Неуплата налогов коап рб

Опубликовано: 15.05.2024

Вчера, 1 марта, вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП). Новая редакция документа содержит в том числе изменения в сфере ответственности за нарушения налогового законодательства. Административная ответственность за нарушения против порядка налогообложения определяется теперь главой 14 (ранее – глава 13) Кодекса. В обзоре изменений номера статей старой редакции КоАП указаны в скобках. Разбираемся, что важно помнить бизнесу.

Исключение составов административных правонарушений из КоАП

В новой редакции КоАП упразднена ответственность за следующие нарушения налогового законодательства:

  • Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 13.1. старого КоАП). При этом за деятельность без постановки на такой учет ответственность сохранена в ст. 14.1. КоАП.
  • Отсутствие при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг документа об уплате единого налога или справки (ст. 13.13. старого КоАП).

Изменения в части ответственности за отдельные правонарушения

1. Изменены размеры штрафов за совершение отдельных правонарушений

    За осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе (ст. 14.1. (13.2.) КоАП) юрлицу придется заплатить 10% (ранее – 20%) от суммы доходов, полученных в результате такой деятельности.

За отсутствие у налогового агента учета выплаченных плательщику доходов, либо неотражение / неполное отражение в учете данных доходов, повлекшие за собой доначисление сумм налогов, сборов (ч. 1 ст. 14.3. (ч. 1. ст. 13.5.) КоАП) наступает ответственность в виде штрафа на ИП - от 2 до 25 б.в. (ранее – от 2 до 50 б.в.), а на юрлицо - от 5 до 50 б.в. (ранее – от 5 до 100 б.в.).

За непредставление в установленный срок сведений, которые необходимо представлять для осуществления налогового контроля (ч. 1 ст. 14.6. (ч. 1 ст. 13.8.) КоАП) теперь установлен штраф на должностное лицо юрлица или на ИП в размере до 20 б.в. (ранее был установлен нижний предел – 2 б.в.).

2. Предупреждение теперь не является административным взысканием
Теперь оно исключено в том числе из санкций статей главы 14 КоАП. Согласно новому КоАП предупреждение применятся в качестве профилактической меры воздействия на нарушителя.

Изменения в части оснований для привлечения к ответственности

Увеличен нижний порог суммы неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, с которой наступает ответственность по ч. 9 ст. 14.4 (ч. 9 ст. 13.6.) КоАП. Теперь нарушением считается неуплата или неполная уплата таких платежей на сумму более 40 б.в (ранее – более 10 б.в.).

Изменения оснований неприменения ответственности

1. В отношении всех налоговых правонарушений
Примечание к Главе 14 КоАП дополнено условием, согласно которому правонарушением не считается нарушение налогового законодательства, допущенное вследствие исполнения разъяснений уполномоченных гос. органов по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных в письменной или электронной форме.

2. Для иностранных организаций
В новом КоАП введены основания для неприменения ответственности к иностранной организации в случае оказания услуг в электронной форме физлицам (в т.ч. ИП) в Республике Беларусь:

  • Не является административным правонарушением непредставление в установленный срок в налоговый орган иностранной организацией налоговой декларации по НДС по оказанию данных услуг, если просрочка представления составила не более 30 рабочих дней (прим. к ст. 14.2. КоАП).
  • Ответственность не применяется, если иностранная организация допустит неуплату (неполную уплату) НДС при оказании таких услуг также с просрочкой не более 30 рабочих дней (прим. 7 к ст. 14.4. КоАП).

3. При неуплате / не удержании налога
Доработаны случаи, когда неуплата (неполна уплата) налогов, сборов (пошлин), а также не удержание и (или) не перечисление суммы налога, сбора (пошлины) не признаются административным правонарушением (прим. к ст. 14.4. (13.6.) и 14.5. (13.7.) КоАП):

  • Неуплата налога теперь не будет признаваться административным правонарушением, если такая неуплата допущена по причине отсутствия денежных средств не только на текущих (расчетных) счетах, но и в электронных кошельках плательщика (электронных денег) при условии, что плательщик своевременно направит в банк платежные инструкции на исполнение налогового обязательства в полном объеме без последующего отзыва.
  • Введено условие о том, когда акт камеральной проверки не составляется, внесение корректировок в декларацию, уплата (удержание и перечисление) налогов должны быть произведены до начала ведения административного процесса.
  • В прим. к ст. 14.4. (13.6.) КоАП скорректировано условие о неприменении ответственности при представлении измененной либо дополненной налоговой декларации до начала проверки на основании информации от Департамента финансовых расследований КГК.

4. При непредставлении необходимых документов
За непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений (прим к ст. 14.6. (13.8.) КоАП) теперь не наказывают:

  • Если просрочка представления составила не более одного рабочего дня при любой длительности установленного срока (ранее срок должен был превышать 2 рабочих или календарных дня).
  • При выставлении (направлении) электронной счет-фактуры позже установленного срока, но до подачи декларации по НДС за соответствующий отчетный период.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ


Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.
Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

Согласно новому КоАП, действующему с 1 марта 2021 года, административная ответственность за некоторые правонарушения смягчена, по части нарушений размеры штрафов остались неизменны, а часть статей из действующего КоАП в новом отсутствует.

К примеру, в новом КоАП отсутствует административная ответственность:

— за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при наступлении сроков уплаты налогов, сборов (пошлин) и просрочке более 2 рабочих дней при совершении административного правонарушения должностным лицом юрлица, более 5 рабочих дней — иным физлицом, не являющимся ИП ;

— отсутствие при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг документа об уплате единого налога или справки . Напомним, что обязанность хранить в местах осуществления деятельности документы об уплате единого налога с ИП и иных физлиц отменена с 01.01.2021 .

Снижен верхний предел штрафа за воспрепятствование проведению проверки. С 01.03.2021 данное правонарушение влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ. В настоящее время размеры штрафа за это нарушение составляют от 10 до 50 БВ .

За неисполнение письменного требования (предписания) пределы штрафа не меняются. Как и ранее, он налагается в размере до 20 БВ, а предупреждение не применяется .

Следует отметить, что такая мера, как предупреждение исключено из числа взысканий за нарушения. Это связано с тем, что предупреждение отнесено к профилактическим мерам воздействия и применятся как одно из общих условий освобождения от административной ответственности .

Ответственность за нарушения против порядка налогообложения определена гл. 14 нового КоАП. Напомним, в КоАП, действ. до 01.03.2021, ответственность за данные нарушения предусмотрена гл. 13.

Терминология определения плательщика, налога, сбора (пошлины), налоговой декларации (расчета), дня назначения проверки, размера базовой величины, а также методика сложения налогов для целей наложения административной ответственности по сравнению с КоАП, действ. до 01.03.2021, не изменились . При этом в новом КоАП предусмотрено дополнительное примечание 7 к гл. 14, устанавливающее, что не признается административным правонарушением против порядка налогообложения нарушение, которое допущено вследствие исполнения разъяснений уполномоченных государственных органов, полученных в письменной или электронной форме. Однако эта норма действует и сейчас на основании п. 17 ст. 4 Закона N 159-З.

Штраф за осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе на юрлицо снижен с 20% до 10% от доходов, полученных в результате осуществления деятельности без постановки на учет в налоговом органе, и определяется только за каждый полный месяц просрочки (ст. 14.1 нового КоАП, ст. 13.2 КоАП, действ. до 01.03.2021).

Административная ответственность за нарушение срока представления налоговой декларации (расчета) на должностных лиц организаций не меняется. При этом исключено указание в санкции ИП. Однако исходя из норм ч. 1 ст. 4.6 нового КоАП за данное правонарушение ИП несет административную ответственность в соответствии с санкцией, предусмотренной для физлица. При просрочке не более 3 рабочих дней — штраф в размере до 1 БВ, при просрочке более 3 рабочих дней — в размере 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ. За повторное нарушение – штраф на ИП в размере 3 БВ за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 20 БВ .

Вдвое снижены верхние пределы штрафа за отсутствие у налогового агента учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику доходов либо неотражение (неполное отражение) налоговым агентом в учете выплаченных (выданных в натуральной форме) доходов, повлекшие за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлине): на ИП — с 50 БВ до 25 БВ, на юрлицо — с 100 БВ до 50 БВ .

За непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений исключен нижний порог предела штрафа. Штраф будет налагаться в размере до 20 БВ .

Увеличен размер неуплаты взносов в бюджет ФСЗН, при котором налагается штраф. С 01.03.2021 это сумма более 20 БВ. Ранее таким порогом являлась сумма более 10 БВ. Административная ответственность применяется к должностным или иным уполномоченным лицам плательщика либо ИП или иным физлицам, предоставляющим работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам. Ранее меры ответственности применялись и к юрлицу .

Размеры штрафов за неуплату (неполную уплату) налогов, сборов (пошлин), а также за невыполнение (выполнение не в полном объеме) налоговым агентом обязанности по удержанию, перечислению сумм налогов, сборов (пошлин) не меняются . При этом дополнено условие непризнания указанных нарушений административным правонарушением. Так, административная ответственность не применяется, если налоговое обязательство не исполнено по причине отсутствия не только денежных средств на текущих (расчетных) банковских счетах, но также электронных денег в электронных кошельках, достаточных для исполнения обязательства. Сохранено условие неприменения ответственности при подаче уточенной декларации (расчета) и уплате (удержании и перечислении) суммы налога до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены эти нарушения, по камеральным проверкам, — до составления акта. При этом дополнено, когда акт камеральной проверки не составляется, внесение корректировок в декларацию и уплата (удержание и перечисление) налогов должны быть произведены до начала ведения административного процесса .

Кроме того, установлены условия неприменения административной ответственности в случаях:

непредставления декларации по НДС и неуплаты (неполной уплаты) НДС иностранной организацией по оказанию услуг в электронной форме физлицам (в т.ч. ИП), приобретающим услуги в электронной форме в Республике Беларусь, если просрочка составила не более 30 рабочих дней .

непредставления должностным или иным уполномоченным лицом или ИП документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, если просрочка составила не более 3 рабочих дней .

Следует также отметить, что для цели непризнания административным правонарушением неуплаты (неполной уплаты) налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, неисполнения (ненадлежащего исполнения) иных обязательств продлен срок устранения нарушений либо возмещения причиненного вреда. По КоАП, действ. до 01.03.2021, данный срок составляет не позднее 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС . С 01.03.2021 для этой цели устранить нарушения, возместить причиненный вред необходимо не позднее 10 рабочих дней со дня вручения проверяющим (руководителем проверки) или направления проверяемому лицу (его представителю) акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, или обнаружения административного правонарушения (в случаях, когда проверка не проводилась) .

1. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) –

влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, а на юридическое лицо – в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.

2. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности и выявленные в результате камеральных проверок, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до восьми базовых величин.

3. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности (за исключением выявленных в результате камеральных проверок), если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) составляет более одного, но не более трех процентов от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, –

влекут наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.

4. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности (за исключением выявленных в результате камеральных проверок), если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) составляет более трех, но не более пяти процентов от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, –

влекут наложение штрафа в размере от двенадцати до шестнадцати базовых величин.

5. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности (за исключением выявленных в результате камеральных проверок), если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) превышает пять процентов от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, –

влекут наложение штрафа в размере от шестнадцати до двадцати базовых величин.

6. Неуплата или неполная уплата физическим лицом, не являющимся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, – плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные по неосторожности, если неуплаченная или не полностью уплаченная сумма налога, сбора (пошлины) превышает одну базовую величину, –

влекут наложение штрафа в размере пятнадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее пяти десятых базовой величины.

7. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица умышленно, –

влекут наложение штрафа в размере от сорока до ста двадцати базовых величин.

8. Неуплата или неполная уплата физическим лицом, не являющимся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, – плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные умышленно, –

влекут наложение штрафа в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.

9. Неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом платежей, взимаемых таможенными органами, на сумму более сорока базовых величин, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы, но не менее двух базовых величин.

10. Деяния, предусмотренные частями 7 и 8 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от ста до двухсот базовых величин.


Примечание. 1. По административным правонарушениям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, суммы штрафов исчисляются с суммы превышения доначисленных налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года) над суммой таких налогов, сборов (пошлин), уменьшенных за тот же период. Настоящее положение не применяется в отношении правонарушений, выявленных в результате камеральных проверок, а также правонарушений, связанных с необоснованным зачетом разницы между суммой налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и общей суммой этого налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в счет уплаты налогов, сборов (пошлин).

2. Не являются административным правонарушением, предусмотренным частями 1–6 настоящей статьи, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими:

не исполнено налоговое обязательство по причине отсутствия на их текущих (расчетных) банковских счетах денежных средств (в их электронных кошельках электронных денег), достаточных для исполнения своевременно направленной плательщиком (иными обязанными лицами) платежной инструкции (платежных инструкций) в банк на исполнение такого налогового обязательства в полном объеме без последующего отзыва;

внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной проверки, – до составления акта проверки либо до начала ведения административного процесса в случаях, когда акт камеральной проверки не составляется в соответствии с налоговым законодательством), а при отсутствии необходимости внесения в налоговую декларацию (расчет) изменений и (или) дополнений – уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до составления акта камеральной проверки либо до начала ведения административного процесса в случаях, когда акт камеральной проверки не составляется в соответствии с налоговым законодательством.

3. Не являются административным правонарушением, предусмотренным частями 1–7 настоящей статьи, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора, если ими на основании информации Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля о выявленных фактах совершения хозяйственных операций с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение об установлении оснований, указанных в пункте 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь, до назначения проверки в налоговый орган представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями и в полном объеме уплачена причитающаяся сумма налога, сбора.

4. Административные взыскания, предусмотренные частями 1, 6 и 8 настоящей статьи, в случае частичного добровольного исполнения налогового обязательства налагаются по правилам, установленным статьей 7.7 настоящего Кодекса, в части суммы налога, сбора (пошлины), на которую налоговое обязательство исполнено. В случае, если в соответствии с частями 1, 6 и 8 настоящей статьи штраф подлежит применению в минимальном размере, в два раза уменьшается величина, исчисленная пропорционально уплаченной сумме налога, сбора (пошлины).

5. Минимальные и максимальные размеры административных взысканий, предусмотренных частями 2–5, 7 и 10 настоящей статьи, в случае частичного добровольного исполнения налогового обязательства уменьшаются по правилам, установленным статьей 7.7 настоящего Кодекса, пропорционально уплаченной сумме налога, сбора (пошлины).

6. Не являются административным правонарушением деяния, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, если такие деяния связаны с представлением действительного (полученного законным путем), заполненного в соответствии с международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь, документа о происхождении товаров, выдаваемого уполномоченным органом иностранного государства и впоследствии не признанного таможенным органом Республики Беларусь.

7. Не являются административным правонарушением, предусмотренным частями 1 и 2 настоящей статьи, неуплата или неполная уплата плательщиком – иностранной организацией суммы налога на добавленную стоимость по оказанию услуг в электронной форме физическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям), приобретающим услуги в электронной форме в Республике Беларусь, если просрочка уплаты или неполной уплаты суммы налога составила не более тридцати рабочих дней.

  • 8894 13
  • 01 марта 2021, 08:04
  • КоАПБеларусьдатазаконважно знать
С 1 марта обновили КоАП. Какие и за что теперь штрафы

С 1 марта в Беларуси заработал обновленный Кодекс об административных правонарушениях. Среди прочего он содержит новшества и для водителей, предусмотрено ужесточение ответственности за использование незарегистрированной символики, изменения в части нарушений валютного законодательства. Также вводится ответственность за нарушения по персональным данным, появился новый вид административного наказания — общественные работы. TUT.BY рассказывает, что меняет обновленный КоАП.

Повысили штрафы и срок административного ареста за несанкционированные акции

Существенные изменения внесли в известную статью 23.34 (теперь это статья 24.23 КоАП). Чиновники ужесточили ответственность за участие в несанкционированных массовых мероприятиях, заметно подняли штрафы и срок административного ареста.

Так, максимальный размер штрафа по этой статье увеличили с 30 до 100 базовых величин (с 870 до 2900 рублей). При привлечении по этой статье повторно смогут оштрафовать на сумму до 200 базовых величин или 5800 рублей (было — 50 базовых или 1450 рублей).

В обновленном КоАП максимальный срок административного ареста за участие в несанкционированных массовых мероприятиях, то есть одно правонарушение, по-прежнему составляет 15 суток. А вот за повторное в течение года участие в несанкционированном массовом мероприятии грозит от 15 до 30 суток. При этом 30 суток — максимально возможный срок административного ареста, даже если совершено сразу несколько правонарушений (раньше было 25 суток).

Еще одно изменение — раньше при участии в незаконном массовом мероприятии можно было получить предупреждение, теперь такая мера из КоАП исключена как мера административного взыскания. При этом ввели новый вид административного взыскания — общественные работы.

В срок административного ареста по-прежнему будут засчитывать срок задержания.

Подробнее прочитать про то, как изменятся размеры штрафов, можно по ссылке.

Какие штрафы будут за запрещенные флаги и символы

Со вступлением в силу изменений смогут наказывать и за «незаконное использование и изготовление флагов и символов» (статья 24.26). За «использование запрещенных законодательными актами флагов, вымпелов, плакатов, эмблем или символов, а равно изготовление таких флагов, вымпелов, плакатов, эмблем или символов с целью их распространения» — штраф от 5 до 20 базовых величин (от 145 до 580 рублей), на индивидуального предпринимателя — от 10 до 40 базовых величин, на юридическое лицо — от 20 до 60 базовых величин.

БЧБ-символика сейчас не запрещена законодательными актами.

Справка TUT.BY. В новом КоАП появилось разделение правонарушения в зависимости от характера и степени общественной вредности: административные проступки, значительные административные правонарушения, грубые административные правонарушения. В зависимости от категории устанавливается не только наказание, но и сроки погашения административной ответственности: проступок — со дня исполнения постановления (к примеру, оплаты штрафа), значительное правонарушение — через шесть месяцев, грубое правонарушение — через год. Ранее по всем правонарушениям был установлен один срок — год, а это влияет на наказание в случае повторного нарушения КоАП.

Эксперты ранее отмечали, что с 1 марта должны быть прекращены дела об административных правонарушениях, по которым, согласно новой редакции КоАП, истекли сроки наложения административных взысканий.

Как будут отправлять на общественные работы

Общественные работы наравне со штрафами и административным арестом будут применять как основное административное взыскание. Такие работы предполагают выполнение в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, которые направлены «на достижение общественно полезных целей».

Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 часов, их можно выполнять не больше 4-х часов в день. То есть они могут занять от 2 до 15 дней.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

За неповиновение также будут наказывать по-новому

В обновленном КоАП значительно усилена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий (в новом КоАП это статья 24.3).

Так, за неповиновение сотруднику милиции, например, за отказ проехать в РУВД для дачи пояснений либо установления личности, максимальный штраф увеличили с 50 до 100 базовых величин (с 1450 до 2900 рублей). Максимальный срок административного ареста остался прежним — до 15 суток. При этом за такое нарушение ввели наказание в виде общественных работ.

Родителей будут штрафовать за участие детей в несанкционированных акциях

В КоАП внесли дополнение, которое касается ответственности за вовлечение несовершеннолетних в участие в собрании, митинге, уличном шествии,
демонстрации, пикетировании, другом массовом мероприятии, которое проводится с нарушением. Проще говоря, родителей будут наказывать за участие их детей в несанкционированных мероприятиях.

За такое нарушение предусмотрен штраф от 5 до 30 базовых величин — от 145 до 870 рублей.

— В том случае, если родители не обеспечивают права, свободу ребенка и его защиту, то соответственно превентивно должно действовать государство. Вот откуда появляются такие меры, — заявили в эфире «Беларусь-1» заместитель главы администрации Ольга Чуприс, заместитель главы Администрации президента. — Соответственно в статье 19.4 КоАП будет дополнение, касающееся ответственности родителей за то, что они вовлекают детей в массовые мероприятия несанкционированного порядка. Тем самым наносят угрозу жизни и здоровью детей.

За оскорбление должностного лица можно получить штраф до 5800 рублей

Обновленный КоАП предполагает за оскорбление штраф до 30 базовых (до 870 рублей). Раньше было до 20 базовых (до 580 рублей).

За оскорбление в публичном выступлении, СМИ, интернете можно получить штраф от 10 до 200 базовых величин (от 290 до 5800 рублей), или общественные работы, или административный арест. Для юрлица предусмотрен за это штраф от 30 до 200 базовых — от 870 до 5800 рублей.

При этом за оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий можно получить штраф от 20 до 30 базовых (от 290 до 870 рублей). А если этом сделать в публичном выступлении, СМИ, интернете, штраф будет от 10 до 200 базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а для юрлица — штраф от 30 до 200 базовых.

Ранее за оскорбление должностного лица предусматривался только штраф до 50 базовых величин.

За сигнал могут лишить прав. Что изменилось для водителей

Обновленный КоАП среди прочего содержит новшества и для водителей: есть случаи, когда ответственность ужесточилась, но есть и пункты, по которым наказание стало более либеральным. Например, в некоторых случаях водители смогут не платить штраф, а обойтись предупреждением.

Если коротко про некоторые важные новшества для водителей, то для них:

  • Ужесточили наказание за умышленную блокировку дорог — штраф может быть от 6 до 50 базовых (было — от 6 до 10 базовых). Такой же штраф прописали и для водителей за блокирование дорог в местах проведения массовых мероприятий или повлекшее создание аварийной обстановки (за это нарушение могут также лишить прав от года до двух лет). Это прописано в статье 18.1 КоАП.
  • Водителя, который нарушает правила пользования звуковыми сигналами, могут наказать штрафом до трех базовых (87 рублей), а если подать сигнал в местах проведения массовых мероприятий, то штраф может быть до 10 базовых с лишением прав на срок до года или без лишения (статья 18.13 КоАП).

Водителей коснется также такое новшество в КоАП, как освобождение от административной ответственности с помощью предупреждения (статья 8.3). Речь идет об административных проступках, то есть о незначительных нарушениях. Чтобы избежать штрафа, нужно соблюсти два условия: водитель должен быть согласен с правонарушением и до этого в течение года такого же правонарушения он не совершал. К примеру, на непройденный техосмотр или разговор по телефону это новшество будет распространяться, а на нарушение скоростного режима — нет.

Выросли максимальные штрафы для лихачей.

Ввели систему градации опьянения для водителей.

Подробнее про новшества, которые ввели для водителей с 1 марта обновленным КоАП, можно прочитать по ссылке. Кроме того, для автомобилистов появились изменения и в ПИКоАП.

Про штрафы за разглашение персональных данных

В обновленном КоАП появилась статья 23.7, которая устанавливает ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных. Эксперты ранее поясняли, что административная ответственность по данной статье может быть наложена как по требованию потерпевшего, так и без его требования (по инициативе правоохранительных органов). Протоколы будут составлять в милиции, дела будут рассматривать в суде.

При каких совершении каких действий предусмотрена ответственность.

1. Умышленные незаконные сбор, обработка, хранение или предоставление персональных данных.

2. Нарушение прав физического лица, связанных с обработкой персональных данных.

Штраф (п. 1 и 2): до 50 базовых величин (ранее эта сумма составляла 1450 рублей, одна базовая величина равна 29 рублям), для лица, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью — от 4 до 100 базовых величин (от 116 до 2900 рублей).

3. Умышленное незаконное распространение персональных данных, штраф — до 200 базовых величин (на сегодня эта сумма составляет 5800 рублей).

4. Несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных, штраф — от 2 до 10 базовых величин (от 58 до 290 рублей) — для физического лица, от 10 до 25 базовых величин (от 290 до 725 рублей) — для ИП, от 20 до 50 базовых величин (от 580 до 1450 рублей) — для юридического лица.

Раньше было два случая, когда могли привлечь к ответственности за нарушения в сфере персональных данных: разглашение персональных данных лицом, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, а также нарушение правил защиты информации.

Что прописали в КоАП по СМИ и интернет-ресурсам

Существенное изменение претерпела статья о нарушении законодательства о средствах массовой информации и интернет-ресурсах (статья 23.5 КоАП). Предусмотрена, к примеру, ответственность владельца интернет-ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, за информацию, распространение которой запрещено в соответствии с законодательными актами (к примеру с телеграм-канала, который признан экстремистским, отмечал ранее эксперт) — штраф до 20 базовых, а на юрлицо — до 100 базовых.

Что касается СМИ, то также введена ответственность за получение иностранной помощи, а также от анонимных источников для финансирования средств массовой информации. За это предусмотрен штраф до 50 базовых с конфискацией полученных средств и (или) другого имущества.

Изменения по взносам в ФСЗН

С 1 марта ввели новшества также по взносам в Фонд соцзащиты населения — обязательным страховым и на профессиональное пенсионное страхование. Изменения касаются ответственности за нарушения по уплате этих взносов.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

К примеру, чиновники пересмотрели ответственность за неуплату или неполную уплату этих взносов в бюджет фонда. С 1 марта для нанимателей (речь не только про организации, но и индивидуальных предпринимателей и физлиц, которые предоставляют работу по трудовым и гражданско-правовым договорам) поднимут «потолок» по неуплате взносов в ФСЗН, при котором дают штрафы, — с 10 до 20 базовых величин (с 290 до 580 рублей). Если превысить эту сумму, то «светит» штраф от 2 до 20 базовых величин (от 58 до 580 рублей). Проще говоря, если наниматель не заплатит вовремя в бюджет ФСЗН взносы за своих работников больше чем 580 рублей, то он может получить штраф.

Также уточнили, кого могут привлекать к административной ответственности за долги перед фондом.

Какие новшества по валютному законодательству

В новой редакции КоАП также есть изменения в части нарушений валютного законодательства. К примеру, с 1 марта изменили сроки наложения административного взыскания и привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения в сфере валютного регулирования. До 1 марта данный срок составляет 3 года со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения (как для физических, так и для юридических лиц).

Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY

Сейчас сроки дифференцируются в зависимости от того, кто совершил правонарушение. Если физлицо, то взыскание налагается не позднее 2 месяцев со дня совершения, а если правонарушение длящееся — со дня обнаружения/прекращения (если правонарушение обнаружено после его прекращения). Если же правонарушение совершил ИП (если оно связано с осуществляемой предпринимательской деятельностью) или юрлицо — не позднее 3 лет со дня совершения административного правонарушения и 6 месяцев со дня его обнаружения.

Читайте также: