается НДС, предъявленный поставщиками и направленный к вычету (возмещению из бюджета).

Дебет сч.68 корреспондирует с кредитом счетов, на которых отражает движение денежных средств (наличных, безналичных), а также с кредитом сч.19 «НДС по приобретенным ценностям».

Кредит счета 68 предназначен для отражения сумм начисленных налогов, которые подлежат уплате в бюджет.

Кредит сч.68 корреспондирует с дебетом различных счетов.1

Сверка взаиморасчетов с бюджетом осуществляется обособленно по каждому конкретному виду платежа, поэтому аналитика сч.68 используется для разделения информации по видам налогов (дополнительно учитываются уровни бюджетов при расчете платежа по прибыли), типам производимых плат (начисление/перечисление, пени/штрафы и т.д.)

Типовые проводки по расчету с бюджетом по НДС

Дебет Кредит Содержание операций Первичные документы
Отражены суммы НДС по приобретенным работам (услугам), используемым для производства продукции (работ, услуг), облагаемой НДС. Счета-фактуры
Отражены суммы НДС по расчетам с подрядчиками при осуществлении капитальных вложений. Счета-фактуры
0, 23, 29 19-3 Списана сумма НДС по приобретенным материально-производственным запасам, используемым для производства продукции (работ, услуг), не облагаемой НДС. Бухгалтерская справка-расчет
19-1, 19-2, 19-3 Предъявлены к вычету суммы НДС по оприходованным, принятым к учету и оплаченным: - основным средствам, - нематериальным активам, - материально-производственным запасам Счета-фактуры
90-3, 91-2 Начислен НДС по причитающимся к получению доходам от сдачи имущества в аренду (учет для целей налогообложения "по оплате"). Счета-фактуры
90-3, 91-2 Начислен НДС по причитающимся к получению доходам от сдачи имущества в аренду (учет для целей налогообложения "по отгрузке"). Счета-фактуры
Начислен НДС к уплате в бюджет в момент погашения дебиторской задолженности покупателей и заказчиков. Бухгалтерская справка-расчет
Начислен НДС с авансовых платежей, полученных в счет предстоящей отгрузки продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг). Счета-фактуры
Зачтена сумма НДС с авансовых платежей при отпуске оплаченной продукции (выполнении работ, оказании услуг). Счета-фактуры
8-3 Начислен НДС на строительно-монтажные работы, выполненные собственными силами. Счета-фактуры
3, 29 Начислен НДС при выполнении работ (оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при начислении налога на прибыль. Бухгалтерская справка-расчет
1-2 Начислен НДС при безвозмездной передаче продукции (товаров, работ, услуг) от стоимости, определенной в соответствии с положениями ст. 40 НК РФ. Счета-фактуры
Удержан НДС с доходов иностранных юридических лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на территории РФ. Счета-фактуры
Принят к учету НДС, уплаченный с доходов иностранных юридических лиц по приобретенным у них товарам (работам, услугам). Счета-фактуры
Предъявлен к возмещению из бюджета НДС, уплаченный с доходов иностранных юридических лиц по приобретенным товарам (работам, услугам). Счета-фактуры
91-2 Начислен НДС с превышения сумм, полученных от должника по договору переуступки права требования, над суммами, уплаченными при приобретении права требования. Счета-фактуры
Погашена задолженность по уплате НДС в бюджет. Выписка банка по расчетному счету
Предъявлен к возмещению из бюджета НДС, уплаченный с доходов иностранных юридических лиц по приобретенным товарам (работам, услугам). Счета-фактуры
91-2 Начислен НДС с превышения сумм, полученных от должника по договору переуступки права требования, над суммами, уплаченными при приобретении права требования. Счета-фактуры
Погашена задолженность по уплате НДС в бюджет. Выписка банка по расчетному счету
Предъявлен к возмещению из бюджета НДС, уплаченный с доходов иностранных юридических лиц по приобретенным товарам (работам, услугам). Счета-фактуры
91-2 Начислен НДС с превышения сумм, полученных от должника по договору переуступки права требования, над суммами, уплаченными при приобретении права требования. Счета-фактуры
Погашена задолженность по уплате НДС в бюджет. Выписка банка по расчетному счету

Типовые проводки по расчету с бюджетом по налогам и сборам

Операции Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
Начислен земельный налог, связанный с производственным участком торговой организации.
Начислен транспортный налог торговой организации.
Торговой фирмой начислены суммы НДС, предназначенные к уплате в бюджет с полученных от покупателей авансов 68.2
Начислен налог на имущество организации 91.2
Оплачен налог на имущество организации
Удержан НДФЛ из сумм оплаты труда работников 68.1
Отражена сумма НДС, выделенная торговой компанией из выручки за реализованные товары 90.3 68.2
Определена сумма акциза при реализации подакцизной продукции 90.3 68.3
Начислен налог на рекламу 91.2
Перечислена в бюджет сумма налога на рекламу

Сверка взаиморасчетов с бюджетом осуществляется обособленно по каждому конкретному виду платежа, поэтому аналитика сч.68 используется для разделения информации по видам налогов (дополнительно учитываются уровни бюджетов при расчете платежа по прибыли), типам производимых плат (начисление/перечисление, пени/штрафы и т.д.) 1

Нормативные документы, регулирующие расчеты с бюджетом по налогам и сборам.

Налоговая система Российской Федерации является важной составной частью государственной системы Российской Федерации в целом. Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.[1]

Согласно ст. 8 Налогового Кодекса РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных разрешений.

Налоги, сборы, пошлины и другие платежи формируют бюджетную систему Российской Федерации. Согласно законодательству о налогах и сборах, налоги и сборы в зависимости от уровня взимания и распоряжения классифицируются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом и обязательны на всей территории РФ. К ним относятся: налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), акцизы, единый социальный налог (ЕСН), налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина и др.

Региональные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов в РФ в соответствии с Налоговым кодексом. Они обязательны к уплате на всей территории субъекта РФ. К нам относятся: налог на имущество, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления в соответствии с Кодексом. Они обязательны к уплате на всей территории муниципального образования. К местным налогам и сборам относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог и др.[2]

Согласно ПБУ 18/ 02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации» (Утверждено приказом Минфина РФ от 11.02.2008 №23н) устанавливаются правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, признаваемых в установленном законодательством РФ порядке налогоплательщиками налога на прибыль, а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету РФ, и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанный в порядке, установленным законодательством РФ о налогах и сборах.

Положение предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством РФ.[3]

Также к нормативным документам, регулирующим расчеты с бюджетом по налогам и сборам относится План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 №94н (в ред. от 07.05.2003№38н, 18.09.2006 №115н).[4]

Документальное оформление учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

Юридические и физические лица обязаны уплачивать налоги и сборы и в соответствии с налоговым законодательством являются налогоплательщиками, которые обязаны самостоятельно в полном объеме и не позже срока, установленного в законе, исполнить свою обязанность по уплате конкретного налога. Сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, налогоплательщик должен исчислить самостоятельно, исключение имеет место в тех случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента. Важной обязанностью налогоплательщиков, связанной с исчислением и уплатой налогов, является предоставление налоговой декларации по тем налогам, которые они обязаны перечислить в бюджет. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Налог на прибыль в соответствии со ст. 247 НК РФ рассчитывается с суммы прибыли, полученной в отчетном периоде. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено исчисление:

1. Налога на прибыль за налоговый период;

2. Квартальных авансовых платежей по налогу на прибыль;

3. Ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль.

Налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет в отчетном периоде, называется текущим налогом на прибыль. Способ определения текущего налога на прибыль закрепляется в учетной политике организации.

Налог на добавленную стоимость взимается на всех стадиях производства и распределения и представляет собой универсальный косвенный налог на потребление. Налоговый период устанавливается как календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров без учета НДС, не превышающими 1 млн. руб., налоговый период устанавливается как квартал. Налоговая база по НДС определяется как наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки товаров или день оплаты (п.1 ст.167 НК РФ). Согласно п.3 ст. 169 НК РФ, налогоплательщик обязан составить счет – фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов – фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению в соответствии со ст.149 НК РФ.

Государственная пошлина – это обязательный платеж, который организация и предприниматели перечисляют органам государственной власти. Установлены ставки пошлины за обращение в суды общей юрисдикции, Конституционный суд Российской Федерации, за нотариальные и другие юридические действия.

Налог на имущество организаций установлен главой 30 НК РФ и вводится в действие региональным законом. Налогом на имущество облагается стоимость основных средств, которые учитываются на балансе по правилам бухгалтерского учета (п.1 ст.374 НК РФ). Ставка налога на имущество устанавливается региональными властями и не может превышать 2,2%. В течение года организации перечисляют авансовые платежи по налогу за каждый отчетный период. Окончательно организация рассчитывается с бюджетом по налогу на имущество по итогам года. Налог с имущества, которое числится на балансе отдельного подразделения, необходимо уплачивать по месту нахождения данного подразделения.

Транспортный налог. Ему посвящена глава 28 НК РФ. Плательщиками налога являются как юридические, так и физические лица, имеющие транспортные средства. Транспорт должен быть зарегистрирован в порядке, установленном законодательством РФ. Для расчета транспортного налога необходимо налоговую базу умножить на соответствующую ставку налога. В соответствии со ст.359 НК РФ весь транспорт делится на 3 группы, в каждой из которых налоговая ставка и налоговая база определяется по – своему. Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год. Налог уплачивается по месту регистрации транспортного средства.

Единый социальный налог. Работники организации подлежат обязательному социальному страхованию. В соответствии с главой 24 НК РФ единый социальный налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Сумма ЕСН исчисляется как соответствующая тарифной ставке процентная доля налоговой базы отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики исчисляют ежемесячные авансовые платежи по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Налогоплательщики предоставляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов РФ, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.[5]

Организация аналитического и синтетического учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

Для организации учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам используют счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации. Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» – на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму подоходного налога и т.д.). По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. Организация аналитического учета расчетов с бюджетом должна строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет. Счет 68 на конец отчетного месяца может иметь развернутое сальдо (дебетовое и кредитовое) по налоговым платежам. Каждый месяц на предприятии составляется оборотная ведомость по аналитическим счетам счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». При составлении баланса дебетовый остаток по счету 68 отражается в активе баланса, а кредитовый — в пассиве.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» корреспондирует со счетами:

19 налог на добавленную стоимость

51 расчетные счета

52 валютные счета

55 специальные счета в банках

66 расчеты по краткосрочным кредитам и займам

67 расчеты по долгосрочным кредитам и займам

Содержание

1. Правовое и теоретическое обоснование организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

1.1 Нормативное обоснование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

1.2 Теоретические основы организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

1.3 Анализ основных направлений оптимизации налогообложения юридических лиц

2. Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ООО «Система»

2.1 Организационная и финансово-экономическая характеристика предприятия

2.2 Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятии

2.3 Организация учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

3. Основные направления по совершенствованию организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ООО «Система»

3.1 Основные направления совершенствования организации бухгалтерского учета на предприятии

3.2 Совершенствование организации учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

3.3 Оптимизация системы налогообложения на предприятии

Список используемой литературы

СКАЧАТЬ ДИПЛОМ БЕСПЛАТНО -

Введение

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов и предприятия. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности. В соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета на предприятии большое значение имеет разработка плана его организации. При выборе формы учета организации обязаны руководствоваться указаниями и инструкциями по этому вопросу, учитывать конкретные условия работы организации, хорошо знать преимущества и недостатки действующих форм бухгалтерского учета.

Несомненно, проблема грамотного ведения учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам наиболее актуальна для российских предприятий. Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Следить за правильностью исчисления и уплаты налогов обязан бухгалтер предприятия, а для этого и необходима грамотная правовая и экономическая организация учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам.

Для субъектов хозяйственной деятельности эффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия, что обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и обеспечением общей безопасности как самой организации, так и ее должностных лиц. Одна из целей организации – выработка оптимальных решений в производственной и хозяйственной деятельности, что позволяет осуществлять легальные операции с минимальными налоговыми потерями. Оптимизация налогообложения – это система различных схем и методик, позволяющая выбрать оптимальное решение для конкретного случая хозяйственной деятельности организации. Оптимизация налогообложения, осуществляемая законными методами, и прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации на рынке, поскольку позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности. Можно выделить следующие возможные пути оптимизации объемов налоговых платежей:

- выбор соответствующей организационно-правовой формы;

- использование возможностей хозяйственных договоров (комбинирование);

- грамотное и юридически безупречное ведение бухгалтерского учета;

- использование наиболее экономичных способов защиты нарушенных налоговых прав.

Предмет исследования в выпускной квалификационной работе – процесс организации учета налогов и сборов на предприятии. Объект исследования – ООО «Система».

Цель работы – систематизируя теоретические основы практики бухгалтерского учета, рассмотреть сущность организации учета расчетов по налогам и сборам на современных предприятиях и проблемы ее совершенствования для оптимизации налоговых платежей предприятия на примере ООО «Система».

Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:

1. Изучить теоретические основы и правовое обоснование учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам в современных условиях.

2. Оценить организацию учета расчетов по налогам и сборам на исследуемом предприятии.

3. Выявить недостатки учета и проанализировать основные пути совершенствования бухгалтерского учета и расчетов по налогам и сборам на предприятии.

Достижение конечных результатов работы обусловило необходимость использования таких научных методов и методик исследования как: анализ экономических, правовых, статистических источников литературы; эмпирический, экономико-математический метод, метод коэффициентов (относительных показателей) и другие.

Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов Н.П. Кондракова, В.Г. Панскова, И.Н. Соловьева, А.Д. Шеремета, Т.Ф. Юткиной, Р.С. Юрмашева и др.

Информационной базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области налогообложения, финансов, налогового менеджмента. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по налогам, финансам, бухгалтерскому учету, аудиту, налоговому менеджменту, экономической теории, монографии и научные статьи в периодических изданиях, а также учредительные документы, финансовая отчетность за 2007–2009 г. предприятия ООО «Система».

Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, включающих 9 параграфов, 13 таблиц, 8 рисунков и схем, приложений.

В первой части работы рассмотрены теоретические основы организации учета отечественных предприятий по расчетам по налогам и сборам. Во второй части проводится оценка организации бухгалтерского учета на предприятии ООО «Система». В третьей части выпускной квалификационной работы рассматриваются основные направления совершенствования учета расчетов по налогам и сборам на предприятии.

1. Правовое и теоретическое обоснование организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

1.1 Нормативное обоснование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность. К первому уровню системы следует также отнести Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 г. №222-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. №208-ФЗ, постановление Правительства «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98 г. №283 и др.

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном учете – положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учету и отчетности; из них особенно важным является ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.

Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

- документ по учетной политике предприятия;

- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Закон о бухгалтерском учете. 21 ноября 1996 г. в России был принят специальный ФЗ «О бухгалтерском учете», который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений. Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку: повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций; закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах; повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Указанное Положение утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. В дальнейшем в него внесены изменения и дополнения приказами Минфина от 30.12.99 г. №107 и от 24.03.2000 г. №31н. Положение следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

В системе нормативного регулирования ПБУ являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать Закон «О бухгалтерском учете» по каждому объекту учета. ПБУ обычно включает следующие элементы: название и номер ПБУ; общие положения (сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета); определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета); оценка (различные виды применяемых оценок по объекту); порядок учета (порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета); раскрытие информации (состав информации, подлежащий раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности). Отечественные ПБУ в отличие от МСФО носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинство ПБУ предусматривает различные варианты учета соответствующих объектов.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

Основными нормативными документами при учете расчетов предприятия с государственным бюджетов по налогам и сборам являются:

1. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 21.11.96 г. №129-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон от 31.07.98 г. №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.04 г. №58-ФЗ).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 г. №166-ФЗ, от 31.12.02 г. №191-ФЗ и от 07.07.03 г. №117-ФЗ).

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н, с последующими изменениями и дополнениями.

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н.

7. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» – Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. №114н.

8. «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения». Приказ Минфина РФ от 29.12.2009 №145н.

9. «Об утверждении формата представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5)». Приказ ФНС РФ от 12.01.2010 №ММ-7-6/4.

10. «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения». Приказ Минфина РФ от 20.02.2008 №27н.

11. «Об утверждении формы единой (упрощенной) налоговой декларации и порядка ее заполнения». Приказ Минфина РФ от 10.07.2007 №62н.

12. «О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Приказ ФНС РФ от 05.12.2008 №ММ-3-1/643.

Таким образом, в нашей стране на протяжении последних двадцати лет ведется целенаправленная нормотворческая работа по формированию нормативно-правовой базы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Основным нормативным документом, определяющим состав налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц, является НК РФ.

Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и (или) физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными и иными уполномоченными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с НК РФ устанавливаются и взимаются: федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги.

К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; водный налог; государственная пошлина и др.

К региональным налогам относятся, например, налог на имущество организаций, транспортный налог.

Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Налогоплательщики и плательщики сборов, объекты налогообложения, ставки и сроки перечисления, действующие льготы по каждому виду налогов устанавливаются законодательными актами.

Для синтетического учета расчетов с бюджетом используются следующие счета: 09 «Отложенные налоговые активы», 19 «Налог КВ добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 77 «Отложенные налоговые обязательства».

По кредиту счета 68 отражаются суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты по видам налоговых платежей, в корреспонденции со счетами, на которые относятся начисленные платежи (например, Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — при удержании налога на доходы физических лиц). По дебету этого счета отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, и суммы налоговых вычетов.

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.

Расчеты по налогу на добавленную стоимость

Для осуществления расчетов по НДС помимо счета 68 используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Общая схема отражения операций по учету НДС следующая.

По дебету счета 19 на соответствующих субсчетах учитываются суммы НДС, выделенные в расчетных документах, по приобретенным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам) в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Суммы НДС по оприходованным материальным ценностям, выполненным работам и оказанным услугам списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» по субсчету «Расчеты с бюджетом по НДС» при наличии счета-фактуры и в предположении, что соответствующие материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги) используются при производстве продукции, облагаемой НДС.

По кредиту этого субсчета отражаются суммы НДС:

• начисленные (полученные) за реализованную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;

• по полученным авансам;

• начисленные по СМР, выполненным хозяйственным способом;

• начисленные (полученные) в составе арендной платы и др.

По кредиту счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» отражаются также суммы НДС, восстановленные в случаях, предусмотренных законодательством.

Перечислению в бюджет по НДС подлежит сумма кредитового сальдо счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».

Если организация реализует продукцию, не облагаемую НДС, то НДС, уплаченный поставщикам, включается в стоимость приобретенных ценностей или относится на затраты производства (расходы на продажу).

Расчеты по налогу на прибыль

При расчете налога на прибыль следует принимать во внимание различия между бухгалтерской и налоговой прибылью, которые возникают из-за несовпадения величины доходов и расходов, а также времени их признания в бухгалтерском и налоговом учете.

Согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденному приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н, это приводит к отличию налога на прибыль, рассчитанного от бухгалтерской прибыли (условного расхода (дохода) по налогу на прибыль — УР (УД)), от налоговой прибыли (текущий налог на прибыль — ТН):

где С — ставка налога на прибыль; БП — бухгалтерская прибыль отчетного периода; БУ — бухгалтерский убыток отчетного периода; НП — налоговая прибыль отчетного периода.

Условный расход на прибыль отражается бухгалтерской записью:

Дт 99 Кт 68; условный доход на прибыль: Дт 68 Кт 99.

Бухгалтерская прибыль и налогооблагаемая прибыль практически никогда не совпадают из-за разных правил признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Кроме того, некоторые доходы и расходы учитываются при расчете бухгалтерской прибыли, но не учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли; некоторые расходы уменьшают бухгалтерскую прибыль на одну сумму, а налогооблагаемую — на другую сумму и т.д.

Разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью обусловлена наличием постоянных разниц и временных разниц.

Постоянные разницы — это доходы и расходы, которые влияют на бухгалтерскую прибыль, но не влияют на налогооблагаемую прибыль. Они могут быть отрицательными и положительными.

Отрицательные постоянные разницы уменьшают бухгалтерскую прибыль. Например, разница между фактическими нормируемыми расходами и их нормативом, если фактические расходы больше норматива.

Нормируемыми расходами в соответствии с налоговым законодательством являются, например, представительские расходы.

В бухгалтерском учете представительские расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности и включаются в них в сумме фактически произведенных затрат. Согласно главе 25 НК РФ представительские расходы входят в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией и в течение отчетного (налогового) периода включаются в размере, не превышающем 4% от расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Отрицательные постоянные разницы (ОПР) приводят к образованию постоянных налоговых обязательств (ПНО).

ПНО—сумма, на которую увеличивается налог в отчетном периоде.

Это отражается в учете записью: Дт 99 Кт 68.

Пример 1. За отчетный период расходы организации на оплату труда составили 326 800 руб. Представительские расходы — 15 622 руб. Нормируемая величина представительских расходов — 4% от 326 800, т.е. 13 072 руб.

Отрицательная постоянная разница составит 2550 руб. (15 622 руб. - 13 072 руб.).

ПНО = 24% х 2550 руб. = 612 руб. На 612 руб. необходимо увеличить налог на прибыль, т.е. уменьшить бухгалтерскую прибыль.

Положительные постоянные разницы увеличивают бухгалтерскую прибыль. Примером положительных постоянных разниц являются положительная разница при переоценке финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость; и безвозмездно полученное имущество, стоимость которого не облагается налогом в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 251 НКРФ.

Положительные постоянные разницы (ППР) приводят к образованию постоянных налоговых активов (ПНА).

ПНА — сумма, на которую уменьшается налог в отчетном периоде.

Это отражается в учете записью: Дт 68 Кт 99.

Временные разницы — это доходы и расходы, которые влияют на балансовую прибыль в одном отчетном периоде, а на налогооблагаемую прибыль — в других отчетных периодах.

Временные разницы приводят к образованию отложенного налога на прибыль. Отложенный налог на прибыль увеличивает или уменьшает сумму налога в последующих периодах.

Временные разницы подразделяются следующим образом:

1) вычитаемые временные разницы (ВВР);

2) налогооблагаемые временные разницы (НВР).

Вычитаемые временные разницы — это:

а) расходы, которые уменьшают бухгалтерскую прибыль в дан ном отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль — в после дующих отчетных периодах;

б) доходы, которые увеличивают налогооблагаемую прибыль в данном отчетном периоде, а бухгалтерскую прибыль—в последующих отчетных периодах.

Вычитаемые временные разницы возникают в двух случаях:

1) расходы в бухгалтерском учете признаются раньше, чем в на логовом учете;

2) доходы в бухгалтерском учете признаются позже, чем в налоговом учете.

Пример 2. В бухгалтерском учете применяется способ начисления амортизации по сумме чисел лет срока полезного использования объектов, а в налоговом учете — линейный способ. Для объекта первоначальной стоимостью 150 000 руб. и сроком полезного использования пять лет расходы на амортизацию в первый год эксплуатации составят в бухгалтерском учете — 50 000, в налоговом учете—30 000 руб. ВВР = 20 000 руб.

Вычитаемые временные разницы приводят к образованию отложенных налоговых активов (ОНА).

ОНА — часть прибыли, на которую уменьшится налог в последующих периодах.

Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете записью: Дт 09 Кг 68.

В дальнейшем по мере уменьшения или полного погашения ВВР будут уменьшаться или полностью погашаться ОНА: Дт 68 Кт 09. Налогооблагаемые временные разницы — это:

а) расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль в данном отчетном периоде, а бухгалтерскую прибыль—в последующих отчетных периодах;

б) доходы, которые увеличивают бухгалтерскую прибыль в данном отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль — в последующих отчетных периодах.

Налогооблагаемые временные разницы возникают в двух случаях:

1) расходы в бухгалтерском учете признаются позже, чем в налоговом учете;

2) доходы в бухгалтерском учете признаются раньше, чем в налоговом учете.

В качестве примера можно привести начисление амортизации для целей бухгалтерского учета линейным способом, а для целей налогообложения — нелинейным методом.

Налогооблагаемые временные разницы приводят к образованию отложенных налоговых обязательств (ОНО).

ОНО — часть отложенного налога на прибыль, на которую увеличится налог в последующих периодах.

Отложенные налоговые обязательства отражаются в учете бухгалтерской записью: Дт 68 Кт 77.

В дальнейшем по мере уменьшения или полного погашения НВР будут уменьшаться или полностью погашаться ОНО:

Аналитический учет к счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 11 «Отложенные налоговые обязательства» следует вести по видам отложенных налоговых активов и обязательств.

Иногда выбывает актив или погашается обязательство, по которым ранее были начислены ОНА или ОНО. Например, выбывает объект основных средств, амортизация по которому для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения начислялась разными способами. В таких случаях ОНА или ОНО списываются с баланса на счет 99 «Прибыли и убытки» в сумме, на которую не будет уменьшен (или увеличен) налог в последующих отчетных периодах.

Величина текущего налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, рассчитывается по формуле

ТН = УР (УД) + ПНО - ПНА + ОНА - ОНО.

Типовые проводки по учету расчетов по налогам и сборам приведены в табл. 1.

Таблица 1. Корреспонденция счетов по учету расходов по налогам и сборам

1. Налоги, относимые на себестоимость;

— земельный налог, водный налог, транспортный налог, налог на имущество

— часть ЕСН, зачисляемая в бюджет

08, 20, 23, 25, 26, 44

— часть ЕСН, зачисляемая в государственные внебюджетные социальные фонды

08, 20, 23, 25, 26, 44

2. Налоги, включаемые в стоимость приобретенного имущества:

— импортная таможенная пошлина

3. Налоги, относимые на заработную плату.

4. Налоги, включаемые в счет выручки: — акциз по реализованной подакцизной продукции

— НДС по реализованной продукции, работам, услугам, основным средствам и прочим активам

5. Начислен условный расход по налогу на прибыль

6. Начислен условный доход по налогу на прибыль

7. Начислено постоянное налоговое обязательство

8. Начислен постоянный налоговый актив

9. Начислен отложенный налоговый актив

10. Начислено отложенное налоговое обязательство

11. Уменьшен или погашен отложенный налоговый актив

12. Уменьшено или погашено отложенное налоговое обязательство

13. Списан отложенный налоговый актив при выбытии объекта, по которому он был начислен

14. Списано отложенное налоговое обязательство при выбытии актива или вида обязательства, по которому оно было начислено

15. Восстановлен НДС в случаях, предусмотренных законодательством

16. Отражен НДС из полученных авансовых платежей

17. Отражен НДС из начисленной (полученной) арендной платы (у арендодателя)

18. Списан (восстановлен) НДС по материальным ценностям (работам, услугам), используемым для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), не облагаемых НДС

19. НДС по приобретаемым материальным ценностям, основным средствам, нематериальным активам, выполняемым работам, оказанным услугам

20. Принят к вычету НДС

21. Начислены в бюджет штрафы и пени за нарушение налогового законодательства

22. Перечислены платежи в бюджет и внебюджетные фонды

Используемая литература: Бочкарева И. И., Левина Г. Г.
Бухгалтерский финансовый учет: учебник/ И. И. Бочкарева, Г. Г. Левина;
под ред. проф. Я. В. Соколова. — М. : Магистр, 2010. - 413 с.

Читайте также: