Налоги относятся к административным методам госрегулирования верно неверно

Опубликовано: 02.05.2024

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

  1. предполагает изучение экономики в динамике;
  2. предполагает изучение экономики как непрерывно повторяющегося процесса;
  3. процесс производства, распределения, обмена и потребления;
  4. все ответы неверны.

Верно или неверно:

1. Для современной экономики характерен рост непроизводственной сферы - да

2. Общественное воспроизводство бывает только расширенным - нет

3. Макроэкономика изучает формы государственного регулирования экономики и процессы производства на уровне предприятия - нет

7. Структура российской экономики отличается от структуры стран с рыночной экономикой - да

Выбрать правильный ответ

  1. достигаются автоматически;
  2. всегда совпадают;
  3. неизмеримы количественно;
  4. часто противоречат друг другу.

Верно или неверно:

1. Достижение цели стабильных цен не противоречит возможности определенных темпов инфляции - да

2. Существование отрицательного сальдо внешнеторгового баланса является нежелательным для национальной экономики - да

3. Существование безработицы имеет только отрицательные последствия для национальной экономики - нет

Выбрать правильный ответ

Рост государственных трансфертов (пенсий, пособий и т.д.) приведет:

  1. к сдвигу вправо кривой совокупного спроса;
  2. сдвигу влево кривой совокупного спроса;
  3. сдвигу вправо краткосрочной кривой совокупного предложения;
  4. сдвигу влево краткосрочной кривой совокупного предложения.

Нарушение макроэкономического равновесия на промежуточном отрезке кривой совокупного предложение приведет:

  1. к изменению уровня цен без изменения объема производства;
  2. к изменению объема производства без изменения уровня цен;
  3. к изменению и объема производства и уровня цен;
  4. к неизменности и объема производства и уровня цен.

Более предпочтительным значением мультипликатора инвестиций для национальной экономики является:

  1. 4;
  2. 3;
  3. 0;
  4. 1;
  5. 0,5.

Для ликвидации рецессионного разрыва государство должно проводить политику, направленную:

  1. на стимулирование сбережений;
  2. на стимулирование потребительских расходов;
  3. на сокращение государственных расходов;
  4. на ограничение денежной массы.

В функции налогов не входит:

  1. перераспределение доходов в обществе;
  2. формирование доходов государственного бюджета;
  3. регулирование хозяйственной деятельности;
  4. перераспределение денежных средств между отраслями экономики

Какой из перечисленных налогов оплачивает потребитель?

  1. подоходный налог с физических лиц;
  2. налог на прибыль предприятий;
  3. налог на добавленную стоимость;
  4. налог на недвижимость.

Применяемый налог относится к прогрессивным, если величина налоговой ставки:

  1. не меняется при изменении дохода;
  2. повышается с ростом дохода;
  3. снижается с ростом дохода;
  4. не меняется при увеличении дохода.

Наибольшая доля расходов государственного бюджета приходится на:

  1. государственное управление;
  2. финансирование сельского хозяйства;
  3. финансирование промышленности, энергетики, строительства;
  4. обслуживание государственного долга.

Согласно современной концепции бюджетного регулирования:

  1. необходимо ежегодно обеспечивать сбалансированность бюджета;
  2. даже небольшой бюджетный дефицит является негативным явлением;
  3. приоритетной целью является достижение макроэкономической стабильности;
  4. сбалансированность бюджета достигается в течение экономического цикла.

К встроенным стабилизаторам недискреционной фискальной политики не относятся:

  1. прогрессивные налоги;
  2. социальные выплаты;
  3. программы по поддержанию малоимущих слоев населения;
  4. регрессивные налоги

К инструментам фискальной политики относится:

  1. увеличение нормы обязательных резервов;
  2. продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке;
  3. распределение утвержденного объема государственных расходов по статьям бюджета;
  4. повышение размера минимальной заработной платы.

Сдерживающая фискальная политики предполагает:

  1. сокращение налогов и повышение государственных расходов; б)
  2. сокращение налогов и расходов бюджета; в)
  3. повышение налогов и расходов бюджета;
  4. сокращение государственных расходов и повышение налогов

Достоинства и недостатки экономических систем

Деятельность государства в экономической сфере меняется в ходе развития общества. С усложнением хозяйственных связей более активно стало развиваться и государственное регулирование в экономической сфере. Весь процесс регулирование экономики преследует дну важную цель – повышение уровня благополучие населения государства.
Вмешательство государства в экономические вопросы абсолютно оправдано, ведь оно направлено на решение определенных задач:

  1. Стимулирует экономический рост;
  2. Обеспечение баланса между всеми макроэкономическими показателями. Сюда относится контроль экспорта и импорта и в общем всей внешнеэкономической деятельности;
  3. Контроль показателей инфляции, обеспечение устойчивого положения национальной валюты;
  4. Обеспечение максимальной занятости среди трудоспособного населения;
  5. Поддержка прогрессивной деятельности в регионах и разных отраслях.

Национальная экономика любого государства является сложной многоуровневой системой, которой характерны свои особенности и черты. Любая экономическая система – это комплекс всех процессов в макро- и микроэкономике. Основой экономической системы являются свойственные каждому государству формы собственности, ресурсы, направления хозяйствования, способы регулирования хозяйственной деятельности и т.д.

Эти особенности лежать в основе экономических моделей. Выделяют такие основные модели:

  • Модель чистого капитализма (рыночная экономика в чистом виде);
  • Модель административной (командной) экономики;
  • Традиционная модель;
  • Модель смешанной экономики.

Для модели чистого капитализма характерно наличие частной собственности и права ею распоряжаться, а также наличие собственной свободы для субъектов экономической деятельности. Если присутствует рынок свободной конкуренции, то все вопросы, касаемо регулирования, решаются только через него и ценовую политику. Для современной рыночной экономики характерно активное вмешательство со стороны государства.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К чертам командно-административной экономики относятся:

  • Право общественной собственности на все экономические ресурсы;
  • Присутствие адресного планирования;
  • Централизованное перераспределение экономических ресурсов и капиталовложений;
  • Почти полное отсутствие самостоятельных организаций и предприятий.

Эти все факторы в комплексе приводят к неэффективности функционирования данной модели экономики. Кроме этого на отсутствие положительных показателей влияет отсутствие навыков оперативно адаптироваться к изменениям в экономической сфере и отсутствие развитие технологий. Примером экономики такой модели служит экономика СССР.

Методы ГРЭ и ее формы

Состоит ГРЭ из инструментов управления, способов этого управления, его организации и законодательной базы.

В общем, государственное регулирование представлено такими основными элементами:

  • Социально-экономической составляющей регулирования;
  • Методологической основы регулирования;
  • Организационных аспектов ГРЭ.

Государственная экономическая система является совокупностью отношений в социально-экономической и технико-экономической сферах. Организационный аспект подразумевает взаимное единство в сфере технико-экономических отношений. Проявляется оно в процессе управления сферами и отраслями национального хозяйства. Методологической основой являются принципы, формы и методы, которые задействованы при регулировании и непосредственно инструмент регулирования.

Воздействие государственного субъекта на объект и общие направления этого воздействия называются формой государственного регулирования. Метод – это вариант познания, трансформации объекта, в процессе которого применяются определенные правила и принципы, которые актуальны для процесса регулирования. Методы регулирования напрямую зависят от форм регулирования.


Формы ГРЭ разделяются:

  1. Финансово-кредитная форма
    • Бюджетно-налоговая форма;
    • Кредитно-денежная форма;
  2. Законодательная (правовая) форма;
  3. Административная форма
    • Административно-экономическая форма;
    • Организационно – административная форма.

Все эти формы могут существовать как самостоятельно, так и во взаимодействии. Выбор применяемой формы зависит не только от положения дел в экономике, а и от общественного стоя, основных целей и задач, которые оно преследует на всех этапах своего развития. Наибольшее предпочтение, преимущественно, предоставляется правовой форме регулирования. Ими государственный и общественный строй, обязанности и права хозяйствующих субъектов формируется под действием определенных законом и связанных с их разработкой механизмов.

К инструментам бюджетно-налоговой формы ГРЭ относятся все расходы государства, акцизы и пошлины, субсидии, налоги, льготы. Их применяют соответствующие органы при стимуляции или сдерживании активности в макроэкономике, а также для соблюдения баланса между спросом и предложением. Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная формы находятся в тесной взаимосвязи и включают денежную эмиссию, процесс регуляции ключевой ставки, манипуляции с ценными бумагами государства.

Глобализация и интернационализация в экономике стали причиной повышения роли валютно-финансовой деятельности в процессах ГРЭ. Некоторые исследователи выделяют ее в отдельную сферу. Часто ее относят к экономическим методам регулирования, которые идут в комплексе с административными. Инструментами последней выступают планирование, создание нормативной базы, финансирование и ценообразование.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Объекты и субъекты ГРЭ

Субъекты хозяйствование являются и представителями, и исполнителями хозяйственных интересов. Они же выступают субъектами в хозяйственном регулировании. Между всеми субъектами государственного регулирования существует тесная взаимосвязь (прямая и обратная). Прямая связь реализуется с помощью средств массовой информации, также проявляется в советах и консультациях, судовых исках, преобразование личных интересов в экономике в общенациональные. Прямая связь между субъектами ГРЭ также проявляется путем согласование и коррекцию приватных интересов с интересами разных социальных групп.

Обратной связью называется взаимодействие между представителями государства и государственными органами с субъектами хозяйствования называется обратной связью. Проявляется эта связь, в основном, в эффективном государственном регулировании и поддержке политики, которую реализует государство через союзы и ассоциации. Очень хорошо заметна обратная связь при высоких показателях в социальной и экономической сферах.

К объектам государственного регулирования относится условия экономического и социального функционирования государства, регионы, отрасли, сферы, в которых это проявляется. К объектам относятся:

  • Циклы экономики;
  • Региональные хозяйственные структуры и отрасли;
  • Уровень занятости населения;
  • Платежеспособность государства и внешние связи;
  • Цены, их уровень и оправданность;
  • Достижения научно-технического прогресса;
  • Условия для создания и накопления капитала, конкуренция на рынке.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

guarantees

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

guarantees_shield

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

418 103 оценки star
star
star
star
star

1. Маневрирование учетной ставкой ЦБ является элементом
• корректировки валютного курса

2. Средства, направленные на структурную перестройку экономики, модернизацию и техническое переоснащение приоритетных отраслей национальной экономики, — это государственный(-ые) .
• расходы

3. Повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам — это:
• ревальвация

4. Федеральная таможенная служба РФ не
• занимается контролем за соблюдением законодательства о налогах и сборах

5. Суть стратегического планирования состоит в:
• выборе главных приоритетов развития национальной экономики

6. По жилищно-коммунальным услугам доля государственных предприятий составляет:
• 70,9%

7. Прожиточный минимум на 2005 год составлял:
• 8788 руб

8. Баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (за год) — это:
• государственный бюджет

9. В функции Минфина России в части регулирования внешнеэкономической сферы входит:
• внесение в Правительство РФ предложений об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин

10. Регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капитала и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса — это:
• маневрирование учетной ставкой ЦБ

11. В прогнозировании возможен методический подход:
• генетический

12. Направляющее воздействие государственных органов власти на внешнеэкономическую сферу с использованием определенного инструментария на основе созданной правовой базы — это:
• механизм управления ВЭД

13. Пограничная политика включает в себя
• обеспечение регулирования потоков внешней миграции

14. Суд на основании решения собрания кредиторов и отчета внешнего управляющего может не принять решение о (об):
• изменении налогооблагаемой базы

15. Официальный потолок заимствований является элементом
• политики управления внешним долгом

16. Стимулирующая функция государственных доходов заключается в:
• развитии экономики посредством государственного бюджета

17. Финансовый контроль может быть:
• общегосударственным

18. Общегосударственный уровень целеобразования заключается в:
• политической и социальной стабильности

19. Экономико-математическое моделирование состоит в создании
• образца

20. Корпоративный уровень целеобразования заключается в:
• максимизации прибыли

21. К методам формирования государственных доходов не относится(-ятся):
• инфляция

22. В обязанности Минимущества входит:
• проведение государственной политики в области приватизации

23. Регулируя денежную массу, государство может влиять на:
• инвестиционные проекты и потребление населения

24. В построение бюджетной системы не входит принцип:
• совмещения

25. Из экономических мер наиболее часто используются:
• прогнозирование, планирование и программирование экономики

26. Правительство РФ во внешнеэкономической сфере не
• подписывает международные соглашений

27. Продажа или покупка крупных партий иностранной валюты — это:
• валютные интервенции

28. Совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием децентрализованных денежных фондов в процессе кругооборота производственных фондов и участия в воспроизводстве рабочей силы — это:
• финансы предприятий

29. Урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки, предметом которых являются валютные ценности, — это валютные(-ый) .
• операции

30. Основоположниками классического типа финансовой политики был(-и):
• А. Смит и Д. Риккардо

31. Второй этап (перестроечный) организации управления ВЭД в новейшей истории нашей страны был в:
• 1986-1991 годы

32. Системоутверждающей функцией государственного регулирования ВЭД является(-ются):
• рост уровня и качества жизни

33. Третий этап управления ВЭД (с 1991 г. по настоящее время) характеризуется:
• правом всех юридических лиц осуществлять ВЭД с момента регистрации

34. Задачей государственного регулирования экономики является:
• ориентация на достижение экономической эффективности

35. К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:
• портфельные инвестиции

36. Основным назначением судебной системы применительно к сфере ВЭД являются:
• защита прав и охраняемых законом интересов предприятий и предпринимателей

37. Снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, — это:
• девальвация

38. Функцией административных методов является:
• обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни

39. Целью монополий является:
• ограничение конкуренции для получения монопольно высокой прибыли

40. Коммерческие предприятия в РФ, собственником имущества которых является государство, — это:
• унитарные предприятия

41. Сделки должны утверждаться собранием кредиторов, если их размер превышает ____________________ балансовой стоимости активов.
• 20%

42. Нерезиденты были допущены на российский валютных рынок начиная с года
• 1993

43. К специальным методам государственного регулирования относится метод:
• балансовый

44. Системовоспроизводящими функциями государственного регулирования ВЭД являются:
• упрочение и расширение поля страны в мировом экономическом и политическом пространстве

45. Формирование научных предпосылок принятия управленческих решений в рыночных условиях — это главная функция .
• прогнозирования

46. Основной формой поддержки депрессивных регионов является:
• концентрация методов и механизмов поддержки предпринимательства

47. Решение о банкротстве принимается только
• арбитражным судом

48. Одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее собой комплекс мероприятий, направленных на формирование конкурентной среды, — это политика .
• антимонопольная

49. Изменения в фискальной и денежной политике влияют на:
• инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства

50. К основным функциям государства относятся:
• обеспечение социальной защиты и социальных гарантий

51. Совокупность денежных отношений, проявляющихся в формировании и использовании централизованных денежных фондов в целях удовлетворения общественных потребностей — это:
• финансы государства

52. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает:
• государственно-правовой механизм

53. Регионы, которые характеризуются чрезмерно низкими душевными доходами населения и недостаточным производственным и финансовым потенциалом, — это регионы .
• отстающие в экономическом отношении

54. Первый этап (советский) организации управления ВЭД в новейшей истории нашей страны был в:
• 1918-1986 годы

55. Важнейшей ролью государственного сектора является:
• аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на экономические цели

56. Объем золотовалютных резервов в 2005 году по сравнению с 2004 вырос на:
• 24%

57. Инструментами политики валютных ограничений является:
• запрет свободной продажи валюты

58. Целью управления государственной собственностью является:
• увеличение доходов федерального бюджета и оптимизация структуры собственности

59. Количество чужой валюты за единицу национальной, а также кросс курсы валют — это:
• обратная котировка

60. Совокупность долгосрочных и краткосрочных мер, направленных на создание оптимальных условий функционирования национальной валютной системы, — это:
• валютно-кредитная политика

61. К основным документам, регламентирующим территориальное развитие экономики в стране, относится схема:
• генеральная

62. В функции Управления уполномоченного Минэкономразвития и торговли РФ входит:
• обеспечение мер государственного контроля и регулирования ВЭС в регионе

63. Общегосударственные органы власти в регионе представляет:
• Аппарат Полномочного представителя Президента РФ

64. Цель прогнозирования состоит в:
• создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития экономики

65. Государственный сектор в рыночной экономике активно используется как:
• средство регулирования для достижения многих государственных социально-экономических целей

66. Государственный сектор через Центральный банк выполняет функцию
• определения процентных ставок и оказание воздействия на валютный курс

67. Государственные Минимальные Социальные Стандарты применяется для определения показателя
• прожиточного минимума

68. Нерезиденты — это:
• находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические представительства

69. Для советского этапа управления ВЭД характерна:
• внешнеэкономическая модель плановых взаимосогласованных поставок преимущественно со странами Совета Экономической Взаимопомощи

70. Целью долгосрочной социально-экономической политики Правительства РФ является:
• последовательное повышение уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина

71. Сокращение государственного вмешательства в финансово-кредитную сферу с целью стимулирования рыночного хозяйственного механизма — это:
• дерегулирование

72. Удельный вес организаций государственной формы собственности составляет:
• 73%

73. Государство, используя банкротство, не преследует цель
• роста занятости

74. Снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам — это:
• девальвация

75. Способ обработки и анализа статистических данных на основе равенства целого сумме частей — это метод .
• балансовый

76. Функция заработной платы, служащая основным средством трудовой деятельности рабочей силы определенного профессионального состава относится к функции
• воспроизводственной

77. Управление композицией внешнего долга — это:
• поддержание приемлемой для страны структуры внешней задолженности

78. Целью региональной политики является:
• укрепление экономического единства страны на основе принципов федерализма

79. Федеральная налоговая служба РФ осуществляет:
• учет налогоплательщиков

80. Формирование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и государственных предприятий, — это государственные .
• доходы

81. Устанавливаемые компетентными органами предельно допустимые изменения в природе — в ее элементах, популяциях и др., вносимые людьми в процессе их жизнедеятельности — это:
• экологические нормативы

82. В число основных задач Центрального банка России не входит:
• разработка структурной политики

83. Распределение и перераспределение средств происходит с помощью
• налоговой системы

84. Все валютные операции реализуются:
• через уполномоченные банки

85. Задачей региональной экономической политики является:
• укрепление экономических основ территориальной целостности РФ

86. Система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием субъектов Федерации, а также механизм их реализации — это политика .
• региональная

87. Транзитный валютный счет нужен для:
• зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте

88. Соотношение между двумя валютами, которое вытекает из их курса по отношению к курсу третьей валюты, — это:
• кросс курсы валют

89. Основной задачей региональной политики в сфере занятости является:
• защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий

90. Экономическая система, управление которой предполагает оптимальное сочетание рыночного механизма и государственного регулирования, — это:
• смешанная экономика

91. Для решения комплекса задач регионального развития государственные органы располагают:
• административными мерами ограничительного и поощрительного характера

92. К видам финансового механизма относятся:
• директивный и регулирующий

93. Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на:
• демонополизации экономики

94. Применительно к экономическому регулированию особое значение имеют статистические метод(-ы):
• экстраполяции

95. Управленческий процесс создания и поддержания соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и ситуацией на рынке, а также прогнозирование финансовой деятельности предприятия на длительный период — это:
• стратегическое планирование

96. Государственные Минимальные Социальные Стандарты применяются для определения показателя
• доходов

97. Основным методом регулирования естественных монополий является:
• ценовое регулирование

98. Особенности административных средств регулирования экономики заключаются в том, что они
• не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации

99. Определение размера зарплаты на уровне цены рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять необходимые материальные и духовные потребности, восстановление воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций зарплаты — это:
• главная цель совершенствования оплаты труда в условиях России

100. Официальный потолок заимствований — это:
• предельный абсолютный объем внешней задолженности на год

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

1. Дайте определения понятий

2. Валовой внутренний продукт (ВВП)

4. Полная занятость

5. Чистый экспорт (сальдо внешней торговли)

6. Система национальных счетов (СНС)

7. Валовой национальный продукт (ВНП)

8. Национальный доход (НД)

9. Национальное богатство (НБ)

Опишите модель круговых потоков в открытой и закрытой экономике.

Верно Неверно
Не следует ограничивать экономический рост
Налоги относятся к административным методам госрегулирования
Субсидии относятся к административным методам госрегулирования
Инвестиции относят к инъекциям в экономику
Небольшие темпы инфляции способствуют экономическому развитию
На цели экономики оказывает влияние тип экономической системы
Воспроизводственная структура – это деление экономики на отрасли
Покупка подержанного автомобиля не приведет к росту ВВП
Национальное богатство включает только материальные активы
ВВП создается только резидентами

1. На основании данных, приведенных в таблице, рассчитайте: ВВП по расходам; ВВП по доходам; чистый национальный продукт (ЧНП); национальный доход (НД); личный доход (ЛД); располагаемый доход (РД).

Показатель Млрд. ден. ед.
Личные потребительские расходы (С) 3 100
Амортизация (А)
Косвенные налоги на бизнес (КН)
Арендная плата (R)
Чистые инвестиции (Iчис)
Процент (%)
Трансфертные платежи (Тр)
Государственные закупки товаров и услуг (G) 1 700
Заработная плата наемных работников (з/пл.) 3 600
Дивиденды (Д)
Экспорт (Э)
Нераспределенные прибыли корпораций (НрП)
Доходы от индивидуальных вложений(ИДох)
Налоги на прибыль корпораций (НалП)
Взносы на социальное страхование (С/Страх)
Индивидуальные налоги (ИН)
Импорт (И)

2. В некоторой гипотетической экономике производятся и потребляются только яблоки и апельсины. Данные об объемах потребления и ценах за 1982 и 1991 гг. сведены в таблицу.

Продукт 1982 г. 1991 г.
Q1 P1 Q2 P2
Яблоки 1,50 2,00
Апельсины 1,00 1,40

1) Номинальный ВВП 1982 г.;

2) Номинальный ВВП 1991 г.;

3) Реальный ВВП 1991 г. в постоянных ценах 1982 г.;

4) Дефлятор ВВП для 1991 г.

ТЕМА 10. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ

И ДЕНЕЖНОМ РЫНКАХ. МОДЕЛЬ IS-LM

Дайте определение понятий

1. Совокупный спрос

2. Совокупное предложение

3. Равновесный объем ВВП

4. Потребительские расходы

6. Предельная склонность к потреблению

7. Спрос на деньги

8. Денежная масса

9. Денежный мультипликатор

10. Мультипликатор инвестиций

2. Актуальные вопросы темы

Опишите модель IS-LM. Как влияют на данную модель мотивы потребления и сбережения в современной российской экономике?

Верно Неверно
Инвестиции являются наиболее стабильной частью совокупного спроса
Эффект богатства относится к неценовым факторам совокупного спроса
В сумме предельная склонность к потреблению и сбережению равна 1
В точке нулевого сбережения весь доход тратится на потребление
В сумме средняя склонность к потреблению и сбережению равна 1
Вексель-это ценная бумага
Ликвидность-это способность актива превращаться в платежное средство
Спрос на деньги прямо пропорционален уровню цен
Спрос на деньги прямо пропорционален объему производства
М0– это наличные деньги

1. Опишите состояние денежно-кредитной сферы России в 2010 г. по таблице.

Показатель
I квартал II квартал III квартал IV квартал год
Денежная масса (агрегат М2), млрд. руб. (на конец периода) 15697,7 15996,5 17190,3 17909,2 20173,4 20173,4
изменение за период, % 16,3 1,9 7,5 4,2 12,6 28,5
изменение за период в реальном выражении, % 6,9 -1,3 6,2 2,3 10,0 18,1
Денежная база (в широком определении), млрд руб. (на конец периода) 6467,3 6363,9 7195,0 7126,0 8190,3 8190,3
изменение за период, % 15,9 –1,6 13,1 –1,0 14,9 26,6

2. Представленные данные характеризуют функцию потребления (в млн долл.).

ВВП
Потребительские расходы

1. Объём равновесного ВВП при условии, что величина инвестиций равна 120 млн долл., а правительственные расходы равны 0.

2. Как изменится объем равновесного ВВП, ели величина инвестиций снизится в 2 раза?

3. Если при доходе в 40 000 ден. ед. расходы домохозяйства на сбережения составляют 10 000 ден. ед., то чему равна средняя склонность к потреблению?

4. Предположим, что состояние равновесия в макроэкономике достигается при ВНП, равном 60 млрд дол. Уровень потребления при этом равен 40 млрд дол. Объем инвестиций также составляет 20 млрд дол. В экономике появились новые возможности для увеличения инвестиций на 10 млрд дол., предельная склонность к потреблению равна 2/3. Определите, на сколько добавочные инвестиции вызовут приращение ВНП.

5.Экономика характеризуется следующими данными: Y = C + I + G + Xn; С = 200 + 0,5Di (где Di– располагаемый доход); I = 150 + 0,2Y; G = 200; t = 0,2 (где t– ставка налога); Хn=150 – 0,1Y. Рассчитайте равновесный уровень дохода и величину мультипликатора автономных расходов.

6. Спрос на деньги для сделок составляет 15 % от объёма ВВП. Спрос на деньги со стороны активов представлен в таблице.

Ставка банковского процента, %
Спрос на деньги со стороны активов, ден. ед.

Предложение денег равно 650 ден. ед.

Определите равновесную ставку банковского процента при объёме ВВП, равном:

Читайте также: